Игорь корнелюк - биография, информация, личная жизнь. Игорь Корнелюк: После похорон боль стала все глубже и глубже Игорь корнелюк что с ним сейчас

У НАС В КОМПАНИИ ЧЕРНЫЙ ДЕНЬ - нету больше Игоря Корнелюка. Наш коллега не вернулся из боя - Игоря убило под обстрелом когда-то мирного города Луганска. Никто из нас не может осознать этой смерти. Игорь, ты ведь живой?

Лилия Хакимова, корреспондент ГТРК "Ямал": «Ей, БОГУ, я даже не знаю, что говорить… Пускай кто-нибудь другой пока скажет».

Марина Ковалева, корреспондент ГТРК "Ямал": «Он меня на работу принимал 4 года назад. Никого не было здесь. Пришла зеленая вся, боялась. Он так терпеливо всему научил. Самый, наверное, отзывчивый из знакомых мне журналистов. Как старший брат у нас всех здесь. Всегда с любой проблемой - сразу с Корнелюку…»

Ринат Джумалин, корреспондент ГТРК "Ямал": «Нужно остановить это. Правда, я не знаю какими способами. Так нельзя».

Нам сейчас очень трудно, мы лишились человека, с которым привыкли делить чашку кофе, тонкий анекдот, любые жизненно-профессиональные темы и проблемы. Кстати, о жизни - у Игоря жена и маленькая дочка. Они сразу осиротели, но я не буду вам, нашим телезрителям, о них говорить - им больнее, чем всем нам. Такая боль стучит, звучит и кричит.

Анна Соколова, корреспондент филиала ВГТРК ГТРК «Ямал»: «Тяжело говорить в прошедшем времени об этом человеке, больно, страшно, обидно как-то за всех… Пришло сразу ощущение, что война - она рядом. Может коснуться абсолютно любого, абсолютно каждого. Этот человек выполняет свой долг, выполняет свою работу и погибает. До сих пор не верится, что это коснулось близкого нам человека…»

Евгения Любимская, корреспондент филиала ВГТРК ГТРК «Ямал»: «Всё-таки нужно при жизни говорить больше добрых, теплых, отзывчивых слов. И на самом деле для каждого из нас - это потеря. Каждый знает, каждый, каждый на себе почувствовал, хочется побольше таких людей и не хочется их терять».

Сергей Завальный, заместитель директора по РВ ВГТРК ГТРК «Ямал»: «Единственное, что я могу сказать и с чем сложно согласиться - с присутствием смерти, потому что всегда будешь протестовать… Потому что все равно будешь говорить, что смерти нет. И её не может быть. Поэтому на глазах возникают слезы и дрожит голос».

Чтобы написать этот текст, мне потребовалось немного времени, но очень много личной боли. И что ИГОРЯ действительно нет, я, наверное, до конца не понимаю.

Марина Вершинина, заместитель директора ВГТРК ГТРК «Ямал»: «Да все мы вряд ли осознаем реальность происходящего. Катя, его жена, в том числе. Она, конечно, говорит по телефону, пытается решать какие-то вопросы, но это сверху, а внутри - я думаю, что ещё наверняка не пришло осознание того, что ЭТО случилось. Что это произошло, что это уже реальность. Это какая-то новая, другая, ещё никому из нас не известная реальность…»

Александр Добрынин, директор ВГТРК ГТРК "Ямал": «Он был до такой степени добрый, отзывчивый человек. Так реагировал на… Мы ж такие толстокожие люди в профессии… Но он реагировал, он был живой, он был живой, настоящий… Я даже осознать это ещё не могу… Я даже не представляю, что это случилось…»

Война - это всегда убийство, это всегда предательство и горе. Это страшно и бессмысленно. Игорь, ты для нас живой!

Вечно с тобой ГТРК Ямал

Игорь Евгеньевич Корнелюк родился 16 ноября 1962 года в Бресте.

Его дед, Касьян Григорьевич, владел в Брестской области землёй. В 1939 году, когда пришла Советская власть, отдал свои земли и пошёл работать в депо, тем самым избежав раскулачивания. Отец Евгений Касьянович Корнелюк работал на железной дороге с 1959 года по 1988 год маневровым диспетчером в западном парке центрального района станции Брест-Восточный. Хорошо пел.

Образование

В шесть лет Игорь Корнелюк начал учиться в музыкальной школе. Он учился в Бресте в Средней школе № 4, а в выходные с 12 лет играл в ансамбле на ионике в Брестском Дворце культуры на танцах. После восьми классов в сентябре 1977 года поступил в Брестское музыкальное училище в класс композитора и музыканта Марка Русина, который писал музыку для Брестского драматического театра. В 1978 году переехал из Бреста в Ленинград к родственникам.

1978-1982 - музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова закончил с отличием и без усилий поступил в консерваторию.

1982-1987 - Ленинградская консерватория по классу композиции.

Женился, когда был студентом. Во время обучения на первом курсе родился сын Антон; после рождения сына И. Корнелюк зарабатывал, исполняя песни на свадьбах.

Творчество

На него как на композитора повлияло творчество Queen, джаз, «Могучая кучка».

С 1985 по 1988 год Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку.

В 1985 году записал первую пластинку: фирма «Мелодия» выпустила миньон «Мальчик с девочкой дружил» в исполнении Альберта Асадуллина.

В 1988 году Корнелюк начал сольную карьеру в телепрограмме «Музыкальный ринг», впервые выходит в финал фестиваля «Песня года-1988».

Написал музыку к спектаклям: «Трубач на площади» (Ленинградский Пушкинский театр 1982), «Крестики-нолики» (Театр комедии 1985), оперу для детей «Тяни-Толкай, или Айболит со Зверинской улицы» (Мюзик-Холл 1988), музыку к фильму «Музыкальные игры» (Ленфильм 1988).

Его песни исполняли Михаил Боярский - «Ходим по Парижу», Анне Вески - «Гороскоп», «Узнай», «Я не понимаю, что со мной», «Обезьяна», Е.Александров и Е.Спиридонова - «Милый», Эдита Пьеха - «Белый вечер», кабаре-дуэт «Академия» - «Я обиделась», Филипп Киркоров - «Примета», «Давай помиримся».

В 1990 году снялся в фильме «Куд-куд-куда, или Провинциальные истории с интермедиями и дивертисментом в финале», а в 1992 году был снят фильм «Пусть говорят» о его творчестве.

Телевидение[править | править вики-текст]
В 1999-2001 годах вёл программу «Папа, мама, я - спортивная семья» на телеканале РТР, также исполнял песню из этой программы. В 2013 году песня стала исполняться в программе «Наш выход». 18 мая 2014 года был членом жюри в шоу «Один в один».

Семья

  • Касьян Григорьевич Корнелюк - дед
  • Евгений Касьянович Корнелюк - отец, в прошлом маневровый диспетчер на ЖД (умер в 2012 году)
  • Нина Афанасьевна Корнелюк - мать
  • Марина Корнелюк - жена, музыкант, директор Игоря Корнелюка
  • Антон Корнелюк - (род. 1983) - сын


Песни

Игорь - автор более 200 популярных песен. Как композитор и автор-исполнитель Игорь написал музыку и исполнил следующие песни:
  • «Билет на балет»
  • «Будем танцевать»
  • «Возвращайся»
  • «Город, которого нет»
  • «Город за окном»
  • «Дожди»
  • «Дым»
  • «Клёво»
  • «Лунная дорога»
  • «Мало ли…»
  • «Месяц май»
  • «Милый»
  • «Пора домой»
  • «Ходим по Парижу»
  • «Я верю»
и другие.


