Биография тамары ильиничны синявской. Синявская Тамара: подробности личной жизни легендарной исполнительницы Мужья тамары синявской

Публикации раздела Музыка

Тамара Синявская. Благородная примадонна

Т амару Синявскую приняли на стажировку в Большой театр против всех правил: в очень юном возрасте, в 20 лет, и без консерваторского образования. Уже через год певица вошла в основной состав труппы и исполняла ведущие партии, а через пять лет - выступала в лучших оперных театрах мира.

Не танцовщица. Певица

Тамара Синявская родилась в Москве в 1943 году. Первыми концертными площадками юной артистки стали подъезды старых домов. Гулкое эхо разносило по этажам популярные песни из кинофильмов в ее исполнении. В конце концов соседи посоветовали матери маленькой певицы пристроить дочь в какой-нибудь кружок.

«Там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе», - вспоминает Тамара Синявская.

Когда Тамаре Синявской исполнилось шесть лет, мама записала ее в танцевальную группу Ансамбля песни и пляски Московского городского Дворца пионеров. Но у девочки желания танцевать не было, и вскоре она бросила занятия. Будущая певица вернулась в ансамбль лишь спустя три года - теперь уже в его хоровой состав. Она получила богатый сценический опыт: коллектив часто участвовал в концертах и гастролировал.

По совету Владимира Локтева, руководителя ансамбля, в 1961 году Синявская поступила в Музыкальное училище при Московской консерватории имени Петра Чайковского . Параллельно пела в хоре Малого театра , изучая драматическое искусство. Чтобы сберечь голос, она бросила свои увлечения - лыжи и коньки, а мороженое ела только летом, когда в театре закрывался сезон. На выпускном экзамене в училище она получила пять с плюсом.

«Лучшая из Ольг» Большого театра

После выпускного 20-летняя Тамара Синявская втайне от матери пошла на конкурсное прослушивание в Большой театр . Это стало своего рода авантюрой, потому что она была слишком юна и не имела консерваторского образования. Однако молодую певицу пригласили в стажерскую группу.

«Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела 20-летняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага».

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы

Первой ролью Тамары Синявской стал Паж из оперы «Риголетто» Джузеппе Верди. Дебют прошел не совсем так, как хотелось бы артистке: от волнения она пропела свою единственную реплику в два раза медленнее, чем нужно. Когда труппа Большого театра уехала на гастроли в Милан, Синявской предложили исполнить первую большую партию - Ольги из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского . Это выступление стало важным событием в карьере начинающей певицы: критики и коллеги Тамары Синявской признали ее «лучшей из Ольг». Сергей Лемешев (Владимир Ленский) позже говорил, что его герою много лет не хватало «именно такой прелестной Ольги», которая своим выступлением соединила замысел Пушкина и Чайковского.

Еще одной известной ролью певицы стала партия Ратмира в опере «Руслан и Людмила» Михаила Глинки . Исполнив ее, Тамара Синявская стала солисткой основной труппы Большого театра.

Александр Орфенов, руководитель оперной труппы, вспоминал, что уже в этом юном возрасте Тамара Синявская выделялась среди своих сверстников «чувством высокого профессионализма»: «Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала. Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини».

Тамара Синявская в партии Ратмира («Руслан и Людмила»). Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в партии Любаши в опере «Царская невеста». Фотография: музей Большого театра / bolshoi.ru

Тамара Синявская в заглавной партии в опере «Кармен». Фотография: Георгия Соловьев / музей Большого театра / bolshoi.ru

В конце 60-х годов Тамара Синявская начала гастролировать с Большим театром. В Париже состоялся ее европейский дебют. Певица говорила, что столица Франции дала ей путевку в оперу. Также Синявская побывала в Канаде, Болгарии, Турции, Италии. Вскоре она начала побеждать в вокальных конкурсах. В 1969 году Синявская получила Гран-при и золотую медаль на Международном конкурсе вокалистов в Бельгии. Газета «Лё жур» писала: «Ни одного упрека нельзя предъявить Тамаре Синявской, обладающей одним из прекраснейших голосов, которые нам доводилось когда-либо слышать. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполняет «Сегидилью» из «Кармен». Также безупречно ее французское произношение. Это поистине великое искусство!»

