Анализ отрывка из повести А.П. Некрасова "В окопах Сталинграда". Произведения о войне (повесть «В окопах Сталинграда» Виктора Платоновича Некрасова)

«В окопах Сталинграда» (1946) - это уникальное для всей литературы 40-х гг. явление. Впервые, вероятно, в истории батальной прозы явилось произведение, написанное в спокойной, «чеховской» манере, без подчеркивания исключительности ситуаций, концентрации страстей, патетики. Писатель попросту не дал ограбить, обесцветить свою биографию, свой опыт фронтовика, не пожелал внести в облик своих героев поправок на величавость, грандиозность.

В повести В. Некрасов заговорил о своих героях как бы «вполголоса», не пытаясь перекричать войну, с позиций «окопной правды». Неожиданностей в этой повести было много.

Например, главный герой повести молодой интеллигент Керженцев, предшественник будущих лейтенантов из повестей Ю. Бондарева, Г. Бакланова, К. Воробьева, говорит: «Хуже нет лежать в обороне». Естественно, что читатель предполагает: страшны налеты, обстрелы, а ты неподвижен, как мишень, «удобен» для истребления, да еще в степи. Нет, оборона, оказывается, плоха другим: «Каждую ночь - проверяющий. И у каждого свой вкус!» Ho и отступления, отходы тоже противны: только выроешь окопы, соорудишь землянки - звучит приказ отходить по запруженной дороге, по бездорожью, и снова рытье земли... Ординарец Керженцева, хозяйственный солдат Валега, еще обыкновеннее, проще, прозаичнее, начиная с одежды: «Ботинки ему непомерно велики - носки загнулись кверху, а пилотка мала, торчит на самой макушке. Я знаю, что в ней воткнуты три иголки - с белой, черной и защитного цвета ниткой».

Эта пара, Керженцев - заботливый Валега, отчасти напоминающая Гринева и Савельича («Капитанская дочка»), вовсе не иллюстрирует единство народа и интеллигенции. Их нравственные взаимосвязи в чем-то проще, душевнее, их глубина обозначается в бытовых деталях: Керженцев знает даже об иголках, о «тайных» запасах своего солдата, но и тот вовремя поправляет командирские планы. Их патриотизм тоже по-чеховски стыдлив, скрыт иронией. Попали Керженцев и его друг Игорь в один семейный, тихий дом, где царила тишина, где красивая девушка играла на пианино. Ho, увы, и эта уютная среда, и музыка почему-то стали вдруг неприятны герою: «Почему? He знаю. Знаю только, что с того момента, как мы ушли с Оскола, нет - позже, после сараев - у меня все время в душе какой-то противный осадок. Ведь я не дезертир, не трус, не ханжа, а вот ощущение такое, будто я и то, и другое, и третье».

Отходы, торжество врага - это и мучающие сознание взгляды мирных жителей, оставляемых на произвол фашистов...

Керженцев первым - задолго до «оттепели», до Е. Носова с его ездовым Копешкиным («Красное вино победы») и др., - угадал истинный патриотизм рядовых людей, похожих на его Валегу:

«Валeгa вот читает по складам, в делении путается, не знает, сколько семью восемь, и спроси его, что такое социализм или родина, он, ей-богу, толком не объяснит: слишком для него трудны определяемые словом понятия. Ho за родину - за меня, Игоря, за товарищей своих по полку, за свою покосившуюся хибарку где-то на Урале, за Сталина, которого он никогда не видел... - он будет драться до последнего патрона. А кончатся патроны - кулаками, зубами... Вот это и есть русский человек. Сидя в окопе, он будет больше старшину ругать, чем немцев, а дойдет до дела - покажет себя».

Виктор Некрасов создал традицию камерно-лирического, сдержанного повествования о человеке на войне: через 15 лет ее продолжат многие создатели «лейтенантской прозы» - в особенности В. Богомолов, В. Быков, В. Кондратьев, Б. Васильев... На окопном пятачке войны, в пространстве действия роты, маленькой разведгруппы, «батальонов, которые просят огня», возникали достаточно драматичные испытания душ, человечности.

Действие начинается в июле 1942 г. с отступления под Осколом. Немцы подошли к Воронежу, и от только что вырытых оборонительных укреплений полк отходит без единого выстрела, а первый батальон во главе с комбатом Ширяевым остаётся для прикрытия. В помощь комбату остаётся и главный герой повествования лейтенант Керженцев. Отлежав положенные два дня, снимается и первый батальон. По дороге они неожиданно встречают связного штаба и друга Керженцева химика Игоря Свидерского с известием о том, что полк разбит, надо менять маршрут и идти на соединение с ним, а немцы всего в десяти километрах. Они идут ещё день, пока не располагаются в полуразрушенных сараях. Там и застают их немцы. Батальон занимает оборону. Много потерь. Ширяев с четырнадцатью бойцами уходит, а Керженцев с ординарцем Валегой, Игорь, Седых и связной штаба Лазаренко остаются прикрывать их. Лазаренко убивают, а остальные благополучно покидают сарай и догоняют своих. Это нетрудно, так как по дороге тянутся отступающие в беспорядке части. Они пытаются искать своих: полк, дивизию, армию, но это невозможно. Отступление. Переправа через Дон. Так они доходят до Сталинграда.

