Детская хоровая студия «Веснянка

Детская хоровая студия «Веснянка» – известный хоровой коллектив России. Студия создана в 1961 году и с тех пор не прекращает своей деятельности, активно и плодотворно работая с детьми разных возрастов: от самых маленьких (3-5 лет) до учащихся старших классов из Центрального округа и других районов Москвы.

В составе студии 5 хоров: «Чижик» (3-5 лет), «Скворушка» (5-7 лет), «Солнышко» (7-9 лет), «Подснежник» (9-12 лет) и Старший Концертный хор «Веснянка» (10-17 лет). Все руководители хоров прошли хормейстерскую школу в «Веснянке» и являются выпускниками Российской Академии музыки им. Гнесиных.

Студия имеет звание «Образцовый коллектив», а в 1998 году получила уникальный почётный приз «Девочка на шаре», учрежденный Московским комитетом образования.

Все хоры студии «Веснянка» ежегодно участвуют в Московских фестивалях и конкурсах, являются лауреатами таких известных и престижных смотров, как «Юные таланты Московии» и «Рождественская песнь». Хоры «Подснежник» и «Веснянка» неоднократно становились лауреатами Московского международного хорового конкурса «Звучит Москва».

Студия «Веснянка» ежегодно проводит мастер-классы для педагогов-хормейстеров Москвы и России. Коллективами студии записано шесть компакт-дисков с произведениями классической, народной и русской духовной музыки.

Старший хор «Веснянка» регулярно выступает в лучших музыкальных залах Москвы, России и за рубежом, поет в православных и католических храмах, дает благотворительные концерты, участвует и побеждает в многочисленных фестивалях и конкурсах. Хор успешно гастролировал и за рубежом: в Австрии и Германии, Великобритании и Италии, Хорватии и Словакии, Польше и Финляндии. В 1996 г. хор занял первое место и получил специальный приз на Международном хоровом конкурсе имени профессора Димитрова в Болгарии. В июне 2006 года младший состав хора «Веснянка» победил на 35-м Международном хоровом конкурсе в г. Тур, Франция (Florilege Vocal de Tours).

В 2003 году Концертный хор «Веснянка» принимал активное участие в цикле концертов, посвящённых празднованию юбилея С.В. Рахманинова. Начиная с этого же года, коллектив участвовал в концертах Ансамбля Солистов «Концертино» Московской филармонии, которые прошли в Большом и Малом залах Московской консерватории. Старший хор также сотрудничает с Мужским Хором Свято-Данилова монастыря. С этим высокопрофессиональным коллективом были проведены совместные концерты и сделаны записи.

В 2006 году Детская Хоровая Студия «Веснянка» отметила свой 45-летний юбилей циклом разнообразных концертов в лучших залах столицы (Большой зал консерватории, Концертный зал им. П.И.Чайковского, Московский международный Дом музыки, Концертный зал РАМ им. Гнесиных, Рахманиновский зал, Дом композиторов, Храм Христа Спасителя и др.). В 2011 году студия готовится встретить своё 50-летие.

Руководит студией и Концертным хором «Веснянка» заслуженная артистка России Любовь Алдакова – выпускница ГМПИ им. Гнесиных, член правления Московского Музыкального Общества и Международного Союза Музыкальных Деятелей, заслуженный деятель Всероссийского Музыкального Общества, вице-президент Ассоциации Московских Хоров, куратор вокально-хорового жанра Центрального округа г. Москвы.

Руководители других хоров: Н. Минина, Е. Терехова, О. Тулинова, Е. Яковенко.

«Веснянке», одной из первых, созданных в нашей стране детских хоровых студий, более сорока лет. Основу структуры студии составляют пять ступеней — пять «возрастных» хоров: маленький щебечущий «Чижик», звонкоголосый «Скворушка», теплое, ясное «Солнышко», светлый, чистый «Подснежник» и, наконец, старший хор «Веснянка». Многоступенчатость — принципиальная основа всей педагогической работы в студии — позволяет выстроить логику образовательного процесса, определить целесообразные функции каждой ступени и прогнозировать результат.

