Аспирантура преподавательская деятельность. Чем заочная аспирантура отличается от очной? Очная аспирантура и работа, как совмещать

Сразу после получения диплома о высшем образовании я подал документы в аспирантуру на экономическую специальность - экономика и управление на предприятии. И по сути, когда я поступал в аспирантуру, то я не понимал куда я иду и что можно от нее ждать. В этой статье мы разберем что такое аспирантура в реальности.

БЮДЖЕТ И ВНЕБЮДЖЕТ

В аспирантуре бывают как бюджетные места, так и внебюджетные. Это означает, что если тебе повезет, то ты сможешь учиться бесплатно. Это во многом зависит от твоего вуза, количества бюджетных мест на нужной специальности. Изначально я планировал поступать именно на техническую специальность именно из-за того, что мне нужно было бюджетное место. Но я не сумел договориться с руководителем. Вернее я договорился с тогдашним бывшим рекотором моего вуза, а потом когда к нему пришел подписать бумаги, то оказалось, что он торопится в отпуск и вообще якобы забыл о том, что мы о чем-то договаривались...

Я нашел руководителя на экономической специальности и поступил на коммерческое место. Часть денег оплатили родители, другую часть оплачивал я из своего кошелька. На момент моего зачисления стоимость обучения в год составляла 35 тысяч рублей. Из-за того, что я все-таки поступал на платное место - процедура зачисления была скорее формальностью. Тем не менее, нужно было предоствить немало документов в саму аспирантуру и сдать кое-какие вступительные экзамены.

Но на тот момент все стоило сравнительно недорого. К примеру, когда я еще учился в аспирантуре, новые цены на инженерные спеицальности превзошли 100 тысяч рублей в год. Это сумма просто запредельная с тогдашним курсом доллара 30 рублей за доллар это составляло 3-4 тысячи долларов в год. Огромные деньги не только по российским меркам.

ЛЕКЦИИ И ЗАЧЕТЫ В АСПИРАНТУРЕ

Как таковых привычных лекций в аспирантуре практически нет. Вернее, они есть, но их количество крайне невелико. Обычно, они проходили по субботам или вечерами, т.к. многие аспиранты параллельно с учебой работают. Некоторые лекции были обязательны к посещению, некоторые - факультативными. Некоторые из них мне запомнились. К примеру, философия, основы научного познания, психология и педагогика. Если не путаю, был и английский язык. Возможно, названия дисциплин и звучали немного по-другому. Были и другие лекции, которые в голове не осели. В целом, их было совсем немного. Намного больше было разного рода бумажек, которые нужно было сдавать. Об этом чуть позже.

ПРАКТИКА

В аспирантуре от университета с тобой работает научный руководитель. От выбора руководителя во многом зависит то, получишь ли ты какие-то ценные знания или нет.

Но в аспирантуре не учат как применять на реальном производстве компрессор Remeza: http://gk-sk.ru/kompressory/Remeza/ . Тут больше внимания сфокусировано науке. По сути, тебе не дают ни литературы, ни практических знаний. Ты должен сам искать книги по библиотекам, покупать их в интернет-магазинах. Книги сейчас стали крайне дороги. Да и раньше они были недешевы. Но проблема не в деньгах. Найти научную литературу по твоей теме диссертации будет не так-то и просто. Вернее, информации много. А вот качественных научных текстов - днем с огнем не найти. Причем сложности возникает как у инженеров, которые вынуждены ориентироваться на старые справочники советского периода (т.к. новых аналогов просто нет). Еще хуже дела обстоят у гуманитариев, для которых найти какую-нибудь вменяемую и достоверную статистику для исследования - практически искусство. Лично я застопорился на этапе терминологии.

ЭКЗАМЕНЫ И ЗАЧЕТЫ

Помимо вступительных экзаменов - есть еще и кандидатские экзамены. Это то, что должен сдать каждый аспирант перед защитой диссертации. Всего их три - английский язык, профильный предмет (у нас это была экономика) и философия. Помимо этого периодически приходилось сдавать небольшие курсовики, лабораторные работы и так далее. Нужно было собрать многочисленные подписи - что-то наподобие зачетов. Также нужно было раз в полгода в специальном дневнике вписывать свои успехи с подписью научного руководителя.

