Понятие чести и бесчестия (Аргументы ЕГЭ). Аргументы к направлению «честь и бесчестие Тема чести и бесчестия в произведении сотников

Направление "Честь и бесчестие"

(610 слов)

(363 слова)

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести. Направление "Честь и бесчестие"

Пример сочинения на тему: "Как вы понимаете слова «честь» и «бесчестие»?

Честь и бесчестие… Наверное, многие задумывались над тем, что означают эти слова. Честь – это чувство собственного достоинства, нравственные принципы, которые человек готов отстаивать в любой ситуации, даже ценой собственной жизни. В основе бесчестия - трусость, слабость характера, не позволяющие бороться за идеалы, заставляющие совершать гнусные поступки. Оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Многие писатели обращались к теме чести и бесчестия. Так, в повести В.Быкова «Сотников» говорится о двух партизанах, попавших в плен. Один из них, Сотников, мужественно выдерживает пытки, но ничего не рассказывает врагам. Зная, что наутро его казнят, он готовится с достоинством встретить смерть. Писатель акцентирует наше внимание на размышлениях героя: «Сотников легко и просто, как что-то элементарное и совершенно логическое в его положении, принял последнее теперь решение: взять все на себя. Завтра он скажет следователю, что ходил в разведку, имел задание, в перестрелке ранил полицая, что он - командир Красной Армии и противник фашизма, пусть расстреляют его. Остальные здесь ни при чем». Показательно, что перед смертью партизан думает не о себе, а о спасении других. И хотя его попытка не привела к успеху, он исполнил свой долг до конца. Герой мужественно встречает смерть, ни на минуту к нему не приходит мысль умолять врага о пощаде, стать предателем. Автор хочет донести до нас мысль, что честь и достоинство превыше страха смерти.

Совсем по-другому ведет себя товарищ Сотникова, Рыбак. Страх смерти взял верх над всеми его чувствами. Сидя в подвале, он только и думает, что о спасении собственной жизни. Когда полицаи предложили ему стать одним из них, он не оскорбился, не возмутился, напротив, он «чувствовал остро и радостно - будет жить! Появилась возможность жить - это главное. Все остальное – потом». Конечно, он не хочет становиться предателем: «Он вовсе не собирался выдавать им партизанских секретов, ни тем более поступать в полицию, хотя и понимал, что уклониться от нее, видно, будет не просто». Он надеется, что «вывернется и тогда уж наверняка рассчитается с этими сволочами…». Внутренний голос подсказывает Рыбаку, что он вступил на путь бесчестия. И тогда Рыбак пытается найти компромисс с совестью: «Он шел на эту игру, чтобы выиграть себе жизнь - разве этого недостаточно для самой, пусть даже отчаянной, игры? А там оно будет видно, только бы не убили, не замучили на допросах. Только бы вырваться из этой клетки, и ничего плохого он себе не позволит. Разве он враг своим?» Оказавшись перед выбором, он не готов жертвовать жизнью ради чести.

Писатель показывает последовательные этапы морального падения Рыбака. Вот он соглашается перейти на сторону врага и при этом продолжает убеждать себя, что «большой вины за ним нет». По его мнению, «он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить. Но он не изменник. Во всяком случае, становиться немецким прислужником не собирался. Он все ждал, чтобы улучить удобный момент - может, сейчас, а может, чуть позже, и только они его увидят...»

И вот Рыбак принимает участие в казни Сотникова. Быков подчеркивает, что даже этому страшному поступку Рыбак пытается найти оправдание: «При чем тут он? Разве это он? Он только выдернул этот обрубок. И то по приказу полиции». И лишь шагая в строю полицаев, Рыбак наконец понимает: «Из этого строя дороги к побегу уже не было». В.Быков подчеркивает, что путь бесчестия, который выбрал Рыбак, – это путь в никуда.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы, оказавшись перед непростым выбором, не будем забывать о высших ценностях: чести, долге, мужестве.

(610 слов)

Пример сочинения на тему: "В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия?"

В каких ситуациях раскрываются понятия чести и бесчестия? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти не прийти к выводу: оба эти понятия раскрываются, как правило, в ситуации нравственного выбора.

Так, в военное время солдат может оказаться перед лицом смерти. Он может принять смерть с достоинством, сохранив верность долгу и не запятнав воинской чести. В то же время он может попытаться спасти свою жизнь, ступив на путь предательства.

Обратимся к повести В.Быкова «Сотников». Мы видим двух партизан, захваченных полицаями. Один из них, Сотников, ведет себя мужественно, выдерживает жестокие пытки, но ничего не рассказывает врагу. Он сохраняет чувство собственного достоинства и перед казнью, принимает смерть с честью. Его товарищ, Рыбак, во что бы то ни стало пытается спастись. Он презрел честь и долг защитника Отечества и перешел на сторону врага, стал полицаем и даже участвовал в казни Сотникова, собственноручно выбив у того из-под ног подставку. Мы видим, что именно перед лицом смертельной опасности проявляются истинные качества людей. Честь здесь – это верность долгу, а бесчестие – синоним трусости и предательства.

Понятия чести и бесчестия раскрываются не только во время войны. Необходимость пройти испытание на моральную прочность может возникнуть перед каждым, даже ребенком. Сохранить честь – значит попытаться защитить свое достоинство и гордость, познать бесчестие – значит терпеть унижение и издевательства, боясь дать отпор.

