Иконы божией матери на афоне. Икона божией матери игумении горы афонской

На Святой горе Афон есть чудесный монастырь Пантократор. Именно там сейчас находится этот чудотворный образ в серебряной ризе. Божья Мать изображена в молитве. Она простирает руки к небу. Много историй есть, связанных с чудодейственной силой Образа Пресвятой Богородицы Геронтисса.

История иконы уходит корнями в древнейшее прошлое. До сих пор не найдено справок о том, где и кем создавался и был написан оригинал Пресвятой. Что же касается чудес, связанных с этим образом, об этом известно много. Первое из них случилось в период возведения обители Пантократор. Монахи заметили, что икона и даже инструменты плотников, работающих на месте возведения монастыря, пропали. В один из утренних часов они возникли, но находилась на месте, удаленном от стройки на полкилометра. Эта история исчезновения повторялась до тех пор, пока монахи не поняли, что возводить здание необходимо именно на том месте, где появляется исчезавший образ.

Тогда икона еще не именовалась никак. Назвали ее Пресвятой Богородицей Геронтисса после свершения нового чуда, второго по счету. Когда один из старейших игуменов монастыря умирал и пожелал совершить обряд причащения, он обратился к одному из священнослужител ей с просьбой о совершении таинства. Священник не придал значения словам умирающего, но услышал глас Пресвятой Богоматери и выполнил последнюю волю умирающего.

Третье чудо случилось во время нападения на монастырь. Тот безумец, который покусился на Святую икону, в момент был лишен зрения. Но варвары решили расправиться с образом Пресвятой и бросили его подальше от людских глаз. Почти век икона пролежала в колодце, недалеко от обители Пантократор. Варвар, который был ослеплен, через много лет раскаялся в содеянном, а своим соратникам повелел, чтобы те отправились на Святой Афон и открыли миру образ Пресвятой Богородицы Геронтисса.

Поразительное происшествие, связанное с чудесной иконой случилось и в 17 веке. В монастыре наступил сильнейший голод, и игумен стал молить Пресвятую Богородицу Геронтисса о помощи. В один из дней было замечено, что в кладовой появились яства. С тех пор икону Пресвятой иноки дополнили изображением кувшина с маслом.

В середине прошлого века в Пантократор произошел страшнейший пожар. Монахи спасали иконы, неустанно молясь. Считается, что именно Геронтисса спасла от беды монастырь и его собратьев.

В народе и поныне ходит молва о том, что икона Пресвятой Богородицы Геронтисса наделена не только чудотворным даром, но и исцеляет. Считается, что с ее помощью большое количество людей исцелились от рака и других страшных недугов. Списки этой иконы хранятся почти во всех греческих храмах. Есть они и на территории России.

В тот век, когда Божья Мать была еще во здравии, ее образ стал основой для творчества апостола Луки. По преданию, в те времена правил Феофил. Священному люду с огромным трудом удалось сохранить икону в одном из греческих церквей.

Иверская - кладезь истории чудес. В период возрождения христианства, его последователи были гонимы еретиками. Собственноручно издавал приказы об уничтожении христиан и Феофил. Он повелевал устранять иконы и все, что имеет хоть какое-то отношение к этой религии.

И поныне в Греции, на Святой горе Афон, существует Иверская обитель. Когда-то давно, женщина, хранившая у себя икону Пресвятой Богородицы Иверской , чудом сберегла ее, откупившись от иконоборцев. Она сотворила невозможное - отправила икону странствовать по волнам. Сын этой женщины, спустя много лет, стал монахом. Братия Иверского монастыря узнала о существовании иконы, отправленной по морю, когда образ пристал к берегам этой монашеской обители. Отсюда и название иконы.

Считается, что по морю икона странствовала более 2 столетий. Кстати, Иверией называли Грузию в Древние времена. Именно ее выходцы основали Иверский монастырь на горе Афон. Как только в этих местах побывала сама Богородица, недалеко от обители забил чудотворный источник.

Икона пристала к берегам обители неслучайно и даже дала об этом знать инокам своеобразным методом. Монахи в тот день увидели у моря огонь. С молитвами они приблизились к берегу и увидели чудотворную икону, которая приближалась с каждой волной, но достать монахи ее не могли.

Тогда главный инок начал молить высшие силы, соблюдая при этом строгий пост. Образ Пресвятой явился к нему с сообщением о принятии в дар иконы. С крестным ходом монахи подошли к берегу и извлекли из воды икону. Это случилось так: Святой Гавриил пошел по поверхности воды и взял в руки образ.

Поныне Иверская - наиболее известный и почитаемый образ. Ему молятся о спасении от зла, болезней, помощи в разного рода делах.

Чудотворный образ ныне размещен в храме Кареи. Это город-столица Афона. Создана «Достойно есть» была по приданию в первом тысячелетии до нашей эры. Существует легенда, связанная с этим образом Богоматери. Все случилось примерно в 10 веке. В одну из обителей пришел странствующий монах. Его приняли по всем канонам, а к ночи послушники вместе начали свои песнопения. Дойдя в молитвах и почитаниях до Пресвятой Богородицы, новоявленный гость начал величать ее по-иному, нежели это делали местные монахи. Он звал ее «Достойно есть» и велел называть также впредь. Иноки попросили сделать запись для них, дабы запомнить новое наименование. В келье не оказалось бумаги, тогда пришлый человек свершил писание пальцем на камне. Кстати, этот камень в тот момент сделался похожим на воск.

Как выяснилось позже, пришельцем оказался сам архангел Гавриил и принес он весть в монастырь не случайно. Весть об иконе и явлении небожителя разошлась по всему христианскому миру, молитва «Достойно есть» вошла в обиход священнослужител ей. Икона, называемая раньше «Милующая», обрела новое название «Достойно есть».

Этому образу Пресвятой молятся об исцелении, об успешном завершении любого дела, об устранении зла, голода и эпидемий. Супруги, только вступившие в брак, могут помолиться о счастье в семейной жизни и обереге от несчастных случаев.

«Одигитрию» в России называют «Смоленская» икона Божьей Матери. Считается, что она направляет ищущих по Святому Преданию. Написал образ евангелист Лука еще при жизни Святой. Предание говорит о том, что именно иконоборец император Феофил просил Луку создать чудодейственную икону.

С тех пор она начала свое путешествие: была перевезена в Иерусалим, а позже - в Константинополь. Попала она в 11 веке к самому Владимиру Мономаху и ныне хранится в одной из Смоленских церквей. Известно, что в 1045 году, когда Мономах выдавал свою дочь замуж, благословлял ее именно этой иконой.

В 13 веке образ принес краткосрочную победу над ханом Батыем. Наши воины проникли в его стан, держа при себе икону, и насмерть перебили врага. Но главный воин принял смерть от врага, а после был причислен к лику святых.

В 15 веке, когда Смоленском правили литовские князья, из этого города «Смоленскую» перевезли в Москву. Спустя четверть века, икону возвратили в Смоленский храм. В столичных церквях и сейчас хранятся несколько ее копий.

Это еще не все приключения иконы-путешестве нницы. В 16 веке с образа сделали весьма точный список и его возили в Москву вместе с оригиналом, чтобы «поновить». Вернувшись в Смоленск, список поместили во вновь построенный храм.

В начале века 19-го русские воины, оставившие Смоленск, забрали образ, дабы он охранял их в пути от врагов. Перед главным Бородинским сражением «Смоленскую» носили по палаткам воинского городка, чтобы укрепить в солдатах дух борьбы. Позже «Смоленская Одигитрия» была взята в собор Успенский ради молитв за спасение Руси. Оттуда образ попал в Ярославль. Победа над неприятелем привела икону назад в Смоленск.

Почитаемых списков «Одигитрии» весьма много. Изначально празднование иконы назначено на 28 июля, что связано с военными событиями и перипетиями. Но по распоряжению Михаила Кутузова в 19 веке, празднование перенесли на 5 ноября. Эта дата возвращения образа в Смоленск.

Ныне эта Святыня главенствует в православном мире христиан. Молитвы к «Одигитрии» возносят об исцелении, помощи в дороге, спасении от разных напастей.

