Леон бакст выставка. Страсти по Баксту: «Бриллиантовый клуб» на выставке в Пушкинском

30.06.2016 13:00

«Бриллиантовый клуб» решил посвятить очередную встречу искусству и побывал в Пушкинском музее на выставке, приуроченной к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников XX века Льва Бакста.

Когда будний день почти завершен, когда ты устал и развинчен от жары и работы, пойти куда бы то ни было - сродни подвигу, решиться на который в одиночку трудно. Зато в хорошей компании, например с участницами клуба, - за милую душу. Тем более на Бакста в Пушкинский, что, прямо скажем, само по себе отличный вариант для приятного вечера.

И вот примерно в семь часов, когда на улице возле музея что-то страшно ухало, скрежетало и грохотало (а где в центре Москвы сейчас не ухает и не грохочет?), «Бриллиантовый клуб» с безупречным keep smiling собрался в прохладном внутреннем раю ГМИИ, чтобы погрузиться в магический мир эстетики Серебряного века.




До экскурсии нам рассказали о том, что дает членство в «Друзьях Пушкинского». Это бесплатный вход в музей без очереди на все выставки, лекции и во все здания, включая усадьбу Голицыных. Плюс можно прийти в Пушкинский за час до открытия и посмотреть все, что хочешь, в тишине и покое. Это похоже на какой-то волшебный депозит: кладешь на карту немного денег, а потом получаешь очень щедрые проценты.


«Сколько надо внести на карту?» - спрашиваем куратора программы Элеонору Тан. «От 4000 рублей - это молодежный вариант. Есть карта за 6000, есть и дороже - семейные и премиальные». «Это в месяц?» - уточняем мы. «Это в год!» - улыбается Элеонора. Чем дороже карта, тем, конечно, интереснее. За 25 000 рублей в год вас будут ждать еще и кураторские индивидуальные экскурсии-превью, приглашения на вернисажи, финисажи и в поездки за границу. Недавно премиальный состав «Друзей Пушкинского» был в Лондоне и Париже, посещая там выставки в сопровождении сотрудников музея. Поездка под ключ стоит около трех тысяч евро. А Третьяковка специально для «Друзей Пушкинского» открывала двери на выставку Серова в свой выходной... В общем, буклеты с информацией обо всех предложениях музея разлетелись в один миг.


Выставка оказалась грандиозна, такая в России проводится в первый раз. Ее готовили целых два года, привозя экспонаты буквально отовсюду: из Центра Помпиду в Париже, музеев Страсбурга и Петербурга, лондонского музея Виктории и Альберта и многих других. Третьяковка, например, предоставила портрет Зинаиды Гиппиус, совершенно драгоценную картину, с которой, кажется, не расставалась никогда.



К слову, портрет Гиппиус произвел на нашу компанию одно из сильнейших впечатлений. Как и ранний портрет Любови Гриценко, тогда еще невесты Бакста, и портрет Философова (который называют портретом Дориана Грея), и «Ужин», являющийся, собственно говоря, портретом жены Бенуа, странно текучим и струящимся. Это знаковые работы, в которых Льву Баксту удалось поймать неуловимое, непередаваемое другими средствами одухотворение, магию красоты.



Знаменитое изображение Гиппиус - это портрет декадентской мадонны, в которой соединились дьявольский эрос и обаяние революции духа. С картины смотрит ядовитая, насмешливая и проницательная умница, вытянувшая ноги в обтягивающем трико. Рядом с Гиппиус совершенно не случайно размещен хрестоматийный портрет Андрея Белого. Эта женщина страшно раздражала поэта, и поэтому Бакст придумал такую каверзу: чтобы сделать портрет Белого «искореженным» гримасой сложных страстей, он заводил с писателем разговор о Гиппиус.




В этот вечер в Пушкинском было какое-то невероятное количество народа, буквально аншлаг, поэтому «Бриллиантовому клубу» принесли наушники, с которыми слушать экскурсовода стало намного удобнее. Не приходилось стоять почти вплотную, можно было, следя за интереснейшим рассказом, подходить поближе к картинам и костюмам.

