Л н толстой севастопольские рассказы анализ произведения. "Севастопольские рассказы": анализ

Севастопольские рассказы Л. Толстого.

Севастополь в декабре месяце

Рассказ начинается с рассвета на Сапун-горе. На дворе зима, снега нет, но утром кожу щиплет мороз. Мертвую тишину нарушают лишь шум моря и редкие выстрелы. Думая о Севастополе, каждый чувствовал мужество и гордость, сердце начинало биться чаще.

Город оккупирован, идет война, но это не нарушает мирный ход горожан. Бабы торгуют ароматными булками, мужики - сбитнем. Как удивительно здесь смешалась война и мир! Люди все еще вздрагивают, услышав очередной выстрел или взрыв, но в сущности никто не обращает на них внимания, а жизнь идет своим чередом.

Зрелищно лишь на бастионе. Там защитники Севастополя проявляют самые разные чувства - ужас, страх, грусть, удивление и т. д. В госпитале раненые делятся впечатлениями и рассказывают о своих ощущениях. Так солдат, потерявший ногу, не чувствует боль, потому что не обращает на нее внимания. Здесь лежит женщина, у которой ампутировали ногу, потому что она была ранена снарядом, когда несла мужу обед на бастион.

Пострадавшие с ужасом ожидают своей очереди на операцию, а пока наблюдают за врачами и товарищами, которым удаляют поврежденные конечности. Ампутированные части тел безразлично скидываются в угол. Обычно войну видят, как нечто красивое и блестящее, с великолепными строевыми маршами. На самом деле, это не так. Настоящая война - это боль, кровь, страдания, смерть…

Все это можно было увидеть в бастионах. Самым опасным бастионом был четвертый. Молодой офицер, служивший там, жаловался не на опасность или страх перед гибелью, а на грязь. Его чересчур смелое и развязное поведение легко объяснимо - защитная реакция на все происходящее вокруг. Чем ближе к четвертому бастиону - тем меньше людей мирных. Чаще проходят мимо вас с носилками.

Офицер в бастионе уже привык к войне, поэтому спокоен. Он рассказал, как во время штурма осталось лишь одно действующее орудие и мало людей, но на следующий день он опять задействовал все пушки. Однажды бомба залетела в землянку, где погибло одиннадцать матросов. В защитниках бастиона раскрывались все черты, которые в совокупности составляли силу русского солдата - простота и упорство.

Война придала их лицам новые выражения - злобы и жажды мести за причиненные им страдания и боль. Люди начинают как бы играть со смертью - недалеко пролетевшая бомба больше не пугает, наоборот, хочется, чтобы она упала ближе к вам. Всем русским ясно - Севастополь взять и поколебать дух русского народа невозможно. Люди борются не из-за угроз, а из-за чувства, которое испытывает почти каждый русский, но почему-то его стесняется - любовь к Родине.

Севастополь в мае

Боевые действия в Севастополе идут уже полгода. Кажется, что все кровопролитие совершенно бессмысленно, конфликт мог разрешить более оригинальным и простым путем - от каждой враждующей стороны был бы послан солдат, и выигрывает та сторона, чей солдат одержит победу. Вообще война полна алогизма, как, например, этот - зачем стравливать друг на друга армии в сто тридцать тысяч человек, когда можно устроить бой между двумя представителями стран-противниц.

По Севастополю расхаживают военные. Один из них - штабс-капитан Михайлов. Он высок, несколько сутуловатый, в его движениях читается неловкость. Несколько дней назад Михайлов получил письмо от товарища, военного, вышедшего в отставку, который рассказывал, как его жена Наташа увлеченно читает в газетах о действиях полка Михайлова и его собственных подвигах.

Михайлову горько вспоминать свое прежнее окружение, ведь нынешнее его категорически не устраивало. Михайлов рассказывал о балах в губернаторском доме, об игре в карты со штатским генералом, но его истории не вызывали у слушателей ни интереса, ни доверия. Они не выказывали никакой реакции, будто они просто не хотели вступать в спор. Думы Михайлова занимает мечта о повышении. На бульваре он встречает сослуживцев и не хотя с ними здоровается.

Михайлов хочет проводить время с «аристократами», оттого и гуляет по бульвару. Тщеславие берет верх над этими людьми, даже несмотря на то, что жизнь каждого из них висит на волоске, не зависимо от происхождения. Михайлов долго сомневался, стоит ли подойти и поздороваться с людьми из кружка «аристократов», потому что игнорирование его приветствия больно бы ударило по его самолюбию. «Аристократы» ведут себя высокомерно по отношению к штабс-капитану. Вскоре они перестают обращать на Михайлова хоть сколько- нибудь внимания и начинают беседовать исключительно между собой.

Дома Михайлов вспоминает, что предложил подменить одного заболевшего офицера на бастионе. Ему кажется, на следующий день его либо убьют, либо наградят. Михайлов встревожен - он пытается успокоить себя мыслями, что идет исполнять свой долг, но в то же время думает, куда вероятнее всего могут ранить. «Аристократы», с которыми поздоровался Михайлов, пили чай у Калугина, играли на фортепиано и обсуждали своих столичных знакомых. Они больше не вели себя неестественно «надуто», потому что некому было демонстративно показывать свой «аристократизм».

Гальцин испрашивает совета, пойти ли ему на вылазку, но сам понимает, что страх не даст ему пойти. То же осознает и Калугин, поэтому отговаривает товарища. Выйдя на улицу, Гальцин без особого интереса спрашивает проходящих мимо раненых о ходе сражения, вместе с тем ругая их за то, что они якобы трусливо покидают поле боя. Калугин же, вернувшись на бастион, не пытается прятаться от пуль, занимает пафосную позу верхом, в общем, делает все, чтобы окружающие решили, что он храбрец.

Генерал приказывает Праскухину осведомить Михайлова о предстоящей дислокации его батальона. Успешно выполнив поручение, Михайлов и Праскухин идут под свистом пуль, но они волнуются лишь о том, что они друг о друге думают. По пути им встречается Калугин, который решил не рисковать и вернуться. Неподалеку от них упала бомба, вследствие чего Праскухин погиб, а Михайлов ранен в голову.

Штабс-капитан отказывается покидать поле боя, потому что при ранении положена награда. На следующий день «аристократы» вновь прогуливаются по бульвару и обсуждают минувший бой. Толстой говорит, что ими движет тщеславие. Каждый из них - это маленький Наполеон, способный погубить сотню жизней ради лишней звездочки и надбавки к жалованию. Объявлено перемирие. Русские и французы свободно общаются друг с другом, будто бы они не враги. Ведутся разговоры о бесчеловечности и бессмысленности войны, которые утихнут, как только спрячут белые флаги.

Севастополь в августе 1855 года

Госпиталь покидает поручик Михаил Козельцов. Он был весьма умен, талантлив в нескольких областях и искусен в своих рассказах. Козельцов был довольно тщеславным, самолюбие часто было причиной его поступков. На станции Михаил Козельцов встречает своего младшего брата Володю. Последний должен был служить в гвардии, но за мелкие проступки и по собственной воле отправился в действующую армию. Он был рад, что будет защищать Родину, к тому же, вместе с братом. Володя испытывает смешанные чувства - и гордость, и робость по отношению к брату. Его начал охватывать некий страх перед войной, более того, на станции он уже успел влезть в долги.

