Знамение курская коренная икона божией. «Знамение» Курская-Коренная икона Божией матери

Дни празднования:
16 марта- икона Богородицы «Знамение» Златоустовская
21 марта — икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
8 июня в 2018г (переходящая дата) — икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
21 сентября — икона Богородицы «Знамение» Курская-Коренная
10 декабря- икона Богородицы «Знамение» (общий день)

О ЧЕМ МОЛЯТСЯ ПЕРЕД ИКОНОЙ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ

Икона Божией Матери, именуемая «Знамение», изображает Пресвятую Богородицу, сидящую и молитвенно подъемлющую руки Свои; на груди ее, на фоне круглого щита (или сферы) – благословляющий Божественный Младенец.
Мы молимся, конечно, не конкретной иконе, а Божией Матери, и не важно через какой Ее образ. Сама история иконы «Знамение» подсказывает то, что перед этим образом нужно молиться при разных болезнях, недугах, войнах, при обвинении в клевете и других бедствиях.
И, хотя, Божией Матери молятся в таких или подобных случаях через Ее икону Знамение, нельзя забывать, что мир наступает в первую очередь в наших сердцах, а потом уже это проявляется во внешнем: в семье, в доме, в государстве.
Богоматерь- наша молитвенница и заступница за нас, грешных людей, перед Своим Сыном. Любые молитвы перед любым Ее образом могут помочь в избавлении и очищении нас от грехов. Именно об этом, в первую очередь, и надо молится Ее светлому образу.

Необходимо помнить, что иконы или святые не «специализируются» в каких-то конкретных областях. Будет правильно, когда человек обращается с верой в силу Божию, а не в силу этой иконы, этого святого или молитвы.
и .

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ НОВГОРОДСКАЯ

Знамение Пресвятой Богородицы, которое произошло в Новгороде Великом в 1170 году и после этого события новгородская икона и получила русское название «Знамение».

В тот год сын Суздальского князя Андрея Боголюбского во главе объединенного войска подошел к стенам Великого Новгорода, горожанам осталось уповать только на Божию помощь и они дни и ночи молились Господу.
На третью ночь архиепископ Новгородский Иоанн услышал дивный голос, который сказал ему взять из новгородской Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену.
Икону переносили под обстрелом осаждавших, и одна стрела вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.

В воспоминание такого чуда Царицы Небесной, архиепископ Иоанн установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и до сих пор празднует вся Русская Церковь. Афонский иеромонах Пахомий Логофет, присутствовавший на праздновании иконе в России, написал на этот праздник два канона. На некоторых Новгородских иконах Знамения, кроме Богоматери с Предвечным Младенцем, изображаются и чудесные события 1170 года. Чудотворная икона 186 лет после явления знамения находилась в той же церкви Спаса Преображения на Ильиной улице. В 1356 году для нее был выстроен в Новгороде храм Знамения Пресвятой Богородицы, ставший собором Знаменского монастыря.



Многочисленные списки с иконы Знамения известны по всей России. Многие из них просияли чудесами в местных храмах и были наименованы по месту явления чудес.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ ЗЛАТОУСТОВСКАЯ

В 1848 году в Москве бушевала холера и этой болезнью заболел шестидесятилетний купец Иродион Воробьев. Однажды ему во сне приснилось, что он находится в Златоустовской обители возле паперти, и будто бы монах с послушником готовятся что-то освящать. Затем он увидел на стене образ «Знамение» Богоматери и подошел к нему приложиться. На иконе Богомладенец улыбался, а Богоматерь, произнеся имя Иродиона, дала ему из Своих рук хрустальный сосуд для передачи послушнику.
17 февраля он отправился в Златоустовский монастырь к вечерне, где и увидел над аркой паперти Троицкого храма икону «Знамение» Богоматери. Иродион узнал в ней ту самую, которую он видел во сне. По просьбе исцеленного, эта икона 16 марта (по новому стилю) была снята с арки и перенесена в Троицкую церковь. Перед образом был совершен молебен с водоосвящением и чтением акафиста Богородице. Затем образ поместили на аналое в приделе святителя Иннокентия Иркутского.
Благодарный купец украсил образ драгоценной ризой, а одна женщина, получившая у иконы исцеление, сделала список с нее и поставила в той же Троицкой церкви, где находилась и подлинная чудотворная икона, перенесенная в 1865 году в соборную монастырскую церковь во имя св. Иоанна Златоуста.
В монастырской летописи за один только 1848 годом описано восемь чудесных исцелений от этой иконы.