Тихвинская икона Богоматери (Слезоточивая)

Ныне существуют довольно молодые списки этой иконы. Написаны они на горе Афон, в ските пророка Илии. Датировано создание списков концом прошлого века. Оригинал «Слезоточивой» прославился как Тихвинская с чудесным истечением слез. Он написан в том же ските, что и списки. «Плакала» икона в конце зимы 1877 г. Увидели это Ильинские монахи. Слезу, текшую из одного глаза Богородицы, вытерли насухо и после заперли церковь. На следующий день братия стала свидетелем слезотечения из 2 глаз.

Удивительно то, что монахи долго стояли, оцепенев перед иконой. Слезы текли и текли и приблизились к рукам Святой. Ровно час они продержались на лике, а после - высохли. Когда слезы появились в третий раз, монахи начали их вытирать. Убрав все начисто, больше слез они не видели.

С тех пор и почитается эта икона 17 февраля, но слез не источает. Примечательно и то, что никаких происшествий в мире, связанных с плачем Тихвинской, не было. Монахи засвидетельствов али это чудо в своих записях, и добавили в череду церковных еще один праздник — День иконы Богоматери Слезоточивой.

Известно, что царь Александр Второй когда-то услышал об этом чуде и привез икону в Россию из Ильинского скита, чтобы образ помог на фронтах Русско-Турецкой войны. Ныне икона обрела огромную историческую и культурную ценность.

«Слезоточивой» молятся об избавлении от грешных мыслей, о здравии родственников, об исцелении больных и страждущих.

Икона Богородицы Всецарица (Пантанасса)

Этот образ Божьей матери именуют «Всецарица», что по-гречески звучит, как «Пантанасса». Оригинал хранится на Святой горе Афон в монастыре Ватопед. Написание лика относят к веку 17-му. По размерам икона небольшая. Дева, изображенная на иконе, восседает в царском одеянии на троне. В руках она держит младенца со свитком. Рукой Богоматерь указывает на спасителя земного. Деву охраняют ангелы, которые изображены за ее спиной.

«Всемилостивая» и «Пречистая», как ее еще называют, относится к иконографии по типу Панахранта. Отличительная его черта - изображение Пресвятой Богородицы на троне. В прошлом веке об иконе разнеслась молва. Якобы к ней подошел незнакомец и начал плести что-то несвязное. В тот же момент лик Богородицы просиял чудесным светом, а человек, читавший молитву, был отброшен на пол.

Старцы, которые в то время вбежали в храм, начали поднимать молодого человека и услышали от него покаяние о том, что тот занимался черной магией. Считается, что икона «Всемилостивая» отвела от юноши беду и направила человека на путь истинный. Молодой мужчина остался в Афоне и принял монашество.

Люди и по сей день верят в то, что икона исцеляет от разного типа опухолей. Если исцеление невозможно, то образ очень благотворно влияет на больного, принося ему облегчение. Нужно лишь горячо молиться Богородице и обращаться к ней с просьбами о спасении.

Чудодейственная сила этой иконы обнаружилась в 17 веке именно исцелением раковых больных. Молиться ей можно и о других нуждах или избавлении от иных не менее страшных недугов. Таких, как наркомания и алкоголизм. Стоит молиться иконе и родителям, которые жаждут исцеления своих чад.

В конце прошлого века список «Всецарицы», сделанный с соблюдением всех канонов, прибыл в Россию. Его привезли в нашу страну ради тех страждущих, которые не смогли посетить Афон. Организатором поездки выступило московское общество милосердия, которое расположено при центре онкологических заболеваний.

После того, как список попал на территорию центра, он стал мироточить по большим церковным праздникам. Ныне образ находится в храме Ново-Алексеевско го монастыря в Москве. Икону часто привозят в онкоцентр для совершения всевозможных служб.

Икона Пресвятой Богородицы (Акафистная)

Акафист - это своеобразный гимн, который исполняется только стоя. Церковнослужител и определяют это понятие, как хвалебная ода в честь Иисуса. В Священном мире есть много икон с наименованием «Акафистная». Это связано с теми сценами, которые на них изображены, а именно - акафистное пение в честь священных небожителей и Пресвятой.

Есть икона Богородицы, которая изображена на троне. Ее также называют «Акафистная». На некоторых из таких икон нанесены тексты из хвалебных гимнов-песнопени й. Празднование Дня таких икон принято проводить в конце января, 25 числа.

Более всего принято называть «Акафистной» Хилендарскую икону Богородицы. В начале 19 века с этим ликом был связан один случай. Пожаром был объят один из монастырей Афона. Строение сгорело, а икона уцелела. Более того, она осталась нетронутой огнем.

После того, как монахи поняли, что случилось чудо, они прочли акафист, поэтому «Хилендарскую» и называют «Акафистная».

Молитвы этому образу Святой Богородицы нужно адресовать особенно от всего сердца, и они будут услышаны. Только искренняя вера творит чудеса.

В 17 веке жил в одной из афонских обителей инок Нил, исполняя обязанности трапезничего. В трапезной Дохиарского монастыря, при входе, висела икона Богоматери. Невнимателен был трапезник и каждый раз, заходя в помещение, коптил образ Святой. В один из дней монах услышал предупреждение о том, что нельзя приближаться к иконе с лучиной, в то время как в помещение кроме него никого не было. Слышался ему голос человеческий, а вокруг никого. На слова те он не обратил никакого внимания, хотя поначалу испугался. В следующий раз при получении предупреждения монах ослеп. Только после этого он начал каяться и исповедался, признав такое наказание достойным.

Нил не отходил от образа до тех пор, пока не вымолил прощение. Он был исцелен. С тех пор икону Божией Матери назвали «Скоропослушнице й», поскольку всем покаявшимся исцеление являлось вскоре.

Слух о чуде быстро распространился по всей обители и Афону. Большое число иноков пришло поклониться Святому лику. Вход в трапезную был закрыт, что сделало невозможным нанесения вреда иконе лампадами. Место, где находилась Скоропослушница, огородили.

В честь чудотворного образа построили храм, а у иконы постоянно находился приставленный к святыне монах. Так делается и поныне в Дохиарской обители. По вечерам в дни вторников и четвергов братия поет у иконы, тем самым прославляя ее.

Первообраз этого лика и сейчас размещен на горе Афон в вышеупомянутом монастыре. Это очень древняя икона. Она датирована временами намного более ранними, чем случилось ее прославление. Считается, что «Скоропослушнице » свыше тысячи лет. Есть много ее копий, которые хранятся в монастырях и храмах по всему миру.

Скороослушнице молятся о прощении грехов, исцелении от недугов, о послушании детей, о здоровье родителей, об удаче во всяких начинаниях.

Оформив заявку через сайт, вы сможете купить греческие иконы с Афона с доставкой в любой регион Российской Федерации, для этого необходимо:

* Определиться, на какую именно сумму вы хотите приобрести. Это могут быть греческие иконы Богородицы , Иисуса Христа или Святых угодников.

* Свяжитесь со мной для оформления заказа по e-mail, телефону или Skype.

* Стоимость греческой иконы будет ниже, чем сомнительные образцы, купленные через третьи - четвертые руки.

Я открыт для диалога и общения, возможна передача иконы туристами из России, знакомыми или друзьями, отправка заказа любым удобным для вас способом. Через меня вы сможете купить греческие иконы с Афона с доставкой.

Выбирайте, определяйтесь, связывайтесь со мной и будьте уверены, что выполнение обязательств для меня - дело чести, вклад в духовное развитие человечества.

    Комбоскини. Что такое комбоскини? Купить комбоскини

    Слово Комбоскини переводится с греческого,как верёвка из узлов, комбос - узел и скини - веревка. В нём хранятся виртуальные молитвы, защищающие человека, поэтому, одевая их один раз в жизни, грек носит его все время.

    Что такое Архонт?

    Святилище Аполлона в Бассах.