Спустя год Тамара Синявская победила на IV Международном конкурсе имени Петра Чайковского. Мнения жюри разделились: советские судьи отдали свои голоса певице Елене Образцовой, а иностранцы - Тамаре Синявской. В результате первое место пришлось делить на двоих. Параллельно с выступлением Тамара Синявская сдала выпускные экзамены в ГИТИСе.

«Ты моя мелодия»

Будущие супруги Тамара Синявская и Муслим Магомаев познакомились в 1972 году на декаде русского искусства в Баку. Они впервые встретились в филармонии, носящей имя деда Магомаева.

«На очередном концерте меня подозвал Роберт Рождественский и представил миловидной молодой женщине. Я назвал себя: «Муслим». Она улыбнулась: «И вы еще представляетесь? Вас ведь знает весь Союз».

Муслим Магомаев

В 1973–1974 годах Тамара Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала». Муслим Магомаев звонил ей каждый день, влюбленные общались, Синявская слушала его новые записи. Именно в Италии, по телефону, она одной из первых услышала песню «Ты моя мелодия». Эту композицию написали для Муслима Магомаева Александра Пахмутова и Николай Добронравов.

«Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования».

Тамара Синявская

В 2003 году Тамара Синявская оставила Большой театр. Ее последней партией стала любимая роль Любаши из «Царской невесты» Римского-Корсакова . По словам артистки, лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Певица и сегодня ежедневно работает над своим голосом - поет любимые арии и романсы.

«Из благородной примадонны перешла в другое качество - педагога. Это совершенно другая профессия. Я себе не очень нравлюсь, так как я чувствую себя воспитательницей».

Тамара Синявская

С 2005 года Тамара Синявская заведует вокальной кафедрой ГИТИСа, где преподает классический вокал. Она руководит Фондом Муслима Магомаева, проводит конкурсы певцов и стипендиальные программы его имени.

Синявская Тамара Ильинична (р. 1943) – российская оперная певица, обладает мощным драматическим меццо-сопрано. В 1980 году стала Лауреатом премии Ленинского комсомола, с 1982 года – Народная артистка Советского Союза. Преподаватель в ГИТИСе на факультете музыкального театра.

Детские годы

Удивительный голос ей достался по наследству от мамы, которая в молодости замечательно пела. Девочка стала подражать маме уже с трёх лет, и особенно маленькой Томе нравилось петь в парадных подъездов. В старых домах подъезды были с мраморными полами, высокими потолками, резными перилами на лестницах и с хорошей акустикой. Звучание голоса ей казалось здесь таким красивым, как в храме.

Малышка заходила в один из подъездов, становилась посередине парадной и начинала громко петь. Так она горланила, пока кто-нибудь из жильцов не открывал дверь и не спрашивал громко на весь подъезд: «Кто тут поёт?» И тогда девочка покидала свою «сцену» и переходила в другой подъезд. За день она обходила все подъезды в своём и в соседних домах по улице Мархлевского. Привычка с детства осталась до сих пор, когда Тамара Ильинична заходит в незнакомый подъезд, она тихонько опробует в нём свой голос.

Маленькая девочка уже с детских лет понимала, что раз она так хорошо поёт, то должна быть у певицы своя публика. Так она начала давать концерты во дворе для ребят. Соседи просили девочку петь потише и советовали её маме, отдать дочку в Дом пионеров.

Школьные годы

Мама и сама видела, что малышка растёт творческой натурой. Но помимо пения Тамаре ещё очень сильно нравилось танцевать. Поэтому её записали в знаменитый детский коллектив – ансамбль песни и пляски, которым руководил Локтев В. С.

