Энциклопедия живописи - итальянская школа - пьеро делла франческа. Дальний свет пьеро делла франческа

Картина “Крещение Христа”. Христос принимает крещение от Иоанна Предтечи в реке Иордан. Три ангела с чудесными многоцветными крыльями, в хитонах и с венками на голове свидетельствуют о том, что в этой атмосфере застывшей тишины происходит сошествие святого Духа, который представлен в виде голубя. В глубине за этой сценой изображен человек, снимающий свою тунику, чтобы тоже приобщиться к таинству. Впечатление спокойствия и ясности достигается в композиции системой вертикалей, образуемых стоящими фигурами и стволами деревьев, а также легкими изгибами реки. плавно текущей вдаль. Увлечение Пьеро делла Франческа линейной перспективой – предметом страстного интереса раннеренессансных художников, проявляется в трактовке им на заднем плане картины фигур и деревьев, размеры которых сокращаются пропорционально их удалению в глубь пространства.

Об исключительном колористическом даровании художника свидетельствуют цикл фресок “История животворящего Креста” в церкви Сан-Франческо в Ареццо (1452–1466), исполненных в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, синих и серых тонов. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьетро делла Франческа добивается в этих росписях впечатления просветленной торжественности, гармоничной целостности картины мироздания. Присущее его произведениям внутреннее благородство обретает особую возвышенность во фреске “Воскресение Христа” (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро).

Около 1465 Пьетро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых значительную композиционную и эмоциональную роль играют насыщенные светом и воздухом далекие пейзажные фоны. Федериго да Монтефельтро и его жена Баттиста Сфорца изображены в профиль, но трактовка их лиц сильно отличается от плоскостных портретных изображений Доменико Венециано. Округлыми контурами, мягкой светотенью художник достигает пластической объемности лиц, словно вылепив их светом и красками. Лишенный всякой идеализации властный профиль герцога Урбинского, изображенного в красной одежде и того же цвета шапке, четко выделяется на фоне бледного неба и далекого голубовато-серого пейзажа, насыщенного светом и воздухом. Низкий горизонт усиливает монументальность его фигуры, господствующей над окружающей природой.

На обороте картины изображен триумф герцогов Урбинских, по величайшей тщательности письма приближающийся к нидерландской живописной технике. В поздних произведениях Пьеро делла Франческа светотень становится мягче и прозрачнее, передача световых и воздушных Эффектов и разработка живописных деталей еще нежнее и тоньше, что указывает на знакомство художника с образцами нидерландской живописи, пользовавшейся большим успехом у итальянских художникоя (Рогир ван дер Вейден, Нос ван Гент). Примером позднего творчества Пьеро делла Франческа может служить замечательное, выдержанное в серебристо-лунном, воздушном колорите “Поклонение волхвов” (Лондон, Национальная галерея). В поздних работах Пьетро делла Франческа (“Рождество”, 1475) светотень становится более мягкой, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет.

В конце жизни мастер оставил занятие живописью и полностью отдался сочинению научных трактатов о перспективе и геометрии. Пьетро делла Франческа принадлежат два научных трактата: “О перспективе в живописи”, в котором под влиянием Леона Баттиста Альберти художник дает математическую разработку приемов перспективы, и “Книжица о пяти правильных телах”, посвященный практическому решению некоторых проблем стереометрии. Творчество Пьетро делла Франческа заложило основы искусства Возрождения в живописи Средней и Северной Италии, оказало значительное воздействие на развитие венецианской и флорентийской школ. Пьеро делла Франческа по праву занимает почетное место в ряду самых известных художников 15 века.

Многими из шедевров мастера можно полюбоваться на его родине, в долине Тибра (Вальтиберина); мы предлагаем вам историко-художественный маршрут по местечку Сансеполькро, где Пьеро появился на свет, а также соседним городкам Монтерки и Ареццо.

Сансеполькро, родной город Пьеро делла Франческа © Sergei Afanasev / Shutterstock.com

Пьеро делла Франческа родился в Сансеполькро около 1412 г. В городском музее - четыре великолепных произведения художника, включая «Полиптих Милосердия», созданный по заказу одноимённой религиозной общины в 1445 г. В центральной части картины изображена Мадонна Милосердия, которая, словно огромным шатром, укрывает своей мантией заказчиков и других набожных людей (слева - мужчины, справа - женщины).