Дискография

Диски с песнями Игоря Корнелюка :

1988 - «Билет на балет»
1990 - «Подожди»
1993 - «Я не могу так жить»
1994 - «Мои любимые песни» (Сборник)
1998 - «Привет, а это Корнелюк!»
2003 - «Саундтрек к сериалу «Бандитский Петербург»» (OST)
2010 - «Песни из кино» (Сборник)
2010 - «Тарас Бульба» (OST)
2010 - «Мастер и Маргарита» (OST)


Композиторская фильмография

1988 - «Музыкальные игры»
1990 - «Куд-куд-куда, или провинциальные истории с интермедиями и дивертисментом в финале»
1992 - «Пусть говорят»
2000 - «Бандитский Петербург»
2003 - «Небо и земля»
2003 - «Идиот»
2003 - «Повторение пройденного»
2004 - «Легенда о Тампуке»
2005 - «Честь имею»
2005 - «Мастер и Маргарита»
2006 - «Русский перевод»
2007 - «Мика и Альфред»
2009 - «Тарас Бульба»
2009 - «Правосудие волков»
2010 - «Если небо молчит»
2010 - «43-й номер»
2012 - «Поклонница»


Фильмография

1998 - Улицы разбитых фонарей - камео
2001 - Тайны следствия 1 - камео


Музыка для театра

1982 - «Трубач на площади» (Ленинградский Пушкинский театр)
1985 - «Крестики-нолики» (Театр комедии)
1988 - «Тяни-Толкай или Айболит со Зверинской улицы», опера для детей (Мюзик-Холл)

Игорь Корнелюк - российский композитор, музыкант, певец, Заслуженный деятель искусств РФ. Наиболее известен как автор композиции «Город, которого нет», звучащей в сериале «Бандитский Петербург », и других киношлягеров.

Биография Игоря Корнелюка

Игорь Корнелюк родился в семье, которая никак не была связана с музыкой. Только его бабушка, Мария Демьяновна , пела романсы, аккомпанируя себе на гитаре, а также вся родня, собираясь за столом, пела на праздниках. Как рассказывает Корнелюк , это семейное пение и стало для него начальной школой вокала: так как у мальчика был звонкий голос, его все время просили спеть, и маленький Игорь весь вечер под баян исполнял все, что знал.

«Я помню, как однажды открыл для себя, что если «до», «ми» и «соль» нажать одновременно, то звучит удивительно гармоничный аккорд. Это для меня было открытием не меньшим, чем теория относительности».

Родители Игоря Корнелюка - Нина Афанасьевна и Евгений Касьянович - были инженерами, и сначала не приветствовали желание сына заниматься музыкой профессионально. Однако профессор Белорусской государственной консерватории смог их убедить, что мальчику обязательно надо учиться музыке, и в шести лет Игоря отдали в музыкальную школу по классу фортепиано. Впрочем, в музыкальной школе Игорь учился, по его же словам, отвратительно, по сольфеджио у него стоял «кол». Что, однако, не мешало играть Игорю в ансамбле на танцах. Он приходил из школы, снимал пионерский галстук и шёл выступать.

В 9 лет Игорь уже написал первую песню «Россия, милая Россия, берёзок стройные стволы…».

В 5-м классе Игорь начал работать: по выходным он играл на ионике в ансамбле на танцах в городском Дворце культуры, получая за это чуть больше 29 рублей в месяц. А потом пришла первая любовь, но девочка бросила Игоря. Для него это стало большой трагедией и необходимостью излить в звуках то, что его переполняло.

«Любе я благодарен по гроб жизни, она сделала меня композитором! Появились наивные песенки про любовь. Слова у кого только не брал - у Есенина, Цветаевой, Ахматовой, даже добрался до Пастернака, вряд ли понимая тогда, о чём он пишет».

Игорь играл в музыкальной школе в ВИА «Улыбка», а также выполнял просьбы записать ноты мелодии и элементарный аккомпанемент полюбившейся песни.

В 1977 году, после 8-го класса, он поступил в Брестское музыкальное училище на теоретико-композиторское отделение. Параллельно играл в рок-ансамблях. Именно в этот год преподаватель сказала Игорю, что ему нужно ехать учиться в Ленинград, поскольку там самая сильная композиторская школа.

Так как поездка в Питер была спонтанной, Корнелюк прибыл без документов для поступления в музыкальное училище. О переводе из Брестского музыкального училища речи не шло - Игорю нужно было поступать заново на первый курс. До вступительных экзаменов была всего неделя - за это время Игорь сочинил цикл пьес для фортепиано, которые и принёс на экзамен. Принимать экзамен в училище был приглашен Владлен Павлович Чистяков , преподающий в Ленинградской консерватории инструментовку и композицию. Сдав экзамен, Игорь вышел в коридор, полностью уверенный в провале. Но через какое-то время открылась дверь, появился Владлен Павлович, подошёл к Игорю и сказал: «Поздравляю, молодой человек! Я буду иметь честь Вас учить». Все четыре года они прошли вместе и отношения их были очень тёплыми.

По словам Игоря, годы учебы в Музыкальном училища при Ленинградской Государственной Консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова были для него самыми плодотворными с точки зрения образования. Именно в училище Игорь вплотную занялся композицией и впервые серьёзно приблизился к изучению оркестра.

Там же, в музыкальном училище, в 1979 году Игорь познакомился с Региной Лисиц , в будущем - его постоянным соавтором. Свою первую совместную песню «Кто сказал: пройдет?» они написали к студенческому капустнику.

В конце 4-го курса музыкального училища Игорь получил свой первый в жизни заказ на написание музыки. В то время в Академическом театре драмы имени Пушкина готовился премьерный спектакль «Трубач на площади », в котором главную роль играл молодой тогда актер-дебютант Николай Фоменко . Игорю поручили написать музыку к этому спектаклю. Он отнёсся к заказу очень серьёзно. Написав партитуру, он пригласил для записи фонограммы музыкантов из оркестра имени В.П. Соловьева-Седова Ленинградского радио и телевидения.

Следующей ступенью в образовании для Игоря Корнелюка стала консерватория. За время учёбы в консерватории (по классу композиции) Игорь написал музыку к научно-популярному фильму о нуждах колхозов, музыку к спектаклю «Крестики-нолики » (Театр Комедии имени Н.П. Акимова, 1985 г.), симфонию, четыре пьесы для фортепиано, несколько фортепианных циклов, цикл романсов (8) на стихи Пастернака , цикл романсов на стихи Ахматовой , цикл романсов на стихи Мустая Карима , хоровой цикл на стихи Пушкина , струнный квартет. Все его произведения исполнялись студентами консерватории.

На становление Игоря Корнелюка как композитора, по его словам, оказала влияние самая разная музыка: в юности - QUEEN, в музыкальном училище - джаз, в консерватории - творчество музыкантов «Могучей кучки» (Н.А. Римский-Корсаков, М.П. Мусоргский, А.П. Бородин). Игорь даже написал рок-сюиту с использованием интонаций и музыкального строя великих композиторов.