Об этом повествует В.Аксёнов в рассказе «Завтраки сорок третьего года». Рассказчик регулярно становился жертвой более сильных одноклассников, регулярно отбиравших у него не только завтраки, но и любые другие вещи, приглянувшиеся им: «Он отобрал у меня её. Он всё отбирал – всё, что представляло для Него интерес. И не только у меня, но и у всего класса». Герою не просто было жаль потерянного, нестерпимым было постоянное унижение, осознание собственной слабости. Он решился постоять за себя, оказать сопротивление. И хотя физически он не мог одолеть трех великовозрастных хулиганов, но моральная победа была на его стороне. Попытка отстоять не только свой завтрак, но и свою честь, преодолеть свой страх стала важной вехой в его взрослении, становлении личности. Писатель подводит нас к заключению: надо уметь отстаивать свою честь.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что мы в любой ситуации будем помнить о чести и достоинстве, сумеем преодолеть душевную слабость, не позволим себе морально пасть.

(363 слова)

Пример сочинения на тему: "Что значит идти дорогой чести?"

Что значит идти дорогой чести? Обратимся к толковому словарю: «Честь - достойные уважения и гордости моральные качества человека». Идти дорогой чести значит отстаивать свои нравственные принципы, невзирая ни на что. Верный путь может быть сопряжен с риском потери чего-то важного: работы, здоровья, самой жизни. Следуя путем чести, мы должны преодолеть страх перед другими людьми и непростыми обстоятельствами, порой многим пожертвовать ради того, чтобы отстоять свою честь.

Обратимся к повести М.А. Шолохова «Судьба человека». Главный герой, Андрей Соколов, попал в плен. За неосторожно сказанные слова его собирались расстрелять. Он мог бы умолять о пощаде, унижаться перед врагами. Возможно, слабый духом человек так бы и сделал. Но герой готов отстаивать честь солдата перед лицом смерти. На предложение коменданта Мюллера выпить за победу немецкого оружия он отвечает отказом и соглашается выпить лишь за собственную погибель как избавление от мук. Соколов ведет себя уверенно и спокойно, отказывается от закуски, несмотря на то, что был голоден. Он так объясняет свое поведение: «Захотелось мне им, проклятым, показать, что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть свое, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». Поступок Соколова вызвал уважение к нему даже у врага. Немецкий комендант признал моральную победу советского солдата и сохранил ему жизнь. Автор хочет донести до читателя мысль, что даже перед лицом смерти нужно сохранять честь и достоинство.

Идти путем чести должен не только солдат во время войны. Каждый из нас должен быть готов отстаивать свое достоинство в непростых ситуациях. Почти в каждом классе найдется свой тиран – ученик, держащий в страхе всех остальных. Физически сильный и жестокий, он находит удовольствие в издевательстве над слабыми. Что делать тому, кто постоянно сталкивается с унижением? Терпеть бесчестье или встать на защиту собственного достоинства? Ответ на эти вопросы дает А.Лиханов в повести «Чистые камушки». Писатель рассказывает о Михаське, ученике начальной школы. Он не раз становился жертвой Савватея и его дружков. Хулиган каждое утро дежурил у начальной школы и обирал ребят, отнимая все, что ему приглянется. Более того, он не упускал случая унизить свою жертву: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Савватей специально «дежурил именно у этой школы, потому что в начальной учатся до четвертого класса и ребята все маленькие». Михаська не раз испытал на себе, что значит унижение: однажды Савватей отнял у него альбом с марками, который принадлежал отцу Михаськи и потому был ему особенно дорог, в другой раз хулиган поджег его новую куртку. Верный своему принципу унижать жертву, Савватей провел по его лицу «грязной, потной лапой». Автор показывает, что Михаська не стерпел издевательства и решился дать отпор сильному и безжалостному противнику, перед которым трепетала вся школа, даже взрослые. Герой схватил камень и был готов ударить Савватею, но неожиданно тот отступил. Отступил, потому что почувствовал внутреннюю силу Михаськи, его готовность до конца отстаивать свое человеческое достоинство. Писатель акцентирует наше внимание на том, что именно решимость защищать свою честь помогла Михаське одержать моральную победу.

Идти дорогой чести значит вставать на защиту других. Так, Петр Гринев в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» дрался на дуэли со Швабриным, отстаивая честь Маши Мироновой. Швабрин, будучи отвергнут, в разговоре с Гриневым позволил себе оскорбить девушку гнусными намеками. Гринев не мог стерпеть этого. Как порядочный человек, он вышел на поединок и готов был умереть, но защитить честь девушки.

Подводя итоги сказанному, хочется выразить надежду на то, что каждому человеку хватит мужества избрать путь чести.

(582 слова)





И я выйду тогда на опричника,






(545 слов)

Пример сочинения на тему: "Лишать чести другого - значит лишаться своей"

Что такое бесчестие? С одной стороны, это отсутствие достоинства, слабость характера, трусость, неспособность преодолеть страх перед обстоятельствами или людьми. С другой стороны, бесчестие навлекает на себя и внешне кажущийся сильным человек, если он позволяет себе порочить других, а то и просто издеваться над более слабыми, унижать беззащитных.

