Период оборота запасов в днях формула. Оборачиваемость запасов

В конце 2008 года большинство российских компаний в ожидании дальнейшего роста продаж продолжали увеличивать объемы выпуска или закупок. Однако развитие финансового кризиса привело к значительному снижению спроса. В результате чего продукция оказалась невостребованной, склады переполненными, а финансовое состояние большинства субъектов рынка ухудшилось

Кроме того, в условиях кризиса многие предприятия столкнулись с проблемами финансирования текущей деятельности и как следствие потеряли возможность иметь избыточный товарный запас. В связи с этим в настоящее время предприятия вынуждены оптимизировать свои расходы, связанные с товарными запасами и управлять ими.

Каким образом расчеты оптимального размера складских запасов могут помочь финансовому директору повысить эффективность управления оборотными активами?

Для удовлетворения текущего спроса на продукт предприятие должно обеспечить определенный уровень запаса, величина которого определяется на основе данных за предыдущие периоды. При этом как бы точно мы ни пытались спрогнозировать спрос, фактическое потребление товара может быть как больше, так и меньше прогнозируемого.

Также для своевременного восполнения запаса (расчета оборачиваемости запаса) предприятие должно прогнозировать планируемое время выполнения заказа поставщиком, величина которого основывается на данных о прошлых поставках. Эту величину также сложно спрогнозировать со 100%-ой точностью. Иногда фактическое время выполнения заказа бывает больше прогнозируемого.

В связи с описанной выше ситуацией неопределенности предприятие вынуждено создавать страховой запас для того чтобы обеспечить возможность выполнения заказов покупателей в случае, когда фактическое потребление превышает прогноз, а также для предотвращения возникновения дефицита в случае незапланированного увеличения времени выполнения заказа.

Таким образом, страховые запасы - часть производственных и сбытовых запасов, предназначенных для сведения к минимуму логистических и финансовых рисков, связанных с непредвиденными колебаниями спроса на выпускаемые товары, невыполнением договорных обязательств по поставкам сырья и материалов (нарушением сроков, объемов поставок, качества поставляемых ресурсов и т.п.), сбоями в производственно-технологических циклах и другими непредвиденными обстоятельствами.

Создавая страховой запас предприятие может снизить риски невыполнения заказа или неполного выполнения заказа. Однако за снижение рисков приходится платить. Поэтому при определении размера страховых запасов финансовый директор находится между двух огней: с одной стороны создание дополнительных страховых запасов вызывает дополнительные расходы, с другой стороны – их отсутствие может повлечь за собой возможные убытки связанные с невыполнением заказа.

В связи с этим основная задача финансового директора в процессе управления запасами заключается в том, чтобы с одной стороны снизить издержки на хранение и уменьшить величину оборотных средств “замороженных” в товаре, с другой стороны уменьшить риски неисполнения заказа клиента. В этом вся суть расчета запасов.

Для уменьшения риска неисполнения заказа необходимо контролировать две величины:

размер страхового запаса и точку заказа (момент пополнения запаса при достижении определенного уровня размера запасов).

Рассмотрим, как определяется норматив оптимального размера складских запасов финансовым отделом мясоперерабатывающего предприятия «Мяспроминвест».

В компании «Мяспроминвест» все материальные ресурсы, используемые в производстве, разделены на три группы по степени их влияния на релевантные затраты.

К релевантным затратам связанным с запасами обычно выделяют следующие группы:

  • затраты, связанные с хранением запасов;
  • затраты, связанные с выполнением заказов;
  • убытки, возникшие из-за дефицита запасов (расходы в виде потери части прибыли либо потери клиентов и части деловой репутации компании).

Используя метод АВС, в компании была произведена группировка запасов на три группы (А, В, С).

Так к первой группе наиболее важных ресурсов были отнесены мясо, специи, сырье для упаковки. Ко второй группе отнесены ресурсы, отсутствие которых может сказаться на производственном процессе, но не вызовет его остановки: в основном это ГСМ для парка автомашин, а также запчасти для ремонта оборудования. И третья группа - все остальные ресурсы, которые приобретаются по необходимости и практически не оказывают влияния на производственный процесс.

Исходя из степени важности для управления запасами группы А компания применяет наиболее сложные методы, тщательно отслеживая обороты, статистику и повышая точность расчетов. Именно для запасов этой группы в компании рассчитывается размер страхового запаса и точку заказа. Для группы В используются более простые расчеты. Запасы группы С отслеживаются реже, причем страховой запас создается в разумных пределах, чтобы они постоянно были на складе. Функции контроля над запасами данной категории делегированы менеджерам среднего звена.

Для выделенной группы А отдельно рассчитывается текущий и страховой запасы , каждый из которых, в свою очередь, может быть разделен на некоторые элементы.

Определение страхового запаса было сделано выше. Текущий запас – основная часть производственного (сбытового) запаса, предназначенная для обеспечения непрерывности процесса производства (сбыта) между двумя смежными поставками.

Нормирование текущего запаса заключается в нахождении максимальной величины потребности производства в материальных ценностях между двумя очередными поставками. Данная потребность определяется как произведение среднесуточного расхода на интервал поставки (временной интервал между размещением заказа и его получением):
Zтек = Rсут * Т,

где Zтек – текущий запас;

Rсут

Т – интервал поставок, дни

В свою очередь среднесуточный расход находится путем деления общей потребности в материале на округленное количество календарных дней в плановом периоде:
Rсут = Rгод: 360

где Rсут – среднесуточный расход материалов;

Rгод – соответственно годовой расход материалов.

Нормирование страхового запаса основывается на основании следующего расчета: произведение среднесуточного расхода материала на разрыв в интервале поставок деленное на два:
Zстр= Rсут (Тфакт – Тплан) / 2

где Zстр – страховой запас;

Тфакт , Тплан – соответственно фактический и плановый интервал поставок.

При расчете страхового запаса для товарных запасов группы В и С в компании «Мяспроминвест» используется укрупненная оценка (страховой запас принимается в размере 50% текущего запаса).

Рассмотрим пример расчета страхового запаса и точки заказа. Предприятие «Мяспроминвест» закупает у поставщика мясосырье, причем годовой объем потребности за 2008 год составил 3 600 т., средний период поставки составил 14 дней, максимальное отклонение срока поставки от среднего составило 5 дней На предприятии сырье расходуется равномерно, и требуется резервный запас, равный 6 т.

Средний расход сырья составит:
Rсут = 3 600 т / 360 = 10 т

Zтек = 10 * 14 = 140 т

Zстр = 10 * 5 / 2 = 25 т

Точка возобновления заказа будет равна:
Тз = 140 т + 25 т = 165 т

Это означает, что только тогда, когда уровень запаса сырья на складе достигает 165 тонн, служба закупок должна сделать очередной заказ поставщику.

Таким образом, финансовая служба предприятия контролирует финансовые риски, связанные с возможными убытками от образования дефицита, а также предотвращает злоупотребление со стороны службы закупок, связанное с необоснованными закупками сырья и материалов.

В системе контроля за состоянием запасов с фиксированным размером заказа постоянная величина – это размер заказа на пополнение запаса. Интервалы времени, через которые производится размещение заказа, в этом случае могут быть разными.

Нормируемыми величинами в этой системе являются величина заказа, размер запаса в момент размещения заказа (так называемая точка заказа) и величина страхового запаса. Заказ на поставку размещается при уменьшении наличного запаса до точки заказа. После размещения заказа запас продолжает уменьшаться, так как заказанный товар привозят не сразу, а через какой-то промежуток времени t. Величина запаса в точке заказа выбирается такой, чтобы в нормальной, рабочей ситуации за время t запас не опустился ниже страхового. Если же спрос непредвиденно увеличится, или же будет нарушен срок поставки, то начнет работать страховой запас.