    Самые популярные сувениры из Греции

    Из каждой поездки в новое место любой человек всегда хочет привезти какие-нибудь сувениры для родных и друзей. Проще всего, конечно, отделаться магнитиками на холодильник, которые в большом количестве и широком ассортименте продаются во всех уголках мира, но в нашей статье мы рассмотрим более существенные сувениры. А отправимся мы за ними в солнечную Грецию.

    Пантократоров Монастырь. Пантократор

    Пантократоров (Пантократор по-гречески означает Вседержитель) монастырь, расположенный на северо-восточной стороне Афонского полуострова, занимает седьмое место в иерархии Святой Горы. В соответствии с древним монастырским преданием, основание обители связывается с византийским императором Алексеем I Комнином (1081-1117).

Святое предание связывает появление монашеских обителей на Святой Горе с особым попечительством Пресвятой Богородицы на Афоне. Церковное предание повествует, что Божия Матерь, по сошествии Святого Духа в день Святой Пятидесятницы, по выпавшему Ей жребию должна была отправиться в Иверскую землю, но Промыслом Божиим труд апостольства предстоял Ей в другом месте. Несколько лет спустя, после Вознесения Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, оказалось, что этим другим местом стал Афонский полуостров, что и определило его будущую судьбу и историю. Спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, Пресвятая Богородица отправилась с апостолом Иоанном Богословом и другими спутниками на остров Кипр к Лазарю, о котором повествует Евангелие и которого воскресил Иисус Христос. В то время он был на острове епископом. Во время плавания случилась буря, которая отнесла их корабль к Афону и они вынуждены были высадиться на берег как раз в том месте, где со временем был основан Иверский монастырь.

Предание также упоминает о Божиих знамениях, которые сопровождали прибытие Пресвятой Богородицы на Афон. Например, люди, которые в то время находились в капище Аполлона, слышали, как идолы стали издавать голоса и возопили, чтобы народ поспешил на пристань встречать Марию, Матерь Бога всех богов. Услышав это, люди удивились, и поспешили на берег. Увидев Матерь Божию, они спросили Ее:

— Какого Ты родила Бога? И как Ему имя?
Пресвятая Дева подробно поведала собравшимся о Христе Спасителе — Сыне Божием. Люди, оказав Ей великое почтение, с радостью принимали Ее слова, многие уверовали и крестились. Во время проповеди Пречистая Дева Мария явила много знамений, подкрепляющих истину Благой Вести, прежде чем Она отплыла на Кипр.

Видя красоту Афонской земли, Пресвятая Богородица с молитвой обратилась к Своему Сыну, Господу Иисусу Христу, чтобы на этой земле воссиял Евангельский свет и чтобы проповедь Ее здесь дала обильный плод. Тогда прозвучал глас с небес:
— Это место пусть станет Твоим Уделом, и садом, и раем, и убежищем для тех, кто жаждет спасения.
Перед отъездом Она обратилась к жителям со словами:
— Благодать Божия да пребудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением и соблюдающих заповеди Сына и Бога Моего. Господь благословит изобильными плодами труды подвизающихся здесь, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына Моего от места сего до скончания века. Я же буду Заступница места сего и Ходатаица о нем пред Богом.

Сказав это, Матерь Божия благословила народ и, взойдя на корабль, отплыла на Кипр.

Сегодня на Святой Горе Афонской находится большое количество обителей, а в них — множество чудотворных икон Божией Матери, которые просто невозможно все перечислить.

Приведем лишь некоторые из них.
В Великой Лавре Афанасия Афонского особо почитают иконы Божией Матери «Кукузелисса» и «Экономисса». В Ватопедском монастыре — «Пантанасса», «Закланная», «Живоприятная», «Ктиторская», «Отрада» или «Утешение», «Елеоточивая», «Простреленная».

Главной святыней Свято-Андреевского скита стала икона Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение».

При входе в Иверскую обитель на левой стороне находится небольшая привратная церковь, в которой пребывает чудотворная икона «Портаитисса» (Вратарница), называемая также «Иверской». С Иверским монастырем связаны самые замечательные предания. Одно из них гласит, что Богоматерь, посетив Святую Гору, пристала в Климентовой бухте, близ Иверона, где ныне сооружена часовня. А девять столетий спустя иноки-грузины из Иверской обители увидели в огненном столпе, поднимающемся от моря, икону Божией Матери, которая чудесным образом пришла на Афон по морю и была названа «Иверская». Ее поместили над воротами обители Иверской. Однажды монахи решили поместить эту икону в храме для лучшей сохранности. Но икона трижды оказывалась вновь на прежнем месте. И, явившись ночью настоятелю, Божия Матерь сказала ему:
— Не надо Меня беречь, Я вас буду оберегать.
Монастырские ворота — это то, что соединяет обитель с миром. Божия Матерь, с одной стороны, хранит Свои обители от пагубных влияний мира сего, а с другой — устремляет в мир благодатное влияние обители. Преподобный Нил Мироточивый предвидел особое значение для иноков Афона в присутствии на Святой Горе иконы «Иверской» Божией Матери.
— Пока Моя икона в сей обители, благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеет, — открыла ему Сама Царица Небесная. — Когда Я уйду из обители, тогда пусть каждый берет свои вещи и уходит куда знает, не забывая о своих монашеских обетах.
Афонские иноки верят, что в последние времена икона покинет монастырь, после чего и монахи должны будут уйти отсюда.

В Хиландарском монастыре пребывают чудотворные иконы Божией Матери «Троеручица», «Млекопитательница», «Акафистная», «Попская», «Вразумившая екклисиарха», «Не сгоревшая во время пожара». В монастыре Дионисиат находится древняя икона «Похвала Богородицы», вылепленная из воска и мастики.

Монастырь Костамонит знаменит нахождением в нем иконы Божией Матери «Предвозвестительница», а монастырь Зограф — находящимся в нем чудотворными иконами Божией Матери «Услышательница» и «Акафистная-Зографская». В Пантократоре хранится икона Пресвятой Богородицы «Геронтисса» («Старица»). В Дохиарском монастыре находится чудотворная икона Божией Матери «Скоропослушница».

Икона Божией Матери «Иерусалимская» находится в соборном храме Покрова Пресвятой Богородицы Русского Пантелеимоновского монастыря, в киоте над царскими вратами, который иногда опускается. Опускается икона на широкой бархатной ленте, по которой вышит тропарь Иерусалимской Божией Матери.

Икона написана в Троицкой Кривоезерской пустыни иеродиаконом Никоном (в схиме — иеромонах Нил) в 1825 году и послана им в дар Русскому
Пантелеимоновскому монастырю. На всенощных бдениях, на Богородичные праздники и в воскресные дни, по окончании вечернего богослужения, эту святую икону с подобающей честью опускают перед царскими вратами, и перед ней читают акафист, по окончании которого братия, по чину, подходят к святой иконе с земными поклонами, благоговейно лобызая Изображенную на ней, испрашивая Ее материнского предстательства пред престолом Сына Своего и Бога.

В Карее в Успенском соборе находится чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть».

Святая Афонская Гора, которую называют монашеской республикой, изобильно процвела добродетелью и потому является величайшей святыней христианского мира. А Пресвятая Дева Мария — ее Великая Игумения.

Икона Божией Матери “Игумения Святой Горы Афонской» создана в начале ХХ века, по заказу греческого губернатора Афона, одним из мастеров в бывшей келии Св. Николай Чудотворца на Афоне. В ковчеге иконы помещены частицы Креста Господня и мощей Святых.

Предание повествует, что в І веке, через несколько лет после Вознесения Господа нашего Иисуса Христа, Божия Мать, спасаясь от гонений, воздвигнутых Иродом в Палестине, готовилась по выпавшему ей жребию оправиться в Иверскую землю. Но ей явился Божий Ангел и сказал, что дар апостольства ей предстанет на другой земле. Корабль, на котором Богородица с Апостолами направлялась на остров Кипр, к епископу Лазарю, попал в бурю и причалил к Афонской горе, населенной язычниками.

Пресвятая Дева, видя в этом указание воли Божией на данный Ей Жребий земной, вышла на берег и возвестила евангельское учение.

Народ языческий принял Божию Матерь и слушал Ее проповеди, затем уверовал и крестился. Силой Своей проповеди и многочисленными чудесами Богородица обратила местных жителей в христианство.