Икона Златоустовская написана на липовой доске и имеет 53 см в вышину и 44 в ширину. По сторонам Богоматери находятся изображения св. Николая Чудотворца и Иоанна, архиепископа Новгородского.
Ежедневно в Златоустовском монастыре совершаются молебные пения перед иконой «Знамение» Божией Матери: после ранней литургии в Троицком храме, а после поздней - в соборной Златоустовской церкви. Каждую пятницу в этой обители перед чудотворной иконой читается также акафист Божией Матери.

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

В ХIII веке, во время татарского нашествия, когда все Русское государство подверглось нападению хана Батыя, город Курск был разорен и пришел в запустение. Однажды в окрестностях города один охотник заметил необычную вещь, лежащую на земле. Когда он поднял ее, то увидел, что это была икона, похожая на икону «Знамение» Новгородскую. Одновременно с явлением этой иконы совершилось и первое чудо- на месте, где лежала икона, с силой забил источник чистой воды. Это произошло 21 сентября (по новому стилю) 1295 года. Не решившись оставить икону в лесу, этот охотник построил на месте обретения небольшую деревянную часовню, где и оставил новоявленный образ Богоматери.
Вскоре об этом узнали жители города Рыльска, расположенного неподалеку, и стали посещать место явления для поклонения новой святыне.
Потом этот образ перенесли в Рыльск и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Но икона пробыла там недолго, чудесным образом она исчезла и возвратилась на место своего явления. Жители Рыльска неоднократно брали ее и относили в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место. Тогда все поняли, что Богоматерь благоволит к месту явления Своего образа.

Ежегодно в пятницу девятой недели после Пасхи икона «Знамение» торжественно с крестным ходом переносилась из курского Знаменского собора на место ее явления в Коренную пустынь, где она и оставалась до 12 сентября (по старому стилю), а затем снова торжественно возвращалась в Курск. Этот крестный ход был установлен в 1618 году в память перенесения иконы из Москвы в Курск и в воспоминание ее первоначального явления.

Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями в истории России: освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия 1612 года и Отечественной войной 1812 года.
Чудотворная икона Божией Матери «Знамение» Курская-Коренная в последний раз пребывала на русской земле 14 сентября 1920 года в Крыму, в войсках, сражавшихся против большевиков. Покинув Россию в 1920 г., святая икона стала «Одигитрией» (Путеводительницей) Русского рассеяния, неотлучно пребывая со всеми первоиерархами Русской Православной Церкви заграницей. Ныне она пребывает в одном из храмов Новой Коренной пустыни под Нью-Йорком (США). В курском Знаменском соборе хранится список с чудотворного образа.

В Русском православии существуют несколько икон Божией Матери«Знамение»:
«Знамение»Владимирская; «Знамение» Верхнетагильская (1753); Знамение Серафимо-Понетаевская (1879); «Знамение» Корчемная (XVIII); «Знамение» Абалацкая (1637); «Знамение» Златоустовская (1848); «Знамение» Московская; «Знамение» Соловецкая; Знамение Вологодская; Знамение Царскосельская (1879); «Зна́мение» Курская-Коренная (1295); «Знамение» Новгородская (XII).

ВЕЛИЧАНИЕ БОГОРОДИЦЫ ПЕРЕД ЕЕ ИКОНОЙ ЗНАМЕНИЕ КУРСКАЯ-КОРЕННАЯ

Велича́ем Тя, Пресвята́я Де́во, и чтим о́браз Твой честны́й, и́мже показа́ла еси́ пресла́вное зна́мение.

ВИДЕО

Богородицу почитают и прославляют все без исключения верующие люди. Курский образ Девы Марии, иначе называемый «Знамение», способен защитить ваш дом от врагов и всякого зла.

История иконы

Чудотворная икона «Знамение» была найдена в лесах подле города Курска благочестивым охотником. Мужчина увидел икону возле корней дерева: когда он поднял ее, в земле под его ногами открылся чистый родник. Узрев это чудо, охотник позвал товарищей, и рядом с местом обретения образа Богоматери они построили часовню.