На практике система контроля состояния запаса с фиксированным количеством заказа применяется преимущественно в следующих случаях:

  • большие потери в результате отсутствия запаса;
  • высокие издержки по хранению запасов;
  • высокая стоимость заказываемого товара;
  • высокая степень неопределенности спроса;
  • наличие скидки с цены в зависимости от заказываемого количества.

После того как сделан выбор системы пополнения запасов, необходимо количественно определить величину заказываемой партии, а также интервал времени, через который повторяется заказ.

Также для оптимизации расходов связанных со складскими запасами финансовая служба может осуществлять расчет оптимального размера партии поставляемых сырья и материалов. Оптимальный размер партии и оптимальная частота завоза зависят от следующих факторов:

  • объем спроса (оборота);
  • расходы по доставке товаров;
  • расходы по хранению запаса.

В качестве критерия оптимальности выбирают минимум совокупных расходов по доставке и хранению. И расходы по доставке, и расходы по хранению зависят от размера заказа, однако, характер зависимости каждой из этих статей расходов от объема заказа разный. Расходы по доставке товаров при увеличении размера заказа уменьшаются, так как перевозки осуществляются более крупными партиями и, следовательно, реже. Расходы по хранению растут прямо пропорционально размеру заказа. Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости совокупных издержек по транспортировке и хранению от размера заказываемой партии.

Оптимальный размер заказа определяется по формуле Уилсона:
где Sопт – оптимальный размер заказываемой партии в штуках;

О – необходимый объем закупки товаров (запаса) в год в штуках;

Ст – затраты, связанные с размещением, доставкой, приемкой партии заказанного товара;

Сх – затраты, связанные с хранением единицы запаса в год.

Стоит отметить, что предложенные выше математические модели могут стать полезными инструментами, помогающими финансовому директору контролировать ситуацию, но эти модели не могут быть полным отражением действительности. Кроме того, руководителям, принимающим решения, нужно не только знать указанные выше формулы, но и системно понимать процессы, которыми они управляют. Поэтому при осуществлении контроля за оборотными активами нужно учитывать и специфику компании, и ограничения, обусловленные реалиями российской экономики.

Работу финансового директора по контролю запасов могут усложнить следующие проблемы, о которых финансовому директору необходимо помнить и по возможности устранять.

Одна из проблем часто встречающихся на предприятиях – не качественно составленные справочники продукции: один и тот же вид запасов может храниться под разными наименованиями на разных складах. В результате возможны ситуации, когда отдел закупок приобретает материалы, которые уже имеются в наличии, тем самым завышая затраты на хранение и увеличивая отвлечение денежных ресурсов на финансирование оборотных средств. Необходимо отслеживать дубли и устранять их.

Также имеют место быть проблемы, связанные с ошибками сотрудников. К примеру, поставка может быть задержана из-за того, что менеджер забыл отправить заявку и отправил ее несвоевременно, увеличив таким образом время исполнения заказа. Устранить эту проблему может система контроля.

Исходя из того, что рассмотренная выше система с фиксированным размером заказа предполагает непрерывный учет остатков для определения точки заказа, а также возможное большое количество контролируемых номенклатурных позиций усложняет математические расчеты, понятно, что отсутствие информационной системы, обеспечивающей автоматический расчет показателей, значительно усложнит качественное выполнение задачи по управлению запасами и не позволит финансовому директору осуществлять оперативный контроль за величиной оборотных средств отвлеченных в запасах.

Так, например, в компании «Мяспроминвест» финансовому отделу осуществлять контроль за складскими запасами позволяет программный продукт "1С:Управления торговлей 8". На основании отчета XYZ/ABC анализ продаж , определяется группа запасов попадающая в категорию А для которой необходимо осуществлять нормирование. Для этой категории используется предусмотренный программой инструмент Планирования по точке заказа: на основании рассчитанных данных о страховом запасе, текущих складских остатках и планируемых поставках товаров формируется отчет с рекомендациями о закупке товаров, на основании которого и осуществляется контроль закупок и оплат.

Рассмотренный пример одного их российских предприятий и описание общих методов решения проблемы расчета размеров запасов призваны помочь большому числу финансовых директоров выработать свои подходы к данной тематике.

Проблема оптимального размера складских остатков должна беспокоить не только службу логистики, но и финансового директора. Избыток запасов – это отвлеченные из оборота средства и расходы на содержание больших складских площадей, а недостаток – риск потери покупателей и снижения выручки. Как финансовому директору оптимизировать инвестиции в складские запасы.

Проблема оптимального размера складских остатков должна беспокоить не только службу логистики, но и финансового директора. Избыток запасов - это отвлеченные из оборота средства и расходы на содержание больших складских площадей, а недостаток - риск потери покупателей и снижения выручки. Как финансовому директору оптимизировать инвестиции в складские запасы.

Ни для кого не новость, что от эффективного управления поставками и запасами во многом зависит финансовое благополучие компании. «Объем запасов в нашей компании составляет около 70 млн рублей, или более двух тысяч наименований. При этом затраты на поддержание товарных запасов составляют до 30% от их стоимости.

Поэтому особое внимание мы уделяем организации управления запасами, в том числе расчету оптимального размера заказа и формированию эффективного ассортиментного портфеля», - рассказывает Инга Родионова, финансовый директор группы компаний MOND. Отсутствие продуманного контроля за поставками и складскими остатками неизбежно сказывается на финансовых результатах деятельности компании.

«В 2005 году в нашей компании по некоторым категориям товаров в результате некорректного планирования закупок был обнаружен перезапас. По другим, наоборот, - недостаток, что не позволяло реализовать план продаж в полном объеме. Выявить это удалось путем сравнения фактических товарных запасов в разрезе категорий с планами продаж на соответст-вующий период. На это в большинстве случаев влияла ситуация в стране производителя.

В Китае, где у компании расположено большинство фабрик, возникли проблемы с рабочей силой и электроэнергией, поэтому поставщики удлинили цикл производства, а иногда даже стали срывать поставки. По этой причине наши менеджеры нередко заказывали больше и чаще, чем было необходимо, либо, наоборот, делали заявку достаточно поздно, что приводило в том числе к отсутствию товара на складе», - вспоминает Елена Агеева, финансовый директор компании Golder Electronics.

Однако на практике попытки исправить положение дел нередко сводятся к определению норматива по такому показателю, как оборачиваемость запасов (отношение выручки к среднему объему товарных запасов).

Другими словами, изучив статистику продаж и запасов, финансовое подразделение на следующий период устанавливает норматив по оборачиваемости товарных остатков для коммерческих подразделений. Но такое решение имеет существенные недостатки, а именно: в расчет принимается только товар, который лежит на складе. При установлении норматива оборачиваемости не учитываются товары и деньги в пути, а также дебиторская задолженность. Уменьшая товарные остатки, компания воздействует лишь на малую часть от общего объема средств, инвестированных в содержание запасов;

установив жесткий норматив оборачиваемости запасов для коммерческих подразделений, финансовая служба заставляет их действовать по одному из следующих сценариев. Чтобы уменьшить товарный запас и выполнить норматив, во-первых, можно сократить объем закупаемых партий, во-вторых, количество поставок.

Если снизить объем закупок, то увеличатся расходы на доставку, так как товары будут поставляться намного чаще. А более редкие поставки приведут к сокращению страхового запаса. В результате уровень обеспеченности спроса снизится, чаще будут возникать ситуации, когда востребованного клиентами товара на складе нет.

Чтобы раз и навсегда решить проблему управления запасами и оптимизировать инвестиции в товары на складе, необходим комплексный подход к решению проблемы.