Ареццо, Пьяцца Гранде © Maciej Czekajewski / Shutterstock.com

В зале для аудиенций размещена масштабная фреска «Воскресение Христа», которая считается одной из важнейших работ тосканского живописца. Автору удалось показать и человеческое, и духовное измерение этого события; фигура Спасителя занимает господствующее положение, она сильна, торжественна. На фоне Пьеро решил изобразить зарю, которая становится символом начала новой жизни.

Здесь же можно осмотреть фреску с изображением святого Юлиана, обнаруженную в 1954 г. в старинной церкви Сант-Агостино (позднее Санта-Кьяра). Святой изображён с юношеским лицом, в изящной мантии красного цвета, которая выделяется на фоне зеленоватого ложного мрамора. И наконец, фреска «Святой Людовик» из палаццо-Преторио: этого своего героя художник одел во францисканскую рясу и богато отделанное епископское облачение; на фоне видна ложная ниша с драгоценным красным и зелёным мрамором.

Полиптих Сант’Антонио, Пьеро делла Франческа, Национальная галерея Умбрии, Перуджа / Wikimedia Commons

Из Сансеполькро мы перебираемся в Монтерки: здесь, в этом чудесном местечке, что покоится на холме у границы с Умбрией, Пьеро делла Франческа расписал древнюю церковь Санта-Мария-а-Моментана. Великолепная фреска мастера «Мадонна дель Парто» в 1991 г. была помещена в отдельный небольшой музей. Богородица изображена беременной, что придаёт образу сакральный и монументальный характер. Мадонна одновременно выражает божественное и человеческое; по сторонам от неё два ангела поднимают полог занавеса, как бы представляя нам её, одетую в простое голубое платье и белую рубашку, с нарочито выступающим животом.

Наше путешествие по землям Пьеро продолжается и завершается в Ареццо. В базилике Сан-Франческо, в капелле Баччи, есть цикл фресковых росписей на тему легенды об «истинном кресте». Этот шедевр художник создал для церкви францисканского ордена приблизительно между 1452 и 1466 гг. Сюжет цикла взят из «Золотой Легенды» Якопо да Варацце, написанной в XIII в.

«Обретение и испытание Животворящего Креста», Пьеро делла Франческа, Церковь Сан Франческо в Ареццо / ibiblio.org

Среди дорогих сердцу художника пейзажей и изображений архитектурных построек можно заметить сам город Ареццо - крепость на холме, - а также Сансеполькро с домами, размещёнными в перспективе, словно сценические декорации. Рассматривая эту историю в картинках эпизод за эпизодом, мы видим элегантных персонажей, выписанных с геометрическим совершенством и изяществом.

Наконец, финальная точка: в кафедральном соборе Ареццо, в глубине левого нефа находится фреска с изображением Марии Магдалины. Это один из самых прекрасных персонажей, запечатлённых рукой Пьеро; он потрясает выразительностью лица и низким, глубоким взглядом. Свет подчёркивает цвета: белый и красный мантии, зелёный платья, розоватый щёк.

