Первые сведения о смерти юрия богатырева. Юрий Богатырев восхищался женщинами, но любил… мужчин. Юрий Богатырев - биография личной жизни актера

Юрий Георгиевич Богатырёв (2 марта 1947 г. - 2 февраля 1989 г.) - советский актёр театра и кино, народный артист РСФСР (1988).

Богатырёв Юрий Георгиевич родился 2 марта 1947 года в районе Болдерай города Риги.
Отец - Георгий Андрианович Богатырёв, офицер ВМФ. В 1953 году его, как одного из лучших офицеров, перевели в Москву, в распоряжение штаба МВФ.

В детстве любимым занятием будущего актера был кукольный театр, другим увлечением - рисование.
В 1964 году, закончив восемь классов, поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина, чтобы стать художником по коврам.
В 1965 году стал участником детского кукольного театра «Глобус», юные актеры посещали театры, кино, музеи, вечера в Доме актера, выступали в Домах культуры.

В 1967 году поступил в Щукинское училище на курс Юрия Васильевича Катина-Ярцева.
В 1971 году, после окончания Щукинского училища, был принят в труппу театра «Современник», где долго не получал серьезных ролей. Со временем стал много играть, лучшими ролями стали герцог Орсино в «Двенадцатой ночи» по Шекспиру и Марк в пьесе Виктора Розова «Вечно живые ».

В 1974 году вышел фильм « », в котором актер сыграл Егора Шилова - человека, несправедливо заподозренного в предательстве и доказывающего свою невиновность. Съемки проходили в Чечне, в горных и предгорных станицах и аулах. Местные жители, знавшие толк в лошадях и джигитовке, не раз восхищались тем, как актер ездил верхом. В седле он держался так, как будто занимался верховой ездой всю жизнь, и с лошадью управлялся как опытный наездник.
В 1980 году снялся в картине «Родня », еще одном фильме Никиты Михалкова. Сыграл роль Стасика - мешковатого растяпы, которого обманывает жена, бьет теща, не ставит ни в грош дочь. Но Михалков хотел, чтобы этот персонаж не был столь однозначным, чтобы это был трогательный человек, который никому не приносит зла, большой ребенок. Богатырев сыграл его великолепно, этот образ был внутренне ему очень близок.
В 1977 году Олег Ефремов пригласил Юрия Богатырева во МХАТ. Некоторое время актер играл в двух театрах.
Последний фильм Юрия Богатырёва - "Дон Сезар де Базан ", в котором артист исполнил роль короля.
После присвоения звания Богатырёв наконец-то получил свою первую однокомнатную квартиру на улице Гиляровского в Москве. Однако прожил он в ней совсем недолго.

Жизнь Юрия Богатырёва трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова , с которой они встречали Новый 1989 год, последний в жизни актёра.
Юрий Богатырёв много рисовал, писал портреты друзей, композиции на темы любимых фильмов или пьес.
В конце января он готовил первую в своей жизни персональную выставку живописи в филиале Бахрушинского музея на Тверском бульваре - отобрал работы, придумал название. Она должна была открыться в Москве 6 февраля 1989 года. Но судьба распорядилась иначе. Присутствовать на её открытии ему не довелось. В этот день состоялись его похороны.
Накануне гибели актёр получил гонорар от итальянского продюсера за фильм "Очи чёрные" и вечером 1 февраля 1989 года он собрал по этому поводу компанию в своей квартире по улице Гиляровского. Ближе к полуночи Богатырёву стало плохо с сердцем. После очередного сердечного приступа ему вызвали «скорую помощь», и фельдшер, пытаясь его спасти, ввёл ему в сердце препарат не совместимый с алкоголем. Смерть актёра наступила мгновенно.

Так, в ночь с 1 на 2 февраля 1989 года не дожив месяца до собственного сорокадвухлетия в своей крохотной московской квартире ушёл из жизни Юрий Георгиевич Богатырёв. Похоронен на Писательской аллее Ваганьковского кладбища Москвы (участок № 24).

Богатырёв всю жизнь мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. Накануне похорон Юрия, его друзья сшили тёмно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И положили его к актёру в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершённой жизни.

Открылась выставка уже без Юрия. В том же 1989 году, в Ленинграде. А теперь её можно увидеть в Самаре.
Так или иначе, выставка его картин стала посмертной, а роли, написанные специально для Богатырёва, воплотили на экране другие. Например, ему предназначалась роль генерала Радлова в "Сибирском цирюльнике", замысел которого возник у Никиты Михалкова ещё в восьмидесятые.
Из тайника в его квартире бесследно исчезло несколько тысяч долларов - тот самый гонорар. Не менее загадочная участь постигла и богатырёвские картины: из сотен рисунков всего восемь работ хранится в Музее Бахрушина, несколько осело у близких друзей, местонахождение остальных до сих пор неизвестно.

Материалы с сайта www.peoples.ru

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы - в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.
Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.
Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. ...Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны ». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих ». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.
Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино » (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня » (1981).
К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана » (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).
Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви », вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.
Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.
Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан », в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский, Анна Самохина, Игорь Дмитриев, Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.
Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».
С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся - зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно - пылко, страстно. Елена Соловей, Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская, Светлана Крючкова... На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства - светлые и чистые.
Елена Соловей, живущая нынче в США, вспоминает о нем с нежностью: «Юрочка для меня всегда был большим ребенком, таким он и остался в моей памяти. Ласковым, незащищенным, бесконечно трогательным, добрым. Я всегда называла его «Юрочка». Он, как ребенок, легко обижался на ерунду. И как ребенок, быстро прощал обиду, никогда не помнил ее. Он был человеком, задержавшимся в детстве. Мне кажется, что у него не было внешней и внутренней защиты. И он всегда мечтал о несбыточном».