Хитмейкером Игорь Корнелюк стал на спор. По словам Игоря, Александр Морозов , однокурсник и к тому времени уже маститый композитор, сказал как-то ему в доверительной беседе: «Старик, знаешь, в чем разница между мной и тобой? Ты человек хорошо обученный, а я талант. Вот ты пишешь сложную музыку для подготовленного слушателя, а я – простые песни, и их поет советский народ. Ты так не сможешь». Игоря задело за живое, и они поспорили на две бутылки коньяку, что Игорь напишет песню, которую будет петь весь советский народ.

Корнелюк написал тогда сразу несколько песен. Песня «Милый » пришла чуть ли не в каждый дом нашей страны… Первыми исполнили эту песню артисты ленинградского театра «Буфф » Лена Спиридонова и Женя Александров (позже Игорь исполнил эту песню с Еленой Спиридоновой для альбома «Билет на балет » (1989), а впоследствии – записал также в дуэте с Алёной Иванцовой . Другую песню - первый фонографический дебют композитора - выпустила фирма «Мелодия»: миньон «Мальчик с девочкой дружил » в исполнении Альберта Асадуллина . Волна успеха прокатилась по всей стране.

По опросу, проведённому в 1985 году газетой «Комсомольская правда», «Мальчик с девочкой дружил» вошла в десятку лучших песен.

В 1985 году Игорь написал свои первые профессиональные песни на стихи Регины Лисиц – своим основным поэтом – соавтором, которые исполняются известными советскими эстрадными «звездами». С песней «Узнай » выступает в Сопоте Анне Вески и становится лауреатом фестиваля.Светлана Медяник , исполняя песню «Не со мной », занимает второе местона телевизионном конкурсе «Юрмала-86 ».

Впоследствии у Анне Вески появилась целая программа, составленная из песен Игоря Корнелюка , среди которых: «Обезьяна», «Я не понимаю, что со мной», «Гороскоп», «Не со мной» и другие.

Когда в 1987 году Игорь защищает диплом, он представил первую в истории консерватории компьютерную симфонию «Симфоническая фантазия для компьютера ». После окончания консерватории Игорь больше не работал над симфониями, хотя мечта создать произведение, серьезное по форме и академическое по содержанию, остается.

Профессиональная карьера Игоря Корнелюка

С 1985 по 1988 год Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф », писал музыку для его постановок, аккомпанировал и пел.

Параллельно он писал песни, предлагая их исполнителям. Среди них оказалась Эдита Пьеха . Для нее Игорь написал две песни - «Белый вечер » и «Послушай ». Популярность пришла неожиданно: после ухода из театра в 1988 году композитор Виктор Резников приглашает Игоря поучаствовать с ним в передаче Ленинградского телевидения «Музыкальный ринг ».

1 августа 1988 года. На «Ринге» у Резникова огромная команда скандирующих поклонников и известных исполнителей, у Игоря же - только старый друг, приехавший из Бреста. Неожиданно для себя Игорь выигрывает «Ринг» и на следующий день просыпается знаменитым.

В 1988 году песня Корнелюка «Билет на балет» становится лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года».

Так началась плодотворная сольная карьера эстрадного композитора-исполнителя Игоря Корнелюка.

Его первым арт-директором стал Сергей Данилов , на стихи которого Игорь впоследствии написал песни «Знал бы прикуп - жил бы в Сочи», «Ходим по Парижу», «Лунатики», «Ну и пусть», «Послушай », спетую вместе с Эдитой Пьехой, «Мама », исполненную Илоной Броневицкой .

В 1988 году Игорь Корнелюк представляет свою первую сольную программу в зале «Дружба» в Лужниках в Москве и в КЗ «Октябрьский» в Питере. В том же году - сольный концерт на стадионе «Динамо».

1989-й - концерт в «Олимпийском». 1991 год - вновь Москва, ДС «Лужники». Год спустя - новая сольная программа «Пусть говорят », премьера которой проходит в питерском КЗ «Октябрьский».

В 1995 году Игорь Корнелюк открыл собственную студию.

В 1996 году выступил в Москве в ГЦКЗ «Россия» со своими старыми и новыми шлягерами.

В 1997 году Игорю исполнилось 35 лет. Свой юбилей он встретил в работе над музыкой к спектаклю «Страсти по Мольеру », поставленному молодым талантливым режиссёром Виктором Крамером в Театре Комедии имени Акимова. Премьера прошла успешно 12 декабря 1997 года.

4 марта 1998 года состоялся второй в жизни Корнелюка «Музыкальный ринг ». Между рингами прошло ровно 10 лет. В этот раз Игорь состязался с композитором-исполнителем Виктором Чайкой . И вновь победу одержал Игорь Корнелюк.

За годы творческой работы Игорь Корнелюк написал свыше 100 песен, является автором нескольких музыкальных спектаклей, детскую оперу «Тяни-толкай, или Айболит со Зверинской улицы », которая идёт в Мюзик-холле с 1989 года и до сих пор.

Работа Игоря Корнелюка в кино и на ТВ

Свою первую работу в кино Игорь сделал еще в 1990 году, написав прекрасную музыку к телевизионному фильму Акима Салбиева «Короткая игра », однако возвращается к кинематографу лишь спустя 10 лет, в 2000 году, для того, чтобы создать свой гениальный «Город, которого нет » к сериалу «Бандитский Петербург » Владимира Бортко . После такого успеха Игорь становится одним из самых востребованных кинокомпозиторов отечественного кинематографа.

«Идиот », «Честь имею », «Русский перевод », «Мастер и Маргарита », «Правосудие волков » и «Тарас Бульба » - далеко не весь перечень созданных Игорем Корнелюком музыкальных кинороманов.

Игорь был ведущим телепередачи «Мама, папа и я - спортивная семья » (РТР), написал для программы песню-девиз «Про семью », снялся в эпизодах, сыграв самого себя в сериалах «Менты » и «Тайны следствия », принимал участие в различных шоу-программах («Блеф-клуб », «Белый попугай », «СВ-Шоу »), был членом жюри музыкальных конкурсов (молодых исполнителей «Юрмала », «Ялта », «Славянский базар ») и ведущим конкурсов красоты («Мисс Екатеринбург», «Миссис Лесничанка »).

Указом президента N 648 от 21 мая 2007 года Корнелюку Игорю Евгеньевичу присуждено звание «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». 30 марта 2007 года в гранд-отеле «Европа» в Санкт-Петербурге прошла Торжественная церемония «Пара города» при поддержке Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга, среди номинантов которой были Игорь и Марина Корнелюк.

Игорь Корнелюк, кроме своих сольных и сборных концертов, очень много выступает в благотворительных акциях и концертах, и ещё с 90-х годов ХХ века является учредителем Санкт-Петербургского общественного благотворительного фонда поддержки образования и творчества.

Игорь неоднократно принимал участие в программах ОБД «Золотой Пеликан» и ЦТР «Душа ребёнка», передал в дар студии звукозаписи для слепых и слабовидящих людей часть аппаратуры из своей студии. И вот уже несколько лет шефствует в социальной гостинице «Мечта», оказывая детям материальную и гуманитарную помощь.

22 октября 2010 года в концертном зале «Гигант-холл» в Санкт-Петербурге состоялся большой концерт-презентация, посвященный открытию нового официального сайта Игоря, а также выпуску сразу трех компакт-дисков с музыкой: «Песни из кино», «Музыка к фильму «Мастер и Маргарита», «Музыка к фильму «Тарас Бульба» .

В 2012 году Игорь отметил сразу три юбилея: 25-летие сценической деятельности, 30-летие свадьбы и свое 50-летие.