Матрица QRS-и ABC-анализа

Запасы запасам рознь

Прежде чем начинать оптимизацию товарных запасов, необходимо отделить основной товарный запас от вынужденных и временных запасов. Например, по учетной системе на складе хранится 100 товаров поставщика X на сумму 100 тыс. рублей, объем продаж поставщика - 200 тыс. рублей. Используя эти данные, устанавливаем оборачиваемость запасов - два раза. Однако если в эти 100 тыс. руб. попадает бракованный и неликвидный товар на сумму 20 тыс. и 30 тыс. рублей соответст-венно, то реальная оборачиваемость товара будет как минимум в два раза больше.

Основной запас служит для обеспечения продаж в соответствии с планом. Состоит из двух основных частей:

  • рабочий запас - товарный запас на выполнение плана. Его размер зависит от того, какими партиями поступает товар от поставщика;
  • страховой запас создается для того, чтобы компенсировать неопределенности, связанные с возможным увеличением фактических продаж сверх плана или с задержками поставок.

Временный товарный запас создается на конкретный срок и состоит из трех основных типов:

  • сезонный запас. В период сезонного роста потребления на рынке у поставщиков наблюдаются перебои с наличием товара. Чтобы избежать отсутствия товара на складе, нужно создать избыточный запас по наиболее критичным товарам и в течение сезона его реализовать;
  • маркетинговый запас. В период проведения маркетинговых акций по товару есть необходимость обеспечить его наличие в избыточном количестве. В процессе акции эти запасы реализуются;
  • конъюнктурный запас. Поставщики нередко закрывают производство на профилактику, повышают цены и т. п. Можно получить значительную прибыль, если иметь товар в наличии по старым ценам в тот момент, когда он уже закончится у конкурентов.

Вынужденный запас возникает вне зависимости от желания компании и ее сотрудников. К нему относятся неликвидные товары (товары нормального качества, но в объеме, который трудно относительно быстро реализовать), бракованные товары.

Очевидно, что необходимый уровень продаж обеспечивает только основной запас. Поэтому учет товаров в информационной системе должен быть построен так, чтобы можно было выделить основной запас. Кроме того, система должна отражать количество неликвидного и бракованного товара, а также денежные средства, затраченные на их покупку. Чтобы сократить количество таких товаров в структуре запасов, нужно организовать регулярную работу по распродаже неликвидов и брака. Она должна проводиться ежемесячно, а не от случая к случаю. В этом процессе необходимо задействовать не только отдел закупок, но и отдел продаж.

Структура товарного запаса

Где деньги

Итак, разобравшись со всеми возможными видами запасов, нужно четко определить, как их финансирует компания. Другими словами, нужно понять, сколько собственных и заемных (например, банковские кредиты) средств (Инвестиционный ресурс, ИР) вкладывает компания в содержание запасов.

В теории все просто, формула инвестиционного ресурса следующая:

ИР= ТП + ТЗ + ДЗ + ДП - КЗ,

где ТП - товары в пути. Компания оплатила поставщику отгрузку товаров, но они еще не оприходованы на складе, а следовательно, не числятся в товарном запасе;

ТЗ - товарный запас. Товар, оприходованный на склад, но не отгруженный клиентам;

ДЗ - дебиторская задолженность клиентов. Товар, отгруженный клиентам, но не оплаченный ими;

ДП - деньги в пути.

Деньги, которые клиент оплатил за товар, но компания не оплатила их поставщику; КЗ - кредиторская задолженность.

Деньги, которые поставщик предоставляет в виде товарного кредита на содержание товарного ресурса. В идеале каждая компания стремится к тому, чтобы ИР = 0. Это позволит переложить содержание товарного ресурса на поставщика. Например, розничные сети на содержание своего товарного ресурса тратят значительно меньше средств, чем составляет кредиторская задолженность, привлеченная от поставщика. Соответственно у них высвобождаются средства на развитие собственной сети.

Заметим, что все участвующие в расчете инвестиционного ресурса показатели финансовый директор должен взять под жесткий ежедневный контроль. Это позволит определить, где сосредоточены средст-ва компании, и разработать необходимые меры по высвобождению собственных средств.

А для оценки их эффективности можно пользоваться показателем отношения выручки к сумме инвестиционного ресурса. Понятно, что чем он выше, тем более эффективно распоряжается своими деньгами компания.

В идеале каждая компания должна стремиться к тому, чтобы инвестиционный ресурс был равен нулю.

Анализ запасов

Для выявления внутренних резервов компании стоит воспользоваться QRS-анализом. Суть его состоит в том, чтобы разделить товары и их поставщиков на три группы, руководствуясь объемами необходимых инвестиций. Для деления на группы можно использовать критерий значимости, который рассчитывается по следующей формуле:

Критерий значимости (Кз) = (Инвес-тиционный ресурс/Объем продаж) 100%.

Кз < - 10%. Группа Q. Сюда относятся товары и их поставщики, которые вкладывают в оборот заказчика более 10% от своего месячного объема продаж. Отсрочка на погашение товарного кредита такова, что приобретенный товар компания успевает продать и направить вырученные средства на финансирование других закупок.

10% < Кз < +10%. Группа R. Кредитных средств этих поставщиков, как правило, достаточно, чтобы обеспечить содержание товарного ресурса по поставляемым ими товарам, но не более.

Кз > +10%. Группа S. Для покупки товаров у этой категории поставщиков необходимо вкладывать собственные средства.

Сам по себе QRS-анализ не дает полной картины происходящего. А другими словами, не позволяет отследить, насколько заинтересована компания в покупке того или иного товара. Чтобы исправить это упущение, можно провести АВС-анализ, поделив все товары на три категории руководствуясь показателем прибыли. Например, в А будут отнесены все товары, приносящие 50% от общей суммы прибыли по всем клиентам, В - 30% прибыли, и С - 20% прибыли соответственно. «При планировании продаж товарная номенклатура нашей компании (более 600 наименований) делится на три группы с помощью АВС-анализа, - рассказывает Елена Агеева. - К группе А мы относим товары, которые приносят наибольший доход и обеспечивают содержание большинства запасов. По этим товарам максимально точно определяются объем и момент заказа, так как необходимо обеспечить их постоянное наличие на складе. Товары группы В занимают среднее положение в формировании запасов. Товары группы С - самая многочисленная группа товаров, однако в общем объеме продаж их доля невелика.

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА РАЗМЕРА СТРАХОВОГО ЗАПАСА

В нашей компании товары этих трех групп, согласно статистическим данным, распределяются следующим образом:

  • 10% ассортиментных позиций обеспечивают 75% от стоимости запасов (группа А);
  • 25% ассортиментных позиций приходится на 20% от стоимости запасов (группа В);
  • 65% ассортимента содержит 5% от стоимости запасов (группа С).

Анализ проводит департамент маркетинга.

Совместив результаты QRS- и ABC-анализа (см. рис. 1) и выделив девять групп товаров, можно определить стратегию работы с поставщиками, а также стратегию продаж. Товары и поставщики, которые попадут в группу AQ, - наиболее рентабельные и не требуют финансирования для собственного содержания. С поставщиками таких товаров надо строить долгосрочные партнерские отношения, следить за сроками погашения кредиторской задолженности перед ними и т. д. А товары группы CS наименее доходные и в то же время требуют дополнительных средств на содержание товарного запаса, поэтому, если есть возможность, их лучше выводить из ассортимента.

КЛЮЧЕВЫЕ ЛИМИТЫ ЗАПАСОВ

Оптимальный запас

Когда компания определила, в какой товар она будет вкладывать средства и с какими поставщиками будет работать, необходимо спланировать объем запасов по каждому виду товара. Для этого по фактическим данным (объем продаж, срок реагирования и т. д.) нужно рассчитать средний запас по каждому виду товара. Сложив данные по товарам конкретного поставщика, мы получим средний товарный запас по поставщику. Средний товарный запас (ТЗ) на складе состоит из страхового (СТЗ) и среднего рабочего запаса (РТЗ) (см. рис. 2 на стр. 33). При этом последний зависит от того, сколько раз компания закупает товары за период, и объема продаж:

Для оценки страхового запаса есть два подхода.

