Сообщение что такое икона. исцеления и цельбы подаются обильно. Утолившая всяку слезу от лица земли

Столица малоазиатской области Ликаонии (Хеn. Anab. 1, 2, 19), самый восточный город Фригии, населенный и богатый, в прекрасной стране и при озере. Cic. ad. fam. 3, 8. 5, 20. 15, 4. Особенное значение приобретает этот город во времена крестовых походов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ИКОНА

Изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или событий из священной истории. В православии икона воспринимается не как картина, а как особый святой образ. Это не портрет и не фотография, а духовное выражение глубокой и чистой веры. На иконе за обычными красками и внешним сюжетом присутствует определенное духовное содержание. Икона как мудрый православный друг помогает каждому человеку понять себя, заглянуть в свой духовный мир, найти истину и обрести смысл жизни. Изображение на иконе сводится к минимуму деталей материального мира, но передает максимум духовной энергии. Иконы не только и не столько отражают реально происходившие события и реально существовавших людей, сколько показывают значение этих людей и событий в истории христианства. В этом основное отличие икон от обычной живописи. Главная особенность русской иконы со времени ее появления – светоносность. Иконы источают свет как бы изнутри изображения. Икона житийная – икона, на которой отражены жизнь и чудеса того или иного святого. В центре иконы изображен сам святой. По сторонам в четырех клеймах изобразительными средствами и краткими текстами представлены главные события подвижнической жизни и чудеса этого святого. Иконы праздничные – иконы, изображающие праздничные события Священной истории: Рождество, Преображение, Вознесение и др. Иконоборчество– отрицание значения икон в духовной и культурной жизни народа. Иконоборчество было осуждено на Вселенском Соборе. Иконоборцы, мн – люди, отрицающие значение икон. Иконография– свод правил создания икон и требований к их написанию (канон). Существует строгий и точный перечень евангельских сюжетов и способов их передачи. Иконописцы не придумывали сюжетов икон, но строго следовали образцам. Иконописанне– вид художественной деятельности или процесс создания иконы художником посредством красок и других материалов живописи. Иконописец– человек, создающий иконы. Первым выдающимся русским иконописцем на рубеже XI–XII вв. был преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве. Выдающиеся русские иконописцы: Андрей Рублев, Гурий Никитин, Сила Савин, Симон Ушаков, Степан Резанец, Федор Зубов, Дорофей Золотарев и др. Современные иконописцы, такие, как о. Зенон (Теодор), творчески продолжают традиции русского иконописания. Иконопись– жанр церковной живописи. История развития иконописи охватывает почти два тысячелетия. Возникла во времена процветания Римской империи почти вместе с возникновением христианства. В России иконы появляются с принятием христианства.

В Византии к XI–XII векам сформировался иконописный канон – совокупность правил и норм, которые регламентировали творчество иконописца. Этот канон использовала и Русская Церковь. Создавая икону, иконописец должен был подчеркнуть сверхъестественный характер ее образов, отделить их от реальных событий. Этой цели служили принцип неподвижности, статичности фигур, золотой фон изображаемого, обязательный нимб над головой, изображающий сияние света и славы Божией, и др. Особо прославились такие иконописцы, как Андрей Рублев (его знаменитая икона «Троица»), Феофан Грек (росписи Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля и др.), Дионисий, апостол Лука (писал иконы Божией Матери) и др. Иконы писали на липовых досках (иногда – на холсте) особыми красками, которые разводили святой водой. Прежде чем приняться за работу, иконописец постился, очень много молился и просил у Господа благословения.

На иконах изображали Самого Бога, Божию Матерь, ангелов, святых угодников. Изображение непременно освящалось святой водой, при этом иконе сообщалась благодать Святого Духа. С этого момента икона чтилась как святая. Бывают иконы чудотворные, прославившиеся своими чудесами. Например, Ватопедская икона Божией Матери «Отрада» находится на Афоне в Ватопедском монастыре и прославилась тем, что Богородица спасла царевича Аркадия, который во время сильной бури упал в море с корабля (в 395 году). Корабль с большим трудом пристал к Афонской горе. Сойдя на берег, спутники Аркадия увидели его спокойно спавшим под кустом. Проснувшись, царевич рассказал о своем чудесном спасении. С тех пор монастырю дано название Ватопед, т. е. «куст отрока» (по-гречески). Алтарь храма устроен на том самом месте, где был найден царевич. Чудотворная икона стоит в приделе, посвященном ее имени.

