Учебник: Экономика и социология труда. Персонал организации в рыночных условиях

  1. Труд как экономический ресурс.
  2. Сегментация на рынке труда. Структура рабочей силы.
  3. Безработица, ее виды и масштабы.
  4. Оплата труда. Мотивация труда.

Труд, как экономический ресурс (трудовые ресурсы), имеет определенные особенности. Как и прочие ресурсы, труд подчиняется законам спроса и предложения. Но труд, а точнее человек, является не объектом, а субъектом хозяйственной деятельности и может существенно влиять на рынок труда. Личностный характер трудовых ресурсов во многом определяется и государством.

С трудовыми ресурсами связано понятие «человеческий капитал» - стоимость расходов на образование и культуру, здоровье, подготовку и переподготовку кадров. Эти расходы рассматриваются как ключевые инвестиции в экономический рост страны. В России опасный характер приобрела проблема деквалификации многих высококвалифицированных кадров (в сфере науки, культуры, образования, промышленности) по причине невостребованности. Резко возрасла эмиграция из страны квалифицированных кадров.

К трудовым ресурсам относится население в трудоспособном возрасте, работающие подростки и пенсионеры.

К рабочей силе относят всех занятых и безработных. Это экономически активное население . В России постоянно сокращается. Особенностью российского рынка труда является высокая доля работников, совмещающих работу в двух и более местах. Растет число иммигрантов. Не обеспечивается материально воспроизводство рабочей силы из-за низкой заработной платы и высоких налогов, коммунальных платежей, и т.д.

Экономисты-неоклассики обосновали вывод о том, что полная занятость является нормой для капитализма. Т.е. существует эластичность соотношения цен и заработной платы.

Основные сегменты рынка труда .

Отраслевая структура: сфера материального производства (сокращается), сфера услуг(увеличение), в т. Ч. Торговля и кредитование.

Физический труд. Образование.

Безработица – это социально-экономическое явление.

Критерии: не имеют работы, занимаются поиском работы, готовы приступить к работе.

Виды безработицы:

Структурная - вызвана несоответствием спроса и предложения рабочей силы по квалификации и другим критериям;

Фрикционная – связана с добровольным переходом с одной работы на другую и сезонными колебаниями;

Циклическая – превышение предложения в период экономического спада.

Различают и другие виды, например скрытая- нерациональная, неэффективная занятость.

Как результат безработицы- снижение ВВП.американский экономист Артур Оукен выявил соотношение: увеличение 1% снижает ВВП на 2,5%.

Масштабы в 2003г. 8,6%

Известно, что отсутствие ясности в терминологии ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «заработная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспектов отдельно.

Сущность трудового процесса

Традиционными для экономической науки являются определения труда как чего-то тягостного, неприятного. Особенно отчетливо это выражено И. Бентамом: «Стремление к труду не может существовать само по себе, это псевдоним стремления к богатству, сам же труд может вызывать лишь отвращение» (цит. по: [Автономов. С. 87]).

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умственное и физическое усилие, предпринимаемое частично или целиком с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделанной работы» (выделено нами. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. Отмечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчеркивал, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлетворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].

Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опосредованным воздействием внешней материальной необходимости» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 ч в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и искусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристократы, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются духовной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рождению относится к низшей касте, могут заниматься только наименее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни . По известному определению Аристотеля «раб - одушевленное орудие, а орудие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой промышленной революции, а также социальных революций и реформ во Франции, Германии и других странах. В результате роста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для получения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально изменили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отраслевом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в настоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладающая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты, именно те, кто занят творчеством, созданием нового, вносят наибольший вклад в увеличение национального богатства развитых стран [Генкин, 2007 (б)].

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, условий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая выполняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особенности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовскогоидр.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс творчества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творчество - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писателя, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством определяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко противопоставляются. Так, В. Л. Иноземцев пишет: «Наиболее принципиальный мотив творческой деятельности - стремление индивида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено нами. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, однако он редко может быть реализован и, что более важно, не отражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам не известна. Весьма вероятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выразил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых научных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Великий врач, философ, поэт Авиценна (Абу Али Ибн Сина), живший в 980-1037 гг., посвятил творчеству такие строки:

Уйти нам трудно от мирских забот,

Но Вечность постигает только тот,

Кто хоть на шаг сойдет с тропы привычной И путь проложит, от других отличный (выделено нами. - Б. Г.) .