То, что ты должен знать - бумажной волокиты будет немало.

НАУЧНЫЕ СТАТЬИ

Научная статья - это сложный вопрос. Я написал и издал одну научную статью в журнале, рекомендованном ВАК (высшая аттестационная кописсия). Так вот, было изучено порядка 40 книг и источников. В совокупности я потратил порядка года, сидя в библиотеке и анализируя книги. В это время я довольно много читал. Сам текст статьи получился небольшим, но достаточно содрежательным. Коллегам статья очень понравилась, также как и руководителю. Вот только за публикацию и оформление мне пришлось заплатить журналу больше 10 тысяч рублей. Для аспиранта очень большие деньги.

Позже с этой статьей я ездил в Казань на выставку-конференцию и делал доклад.

ДИССЕРТАЦИЯ

Саму диссертацию я так и не дописал. Соответственно - не защитил. Вообще, в аспирантуре на написание диссертации отводится 3 года. Еще год уходит на ее оформление и защиту. Диссертационные советы у нас в вузе закрыли. В итоге защита диссертации означала много поездок в другой город. Дорого и долго. Но в моем случае защищать было практически нечего. Написание диссертации началось и закончилось моей научной статьей. Дальше дело не двигалось. Во многом проблема заключалась в том, что у меня тема диссертации выпала достаточно философской. А философию я не люблю и не понимаю. Это сликшом абстрактно. Впрочем, наука - это тоже абстрактная вещь. В науке вообще и диссертации частности ценятся: достоверность источников, большое число разных источников, подтверждающих или опровергающих какой-то факт или утвреждение. Еще здесь "в цене" сухой стиль изложения, который давался мне очень тяжело из-за того, что я работаю в сфере публицистики.

ПРЕПОДАВАНИЕ

Для меня это была наверное самая интересная часть учебы в аспирантуре. Я преподавал в колледже и университете. Со студентами работать очень интересно. Были у меня и дипломники. За них я переживал почти также, как и они сами. Часть нагрузки оплачивалась, а часть нет. В целом, преподавание по деньгам - занятие убыточное. Но очень интересное по содержанию. Если бы не преподавательская часть учебы в аспирантуре, то все бы выглыдело достаточно уныло. А когда ты общаешься со студентами - от них идет очень хороший заряд бодрости.

В СУХОМ ОСТАТКЕ

Лично мне аспирантура дала:
- преподавательский опыт;
- научила писать научные тексты и статьи - спасибо руководителю;
- немного прокачала эрудицию и английский язык;

В целом, неплохо. Наверное это то, что я и ожидал. Изначально я конечно планировал защитить диссертацию и все-таки стать кандидатом экономических наук, но очень быстро меня увлекала предпринимательская работа, а интерес к науке потерялся. Вообще я думал, что писать диссертацию легко. Ведь нормальный объем для этой работы всего 100-150 страниц. Но чтобы их написать нужно перелопатить столько исочников и книг, что вряд ли это в обозримом будущем хоть как-то окупится. Я бы сказал, что написание диссертации - это скорее механический труд, чем творческая работа. Здесь нет места субъективным знаниям, а напротив требуется как можно сильнее опираться на уже имеющийся опыт.

Дата публикации: 16.11.2013

Этим вопросом задаются многие. Однако по-настоящему проблемным этот вопрос становится уже после того, как вы поступили в аспирантуру. Итак, давайте рассмотрим основные концепции...

Что это такое

Аспирантура нужна для того, чтобы получить кандидатскую степень. Если вы только закончили ВУЗ и получили статус магистра или специалиста, то можете поступить в аспирантуру.

В теории, аспирантура нужна для того, чтобы воспитывать научные кадры, которые бы двигали науку вперёд. Однако на деле всё совсем по-другому...