Молясь перед иконой, надо помнить, что икона не Сам Бог или угодник Божий, а лишь их изображение. Поэтому не иконе надо молиться, а Богу, Богородице или святому, которые на ней изображены. На святой иконе мы благоговейно созерцаем святые лики, которые поднимают наш ум к Богу и святым угодникам, воспламеняют сердце любовью.

Подойдя к иконе, например, Святителя Николая, произнесите про себя: «Святителю отче Николае, моли Бога о нас». Затем зажгите свечу, приложитесь к иконе с теми же словами и, стоя перед иконой с зажженной свечой, произнесите свою горячую молитву.

Святую Троицу изображают в виде трех ангелов с крыльями, сидящих за столом. Бога Отца отдельно изображают в виде старца, потому что Он так являлся некоторым пророкам. Бога Сына изображают в том виде, каким он был, когда сошел на землю: младенцем на руках у Божией Матери, учащим народ и совершающим чудеса, страдающим на кресте, лежащим в гробу, воскресшим и вознесшимся. Бог Дух Святой изображается в виде голубя или огненных языков.

Божией Матери, святым ангелам и святым угодникам, изображаемым на иконах, надо молиться не так, как Богу. Надо просить их, чтобы они по любви к нам молились за нас перед Богом, потому что они близки Богу и он скорее услышит их молитвы о нас, чем нас самих.

Молитва, например, святой блаженной Ксении Петербургской:

Святая блаженная Ксения,

Царствие тебе небесное.

Святая блаженная Ксения, моли Бога о нас.

Молитва святой великомученице Варваре:

Варвару святую почтим:

вражия бо сети сокруши

и яко птица избавися от них помощию

и оружием Креста, всечестная.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому чудотворцу:

Иже добродетелей подвижник,

яко истинный воин Христа Бога,

не страсти вельми подвизался еси в жизни

временней, в пениих, бдениих же и пощениих

образ быв твоим учеником;

темже и вселися в тя Пресвятый Дух,

Егоже действием светло украшен еси.

Но яко имея дерзновение ко Святей Троице,

поминай стадо, еже собрал еси мудре,

и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад

твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Молитва святому великомученику и целителю Пантелеймону:

Страстотерпче святый и целебниче

Пантелеимоне, моли милостиваго Бога,

да прегрешений оставление

подаст душам нашим.

Ближе всех к Богу Богородица. Ради Ее материнской любви и Ее молитв, Бог многое нам прощает и во многом помогает. Она великая, скорая и милосердная заступница за всех нас.

В России много храмов, посвященных Божией Матери и много Ее чудотворных икон: «Всех скорбящих радость», «Утоли моя печали», «Путеводительница», «Всецарица», «Целительница», «Взыскание погибших», «Державная», «Слово плоть бысть», «Достойно есть», «Троеручица», «Семистрельная», «Неопалимая Купина», «Умиление», «Воспитание», «Аз есмь с вами и никтоже на вы», «Неисчерпаемая Благодать», «Неупиваемая Чаша», «Скоропослушница» и многие-многие другие. Есть иконы Богородицы, названные по тому месту, где они находились: Владимирская, Казанская, Иерусалимская, Минская, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Почаевская, Волоколамская, Грузинская, Жировичская, Ченстоховская, Черниговская и др. В месяцеслове Русской Православной Церкви таких икон упомянуто более 200. Почитаемых же образов Богородицы значительно больше, и они продолжают появляться.

Мы называем Богородицу Царицей небесной, поэтому Ее иногда изображают на иконах с царской короной на голове.

К каждой иконе Богородицы нужно обращаться со своей молитвой.

Молитва Пресвятой Богородице перед иконой «Утоли моя печали »:

Утоли болезни многовоздыхающия души моея,

Утолившая всяку слезу от лица земли;

Ты бо человеком болезни отгониши

и грешным скорби разрушаеши;

Тебе бо вси стяжахом надежду и утверждение,

Пресвятая Мати Дево.

Молитва Пресвятой Богородице перед Иверской иконой:

От святыя иконы Твоея,

о Владычице Богородице,

исцеления и цельбы подаются обильно

с верою и любовию приходящим к ней.

Тако и мою немощь посети,

и душу мою помилуй, Благая,

и тело исцели благодатию Твоею, Пречистая.

Молитва Божией Матери перед иконой «Знамение»:

Яко необоримую стену

и источник чудес стяжавше

Тя раби Твои, Богородице Пречистая,

сопротивных ополчения низлагаем.

Темже молим Тя:

мир граду Твоему даруй

и душам нашим велию милость.