Со Светланой Крючковой Богатырев познакомился в 1977 году на съемках «Объяснения в любви». В кадре им предстояло есть огромную баранью ногу. И запивать ее самогоном. На самом деле в стаканы налили воду, разбавленную молоком. Богатырев в то время придерживался вегетарианской диеты. И он патетически вопрошал: «Что это вы, Света, едите? Кого вы едите?» И доказывал, что это безнравственно.
Какие-то особо теплые чувства связывали его с Ией Саввиной. Они стали не просто коллегами, но друзьями, почти родственными душами - даже дни рождения у них совпадали. Правда, с разницей в десять лет - Саввина была старше. Они переписывались и старались этот день праздновать вместе. Именно гурманка Саввина отвадила Богатырева от вегетарианства. На съемках фильма «Открытая книга » Богатырев должен был обгладывать кость с кусками мяса. Он просил заменить это яблоком. Саввина возмутилась: я тебе покажу яблоко! ведь сразу видно - мясо ты ешь или яблочко! Юра сдался...

Фиктивная жена?

Юрий Богатырев все-таки женился. Все случилось неожиданно. Соседка Богатырева по общежитию, бывшая актриса Театра на Таганке Надежда Серая попала в сложный жизненный переплет. После скандального развода с мужем-режиссером Михаилом Али Хусейном по тогдашним законам ее должны были выселить не только из общежития, но и вообще из Москвы. Друзья-соседи стали думать, как помочь несчастной женщине с маленькой дочкой...
В этот момент Надежда и познакомилась с Богатыревым. Постепенно их отношения переросли в любовь. Свадьбу они сыграли без излишнего шума, можно даже сказать тайно.

Вспоминает Надежда Серая: «О нашем браке знали только соседи и мои родители. В то время мы не могли посвятить Варю и Юрину маму в наши отношения. Татьяна Васильевна тогда перенесла тяжелую операцию. И я подумала: нужна ли ей такая невестка - с ребенком на руках? Причем Юра хотел ей все открыть, но я настаивала на том, что не надо ничего рассказывать. Мы не съехались вместе тоже из-за Вари - жить втроем в крошечной комнате было бы невозможно. Все откладывали «на потом» - когда он заработает деньги на квартиру. Мы ждали, когда девочка подрастет, и мы подготовим ее морально. И маму подготовим. Вот-вот... Поэтому мы с Юрой и не вели общего хозяйства, у нас была такая дружба-любовь».
Но жизнь врозь вскоре принесла свои плоды. Юрий стал отдаляться от Надежды, и их отношения постепенно сошли на нет. Своей маме, Татьяне Васильевне, Юрий Богатырев так и не рассказал о своей жене. И после его смерти Надежда не рискнула беспокоить старую женщину. Когда та увидела штамп в паспорте, Надежда сказала, что их брак был фиктивным. Так она и осталась в мнении окружающих фиктивной женой.

Еще одна сторона жизни

Еще об одной стороне личной жизни знаменитого актера говорить непросто. Уже в зрелом возрасте Юрий обнаружил в себе гомосексуальные наклонности. От этого он много страдал и не находил себе оправдания.
Рассказывает Александр Адабашьян: «Говорить об этом трудно, это больное. Это связано, скажем так, с его нетрадиционной ориентацией. Свою "непохожесть" Юра переживал очень болезненно, в отличие от нынешних звезд, которые этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами - это модно. Престижно, практично - они ведь дружны между собой...
А Юра это "открытие" в себе сделал очень поздно, врастал в это как-то очень болезненно... Он очень страдал по этому поводу, оттого что он не такой, как все... Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился... Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Но, думаю, дал бы Бог ему здоровья побольше - кончились бы и его вегетарианство надуманное, и пьянка... Если бы он сжился наконец со своей, скажем, "странностью"...».

Трагическая развязка

Настоящего Богатырева не склеишь, как ни старайся, из обаятельного Егора Шилова из "Свой среди чужих, чужой среди своих ", очаровательного мерзавца Ромашки из "Двух капитанов", смешного зятя героини Мордюковой Стасика из "Родни". Его экранный образ чаще всего обманчив. В атлетически сложенном теле билось уязвимое, больное сердце.
Жизнь замечательного актера Юрия Богатырева трагически оборвалась 2 февраля 1989 года. В последние годы в его жизни особенное место занимала переводчица и редактор Кларисса Столярова .

Она вспоминает: «Мне позвонили ночью, я приехала на улицу Гиляровского, когда там еще находились врачи «скорой помощи», причем в смятении - ведь они ошиблись... Я была в шоке: «Что происходит? Почему мне не позвонили раньше?» Мне объяснили, что «друзья» решили, что лучше вызвать «скорую». Чем я могла бы помочь? Сейчас остается только предполагать. Прежде всего, я сразу бы позвонила его лечащему врачу Екатерине Дмитриевне Столбовой и проконсультировалась бы с ней. Я могла что-то посоветовать врачам - ведь кроме меня, никто не знал, какие препараты Юра принимал. По жуткому стечению обстоятельств, он пострадал потому, что транквилизаторы (укол врачей) наложились на тонизирующие лекарства, которые он выпил вечером. Плюс, конечно, алкоголь...
Я знала, что он мечтал об Обломове, а сыграл Штольца. В те страшные дни моя дочь, художница по костюмам, сшила темно-бордовый «обломовский» халат, а затем в мастерских театра его быстро «подстарили». И мы положили его к Юре в гроб - прикрыли его ноги обломовским халатом, как символом его несбывшейся мечты, незавершенной жизни».