В Сталинграде они останавливаются у Марьи Кузьминичны, сестры бывшего Игоревого командира роты в запасном полку, и заживают давно забытой мирной жизнью. Разговоры с хозяйкой и её мужем Николаем Николаевичем, чай с вареньем, прогулки с соседской девушкой Люсей, которая напоминает Юрию Керженцеву о его любимой, тоже Люсе, купание в Волге, библиотека - все это настоящая мирная жизнь. Игорь выдаёт себя за сапёра и вместе с Керженцевым попадает в резерв, в группу особого назначения. Их работа - подготовить к взрыву промышленные объекты города. Но мирная жизнь неожиданно прерывается воздушной тревогой и двухчасовой бомбёжкой - немец начал наступление на Сталинград.

Сапёров отправляют на тракторный завод под Сталинград. Там идёт долгая, кропотливая подготовка завода к взрыву. По нескольку раз в день приходится чинить цепь, порванную при очередном обстреле. В промежутках между дежурствами Игорь ведёт споры с Георгием Акимовичем, инженером-электриком ТЭЦ. Георгий Акимович возмущён неумением русских воевать: «Немцы от самого Берлина до Сталинграда на автомашинах доехали, а мы вот в пиджаках и спецовках в окопах лежим с трёхлинейкой образца девяносто первого года». Георгий Акимович считает, что спасти русских может только чудо. Керженцев вспоминает недавний разговор солдат о своей земле, «жирной, как масло, о хлебах, с головой закрывающих тебя». Он не знает, как это назвать. Толстой называл это «скрытой теплотой патриотизма». «Возможно, это и есть то чудо, которого так ждёт Георгий Акимович, чудо более сильное, чем немецкая организованность и танки с чёрными крестами».

Город бомбят уже десять дней, наверное, от него уже ничего не осталось, а приказа о взрыве все нет. Так и не дождавшись приказа о взрыве, сапёры резервного отправляются на новое назначение - в штаб фронта, в инженерный отдел, на ту сторону Волги. В штабе они получают назначения, и Керженцеву приходится расстаться с Игорем. Его направляют в 184-ю дивизию. Он встречает свой первый батальон и переправляется с ним на тот берег. Берег весь охвачен пламенем.

Батальон сразу же ввязывается в бой. Комбат гибнет, и Керженцев принимает командование батальоном. В его распоряжении четвёртая и пятая роты и взвод пеших разведчиков под командованием старшины Чумака. Его позиции - завод «Метиз». Здесь они задерживаются надолго. День начинается с утренней канонады. Потом «сабантуй» или атака. Проходит сентябрь, начинается октябрь.

Батальон перебрасывают на более простреливаемые позиции между «Метизом» и концом оврага на Мамаевом. Командир полка майор Бородин привлекает Керженцева для сапёрных работ и строительства землянки в помощь своему сапёру лейтенанту Лисагору. В батальоне всего тридцать шесть человек вместо положенных четырёхсот, и участок, небольшой для нормального батальона, представляет серьёзную проблему. Бойцы начинают рыть окопы, сапёры устанавливают мины. Но тут же оказывается, что позиции надо менять: на КП приходит полковник, комдив, и приказывает занять сопку, где располагаются пулемёты противника. В помощь дадут разведчиков, а Чуйков обещал «кукурузники». Время перед атакой тянется медленно. Керженцев выставляет с КП пришедших с проверкой политотдельщиков и неожиданно для себя сам отправляется в атаку.

Сопку взяли, и это оказалось не очень сложно: двенадцать из четырнадцати бойцов остались живы. Они сидят в немецком блиндаже с комроты Карнауховым и командиром разведчиков Чумаком, недавним противником Керженцева, и обсуждают бой. Но тут оказывается, что они отрезаны от батальона. Они занимают круговую оборону. Неожиданно в блиндаже появляется ординарец Керженцева Валега, остававшийся на КП, так как за три дня до атаки он подвернул ногу. Он приносит тушёнку и записку от старшего адъютанта Харламова: атака должна быть в 4.00.

Атака не удаётся. Все больше людей умирает - от ран и прямого попадания. Надежды выжить нет, но свои все-таки прорываются к ним. На Керженцева налетает Ширяев, который получил назначение комбата вместо Керженцева. Керженцев сдаёт батальон и перебирается к Лисагору. Первое время они бездельничают, ходят в гости к Чумаку, Ширяеву, Карнаухову. Впервые за полтора месяца знакомства Керженцев разговаривает о жизни с комроты его бывшего батальона Фарбером. Это тип интеллигента на войне, интеллигента, который не очень хорошо умеет командовать доверенной ему ротой, но чувствует свою ответственность за все, что он не научился делать вовремя.

