Антоний ПогорельскийЧерная курица. Сказки. Художественные особенности сказок А. Погорельского и В. Одоевского

Антоний Погорельский (1787–1836)
Русский писатель, прозаик, государственный деятель. Один из первых отечественных писателей обратился к жанру фантастики.

Настоящее имя - Алексей Алексеевич Перовский. Точная дата рождения не установлена. Происходил из очень известной семьи. Внебрачный сын графа Алексея Кирилловича Разумовского, брат государственных деятелей графов Перовских, дядя А. К. Толстого и братьев Жемчужниковых. Детство провёл в имении Разумовского на Украине где и получил начальное образование. В 1805 году поступил в Московский университет, который закончил через два года со степенью доктора философских и словесных наук.

С детства имел способности к сочинительству и был знаком со многими известными литераторами того времени (Карамзин, Жуковский, Тургенев), однако свое предназначение видел в государственной службе. С 1808 по 1812 служил на разных должностях в провинции и Петербурге. Когда началась Отечественная война 1812 года Погорельский вопреки воле отца оставил пост секретаря министра финансов и ушел в действующую армию. Служил в третьем Украинском казачьем полку, принимал участие в партизанских действиях и крупных сражениях (под Лейпцигом и при Кульме). До 1816 служил в оккупированной союзниками Саксонии адъютантом кн. Н. Г. Репнина. Здесь Погорельский познакомился с творчеством Гофмана, оказавшим на него значительное влияние.

В 1816 году Погорельский покинул армию и вернулся в Петербург где продолжил гражданскую службу. В это время значительно расширяется круг его литературных знакомств, Погорельский входит в среду арзамасцев, знакомится с Пушкиным. В частности Погорельский активно защищал от нападок критики Пушкинскую поэму «Руслан и Людмила». Помимо этого Погорельский становится воспитателем своего племянника А. К. Толстого, мать которого (сестра Погорельского) ушла от мужа вскоре после рождения сына. В 1822 году умер отец писателя и Погорельскому по наследству досталось имение Погорельцы на Украине, в котором он подолгу жил и от названия которого и взял себе псевдоним. Под этим псевдонимом в 1825 году была опубликована первая значительная художественная работа Погорельского – повесть "Лафертовская маковница", высокого оцененная Пушкиным, а затем и сборник "Двойник, или Мои вечера в Малороссии" (1828). К 1829 г. относится детская фантастическая повесть "Черная курица", а с 1830 года начинается публикация самого крупного произведения Погорельского – романа «Монастырка». Все произведения Погорельского оказались новаторскими для своего времени и вызывали обширные дискуссии. В 1830 году Погорельский окончательно ушел в отставку. Писатель жил в своем имении Погорельцы (хотя много ездил по Европе и России), много времени уделяя воспитанию племянника. Скончался Погорельский от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения.

Сказка под названием «Черная курица, или Подземные жители» была написана русским писателем А. Погорельским в 1829 году. Но произведение не потеряло своей актуальности и сегодня. Сказка будет интересна многим школьникам, а для некоторых может послужить настоящим источником жизненной мудрости.

Как создавалась книга

Многим школьникам пришлась по душе сказка «Черная курица, или Подземные жители». Отзывы об этой книге у читателей самые положительные. Однако не всем известно, с какой целью создавалась сказка изначально. Это произведение было подарком А. Толстому, которому Погорельский заменил отца. Алексей Толстой был родственником по отцовской линии великого русского писателя Льва Толстого . Известно, что со временем Алексей Николаевич также стал популярным сочинителем и даже поспособствовал созданию известного образа Козьмы Пруткова.

Однако это ожидало его лишь в будущем, а пока что отрок доставлял немало трудностей Погорельскому из-за того, что не хотел учиться. Именно поэтому Погорельский решил сочинить сказку, которая подвигла бы его воспитанника на труд в учебе . Со временем книга обретала все большую популярность, и уже каждый школьник мог составить о ней свой отзыв. «Черная курица, или Подземные жители» стала классикой для каждого учащегося. Возможно, поклонникам сказки будет интересно узнать о том, что фамилия Погорельский в действительности является псевдонимом. На самом деле писателя звали Алексей Алексеевич Перовский .

