Текущее финансовое планирование (бюджетирование). Текущее финансовое планирование

Личный финансовый план (ЛФП ) представляет собой рациональную стратегию достижения конкретных финансовых целей, опирающуюся на эффективные комбинации определенных финансовых инструментов исходя из возможностей в конкретных условиях, а также прогнозируемых потребностей.

Построение ЛФП основано на следующих этапах:

  • 1) постановка целей;
  • 2) формирование и анализ личной финансовой отчетности;
  • 3) корректировка целей;
  • 4) определение путей достижения целей (построение плана инвестирования).

По широте охвата и характеру подконтрольной личному финансовому плану деятельности выделяют следующие планы:

  • экспресс-план , учитывающий лишь одну, самую важную для субъекта цель;
  • инвестиционный план , разрабатываемый на основе возможной к инвестированию суммы,
  • полный (комплексный) финансовый план , корректирующийся, по мере необходимости, всей текущей инвестиционной и финансовой деятельности субъекта.

В качестве подвидов комплексного и инвестиционного плана выделяют целевой, антикризисный и пенсионный личный финансовый планы.

Первостепенная задача при финансовом планировании заключается в том, чтобы перевести мечты и желания в цели. Так, цель, поставленная в рамки конкретных сроков ее предполагаемого достижения, а также сумма необходимых для этого денежных средств превращается в задачу, доступную непосредственному решению. Без цели, т.е. вопроса - зачем, все остальное теряет смысл. Следует иметь четкое представление о том, чего хочется достичь. Цели должны быть четко сформулированы, а не расплывчаты и абстрактны. Иными словами, если хотите заработать миллион, приобрести квартиру, машину или устроить себе праздник в виде путешествия, то планирование бюджета будет лучшим другом и помощником в этом деле. Таким образом, в самом общем виде, основу ЛФП составляет перераспределение денежных средств, подчиненное логике запланированного достижения осознанно поставленной цели.

Следующий этап построения ЛФП, после постановки цели, - оценка текущего финансового состояния: доходов, расходов, активов и пассивов, а также текущей рыночной ситуации для последующих финансовых расчетов, чтобы в конечном счете показать, достижимы ли поставленные цели в данных условиях.

Оценку текущего финансового состояния, как правило, разбивают на пункты.

  • 1. Определение целей.
  • 2. Определение доходов.
  • 3. Определение расходов.
  • 4. Анализ активов и пассивов.
  • 5. Принятие решений, контроль за их исполнением.

Каждый, кто когда-либо занимался управлением личными финансами, наверняка сталкивался с тем, что денежных средств ему не хватает. Приходится либо искать дополнительный источник дохода для покрытия всех расходов, либо отказывать от произведения каких-либо расходов, так как доходов для их покрытия уже не остается. Многие также считают, что их финансовое положение улучшилось бы раз и навсегда, если бы увеличились их доходы, ведь тогда их хватило бы на покрытие всех расходов. Однако существует тенденция, что при повышении уровня доходов повышается также и уровень расходов. Чем больше уровень доходов человека, тем меньше он ограничивает свои потребности и тем больше расходов готов произвести для их удовлетворения.

При составлении личного финансового плана следует учитывать не только свои цели и возможности, но и свои потребности, а также адекватность своих целей и желаний. Только осознав, насколько обдуманы, оправданы и целесообразны производимые траты, можно оценить, насколько человек далек от своей цели (или, напротив, насколько он к ней близок) и какие действия необходимо предпринять, чтобы добиться желаемого результата. Недостаточно просто исполнять личный бюджет - требуется делать это и эффективно.

Важнейшее понятие в области финансов - бюджет.

Бюджет - схема доходов и расходов конкретного лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определенный период времени, как правило на один год. Управление личными финансами начинается с регулярного учета расходов и доходов, позволяющего контролировать движение денежных потоков.

Приведем несколько советов по составлению бюджета:

  • записывать правильные суммы;
  • анализировать бюджет за прошлые месяцы, что позволит определить излишние траты и их причины, также можно составить сводный график бюджета за определенный период времени, например за год, и найти способы увеличения денежных средств;
  • отдавать предпочтение расходам, т.е. записывать расход в план, если есть вероятность его наличия по зависящим или не зависящим от нас причинам, чтобы не получился дефицит бюджета.

С помощью ведения бюджета полностью избежать излишних трат не получится, но свести их к минимуму - достижимая задача. Тщательное планирование и контроль за исполнением поставленных планов поможет стать более дисциплинированным, ответственным и целеустремленным человеком.

Человек в процессе своей жизни вступает в экономические отношения как с другими людьми, так и с различными организациями и государством. Когда эти отношения опосредуются движением доходов и расходов отдельного человека, последние представляют собой финансовые отношения. Личные финансы , или финансы населения, - это финансовые отношения, в результате которых образуются доходы населения и формируются направления их расходования, т.е. расходы. Личные финансы включают различные виды финансовых отношений. Это и налоговые отношения с государством, и отношения с той или иной организацией по поводу выплат, таких как заработная плата, дивиденды и др., и отношения с банком, и отношения со страховыми организациями, и т.д.

С одной стороны, одно и то же лицо может иметь доходы из нескольких источников, с другой стороны, личные доходы членов семьи объединяются с доходами других ее членов, поэтому деление на группы может быть только условным. В результате доходы населения учитываются только по видам получаемых доходов (табл. 16.1).

Таблица 16.1

Особенности доходов отдельных групп населения

Один и тот же человек может сразу иметь несколько видов доходов, а потому относиться одновременно к нескольким группам. Например, пенсионеры или учащиеся подрабатывают, потому их доходы складываются как из социальной помощи, так и из заработной платы. Кроме денежных доходов, население может иметь и натуральные доходы (содержание птицы, скота, выращивание овощей, сбор грибов, ягод и др.).

Итак, первый шаг в составлении личного бюджета - учет доходов. Второй шаг - учет расходов. Люди не знают, куда уходят их денежные средства, пока не начинают анализировать собственные траты. В связи с этим возникает вопрос: почему люди, которых можно назвать состоятельными, четко контролируют все свои расходы и имеют хорошие так называемые финансовые привычки? Возможным ответом на этот вопрос будет не то, что они богатые, а как раз наоборот: они стали богатыми благодаря таким привычкам.

Плохих финансовых привычек может быть множество: это и перерасходы, и постоянные долги, огромное количество ненужных вещей, бесконечные неоплачиваемые счета и малый остаток денег в кошельке и на сберегательном счете. К вредным финансовым привычкам можно отнести:

  • импульсивные покупки. Многие молодые люди не могут пройти мимо магазина с привлекательными витринами без того, чтобы зайти в него. И там уже сложно удержаться от покупки даже ненужных вещей, не говоря уже о вещах, которые необходимы;
  • злоупотребление потребительскими кредитами (вообще любая покупка в кредит, даже самой незначительной и недорогой вещи свидетельствует о неправильном планировании собственных расходов);
  • отсутствие какого-либо контроля над расходами ;
  • несвоевременная оплата счетов и задолженностей вследствие забывчивости ;
  • покупка ненужных вещей часто происходит в больших магазинах самообслуживания, где есть все, что может понадобиться потребителю.