Девятнадцатого ноября у Керженцева именины. Намечается праздник, но срывается из-за общего наступления по всему фронту. Подготовив КП майору Бородину, Керженцев отпускает сапёров с Лисагором на берег, а сам по приказу майора идёт в свой бывший батальон. Ширяев придумал, как взять ходы сообщения, и майор согласен с военной хитростью, которая сбережёт людей. Но начштаба капитан Абросимов настаивает на атаке «в лоб». Он является на КП Ширяева следом за Керженцевым и отправляет батальон в атаку, не слушая доводов.

Керженцев идёт в атаку вместе с солдатами. Они сразу попадают под пули и залегают в воронках. После девяти часов, проведённых в воронке, Керженцеву удаётся добраться до своих. Батальон потерял двадцать шесть человек, почти половину. Погиб Карнаухов. Раненный, попадает в медсанбат Ширяев. Командование батальоном принимает Фарбер. Он единственный из командиров не принимал участия в атаке. Абросимов оставил его при себе.

На следующий день состоялся суд над Абросимовым. Майор Бородин говорит на суде, что доверял своему начальнику штаба, но тот обманул командира полка, «он превысил власть, а люди погибли». Потом говорят ещё несколько человек. Абросимов считает, что был прав, только массированной атакой можно было взять баки. «Комбаты берегут людей, поэтому не любят атак. Баки можно было только атакой взять. И он не виноват, что люди недобросовестно к этому отнеслись, струсили». И тогда поднимается Фарбер. Он не умеет говорить, но он знает, что не струсили те, кто погиб в этой атаке. «Храбрость не в том, чтоб с голой грудью на пулемёт идти»... Приказ был «не атаковать, а овладеть». Придуманный Ширяевым приём сберёг бы людей, а сейчас их нет...

Абросимова разжаловали в штрафной батальон, и он уходит, ни с кем не прощаясь. А за Фарбера Керженцев теперь спокоен. Ночью приходят долгожданные танки. Керженцев пытается наверстать упущенные именины, но опять наступление. Прибегает вырвавшийся из медсанбата Ширяев, теперь начштаба, начинается бой. В этом бою Керженцева ранят, и он попадает в медсанбат. Из медсанбата он возвращается под Сталинград, «домой», встречает Седых, узнает, что Игорь жив, собирается к нему вечером и опять не успевает: их перебрасывают для боев с Северной группировкой. Идёт наступление.

Цели урока:

Оборудование: презентация.

Методические приёмы:

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КРАСНООКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГУСЬ - ХРУСТАЛЬНОГО РАЙОНА

Разработка урока литературы в 11 классе

по повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда»

«Война глазами Юрия Керженцева».

учитель русского языка и литературы

МКОУ Краснооктябрьская СОШ

Гусь=Хрустального района

Владимирской области

2011 год

Цели урока:

  1. познакомить учащихся с внутренним миром героев повести, оценить её достоинства;
  2. совершенствовать умение анализировать художественный текст;
  3. способствовать воспитанию искренности во взаимоотношениях учащихся, осознанию исповедального начала произведения.

Оборудование: презентация.

Методические приёмы: лекция с элементами беседы, сообщения учащихся, анализ эпизодов. (Материал рассчитан на 2 часа.)

Эпиграф: …Самое важное в жизни – это друзья. Особенно, когда их лишаешься.

В. Некрасов.

Ход урока

Учитель. (Слайд 1) «Молодой человек…хотел писать. Занимался другим – учился, актёрствовал, делал декорации – и в то же время непрестанно писал. Иногда в этом писании что-то проскальзывало, но в общем-то молодому человеку писать было не о чем – окружающее, знакомое казалось не заслуживающим внимания, потому выдумывались какие-то замысловатые сюжеты, действие происходило то в Париже, то в Индийском океане…

Аккуратно переписанные рукописи регулярно возвращались редакциями. Не помогали даже прилагаемые к рассказам собственные иллюстрации, которые, кстати, были значительно лучше, чем сами рассказы… Одним словом, рос и взрослел заурядный графоман. И был им я», - так вспоминает о своих довоенных литературных опытах сам Виктор Некрасов.