Молитва Божией Матери перед иконой «Скоропослушница»:

К Богородице притецем сущии в бедах,

и ко святей иконе Ея ныне припадем,

с верою зовуще из глубины души:

скоро услыши наша моления, Дево,

яко Скоропослушница нарекшаяся.

Тебе бо раби Твои в нуждах готовую

Помощницу имамы.

Есть святые угодники, к которым обращаются за помощью. Им можно заказать молебен.

При болезнях можно молиться: святому великомученику Пантелеймону (от всех недугов), преподобному Феодору Студиту (при болезнях желудка), святой великомученице Параскеве (об исцелении младенцев). О счастливом браке молятся своему Ангелу-Хранителю, святому апостолу Симону (Зилоту), при слабом учении детей – преподобному Сергию Радонежскому, при входе в новый дом – своему Ангелу-Хранителю и праведнику Иосифу (целомудренному), от пожара – Божией Матери перед ее иконой «Неопалимая Купина», при засухе – пророку Илие. В отчаянии обращаются с молитвой к святому Иоанну Златоусту, о покровительстве воинов – к святому великомученику Георгию и т. д.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери, святых угодников Божиих изображают на иконах нимб, сияние. В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы: ??? – это греческое слово, в переводе означает «сущий». Над головой Божией Матери ставят буквы: MP ??. Это первые и последние буквы греческих слов: Матерь Бога, Божия Матерь.

Дома тоже должны быть иконы Спасителя, Богоматери, cвятителя Николая, именная икона, т. е. образ святого с таким именем, как у вас. Можно купить иконы с изображением тех святых, что вам ближе по душе и сердцу. Принято считать, что в доме не должно быть больше 33 икон.

Ико́на (от греч. εἰκών (икон) - изображение, образ) – живописное изображение , Ангельских Сил, а также священных событий, написанное в соответствии с церковными иконописными канонами и освященное по церковному чину.

Местная – так называются иконы Спасителя и Божией Матери, находящиеся, соответственно, справа и слева от , а также икона храмового или священного события, в честь которого освящен храм, находящаяся рядом с иконой Спасителя (носит еще название храмовой).

Мироточивая – из которой источается или источалось ранее св. миро.

Надвратная – находящаяся над входом в храм или монастырь.

Нательная – икона маленького размера, носимая на груди.

Праздничная – изображающая священное событие или святого, в честь которого совершается данная праздничная служба; возлагается на аналое посреди .

Семейная – икона, на которой изображены святые небесные покровители всех членов семьи (см. ).

Складная (складень) – состоящая из двух или трех небольших икон, складывающихся друг с другом.

Чудотворная – через которую обильно действует Божия благодать: совершались или совершаются чудеса, засвидетельствованные Церковью:(исцеления, защита от бедствий, исполнение прошений и т.п.).

Явленная чудесным образом явившаяся или обретенная.

Образ, на котором Спаситель или святой изображен по пояс, называется поясным , а по плечи – оплечным .

Икона – это глубоко символическое изображение. Все характерные особенности иконописного лика, изображение жестов и положения фигуры имеют духовный смысл. Например, высокий лоб означает духовную мудрость и глубокомыслие, большие глаза – проникновение в Божественные тайны, тонкие губы – аскетизм, удлинённые пальцы – духовное благородство и чистоту дел, наклон головы – внимание в своём сердце Божьему гласу, воздеяние рук – молитву, чуть склонённая фигура – смирение и послушание воле Божией.

Что общего и что отличного между иконой и картиной?

Икона, как и картина, является предметом художественного творчества человека. Как и написание картины, написание иконы требует использования определенных художественных методов и приёмов, художественного мастерства.

Между тем, икона отличается от картины по существу. Прежде всего нужно отметить, что икона представляет особую сферу человеческого бытия - духовно-религиозную, имеет особые функции, особое предназначение.

Картина может отображать как действительный, так и вымышленный, воображаемый мир. Икона же - только действительный, однако в отличие от картины она являет его не с точки зрения живописца, а с опорой на .

Мир, отображаемый на иконе, это не только, и даже не столько мир привычного для грешников земного бытия, сколько мир инобытия. Представляя даже и земной, видимый, чувственный мир, икона обнаруживает его таким, каким он видится со стороны святых: как объект Божьего Творения и Попечения; как арена духовной борьбы сил и . Вместе с тем иконы представляют нам и мир , и мир дольний.