Ведущим принципом организации разноуровневого обучения в студии является принцип преемственности. Этот принцип обеспечивает: логику построения образования как по «вертикали» (между разными ступенями), так и по «горизонтали» (между разными формами), а также установление связей между ранее приобретенным и новым опытом. В «Веснянке» это достигается путем разработки согласованных программ обучения и целесообразной расстановки педагогических кадров. Педагогические кадры в студии распределяются таким образом, чтобы дети не меняли педагогов на каждом этапе обучения. Это, с одной стороны, способствует более органичному и плавному переходу ребенка из одной возрастной группы в другую; с другой — созданию благоприятного эмоционально-психологического климата в коллективе. Чрезвычайно актуален для «Веснянки» принцип раннего (с 3-4 лет) вхождения детей в мир музыки. Педагоги студии убеждены, что чем раньше ребенок соприкасается с Музыкой, тем тоньше и эмоциональнее становится детская душа, ибо «музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности» (В.А.Сухомлинский).
Следующий принцип жизнедеятельности «Веснянки» — профессиональный универсализм педагогов студии, проявляющийся и в участии педагога в работе с детьми разного возраста, и в преподавании им нескольких музыкальных дисциплин, и в выполнении функций «классного руководителя», досконально знающего сильные и слабые стороны ребенка и готовящего его к переходу на новый уровень.
Существенный принцип работы студии — системный подход к обучению — позволяет направить преподавание всех музыкальных дисциплин на решение основной задачи — создание целостного, стройного и грамотного хорового коллектива. В результате осуществления данного подхода сложилась апробированная программа обучения, неизменная по своей сути, но постоянно пополняющаяся новыми направлениями и идеями.
Девизом работы студии является мудрое изречение В.А.Сухомлинского: «Музыкальное воспитание — это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». Цель всей деятельности педагогов «Веснянки» — музыкальное и личностное воспитание ребенка, развитие его индивидуальности, музыкального вкуса, навыков и нравственных принципов работы в коллективе. А совместное хоровое творчество — одно из лучших средств для достижения этой высокой цели.
Многолетний опыт работы педагогов студии свидетельствует о том, что приобщение ребенка к музыке следует начинать именно с пения в хоровом коллективе.
Хор — стержень, на который сначала «нанизываются» такие основные предметы, как сольфеджио, фортепиано и история музыки, а затем — «прикладные» предметы: ансамбль, развитие речи, музыкальное движение.

Каждая из пяти ступеней существует как бы отдельно: со своим учебным расписанием, со своей совокупностью музыкальных предметов, со своим штатом педагогов, со своим родительским комитетом и т.д., но одновременно — как пять пальцев на одной руке — они тесно взаимосвязаны.
Все в «Веснянке» начинается с нового набора. Несколько лет назад педагоги студии «обходили» и прослушивали множество школ, детских садов и набирали детей во все хоры, кроме старшего. В настоящее время «заработал» принцип преемственности: осенний набор осуществляется только на первой ступени, в хор «Чижик», на основе естественного притока детей. Принимаются практически все. Основным критерием отбора является психологическая готовность ребенка заниматься музыкой.
В остальные хоры дети переходят из хорового коллектива предшествующей ступени на основании результатов переводных экзаменов по хору и сольфеджио. Количества «переводных» детей составляет от 10-15 до 20-25 человек в год. Экзаменационные требования, предъявляемые к детям на разных ступенях, конечно, разные, но есть и общие, в том числе: чисто спеть два-три произведения (с сопровождением и a"cappella) из репертуара своего хора, продемонстрировать владение определенными навыками сольфеджио и знание музыкальной грамоты. Такие условия перевода в следующий хор обеспечивают стабильный и ровный состав каждой хоровой ступени, гарантируют необходимый уровень музыкальной подготовленности детей.
Необходимость существования двух дошкольных хоров — «Чижик» и «Скворушка» — продиктована опытом многолетней работы с самыми маленькими детьми в «Веснянке».
Хор «Чижик» — возраст 3-5 лет. Количество детей — до 70 человек. Хор делится на четыре группы, по 15-17 человек в каждой. Занятия проводятся два раза в неделю. Как правило, в один день ребенок посещает занятия по трем музыкальным дисциплинам и хор. Доминантой учебного процесса малышей является игра.
Если в хоре «Чижик» определить музыкальные способности ребенка почти невозможно и сложно прогнозировать темп индивидуального развития в этом возрасте, то в хоре «Скворушка» это становится возможным, поскольку сюда приходят подготовленные дети из хора «Чижик», успешно сдавшие переводные экзамены.