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

Пьеро делла Франческа, итальянский живописец

Пьеро делла Франческа (Piero della Francesca) (около 1420 - 1492), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения . В 1439 работал в мастерской Доменико Венециана. Испытал влияние Мазаччо , Ф. Брунеллески, а также нидерландского искусства . Работал в Ферраре, Римини, Риме, Ареццо , Урбино и Сан-Сеполькро. Уже в произведениях 50-х гг. ("Крещение Христа", 1450-55, Национальная галерея , Лондон ; "Мадонна делла Мизерикордия", около 1450-62, Коммунальная пинакотека , Сан-Сеполькро; "Бичевание Христа", около 1455-60) проявились основные черты искусства Пьеро делла Франческа: величественность образов, объёмность форм, прозрачность приглушённого колорита, перспективное построение пространства. В 1452-66 Пьеро делла Франческа создал цикл фресок в церкви Сан-Франческо в Ареццо на тему легенды о "животворящем древе креста". Фрески написаны в тончайшей гамме бледно-розовых, фиолетовых, красных, серых и синих тонов и свидетельствуют об исключительном колористическом даровании художника. Обобщая объёмы фигур и развёртывая композиции параллельно плоскости стены, на фоне спокойных ясных ландшафтов, Пьеро делла Франческа добивается впечатления просветлённой торжественности, гармоничной целостности картины мира. Присущее его произведениям внутреннее благородство приобретает особую возвышенность во фреске "Воскресение Христа" (около 1463, Коммунальная пинакотека, Сан-Сеполькро). Около 1465 Пьеро делла Франческа исполнил отмеченные чеканной остротой форм и глубиной психологической характеристики профильные портреты герцога Урбинского Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца (Уффици), в которых большую роль играют насыщенные светом и воздухом панорамные пейзажные фоны. В поздних работах ("Рождество", около 1475, Национальная галерея, Лондон) светотень становится мягче, большое значение приобретает рассеянный серебристый свет. Пьеро делла Франческа - автор 2 научных трактатов. В первом из них - "О перспективе в живописи", написанном под влиянием Л. Б. Альберти, он даёт математическую разработку приёмов перспективы; во втором - "Книжица о пяти правильных телах" - практическое решение некоторых проблем стереометрии. Искусство Пьеро делла Франческа заложило основы Возрождения в живописи Средней и Северной Италии и оказало влияние на венецианскую и

БИОГРАФИЯ

Родился в небольшом селении Борго-Сан-Сеполькро, в Умбрии, в 1415/1420 г.; умер там же в 1492 г.
Работал в Перудже, Лорето, Флоренции, Ареццо, Монтерки, Ферраре,Урбино, Римини, Риме , но всегда возвращался в родной городок, где с 1442 г. он являлся городским советником и последние два десятилетия жизни он провёл именно там.
Сформировался под влиянием флорентийской школы живописи. Ученик неизвестного, вероятно, сиенского живописца, он в 1439 г. работал под руководством Доменико Венециано над украшением фресками церкви Санта-Мария-Нуова, во Флоренции, пр ичём приобрёл основательное знакомство с перспективой и правилами освещения и усовершенствовался в технике живописи.
Автор математических трактатов «О перспективе в живописи», хранящийся ныне в Амброзианской библиотеке, в Милане и «Книжица о пяти правильных телах», вероятно, что ими он снискал гораздо больший авторитет в свое время и в XVI—XVII вв., чем живописью. «Если флорентийцы полагали, что изображают мир таким, каков он есть, то Пьеро первым из живописцев сделал последовательные выводы из убеждения, что мир можно изобразить только таким, каким он представляется, ибо всё видимо не само по себе, а только благодаря свету, по-разному отражающемуся от различных поверхностей».
Пьеро делла Франческо обладал большим чувством красоты, прекрасным рисунком, нежным колоритом и необыкновенным для его времени знанием технических сторон живописи, особенно перспективы.
Ученики

Он был учителем знаменитого Луки Синьорелли и его влияние отразилось в произведениях Мелоццо да Форли, отца Рафаэля, Джованни Санти и других умбрийских мастеров, даже в ранних работах самого Рафаэля.ПРОИЗВЕДЕНИЯ

По словам Вазари, он был приглашён папой Николаем V в Рим для работ в Ватикане, затем, в 1451 г., поступил на службу к герцогу Сиджизмондо Малатеста, в Римини, где написал, между прочим, в церкви Сан-Франческо замечательный по благородной простоте композиции и по точности рисунка образ Святого Сигизмунда («Св. Сигизмунд с Сиджизмондо Малатеста»), в котором особенно хороши портрет заказчика (герцога) и архитектурное окружение. Около этого же времени исполнены им фрески в церкви св. Франциска в Ареццо, изображающие легенду об обретении Креста Господня, 1452—1465 гг. в главной капелле базилики. Этот цикл, вдохновлённый «Золотой легендой», стал не только самым значительным произведением художника, но и одним из шедевров живописи эпохи Ренессанса. (См. Базилика Сан-Франческо в Ареццо).