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в создании новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды творчества ученых, изобретателей, художников, писателей, артистов составляют в развитых странах значительную часть национального богатства. Произведения науки и искусства активно участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следует признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в развитии цивилизации играет деятельность, направленная на духовное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспитание детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье является примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует значительных усилий, которые в той или иной мере должны компенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в науке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные организации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участвуют в экономическом обмене, устанавливающем степень их полезности для различных людей и периодов времени.

Как видно из приведенного обзора, классики экономической теории в соответствии с технологическими и социальными условиями своего времени рассматривали процесс труда как «тягостные усилия», предпринимаемые работниками для получения материального вознаграждения. Современная ситуация дает основания для более широкого взгляда на сущность труда. Это определяется тем, что в XX в. все большее значение приобретают творческие и духовные виды деятельности, которые не только участвуют в экономическом обмене, обеспечивая средствами существования миллионы людей, но и являются источниками положительных эмоций от содержания труда. Следует отметить, что и физический труд при соответствующих условиях может вызывать (говоря словами А. Маршалла) «удовлетворение от самой работы».

Таким образом, сущность трудового процесса определяется следующими основными аспектами :

  • 1) психофизиологическим;
  • 2) технологическим;
  • 3) социально-экономическим.

Психофизиологический аспект труда обусловлен затратами энергии человека и его эмоциональным состоянием; технологический аспект - действиями человека, направленными на преобразование ресурсов в блага; социально-экономический аспект характеризуется полезностью результатов труда и мотивами людей, побуждающими их производить материальные, интеллектуальные и духовные блага. Основным из этих мотивов в настоящее время является получение дохода, величина которого в значительной мере определяет и социально-экономическое положение человека. Наряду с этим все большее значение приобретают мотивы, связанные с содержанием и условиями труда.

Важнейшим параметром всех аспектов трудовых процессов являются затраты рабочего времени, определяющие длительность работ и численность людей, занятых их выполнением.

Исходя из рассмотренных характеристик трудового процесса, можно дать следующее определение. Трудовой процесс - это деятельность человека по производству благ и ресурсов. Основными характеристиками процессов труда являются: полезность результатов, затраты времени и энергии работников, их доходы и степень удовлетворения от содержания выполняемых функций.

  • В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: Судьбы наивысшей был жрец удостоен, Жрецу подчинялся с охотою воин, Тому и другому служили умельцы, И люди торговые, и земледельцы, А им угождали покорные шудры, - Таков был закон стародавний и мудрый [Махабхарата. С. 39].
  • См.: [Фасмер М.].
  • Цит. по: Чечин О. И путь проложит, от других отличный // Поиск. 1997.№ 32-33. 2-15 авг.

ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА КУРСА

Недостатки заклёпочных и болтовых соединений

Заклепочным и болтовым соединениям, требующим образова­ния отверстий для заклепок и болтов, свойственны следующие недостатки:

1) повышенная трудоемкость операций сверления отверстий, клепки или установки болтов;

2) ослабление сечений отверстиями;

3) пониженная статическая и усталостная прочность вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий;

4) нарушение гладкости поверхности при клепке;

5) образование при клепке анодно-оксидированных листов во­круг каждой заклепки мелких радиальных трещин анодной пленки, вследствие чего понижаются коррозионная стойкость и усталостная прочность;

6) увеличение массы конструкции за счет массы головок за­клепок;

7) сильный производственный шум, сопровождающий клепаль­ные операции.

Некоторые из указанных недостатков устранимы.

Для компенсации ослабления сечений отверстиями увеличи­вают толщину соединяемых элементов в местах расположения за­клепок или болтов. Путем увеличения толщины сечений соединяемых элементов в ме­стах сверлений можно также успешно бороться и с понижением усталостной прочности заклепочных и болтовых соединений вслед­ствие концентрации напряжений на краях отверстий.

Известно, что отсутствие ясности в терминологии обычно ведет к проблемным ситуациям во всех сферах деятельности, особенно в науке. Поэтому мы начинаем учебник с определения исходных понятий: «труд», «организация труда», «норма», «за­работная плата».

Понятие «труд» используется в экономической литературе в двух существенно различных значениях: как процесс труда и как вид экономических ресурсов. Рассмотрим каждый из этих аспек­тов отдельно.