Хор «Скворушка» — возраст 5-7 лет. Количество детей — до 75 человек. Хор делится на четыре группы. Занятия — два раза в неделю.
Хор «Солнышко» — возраст 7-9 лет. Количество детей — до 70 человек. Занятия — три раза в неделю
Хор «Подснежник» — возраст 9-12 лет. Количество детей — до 60 человек. Занятия — три раза в неделю. Во многих хоровых студиях — это так называемый «кандидатский» хор, основная функция которого — подготовить детей к старшему хору, традиционно осуществляемая на репертуаре старшего хора. Средний хор развивается на автономном репертуаре и не является вспомогательным по отношению к старшему хору.
Старший хор «Веснянка» — возраст 10-17 лет. Количество детей — до 80 человек. Занятия — три раза в неделю. Хор состоит из двух групп: «дневной» состав (подготовительный) и «вечерний» состав (основной).
На основании результатов выпускных экзаменов (по сольфеджио, фортепиано, истории музыки и ансамблю) дети получают свидетельства об окончании студии, причем окончившим на «отлично» вручают рекомендации для продолжения обучения в средних музыкальных учебных заведениях.
Студия «Веснянка» — это творческая педагогическая лаборатория, в которой занятия проводятся с использованием авторских учебных пособий. Так, например, сборник «Давайте поиграем» (ритмическое воспитание для детей дошкольного возраста) составлен Н. Д. Мининой — руководителем хора «Скворушка»; свыше десяти учебных пособий по музыкальному развитию детей на уроках фортепиано разработаны педагогом Э. Ш. Тургеневой; занятия по музыкальному движению ведутся по методике Э.-Ж. Далькроза, адаптированной педагогом Л. Е. Макаровой; подготовлены методические разработки по предмету «Слушание музыки» руководителем хора «Солнышко» Е.Г.Тереховой и по предмету «История музыки» — педагогами О.К.Тулино-вой и А. В. Чернецовым. Педагоги Н. Д. Минина, Е. М. Яковенко, А. В. Чернецов — авторы оркестровых партитур Орф-оркестра, хоровых аранжировок и обработок.
Коллектив студии ведет целенаправленную просветительскую и обширную концертную деятельность. Просветительство — одно из ключевых направлений в работе «Веснянки». Хоры студии часто выступают в разных залах и аудиториях: Большой и Рахманиновский залы Консерватории, Зал имени Чайковского, Гнесинский зал, Дома ветеранов войны и труда, интернаты, больницы, открытые площадки парков и площадей Москвы и многие другие.

Коллективы студии участвуют в фестивалях и конкурсах. Например, в последние годы старший хор неоднократно становился победителем и лауреатом Всероссийских и международных конкурсов:
1992 — Международный хоровой конкурс «Дети в искусстве» (г. Москва);
1993, 1995, 1997, 1999, 2001 — Фестиваль-конкурс «Юные таланты Московии»;
1996, 1998, 2000 — Международный хоровой конкурс «Звучит Москва»;
1997 — Международный хоровой конкурс (г. Варна, Болгария);
1999 — Всероссийский хоровой конкурс (г. Киров);
1999 — Фестиваль православной музыки (г. Таллинн, Эстония);
2000 — XII Международный фестиваль православной музыки в России (г. Москва);
2000 — I Международный хоровой фестиваль (г. Мюнхен, Германия).

Концерт хора — это не только итог совместной творческой работы детей и педагогов, но и форма просветительской работы среди юных и взрослых любителей хоровой музыки.
Своеобразной формой концертной деятельности студии являются тематические программные концерты, в которых все хоры и фортепианный отдел «Веснянки» исполняют произведения определенного тематического направления или одного композитора. Например: «Музыка эпохи Возрождения», «Бах и Гендель», «Венские классики — Гайдн и Моцарт», «Музыка А. Т. Гречанинова» , «Русская классическая музыка» и т. д.
Студия «Веснянка» — это консультативный центр по вопросам хормейстерской практики. На базе студии проводятся семинары по музыкальному воспитанию детей для педагогов-музыкантов столицы и других регионов России.
Инициаторы таких встреч — Министерство образования Российской Федерации, Академия повышения квалификации и переподготовки работников образования, Музыкальное общество г. Москвы. Педагоги «Веснянки» выезжают со своими хоровыми коллективами на гастроли и для проведения мастер-классов. Это многосторонний процесс, способствующий творческому росту как педагогов, так и детей.
Отличительной особенностью педагогического коллектива студии является постоянный поиск эффективных методов работы. Педагоги взаимно посещают и анализируют хоровые репетиции коллег, занятия по другим специальным предметам, открытые занятия ведущих мастеров хорового исполнительства.

