Короткометражный сценарий. Как написать удачный сценарий короткометражного фильма

Друзья и коллеги! Спасибо что откликнулись!
Вообщем-то я не новичок в кино.....75 -актёрских работ, 3 постановки спектакля, да ещё ассоциация каскадёров.
Свои сценарии тоже есть. Буду честен.....в голове сейчас масса "дерьма", куча проблем с поисками и продвижением
разного материала - давно готов снимать сам.....стаж в кино 25 лет.Всем вам известно что такое запустить проект(найти деньги). Разговоров много было и намётки на спонсоров были и есть.....но как всегда у нас вопрос все ставили один,-
А что вы сняли как режиссёр? Покажите материал! И они по-своему правы, хотя все когда-то начинали с первого фильма
и много удачных работ было. А у режиссёров снявших по 5-10
картин иногда приличного ничего не увидишь.....да и работают они "по учебнику" природного и наработанного маловато. Я работая асс. по актёрам не раз выстраивал сцены и режиссёры диву давались.
Так вот меня коллеги на днях убедили......снять сюжет и показать свой режиссёрский стиль и с этим уже продолжать вести переговоры о своих проектах.
Была идея просто снять игровой кусок из своих проектов,
но решил всё же поискать вкусный какой-нибудь сюжет,
самому писать...?...у меня сейчас.просто рабочий застой, беготня и башка совсем не варит.....Поэтому решил поискать
готовый сюжет, думаю их не мало.....да и автору будет думаю
на пользу оживить написанное.
Хронометраж - 25-30м. Жанр...? Ну тут важнее чтоб история
была яркая. Актёров 3-5 человек....героев, остальное эпизодники и массовка. Мне важно чтобы актёрски были яркие персонажи (взрывы эмоций...и тонкие пронизывающие рассуждения), чтобы несколько красочных эпизодов снять можно было (бар у моря,музыка,), несколько
сцен или драк, погонь на машинах......
Поэтому жанр любой может быть - боевик, мелодрама,
детектив, семейная драма,......Вообщем какой-то яркий случай, история, но конечно по законам развития - завязка,
развитие,кульминация и развязка. Диалоги и всё остальное
я могу изменить,добавить, подчистить.....это уже не важно.
Сразу уточняю - снимать естественно буду у себя в Ялте,
это красивые панорамы, красивые дороги(проезды), красивые кафе у моря,где можно диалоги снимать с прекрасной панорамой и вообще куча красивых мест,что будет очень выигрышно для картинки.
С актёрами тоже не буде проблем (у меня свой актёрский отдел,массовка,каскадёры), так что люди заряженные на творчество есть.Знакомых много - у кого кафе своё, у кого клуб и т.д. Вообщем со своими связями я думаю выкручусь. Дело за сюжетом. И если понравится материал, то думаю не одну короткометражку сниму,лишний
материал для показа своей работы не помешает.
Вот я подробно постарался ответить на все подводные камни. Ещё раз спасибо за ссылки и заранее тем кто что-то ещё предложит.