/././. Сущность трудового процесса

По определению А. Маршалла, труд - это «всякое умствен­ное и физическое усилие, предпринимаемое частично или це­ликом с целью достижения какого-либо результата, не считая удовлетворения, получаемого непосредственно от самой проделан­ной работы» (выделено авт. - Б. Г.) [Маршалл. Т. 1. С. 124]. От­мечая, что в этом определении он следует Джевонсу, который относил к труду «только тягостные усилия», Маршалл подчер­кивает, что «большинство людей работают гораздо больше, чем если бы они трудились лишь из-за непосредственного удовлет­ворения, получаемого от труда» [Там же]. Иллюстрируя эту мысль, он пишет далее, что крестьянин работает в саду в основ­ном для получения материального результата, «а вот богатый человек, выполняющий ту же работу, хотя и может гордиться тем, что хорошо ее делает, вероятно, мало заинтересован в получаемой от этой работы экономии денег» [Там же].



Современные авторы характеризуют труд в основном так же, как Маршалл и Джевонс. Например, В. Иноземцев считает, что труд - это деятельность, выполняемая «под прямым или опос­редованным воздействием внешней материальной необходимо­сти» [Иноземцев. С. 15].

Подчеркивание тягостной, принудительной стороны труда связано прежде всего с тем, что на протяжении тысячелетий материальные блага были результатом усилий низших слоев общества (рабов, крепостных, пролетариата), трудившихся по 12-15 часов в сутки за мизерное вознаграждение. Наукой и ис­кусством до XVIII в. могли заниматься преимущественно аристо­краты, священнослужители, дети купцов и т. п.

В Индии до сих пор сохранились элементы кастовой системы, при которой представители высшей касты - брахманы (к ней принадлежала, в частности, Индира Ганди) - занимаются ду­ховной и интеллектуальной деятельностью, а те, кто по рожде­нию относится к низшей касте, могут заниматься только наиме­нее привлекательными и тяжелыми видами труда 1 . Не случайно во многих языках (в том числе и во всех славянских) слова «труд» и «трудно», «работа» и «раб» имеют общие корни 2 . По известному определению Аристотеля, «раб - одушевленное орудие, а ору­дие - неодушевленный раб» (цит. по: [Вебер. 1994. С. 294]).

С середины XIX в. классовое разделение труда в Европе и Северной Америке начинает изменяться вследствие первой про­мышленной революции, а также социальных революций и ре­форм во Франции, Германии и других странах. В результате ро­ста производительности труда и социальных преобразований повышается благосостояние наемных работников, уменьшается длительность рабочего дня, расширяются возможности для по­лучения образования и смены видов деятельности. Существенно возрастает роль науки, искусства и технического прогресса в жизни общества.

Эти процессы за последние 150-200 лет принципиально из­менили структуру ВВП развитых стран в вещественном, отрас­левом и профессиональном аспектах. Изменилась и структура

1 В древнеиндийском эпосе «Махабхарата» это выражено так: «Судьбы наивысшей был жрец удостоен,

Жрецу подчинялся с охотою воин,

Тому и другому служили умельцы,

И люди торговые, и земледельцы,

А им угождали покорные шудры, -

Таков был закон стародавний и мудрый» [Махабхарата. С. 39].

2 См.: [Фасмер].

населения. Если в XIX в. более двух третей населения Англии, Франции, Германии составляли рабочие и крестьяне, то в на­стоящее время их доля не превышает одной трети. Преобладаю­щая часть населения развитых стран - это инженеры, ученые, врачи, учителя, деятели культуры, предприниматели и т. д. Как показывают расчеты 1 , именно те, кто занят творчеством, созда­нием нового, вносят наибольший вклад в увеличение нацио­нального богатства развитых стран.

Результаты творческой деятельности зависят от способностей к данному виду творчества, а также от ряда психологических и социальных факторов: увлеченности работой, ее важности, усло­вий и т. д. Наиболее эффективна творческая работа, которая вы­полняется по вдохновению. Сущность этого психологического состояния никто не смог выразить лучше А. С. Пушкина. Особен­ности творческой деятельности в науке и искусстве рассмотрены в работах А. Пуанкаре, Я. Парандовского и др.

Для тех, кому даны творческие способности, сам процесс твор­чества составляет наиболее приятную часть жизни. Однако творче­ство - это не только удовольствие, но и очень тяжелая работа. Как писал В. Маяковский, «поэзия - та же добыча радия; в грамм до­быча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн сло­весной руды». Словосочетание «рабочее время» для ученого, писате­ля, композитора не имеет смысла. Идеи и образы могут появиться в любое время, в том числе во сне. Занятия наукой и искусством оп­ределяют не столько профессию, сколько образ жизни.

