Что такое романтизм? Эпоха романтизма. Представители романтизма. Батюшков и жуковский - первые русские поэты-романтики Романтический в литературе

Романтизм - (от французского romantism)- идейно- эстетическое и художественное направление, сложившееся в европейском искусстве на рубеже XVIII - XIX веков и господствующее в музыке и литературе на протяжении семи - восьми десятилетий *. Трактовка самого слова «романтизм» является неоднозначной, да и само появление термина «романтизм» в разных источниках трактуется по-разному.

Так первоначально слово romance в Испании означало лирические и героические песни- романсы. Впоследствии слово было перенесено на эпические поэмы о рыцарях - романы. Немного позже романами стали называть прозаические повествования о тех же рыцарях *. В XVII веке- эпитет служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках, в противоположность языкам классической древности.

Впервые романтизм как литературный термин появляется у Новалиса.

В XVIII веке в Англии термин «романтизм» вошел в широкое употребление после того, как был выдвинут братьями Шлегелями и появился в издавшемся ими журнале «Атонеум». Романтизм стал обозначать литературу Средневековья и Возрождения.

Во второй половине XVIII века писательница Жермена де Сталь перенесла термин во Францию, а затем он распространился по другим странам.

Немецкий философ Фридрих Шлегель вывел название нового направления в литературе от термина «роман», считая что именно этот жанр, в отличие от английской и классицистической трагедии является выразителем духа современной эпохи. И, действительно, роман расцвел в XIX веке, подарившем миру многие шедевры этого жанра.

Уже в конце XVIII века романтическим было принято называть все фантастическое или вообще необыкновенное (то, что происходит, «как в романах»). Поэтому и новая поэзия, редко отличающаяся от предшествующей ей классицистической и просветительской, также была названа романтической, а роман был признан ее основным жанром.

В конце XVIII века слово «романтизм» стало обозначать художественное направление, противопоставившее себя классицизму. Унаследовав от эпохи Просвещения многие ее прогрессивные черты, романтизм вместе с тем был связан с глубоким разочарованием как в самом просветительстве, так и в успехах всей новой цивилизации в целом*.

Романтики, в отличие от классицистов (которые своей опорой сделали культуру античности), опирались на культуру средневековья и нового времени.

В поисках духовного обновления романтики нередко приходили к идеализации прошлого, рассматривали, как романтическую, христианскую литературу и религиозные мифы.

Именно сосредоточенность на внутреннем мире личности в христианской литературе стала предпосылкой романтического искусства.

Властителем умов в ту пору становится английский поэт Джордж Гордон Байрон. Он создает «героя XIX века», - образ одинокого человека, гениального мыслителя, не ходящего себе места в жизни.

Глубокое разочарование в жизни, в истории, пессимизм ощущается во многих ощущениях той поры. Взволнованный, возбужденный тонус, мрачная, сгущенная атмосфера - вот характерные приметы романтического искусства.

Романтизм родился под знаком отрицания культа всесильного разума. А потому подлинное познание жизни, как считают романтики, дает не наука, не философия, а искусство. Лишь художник с помощью своей гениальной интуиции может понять действительность.

Романтики возводят художника на пьедестал, едва ли не обожествляют его, ибо он наделен особой чувствительностью, особой интуицией, позволяющей ему проникать в суть вещей. Общество не может простить художнику его гениальности, оно не может понять его прозрений и потому он находится в резком противоречии с обществом, восстает против него, отсюда одна из основных тем романтизма - тема глубокой непонятости художника, его бунта и поражения, его одиночества и гибели.

Романтики мечтали не о частичном усовершенствовании жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. Романтиков характеризовала жажда совершенства - одна из важных особенностей романтического миросозерцания.

В связи с этим у В. Г. Белинского термин «романтизм» распространяется на всю историко - духовную жизнь: «Романтизм- принадлежность не только одного искусства, не одной только поэзии: его источники, в том, в чем источники и искусства, и поэзии- в жизни. » *

Несмотря на проникновение романтизма во все стороны жизни, в иерархии искусств романтизма музыке отводилось самое почетное место, так как в ней царит чувство и поэтому в ней находит высшую цель творчество художника- романтика. Ибо музыка с точки зрения романтиков, не постигает мир в отвлеченных понятиях, а раскрывает его эмоциональную сущность. Шлегель, Гофман - крупнейшие представители романтизма - утверждали, что мыслить звуками выше, чем мыслить понятиями. Ибо музыка воплощает чувства столь глубокие и стихийные, что они не могут быть выражены словами.

В стремлении утвердить свои идеалы романтики обращаются не только к религии и прошлому, но и интересуются различными искусствами и миром природы, экзотическими странами и народным фольклором. Материальным ценностям они противопоставляют духовные, именно в жизни духа романтики видят наивысшую ценность.

Главным становится внутренний мир человека, - его микрокосмос, тяга к бессознательному, культ индивидуального порождает гения, не подчиняющегося общепринятым правилам.

Кроме лирики в мире музыкального романтизма огромное значение уделялось фантастическим образам. Фантастические образы давали резкий контраст реальности, одновременно переплетаясь с ней. Благодаря этому фантастика сама по себе раскрывала перед слушателем разные грани. Фантастика выступала как свобода воображения, игра мысли и чувства. Герой попадал в сказочный, нереальный мир, в котором сталкивались добро и зло, красота и уродливость.

Романтические художники искали спасения в бегстве от жестокой действительности.

Еще одним признаком романтизма становится интерес к природе. Для романтиков природа- это остров спасения от бед цивилизации. Природа утешает и исцеляет мятущуюся душу героя- романтика.

В стремлении показать самых различных людей, отобразить все многообразие жизни композиторы - романтики выбрали искусство музыкальной портретности, что часто приводило к пародии и гротеску.

В музыке непосредственное излияние чувства становится философичным, а пейзаж и портрет проникаются лиризмом влекут к обобщениям.

Интерес романтиков к жизни во всех ее проявлениях неразрывно связан со стремлением воссоздать утраченную гармонию и цельность. Отсюда - интерес к истории, фольклору, трактуемый как самое цельное, неискаженное цивилизацией.

Именно интерес к фольклору в эпоху романтизма способствует появлению несколько национальных композиторских школ, отражающие местные музыкальные традиции. В условиях национальных школ романтизм сохранил много общего и вместе с тем проявил и заметное своеобразие в стилистики, сюжетах, идеях, излюбленных жанрах.

Поскольку романтизм усматривал во всех искусствах единый смысл и единую главную цель- слияние с таинственной сущностью жизни, новое значение приобрела идея синтеза искусств.

Так появляется мысль о том, чтобы сблизить все виды искусства, дабы музыка могла рисовать и рассказывать о звуках содержание романа и трагедии, поэзия приблизилась бы по своей музыкальности к искусству звука, а живопись - передавала образы литературы.

Соединение различных видов искусства давало возможность увеличить воздействие впечатления, усиливало большую целостность восприятия. В слиянии музыке, театра, живописи, поэзии, цветовых эффектов для всех видов искусств открылись новые возможности.

В литературе совершаются обновления художественной форы, создаются новые жанры, такие как исторические романы, фантастические повести, лирико - эпические поэмы. Главным героем создаваемого становится лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счет многозначности, сгущенной метафоричности и открытий в области стихосложения, ритма.

Становится возможным не только синтез искусств, а так же проникновение одного жанра в другой, появляется смешение трагического и комического, высокого и низкого, начинается яркое демонстрирование условности форм.

Так, главным эстетическим принципом в романтической литературе становится изображение красоты. Критерием романтически прекрасного становится новое, неизведанное. Смешение незнакомого и неизвестного романтики считают особенно ценным, особо выразительным средством.

Кроме новых критериев красоты появились и особые теории романтического юмора или иронии. Они часто встречаются у Байрона, Гофмана, в них рисуется ограниченность во взглядах на жизнь. Именно из этой иронии затем произрастет сарказм романтиков. Появится гротескный портрет Гофмана, порывистая страстность Байрона и антитеза страсти у Гюго.

ГЛАВА I. РОМАНТИЗМ И СВОЕОБРАЗИЕ

РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА.

Романтизм в России возник несколько позже, чем на Западе. Почвой для возникновения русского романтизма была не только французская буржуазная революция, война 1812 года, но и сама русская действительность конца XVIII- начала XIX века.

Как отмечалось, родоначальником русского романтизма явился В. А. Жуковский. Его поэзия поразила своей новизной и необычностью.

Но, бесспорно, истинное зарождение романтизма в России связывают с творчеством А. С. Пушкина.