В это время на Курские земли пришли татары. Разграбления не избежала и часовня Богоматери: татары сожгли ее, а икону разрубили на две части. Священника, прислуживающего в часовне, татары взяли в плен. Через несколько лет он был выкуплен и первым делом отправился разыскивать части чудотворной иконы. Священник нашел обе части, сложил их — и икона срослась, будто ее и не разрубали. Весть об этом великом чуде быстро разошлась среди верующих, и икону поместили в храм Богоматери города Курска.

Где находится икона

После изгнания татарского ига икона Богородицы была привезена в Москву по настоянию княжеской семьи. Образ был украшен бархатом, золотым орнаментом и драгоценными камнями, после чего был возвращен в Курск. В настоящий момент образ «Знамение» находится в Курском Знаменском монастыре.

Описание иконы «Знамение»

На иконе изображена Дева Мария, воздевшая руки в молитве. В Ее чреве изображен Младенец Иисус, несущий спасение всему роду человеческому. Этот образ напоминает каждому православному христианину о великом чуде рождения Господа.

В чем помогает чудотворный образ

Курская икона Богоматери знаменует справедливость и напоминает всем верующим людям о чуде появления Сына Божьего. Именно поэтому образу Богородицы «Знамение» молятся об исцелении женских болезней, даровании детей и семейном счастье . Также к иконе обращаются с просьбой о защите дома и семьи от врагов, недоброжелателей и всякого зла.

Молитвы чудотворной иконе

«Пресвятая Богородица, милостивая заступница и покровительница недостойных рабов Божьих! Смиренно молим Тебя: упроси Сына Твоего и Бога нашего не оставить нас во грехе и неверии. Да снизойдет на нас благодать Духа Святого и смиренно войдем в Царствие Небесное. Аминь».

«Богородице Дево, молю Тебя смиренно, в слезах к Тебе прибегая: не оставь меня в горе и печали, снизойди до моих слез и даруй мне счастье продлить род наш! Аминь».

Эта молитва может помочь женщине принести здоровое потомство и воспитать ребенка в любви.

День памяти Курской иконы Богоматери — 21 марта. В этот день особенную силу имеют молитвы об исцелении и прощении грехов . Мы желаем вам мира в душе и крепкой веры в Бога. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

29.06.2017 06:36

Негативные моменты случаются в жизни каждого человека. Для того, чтобы жизнь вновь вошла в обычное...

В период празднования христианских праздников многие задаются вопросами о запрете тех или иных действий. Что...


Курская-Коренная икона Знамение Божией Матери

История Курской-Коренной Чудотворной Иконы Божией Матери
"Знамение"

В 6803 году от сотворения мира, а от Рождества Христова в 1295 году, 8-го сентября, случилось одному благочестивому мужу придти в лес, которым поросли окрестности Курска, разоренной полчищами Батыя, и по Божию смотрению увидел он близ реки Тускари в полугоре, у корня большого дерева лежащую ниц Икону, которую лишь только поднял от земли, как тотчас же из того места проистек источник воды. Увидя этот источник воды, оный муж поставил честно обретенную им Икону Знамения Божией Матери в дупле того дерева, а сам тогда же объявил о сем преславном чуде своим товарищам.

Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной Иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от Иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Узнав об этом, князь Василий Шемяка приказал немедленно принести Икону в Рыльск. Но сам по неверию или сомнению не вышел на торжественную встречу, за что был наказан слепотой. Осознав свою вину и принеся покаяние и моление перед Иконой он снова получил зрение. В благодарность Шемяка соорудил храм во имя Рождества Богородицы, ибо в этот день Икона была обретена. Но почти сразу обнаружилась с Иконой странность. Она стала исчезать. В первый раз искали ее в городе, но обнаружилась она на месте обретения, при корне дерева. Не раз переносили ее в Рыльск, но всегда Икона таинственным способом, возвращалась к источнику. Поэтому в Коренной пустыни была специально построена часовня, в которой отныне Икона и находилась.

В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и Икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в Иконе. Тогда разъяренные татары разрубили Икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня.