Короткометражный сценарий Сценарий, который бьет точно в цель – советы для начинающих и не только Короткометражными принято называть фильмы, длительность которых не превышает 40 минут, но чаще всего создатели ограничивают свои произведения 10-15 минутами - этого времени достаточно, чтобы выразить основную идею картины и не потерять внимание зрителей. Короткометражки могут быть совершенно разными по жанру и тематике, вызывать у зрителей весь спектр эмоций, демонстрировать любые аспекты жизни. Именно со съемок короткометражных фильмов начиналась карьера многих известных кинорежиссеров: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Романа Полански и других. Причин такой популярности несколько: - затраты на их съемку значительно ниже, чем на создание полнометражной картины; - в них можно выразить одну мысль или идею, показать определенную ситуацию, не задумываясь о дополнительных сюжетных линиях, характерах множества героев; - создание таких картин - своеобразный тест на режиссерское мастерство, так как необходимо не только удержать полное внимание зрителей на протяжении всего, пусть и короткого, фильма, но при этом показать им цельную историю, воздействовать на определенные эмоции, заставить задуматься. -Структура сценария короткометражного фильма Большинство профессионалов рекомендуют строить сценарий фильма, будь то полный или короткий метр, на основе классической трехактной конструкции, которая включает завязку сюжета, его кульминацию, и развязку. При создании полнометражной картины эта схема используется, главным образом, для того чтобы подогревать интерес к картине на протяжении длительного времени. Однако на съемках задача может быть решена некоторыми другими способами. Какими? Давайте разберемся. 1. Начнем с классики, когда сценарий строится по трехактной схеме. Примеры подобных фильмов: «Пес Барбос и необычный кросс», режиссер Леонид Гайдай «Паук», режиссер Nash Edgerton 2. Нередко используется сценарий по типу «перевертыш», когда показанная вначале ситуация или история оказывается совсем не тем, чем казалась. Как пример можно привести: «Поцелуй», режиссер Toma Vasharov «Love"s Routine» by Shirlyn Wong 3. Широко распространенным способом создания короткометражки можно назвать шутку или гэг. Примеров можно найти огромное количество: это многочисленные анимационные ролики, фильмы в стиле скетч-шоу и т.д. «For the Birds» by Pixar «6 кадров» 4. В отдельную категорию можно выделить фильмы, которые основаны на некоей загадочной истории, смысл которой раскрывается в конце. Сюда же относят абсурдные ситуации, которые также получают неожиданную развязку. «Сюрприз», режиссер Ben Dodd «The Lounge Bar» by Don McGlashan and Harry Sinclair Тем не менее, несмотря на разнообразие вариантов структуры сценария, подавляющее большинство короткометражных фильмов строится на базовых принципах, когда сюжет развивается по схеме «завязка-высшая точка напряжения-развязка». Кроме того, многие специалисты уверены, что только в этом случае видеоряд заслуживает названия «фильм». Четыре шага к идеальному сценарию С чего же начинается написание сценария короткометражного фильма? Конечно, с идеи! Шаг № 1 - поиск подходящей идеи. Многие успешные сценаристы рекомендуют всегда иметь при себе блокнот, куда незамедлительно записывать абсолютно все пришедшие в голову мысли, замеченные ситуации, образы, характеры. Впоследствии некоторые из них можно развить настолько, что этого хватит для создания полноценного сценария, а другие можно использовать в качестве дополнительных фишек. Специалисты рекомендуют оформить основную идею в виде короткой фразы и постоянно держать ее в голове и/или на бумаге, не отклоняясь от темы на всех этапах подготовки к съемкам. Шаг № 2. Когда есть общая идея построения сюжета, необходимо продумать три его основных элемента: каким будет персонаж (главный герой) картины, его характер, особенности; в какую ситуацию он попадет; какая проблема будет у персонажа, как он будет ее решать, добьется ли при этом успеха. Ситуация должна заинтересовать зрителя с первой же секунды - в этом значительная часть успеха короткометражки! Отлично это реализовано в фильме: «Сейчас или никогда» режиссера Шона Кристенсена Шаг № 3 - проработка сюжета. Важно тщательно продумать, каким образом будет происходить развитие сюжетной линии, расписать все эпизоды, из которых будет состоять картина, уделить внимание второстепенным героям. На этом этапе необходимо выбрать способы, которые помогут усилить эмоциональное воздействие на зрителей, продумать переходы между отдельными эпизодами, добавить недостающие звенья. Шаг № 4 - это вычитка, а также первая корректировка. Когда сценарий уже практически готов, его нужно внимательно перечитать, убрать все лишние детали, которые могут затянуть время фильма, но не добавят ему смысловой или эмоциональной нагрузки. Особое внимание уделяется соответствию всех действий и поступков персонажей их характерам - здесь не должно быть никаких разночтений! Кроме того, важно еще раз убедиться, что все происходящие события, даже самые фантастические, подвержены определенной логике. Несколько полезных советов В принципе, следуя простому плану, изложенному выше, принять участие в конкурсе короткометражных сценариев может каждый, кто способен придумать оригинальную идею и построить на ее основе сюжет. А помогут начинающим советы от тех, кто уже попробовал свои силы в создании КФ и добился определенных успехов. Мы рекомендуем посетить мастер-класс Геннадия Иванова http://www.mitta.ru/vse-stati/publikatsii/programm-kurs-of-producing-kino Кроме того, совсем не лишним будет просмотр фильмов, отмеченных наградами различных фестивалей - это поможет понять, какими принципами руководствуются успешные сценаристы и режиссеры для того чтобы сделать картины интересными, захватывающими, веселыми, оригинальными, словом, такими, которые неизменно вызывают интерес и эмоциональный отклик у зрителей.

Всем привет, меня зовут Алекс, я режиссер короткометражки «Момент в фильме ужасов». Сегодня мы поговорим о том, как снять свой фильм.

Первое что вам потребуется это сценарий.