«Кавказский пленник» Пушкина - это, пожалуй, первое произведение романтической школы, где дан портрет романтического героя*. Несмотря на то, что детали портрета Пленника скупы, они даны очень определенно, чтобы как можно лучше подчеркнуть особое положение этого персонажа: «высокое чело», «язвительная усмешка», «горящий взгляд» и так далее. Интересным так же является и параллель между эмоциональным состоянием Пленника и разыгравшейся бурей:

А пленник, с горной вышины,

Один, за тучей громовою,

Возврата солнечного ждал,

Недосягаемый грозою,

И бури немощному вою,

С какой-то радостью внимал. *

Одновременно с этим Пленник, как и многие другие романтические герои, показан одиноким человеком, непонятым окружающими и стоящем выше других. Его внутренняя сила, его гениальность и бесстрашие показаны через мнения других людей, - в частности его врагов:

Беспечной смелости его

Черкесы грозные дивились,

Щадили век его младой

И шепотом между собой

Своей добычею гордились.

Кроме этого Пушкин не останавливается на этом. Рассказ о жизни романтического героя дан как бы намеком. Сквозь строки мы угадываем, что Пленник увлекался литературой, вел бурную светскую жизнь, не ценил ее, постоянно участвуя в дуэлях.

Вся эта красочная жизнь Пленника привела его не только к неудовольствию, но и вылилась в разрыв с окружающими, в бегство в чужие края. Именно будучи странником:

Отступник света, друг природы,

Покинул он родной предел

И в край далекий полетел

С веселым призраком свободы.

Именно жажда свободы и переживание любви заставили Пленника покинуть родной край, и он отправляется за «призраком свободы» в чужие края.

Другим, важным толчком для бегства была и прежняя любовь, которая, как и многих других романтических героев, была невзаимной:

Нет, я не знал любви взаимной,

Любил один, страдал один;

И гасну я, как пламень дымный,

Забытый средь пустых долин.

Во многих романтических произведениях далекий экзотический край и населяющий его народ являлись целью бегства романтического героя. Именно в чужих странах герой- романтик хотел найти долгожданную свободу, гармонию между человеком и природой*. Этот новый мир, привлекавший издали романтического героя, становится для Пленника чуждым, в этом мире Пленник становится рабом*

И вновь романтический герой стремится на волю, теперь свобода для него олицетворяется с казаками, при помощи которых он хочет получить ее. Свобода от плена нужна ему для того, чтобы получить высшую свободу, к которой он стремился и на родине, и в плену.

Возвращение на родину Пленника в поэме не показано. Автор дает возможность читателям самим определить: достигнет ли Пленник свободы, или станет «путником», «изгнанником».

Как и во многих романтических произведениях в поэме дано изображение чужого народа - черкесов*. Пушкин вводит в поэму подлинные сведения о народе, взятые им из издания «Северная пчела».

Эта двузначность горской свободы вполне отвечала характеру романтической мысли. Такое развитие понятия свободы сопрягалось не с морально низким, а с жестоким. Несмотря на это, любопытство Пленника, как и любого другого героя- романтика, заставляет его сочувствовать одним сторонам жизни черкесов и быть равнодушным к другим.

«Бахчисарайский фонтан» одно из немногих произведений А. С. Пушкина, которое начинается не описательной заставкой, а портретом романтического героя. В этом портрете встречаются все типичные черты героя- романтика: «Гирей сидел, потупя взор», «старое чело волненье сердца выражает», «что движет гордою душой?», и ночи хладные часы проводит мрачный, одинокий. ».

Как и в «Кавказском пленнике», в «Бахчисарайском фонтане» присутствует сила, которая толкнула Пленника пуститься в дальний путь. Что же тяготит хана Гирея? Лишь после троекратно задаваемых вопросов, автор отвечает, что смерть Марии отняла у хана последнюю надежду.

Горечь от потери любимой женщины переживается ханом со сверх эмоциональной напряженностью романтического героя:

Он часто в сеча роковых

Подъемлет саблю, и с размаха

Недвижим остается вдруг,

Глядит с безумием вокруг

Бледнеет, будто полный страха,

И что-то шепчет и порой

Горючи слезы льет рекой.

Образ Гирея дан на фоне двух женских образов, которые не менее интересны с точки зрения романтических идей. Две женские судьбы раскрывают два типа любви: одна возвышенная, «выше мира и страстей», а другая - земная, страстная.

Мария рисуется, как излюбленный романтиками образ, - образ чистоты и духовности. Вместе с тем Марии не чужда любовь, она просто еще не проснулась в ней. Марию отличает строгость, гармоничность души.

Мария, как и многие романтические героини, поставлена перед выбором между освобождением и рабством. Выход из создавшегося положения она находит в смирении, что лишь подчеркивает ее духовное начало, веру в высшую силу. Начиная исповедь, Зарема открывает перед Марией мир страстей, недоступных ей. Мария понимает, что все связи с жизнью оборваны, и как многие романтические герои она разочаровывается в жизни, не находя выход из создавшегося положения.

Предыстория Заремы проходит на фоне экзотической страны, которая является для нее родиной. Описание далеких стран, характерное для романтиков, сливается в «Бахчисарайском фонтане» с судьбой героини. Жизнь в гареме для нее - это не узничество, а мечта, которая стала реальностью. Гарем- это тот мир, в который бежит Зарема, чтобы скрыться от всего, что было раньше.

Кроме внутренних психологических состояний романтическая натура Заремы рисуется и чисто внешне. Впервые в поэме Зарема появляется в позе Гирея. Ее изображают такой же безучастной ко всему. И Зарема и Гирей потеряли свою любовь, которая была смыслом их жизни. Как многие романтические герои они от любви получили лишь разочарование.

Таким образом, все три главные персонажи поэмы изображены в критические моменты жизни. Сложившаяся ситуация кажется самым худшим, что могло только случиться в жизни каждого из них. Смерть для них становится неизбежной или желанной. Во всех трех случаях главная причина страданий - это любовное чувство, которое было отвергнуто или невзаимно.

Несмотря на то, что всех трех главных героев можно назвать романтиками, но лишь хан Гирей показан наиболее психологично, именно с ним связан конфликт всей поэмы. Его характер показан в развитии от варвара со страстями до средневекового рыцаря с тонкими чувствами. Чувство, вспыхнувшее в Гирее к Марии, перевернуло его душу и разум. Сам не понимая почему, он охраняет Марию и преклоняется перед ней.

В поэме А. С. Пушкина «Цыганы» по сравнению с предыдущими поэмами центральный персонаж - романтический герой Алеко- дан не только описательно, но и действенно. (Алеко размышляет, он свободно высказывает свои мысли и чувства, он против общепринятых правил, против власти денег, он против городов с их цивилизацией. Алеко ратует за свободу, за возврат к природе, ее гармонии.)

Алеко не только рассуждает, но и подтверждает свою теорию на практике. Герой уходит жить к свободному кочевому народу - к цыганам. Для Алеко жизнь с цыганами - это такой же уход от цивилизации, как бегство других романтических героев в далекие страны или сказочные, мистические миры.

Тяга к мистическому (особенно у западных романтиков) находит выход у Пушкина в сновидениях Алеко. Сны предсказывают и пророчат будущие события в жизни Алеко.

Сам же Алеко не только «берет» у цыган свободу, желаемую им самим, но и вносит в их жизнь общественную гармонию. Для него любовь это не только сильное чувство, но и то, на чем стоит весь его духовный мир, вся его жизнь. Потеря возлюбленной для него, это крушение всего окружающего мира.

Конфликт Алеко строится не только на разочаровании в любви, но уходит глубже. С одной стороны, общество, в котором он жил раньше, не может дать ему свободы и воли, с другой - цыганская свобода не может дать гармонии, постоянства и счастья в любви. Алеко не нужна свобода в любви, которая не накладывает никаких обязательств друг перед другом.

Конфликт порождает убийство, совершаемое Алеко. Его поступок не сводится только к ревности, его поступок это протест против жизни, которая не может ему дать желаемого им существования.

Таким образом, романтический герой у Пушкина, разочаровывается в своей мечте, вольной цыганской жизни, он отвергает то, к чему еще недавно стремился.

Судьба Алеко выглядит трагично не только из-за разочарованности в любви к свободе, но и потому, что Пушкин дает возможный выход для Алеко, который звучит в рассказе старого цыгана.

В жизни старика был похожий случай, но он не стал «разочарованным романтическим героем», он примирился с судьбой. Старик, в отличие от Алеко считает свободу правом для всех, он не забывает любимую, но смиряется с ее волей, удерживаясь от мщения и обиды.