Главный герой сказки, место действия

Главный герой «Черной курицы, или Подземных жителей» - мальчик Алеша. Сказка начинается с повествования о главном герое. Мальчик учится в частном пансионе и нередко страдает от своего одиночества. Он мучим тоской по родителям, которые, заплатив деньги за обучение, живут своими заботами вдалеке от Петербурга. Пустоту в душе и общение с близкими людьми Алеше заменяют книги. Фантазия ребенка переносит его в дальние страны, где он воображает себя доблестным рыцарем. Других детей родители забирают на выходные и праздники. Но для Алеши единственной отрадой остаются книги. Место действия сказки, как было указано, - небольшой частный пансионат в Санкт-Петербурге, куда родители отправляют учиться детей. Заплатив деньги за обучение своего чада на несколько лет вперед , они, по сути, исчезают из его жизни полностью.

Начало повести

Главные герои «Черной курицы, или Подземных жителей» - это мальчик Алеша и Чернушка - персонаж, с которым Алеша знакомится на птичьем дворе. Именно там мальчик проводит значительную часть своего свободного времени. Ему очень нравится наблюдать за тем, как живут птицы. В особенности ему приглянулась курица Чернушка. Алеше кажется, что Чернушка безмолвно пытается ему что-то сказать и обладает осмысленным взглядом. Как-то раз Алеша просыпается от криков Чернушки и спасает курицу из рук кухарки. И этим поступком мальчик открывает для себя необычный, сказочный мир. Так начинается волшебная сказка «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского.

Знакомство с подземным миром

Ночью Чернушка приходит к мальчику и начинает разговаривать с ним человеческим голосом. Алеша очень удивился, однако решил отправиться вслед за Чернушкой в волшебный подземный мир, в котором живут маленькие люди. Король этого необычного народа предлагает Алеше любую награду за то, что тот сумел спасти от смерти их министра - Чернушку. Но Алеша ничего не смог выдумать лучше, чем попросить у короля волшебную способность - уметь правильно отвечать на любом уроке даже без подготовки. Королю подземных жителей не пришлась по душе такая идея, ведь она говорила о лености и нерадивости Алеши.

Мечта ленивого ученика

Однако слово есть слово, и ему пришлось выполнить свое обещание. Алеша получил особое конопляное зернышко , которое нужно было всегда носить с собой, чтобы отвечать на домашние задания. На прощание Алеше велено было никому не говорить о том, что он увидел в подземном царстве. Иначе его жителям придется покинуть свои места, чтобы уйти навсегда, и начать обустраивать свою жизнь в неведомых землях. Алеша поклялся, что не нарушит этого обещания.

С той поры герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» становится лучшим учеником во всем Петербурге. Сначала ему неловко, так как учителя хвалят его совершенно незаслуженно . Но в скором времени Алеша и сам начинает верить в то, что является избранным и исключительным. Он начинает гордиться, нередко шалит. Его характер становится все хуже и хуже. Алеша все больше ленится , становится злым, проявляет нахальство.

Развитие сюжета

Недостаточно ознакомиться с кратким содержанием «Черной курицы, или Подземных жителей». Эту книгу непременно стоит прочитать, ведь она заключает в себе немало полезных идей, а ее сюжет будет интересен каждому. Учитель старается больше не хвалить Алешу, а наоборот , стремится образумить. И задает ему выучить наизусть целых 20 страниц текста. Однако Алеша теряет волшебное зернышко , и потому уже не может ответить на урок. Его запирают в спальне до тех пор, пока он не выполнит задание учителя. Но его обленившаяся память уже не может так быстро проделать эту работу . Ночью вновь появляется Чернушка и возвращает ему драгоценный подарок подземного короля. Чернушка также просит его исправиться и еще раз напоминает о том, что следует молчать о волшебном царстве. Алеша обещает выполнить и то, и другое.

На следующий день главный герой сказки «Черная курица, или Подземные жители» Антония Погорельского с блеском отвечает на урок. Но вместо того чтобы похвалить своего ученика, преподаватель начинает допытывать его, когда он умудрился выучить заданное. Если Алеша не расскажет всего, он будет выпорот. От страха Алеша позабыл обо всех своих обещаниях и рассказал о своем знакомстве с царством подземных жителей, их королем и Чернушкой. Но ему никто не поверил, и все равно он был наказан. Уже на этом этапе можно понять главную мысль «Черной курицы, или Подземных жителей». Алеша предал своих друзей, но основным пороком, который стал причиной всех его неприятностей, была банальная леность.

Окончание истории

Жителям подземного царства пришлось покинуть родные места, министра Чернушку заковали в кандалы, а волшебное зернышко навсегда исчезло. Из-за мучительного чувства вины Алеша заболел горячкой и в течение шести недель не вставал с постели. После выздоровления главный герой становится снова послушным и добрым. Его отношения с учителем и товарищами становятся такими, как и прежде. Алеша становится прилежным учеником, хотя и не самым лучшим. Такова концовка сказки «Черная курица, или Подземные жители».