Имя: Юрий Богатырев (Yury Bogatirev)

Возраст: 41 год

Место рождения: Рига, Латвия

Место смерти: Москва

Деятельность: актёр театра и кино

Семейное положение: был женат

Юрий Богатырев - биография

Им восхищались поклонники, его обожали женщины и ценили режиссеры. А сам Богатырев с трудом терпел весь мир -и в первую очередь самого себя.

Юрий Богатырев - детство, семья

Будущий художник и актер появился на свет в столице Латвии спустя два года после окончания Великой Отечественной войны. Детские годы Богатырева проходили с необычной биографией. Удивительно нежный, завораживающе ласковый, с утонченными манерами. Ко всему мальчишескому он был равнодушен, дружил только с девочками, с интересом примерял мамины украшения и платья. Когда в дом приходили гости, Юра сам бежал рассказывать им стихи, петь песни или танцевать. Аплодисменты слушал, затаив дыхание...


Прибалтику семья покинула, когда Юре исполнилось шесть. Богатырева-старшего, морского офицера, перевели в Москву. Штурман бригады подводных лодок осознавал, что его сын - натура творческая, но все же отдал парня в Нахимовское училище. Это была роковая ошибка: из жизнерадостного мальчугана Юра превратился в затравленного изгоя. За каких-то два месяца! Курсанты украли у него зимнюю одежду и сильно избили. Богатырев впервые ощутил себя чужим в этом мире.

Юрий Богатырев - учеба

После неудачной попытки «воспитания мужчины» родители оставили сына в покое. И Юра начал рисовать - сутки напролет! Окончив изобразительную школу, поступил в Художественно-промышленное училище по специальности «художник по коврам».

Долгое время театр в биографии Богатырева был лишь увлечением. Ситуация изменилась в 1965-м, когда Юрий стал ведущим артистом «Глобуса», детской студии кукол. Начались гастроли по Москве и области, заниматься дизайном ковров стало некогда. Богатырев воспринял ситуацию как знак свыше и поступил в Щукинское театральное училище.

Рослый широкоплечий юноша сразу стал лучшим на курсе. Вместе с ним учились Наталья Варлей , Наталья Гундарева и Константин Райкин . «Мы копировали его манеру ходить, шутить, даже обниматься, - рассказывала Гундарева. - Он был полон неземной грации!»

Смущало в нем лишь одно - нездоровая ранимость, общая незрелость. От сущей мелочи, глупого пустяка Богатырев мог разрыдаться при всех. «Он силач с душой ребенка!» - заметил однажды Юрий Катин-Ярцев, наставник актера. Пройдет всего пара лет, и именно эта особенность восхитит режиссера Никиту Михалкова .

Юрий Богатырев - фильмы

За неполные 20 лет актерской карьеры Богатырев сыграл более 50 ролей в кино, театре и на ТВ. И никто из поклонников не догадывался, что ведущий актер СССР был человеком слабохарактерным, ведомым.

«Юре всегда нужен был "хозяин", - признавался в одном из интервью Михалков. - Человек, который скажет, что, как и когда делать». Им и стал Никита Сергеевич, по сути сотворивший «легендарного Богатырева». Режиссер снял его в 7 своих эпохальных лентах, в том числе дебютной полнометражке «Свой среди чужих, чужой среди своих», мелодраме «Раба любви», экранизации рассказов Чехова «Неоконченная пьеса для механического пианино», трагикомедии «Родня». Была для актера подготовлена роль и в «Сибирском цирюльнике», но дожить до нее Юрию не хватило сил.


Удивительный факт: во всех ролях он разный. Где-то подлый, где-то сильный, где-то глупый, где-то расчетливо деловой - но всякий раз ничего общего с ним самим. Как ему это удавалось? Ответ прост и ужасен одновременно: Богатырев всегда был рад убежать от самого себя.

Юрий Богатырев - биография личной жизни актера

Успешный в профессии, Юрий не нашел счастья в личной жизни. Ребенок и романтик, он часто влюблялся. Объектами его обожания были Елена Соловей , Светлана Крючкова , Анастасия Вертинская , Ольга Яковлева, Наталья Гундарева... Каждую Богатырев готов был носить на руках, осыпать цветами и комплиментами - но не более того.


Когда речь заходила о выборе спутницы жизни, прочных отношениях и создании семьи, Богатырев менялся на глазах. Быть взрослым мужчиной он не умел, да и не хотел. Не оправдав ожиданий очередной пассии, ее знакомых и своих родителей, все больше замыкался в себе и погружался в пучину одиночества.

Женился Юрий внезапно, из чувства сострадания -на Надежде Серой, актрисе Театра на Таганке. После развода с мужем она и ее маленькая дочь оказались в Москве без прописки. Сердобольный Богатырев не раздумывая предложил коллеге свою помощь. Они расписались тайно, не известив даже родителей. С годами этот благородный поступок юности стал его тяготить. Не только брак, но и жизнь казались ему все более фиктивными...

Подорвало психическое здоровье Богатырева и долгое скитание по коммуналкам. Виноват в этом отчасти был он сам: деньги зарабатывать научился, а вот распоряжаться ими -нет. Его добротой и безотказностью бессовестно пользовались десятки актеров, называвших себя друзьями. Бывали случаи, когда Юрий одалживал очередному «доброму товарищу» почти всю зарплату.