Когда Синявской было десять лет, её перевели в хоровой коллектив ансамбля. Здесь девочка занималась восемь лет, получила превосходный музыкально-сценический опыт, ведь ансамбль становился непременным участником всех правительственных концертов. Тамара по-настоящему научилась чувствовать сцену, перестала бояться публики и даже побывала в своей первой зарубежной командировке в Чехословакии.

Пение и танцы Синявскую увлекали, но свою будущую жизнь она мечтала связать с медициной. В доме, где прошло детство Тамары, на втором этаже располагалась поликлиника. Девочке нравилось заходить туда и нюхать, до сих пор помнит этот запах чистоты, белых халатов и эфира. Дома она завела настоящую медицинскую картотеку, куда придумывала и записывала «истории болезней» своих друзей, ставила на них подпись «врач Синявская». Сама Тамара Ильинична говорит, что, если бы она не связала свою судьбу с музыкой, скорее всего, из неё получился бы хороший врач.

Будучи подростком, Тамара, как и многие девчонки её возраста, влюбилась в кино. По несколько раз они бегали с подружками в кинотеатр на «Кубанских казаков» или «Дом, в котором я живу». Песни из этих фильмов она выучила наизусть и часто напевала вслух. А потом Тома увидела Лолиту Торрес, и поняла: она хочет так же, как эта великая женщина, петь, играть на сцене и быть красавицей. С этих пор она пела и репетировала дома только перед зеркалом, наблюдая каждый свой шаг и жест.

Ещё одним сильным увлечением Тамары были зимние виды спорта, она обожала лыжи и коньки. Как только открывались в столице катки, Синявская непременно была в числе первых посетительниц.

Музыкальное образование

К моменту окончания школы Тамара чётко определилась с выбором дальнейшего жизненного пути. Девушка хотела поступать учиться на драматическую актрису. Но руководитель ансамбля песни и пляски В. С. Локтев посоветовал Синявской продолжить обучение в музыкальном училище при Московской государственной консерватории имени Чайковского.

В этом учебном заведении у неё были прекрасные учителя, которым она благодарна всю жизнь, – Маркова Л. М. и Померанцева О. П. А одна преподавательница разрешала студентам подрабатывать в Государственном академическом Малом театре, выступая в хоре. Синявская такой возможностью воспользовалась и с удовольствием пела в театре. К тому же это был хороший шанс немного подправить семейное материальное положение, ведь жили Тамара с мамой очень скоромно, а за один спектакль платили пять рублей. Певица помнит, как один раз, получив зарплату за выступление, купила в «Елисеевском» гастрономе целый килограмм севрюги.

Подработка в Малом театре стала неплохой актёрской школой для Тамары, ведь здесь ей удавалось пообщаться с корифеями театральной сцены. Молоденькую певицу восприняли в театре тепло, обратили внимание на то, что девушка талантлива, а одна пожилая актриса даже презентовала Синявской клавир оперы «Самсон и Далила».

По вечерам Тамара выступала на театральной сцене, а остальное время посвящала занятиям музыкой. Начинала петь в спектакле «Живой труп» с цыганским хором, а спустя некоторое время яркая молодая певица уже солировала в контатах С. Прокофьева «Александр Невский» и П. Чайковского «Москва». Её преподавательница Померанцева О. П. вспоминала Синявскую как очень трудолюбивую, старательную и интересную студентку, было сразу видно, что у этой девушки большое творческое будущее.

В 1964 году Тамара окончила обучение. Выпускной экзамен она сдала на «пять с плюсом», что в училище бывало крайне редко и считалось исключительным случаем. Педагоги посоветовали Синявской пойти на прослушивание в Большой театр (там набирали стажёрскую группу), они были уверены, что с такими вокальными данными девушку обязательно примут.