Даже если речь идёт о религиозных картинах, где могут отображаться идеи, присущие Православной иконографии, эти картины, будучи независимыми от требований церковных канонов, несут на себе печать индивидуализма их авторов, след частного, субъективного мироощущения и связанных с этой частностью авторских ошибок, фантазий, мечтаний (в данном отношении разницу между иконами и картинами можно сопоставить с той разницей, какая прослеживается между церковной и вне-церковной религиозно-философской литературой).

Цель иконы - способствовать единению человека и Бога. Конечно, в какой-то мере картина тоже может служить этой цели, например, благотворно воздействуя на эстетическое и даже религиозное чувство и тем способствуя нравственному преображению личности. Однако, это относится далеко не ко всем образцам живописного искусства. Достаточно часто картины, даже и принадлежащие к области высокого творчества, возбуждают в человеке те чувства, с которыми совершенно не мирится понятие о христианской добродетельности, чистоте.

В отличие от картин, отображающих действительность с той или иной степенью конкретности, икона - глубоко символична; причём, как правило, эти понятны и доступны всем внимательным, образованным верующим. Образы же символических картин нередко бывают понятными только для их авторов.

Наконец, икона служит окном в горний мир. Благоговейной взирая на образ Божий или Его святого, отмеченный на иконе, христианин духовно возносится к Самому Первообразу; молясь перед ликом изображенного, он реально соединяется духовною связью с Самим изображенным, Богом или Его святым; а Бог, или Его святой, реально слышит молитву, реально отвечает на просьбу молящегося (по мере веры и в меру уместности).

Картина не имеет такого значения и предназначения. Более того, ложное картинное изображение Бога способствует формированию у доверчивого зрителя ложного о Нём впечатления, что может привести к созданию в душе некоего воображаемого .

Чем икона отличается от идола?

Изначально человек не был неверующим. До первозданные люди живо ощущали присутствие Бога, пребывали в общении с Ним. Эти отношения были разрушены в результате дерзкого преступления. Первое время знание об Истинном Боге, Творце, распространялось между потомками от отцов и матерей к детям. Постепенно истинное знание о Боге вытеснялось ложным, обрастало и легендами.

В конце концов, между народами распространились извращённые верования в местных богов. Стремясь иметь под рукой осязаемые образы вымышленных божеств, люди стали создавать себе и . Нередко и сами кумиры «наделялись» сверхъестественными, божественными свойствами. Стало быть, идолы появились вследствие неведения Бога, как один из результатов греха .

Идол в переводе с греческого - изображение. Это статуя, истукан, которому поклоняются как божеству. Для язычника истукан, которому он поклонялся, был как бы живым, физическим воплощением божества. Принести идолу кровавую жертву, поднести угощение в виде каких-то плодов или цветов значило буквально «накормить, задобрить божество». Языческое сознание воспринимало рукотворного идола как визуализированное божество, которое материализовалось в дереве, металле, мраморе или любом другом материале, из которого был сделан истукан.

В отличие от идолов святые иконы олицетворяют не обожествленную тварь, не воображаемых ложных богов. Они представляют образы воплотившегося Единого и Истинного Бога, а также образы Его угодников, образы видимого и невидимого мира, важные события прошлого, настоящего, будущего.

В отличие от идолопоклонников, веривших в могущество своих идолов, христиане, почитая иконы и молясь перед ними, не имеют в виду, что молитвенные обращения направляются к дереву и краскам. Православные относятся к иконам как к святыням, богоугодным средствам, способствующим единению с Господом, добрыми ангелами, праведниками, однако не наделяют их Божественными качествами.

При том, что сами по себе идолы не обладают никакой ) силой, поклонение им может сопровождаться проявлением потусторонних сил. Почему? Идолопоклонство угодно ); почитая идолов и кумиров, люди вступают в общение с демонами ().

Совсем другое дело - иконопочитание. Практика почитания святых икон угодна Богу. Одно из первых прообразовательных изображений Христа было создано по указанию Божию ещё во времена Ветхого Завета. Речь - о медном змее: «И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив » (). Медный змей прообразовал собою Христа, вознесенного на Крест, умершего и воскресшего, взирая на Которого с верой христиане избавляются от власти диавола и греха.

Идолы бессильны. А по молитвам истинно верующих, молящихся перед иконами Бог преподаёт . Икона помогает богомольцу возвыситься духом к тому первообразу, чей образ представлен на ней. Стало быть, взирая на образ, христианин вступает в общение не с изображением, а с изображенным святым. И несмотря на то, что молящийся предстоит образу, его молитву действительно, а не мнимо слышит сам первообраз. В этой связи икона нередко обозначается как окно в горний мир.