Она поставила там начальником и учителем одного из Апостольский мужей и сказала: «Сие место буди мне и жребий, данный мне от Сына Бога моего».
Потом, благословив народ, присовокупила: «Благодать Божия да прибудет на месте сем и на пребывающих здесь с верою и благоговением, и соблюдающих заповеди Сына и Бога моего. Потребные к жизни на земле блага будут им с малым трудом в изобилии, и жизнь небесная уготовится им, и не оскудеет милость Сына моего от места сего до скончания века. Я ж буду Заступница места сего и теплая о нем Ходатаица перед Богом».

По материалам сайта: hramushakova.ru

Тропарь, глас 3-й

Песни благодарственныя приносим Ти, Мати Божия, яко вся ны, в горе Твоей живущия, от злаго навета вражия присно избавляеши, и вся полезная нам даруеши: наследия же Царствия Небеснаго любящим Тя сподобляеши.

Кондак, глас 5-й

Кто не радуется, слыша обетования Твоя, Богомати? Кто ими не услаждается? Ты бо рекла еси, Богоневесто: добре зде житие свое скончавшия, Сыну и Богу Моему представити имам, прощение согрешений тем испросивши. Темже умильно Тебе вопием: радуйся, надеждо и спасение душ наших.

Величание

Величаем Тя, Богородице Дево, и чтим Тя, яко Верховную Афона Правительницу, и нашу Благую Наставницу и Покровительницу.

Молитва

О Едина Пречистая и Пресвятая Владычице Богородице, палато Духа Святаго, всемогущая Заступнице и Ходатаице рода христианскаго! Не отрини мене недостойнаго, грехми душу и тело осквернившаго, очисти ум мой от помышлений суетных, углебающих в пагубе мира сего прелестнаго. Укроти моя страсти и избави мя от грех моих. Подаждь же бодрость и рассуждение уму моему помраченному, да заповедей Божиих делатель искусен явлюся. Огнем любве Божественныя воспламени оледеневшее сердце мое. Паче же Тя молю, Благая Мати, якоже Максиму Кавсокаливиту, испроси и мне непрестанныя молитвы дарование, да пребудет сия во мне потоком, от зноя страстей и скорбей находящих, прохлаждающим и наполняющим, да стяжав мир сердечный помощию Твоею и очистився от скверн греховных покаянием слезным, сподоблюся в будущем веце радости и блаженства причастник быти всех преподобных отец Афонских и всех святых от века Богу благоугодивших. Аминь.

АФОНСКАЯ ИКОНА ИВЕРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

АФОНСКАЯ ИКОНА ИВЕРСКОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ

История Иверской Иконы Божией Матери дано интересовала светских историков и искусствоведов и о истории возникновении ее культа написано достаточно много научных работ.

Но, на первом месте, если исходить с целей данной публткации, по мнению автора стоит работа Н.П. Кондакова. "Иконография Богоматери" вышедшей в 1994году.

Из этой книги мы узнаем, что Иверская икона Божией Матери на самом Афоне называется по-гречески как "Портаитисса", что в переводе означает "Вратарница".

Православная церковь на территории подрадающей по непосредственную юроисдикцию Константинопольского патриархата, чтит, в смысле празднует, эту икону 12 февраля.

Возникновение почитания Иверской иконы Божией Матери, согласно нынешним официальным церковным преданиям, восходит к эпохе "иконоборчества".

В ч. 2-4 мы рассмотрели все перипетии этой истории, поэтому тут повторятся не будем.

А давайте внимательно посмотрим на саму икону.

Икона является большим моленным образом (137×87 см).

Иконография Иверской иконы Божией Матери. представляет собой особый вариант "Одигитрии", получивший в византийском искусстве название "᾿Ελεοῦσα" (рус.- "Милостивая").

Сама доска вытянутая, фигуры заполняют почти все пространство ковчега. (углубления внутри которго написана икона- автор).

Изображение Богоматери поясное, голова слегка склонена к Младенцу Христу, правая рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец сидит на левой руке Матери высоко и прямо, в легком повороте к Ней, голова немного откинута назад.

Правая рука Младенца вытянута вперед к руке Богоматери с благословляющим двуперстно жестом, в левой Он держит свиток, вертикально опирающийся на колено.

Перед современными историками и искусствоведами встал и вопрос о датировки написания иконы.

И тут нас ожидать маленькая сенсация!

Как помнит внимательный читатель, икона была написана самим Святым Лукою и хранилась в г. Никея у вдовы, по состоянию на 820 г.

А это у нас VIII век.

Но современные исследователи к этому подходят иначе. Так Βοκοτόπουλος в 2001 г. и Steppan в 1994 году датировали Иверскую икону 1-й пол. XI или нач. XII в.

А упоминавшийся уже нами Н. П. Кондаков относил ее к XII в.

В качестве доводов в своих спорах искусствоведы, кроме того, что сама икона написана масляными красками, приводят и следующие возражения:

"Положение рук Богоматери, повторяющиеся параллельно полукруглые складки Ее мафория зрительно создают некое вместилище – подобие трона для Младенца Христа, что соответствует византийским богословским и поэтическим представлениям об образе Богоматери – храме, вместилище Невместимого и получает отражение во мн. памятниках византийского искусства XI-XII вв."

Так же искусствоведы обращают наше внимание на следующее:

"Своеобразна манера написания ликов, с крупными, массивными чертами, широко раскрытыми миндалевидными глазами; взгляд устремлен вперед, выражение ликов сосредоточенное.

Значимой иконографической деталью является изображение на лике Богоматери раны, из которой сочится кровь, что соответствует тексту никейской редакции Сказания об иконе.

Т.е. искусствоведы на иконе не увидели механического повреждения от удара копьем или мечом, а увидели только изображение раны!

Что прямо указывает на то, что икона писалась значительно позжде приписываемых ей событий связанных с иконоборчеством и ее чудесного спасения!

И произошло это событие, т.е. написание иконы Иверской Божией Матери "Портаитисса" XI-XII вв. а не в IX или X веках как утверждаю разрозненные "Сказания" и "Жития" в которых мы пытались найти рациональные зерна истины.

Но кроме самой иконы был обследован и оклад на иконе.

Ворт что о нем пишут: "В нач. XVI в. икона была украшена чеканным серебряным золоченым окладом груз. работы, оставляющим открытыми только лики Богоматери и Младенца.

По мнению искусствоведов, оклад довольно точно воспроизводит иконографию древнего образа, однако на полях дополнен чеканными изображениями полуфигур 12 апостолов, на нижнем поле – вкладная надпись на груз. языке:

"Царица, Мать человеколюбивого Бога, Пренепорочная Дева Мария, помилуй душу моего господина, великого Кайхосроя Кваркварашвили [Кайхосро, атабаг Самцхе-Саатабаго, сын атабага Кваркваре], а я, раб Твой и лишенный всяких сил, достойный сожаления, Амвросий, благодарю Тебя, который удостоил меня оковать это и украсить святой образ Твоей Портаитиссы.

Прими в жертву от меня, грешного, эту малую мою дерзость и сохрани остаток моей жизни без греха.

И в час исхода жалкой души моей помоги мне, рассей все списки моих грехов.

И поставь меня, грешного, у престола Сына и Бога Твоего и безначального Святого Отца Его и Святого Духа. Ныне и присно и во веки веков. Аминь"".

Из изложенной в ч.1-4 истории Иверской иконы Божией Матери у читателя может сложится обманчивое впечатление о том, что жили монахи на горе Афон почти, что с времен первых христиан, с времени легендарно посещения Афона самой Богородицей.

И жили так хорошо, что все кто хотел спасти свою душу стремился именно в афонские монастыри!

Но это не так. Или вернее это полуправда. Хотя сама история Афона, как и весего полуострова Халкидики, свидетельствует о том, что человек поселился там в глубокой древности.

Красота афонской природы, мягкий климат полуострова Халкидики и удивительный рельеф его местности способствовали ведению здесь хозяйств.

Первыми жителями полуострова были фракийцы.