Балетные, театральные костюмы Бакста - это, пожалуй, самые потрясающие и сложные экспонаты выставки. Уже хотя бы потому, что сохранить их крайне трудно. Но, по счастью, до нас дошел легендарный костюм, сделанный для великого Нижинского, который танцевал партию Призрака розы в одноименном балете в 1912 году. Тот самый, с которого потом поклонницы обрывали розовые лепестки на память. Видно даже места, где эти лепестки обрывались.


Елена Ищеева: «Я только что вернулась из Санкт-Петербурга с экономического форума и свидетельствую - там все ходили на культурные события. Я, например, открыла для себя . Кроме того, мы с мужем всегда завершаем ПМЭФ балетом - на этот раз были в Мариинке на «Жизели». Театр, разумеется, был полон. Сегодня на Баксте ажиотаж, но при этом молчат телеканалы, а пиар выставки - только силами сотрудников музея. И все равно полные залы, люди сами тянутся к подлинной красоте. Я знакома с балетным искусством, я воспитана на этом, и не могу сказать, что изумлена, как если бы познакомилась с шедеврами Бакста впервые. Хотя мне интересно было увидеть подлинный костюм Нижинского, который за сто лет ужался до микроскопического размера. Но это костюм, в котором Нижинский танцевал на сцене, это вызывает настоящий трепет. И я, конечно, приятно удивлена, что так много членов нашего клуба - а сейчас это уже микст, это женская и мужская история - все бросили и пришли. Вот такой истинный порыв, желание прикоснуться к культуре, и делает Россию великой. Это не пропаганда и реклама, нас не зовут сюда наши руководители. Поэтому для меня сегодняшнее открытие - не столько выставка, сколько количество ее посетителей и их вдохновленные лица».



Людмила Антонова, леди с самой лучезарной улыбкой этого вечера, тоже получила от выставки массу впечатлений: «Это было фантастическое время самых красивых женщин и самых вдохновенных мужчин, которые умели восхищаться этими женщинами. Время, когда заканчивалось ар-нуво, начиналось ар-деко, а нашу страну представляли именно такие художники, как Бакст. Поэтому для России большой подарок, что организаторы собрали практически все, что осталось от его блестящего наследия».



Тут надо добавить, что мужчины того времени не только восхищались женщинами, они их украшали. Бакст, например, снял с балерин пачки, заменив их на туники, шарфы и свободные тонкие рубашки, в которых женское тело - воплощенная эротика и красота. Эстетика дягилевских постановок в оформлении Бакста до сих пор оказывает колоссальное влияние на культуру, а тогда, сто лет назад, художник просто перевернул все представления о прекрасном. Старый одряхлевший европейский театр был сметен. Французская пресса ворчала по поводу «этих великих русских», особенно «тех, что рисуют и танцуют» так, что после них стало невозможно смотреть обычный театр.


Мало того, что Бакст раздел женщину, он впервые разрисовал ее тело. Да-да, первые тату, точнее боди-арт, - это тоже Лев Бакст, он делал это раньше футуристов, которые считаются здесь пионерами. На выставке мы видели чудесный костюм Фавна с синим шарфом для партии Нижинского. Известно, что на ногах танцора тоже было вовсе не трико, а искусная роспись на теле. Обнажение для Бакста много значило, но эта невероятная театральная сексуальность не всеми воспринималась однозначно. Например, «Саломея», которую оформлял художник, в Петербурге была запрещена цензурой. Разрешили только танец семи покрывал, где экстравагантную Иду Рубинштейн разворачивали как из кокона, пока не появлялось ее совершенно обнаженное раскрашенное тело.