Так, в романе А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Швабрин, получив отказ от Маши Мироновой, в отместку клевещет на нее, позволяет себе оскорбительные намеки в ее адрес. Так, в разговоре с Петром Гриневым он утверждает, что добиваться расположения Маши нужно не виршами, намекает на ее доступность: «… ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег. Кровь моя закипела.
- А почему ты об ней такого мнения? - спросил я, с трудом удерживая свое негодование.
- А потому, - отвечал он с адской усмешкою,- что знаю по опыту ее нрав и обычай».
Швабрин, не задумываясь, готов запятнать честь девушки только потому, что она не ответила ему взаимностью. Писатель подводит нас к мысли, что человек, поступающий подло, не может гордиться незапятнанной честью.

Другим примером может служить повесть А.Лиханова «Чистые камушки». Персонаж по кличке Савватей держит в страхе всю школу. Ему доставляет удовольствие унижать тех, кто слабее. Хулиган регулярно обирает учеников, издевается над ними: «Иногда он выхватывал из сумки вместо булочки учебник или тетрадку и швырял ее в сугроб или забирал себе, чтобы, отойдя потом на несколько шагов, бросить под ноги и вытереть о них валенки». Любимым его приемом было провести по лицу жертвы «грязной, потной лапой». Даже своих «шестерок» он постоянно унижает: «Савватей зло посмотрел на парня, взял его за нос и сильно дернул вниз», он «стоял рядом с Сашкой, облокотясь о его голову». Покушаясь на честь и достоинство других людей, он сам становится олицетворением бесчестья.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: человек, унижающий достоинство или порочащий доброе имя других людей, сам себя лишает чести, обрекает на презрение со стороны окружающих.

Пример сочинения на тему: "Честь дороже жизни"

В жизни нередко возникают ситуации, когда мы оказываемся перед выбором: поступить в соответствии с нравственными правилами или заключить сделку с совестью, поступиться моральными принципами. Казалось бы, каждый должен был бы выбрать правильный путь, путь чести. Но это зачастую не так просто. Особенно, если цена верного решения – жизнь. Готовы ли мы идти на смерть во имя чести и долга?

Обратимся к роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Автор рассказывает о захвате Белогорской крепости Пугачёвым. Офицеры должны были либо присягнуть на верность Пугачеву, признав его государем, либо закончить жизнь на виселице. Автор показывает, какой выбор сделали его герои: Петр Гринев так же, как комендант крепости и Иван Игнатьевич, проявил отвагу, готов был умереть, но не опозорить честь мундира. Он нашел в себе мужество в лицо сказать Пугачеву, что не может признать его государем, отказался изменить воинской присяге: «Нет, - отвечал я с твердостию. - Я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Со всей прямотой Гринев сказал Пугачеву, что, возможно, станет сражаться против него, исполняя свой офицерский долг: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя - пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что это будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится?» Герой понимает, что его честность может стоить ему жизни, но чувство долго и чести преобладает в нем над страхом. Искренность и мужество героя настолько поразили Пугачева, что тот сохранил Гриневу жизнь и отпустил его.

Порой человек готов защищать, не щадя даже собственной жизни, не только свою честь, но и честь близких людей, семьи. Нельзя безропотно сносить оскорбление, даже если оно нанесено человеком, более высоко стоящим на социальной лестнице. Достоинство и честь превыше всего.

Об этом рассказывает М.Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Опричнику царя Ивана Грозного приглянулась Алена Дмитриевна, жена купца Калашникова. Зная, что она замужняя женщина, Кирибеевич все равно позволил себе домогаться ее любви. Оскорбленная женщина просит мужа о заступничестве: «Ты не дай меня, свою верную жену, //Злым охульникам в поругание!» Автор подчеркивает, что купец ни секунды не сомневается в том, какое решение ему принять. Конечно, он понимает, чем грозит ему противоборство с царским любимцем, но честное имя семьи дороже даже самой жизни: А такой обиды не стерпеть душе
Да не вынести сердцу молодецкому.
Уж как завтра будет кулачный бой
На Москва-реке при самом царе,
И я выйду тогда на опричника,
Буду насмерть биться, до последних сил…
И действительно, Калашников выходит сражаться против Кирибеевича. Для него это бой не ради потехи, это бой за честь и достоинство, битва не на жизнь, а на смерть:
Не шутку шутить, не людей смешить
К тебе вышел я, басурманский сын, -
Вышел я на страшный бой, на последний бой!
Он знает, что правда на его стороне, и готов умереть за нее:
Постою за правду до последнего!
Лермонтов показывает, что купец одержал победу над Кирибеевичем, кровью смыв нанесенное оскорбление. Однако судьба готовит ему новое испытание: Иван Грозный велит казнить Калашникова за убийство любимца. Купец мог бы оправдаться, рассказать царю, по какой причине убил опричника, но не стал делать этого. Ведь это значило бы принародно опозорить честное имя своей супруги. Он готов идти на плаху, отстаивая честь семьи, принять смерть с достоинством. Писатель хочет донести до нас мысль, что нет ничего важнее для человека, чем его достоинство, и нужно защищать его, несмотря ни на что.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод: честь превыше всего, даже самой жизни.

Главная > Сочинение

Сочинение

«Тема чести и человеческого достоинства в произведении В. Быкова «Сотников»

Выполнила ученица 11 «г» класса Шиловская Анна.

Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории Смирнова С.А.