ГЛАВА II. СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ В ПОЭМАХ

М. Ю. ЛЕРМОНТОВА “МЦЫРИ” И “ДЕМОН”.

Жизнь, судьба М. Ю. Лермонтова подобны яркой комете, на миг осветившей небосклон российской духовной жизни тридцатых годов. Везде, где появлялся этот удивительный человек, раздавались возгласы восхищения и проклятия. Ювелирное совершенство его стихов поражало как грандиозностью замысла, так и непобедимым скепсисом, силой отрицания.

Одной из самых романтических поэм во всей русской литературе является поэма «Мцыри» (1839). В этой поэме гармонично сочетаются патриотическая идея с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли. Тюрьмой становится для Мцыри монастырь, сам он кажется себе рабом и узником. Его желание «узнать - для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы» обусловлено страстным порывом к свободе. Короткие дни побега становятся для него временно обретенной волей: только вне монастыря он жил, а не прозябал.

Уже в начале поэмы «Мцыри» мы чувствуем романтический настрой, который привносит центральный персонаж поэмы. Пожалуй, внешний вид, портрет героя не выдает в нем романтического героя, но его исключительность, избранность, таинственность подчеркнуты динамикой его поступков.

Как это обычно бывает в других романтических произведениях, решающий переломный момент происходит на фоне стихии. Уход из монастыря, совершаемый Мцыри происходит в бурю:*

В час ночной, ужасный час,

Когда гроза пугала вас,

Когда, склонясь при алтаре,

Вы ниц лежали на земле,

Я убежал. О, я как брат

Обняться с бурей был бы рад. *

Романтический характер героя подчеркивается и параллелизмом между бурей и чувствами героя- романтика. На фоне стихии одиночество главного героя выделятся еще резче. Буря как бы ограждает Мцыри от всех других людей, но он не боится и не страдает от этого. Природа и как ее часть буря проникают в Мцыри, они сливаются с ним воедино; герой- романтик ищет в разыгравшейся стихии волю и свободу, которой не доставало в монастырских стенах. И как писал Ю. В. Манн: «В озарении молний щуплая фигура мальчика вырастает почти до исполинских размеров Галиафа. » * По поводу этой сцены В. Г. Белинский тоже пишет: «Вы видите, что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри. »*

Само же содержание, поступки героя - бегство в далекий край, манящий счастьем и свободой, может происходить только в романтическом произведении с героем- романтиком. Но вместе с тем герой из «Мцыри» несколько необычен, так как автор не дает разгадки, толчка, который послужил поводом для побега. Сам герой не желает уйти в неизвестный, таинственный, сказочный мир, а лишь пытается вернуться туда, откуда его недавно вырвали. Скорей это может быть расценено не как побег в экзотическую страну, а как возвращение к природе, к ее гармоничной жизни. Поэтому в поэме идут частые упоминания о птицах, деревьях, облаках его родины.

Герой «Мцыри» собирается вернуть в родные края, так как видит свою родину в идеализированном виде: «чудный край тревог и битв». Естественная среда для героя проходит в насилии и жестокости: «блеск отравленных ножен кинжалов длинных». Эта среда представляется ему прекрасной, свободной. Несмотря на дружеское расположение монахов, которые пригрели сироту, в монастыре олицетворяется образ зла, который за тем повлияет на поступки Мцыри. Воля привлекает Мцыри больше, чем дело угодное богу, он вместо обета бежит из монастыря. Он не осуждает монастырские законы, не ставит свои порядки выше монастырских. Так Мцыри, несмотря на все это, готов променять «рай и вечность» на мгновение жизни на родине.

Хотя романтический герой поэмы никому не сделал зла, в отличие от других героев- романтиков* , он все равно остается один. Одиночество еще больше подчеркивается из-за желания Мцыри быть с людьми, делить с ними радости и беды.

Лес, как часть природы, становится для Мцыри то другом, то врагом. Лес одновременно дает герою силу, свободу и гармонию, а так же одновременно отнимает у него силу, топчет его стремление обрести счастье на родине.

Но не только лес и дикие звери становятся преградой на его пути и достижению цели. Его раздражение и досада на людей и природу перерастает на него самого. Мцыри понимает, что не только внешние препятствия мешают ему, но он не может преодолеть чувство собственного голода, физической усталости. Раздражение и боль возрастают в его душе не потому, что нет конкретного человека, виновного в его несчастье, а потому, что он не может найти гармонии жизни только из-за каких-то обстоятельств и состояния его души.

Б. Эхейбаум сделал вывод, что последние слова юноши - «И никого не прокляну»- выражают вовсе не идею «примирения», а служат выражением возвышенного, хотя и трагического состояния сознания. «Он никого не проклинает, потому что никто индивидуально не виновен в его трагическом исходе его борьбы с судьбой. »*

Как и у многих романтических героев, судьба Мцыри не складывается счастливо. Герой- романтик не достигает своей мечты, он погибает. Смерть приходит как избавление от страданий и перечеркивает его мечту. Уже с первых строк поэмы становится ясен финал поэмы «Мцыри». Всю последующую исповедь мы воспринимаем как описание неудач Мцыри. И как считает Ю. В. Маннн: «Три дня» Мцыри- драматический аналог всей его жизни, если бы она протекала на воле, грустно- печальный и своим отстоянием от нее. и неотвратимостью поражения. »*

В поэме Лермонтова «Демон» романтический герой никто иной как злой дух, олицетворяющий зло. Что же может быть общего между демоном и другими героями- романтиками?

Демон, как и другие романтические герои, был изгнан, он «изгнанник рая», как иные герои изгнанники или беглецы. Демон и вносит новые черты в портрет героев романтизма. Так Демон, в отличие от других романтических героев, начинает мстить, он не свободен от злых чувств. Вместо того, чтобы стремиться изгнать, он не может чувствовать и видеть.

Как и другие романтические герои, Демон стремится в родную стихию («хочу я с небом примириться»), откуда он был выгнан*. Его нравственное возрождение полно надежды, но он желает вернуться не раскаявшись. Он не признает своей вины перед богом. И обвиняет, сотворенных богом людей во лжи и предательстве.

И как пишет Ю. В. Манн: «Но никогда еще не было так, чтобы, давая «обет» примирения, герой в той же самой речи, в то же самое время продолжал свой бунт и, возвращаясь к своему богу, в тот же самый момент призывал к новому бегству. »*

Неординарность Демона, как романтического героя связана с неоднозначным отношением Демона к добру и злу. Из-за этого в судьбе Демона эти два противоположные понятия тесно переплетаются. Так, гибель жениха Тамары проистекает из добра- чувства любви к Тамаре. Сама смерть Тамары так же произрастает от любви Демона:

Увы! Злой дух торжествовал!

Смертельный яд его лобзанья

Мгновенно в грудь ее проник.

Мучительный, ужасный крик

Ночное возмутил молчанье.

Тоже самое доброе чувство- любовь нарушает спокойный холод души Демона. Зло, олицетворением которого является он сам, тает от чувства любви. Именно любовь заставляет страдать и чувствовать Демона, как и других романтических героев.

Все это дает право причислить Демона не к существам ада, а поставить его в промежуточное положение между добром и злом. Демон сам олицетворяет тесную связь между добром и злом, их взаимного перехода из одного состояния в другое.

Возможно, отсюда происходит двузначный финал поэмы. Поражение Демона можно считать и примирительным и непримирительным, так как сам конфликт поэмы остался неразрешенным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Романтизм - один из самых неизученных творческих методов, о романтизме много говорили и спорили. При этом многие указывали на недостаточную ясность самого понятия «романтизм».

О романтизме спорили и при его возникновении и даже когда метод достиг расцвета. Дискуссии о романтизме разгорались и тогда, когда метод клонился к упадку, спорят и по сей день о его возникновении и развитии. Данная работа ставила перед собой цель проследить основные признаки романтического стиля, характерные для музыки и литературы.

В данной работе брались наиболее известные поэты русской эпохи романтизма.

Важное место в мировом искусстве занимает эпоха романтизма. Это направление просуществовало достаточно небольшое количество времени в истории литературы, живописи и музыки, но оставило большой след в формировании тенденций, создании образов и сюжетов. Предлагаем подробнее ознакомиться с этим явлением.

Романтизм – это художественное направление в культуре, характеризующееся изображением сильных страстей, идеального мира и борьбы личности с обществом.

Само слово «романтизм» вначале имело значение «мистический», «необычный», но позже приобрело несколько другой смысл: «иной», «новый», «прогрессивный».