Понятия трудового и творческого процессов нередко проти­вопоставляются. Так, В. Иноземцев пишет: «Наиболее принци­пиальный мотив творческой деятельности - стремление инди­вида реализовать себя в свободной, независимой от внешних материальных условий активности» (выделено авт. - Б. Г.) [Иноземцев. С. 18]. Этот мотив, несомненно, существует, одна­ко он редко может быть реализован и, что более важно, не от­ражает сути и значения творчества.

Природа творческого процесса нам неизвестна. Весьма веро­ятно, что лучше всего она выражена словами Гайдна: «Это не от меня, это свыше!» [Парандовский. С. 105]. Так композитор выра­зил свой восторг при рождении одной из мелодий оратории «Сотворение мира».

1 См.: [Генкин, 2002а]. Биографии выдающихся ученых (И. Ньютона, А. Пуанкаре, А. Эйнштейна, Д. И. Менделеева и др.) свидетельствуют о том, что интуитивная сторона творчества в науке важна не менее, чем в искусстве. Моменты рождения принципиально новых на­учных идей могут сопровождаться состояниями, близкими к религиозному экстазу [Пуанкаре].

Как видно из приведенных характеристик творчества, его цель состоит не столько в самовыражении, сколько в созда­нии новых идей, образов, методов, представлений и т. д. И эта цель никогда не была и в обозримом будущем не может быть независимой от внешних материальных условий, особенно в науке, технике, медицине и других сферах. Так, плоды твор­чества ученых, изобретателей, художников, писателей, арти­стов составляют в развитых странах значительную часть наци­онального богатства. Произведения науки и искусства актив­но участвуют в экономическом обмене. Пушкин выразил это афоризмом: «Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать».

Таким образом, в экономическом аспекте творчество следу­ет признать одним из видов труда, который, разумеется, имеет свои психологические особенности (как, впрочем, и любой другой вид труда).

Наряду с различными видами творчества важную роль в раз­витии цивилизации играет деятельность, направленная на ду­ховное совершенствование человека. В этой сфере образ жизни имеет еще большее значение, чем в науке и искусстве.

Современная экономическая теория все большее внимание уделяет комплексному исследованию затрат времени человека, включая обеспечение материальными благами, учебу, воспита­ние детей, отдых. В частности, воспитание детей в семье являет­ся примером общественно полезного труда, который, с одной стороны, доставляет много радости, а с другой - требует зна­чительных усилий, которые в той или иной мере должны ком­пенсироваться обществом.

Между теми, кто занят в материальном производстве, в на­уке, искусстве, духовной сфере, осуществляется прямой или косвенный обмен результатами деятельности как через систему рынков, так и через государственные и общественные органи­зации, т. е. все рассмотренные виды труда так или иначе участву-

ют в экономическом обмене, устанавливающем степень их по­лезности для различных людей и периодов времени.

В приведенных выше определениях понятие «труд» рассмат­ривалось как вид деятельности человека, т. е. как процесс. Мы полагаем, что этот процесс характеризуется тремя основными признаками: целью, содержанием и мотивами. Основная цель труда - производство благ; его содержанием является целесо­образное преобразование ресурсов природы и обусловленные этим затраты времени и энергии человека; мотивы - это при­чины, побуждающие человека трудиться.

Понятие «трудовой процесс» целесообразно определять через более общее понятие - «деятельность человека». Это понятие ха­рактеризует все виды человеческой активности: работа, приня­тие пищи, посещение театров, прогулки в лесу, танцы и т. д. и т. п. Иначе говоря, деятельность - это все, что мы делаем, когда не спим. Каждый вид деятельности связан с затратами вре­мени и энергии человека (впрочем, сон тоже требует того и другого).

Как видно из этих примеров, понятие «деятельность челове­ка» в общем случае относится к сфере физиологии. Социально-экономические аспекты деятельности связаны с причинами, побуждающими человека тратить время и энергию на производ­ство благ и ресурсов, необходимых домашнему хозяйству (тому, кто трудится, и его семье) и (или) предприятию, обеспечива­ющему удовлетворение потребностей общества через систему рынков.

Таким образом, можно сформулировать следующее опреде­ление.