Сценарий – фундамент проекта. В вашем фильме, скорее всего, не будет известных актеров, шикарных декораций и зрелищных спецэффектов.

Единственное в такой ситуации, что определяет успех или провал фильма, – это история и то, как она рассказана. Пока у вас нет четкого понимания, о чем ваша история и почему она сможет эмоционально захватить публику, нет смысла двигаться дальше.

90% успеха игрового кино – сценарий. И этому важно посвятить большую часть времени.

Какой сценарий предпочесть?

Прежде всего – использовать чужой или написать собственный?

На написание своего сценария у вас уйдет как минимум недели 3 , если есть идея и мысли как её сформировать в готовый сценарий.

Чужой легче потому что не вы его писали, потому объективно можете оценивать и переделать по своему усмотрению. Но нужно представлять уже на стадии чтения сценария, как вы его будете снимать, подходят ли места описанные в истории лично вам, или на что и как все можно заменить.

Чем проще будет история, ее герои, места действия – тем дешевле и удобнее окажется для вас ее реализовать.

Самое простое – история на двоих–четверых актеров, происходящая летом на улице в дневное время в наши дни.

Мало персонажей, не нужно света и костюмов, мало грима, нет затрат на интерьеры. Но это идеальный вариант!

Важно, приступая к сценарию, стараться не допускать масштабных сцен, сложных ночных съемок, невероятных трюков, нереальных костюмов и грима, а также наличия спецэффектов.

То есть реальные герои в реальных обстоятельствах. Если же вам хочется поставить своих героев в необычную ситуацию, то думайте сразу, как вы сами будете из этого выпутываться.

Потому как нет ничего хуже, как дешевая поделка на экране с претензией на большое кино.

К сожалению, сейчас количество интересных сценариев в интернете очень не большое.

В интернете сценарии можно посмотреть на сайтах http://ficbook.net/ , http://www.proza.ru/avtor/qwert10 , http://www.proza.ru/avtor/studart, https://www.facebook.com/pages/%D0%A1%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8-%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D1%8B%D1%85-%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%BE%D0%B2/650033165040042 ,

(Или посмотреть Сообщество на Фейсбуке: «Сценарии короткометражных фильмов.»)

http://morfing.livejournal.com/120318.html , http://morfing.livejournal.com/tag/короткометражки

Можно посмотреть комиксы, там есть как интересные сюжеты, так и иллюстрации. Взяв комикс за основу своей работы не допускайте ошибки голливудских продюсеров, не нужно все с точностью копировать с комикса, берите идею, историю, а реализовывайте, так как видите фильм именно вы.

РАСКАДРОВКА

Везде без исключения пишут о том, что нужно делать раскадровку. Я пробовал и ничего толкового из этого не вышло. Потому что для этого нужно уметь хорошо рисовать, а это не всем дано.

Если вы не умеете рисовать, как и я, не беда, выход есть.

Прочитайте несколько раз каждый эпизод сценария, проиграйте сцену мысленно, представив себе актеров и положение камеры. Обрисуйте себе место действия.

Сценарий, который бьет точно в цель – советы для начинающих и не только

Короткометражными принято называть фильмы, длительность которых не превышает 40 минут, но чаще всего создатели ограничивают свои произведения 10-15 минутами — этого времени достаточно, чтобы выразить основную идею картины и не потерять внимание зрителей. Короткометражки могут быть совершенно разными по жанру и тематике, вызывать у зрителей весь спектр эмоций, демонстрировать любые аспекты жизни.

Именно со съемок короткометражных фильмов начиналась карьера многих известных кинорежиссеров: Луиса Бунюэля, Дэвида Линча, Романа Полански и других. Причин такой популярности несколько:

Затраты на их съемку значительно ниже, чем на создание полнометражной картины;

В них можно выразить одну мысль или идею, показать определенную ситуацию, не задумываясь о дополнительных сюжетных линиях, характерах множества героев;

Создание таких картин — своеобразный тест на режиссерское мастерство, так как необходимо не только удержать полное внимание зрителей на протяжении всего, пусть и короткого, фильма, но при этом показать им цельную историю, воздействовать на определенные эмоции, заставить задуматься.

Структура сценария короткометражного фильма

Большинство профессионалов рекомендуют строить сценарий фильма, будь то полный или короткий метр, на основе классической трехактной конструкции, которая включает завязку сюжета, его кульминацию, и развязку. При создании полнометражной картины эта схема используется, главным образом, для того чтобы подогревать интерес к картине на протяжении длительного времени. Однако на съемках задача может быть решена некоторыми другими способами. Какими? Давайте разберемся.