Михаил расплатился, и они с братом тронулись. Володя грезит о подвигах и героической красивой смерти. Прибыв в балаган, братья получают много денег. Все дивятся тому, что Володя оставил спокойную жизнь ради воюющего Севастополя. Вечером Козельцовы навестили товарища Михаила, который был тяжело ранен и надеялся лишь на смерть и скорое избавление от мук. Володя и Михаил разошлись по своим батареям.

Володе было предложено переночевать на койке штабс-капитана, которую уже занял юнкер Вланг. Последнему пришлось все же уступить кровать. Володя не может долго уснуть, потому что его пугают предчувствие близкой смерти и темнота. Горячо помолившись, юноша успокаивается и засыпает. Михаил принял командование той ротой, которой он командовал до ранения, что приводит в радостные чувства его подчиненных. Офицеры также тепло приняли вновь прибывшего Козельцова.

Володя на утро начал сближаться с новыми сослуживцами. Особенно приветливыми ему показались юнкер Вланг и штабс-капитан Краут. Когда разговор зашел на тему казнокрадства и воровства на высших должностях, Володя, несколько смутившись, утверждает, что он так никогда не поступит. На обеде у командира идут жаркие обсуждения. Неожиданно приходит конверт, в котором говорится, что на Малахов курган (невероятно опасное место) требуется офицер и прислуга.

Никто не вызывается сам, пока кто-то не указал на Володю. Козельцов и Вланг отправляются исполнять поручение. Володя пытается действовать в соответствии с «Руководством» по артиллерийской службе, но попав на поле боя, понимает, что это невозможно, так как предписания и указания не соотносимы с действительностью. Вланг невероятно перепуган, поэтому больше не в силах сохранять хладнокровие. Володе же и жутко и немного весело одновременно.

Володя знакомится с солдатами в блнидаже. Они надеются, что скоро им придут на помощь, а им предоставят двухнедельный отпуск. Володя и Мельников сидят на пороге, а перед ними падают снаряды. Вскоре Володя окончательно избавляется от чувства страха, все считают его очень смелым, сам же юноша радуется, что безукоризненно исполняет свои обязанности.

Во время французского штурма Козельцов выскакивает на поле боя, чтобы никто не подумал, что он трус. Володя ранен в грудь. Врач осматривает рану, которая оказалась смертельной, и подзывает священника. Володя интересуется, смогли ли русские отбить французский штурм. Ему ответили, что победа осталась за русскими, хотя это было не так. Козельцов счастлив, что он умирает за Отечество и желает брату такой же смерти.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Где - то там далеко расцветают сады,

Где - то там далеко и любовь и улыбки.

Лишь у нас только стоны и крики,

Только тут не хватает воды.

Валентин Кондратов

«История войн - не только история красивых сражений, побед и героизма. Это ещё и история боли раненых солдат, история ужаса и слёз, пережитых мирным населением». Оборона Севастополя как ключевое событие Крымской войны 1853 - 1856 годов является этому ярким примером.

Изучение истории Крымского полуострова представляет интерес в связи с тем, что этот регион совсем недавно снова стал частью Российской Федерации. Данное событие повлекло за собой обострение международной обстановки, введение санкций и ухудшение отношений между государствами. Анализируя современную ситуацию в сфере международных отношений, можно сделать вывод о том, что человечество не учится на ошибках прошлого, в разных уголках планеты постоянно вспыхивают всё новые конфликты.

Вместе с тем, любое историческое событие находит отражение не только в политической жизни, но и в исторических источниках, а затем и в памятниках культуры: архитектуре, живописи, музыке. Наиболее ярко передают факты и переживания участников событий художественные произведения. Но насколько могут быть достоверны эти источники информации?

История человечества - это история войн. Россия XIX века не стала в этом смысле исключением. Одним из важнейших военно-политических событий стала Крымская война 1853-1856 гг. Показанный недавно на «Первом канале» документальный фильм «Нулевая мировая» подтверждает, что интерес к событиям Крымской войны актуален. Этот военный конфликт стал причиной не только политических изменений, но и нашёл отражение в культурной жизни страны. Одним из ключевы х художественных произведений, посвящённых Крымской войне, а именно обороне Севастополя, являются «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого.

В ходе исследования мы предположили, что «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого являются историческим источником о событиях обороны Севастополя.

Цель: выяснение достоверности фактов об обороне Севастополя, изложенных в литературном произведении Л.Н. Толстого, через сопоставление информации из различных источников.

Поставленная цель определила задачи: 1. Изучить события обороны Севастополя 1854-1855 гг. 2. Проанализировать «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого для выяснения исторических фактов обороны города. 3. Сопоставить литературное произведение с исторической действительностью. 4. Обобщить полученные данные и сделать вывод о достоверности изложения исторической информации в художественном произведении.

Предмет исследования - оборона Севастополя периода 1854-1855 г.г.; объект исследования - «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого и различные источники информации.

Методы: анализ литературы. В ходе работы над исследованием мы познакомились с существующей литературой по данной теме. Так, например, интерес представляет сборник писем Л. Толстого к сестре и братьям. Сборник включает более 400 писем семьи Толстых. Эти письма не только воссоздают атмосферу любви, дружбы, преданности и откровенности в семье Толстых, но и рассказывают о причинах приезда Толстого в действующую армию и появление такого произведения, как «Севастопольские рассказы». Статья Н.Ж. Ветшевой «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи» дает подробный литературоведческий анализ произведения, указывая на его разножанровость .

Сравнительный анализ: в своём исследовании мы сравнили различные источники информации с «Севастопольскими рассказами» Л.Н. Толстого.

Обработка полученных данных: после проведенного исследования мы сделали выводы по поставленной проблеме.

Глава 1. Крымская война в биографии Л.Н.Толстого

Крымская война - это военные действия между Российской Империей и Британской, Французской, Османской империями, продолжавшиеся с 1853 по 1856 годы. Наибольшее напряжение война достигла именно в Крыму, в честь которого и была названа. Сам конфликт возник по причине религиозного спора между католической Францией и православной Россией о правах на святые места в Палестине, которая тогда была частью Османской Империи. Турецкий султан Абдул-Меджид I, опираясь на поддержку Англии и Франции, отказал России гарантировать её права. В ответ на это Николай I ввёл свои войска в Дунайские княжества.

На протяжении четырёх лет шла ожесточённая борьба между войсками России и коалицией государств во главе с Турцией. Военные действия развернулись одновременно на нескольких театрах: Балтийском, Дунайском, Кавказском и Крымском. Просчёты Николая I во внешнеполитическом курсе, военно-техническая отсталость российской армии привели к тому, что для России это была очень тяжёлая война, сопровождающаяся колоссальными материальными потерями и глобальными человеческими жертвами. С осени 1854 года, основные бои развернулись на Крымском полуострове. Русский флот, который уступал кораблям союзников, был блокирован в бухте Севастополя. Оборона Севастополя 1854-1855гг., гарнизоном которого руководили В.А.Корнилов и адмирал П.С.Нахимов, длилась 349 дней.

События Крымской войны связаны с подвигами легендарных исторических личностей, снискавших себе славу национальных героев (см. Приложение 1) .