История возникновения

Период романтизма приходится на конец XVIII века и первую половину XIX века. Кризис классицизма и излишняя публицистичность Просвещения привели к переходу от культа разума к культу чувства. Связующим звеном между классицизмом и романтизмом стал сентиментализм, в котором чувство становилось рациональным и естественным. Он стал своеобразным истоком нового направления. Романтики пошли дальше и полностью погрузились в иррациональные размышления.

Истоки романтизма стали зарождаться в Германии, в которой к тому времени было популярно литературное движение «Буря и натиск». Его приверженцы высказывали достаточно радикальные идеи, что послужило становлению среди них романтического бунтарского настроя. Развитие романтизма продолжилось уже во Франции, России, Англии, США и других странах. Основоположником романтизма в живописи считается Каспар Давид Фридрих. Родоначальником в русской литературе – Василий Андреевич Жуковский.

Основными течениями романтизма стали народно-фольклорное (основано на народном творчестве), байроническое (меланхолия и одиночество), гротескно-фантастическое (изображение нереального мира), утопическое (поиск идеала) и вольтеровское (описание исторических событий).

Основные черты и принципы

Главной характеристикой романтизма является преобладание чувства над разумом. Из реальности автор переносит читателя в идеальный мир или сам томится по нему. Отсюда еще один признак – двоемирие, создающееся по принципу «романтической антитезы».

Романтизм по праву можно считать экспериментальным направлением, в котором фантастические образы умело вплетаются в произведения. Эскапизм, то есть уход от реальности, достигается мотивами прошлого или погружением в мистику. В качестве средств для ухода от реальности автор выбирает фантастику, прошлое, экзотику или фольклор.

Отображение эмоций человека через природу является ещё одной особенностью романтизма. Если говорить о своеобразии в изображении человека, то часто он предстает перед читателем одиноким, нетипичным. Появляется мотив «лишнего человека», бунтаря, разочаровавшегося в цивилизации и сражающегося против стихии.

Философия

Дух романтизма был пропитан категорией возвышенного, то есть созерцанием прекрасного. Приверженцы новой эпохи пытались переосмыслить религию, объясняя ее, как ощущение бесконечности, и ставили идею необъяснимости мистических явлений выше идей атеизма.

Суть романтизма заключалась в борьбе человека против общества, преобладанием чувственности над рациональностью.

Как проявил себя романтизм

В искусстве романтизм проявился во всех сферах, кроме архитектуры.

В музыке

Композиторы романтизма по-новому смотрели на музыку. В мелодиях звучал мотив одиночества, большое внимание уделялось конфликту и двоемирию, с помощью личного тона авторы для самовыражения добавляли в произведения автобиографичность, использовались новые приемы: например, расширение тембровой палитры звука.

Как и в литературе, здесь появился интерес к фольклору, а в операх добавились фантастические образы. Основными жанрами в музыкальном романтизме стали ранее непопулярные песня и миниатюра, перешедшие из классицизма опера и увертюра, а также поэмные жанры: фантазия, баллада и другие. Самые известные представители этого направления: Чайковский, Шуберт и Лист. Примеры произведений: Берлиоз «Фантастическая история», Моцарт «Волшебная флейта» и другие.

В живописи

Эстетика романтизма имеет свой неповторимый характер. Самый популярный жанр в картинах романтизма — пейзаж. Например, у одного из самых известных представителей русского романтизма Ивана Константиновича Айвазовского это бурная морская стихия («Море с кораблем»). Один из первых художников-романтиков, Каспар Давид Фридрих, ввел в живопись пейзаж от третьего лица, показав человека со спины на фоне таинственной природы и создав ощущение, что мы смотрим глазами этого персонажа (примеры произведений: «Двое, созерцающие луну», «Скалистые берега острова Рюгин»). Превосходство природы над человеком и его одиночество особенно чувствуется в картине «Монах на берегу моря».

Изобразительное искусство в эпоху романтизма становилось экспериментальным. Уильям Тёрнер предпочитал создавать полотна размашистыми мазками, с почти незаметными деталями («Метель. Пароход у входа в гавань»). В свою очередь, предвестник реализма Теодор Жерико также писал картины, мало похожие на изображения реальной жизни. Например, на картине «Плот Медузы» умирающие от голода люди выглядят, как атлетически сложенные герои. Если говорить о натюрмортах, то все предметы на картинах постановочно расставлены и вычищены (Чарльз Томас Бейл «Натюрморт с виноградом»).

В литературе

Если в эпоху Просвещения за редким исключением отсутствовали лирические и лироэпические жанры, то в романтизме они играют главную роль. Произведения отличаются образностью, оригинальностью сюжета. Либо это приукрашенная реальность, либо это вовсе фантастические ситуации. Герой романтизма обладает исключительными качествами, оказывающими влияние на его судьбу. Книги, написанные два века назад, до сих пор пользуются спросом не только среди школьников и студентов, но и среди всех интересующихся читателей. Примеры произведений и представители направления представлены ниже.

За рубежом

Среди поэтов начала XIX века можно назвать Генриха Гейне (сборник «Книга песен»), Уильяма Вордсворта («Лирические баллады»), Перси Биши Шелли, Джона Китса, а также Джорджа Ноэла Гордона Байрона — автора поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда». Большую популярность получили исторические романы Вальтера Скотта (например, « », «Квентин Дорвард»), романы Джейн Остин (« »), поэмы и рассказы Эдгара Аллана По (« », « »), рассказы Вашингтона Ирвинга («Легенда о Сонной Лощине») и сказки одного из первых представителей романтизма Эрнеста Теодора Амадея Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король», « »).

Также известны произведения Сэмюэла Тейлора Колрижда («Сказания старого морехода») и Альфреда де Мюссе («Исповедь сына века»). Примечательно, с какой лёгкостью читатель попадает из реального мира в вымышленный и обратно, вследствие чего они оба сливаются в одно целое. Отчасти это достигается простым языком многих произведений и непринужденным повествованием о столь необычных вещах.

В России

Родоначальником русского романтизма считается Василий Андреевич Жуковский (элегия « », баллада « »). Со школьной программы всем знакома поэма Михаила Юрьевича Лермонтова « », где особое внимание уделяется мотиву одиночества. Поэта не зря называли русским Байроном. Философская лирика Федора Ивановича Тютчева, ранние стихотворения и поэмы Александра Сергеевича Пушкина, поэзия Константина Николаевича Батюшкова и Николая Михайловича Языкова, — всё это оказало большое влияние на развитие отечественного романтизма.

Раннее творчество Николая Васильевича Гоголя также представлено в этом направлении (например, мистические повести из цикла « »). Интересно, что романтизм в России развивался параллельно с классицизмом и иногда эти два направления не слишком резко противоречили друг другу.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801-1815), зрелый (1815-1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза. Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты. В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошлого - эпохи сентиментализма, но если Жуковский еще глубоко укоренен в ней, то Батюшков гораздо ближе к новым веяниям. Белинский справедливо отмечал, что для творчества Жуковского характерны “жалобы на несвершенные надежды, которым не было имени, грусть по утраченном счастии, которое Бог знает в чем состояло”. Действительно, в лице Жуковского романтизм делал еще свои первые робкие шаги, отдавая дань сентиментальной и меланхолической тоске, смутным, едва уловимым сердечным томлениям, одним словом, тому сложному комплексу чувств, который в русской критике получил название “романтизм средних веков”. Совсем иная атмосфера царит в поэзии Батюшкова: радость бытия, откровенная чувственность, гимн наслаждению. Пластичность и изящная определенность формы сближает его с классической литературой античности.

Жуковского по праву считают ярким представителем русского эстетического гуманизма. Чуждый сильным страстям, благодушный и кроткий Жуковский находился под заметным влиянием идей Руссо и немецких романтиков. Вслед за ними он придавал большое значение эстетической стороне в религии, морали, общественных отношениях. Искусство приобретало у Жуковского религиозный смысл, он стремился увидеть в искусстве “откровение” высших истин, оно было для него “священным”. Для немецких романтиков характерно отождествление поэзии и религии. То же самое мы находим и у Жуковского, который писал: “Поэзия есть Бог в святых мечтах земли”. В немецком романтизме ему особенно близким было тяготение ко всему запредельному, к “ночной стороне души”, к “невыразимому” в природе и человеке. Природа в поэзии Жуковского окружена тайной, его пейзажи призрачны и почти нереальны, словно отражения в воде:

Как слит с прохладою растений фимиам!

Как сладко в тишине у брега струй плесканье!

Как тихо веянье зефира по водам

И гибкой ивы трепетанье!