Алтарный образ Монтефельтро (1472-74), Пинакотека Брера, Милан


Благовещение (1464)


Воздвижение святого креста (1452-66)


Полиптих из Перуджи


Прибытие царицы Савской к царю Соломону (1450-60), Церковь Сан-Франческо, Ареццо


Смерть Адама


Алтарный образ из церкви Сант-Агостино архангел Михаил


Битва Геракла с Хозроем

Вид идеального города

Воскресение Христа (1460-65)

Мадонна Сенигалья с Младенцем и ангелами (ок. 1475)


Видение Константина

Портрет Сиджизмондо Малатеса (1451)


Рождество


Алтарный образ из церкви Сант-Агостино святой Августин


Бичевание Христа (1450-60), Национальная галерея делле Марке, Урбино

В биографии Пьеро дема Франческа очень много неясных мест. Целые десятилетия жизни художника покрыты мраком, рассеять который современные историки искусства не в силах.

Пьеро делла Франческа родился приблизительно в 1415 году в Борго Сансе-полькро, небольшом городке, расположенном в живописной долине реки Тибр приблизительно в 80 километрах к юго-востоку от Флоренции.

Дату рождения Пьеро делла Франческа историкам искусства пришлось устанавливать косвенным путем, поскольку никаких документов, в которых говорилось бы о дне появления на свет этого замечательного живописца, не сохранилось. Первая официальная запись, связанная с его именем, относится к июню 1431 года. Из нее мы можем узнать, что художнику сполна уплачено за расписанные им большие восковые свечи, предназначенные для церковных нужд. Видимо, этот заказ стал первой самостоятельной работой Пьеро делла Франческа, и потому резонно предположить, что в 1431 году он был хотя и юн, но уже вышел из отроческого возраста. Отсюда и возник "приблизительно 1415 год" как отправная точка жизненного пути мастера.

Отец Пьеро делла Франческа занимался почтенным и доходным делом - торговал кожами и шерстью. Кроме кожевенной мастерской он владел несколькими домами и фермами. О детстве Пьеро делла Франческа мы почти не имеем сведений, но, несомненно, мальчик получил хорошее образование, поскольку прекрасно знал латынь и изрядно поднаторел в математике, о чем свидетельствуют написанные им впоследствии трактаты по геометрии и перспективе.

Надо думать, отец будущего живописца одобрял занятия сына математикой, полагая эту науку необходимой для любого торговца. Однако его надеждам на то, что сын станет продолжателем его дела, не суждено было сбыться. Когда Пьеро делла Франческа минуло пятнадцать лет, он твердо заявил о своем намерении стать художником. Этот факт предоставил в наше распоряжение Джордже Вазари, и, хотя его "Жизнеописания" пестрят неточностями, данное свидетельство все-таки выглядит правдоподобным. До 1439 года Пьеро делла Франческа, скорее всего, не покидал родного Сансеполькро. Да и в 1439 году он отправился не на край света. Сохранилась запись, датированная 7 сентября этого года, из коей следует, что за роспись флорентийской церкви Сант-Эгидио "уплачены деньги живописцу Доменико Венециано и его помощнику, именуемому Пьеро ди Бенедетто даль Борго из Сан-Сеполькро". Эта запись ценна не только тем, что дает нам представление о местонахождении Пьеро делла Франческа в 1439 году. Гораздо ценнее другое. Благодаря этому сухому "финансовому отчету" мы знаем, что наставником героя нашего выпуска был Доменико Венециано, мастер настроения и колорита. К сожалению, росписи в церкви Сант-Эгидио не дошли до наших дней, а других доказательств того, что Венециано и Пьеро делла Франческа когда-либо еще работали вместе, мы не имеем.

В 1442 году Пьеро делла Франческа был избран членом городского совета в Сансеполькро и оставался в родном городе ближайшие несколько лет. В 1445 году он получил заказ на создание алтарного образа для Братства милосердия (Кампанья делла Мизерикордия) - организации, занимавшейся благотворительностью. В частности, в круг забот Братства входил уход за больными и погребение бедняков.