Идя вместе, они уже оказались по разные стороны черты… В.Быков «Сотников» Старая уличная арка. На ней в гибких пеньковых петлях висят четыре человека. Крайний – молодой парень лет двадцати шести, воплощение чести и мужества, даже перед казнью он сохранил своё достоинство, не склонил головы перед врагом. Но зачем? Зачем, если теперь его молодое тело раскачивает ветер? Да, он больше не будет чувствовать голода, не утоляемого пареной рожью, холода, забирающегося под одежду, боли от ран, сопутствующих партизанской жизни. Но ведь он не узнает и радость победы, и счастье иметь семью… Я отчетливо представляю себе эту картину: серая арка, серый утоптанный снег и четыре серых тела…. А вот еще одна картина: в туго подпоясанных полицейских шинелях шагает отряд предателей. Среди них без шинели лишь один – новенький, только что выменявший жизнь на партизанскую честь и обещание служить в полиции. Ему повезло: он выкрутился. Или нет? Что разделяет их двоих, мертвого Сотникова и живого Рыбака? Черта. Черта, разделяющая честь и бесчестие, патриотизм и предательство, самопожертвование и стремление любой ценой сохранить свою жизнь. Они вместе прикрывали отход остатков разбитого отряда, «сблизились между собой» и вместе попали на самое обычное задание – сходить за продуктами. Рыбак переживал за Сотникова, тащил его раненого на себе. Вместе они прошли не один километр по холодному лесу с горстью пареной ржи в кармане…. Как и когда Рыбак решил поступиться своей честью? Решение не могло родиться за несколько секунд во дворе полиции, оно назревало постепенно, может быть, Рыбак все время ходил вдоль роковой черты, ни разу в его жизни не случалось ничего такого, что заставило бы сделать шаг к предательству. От желания сохранить целой и невредимой «свою шкуру» до предательства человека, по мнению Василия Быкова, – один шаг. Это желание, в свою очередь, зависит от степени влюбленности в собственное пребывание на этом свете, степени самовлюбленности и эгоизма. Таким образом, способность или неспособность к предательству определяется чертами характера. Посмотрим на Сотникова и Рыбака по-внимательнее: кому, как не последнему, сильному, здоровому и удачливому, быть героем? Но на войне очень многое решает не физическая сила, а сила духа. Взять, например, вопрос Сотникова: «И далеко протопал?». Самого Сотникова интересует, сколько земли отбил его товарищ у немцев, Рыбак же говорит о своей военной карьере. Он не понимает, почему Сотников не отказался от задания, и приписывает это к самолюбию и упрямству. Но разве это самолюбие? Сходить за продуктами – это необходимость; подчиниться приказу – обязанность, а отговариваться простудой, которую не считают за болезнь - возможность потерять уважение товарищей и самому перестать уважать себя, такая отговорка для Сотникова – уклонение от долга. Рыбаку все равно, будет ли он принимать пищу на хуторе у дядьки Романа или в Лисинах у «немецкого прислужника», старосты Петра, тогда как Сотников не может принять помощь даже от его жены, не может поступиться своими принципами. Позже, когда в лесу они натыкаются на полицаев, проявляется эгоистичность натуры Рыбака: он отрекается от Сотникова. Убеждая себя в том, что Сотникову уже не поможешь, он фактически хоронит товарища, который продолжает его прикрывать. Интересен такой факт: Рыбак «решительным усилием» взваливает на плечи овцу. Зачем? Для отряда? Но ведь тогда он думал не об отряде, а только о себе. Скорей всего Рыбак настолько сжился с отрядом, привык к нему, что на пути к предательству встал барьер неписаных правил, по которым жили партизаны. Таким образом, в момент реальной угрозы его жизни, Рыбака сдерживают не жалость и любовь к другу, а осуждение окружающих. Но и оно будет играть роль только до тех пор, пока Рыбак реально представляет свое возвращение. Когда мысли об отряде уходят на задний план, все мысли героя сосредотачиваются на том, как спасти свою жизнь. Цена не играет роли. Натура Рыбака эгоистична, он не умеет контролировать свои чувства (возвращается за раненым Сотниковым «стараясь не рассуждать», так как боится, что инстинкт самосохранения снова затмит рассудок). На войне как будто для него важна не конечная цель, а само действие, он во многом полагается на удачу или случай. Из отсутствия принципиальности и твердых убеждений происходит привычка Рыбака оправдывать себя, умение выкручиваться. Ему не приходится задумываться над самим понятием чести и достоинства, потому что именно они наполняют убеждения твердостью, заставляют человека следовать им. Он «был неплохим партизаном, … но как человек и гражданин, безусловно, недобрал чего-то». Сотников, напротив, больше думает о других. Так, в лесу он прикрывает своего товарища, ни разу не укорив последнего за то, что тот бросил его. Именно во время этой стычки нам раскрываются характеры героев. Кроме принципиальности, Сотникова от Рыбака отличает отношение к опасности и поведение в сложной ситуации. Сотников может подчинить страх рассудку, его ум работает более расчетливо. Из сложных ситуаций он привык не выкручиваться, а выбираться. Когда стали близки смерть и плен, Сотников не паникует, хотя и он хочет жить. Единственный выход для него – борьба, и он живет перестрелкой, даже то, что он заставил полицаев считаться с собой, вызывает пусть короткое, но все же «удовлетворение». Разный характер героев обуславливает и их различное поведение в плену и на допросе: если Сотников старается выгородить Дёмчину и старосту, то Рыбак думает лишь о себе, считая, что ни первому, ни последним уже не поможешь. Даже под пытками Сотников молчит, считая, что рассказать хоть что-то - значит, уронить своё достоинство, предать товарищей. Рыбак, напротив, бережет себя, свободно дает показания, считая, что они все равно никому не повредят. Может, потому Рыбак и пошел в полицию, что его решение не могло сыграть роли ни в чьей судьбе. Да, конечно, он нарушил кодекс партизанской и воинской чести, да и вообще чести гражданина и патриота, не смог достойно встретить смерть. Но так ли это важно? Что значит честь по сравнению с тем, что он отодвинул «грозную, неотвратимо подступающую к нему» смерть. Ведь, как пишет сам Василий Быков, «…жизнь - … единственная реальная ценность для … человека…,… смерть ничего не решает и ничего не оправдывает». С этой точки зрения Рыбак мог бы себя оправдать: из тени жизни он смог спасти одну – свою. Но ведь важно не просто прожить, а «…разумно и с толком использовать и без того не такой уж продолжительный свой срок на земле». Единственное, о чем жалеет Сотников – о напрасности своей смерти. Но «на смену казненным придут другие», вдохновленные подвигом «Сотникова, его мужеством и гордым, честным взглядом, которым он обвел людей на площади. В этом смысл его смерти, в этом смысл его желания достойной встречи ее». Рыбак остался жить, поставив себе цель остановить машину фашизма. Но как мог предатель остановить машину, которая работала на предательстве? Да машина и не дала ему опомниться, сразу превратив Рыбака в винтик. И вот он бездумно шагнул с другими, это было настолько «обыкновенно и привычно», что Рыбак даже не почувствовал разницы, с партизанами он зашагал или с предателями. Если вглядеться, цель – остановить фашизм, воткнуть рогатину в колеса его машине была не больше, чем средство заглушить угрызения совести, чтобы в очередной раз вывернуться из сложной ситуации. Но на этот раз вывернуться не удается. Рыбак остался один. По сути дела, он никого не хотел предавать. Ему отвратительны полицаи, но он вдруг осознает, что тем людям, с которыми он грелся у костра, все равно, что побудило его сделать такой шаг. Для них он теперь тоже полицай. Он впервые понял, что именно такое положение было альтернативой смерти. Сотников, которого не ослепило желание жить, не мог согласиться с этим, потому он и выбрал смерть. Может быть, осознав все это, Рыбак понял, что честь, достоинство, убеждения и принципы – не пустые звуки. Именно они отличали его товарища от Будилы и Стася. Именно их отсутствие отличало Рыбака от Сотникова и сближало с полицаями. Кого винить в произошедшем? Только себя, ведь выбор между честью и бесчестием каждый делает сам.