Однако нельзя просто взять и выбросить вредные финансовые привычки из своей жизни, можно, например, попробовать использовать «30-дневный список покупок». Желаемые покупки не первой необходимости записываются в список. Если по прошествии месяца покупка по-прежнему необходима, актуальна, желаема, то ее стоит совершить.

Для того чтобы иметь четкое и ясное представление о своем финансовом положении, следует записать расходы и доходы. Собрать все чеки, счета и иные платежные документы за тот месяц, в котором ведется учет. Подсчитать доход в месяц, заработную плату, добавить другие получаемые доходы, например от сдачи недвижимости в аренду, проценты по банковским депозитам, дивиденды но акциям и пр. Далее целесообразно провести учет расходов в течение одного месяца или любого другого периода времени (табл. 16.2).

Бюджет

Доходы/Расходы

Месяц

ДОХОДЫ

Заработная плата

Итого

РАСХОДЫ

Транспорт

Оплата доступа в Интернет

Одежда и обувь

Средства личной гигиены

Образование

Спорт и развлечения

Итого

(Доходы - расходы)

Сбережения

Увеличение активов

Уменьшение пассивов

В век информационных технологий, благодаря широкому распространению недорогих и несложных в эксплуатации программ, большую популярность получила организация учета личных финансов с помощью компьютерных программ (1C: Деньги, Домашняя Бухгалтерия и др.).

Контролируя движение денег, можно не только учитывать отдельные доходы и расходы, но и подводить баланс.

Баланс - форма учета, позволяющая оценивать текущее финансовое положение на определенную дату с помощью доходов и расходов, активов и пассивов.

Стоимость активов (жилье, земельные участки, автомобили, товары длительного пользования, денежные средства и др.) хотя и изменяется, но всегда может быть оценена с достаточной степенью точности. Сложнее дать стоимостную оценку нематериальным активам - образованию, опыту, предпринимательским способностям. Активы различаются по степени ликвидности. К ликвидным относятся активы, которые можно быстро и без потерь превратить в денежные средства.

Пассивы - это долги и кредиты. Разница между активами и пассивами или, иными словами, стоимость имущества за вычетом обязательств, представляет собой чистые активы:

Активы - Пассивы = Чистые активы.

Контролируя движение денежных потоков, можно сводить личный баланс с положительным остатком и использовать его для накопления активов. Накопление чистых активов (дома, машины и др., включая свободные денежные средства) создает основу того, что принято называть личным капиталом.

С тратой взятых взаймы денег увеличивается не только стоимость активов, но и стоимость пассивов, а не уделяя должного внимания финансовым аспектам своей жизни, многие остаются с отрицательным значением данного показателя, и жизнь начинает зависеть не от них самих, а от тех, кто дает средства к их существованию.

Анализ полученного финансового отчета поможет понять, насколько реалистичен финансовый план. В случае несовпадения желаний и возможностей, у человека появляется необходимость сделать выбор в пользу одного из двух возможных вариантов дальнейших действий: либо ограничить собственные желания, либо увеличить собственные возможности.

После прохождения данных этапов необходимо откорректировать свои цели так, чтобы они стали реальными и достижимыми. Важно заметить, что иногда случаются корректировки и в сторону увеличения желаний, так как составленная финансовая отчетность может наглядно показать возможности, которые ранее не были видны.

Предыдущие этапы построения личного финансового плана должны наглядно показать, что денежные средства для инвестирования можно найти в собственном бюджете, если научиться правильно его контролировать. Однако зачастую проблема состоит не в том, что человек не может найти средств, а в том, что он не умеет ими правильно распоряжаться.

На этом этапе необходимо ответить на три вопроса: сколько , когда и в каком направлении вкладывать средства? Это наиболее сложный этап после постановки целей, так как инвестировать денежные средства необходимо на протяжении всего периода реализации личного плана. Важно осознавать, что инвестирование - это всегда большой риск, а значит, появляется новая задача - построение собственной стратегии инвестирования, основное правило которой - диверсификация, что означает: «не класть все яйца в одну корзину».

Правильно диверсифицировать денежные средства в инструменты с разной степенью риска. В каких пропорциях вкладывать средства, зависит от многих факторов, таких как: личные предпочтения, располагаемые свободные средства, склонность к риску, возраст инвестора и т.д.

Как правило, чем выше доходность, тем больше риск. Но из каждого правила есть исключения. Если изначальная сумма небольшая, можно попробовать сконцентрировать ее в наиболее прибыльных инструментах. По мере увеличения капитала можно распределить средства по другим инструментам, таким образом получая убыток в одном месте, за счет других вложений капитал будет продолжать расти.

Конечно, если следовать плану, то все получится. Однако от ошибок никто не застрахован. Незапланированные траты могут быть разными: от сломанного телевизора до лечения после травмы или потери работы. Для этого всегда необходимо иметь запас, резервный ликвидный фонд (сбережениями которого можно будет воспользоваться в любой момент), обеспечивающий финансовую безопасность. Это сумма, так называемая подушка финансовой безопасности, на которую можно прожить примерно шесть месяцев, не снижая уровня жизни.

Изложенное выше всего лишь одна часть большого комплекса мероприятий по планированию бюджета. При этом не стоит возносить экономию превыше всего принципа существования. Важно понимать, что редкие, хоть и не запланированные траты, не пробьют существенной дыры в бюджете. А неожиданные приятные покупки способны поднять настроение не только себе, но и родным и близким.

Текущее финансовое планирование подразумевает составление краткосрочных финансовых планов. Компании разрабатывают краткосрочные финансовые планы для достижения бюджетных и инвестиционных целей в течение одного финансового года. Эти планы имеют более высокий уровень достоверности по сравнению с долгосрочными планами. Краткосрочные планы часто корректируются в зависимости от изменения финансовых и инвестиционных целей. Зачастую предприятия под текущим финансовым планированием (оперативным управлением финансами) понимают краткосрочные планы по управлению дефицитом денежных средств.

Компоненты оборотного капитала

Для многих предприятий элементы оборотного капитала оказывают наибольшее влияние на их краткосрочные денежные потоки. Эти элементы обычно включают запасы сырья или готовой продукции, дебиторов, кредиторов и денежные средства. Движение оборотного капитала иногда создает большие пустоты или дефициты денежных средств (так называемые «кассовые разрывы»), которые угрожают бизнесу. Это происходит из-за разницы в циклах кредиторской задолженности и денежных средств. Цикл кредиторской задолженности - это время, которое компания тратит для оплаты своих запасов, а денежный цикл - это время, за которое дебиторы производят оплату товаров.

Денежный дефицит

Существуют различные причины, по которым возникает значительный дефицит денежных средств. Например, бизнес может следовать агрессивной маркетинговой политике, в которой он позволяет своим клиентам оплачивать свои счета в течение более длительного периода. Такая политика может повлиять на денежные потоки компании с двух сторон. Во-первых, она фиксирует деньги в дебиторской задолженности покупателей, а во-вторых, компания может финансировать дополнительные запасы для новых продаж, не прибегая к притоку денежных средств на основе бизнеса, а используя, например, банковские кредиты. Предприятиям также приходится сталкиваться с проблемами денежного дефицита, когда они покупают новое оборудование, оплачивают крупные судебные штрафы или по причине природных бедствий, таких как ураганы.