Поклонение идолам развращает нравы людей. Смиренное же и покаянное моление перед иконами способствует восхождению по лествице духовных совершенств.

Поклоняющиеся идолам могут быть подвергнуты суду Божьей Правды уже в земной жизни, но гораздо страшнее то, что они ставят себя под угрозу вечной погибели (). Почитающие же святые иконы нередко становятся объектами Божией милости, Божьих благословений.

Зачем освящать иконы?

Смысл освящения икон выражен в : «Воззри на эти иконы, которые рабы Твои в честь и славу Тебя <…> создали, благослови их и освяти, и подай им силу целебную, все козни диавольские прогоняющую, и сделай, чтобы все, прилежно пред ними молящиеся были услышаны, и милость Твоего человеколюбия обрели, и благодать получили».

Спас в силах

Характерной особенностью икон этого плана является то, что восседающий на престоле Спаситель изображается на фоне трех особых геометрических фигур: красного ромба (квадрата), вписанного в синий овал (круг, эллипс), который, в свою очередь, «наложен» на красный четырехугольник, в углах коего, выступающих из-за контура овала, расположены символы четырех Евангелистов, по одному в каждом углу (орёл - знак Иоанна, ангел - Матфея, телец - Луки, Лев - Марка).

Красный ромб, обрамляющий фигуру Спасителя, знаменует огонь Божества и указывает на Божественное достоинство Мессии; синий овал символизирует Небо, ангельский мир, а внешний и самый крупный четырехугольник, включающий символы Евангелистов, указывает на проповедь Евангелия по всему миру.

Христос пишется благословляющим правой рукой, держащим в левой Книгу (символ Благовестия и Книги жизни)

Иконография этого сюжета отображает эсхатологический мотив, являя Мессию в величии Небесной славы, Таким, Каким Он явится при кончине веков, чтобы судить мир.

Отчасти сюжет заимствован из видения пророка Иезекииля, созерцавшего Господа, носимого ангельскими силами, представленными под образом таинственных животных ().

Спас Эммануил

Иконы этого направления представляют Христа в образе Отрока или Младенца - Эммануила, располагающегося не на руках Своей Матери, но отдельно. Имя Эммануил, озвученное через пророка Исаию, означает «С нами Бог» ().

Иконографией этого вида с особой выразительностью оттеняется мысль о цели Пришествия Сына Божьего в мир - человека, призвании всех людей в Царство Божье.

Спас на престоле.

Сюжет икон этого типа близок по содержанию сюжетам изображений «Господь Вседержитель». Христос предстает величественно и торжественно восседающим на престоле, как Царь Славы, Судья и Правитель мира.

Внешним отличием является то, что Евангелие располагается на колене Христа, и Сам Он изображается в полный рост.

Каковы основные типы иконографии Божьей Матери?

В иконографии Божьей Матери традиционно выделяют следующие типы: Оранта, Одигитрия, Елеуса

Оранта (Молящаяся)

Оранта - один из наиболее древних образов Божьей Матери. В древности изображения молящейся жены нередко относились к христианам вообще, символизируя порыв души к Богу. Позднее этот образ закрепился в иконографии .

Будучи Матерью Христа по человеческому естеству, а также в силу особой святости, праведности, нравственной чистоты Дева Мария имеет особенное дерзновение к Богу.

На иконах типа «Оранта» Она бывает представлена фронтально, с воздетыми кверху руками, в знак искренней, напряженной , как Заступница и Ходатаица перед Господом, Небесная Владычица.

Поясные (а иногда и ростовые) изображения Молящейся Богородицы с Младенцем (Отроком) Христом, отмеченным в медальоне, относятся к типу «Знамение».

Слово «знамение» сближается по смыслу со словом . Иконография «Знамения» с яркой выразительностью указывает на величайшее чудо в истории мира - Воплощение Сына Божьего ради людей.

Одигитрия (Путеводительница)

Иконы, принадлежащие этому типу, являют с Сыном. Обычно Господь бывает воспроизведен сидящим на Её левой руке.

В свою очередь в Его левой руке - изображается свиток, символизирующий Евангельскую проповедь. Десница Христа бывает сложена в жесте благословения, в знак того, что Он благословляет людей идти путём Света, Истины, Жизни.

По сюжету изображения Богоматерь указывает на Него (свободной рукой) как на Путь, Истину, Жизнь (), подтверждая, что никто не приходит к Отцу, как только через Него ().

Елеуса (Умиление)

Икона - это книга о вере. Языком линий и красок она раскрывает догматическое, нравственное и литургическое учение Церкви. И чем чище и выше жизнь христианина, тем доступнее его душе язык иконы.