В договоре было указано, что работу над алтарным образом требуется завершить "в три года". В действительности же она продолжалась гораздо дольше. В 1455 году (то есть через десять лет после подписания договора) Братство в письменной форме напоминает живописцу, что оно "все еще ждет, когда будет написан заказанный образ". По всей видимости, работа над ним растянулась до 1462 года, и это говорит, во-первых, о том, что Пьеро делла Франческа писал очень медленно, и, во-вторых, неоднократно покидал Сансеполькро, получая заказы за пределами родного города.

Самая значительная часть сохранившихся работ мастера находится в Ареццо, городе, расположенном неподалеку от Сансеполькро, а также в Урбино, отстоящем от Сансеполькро на 50 километров. Что касается более дальних путешествий, то можно с уверенностью говорить о том, что Пьеро делла Франческа неоднократно посещал Римини, где ему покровительствовал Сиджизмондо Малатеста, и Феррару, выполняя заказы ее правителя герцога д"Эсте. Довелось художнику побывать и в Риме.

Доподлинно известно, что в Ферраре мастер работал в конце 1440-х годов. Но когда он появился в Урбино? Имя художника упоминается в городских архивах лишь один раз, и упоминание это относится к 1469 году, когда Пьеро делла Франческа посещал Джованни Санти, отца Рафаэля. Но количество работ, написанных им в Урбино, говорит о том, что его связи с этим городом не ограничились лишь одним посещением.

Отсутствие документальных свидетельств затрудняет датировку многих работ Пьеро делла Франческа, созданных в Урбино. Так, например, до сих пор не утихли споры относительно времени написания знаменитого парного портрета герцогов Урбинских - Федериго да Монтефельтро и его супруги Баттисты Сфорца. Его принято датировать 1465 годом, но некоторые исследователи полагают, что художник написал его в 1459 году, сразу же после бракосочетания герцога. Иные же склоняются к тому, что портрет следует отнести к середине 1470-х годов, считая, что Федериго да Монтефельтро заказал его живописцу, дабы увековечить память своей жены, скончавшейся в 1472 году.

Не представляется возможным точно установить и время создания самой значительной работы Пьеро делла Франческа - настенных росписей в церкви Сан-Франческо в Ареццо. Известен лишь год окончания работы над этими фресками - 1466. Когда мастер приступил к работе? Вероятно, не позднее середины 1450-х годов - ведь, как мы помним, он писал медленно и, кроме того, имел обыкновение отлучаться от места "основных трудов" для выполнения небольших заказов.

Несмотря на занятость в Ареццо и Урбино, Пьеро делла Франческа никогда не отрывался от своей малой родины. В 1454 году ему был заказан алтарный образ для церкви Сант-Агостино в Сансеполькро. Согласно договору, на работу над этим образом живописцу отводилось восемь лет. Столь необычно долгий срок говорит о том, что заказчики знали о главной особенности художника - его медлительности.

Любопытно, что и восьми лет ему оказалось мало. Алтарный образ был закончен только в 1469 году. Одновременно с работой над этим заказом Пьеро делла Франческо трудился над фреской "Воскресение" для городской ратуши Борго Сансеполькро. Приблизительно в это же время он создал и фреску "Мадонна дель Парто" для церкви близлежащего городка Монтерчи, откуда была родом мать художника. Учитывая такую "географическую распыленность" деятельности мастера, не стоит удивляться тому, что он был "нерасторопен" в работе над крупными заказами.

В 1478 году художник подписал свой последний контракт - на создания фрески для Братства милосердия в Сансеполькро (оно же было и первым заказчиком живописца, что лишний раз подтверждает умение судьбы пошутить при случае). Фреска не сохранилась до наших дней, поэтому мы даже не знаем, приступил ли Пьеро делла Франческа к работе, или же заказ так и остался на бумаге. В пользу последнего говорит то, что мастер в это время почти оставил живопись и увлеченно работал над математическими трактатами. Кроме того, в конце 1470-х годов он начал слепнуть.

К концу жизни Пьеро делла Франческа ослеп почти совершенно. Тем не менее, в 1487 году он еще мог, по его собственным словам, работать и пребывал "в твердом уме и здравом теле". Умер прославленный живописец в октябре 1492 года. Будучи холостым и бездетным, все свое имущество он завещал брату и другим родственникам. Прах мастера был погребен в аббатстве в Борго Сансеполькро.