Большой театр

В комиссии собрался высший свет советской музыки – Борис Покровский, Ирина Архипова, Галина Вишневская, Евгений Светланов, Геннадий Рождественский. Несмотря на то, что Тамара была очень юной и не имела консерваторского образования, впечатление на комиссию она произвела сильное, и девушку приняли в группу стажёров. А уже через год она вошла в основную труппу Большого театра, где солировала почти сорок лет.

Одновременно с работой в театре Синявская продолжила получать образование: она поступила в ГИТИС, где обучалась по классу пения у знаменитого педагога-вокалиста, профессора Доры Борисовны Белявской.

Тамара пришла в большой театр, будучи совсем молоденькой девушкой. Ей было чуть больше двадцати лет, она – наивная и доверчивая, влюблённая в сцену и ко всем доброжелательно настроенная девчонка. Из-за её юности старожилы Большого театра даже не восприняли Синявскую как соперницу.

О славе у неё мыслей не возникало, ведь на тот момент в театре работало столько знаменитостей, что Синявская считала за счастье выходить с ними на одну сцену. Тогда она ставила перед собой одну-единственную цель – статусу солистки Большого театра полностью соответствовать и продолжать обучаться у великих оперных певцов, которые находятся рядом с ней.

Её первым персонажем на сцене Большого театра стал паж в опере «Риголетто» Дж. Верди. Мужская роль Синявской удалась превосходно, и театральные руководители решили, что её голос и внешние данные замечательно подходят для ролей травести.

Однако вскоре получилось так, что основа театральной труппы отправилась гастролировать в Милан, а для столичной постановки оперы П. Чайковского «Евгений Онегин» срочно потребовалась исполнительница партии Ольги. Решили доверить эту роль Синявской и не прогадали. Её обаяние, редкий по красоте звучания и тембру голос, сценическая внешность привели в восторг и коллег, и критиков, и зрителей. Её партнёром был потрясающий тенор Виргилиус Норейко. А знаменитый певец оперы Сергей Лемешев сказал тогда, что за свои 70 лет он впервые увидел на сцене настоящую пушкинскую Ольгу.

Тамара имела поразительную трудоспособность. За годы, проведённые в Большом театре, она спела несколько десятков партий, многие из которых пополнили летопись отечественной оперной музыки:

  • в «Царской невесте» Н. Римского-Корсакова – Дуняша и Любаша;
  • в «Садко» Н. Римского-Корсакова – Любава;
  • в «Травиате» Дж. Верди – Флора;
  • в «Псковитянке» Н. Римского-Корсакова – Надежда;
  • в «Войне и мире» С. Прокофьева – Соня, цыганка Матрёша, Элен Безухова, Мавра Кузьминична;
  • в «Иване Сусанине» М. Глинки – Ваня;
  • в «Пиковой даме» П. Чайковского – Полина;
  • в «Борисе Годунове» М. Мусоргского – Фёдор;
  • в «Руслане и Людмиле» М. Глинки – Ратмир;
  • в «Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини – Кэт;
  • в «Князе Игоре» А. Бородина – Кончаковна;
  • в «Кармен» Ж. Бизе – Кармен.

А после конкурсного фестиваля имени П. И. Чайковского, который транслировался по радио и телевидению на всю страну, Тамара стала знаменитой. Шёл 1970 год, мощнейший конкурс с сильным составом жюри. Кроме знаменитостей Советского Союза (Ирина Архипова, Марк Рейзен, Мария Максакова, Иван Петров) приехали вокалисты из-за границы – Тито Гобби и Мария Калллас. Зарубежные гости единодушно отдали свои голоса Тамаре Синявской, тогда она разделила золотую награду с Еленой Образцовой.

Этот конкурс стал толчком к всесоюзной известности, но Тамара не из тех людей, кому нужна слава, она всегда старалась не ощущать свою знаменитость. Певица и артистка чувствовала себя таковой только на сцене Большого театра, а в жизни она довольно скромная женщина. Её с детства учила мама, что пережить успех порой гораздо сложнее, чем его достичь. У Тамары есть одно из жизненных правил, которого она всегда придерживалась: «Чтобы корона не сильно давила голову, надо оценивать себя адекватно» .