Икона - прежде всего священный предмет. Изображенный на ней лик получает, по правилу Церкви, имя через надписание. Этим икона усвояется тому, кто на ней изображен, восходит к своему первообразу и становится причастной его благодати, так что при недостойном, небрежном обращении с иконой оскорбляется не живопись, а тот, чье имя она получила, ее первообраз.

Икона есть образно выраженная молитва, и понимается она, главным образом, через молитву. Она рассчитана только на молитвенно предстоящего перед ней верующего. Ее назначение - содействовать молитве, поэтому трудящемуся в этом деле необходимо во время работы не забывать о молитве. Молитва многое в иконе объяснит без слов, сделает понятным, близким, покажет как духовно верное, как неопровержимо истинное.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты - Богу. Природа - одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ - наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу» (святитель Василий Великий).

Заметим для себя, что иконой, в узком смысле, мы называем изображение, сделанное на доске. Но, определяя это искусство, будем иметь в виду не только собственно икону, а иконописный образ в широком смысле, изображение, которое может быть написано и на стене, и на металле, и на предметах церковного обихода, и не только написано, но и выгравировано, и вышито, и выложено мозаикой и т. п.

Итак, прежде всего икона - это не есть некое самостоятельное искусство. Иконопись есть часть жизни Церкви, одно из ее установлений. «Я не от мира сего (Ин. 8, 23), - сказал Божественный Основатель и Глава Церкви, - царство Мое (т. е. Церковь) не от мира сего» (Ин. 18, 36). Поэтому как природа Церкви, так и все ее установления неотмирны: их назначение и конечная цель те же, что и у Церкви, - спасение мира, то есть воспитание человека во времени для вечности, приведение его к благодатному общению с Богом, к богоуподоблению. Поэтому в таком своем установлении, как иконопись - церковное изображение, Церковь хочет выразить в образе свое учение, свою историю, догматы веры, то есть богословие, молитву, как дыхание жизни духовной, духовный опыт отцов и учителей Вселенской Церкви, уже достигших благодатного бесстрастия и общения с Богом, и не только достигших, но и оставивших нам описание этого многотрудного пути в своих многочисленных творениях. При этом Церковь особенно имеет в виду тех своих чад, для которых словесные изложения богословия недоступны или малодоступны.

«Мир не видит святых, как слепой не видит света». Видение же Церкви тем и отличается от обычного, мирского, что в видимом всеми, но узко и однобоко, она видит невидимое; во временном потоке жизни она зрит струю вечности. И именно то, что ускользает от обычного зрения, Церковь показывает в иконописном образе.

Но как выразить «благодать» или человека «обоженного»? Ясно, что для этого нет никаких человеческих средств. Поэтому церковное искусство, веками вырабатывавшее свой образ, дает в нем лишь намек, некое подобие, символическое обозначение невидимого; дает особыми формами, особыми красками и линиями, особым, единственным, только Церковью усвоенным языком такое изображение, которое при глубоком, внимательном подходе к нему оказывается совершенно соответствующим тому состоянию, которое святыми отцами описано словесно. Явно, что такой образ не может быть написан как угодно и чем угодно. Очевидно, что здесь не может быть ничего случайного, индивидуального, произвольного, капризного. Язык иконы вырабатывался разумом Церкви, народов и истории под благодатным водительством Святого Духа, всегда пребывающего в Церкви.

Икона выражает единую, раз и навсегда установленную истину, не подлежащую изменению. Эта незыблемость ее основы требует таких же твердых и устойчивых как конструктивных форм самого образа, так и средств его выражения. Таковыми и являются традиции иконописания.

Основные приемы, характерные для этого искусства, сами собой вытекают из его содержания.

1. Иконописный образ - это, прежде всего, образ на плоскости. (Плоскость - символ вечности). Могут ли такие понятия, как молитва, бесстрастие, богословие, совмещаться с какими бы то ни было представлениями о земной пространственности? Какая может быть речь об иллюзии там, где задачей стоит наибольшее приближение к высочайшей Истине? И иконописец развертывает всю свою композицию, строго подчиняя ее плоскости доски или стены.

2. Средства живописи - линия и краски - не исполняют никакой служебной роли, они сами конкретно участвуют в создании образа. Линией древний иконописец владел в совершенстве: в иконе мы видим ее и мягкой, и угловатой, и плавной, и графически тонкой, а местами и монументально-сочной. Она во всем подчиняется какому-то внутреннему, высокоразвитому чувству ритма и особое значение приобретает в контурах фигур и отдельных плоскостей.