Дело в том, что аспирантура как кузница научных кадров давно себя изжила. Правда стоит оговориться, многое зависит от конкретного ВУЗа. Однако в глобальном плане аспирантура перестала быть чем-то важным и необходимым.
Особенно это чувствуется, когда ты только-только туда поступил.

Ты думаешь, что будешь там получать гениальные советы, общаться с гениальными учёными, двигать науку вперёд... Но на деле всё оказывается совсем не так. Получение кандидатской - это 90% бюрократии и 10% науки. Кандидатскую защищает не самый умный, а самый ушлый.

Статистику найти легко. Заходите на любой форум аспирантов и видите причины для поступления. Как показывает статистика, только 10% идут в аспирантуру ради, собственно, науки. Итак, вот вам список...

Отсрочка от армии

Это самая частая причина. Если ты подлежишь призыву, то при поступлении в аспирантуру тебя спросят прямо: «Косишь от армии?». Если скажете «Да», то с вероятностью 80% вас не возьмут в аспирантуру (хотя, в коммерческую возьмут).
ВУЗу нужно, чтобы вы занимались наукой, а не избегали армии. Но тут есть множество нюансов.

В коммерческую аспирантуру поступить очень легко. А если у вас ещё красный диплом, то это будет сделать легче лёгкого. А учитывая, что ВУЗов с аккредитованной аспирантурой очень много, то проблемы в поступлении нет. Если же у вас в дипломе много четвёрок, но вы хоть раз участвовали в конференции, то вас тоже возьмут. Если же у вас тройки, то поступить будет невозможно.

К тому же, платить за 3 года аспирантуры намного дешевле, чем покупать себе военный билет. А большинство парней к моменту завершения ВУЗа уже имеют работу или свой бизнес. И бросать всё это на год, ради того, чтобы бесплатно работать?!!! Армия - это не то место, где нужно быть. Хотя если вы хотите военную карьеру или правоохранительную, то армия вам будет нужна.

Но не нужно думать, что аспирантуры набиты «косящими» - это не так. Ведь в аспирантуру идут те, кто имеет хоть какую-то склонность к науке. А потому, со временем, вы начинаете проникаться наукой и забываете о первоначальной причине поступления в аспирантуру.

«Задроты»

Это вторая по популярности причина. Если говорить человеческим языком, то в аспирантуре много тех, кто привык учиться. У таких людей нет работы, они - вечно учащиеся. Среди них встречаются те, кто не хочет лишаться студенческого духа. Они боятся мира.

Если такие люди всё-таки защищают кандидатскую, то становятся вечными преподавателями. Пичаль:(

Если ТЫ один из таких людей, то одумайся и начни работать! Аспирантура без практики - время на ветер.

Те, кто двигают науку

В чистом виде не встречаются. Обычно это те люди, которые действительно полезны для российской науки. Однако они преследуют целью либо карьеру, либо деньги, либо славу. Такие люди редко становятся преподавателями. Обычно они получают высокие должности или уезжают за границу.

Таких людей легко отличить. Они уже в начале 5-го курса находят себе научного руководителя и уже начинают публиковаться и печататься.

Карьеристы

Это уже взрослые люди. Кандидатская корочка им нужна для того, чтобы продвинуться по карьерной лестнице. Особенно это касается чиновников, которые «засоряют» самые вкусные места в юридических ВУЗах.

Остальные

Есть такие люди, которые учатся в аспирантуре, но не понимают, зачем они это делают. Думается, что виной этому особое стечение жизненных обстоятельств. Некоторые люди просто следуют «волне».

А вообще, каждый решает сам за себя, зачем ему нужна аспирантура. Особенных успехов добиваются аспиранты технических и экономических специальностей.
От ваших действий зависит то, кем вы станете. Вы можете стать очередным преподавателем без перспектив, а можете стать именитым учёным или применить свои знания для увеличения капитала. Собственно, деньги - это единственный критерий успешности человека...

Свои причины и своё мнение вы можете оставить в комментариях.