1. Начнем с классики, когда сценарий строится по трехактной схеме. Примеры подобных фильмов:

«Пес Барбос и необычный кросс», режиссер Леонид Гайдай

«Паук», режиссер Nash Edgerton

2. Нередко используется сценарий по типу «перевертыш», когда показанная вначале ситуация или история оказывается совсем не тем, чем казалась. Как пример можно привести:

«Поцелуй», режиссер Toma Vasharov

«Love"s Routine» by Shirlyn Wong

3. Широко распространенным способом создания короткометражки можно назвать шутку или гэг. Примеров можно найти огромное количество: это многочисленные анимационные ролики, фильмы в стиле скетч-шоу и т.д.

«For the Birds» by Pixar

«6 кадров»

4. В отдельную категорию можно выделить фильмы, которые основаны на некоей загадочной истории, смысл которой раскрывается в конце. Сюда же относят абсурдные ситуации, которые также получают неожиданную развязку.

«Сюрприз», режиссер Ben Dodd

«The Lounge Bar» by Don McGlashan and Harry Sinclair

Тем не менее, несмотря на разнообразие вариантов структуры сценария, подавляющее большинство короткометражных фильмов строится на базовых принципах, когда сюжет развивается по схеме «завязка-высшая точка напряжения-развязка». Кроме того, многие специалисты уверены, что только в этом случае видеоряд заслуживает названия «фильм».

Четыре шага к идеальному сценарию

С чего же начинается написание сценария короткометражного фильма? Конечно, с идеи!

Шаг № 1 — поиск подходящей идеи. Многие успешные сценаристы рекомендуют всегда иметь при себе блокнот, куда незамедлительно записывать абсолютно все пришедшие в голову мысли, замеченные ситуации, образы, характеры. Впоследствии некоторые из них можно развить настолько, что этого хватит для создания полноценного сценария, а другие можно использовать в качестве дополнительных фишек.

Шаг № 2. Когда есть общая идея построения сюжета, необходимо продумать три его основных элемента:

каким будет персонаж (главный герой) картины, его характер, особенности;
в какую ситуацию он попадет;
какая проблема будет у персонажа, как он будет ее решать, добьется ли при этом успеха.

Ситуация должна заинтересовать зрителя с первой же секунды — в этом значительная часть успеха короткометражки!

Отлично это реализовано в фильме:

«Сейчас или никогда» режиссера Шона Кристенсена

Шаг № 3 — проработка сюжета. Важно тщательно продумать, каким образом будет происходить развитие сюжетной линии, расписать все эпизоды, из которых будет состоять картина, уделить внимание второстепенным героям.

На этом этапе необходимо выбрать способы, которые помогут усилить эмоциональное воздействие на зрителей, продумать переходы между отдельными эпизодами, добавить недостающие звенья.

Шаг № 4 — это вычитка, а также первая корректировка. Когда сценарий уже практически готов, его нужно внимательно перечитать, убрать все лишние детали, которые могут затянуть время фильма, но не добавят ему смысловой или эмоциональной нагрузки. Особое внимание уделяется соответствию всех действий и поступков персонажей их характерам — здесь не должно быть никаких разночтений! Кроме того, важно еще раз убедиться, что все происходящие события, даже самые фантастические, подвержены определенной логике.

Несколько полезных советов

В принципе, следуя простому плану, изложенному выше, принять участие в конкурсе короткометражных сценариев может каждый, кто способен придумать оригинальную идею и построить на ее основе сюжет. А помогут начинающим советы от тех, кто уже попробовал свои силы в создании КФ и добился определенных успехов. Мы рекомендуем посетить мастер-класс Геннадия Иванова http://www.mitta.ru/vse-stati/publikatsii/programm-kurs-of-producing-kino

Кроме того, совсем не лишним будет просмотр фильмов, отмеченных наградами различных фестивалей — это поможет понять, какими принципами руководствуются успешные сценаристы и режиссеры для того чтобы сделать картины интересными, захватывающими, веселыми, оригинальными, словом, такими, которые неизменно вызывают интерес и эмоциональный отклик у зрителей.

Как написать сценарий для малобюджетной короткометражки. Каких идей стоит избегать, чтобы максимально сократить расходы. Статья моя в основном адресована людям, которые хотят что-то снять и сами пишут сценарий. А денег нет. Но возможно пригодится и всем остальным.

“Нервы на пределе” 1991г. Действие фильма происходит в одной локации.