«А по поводу эстрады могу сказать следующее: сейчас, когда песни пишут все – кто может и кто не может, – мне становится неинтересно. Поэтому я и занимаюсь симфонической музыкой».

Личная жизнь Игоря Корнелюка

Игорь Корнелюк и его избранница Марина расписались, когда молодой композитор сдавал выпускные экзамены в училище и вступительные - в консерваторию. Свадьбу молодые сыграли на вырученные 600 рублей за написание к спектаклю «Трубач на площади», хотя жениху совершенно не нужно было торжество, но он знал, что его возлюбленная этого хотела.

Первые годы совместной жизни были самыми сложными - Игорю, его жене и маленькому сыну приходилось жить в однокомнатной квартире вместе с мамой жены. И теща, согласно традиции, далеко не сразу приняла зятя.

Игорь и Марина в браке уже больше 30 лет.

На вопрос, как удалось сохранить семью, ведь всем известно непостоянство творческих людей, Игорь Корнелюк отвечает, что только благодаря мудрости и пониманию его жены Марины, у которой хватило ума и такта «в определенные моменты вести себя правильно».

  • Повторение пройденного (ТВ, 2003)
  • Бандитский Петербург 6: Журналист (мини-сериал, 2003)
  • Бандитский Петербург 5: Опер (мини-сериал, 2003)
  • Идиот (сериал, 2003)
  • Бандитский Петербург. Фильм 4. Арестант (сериал, 2003 – ...)
  • Бандитский Петербург. Фильм 3. Крах Антибиотика (сериал, 2001)
  • Бандитский Петербург. Фильм 2. Адвокат (сериал, 2000 – ...)
  • Бандитский Петербург: Барон (мини-сериал, 2000)
  • Музыкальные игры (ТВ, 1989)
  • Игорь, считается, что мужчине положено посадить дерево, родить сына и построить дом. Вы все это осуществили: деревьев полон сад, сын взрослый, дом великолепный. Как, по-вашему, этого достаточно или все же чего-то недостает?

    Мне кажется, человек непременно должен что-то создавать: шить, изобретать, снимать кино, сочинять книги или музыку - значения не имеет. А еще любить: жизнь, людей, природу, родину, наконец. И самое главное, пожалуй, - хотеть. По-моему, когда отмирают желания, это страшнее болезни, страшнее одиночества. Жизнь теряет смысл. Уверен: старость наступает не тогда, когда человек не может, а когда не хочет. А если хотения есть, он и в 90 лет будет молодым и в тонусе.

    - Ваши «хотения» где начали формироваться?

    В Бресте - я там родился и вырос. Жил с родителями и старшей сестрой Наташей на краю города в частном доме. Он располагался в трех километрах от погранзаставы - государственной границы Советского Союза. В этом была специфика. Мало того что через Польшу контрабандой завозили модные вещи, включая американские джинсы - запредельную мечту каждого советского человека, так мы еще слушали польское радио, смотрели польское телевидение, поэтому были очень продвинутыми. Естественно, музыку записывали на магнитофоны.

    По отцу мои предки были достаточно богатыми землевладельцами. Когда пришла советская власть, у дедушки хватило сообразительности добровольно отдать все и устроиться работать в депо. Тем самым он сохранил семью. Только в 1988 году папа впервые поведал мне об этом и показал наши земли. Помню, едем с ним по дороге, и он говорит: «Игорь, вот за этой речушкой начинается наша земля». А место, где она заканчивалась, он указал минут через двадцать. Причем ехали мы со скоростью 80 км/ч. Но, как нетрудно догадаться, богатства праотцов нам не перепали. Мы жили очень скромно, от зарплаты до зарплаты, и денег вечно не хватало. Ну как все.

    Папа, Евгений Касьянович, был невероятно артистичным. В юности он поступал в театральный институт в Минске, но не был принят. Вернувшись домой, сказал: «Советское искусство потеряло выдающегося представителя». Возможно, так оно и есть. По праздникам у нас дома собиралось много гостей, и застолья всегда были очень веселыми, потому что папа всех заводил, постоянно балагурил. От его историй все хохотали, да так, что есть-пить забывали. Причем это не был отработанный репертуар - он никогда не повторялся.

    Работал папа диспетчером на железнодорожной станции: отправлял поезда за границу. Свободно говорил по-польски, на белорусском. Его польские коллеги каждый год на Рождество присылали нам с сестрой ящик со сладостями, жвачкой. В то время это было за гранью мечты. Мы эти чудесные рождественские лакомства растягивали аж до лета - мама каким-то образом распределяла.

    Мама, Нина Афанасьевна, трудилась на швейной фабрике - сначала швеей, потом инженером, курировала деятельность ВОИР (Всесоюзное общество изобретателей и рационализаторов) - у нее было огромное количество рацио­нализаторских предложений и изобретений. Впоследствии она работала в областном совете профсоюзов. Но дома шила постоянно: придет с работы - и за швейную машинку. Жаль, нам с сестрой редко доставалось что-то сшитое ее руками: в основном клиентками мамы были дамы ее же возраста.

    Свое пионерское детство я вспоминаю с огромным удовольствием. Купались с мальчишками в речке, играли в футбол, лазили через заборы воровать яблоки в чужих садах, в вой­ну играли - плутали по лабиринтам Брестской крепости с вырезанным из деревяшек оружием… А еще я с ранних лет занимался музыкой. Случайно так получилось. На свадьбе папиного друга (завуча музучилища) собралась консерваторская профессура. В какой-то момент меня, пятилетнего мальчишку, поставили на стульчик и попросили спеть. И я под аккомпанемент баяна выдал все известные мне хиты советской эстрады. После чего присутствующие музыканты сказали родителям, что они должны отдать меня учиться музыке. Так я, вслед за сестрой, попал в музыкальную школу. Наташа сейчас педагог - хоровик-дирижер, преподает в музыкальной школе.



    - По силе ощущений для меня ничто не может сравниться с тем, что называют «радость творчества», - никакая другая радость на свете, включая материальную
    . Фото: Андрей Федечко

    - Сверстники из дворовой компании вас не дразнили?

    Ну а как же! Сразу приклеили кличку - Композитор. Сначала с желанием оскорбить, но постепенно издевательские интонации уступили место уважительным. Потому что уже с 5-го класса я начал в составе школьного ВИА выступать на всех наших вечерах: играл и пел, потом стал писать свои песни. Помню такой эпизод. Я был максималистом, упрямцем и драчуном - чуть что, за свою правду лез драться. И вот однажды у нас затеялась большая драка, опасная. Я - в первых рядах. Вдруг ребята наши бегут ко мне с криком: «Держите Игоря! Не пускайте его!» Я остолбенел: «Почему так?» Оказалось, они хотели уберечь меня, испугались, что я поврежу руки. Меня это тронуло до слез… А ансамбль наш стал пользоваться популярностью, на выходные нас приглашали играть на танцах в городском Доме культуры. Деньги за это платили - я получал 30 рублей в месяц и с гордостью приносил их домой.

    Но родители относились к моему увлечению музыкой весьма скептически. Говорили: «Игорь, поступи в наш Инженерно-строительный институт, получи нормальную профессию, после этого играй сколько хочешь». Папа насмехался даже. Придут гости, он нальет водку в рюмку и дурашливо протягивает мне: «Что ж не берешь, сынок? Пей, ты же музыкант - привыкай!» Считал, что все музыканты - алкоголики.