Были у него и другие увлечения. Например, архитектура. Некрасов мечтал получить первую премию на каком-нибудь всесоюзном конкурсе. Ещё одно увлечение – театр. Хотел сыграть Хлестакова. И, конечно, путешествия. В раннем детстве несколько лет жил в Швейцарии и во Франции. Казалось бы, профессия архитектора, которую Некрасов приобрёл до войны, предопределяла оседлый образ жизни. Но дело в том, что почти одновременно он закончил и драматическую студию в Киеве. Оставив архитектуру, он тут же отправляется во Владивосток и становится актёром и художником театра Тихоокеанского Флота. Вскоре Некрасов переезжает с Дальнего Востока на север: работает актёром областного драматического театра в Вятке. Оттуда уехал снова на юг, в Ростов-на- Дону, чтобы поступить актёром в труппу местного театра Красной Армии. И на всю эту бурную театральную «жизнь» уходит три года, с 1938 –го по лето 1941-го.

И вот – война…

Сообщение ученика (реализация домашнего задания). (Слайд 2) Виктор Некрасов вспоминал о начале войны так: «Первую зиму я провёл командиром взвода запасного сапёрного батальона в крохотной деревушке Личуга на берегу Волги севернее Сталинграда. Туда мы пришли пешком из-под Ростова и остались на всю зиму. Учили солдат тому, чего сами не знали. Настоящий тол и взрыватель я впервые увидел уже в Сталинграде через год. На весь батальон – а в нём было около тысячи человек – была одна боевая винтовка. На стрельбах за всю зиму каждому бойцу полагалось по одному патрону. К весне весь рядовой состав был отправлен на Крымский полуостров и, как по секрету сообщил мне адъютант, там весь полёг костьми. Мы же, офицеры, были отправлены в части полковыми инженерами. Все виды мин и других заграждений я видел только на картинках.

В апреле 1942-го года наш полк выступил из станицы Серафимович, где формировался, на фронт. Мы продефилировали по главной улице с развёрнутыми знамёнами. Направо и налево от знаменосца шагали два так называемых ассистента с учебными (дырки в стволах) винтовками на плечах. Дальше - с места песню! - весь полк строевым шагом (хотите верьте, хотите нет) с палками вместо винтовок. Вот так! С палками на плечах! Встречные бабы ревели: «И вот так вы на немца с палками?» Оружие, настоящее оружие (офицеры – пистолеты ТТ тоже первый раз в жизни, бойцы – винтовки образца 1891 года) получили за неделю до начала боевых действий под Терновом возле Харькова. Учебных стрельб, само собой, не было. Собрать и разобрать винтовку могли только командиры рот из кадровых, попавшие к нам из госпиталей. Так началось знаменитое тимошенковское наступление на Харьков в мае 1942 года. Чем оно кончилось – известно. Чем кончился Сталинград – тоже известно».

Сообщение ученика «История создания повести «В окопах Сталинграда» (реализация домашнего задания) . «И вот случилось так, что писать вдруг, оказалось, есть о чём. И время свободное появилось – госпиталь, вернее, заросшие зеленью откосы киевского стадиона, где вечно шлялись и валялись ходячие «ранбольные», - вспоминал потом Некрасов о начале работы над повестью «В окопах Сталинграда».

Потом написанное в ученических тетрадях было продиктовано знакомой машинистке и отправлено в Москву с другом – «покажи там кому-нибудь». Впервые повесть была напечатана в журнале «Знамя» за 1946 год и называлась «Сталинград». В 1947 году этой книге была присуждена Сталинская (Государственная) премия второй степени.

Учитель. Казалось бы, произведение, получившее официальное одобрение, не могло не отвечать общепринятым тогда канонам изображения войны. Но, по меркам того времени, повесть не отвечала укоренившейся традиции: в размышлениях главного героя лейтенанта Юрия Керженцева нет темы «великого вождя», и поэтому повесть сразу же вызвала критические нарекания самых рьяных блюстителей тоталитарного режима.

От чьего имени ведётся повествование? (Повесть написана в «я- форме», от лица 28-летнего лейтенанта – инженера Юрия Керженцева, во многом – автобиографического героя. Перед нами как бы дневниковые свидетельства участника боёв, написанные по горячим следам войны.)

Учитель. (Слайд 3) Виктор Некрасов однажды признался, что самой большой похвалой для него было, когда его повесть назвали «записками офицера». «Значит, - писал он, - мне удалось «обмануть» читателя, приблизить вымысел к достоверности. Это не страшный «обман», за него не краснеют».

В повести постоянно звучит живая речь героев, свободно движется мысль повествователя, стремящегося не только запечатлеть лица, события, разговоры, но и осмыслить происходящее, почувствовать, понять войну. Отсюда – двоякая позиция главного героя: непосредственный рассказ «из войны» о войне и осмысление того, что в пронеслось смертельным ураганом над страной.

(Слайд 4) Давайте же войдём в особый мир художественного произведения, постараемся «увидеть» и «почувствовать» войну, как главный герой повести Некрасова Юрий Керженцев.

Обсуждение повести. Анализ учащимися отдельных эпизодов (реализация домашнего задания).