Спасибо за внимание!


Последние советы раздела «Работа & Карьера»:

Когда нужно увольняться с работы
Вакансия, которая переживет кризис: менеджер по продажам

Возможность поступить в аспирантуру для многих является серьезным шагом, на который нужно решиться. Человек, идущий на это, должен четко понимать, чего он хочет достичь. Следует понимать, что обучение в аспирантуре является не просто следующей ступенью образования после окончания вуза. Поступление в нее выводит вас на качественно новый уровень. Аспирантура служит не просто местом для получения знаний. Она дает возможность человеку получить ученое звание.

Ознакомьтесь с подразделами...

... и дочитайте этот материал

Для того, чтобы учиться в аспирантуре, человек должен иметь способности к аналитической, творческой и исследовательской работе, а также у вас должен быть талант. Людей, обладающих такими способностями, среди выпускников вызов, очень мало. Из-за этого перед тем, как принять решение, вы должны разобрать в себе и понять, есть ли у вас способности для обучения и научной работы. Без способностей и таланта вы просто зря проведете время, и от этого не будет пользы. Лучше найти себя в чем-то другом, где вы можете принести пользу.

Что представляет собой данное обучение

Аспирантура представляет собой форму профессионального послевузовского обучения. Она является главным этапом подготовки научных и научно-педагогических кадров. На сегодняшний день она служит самостоятельной формой для получения образования. Основной целью ее является приобретение навыков для занятия научными работами самостоятельно. Образование в основном ведеться при научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях.

Специалист, который закончил обучение, должен обладать всем необходимым, чтобы эффективно решать задачи в научной среде и качественно выполнять научно-исследовательские работы. Аспирантура, по сути, является формой повышения квалификации для желающих получить ученую степень кандидата наук. В ходе обучения человек получает опыт, который ему будет нужен, чтобы в дальнейшем выбрать актуальное научное направление. Он учится обосновывать те, темы исследований, которыми занимается. Аспирант также получает требуемый опыт для правильной организации и проведения эксперимента. Приобретает навыки умелой работы с литературой, способность грамотно получать и обрабатывать данные исследования, выполнять их сравнительный анализ. Учится правильно обобщать данные своих исследований в форме выводов. Завершающим этапом обучения является написание кандидатской диссертации. Написанную диссертацию аспирант должен будет предварительно защитить на заседании кафедры, а также на заседании научного отдела, который обязательно должен соответствовать его профилю.

Кто такой аспирант

Аспирантом является человек, у которого есть высшее профессиональное образование. Его целью является подготовка к защите диссертации для получения ученой степени кандидата наук. Для осуществления этой цели он должен пройти обучение в аспирантуре, которая находится при научно-исследовательских учреждениях и вузах. Им стать может человек, который имеет квалификацию магистра или специалиста и при этом является гражданином своей страны. Для зачисления в аспирантуру необходимо будет сдать вступительные экзамены на конкурсной основе. Кандидату необходимо будет подготовить научную публикацию, реферат и заявление на поступление. Очень помогают участия в научных конференциях, на основе которых дается рекомендация к поступлению.

Каждому аспиранту назначается научный руководитель, под наблюдением которого он пишет диссертацию. Кроме подготовки к написанию диссертации аспирант занимается индивидуальным планом работы. Этот план предусматривает сроки, по которым сдаются экзамены на кандидатский минимум. Также там указываются даты, по которым сдаются отдельные части диссертации. В обязанности аспиранта также входит посещение дополнительных занятий. Эти занятия проводятся на первом курсе обучения. Участие в работе кафедры, к которой он непосредственно закреплен, тоже входит в его обязанности. Если он не выполняет свой календарный план, его могут отчислить.