Неуверенный в себе от рождения, Богатырев был крайне зависим от чужого мнения. В угоду окружающим, перейдя из «Современника» во МХАТ, начал пить. Все пьют, и он обязан, не отбиваться же от коллектива! Каково же было удивление Юрия, когда он понял, что его не только не уважают, но и... ненавидят. За талант, главные роли, хорошие гонорары, успех, даже за свободу от семейных уз.

Зависть коллег больно ранила Богатырева, «человека без кожи». Жизненная неустроенность, собственная бесхарактерность и переживания по поводу своей нетрадиционной сексуальной ориентации вызывали в нем отвращение к самому себе. Спасение он искал в живописи и... снова в алкоголе. Осмелев от воздействия спиртного, Богатырев звонил людям, «созвучным по духу». «Нам надо поговорить! - то ли умолял, то ли кричал он в трубку. -Я не вынесу этого больше! Я сойду с ума!» И всякий раз слышал ответ: «Юра, уже три часа ночи! Мне завтра рано вставать...»

Юрий Богатырев - смертельная эйфория

В 40 лет жизнь Богатырева сделала резкий поворот. Он получил звание народного артиста РСФСР, квартиру на улице Гиляровского, начал готовиться к своей первой выставке.

Многолетняя депрессия сменилась безудержным весельем. Теперь актерские пирушки, начинавшиеся во МХАТе, обязательно продолжались у Богатырева дома. Юрий Георгиевич безропотно оплачивал услуги такси, алкоголь и закуску для всех гостей. А утром отправлялся в театр или на съемки.

От изматывающей жизни актер располнел, высокое давление и боли в сердце стали для него нормой. Процесс добровольного самоубийства ускоряли антидепрессанты.

В январе 1989-го Богатырев получил гонорар за роль в советско-итальянском фильме «Очи черные» - несколько тысяч долларов! На вечеринке, устроенной по этому случаю, он потерял сознание. Санитары скорой помощи, не задумываясь, вкололи ему сильный препарат от высокого давления. Смешавшись в крови артиста с алкоголем и антидепрессантами, он вызвал остановку сердца...

Москва простилась с Юрием Богатыревым 6 февраля - он не дожил до своего 42-летия всего месяц. «Друзья» вынесли из его квартиры все - деньги, книги по искусству, десятки его картин. Где эти вещи, неизвестно и поныне.

// Фото: Шерстенников / РИА Новости

Сегодня исполняется 70 лет со дня рождения народного артиста РСФСР Юрия Богатырева. Мужчина скончался 2 февраля 1989 года в Москве. Той роковой ночью у Богатырева случился сердечный приступ. Приехавшая на место происшествия бригада «скорой помощи» ввела актеру клофелин, оказавшийся несовместимым с антидепрессантами, к которым пристрастился мужчина. Как итог – у знаменитости мгновенно остановилось сердце.

НЕДООЦЕНЕННЫЙ ХУДОЖНИК

Спустя 28 лет после смерти звезды кино и театра его друзья продолжают делиться воспоминаниями о близком человеке. Так, Станислав Садальский рассказал об одном из увлечений Юрия Богатырева. Артист поведал, что его приятель любил рисовать и был талантливым, но не признанным художником. К слову, первая выставка произведений Юрия Богатырева открылась 6 февраля 1989 года в Доме-музее Ермоловой. Он не дожил до этого долгожданного события буквально несколько дней.

«Юра был знатоком живописи, настоящим ценителем. Это теперь говорят, что он – гений, настоящий недооцененный художник, устраиваются его выставки, издаются альбомы. А тогда... Он нарисовал мой портрет за несколько минут… А я чуть не потерял его...» – поделился Садальский в своем блоге.

// Фото: ЖЖ Станислава Садальского

Друзья Богатырева считали, что увлечение живописью стало продолжением его актерской карьеры. Сам Юрий Богатырев был согласен с мнением близких людей и охотно признавал, что не конкурирует с известными художниками. Мужчина и подумать не мог, что со временем искусствоведы начнут ценить его творчество. «Я рисую людей, с которыми учился, работал, встречался, а также композиции на темы любимых литературных и драматических произведений. Ни в коей мере я не смею претендовать на профессионализм, и мои рисунки могут служить, пожалуй, лишь штрихами к портрету артиста. Вглядываясь в лица людей или размышляя над страницами литературных произведений с помощью бумаги и красок, я как бы «продолжаю» актерскую профессию», – говорил мужчина.

«Он как будто обладал способностью «вытягивать» какое-то внутреннее свойство человека, недоступное взглядам окружающих», – рассказала в эфире телеканала «Культура» Ирина Гамула, главный хранитель государственного театрального музея имени Бахрушина.

// Фото: кадр программы «Раскрывая тайны звезд»

Вместе с тем Богатырев отличался какой-то бытовой неустроенностью. Близкие актера поведали о том, что он не нагружал себя работой по хозяйству. Все свое свободное время артист предпочитал посвящать искусству.

«Он всегда был занят не бытом и либо рисовал, либо читал или разговаривал. Он выходил в каком-то полурваном халате, и возникало ощущение, что это персонаж Островского. Он делал яичницу так, что она походила на картину», – рассказал режиссер Иосиф Райхельгауз.