Прогноз денежных потоков

Когда становится очевидным, что произойдет серьезный дефицит денежных средств, необходим прогноз движения денежных средств. Прогноз должен оценивать общие денежные поступления и общие денежные выплаты в течение каждого квартала по крайней мере в трех различных сценариях: наихудший, наиболее вероятный и наилучший сценарий. При этом нужно знать разницу между общими поступлениями и суммами платежей, чтобы выяснить, есть ли дефицит в каждом квартале года. Для каждого элемента притока и оттока денежных средств необходимо учитывать все соответствующие увеличения и уменьшения, например, скидки кредиторов за предоплату товаров/услуг, отложенные расходы и продажи за наличный расчет.

Финансирование дефицита денежных средств

Если прогноз движения денежных средств показывает, что дефицит, вероятно, произойдет в течение года, то компания должна принять меры для его покрытия. Одним из способов финансирования краткосрочных дефицитов является использование таких краткосрочных мер, как увеличение текущих обязательств, которые могут включать переговоры о более длительных сроках кредитования и краткосрочных банковских кредитах. Компания также может продавать определенные нежелательные активы и предлагать скидки дебиторам для поощрения более ранних платежей.

Источники краткосрочного кредитования

  • Операционные кредиты

Операционные банковские кредиты являются наиболее распространенным способом финансирования временного дефицита денежных средств. Это соглашение, в котором компания может заимствовать до определенной суммы за определенный период. Операционные кредиты могут быть необеспеченными или обеспечены залогом. Проценты, которые начисляются по кредиту, устанавливаются банком. Это обычно основная ставка кредитования банка плюс дополнительный процент. Банк может увеличить ставку с течением времени, поскольку на нее влияет оценка риска заемщика.

Банки предоставляют кредиты в основном заемщикам с низким уровнем риска. Многие запросы на получение кредита, на которые банки отвечают отказом, поступают от малого бизнеса, в частности, от стартапов. Поэтому стартапы обычно обращаются к альтернативным источникам финансирования.

Финансовые учреждения могут потребовать залог (обеспечение) для кредита, такой как недвижимость, дебиторская задолженность или оборудование. Такие кредиты называются обеспеченными кредитами. Для обеспеченных кредитов процентная ставка часто ниже, чем для необеспеченных кредитов.

  • Аккредитив

Аккредитивы позволяют заемщикам выплачивать остаток и заимствовать средства по мере необходимости. Он отличается от краткосрочного кредита, когда заемщик получает единовременную сумму наличных денег и может заимствовать больше только после погашения краткосрочного кредита.

  • Другие источники

Крупные компании используют целый ряд других источников краткосрочных средств, например, векселя.

Стратегии решения проблем с денежными потоками

При осуществлении текущего планирования финансовой деятельности, можно использовать следующие стратегии.

  • Уменьшение продолжительности цикла

Уменьшение времени цикла денежных средств может значительно снизить шансы появления проблем с денежными потоками. Именно поэтому компании часто пытаются сократить циклы запасов и дебиторской задолженности. Продолжительность денежного цикла можно уменьшить, если есть возможность отложить платежи поставщикам.

  • Денежные резервы

Сохранение резервов денежных средств и нескольких краткосрочных обязательств помогает избежать финансовых проблем. Однако это стоит дорого. Наличие «незанятых» денег, которые не вкладываются в бизнес, соответственно не приносит будущих доходов.

  • Хеджирование сроков погашения

Хеджирование сроков погашения - это термин, который означает оплату краткосрочных расходов, таких как запасы, краткосрочными кредитами. Как правило, лучше избегать финансирования долгосрочных активов (например, инвестиций в оборудование) краткосрочными заимствованиями. Такой тип несоответствия сроков требует частого рефинансирования и является более рискованным, поскольку краткосрочные процентные ставки более волантильны, чем долгосрочные. Несоответствие сроков погашения также увеличивает риск, поскольку краткосрочное финансирование может быть не всегда доступно.

Важно отметить, что краткосрочные процентные ставки обычно ниже долгосрочных. Это означает, что, как правило, более дорого использовать долгосрочные займы, чем краткосрочные займы.

  • Бюджетирование денежных средств

Основным инструментом краткосрочного финансового планирования является бюджет движения денежных средств (БДДС). В данном бюджете просто записываются плановые оценки денежных поступлений и платежей. Более подробную информацию см. в нашей статье, в которой подробно рассматривается бюджетирование денежных средств.


Документ «Бюджет» в программном продукте «WA: Финансист».

7.3. Текущее финансовое планирование

Текущее планирование рассматривается как часть перспективного и представляет собой конкретизацию его целей. Осуществляется в разрезе трех вышеназванных документов. Текущей финансовый план составляется на год с поквартальной и с помесячной разбивкой. Это объясняется тем, что за год выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка, а разбивка позволяет отслеживать синхронность потоков средств.

Годовой план движения денежных средств разбивается по кварталам и отражает все поступления и направления расходования средств.

Первый раздел "Поступления" рассматривает основные источники притока денежных средств, в разрезе видов деятельности.

1). От текущей деятельности: выручка от реализации продукции, услуг и прочие поступления;

2). От инвестиционной деятельности: выручка от прочей реализации, доходы от внереализационных операций, по ценным бумагам и от участия в деятельности других организаций, накопления по строительно-монтажным работам, выполняемым хозяйственным способом, средства, поступающие в порядке долевого участия в жилищном строительстве;

3). От финансовой деятельности: увеличение уставного капитала эмиссия новых акций, увеличение задолженности, получение займов, выпуск облигаций.

Во втором разделе "Расходы" отражены оттоки средств по тем же основным направлениям.

Затраты на производство продукции, платежи в бюджет, выплаты из фонда потребления, прирост собственных оборотных средств.

Инвестиции в основные средства и нематериальные активы, затраты на НИОКР, платежи по лизингу, долгосрочные финансовые вложения, расходы от прочей реализации, по внереализационным операциям, содержание объектов социальной сферы, прочие;

Погашение долгосрочных ссуд и процентов по ним, краткосрочные финансовые вложения, выплата дивидендов, отчисления в резервный фонд, пр.

Затем выявляется сальдо доходов над расходами и сальдо по каждому разделу деятельности. Благодаря такой форме плана планирование охватывает весь оборот денежных средств предприятия, что дает возможность проводить анализ и оценку поступлений и расходов средств, принимать решения о финансировании дефицита. План считается составленным, если в нем предусмотрены источники покрытия дефицита. Разработка плана движения денежных средств происходит поэтапно:

1. рассчитывается плановая сумма амортизационных отчислений, т.к. она является частью себестоимости и предшествует плановым расчетам прибыли. Расчет основывается на среднегодовой стоимости основных фондов и норм амортизации.

2. на основе нормативов составляется смета затрат, включающая расходы на сырье, материалы, прямые издержки на оплату труда, накладные расходы /на хозяйственное обслуживание производства и управления/

В современных условиях все большее распространение получает процесс планирования затрат по центрам ответственности, предполагающего разделение предприятия на структуры, руководитель которого несет ответственность за издержки данного подразделения. Планирование заключается в разработке матрицы затрат, которая показывает три размерности информации:

Размерность центра ответственности, где возникла статья затрат;

Размерность производственной программы, для какой цели она возникла;

Размерность элемента затрат (какой вид ресурсов использовался).