После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой Иконы, сложил их вместе, и они чудесным образом соединились, не оставив следов разрушения и только на едва заметном месте раскола выступило нечто, «аки роса».
Почти триста лет пребывала чудотворная Икона в часовеньке на реке Тускари, привлекая к себе богомольцев, даруя всем излечение и укрепляя их в православии. Она помогала гражданам Курского края обрести веру в грядущую победу над врагом и обретение свободы.
Однажды некто Мамота, скрываясь от татар, влез на дерево близ часовни. Татары, увидя, хотели его убить. Мамота обратился с молитвою к Богоматери, и вдруг явившаяся на воздухе, как человеческая тень, заслонила его от татар, и они не видали его более.
В многотрудный период возрождения огромную роль сыграла Икона Знамения Пресвятой Богородицы, ее чудотворные действия спасали многих. Слава о ней распространилась по всей Руси. Молва народная о ее чудесах достигла и царского престола. Сам Федор Иоаннович узнал о ней и по его воле в 1597 году Икона была перенесена из пустыни в Москву, где ее украсили богатою ризою и вставили в деревянный оклад, на котором приписали лики: вверху Господа Саваофа, а по сторонам - пророков, возвестивших воплощение сына Божия от Пречистой Девы Марии.
Особую роль сыграла Икона в период смуты начала XVII века. В 1604 году Лжедмитрий I, прослышав о ней, взял ее из Курска с собой. Когда он занял престол в Москве и Икону установили в Успенском соборе, то патриарх Московский Иов ощутил влияние чудотворной Иконы и прозрев, понял, что не может венчать Лжедмитрия на царство. Многие на Руси начинали понимать, что на престол входит не настоящий царевич Дмитрий. После успокоения смуты в 1615 году Икона вновь была передана в Курск. И вновь чудотворная Икона оказала свою помощь православным гражданам Курска. Четыре недели польские отряды блокировали Курскую крепость и все четыре недели горожане молились пред чудотворной Иконой. Поляки не выдержали, не смогли овладеть крепостью, были отбиты и сняли осаду.
В 1618 году по повелению царя Михаила Федоровича установили обычай совершать с Иконой крестный ход из Курска в Коренную пустынь. Слава ее растет, и ею начинают благословлять войска. Она появляется на полковых знаменах, с нее начинают делать списки, дабы "носить оный в походах православных воинов".

В 1676-м году Икона "Знамение" Богоматери была перенесена на Дон для благословения донских казацких войск. В 1684 году от государей и великих князей Иоанна и Петра Алексеевичей был прислан в Коренной монастырь список с чудотворной Иконы "Знамение" Пресвятой Богородицы в серебряном позолоченном окладе с повелением носить этот список по приходам православных воинов. В 1687-м году царями Иоанном и Петром Алексеевичами повелено было взять Икону в "большой полк", т.е. армию, отправлявшуюся в поход против крымских татар. Этот "большой полк" дошел до самого Крыма и положил конец татарским набегам на русские земли. Так Курская чудотворная Икона, явившаяся на ободрение русскому народу на границах русской земли, лежавшей в развалинах после Батыева нашествия, участвовала в последнем победоносном походе русских против татар, окончательно устранившем татарскую опасность для России.
Серафим Саровский родился в городе Курске. В девять лет он неожиданно тяжело заболел. Мать мальчика Агафия Фотиевна Машнина, вдова строительного подрядчика Исидора Ивановича Машнина, .день и ночь молилась Пречистой Деве Марии о спасении сына, но мальчику становилось все хуже. Однажды проснувшись утром, мальчик рассказал матери, что видел во сне Богородицу, и Она обещала ему исцеление. Через несколько дней, в 9-ю пятницу по Пасхе 1767-ого года, мимо дома проходил крестный ход с чудотворной Иконой Курской-Коренной. Внезапно пошел сильный дождь, и богомольцы, для сокращения пути, свернули во двор дома, где угасал ребенок. Тогда мать вынесла сына приложиться к образу Богоматери и вскоре он поправился.
Так Курская Икона "Знамение" оказалась связана с житием великого русского чудотворца, сыгравшего столь важную роль в дальнейших судьбах России

Другая, подобная икона, явилась около г. Курска в 1295 году, носит название Курско-Кореная.