Владимир Бохмат, бизнесмен: «Я сегодня бросил все дела, чтобы прийти в Пушкинский, и открыл для себя совершенно нового художника. Конечно, я слышал фамилию, но она ни с чем не ассоциировалась. Больше всего меня поразила картина «Древний ужас». Мне она кажется настолько пророческой! Думаю, художник каким-то образом умел смотреть сквозь время и видел беды новой эпохи. Портрет Гиппиус, конечно, очень цепляет, не так, быть может, как Андрея Белого, но Бакст, конечно, смелый человек. Учитывая то время, столетней давности, думаю: как же ему сложно жилось. Но всем гениям сложно».


С 8 июня по 28 августа в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пройдет масштабная юбилейная ретроспективная выставка Льва Бакста (1866-1924).

Около двухсот пятидесяти произведений живописи, оригинальной и печатной графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также сценические костюмы и эскизы для тканей впервые собраны вместе на выставке «Лев Бакст / Leon Bakst. К 150-летию со дня рождения».

Выставка воздает должное богатому и многообразному творчеству одного из самых оригинальных и ярких художников начала ХХ века.

Лев Самойлович Бакст, на Западе известный как Леон Бакст, знаменит, прежде всего, своими впечатляющими проектами для Русских сезонов С. Дягилева в Париже и Лондоне. Его необычные и динамичные декорации и костюмы обеспечили успех таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий бог» и «Спящая принцесса», и оказали влияние на общее представление о сценическом оформлении.


Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, как портретист, как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды 1910-х годов, близкий модным домам Пакен, Шанель и Пуаре. Бакст также разрабатывал дизайн украшений, сумок, париков и других модных аксессуаров, писал статьи о современном искусстве, дизайне и танце, читал лекции в России, Европе и Америке о моде и современном искусстве, написал полный интригующих подробностей автобиографический роман, увлекался фотографией и в конце жизни проявлял большой интерес к кино. Влюбленный в старину и в восточное искусство Лев Бакст объединил экстравагантность ар нуво с чувством меры и здравым смыслом — это редкое сочетание принесло ему мировую славу.

В экспозицию включены произведения из государственных и частных российских и западных собраний. Многие из них впервые демонстрируются в России. Работы, представленные на выставке в ГМИИ им. А.С. Пушкина, охватывают ряд наиболее важных для художника тем: пейзажи, портреты, панно, модные туалеты и ткани, и, конечно же, театр, которому посвящена основная часть экспозиции.


Будет представлен ряд костюмов, созданных по эскизам Бакста: Музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой покажет знаменитый костюм Вацлава Нижинского в партии Призрака розы, Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства предоставил четыре костюма: Японской куклы для Веры Трефиловой к балету «Фея кукол», костюмы к балетам «Клеопатра», «Карнавал», «Дафнис и Хлоя». Известный российский историк моды Александр Васильев — более 10 экспонатов из своей коллекции: модные платья и театральные костюмы 1910-1920-х годов к балетам «Тамара», «Шехеразада», «Спящая принцесса».

Искусство Льва Бакста — органичная часть возрождения интереса к декоративному искусству начала ХХ века в России, Европе и Америке. Новаторство и изобретательность созданного художником сценического оформления все еще влияет на современный художественный процесс.

К выставке подготовлен научный иллюстрированный каталог, в котором представлено около 400 работ художника.

В Москве открылась грандиозная выставка произведений Льва Бакста, художника, природой награждённого гением, а от жизни и людей наград не ожидавшего. А что считать наградой? Орден Почетного легиона в Париже или вид на жительство в Петербурге, полученные в один год? Вид на жительство на родине еврею Лейбу Хаиму Розенбергу. Лейб мечтал создать бессмертный шедевр три на пять метров, а оказалось, что для бессмертия достаточно эскизов к театральным постановкам.

Леон Бакст говорил красками, рассуждал цветами, создавал говорящие декорации и костюмы для театра. Индиго, переходящий в ультрамарин, или пурпур, к примеру, были у него цветами жестокости и насилия. Любимый жёлтый можно считать его личной меткой: он присутствует у него почти всюду. Все цвета Леона Бакста собрать в одном пространстве не просто. Это удалось Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина. Выставка открылась в рамках фестиваля искусств "Черешневый лес" и при поддержке банка ВТБ.