При суммировании затрат в ячейках по строкам получаются плановые данные по центрам ответственности, что важно для управления. При суммировании по столбцам получаются плановые данные по товарным затратам, что необходимо для определения цены и рентабельности программы. Матрица дает возможность определить показатель стоимости продаж продукции для разработки годовых планов и способствует сокращению затрат с учетом ответственности за это конкретных подразделений.

3. определяется выручка от реализации продукций с учетом факторов влияния в плановом периоде.

Следующим документом годового финансового плана является плановый отчет о прибылях и убытках, в котором уточняется спрогнозированный размер получаемой прибыли. Заключительным документом является баланс, отражающий все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий.

По мере реализации заложенных в финансовом плане мероприятий регистрируются фактические данные, проводится финансовый контроль.

Зарубежным методом разработки финансовых планов является метод разработки финансового плана на нулевой основе, который базируется на том, что каждый из видов деятельности в начале текущего года должен доказать право на существование путем обоснования будущей экономической эффективности получаемых средств. Менеджеры готовят план затрат для их сферы деятельности при минимальном уровне производства, а затем и прибыли от дополнительного прироста производства, за которую они отвечают. Высшее руководство, таким образом, имеет информацию для определения приоритетов и направлений расходования ресурсов с целью их наибольшей эффективности.

Предыдущая

Основу финансового планирования в компании составляет финансовое прогнозирование, которое строится на определении возможного объема продаж и соответствующих ему расходов. Финансовое планирование включает в себя составление стратегических, текущих и оперативных планов и соответственно составление общего, финансового и оперативного бюджетов.

Стратегические планы представляют собой планы генерального развития бизнеса и с учетом финансового аспекта определяют объем и структуру финансовых ресурсов, необходимых для сохранения и развития компании. Стратегический финансовый план ориентирован на достижении важнейших финансовых показателей, характеризует инвестиционные стратегии и возможности реинвестирования и накопления компании.

Текущие планы строятся путем декомпозиции целей стратегического финансового плана с макроуровня на микроуровень. Другими словами, если стратегический финансовый план характеризует приоритетные направления вложения и заимствования финансовых ресурсов и перспективы изменения структуры капитала, то текущие финансовые планы детализируют эти направления, увязывая различные источники ресурсов с каждым видом вложения, оценивая эффективность каждого из источника, а также дают финансовую оценку каждому из направлений деятельности компании.

Оперативные планы представляют собой краткосрочные тактические планы и раскрывают отдельные аспекты деятельности компании с учетом стратегических целей.

Процесс бюджетирования представляет собой процесс определения будущих действий компании по формированию и использованию финансовых ресурсов . Бюджетный период охватывает обычно краткосрочный период (до года), однако в рамках разработки финансовой стратегии бюджет составляется на более длительный период, равный периоду стратегического планирования. При составлении долгосрочных бюджетов происходит моделирование финансовой деятельности компании, результатом его является разработка целевых финансовых показателей, которых компания планирует достичь по итогам стратегического периода. Итоговые документы при разработке долгосрочных стратегических бюджетов - отчет о прибылях и убытках, прогнозный бухгалтерский баланс и отчет о движении денежных средств. При разработке краткосрочных бюджетов происходит более детальное планирование хозяйственной деятельности, по итогам которого могут вноситься корректировки в стратегические бюджеты. Оперативные бюджеты входят в состав общего годового (квартального) бюджета компании. Общий бюджет компании, как правило, состоит из операционного бюджета, включающего в себя бюджет продаж, производства, закупки материалов, коммерческих расходов и т. д. и финансового бюджета, включающего в себя инвестиционный бюджет, бюджет денежных средств и прогнозный бухгалтерский баланс.

Основная идея, реализуемая в системе бюджетирования, заключается в сочетании централизованного управления на уровне всей компании и децентрализованного - на уровне структурных подразделений с учетом общей стратегии развития.

Отправная точка в построении долгосрочного стратегического бюджета - прогнозирование объема реализации на стратегический период. При выявлении тенденций развития компании необходимо на основании фактических данных за периоды, предшествующие прогнозному, установить закономерности ее развития. Для этого используется финансовая отчетность предприятия и самая разнообразная информация, в том числе маркетинговая.

Прогнозирование объема реализации является очень важным моментом, поскольку последствия недостоверного прогноза могут быть весьма серьезными. Во-первых, если расширение рынка произойдет в больших размерах, чем планировала компания, и его развитие будет ускоренным, то компания может оказаться неспособной удовлетворить запросы своих потребителей. С другой стороны, если прогнозы будут сверхоптимистичными, может оказаться, что у компании избыток мощностей, а это означает низкий уровень деловой активности и рентабельности собственного капитала. Таким образом, точный прогноз объема реализации имеет решающее значение для благополучия компании.

Для прогнозирования объемов реализации можно использовать статистические методы. В данном случае полученный прогноз является базисным и в дальнейшем может корректироваться с учетом внешней среды и прочих факторов. Статистические модели удобно применять для прогнозирования реализации в разрезе года по месяцам с целью формирования оперативных бюджетов.

Пример 1

Рассмотрим инструмент прогнозирования уровней ряда динамики на основе мультипликативной модели.

В качестве исходных данных взяты результаты деятельности одной из компаний в составе холдинга «Энергоцент». Компания занимается реализацией металлопроката на территории России с 2002 г. Исходные данные отражают динамику отгрузки металлопроката в тоннаже по итогам 2003–2005 гг. (табл. 1).

Цели данного исследования вытекают из задачи разработки оперативного бюджета:

1. Осуществить прогноз отгрузки металлопроката на 2006 г. с разбивкой по месяцам на основе мультипликативной модели. Для этого необходимо:

  • определить период для построения мультипликативной модели;
  • выбрать вид уравнения тренда;
  • построить тренд, проверить значимость, интерпретировать полученные данные.

2. Проанализировать ряд динамики на наличие сезонности. Рассчитать индексы сезонности.

3. Построить прогноз товарооборота на 2006 г. с учетом фактора сезонности.

Таблица 1. Динамика товарооборота по итогам 2003–2005 гг. в тоннаже

Месяц

Январь

Февраль

Март

Апрель

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Все расчеты и построение графиков были осуществлены с использованием пакета программы Excel: Сервис - Анализ данных - Регрессия.

Рис. 1. График динамики товарооборота за 2003–2005 гг.

На первом этапе анализа временного ряда был построен график данных и выявлена их зависимость от времени (рис. 1).

Из проведенного исследования следует, что товарооборот по итогам 2003–2005 гг. имеет долговременную возрастающую тенденцию.

Согласно рис. 1 уравнение линейной регрессии имеет следующий вид: У = 29,447х + 967,87. Это означает, что с каждым месяцем товарооборот увеличивается на 29,447 т.

Так как наш ряд динамики состоит из величин, измеряемых ежемесячно, следует учитывать сезонный компонент. Расчет индексов сезонности представлен в табл. 2.

Таблица 2. Расчет индексов сезонности по месяцам

Месяц

Индексы сезонности, %

Цепные темпы роста индексов сезонности, %

Фактическое значение

Теоретическое значение

Фактическое значение

Теоретическое значение

Y ф /Y т

Фактическое значение

Теоретическое значение

Y ф /Y т

Январь

Февраль

Март

Апрель

Июнь

Июль

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Рис. 2. Диаграмма индексов сезонности товарооборота

Совокупность исчисленных индексов сезонности характеризует сезонную волну товарооборота во внутригрупповой динамике. Для получения наглядного представления о сезонной волне полученные данные изображены в виде лепестковой диаграммы (рис. 2).