В V веке до н. э. к ним присоединились греки из Халкидики, благодаря которым произошла эллинизация местных жителей.

Основным родом деятельности их являлось сельское хозяйство, животноводство и рыболовство.

А превращение Афона в исключительно монашеское обиталище произошло только после "Трулльского Собора".

Справка: Тру́лльский собо́р, также Пято-шестой собор (- собор Церкви в Константинополе в 691 – 692; созван Императором Юстинианом II в 691; его документы имеют исключительно важное значение как источник внутреннего церковного права для православных Церквей, которые рассматривают их как документы Шестого Вселенского Собора.

Пятый и Шестой Вселенские Соборы не выносили никаких определений, сосредоточившись на догматических нуждах Церкви и борьбе с ересями.

Но ввиду того, что в Церкви усиливался упадок дисциплины и благочестия, было принято решение созвать дополнительный к предыдущим Собор, который бы унифицировал и дополнил церковные нормы.

Собор заседал в той же помещении, что и VI Вселенский собор, – зале дворца со сводами, так называемыми труллами, почему официально в документах ему было присвоено название Трулльского.

Статус на Западе и Востоке

Принятые Трулльским Собором 102 канона иногда называют в православной Церкви решениями Шестого Вселенского Собора, так как он сам себя рассматривал как его продолжение.

Многие каноны Трулльского Собора были полемически направлены против укоренившейся практики Римской Церкви или вовсе были ей чужды.

Так, 2-е Правило утверждает канонический авторитет 85-и Правил Апостольских, а также некоторых поместных Восточных Соборов, которые Римская церковь не считала для себя обязательными.

В Римской Церкви были признаны 50 Апостольских Правил в переводе Дионисия Малого, но обязательными они не считались.

36-е Правило подтверждало 28-е правило Халкидонского собора, не принятое Римом:

"Возобновляя законоположенное сто пятидесятью Святыми отцами, собравшимися в сем Богохранимом и царствующем граде, и шестьсот тридцатью собравшимися в Халкидоне, определяем, да имеет престол Константинопольский равныя преимущества с престолом древняго Рима, и якоже сей, да возвеличивается в делах церковных, будучи вторым по нем; после же онаго да числится престол великаго града Александрии, потом престол Антиохийский, а за сим престол града Иерусалима".

13-е Правило осуждало целибат духовенства; 55-е – принятый у католиков пост в субботу.

Папские легаты в Константинополе подписали акты Трулльского Собора.

Но Папа Сергий наотрез отказался их подписывать, назвав заблуждениями. Трулльский собор не признаётся в Западной Церкви до настоящего времени.

Но нас, Трулльский Собор интересует в первую очередь потому, что он постановил важные положения о монашестве.

В частности (Правила 18 и 42) в отношении скитающихся "пустынников":

"Аще восхотят, то определяти их в монастырь, и причисляти к братиям. Аще же не пожелают сего, то совсем изгоняти их из градов, и жити им в пустынях, от коих и именование себе составили."

Многие из таких скитальцев, которых было много по причине нашествия магометан особенно в Константинополе, устремились на Афон.

Расцвет монашества на Афоне произошел во время царствования Василия Македонянина, восшедшего на престол в867 году.

Им было подтверждено исключительное право монахов на обитание на полуосторове, дарованное ещё Константином Погонатом.

После захвата Салоник турками в 1430 году монахи Афона немедленно принесли заверения повиновения султану Мураду II;

После падения Константинополя в 1453 году Афон продолжал долгое время пользоваться прежними правами и привилегиями, но в 1566 году султан Селим II своим указом отобрал у афонских монастырей все имения.

Хотя это сухая, светская история, Афона за интересующий нас период, но уже из нее видно, что не так хорошо и спокойно жилось монахам.

А вот как подают историю Афона сами афонские монахи.

"Святая гора Афон – жребий Божией Матери" (Из собрания Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) (http://www.afonru.ru/Athos_history1)

"Свет евангельской истины озарил Афон в числе первопросвещенных мест Римской империи. Сама Божия Матерь избрала его в Свой жребий. Около середины I века христианской эры в Аполлонии Афонской (близ городка Иериссо, стоящего на границе Афона с материком) проповедовал на пути из Амфиополя в Солунь св. апостол Павел (Деян. 17:1).

В первые три века, во времена жестоких гонений на христианство, Афон с его густыми лесами, глубокими ущельями и неприступными утесами давал приют спасавшимся от преследований христианам.

Тогда же появились и первые отшельники. Равноапостольный Константин Великий (306-337), подобно тому, что сделал в Святой Земле, и Афон украсил христианскими храмами. По преданию, их было три – около поселений, на месте которых теперь Карея, Ватопедский и Иверский монастыри.

При этих храмах возникли и первые обители.

Ненадолго задержанное в развитии при Юлиане Отступнике христианство вполне утвердилось уже при Феодосии Великом (379-395), уничтожившем на Афоне последние следы язычества.

Дочь Феодосия, царица Плакидия, пожелавшая увидеть Святую Гору и восстановленный отцом Ватопедский монастырь, когда прибыла на Афон (382) и входила в Благовещенский храм, услышала от иконы Божией Матери, названной впоследствии "Предвозвестительницей", голос, повелевавший ей удалиться из пределов Афона.

Это событие послужило основанием каноническому установлению, запрещающему женщинам появляться на Святой Горе.

В V веке блгв. царица Пульхерия создала две обители – на месте нынешних Есфигмена и Ксиропотама.

Древние афонские монастыри состояли под священноначалием Солунских митрополитов.

Стеснительное положение и обеднение Афона вследствие нашествия в V-VI веках варваров – гуннов, болгар, славян, отрезавших его морское торговое сообщение с Малой Азией, Константинополем и приморской Фракией, промыслительно повело к выселению со Святой Горы мирских жителей и водворению на ней одних монахов, после чего Афон и сделался "вертоградом Царицы Небесной".

Император Константин IV (668-685) после тяжелых войн с хазарами и персами был вынужден заключить с арабами, принявшими магометанство, соглашение о длительном мире ценой отказа от Сирии, Палестины и Египта, в которых были сосредоточены древнейшие центры христианского подвижничества.

На VI Вселенском Соборе, в 680 году, было принято церковное постановление (правило 18) отдать в распоряжение гонимых магометанами монахов разрушенные арабами обители Афона.

Царские хрисовулы утверждали за монахами Святую Гору как исключительно им принадлежащее достояние (указ Константина IV, 676 г.), ограждали их спокойствие от посягательств царских служилых и простых людей (указ Василия Македонянина, 872 г.) "

И вот важная информация!.

"После этих судьбоносных для православия решений, несмотря на троекратное опустошение Афона варварами (в 670, 830 и 866 гг.). монашеское население его во времена императора Василия Порфирородного (976-1025) достигло 50 000 человек.".

Вот тогда и появилась на Афоне Иверская икона Божией Матери.

Вернее начался ее культ! И создали его грузинские монахи переселившиеся на Афон с охваченной войнами Грузией (Иверией).

Ими же и были созданы первые "Сказания" о явлении Иверской иконы и ее чудесах.

Ну, и чтобы завершить наш рассказ о Иверской иконе Божией Матери и тамошней монашеской жизни, о которой среди светских людей так много циркулирует зачастую самих невероятных рассказов, автор хочет предложить свидетельство очевидца о его жизни в одном из афонских монастырей. Может у читателей появится женлапние и возможность самим побывать на Афоне. А если нет, то чтобы правильно себе представить о том, что такое сегодня стать монахом на Афоне.

Борис ЗАЙЦЕВ "Афон" глава "Монастырская жизнь"

".Утром просыпаешься всегда под доносящееся пение – оканчивается литургия. Седьмой час. Пока спал, отошли утреня и ранняя обедня. Службы эти совершались и в Больших соборах, и в маленьких домовых церквах, т. н. "параклисах", их до двадцати в Пантелеймоновом монастыре. Стройные отзывы хора, иногда сливаясь, покрывая друг друга, слышатся именно из параклисов – монастырские корпуса пронизаны ими, как певучими, перекликающимися ячейками.