Однажды оперная дива Елена Образцова сказала Тамаре: «Если б мне такой голос, как у тебя, в моих ногах валялся бы весь мир» . Но Синявской весь мир оказался ненужным, она слишком сильно любила свой театр. Были у неё и приглашения, и возможности выступать на самых лучших мировых сценах, но это не являлось главным в жизни Тамары. Важнее для неё было работать в любимом театре, певица всегда считала его самым лучшим в мире. А с труппой Большого театра Синявская и так объездила весь мир.

Тамара любит и французскую, и итальянскую оперную музыку, но сердце её принадлежит русской опере. С ней певице легко и комфортно, в ней она живёт и растворяется без остатка, потому что это её – родное.

За свои творческие заслуги Синявская получала множество премий и званий, имеет награды – орден Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» VI степени, «Знак Почёта».

В 2003 году Тамара добровольно ушла из театра. Она предпочла сделать это, как говорил её супруг Муслим Магомаев, чуть раньше, чем положено. Пусть лучше поклонники думают: «Отчего Синявская так рано оставила сцену?» , чем они будут обсуждать: «Как? Она до сих пор ещё поёт? Ну, сколько можно?» К тому же так совпало, что её родной Большой театр закрылся на ремонт, а петь на других сценах она не сочла для себя возможным.

После театральной карьеры Тамара Ильинична занялась преподавательской деятельностью, она заведует вольной кафедрой в ГИТИСе, имеет звание профессора.

Личная жизнь

Тамара Синявская и Муслим Магомаев. Они как будто долго бродили по миру в поисках друг друга. Он – невероятный красавец с восточной кровью и райским голосом. Миллионы женщин его боготворили, сходили с ума, ждали после концертов, чтобы просто прикоснуться к кумиру. У него была бурная личная жизнь, множество любовных романов, но всё до той минуты, пока он не встретил Тамару. После их знакомства все женщины мира перестали для Муслима существовать.

Их познакомили в 1972 году, это произошло в столице Азербайджана, Баку, куда оба были приглашены в качестве почётных гостей на декаду русского искусства. Их представил друг другу поэт Роберт Рождественский. Магомаев протянул руку и застенчиво сказал: «Муслим». На что Тамара с улыбкой ответила: «Вам можно не представляться. Вас весь Советский Союз знает». Так начался их любовный роман длиною в 35 лет.

Правда, вскоре после знакомства им пришлось расстаться почти на год, потому что Тамаре надо было уезжать стажироваться в Италию. Но когда она вернулась в 1974 году, они сразу же поженились. Это был замечательный, яркий, неразлучный, семейный дуэт.

В 2008 году Муслима не стало. Скоро уже десять лет, а Тамара никак не может прийти в себя, в кабинете мужа так и лежит открытая пачка сигарет, которую он не успел докурить. Муслим снится ей каждую ночь, а на утро всё время кажется, что сейчас он зайдёт и попросит сделать чашечку кофе…

- Тамара Ильинична, четыре года назад вы добровольно ушли из Большого театра. Ни разу об этом не пожалели?

Пожалела? Нет. Я и сегодня могла бы спеть ту же самую Ольгу из «Евгения Онегина». Причем спеть довольно молодым голосом. Если меня подгримировать, надеть паричок, почему бы и нет... А кому от этого радость? Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!» Тем более что мой родной Большой театр закрыт на ремонт, а новая сцена для меня, увы, чужая.

- Но и в концертных залах вы тоже стали редкой гостьей. Почему?

Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь - вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь... Стараюсь охранять себя и свое имя. Ежедневно я «здороваюсь» со своим голосом: пропеваю любимые арии, романсы. Много лет назад меня приглашали преподавать в разные вузы, но тогда я не считала возможным «сидеть на двух стульях» - либо петь, либо преподавать. А сейчас я веду вокальный класс в ГИТИСе, и пока мне это очень нравится.