Специально для участников обороны Севастополя, в том числе сестёр милосердия, были учреждены награды (см. Приложение 2) , например, медаль «За защиту Севастополя», которая была первой российской медалью не за победу, а за оборону.

Данные события нашли отражение во многих произведениях литературы: «Герои Малахова Кургана» Л.Буссенара, «Севастопольская Страда» С.Н.Сергеева-Ценского, «Беллона» А.Брусникина, и т.д. Однако, наибольший общественный резонанс вызвало произведение Льва Николаевича Толстого «Севастопольские рассказы», состоящее из трёх частей: «Севастополь в декабре месяце», «Севастополь в мае», «Севастополь в августе 1855 года».

Когда началась Крымская война, Толстой, охваченный патриотическими чувствами, перевелся из Кавказской армии в Дунайскую, чтобы стать участником военных действий. В начале 1854 года Толстой отправился в командировку в Севастополь, однако, остаться там у писателя не вышло - его отправили на Бельбекские позиции, находившиеся недалеко от осаждённого города. С Бельбекских позиций Толстой регулярно ездил в город, а позднее добровольцем участвовал в боях за Малахов курган. В начале апреля 1855 года 3-й бастион, в котором служил Толстой, перевели на Язоновский редут.

По воспоминаниям современников, мысль о защите родной земли воодушевляла Толстого. Прибыв в Севастополь, он написал брату: «Дух в войсках выше всякого описания… Только наше войско может стоять и побеждать (мы ещё победим, в этом я убеждён) при таких условиях».

Практически сразу после публикации рассказы Толстого были высоко оценены современниками. По мнению Николая Некрасова, «достоинства повести первоклассные: меткая, своеобразная наблюдательность, глубокое проникновение в сущность вещей и характеров, строгая, ни перед чем не отступающая правда…Не в этом ли кроется секрет неослабевающей популярности рассказов Толстого, полных патриотического пафоса и, несмотря ни на что, великого призыва к миру, отрицания войны, как убийства».

Глава 2. Исторические факты и художественное произведение:

Сравнительный анализ

Для подтверждения гипотезы мы провели сравнительный анализ различных источников информации с текстом произведения Л.Н. Толстого. Среди источников информации -исторические монографии, воспоминания современников, участников боевых действий, справочные издания.

Анализируя это произведение, мы пришли к выводу, что Л.Н.Толстой мастерски показывает несколько аспектов обороны Севастополя 1854-1855 годов: военные действия, жизнь и быт осаждённого города и его защитников, участие сестёр милосердия в оборонительных действиях. В своём исследовании мы затронем тему военных действий как наиболее значимую в историческом плане.

Одной из самых трагических страниц обороны Севастополя являлась его еженедельная бомбардировка. Красной нитью в произведениях Толстого проходит упоминание о постоянных бомбёжках города. Л.Н. Толстой постоянно обращается к этой теме через разговоры и переживания солдат и офицеров, описание разрушенных улиц. Герои Толстого ощущают свою беззащитность и страх перед натиском врага. Это не является художественным вымыслом и преувеличением писателя. Об интенсивности бомбёжек свидетельствуют многочисленные источники: энциклопедии, исторические монографии и статьи. Например, в «Школьной энциклопедии. История России 18-19 век» говорится: «… в августе союзники в пятый и шестой разы бомбили Севастополь, по городу выпустили 150 тыс. снарядов. Ядрами были буквально срыты укрепления Малахова кургана и 2-го бастиона. Защитники города гибли по 2-3 тыс. человек в день» .

По словам Е.В. Тарле, «в первые дни этой августовской бомбардировки таких огромных ежедневных потерь ещё не было, но укрепления уничтожались одно за другим. С ночи на 24 августа бомбардировка не слыхано усилилась. В среднем, каждые сутки, погибало до 2500 и более защитников города» .

Ежедневные бомбардировки Севастополя влекли массовую гибель как военных, так и мирного населения. Для оказания медицинской помощи была привлечена община сестёр милосердия под руководством великого хирурга Николая Ивановича Пирогова. Вместе с Н. И. Пироговым, прибывшим из мирного Петербурга в ноябре 1954 г., приехали также несколько его коллег-хирургов и отделение сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины — первой в России группы сестёр милосердия. Сёстры милосердия тех лет - незамужние и вдовы дворянского происхождения в возрасте от 20 до 40 лет. Стать сестрой милосердия Крестовоздвиженской общины можно было только после двухлетнего испытательного срока по уходу за больными. Затем женщины проходили обучение в специальных медицинских учреждениях. Работа была безвозмездной, в качестве оплаты тяжёлого труда по уходу за больными и помощи при операциях выступали питание и одежда.

Участие сестёр милосердия в военных событиях нашло отражение в «Севастопольских рассказах», например, в рассказе «Севастополь в августе 1855 года». Герои рассказа, два брата Козельцовы, навещают раненого товарища: «Войдя в первую комнату, …пропитанную этим тяжёлым, отвратительно-ужасным гошпитальным запахом, они встретили двух сестёр милосердия…» . Описывая женщин, Толстой говорит об их манере держаться, нежности лиц и знании французского языка. Это описание свидетельствует о дворянском происхождении сестёр милосердия.

В очерке «Севастополь в декабре месяце» Толстой описывает помещения дома севастопольского Собрания, отданные для медицинских целей. Писатель не только изображает раненных солдат и медицинский персонал - врачей, фельдшеров и сестёр милосердия, но и показывает условия, в которых работали медики: «тяжёлый запах мёртвого тела сильнее поражает вас»; «ежели нервы ваши крепки, пройдите в дверь налево: в той комнате делают перевязки и операции»; «увидите войну в настоящем её поражении - в крови, в страдании, в смерти…» . Эти описания не только художественно-реалистичны, но и подтверждены историческими исследованиями. Так, в монографии российского и советского историка, академика АН СССР Е.В. Тарле говорится о трудностях оказания медицинской помощи: «…врачи и сестры могли помогать не иначе, как стоя на коленях в грязи».

О тяжёлых условиях труда сестёр милосердия говорится и в статье М.М.Шитовой: «Привыкшие к чистоте и уюту; воспитанные, хорошо образованные дворянки, столкнулись с суровыми условиями военного времени: грязь, кровь; острый недостаток питьевой воды, еды, медикаментов, мест для размещения раненых и больных в лазаретах; тяжелая работа... Это было тяжелым психологическим испытанием для каждой из медсестер, попавшей на войну. Женщины рисковали своей жизнью ради жизни других, работая под вражескими пулями и ядрами» .

Описание труда медиков можно найти и в рассказе «Севастополь в мае»: «лужи крови, видные на местах незанятых, горячечное дыхание нескольких сотен человек и испарения рабочих с носилками производили какой-то особенный, тяжелый, густой, вонючий смрад… Говор разнообразных стонов, вздохов, хрипений, прерываемый иногда пронзительным криком, носился по всей комнате. Сёстры, с спокойными лицами и с выражением не того пустого женского болезненно-слёзного сострадания, а деятельного практического участия, то там, то сям, шагая через раненых, с лекарством, с водой, бинтами, корпией, мелькали между окровавленными шинелями и рубахами» .