Основные идеи сказки

Чернушка дает Алеше немало советов, с помощью которых он мог бы сохранить себя, не стать злым и ленивым. Министр подземного мира предупреждает его, что от пороков избавиться не так-то просто - ведь пороки «входят в дверь, а выходят через щелочку ». Стоит отметить, что советы Чернушки совпадают с теми выводами, которые делает школьный учитель Алеши. Труд, как считает и учитель, и Черная курица - это основание нравственности и внутренней красоты любого человека. Праздность же, напротив, только развращает - напоминает Погорельский в произведении «Черная курица, или Подземные жители». Главная мысль волшебной повести - добро есть в каждом человеке, однако чтобы оно проявилось, нужно прилагать усилия, стараться его взращивать и проявлять. Иначе никак. Если этого не делать, беда может обрушиться не только на самого человека, но и на тех близких и дорогих ему людей, которые находятся рядом с ним.

Уроки повести

Сказка Погорельского интересна не только своим волшебным сюжетом, но и той моралью, которую пытался донести до своего воспитанника Погорельский . Из литературного наследия писателя осталось совсем немного, и именно поэтому стоит прислушаться к тем идеям, с которыми можно ознакомиться в дошедших до наших времен произведениях. Чему учит «Черная курица, или Подземные жители» и кому будут полезны эти уроки? Они пригодятся каждому школьнику, вне зависимости от его успеваемости. Ведь они каждого учат быть лучше. И в первую очередь нельзя пытаться поставить себя выше других людей, даже если обладаешь какими-либо выдающимися талантами и способностями.

(АЛЕКСЕЙ АЛЕКСЕЕВИЧ ПЕРОВСКИЙ)

С именем Антония Погорельского часто сочетается эпитет «первый». Он — автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых «семейных» романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Сказка увидела свет в 1828 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.
Литературная деятельность писателя (настоящее его имя — Алексей Алексеевич Перовский, 1787—1836) продолжалась всего пять лет: в 1825 году вышла его повесть «Лафертовская маковница», а в 1830 году — роман «Монастырка».
Последние годы жизни Перовский провел в своем маленьком малороссийском имении Погорельцы (отсюда его псевдоним), посвятив себя литературной деятельности и воспитанию племянника Алеши — впоследствии известного писателя А.К. Толстого. Ему и была рассказана история Черной курицы, легшая в основу повести-сказки.
Очевидно, именно потому, что сначала это был живой рассказ маленькому слушателю, столь легка словесная ткань повести, так мягки в ней интонации, ясны мысли и подробны описания. Видно, автор стремился передать мальчику впечатления собственного детства, свои воспоминания о петербургском пансионе, откуда он бежал, повредив при этом ногу, отчего всю жизнь прихрамывал. В «Черной курице...» просматриваются и следы немецкой романтической литературы, в частности преданий о гномах. Но главным в повести остается внимание к формированию характера ребенка, к психологическим особенностям детского возраста, постепенное приобщение ребенка к восприятию фактов и рассуждений на отвлеченные темы.
Здесь Погорельский проявил себя как писатель реалистического направления. Герой повести мальчик Алеша — психологически убедительный, живой образ ребенка. Переживания маленького человека, живущего в пансионе, тоскующего по родителям, его фантазии, взаимоотношения с учителями, любовь к животным — все это отражено в повести, воссоздано с талантом истинно детского писателя, мастерство которого проявилось и в органическом слиянии фантастического и реального.
У Алеши, который на субботу один в пансионе, единственным утешением были книги, которые учитель-немец позволял ему брать из своей библиотеки. А в то время в немецкой литературе царила мода на рыцарские романы и волшебные, полные мистики повести. И у Алеши «юное воображение бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным дремучим лесам».
Немудрено, что реальная черная курочка, к которой Алеша так привязан, что за ее спасение отдал бабушкин подарок — золотую монету, во сне мальчика превращается в волшебное существо ‒ министра подземного царства. Такое слияние волшебного и реального планов вполне соответствует эмоциональному состоянию ребенка, когда он погружен в мечты и не очень отличает вымысел от действительности. Повесть предназначена читателю, для которого мечтать, фантазировать ‒ то же, что дышать.
Погорельскому одному из первых в русской литературе удалось подчинить педагогическую задачу художественному вымыслу. К нему вполне можно применить определение Н.И. Новикова — воспитание ребенка «приятным для него способом». На примере Алеши он убедительно показывал, что хорошо, а что плохо. Плохо лениться, заноситься перед товарищами, быть легкомысленным и болтливым (ведь из-за этого в подземном царстве и произошло несчастье). И хорошие черты тоже четко определены в поступках Алеши. Автор показывает и самоценность детского возраста, богатство душевного мира ребенка, его самостоятельность в определении добра и зла, направленность творческих способностей. Впервые после «Рыцаря нашего времени» Н.М. Карамзина героем произведения стал ребенок.
Со времени опубликования «Черной курицы...» одной из ведущих идей русской литературы стала главная мысль Погорельского: ребенок легко переходит из мира мечты и наивных фантазий в мир сложных чувств и ответственности за свои дела и поступки.
Важная заслуга Погорельскогов том, что своей повестью «Черная курица, или Подземные жители» он фактически положил начало формированию языка отечественной детской прозы. Его произведение написано тем же языком, какой постоянно звучал в культурных семьях того времени, — без трудных для детей книжных и устаревших слов.
Художественные достоинства и педагогическая направленность повести Погорельского сделали ее выдающимся произведением литературы XIX века. Она открывает собой историю русской художественной детской прозы, историю автобиографической прозы о детстве.