гастроли фотоальбом выпускники ENGLISH

В 1996 году хор занял 1-е место и получил Специальный приз на Международном хоровом конкурсе в Болгарии (Варна) .
В 1998 году студия «Веснянка» получила почетный приз «Девочка на шаре» , учрежденный московским комитетом образования.
В 2000 году хор с успехом гастролировал в Словакии, Польше и Германии (первый хоровой фестиваль в г. Мюнхен), став лауреатом фестивалей и конкурсов, проводимых в этих странах.
В 2001 году хор по приглашению посольства Хорватии ездил на Международный Музыкальный Фестиваль в г. Дубровник, где с успехом продемонстрировал своё мастерство, став "главным музыкальным событием года в Дубровнике наряду с выступлением Ю. Башмета". Выступления проходили в различных концертных залах и католических соборах Хорватии.
В 2002 году хор с успехом гастролировал в Германии и Австрии, выступал на приёмах у бургомистров городов Фюссен и Аугсбург, были налажены дружеские отношения со многими творческими коллективами. В последующие годы (2003-2008) хор был вновь приглашён в Германию и снова с успехом гастролировал по многим городам.
В июле 2003 года хор «Веснянка» был приглашён для участия в международном конкурсе в городе Гориция (Италия) , а также в концертном туре по итальянскому региону Friuli Venezia Giulia.

В 2003 году хор принимал активное участие в цикле концертов, посвящённых празднованию юбилея великого русского композитора С.В. Рахманинова. Концерты проходили в Церкви Большого Вознесения, а также Большом зале Московской Консерватории.
Детская Хоровая Студия «Веснянка» тесно сотрудничает с Мужским Хором Свято-Данилова монастыря (под покровительством Патриарха Московского и Всея Руси). Совместные концерты и записи были сделаны с этим высокопрофессиональным коллективом.

В 2003, 2004 и 2007 годах концертный хор «Веснянка» принял участие в концертах Ансамбля Солистов «Концертино» Московской Филармонии, которые прошли в Большом и Малом залах Московской Консерватории. Совместная работа с этим известным ансамблем не первый раз воплощается в интересные концерты для постоянных слушателей обоих коллективов.
В 2005 году концертный хор "Веснянка" успешно гастролировал в Великобритании по приглашению компании "Kenwood " . Выступление коллектива на хоровом фестивале "Second East London Sangerstevne" было объявлено как специальное событие. Другие концерты в рамках этого тура прошли также на высоте.
В июне 2006 года младший состав хора "Веснянка" принял участие и победил в 35-м международном хоровом конкурсе в г. Тур, Франция .
В 2010-2011 годах прошли гастроли в Украине, Беларуси и Молдове, где проводились концерты и мастер-классы для дирижёров и хормейстеров различных коллективов этих стран.

В 2011 году Детская Хоровая Студия "Веснянка" отметила свой 50-летний Юбилей циклом разнообразных концертов в лучших залах столицы (Большой и Малый залы Консерватории, Концертный зал им. П.И. Чайковского, Московский Международный Дом музыки, Концертный зал РАМ им. Гнесиных, Дом композиторов, Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя).

В мае 2012 года хор «Веснянка» завоевал 1 премию на Международном хоровом конкурсе православной музыки «Hajnowka» (Польша) в категории детско-юношеских хоров.
Осенью 2012 года концертный состав принял участие в международном конкурсе "Tonen2000" (Голландия).
В трёх категориях (светская, духовная и фольклорная) хор получил золотые медали и стал главным победителем всего конкурса (участвовало 14 хоров из 12 стран мира).

В 2013 году хор "Веснянка" едет на известный хоровой конкурс в г. Толоса (Испания), в рамках которого выступает с серией концертов в различных областях Страны Басков и получает 2 место в конкурсной номинации.

В 2014 году по приглашению белорусской стороны организуются хоровые гастроли в Минске и Витебске, старший хор участвует в фестивалях духовной музыки.

В 2016 году Детская хоровая студия "Веснянка" отмечает своё 55-летие (серия концертов).

2017 год ознаменовался важной победой на Международном хоровом конкурсе в Таллине (Эстония) , где впервые за всё время существования мероприятия (с 1972 года) детский коллектив из России получил первую премию и был допущен к участию