Это описание почти полностью совпадает с воспоминаниями одной из сестёр милосердия в письме к родным: «Вся операционная комната была уложена этими страдальцами; весь пол был залит кровью, и мы стояли в крови… мы были так заняты и увлечены, что не обращали внимания на сильную бомбардировку… Обязанность сестёр поить раненых чаем, ставить рожки, помогать при операциях…» . Таким образом, участие сестёр милосердия стало одной из героических страниц обороны Севастополя.

Несмотря на ожесточённое сопротивление русских солдат, их мужество, в конце августа 1855 начался штурм Севастополя. Толстой в рассказе «Севастополь в августе 1855» так описывает это трагическое событие: «Пули свистели не по одной, как штуцерные, а роями, как стадо осенних птичек пролетает над головами… французы бежали к бастиону по чистому полю и как толпы их с блестящими на солнце штыками шевелились в ближайших траншеях».

Подтверждение этому описанию мы находим в монографии Е.В. Тарле: «В полдень грянули разом три залпа из всех неприятельских орудий, и французы внезапно, выйдя из траншей, беглым шагом устремились на Малахов курган… Как бы густо не летели пули, но обыкновенно слышится некоторая раздельность свиста одной из них от свиста другой. Здесь же слышалось сплошное шипение; казалось, что поток пуль как бы струится; ощущалось какое-то течение свинца.»

В результате штурма ключевая позиция, Малахов курган, была взята 8 сентября 1855 г., и российское командование приняло решение покинуть город и перейти на Северный берег Севастопольской бухты. Последние оставшиеся на рейде боевые корабли были затоплены русскими моряками.

Л.В. Толстой в своём рассказе «Севастополь в августе 1855 года» пишет: «При свете зарева пожаров видны были мачты наших утопающих кораблей, которые медленно, глубже и глубже, уходили в воду» . Подтверждение этому факту мы находим в монографии академика Е.В. Тарле: «В ночь с 27 на 28 августа русские потопили шесть кораблей - «Париж», «Храбрый», «Константин», «Мария», «Чесма», «Иегудиил» и фрегат «Кулевичи»» .

У Л.Н.Толстого находим описание того, как «севастопольское войско» покидало осаждённый город: «… на пароходе, наполненном солдатами, пушками, лошадьми и ранеными, переправлялся на Северную. … чувство самосохранения и желания выбраться как можно скорее из этого страшного места смерти присутствовала в душе каждого. … Но за эти чувством было другое… как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». .

Такое же описание напряжённой психологической обстановки мы находим в строках Е.В.Тарле: «Последние отряды переходили на Северную сторону… Тихо, без шума и толкотни шла вся эта масса: до того сильно было впечатление переживаемого. Как много величественного и поражаемого своим внутренним трагизмом было в этой картине. Солдаты угрюмо и молча покидали Севастополь» .

Заключение

Таким образом, проанализировав художественное произведение, исторические источники и справочные издания, мы подтвердили гипотезу о достоверности исторических фактов, изложенных в произведении Л.Н.Толстого «Севастопольские рассказы».

Наше исследование имеет практическую значимость: материалы исследования можно применять не только учителям на уроках литературы, истории, обществознании, внеурочных занятиях, но и библиотекарям при проведении мероприятий, посвящённых творчеству Л.Н.Толстого.

Изучение произведений Толстого с точки зрения достоверности изложения исторических событий может стать одной из тем дальнейших исследований.

Нельзя не согласиться со словами литературного критика XIX века А. В. Дружинина, который утверждал, что ни одна из воюющих сторон «не имела у себя хроникёра осады, который мог бы соперничать с Толстым» .

Список использованных источников

    Энциклопедия для детей. [Т.32] История войн/Редколлегия М.Аксёнова и др. - М., 2009.-640с.: ил., карты.

    Толстой, Л.Н. Переписка с сестрой и братьями / Редкол.: В. Вацуро. - М.: Худож. лит., 1990.- 543 с.

    Ветшева, Н.Ж. «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого: хронотоп великой эпопеи / Н.Ж.Ветшева. - Томск: Изд-во Томского университета, 2010. - С.114-121.

    Электронный ресурс. - URL: http://feb-web.ru/feb/tolstoy/critics/trk/trk-088-.htm. (дата обращения 05.01.2017)

    Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 18-19 вв.- М.: ОЛМА - ПРЕСС Образование, 2003. - 736с., ил.

    Тарле, Е.В. Собрание сочинений. Том IX/Е.В. Тарле.-М.:Изд - во Академии наук СССР, 1959.-625 с.

    Толстой, Л.Н. Избранные произведения / Сост., предисл. и пояснит. статьи К.Н.Ломунова. - М.: Дет.лит., 1985. - 766 с.

    Шитова, М.М. Участие сестёр милосердия Крестовоздвиженской общины в обороне Севастополя / М.М.Шитова // ФГБОУ ВО «Амурский гуманитарно-педагогический государственный университет», г. Комсомольск-на-Амуре. - С.251-258.

    «Не могу описать этой ужасной картины…» // Родина. - 1995. - № 3/4. - С.123-124.

    Электронный ресурс. - URL: http://tolstoy.ru/creativity/journalismguide/12.php. (дата обращения 15.02.2017)

Приложение 1

Исторические личности, принимавшие участие в Крымской войне 1853-1856 годов

Корнилов Владимир Алексеевич (1806 -1854)

Вице-адмирал, участник Наваринского сражения 1827 г. и Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. С 1849 г. начальник штаба, с 1851 г. фактический командующий Черноморским флотом. Выступал за перевооружение кораблей и замену парусного флота паровым. В Крымскую войну один из руководителей Севастопольской обороны. Владимир Алексеевич был смертельно ранен в голову на Малаховом кургане. "Отстаивайте же Севастополь", — были его последние слова.

Похоронен в склепе Морского собора святого Владимира рядом со своим учителем — адмиралом Лазаревым.

Год написания:

1855

Время прочтения:

Описание произведения:

Севастопольские рассказы (всего в цикле три рассказа), которые написал Лев Толстой в 1855 году, хорошо изображают, как оборонялся Севастополь. Лев Толстой описывает героизм солдатов, которые защищали город, показывает бесчеловечность и бессмысленность войны.

Примечательно то, что это первый случай, когда такой известный писатель, как Толстой, лично присутствовал при происходящих событиях и сразу же писал об этом, сообщая таким образом обо всем в достоверной форме своим читателям. Получается, что о Толстом можно уверенно сказать, что он первый русский военный корреспондент.

Читайте ниже краткое содержание цикла Севастопольские рассказы.

Севастополь в декабре месяце

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет - всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра... Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах...» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики - сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите... защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».

В госпитале раненые солдаты рассказывают о своих впечатлениях: тот, кто потерял ногу, не помнит боли, потому что не думал о ней; в женщину, относившую на бастион мужу обед, попал снаряд, и ей отрезали ногу выше колена. В отдельном помещении делают перевязки и операции. Раненые, ожидающие своей очереди на операцию, в ужасе видят, как доктора ампутируют их товарищам руки и ноги, а фельдшер равнодушно бросает отрезанные части тел в угол. Здесь можно видеть «ужасные, потрясающие душу зрелища... войну не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, с развевающимися знамёнами и гарцующими генералами, а... войну в настоящем её выражении - в крови, в страданиях, в смерти...». Молоденький офицер, воевавший на четвёртом, самом опасном бастионе, жалуется не на обилие бомб и снарядов, падающих на головы защитников бастиона, а на грязь. Это его защитная реакция на опасность; он ведёт себя слишком смело, развязно и непринуждённо.