Труд как ресурс рассматривается в современной экономической теории как основной фактор производства, а в теории рынка труда – как продукт. Он может быть измерен численностью людей (категории населения), количеством человеко-часов (времени) труда, затратами на оплату труда в валютных единицах и другими методами. Существует много обозначений труда, как категории населения, которая производит предложение на рынке труда: трудовые ресурсы, население в трудоспособном возрасте, экономически активное население, рабочая сила, самодеятельное население и другие. Оценка предложения труда в часах рабочего времени доминирует в работах западных создателей, в том числе у Р. Дж. Эренберга и Р. С. Смита. В русской литературе количество ресурса, продаваемого на рынке труда, обычно измеряется числом человек. Но когда мы измеряем продукт, продаваемый на данном рынке, схожим образом, мы не должны впадать в заблуждение, что труд ничем не отличается от других продуктов, большая часть из которых имеет материально-вещественную форму и измеряется в физических единицах.

Труд как продукт

Труд, как продукт, значительно отличается от всех иных продуктов. В отличие от обычного товарного рынка, где продаваемые продукты перебегают в собственность покупателя, в демократическом обществе человек не становится собственностью работодателя. В интернациональных документах о правах человека, в Конституции Русской Федерации (ст.37) и Трудовом кодексе Русской Федерации (ст.2) указывается, что труд свободен, а принудительный труд запрещен. На рынке труда человек реализует свое рабочее время, возможности и познания, трудовые услуги, но при всем этом остается лично свободным.

Типология и сегментация рынков труда

Типология – это выявление в широкой совокупы явлений определенных групп, любая из которых обладает внутренним единством и существенными отличиями от всех иных групп. Сегментация – это выявление в широкой совокупы явлений определенных сфер, секторов, слоев, имеющих довольно точные наружные границы. При внимательном рассмотрении выясняется, что в почти всех случаях выявленные учеными типы рынков труда являются сразу сферами, секторами, секторами целого , и напротив. Разница меж типологией и сегментацией очень условна. Все же, есть закоренелые представления о том, что именовать типами, а что секторами рынка труда.

К типам рынков труда в большинстве случаев относят наружный и внутренний рынки, формальный и неформальный рынки, интернациональный, национальные и региональные рынки.

Внутренний рынок

Согласно Г. Г.Руденко и Б. Ч.Муртозаеву, «внешний (проф) рынок труда ориентируется на мобильность рабочей силы меж предприятиями и организациями, а внутренний – основывается на движении персонала снутри организаций» . Понятие внутреннего (внутрифирменного) рынка в некий мере условно, потому что его субъектами являются не те люди, которые отыскивают работу, а уже функционирующие работники, персонал предприятия. Все же, это понятие полезно для описания, во-1-х, оплаты труда. Как уже было сказано выше, труд, как продукт, почти всегда оплачивается не в момент заключения трудового контракта, а часто в процессе роли работника в деятельности предприятия. При всем этом в полном согласовании с рыночными принципами зарплата может изменяться зависимо от трудового вклада, возрастать за счет премий, призов, уменьшаться за счет вычетов и т. д. По другому говоря, таковой принципиальный рыночный процесс, как оплата цены труда, как продукта, осуществляется на внутрифирменном, а не на наружном рынке.

1.2.2. труд в системе экономических ресурсов

В экономической литературе ресурсы называют также факторами производства. Маршалл выделял четыре таких фактора: землю, труд, капитал и организацию производства. Вместе с тем он подчеркивал: «В известном смысле существуют только два фактора производства - природа и человек. Капитал и организация являются результатом работы человека, осуществляемой с помощью природы и управляемой его способностью предвидеть будущее и его готовностью позаботиться о будущем... с любой точки зрения человек является центром проблемы производства, как и проблемы потребления, а также вытекающей отсюда проблемы отношений между первыми двумя, имеющей двойное обозначение - «распределение» и «обмен»... Человек выступает одновременно целью производства и его фактором» [Маршалл. Т. 1.С. 209]. Современные экономисты, следуя в основном Маршаллу, обычно называют экономическими ресурсами землю, труд, капитал и предпринимательские способности.

При этом термин «земля» используется как синоним термина «природные ресурсы»; термином «труд» обозначаются затраты рабочего времени или количество работников; термин «капитал» характеризует здания, сооружения, оборудование, используемые в производстве благ; термин «предпринимательские способности» относится к деятельности по рациональному использованию земли, труда и капитала.