(Недалеко от меня как раз параклис Преп. Серафима Саровского, с известной сценой на стене – святой кормит медведя. Лубочная простота живописи, лапти Преподобного, бурый и толстый медведь, русские сосны, все это мне очень нравилось, особенно тут, в Элладе).

Значит, всю ночь работала духовная "электростанция". Всю ночь в этих небольших, но обмоленных храмах тепло струились свечи, шло излучение светлых и благоговейных чувств.

Сам я лишь две ночи провел вполне "по-монашески", обычно же ограничивался поздней литургией да вечерней.

Тем не менее, сразу ощутил веяние строгой и чистой жизни, идущей незыблемо и человеческую душу вводящей в свой ритм.

Монастырский ритм – вот, мне кажется, самое важное. Вы как будто плывете в широкой реке, по течению.

Игумен одной афонской обители говорил мне, что близко к полуночи он просыпается безошибочно, да и заснуть бы не мог – скоро ударят в било.

Таких "утренних петелов" в монастырях, разумеется, много.

Здесь нет горя, нет острых радостей (вернее: "наслаждений"), особенно нет наркотического, опьяняющего и нервозного, что в миру считается острой приправой, без которой жизнь "скучна". Для монаха нет скуки, нет и пряностей.

Его жизнь вовсе не очень легка. Она не лишена томлений и тягостности, монах иногда подвержен упадку духа, целым полосам уныния. Но все это лишь временное погружение под уровень и, кажется, лишь в начале.

В общем, инок быстро всплывает: его очень поддерживают.

Для того, чтобы быть монахом, нужен, конечно, известный дар, известное призвание. Но и на не обладающего этим даром жизнь около монастыря, лишь отчасти им руководимая и наполняемая, уже есть душевная гигиена.

Человек рано встает, больше обычного работает, умеренно ест, часто (сравнительно) ходит на службы, довольно много молчит, мало слышит пустого и вздорного. Видит синее море, купола, главы, благообразную жизнь.

У католиков не напрасно существуют retraites (Букв. убежища – фр.), куда приезжают и временно там живут "мирские", как бы отбывая поверочные сборы, подобно солдатам, которые в гражданской жизни могут опускаться и забывать военное дело. Для христианства каждый христианин – солдат.

И каждого надо сохранять в боевой готовности. Католики поняли это отлично. Не станут возражать и православные. И так как мы живем в довольно удивительные времена, то я не очень изумился бы, если бы под Парижем вдруг, в один прекрасный день, подобно Сергиевому Подворью, вырос бы русский православный монастырь, куда открылось бы паломничество "мирских".

На ночную службу идешь длиннейшими монастырскими коридорами. Местами совсем темно, кое-где светит полупритушенный фонарь, приходится то спускаться на несколько ступеней, то подыматься в иной уровень, то делать повороты.

По сторонам гулкого, каменного коридора, всегда несколько сырого и прохладного – келии иеромонахов.

В некоторых местах на поворотах он выводит к небольшим балкончикам.

Ночь тихая, лунная – лунный свет бледно-зеленым дымом подымается с каменного пола, уходит в дверь балкона, сияющего светлым прямоугольником. Если выглянуть в нее, увидишь златомерцающие кресты над храмами, синюю тень колокольни, побелевший двор, дерево цветущих роз, высоко поднявшее над крыльцом шапку цветов, и бледно-синеватое струение моря за крышами.

Бьют в било. Кое-где на балконах появляются монахи, и по моему коридору слышны ровные шаги.

Не выходя из здания, в конце пути оказываешься в храме, не столь огромном, как Собор Андреевского скита, но богато и тоже нестаринно изукрашенном. Приходишь в свою стасидию и, опершись локтями на подлокотники этого "стоячего кресла", слушаешь службу.

Молодой экклесиарх подойдет с поклоном, постелит половичок, чтобы ногам не холодно было стоять, – с поклоном отойдет. Один за другим появляются монахи, совершают перед иконами "метания", со всеми своими музыкально-размеренными движениями, и занимают места в стасидиях. Приползают замшелые и согбенные старички, в огромнейших сапогах, едва перебирая больными ногами, имея за спиной многие годы.

Нередко такой и на палочку опирается. Заросли бородами и бровями, точно лесовички, добрые лесные духи, рясы на них вытертые и обношенные, сами едва дышат, а всю ночь будут шептать высохшими губами молитвы в стасидиях.

Службы же длинны. От часа ночи до шести утра в обычные дни, а под воскресенья и праздники "бдения" длятся по одиннадцати, даже по четырнадцати часов непрерывно!

Золото иконостасов и икон мерцает в блеске свечей, из окон ложатся лунные ковры. Это дает сине-дымный оттенок храму. Золото и синева – так запомнился мне ночной храм Покрова Богородицы.

Канонарх читает, хор поет, выходит диакон, служит очередной иеромонах – все как обычно. Ровность и протяжность службы погружаются в легкое, текучее и благозвучное забвение, иногда, как рябь на глади, пробегают образы, слова "мирского"-это рассеянье внимания может даже огорчать.

Часам к трем утра подбирается усталость. Борьба с нею и со сном хорошо известна монашескому быту (См. ниже, в очерке "Святые Афона" о св. Афанасии Афонском и его способах борьбы со сном. – Прим. Б.З).

Вероятно, старикам легче преодолевать сон, чем молодым. По правилам Пантелеймонова монастыря, экклесиарху полагается во время ночных служб обходить монахов и задремавших трогать за плечо. Но я этого не видел. Не видал и заснувших. Дремлющие же бывают.

Для непривычного "мирского" борьба со сном особенно нелегка: тупеешь и грубеешь, едва воспринимаешь службу. Правда, перемогшись в некий переломный час, опять легчаешь, все-таки это очень трудно.

Но одно то, что вот в эту лунную ночь, когда все спит, здесь, на пустынном мысу сотни людей предстоят Богу, любовно и благоговейно направляют к нему души наперекор дневным трудам усталости – это производит глубокое впечатление.

Вот приподымешься слегка, в стасидии, и над подоконником раскрытого окна увидишь серебристо-забелевшую полосу моря с лунным играющим следом. Раз я увидел так дальний огонь парохода, и в напевы утрени слабо вошел звук мирской – гудок. Приветствовал он святой и таинственный Афон? Приходил, уходил? Бог знает.

Перед концом утрени изо всех углов вновь вытягиваются старички, экклесиарх вновь ко мне подходит.

Пожалуйте к иконам прикладываться.

Это сложное, медленное и торжественное действие. Оно завлекает своею благоговейностью и спокойным величием.

Море уже бледно-сиреневое. Сребристый утренний свет в окнах. В церкви сизый туман, когда по ходу служения иеромонах возглашает:

Слава Тебе, показавшему нам Свет! На что хор отвечает удивительной, белой песнью-славословием:

Слава в вышних Богу и на земле мир, в человецех благоволение!

Воскресенье, утро. Сижу на диване. Передо мной большой поднос с белым чайником для кипятка, маленьким чайником в цветах, чашкою и кусочками подсушенного хлеба. Читаю в Афонском Патерике о св. Ниле Мироточивом, как он жил в пустыне у моря, с учеником, и за святую жизнь дано было ему такое свойство, что из гроба его истекало целебное миро.

Оно струилось ручейком в море. За этим миром приплывали издалека многие верующие на каиках, так что самое место под утесом получило название, "корабостасион" (стоянка кораблей).

"И при этом рассказывают, что ученик, оставшийся после святого Нила и бывший очевидцем скромности и глубокого смирения своего старца при земной его жизни, не вынося молвы от множества стекающихся мирян, тревоживших покой св. Горы, будто бы решил жаловаться своему прославленному старцу на него самого, что он, вопреки своим словам – не искать и не иметь славы на земле, а желать ее только на небесах, – весь мир скоро наполнит славою своего имени и нарушит через то спокойствие св. Горы, когда во множестве начнут приходить к нему для исцелений: и это так подействовало на св. мироточца, что тогда же миро иссякло".

Отворяется дверь, входит степенный мой о. Иоасаф.

Сейчас к поздней ударят. Если угодно трезвон поглядеть, то пожалуйте. Я вас провожу на звонницу.