Для аспирантов очной формы предусмотрена выплата стипендий. У обучающихся на заочной форме обучения стипендии нет, но им можно каждый год брать дополнительный отпуск в размере тридцати дней. Этот отпуск они должны брать по месту своей работы. Аспирантам заочной формы обучения также может быть предоставлен один день в неделю, для проведения занятий, который оплачивается в размере 50%. Человек, поступающий в аспирантуру, имеет право выбрать направление, по которой будет проходить обучение. Поэтому не обязательно поступать в аспирантуру по специальности вашего диплома. В этом случае не стоит забывать, что необходимо будет освоить больше информации.

Что дает

Аспирантура предоставляет возможность человеку заниматься научной деятельностью. Также вам открывается возможность выступления на разнообразных конференциях и возможность участия в разных конкурсах. Она позволяет человеку самосовершенствоваться. Это происходит благодаря получению знаний по одному направлению, которое вы выбрали. Благодаря аспирантуре, вы можете заниматься преподавательской деятельностью. Итогом обучения является написание и защита кандидатской диссертации.

Зачем нужна

В первую очередь аспирантура нужна тем, кто планирует заниматься научной деятельностью или же преподавать в вузе. Некоторые люди идут учиться для того, чтобы повысить свою квалификацию или поменять область своей деятельности. Некоторые люди поступают продолжают обучение потому, что у них большое желание учиться и этот процесс им нравится.

Есть одна закономерность - чем более четкие очертания приобретает диплом и чем ближе день его защиты , тем чаще тебя посещает мысль: "А не податься ли в аспирантуру?"

Первое, что стоит сказать - далеко не все аспиранты защищают диссертацию и далеко не все кандидаты посвящают жизнь науке. Но тогда зачем нужна аспирантура? Самые распространенные причины - отсрочка от армии, место в общежитии, многие - просто по инерции, из-за привычки учиться и жить в университетской среде, самолюбия или вообще "просто так".
Другим эти 3 года нужны, чтобы определить свое место в этой жизни, понять, что им нужно на самом деле. Одна моя знакомая пошла в аспирантуру именно из этих соображений, в результате научная жизнь ее настолько увлекла, что в другой деятельности она себя не представляет. Ездит на конференции, преподает немецкий и русский, ведет спецкурс по специальности… И очень довольна.
Но могут быть и более практические соображения. Если у тебя, скажем, диплом историка, а работаешь ты менеджером, аспирантура станет реальной альтернативой второму высшему образованию и даст тебе возможность подкрепить твои практические навыки теоретическими знаниями и степенью. Один мой друг закончил физфак, работал во время учебы и после аналитиком, а еще через пару лет поступил в заочную аспирантуру по экономике. На мой вопрос "зачем?" я получила логичный и ожидаемый ответ: "Повышать квалификацию". Можно было бы еще раз спросить "зачем?", но и так понятно - ради карьерного продвижения. Думаю, у него это получится.
Многие девушки получают степень ради преподавательской карьеры в ВУЗе, чтобы и дома не сидеть и "от звонка до звонка" на работе не выматываться. Интересно, не пыльно и, кажется, все еще престижно… Очень достойное и приятное занятие, если у тебя нет необходимости содержать саму себя и еще кого-то.

Бытует мнение, что любая ученая степень и даже сам факт обучения в аспирантуре - твой дополнительный плюс на рынке труда. Довольно спорное утверждение, единого мнения на этот счет нет. Многое зависит от специальности и от того, насколько работа с ней связана. Если связана напрямую - может оказаться непременным условием, если не связана никак - логично, что твоя степень особо HR"а (сокращение от "Human Resources" - менеджер по персоналу, т.е. тот, кто занимается подбором новых сотрудников) не впечатлит и он предпочтет человека пусть менее образованного, но более опытного. А, например, за границей (наш "кандидат наук" приравнивается к западному PhD) может даже обернуться минусом: тебя сочтут "overqualified", т. е. "слишком квалифицированной"… В любом случае, не стоит обольщаться, что степень откроет перед тобой все двери, но при правильной подаче она может оказаться полезной. Так что если посмотреть повнимательней - нужна аспирантура!

Очная или заочная?