    Так же он насмешничал, когда я впервые влюбился - в 6-м классе. На Новый год мы с сестрой пригласили к нам друзей-подружек, и я позвал девочку, с которой мы уже вроде как встречались. Когда родители сообразили, что девочка пришла не к Наташе, а ко мне, за столом вдруг воцарилось неловкое молчание. Дескать, не рановато ли девочек водить? А я был очкариком, но ходить в очках стеснялся, тем более при этой девочке. Хотелось выглядеть мужественно, и я окуляры свои снял. И вот, почувствовав, что нужно как-то разрядить обстановку, я не нашел ничего лучшего, как обратиться к этой девочке: «Люба, хочешь пива?» Она была чуть старше меня - семиклассница. (Смеясь.) Мне всегда нравились женщины повзрослее: у меня и жена такая, старше на полгода. Поэтому с марта по ноябрь я называю ее старухой.

    Короче говоря, насмерть перепуганная Люба говорит: «Хочу». Я беру бутылку, пытаюсь налить, но не получается - не льется. Папа, мрачно наблюдая за процессом, говорит: «Сынок, бутылка закрыта. На пианино лежат твои очки, надень их и перестань выпендриваться». Вскоре мы с ребятами отправились играть-веселиться, а утром я пошел провожать Любочку домой. И у папы появилась неисчерпаемая тема для подтруниваний. Прихожу как-то из школы, он сидит за письменным столом и что-то сосредоточенно пишет. Спрашиваю, что именно. «Пишу, - говорит, - письмо Подгорному - председателю Президиума Верховного Совета СССР». Я удивился: «О чем?» - «Чтобы он разрешил моему маленькому сыну жениться». Так и подкалывал.

    А потом эта Люба меня бросила: нашла другого парня, курсанта военного училища. Для меня это была страшная трагедия. На нервной почве я реально заболел. Пару недель провалялся, какое-то время был в полном забытьи. А когда пришел в себя, первое, что увидел, - склоненное мамино лицо. И я сказал: «Мам, я хочу персик». Почему-то дико захотелось. Для советского времени, в Бресте, в марте, это было какое-то фантастическое желание. Но мама принесла мне персик - пусть консервированный, но это неважно. Не представляю, каким образом она сумела его раздобыть. Я попробовал, но он показался мне горьким. Однако именно с этого момента я пошел на поправку.

    И главное - неожиданно появилась бешеная потребность сочинять песни. Я изливал свою тоску по неразделенной любви в звуках. Стихи брал все подряд: Есенина, Пастернака, Ярослава Смелякова. Все, что нравилось, грело, цепляло… Новые песни тащил в наш ансамбль. Мы это разучивали, репетировали и потом исполняли на танцах. А девчонки дарили нам цветы. Но не это меня впечатляло. Я самозабвенно был увлечен музыкой, буквально жил ею. Так было в Бресте - и в школе, и в музучилище, куда поступил после 8-го класса; так продолжилось в Ленинграде, где учился в консерватории. Я не мог представить себя вне музыки, часто ловил себя на мысли: «Боже, как же мне повезло! Как люди живут, не играя?»



    Свадьба с Мариной (1982). Фото: Из личного архива Игоря Корнелюка

    - Родители все-таки изменили свое отношение к профессии музыканта?

    Расскажу одну показательную историю. В 1969 году папа купил машину - «запорожец». Один из самых первых, с номером кузова, кажется, 0000000006. «Мыльница», конечно, но все-таки она ездила. Потом появились «жигули», и папа был восхищен этими «восьмерками» и «девятками», стал о них мечтать. А тогда, чтобы купить машину, нужно было записаться в очередь и дожидаться своего часа годами. Папа ждал 10 лет. К этому времени я успел окончить не только училище, но и консерваторию, более того, стал небезызвестным артистом. И вот наконец подошла папина очередь. Он взял с собой накопленные деньги и отправился на работу, зная, что по окончании поедет оформлять машину. Но надо же, именно в этот день у него случился первый инфаркт! Обширный. Видимо, сильно переволновался. Вышел из больницы уже с инвалидностью, с работой пришлось распрощаться. Когда он поинтересовался, как обстоят дела с его машиной, получил в ответ: «Да вы же инвалид, какая вам машина!» Папа обиделся очень крепко. Он же 35 лет отдал этой сверхнапряженной, дико нервной, стрессовой работе. Я бывал у него в диспетчерской: огромное помещение, вокруг табло с картами всех путей, маршруты поездов, стрелки на путях обозначаются лампочками, они загораются, мелькают, и папа всем этим управляет, контролирует процесс. Перед ним - десяток телефонов, которые постоянно звонят. В итоге его «отблагодарили».

    И вот - удивительное дело - как раз в этот момент мне позвонили из Тольятти и пригласили на неделю выступить с концертами во Дворце спорта. Я сказал им: «Ребята, умоляю, можно как-нибудь устроить, чтобы я у вас прямо на заводе купил машину?» Тогда это практиковалось: все артисты в основном так и покупали авто. Конечно, для меня все организовали, и таким образом я купил свой первый автомобиль. После гастролей пригнал его в Брест, перед въездом в город хорошенько помыл и вогнал к нам во двор. Было лето, папа сидел на крылечке с обратной стороны дома и чистил картошку. Заметив меня, обрадовался: «О, Игорь, откуда ты взялся?» Я завожу его за угол, он видит машину, я говорю: «Папа, это тебе!» - и отдаю ему ключи. Он заплакал. Первый раз в жизни я увидел, как плачет мой отец. Тут я сказал: «Пап, ну, согласись, все-таки музыкант тоже хорошая профессия. И не все алкоголики». Он смеялся сквозь слезы.

    Папа перенес два инфаркта и три инсульта, после последнего двигательные функции восстановились, а речь нет - 18 лет не мог разговаривать. Умер внезапно, в момент - оторвался тромб. А мамы не стало три года спустя - в 2014 году, в мой день рождения. Я вернулся с гастролей накануне вечером и по обыкновению хотел сразу ей позвонить. А потом подумал: «Зачем? Ведь завтра рано утром мама все равно будет меня поздравлять». Но звонок не раздался - ночью произошел сердечный приступ.

    С той поры - невосполнимая пустота. И боль. И ощущение, что ты что-то недосказал, недоделал, недолюбил и еще тысячи «недо». Когда живы родители, они являются неким промежуточным звеном между тобой и вечностью: с ними чувствуешь себя защищенным. А после их ухода начинаешь осознавать, что остался с этой самой вечностью один на один. С этим примириться невозможно. Я дико скучаю по маме с папой. Временами настолько сильно, что, кажется, не сумею с этим справиться. От этого впадаю в депрессию. И от переутомления, кстати, тоже - я человек эмоциональный. Допустим, недавно понял, что дошел до края, потому что в течение долгого времени делаю огромную работу - пишу оперу. На мой взгляд, опера - высшая планка музыкального творчества. Но, если бы я знал, насколько тяжело работать в этом жанре, честное слово, не уверен, что взялся бы.



    С сыном Антоном (начало 1990-х). Фото: Из личного архива Игоря Корнелюка

    - Как вы пережили эйфорию популярности?

    Звездная болезнь - это реальная болезнь, и те, кто выпрыгивает на орбиту известности, непременно ею заболевают - все без исключения. Только у одних артистов это обострение проходит легко и быстро, а у других может растянуться на годы, случается, даже и на всю жизнь.