3. Из красок для иконописи издревле избрана темпера, и не случайно. Художник для своей картины хотя и может выбирать по своему вкусу акварель, гуашь или масло, тем не менее и он стремится подобрать такую краску, которая бы более подходила к решению его задач. Так, например, из истории нам известно, что темперная живопись была общераспространенной в Византии и эту технику вместе с христианством и церковным образом восприняли все подвластные ей народы. На Западе художники Возрождения, хотя и отступили постепенно от условностей иконописи, продолжали еще долго (XIII–XV вв.) пользоваться яичной темперой, несмотря на то, что внимание их было полностью поглощено изучением натуры. Однако как только была открыта и разработана техника масляной краски, ее преимущества быстро привлекли к себе симпатии художников. Жирный мазок, непроницаемость, вещественная цветистость как нельзя более подходили для выражения вещественности материального мира, и темпера в этом искусстве отошла в прошлое, оставшись незаменимой лишь для церковного образа, и вот на каких основаниях.

С одной стороны, высота и святость священного изображения предполагают и материалы для своего воплощения лучшие, достаточно прочные в смысле их устойчивости к влиянию времени и внешней среды. И мы теперь уже знаем, что краска, приготовленная на яйце, как раз обладает такой прочностью, что как будто вовсе не подлежит разрушительному действию времени.

С другой стороны, темпера, по своим свойствам, дает возможность сохранять плоскостность изображения, что является необходимым условием для создания иконописного образа и, вместе с тем, позволяет сохранять выразительность линии. Эта краска способна дать необычайную силу тона, оставаясь в то же время легкой и прозрачной.

Для писания иконы определены и приемы пользования этой краской, а именно: линейно очерченные плоскости заполняются одна за другой по возможности ровными слоями составленных цветовых тонов. Задачей художника-иконописца в этом процессе является согласование между собой отдельных цветовых пятен. Но эта задача не может решаться механически. Как невозможно создать музыкальную симфонию, не переживая ее, так невозможно создать и цветовую гармонию, не входя в ее сущность. Только непосредственное, конечно, для каждого иконописца в своей мере, но именно непосредственное соприкосновение иконописца с пренебесным миром Божественного может вдохнуть ту жизнь в цветовую гармонию иконы, которую ощущает зритель, даже чуждый религии.

Вот что мы читаем в одном из современных описаний иконы: «В искусстве сочетания красочных пятен древний мастер достигал изумительных вершин: пламенная киноварь, сияющее золото, чистые белые тона, ослепительная ляпис-лазурь, нежные оттенки розового, фиолетового, лилового, серебристо-зеленого через противопоставление или тонкое сгармонирование красочных аккордов давали образ, по своей музыкальной певучести и, вместе с тем, спокойной сосредоточенности вызывающий у зрителя ощущение какой-то легкости, когда все противоборствующие страсти приведены в согласие и когда возникает совсем особое чувство гармонии».

Так говорит человек, смотрящий на икону лишь как на произведение искусства. Какой же величайшей помощью была древняя икона для сосредоточенности в молитве, для умиротворения среди житейских бурь души христианина, для которого она только и предназначалась. Действительно, в иконе как в отдельных ликах, так и в целых композициях мы не можем не ощущать, не можем не поражаться каким-то особым веянием примиренности и бесстрастия, даже в таких изображениях, как «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Распятие», «Положение во гроб», «Жития и страдания мучеников».

Есть в иконах и земля в виде горок, и растительность, и здания. Выписывая их, художник отнюдь не обращался за справками к натуре; их отвлеченные формы лишь помогали ему ярче и целостнее выявлять главное: тот спокойный ритм внутренней жизни духа, который не нарушается никакими земными превратностями.

Итак, икона есть Богооткровенная истина, богословие, выраженное не словесно, а образно (вспомним иконы Святой Троицы, Воскресения Христова). В иконе отражены молитвенная собранность, умиротворенность бесстрастия в общении с Богом, то есть то, что является конечной целью духовного пути и жизни христианина, и не только христианина, но и каждого человека. Примечательно, что все это как реальнейшая реальность дается в иконе также вполне реально, без всяких намеков на иллюзию, одними линиями и красками, но так, что под простейшими формами мы ощущаем истины сокровенной жизни.

Приемы выявления иконного образа через высветления и притенения отдельных деталей - горок, палаток, одеяний, ликов и пр. - так же традиционны, как традиционны приемы заготовки досок, наложения позолоты, закрепления изображения олифой.