Форма обучения зависит от твоих целей. Хочешь иметь дополнительный "бантик" в резюме, удовлетворить собственное самолюбие, доказать себе и всему миру, что ты на это способна? - Тогда, наверное, лучше выбрать заочную. Многими она воспринимается как "дефектный" вариант очной, но если с самодисциплиной у тебя все в порядке и проблема призыва в армию, равно как и места в общежитии, для тебя не актуальна, плюсов у заочной аспирантуры явно больше. Во-первых, ты не обязана посещать занятия и/или преподавать, а значит, и со временем гораздо свободнее. Во-вторых, на написание диссертации тебе отводится не 3 года, а 4. Вспомни, как часто тебе не хватало одной ночи, одного месяца... так вот, одного года будет не хватать точно так же.
По закону аспиранты-заочники имеют право на дополнительные оплачиваемые отпуска, и твой работодатель обязан тебе их предоставить. Но в реальности, если не организация тебя направляет, а ты по своей инициативе отправилась учиться, законных отпусков добиваться будешь долго и не факт, что добьешься. Проще уволиться. Работодателей можно понять - 30 календарных дней на вступительные экзамены, дополнительный отпуск в 30 календарных дней каждый год + один день в неделю с пятидесятипроцентной оплатой и три оплачиваемых месяца для завершения диссертации… По моим подсчетам, получается порядка 11 месяцев за все 4 года. Лично мне не известно ни одного примера, когда бы аспирант-заочник отгулял все свои положенные отпуска (за исключением моей мамы, но это было лет 20 назад). Полноценная очная аспирантура - выбор тех, кто нацелен на научную или преподавательскую карьеру. Существенный минус - опыт показывает, что успешное совмещение очной аспирантуры с полноценной высокооплачиваемой работой практически невозможно (но ведь не всем это принципиально, правда?). Что заниматься наукой приятно и престижно - понятно. Другой вопрос - что дает научная карьера в материальном плане. Давно стало общим местом, что "в России за науку не платят". Но, во-первых, есть наукоемкие области - и крупным компаниям, в них работающим, нужны собственные разработки, а следовательно, хорошие специалисты. В первую очередь это IT, некоторые направления физики, химии, геологии. Одна моя подруга-геолог пошла в аспирантуру именно с этой целью - высшее профессиональное образование дает ей возможность практической работы в крупной компании, а степень позволит заниматься там же теоретическими исследованиями. То есть реализовать известную формулу: "удовлетворить собственное любопытство за чужой счет". А во-вторых, специалист высокого уровня в ЛЮБОЙ области при желании себя обеспечит.
Помимо очной и заочной аспирантуры есть еще возможность соискательства. Ты прикрепляешься к кафедре (без вступительных экзаменов) и в течение 5 лет сдаешь экзамены кандидатского минимума, пишешь-защищаешь диссертацию. Ни о какой учебе речь не идет, по сути это что-то вроде экстерната.

А возьмут?

Что касается условий приема, основное требование - у тебя должен быть диплом высшего профессионального образования (5 лет). Диплома бакалавра обычно недостаточно (бакалавриат - 4 года, и его логическим продолжением является не аспирантура, а магистратура). Ограничения по возрасту - не старше 35 лет для очной, и 45 - для заочной. Учиться на бюджетной основе можно только один раз и только если у тебя российское гражданство.

Что сдаем и сколько платим?