Алексе́й Алексе́евич Перо́вский (псевдоним - Антоний Погорельский; 1787-21 июля 1836) - русский писатель, член Российской академии (1829). Брат государственных деятелей графов Л. А. и В. А. Перовских, дядя Алексея Толстого и братьев Алексея и Владимира Жемчужниковых.

Был внебрачным сыном Алексея Разумовского.

Детство провёл в почепском имении Разумовского, получил хорошее домашнее образование. Затем учился в Московском университете (1805-1807), получив по окончании его степень доктора философских и словесных наук. Перевёл на немецкий язык «Бедную Лизу» Николая Карамзина (1807), благодаря Разумовским смог лично познакомиться с Карамзиным и его московским окружением (Петром Вяземским и Василием Жуковским) и получил в этом кругу репутацию шутника и мистификатора. Однако отец, бывший влиятельным масоном, не позволил своему бастарду самому вступить в ложу, вопреки желанию молодого Алексея.

В 1808 году отдельной книгой были изданы три публичные лекции Алексея Перовского по ботанике: «Как различать животных от растений», «О цели и пользе Линеевой системы растений» и «О растениях, которые бы полезно было размножать в России».

В 1808-1810 годах служил в 6-м департаменте Сената, а в 1812 году, вопреки воле отца, ушёл добровольцем в действующую армию - в чине штаб-ротмистра он был зачислен в 3-й Украинский казачий полк. Участвовал во многих сражениях войны (в том числе партизанских отрядах) и заграничного похода, в том числе в Битве народов под Лейпцигом (был адъютантом при генерале Генрихе Жомини) и в сражении под Кульмом. После взятия Лейпцига он был назначен старшим адъютантом князя Николая Репнина. В мае 1814 года Погорельский был переведён в лейб-гвардии Уланский полк, стоявший в Дрездене, и до 1816 года служил в оккупированной союзниками Саксонии. В Германии Перовский увлёкся немецким романтизмом и, в частности, Гофманом, что оказало влияние на его творчество.

После выхода в отставку поселился в Петербурге, вошёл в среду арзамасцев, был избран в члены Вольного общества любителей российской словесности. Заботился о воспитании и образовании своего племянника Алексея Толстого, родившегося в 1817 (вскоре после рождения его мать, сестра Перовского, оставила мужа). Ходили слухи, что Алексей Константинович - плод кровосмесительного союза Перовского с собственной сестрой. Среди знакомых Перовского этого времени был и Пушкин: выход «Руслана и Людмилы» он приветствовал, выступив с остроумным разбором критических нападок на поэму (в журнале «Сын Отечества»). Перовский явился одним из самых активных защитников молодого автора.

После смерти отца в июле 1822 года поселился в имении Погорельцы (Сосницкий уезд Черниговской губернии), где жил с сестрой и племянником А. К. Толстым. Написал там повести «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», опубликованные под псевдонимом Антоний Погорельский (от названия имения) в 1828 году, уже когда автор вернулся на службу (в 1825-1830 годах он был попечителем Харьковского учебного округа) и съездил с племянником в Германию (1827), где посетил Гёте.

«Двойник» - сборник четырёх новелл, объединённых рамочным сюжетом, связан, прежде всего, с немецкой фантастической традицией («Серапионовы братья» Гофмана) и предвосхищал «Вечера на хуторе близ Диканьки» Гоголя и «Русские ночи» В. Ф. Одоевского. Есть в цикле много и от готического романа. Фантастическая повесть «Лафертовская маковница» (опубликована отдельно в 1825) вызвала восторженную оценку Пушкина, который позже процитировал её в своём «Гробовщике». Критика за несколькими исключениями не приняла опередившего своё время «Двойника», увидев в нём нелепую фантастику.