Интересно, что Юрий Богатырев долгое время предпочитал жить в театральном общежитии. Именно туда он возвращался после светских вечеринок и торжественных приемов. Артист переехал оттуда лишь в 1981 году, когда ему вручили звание заслуженного артиста РСФСР. Тогда актеру подарили однокомнатную квартиру на улице Гиляровского.

РАБОТА С НИКИТОЙ МИХАЛКОВЫМ

Никита Михалков стал режиссером, открывшим Юрия Богатырева для кинематографа. Молодой актер сыграл немца в его дипломной картине «Спокойный день в конце войны», вышедшей на экраны в 1970 году. «Юра Богатырев – замечательный, потрясающий, великий русский артист. Остается только сожалеть, что он многого не сделал и слишком рано ушел», – отметил Михалков в сюжете телеканала «Культура».

В дальнейшем сотрудничество с Никитой Сергеевичем продолжилось. В 1974 году советские зрители увидели фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих», в котором Юрий Богатырев сыграл знаковую для себя роль чекиста Егора Шилова. Для миллионов поклонников кинематографа этот мужественный и «горячий» персонаж стал настоящим супергероем, не уступающим современным «Людям Икс»: он уверенно держался в седле и с легкостью выполнял различные трюки.

// Фото: кадр фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих»

ТОНКИЙ И ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ

По воспоминаниям друзей Богатырева, знаменитый артист не имел ничего общего с прославившим его Шиловым.

«Поначалу он был как ребенок. У него был пушок, щетину ему «нарастили». По характеру он был мягкий, трепетный, сердечный, пульсирующий как перо на ветру. Дунешь, и он взлетает на воздух», – рассказал журналистам актер Сергей Шакуров.

// Фото: кадр фильма «Объяснение в любви» (1977)

Друзья артиста также сообщили журналистам, что он как будто предчувствовал свою смерть. Но тогда окружение звезды кино и театра не воспринимало его слова серьезно. В программе «Раскрывая тайны звезд» близкие Богатырева поведали о том, что его мучило.

«Я пришел к нему, поднялся. Нашел номер квартиры, звоню, никто не отвечает. Смотрю: дверь не заперта. Вижу, что он сидит на ковре посреди комнаты, выпивший, весь в слезах. Говорит: «Я скоро умру», – поделился друг звезды Евгений Стеблов.

// Фото: кадр фильма «Юрий Богатырев. Украденная жизнь»

Слова актера подтверждает режиссер и однокурсник Юрия Богатырева Константин Райкин. «Он всегда говорил, что рано умрет. Я считал, что он «интересничает» и говорит ради красного словца. Юре было свойственно делать такие «залипухи», – поделился звезда кино и театра.

Друзья знали о ранимости Юрия Богатырева, страдавшего всю жизнь от того, что он был не таким, как все. Окружение мужчины старалось поддерживать его в трудную минуту и помнило, что артист требовал очень бережного обращения к себе. «Он нуждался в комплиментах, аплодисментах, восторгах. Тогда он скромно опускал глаза и говорил: «Вы преувеличиваете», – рассказал коллега актера Виктор Мережко.

«Мало, всего мало. Рисунков, ролей, репетиций, друзей, общения. Мало тебя хвалят, мало тобой восторгаются, мало тебя смотрят», – поделился, в свою очередь, друг Юрия Богатырева Иосиф Райхельгауз.

// Фото: Кадр фильма «Двенадцатая ночь» (1978)

Некоторые близкие Богатырева считали его большим ребенком. Этой точки зрения придерживался, к примеру, юрист Андрей Попов, который общался с актером в последние четыре года его жизни. По мнению друга знаменитости, Юрий Богатырев был очень спокойным и старался не ввязываться в скандалы, так как это шло против его природы. «Я не слышал, чтобы он вообще с кем-нибудь когда-то дрался, на моей памяти таких эпизодов не было. Он умел идти на компромисс, договариваться и был абсолютно бесконфликтным человеком», – рассказал пожилой мужчина.

По словам Андрея Михайловича, его приятель очень долго работал над каждой ролью. Богатырев словно вживался во всех своих персонажей. Мужчина называет труд известного актера «титаническим». Его слова подтверждает Никита Михалков. «Он схватывал все на ветру», – говорит режиссер. К слову, ради одной из ролей убежденный вегетарианец попробовал мясо, и с той поры забыл о диете.

БОГАТЫРЕВ И ЖЕНЩИНЫ

Стоит отметить, что звезде кино и театра посчастливилось работать со многими красивейшими актрисами своего времени, в том числе с Анастасией Вертинской, Еленой Соловей и Светланой Крючковой. Чувства Юрия Богатырева к его партнершам были платоническими: предложить им нечто большее, чем дружбу, он не мог. Артист уподоблял женщин богиням. При этом природная деликатность и чувствительность не давали ему раскрыться полностью.

Лишь с годами Богатырев понял, что он не такой, как все. Это осознание в буквальном смысле давило на мужчину, предпочитавшего «лечить» проблемы алкоголем.

«Юра это «открытие» в себе сделал очень поздно, врастал в него как-то очень болезненно… Он очень страдал по этому поводу… Пил, совершал в пьяном виде всякие глупости, от которых потом безумно страдал и которых стыдился. Это добавляло ему еще как бы дополнительный комплекс вины. Нынешние звезды этим даже бравируют. Сейчас ведь даже люди нормальной ориентации с удовольствием прикидываются гомосексуалами – это модно, практично – они ведь дружны между собой…» – говорил в одном из интервью режиссер Александр Адабашьян.