Чувствительная, нежная и мечтательная душа Жуковского как будто сладко замирает на пороге “оного таинственного света”. Поэт, по меткому выражению Белинского, “любит и голубит свое страдание”, однако страдание это не уязвляет его сердце жестокими ранами, ибо даже в тоске и печали его внутренняя жизнь тиха и безмятежна. Поэтому, когда в послании к Батюшкову, “сыну неги и веселья”, он называет поэта-эпикурейца “родным по Музе”, то трудно поверить в это родство. Скорее мы поверим добродетельному Жуковскому, который дружески советует певцу земных наслаждений: “Отвергни сладострастья погибельны мечты!”

Батюшков - фигура во всем противоположная Жуковскому. Это был человек сильных страстей, а его творческая жизнь оборвалась на 35 лет раньше его физического существования: совсем молодым человеком он погрузился в пучину безумия. Он с одинаковой силой и страстью отдавался как радостям, так и печалям: в жизни, как и в ее поэтическом осмыслении, ему - в отличие от Жуковского - была чужда “золотая середина”. Хотя его поэзии также свойственны восхваления чистой дружбы, отрады “смиренного уголка”, но его идиллия отнюдь не скромна и не тиха, ибо Батюшков не мыслит ее без томной неги страстных наслаждений и опьянения жизнью. Временами поэт так увлечен чувственными радостями, что готов безоглядно отринуть гнетущую мудрость науки:

Ужели в истинах печальных

Угрюмых стоиков и скучных мудрецов,

Сидящих в платьях погребальных

Между обломков и гробов,

Найдем мы жизни нашей сладость?

От них, я вижу, радость

Летит, как бабочка от терновых кустов.

Для них нет прелести и в прелестях природы,

Им девы не поют, сплетаясь в хороводы;

Для них, как для слепцов,

Весна без радости и лето без цветов.

Подлинный трагизм редко звучит в его стихах. Лишь в конце его творческой жизни, когда он стал обнаруживать признаки душевного недуга, под диктовку было записано одно из его последних стихотворений, в котором отчетливо звучат мотивы тщеты земного бытия:

Ты помнишь, что изрек,

Прощаясь с жизнию, седой Мельхиседек?

Рабом родился человек,

Рабом в могилу ляжет,

И смерть ему едва ли скажет,

Зачем он шел долиной чудной слез,

Страдал, рыдал, терпел, исчез.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

– (фр. romantisme , от средневекового фр. romant – роман) – направление в искусстве, сформировавшееся в рамках общелитературного течения на рубеже 18–19 вв. в Германии. Получил распространение во всех странах Европы и Америки. Наивысший пик романтизма приходится на первую четверть 19 в.

Французское слово romantisme восходит к испанскому romance (в средние века так называли испанские романсы, а затем и рыцарский роман), английскому romantic, превратившемуся в 18 в. в romantique и означавшему тогда «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 в. романтизм становится обозначением нового направления, противоположного классицизму.

Входя в антитезу «классицизм» – «романтизм», направление предполагало противопоставление классицистического требования правил романтической свободе от правил. Такое понимание романтизма сохраняется и по сей день, но, как пишет литературовед Ю.Манн, романтизм «не просто отрицание

правил“, но следование «правилам» более сложным и прихотливым».

Центр художественной системы романтизма – личность, а его главный конфликт – личности и общества. Решающей предпосылкой развития романтизма стали события Великой французской революции. Появление романтизма связано с антипросветительским движением, причины которого лежат в разочаровании в цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, результатом которого явились новые контрасты и противоречия, нивелировка и духовное опустошение личности.

Просветительство проповедовало новое общество как самое «естественное» и «разумное». Лучшие умы Европы обосновывали и предвещали это общество будущего, но действительность оказалась неподвластной «разуму», будущее – непредсказуемым, иррациональным, а современное общественное устройство стало угрожать природе человека и его личностной свободе. Неприятие этого общества, протест против бездуховности и эгоизма отражается уже в сентиментализме и предромантизме. Романтизм же выражает это неприятие наиболее остро. Противостоял романтизм эпохе Просвещения и в словесном плане: язык романтических произведений, стремясь быть естественным, «простым», доступным для всех читателей, представлял собой нечто противоположное классике с ее благородной, «возвышенной» тематикой, характерной, например, для классической трагедии.

У поздних западноевропейских романтиков пессимизм по отношению к обществу приобретает космические масштабы, становится «болезнью века». Героям многих романтических произведений (Ф.Р.Шатобриана

, А.Мюссе , Дж.Байрона , А.Виньи , А.Ламартина , Г.Гейне и др.) свойственны настроения безнадежности, отчаяния, которые приобретают общечеловеческий характер. Совершенство утрачено навсегда, миром правит зло, воскресает древний хаос. Тема «страшного мира», свойственная всей романтической литературе, наиболее ярко воплотилась в так называемом «черном жанре» (в предромантическом «готическом романе» – А.Радклиф, Ч.Мэтьюрин, в «драме рока», или «трагедии рока», – З.Вернер, Г.Клейст, Ф.Грильпарцер), а также в произведениях Байрона, К.Брентано, Э.Т.А.Гофмана , Э.По и Н.Хоторна.

В то же время романтизм зиждется на идеях, бросающих вызов «страшному миру», – прежде всего идеях свободы. Разочарование романтизма – это разочарование в действительности, но прогресс и цивилизация – лишь одна ее сторона. Неприятие этой стороны, отсутствие веры в возможности цивилизации предоставляют другой путь, путь к идеалу, к вечному, к абсолюту. Этот путь должен разрешить все противоречия, полностью изменить жизнь. Это путь к совершенству, «к цели, объяснение которой нужно искать по ту сторону видимого» (А.Де Виньи). Для одних романтиков в мире господствуют непостижимые и загадочные силы, которым необходимо подчиниться и не пытаться изменить судьбу (поэты «озерной школы», Шатобриан

, В.А.Жуковский ). У других «мировое зло» вызывало протест, требовало отмщения, борьбы. (Дж.Байрон, П.Б.Шелли , Ш.Петефи, А.Мицкевич , ранний А.С.Пушкин ). Общим же было то, что все они видели в человеке единую сущность, задача которой вовсе не сводится лишь к решению обыденных задач. Напротив, не отрицая повседневности, романтики стремились разгадать тайну человеческого бытия, обращаясь к природе, доверяя своему религиозному и поэтическому чувству.

Романтический герой – личность сложная, страстная, внутренний мир которой необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий. Романтиков интересовали все страсти, и высокие и низкие, которые противопоставлялись друг другу. Высокая страсть – любовь во всех ее проявлениях, низкая – жадность, честолюбие, зависть. Низменной материальной практике романтики противопоставляли жизнь духа, в особенности религию, искусство, философию. Интерес к сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души – характерные черты романтизма.

Можно говорить о романтике как об особом типе личности – человеке сильных страстей и высоких устремлений, несовместимым с обыденным миром. Подобному характеру сопутствуют исключительные обстоятельства. Привлекательными для романтиков становятся фантастика, народные музыка, поэзия, сказания – все, что в течение полутора столетий рассматривалось как жанры мелкие, не стоящие внимания. Для романтизма свойственно утверждение свободы, суверенности личности, повышенное внимание к единичному, неповторимому в человеке, культ индивидуального. Уверенность

в самоценности человека оборачивается протестом против рока истории. Часто героем романтического произведения становится художник, способный творчески воспринимать действительность. Классицистическое «подражание природе» противопоставлено творческой энергии художника, преображающего реальность. Создается свой, особый мир, более прекрасный и реальный, нежели эмпирически воспринимаемая действительность. Именно творчество является смыслом сущего, оно представляет собой высшую ценность мироздания. Романтики страстно защищали творческую свободу художника, его фантазию, полагая, что гений художника не подчиняется правилам, но творит их.

Романтики обращались к различным историческим эпохам, их привлекало их своеобразие, влекли экзотические и таинственные страны и обстоятельства. Интерес к истории стал одним из непреходящих завоеваний художественной системы романтизма. Он выразился в создании жанра исторического романа (Ф.Купер , А.Виньи , В.Гюго ), основоположником которого считается В.Скотт ,и вообще романа, который приобрел ведущее положение в рассматриваемую эпоху. Романтики подробно и точно воспроизводят исторические детали, фон, колорит той или иной эпохи, но романтические характеры даются вне истории, они, как правило, выше обстоятельств и не зависят от них. В то же время романтики воспринимали роман как средство постижения истории, а от истории шли к проникновению в тайны психологии, а соответственно – и современности. Интерес к истории отразился также в трудах историков французской романтической школы (О.Тьерри, Ф.Гизо, Ф.О.Менье).