Названные термины нельзя признать адекватными сущности обозначаемых ими объектов. Так, земля является лишь частью природных ресурсов. Труд, как было показано выше, - это прежде всего процесс преобразования ресурсов в блага1. Капитал - широкое понятие, характеризующее, в общем случае, любой источник дохода: землю, творческие способности человека, станки, здания и т. д. Используемые некоторыми авторами термины «капитальные ресурсы», «капитальные блага» [Сандерс. С. 20; Словарь по экономике (Collins). С. 203] не проясняют сущности явления. Например, капитальным благом является не только оборудование, но и драгоценности, ценные бумаги, должности в органах власти (для некоторых личностей) и т. д. Последний из названных факторов производства - предпринимательские способности - это вид творческих способностей человека, т. е. то, что по смыслу должно относиться к фактору «труд».

Единственным объяснением существующей классификации экономических ресурсов является ее связь с источниками доходов;: от земли - рента; от труда (наемных работников) - заработная плата; от капитала - проценты (дивиденды); от предпринимательских способностей - предпринимательская прибыль. Однако указанное внешнее соответствие структуры ресурсов и доходов не отражает сущности экономических процессов.

1 «Словосочетание «земля», «труд», «капитал» было бы более сбалансированным, если бы выражение «труд» подразумевало «работники» [Маршалл. Т. 1. С. 208].

Исходя из приведенных соображений, целесообразно деление множества экономических ресурсов на три вида.

Природа (природные ресурсы).

Трудовой потенциал.

Ресурсы, произведенные человеком.

Природа как вид ресурсов характеризуется площадью, расположением и плодородием земли, полезными ископаемыми, климатом, лесами, запасами воды, гидроэнергии и т. п. Природные ресурсы играют не только пассивную роль источника сырья и энергии. Благодаря особым физико-химическим и биологическим свойствам земля является активным ресурсом, обеспечивающим возможность многократного возрастания ценности продукции по сравнению с величиной издержек. Примером является колос, вырастающий из одного зерна. Иначе говоря, земля - это один из важных источников «чистого продукта», т. е. того, что остается после возмещения произведенных затрат.

Трудовой потенциал в общем случае характеризует возможности участия человека, сотрудников предприятия, населения страны в производстве и обмене благ. При определении этих возможностей до последней четверти XX в. обычно использовался термин «рабочая сила». В частности, К. Маркс называт рабочей силой (Arbeitskraft) объект купли-продажи на рынках труда [Маркс. С. 178]. Современные авторы также используют этот термин [Эренберг. С. 32]. Чаще всего он обозначает потенциал рабочих: их численность, знания и умения.

С 70-х гг. XX в. под влиянием публикаций Нобелевского лауреата Г. Беккера стал широко применяться термин «человеческий капитал». Он характеризует компоненты потенциала человека, которые могут стать источником дохода для домашнего хозяйства, предприятия и страны. Такими компонентами могут быть физические и творческие способности человека, его знания, умения, активность. Нетрудно заметить, что термин «человеческий капитал» шире термина «рабочая сила», хотя и не содержит ничего принципиально нового, так как компоненты рабочей силы (знания и умения) являются источниками дохода. Практически понятие «человеческий капитал» используется для оценки доходности инвестиций в образование и повышение квалификации. Об этом до Беккера писали многие авторы, в том числе Смит и Маршалл.

В современном производстве все большее значение приобретают этические аспекты деятельности человека, которые обусловлены такими характеристиками личности, как нравственность, добросовестность, отношение к окружающим, умение ра-

ботать в коллективе. По отношению к этим качествам термин «человеческий капитал» не очень подходит, так как трудно выделить соответствующие доходы.

Завершая обзор терминологии по ресурсам труда, отметим, что в литературе США и Англии наряду с термином «человеческий капитал» существует также термин «человеческие ресурсы» (Human Resource). Этот термин используется в области знания, которую в США и Англии называют управлением человеческими ресурсами (Human Resource Management), а в Германии, Австрии и Швейцарии - управлением персоналом (Personalmanagement). Анализируя эти термины, К. Шольц - один из крупнейших специалистов ФРГ по проблемам труда - приводит таблицу изменений в терминологии, из которой следует, что в немецкоязычной литературе термин «Personalrnanagement» заменил «Personalverwaltung» («руководство персоналом») и «Personalwirtschaft» («экономика персонала»), а в англоязычной литературе термин «Human Resource Management» заменил термин «Personnel Management» .

Рассмотренные примеры показывают, что научная терминология не может не учитывать традиций страны и норм ее языка. Имеются основания полагать, что на русском языке возможности человека в производственной деятельности наиболее адекватно выражаются термином «трудовой потенциал».