Бакст до сих пор вдохновляет всех, кто связан с искусством. Он известен как художник, создающий атмосферу. Это важно и для артиста, и для дизайнера. В день открытия выставки Бакст собрал всех, кому атмосфера фейервека необходима.

"Не только художники, но и хореографы, режиссеры... Вообще, мне кажется, что это настолько объемная вещь - наследие Бакста, что мы будем еще питаться и питаться им бесконечно", - отметила хореограф Алла Сигалова.

Бакст был многогранен. Он писал картины, иллюстрировал книги, занимался дизайном интерьеров, одежды, тканей, украшений, сумок, даже париков. Но знаменит художник, прежде всего, своими сценическими проектами для "Русских сезонов" Дягилева в Париже. "Бакст сумел ухватить неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние сказывается везде - как в дамских нарядах, так и в картинных выставках", - писал Максимилиан Волошин в 1911 году. Тогда имя Бакста гремело. Эхо той славы доходит до нас и сейчас.

"Будучи свободым художником, который может позволить себе больше, чем художник в системе штампов. Этим Бакст и хорош. Художник, который повлиял в огромной степени на формирование представления об искусстве, декоративном искусстве не только в России, а в большей степни в Европе", - подчеркнула директор ГМИИ им. Пушкина Марина Лошак.

После невероятного успеха "Шехеразады" экзотический Восток стремительно вошел в парижскую моду: от ярких красок до необычных тюрбанов. Ткани по эскизам Бакста реализовались по всему миру в промышленных масштабах. 250 работ - графика, портреты, эскизы декораций и театральные костюмы. Бакст изменил способ существования артиста на сцене: его костюмы не просто позволяли двигаться, а заставляли делать это красиво.

"Даже в своих эскизах он стремился сделать не просто нейтральные костюмы, он видел костюм актера конкретного. У него костюм не отделялся от личности исполнителя", - сказала заведующая отделом личных коллекций ГМИИ им. А.С. Пушкина Наталья Автономова.

Бакст известен и как создатель мифов о себе. Он скрывал дату рождения, родной город, не говорил о финансовых трудностях, зато упоминал о том, что был царским художником. Бакст окружил себя тайнами, над которыми до сих пор бьются исследователи.

"Очень многие посмертные вещи Бакста фальшивые, и надо быть очень осторожными. Некоторые фальшивки очень хорошие и выглядят почти как Бакст. Мы с сотрудниками музея очень внимательно, осторожно относились к этому, это большая проблема сейчас, и я боюсь после нашей выставки еще будут, как грибы после дождя, фальшивки", - рассказал директор Института современной русской культуры при Университете Южной Калифорнии Джон Э. Боулт.

Увидеть и понять стиль Бакста, тот стиль, от которого сходил с ума Париж в начале прошлого века. Три десятка коллекций, государственных и частных, собранных из разных стран, представляют все грани творчества Льва Бакста, вошедшего в мировую историю под именем Леон.

Ревизор/Ирина Ремнева

Около 250 произведений живописи и графики, фотографии, архивные документы, редкие книги, а также театральные костюмы и эскизы для тканей. В ГМИИ им. Пушкина открылась масштабная выставка к 150-летию со дня рождения одного из самых ярких и оригинальных художников начала XX века - Льва Бакста.

Ценители русского изобразительного искусства в этом году отмечают юбилеи сразу двух крупнейших отечественных мастеров конца XIX - начала XX века: 150 лет назад родились и всемирно известный театральный художник Лев Бакст.

Одна из больших ретроспективных выставок, посвященная творческому наследною последнего, уже успела с успехом завершиться в стенах . Работы Бакста посмотрели более 150 тыс. жителей и гостей Санкт-Петербурга. И вот теперь к праздничным торжествам присоединяется Москва.