Здесь всё стандартно: специальность, иностранный язык, философия. Скорее всего, еще реферат страниц на 30 по специальности и собеседование с предполагаемым научным руководителем. Если у тебя диплом магистра и в качестве выпускных экзаменов ты сдавала философию или иностранный - их могут засчитать. Несомненный плюс - наличие публикаций, но и их отсутствие не критично. Если ты претендуешь на бюджетное финансирование - придется пройти конкурс. Каков он, зависит от популярности и открытости института - про некоторые можно заранее сказать, что даже документы подавать бесполезно. То есть их у тебя, конечно, примут, но вот поступить все равно не поступишь - все места давно распределены между "своими". Конкурс в институты РАН (Российская академия наук) может доходить до 4-5 человек на место, на некоторые кафедры РАГС (Российская академия государственной службы) - 5-7, на кафедры факультетов МГУ - редко превышает 1.5, но обычно это как раз тот случай, когда "все свои". Конкурса в платную аспирантуру обычно нет, надо только сдать экзамены. Идеальный вариант - если тебе удастся убедить начальство, что компания заинтересована в твоем обучении. Тогда называться это будет "целевая аспирантура" и оплатит ее твой работодатель. Если нет - платишь сама и обойдется это удовольствие в среднем от 1000 до 2000 у. е. в год; заочная дешевле, но не намного. И будь готова к тому, что на этом твои капиталовложения могут и не закончиться, например, потребуют оплатить сбор диссертационного совета или работу оппонентов. Время экзаменов зависит от института, обычно это либо период с конца мая до начала июля, либо сентябрь-октябрь. Редко - в январе.

Итак, кому же нужна аспирантура?

Нужна аспирантура - не только для тех, кто мечтает стать "большим ученым" или банально косит от армии , это дополнительная возможность твоего профессионального и личностного развития. В конечном счете, ты делаешь это для себя, для своего самолюбия и удовлетворения собственных амбиций. Плюс - получаешь опыт аналитической работы, написания научных статей, подготовки докладов и отчетов. Кстати, многим просто нравится сам процесс: общение с умными, образованными людьми дорогого стоит.
Что аспирантура даст тебе помимо морального удовлетворения и дополнительного способа самовыражения? Образование важно не только получить, но и уметь его использовать. Четко понимать, что ты делаешь и с какой целью. Может, ничего и не будет в результате, кроме еще одного никому не нужного диплома в дальнем ящике стола. А может - получишь очередное повышение, выйдешь замуж за академика, станешь лауреатом Нобелевской премии… Все зависит только от тебя. Как всегда.

Этот вопрос мне задают настолько регулярно, что решил оформить это все в единый поток мыслей, чтобы в следующий раз просто прислать ссылку.

Несмотря на то, что поставленный вопрос достаточно простой, ответ на него далеко не простой. Хотя есть и простой ответ: «it depends». И это действительно так.

Статью построим в виде «описание тезиса» – «контраргументы» - «вывод».

Я пойду в аспирантуру, ведь я стану кандидатом!

Понятно, что конечная цель учебы в аспирантуре – это получение степени кандидата наук. Учиться ради учебы, на мой взгляд, не целесообразно. Поэтому несомненный плюс обучение – получения научной степени кандидата каких-то там наук и возможность преподавать в высших учебных заведениях. Степень кандидата – жирная строка в вашем резюме.

Реальность такова, что кандидаты наук не получают +30% к зарплате, если они работают в сфере информационных технологий. Студент третьего курса со знанием PHP, Java и удачно устроившись на компанию А, может с легкостью получать такие же деньги, как и кандидаты наук, а иногда (чаще именно так) еще и больше. Справедливо? Отнюдь.

Но, возможно, в будущем, вы захотите поработать топ менеджером огромной компании (хе-хе), то научная степень вам очень сильно пригодится. У вас будет неимоверно больше формальных шансов. Есть много примеров, когда люди через 10-15 лет все-таки возвращались в университеты для получения заветной корочки.

Нужно также заметить, что в зарубежных ИТ компаниях кандидаты наук ценятся очень сильно. Например, в Израиле кандидаты очень редко работают в ИТ компаниях разработчиками – это считается не логичным.
Они все работают в научных исследовательских центрах, университетах, что считается намного круче, чем работать в Microsoft и Google.

Вывод: кандидат наук – это долгосрочная выгода при определенных условиях и местоположения.

В аспирантуру идут только лохи, которые не умеют ничего делать!