По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.

Офицер вспоминает, как бомба попала в матросскую землянку и положила одиннадцать человек. В лицах, осанке, движениях защитников бастиона видны «главные черты, составляющие силу русского, - простоты и упрямства; но здесь на каждом лице кажется вам, что опасность, злоба и страдания войны, кроме этих главных признаков, проложили ещё следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства... Чувство злобы, мщения врагу... таится в душе каждого». Когда ядро летит прямо на человека, его не покидает чувство наслаждения и вместе с тем страха, а затем он уже сам ожидает, чтобы бомба взорвалась поближе, потому что «есть особая прелесть» в подобной игре со смертью. «Главное, отрадное убеждение, которое вы вынесли, - это убеждение в невозможности взять Севастополь, и не только взять Севастополь, но поколебать где бы то ни было силу русского народа... Из-за креста, из-за названия, из угрозы не могут принять люди эти ужасные условия: должна быть другая высокая побудительная причина - эта причина есть чувство, редко проявляющееся, стыдливое в русском, но лежащее в глубине души каждого, - любовь к родине... Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя, которой героем был народ русский...»

Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи - успокоиться в объятиях смерти» Наиболее справедливым представляется решение конфликта оригинальным путём; если бы сразились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать»

В осаждённом Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них - пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недавно получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа (близкий друг Михайлова) с увлечением следит по газетам за передвижениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспоминает свой прежний круг, который был «до такой степени выше теперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрожки, как он танцевал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать противное

Михайлов мечтает о повышении. Он встречает на бульваре капитана Обжогова и прапорщика Сусликова, служащих его полка, и они пожимают ему руку, но ему хочется иметь дело не с ними, а с «аристократами» - для этого он и гуляет по бульвару. «А так как в осаждённом городе Севастополе людей много, следовательно, и тщеславия много, то есть и аристократы, несмотря на то, что ежеминутно висит смерть над головой каждого аристократа и неаристократа... Тщеславие! Должно быть, оно есть характеристическая черта и особенная болезнь нашего века... Отчего в наш век есть только три рода людей: одних - принимающих начало тщеславия как факт необходимо существующий, поэтому справедливый, и свободно подчиняющихся ему; других - принимающих его как несчастное, но непреодолимое условие, и третьих - бессознательно, рабски действующих под его влиянием...»

Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» - это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начинают демонстративно разговаривать только друг с другом, давая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе.

Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион - его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить - в ногу, в живот или в голову.

Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в красиво обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, демонстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехотный офицер с важным поручением к генералу, но «аристократы» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяются, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело.

Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдёт, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдёт. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперёд, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идёт сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.

Не желая напрасно рисковать, полгода проведший на бастионе командир батареи в ответ на требование Калугина осмотреть бастион отправляет Калугина к орудиям вместе с молоденьким офицером. Генерал отдаёт приказ Праскухину уведомить батальон Михайлова о передислокации. Тот успешно доставляет приказ. В темноте под обстрелом противника батальон начинает движение. При этом Михайлов и Праскухин, идя бок о бок, думают только о том, какое впечатление они производят друг на друга. Они встречают Калугина, который, не желая лишний раз «себя подвергать», узнает о ситуации на бастионе от Михайлова и поворачивает обратно. Рядом с ними взрывается бомба, погибает Праскухин, а Михайлов ранен в голову. Он отказывается идти на перевязочный пункт, потому что его долг - быть вместе с ротой, а кроме того, за рану ему положена награда. Ещё он считает, что его долг - забрать раненого Праскухина или же удостовериться, что тот мёртв. Михайлов под огнём ползёт обратно, убеждается в гибели Праскухина и со спокойной совестью возвращается.

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мёртвых в Севастополе; сотни людей - с проклятиями и молитвами на пересохших устах - ползали, ворочались и стонали, - одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего тёмного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

На другой день «аристократы» и прочие военные прогуливаются по бульвару и наперебой рассказывают о вчерашнем «деле», но так, что в основном излагают «то участие, которое принимал, и храбрость, которую выказал рассказывающий в деле». «Всякий из них маленький Наполеон, маленький изверг и сейчас готов затеять сражение, убить человек сотню для того только, чтобы получить лишнюю звёздочку или треть жалованья».

Между русскими и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать по-французски, думая, что он невероятно умён. Он обсуждает с французами, насколько бесчеловечное дело они затеяли вместе, имея в виду войну. В это время мальчишка ходит по полю битвы, собирает голубые полевые цветы и удивлённо косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги.

«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди - христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны - и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льётся чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия... Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны... Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, - правда»

Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казённых бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».

На станции скопилось множество проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъёмных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначительные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Отечество», а заодно и послужить там же, где старший брат.

Володя - красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упрёках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество», и т. д.

По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далёком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикомандирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждёт скорой смерти как избавления от страданий.

Выйдя из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится уступить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Володя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов.

Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряжение нового полкового командира - недавнего своего товарища, теперь отделённого от него стеной субординации. Командир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвращается в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой. В роте Козельцова встречают радостно; заметно, что он пользуется большим уважением среди солдат. Среди офицеров его также ожидает тёплый приём и участливое отношение к ранению.

На другой день бомбардировка продолжается с новой силой. Володя начинает входить в круг артиллерийских офицеров; видна взаимная симпатия их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый штабс-капитан Краут, немец, очень правильно и слишком красиво говорящий по-русски. Заходит разговор о злоупотреблениях и узаконенном воровстве на высших должностях. Володя, покраснев, уверяет собравшихся, что подобное «неблагородное» дело никогда не случится с ним.

На обеде у командира батареи всем интересно, разговоры не умолкают несмотря на то, что меню весьма скромное. Приходит конверт от начальника артиллерии; требуется офицер с прислугой на мортирную батарею на Малахов курган. Это опасное место; никто сам не вызывается идти. Один из офицеров указывает на Володю и, после небольшой дискуссии, он соглашается отправиться «обстреляться» Вместе с Володей направляют Вланга. Володя принимается за изучение «Руководства» по артиллерийской стрельбе. Однако по прибытии на батарею все «тыловые» знания оказываются ненужными: стрельба ведётся беспорядочно, ни одно ядро по весу даже не напоминает упомянутые в «Руководстве», нет рабочих, чтобы починить разбитые орудия. К тому же ранят двух солдат его команды, а сам Володя неоднократно оказывается на волосок от гибели.

Вланг очень сильно напуган; он уже не в состоянии скрыть это и думает исключительно о спасении собственной жизни любой ценой. Володе же «жутко немножко и весело». В блиндаже Володи отсиживаются и его солдаты. Он с интересом общается с Мельниковым, который не боится бомб, будучи уверен, что умрёт другой смертью. Освоившись с новым командиром, солдаты начинают при Володе обсуждать, как придут к ним на помощь союзники под командованием князя Константина, как обеим воюющим сторонам дадут отдых на две недели, а за каждый выстрел тогда будут брать штраф, как на войне месяц службы станут считать за год и т. д.

Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.

Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.

Известие о штурме застаёт Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовёт Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мёртв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.