Честь и совесть. Что означают эти слова? Может быть, для кого-то это пустой звук? Часто ли мы сталкиваемся с этим в жизни? Эти качества должны быть присущи каждому человеку, но так ли это?

По-моему, лучше всего честь и совесть проявляются в экстремальных ситуациях. Самая экстремальная ситуация – это война. О Великой Отечественной войне писали и пишут очень много. Поэты слагали стихи и поэмы, писатели писали художественные и публицистические произведения.

Одним из таких произведений является повесть В. Некрасова «В окопах Сталинграда».

В. Некрасов считал, что подобные произведения надо писать по горячим следам и на одном дыхании, потому что иначе правда искажается.

Автор повести утверждает, что правды в его произведении девяносто девять процентов, и всего лишь на один процент он умолчал. И по всей видимости, это заявление справедливо, потому что молодое поколение сравнивает другие произведения с этой повестью, проверяя справедливость и честность других авторов, а современники войны подтверждают, что все написано правдиво и честно. Так о чем же эта повесть? Чем так притягивает? И что заставляет перечитывать ее снова и снова?

Об отступлении приходит совершенно неожиданно…» – это самые первые строки повести. Нет никакого вступления. Есть только эти суровые и жесткие слова. Мы сразу погрузились в другой мир и оказались в водовороте событий. Бойцы отступают, что же делать беззащитным жителям? Люди, которые должны защищать, уходят. Они уходят ночью, уходят с опущенными головами.

«…Мы идем молча, точно сознавая свою вину… Люди завтра проснутся и увидят немцев…» Они чувствуют себя виноватыми, но почему? Ведь они же не дезертиры, ведь они собираются вернуться.

Главный герой Керженцев пытается оправдать себя, своих товарищей, оправдать само отступление. Чуть позже Керженцев снова попадает в «поток отступления», и снова его мучают угрызения совести. Главный герой никак не может избавиться от чувства вины. Он не может смотреть на все эти вопросительные и недоумевающие лица. Он не знает, что он может им ответить? В детских книжках рассказывается о доблестных героях, которые с легкостью побеждают врагов. Но война – это совсем другое. Это натертая пятка, насквозь пропотевшая гимнастерка и «немцы в самой глубине России». На войне узнаешь людей по-настоящему. И в повести В. Некрасова мы встречаемся с Калужским. Он разговаривает с Керженцевым. Он говорит ужасные вещи: «Не волнуйтесь! немцы собираются уложиться в срок…» А ведь он комбат! И у Керженцева появляется единственное желание: «В морду тебе дать!» Разве можно говорить здесь о чести и совести Калужского? Разве эти качества есть у него? Но, может быть, они у него когда-то были? Ведь война не только раскрывает сущность человека, но и меняет его. Например, Игорь, друг Керженцева. Конечно, он не стал подобным Калужскому, но и его сердце загрубело, и его душа вымоталась. В произведении В. Некрасова очень много страшных, парализующих душу картин.