В аспирантуру идут разные люди, в том числе и люди из заголовка. Но это не означает, что там нет толковых и умных людей. Гораздо больше людей, которые как-то связаны с университетами – дети сотрудников университета, для которых аспирантура – гарантированное рабочее место в будущем при минимуме усилий и продолжение дела семьи. Вот такие люди и доставляют больше всего, так как правила и атмосфера создается вокруг и для них. Все остальное, как и везде – есть более умные и менее умные, более ленивые и менее ленивые, более хитрые и менее хитрые, более богатые и менее богатые.

Вывод: в аспирантуру идут всякие люди.

После аспирантуры люди выходят полными теоретиками и не могут решить практические задачи

Отчасти верное утверждение – для университета главное – это научные теоретические выводы, хотя практический аспект тоже присутствует. Это часто напрягает, так как алгоритм не может считаться научной новизной, а излишняя формализация убивает всякий творческий процесс.

Но тут есть другая проблема – часто люди излишне практичны. Т.е. вместо того, чтобы немного подумать над проблемой, абстрагироваться от конкретной реализации, люди часто сломя голову бросаются в омут кода, забывая обо всем, что часто приводит к полному переписыванию кода в будущем. В процессе написания кандидатской человек обдумывает каждое слово, так как одно неверное движение может привести к переписыванию целых разделов. Да, я не шучу. К концу третьего года обучение написание одной страницы А4 занимает неделю, хотя в блог 3 А4 пишется за час.

Не факт, что эти знания вам пригодятся. Но тут срабатывает такой принцип: если мы чего-то не знаем, то нам кажется, что нам это не нужно. Как только мы что-то узнаем новое, то сразу мы понимаем, как и где это может быть использовано. Это очень легко характеризуется фразой классика: «я знаю то, что ничего не знаю».

Вывод: профессия айтишника + теоретические навыки аспирантуры – две стороны медали, которые дополняют один одного.

А где же экспериментировать, если не в аспирантуре?

Вы пишите интересный проект и у вас есть много идей, но начальство совершенно не принимает трату времени на исследования. Вот тогда аспирантура – место для таких экспериментов. Да, желательно, чтобы тема работы и исследований были похожи, тогда знания, полученные в процессе исследований, можно использовать в практической работе, а знание технологий и ЯП – в процессе проверки своих предположений и теорий. У меня лично было именно так.

Опять таки, если ваша цель – простое зарабатывание денег без желания заниматься лишними телодвижениями, то в аспирантура для вас будет невыносимым грузом.

Получение опыта преподавания и управления людьми

В аспирантуре заставляют читать пары, вести дипломников, быть руководителем, старостой, куратором и т.д. И не нужно говорить, что это лишний опыт.
Такой же опыт можно получить и в ИТ компании, став тим-лидом или ведя курсы, выступая на конференциях. Проблема в том, что вряд ли вас кто-то поставит тим-лидом в 22 года. А в университете поставят и спрашивать не будут.

Вывод: будут заставлять преподавать. Хорошо это или плохо – каждый решает сам.

Общение с другими исследователями

В процессе написания работы я познакомился с большим количеством научно-одаренных людей и даже был шанс поехать в Китай в Microsoft Research на стажировку. Всевозможные олимпиады, европейские университеты и гранты открыты перед вами. Это дает очень много возможностей и опыта. Если говорить в целом, то, это, наверное, самое ценное из всего, что я вынес из обучения в аспирантуре.

Кроме того, это учит смотреть не только в сторону отечественной науки, но и в сторону мировых наработок.

Все так классно, иду в аспирантуру!

Да, статья до этого момента несла офигенно приятные тона. У вас могло сложиться впечатление, что все классно. Это не так.

За 3 года вам необходимо сдать три экзамена – специальность, иностранный и (оу, бл*ть), философию .
Вам необходимо испортить приблизительно 7-8 стандартных пачек бумаги на оформление документов и кучу нервов, их оформляя, например:

  • полугодичные отчеты, журналы активности
  • документы для публикации научных статей, и сами научные статьи
  • оформление протоколов заседаний кафедр + сопровождающие документы
  • оформление госдоговорной темы, где вы должны выступать ответственным руководителем в рамках своей научной работы