Вланг с батареей на пароходе прибывает в более безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому по-настоящему привязался. Отступающие солдаты, переговариваясь между собою, замечают, что французы недолго будут гостить в городе. «Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Вы прочитали краткое содержание цикла Севастопольские рассказы. Предлагаем вам также посетить раздел нашего сайта Краткие содержания , чтобы ознакомиться с другими изложениями популярных писателей.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГИМНАЗИЯ № 271 имени П.И.Федулова

г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Разработка мультимедийного урока

на тему:

«СЕВАСТОПОЛЬСКИЕ РАССКАЗЫ»

Л.Н. ТОЛСТОГО –

ЕЩЕ ОДНА ПРАВДА О ВОЙНЕ.

Выполнила учитель русского языка и литературы

Мандалян Наира Мгеровна

Тема урока: «Севастопольские рассказы» Л.Н. Толстого - еще одна правда о войне .

Цели урока: 1. Учебная ознакомление с произведениями, отразившими военный опыт Л.Н. Толстого; изучение художественного своеобразия

рассказов батального жанра.

2. Воспитательная показать истинную бесчеловечную сущность любой войны; через рассмотрение реалистичных литературных картин пробудить чувство патриотизма, гуманное отношение к людям.

3. Эстетическая выявить тесную взаимосвязь разных видов искусства (литературы, живописи, музыки), их общую направленность против войны и в защиту человека.

Межпредметные связи: Использование темы «Крымская война» из курса истории России (конец XVII - XIX век), темы «Виды и жанры искусства из курса «Деловая культура», подтемы «Пластуны в Крымской войне» из курса «Кубановедение ».

Виды контроля: 1. Предварительные задания – самостоятельная работа учащихся с материалами по литературе, истории, кубановедению.

2. Индивидуальное домашнее задание творческого характера на карточках.

Оборудование: 1. Декорации IV бастиона.

2. Стенд «Л.Н. Толстой - баталист».

3. Хронологическая таблица «Крымская война».

4. Портрет Л.Н. Толстого.

5. Карточки с терминами.

6. Карточки с названиями рассказов.

7. Костюмы для инсценировок.

8. Флаги.

9. Фотографии Толстого и участников обороны Севастополя.

10. Музыкальное оформление:

«Севастопольский вальс», фонограмма «Гори, гори, моя звезда», исполнение авторской песни «Я вернулся домой».

11. Иллюстрации художников Айвазовского, Тимма, Серова.

12. Мультимедийное оформление, слайд-шоу.

Основные понятия и термины: правда

реализм

натурализм

антитеза

«окопная правда»

батальный

бастион

пластуны

Эпиграф к уроку:

Кто злодей, кто герой..? Все хороши и все дурны...

Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который был, есть и будет прекрасен, - правда...

«Севастополь в мае».

Война не в правильном, красивом и блестящем строе, с музыкой и барабанным боем, развивающимися знаменами и гарцующими генералами, а... в крови, в страданиях, в смерти...

«Севастополь в декабре месяце».

ПЛАН - СХЕМА УРОКА

Оргмомент.

Ход урока:

Оргмомент.

I . Вступительное слово учителя (тема и цель урока).

Сегодня на уроке мы с вами проведем исследование, которое поможет определить степень человечности, патриотизма и правдивости в каждом из нас. Главным учителем будет сама Правда. Что же такое правда? В словаре Владимира Даля в 1866 году было записано:

Правда – истина на деле, истина в образе, во благе; правосудие, справедливость.

Именно правде в образе, т.е. в литературе, преданно служили многие писатели России, в том числе и Лев Николаевич Толстой. Перед вами слова Н.А. Некрасова о правде Толстого, прочитаем их:

Это именно то, что надо теперь русскому обществу: правда, которой со смертью Гоголя так мало осталось в русской литературе.

(чтение цитаты по карточкам на столах).

Правда – это именно то, что нужно сегодня и нам. Сегодня мы вспомним правду о войне. Главная идея нашей темы звучит в эпиграфах.

(чтение эпиграфов)

Какова же она, правда о войне, очевидцем и участником которой был Толстой? Обратимся к истории.

II . Изучение нового материала.

1. Анализ исторической обстановки в середине XIX века.

I половина XIX ознаменована серьезными военными событиями. Победа России над наполеоновской Францией в Отечественной войне 1812 года блистательно изображена Толстым в романе-эпопее «Война и мир». По мнению Льва Николаевича, не только о победах и славных подвигах нужно знать мыслящему человеку, но и о поражениях и трагизме происходящего на полях сражений.

Крымская война . В 1853 году началась очередная русско-турецкая война. У Турции появились мощные союзники - Англия и Франция. Русская армия страдала от недостатка вооружения и боеприпасов. Пехоту вооружали гладкоствольными ружьями, которые заряжались в 12 приемов, а стреляли на 200 шагов. Англо-французко-турецкая армия была оснащена дальнобойными винтовками с нарезными стволами, которые били на 300 шагов. Военно-морской флот России также уступал флоту противника: 115 русских судов против 500 вражеских.

С осени 1854 года союзники Турции перешли к решительным действиям на берегах Крыма. В течение пяти дней 62-тысячная армия высадилась близ Евпатории, а затем двинулась к Севастополю, главному пункту России в Крыму.

Героическая оборона Севастополя началась 13 сентября 1854 г. и продолжалась 349 дней. Организаторами обороны стали адмирал Корнилов, его помощники адмирал Нахимов и контр-адмирал Истомин.

Неприступный с моря Севастополь был легко уязвим с суши. Пришлось возводить систему укреплений (бастионов), чтобы отразить нападение противника. Началась осада.

В обороне Севастополя участвовало много замечательных людей. Художник Тимм изобразил героев-матросов (показ иллюстрации). Это Петр Кошка, Федор Заика, Алексей Рыбаков, солдаты Афанасий Елисеев и Иван Демченко. Была там и первая в мире сестра милосердия Дарья Севастопольская.

Гарнизон продержался 11 месяцев. Таяло число защитников. Погибли Корнилов, Истомин, Нахимов.

27 августа 1855 г. французы взяли Малахов курган. Несправедливая Крымская война окончилась военным поражением, но моральной победой русских людей, показавших чудеса героизма.

Такова краткая историческая справка об этой войне.

Послушаем свидетельство очевидца тех страшных событий.

(Чтение отрывка из письма хирурга Н.И. Пирогова жене, написанного

Погода здесь хорошая... Стоят туманы... перед нашими окнами расцвела акация, но деревья распускаются несравненно медленнее, чем в Петербурге.

Теперь я живу в трех разных местах. Вещи мои лежат в сохранности в Николаевской батарее, где для меня приготовлен также и один каземат, если на перевязочном пункте будет слишком опасно оставаться; на прежнюю мою квартиру езжу обливаться холодной морской водой и обедать, а сплю и провожу целый день на перевязочном пункте, в Дворянском собрании, паркет которого покрыт корой засохшей крови; в танцевальном зале лежат сотни ампутированных. Десять врачей при мне и восемь сестер трудятся неусыпно день и ночь, оперируя и перевязывая раненых. Вместо танцевальной музыки раздаются в огромном зале собрания стоны раненых...

Комментарий учителя :

1. Врач говорит об ужасах войны спокойно и буднично – мужество и самообладание.

2. Контраст: ампутированные в танцзале, вместо музыки – стоны раненых; цветение акации – страдания и смерть.

2. Л.Н. Толстой – участник обороны Севастополя.