Именно в эпоху Романтизма происходит открытие культуры Средневековья, а восхищение античностью, свойственное прошлой эпохе, также не ослабевает и в конце

18 – нач. 19 вв. Разнообразие национальных, исторических, индивидуальных особенностей имело и философский смысл: богатство единого мирового целого состоит из совокупности этих отдельных черт, а изучение истории каждого народа в отдельности дает возможность проследить, по выражению Берка, не прерывающуюся жизнь посредством следующих одно за другим новых поколений.

Эпоха Романтизма ознаменовалась расцветом литературы, одним из отличительных свойств которой было увлечение общественными и политическими проблемами. Пытаясь постичь роль человека в происходящих исторических событиях, писатели-романтики тяготели к точности, конкретности, достоверности. В то же время действие их произведений часто разворачивается в необычной для европейца обстановке – например, на Востоке и в Америке, или, для русских – на Кавказе или в Крыму. Так, романтические

поэты – по преимуществу лирики и поэты природы, и потому в их творчестве (впрочем, так же, как и у многих прозаиков) значительное место занимает пейзаж – прежде всего, море, горы, небо, бурная стихия, с которой героя связывают сложные взаимоотношения. Природа может быть сродни страстной натуре романтического героя, но может и противостоять ему, оказываться враждебной силой, с которой он вынужден бороться.

Необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далеких стран и народов – также вдохновляли романтиков. Они искали черты, составляющие первооснову национального духа. Национальная самобытность проявляется прежде всего в устном народном творчестве. Отсюда интерес к фольклору, переработка фольклорных произведений, создание собственных произведений на основе народного творчества.

Развитие жанров исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, баллады – заслуга романтиков. Их новаторство проявилось и в лирике, в частности, в использовании многозначности слова, развитии ассоциативности, метафоричности, открытиями в области стихосложения, метра, ритма.

Для романтизма характерен синтез родов и жанров, их взаимопроникновение. Романтическая художественная система основывалась на синтезе искусства, философии, религии. Например, у такого мыслителя, как Гердер, поискам путей революционного обновления культуры служат и лингвистические исследования, и философские доктрины, и путевые заметки. Многое из достижений романтизма унаследовал реализм 19 в. – склонность к фантастике, гротеск, смешение высокого и низкого, трагического и комического, открытие «субъективного человека».

В эпоху романтизма расцветает не только литература, но и многие науки: социология, история, политология, химия, биология, эволюционное учение, философия (Гегель

, Д.Юм , И.Кант , Фихте, натурфилософия, суть которой сводится к тому, что природа – одно из одеяний Бога, «живое одеяние Божества»).

Романтизм – культурное явление Европы и Америки. В разных странах его судьба имела свои особенности.

Германию можно считать страной классического романтизма. Здесь события Великой французской революции были осознаны скорее в области идей. Общественные проблемы рассматривались в рамках философии, этики, эстетики. Воззрения немецких романтиков становятся всеевропейскими, оказывают влияние на общественную мысль, искусство других стран. История немецкого романтизма распадается на несколько периодов.

У истоков немецкого романтизма стоят писатели и теоретики иенской школы (В.Г.Ваккенродер, Новалис , братья Ф. и А.Шлегели, В.Тик). В лекциях А.Шлегеля и в трудах Ф.Шеллинга концепция романтического искусства приобрела свои очертания. Как пишет одна из исследовательниц иенской школы Р.Хух, иенские романтики «выдвигали в качестве идеала объединение различных полюсов, как бы последние ни назывались – разумом и фантазией, духом и инстинктом». Иенцам же принадлежат и первые произведения романтического направления: комедия Тика Кот в сапогах (1797), лирический цикл Гимны к ночи (1800) и роман Генрих фон Офтердинген (1802) Новалиса. К этому же поколению принадлежит поэт-романтик Ф.Гёльдерлин , не входивший в иенскую школу.

Гейдельбергская школа – второе поколение немецких романтиков. Здесь заметнее проявился интерес к религии, старине, фольклору. Этим интересом объясняется появление сборника народных песен Волшебный рог мальчика (1806–08), составленного Л.Арнимом и Брентано, а также Детских и семейных сказок (1812–1814) братьев Я. и В.Гримм . В рамках гейдельбергской школы оформилось первое научное направление в изучении фольклора – мифологическая школа, в основе которой лежали мифологические идеи Шеллинга и братьев Шлегелей.

Для позднего немецкого романтизма характерны мотивы безысходности, трагизма, неприятие современного общества, ощущение несовпадения мечты и реальности (Клейст

, Гофман). К этому поколению относятся А.Шамиссо, Г.Мюллер и Г.Гейне, назвавший себя «последним романтиком».

Английский романтизм сосредоточен на проблемах развития общества и человечества в целом. Английским романтикам присуще ощущение катастрофичности исторического процесса. Поэты «озерной школы» (У.Вордсворт

, С.Т.Колридж , Р.Саути ) идеализируют старину, воспевают патриархальные отношения, природу, простые, естественные чувства. Творчество поэтов «озерной школы» проникнуто христианским смирением, им свойственно обращение к подсознательному в человеке.

Романтические поэмы на средневековые сюжеты и исторические романы В.Скотта отличает интерес к родной старине, к устной народной поэзии.

Основная тема творчества Дж. Китса , члена группы «лондонских романтиков», куда помимо него входили Ч.Лэм, У.Хэзлитт, Ли Хант, – красота мира и человеческой природы.

Крупнейшие поэты английского романтизма – Байрон и Шелли, поэты «бури», увлеченные идеями борьбы. Их стихия – политический пафос, сочувствие к угнетенным и обездоленным, защита свободы личности. Байрон до конца жизни остался верен своим поэтическим идеалам, смерть застала его в самой гуще «романтических» событий войны за независимость Греции. Образы героев-мятежников, индивидуалистов с чувством трагической обреченности, надолго сохраняли влияние на всю европейскую литературу, а следование байроновскому идеалу получило название «байронизма».

Во Франции романтизм утвердился довольно поздно, к началу 1820-х. Здесь были сильны традиции классицизма, и новому направлению пришлось преодолевать сильное противодействие. Хотя романтизм и принято сопоставлять с развитием антипросветительского движения, тем не менее он сам связан и с наследием Просвещения, и с предшествующими ему художественными направлениями. Так лирический интимно-психологический роман и повесть Атала (1801) и Рене (1802) Шатобриана, Дельфина (1802) и Коринна, или Италия (1807) Ж.Сталь, Оберман (1804) Э.П.Сенанкура, Адольф (1815) Б.Констана – оказали большое влияние на формирование французского романтизма. Жанр романа получает дальнейшее развитие: психологический (Мюссе ), исторический (Виньи, раннее творчество Бальзака , П.Мериме), социальный (Гюго, Жорж Санд, Э.Сю). Романтическая критика представлена трактатами Сталь, теоретическими выступлениями Гюго, этюдами и статьями Сент-Бёва, родоначальника биографического метода. Здесь же, во Франции, блестящего расцвета достигает поэзия (Ламартин, Гюго, Виньи, Мюссе, Ш.О.Сент-Бёв, М.Деборд-Вальмор). Появляется романтическая драма (А.Дюма-отец, Гюго, Виньи, Мюссе).

Романтизм получил распространение и в других европейских странах. А развитие романтизма в США связано с утверждением национальной независимости. Для американского романтизма характерна большая близость традициям просветительства, особенно у ранних романтиков (У.Ирвинг, Купер, У.К.Брайант), оптимистические иллюзии в ожидании будущего Америки. Большая усложненность и многозначность характерны для зрелого американского романтизма: Э.По, Хоторн, Г.У.Лонгфелло , Г.Мелвилл и др. В особое течение тут выделяется трансцендентализм – Р.У.Эмерсон, Г.Торо, Хоторн, которые воспевали культ природы и простой жизни, отвергали урбанизацию и индустриализацию.

Романтизм в России явление во многом отличное от западноевропейского, хотя и на него безусловное влияние оказала Великая Французская революция. Дальнейшее развитие направления связано прежде всего с войной 1812 и ее последствиями, с дворянской революционностью.

Расцвет романтизма в России пришелся на первую треть 19 в., значительный и яркий период русской культуры. Он связан с именами В.А.Жуковского

, К.Н.Батюшкова , А.С.Пушкина , М.Ю.Лермонтова, К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского, Е.А.Баратынского , Н.В.Гоголя. Романтические идеи явственно проявляются к концу 18 в. Произведения, относящиеся к этому периоду, несут в себе разные художественные элементы.