// Фото: Кадр фильма «Мертвые души» (1984)

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ

В последние годы Юрий Богатырев перестал бороться с лишним весом и страдал гипертонией. Артист часто звонил друзьям и жаловался на жизнь. Некоторые из них считали, что мужчину довела работа в театре, которая оказалась слишком тяжелой для чувствительного артиста. «Он был очень израненный», – отметил Александр Калягин.

Некоторые считали, что Богатырев словно уставал от самого себя. Каждый день он играл чужие страсти, а после выхода на сцену страдал от своих. Актеру всюду мерещились насмешки и осуждение со стороны незнакомых людей. Близкие артиста говорят, что его можно было унизить даже «неправильным» взглядом или поворотом головы.

«Он мне звонил и говорил: «Светотуля, я сижу тут один. Старый, толстый, никому не нужный». И это были не бравада и кокетство. Он так себя ощущал», – рассказала актриса Светлана Крючкова.

// Фото: Кадр фильма «Дон Сезар де Базан» (1989)

В числе навязчивых ночных кошмаров Богатырева был сон о том, что зрители его высмеивают. У актера случались дни, когда он презирал себя. Артист страдал из-за того, что не был похож на окружавших его людей.

«Наташа Гундарева говорила, что он мог выпить и прийти к ней в слезах. Он говорил: «Меня все презирают, я ничего не могу с собой сделать». Она говорила: «Ты сам все выдумал, никому ты ничего плохого не делал». В нем все нарастало постепенно. Со временем у него исчезла внутренняя гармония. Он был в постоянном конфликте с собой, и ему казалось, что его недолюбливают, относятся к нему с предубеждением или отрицательно. Сам построил вокруг себя стену и вообразил, что она построена снаружи», – поделился Александр Адабашьян.

Для подготовки статьи использовались материалы «Собеседника» и «Независимой Газеты» .

Юрий Богатырев – это прославленный актер, жизнь и карьера которого, к сожалению, оборвались слишком рано. Он умер всего в сорок один год, однако, несмотря на это, за столь недолгое время сумел сделать очень многое для развития советского кинематографа и театрального искусства.

Данная статья, посвященная выдающемуся актеру, это дань уважения его памяти, а также еще одно доказательство того, что никто не забыт и ничто не забыто.

Ранние годы, детство и семья Юрия Богатырева

Юрий Богатырёв появился на свет в городе Рига второго марта 1947 года. Его отец был военным офицером, а потому жизнь семьи будущего актера часто была связана с разъездами. Именно по этой причине в Латвии наш сегодняшний герой прожил совсем недолго. Уже в шестилетнем возрасте Юра вместе с родителями переехал в Москву, где, собственно, и прошли его детские годы.

В раннем возрасте будущий актер уже был творческим ребенком. Он ставил кукольные спектакли, выступал на сцене как театральный артист, а также проявлял немалые таланты в студии рисования. В области изобразительного искусства он был особенно хорош, а потому уже после окончания восьми классов учитель художественного мастерства предложил Юрию развиваться именно в этом направлении. Богатырев согласился. И уже в 1964-м году поступил в Художественно-промышленное училище имени Калинина, где стал учиться по специальности художник по коврам.

Параллельно с этим наш сегодняшний герой также начал заниматься в театральной студии. Сначала актерское мастерство было для Юрия всего лишь приятным хобби, однако с течением времени оно стало главным увлечением в его жизни.

В 1965-м году Богатырев начал принимать участие в постановках детского кукольного театра «Глобус». Вместе с другими актерами труппы он выступал на сцене, а также колесил по другим театрам, появлялся в различных домах актера и прочих студиях.

В один прекрасный момент подобный распорядок жизни настолько захватил молодого актера, что он решил оставить художественное училище и отправиться поступать в театральный ВУЗ. Среди многих учебных заведений Москвы наш сегодняшний герой выбрал Щукинское училище.

Здесь его педагогом стал небезызвестный Юрий Катин-Ярцев, а сокурсниками такие звезды советского кино как Наталья Варлей и Константин Райкин . В период обучения в театральном ВУЗе Юрий считался одним из самых талантливых студентов на своем потоке. Его ставили в пример другим студентам, а потому в один прекрасный момент он стал самым популярным учеником в своей группе.

Звездный путь актера Юрия Богатырева: театр и фильмы

После окончания Щукинского училища Юрий Богатырев стал выступать в театре «Современник». В этом месте его приняли очень хорошо, однако, несмотря на приятные отношения внутри коллектива, рассчитывать на серьезные роли актеру долгое время не приходилось.

Сначала талантливый молодой актер играл исключительно небольшие роли, однако с течением времени все-таки смог выдвинуться в театре «Современник» на ведущие роли. Он сыграл в постановках «Двенадцатая ночь», «Вечно живые», а также во многих других спектаклях. Благодаря данным ролям, Юрий стал одной из главных звезд всего театра, однако, несмотря на это, в 1977-м году наш сегодняшний герой решил оставить местную сцену и по личному приглашению Олега Ефремова перебраться в театр МХАТ. В разные годы на местной сцене Богатырев сыграл более чем в четырнадцати различных постановках. Среди его лучших работ спектакли – «Дни Турбиных», «Чайка», «Тартюф» и многие другие.

Параллельно с работой на театральной сцене талантливый актер также активно снимался в кино. Свою первую роль – в дипломной картине молодого Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны» - Богатырев исполнил в 1970-м году. После этого он исполнил небольшую роль в фильме «На дне», а уже в 1974-м году приобрел всесоюзную славу после роли Егора Шилова в ленте «Свой среди чужих, чужой среди своих».