На мой взгляд, самые ужасные картины следующие: «…Худенькая шейка его трясется. Какая она тоненькая и жалкая!.. Глаза его вдруг останавливаются, точно увидел что-то необычайно интересное, и весь он медленно, как-то боком садится на дно Его оттаскивают. Беспомощно подпрыгивают по земле ноги…»

Вторая картина еще ужаснее, хотя ее описание занимает всего несколько строк в повести:

«…Я помню одного убитого бойца. Он лежал на спине, раскинув руки, и к губе его прилип окурок. И это было страшнее всего, что я видел до и после на войне… Минуту назад была еще жизнь, мысли, желания. Сейчас – смерть…» Мне не хочется ничего говорить: лучше и ярче В. Некрасова я не смогу сказать. Все и так предельно ясно: грань между жизнью и смертью очень тонка, а на войне стирается совсем.

Поступить по чести, по совести – погибнуть за Родину. Но не лучше ли одолеть врага, сохранив при этом жизнь? Ведь нет ничего ценнее жизни. Командир Абросимов придерживается другой точки зрения: «Взять высоту любой ценой». Он приказывает атаковать под прямым огнем. Майор предлагает другой вариант, в котором у бойцов есть шанс выжить. Одним геройством ничего не сделаешь. Абросимов считает, что они отказываются выполнять приказ из-за трусости, он грозит им даже пистолетом.

Начальство не сомневалось во мнениях, а ведь их непонимание друг друга стоит многим людям жизни. Как быть с совестью здесь? В повести, прочитав ее от начала до конца, мы не найдем великих военачальников.

Не найдем мы военачальников и у Василя Быкова. Его произведения о простых людях, но о сложных душах этих людей. Его герои всегда стоят перед выбором. Сотников не исключение. Книга так и называется «Сотников».

Сотников и Рыбак – главные герои. Рыбак более приспособлен, чем Сотников. Он силен, ловок, вынослив, он не трус, сам вызвался идти в разведку с Сотниковым. Попав в партизанский отряд, ни от какой работы не отказывался. Рыбак ненавидит немцев и полицаев, предавших свой народ. Он прекрасно относится к своему товарищу и на протяжении всей повести заботится о Сотникове. И не просто заботится, он тащит его на себе. Сначала он проявил слабость и оставил раненого товарища. Его охватил страх, страх за свою жизнь. Ведь в каждом человеке живет инстинкт самосохранения. А ведь он поборол свой страх, хотя это далеко не просто. Совесть и честь одержали победу над страхом и жалостью к себе. А это не мало!

После этого поступка Рыбака все предвещает хороший конец. Но… все получилось совсем иначе.

Попав в плен, Рыбак выбирает путь предательства, в отличие от Сотникова. Сотников физически уступает Рыбаку. Он менее приспособлен к жизни в отряде, но больной идет в разведку, потому что никто больше не пошел. Всю дорогу Сотников испытывает перед Рыбаком чувство вины, потому что болен, ранен, потому что отстает. А время терять было нельзя. Он чувствует угрызения совести за то, что они попали в плен, за то, что из-за них забрали Дёмчиху и Басю. Сотников пытается взять всю вину на себя, но… Сотников, уступая Рыбаку физически, несомненно, превосходит его морально. Ведь оба героя стоят перед выбором, но оказались по разные стороны одной черты, разделяющей друзей и врагов.

Рыбак, чувствуя себя виноватым, старается убедить себя, что большой вины за ним нет. «…Просто он имел больше возможностей и схитрил, чтобы выжить, но он не изменник…» Рыбак пытается заглушить голос совести, но ему это не удается. Рыбак должен выбить чурбак из-под ног Сотникова, должен лишить своего товарища жизни. Он в ужасе!

А Сотников в это время обводит взглядом толпу. Ему противно стало от предательства Рыбака. Для него это было самым страшным преступлением. Последним, кого видит Сотников, – мальчик, который со страхом и дрожью наблюдает за казнью. На его лице было безутешное горе. Сотников не удержался и улыбнулся одними глазами мальчику. Мне кажется, он хотел, чтобы мальчик понял, что лучше умереть, но не стать предателем.

Мне даже стало жалко Рыбака. Мне кажется, он чуточку завидовал Сотникову: ведь его страдания закончились. В глубине души он (Рыбак) понимает, что ему не вырваться отсюда, и решает свести счеты с жизнью; «..в тартарары, навеки это единственный возможный выход…» Но судьба прокляла его: ремня не было, оставалось только жить, но как жить? Вот такое сложное чувство – совесть. Совесть всегда связана с другими чувствами души. Я думаю, она неотделима от веры, веры в людей. «Западня» повествует именно об этом.

Командир роты Клименко попал в плен. Немцы не стали его убивать, они воспользовались документами, которые были у Клименко. Объявив солдатам, что их командир предал их, отпустили его. Дальше идет очень напряженная сцена. Стоит мертвая тишина, Клименко идет к «своим». Он даже не понял сразу, что случилось, но, когда это стало доходить до его сознания, он покрылся холодным потом: его могли убить свои. Почему могли? Они должны были его убить! Но он дошел, а выстрелов не было. Начались выкрики: «Предатель!.. Трус!» Но по его лицу солдаты поняли: он их не предавал! Он не мог их предать!

Провокация немцев не удалась, хотя, конечно, были и другие случаи. В «Обелиске» Василя Быкова главный герой – Алесь Иванович Мороз – поступает по совести, так, как считает правильным и нужным. Ребят забрали полицаи и потребовали, чтобы пришел А. И. Мороз, – только тогда они отпустят детей. Все понимали, что немцы никогда никого не отпускают, понимает это и Алесь

Иванович, но он не может по-другому, он знает, что должен пойти, и идет. И до последней минуты он старается спасти хоть одного из ребят, что ему и удается.