Экспозиция в ГМИИ им. Пушкина - это не просто собрание артефактов, одна часть которых является непосредственно работами Льва Бакста, а другая - вещами, связанными с его творчеством. Задача выставки - не показать предметы, а попытаться с их помощью воссоздать мир художника, в котором тонко и изящно переплетены все грани искусства, рассказала директор музея Марина Лошак.

Лев Бакст в первую очередь известен как театральный художник. С 1909 по 1914 года он оформил четырнадцать балетов для Русских сезонов Сергея Дягилева в Париже, среди которых самими знаковыми стали "Клеопатра" и "Шехеразада". Виртуозно работая с цветами и фактурами, Бакст воплотил в декорациях и костюмах к ним всю роскошь, всю дурманящую красоту востока. "Его Шехеразада свела с ума Париж, - вспоминал композитор Игорь Стравинский. - И с этого началась европейская, а затем и мировая слава Бакста".

Десятки эскизов к костюмам и декорациям и стали основой московской экспозиции. В стенах Пушкинского музея можно в мельчайших подробностях рассмотреть, как Бакст работал над образами персонажей таких балетов, как "Клеопатра", "Шехеразада", "Жар-птица", "Синий Бог", "Тамара", "Послеполуденный отдых фавна", и вновь насладиться неподражаемой манерой художника.

"Шрифт Таймс ни с чем нельзя спутать", - произносит Шерлок Холмс в одном из знаменитых рассказов Артура Конан Дойля. То же можно сказать и об эскизах Бакста. Их невозможно спутать с работами других театральных художников. Если на рисунках Александра Головина или Ивана Билибина мы видим, строго говоря, просто костюм, то у Бакста - цельный пластичный образ. Вот на одной из стен висит эскиз костюма вакханки к балету "Нарцисс", выполненный гуашью и серебряной краской. Кажется, что вакханка застыла лишь на секунду и через мгновение спрыгнет с холста, закружившись в чувственном танце.

Увы, подобные ожившие эскизы - это только фантазии. Однако, на выставке можно увидеть и настоящие костюмы, созданные по рисункам Льва Бакста. Так, музей Академии русского балета имени А.Я. Вагановой предоставил знаменитый костюм Вацлава Нижинского из одноактного балета Михаила Фокина "Призрака розы", а известный российский историк моды Александр Васильев - костюмы к балетам "Тамара" и "Шехеразада". Кроме того, из Русского музея в Москву привезли сияющий изумрудными и фисташковыми оттенками занавес "Элизиум", созданный художником для театра Веры Комиссаржевской. Одна из актрис театра вспоминала, как актеры говорили: "Бакст пошел", имея в виду, что поднимается занавес и пора на сцену.

Впрочем, прославился Бакст не только как театральный художник, но и как живописец. В экспозицию в ГМИИ им. Пушкина вошла его знаменитая картина "Древний ужас" из Русского музея, написанная под впечатлением от поездки на остров Крит и в Малую Азию. Есть и ряд блестящих портретных работ. В частности, в Москву приехал легендарный портрет Сергея Дягилева с няней, с которого основатель художественного объединения "Мир искусств" и организатор Русских сезонов в Париже решительно смотрит на зрителя. Украшением выставки стала и "Дама с апельсинами" ("Ужин"). На полотне изображена супруга идеолога "Мира искусств" Александра Бенуа - Анна Кинд в закрытом чёрном платье и напоминающей цветок чёрной же шляпе. В свое время, представленная на выставке картина вызвала бурю возмущений. Особенно гневался русский музыкальный и художественный критик Владимир Стасов: "Сидит у стола кошка в дамском платье…". Впрочем, были и те, кто оценили полотно. Литературный критик и публицист Василий Розанов восхищался "стильной декаденткой" с таинственной улыбкой а-ля Джоконда. Отдельного внимания заслуживает и изящный портрет графини Марии Келлер из музея "Зарайский кремль". Фрейлина императрицы Александры Фёдоровны изображена в полный рост, в платье с воздушными складками из тончайшей ткани, украшенной рисунком из пудрово-розовых и нежно-лиловых цветов.