Учитель. Повесть начинается с изображения весенне-летнего отступления советских войск в 1942 году. Полк, в котором служил Юрий Керженцев, отступал с боями, и вот сейчас вновь отводится с хорошо укреплённой позиции на 100 километров по направлению к Дону. Керженцев оставлен с батальоном Ширяева, прикрывающего отход полка. Вскоре и полк, и батальон будут разбиты.

Во время тяжких дорог отступления Керженцев невольно вспоминает прошлое, мирную жизнь.

Анализ 3 главы 1 части. (Слайд 5)

Учитель. И вот герой в Сталинграде. Каким видит город Юрий Керженцев?

Анализ эпизода из 10 главы 1 части. (От начала главы до слов «… рассказывает о Ваньке Жукове, десятилетнем мальчике, в ночь под Рождество пишущем своему дедушке на деревню».)

Учитель. Керженцев видит, что о войне напоминают лишь «вереницы тупорылых «студебеккеров» и «настороженные зенитки». Паники в городе нет, как нет и серьёзной подготовке к встрече приближающегося врага.

Какое назначение получает герой? (Его назначают в команду по минированию промышленных объектов.)

Учитель. (Слайд 6) Война врывается в Сталинград 23 августа первой двухчасовой массированной бомбёжкой. Город оказывается беззащитным перед ней. Как об этом говорит главный герой?

Анализ эпизода из 13 главы. (Со слов «Из-за вокзала медленно, торжественно, точно на параде, плывут самолёты.» до «Значит, бомбёжка длилась два часа».)

Учитель. Виктор Некрасов одним из первых среди советских писателей изображает бой, пребывание человека в смертельной опасности не приблизительно, а стремится к максимальной психологической достоверности и передаче чувств и мыслей Юрия Керженцева. Автор создаёт как бы «эффект присутствия» читателей на поле боя, чтобы показать, каких усилий требует от человека война, какова страшная цена победы.

(Слайд 7) Вторая часть повести начинается с описания осеннего пейзажа, который тоже дан в восприятии главного героя. (Зачитываются два первых абзаца 1 главы второй части).

Учитель. Какой приём использует автор для создания этого описания ? (Приём контраста. Автор стремится контрастно противопоставить ужасным картинам войны торжественное великолепие осенних дней.)

Учитель. Но пейзаж дан не только в восприятии главного героя, но и более широко - с точки зрения повествователя – уже из послевоенного времени. («За всю свою жизнь не припомню я такой осени».) Эта многогранность лейтенанта Керженцева и определяет его простое и мудрое отношение к людям, жизни и смерти, войне и миру.

Надо также отметить, что Некрасов вовсе не превращает Керженцева в какого-то сверхгероя, хотя лейтенант и совершает подвиги: в критический момент возглавил атаку, держал позицию насмерть, заменил погибшего комбата.

Назовите эпизоды, в которых Керженцев предстаёт человеком, не лишённым «человеческих слабостей». (Ученики называют эпизоды. Например, в столкновении с командиром разведчиков Чумаком Керженцев невольно «приседает на корточки» под прицельным обстрелом (часть 1, глава 19) или кульминационную сцену повести (20 ноября 1942 года, когда был отдан приказ об отступлении по всему фронту), в которой Керженцев занимает позицию вроде бы постороннего наблюдателя, а в конце и вовсе поворачивается и уходит.)

Что вы можете сказать о поведении главного героя в приведённых вами примерах? (Иногда Керженцев срывается на крик, «раздражается», но он достаточно критически относится к себе, не «копается» в собственных слабостях, а просто стремится честно выполнять свой долг. )

Учитель. (Слайд 8) Некрасов пишет: «Просто как-то это всё здесь, на фронте. Был вчера – сегодня нет. А завтра, может, и тебя не будет». И эта тема – тема смерти – пронизывает всю повесть.

Подробное изображение страданий человека, ужасного в человеческой жизни, различных ликов смерти даёт непосредственное представление о стойкости бойцов, о войне как народной трагедии, вызывает острую жалость к погибшим. Но вместе с тем обнаруживается и мужество тех, кто всматривается в лица умирающих, пытается как-то облегчить их страдания, потому что понимает, что пред смертью на войне – все равны.

Анализ эпизодов:

Часть 1, глава 16 («Есть детали, которые запоминаются на всю жизнь…» до «Сейчас – смерть…»);

Часть 1, глава 6 (со слов «Что-то тяжёлое сзади наваливается на меня и медленно сползает в сторону…» до «Губа перестаёт дрожать…»);

Часть 1, глава 19 (со слов «Повернувшись к пулемёту, он даёт очередь…» до «На пулемёте уже другой…»).

Учитель. (Слайд 9) Смерть навсегда разлучает людей друг с другом. Но оказалось, что мирная жизнь продолжила счёт потерям близких и друзей, изобретя духовную смерть. В 1984 году из далёкого парижского одиночества Виктор Некрасов писал: «Может быть, самое большое преступление за шестьдесят семь лет, совершённое в моей стране, это дьявольски задуманное и осуществлённое разобщение людей».