- Как вам удалось, работая в Большом театре почти 40 лет, ни с кем не поссориться, не оказаться в центре скандалов и интриг?

Да я в своей жизни никогда не интриговала! В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу.

Мороженое ела только летом

- В каком возрасте начали петь?

Пела лет с трех. Смешно сказать: вначале в подъезде своего дома (раньше в старых московских домах были подъезды с прекрасной акустикой), там очень красиво звучал голос, как в храме. Что греха таить, я даже сейчас, заходя в незнакомый подъезд, тихонько пробую голос. А тогда, чтобы меня услышала моя «публика» - ребятня, я давала «концерты» в своем дворе. Еще в детстве я мечтала стать врачом. На втором этаже нашего дома находилась поликлиника. Мне нравилось туда заходить, потому что там пахло эфиром, чистотой и белыми халатами. Дома я составляла медицинскую картотеку, писала «истории болезни» своих друзей, которые подписывала «врач Синявская». Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач. Но после школы все-таки вместо медицинского поступила в музыкальное училище при Московской консерватории.

У нас в училище была преподавательница, которая давала студентам возможность подработать в хоре Малого театра. И я с удовольствие начала петь в театре. Да в каком! Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе).

- Певцам постоянно приходится заботиться о голосе...

Из-за боязни простудиться в свое время мне пришлось бросить спорт - лыжи и коньки, которыми я увлекалась. Кстати, когда недавно открыли каток на Красной площади, у меня защемило сердце от ностальгии по юности, по детству. Очень захотелось покататься.

А голос действительно оберегала: съесть мороженое позволяла себе только летом, когда в театре закрывался сезон и все артисты уезжали в отпуск. Теперь же я могу и поговорить на улице, и съесть мороженое, орехи и семечки, которые певцам тоже противопоказаны, и, тьфу-тьфу, ничего с голосом не происходит. А раньше, наверное, срабатывала психологическая установка - не дай бог простудиться накануне спектакля.

Муслим - очень щедрый мужчина

Тамара Ильинична прерывает наш разговор, чтобы словно «Скорая помощь» сделать очередной укол пуделю Чарлику и сварить кофе любимому мужу. И меня тоже угощает великолепным кофе, сваренным по-турецки, а себе наливает стакан воды. Синявская не хочет терять форму, чтобы в любой момент можно было надеть костюм, например, Любаши и выйти на сцену в спектакле «Царская невеста».

В этом смысле для меня примером всегда являлась Галина Павловна Вишневская, которая всю жизнь держалась в одном весе и надевала сценические костюмы одного и того же размера.

- В разговоре по телефону вы мне назвали три лучших возраста женщины - 29 лет, 38 и 45. Что было в вашей жизни интересного, когда вам исполнилось 29 лет?

Начался роман с Муслимом. Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной.

- В 38 лет какие случились события?

Это замечательный возраст для любой женщины - ощущение полноты жизни. А у меня это еще совпало с профессиональным расцветом. Между прочим, легендарная Любовь Орлова любила повторять, что ей 38 лет и ни одним днем больше. Я иногда в шутку ее цитирую, хотя понимаю, что 38 лет - это чересчур смелое заявление, но если пойти «подстричься» (так Синявская называет круговую подтяжку лица. - Авт.), сделать легкий макияж, я еще очень даже ничего. Шутка.

Секрет молодости - хороший сон

- Есть свой секрет, как хорошо выглядеть?

Сон. Когда женщина высыпается, у нее меньше морщин на лице, здоровый румянец и светящиеся глаза. Правда, наш пудель Чарлик вот уже три года как не дает поспать. Он уже старенький, его мучает бессонница, он не спит по ночам и смотрит в темноту своими ослепшими глазками. А я очень боюсь, что он может упасть с кровати, так как он привык спать с нами. Естественно, недосыпаю. Он для меня как ребенок. Со своими детьми, к сожалению, как-то не сложилось, хотя мне кажется, что я была бы потрясающей матерью, но Господь распорядился иначе... Правда, как мне говорили, если бы был ребенок, я не смогла так самоотверженно служить любимой профессии.