«Писать правду о войне очень опасно. Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если идут 12, а возвращаются двое – правда, которую они привезут, будет действительно правдой».

Это слова замечательного американского писателя Эрнеста Хемингуэя.

В осажденном Севастополе зимой, весной и летом 1855 года в самых отдаленных друг от друга пунктах оборонительной линии неоднократно замечали невысокого сухощавого офицера с глубоко впавшими, пронзительными, жадно вглядывающимися во всё, глазами. Он появлялся в самых опасных траншеях и бастионах. Это был еще мало кому известный молодой поручик и писатель Л.Н. Толстой. Очевидцы впоследствии недоумевали, каким образом он умудрился уцелеть, этот «храбрый артиллерийский офицер, без малейшей аффектации, способный сохранять спокойствие при любых обстоятельствах, даже грозящих мучительной смертью, не суетливый, но упорный» .

Незадолго до этого Толстой рвался в действующую армию. В 1854 году он переведен в Дунайскую армию и произведен в прапорщики. Он счастлив – наконец-то судьба вверила ему дело историческое, достойное праправнука посла в Константинополе Петра Толстого.

Когда Австрия отказывается от нейтралитета, а Франция и Англия вступают в войну на стороне Турции и высаживают войска на Крымский полуостров и наносят сокрушительное поражение русским в Инкерманском сражении, Толстой отправляется в осажденный Севастополь, прямо на IV бастион.

(Учащийся в военной форме читает монолог о IV бастионе)

IV Бастион

Когда кто-нибудь говорит, что он был на IV бастионе, он говорит это с особым удовольствием и гордостью; когда кто говорит: «Я иду на IV бастион» - непременно заметны в нем маленькое волнение или слишком большое равнодушие; когда хотят подшутить над кем-нибудь, говорят: «Тебя бы поставить на IV бастион», когда встречают носилки и спрашивают: «Откуда?» - большей частью отвечают: « C IV бастиона». Вообще же существуют два совершенно различных мнения про этот страшный бастион: тех, кто никогда на нем не был и которые убеждены, что IV бастион есть верная могила для каждого, кто пойдет на него, и тех, кто живут на нем и скажут вам, сухо или грязно там, тепло или холодно в землянке.

Так вот он, IV бастион, это действительно ужасное место. Там вы увидите пластунов черноморских батальонов, которые здесь живут, курят трубки... Вглядитесь в лица: в каждой морщине, в каждом движении видны главные черты, составляющие силу русского – простоту и упрямство..., следы сознания своего достоинства и высокой мысли и чувства .

Комментарий учителя:

    « Когда говорит, когда хотят подшутить» - лексический повтор.

    Два взгляда на IV бастион: тех, кто там не был и тех, кто там живет.

    Определить, кто такие пластуны.

    Что такое бастион?

Справка о пластунах.

Ученик: В словаре Даля сказано так: «Пластун – пеший запорожский застрельщик, ныне так называют черноморских казаков. Пластуны лежат пластом в трущобах, плавнях, камышах, выжидая неприятеля...»

Учитель:

В обороне Севастополя приняли участие два пеших пластунских батальона. Внешний вид пластунов производил невыгодное впечатление – они были «в изношенных полуазиатских костюмах, т.е. чекменях, папахах, шароварах различных цветов и узоров; им было в среднем от 30 до 50 лет и они отличались малорослостью. Но скоро насмешки сменились искренним уважением – пластуны были необыкновенно выносливы, метки в стрельбе, умелы в разведке». Они были переведены на самый опасный IV бастион. После севастопольских событий о них узнали все. Их увековечил художник В. Серов в картине «Пластуны под Севастополем». Остались они и в стихах.

Прочитайте пожалуйста.

Ученик : Незрима тень, бесшумен шаг

И затаенное дыхание.

Пускай не дремлет чуткий враг,

Но глаз и слух его обманут.

Часами слившийся с травой

Пластом крадущийся возник,

А смерти свист над головой,

Как неотступный проводник

И страха нет в его глазах,

Он видит только цель свою.

Когда стеной идет гроза,

Наперерез ей – есаул.

Штыком исколотой рукой

Он тронет после ордена

И холод шашки золотой.

Потом, когда уйдет война.

Ученик : Из века в век рядами длинными

Непобежденные идут.

Они не прячутся за спинами

И снисхождения не ждут.

Всегда красивые и сильные

Берут на плечи тяжкий груз

Идут, смеясь глазами синими,

Покручивая темный ус.

И каждый раз с зарею раннею

На страшный жертвенник войны,

Уходят, словно на заклание,

С казачьей песней пластуны.

3. «Севастопольские рассказы» - структурный анализ.

Учитель : Сейчас мы попытаемся разобраться в хронологии и описании событий, которые лежат в основе «Севастопольских рассказов». Перед вами лежат листы с планами к каждому из трех рассказов. В ходе обсуждения следите и участвуйте, просматривая ключевые моменты в повествовании.

Итак, первый рассказ цикла:

I . Севастополь в декабре месяце.

(Сообщение учащегося)

В этом рассказе показан момент некоторого ослабления и замедления военных действий между кровавой битвой под Инкерманом 5 ноября 1854 года и битвой под Евпаторией 17 февраля 1855 года.

Главные эпизоды рассказа:

    Описание фурштатского солдата.

    Посещение госпиталя и операционной.

    Описание IV бастиона.

В декабре Севастополь и его гарнизон не знали передышки и забыли, что значит слово «покой». Бомбардировки города французской и английской артиллерией не прекращались. Солдаты, матросы и рабочие трудились под снегом и дождем без зимней одежды, полуголодные. Трудились так, что спустя 40 лет вражеский генерал Канробер не мог без восторга вспоминать об их самоотверженности и бесстрашии. 16 тысяч моряков почти все полегли вместе со своими адмиралами Корниловым, Нахимовым и Истоминым, но не уступили врагу!

Все, что пишет Толстой, может быть подтверждено десятками документальных свидетельств.

Жены солдат и матросов каждый день носили мужьям обед в их бастионы, и нередко одна бомба губила всю семью. Безропотно переносили страшные увечья и смерть эти достойные женщины. Даже в разгар штурма они разносили воду и квас по бастионам, и сколько их легло на месте!

В рассказе звучит твердая «убежденность в невозможности поколебать где бы то ни было силу русского народа».

II . Севастополь в мае.

(Сообщение учащегося)

В мае 1855 года произошла кровавая битва гарнизона против всей армии неприятеля.

Главные моменты рассказа:

    Рассуждение Толстого о пехотных офицерах.

    Сцена, когда офицер укоряет солдата.

    Описание раненных.

    Сцена перемирия.

    Изображение десятилетнего мальчика на поле среди убитых.

В рассказе Толстой описывает краткое перемирие, объявленное после битвы 26 мая – 7 июня, чтобы успеть убрать и схоронить множество трупов, покрывавших землю. Как всегда, автор строжайше правдив в описании всего происходящего.

Главная мысль – об ужасе войны, о ее противоестественной сути. Цель Толстого – предельно правдивое изображение войны в крови и страданиях.

Учитель: Самый страшный эпизод в рассказе – ребенок на поле битвы. Посмотрите, как мы представили себе этот отрывок из рассказа «Севастополь в мае».

Инсценировка эпизода из рассказа «Севастополь в мае».