Дальнейшим шагом стал расчет товарооборота с учетом тренда и сезонности и построение модели на основе этих данных (рис. 3).

Рис. 3. Модель товарооборота с учетом тренда и сезонности

Затем был составлен прогноз товарооборота компании по месяцам с учетом сезонной компоненты на 2006 г. Результаты прогноза представлены в табл. 3 и на рис. 4.

Таблица 3. Прогноз товарооборота на 2006г. Рис. 4. График прогнозного товарооборота в 2006 г.

Месяц

Товарооборот, т

Сентябрь

По результатам расчетов можно сделать следующие выводы.

Поскольку экономические условия с течением времени изменяются, менеджеры должны прогнозировать влияние, которое эти изменения окажут на компанию. Одним из методов, позволяющих обеспечить точное планирование, является прогнозирование. В примере был использован метод количественного прогнозирования посредством анализа временных рядов. Основное предположение, лежащее в основе анализа временных рядов, состоит в следующем: факторы, влияющие на исследуемый объект в настоящем и прошлом, будут влиять на него и в будущем.

Как видно из модели динамики товарооборота, временной ряд имеет тренд. Однако фактические показатели значительно колеблются. Это вызвано тем, что тренд не единственный компонент временного ряда. Кроме него, данные имеют факторы, формирующие сезонные изменения уровней ряда динамики и случайные факторы.

При анализе данных товарооборота были выявлены сезонные колебания. В данном примере наибольший пик сезонной волны приходится на III квартал года. В этот период компания имеет наибольший объем продаж. Спрогнозировав товарооборот металлопроката на 2006 г., можно предположить, что наименьшие объемы отгрузки ожидаются в январе-феврале, а увеличение объемов - в июле-сентябре.

Колебания товарооборота должны найти свое отражение в операционных бюджетах компании и в первую очередь в бюджете продаж. На основе описанного выше прогноза компании необходимо разработать комплекс мер, направленных на увеличение объема продаж в период сезонных сокращений товарооборота посредством предоставления скидок, проведения специальных акций и т. д., разработать программу по поддержанию возрастающей тенденции товарооборота, а также по нейтрализации факторов, способствующих сокращению объемов продаж.

Разрабатывая стратегический бюджет компании, необходимо рассчитать достижимый размер выручки за каждый год стратегического периода. Для этого нужно спрогнозировать продажи по годам до рубежа стратегического периода, а затем определить, способна ли компания достичь прогнозного объема за счет внутреннего потенциала без привлечения дополнительного капитала.

Если компания работает на полную мощность и ее структура капитала совпадает с целевой, то приемлемый темп прироста объема реализации можно найти по формуле:

g = (Rb(1 + ЗК/СК)) / (А/S – Rb(1 + ЗК/СК)),

где g - приемлемый темп прироста объема реализации;

R - прогнозируемая чистая маржа (отношение чистой прибыли к объему реализации);

b - коэффициент реинвестирования прибыли (прирост нераспределенной прибыли к чистой прибыли или единица минус норма выплаты дивидендов);

ЗК/СК - целевое значение соотношения заемного и собственного капитала;

A/S - отношение суммы активов к объему реализации.

Пример 2

В процессе разработки финансовой стратегии в холдинговой компании «Энергоцентр» с помощью формулы DuPont были спрогнозированы и сбалансированы основные финансовые показатели: Чистая маржа определена на уровне 4,36 %; задана динамика изменения оборачиваемости активов на основе среднегодового темпа прироста; учтена динамика дивидендных выплат, определенных собственником; спрогнозированы активы и прочие показатели (табл. 4).

Таблица 4. Прогноз основных финансовых показателей до 2010 г.

Схема DuPont

Чистая прибыль

Собственный капитал

Чистая маржа

Оборачиваемость активов

ROA(по чистой прибыли)

Леверидж

Дивиденды

Коэффициент выплаты

Процент удержания

Рассчитаем приемлемый темп прироста объема продаж для 2008 г. по данным 2007 г. с учетом следующих предположений: значения относительных показателей в 2008 г. сохранятся на уровне 2007 г., текущая структура актива и пассива баланса оптимальная, амортизационные отчисления полностью используются для замены выбывающего оборудования:

g = (0,0436 х 0,99 х (1 + 85 297 / 158 542)) / (243 839 / 1 219 196 – 0,0436 х 0,99 х (1 + 85 297 / 158 542) = 0,497 = 49,7%.

Таким образом, без изменения основных финансовых показателей компания может достичь выручки в 2008 г. в размере 1 825 136 тыс. руб. (1 219 196 × 1,497).

Если темпы прироста реализации окажутся выше приемлемого, компании необходимо будет привлекать дополнительный капитал, изменять пропорцию между собственными и заемными средствами, сокращать норму выплаты дивидендов, либо скорректировать темп прироста выручки.

Если темп прироста объема реализации будет ниже возможного, то компания получит прибыль большую, чем ее инвестиционные потребности, и в этом случае ее финансовые планы должны предусматривать увеличение размера денежных средств на счетах и ценных бумаг, снижения доли заемного капитала, вложения во внеоборотные активы, увеличение выплаты дивидендов. В нашем примере имеет место именно этот случай: фактически в 2008 г. запланирован объем реализации в размере 1 540 305 тыс. руб. В своей финансовой стратегии холдинговая компания «Энергоцентр» планирует увеличить долю денежных средств и краткосрочных финансовых вложений в составе оборотных активов, реального и долгосрочного финансового инвестирования, а аткже увеличить норму выплаты дивидендов в 2008 г. до 25 % . Вместе с этим при моделировании основных финансовых показателей на 2008 г. была изменена структура активов и пассивов, чистая маржа осталась на неизменном уровне.

По данным 2008–2010 гг. наблюдается та же ситуация: запланированный объем продаж по годам ниже возможного, что нашло отражение в сформированных финансовых целях компании.

g 2008 = (0,0449 х 0,75 х (1 + 93 843 / 181 211)) / (275 054 / 1 540 305 – 0,0449 х 0,75 х (1 + 93 843 / 181 211)) = 0,405 = 40,5%,

g 200 9 = (0,0463 х 0,6 (1 + 77 357 / 222 871)) / (300 228 / 1 861 413 – 0,0463 х 0,6 х (1 + 77 357 / 222 871)) = 0,302 = 30,2%,

g 20 10 = (0,0476 х 0,6 х (1+ 50 699 / 270 260)) / (320 959 / 2 182 522 – 0,0476 х 0,6 х (1 + 50 699 / 270 260)) = 0,3 = 30%.

На следующем этапе, когда выручка определена, составляется укрупненный прогнозный баланс компании для каждого года на период стратегического планирования. На практике для планирования каждой статьи баланса часто применяется метод прогнозирования, основанный на процентном изменении статей баланса по отношению к объему реализации. Суть данного метода заключается в определении тех статей баланса, которые изменяются в той же пропорции, что и объем реализации. Однако данный метод имеет некоторые ограничения, выраженные в целевых показателях, определенных в рамках финансовой стратегии компании.