    Наверное, мне повезло: мой период «заболевания» был коротким. А скрутило меня после «Музыкального ринга», который в апреле 1988 года показали по Всесоюзному телевидению. Я участвовал в нем с композитором Витей Резниковым, Царство ему Небесное, и мне довелось стать победителем. Тогда я на самом деле проснулся знаменитым. В то время жил возле станции метро «Горьковская», и на следующий день после «Ринга» мне нужно было проехать на «Невский проспект» - одну станцию метро - и дальше пройти квартал до нужного места. За эту поездку я понял, что в моей жизни что-то радикально поменялось. Знаете, в Амстердаме есть улица Красных фонарей, где в витринах сидят проститутки и прохожие на них смотрят. Вот я почувствовал себя так же. Конечно, узнаваемость была приятной, меня прямо распирало. Но продолжалось так недолго - недели две-три.

    Главные изменения наступили в профессии. Вскоре моя песня «Билет на балет» стала лауреатом телевизионного фестиваля «Песня года». Мне позвонила Пугачева, предложила познакомиться, я приехал к ней в гости, мы долго общались, потом начали сотрудничать, я несколько месяцев работал у нее в театре. Очень этим гордился. А потом началась моя певческая карьера. С первым «сольником» поехал в Витебск - выступал в новом концертном зале. Перед началом волновался жутко. И тут мой тогдашний директор подзывает меня, слегка отодвигает занавес и говорит: «Посмотри в щелку». Я глазом туда уткнулся и вижу: зал переполнен. Пять тысяч человек заплатили по четыре рубля, чтобы слушать мои песни! И меня прорвало: у меня началась истерика, брызнули слезы. Я о таком и помыслить не мог. Меня никак не могли успокоить. Минут на сорок пришлось задержать концерт. Потом все же я сумел взять себя в руки, вышел на сцену, сел к роялю и запел: «Я разучился летать, я разучился мечтать, увы… А вы?» Так все и началось. Мы мотались из города в город, работали только в больших залах - во Дворцах спорта и на стадионах. Конечно, я всем этим упивался.

    Игорь, известно, что вы женились очень рано. Благодаря этому вам удалось избежать гастрольных загулов? Или они происходили параллельно жизни семейной?

    По логике я должен сказать: слава Богу, что я рано связал себя брачными узами и это дало мне возможность избежать сомнительных приключений! Но это будет неправдой. Я живой человек, и, конечно, после свадьбы наступили времена, когда… Да, всякое было. Долгие гастроли, гостиничная жизнь, пьянки, поклонницы - все это искушает и очень отдаляет от жизни праведника. Но знаете, я считаю, что в семейных отношениях все зависит от женщины, от ее мудрости. Неслучайно женщин называют хранительницами домашнего очага. Мы с Маринкой могли разбежаться сотни раз, но ей хватило ума, такта, понимания, дальновидности и всего прочего, чтобы сохранить семью, и я ей безмерно благодарен.



    - Мы с Маринкой могли разбежаться сотни раз, но у нее хватило ума, такта, понимания и дальновидности, чтобы сохранить семью. С супругой и лабрадором Боней
    . Фото: Андрей Федечко

    В чем это выражалось: жена не попрекала вас, принимала все как есть или дипломатично пыталась перенастроить?

    Начнем с того, что я все-таки никогда не вел себя по отношению к ней по-свински, не лез на рожон, не афишировал свои интрижки. Если нечто этакое и случалось, старался, чтобы до нее информация не доходила. Но все равно оттуда-отсюда весточки долетали. И когда Марина начинала мне пенять, я говорил, что это все слухи, злые языки распространяют. Неплохая отмазка, но, думаю, она все понимала правильно, хотя делала вид, что удовлетворена таким объяснением. Да, бывали у меня заходы на сторону, а то и влюбленности, и, соответственно, появлялись сомнения в правильности моей жизни, возникало желание что-то поменять. Но как же я счастлив, что Господь удержал меня от этого! Мне и папа говорил: «Сынок, не совершай опрометчивых поступков. Потом поймешь: менять одно на другое нет никакого смысла». И учитель мой наставлял: «Семья - как кувшин. Если его разобьешь, конечно, можно склеить, но это будет кувшин с трещинами - уже не то. Поэтому постарайся пронести его через жизнь целым».

    Когда мы с Маринкой решили пожениться, все удивлялись. Мы с ней вместе учились в музучилище в Питере: она - на дирижерско-хоровом отделении, я - на композиторском. Однажды я написал кантату для хора и оркестра по старинным обрядовым песням. А Марина, помимо очень симпатичной внешности, обладала прекрасным голосом, и я пригласил ее в хор. Слово за слово - стали встречаться. Пару лет пороманились, и я сделал предложение.

    Родители с обеих сторон оторопели. Маринина мама, которая растила дочку одна, была категорически против. Моя даже плакала, причитала: «Боже мой, тебе всего 19 лет, что ты творишь, куда торопишься, у тебя же еще миллион разных девушек будет!» В общем, я выслушал все то, что обычно говорится детям в таких случаях. Но мы никого не послушали, и… мне, я считаю, повезло. Надеюсь, супруге моей тоже.

    - Что за манок был в Марине и каким образом вам удалось ее примагнитить?

    Она была такая милая - я сразу почувствовал родственную душу, с ней было невероятно легко общаться. А кроме того… Как шутил Марк Евгеньевич Тайманов, гроссмейстер, наш добрый знакомый, «молодые так сильно любили друг друга, что ребенок у них родился через шесть месяцев после свадьбы…» Одновременно со всеми свадебными мероприятиями в июне 1982 года я сдавал выпускные экзамены в училище и вступительные в консерваторию. А сыграли свадьбу мы сразу же после премьеры моей первой в жизни работы на заказ - спектакля «Трубач на площади», к которому я написал музыку и где дебютировал Коля Фоменко. На полученный гонорар и отмечали наше торжество - в ресторане, с родными, друзьями и педагогами. Весело было.

    - К рождению ребенка были готовы?

    Нет, конечно. Но раз уж такое произошло, старался вести себя как мужчина, понимал, что семью надо кормить. Помимо учебы на первом курсе консерватории, я начал работать аранжировщиком - писал партитуры. Вот представьте: 30-строчная партитурная бумага, лупа, остро отточенный карандаш, резинка, линейка; я расчерчиваю лист и пишу ноты всем музыкантам - кто что должен играть. По тактам. Один такт стоил 40 копеек. Больше всего я любил вальсы. Знаете почему? Сейчас объясню. (Наигрывает на пианино короткий пассаж.) Это уже рубль шестьдесят! А если песня в несколько куп­летов и, допустим, во втором куплете оркестр играет то же самое, что в первом, я просто отчерчивал пустые такты и давал эти листы Маринке: «Перепиши отсель досель!» Скопируй то есть. А сам писал дальше. Мой рекорд был 500 тактов в день! Сел за стол в шесть утра, встал в два ночи. Один раз сделал перерыв на еду - очень быстро поел, чуть ли не стоя. Зато получал реальные деньги.

    Со временем я понял, что, делая аранжировки, просто отдаю свои идеи чужим людям, и нашел другой способ заработка. Стал на выходные ездить в Брест: играл там и пел на свадьбах. Как правило, ездил вдвоем с барабанщиком, с собой брал взятые напрокат инструменты - синтезаторы, аккордеон. Мое музицирование было сродни аттракциону: я умудрялся играть и петь за целый оркестр, лихо получалось. Меня очень любили, всюду приглашали, и, хотя выматывался дико, мне это нравилось. Прекрасно - съездил на пару дней и заработал 200-300 рублей.