- У вас давний и прочный звездный союз с Магомаевым. Благодаря чему он держится?

Может быть, самое главное - любовь?.. Да и интересов общих много. Особенно когда речь идет о музыке, о пении. Стоит Муслиму увидеть по телевизору чье-то выступление, которое вызывает эмоции, он тут же ко мне: «Ты слышала «это»?!» И начинается вечер «вопросов и ответов», восторгов или негодования. Муслим - ну очень эмоциональный человек. Но должна сказать, что вкусы и оценки у нас почти всегда совпадают. К тому же я никогда не чувствовала себя звездой, особенно рядом с Муслимом. Вообще, на мой взгляд, слово «звезда», сегодня звучит оскорбительно. Получив в девятнадцать лет всесоюзную славу, Муслим пронес ее через всю жизнь и не нуждается в постоянном ее подтверждении.

- Чем увлекается Магомаев сегодня?

Он очень увлечен Интернетом, пишет музыку, рисует - талантов у него много, великолепно разбирается в современной технике. А главное - все увлечения не вынуждают Муслима выходить за порог квартиры, он домосед. Я же, наоборот, люблю общество и всегда была душой компании. Для этого мне не приходилось ничего выдумывать, я просто начинала петь. И все вокруг, извините за нескромность, смолкало.

Всем доброго дня! Я являюсь горячей поклонницей творчества Тамары Синявской и глубоко восхищаюсь ее талантом. Если вы никогда не слышали об этой удивительной женщине, не слышали ее чарующего голоса – вы многое потеряли и эту ошибку нужно срочно исправлять. В своей статье я постараюсь подробно рассказать о том, кто такая Тамара Синявская и о ее уникальном таланте.

О детстве и творческом пути

Будущая дива русской оперной сцены Тамара Синявская родилась в Москве 6 июля 1943 года. Росла Тамара в годы военные и голодные и заботилась о ней только мама. Об отце певицы ничего не известно и она сама о нем не упоминала ни в одном интервью, но зато всегда и охотно, с горячей любовью отзывалась о своей матери. Именно мама в свое время привела Тамарочку в Дом пионеров, где девочка начала учиться вокалу, параллельно выступая в Ансамбле песни и пляски.

Худруки ансамбля обратили внимание на необычный талант девочки и порекомендовали ей поступать после школы в училище при столичной консерватории. Тамара последовала совету. Учась вокалу уже профессионально, Синявская начинает петь в хоре Малого Театра, а заодно усваивать азы актерского и оперного мастерства.

Окончив училище, Тамара приходит стажером в Большой театр. Она поет перед комиссией, и ее члены оказываются настолько поражены певческими данными молодой исполнительницы, что ее берут, закрыв глаза на отсутствие консерваторского образования. За год Тамара добивается поразительных успехов – ее берут в основной состав. Дебютантка оказывается на одной сцене с такими звездами как Галина Вишневская, Александр Огнивцев, Ирина Архипова.


Признание к Тамаре Синявской пришло после исполнения партии Ольги в опере «Евгений Онегин». Роль досталась девушке случайно – основная труппа была на гастролях, и времени на поиски солистки не было. Пригласили Тамару, и она вступила настолько блистательно, что ее признали лучшей исполнительницей роли Ольги всех времен.

Первый успех не стал поводом для звездной болезни у Тамары Синявской. Она ежедневно и неустанно трудилась над совершенствованием своего таланта, расширением репертуарных возможностей. Только в первые несколько лет выступлений в Большом театре Синявская исполнила десяток разных партий, которые признаются лучшими в истории русской и мировой оперы. В Большом Театре Тамара Синявская проработает почти 40 лет и исполнит лучшие оперные партии в самых разных постановках. Фото, на которых Тамара запечатлена в разных амплуа, вы можете увидеть ниже.