(Навстречу друг другу выходят юноша в черном и девушка в белом платье с букетом голубых цветов. Они ведут диалог на фоне декораций полуразрушенного бастиона с белым флагом).

Девушка: (мечтательно) Как прекрасна долина в цвету, как чудесны эти нежные цветы, взгляните… (показывает цветы).

Юноша: Посмотрите лучше на этого десятилетнего мальчишку, который в старом, должно быть, отцовском картузе, в башмаках на босу ногу… с самого начала перемирия вышел на вал и все ходил по лощине, с тупым выражением глядя на французов и на трупы, лежащие на земле.

Девушка: Он набирал полевые голубые цветы, которыми усыпана эта долина.

Юноша: Да… Возвращаясь домой с большим букетом, он, закрыв нос от запаха, который наносило ветром, остановился около кучки тел и долго смотрел на страшный безголовый труп. Постояв довольно долго, он подвинулся и дотронулся ногой до окоченевшей руки трупа. Рука покачнулась…

Девушка: (со страхом в голосе) Он вскрикнул, спрятал лицо в цветы и во весь дух побежал прочь, к крепости!

Юноша: (с ожесточением) На бастионе и на траншее выставлены белые флаги, цветущая долина наполнена смрадными телами…

Девушка: (не слушая его) Прекрасное солнце спускается к синему морю, и синее море, колыхаясь, блестит в золотых лучах солнца. Эти люди – христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, с раскаянием не упадут ли на колени перед тем, кто дал им жизнь и вложил в душу каждого вместе со страхом смерти, любовь к добру и прекрасному? Неужели со слезами радости и счастья они не обнимутся как братья?

Юноша: Нет! Белые тряпки спрятаны (срывает белый флаг). Снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется невинная кровь и слышатся стоны и проклятия. Вперед, на бастион! (с криком убегает).

Девушка: (в глубокой печали) Одно из двух: или война есть сумасшествие, или, ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у вас почему-то принято думать. (прячет лицо в цветы и уходит).

III . Севастополь в августе 1855 г.

(Сообщение учащегося)

Это самый страшный месяц осады, окончившийся падением Севастополя 27 августа 1855 года. 349 дней героически сражался Севастополь.

Главные эпизоды рассказа:

    Описание солдат.

    Изображение места битвы.

    Рассуждение о природе подвига.

    История братье Козельцевых.

    Поведение людей.

    Штурм.

В рассказе «Севастополь в августе 1855 г.» звучат следующие слова: «Почти каждый солдат, взглянув с северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимой горечью в сердце вздыхал и грозился врагам». «На дне души каждого лежит та благородная искра, которая сделает из него героя».

Несмотря на сцену поражения, весь рассказ пронизан убежденностью Толстого в героизме русского народа.

Истинными героями Севастопольской эпопеи являются солдаты, близкие к ним офицеры, жители города, - одним словом, русский народ.

Учитель: Героическая оборона Севастополя в 1854-55 годах, и не менее величественная оборона этого же города в 1941-42 гг. доказала еще раз, что русский народ всегда умел любить и защищать свое Отечество, и через всю историю пронес героические традиции русского оружия.

Толстой в своих произведениях прославил две русские национальные эпопеи: героизм в обороне Севастополя и позднее, в романе-эпопее «Война и мир» победу над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года.

4. Работа с терминами и новыми понятиями.

а) Повторение и обобщение таких понятий как «правда о войне» Л.Н. Толстого – параллель с «окопной правдой» XX века в литературе о Великой Отечественной войне.

б) Работа с терминологическими карточками.

Реализм – (критический) – художественный метод, исследующий жизнь, основанный на постижении и воссоздании лежащих в ее основе закономерностей (типичного в ней).

Натурализм – изображение отдельных эпизодов в произведении, когда откровенно и детально изображаются сцены жестокости, насилия и т.д.

Антитеза – стилистический прием, основанный на резком противопоставлении образов и понятий (примеры из отрывков о IV бастионе и письма Пирогова).

Анафора – стилистический прием, заключающийся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда.

(«когда» в отрывке « IV бастион»).

Батальный – [франц. – сражение, битва] – изображающий военные сюжеты. Баталист – художник, создающий произведения на военную тематику.

Бастион – пятистороннее оборонительное укрепление, состоящее из двух фасов (передних сторон), двух фланков (боковых сторон) и горжи (тыльной части)

III . Обобщение, объяснение творческого домашнего задания.

(учащимся раздаются карточки с вопросами и фотографиями Толстого и участников обороны Севастополя).

Рассказ Льва Николаевича Толстого "Севастополь в декабре месяце" примечателен тем, что писатель показывает иную сторону военных действий при Севастополе - эта оборона известна всем лишь со стороны официальных данных, рассказывающих непосредственно о войне, а Толстой показывает собственные переживания этих событий.

"Севастополь в декабре месяце" в виде статьи был впервые опубликован в журнале "Современник" в 1855 году. Лев Толстой писал его, основываясь на собственном опыте, ведь в ноябре 1854 года он сам побывал в этом прекрасном и живописном городе.

Анализ переживаний автора

Своим живым и пронизанным настоящим переживаниям войны Толстой заставляет читателей ощущать совершенно разные, мощные эмоции - от страха до восхищения. В рассказе подробно описаны защитники Отечества и их жизнь, автор уделяет внимание тому, что они переживают, как воспринимают жизнь и окружающий мир.

Описывая их быт и привычки, Толстой раскрывает перед нами настоящую суть их жизни, и история об обороне Севастополя из официальных военных сводок превращается в творящуюся на глазах у читателей историю, в которой раскрываются человеческие судьбы.

Описывая военные действия глазами простых людей, Толстой заставляет читателей полностью прочувствовать действительную картину военной жизни. В этом и основная заслуга Толстого, как выдающегося писателя, он не просто со знанием дела описывает войну, он, прежде всего, заставляет людей испытывать настоящую гордость за русских солдат.

Это обусловлено тем, что Толстой специально выбрал лаконичный и сухой стиль повествования, и в рассказе не встречаются восторженные восклицания и прямое выражение восхищения - простота рассказа еще больше удивляет читателей. Свое мастерство Толстой сумел воплотить и в таком небольшом очерке, опубликованном в статусе статьи.

Душевные переживания героев рассказа

В большой мере "Севастополь в декабре месяце" посвящен раскрытию душевных переживаний героев, как и другие военные рассказы Толстого. Писатель не следует шаблонам, по которым выстроено большинство военных произведений - все его творчество на то, чтобы срывать маски и показывать действительность такой, какая она есть.

Как бы это странно не прозвучало, главная тема его военных рассказов - это правда. Толстой уходит от привычного восприятия войны, героических образов солдат и восторженного чувства победы, и раскрывает самую настоящую правду о войне и ее истинных героях.

И сам Лев Толстой раскрывает свои переживания по поводу происходящего, и анализируя его чувства и настроения, читатели могут полностью представить картину обороны под Севастополем. Толстой всегда уделял много внимания психологии людей, и старался раскрывать своих персонажей именно с этой стороны.

"Севастополь в декабре месяце" - не исключение, в рассказе показаны глубокие душевные переживания, их внутренние диалоги полны страстных и трепещущих чувств, которые помогают читателям проникнуться их жизнью и понять их.