С 1806 года, с согласия императора Александра I, предписывалось, чтобы Икона Знамения Богородицы в Коренном Рождество-Богородичном монастыре находилась с 9-ой седмицы по Пасхе по 12 сентября.
В 1812-м году курское городское общество, возлагая все свое упование на Пресвятую Богоматерь, послало по усердию своему в действующую армию к князю Кутузову для укрепления войск список с чудотворной Курской Иконы, вставив его в серебряную позолоченную раму. Князь Кутузов, в письме своем от 20-го сентября 1812-го года на имя курского городского головы, выразил курским гражданам за этот дар свою благодарность и уверенность, что город Курск есть и будет всегда в безопасности под покровом такой защитницы, как Царица Небесная.
В 1860 - 1880 гг. крестные ходы в Курской губернии разрастаются до невероятного масштаба. До 60 тысяч (!) паломников всех сословий - крестьяне, купечество, духовенство, власти - все почитают своим долгом сопровождать переход чудотворной в Коренную пустынь.
Рост революционных настроений, охвативший Россию в конце XIX - начале XX вв. отразился и на Курской обители. 8 марта (по старому стилю) 1898 г. хранящийся в монастыре чудотворный образ стал объектом совершения дерзкого террористического акта. В 1 час 15 минут ночи стоявший на посту у присутственных мест городовой услышал внутри Знаменского собора оглушительный взрыв и увидел яркую вспышку. Один из монахов Знаменского монастыря так вспоминал эти мгновения:
«Едва только мы переступили церковный порог, как ужасающий густой смрад пахнул в лицо. Внесли фонари, стали зажигать свечи, но они гасли от массы густого и едкого дыма. Когда осветили церковь, крики ужаса вырвались из груди всех присутствовавших. Весь обширный собор был покрыт разнородными обломками. Повсеместно валялись штукатурка, куски дерева, гвозди, куски лепных украшений, клочья материи. От взрыва массивная северная дверь была буквально выперта наружу, а массивный подсвечник на 150 свечей - погнут и исковеркан. Сень, где помещался Чудотворный образ Божьей Матери, разрушилась и распалась на составные части. Ее стенки и колонки были сдвинуты с мест и сильно обожжены, а навес в виде полу-зонта в нескольких местах был пробит разлетевшимися осколками».
Страшась самого худшего, преосвященный Ювеналий с братией, с трудом пробравшись через груду обломков с трепетом приблизился к тому месту, где находилась святыня и вынул из серебряного кивота совершенно невредимый образ Божьей Матери "Знамение" Курской-Коренной. Сам лик не пострадал, хотя прикрывавшее его стекло было разбито в мелкие осколки, а выпуклое стекло, прикрывавшее коронку из драгоценных камней, было сильно покрыто копотью. Вскоре на место происшествия прибыло все высшее руководство: губернатор, жандармский генерал, прокурор, полицмейстер и пристав 1-й части города Курска. Весть о случившимся быстро распространилась по Курску. С рассвета у монастыря собрались тысячи человек, принявших участие в благодарственном молебне, отслуженном преосвященным епископом Курским Ювеналием.
Последним российским самодержцем, посетившим Знаменский собор, стал Николай II. Первый раз он был в храме 1 сентября 1902 г., во время проводимых под Курском военных маневров, во второй - 22 ноября 1914 г., когда следовал в Кавказскую армию. Царь был встречен у северных ворот храма торжественной процессией курского духовенства во главе с архиепископом Тихоном, отслужившего краткий молебен. После молебна Николаю II была вручена копия чудотворной Иконы.
Уже в середине октября 1919 года, командир 1-го Армейского корпуса генерал А.П. Кутепов дал понять епископу Феофану, что Курск может быть временно оставлен добровольцами и предложил ему выехать на юг.
Кровавый произвол и беззаконие гражданской войны заставляют духовенство принять трудное решение о вывозе Иконы из Курска. Начинается ее трудный, нерадостный путь в зарубежье. Белгород, Таганрог, Ростов, Екатеринодар, Новороссийск. 1 марта 1920 года на пароходе "Святой Николай" она отбывает в Константинополь. Потом Греция и Сербия.
В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля. И в первых числах ноября 1920 года. Св. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года. В 1944 году курская святыня была переправлена в Мюнхен.
В1951 г. митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. С 1957 года Икона пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
Она является главной святыней Русской Зарубежной Церкви. Взято отсюда