Юрий Богатырев: чужой среди своих (документальный фильм)

Среди лучших работ актера, сыгранных им в разные годы, значатся фильмы «Родня», «Неоконченная пьеса для механического пианино», «Два капитана», «Там, за горизонтом», «Человек из страны Грин», а также многие другие картины. Кроме того, в восьмидесятые годы наш сегодняшний герой часто принимал участие в телеспектаклях, выходивших в детской передаче «Будильник». Данная работа на телевидении также принесла актеру большой успех.

Ведя речь о карьере Юрия Богатырева, стоит также упомянуть тот факт, что этот замечательный актер на протяжении практически всей своей жизни часто работал на радио. В разные годы он принял участие в записи девятнадцати радиоспектаклей, которые пользовались большим успехом у зрителей.

Помимо всего остального любимым видом творчества для актера всегда оставалась живопись. Он часто писал картины, изображая самые различные объекты материального мира. В центре его художественных произведений также часто оказывались его друзья, коллеги, знакомые. Возможно, именно эта разноплановость и стала главной чертой творческого пути нашего сегодняшнего героя. Друзья называли Богатырева человеком с сотней талантов и… большим ребенком.

Личная жизнь Юрия Богатырева и последние годы жизни актера


Юрий Богатырев практически никогда не стремился к созданию семьи. Он восхищался женщинами, однако его чувства к ним всегда носили лишь платонический характер. Для него девушки были лишь чем-то сродни произведению искусства. Он любил их, но никогда не испытывал к женщинам сексуального влечения.

В его жизни была супруга – актриса Надежда Серая. Однако знаменитости никогда не скрывали, что этот брак носит лишь фиктивный характер. Лишь в конце своей жизни Юрий Богатырев осознал свою гомосексуальность. Его не понимали близкие и не принимали друзья. Поэтому актер очень скоро впал в депрессию. Он располнел, стал много пить. У него начались проблемы со здоровьем…

Юрий Богатырев. Украденная жизнь

Первого февраля 1989-го года во сне у Юрия Богатырева случился сердечный приступ. Приехавшая бригада скорой помощи ввела ему клофелин, который из-за несовместимости с антидепрессантами вызвал остановку сердца.

Пять дней спустя актер был похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

Фильмография:

1970 Спокойный день в конце войны
1974 Свой среди чужих, чужой среди своих
1974 Таня
1975 Раба любви
1975 Там, за горизонтом
1976 Два капитана
1976 Мартин Иден
1976 Неоконченная пьеса для механического пианино
1977 Объяснение в любви
1978 Двенадцатая ночь
1979 Несколько дней из жизни И. И. Обломова
1979 Отпуск в сентябре
1979 Последняя охота
1980 Глубокие родственники
1980 Мой папа - идеалист
1981 Две строчки мелким шрифтом
1981 И с вами снова я...
1981 Родня
1982 Время для размышлений
1982 Нежданно-негаданно
1983 Где-то в губернском саду ("Кое-что из губернской жизни")
1983 Карантин
1983 Уникум
1984 Злой мальчик
1984 Мертвые души
1984 Чужая жена и муж под кроватью
1987 Доченька
1987 Кувырок через голову
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Полет птицы
1988 Презумпция невиновности
1989 Дон Сезар де Базан

02.03.1947, Рига - 02.02.1989, Москва

Народный артист России (1988)

Детство

Родился Юрий Богатырев в Риге, в семье военного моряка. Затем семья Богатыревых перебралась в Ленинград, а чуть позже в Москву. С детства Юру дразнили «девчоночником», и это не случайно. Мальчик был не по-мальчишески изящен и нежен. Да и дружил белобрысый мальчик исключительно с соседскими девочками. Вместе играли в куклы – в импровизированном «кукольном театре» во дворе дома на Левобережной. Маленький режиссер сам мастерил кукол из старых маминых халатов, шил занавес, распределял роли, ставил и играл.

Учась в средней школе, Юра всерьез увлекся рисованием. После восьмого класса он поступил в художественно-промышленное училище имени М. И. Калинина. Студенты училища выезжали в подмосковные леса на этюды. Там то Юра и познакомился с ребятами из кукольного театра-студии «Глобус» Владимира Штейна. Общение с ними пробудило в юноше страсть к сцене, и в 1966 году он подал документы в театральное училище имени Б.В.Щукина

"Современник"

По окончании в 1971 году Щукинского училища Юрий Богатырев был принят в Московский театр «Современник», где проработал до 1977 года.

Вспоминает Виталий Вульф: «Я помню Юру, когда он пришел в «Современник», это был 1971 год. Тогда же пришел Фокин и Райкин. В «Современнике» его встретили очень хорошо. Всем было понятно, что пришел талантливый мальчик. Очень нервный, очень добрый, очень открытый. Я всегда поражался степенью его открытости. Его педагог Катин-Ярцев как-то позвонил мне и сказал, что больше всего беспокоится за Богатырева, потому что он так не похож на других, так беззащитен перед миром.

Юра был очень теплый, приятный, в театре его любили. Всегда у него были какие-то грустные глаза. При этом у Юры была поразительная ирония по отношению ко всему - очень редкое актерское качество. Он понимал, что нельзя все принимать всерьез. …Он был очень гармоничным человеком, но жил очень негармонично».