Если вы хотите сэкономить, то лучше выбрать небольшое количество локаций. Идеально одну: парк, улица, лифт, квартира, пляж, лес, поле, озеро и так далее. Выбирай любое место, помещай туда героев и пиши об их злоключениях.

Кроме того, даже если ваши локации все бесплатные, то все равно их количество лучше сократить. Потому что перемещение от одной к другой отнимет много сил, времени, а значит и денег.

“Луна 2112" 2009 г. Один герой в фильме.

Меньше актеров, меньше денег. Даже если играют бесплатно. Организационный процесс отнимает много сил. Больше людей, больше проблем и средств, чтобы подготовиться к съемке. Не стоит забывать, что людей надо кормить и поить. И помимо себестоимости обедов, к ним прибавится трата времени на организацию перерывов. А еще могут возникнуть перекуры. Рекомендую придумать историю с двумя персонажами, но есть и отличные короткометражки с одним героем.

Время на съемки и длительность фильма.

“Русский ковчег” 2002г. Фильм снят за одни день.

Недавно смотрела видео с оператором Анной Патаракиной. Она сняла полный метр за 6 часов. Действие происходит в поезде, и они просто сели в поезд и пока ехали все отсняли. И это чертовски гениальная и наглая идея.

Понятно, что при таком экстремальном случае подготовка должна занимать много времени, но если у вас нет камеры и вы собираетесь брать ее в прокат, то сократив время на съемку, вы существенно сэкономите.

Также стоит помнить, что 3 минуты снять скорее всего дешевле, чем 15.

“Выживший” 2015 г. Естественное освещение.

Еще один пожиратель денег - это свет. Когда нет денег, зовите на помощь супергероя оператора, который умеет снимать при естественном освещении. Это особый навык и чуйка. А вот на этапе сценария уже стоит понимать, что события должны происходить днем. Или в помещении с окнами. Много окон.

Также можно обратить внимание на фотостудии. Во-первых, там есть свет. Во-вторых, там можно встретить интересное оформление, что позволит вам сэкономить на декораторе и реквизите. Но перед тем как начать писать сценарий под готовую локацию, убедитесь, что она не временная и прочитайте правила студии. Там скорее всего нельзя ничего разливать, поджигать, курить, мусорить и так далее. А еще декорации в студиях не слишком реалистичные, а порой дикие, но иногда это на руку. Например, если у вас история про подарок под елкой. Но в этом случае вам надо написать сценарий летом, чтобы к новому году уже наверняка подготовиться.

Костюмы, реквизит, грим и пиротехника.

Бешеные псы” 1991г.

Для малобюджетного сценария не очень подойдет прошлое и будущее. Для любой эпохи или другого мира нужны костюмы и реквизит. И даже если у вас есть друг, который делает классные штуки, то материалы стоят денег, а другу нужно кушать, потому вашим заказом он будет заниматься по мере возможности, что затормозит вас на неопределенное время. Для малого бюджета, увы, почти всегда придется писать про настоящее время. Но бывают исключения.

Также небольшому бюджету не подойдет история, при которой понадобится пластический грим. Это долго и дорого. И придется отказаться от перестрелок и взрывов. Помимо того, что это долго и дорого, это еще и опасно.

Съемка на зеленом фоне.

“Алиса в стране чудес” 2010г.

Отказывайтесь в сценарии от графики. Для ваших фантазий понадобятся вкус и специалисты. Отдельно про вкус. Не хочу никого обидеть, потому уточню. Я говорю не о врожденном вкусе. А о, так называемой, профессиональной насмотренности. Одно дело из предложенных вариантов увидеть хороший, другое дело с нуля придумать что-то хорошее. Для этого нужен опыт и много-много знаний. Кроме того, если вы сами что-то умеете, то не факт что мощностей вашего компьютера на это хватит.

Мизансцена и операторская работа.

Темы очень сложные, я очень поверхностно расскажу.

Перед тем как писать сценарий, решите у вас будет оператор или нет и степень его умений. Если оператор не опытный или снимать собираетесь вы, то скорее всего у вас возникнут проблемы. Невероятно сложно одновременно снимать, корректировать актеров и контролировать весь процесс. Улучшить вашу жизнь сможет съемка со штатива. Но на этапе сценария это нужно учесть.

Лучше всего, на мой взгляд, обратиться к опыту театра. В (традиционном) театре зритель видит все с одного неподвижного ракурса. Посмотрите спектакли как двигаются актеры по сцене. Как они манипулируют вниманием зрителей?