Первый основан на экспертных суждениях о вероятном увеличении продаж и задержке товара (см. рис. 3). Для расчета используется следующая формула:

СТЗ = ПДср СРср (% ПД + % СР),

где ПДср - средний объем продаж в день, шт.; СРср - средний срок реагирования (период между моментом возникновения потребности в товаре и его поставки на склад), дни; % ПД - процент вероятного увеличения продаж (насколько могут увеличиться продажи в день по отношению к средним продажам), проценты; % СР - процент вероятной задержки поставки (на сколько дней может задержаться поставка по отношению к среднему сроку реакции), проценты.

Второй подход к расчету страхового запаса опирается на накопленную статистику колебаний продаж и нарушений сроков поставки.

Вычисляется на основе заданной вероятности с использованием статистических таблиц функции Лапласа. Например, если необходимо с вероятностью 95% иметь товар на складе, то этому значению будет соответствовать значение коэффициента 1,64.

Однако, несмотря на то что второй подход способен дать более точные результаты, он редко применяется на практике. Дело в том, что у компаний нередко отсутст-вует статистика о задержках поставок.

После того как размер страхового запаса определен, нужно сравнить полученные результаты с фактическими складскими остатками, превышающими плановую потребность, и ликвидировать существующие излишки.

Жесткий контроль

Мы начали статью с того, что использовать показатель оборачиваемости товаров в качестве норматива неоправданно.

Правильный вариант, если контроль за состоянием запасов осуществляется на ежедневной основе по отклонениям от следующих нормативов:

  • максимальный товарный запас (МаксТЗ), который рассчитывается как сумма страхового запаса и среднего объема поставки;
  • точка заказа/перезаказа (ТЗП) - количество товара на складе, при достижении которого необходимо делать новый заказ поставщику (сумма страхового товарного запаса и количества товаров, которые будут проданы за то время, которое необходимо для доставки следующей партии от поставщика);
  • точка «последнего желания» (ТПЖ) - количество товаров, которые будут проданы за то время, которое необходимо для доставки следующей партии от поставщика и к приходу следующей поставки компания останется без товара.

Установив нормативы и оперативно контролируя их, компания сможет максимально эффективно управлять своими инвестициями в товарные запасы. Но, при этом не стоит забывать, что мало разработать необходимую методологию, важно заинтересовать в результатах сотрудников компании.

При этом для каждого отдела должны использоваться различные схемы вознаграждения, например:

  • отдел продаж ориентирован на стопроцентное выполнение плана продаж;
  • отдел закупок - на соблюдение нормативов по товарному запасу;
  • транспортный отдел - на выполнение установленных сроков по доставке товара.

Анализ оборачиваемости - одно из ведущих направлений аналитического изучения финансовой деятельности организации. По итогам проведённого анализа выносятся оценки деловой активности и эффективности управления активами и/или капитальными средствами.

Сегодня анализ оборачиваемости оборотных средств поднимает множество споров между экономистами-практиками и экономистами-теоретиками. Это самый уязвимый пункт во всей методике финансового анализа деятельности организации.

Что характеризует анализ оборачиваемости

Основная цель, с которой он проводится, - оценить, способно ли предприятие получать прибыль путем свершения оборота «деньги-товар-деньги». После необходимых расчетов становятся понятны условия материального снабжения, расчета с поставщиками и покупателями, сбыта произведенной продукции и пр.

Так что же такое оборачиваемость?

Это экономическая величина, дающая характеристику определенному временному промежутку, за который проходит полное обращение денежных средств и товара, или же числу этих обращений за выделенный временной промежуток.

Так, коэффициент оборачиваемости, формула которого дана ниже, равен трем (анализируемый период - год). Это означает, что предприятие за год работы выручает денежных средств второе больше стоимости своих активов (т. е. за год они оборачиваются трижды).

Вычисления просты:

К об = выручка от продаж / средняя величина активов.

Нередко требуется узнать количество дней, за который проходит один оборот. Для этого количество дней (365) делят на коэффициент оборачиваемости за анализируемый год.

Часто используемые коэффициенты оборачиваемости

Необходимы они для анализа деловой активности организации. Показатели оборачиваемости средств показывают интенсивность использования обязательств или тех или иных активов (так называемая скорость оборота).

Итак, проводя анализ оборачиваемости, используют следующие коэффициенты оборачиваемости:

Собственного капитала предприятия,

Активов оборотных средств,

Полных активов,

Запасов,

Задолженности перед кредиторами,

Дебиторской задолженности.

Чем выше расчетный коэффициент оборачиваемости полных активов, тем интенсивней они работают и тем выше показатель деловой активности предприятия. Не всегда позитивно на оборачиваемость влияют отраслевые особенности. Так, в торговых организациях, через которые проходят большие денежные объемы, оборачиваемость будет высокая, в то время как на предприятиях фондоемких она будет значительно ниже.

При сравнении коэффициентов оборачиваемости двух схожих предприятий, принадлежащих к одной отрасли, можно увидеть разницу, иногда значительную, в эффективности управления активными средствами.

Если анализ покажет большой коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть повод говорить о значительной эффективности собираемости платежей.

Этот коэффициент дает характеристику скорости движения оборотных средств начиная с момента получения платы за материальные ценности и заканчивая возвращением денежных средств за реализованные товары (услуги) на счета в банке. Суммой оборотных средств признается разность между общим размером оборотных средств и остатком денежных средств в банке на счетах предприятия.

В случае увеличения скорости оборота при одинаковом объеме реализуемых товаров (услуг) организация задействует меньшие суммы оборотных средств. Из этого можно заключить, что материальные и денежные ресурсы будут использоваться более эффективно. Таким образом, коэффициент оборачиваемости оборотных средств указывает на всю совокупность процессов хозяйственной деятельности, как то: снижение фондоемкости, увеличение темпов роста производительности и пр.

Факторы, влияющие на ускорение оборачиваемости оборотных средств

К ним относятся:

Сокращение общего времени, затраченного на технологический цикл,

Совершенствование технологий и производственного процесса,

Улучшение снабжения и сбыта товаров,

Прозрачные платежно-расчетные отношения.

Денежный цикл

Или, как его еще называют, оборотный капитал - это временной период оборачиваемости денежных средств. Его начало - момент приобретения рабочей силы, материалов, сырья и пр. Его конец - получение денег за реализованный товар или предоставленные услуги. Величина этого периода показывает, насколько эффективно управление оборотным капиталом.

Короткий денежный цикл (положительная характеристика деятельности организации) дает возможность быстро вернуть средства, вложенные в оборотные активы. Многие предприятия, имеющие прочные позиции на рынке, проведя анализ оборачиваемости, получают отрицательный коэффициент оборотного капитала. Это объясняется, например, тем, что подобные организации имеют возможность навязывать свои условия и поставщикам (получая различные платежные отсрочки), и покупателям (значительно уменьшая срок оплаты за поставленные товары (услуги)).

Оборачиваемость запасов

Это процесс замены и/или полного (частичного) обновления запасов. Проходит он посредством перехода материальных ценностей (то есть вложенного в них капитала) из группы запасов в процесс производства и/или реализации. Анализ оборачиваемости запасов дает понять, сколько раз за расчетный период был использован остаток запасов.

Неопытные руководители для перестраховки создают излишние запасы, не задумываясь о том, что этот избыток приводит к «замораживанию» средств, расходам сверх нормы и снижению прибыли.

Экономисты советуют избегать подобных залежей запасов, имеющих низкую оборачиваемость. А вместо этого, ускоряя оборачиваемость товаров (услуг), высвобождать ресурсы.

Коэффициент оборачиваемости запасов - один из важных критериев оценки деятельности предприятия

Если расчеты показывают слишком высокий коэффициент (по сравнению со средними показателями или предыдущим периодом), то это может означать значительную недостаточность запасов. Если наоборот, то запасы товаров не пользуются спросом или очень большие.