Кино

В кино Юрий Богатырев дебютировал в 1970 году в короткометражном фильме Никиты Михалкова «Спокойный день в конце войны». А известность к актеру пришла четырьмя годами позже, когда Богатырев снялся в знаменитом «вестерне» Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Действие фильма происходит в 20-е годы в маленьком губернском городке на юге России. Богатырев сыграл одну из главных ролей - красноармейца Егора Шилова, на которого падает подозрение в предательстве. Он сбежав от товарищей, один должен вернуть золото, похищенное бандитами, чтобы доказать свою невиновность.

Кстати, лучшие свои драматические роли Юрий Богатырев исполнил в фильмах именно Никиты Михалкова. Это - Серж Войницев в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по мотивам Чеховских рассказов, 1976), Штольц в драме «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (по произведению Гончарова, 1979), Стасик в семейной драме «Родня» (1981).

К началу 80-х Юрий Богатырев был уже признанным мастером отечественного кино. Помимо уже упомянутых фильмов стоит отметить работу актера в телесериале Е.Карелова «Два капитана» (1976), снятом по одноименному роману Вениамина Каверина. Богатырев великолепно исполнил роль негодяя Ромашова, одержимого страстью к дочери капитана Татаринова Кате (Елена Прудникова).

Наиболее значительной в творчестве актера стала роль Филиппка в картине «Объяснение в любви», вышедшей на экраны в 1978 году. В этом эпическом полотне охвачена жизнь страны почти за полвека: на экране появляется и пустынная, словно умирающая Москва 1919 года, и коллективизация на селе, и стройки 1930-х гг., и трагические перипетии войны, и светлый день победы. И сквозь весь фильм проходит любовная драма журналиста по имени Филипп, соприкасающегося по долгу службы с эпохальными событиями, а в междучасье пылающего страстью к своей Зиночке - примерной хозяйке, вечно хлопочущей по дому, но всегда готовой - для разнообразия - изменять мужу.

Оригинальный художник-портретист, талантливый прозаик Богатырев обладал способностью к внутреннему и внешнему перевоплощениям. В нем органически сочетались парадоксальная острота творческого мышления, богатство выразительных средств и простота исполнительского мастерства. Актеру были подвластны комедийность и драматизм, фарс и трагедия.

Одна из последних работ Юрия Богатырева - костюмная лента «Дон Сезар де Базан», в которой также снялся великолепный актерский ансамбль - Михаил Боярский , Анна Самохина, Игорь Дмитриев , Михаил Светин.

Трагедия жизни

Без преувеличений можно сказать, что Богатырева любила вся страна. Тогда, в 80-е, трудно было представить, что жизнь известного человека может быть тяжелой и трагичной.

Вспоминает Нелли Игнатьева: «Грустно, но у него было достаточно завистников. Ему безумно завидовали менее успешные коллеги. Завидовали и тому, что у него столько ролей, и тому, что он был один из самых богатых актеров того времени, - ведь Юра много снимался и имел деньги, завидовали тому, что не могли отдать ему долги. Завидовали его внешне железному здоровью. Завидовали даже тому, что одинок, а они связаны женами и детьми, которые постоянно что-то требуют. А Юра как бы никому ничего не должен».

С 1976 года Юрий Богатырев работал во МХАТе. То, с чем он там столкнулся – зависть, интриги, подлость и лицемерие - приводило его в ужас. Он даже иногда рыдал: «Я не могу, я не вынесу!».

Среди мхатовцев пьянство считалось нормой. Доходило до того, что считалось, что не пить нельзя: «Кто не пьет - тот продаст». Юрий в таких количествах пить не мог, но… Пользуясь тем, что Юрий не мог отказать, спившиеся актеры по ночам приезжали к нему на квартиру. Такси и водку Богатыреву приходилось оплачивать из своих денег, которых ему и самому на жизнь не хватало.

Личная жизнь

Не лучше его дела обстояли и в личной жизни. Юрий так и не нашел свою настоящую любовь. Партнершами по экрану и театру он увлекался постоянно – пылко, страстно. Елена Соловей , Ольга Яковлева, Анастасия Вертинская , Светлана Крючкова … На каждой из них он хотел жениться. В мечтах. Но это были платонические чувства – светлые и чистые.

Объяснение в любви 1977 г

...Мелодрама 1977 Производительность: "Ленфильм", СССР Режиссёр: Илья Авербах Фильм поставлен по мотивам прозы Е.Габриловича Актёры: Юрий Гончаров, Юрий Богатырев, Эва Шикульска, Светлана Крючкова, Николай Ферапонтов, Никита Сергеев, Кирилл Лавров, Иван Бортник, Елена Санько, Денис Кучер, Даша Михайлова, Бруно Фрейндлих, Ангелина Степанова, Анатолий Коваленко Сценарий: Павел Финн Оператор: Дмитрий Долинин Художник: Владимир Светозаров Филиппок, так прозвали героя картины друзья, был наделен от природы самой неромантической внешностью. Он носил очки, лицо было округло, наивно, чуть ли не глуповато. От него так и веяло добротой и светом, и был он крайне неприспособлен к практической жизни, но порядочен, скромен, честен. Он писал, и не потому, что мечтал о славе и богатстве, а потому что не мог, наверное, не писать. Филиппку повезло, он встретил женщину и полюбил ее, одну-единственную, на всю жизнь - Зиночку, вдову комиссара, воспитывающую сына Ваську. Зиночка взяла Филиппка к себе, надеясь "сделать из него человека". Чего только она ни предпринимала, чтобы помочь его карьере. Филиппок стал журналистом, но не об этом фильм. Картина о большой, редкой любви, без которой не было бы книги и не нужен был бы фильм.