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни, Муслимом Магомаевым Тамара Синявская познакомилась во время поездки в Баку. И Муслим, и Тамара во время первой встречи были не свободны, поэтому волю вспыхнувшим чувствам не дали. Тамара сразу после возвращения из Баку уехала в Италию и думала, что ее внезапная симпатия угаснет и не разрушит ее брак. Но Муслим был настойчив: он звонил, обсуждал с любимой творческие планы, новую музыку. И крепость пала: вернувшись из Италии, Тамара развелась с супругом и вступила в новый брак с Магомаевым.

Синявская и Магомаев редко расставались, часто организовывали совместные выступления и гастроли. Их брак был крепким и счастливым, но, увы, в 2007 году Магомаева не стало. Тамара Синявская была безутешна, ведь мужа она любила безмерно. Почти три года она жила отшельницей, избегая общества и не желая ни с кем разговаривать. Время не исцелило рану, но все же позволило найти отдушину – Тамара решила заняться преподавательской деятельностью и также учредила конкурс молодых исполнителей имени своего покойного супруга. Вот такая история жизни ярчайшей звезды русской оперной сцены Тамары Синявской.

Имя: Тамара Синявская (Tamara Sinyavskaya)

Возраст: 75 лет

Деятельность: оперная певица, педагог, народной артистки СССР

Семейное положение: вдова

Тамара Синявская: биография

Именем певицы назвали малую планету Солнечной системы. Драматическим меццо-сопрано Тамары Синявской восхищалась оперная звезда , а признался, что за 70 лет впервые встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла стремительно. Не прошло и двадцати лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Тамара Синявская – коренная москвичка, по национальности русская. Она родилась за год до окончания войны. Сведений об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей была мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, но в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Запела дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.


Тамара Синявская ощутила себя певицей в три года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых московских домов с хорошей акустикой. Выводя божественно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, как в храме.

За день юная вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской длилась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.


Теперь Тамара Синявская пела в два раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. Вскоре юная артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В 10 лет юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за 8 лет приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый детский коллектив участвовал в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Впервые в биографии она побывала за границей – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.


Невероятно, но в детстве Синявская мечтала стать врачом. В доме, где жила семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением наблюдала за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей райским. Будущая артистка играла «в больницу», вела картотеку с историями болезней родных и друзей, выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская обожала коньки и лыжи. Зимой, когда в столице открывались катки, девочка была в числе первых посетителей. Желание выйти на сцену появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала лишь о карьере артистки.


В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени . Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. В училище она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара Синявская подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей – деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Музыка

Днем Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах « » и «Москва». В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав выпускной на «пятерку с плюсом», что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.


Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.

Мэтры Большого театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной девушке, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она выходила на сцену с , Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.


Через год Тамару Синявскую приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере «Риголетто». Мужская партия Пажа девушке удалась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.


Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В Италию поехала единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль доверили Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв 70-летнего мэтра Сергея Лемешева.

За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, но исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере «Царская невеста». Эту партию ценители и музыкальные критики называют лучшей в репертуаре Синявской.


В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри стали , Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Зарубежные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но Тамара Ильинична не гналась за сценой и не представляла, что покинет Большой театр.

В 2003 году певица ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она объяснила, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

Личная жизнь

У Тамары Синявской было два замужества. В первом браке ее супругом стал артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не приметил , всесоюзный «Орфей», в которого были влюблены миллионы женщин. Оба были связаны брачными узами, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.


Артисты поженились в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. Две звезды ссорились и расставались, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло отдавала мужу. Когда его не стало, Синявская на три года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская сейчас

Тамара Синявская, уйдя со сцены, не отказалась от искусства. Сегодня профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина посвящала любимому мужу. Сегодня у Тамары Синявской есть только работа, а рана от утраты родного человека не зажила. От тоски спасают занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Синявскую зовут на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не желает опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская учредила и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»