Получить характеристику подвижности средств, которые вложены в создание запасов, возможно, только рассчитав коэффициент оборачиваемости запасов. И тем выше деловая активность организации, чем быстрее возвращаются денежные средства в виде выручки от реализации товаров (услуг) на счета предприятия.

Общепринятых норм для коэффициента оборачиваемости средств нет. Анализируют их в рамках одной отрасли, а идеальный вариант - в динамике отдельно взятого предприятия. Даже малейшее снижение этого коэффициента свидетельствует об избыточном скоплении запасов, неэффективности управления складами или накоплении непригодных или устаревших материалов. С другой стороны, высокий этот показатель не всегда хорошо характеризует деловую активность предприятия. Иногда это говорит об истощении запасов, что может вызвать сбои в технологическом процессе.

Влияет на оборачиваемость запасов и деятельность отдела маркетинга организации, так как высокая рентабельность продаж влечет за собой низкий коэффициент оборачиваемости.

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Этот коэффициент характеризует скорость погашения дебиторской задолженности, то есть показывает, как быстро организация получает оплату за реализованные товары (услуги).

Рассчитывается он за отдельно взятый период, чаще всего за год. И показывает, сколько раз организацией были получены платежи за продукцию в сумме среднего остатка задолженности. Также он дает характеристику политике продажи в кредит и эффективности работы с покупателями, то есть насколько результативно взыскивается дебиторская задолженность.

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности не имеет стандартов и норм, поскольку зависит от отрасли и технологических особенностей производства. Но в любом случае чем он выше, тем быстрее покрывается дебиторская задолженность. При этом эффективность деятельности предприятия не всегда сопровождается высокой оборачиваемостью. К примеру, продажи продукции в кредит дают высокий остаток дебиторской задолженности, в то время как показатель ее оборачиваемости невысокий.

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Этот коэффициент показывает связь между объёмом денежных средств, которые нужно выплатить кредиторам (поставщикам) к оговоренной дате, и суммой, потраченной на закупки либо на приобретение товаров (услуг). Расчет оборачиваемости кредиторской заложенности дает понять, сколько раз за анализируемый период была погашена средняя ее величина.

Финансовая устойчивость и платежеспособность снижаются при высокой доле кредиторской задолженности. В то время как она же дает возможность на все время своего существования пользоваться «бесплатными» деньгами.

Расчет прост

Выгода вычисляется следующим образом: разница между величиной процентов по кредиту, приравненному к сумме задолженности (то есть гипотетически взятый кредит) за то время, пока она числится на балансе организации, и объема самой кредиторской задолженности.

Положительным фактором деятельности предприятия считается превышение коэффициента дебиторской задолженности над коэффициентом оборачиваемости кредиторской. Кредиторы отдают предпочтение более высокому коэффициенту оборачиваемости, однако предприятию выгодно держать этот коэффициент на более низкой планке. Ведь неоплаченные суммы кредиторской задолженности - бесплатный источник для финансирования текущей деятельности организации.

Ресурсотдача, или оборачиваемость активов

Дает возможность рассчитать число оборотов капитала за отдельно взятый период. Данный коэффициент оборачиваемости, формула существует в двух вариантах, дает характеристику использования всех активов организации, независимо от источников их получения. Немаловажен тот факт, что, только определив коэффициент ресурсоотдачи, можно видеть, сколько рублей выгоды приходится на каждый рубль, вложенный в активы.

Коэффициент оборачиваемости активов равен частному от деления выручки на стоимость активов в среднем за год. Если необходимо рассчитать оборачиваемость в днях, то количество дней в году нужно разделить на коэффициент оборачиваемости активов.

Ведущими показателями для этой категории оборачиваемости являются период и скорость оборота. Последнее - это количество оборотов капитала организации за определенный отрезок времени. Под этим промежутком понимают средний срок, за который происходит возврат средств, вложенных в производство товаров или услуг.

Анализ оборачиваемости активов не опирается на какие-либо нормы. Но то, что в капиталоемких производствах коэффициент оборачиваемости значительно ниже, чем, например, в сфере услуг, определенно понятно.

Низкая оборачиваемость может говорить о недостаточной эффективности работе с активами. Не стоит забывать, что нормы рентабельности продаж тоже влияют на эту категорию оборачиваемости. Так, высокая рентабельность влечет за собой снижение оборачиваемости активов. И наоборот.

Оборачиваемость собственного капитала

Рассчитывается для определения скорости собственного капитала организации за отдельно взятый период.

Оборачиваемость капитала собственных средств организации призвана характеризовать различные аспекты финансовой активности предприятия. Например, с экономической точки зрения этот коэффициент характеризует активность денежного оборота вложенного капитала, с финансовой - скорость одного оборота вложенных средств, а с коммерческой - излишки или недостаточность продаж.

Если этот показатель показывает значительное превышение уровня реализации товаров (услуг) над вложенными средствами, то как следствие, начнется рост кредитных ресурсов, что, в свою очередь, позволяет достичь предела, за которым повышается активность кредиторов. В этом случае к собственному капиталу увеличивается отношение обязательств и растет кредитный риск. А это влечет за собой невозможность оплачивать данные обязательства.

Низкая же оборачиваемость капитала собственных средств указывает на их недостаточное вложение в производственный процесс.

Недавно на конференции выступая перед очень солидной и продвинутой аудиторией, я дала маху… Двести человек - собственников бизнеса, владельцев магазинов, людей, которые в розничной торговле работают по десять-двадцать лет, слушали про методы анализа ассортимента.

В целом, все было хорошо, но в конце, увидев, что времени остается мало, я решила в своем выступлении акценты расставить немного по-другому, и пропустить тему, которая, как мне казалось, известна и понятна слушателям. «Ну, - сказала я, - про оборачиваемость я говорить не буду, вы и так про нее все знаете…»

Гробовая тишина в аудитории, затем шевеление и гул. Я понимаю, что что-то не так… Начинаю лихорадочно ловить голоса с мест: «нет уж, расскажите», «не знаем, давайте», «подробнее пожалуйста»…

Короче, пришлось потом после конференции специально добавить время. Предложила остаться только тем, кто хочет послушать про оборачиваемость , потому что «вдруг не всем это нужно». «Не всеми» оказалось 70% аудитории…

Несколько лет назад статья про оборачиваемость уже публиковалась. Однако за эти годы накопилось достаточно нюансов и новых подробностей, о которых стоит сказать, ибо такая простая, понятная и знакомая нам оборачиваемость на самом деле имеет множество граней.

Итак, рассмотрим все аспекты - теоретические и практические, которые нам нужны при работе с оборачиваемостью.

Что такое оборачиваемость

Версий много - это и «как быстро продается товар», и «сколько дней мы продаем запас », «скорость продаж»… Действительно, примерно все так и есть. Но точное определение оборачиваемости все же такое: это соотношение скорости продаж к среднему товарному запасу за период. То есть, говоря проще, это за сколько времени мы продаем средний запас , лежащий у нас на складе. Как быстро мы получаем деньги, которые вложили.

Чем выше оборачиваемость, тем лучше. Это бесспорно так. Значит, наши денежки вернутся к нам быстрее. Однако нужно помнить о том, что если мы слишком быстро продаем свои запасы, то мы рискуем остаться без товара. Большие запасы забирают себе наш оборотный капитал, и компания не может развиваться. Малые же запасы заставляют нас балансировать на грани дефицита - и мы теряем покупателей, мы вынуждены завозить товары каждый день и тратить свои деньги на логистику.

Что лучше?

Это вопрос стратегический, каждая компания решает его самостоятельно. Крайности вообще не полезны. Поэтому каждая компания для себя устанавливает приемлемые нормы оборачиваемости. Оборачиваемость индивидуальна! Это первое.