В 1830-1833 опубликовал роман «Монастырка» о жизни выпускницы Смольного института на родине в Малороссии. Этот «нравоописательный роман», сочетавший элементы сентиментальные и романтические, противопоставлялся авторами пушкинского круга «Ивану Выжигину» Булгарина и в целом хорошо был принят публикой и критикой.

Окончательно выйдя в отставку в 1830, Перовский всецело посвятил себя воспитанию племянника, ездил с ним по Италии и общался там с Брюлловым и С. А. Соболевским, затем много ездил по России, вновь встречался с Пушкиным. Скончался от туберкулёза по дороге в Ниццу на место своего лечения. Похоронен на Вольском Православном кладбище Варшавы. Не имея собственных детей, оставил наследниками имения Красный Рог сестру и племянника, А. К. Толстого.

Вот она, единственная сказка моего детства, которая казалась мне жуткой. А ведь я росла в компании Андерсена, с его «Красными башмачками» и братьев Гримм у которых, например, одному мальчику перерубает шею крышка сундука (« и отлетела голова и упала между красными яблоками»)
Но карающие ангелы и злые мачехи, это где то там, за тридевять земель. Другое дело черная курица. Почему бы ей, в самом деле, не вылезти из - под бабушкиной кровати? Тем более, что зима, сумерки и ты в доме один.
Да что там! Когда я думаю о Петербурге, первым делом в голове всплывает: дом, полумрак, портреты с буклями на стенах, темные провалы дверей и Чернушка. Парочки с картин Сомова и блоковские Пьеро с Коломбиной, отлично вписываются в это пространство. Стоп. Кажется, я пишу мемуары..

О книге.
Оказывается, я кроме общей фабулы все забыла. А там ведь и деревья из разноцветного мха, и дорожки из драгоценных камней и зверинец и охота - на Гофмана похоже, но не так рассудочно. Реалистичная часть не хуже. Пансион, учителя, дортуары… А забор из барочных досок? А старушки голандки, говорившие с Петром? А их серый попугай с красным хвостом? Читала бы и читала.
Есть разные теории относительно смысла этой сказки. Одни говорят о развенчании идеалов романтизма; другие, что ночное путешествие Алеши к подземным жителям, это зашифрованное описание масонского ритуала. Или же, это просто история о том, как важно быть прилежным, скромным и держать слово.
Конечно, по нынешним меркам, Погорельский преподносит эти нравственные уроки, слишком уж прямым текстом. Но видно, что автор говорит от чистого сердца, а за искренность многое можно простить.

Экранизации две: анимация 1975-го года и фильм 1980-го.
Сначала мультик, который мне совершенно не понравился.
Он кукольный, выдержан в бело-голубых, тонах и сюжет разворачивается в крайне условном пространстве. С пансионом на фоне белых парусов и Чернушкой разгуливающей по пустынной площади. А кухарки там нет вовсе. Чернушку хотела схватить хищная птица. Но эти отступления можно было бы списать на авторское виденье и простить, когда бы не патетичность и морализаторство. Всего один пример: в сказке, Алеша, высказывает желание всегда знать урок, смутившись перед лицом подземного короля и не сумев ничего другого придумать. Здесь, Чернушка проводит его в сад, где растут семена Доброты, Мудрости и Здоровья. Но Алеша только и думает, как бы не учиться. И я его понимаю. Какой нормальный ребенок, станет мечтать о мудрости?
Далее, наш герой, бывший до того ангелочком, целый день постигавшим азы наук и искусств (так что не ясно, зачем ему зернышко) в раз превращается в мелкого хулигана и даже плеваться начинает. Финал, вроде книжный, а вроде и с намеком на Смысл, хотя, казалось бы, какие уж там подтексты..

Фильм слишком авторский, чтобы его можно было считать экранизацией. Слишком много всего добавлено. На первый план выступают тяготы казенной жизни, наказания и тоска по дому. Бесысходность и бесправность. Мальчик в главной роли такой славный, что не сопереживать невозможно. А режиссер все нагнетает и нагнетает. Я бы оценила фильм намного выше, потому что актерская игра очень хороша и атмосфера (хотя Погорельским там и не пахнет),но его очень тяжело смотреть. Меня Бергман так не грузил, честное слово. И эта нарочитость. Съемка и то как и на чём они расставили акценты… есть в этом какой то снобизм типа: «смотрите, мы творим Искусство, а не сказочки глупые снимаем». Не люблю этого.

Итого: Сказка, отменная, а экранизации уж очень мудреные и не о том.