По-моему, Алесь Иванович Мороз совершил геройский поступок. Почему поступок? Подвиг!

Честь и совесть – это то, без чего не может жить человек.

Чувство чести и долга, душевная щедрость и чистота – залог мира и счастья людей на земле. Показывая, какие беды несет война миру, Толстой делает вывод, что только самосовершенствование, стремление каждого человека в отдельности стать лучше, добрее избавит народы от разрушения и гибели. Любимые герои Толстого Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова – это искренние и благородные люди, понимающие свой долг перед родителями и Отечеством, живущие по чести и совести. «Чтобы жить честно , надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие – душевная подлость». (Л.Н. Толстой) Андрей Болконский «Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим…» (Пьер об Андрее). Стремление к высшей правде – вот цель духовных исканий князя Андрея. "Иди с богом своей дорогой. Я знаю, твоя дорога – дорога чести ", - говорит о нем Кутузов. Князь Андрей никогда не изменял своему долгу и совести. Воспитанный своим отцом генерал-аншефом Екатерининского правления, занимавшим видное положение именно благодаря талантам, а не стремлением к карьере, князь Андрей усвоил понятия чести и долга перед людьми и отечеством. Николай Андреевич Болконский честно служил своему отечеству и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже ссылка при Павле. Болконские – старинный аристократический род. Они по праву гордятся своими заслугами перед Отечеством. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба презирают выскочек и карьеристов вроде Курагина, для которого нет понятия чести. Война 1805-1807 годов . Армейская служба становится одним из важных этапов исканий толстовского героя. Здесь он резко отделяется от многочисленных искателей быстрой карьеры и высоких наград, которых можно было встретить в штабе. В отличие от Жеркова и Друбецкого князь Андрей органически не может лакействовать. Он не ищет поводов для повышения в чинах и награждений и свою службу в армии сознательно начинает с низших чинов в ряду адъютантов у Кутузова. Шенграбенское сражение позволило Болконскому проявить свое мужество. Смело объезжает он позиции под пулями неприятеля. Лишь он один осмелился поехать на батарею Тушина и не уехал с нее до тех пор, пока не убраны были орудия. Он обнаружил здесь военную выдержку и храбрость, а потом, единственный из всех офицеров, встал на защиту маленького капитана. Аустерлицкок сражение - совершает подвиг, подхватив упавшее знамя и воодушевив тем самым обратившееся в бегство войско. Да, он мечтал о личной славе, о своем «Тулоне», но осуществить свою мечту он пытается в бою, рискуя жизнью, самоотверженно выполняя свой воинский долг. Это пример истинной чести. Служба в комиссии Сперанского . Желание принести пользу, жить не для себя, жажда общественной деятельности. Занимается составлением государственных законов. Восхищается самим Сперанским, "видя в нем огромного ума человека". Ему кажется, что здесь готовится "будущее, от которого зависят судьбы миллионов". Однако вскоре Болконскому приходится разочароваться в этом государственном деятеле с его сентиментальностью и фальшивой искусственностью. Затем князь усомнился и в полезности той работы, которую ему приходилось выполнять. Становится очевидным, что все в этой комиссии основано на казенной рутине, лицемерии и бюрократизме. Вся эта деятельность бессмысленна и бесполезна. Оставляет службу, поняв, что вся эта деятельность бессмысленна и бесполезна. Делает нравственный выбор, оставаясь верным своим представлениям о чести. Война 1812 года. Князь отказывается от службы в штабе и направляется служить в "ряды": По словам Л. Толстого, князь Андрей "весь был предан делам своего полка", заботился о своих людях, был прост и добр в общении с ними. В полку его называли "наш князь", гордились им и любили его. Болконский сближается с простыми солдатами. Все сильнее его отвращение к высшему кругу, где царят корыстолюбие, карьеризм и полное равнодушие к судьбам страны и народа. Накануне Бородинского сражения князь Андрей твердо уверен в победе. Он говорит Пьеру: "Мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!" В Бородинском сражении князь Андрей получает смертельное ранение. Пьер Безухов, как и князь Андрей, находясь в постоянном поиске смысла жизни, ни разу не изменил своей чести и всегда поступал как порядочный человек. Честь и бесчестье показывает Толстой, рисуя образы двух полководцев, Кутузова и Наполеона – защитника Отечества и захватчика. Вторгшийся враг не может быть честен. Суть его поступка – захват чужого, ему не принадлежащего, а также убийство. Наполеон изображен в романе эгоистичным и самовлюбленным, надменным и самонадеянным. Он хотел поработить русский народ и претендовал на мировое господство. Противоположна Наполеону фигура Кутузова. Он изображен как вождь справедливой народной войны, связанный с народом тесными духовными узами. В этом заключалась его сила как полководца. Глубокие патриотические чувства Кутузова, его любовь к русскому народу и ненависть к врагу, его близость к солдату отличали в нем человека чести и высокой нравственности. Анатоль Курагин, сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Крайний эгоцентризм, самоуверенность, неуемная жажда наслаждений. Всю жизнь герой посвящает удовлетворению своих прихотей, развлечениям («На всю жизнь он смотрел как на непрерывное увеселение, которое кто-то такой почему-то обязался устроить для него»). «Подлая, бессердечная порода!» (Пьер об Анатоле). Судьба Анатоля пересекалась с жизненными дорогами Наташи (не останавливается ни перед чем ради своей прихоти; не осознавая катастрофических последствий и безрассудности своих действий, пытается тайно увести из Москвы Наташу, обещая жениться на ней. К счастью, его эгоистическим планам не суждено было осуществиться. При этом, видя попранную репутацию девушки, он не испытывает ни сострадания, ни сожаления, настолько глубоко очерствело сердце этого человека), Пьера Безухова, княжны Марьи (сватовство; ему были нужны только деньги, наследство), Андрея Болконского. При этом всем людям, встречающимся на его пути, он приносил только страдания и разрушение так же, как и его сестра – холодная, жестокая Элен. Главное испытание в жизни Анатоля Курагина – это участие в Бородинской битве. Анатоль стал калекой еще до участия в Бородинском сражении (ему ампутировали ногу). Самое страшное в том, что он с детства был нравственно искалечен. Это человек без чести, без совести.