Вернемся к нашему примеру (табл. 4). На стратегический период с помощью формулы DuPont были определены основные финансовые показатели: чистая прибыль, величина активов, собственного и заемного капитала. Величина внеоборотных активов задана с учетом плана инвестиций в основные средства, оборотные активы рассчитываются по остаточному принципу. В своей деятельности компания не будет использовать долгосрочные займы, а для финансирования текущих потребностей будет использовать собственный и краткосрочный заемный капитал.

В соответствии со стратегической программой развития с учетом внешней и внутренней среды, а также с использованием модели процента от продаж компания определила следующее:

  • Доля внеоборотных активов в валюте баланса составит 47 %.
  • Доля основных средств в структуре внеоборотных активов достигнет 80 % к концу 2010 г.
  • Долгосрочные финансовые вложения должны составлять от 15 до 17 % от общей величины внеоборотных активов.
  • Запасы и затраты - около 6 % от общей суммы оборотных активов.
  • Период оборота дебиторской задолженности снизится к концу стратегического периода до 12 дней.
  • Доля денежных средств и краткосрочных финансовых вложений составит около 50 % от оборотных активов, при этом величина денежных средств прогнозируется на уровне 15–18 % от общей суммы оборотных активов.
  • На стратегический период компания создавать резервы не будет.

Прогнозный бухгалтерский баланс до 2010 г с детализацией отдельных статей представлен в табл. 5.


Статья баланса

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКГИВЫ

Нематериальные активы

Основные средства

Незавершенное строительство

Доходные вложения в материальные ценности

Долгосрочные финансовые вложения

Отложенные налоговые активы

Прочие внеоборотные активы

Итого по разделу I

II ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы и Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого по разделу II

III. КАПИТАЛ И РЕЗЕРВЫ

Итого по разделу III

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Итого по разделу IV

V КРАТКОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты

Кредиторская задолженность и Прочие краткосрочные обязательства

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

Доходы будущих периодов

Резервы предстоящих расходов

Итого по разделу VII

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

Аналогично с использованием модели DuPont и модели процента от продаж составляется прогнозный отчет о прибылях и убытках (табл. 6).

Таблица 6. Прогнозный отчет о прибылях и убытках

Показатель

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Прочие доходы и расходы Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) до налогообложения

Текущий налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

На следующем этапе формируется бюджет движения денежных средств (ОДДС) косвенным методом, который включает данные из прогнозного баланса и отчета о прибылях и убытках. Косвенный ОДДС раскрывает информацию об источниках финансирования - чистой прибыли и амортизационных отчислениях, изменениях в оборотных средствах, в том числе образуемых за счет собственного капитала. Другими словами, косвенный ОДДС ориентирован на анализ денежных потоков компании.

На последнем этапе производят анализ прогнозируемой хозяйственной деятельности компании по следующим направлениям: анализ ликвидности, рентабельности, деловой активности, финансовой устойчивости. В случае неудовлетворительных результатов анализа происходит пересмотр статей бюджета.

Пример 3

Проведем анализ деловой активности холдинговой компании «Энергоцентр» (табл. 7) на основе прогнозного бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках и сделаем выводы относительно удовлетворенности рассчитанными показателями.

Таблица 7. Анализ прогнозируемой деловой активности компании

Показатель

Изменения (+, –) 08–09

Изменения (+, –) 09–10

Выручка от реализации

Чистая прибыль

Фондоотдача производственных фондов

Коэффициент общей оборачиваемости капитала

Коэффициент оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости материальных оборотных средств(по с/с))

Средний срок оборота дебиторской задолженности (в днях)

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности

Средний срок оборота материальных средств (в днях)

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности(по с/с)

Продолжительность оборота кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

Продолжительность операционного цикла (в днях)

Продолжительность финансового цикла (в днях)

Проанализировав прогнозируемую на стратегический период деловую активность компании, можно сделать следующие выводы: эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов сохранит положительную тенденцию и составит к концу стратегического периода 14,83. Коэффициент общей оборачиваемости капитала будет расти и достигнет 7,03 на конец периода. Коэффициенты оборачиваемости оборотных средств, запасов и затрат будут также сохранять положительную тенденцию. Средний срок оборота дебиторской задолженности на конец 2010 г. составит 11,88 дня против 23,33 в 2006 г. за счет ужесточения кредитной политики компании. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности увеличится на 22,14 и составит 31,36 на конец 2010 г.; продолжительность оборота кредиторской задолженности сократится и составит 11,64 дня. За счет повышения эффективности использования активов, компании удастся повысить уровень ее платежеспособности и соответственно повысить платежную дисциплину при работе с кредиторами, что напрямую отразится на продолжительности оборота кредиторской задолженности. На конец стратегического периода ожидается незначительное снижение коэффициента оборачиваемости собственного капитала - на 0,22 пункта. Операционный цикл сократился на 13,31 дня и составит 13,65 дня. Финансовый цикл будет расти и составит 2,01 дня к концу 2010 г.

Таким образом, можно сделать вывод, что деловая активность компании удовлетворительная.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции, темпы расширения воспроизводства и является главной формой реализации стратегических целей компании. Перспективное финансовое планирование, как правило, охватывает период от года до трех лет, реже до пяти лет. Оно включает в себя разработку финансовой стратегии компании и моделирование финансовой деятельности. Финансовая стратегия представляет собой определение долгосрочных финансовых целей и выбор наиболее эффективных способов их достижения. Моделирование включает в себя прогнозирование финансовой деятельности и финансового состояния компании на долгосрочную перспективу и прогноз основных финансовых показателей.

Как показывает анализ теории и практики управления, реализации финансовой стратегии способствуют внедрение и использование интегрированной системы контроллинга в компании. В общем виде контроллинг включает постановку целей, сбор и обработку информации для принятия управленческих решений, осуществление функций оперативного контроля отклонений фактических показателей деятельности компании от плановых, их оценки и анализа, а также выработку возможных вариантов управленческих решений. Одним из основных инструментов контроллинга является механизм бюджетирования, который выступает комплексным процессом, включающим планирование, учет и контроль финансовых потоков и результатов реализации финансовой стратегии.

Финансовый план - составная часть внутрифирменного планирования, процесс разработки системы показателей по обеспечению предприятия необходимыми денежными средствами и повышению эффективности его финансовой деятельности в будущем периоде.Финансовое планирование - одна из основных функций менеджмента, включающая определение необходимого объема ресурсов из различных источников и рациональное распределение данных ресурсов во времени и по структурным подразделениям предприятия.

Финансовое планирование необходимо, чтобы обеспечить нужными ресурсами деятельности компании для:

  • выбора вариантов эффективного вложения капитала;
  • выявления внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств.

Оно способствует контролю финансового состояния, платежеспособности и кредитоспособности предприятия.

Существует много методик расчетов финансового планирования, но есть и общие правила, принципы, которые неизменны вне зависимости от того, каким именно способом составляется финансовый план.

Это важно. Финансовое планирование должно быть целевым, оперативным, реальным, управленческим, коллективным, регламентированным, сплошным, комплексным, непрерывным, сбалансированным, прозрачным для руководства процессом. Затраты на осуществление финансового планирования не должны перекрывать эффект от него.

Финансовое планирование - ответственный процесс, поэтому нельзя подходить к нему формально.

В ходе планирования необходимо делать выводы относительно причин провалов в работе, учитывать эти факторы наряду с положительным опытом при составлении финансовых планов на очередной период.