В условиях смертельной опасности по-иному воспринимаются простые человеческие чувства – доброта, забота, внимание. В этих условиях видна готовность людей разделить тяжёлую участь того, кто рядом. (Слайд 10) Поэтому мотив мужской фронтовой дружбы проходит через всю повесть, приобретая трагический характер вынужденного расставания: «Ещё один человек прошёл через жизнь, оставил свой небольшой, запоминающийся след и скрылся, по-видимому, навсегда». С этими словами перекликается эпиграф нашего урока. (Зачитывается.)

Назовите имена героев повести, тех, кто «оставил» свой «след» в душе Юрия Керженцева. (Керженцев часто вспоминает о строгом и внимательном к подчинённым комполка Максимове, который погиб, очевидно, при отступлении. Расстаётся Керженцев с Игорем и Седых. У него появляются новые друзья во время напряжённых дежурств на заминированном тракторном заводе. И, конечно, «оставили след» командир разведки Чумак, разыскавший Керженцева комбат Ширяев, командир взвода сапёров Лисагор, комбаты Фарбер и Карнаухов, старшина –минёр Гаркуша, многие другие бойцы и командиры и незаменимый Валега.)

Что же за человек главный герой повести Юрий Керженцев? (Обсуждение.)

Заключительное слово учителя. (Слайд 11) Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» занимает особое место среди многотомной военной прозы. И во времена признания, и в годы опалы автора повесть утверждала «окопный», личностный и трагический, взгляд на войну, в которой нам «нужна была одна победа», и мы не стояли за ценой. Какова была эта цена, можно осмыслить, вчитываясь в страницы знаменитой повести.

Домашнее задание. (Слайд 12)

  1. В своей рецензии на повесть Некрасова «В окопах Сталинграда» А. Платонов писал: «В самом изображении наших воинов автор сумел раскрыть тайну победы». Её Платонов увидел в том, что герои повести «нравственно не разрушаются» Как вы считаете, в чём проявляется нравственная стойкость героев повести «В окопах Сталинграда»? (Письменно ответить на вопрос.)
  2. Перечитать произведения о войне В. Быкова, В Кондратьева, В.Астафьева, Ю. Бондарева, К.Воробьева и других авторов (по выбору).

Список использованной литературы.

  1. Некрасов В. В окопах Сталинграда. – М., 2004.
  2. Кипнис – Григорьев Г. Литературная газета, 1991, №2.
  3. Вишневский В. В жизни и в письмах. – М., 1971.3.

В 1946 году в литературу входит никому не известный писатель Виктор Некрасов. «В окопах Сталинграда» - дается в статье - повесть, открывшая новую страницу в изображении ВОВ. Одни назовут ее «окопной», другие - «лейтенантской». В любом случае важно то, что это был совершенно новый взгляд на недавние трагические события. В центре изображения впервые оказались простые солдаты и их командиры, в полной мере познавшие тяготы фронтовой жизни.

Об авторе

В. Некрасов родился в Киеве (об этом городе с теплотой вспоминает во многом автобиографичный главный герой повести) в 1911 году. До войны получил специальность архитектора, увлекался театром, живописью, литературой. Пытался писать, но жизнь, по его признанию, не давала подходящего сюжета, а выдуманное было неинтересно ни автору, ни редакторам.

На фронте Н. Некрасов оказался с первых месяцев войны - это доказывают повесть и ее анализ. «В окопах Сталинграда» - произведение, написанное на основе личных наблюдений и ощущений автора. Позже писатель вспоминал, что настоящий взрыватель (а он, подобно своему герою, служил военным инженером и заместителем командира саперного батальона) увидел только через год после начала войны первый пистолет - за неделю до неудачного наступления под Харьковом. Некрасов принимал участие в обороне Сталинграда и на собственной шкуре познал все тяготы фронтовых будней. Был демобилизован после ранения уже в конце войны - в 1945 году.

История создания повести «В окопах Сталинграда»

Позже Некрасов продиктовал тетрадные записи машинистке, а готовый текст произведения передал с другом (наудачу!) в Москву. И вот спустя какое-то время в «Знамени» было напечатано произведение «Сталинград», сразу же вызвавшее противоречивые оценки. У многих содержание и анализ повести «В окопах Сталинграда» вызвали недовольство. В первую очередь, тем, что в ней не было привычных хвалебных речей в адрес вождя и высшего командного состава. Между тем сам И. Сталин одобрил произведение, результатом чего стало вручение его автору в 1947 году второй степени.