Второе. Для подсчета оборачиваемости нужно иметь ТРИ параметра:

1. Средний (средний!!!) товарный запас за период. То есть сколько у нас товаров лежит на складе, например, за месяц. Не путайте с запасами на «сегодняшний день»! Но об этом сказано будет ниже.

2. Период. Это может быть неделя, месяц, год. Обычно месяц - самый используемый период. Однако для скоропортящихся товаров (хлеб, молоко) период может быть равен неделе. Годовую оборачиваемость может считать владелец, управляющий, оценивающий эффективность работы компании в целом. Однако для тактического управления запасами обычно стоит использовать месяц.

3. Товарооборот за период. То есть сами продажи за этот же месяц (или неделю, или год). Важно: мы подсчитываем запас и продажи ОДИНАКОВОГО товара (то есть нельзя брать все запасы группы «алкоголь» и сравнивать их с продажами категории «водка»)

Что важно учесть при работе с оборачиваемостью - это четыре важные вещи:

  1. оборачиваемость считается только там, где есть товарные запасы. Нет запасов - нет оборачиваемости (например, в парикмахерской продают услуги - стрижка, маникюр… Запасов на складе по этим услугам не существует).
  2. учитываются только те товары, которые физически присутствуют на вашем складе, те, которые оприходованы. Если товар есть, но он не оприходован или уже списан - он не считается. Если товар вами уже куплен и едет к вам, но еще не приехал (товар в пути) - он тоже не считается (по той простой причине, что он теоретически может и не доехать… или доехать, но не в том виде… короче, это уже логистика, а мы все знаем, что с ней ничего предполагать заранее нельзя). Товар, который вы уже продали, но он до сих пор не отгружен клиенту (например, компания оптово-розничная, продает товар партиями, получает предоплату) - тоже считать нельзя. Он уже продан, он обернулся, поэтому не считается (если только вы не наберетесь смелости продать его дважды)…
  3. оборачиваемость считается в единицах товара (например, в штуках) или в денежном выражении (например, в рублях). В чем хотите, в том и считайте - не важно, суть от этого не изменится. Важно, что бы и запас и товарооборот вы считали в одних величинах. Если вы считаете в денежных единицах, то считать надо в закупочных ценах (и запасы и продажи). Не в розничных, а именно в закупочных - розничные цены меняются чаще, закупочные цены как правило более стабильны. Впрочем, если в вашей компании закупочные цены тоже сильно колеблются, то считайте штуках.
  4. оборачиваемость нужна в динамике! Сама по себе, взятая из контекста, она ни о чем не говорит. Ну есть оборачиваемость у нас 30 дней… И чего? Это хорошо или плохо? Вот если она была 15 дней, а стала 30 - это отрицательная динамика и надо принимать меры. А если она была 60 дней, а стала 30 - значит, все хорошо, и можно двигаться дальше в том же направлении.

В дальнейшем мы, говоря «оборачиваемость» и «коэффициент оборачиваемости», будем иметь в виду одно и тоже - это число оборотов в разах или днях среднего товарного остатка за некий отчетный период. Считать оборачиваемость можно в днях, можно в разах, можно в штуках, можно в деньгах, можно за месяц или за год, можно по товарным позициям, по категориям, по брендам, по поставщикам, по магазинам… Вопрос в том, что вы хотите увидеть. Если нужно оценить общую работу и сравнить между собой магазины, то стоит брать оборачиваемость за год в рублях. Если же вопрос в том, какие товары нам выводить из ассортимента (кто слабое звено?), то стоит сравнивать между собой товарные позиции внутри одной категории (например, молоко «Домик в деревне» 3,2% жирности и молоко «Пармалат» 3,2% жирности) в штуках за неделю. Итак, разберемся со всем по порядку.

Средний товарный запас

Очень часто при подсчете оборачиваемости здесь возникает путаница. Многие считают:

а) не средний запас, а запас на «сегодня». Это уровень запасов, и показывает этот метод не оборачиваемость, а то, сколько дней осталось до конца продаж, то есть «на сколько хватит патронов». Тоже можно считать, но это другой параметр, не отражающий динамику.

б) средний запас, но неправильно. Берут первый день периода и последний день, и делят пополам. Это неверно, так как не отражает динамику запасов в течение всего месяца.

Например, на данном рисунке видно, как менялось количество товаров на складе за месяц. Если использовать «докомпьютерную» формулу , то по ней средний товарный запас будет равен (10 000+10 000)/2 = 10 000 шт. Но это неверно, так в течение месяца были ситуации и дефицита, и затоваривания склада. Если посчитать по правильной формуле , то средний товарный запас будет на уровне 7 500 штук (смотри пример 1 ниже).

Правильная формула для подсчета среднего товарного запаса такая:

ТЗср = ТЗ1 /2 + ТЗ2 + ТЗ3 + ТЗ4 + … ТЗn /2
n - 1
ТЗ1, ТЗ2, … ТЗn - величина товарного запаса на отдельные даты анализируемого периода,
n - количество дат в периоде.

Пример 1. Средний запас за месяц (штуки)

Пример 2. Средний запас за год (рубли)

Формулы для подсчёта оборачиваемости

Итак, оборачиваемость считается в днях или в разах. Рассмотрим оба варианта.

1. Оборачиваемость в днях показывает, сколько дней нужно для продажи среднего запаса. Она вычисляется по формуле:

Об дн = Средний товарный запас * кол-во дней / Товарооборот за этот период

Оборачиваемость составит: 155 шт * 31 день / 325 шт = 14,78 (15) дней.

15 дней нужно для продажи среднего запаса этого порошка.

Какой вывод для нас? Пока никакой - нужно смотреть этот показатель в динамике. Вот если в прошлом месяце оборачиваемость была 10 дней, а стала 15 - то это сигнал к тому, что необходимо или снизить количество завозимого товара или увеличить продажи (а можно сделать и то и другое одновременно). А если напротив, была 20, а стала 15 - значит, товар стал оборачиваться быстрее, и это хорошо.

Еще один важный критерий: соотношение оборачиваемости в днях и кредитной линии на этот товар. Если кредит, полученный у поставщика этого порошка, равен 30 дням, то ситуация более-менее благополучная: мы возвращаем свои вложенные деньги через 15 дней, а срок расплаты наступает через 30. То есть мы две недели можем пользоваться полученными деньгами.

Но если кредит равен 10 дням, то оборачиваемость в 15 дней говорит нам, что для погашения кредита придется воспользоваться заемными деньгами, потому что мы товар еще не обернули, деньги за него не получены.
Оборачиваемость в днях никогда не должна превышать срок кредита!

Еще один вывод, который можно сделать на основе данных по оборачиваемости. Если оборачиваемость равна 15 дням, это означает, что запас должен пополняться каждые 2 недели (при желании поддерживать некий страховой запас). Срок оборачиваемости кореллируется с частотой поставок.

2. Оборачиваемость в разах говорит, сколько раз за период товар «обернулся», продался. Вычисляется по формулам:

Об раз = Товарооборот за период / Средний товарный запас за период

Например, средний запас стирального порошка «Тайд» за месяц составил 155 штук.
Продажи этого же порошка за месяц составили 325 штук.
Оборачиваемость составит: 325 шт / 155 шт = 2 раза в месяц.
2 раза в месяц продастся средний запас.

Какой вывод? 2 раза в месяц - это тоже самое, что 15 дней оборачиваемости, поэтому принципиальной разницы в методе подсчета нет. Выводы можно будет сделать те же самые. Но на мой взгляд, подсчет оборачиваемости в днях удобнее. В дальнейшем здесь мы будем говорить об оборачиваемости в днях.

Не оборачиваемость

1. Рассмотрим то, что оборачиваемостью не является, но используется в практике.