Финансовое планирование должно быть комплексным, чтобы обеспечить финансовыми ресурсами различные направления:

  • инновации (то есть разработку и внедрение новых технологий, влияющих на поддержание конкурентоспособности продукции, создание новых продуктов, производств и т. д.);
  • снабженческо-сбытовую деятельность;
  • производственную (операционную) деятельность;
  • организационную деятельность.

При составлении финансовых планов используются следующие информационные источники :

  • данные бухгалтерской и финансовой отчетности;
  • сведения о выполнении финансовых планов в предыдущих периодах;
  • договоры (контракты), заключаемые с потребителями продукции и поставщиками материальных ресурсов;
  • прогнозные расчеты объемов продаж или планы сбыта продукции, составленные исходя из заказов, прогнозов спроса, уровня продажных цен и других характеристик рыночной конъюнктуры;
  • экономические нормативы, утверждаемые законодательными актами (налоговые ставки, тарифы отчислений в государственные социальные фонды, нормы амортизационных отчислений, учетная банковская процентная ставка, минимальный размер месячной оплаты труда и т. д.).

В ходе планирования необходимо по возможности учитывать или анализировать все факторы: аналитические материалы, тенденции рынков, общую политическую и экономическую обстановку, мнения аналитиков и экспертов, моральные и этические нормы и др.

Анализу должны быть подвергнуты как экономические (ставка рефинансирования ЦБ, курсы валют, ставки по кредитам в местных банках, величина имеющихся свободных денежных средств, сроки погашения кредиторской задолженности и многие другие), так и неэкономические факторы (возможность взыскания дебиторской задолженности, уровень конкуренции, изменения в законодательстве и т. п.). Прежде чем принять решение, важно оценить все имеющиеся альтернативы. Причем целесообразнее для точности плана оценивать не строгое значение показателя, а диапазон значений. Важно учесть и возможные форс-мажорные ситуации.

Обратите внимание. Планы должны ориентироваться на достижение поставленных целей (основа плана - реальные возможности компании, а не ее достижения на настоящий момент).

Например, оборот компании в настоящее время составляет 1 000 000 руб., а если устранить имеющиеся в работе недостатки, то оборот можно сравнительно легко увеличить в два раза. Если в такой ситуации в основу плана положить имеющиеся показатели, то мы не учтем потенциал компании (финансовый план будет неэффективен).

Финансовый план должен (если не рассматривать различные варианты развития событий) содержать в себе определенную стратегию действий при возникновении наиболее вероятных прогнозных ситуаций. Например, компания в своих расчетах использует условные единицы - доллары США. Руководству компании необходимо представлять себе стратегию действий в случае резкого изменения курса доллара и закрепить свои представления в финансовом плане, чтобы не менее четко эту стратегию представляли и подчиненные.

При составлении плана необходимо предугадать возможность пересмотра запланированных показателей по мере их достижения. Один из способов достижения гибкости планов - установление минимальных, оптимальных и максимальных результатов.

Обратите внимание. Нельзя составлять финансовый план, чтобы в соответствии с ним компания не имела запаса денежных средств.

Подобная ситуация может привести к тому, что любое форс-мажорное обстоятельство, незапланированный платеж или задержка поступлений могут привести не только к краху такого финансового плана, но и самой компании. Все-таки легче выгодно вложить избыточные денежные средства, чем найти недостающие.

При привлечении дополнительных финансовых ресурсов необходимо придерживаться принципа соответствия , то есть нерационально для приобретения дорогостоящего оборудования брать краткосрочный кредит, зная, что за этот период у компании не появятся свободные денежные средства и для погашения кредита деньги вновь придется занимать.

Предположим, компании необходимы средства для пополнения товарных запасов, средний срок реализации которых - один месяц. В данном случае неразумно брать долгосрочный кредит, переплачивая за него.

Многие заблуждаются, считая чистую или нераспределенную прибыль компании некими реальными активами, которые можно пустить в хозяйственный оборот. Зачастую это далеко не так. Поэтому, осуществляя финансовое планирование, определяя потребность в дополнительных источниках финансирования, нельзя ошибиться, обращаясь к таким показателям, как нераспределенная прибыль, нераспределенный убыток.

Одной из стадий планирования является финансовый анализ , в ходе которого анализируется платежеспособность компании. Частой ошибкой является то, что финансисты закладывают в план показатели, которые сами же в ходе анализа фактических показателей критикуют. Нередко возникает ситуация, когда создаются слаболиквидные и неплатежеспособные финансовые планы. Чтобы избежать этого, необходимо помнить про показатели оценки ликвидности и платежеспособности, а также ориентироваться на них при составлении финансового плана.

Виды финансового планирования и финансовых планов

Временные периоды, на которые составляются финансовые планы, могут быть различны. Обычно финансовые планы составляются на какой-то округленный период (месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев, 1–3 года и более). Данная традиция обусловлена удобством работы: гораздо лучше составить план и пользоваться им в течение года, чем года и 10 дней.

В зависимости от срока, на который составлен план, различают долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы (табл. 1).

Таблица 1. Виды планов и их особенности

Вид финансового плана

Наименование планирования

Срок, на который составлен финансовый план

Краткосрочный

Оперативное

Среднесрочный

Тактическое

Долгосрочный

Стратегическое

свыше 3 лет

Данная классификация имеет свои недостатки. Среднесрочным финансовым планом мы называем план, составленный за 1–3 года. Но если взять строительную компанию, то окажется, что для возведения одного объекта необходимо в среднем 1–3 года. Следовательно, план, составленный на три года (формально среднесрочный), будет для компании краткосрочным . Временной промежуток, на который составляется финансовый план, имеет существенное значение.

Финансовые планы могут быть основными и вспомогательными (функциональными, частными). Вспомогательные планы призваны обеспечить составление основных планов. Например, основной план включает в себя плановые показатели выручки, себестоимости, налоговых платежей и многие другие.

Чтобы свести все показатели в один план (основной), необходимо предварительно составить целый ряд вспомогательных планов чуть ли не по каждому показателю. Следует распланировать величину выручки, себестоимости и прочие показатели (только тогда можно свести все воедино, получив основной план).

Обратите внимание. Планы могут формироваться как по отдельным подразделениям компании, так и по всей компании в целом. Сводный агрегированный финансовый план компании, включающий в себя основные планы отдельных подразделений, будет представлять собой генеральный финансовый план.

По времени составления финансовые планы могут быть:

  • вступительными (организационными) - формируются на дату организации компании;
  • текущими (операционными) - составляются периодически в течение всего времени функционирования компании;
  • антикризисными;
  • объединительными (соединительными, планами слияния);
  • разделительными;
  • ликвидационными.

В отношении антикризисных , объединительных (соединительных) , разделительных , ликвидационных финансовых планов легко сделать вывод, что они составляются, когда в компании проводятся процедуры санации (оздоровления), организация объединяется, разделяется или находится на стадии ликвидации.

Потребность в формировании антикризисного финансового плана возникает тогда, когда компания находится на стадии явного банкротства. С помощью антикризисного финансового плана можно определить, каковы у компании реальные убытки, имеются ли резервы для погашения кредиторской задолженности и какова их оценочная величина, а также пути выхода из создавшегося положения.