В Пантелеймоновом монастыре знаменитый колокольный звон. Я действительно хотел "поглядеть" его.

Мы пошли коридорами, потом по перекидным сходням над двором прямо попали к главному колоколу, в ту самую минуту, когда молодой монашек, уже разогретый и розовый, разгонял последними усилиями веревки его язык – вот осталось чуть-чуть до внутренности тяжкого шлема, вот волосок, вот, наконец, многопудовый язык тронул металл и раздался первый, бархатно-маслянистый звук.

А потом пошли следующие, один за другим, им вторили здесь еще два-три меньших колокола, с верхнего же этажа залились самые мелкие. Трезвон! Впервые был я так пронизан звуками, так гудело и сотрясалось, весело трепетало все существо, звуки принимались и ногами, и руками, сердцем, печенью. Было от чего. Колокол св. Пантелеймона весит восемьсот восемнадцать пудов, это величайший колокол православного Востока.

Затем – звонарное искусство. Я чуть лишь заглянул в него, поднявшись еще выше (казалось, что и воздуха никакого нет, одно густое варево звуков). Но думаю, для музыканта в нем есть интересные черты.

Наверху звонил некрасивый русобородый монах с открытым, несколько распластанным лицом, сильно загорелым, в сдвинутой на затылок скуфейке. Ногой нажимал он на деревянную педаль, пальцами одной руки управлял тремя меньшими колоколами, а другой играл на клавишах самых маленьких. но все-таки не назовешь их "колокольчиками".

Вот в этих переливах, сочетаниях разной высоты звонов и состоит, по-видимому, искусство звонаря, своеобразного "музыканта Господня". Я спрашивал, нет ли литературы о колокольном звоне, каких-нибудь учебников его – мне ответили, что тайна этого редкого уменья передается от звонаря к звонарю.

Спускаешься с колокольни "весело-оглушенный", проникнутый звуковым мажором, близким к световому ощущению. Точно выкупался в очень свежих, бодро-кипящих струях. Уверен, что такой звон прекрасно действует на душу.

Думаю, что он слышен по всему побережью, и доносился бы до пещеры св. Нила. Как отнесся бы его строгий ученик к такому разливу звуков, хотя и прославляющих небесное, но языком все же громким? Не нарушало ли бы это в его глазах "святой тишины" Афона?

Ответить нелегко. Но отрывок жития, приведенный выше, дает яркую характеристику афонского душевного склада. Афон прежде всего есть некое уединение. Афон молится и за мир, усердно молится, но крайне дорожит своей неотвлекаемостью. Тут существует известная разность между жизнью афонского монастыря и пустыннической.

Пустынники всегда считали монастырь слишком "уступкой", в некотором смысле слишком "мирским" (особенно монастыри особножитные). Сторонники же монастырской жизни не весьма одобряли индивидуализм пустынников, их "своеволие" и непослушность.

Так на самом Афоне веками жили рядом разные типы монашествующих.

Афон считается Земным Уделом Богоматери. По преданию св. Дева, получив при метании жребия с Апостолами вначале Иверскую землю (Грузию), была направлена, однако, на Афон, тогда еще языческий, и обратила жителей его в христианство.

Богоматерь особенно почитается на Афоне, он находится под Ее защитой и милостью. На изображениях св. Афонской горы Богоматерь на небесах над ним покрывает его своим омофором (длинный и узкий "плат", который Она держит на простертых руках). Этот плат благоволения и кроткой любви, ограждающий Ее Удел от тьмы. Нет и не было уже тысячу лет ни одной женщины на полуострове.

Есть лишь одна Дева над ним. "Радуйся, радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором", говорит акафист. Культ Приснодевы на Афоне сильно отличается от католического. В нем нет экстаза, нет и чувственности, он отвлеченнее. Мадонны католических храмов более земно-воплощенны, раскрашенные статуи убраны цветами и обвешаны ex-voto (По обету – лат.). He говорю уже о средневеково-рыцарском поклонении Прекрасной Даме, о некоей психологии "влюбленности", что, с афонской точки зрения, есть просто "прелесть".

На Афоне воздух спокойнее и разреженней. Поклонение Пречистой носит более спиритуальный, облегченный и надземный характер.

Я присутствовал в Пантелеймоновом монастыре на одной глубоко трогательной службе – акафисте Пресвятой Деве. Это служба дневная. В ее заключительной, главнейшей части игумен и два иеромонаха в белых праздничных ризах, стоя полукругом на амвоне против царских врат, по очереди читают акафист.

Над врагами же находится Образ Пречистой, но особенный, написанный на тонком, золотеющем "плате". Низ его убран нежной работы кружевом.

Во время чтения Образ тихо и медленно спускается, все ниже, ниже, развевая легкую ткань своего омофора. Голоса чтецов становятся проникновеннее, легкий трепет, светлое воодушевление пробегают по церкви: Богоматерь "с честным своим омофором", в облике полувоздушном, златисто-облегченном сама является среди своих верных. Образ останавливается на высоте человеческого роста. Поет хор, все один за другим прикладываются, вечерние лучи слева мягко ложатся на кружева и золотистые отливы колеблющейся иконы. И так же медленно, приняв поклонение, Образ уходит в свою небесную высь – кажется, не достает только облаков, где бы почил он.

"Радуйся радосте наша, покрый нас от всякого зла честным Твоим омофором".

Я любил тихую афонскую жизнь. Мне нравилось выходить иной раз из монастыря, сидеть на прибрежных камнях у огорода, любоваться "светлыми водами Архипелага". (Эти светлые воды упоминаются во всех писаниях об Афоне, но афонское море, действительно, чрезвычайно прозрачно, нечеловечески изумрудно-стеклянного тона.)

В знойные часы полудня хорошо бродить по балкону, огибающему мой и соседний корпус. Свет легко плавится в голубоватом воздухе, море лежит зеркалом, окаймленное лиловатым Лонгосом, а в глубине залива золотисто сияет Олимп недосягаемыми своими снегами.

Под вечер, перед сумерками, приходили нередко гости: седобородый, в очках, с золотым крестом на груди добрейший о. архимандрит Кирик, духовник всей братии. Энергичный о. иеромонах Иосиф, библиотекарь. Скромный, застенчиво-мягкий и слегка нервный помощник его, о. В. мой очаровательный спутник по путешествию о. Пинуфрий и др.

Я вспоминаю с большим удовольствием об этих кратких беседах с людьми, которых и мало знал, но с которыми сразу установилась душевная связь, и говорить можно было почти как с друзьями. Поражала глубокая воспитанность и благообразие, придающие разговору спокойную значительность, то, что противоположно так называемой "болтовне". Я видел в монастыре св. Пантелеймона столько доброты и братской расположенности, столько приветливости и тепла, что эти малые строки – лишь слабое эхо моей признательности.

Спускается сиреневый вечер. Иду по коридору гостиницы, мягко поблескивающему мозаичными плитками, мимо картин – город Прага, вид Афона – на террасу. Отпираю вход на нее особенным ключом, и мимо цветов гсраниума, настурций и еще каких-то розовых, прохожу в огромную залу монастырских приемов. Три ее стены в окнах, выходящих на балконы, – на море и кладбище. За день жаркий и слегка спертый воздух накопился в ней.

Вот где тени былого! Вот где облик неповторимого. Эти стены, увешанные портретами императоров, цариц, митрополитов, посланников, видали "высочайших особ" и князей Церкви. Давно, как бы раз навсегда, натертый пол блестит зеркально. Чистые половички проложены по нем. Посреди залы овальный стол, установленный фотографиями лицом к зрителю.

Он окружен фикусами и рододендронами. И овал стульев, расставленных веером, окружает все это сооружение. На них, в часы приемов, вероятно, после трапезы, с чашечками турецкого кофе в руках, обносимые "глико" и "раки", заседали великие князья и архиереи, консулы и богатые покровители монастыря из России. – все, должно быть, спят уже теперь вечным сном.