Описание иконы
На верхней части иконы - изображение Господа Саваофа с исходящим из недр Его Св. Духом, на остальных сторонах - изображения ветхозаветных пророков в различных одеждах, по различию происхождения и звания, со свитками в руках.
Лики пророков обращены к изображению Богородицы, имеющей в недрах Своих Эммануила. На правой стороне иконы изображен царь и пророк Соломон; в правой руке его свиток с изречением: «Премудрость созда себе дом,» а за ним книзу следует пророк Даниил; в левой руке него свиток с изречением: «Аз видех гору каменную». За сим - пророк Иеремия со свитком в левой руке, на котором изречение: «Се, дние грядут, глаголет Господь». Внизу - пророк Илия со свитком в обеих руках, на котором изречение: «Ревнуя поревновах о Господе». На левой стороне вверху царь и пророк Давид со свитком в левой руке, на котором изречение: «Воскресни Господи в покой Твой». Ниже - пророк Моисей со свитком в обеих руках, на нем изречение: «Аз видех купину огни….». За ним - пророк Исаия со свитком в правой руке с изречением: «Се дева во чреве приимет». За сим - пророк Гедеон со свитком в левой руке, на котором изречение: «Сниде яко дождь на руно». На нижней части иконы изображен пророк Аввакум со свитком в обеих руках, содержащим изречение: «Бог от юга приидет».
Изображение именно этих пророков имеет прямое отношение к изображению Пресвятой Богородицы, которое называется «Знамением». На иконе изображено зачатие Сына Божия, Эммануила, во чреве Пресвятой Девы Богородицы; а это величайшее чудо, по пророчеству св. Исаии, было знамением царскому дому Давида, что он не прекратится до воплощения Сына Божия. Но о том же чуде воплощения Сына Божия предвозвестили и другие ветхозаветные пророки; поэтому изображения и этих пророков со свитками, в которых содержатся их пророческие изречения, также помещены на иконе «Знамения» Пресвятой Богородицы как их общее согласное свидетельство об истинности чудесного знамения, данного Богом чрез пророка Исаию.
Пред иконой Пресвятой Богородицы «Знамение» Курская-Коренная молятся об избавлении от междоусобной брани, во время бедствия и нашествия врагов, об исцелении от слепоты и болезней глаз, холеры, об охране и благословении наших соотечественников, вынужденных скитаться по свету, об умирении враждующих.

В XIII столетии Курская область, как и почти вся тогдашняя Россия, подверглась страшному опустошению от нашествия татар. Город Курск был совершенно разрушен и превратился в дикую, заросшую дремучим лесом, населенную дикими зверями пустыню. Жители гор. Рыльска, находившегося в 90 верстах от Курска и случайно уцелевшего от татарскаго погрома, ездили туда на охоту. И вот, 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятыя Богородицы, небольшая дружина охотников из Рыльска прибыла на охоту к реке Тускоре, в 27 в. от Курска. Один из этих охотников, муж благочестивый и благоговейный, высматривая добычу в лесу, нашел небольшую икону, лежавшую лицом вниз на корне дерева. Едва он поднял икону, чтобы рассмотреть ее, как из того места, где лежала св. икона, забил сильный многоводный источник чистой воды.