Разделительные и объединительные (соединительные, планы слияния) финансовые планы можно назвать планами-антиподами. Соединительные (объединительные, планы слияния) и разделительные финансовые планы составляются при присоединении одной компании к другой или при разделении компании на несколько юридических лиц. То есть соединительные (объединительные, планы слияния) и разделительные планы формируются при реорганизации юридического лица, которая может производиться в форме слияния, присоединения, разделения, выделения или преобразования. Объединительные (соединительные, планы слияния) финансовые планы составляются при объединении (слиянии) двух и более компаний в одну или при присоединении одной или более структурных единиц к данной компании. Разделительные финансовые планы составляются в момент разделения компании на две или более компании или при выделении одной или более структурных единиц данной компании в другую. Ликвидационные финансовые планы составляются в момент ликвидации компании. Причинами ликвидации могут быть банкротство, закрытие вследствие реорганизации.

ПРИМЕР 1

В ООО «Статик» был составлен финансовый план, в котором закреплены определенные плановые показатели. Данный финансовый план не предусматривает изменение показателей в связи с изменением каких-то внешних или внутренних условий. Такой финансовый план будет статическим.

В ООО «Динамик» финансовый план содержит различные варианты значений показателей в зависимости от того, какая ситуация будет фактически реализована. То есть при росте реализации продукции на 20 % запланированы одни показатели и вариант развития, при росте свыше 40 % - другие показатели и вариант развития и т. д. По сути, динамический финансовый план данного предприятия будет представлять совокупность статических финансовых планов.

Динамические планы более информативны, но составить их сложнее статических. Если в статических финансовых планах разрабатывается один вариант ситуации, то в динамических - два и более. Соответственно, пропорционально возрастают сложность и трудоемкость составления.

По объему информации планы могут быть единичными и сводными (консолидированными). Единичные планы отображают стратегию по одной компании. Сводные (консолидированные) планы представляют собой стратегию действий для целой группы компаний. Такие финансовые планы чаще всего составляются, когда речь идет о группе компаний, подконтрольных одному лицу или группе лиц. По целям составления финансовые планы можно подразделить на пробные и окончательные.

Пробные планы составляются в целях реализации контрольных, аналитических процедур. Пробные планы не передаются заинтересованным пользователям, так как являются документами внутреннего контроля и анализа. Окончательные планы являются официальными документами компании и служат для различных заинтересованных пользователей источниками для изучения ее финансовых планов.

Пользователями финансовых планов могут быть:

  • налоговые органы;
  • органы статистики;
  • кредиторы;
  • инвесторы;
  • акционеры (учредители) и т. п.

В зависимости от пользователя информации планы будут подразделяться на планы, представляемые в фискальные органы, органы статистики, кредиторам, инвесторам, акционерам (учредителям) и т. п. По характеру деятельности планы можно подразделить на планы по основной и не основной деятельности. Ранее основной деятельностью называли виды деятельности, оговоренные в уставе предприятия. Но в настоящее время применение такого подхода неразумно. Разграничение основного и не основного вида деятельности возможно на основе показателей выручки.

ПРИМЕР 2

Выручка от вида деятельности № 1 - 18 000 000 тыс. руб., от вида деятельности № 2 - более 1 000 000 тыс. руб.

Выручка от вида деятельности № 1 будет составлять более 94 % всей выручки (18 000 000 / (18 000 000 + 1 000 000)). Основным видом деятельности для компании в этом случае будет являться деятельность № 1.

В то же время разграничение основных и не основных видов деятельности может производиться и на основе других показателей (в частности, величины доходов от различных видов деятельности).

Предположим, прибыль от вида деятельности № 1, несмотря на такие серьезные показатели валовой выручки, составляет всего 300 000 тыс. руб. , а от вида деятельности № 2 - 800 000 тыс. руб. В таком случае основным видом деятельности для компании будет являться деятельность № 2.

Классификация видов деятельности на основные и не основные является процессом достаточно субъективным и зависит от направленности действий руководства компании.

При планировании долгосрочных инвестиций и источников их финансирования будущие денежные потоки рассматриваются с позиции временной ценности денег на основе использования методов дисконтирования для получения соизмеримых результатов.

С помощью прогноза движения денежных средств можно оценить, сколько последних нужно вложить в хозяйственную деятельность организации, синхронность поступления и расходования финансов, а также проверить будущую ликвидность предприятия.

Прогноз баланса активов и пассивов (по форме балансового отчета) на конец планируемого периода отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий и показывает состояние имущества и финансов хозяйствующего субъекта. Цель разработки балансового прогноза - определение необходимого прироста отдельных видов активов с обеспечением их внутренней сбалансированности, а также формирование оптимальной структуры капитала, которая обеспечивала бы достаточную финансовую устойчивость организации в будущем.

В отличие от прогноза отчета о прибылях и убытках прогноз баланса отражает фиксированную, статическую картину финансового равновесия предприятия. Существует несколько методов составления прогноза баланса :

1) методы на основе пропорциональной зависимости показателей от объема продаж;

2) методы с использованием математического аппарата;

3) специализированные методы.

Первый из них состоит в допущении, что статьи баланса, зависимые от объема реализации (запасы, затраты, основные средства, дебиторская задолженность и т. п.), изменяются пропорционально его изменению. Данный метод называют также методом процента от продаж .

Среди методов с использованием математического аппарата широко используют следующие:

  • метод простой линейной регрессии;
  • метод нелинейной регрессии;
  • метод множественной регрессии и др.

К специализированным методам можно отнести методы, основанные на разработке отдельных прогнозных моделей для каждой переменной величины. Например, дебиторская задолженность оценивается по принципу оптимизации платежной дисциплины; прогноз величины основных средств строится на основе инвестиционного бюджета и т. п.

ПРИМЕР 3

Рассмотрим финансовое планирование прибыли прямым методом. Процедура данного метода основана на предположении, что изменение потребностей в средствах на изготовление продукции пропорционально динамике продаж. Проиллюстрируем сущность прямого метода финансового планирования прибыли (табл. 2).

Таблица 2. Отчет о прибылях и убытках

Показатель

За отчетный период

Прогноз на следующий год (с увеличением объема продаж в 1,5 раза)

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за вычетом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)

500 × 1,5 = 750

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

400 × 1,5 = 600

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от продаж

Проценты к получению

Проценты к уплате

Прочие доходы

Прочие расходы

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

Прибыль (убыток) до налогообложения

Налог на прибыль

Прибыль (убыток) отчетного периода (чистая)

Увеличение объема продаж на 50 % влияет на многие показатели. Предполагается, что себестоимость реализованной продукции, а также коммерческие расходы изменятся прямо пропорционально темпам роста реализации, но проценты за пользование кредитами зависят от принятых финансовых решений.

Одним из плановых документов, разрабатываемых организацией в рамках перспективного планирования, является бизнес-план . Он разрабатывается, как правило, на 3–5 лет (с детальной проработкой первого года и укрупненным прогнозом на последующие периоды) и отражает все стороны производственной, коммерческой и финансовой деятельности организации.

Важнейшей частью бизнес-плана является финансовый план, обобщающий материалы всех предшествующих ему разделов и представляющий их в стоимостном выражении. Этот раздел необходим и важен для предприятий, а также для инвесторов и кредиторов. Ведь они должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для осуществления проекта, направления использования средств, конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы и кредиторы, в свою очередь, должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использованы их средства, каков срок их окупаемости и возврата.