Итак, иконопись есть преимущественно искусство традиции. И эти выработанные древностью традиции передаются иконописцами из рода в род, из поколения в поколение, вплоть до наших дней.

Иконопись - это искусство на плоскости, но, по глубине своего содержания, оно далеко превосходит самую талантливую картину, лишь иллюзорно вводящую в бесконечные дали пространства и открывающую самые возвышенные мысли и чувства художника. Как всякому делу, как обычным рисованию и живописи, так и иконописи необходимо учиться, начиная не со сложных задач, а с простых, постепенно переходя к все более и более трудным.

Язык иконы - это то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее - писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.

Всем известно, что при посещении христианского храма верующие ставят свечи и молятся перед иконами.

Людям, не посвященным в религию, иногда кажется, что они возносят молитвы именно образу, нарисованному на полотне, но в действительности христиане воспринимают иконы как некое воображаемое окно, помогающее заглянуть в высший мир и обратиться непосредственно к Богу. Что же такое иконы на самом деле?

Что означает слово «икона»?

Термин «икона» связывают с древнегреческим словом εἰκών , означающим «изображение, образ» . Самые первые иконы появились в христианстве во II столетии нашей эры и представляли собой живописные картины с изображением святых и библейских сцен.

Уже к IV веку ими украшали стены всех христианских церквей, хотя еще долгое время появлялись отрицательные высказывания в отношении такой практики. В VIII–IX столетиях в Византии даже существовало движение иконоборцев, не приветствовавших иконы, однако в 787 году догмат об иконопочитании был принят и окончательно утвержден на Вселенском соборе.

Что такое икона?

В широком смысле слова иконой называют изображение Господа, Христа, Богоматери и праведников, обладающее священным характером. Она является культовым предметом и используется в качестве средства познания Всевышнего и пути к объединению с Ним.


Иконы обычно можно увидеть в христианских храмах, причем в католицизме чаще встречаются скульптурные изображения, а в православии – живописные. Есть они и в буддизме, но носят название «танка» и выполняются на хлопчатобумажных или шелковых тканях.

В более узком понимании православные иконы – это изображения святых на твердой поверхности (чаще – на доске из липы), дополненные особыми знаками и надписями. Изготавливаются они по определенным иконописным канонам, то есть для того, чтобы изображение на доске стало иконой, оно должно быть освящено путем молитвы и окропления святой водой.

Многие старинные иконы, наравне с живописью, представляют не только духовную, но и высокую материальную ценность.

Какие бывают иконы?

Иконы различают по сюжетам, технике исполнения, масштабности и многим другим параметрам. В частности, по размеру известны такие изображения, как листоушка, пядница, осьмерик. По технике выделяют живописные, литые, вышитые, резные и типографские иконы.

Особняком стоят так называемые сводчатые , представляющие собой конструкцию из нескольких образов с различными изображениями. Кроме того, иконы рассматривают в зависимости от школы живописи или конкретных иконописцев.

Так, в России хорошо известны образы Андрея Рублева и его учеников. Встречаются среди икон и чудотворные, история которых связана с какими-либо необычными явлениями – исцелением, мироточивостью, чудесным обретением.

Что такое мироточивая икона?

Мироточивые иконы относятся к числу наиболее почитаемых. От других образов они отличаются тем, что время от времени выделяют миро – маслянистое вещество с удивительным благоуханием. Верующие воспринимают его как настоящее чудо, а в храмы, где хранятся мироточивые иконы, стекаются тысячи паломников.

В разные времена такие образы существовали во многих уголках мира. Среди современных можно упомянуть Иверско-Монреальскую икону Божьей Матери. Создана она была в 1981 году на горе Афон и мироточила с 1982 по 1997 год. Ее возили по многим храмам Европы, а верующие собирали миро на ватки и рассказывали о чудесных случаях исцеления. В 1997 году иконописец Иосиф Муньос, возивший образ по храмам, был убит в Греции, сама же икона бесследно исчезла.

Зачем нужна икона?

Большинство верующих воспринимают икону как образно выраженную молитву. Она содействует обращению к Богу и может без слов сделать более близкими такие понятия, как истинность и духовность.

В иконах христианская церковь выражает свое учение и основные религиозные догматы, демонстрирует духовный опыт святых, посвятивших свою жизнь служению Господу.


На каждой иконе изображается не столько человек или предмет, сколько сама идея, внутренний смысл изображения, то есть образ праведников призван возводить мысли молящихся к божественному архетипу и воплощать в себе слово Божье.