Особенность повествования

Повесть написана от лица молодого лейтенанта, двадцативосьмилетнего военного инженера Юрия Керженцева. Это подробный, почти ежедневный, рассказ о массовом отступлении советских войск от Оскола к Волге, о неделях жизни в Сталинграде, сначала мирной, прерванной яростными бомбардировками противника, затем военной - в период ожесточенных боев за Мамаев курган и подходы к городу. При этом, как показывает анализ, «В окопах Сталинграда» (повесть) не содержит объемных описаний боев и героических подвигов советских солдат. Все картины предельно емкие и правдивые - умалчивания, по признанию Некрасова, в повести не более 1 %. Это объясняется просто.

Автор желал показать реальных защитников страны глазами такого же, как они, воина, испытывавшего во время войны естественные человеческие чувства: тоску по мирной жизни и родным, гордость за своих товарищей, стыд за отступления и неудачи, страх перед взрывами и непрекращающимся огнем в окопах Сталинграда. Анализ произведения словно переносит читателя на поле битвы, и он вслед за главным героем пытается переосмыслить произошедшее, понять, какой ценой далась народу победа.

Роль лирических отступлений и размышлений героя

Описания действительности часто прерываются ретроспективой в прошлое. В первой части их больше, во второй, где событийный ряд развивается быстрее, уже не так много. Во время тягостного отступления это воспоминания Керженцева о любимом Киеве, где остались родной дом и семья. Герой испытывает постоянную боль от того, что теперь там хозяйничают фашисты.

Несколько мирных дней в Сталинграде напоминают о любимой девушке, довоенных занятиях и увлечениях, которые уже никогда не будут такими, как прежде. Беседы на заводе, который готовят к взрыву, вызывают воспоминания о «Севастопольских рассказах». В них Л. Толстой рассуждает о «скрытом патриотизме» русского народа. Это то, что видит сейчас рядом с собой главный герой - подчеркивает Некрасов.

В окопах Сталинграда (анализ контрастных картин усиливает впечатление от прочитанного) Юрий обращает внимание на окружающую его природу. Описание спокойного и величавого, на фоне которого разворачиваются страшные события, помогает острее почувствовать трагедийный масштаб происходящего. Такое восприятие мира превращает Керженцева в человека, пытающегося решить вечную проблему жизни и смерти, героизма и подлости, искренности и лицемерия.

Изображение войны

Анализ «В окопах Сталинграда» (повести Некрасова) подводит читателя к главной мысли. В каждой строчке автор с болью говорит о том, как быстротечна жизнь: минуту назад человек говорил, дышал, а теперь лежит с потухшим взглядом и изуродованным телом. При этом все происходит буднично, а описание различных ликов смерти и человеческих страданий позволяет понять истинный масштаб народной трагедии. Невероятно реалистично описывает Некрасов гибель раненного в живот Лазаренко и совсем молодого пулеметчика. Как о самом страшном проявлении смерти вспоминает об убитом бойце, в губах которого дотлевает окурок. Невероятной силой воздействия обладают и эпизоды, рассказывающие, например, об обороне сараев или взятии сопки, когда небольшая горстка плохо вооруженных советских солдат героически противостояла отряду врага с танками и пулеметами.

Образ главного героя

Анализ повести «В окопах Сталинграда» Некрасова невозможен без обращения к личности Юрия Керженцева. Это образованный, который впитывает в себя все, что видит и слышит вокруг. Он понимает, что война совсем не похожа на мирную жизнь: в ней нельзя ничего предугадать. И все же то, что происходит: отступление, тяжелое положение армии, немые укоры во взглядах жителей оставленных селений - заставляет героя и его сослуживцев искать ответ на извечный вопрос о том, кто виноват.

Сам лейтенант неоднократно ловит себя на мысли, что на войне сердце ожесточается, а человеческие ценности становятся совсем иными. Тем не менее он очень самокритичен и требователен к себе. Неразговорчивый, порой вспыльчивый герой в нужную минуту способен поддержать и принять правильное решение. Он искренне переживает смерть каждого из своих товарищей. В ответственные минуты оказывается рядом с бойцами, так же как и они, не прячется от пуль. Война стала для него ответственным делом, которое следует выполнять на совесть.

Автор не идеализирует своего героя, что подтверждают поступки Керженцева и их анализ. «В окопах Сталинграда» - пример того, как ведет себя на войне обычный человек. Когда во время разговора с Чумаком мимо пролетают пули, Юрий невольно пригибается. Он, командир, иногда не знает, что делать, и чувствует вину перед другими. Не отказывается от добытого Валегой молока или лимона. Но его достоинство в том, что в нем отсутствуют ложный героизм, высокомерие.

Таким образом, главный герой - это обычный человек, ценой своей жизни защитивший Сталинград и всю страну.