    На свадьбах я играл до тех пор, пока на одной из них ко мне не подошел мужик со словами: «Слышь, очкарик, а ты знаешь такую песню «Милый, мне очень грустно было»? Я говорю: «Вообще-то знаю». - «Ну а сыграть можешь?» И в этот же вечер попросили спеть «Билет на балет». То есть в лицо меня еще не знали, но песни мои уже звучали, и людям они нравились. Тогда я понял: все, больше мне на свадьбах играть нельзя, нужно перебираться на следующую ступень. С той поры не играл.



    - Человек непременно должен что-то создавать: шить, изобретать, снимать кино, сочинять книги или музыку. А еще любить: жизнь, людей, природу, родину, наконец
    . Фото: Андрей Федечко

    - А как вы обустраивались в бытовом плане?

    Первые четыре года жили вместе с Марининой мамой (она была учительницей в школе) и с бабушкой в двухкомнатной квартире в хрущевке. Марину попрекали: мол, за кого ты выскочила замуж - ни кола ни двора, голытьба какая-то, со стипендией 40 рублей. Но постепенно все стало налаживаться. Сейчас-то теща, конечно, уважает меня, любит, но раньше всякое бывало, до скандалов доходило. А я парень горячий, эмоциональный, в долгу не оставался. В конечном итоге все выливалось на Марину, ей было нелегко. Поэтому мы перебрались на съемную квартиру. Несколько лет так жили. Но однажды хозяйка вдруг позвонила и велела нам выметаться через две недели. Впервые в жизни я пошел в какой-то жилищный комитет. А у меня тогда уже пластинки выходили миллионными тиражами. Я подарил свои диски, обрисовал ситуацию и попросил хотя бы временную квартиру. И мне выделили - на Петроградке, в нежилом фонде, в расселенной коммуналке. Мы там поселились сначала на время, а потом и постоянно - удалось переоформить ее в жилой фонд и купить. Конечно, это было огромной радостью.

    Но честно скажу, для меня по силе ощущений ничто не может сравниться с тем, что называют «радость творчества». Правда. Никакая другая радость на свете, включая материальную. Даже любовь уступает. Это высшая эмоция из тех, что может испытать человек. Бывает, ищешь мелодию, ищешь, ищешь, и вдруг - опа! - зацепился. Объяснить это невозможно - секундная вспышка, искра! Откуда? Непонятно. Но ты ухватил это мгновение. А потом обязательно приходят муки…

    Искра явно поймана во многих ваших произведениях. Не только песенных - достаточно вспомнить музыку к фильмам, сериалам. Мелодия из «Бандитского Петербурга» вообще получила высшее народное признание: зазвучала чуть ли не из каждого мобильного телефона…

    Я был поражен, когда понял, что этот саундтрек стал настолько попу­лярным. Конечно, такой успех очень приятен. Тем более если учесть, что тогда я совсем не ориентировался в специфике киномузыки, где главный критерий один: музыка в кадре должна работать. Ведь она - почти единственное, что создает эмоцию в фильме. Когда мы смотрим на лицо актера, слушаем проникновенный монолог и глотаем слезы, мы даже не отдаем себе отчета в том, что это настроение возникает благодаря музыке. В ней много эмоциональных составляющих, и баланс их должен быть абсолютно точным. Но повторяю: невозможно понять, как эта точность высчитывается.

    Когда Бортко позвал меня в «Бандитский Петербург», его отговаривали: «Володя, ты спятил! Корнелюк ведь эстрада, попса: «Дожди, дожди», «Билет на балет», а у нас серьезное кино, сага». Но режиссер почему-то верил в меня и сказал: «Ребята, либо музыку пишет этот композитор, либо пусть фильм снимает кто-то другой». Тогда продюсеры отстали. Надо отдать должное, потом эти люди мне звонили, извинялись и благодарили. А с «Идиотом» возникла новая серия недоверия. На этот раз Бортко говорили: «Володя, при чем тут Корнелюк?! Он пишет для бандитского кино, а у нас классика, Достоевский!» И режиссер мне сказал: «Если справишься, больше таких разговоров не будет никогда». Очень долго у меня ничего не получалось, я мучи­лся, приходил в отчаяние, чуть ли не каждую ночь видел во сне Федора Михайловича, пробовал сотни музыкальных тем и чувствовал - опять не то. И все-таки нашел. Надеюсь, справился, раз разговоры прекратились.

    Однако над «Мастером и Маргаритой» работать решился не сразу. Истерзанный, вымученный Достоевским, я боялся, что Булгакова не одолею. К тому же вообще не верил в возможность экранизации этого булгаковского романа, а тем более в свой успех. Но Бортко за четверть часа сумел меня переубедить, и я все-таки взялся. Знаете, моя мама не раз говорила: «Никогда не думай о том, что будет завтра. Начиная любую работу, не пытайся заглянуть в ее финал - чтобы не испугаться. Лучше четко распланируй сегодняшний день и неуклонно этому плану следуй. Тогда получится все, даже то, что казалось невыполнимым». Так и вышло. Пусть эта работа далась мне еще тяжелее предыдущей и, когда все закончилось, я реально впал в депрессию, но в итоге результатом остался доволен.



    - Я человек эмоциональный, от переутомления могу впасть в депрессию. Недавно понял, что дошел до края, потому что делаю огромную работу - пишу оперу
    . Фото: Андрей Федечко

    - Не было желания приобщить сына к миру музыки?

    Когда я учился в музыкальной школе, со мной рядом занимались ребята, которым это было на фиг не нужно - их родители заставляли. Я видел, насколько им тяжко. И пообещал себе: никогда не стану своих детей обрекать на такие муки. Когда Антоша был маленький, я спросил: «Ты хочешь учиться музыке?» Он твердо ответил: «Нет». Я предложил: «Пойдем, посиди со мной, просто послушай, посмотри, как из ничего появляется мелодия, может, тебе будет интересно». Он пять минут посидел, после чего сказал: «Папа, я пойду?» Потом я устроил ему проверочный тест: «Антоша, спой: до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до…» Он начал: «До-о-о…» На этом эксперимент был прекращен: все понятно - свободен. Не знаю, был ли я прав, когда отпустил ситуацию, может, стоило все же быть более настойчивым. В любом случае поезд давно ушел. Сын окончил Санкт-Петербургский государственный университет информационных технологий, механики и оптики, стал компьютерщиком, программистом. При этом интересы у него разносторонние, прекрасно разбирается в искусстве, музыке, кино.

    - Довольны его жизнью?

    Извечный философский вопрос. Проблема отцов и детей остается всегда. Нам кажется, что в наше время солнце было выше, трава зеленее, девушки красивее и вообще все было лучше. И жили мы правильно, а они живут неправильно. Хотим передать им накопленный нами опыт - мы же знаем как надо. А они не желают это перенимать и все делают по-своему. Видимо, в этом заключен закон жизни: каждый сам должен пройти свой путь, все на себе испытать, набить свои шишки. Се ля ви.

    - Но у вас с сыном есть взаимопонимание или пикируетесь?

    Временами так, временами эдак. Насколько я понимаю, в каких-то вопросах он относится ко мне как к ходячему анахронизму - дескать, что с него, папани, взять.