Творчество Льва Бакста оказало огромное влияние и на моду начала XX века. Впечатленные костюмами из русских балетов великосветские красавицы стали заказывать платья по эскизам художника. В июне 1910 года, вскоре после ошеломляющего успеха балета "Шехеразада", в моду входит восточный стиль: широкие шальвары, цветные тюрбаны, богато украшенные ткани.

Бакст заключает договор о сотрудничестве с парижским модельером Полем Пуаре. Работает с Домами моды Жанны Пакен и Чарльза Ворта. Разрабатывает дизайн сумок, головных уборов, обуви и украшений. Известно, что художник дружил с ювелиром Луи Картье. Историки моды полагают, что его знаменитый "стиль пантеры" возник именно под влиянием балетов, оформленных Бакстом.

На выставке представлены образцы тканей с узорами по эскизам художника, а также роскошные вечерние платья знаменитых Домов моды начала XX века в стиле ренессанса и модерна, восточном и псевдоегипетском стиле. Более ста лет эти поражающие красотой наряды, расшитые бисером, стеклярусом, золотыми и серебряными нитями, вдохновляли таких великих кутюрье, как Ив Сен-Лоран, Кристиан Лакруа, Джон Гальяно и Александр Мак-Куин.

Экспозицию дополняют серии фотографий, запечатлевших фрагменты из легендарных балетов, оформленных Бакстом. На них, в частности, можно увидеть в образах балерину Тамару Карсавину и танцовщика Вацлава Нижинского.

Важно отметить, что все экспонаты выставки, предоставленные более чем тридцатью музейными и частными собраниями со всего мира, не смогли поместиться в главном здании ГМИИ им. Пушкина. Рядом в "Отделе личных коллекций", во второй части экспозиции, находятся редкие вещи, связанные с ранним творческом Бакста, а также большой объем архивно-рукописного материала. Многие из этих артефактов представлены в России впервые.

Выставка, посвященная 150-летию Льва Бакста в ГМИИ им. Пушкина, станет для зрителей ярким событием и оставит долгое послевкусие радостного впечатления. Экспозиция не просто предоставляет информацию, она создает атмосферу. Оказавшись среди эскизов и костюмов, зритель сможет прочувствовать, какой неудержимой творческой энергией был наполнен мир Бакста, и, возможно, впервые по-настоящему откроет для себя этого выдающегося художника.

Что: Выставка "Лев Бакст / Léon Bakst. К 150-летию со дня рождения"
Где: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Главное здание и Отдел личных коллекций)

Фотография: DR

Этим летом столицу ждет одно из самых знаковых мероприятий в культурной жизни. Впервые в России будет представлена масштабная ретроспективная выставка одного из самых известных и оригинальных художников начала ХХ века - Льва Бакста. Мероприятие приурочено к 150-летию со дня рождения знаменитого живописца.

По словам организаторов выставки, на суд посетителей будет представлено около 200 полотен мастера, а также рисунки, арт-объекты и старинные фотографии из российских и западных собраний. Многие из картин для готовящейся экспозиции будут привезены в Москву впервые.

Лев Самойлович Бакст известен ценителям искусства своим непосредственным участием в организации легендарных "Русских сезонов" Дягилева в Париже и Лондоне. Это он приложил свою руку к костюмам и декорациям таких успешных постановок как "Шахерезада", "Спящая Принцесса" и "Синий Бог". Однако на этом деятельность художника не ограничивалась. Бакст также занимался книжной графикой, работал в индустрии моды и театра. Предстоящая выставка поможет убедиться еще и в дизайнерском таланте мастера. Помимо прочего, на ней будут представлены и некоторые костюмы, при создании которых был задействован Лев Самойлович.

Увидеть все работы художника вживую можно будет в Пушкинском музее. Экспозиция откроется 7 июня и продлится до 4 сентября 2016 года.