В начальный период романтизм тесно переплетается с различными доромантическими влияниями. Так, на вопрос, считать ли Жуковского романтиком, или его творчество принадлежит эпохе сентиментализма, разные исследователи отвечают по-разному. Г.А.Гуковский считал, что тот сентиментализм, из которого «вышел» Жуковский, сентиментализм «карамзинского толка», уже был ранним этапом романтизма. А.Н.Веселовский видит роль Жуковского во внесении в поэтическую систему сентиментализма отдельных романтических элементов и отводит ему место в преддверии русского романтизма. Но как бы ни решался этот вопрос, имя Жуковского тесно связано с эпохой романтизма. Будучи членом Дружеского литературного общества и сотрудничая в журнале «Вестник Европы», Жуковский играл значительную роль в утверждении романтических идей и представлений.

Именно благодаря Жуковскому в русскую литературу входит один из любимейших жанров западноевропейских романтиков – баллада. По мнению В.Г.Белинского, она позволила поэту привнести в русскую словесность «откровение тайн романтизма». Жанр литературной баллады возникает во второй половине 18 в. Благодаря переводам Жуковского русские читатели познакомились с балладами Гете, Шиллера, Бюргера, Саути, В.Скотта. «Переводчик в прозе есть раб, переводчик в стихах – соперник», эти слова принадлежат самому Жуковскому и отражают его отношение к собственным переводам. После Жуковского к жанру баллады обращаются многие поэты – А.С.Пушкин (Песнь о Вещем Олеге

, Утопленник), М.Ю.Лермонтов (Воздушный корабль , Русалка ), А.К.Толстой ( Василий Шибанов) и др. Другой жанр, прочно утвердившийся в русской литературе благодаря творчеству Жуковского, – элегия. Романтическим манифестом поэта можно считать стихотворение Невыразимое (1819). Жанр этого стихотворения – отрывок – подчеркивает неразрешимость вечного вопроса: Что наш язык земной пред дивною природой ? Если в творчестве Жуковского сильны традиции сентиментализма, то поэзия К.Н.Батюшкова, П.А.Вяземского , юного Пушкина отдают дань анакреонтической «легкой поэзии». В творчестве поэтов-декабристов – К.Ф.Рылеева, В.К.Кюхельбекера, А.И.Одоевского и др. – ясно проступают традиции просветительского рационализма.

Историю русского романтизма принято делить на два периода. Первый заканчивается восстанием декабристов. Романтизм этого периода достиг своей вершины в творчестве А.С.Пушкина, когда он пребывал в южной ссылке. Свобода, в том числе и от деспотических политических режимов, – одна из основных тем «романтического» Пушкина. (Кавказский пленник

, Братья разбойники» , Бахчисарайский фонтан , Цыганы – цикл «южных поэм»). С темой свободы переплетаются мотивы заточения, изгнания. В стихотворении Узник создан чисто романтический образ, где даже орел – традиционный символ свободы и силы, мыслится как товарищ лирического героя по несчастью. Завершает период романтизма в творчестве Пушкина стихотворение К морю (1824). После 1825 русский романтизм изменяется. Поражение декабристов стало переломным моментом в жизни общества. Романтические настроения усиливаются, но акценты смещаются. Противопоставление лирического героя и общества становится роковым, трагическим. Это уже не сознательное уединение, бегство от суеты, а трагическая невозможность найти гармонию в обществе.

Творчество М.Ю.Лермонтова стало вершиной этого периода. Лирический герой его ранней поэзии – мятежник, бунтарь, личность, которая вступает в битву с судьбой, в битву, исход которой предопределен. Однако эта борьба неизбежна, потому что она и является жизнью (Я жить хочу! хочу печали… ). Лирическому герою Лермонтова нет равных среди людей, в нем видны и божественные и демонические черты (Нет, я не Байрон, я другой… ). Тема одиночества – одна из основных в творчестве Лермонтова, во многом дань романтизму. Но она имеет и философскую основу, связанную с концепциями немецких философов Фихте и Шеллинга. Человек – не только личность, ищущая жизнь в борьбе, но при этом сама полна противоречий, соединяющая в себе добро и зло, и во многом из-за этого одинокая и непонятая. В стихотворении Дума Лермонтов обращается к К.Ф.Рылееву, в творчестве которого жанр «думы» занимает немалое место. Ровесники Лермонтова одиноки, жизнь для них бессмысленна, они не надеются оставить свой след в истории: Его грядущее иль пусто, иль темно… . Но и для этого поколения святы абсолютные идеалы, и оно стремится к обретению смысла жизни, но ощущает недостижимость идеала. Так Дума из рассуждения о поколении становится размышлением о смысле жизни.

Поражение декабристов усиливает пессимистические романтические настроения. Это выражается в позднем творчестве писателей-декабристов, в философской лирике Е.А.Баратынского и поэтов-«любомудров» – Д.В.Веневитинова , С.П.Шевырёва, А.С.Хомякова). Развивается романтическая проза: А.А.Бестужев-Марлинский, ранние произведения Н.В.Гоголя (Вечера на хуторе близ Диканьки

), А.И.Герцен . Завершающей романтическую традицию в русской литературе можно считать философскую лирику Ф.И.Тютчева . В ней он продолжает две линии – русского философского романтизма и классицистической поэзии. Ощущая противостояние внешнего и внутреннего, его лирический герой не отказывается от земного, но устремляется к бесконечному. В стихотворении Silentium ! он отказывает «земному языку» не только в способности передать прекрасное, но и любовь, задаваясь тем самым вопросом, что и Жуковский в Невыразимом . Необходимо принять одиночество, ибо истинная жизнь настолько хрупка, что не вынесет вмешательства извне: Лишь жить в себе самом умей – / Есть целый мир в душе твоей…А размышляя об истории, Тютчев видит величие души в способности отрешиться от земного, почувствовать себя свободным (Цицерон ). В 1840-х романтизм постепенно отходит на второй план и уступает место реализму. Но традиции романтизма напоминают о себе на протяжении всего 19 в.

В конце 19 – начале

20 вв. возникает так называемый неоромантизм. Он не представляет целостного эстетического направления, его появление связано с эклектичностью культуры рубежа веков. Неоклассицизм связан, с одной стороны, с реакцией на позитивизм и натурализм в литературе и искусстве, с другой, противостоит декадентству, противополагая пессимизму и мистицизму романтическое преображение действительности, героическую приподнятость. Неоромантизм – результат разнообразных художественных поисков, характерных для культуры рубежа веков. Тем не менее это направление тесно связано с романтической традицией прежде всего общими принципами поэтики – отрицанием обыденного и прозаического, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и фантастике и др.

Наталья Яровикова

P омантизм в театре. Романтизм возник как протест против классицистской трагедии , в которой к концу 18 в. строго формализованный канон достиг своего апогея. Строгая рациональность, проходящая через все компоненты классицистского спектакля – от архитектоники драматургии до актерского исполнения – вступили в полное противоречие с основополагающими принципами социального функционирования театра: классицистские спектакли перестали вызывать живой отклик зрительного зала. В стремлении теоретиков, драматургов, актеров оживить искусство театра поиски новых форм явились насущной необходимостью. Sturm und Drang ), яркими представителями которого были Ф.Шиллер (Разбойники , Заговор Фиеско в Генуе , Коварство и любовь ) и И.В.Гете (в своих ранних драматических опытах: Гец фон Берлихинген и др.). В полемике с классицистским театром «штюрмеры» разрабатывали жанр свободной по форме тираноборческой трагедии, главным героем которой становится сильная личность, восстающая против законов общества. Однако эти трагедии еще во многом подчинены законам классицизма: в них соблюдены три канонических единства ; язык пафосно торжественен. Изменения скорее касаются проблематики пьес: на смену строгой рациональности нравственных конфликтов классицизма приходит культ неограниченной свободы личности, мятежный субъективизм, отвергающий все возможные законы: морали , нравственности, социума. В полной мере эстетические принципы романтизма были заложены в период т.н. Веймарского классицизма, тесно связанного с именем И.В.Гете , руководившего на рубеже 18 – 19 вв. придворным Веймарским театром. Не только драматургическая (Ифигения в Тавриде , Клавиго , Эгмонт и др.), но и режиссерская и теоретическая деятельность Гете заложила основы эстетики театрального романтизма: воображение и чувство. Именно в Веймарском театре того времени было впервые сформулировано требование к актерам вживаться в роль , а в театральную практику впервые введены застольные репетиции .