Образ Валеги

В своей повести Некрасов («В окопах Сталинграда»), анализ содержания которой это подтверждает, особое внимание уделяет ординарцу Керженцева - Валеге. Это простой необразованный восемнадцатилетний парень, бесконечно преданный своему лейтенанту и родине. Его работа, на первый взгляд, незаметна, но Керженцев не раз удивлялся тому, как ловко Валега хозяйствовал. В любых условиях Юрия ждали подогретый обед, чистое белье, сухая плащ-палатка. Каким-то неведомым образом Валега мог приспосабливаться к любым условиям. При этом Керженцев был уверен: если закончатся патроны и нужно будет драться за родину зубами, его ординарец и в этой ситуации справится. Именно такие воины, жившие в окопах днем и ночью, и вынесли на себе основную тяжесть войны.

Место повести в литературе

В. Некрасов первым в отечественной литературе показал, по словам В. Быкова, «правоту и высокую сущность индивидуальности на войне, значение личности… в среде с абсолютом подчинения одного всем…». А десятилетие спустя из «некрасовских окопов» вышло целое поколение писателей-фронтовиков, писавших о том, что они сами выстрадали и пережили.

Выводы

Книга о людях из окопов - так назвали многие из первых читателей повесть, которую написал в 1946 году никому не известный В. Некрасов, «В окопах Сталинграда». Анализ произведения подтверждает эту мысль. Беспристрастный рассказ автора о тех, кто в страшные для страны годы оказался перед и сумел сохранить в себе лучшие еще раз подчеркивает непоколебимую стойкость, безграничное мужество и истинный патриотизм русского народа, всегда умевшего отстоять свободу и независимость своего государства.

Повесть Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» была частями опубликована в журнале «Знамя» в 1946 году. Окончание повести было напечатано в том же журнале, который открывался постановлением ЦК от 14 августа 1946 года «О журналах «Звезда» и «Ленинград». Постановление стало причиной высокой идеологической бдительности в литературе и в связи с этим руководство «Союза писателей» вычеркнуло выдвинутую редакцией «Знамени» повесть Некрасова на соискание сталинской премии. «Союз писателей» даже провел два совещания, готовя предстоящий разгром повести в печати.

И вдруг, по повелению самого Сталина, «В окопах Сталинграда» удостоилась Сталинской премии, и это спасло ее от неминуемого разгрома. Книга Некрасова представляла собой не рассказ наблюдателя, а человека побывавшего в окопах и познавшего все тяготы войны. Некрасов изобразил войну без прикрас и смягчений, это была книга, написанная изнутри войны. Некрасов был первым, кто правдиво описал войну и ее героев. В подавляющем большинстве произведений той поры окопники были безликой массовкой, а крупным планом изображались герои неуязвимые для пуль и мин, которым все было нипочем и это показывает, что реальная картина войны не была донесена до читателя. Тот образ войны, который при помощи пропаганды вбивался в головы людей, ничего общего не имел с тем, что пережили фронтовики.

Некрасов смог передать правдиво изобразить войну еще и потому, что он сам участвовал в битве за Сталинград. Он воевал в Сталинграде, на Украине, в Польше. В 1944 году демобилизовался в звании капитана, получил медаль «За отвагу» и «Орден красной звезды»

В своей повести Некрасов рассказывает о том, что было в действительности, что видел герой своими глазами, что он пережил.

Прежде всего, новизна повести Некрасова заключается в правдивом взгляде на войну, далёком от пафосного, романтического её восприятия. Перед читателем предстают военные будни, быт простых солдат, их негромкий героизм, их суждения о войне, об отступлении и победе - словом, всё то, что получило определение “окопная правда”.

Установка на “нелитературность” - непосредственное впечатление, рассказ с места событий - определяет своеобразие стиля повести Некрасова. Первые главы позволят учащимся сделать некоторые выводы о стилевых особенностях этого произведения. Прежде всего, нужно отметить спокойную, “чеховскую” манеру, лаконизм повествования, особую роль играют детали.

Значение символа приобретают такие детали, как ещё дымящийся окурок, прилипший к губе убитого бойца (“И это было страшней всего, что я видел до и после на войне. <…> Минуту назад была ещё жизнь, мысли, желания. Сейчас - смерть”), указательный столб с табличкой “Сталинград - 6 км”, направленный прямо в небо (“дорога в рай”), портрет Д.Лондона в блиндаже Карнаухова, «Барыня», которую “где-то совсем рядом наяривает кто-то на балалайке”, хотя “кругом всё стреляют и стреляют, и небо уж фиолетовое, и визжат ракеты”. Таким образом, события войны пропущены через сознание героя - это позволило создать психологический портрет человека на войне.

Выбором героя В.Некрасов, по словам В.Быкова, “опередил своё время”. Позже, в 50–60-х годах, повестями В.Быкова «Дожить до рассвета», Г.Бакланова «Пядь земли», Ю.Бондарева «Горячий снег», В.Курочкина «На войне как на войне» заявит о себе так называемая “лейтенантская проза”, главными героями которой будут молодые лейтенанты - вчерашние выпускники школ, студенты, прошедшие в течение нескольких месяцев обучение и тут же отправленные на фронт.