Как написать сочинение Честь и Бесчестие в повести Сотников?

    Произведения Василя Быкова о войне очень реалистично описывают разные человеческие характеры и судьбы, особенно ярко проявляющиеся в критических ситуациях, в том числе во время войны.

    Война ставит человека перед выбором: или сохранить человеческие лицо, но под угрозой смерти, либо оставаться жить, но пройдя через тяжелые моральные испытания — часто такие, как предательство товарищей, унижение или убийство другого человека.

    В произведении Быкова показаны характеры и судьба двух партизан — Рыбака и Сотникова. Последний отправился на задание, несмотря на свою болезнь. Оба героя вроде как бывалые, героичны, смелы, поддерживают друг друга.

    Однако постепенно Быков показывает изменения в характере Рыбака. Начиная с несостоявшегося расстрела старика (только потому, что это уже хотел сделать кто-то другой, а не он), поведения в ситуации с засадой полицаев (каждый — сам за себя), с пребыванием в деревне, где они с Сотниковым прячутся и не хотят сдаваться в плен (мысли, что лучше б попал в плен его товарищ — все равно ранен). Сцена допроса наиболее ярко показывает характер Рыбака.

    Сотников даже под жестокими пытками не допускает и мысли о предательстве товарищей, но своей смертью хочет отвести удар от них.

    Рыбак же цепляется за жизнь, ищет пути облегчения своей участи, проявляет трусость.

    Соглашаясь стать полицаем, он лелеет надежду сбежать, однако в душе желает избавления от напарника — его шансы на побег существенно повысятся. В стремлении выжить Рыбак идет даже на убийство товарища.

    Однако для души Рыбака все совершенное не проходит бесследно: его беспокоят муки совести, подталкивающие к самоубийству. Но попытка не удается: он не решается довести задуманное до конца.

    Сравнивая двух героев произведения, в одном из которых преподносится нам урок чести и человеческого достоинства, в другом же — бесчестие, ведущее к духовному падению, Василь Быков показывает, что выбор всегда остается за человеком, в каких бы условиях он ни находился.

    Чтобы написать сочинение о Чести и Бесчестии по повести Быкова Сотников, нужно рассказать о судьбе двух друзей, нравственные принципы которых изменили внешние обстоятельства.

    Слабого Сотникова опастность придала сил и мужества, а в случае Рыбака страх сделал свое дело и он стал предателем.

    В романе Сотников автор рассказывает нам двух партизанах, которые попали в плен. Тему чести можно раскрыть на примере партизана Сотникова, который даже перед страхом смерти не предал своих товарищей. Он взял вс на себя, он не молил врагов о пощаде, он не стал предателем, он умер человеком чести.

    Зная о своей неминуемой гибели он принял решение встретить смерть достойно.

    Есть люди, которые с честью держат удары судьбы, а есть такие, которые под этими ударами ломаются или падают. Василь Быков в повести Сотников как раз показывает нам, как под влиянием обстоятельств проявляются положительные или отрицательные нравственные качества человека.

    Герои повести, Рыбак и Сотников, отправляются на выполнение задания. Поначалу наши симпатии вызывает Рыбак: у него и сил больше, и подготовлен он лучше к жизни в партизанском отряде, да и не злой он человек. Сотников, бывший учитель, простужен, болен, является помехой — именно это стало причиной того, что они попали в плен. К тому же полицаи схватили старосту и крестьянку Демчиху, которые помогли партизанам.

    Чувствуя свою вину перед этими людьми, Сотников пытается спасти их, взяв всю вину на себя. В последнюю ночь перед казнью он много думает, что сейчас его больше всего волнуют обязанности перед ними, что смерть его должна же что-то утверждать. Рыбак тоже много думает, но думает о себе и о том, что ради спасения собственной жизни он готов служить немцам, врагам.

    Все казннные с достоинством приняли смерть, даже еврейская девочка не выдала тех, кто прятал е, а староста сдержанно и значительно поклонился людям.

    И только Рыбак, согласившийся стать полицаем, выступившим палачом по отношению к своему бывшему товарищу, радовался, что остался жив. Он мечтает удрать, по вдруг понимает — после ликвидации это стало невозможным.

    Два человека шли одним путм, выполняли одно задание, вместе попали к врагам. Но одного этот путь привл нравственному подвигу, а другого — к предательству. Один остался честным до конца перед собой и людьми, другого ждало бесчестие и общественное презрение.