    - Безумно завидую своим друзьям-сверстникам, у которых есть внуки! Если бы можно было прожить жизнь заново, точно знаю: у меня непременно было бы много детей. Фото: Андрей Федечко

    - Ваша популярность как-то отражалась на нем?

    Были негативные реакции. Помню, когда Антошка пошел в 1-й класс, старшеклас­сники стали его дразнить. Одно время прямо издевались, глумились: «Давай-ка, Корнелючок, спой нам! Ну-ка, станцуй живо! За испуг - саечка» - и так далее. А сын ничего не говорил, молчал, все в себе хранил. Я случайно об этом узнал, после чего немедленно забрал его из этой школы и перевел в другую, в гимназию.

    - О внуках не задумываетесь?

    Вы не представляете, как я завидую своим друзьям-сверстникам, у которых есть внуки! Если бы можно было прожить жизнь заново, точно знаю: у меня непременно было бы много детей. Да, в молодости нам с Мариной жилось очень тяжело, но все равно, я «настрогал» бы их штук 17. Бегали бы пострелята, а я вспоминал бы: «Господи, как же этого зовут-то?» Зато какое сейчас было бы продолжение! Сколько радости, счастья! Раньше ведь были многодетные семьи. Понятия пенсии не существовало, и дети были гарантией того, что в старости о тебе позаботятся. Сейчас люди рожают мало, надеются на государство. Но тот уклад, по-моему, был правильнее, человечнее, что ли.

    Семья: жена - Марина, музыкант, директор Игоря; сын - Антон (33 года), программист

    Образование: окончил теоретико-композиторское отделение музыкального училища при Ленинградской государственной консерватории им. Римского-Корсакова, а затем Ленинградскую государственную консерваторию по классу композиции

    Карьера: эстрадный композитор-исполнитель (среди песен - «Мальчик с девочкой дружил», «Милый», «Дожди», «Билет на балет», «Ходим по Парижу»), музыкальный руководитель Ленинградского театра «Буфф», автор музыки к спектаклям и кинофильмам (в частности, к фильмам «Бандитский Петербург», «Идиот», «Мастер и Маргарита», «Тарас Бульба»)


    Он начал сочинять музыку еще в школьные годы, пережив личную драму. Когда его песни уже пела вся страна, а поклонницы признавались ему в вечной любви, он уже был женат. Он построил дом, посадил дерево и вырастил замечательного сына. Но останавливаться на достигнутом певец не собирается.

    Первая любовь


    Пионерское детство, 1975.

    Родители Игоря не имели никакого отношения к искусству, но детей решили отдать в музыкальную школу, чтобы сын и дочь Наташа развивались разносторонне. На удивление, музыка Игорю понравилась, и через какое-то время он уже не представлял, как можно было без нее жить. С 12 лет он уже вполне профессионально музицировал и подрабатывал во дворце культуры, играя на танцах на ионике в составе ансамбля.

    Примерно в этом же возрасте Игорь Корнелюк впервые влюбился. Чувство было серьезным, они встречались несколько месяцев. А потом Люба бросила своего возлюбленного, найдя другой объект для своей симпатии.

    Игорь Корнелюк.

    Для Игоря это была настоящая трагедия. Он переживал ее не только морально, но и физически: почти две недели провел в постели в полубессознательном состоянии.

    Придя в себя, он ощутил неодолимое желание писать песни, отражая в рождающихся мелодиях всю свою боль и тоску. В качестве слов использовал стихи Есенина, Смелякова, Пастернака. Свои сочинения он нес в ансамбль, и затем коллектив исполнял их на танцах во Дворце культуры.
    Музыка стала для него той соломинкой, которая помогла выбраться из депрессии. Музыка стала смыслом всей его жизни.

    Музыка и любовь


    Игорь Корнелюк.

    После окончания школы Игорь поступил в Брестское музыкальное училище, а через год переехал в Ленинград и стал студентом Ленинградского музыкального училища при консерватории. Он хотел перевестись, чтоб не пропадал целый год его обучения в Бресте, но оказалось, что программы двух учебных заведений кардинально отличаются друг от друга. Игорь за пять дней до вступительных экзаменов сочинил программу и был изначально настроен на возвращение домой. Он думал, что у него нет никаких шансов. Но педагог Владлен Павлович Чистяков сказал юноше, что будет иметь честь учить его.


    Игорь Корнелюк.

    Учился Игорь Корнелюк, по его собственному признанию, одержимо. Жадно впитывал знания, много играл, слушал, читал. В училище он встретил свою супругу, Марину. Она училась на дирижерско-хоровом отделении, обладала невероятно красивым голосом. Изначально он пригласил ее в хор, когда написал кантату для хора и оркестра.


    Свадьба Игоря и Марины, 19 июля 1982 г.

    Очень быстро он рассмотрел в ней родственную душу. Общение складывалось легко, они понимали друг друга с полуслова. Игорь и Марина встречались два года, а летом 1982 года уже стали мужем и женой.

    Мама Марины и родители Игоря оторопели, они считали, что в 19 лет жениться рано, нужно хотя бы немного встать на ноги. Но молодые люди были уверены в своем выборе. Кроме того, в их семье уже намечалось пополнение: сын Антон родился вскоре после свадьбы, в 1983 году.
    На свадьбу композитор заработал сам, денег не просил ни у кого. Сам все и организовал, пригласив на свое торжество родителей, педагогов и друзей. На свадьбе было весело, но композитор настолько устал, что мечтал о скорейшем окончании мероприятия.

    Ответственность за семью


    Игорь Корнелюк с сыном.

    После бракосочетания молодая семья поселилась в 19-метровой комнатке вместе с мамой Марины. С тещей поначалу крепко ссорились. Непросто было всем.

    Он учился на первом курсе в консерватории, подрабатывал аранжировщиком. Игорь писал партитуры под заказ, расписывая кто и что играет. Садился за работу очень рано – в шесть утра, а заканчивал иногда далеко за полночь. Но при этом он получал довольно неплохие деньги и мог с уверенностью сказать, что обеспечивает свою семью. Марина помогала ему, переписывая повторяющиеся куски, а он в это время продолжал писать.

    Игорь Корнелюк.

    Позже он по выходным стал ездить в Брест работать на свадьбах и банкетах. При этом он брал с собой только барабанщика, а сам выступал в роли человека-оркестра, демонстрируя виртуозную игру на нескольких музыкальных инструментах.

    Игорь подрабатывал всеми возможными способами, чувствуя ответственность за тех, кто рядом.
    Позже Игорь и Марина с маленьким Антошкой перебрались сначала на съемную квартиру, а затем во временную, выделенную им жилищным комитетом.

    Игорь и Марина Корнелюк.

    Марина никогда не ворчала на мужа, стойко перенося все трудности бытия. Ей хватило такта и женской мудрости сохранить семью. Они построили роскошный дом, полный света и музыки, вырастили сына, который стал программистом, высадили сад.

    Марина стала директором Игоря Корнелюка и, вопреки его опасениям, блестяще справилась с этой ролью. Хотя сам композитор опасался, что она не сможет играть по правилам шоу-бизнеса из-за своей природной мягкости.


    Игорь и Марина Корнелюк.

    Игорь Корнелюк не скрывает: в его жизни первое место занимает музыка. И впереди у него еще много планов. Он много лет мечтал написать оперу, и сейчас близок к исполнению своей мечты. У него еще много задумок и творческих планов. И он точно знает: все они осуществятся, ведь рядом с ним его счастье, его верная супруга и настоящий друг – супруга Марина.