Однако особенно остро проходило становление романтизма во Франции. Причины этого двояки. С одной стороны, именно во Франции особенно сильны были традиции театрального классицизма: справедливо считается, что свое законченное и совершенное выражение классицистская трагедия приобрела в драматургии П.Корнеля и Ж.Расина . И, чем сильнее традиции, тем жестче и непримиримее протекает борьба с ними. С другой стороны, коренным преобразованиям во всех областях жизни дала толчок французская буржуазная революция 1789 и контрреволюционный переворот 1794. Идеи равенства и свободы, протеста против насилия и социальной несправедливости оказались чрезвычайно созвучными проблематике романтизма. Это дало мощный толчок развитию французской романтической драматургии. Ее славу составили В.Гюго (Кромвель , 1827; Марион Делорм , 1829; Эрнани , 1830; Анджело , 1935; Рюи Блаз , 1938 и др.); А. де Виньи (Жена маршала д"Анкр, 1931; Чаттертон, 1935; переводы пьес Шекспира); А.Дюма-отец (Антони, 1931; Ричард Дарлингтон, 1831; Нельская башня, 1832; Кин, или Беспутство и гениальность, 1936); А. де Мюссе (Лорензаччо, 1834). Правда, в своей поздней драматургии Мюссе отошел от эстетики романтизма, переосмыслив его идеалы в ироническом и несколько пародийном ключе и насыщая свои произведения изящной иронией (Каприз, 1847; Подсвечник , 1848; Любовью не шутят , 1861 и др.).

Драматургия английского романтизма представлена в творчестве великих поэтов Дж.Г.Байрона (Манфред , 1817; Марино Фальеро , 1820 и др.) и П.Б.Шелли (Ченчи , 1820; Эллада , 1822); немецкого романтизма – в пьесах И.Л.Тика (Жизнь и смерть Геновевы , 1799; Император Октавиан , 1804) и Г.Клейста (Пентесилея , 1808; Принц Фридрих Гомбургский , 1810 и др.).

Романтизм оказал огромное влияние на развитие актерского искусства: впервые в истории основой создания роли стал психологизм. На смену рационально выверенной актерской манере классицизма пришла бурная эмоциональность, яркая драматическая экспрессия, многогранность и противоречивость психологической разработки характеров. Сопереживание вернулось в зрительные залы; кумирами публики стали крупнейшие драматические актеры-романтики: Э.Кин (Англия); Л.Девриент (Германия), М.Дорваль и Ф.Леметр (Франция); А.Ристори (Италия); Э.Форрест и Ш.Кашмен (США); П.Мочалов (Россия).

Под знаком романтизма развивается и музыкально-театральное искусство первой половины 19 в. – как опера (Вагнер, Гуно, Верди, Россини, Беллини и др.), так и балет (Пуни, Маурер и др.).

Романтизм обогатил и палитру постановочно-выразительных средств театра. Впервые принципы искусства художника, композитора, декоратора начали рассматриваться в контексте эмоционального воздействия на зрителя, выявления динамики действия.

К середине 19 в. эстетика театрального романтизма, казалось, себя изжила; на смену ей шел реализм, вобравший в себя и творчески переосмысливший все художественные достижения романтиков: обновление жанров, демократизацию героев и литературного языка, расширение палитры актерских и постановочных средств. Однако в 1880–1890-х в театральном искусстве сформировалось и укрепилось направление неоромантизма – преимущественно как полемика с натуралистическими тенденциями в театре. Неоромантическая драматургия в основном развивалась в жанре стихотворной драмы, близкой лирической трагедии. Лучшие пьесы неоромантиков (Э.Ростан , А.Шницлер , Г.Гофмансталь, С.Бенелли) отличаются напряженным драматизмом и изысканным языком.

Несомненно, эстетика романтизма с его эмоциональной приподнятостью, героическим пафосом, сильными и глубокими чувствами чрезвычайно близка именно театральному искусству, принципиально строящемуся на сопереживании и ставящему своей главной целью достижение катарсиса. Именно поэтому романтизм просто не может безвозвратно кануть в прошлое; во все времена спектакли этого направления будут востребованы публикой.

Татьяна Шабалина

ЛИТЕРАТУРА Гайм Р. Романтическая школа . М., 1891
Реизов Б.Г. Между классицизмом и романтизмом . Л., 1962
Европейский романтизм . М., 1973
Эпоха романтизма. Из истории международных связей русской литературы . Л., 1975
Бентли Э. Жизнь драмы. М., 1978
Русский романтизм . Л., 1978
Дживилегов А., Бояджиев Г. История западно-европейского театра. М., 1991
Западно-европейский театр от эпохи Возрождения до рубежа XIX — XX вв. Очерки. М., 2001
Манн Ю. Русская литература XIX в. Эпоха романтизма . М., 2001

И совпадает с промышленной революцией , обозначенной появлением паровой машины , паровоза , парохода , фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы , чувств и естественного в человеке. Именно в эпоху романтизма оформляются феномены туризма , альпинизма и пикника , призванные восстановить единство человека и природы. Востребованным оказывается образ «благородного дикаря », вооруженного «народной мудростью» и не испорченного цивилизацией.

Философия романтизма

Основатели философского романтизма: братья Шлегели (Август Вильгельм и Фридрих), Новалис , Гёльдерлин , Шлейермахер .

Романтизм в живописи

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма . Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 1820-1830-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико .

Одним из ответвлений романтизма в живописи является стиль бидермейер .

Ряд предметов искусства эпохи романтизма представлены в Новой пинакотеке Мюнхена (Германия).

Романтизм в литературе

Романтизм впервые возник в Германии, в кругу писателей и философов Йенской школы (В. Г. Ваккенродер , Людвиг Тик , Новалис , братья Фридрих и Август Шлегели). Философия романтизма была систематизирована в трудах Ф. Шлегеля и Ф. Шеллинга . В дальнейшем развитии немецкий романтизм отличает интерес к сказочным и мифологическим мотивам, что особенно ярко выразилось в творчестве братьев Вильгельма и Якоба Гримм , Гофмана . Гейне , начиная своё творчество в рамках романтизма, позднее подверг его критическому пересмотру.

Романтизм получил распространение и в других европейских странах, например, во Франции (Шатобриан , Ж.Сталь , Ламартин , Виктор Гюго , Альфред де Виньи , Проспер Мериме , Жорж Санд , Александр Дюма), Италии (Н. У. Фосколо , А. Мандзони , Леопарди), Польше (Адам Мицкевич , Юлиуш Словацкий , Зыгмунт Красинский , Циприан Норвид) и в США (Вашингтон Ирвинг , Фенимор Купер , У. К. Брайант, Эдгар По , Натаниэль Готорн , Генри Лонгфелло , Герман Мелвилл).

Также к французским романтикам причислял себя Стендаль , однако он подразумевал под романтизмом нечто иное, нежели большинство его современников. В эпиграф романа «Красное и чёрное » он взял слова «Правда, горькая правда», подчеркнув своё призвание к реалистическому исследованию людских характеров и поступков. Писатель был пристрастен к романтическим незаурядным натурам, за которыми признавал право «отправляться на охоту за счастьем». Он искренне считал, что только от уклада общества зависит, сможет ли человек реализовать свою вечную, данную самой природой тягу к благополучию.

Поэты-романтики стали использовать ангелов , особенно падших , в своих произведениях .

Романтизм в русской литературе

Виднейшими представителями романтизма в музыке являются: Франц Шуберт , Людвиг ван Бетховен (прослеживались лишь первые нотки романтизма в произведениях), Иоганнес Брамс , Фредерик Шопен , Ференц Лист , Шарль Валантен Алькан , Феликс Мендельсон , Роберт Шуман , Луи Шпор , А. А. Алябьев , М. И. Глинка , Даргомыжский , Балакирев , Н. А. Римский-Корсаков , Мусоргский , Бородин , Кюи , П. И. Чайковский.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства, и достойна только отрицания. Мечта - это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства - никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает своё развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, К. М. Вебера, Н. Паганини, Дж. Россини; последующий этап (1830-50-е годы) - творчеством Ф. Шопена , Р. Шумана , Ф. Мендельсона , Г. Берлиоза , Ф. Листа , Ш. Алькана , Р. Вагнера , Дж. Верди . Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении - в её конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества - едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант - излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана, «Фантастическая симфония » Берлиоза с её подзаголовком - «Эпизод из жизни артиста», симфоническая поэма Листа «Тассо»).

Присущий романтической музыке глубокий интерес к человеческой личности выразился в преобладании в ней личного тона. Раскрытие личной драмы нередко приобретало у романтиков оттенок автобиографичности, который вносил в музыку особую искренность. Так, например, многие фортепианные произведения Шумана связаны с историей его любви к Кларе Вик . Автобиографический характер своих опер всячески подчёркивал Вагнер.

Внимание к чувствам приводит к смене жанров - господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви.

С темой «лирической исповеди» часто переплетается тема природы. Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии . С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений - «большая» симфония