Это уровень запасов продукции (Утз) - показатель, характеризующий обеспеченность магазина запасами на определенную дату. Он показывает, на сколько дней торговли (при сложившемся товарообороте) хватит этого запаса .

Утз = Товарный запас на конец анализируемого периода * кол-во дней / Товарооборот за период

Например, 15 июля порошка «Тайд» на складе осталось 243 штуки. За две недели июля (с 1-го по 15-е) продажи составили 430 штук.
Утз = 243 шт * 15 / 430 шт = 8,4 дня.
Имеющихся запасов хватит на 8,4 дня. Это означает, что через 8 дней необходимо пополнить запас.

2. Еще один показатель, который путают с оборачиваемостью - уходимость.

Оборачиваемость - сколько оборотов товар делает за период. Уходимость - за сколько дней что-то уйдет со склада.

Если при расчете мы оперируем не средним запасом, а подсчитываем оборачиваемость одной партии, то реально мы говорим об уходимости.

Например, 1-го марта на склад поступила партия карандашей в количестве 1000 штук. 31-го марта карандашей на складе осталось 0. Продажи равны 1000 штук. Вроде оборачиваемость равна 1, то есть один раз в месяц обернулся этот запас. Но необходимо понимать, что в данном случае мы говорим об одной партии и о времени ее реализации. Одна партия за месяц не оборачивается, она "уходит".
Здесь некорректно считать оборачиваемость, потому что речь идет об одной партии и не учитывается период, когда карандаши были проданы до нулевого остатка - возможно, это произошло в середине месяца.
Для вычисления оборачиваемости запасов партионный учет не нужен.

3. В некоторых работах уходимостью называют отдачу с квадратного метра торговой площади.

Это тоже важный показатель, который высчитывается по формуле:

Уходимость = товарооборот за месяц / Занимаемое место (м2)

Пример 3. Сравнение показателей внутри категории «Стиральный порошок»

Из таблицы можно заметить, что у «Би-Макса», несмотря на плохую оборачиваемость (27 дней), продажи с м2 наилучшие. Можно сделать вывод, что была закуплена слишком большая партиятовара . Снизив запас, мы выровняем оборачиваемость.

А вот у «Тайда» оборачиваемость хорошая, а продажи с м2 самые плохие среди всей категории. Делаем вывод о том, что неэффективно используется полочное пространство или товар находится в «холодной» зоне торгового зала. Необходимо поднимать продажи в целом или снижать занимаемую площадь.

Порошок «Ариель» при не очень хорошей оборачиваемости показывает приемлемую уходимость. Здесь так же можно говорить о снижении запаса.

Каков общий вывод? Уровень запасов и уходимость (или отдачу с квадратного метра) тоже нужно считать, но с самой оборачиваемостью они мало связаны.

И еще один вывод - нет единой терминологии в том, что мы называем показателями эффективности работы торгового предприятия. Поэтому при встрече с любыми определениями в книгах, на семинарах, у коллег или партнеров обязательно уточняйте, что именно подразумевается под тем или иным термином.

Норма оборачиваемости

Почти всегда задают один и тот же вопрос: «А какие нормы оборачиваемости существуют? Как правильно?» Ответа нет. В каждой компании свои нормы.
Норма оборачиваемости - это количество дней или оборотов, за которое должен быть реализован запас товара по мнению руководства фирмы, чтобы торговлю можно было считать успешной.

В каждой отрасли - свои нормы. В каждом регионе - свои нормы. Для каждого поставщика - свои нормы. Для каждого вида или категории товаров - свои нормы.

Например, магазин по продаже канцтоваров и игрушек на Сахалине имеет среднюю оборачиваемость 90 дней (и это еще хорошо)! Для такого же магазина, торгующего тем же самым, но в Москве, эта цифра кажется неприемлемой.

Но дело в том, что доставка товаров в Сахалин осуществляется крайне тяжело и долго, и компания вынуждена иметь значительные запасы для поддержания оборотов. Такова цена бизнеса… Зато торговая наценка в Сахалине, где практически нет конкурентов, не менее 150%, что для Москвы кажется несбыточной мечтой. Это, извините, цена бизнеса в Москве…

Закономерность одна: чем оборачиваемость выше - тем меньше времени товары находятся на складе, тем быстрее они превращаются в деньги.

Но важно помнить: если оборачиваемость слишком высокая - скажем, приближается к 1-2 дням - это говорит о том, что поставка товаров должна осуществляться ежедневно и магазин работает практически без страхового запаса. При малейшем сбое в поставках или в увеличении спроса на товар рискуем остаться без товара! А дефицит для розничного предприятия опасен не только потерянными прибылями, но и тем, что имеющийся спрос на товар будет удовлетворять конкурент… И еще - ежедневные поставки - это всегда проблемы с логистикой. Приемка, подсчет, оприходование товара - каждая операция таит в себе возможность ошибок и потерь. Чем чаще - тем больше ошибок.

В случае со скоропортящимися товарами (хлеб, молоко) этой ситуации не избежать. Но по другим товарам разумнее оборачиваемость не приводить к 1-2-х дневной, а выработать для себя оптимальный срок, минимизирующий риски и потери. Это и будет нормой оборачиваемости для конкретного товара.

Помните: что норма для одного товара, то не будет нормой для другого! Нельзя пытаться найти единую норму для батареек и плазменных телевизоров - у этих товаров нет ничего общего. Если сравнивать товары по оборачиваемости, то это можно делать только среди товаров в одной категории и сравнимых между собой. Хлеб с печеньем сравнивать не надо. Пиво с водкой - тоже. А вот печенье одной фабрики сравнить с печеньем другой фабрики - это делать можно.

Анализ результатов измерения оборачиваемости

При сравнении можно построить матрицу «Оборачиваемость-Маржа» и увидеть, какие товары нам за один и тот же период приносят больше прибыли, а какие меньше.

Например, мы хотим проанализировать данные по одной категории и выяснить, какие товары в категории для нас наиболее интересны, а какие менее.

Таблица 4. Сравнительные данные по марже и оборачиваемости

Как видим, товар 5 хотя и обладает средней торговой наценкой, но имеет наилучшую оборачиваемость из всех и приносит за месяц на единицу продукции наибольшую прибыль. А товар 1, имеющий высокую маржу, показывает худшую оборачиваемость. Следовательно, за месяц на единицу продукции прибыль минимальна. Что можно сделать? Необходимо выяснить, чем вызвана такая плохая оборачиваемость - излишними запасами или плохими продажами? После этого принимать меры. Если проблема в продажах - то стимулировать оборот. Если проблема в избыточном запасе, то необходимо перестать завозить товар огромными партиями.

Матрица «Оборачиваемость-Маржа»

Соотнеся между собой два параметра - маржи (или торговой наценки) и оборачиваемости, можно товары внутри одной категории распределить по данной матрице.


Как видим, наиболее интересны для нас товары, имеющие высокую оборачиваемость и высокую наценку. В ассортименте могут так же находиться товары с низкой оборачиваемостью, но это должно быть компенсировано высокой наценкой. Товары с низкой наценкой могут находиться в ассортименте при условии. Что у них хорошая оборачиваемость, то есть компания не тратит средства на продажу данных товаров. Товары с низкой наценкой и плохой оборачиваемостью в ассортименте находиться не должны.

Если такие товары присутствуют в матрице, то мы можем сделать следующее:

  • вывести их из ассортимента. Однако «механическая чистка» опасна тем, что мы можем вместе с неликвидами «выкинуть» и новый товар, и товар сопуствющий, комплектующий или имиджевый товар. Поэтому прежде, чем мы кого-то «выкинем», нужно проанализировать историю этого товара и понять его роль в общем ассортименте.
  • перевести их в квадрат «высокая наценка-низкая оборачиваемость». Необходимо понять, что это за товар, который медленно продается. Возможно, это дорогой имиджевый товар, и мы просто неправильно его позиционировали и недополучаем прибыль.
  • перевести его в квадрат «низкая наценка-высокая оборачиваемость», стимулируя продажи или снизив величину запаса. У нас ведь есть две педали: «газ» (скорость продаж) и «тормоз» (снижение запаса). В отличие от автомобиля, можем нажимать на обе педали сразу?.