(монастырский скит)

Не могу сказать, как "наводительна" сиреневыми вечерами, со струей свежего воздуха, втекающего в открытую на балкон дверь, была для меня эта зала, как почти одурманивала она крепкою настойкой грусти, как безмятежно сизело начинавшее к ночи серебриться море, а за колокольнею св. Пантелеймона, над невидимым сейчас Олимпом дотлевал оранжевый закат.

В монастыре тихо. Наступает краткий час отдыха. Пречистая простирает свой омофор.

Образ Богоматери во все времена особо почитался православными христианами. В числе известных икон выделяется Афонский образ, известный свершением великих чудес. Афонская икона Девы Марии, помещенная в вашем доме, способна принести в него мир, процветание и добродетель.

История иконы

Появление святого образа Богоматери датируется 4 веком. В это время царь Ирод обрушил на православных христиан страшные гонения, стремясь упрочить свою власть и сохранить язычество на своих землях. Пресвятая Дева Мария, спасая свою жизнь, в сопровождении нескольких апостолов покинула Палестину и морем отправилась на Кипр. Но в пути случилась буря, и корабль вынесло к берегу Афонского полуострова.

В церковном предании сказано, что когда корабль коснулся берега, люди в храме Аполлона услышали вопль идолов, призывающих идти на берег и встречать с почестями «Мать всех божеств». Удивленные прихожане кинулись к берегу, где и встретили Богородицу, поведавшую им об учении Сына Ее. Видя знамения, сопровождающие появление Девы Марии, многие на месте уверовали во Христа, а позже приняли крещение.

Афонская земля была избрана Господом для Богородицы, и Она сообщила жителям, что будет покровительствовать этим землям, и благодать святая будет присутствовать на них во веки веков. Богородица отплыла на Кипр, но православное учение продолжило жить, и через несколько столетий Афон превратился в обитель монашества и подвижничества, а иконописцы создали Афонский образ Ее, который сотворил множество чудесных исцелений.

Где находится Афонский образ Девы Марии

С момента написания святыни икона находится в монастыре на горе Афон. Ежегодно миллионы паломников приезжают на полуостров, чтобы прикоснуться к святыне и помолиться Богородице.

Описание святого образа

На иконе изображен полуостров Афон, покрытый цветущими деревьями и животворными родниками. На Афонской земле стоит Богородица, защищая и благословляя ее. В левой руке Богоматерь держит посох, символизирующий Ее трудный и долгий путь, а правая ладонь раскрыта как символ принятия гонимых и обиженных под покров и защиту.

В чем помогает чудотворный образ

Афонская икона Богоматери славится чудесными исцелениями, а также помощью в крайне тяжелых жизненных ситуациях. Известны случаи, когда искренняя молитва перед образом Девы Марии помогала женщинам исцелиться от бесплодия, излечить тяжелые болезни и уберечь от тяжелой судьбы своих детей. Специалистов сайта сайт особенно потрясла история обычной женщины Марии, страдающей от невозможности иметь детей.

Мария потеряла уже пятерых недоношенных младенцев и впала в уныние и тоску. В отчаянии женщина отправилась в паломничество на Афонский полуостров и взмолилась перед иконой Богородицы о помиловании и даровании ей счастья материнства. Молитва Марии была услышана: по возвращению домой она выносила и родила совершенно здоровых близнецов. По примеру Марии многие женщины отправились в паломничество, и о случаях чудесных исцелений стало известно еще большему количеству людей. Афонской иконе Богоматери молятся:

  • об исцелении болезней;
  • о создании крепкой семьи;

Молитвы перед образом Богородицы

«Вседержительная Заступница и Защитница земель Афонских! Как покровительствуешь Ты святой земле, как ходатайствуешь перед Сыном Твоим и Господом нашим о людях земли той, так и я смиренно молю Тебя: убереги, Владычица, грешных и недостойных рабов Божьих от ярости геенны огненной, спаси и защити от происков отца лжи и пороков, укажи нам путь к спасению и Царствию Небесному. Аминь».

«Пресвятая Владычица, Милостивая и Предвечная Покровительница, смиренно и в слезах молю Тебя: озари светом Твоим мою жизнь, исцели от гнетущих меня хворей и позволь продолжить род свой, как повелел Сын Твой и Отец наш Небесный. Ныне и присно, во веки веков. Аминь».


«О, Пресвятая Дева Мария, Игумения горы Афонской, исцеляющая хвори и недуги Светом Своим! Молим Тебя, о, святая Дева: исцели наши недуги и укажи путь к праведной жизни, дабы не посрамили мы Твоего заступничества перед Господом нашим Иисусом Христом и смиренно вошли в Царствие Небесное после долгой земной жизни. Аминь».

Эта молитва способна исцелить болезни и помочь осознать ошибки, которые привели к ней. Читать молитвенное правило можно как за себя, так и за близкого человека, страдающего от болезней.

День памяти Афонской иконы Божией Матери — 18 июля по новому стилю. В это время особенно сильны любые молитвы о семье и детях: искренняя мольба о помощи перед иконой Богоматери способна воссоединить семью и уберечь дом от всякого зла. Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Икона написана для обители попечением архиепископа Евлогия (ныне митрополит Владимирский и Суздальский) на Афоне.

Вот как описывает принесение иконы в пустынь Владыка.

«Большой радостью обители стала икона Божией Матери под названием совершенно новым из всех ранее известных «Игумения Святой Горы Афон», доставленная из Греции, со Святой Горы, по благословению Святейшего Патриарха Алексия II. Теперь этот святой образ Богоматери живо утверждает веру насельников обители о каком-то особом небесном попечении из жития, нелёгком в своих буднях среди бушующего в страстях мира. Что-то близкое и подобное можно видеть в прихождении этой афонской иконы Богоматери на это историческое место, некогда освящённое тоже святой иконой Её Рождества, ставшее монашеским уделом.

У афонской иконы есть своя интересная история. Это действительно новая по своему содержанию и происхождению икона написана греческим иконописцем афонского монастыря схимонахом Паисием. Автор письма смело поставил Богоматерь с игуменским жезлом над всем монашеским островом в присутствии двух русских иноков – преподобных Антония и Силуана, ярко начертав мысль для молящихся о денно-нощном Её стоянии пред Богом за тех, кто стремится к спасению души как самому святому делу жизни. Путь с Афона в Россию, в Лукианову пустынь был для этой иконы удивительно светлым.

Организовал переправку святой иконы по морю и по воздуху настоятель Афонского подворья в Москве игумен Никон (Смирнов). Он увидел чудо этой иконы. На отдельном рейсе корабля под названием «Скоропослушница» она предпочла пройти по морю от Святой Горы до пристани города Уранополиса, оставив типовой и пассажирский рейс, всегда шумный и не совсем благоговейный. В Москве встречали святую икону большим составом монашеских общин Владимирской епархии как видимое благословение Богоматери для них. Не передать всех чувств, всего трепета сердец от увиденного святого образа Богородицы, красно и прямо пасхально написанного молитвой и любовью афонского инока. Здесь же заключили образ в киот с цветами. Полились первые моления перед Той, которая явилась со Святой Горы, дабы укрепить ищущих небесного покоя души. Во Владимире произошла небывалая встреча иконы его горожанами, начиная с первых его лиц. В течение месяца «Игумения Святой Горы Афон» обходила все монастыри епархии и крупные города, встречая огромное почитание горячее благоговение людских сердец.

По обителям службы проходили в ночь, обращающуюся в молениях в день для души, не знающей земного времени. Трудно охватить все случаи с людьми, увидевшими изменения в своей жизни от обращений и молений своих к Богоматери. Последней остановкой и окончательной для иконы, доставленной из города Киржача, стала Лукианова обитель. С крестным ходом, с братским пением образ Богоматери 25 октября 1999 года внесли в Богоявленский храм монастыря, украсив его небесной красотой Невесты Неневестной».

Архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий (Смирнов). Журнал Владимирской епархии «Свет истины» №2 за 2001 г. С. 16-18. «Первый в епархии».

Ныне икона располагается возле мощей прп. Лукиана в деревянном резном киоте. В монастыре установлена традиция ежевоскресно совершать перед ней чин молебенного пения (параклисис) перед началом воскресной литургии.