Иногда бывает такое, что мы вынуждены мириться с тем, что по некоторым товарам у нас плохая оборачиваемость и это не ошибка закупщика или продаж. Это условия, не подлежащие корректировке. Обычно это бывает связано с условиями поставки - например, поставщик уходит в отпуск (закрывает завод на профилактику на два месяца) и для обеспечения компании запасами приходится закупать двух-трех месячный запас. Или поставка товара идет так долго (например, контейнер морем из Китая), что для обеспечения бесперебойности поставок приходится закупать товар большими партиями. В таком случае нужно понимать, что это цена бизнеса… В таком случае нужно постараться свои расходы на содержание запасов компенсировать кредитами от поставщиков.

Оборачиваемость запасов (inventory turnover ) показывает, сколько раз за рассматриваемый период предприятие использовало имеющийся средний остаток запасов. характеризует качество запасов предприятия, эффективность управления ими, позволяет выявить остатки неиспользуемых, устаревших или некондиционных запасов. Важность показателя связна с тем, что прибыль возникает при каждом «обороте» запасов (т.е. использовании в производстве, операционном цикле).

В большинстве теоретических источников коэффициент оборачиваемости запасов рассчитывается как отношение себестоимости продукции к средней за период величине запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе (оборачиваемость запасов по стоимости - Оз):

Оз = С / ((Знп + Зкп) / 2)

Где,
С - себестоимость продукции, произведенной в расчетном периоде;
Знп, Зкп - величина остатков запасов, незавершенного производства и готовой продукции на складе на начало и конец периода.

Общая стоимость товаров, проданных в течение определенного периода, обычно за год (предпочтительнее брать себестоимость проданных товаров, а не объем продаж, поскольку последний включает в себя валовую прибыль, что ведет к завышению показателя оборачиваемости), будучи разделена на среднюю величину товарных запасов в течение того же периода, дает число, показывающее, сколько раз обернулся товар.

Более нагляден и удобен для анализа обратный показатель - период обращения запасов в днях (Поз). Он рассчитывается по формуле:

Поз = Тпер / Оз

где, Тпер - продолжительность периода в днях.

Чем выше оборачиваемость запасов, тем более эффективной является ее деятельность, тем меньше потребность в оборотном капитале и тем устойчивее финансовое положение предприятия при прочих равных условиях.

Рассчитанные периоды оборота конкретных составляющих текущих активов и текущих пассивов имеют реальную экономическую интерпретацию.

Например, период оборота запасов, равный тридцати дням, означает, что при сложившемся в данном периоде анализа объеме производства на предприятии создано запасов на 30 дней.

Учитывают несколько видов оборачиваемости запасов :

  • оборачиваемость каждого наименования товара в количественном выражении (по штукам, по объему, по массе и т.д.);
  • оборачиваемость каждого наименования товара по стоимости;
  • оборачиваемость совокупности наименований или всего запаса в количественном выражении;
  • оборачиваемость совокупности позиций или всего запаса по стоимости.

Оценка оборачиваемости является важнейшим элементом анализа эффективности, с которой предприятие распоряжается материально-производственными запасами. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление: отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе - иммобилизацией собственных оборотных средств). Кроме того, очевидно, что предприятие несет дополнительные затраты по хранению запасов, связанные не только со складскими расходами, но и с риском порчи и устаревания товара.

Как следствие, при управлении запасами особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т.е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств.

В западной банковской практике аналитики обычно пользуются альтернативной формулой - отношение величины запасов к выручке, умноженное на 365 дней. Формула имеет вид:

Оз = (Объем запасов / Выручка нетто) х 365

Величина запасов берется на конец периода, так как обычно оценивается в динамике. Соотносится величина запасов не с себестоимостью, а с выручкой как с одним из важнейших для кредитного анализа факторов (тем самым обеспечивается единый подход к компаниям, которые продают товары и услуги, ведь для последних большая часть расходов приходится не на себестоимость, а на общие коммерческие и административные расходы). Многие считают, что соотнесение с себестоимостью дает более точный результат, так как в выручке присутствует торговая наценка, что искусственно увеличивает оборачиваемость, но, с другой стороны, так сохраняется единообразие подхода (например, оборачиваемость активов - это выручка, деленная на сумму активов), к тому же такой метод удобен при расчете операционного цикла.

В принципе возможна ситуация, что на начало периода и на конец периода запасы равны нулю. Тогда скорость оборачиваемости можно рассчитать, взяв среднюю величину запасов в периоде (конечно, при наличии доступа к этим данным).

Раньше безусловно считалось, что ускорение оборота склада - это хорошо. Оборачиваемость запасов характеризует подвижность средств, которые предприятие вкладывает в создание запасов: чем быстрее денежные средства, вложенные в запасы, возвращаются на предприятие в форме выручки от реализации готовой продукции, тем выше деловая активность организации. Что дает нам более внимательное рассмотрение происходящих со складом процессов? Оборачиваемость сама по себе ни о чем не говорит - нужно отслеживать динамику изменения коэффициента, учитывая следующие факторы:

  1. коэффициент уменьшается - идет затоваривание склада;
  2. коэффициент растет или очень высокий (срок хранения меньше одного дня) - работа «с колес», что приводит к сбоям при отгрузке товаров покупателям.

В условиях постоянного дефицита средняя величина складского запаса может быть равна нулю: например, если спрос все время растет, а компания не успевает привозить товар. Как результат получаются провалы на складе, возникают дефицит товара и неудовлетворенный спрос. Если снижается размер заказа - растут расходы на заказ, транспортировку и обработку товаров. Оборачиваемость повышается, а проблемы с наличием остаются. Существуют варианты оправданного увеличения складских запасов - в период высокой инфляции или ожидания резких изменений валютных курсов, а также в преддверии сезонных пиков покупательской активности.

Если компания вынуждена хранить на складе товары нерегулярного спроса, товары с ярко выраженной сезонностью, то достижение высокой оборачиваемости - нелегкая задача. Для обеспечения удовлетворенности клиента компания будет вынуждена иметь широкий ассортимент редко продающихся товаров, что затормозит общую оборачиваемость запасов. Также не исключены ситуации, когда поставщик предоставляет неплохую скидку (например, 5-10%) за значительный объем плюс существенную отсрочку платежа (в кризис от такого предложения трудно отказаться).

Также для магазина большую роль играют условия поставки товара: если закупка товара производится с использованием собственных средств, то оборачиваемость очень важна и показательна. Если же в кредит, то собственные средства инвестируются в меньшей степени или не инвестируются совсем - тогда низкая оборачиваемость товаров не является критичной, главное, чтобы срок возврата кредита не превышал показателя оборачиваемости. Если же товар берется в основном на условиях реализации, то в первую очередь надо исходить из объема складских помещений и оборачиваемость для такого магазина является последним по важности показателем.

На самом деле полезно почаще вспоминать о том, что сами по себе цифры ничего не говорят об эффективности управления запасами. Например, в розничной торговле хлеб и дорогой коньяк имеют совершенно разные показатели - оборачиваемость хлеба в разы выше коньяка. Очевидно, что у хлеба одна «задача» в магазине, а у коньяка - совершенно другая и, возможно, на одной бутылке коньяка магазин зарабатывает больше, чем от продаж хлеба за неделю.

Деньги - вот единственный и универсальный измеритель, а отнюдь не килограммы, штуки, кубометры, и т.п. Компании инвестируют в товар какие-то суммы и хотят с них получить максимальную отдачу (рентабельность инвестиций).