Икона оказалась «Знамения» Божией Матери. Охотник, нашедший Икону, понял, что это не простая икона. Он созвал своих спутников, и они общими усилиями сейчас же срубили небольшую часовенку, в которой и поставили обретенную икону. Жители г. Рыльска, узнав о новоявленной иконе Божией Матери, стали посещать ее для поклонения, и от Иконы стали источаться многочисленные чудотворения.
Рыльский князь Василий Шемяка, узнав об Иконе, приказал перенести ее в г. Рыльск, что и было сделано с большим торжеством: весь город вышел навстречу чудотворной Иконе, приближавшейся с крестным ходом. Только сам Василий Шемяка уклонился от участия в этом торжестве и... ослеп. После усердного покаяния и молитв перед Иконою, он опять прозрел. В благодарность за это он соорудил в Рыльске храм Рождества Пресвятыя Богородицы, где и была поставлена Икона, и с тех пор, в день явления ее, 8 сентября, установлено ежегодное празднование ей.
Но недолго пробыла св. Икона в Рыльске. Трижды она чудесно исчезала из Рыльска, и ее находили в том месте, где она явилась впервые охотнику. После этого рыльчане поняли, что Божия Матерь благоволит, чтобы икона Ея оставалась на месте явления ея, и соорудили новую часовню и оставили ее там навсегда.
В 1385 году Курская область была снова опустошена татарами. Они хотели сжечь часовню и Икону, но деревянная часовня не загоралась. Живший при часовне священник, о. Боголеп, объяснил им, что причина этого чуда - в иконе. Тогда разъяренные татары разрубили икону пополам и разбросали половинки в разные стороны, а часовню сожгли. Священника они взяли в плен, и он в Крыму пас татарские стада. Спустя некоторое время он был выкуплен послами Московского князя, приходившими в Орду, и возвратился к месту, где была часовня. После долгих поисков с постом и молитвою, он нашел обе половинки святой Иконы, сложил их вместе, и они срослись так, что не осталось никакого следа от разреза, и только на его месте выступило нечто, «аки роса».
Жители Рыльска, узнав об этом чуде, снова захотели перенести Икону к себе, но она снова ушла от них на свое место, и с тех пор, оставалась там почти двести лет, источая многочисленные чудотворения. Город Курск был восстановлен в 1597 году, при царе Феодоре Иоанновиче, и тогда же, по его повелению, св. Икона была доставлена в Москву, где благочестивый царь много молился перед ней и вставил ее в раму с изображением Господа Саваофа вверху и пророков, пророчествовавших о Божией Матери, по сторонам. Царица Ирина Феодоровна украсила икону богатой ризой, после чего св. Икона вернулась обратно в свою часовню. В том же году, с помощью царя, на месте часовни был воздвигнут храм Рождества Пресвятыя Богородицы и основан монастырь, а над источником на месте явления Иконы выстроена была другая церковь во имя Живоносного Источника. Новый монастырь стал называться Коренной пустынью, в память явления Иконы при корне дерева.
В 1598 году, при нашествии Крымских татар на юг России, св. Икона была для большей безопасности перенесена в Курск, а в пустыне был оставлен точный список с нее. В 1603 году Самозванец Димирий I взял ее из Курска в свой лагерь в Путивль, а затем в Москву, где она находилась в царских хоромах до 1615 года, когда она вернулась, по повелению царя Михаила Феодоровича, в Курск и была поставлена в Курском соборном храме, а в 1618 году - в соборе Знаменского монастыря. С тех пор большую часть года св. Икона проводила в Курске, а в Коренную пустынь она переносилась лишь на время. С 1806 года, по Высочайшему повелению, было определено, что св. Икона должна находиться в Коренной пустыни с пятницы 9-й седмицы по Пасхе и до 12 сентября. В эти дни св. Икона переносилась из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в г. Курске до Коренной пустыни - 27 верст. Этот порядок соблюдался до 1919 года, когда св. Икона отбыла за границу.
В 1676 году св. Икона путешествовала на Дон для благословения Донских казачьих полков. В 1684 году Государи Иоанн и Петр Алексеевичи прислали в Коренную пустынь список со св. Иконы с повелением, чтобы этот список сопровождал в походах православных воинов. В 1687 году св. Икона посылалась в «большой полк». В 1689 году списки с св. Иконы были даны полкам в Крымский поход. В 1812 году список с св. Иконы был послан к князю Кутузову в действующую армию.
Имелось много списков со св. Курской-Коренной, которые также прославились чудотворениями.
В ночь с 7 на 8 марта 1898 года злоумышленники революционеры-безбожники, при помощи адской машины, хотели взорвать чудотворную Икону, но Господь Иисус Христос еще больше прославил Свою Пречистую Матерь, ибо, несмотря на страшные разрушения в соборе вокруг иконы, сама св. Икона осталась невредима.
12 апреля 1918 года св. Икона была украдена из собора Знаменского монастыря, ограблена, но 2 мая опять была найдена и опять вернулась на свое место.
Наконец, в 1919 году, в сопровождении епископа Феофана Курского и Обоянского и нескольких братии Знаменского монастыря, святая Икона ушла за границу, в братскую Сербию. В 1920 году она вновь, по просьбе генерала Врангеля, посетила землю Русскую в Крыму и оставалась там до общей эвакуации Русской Армии ген. Врангеля в первых числах ноября 1920 года. Св. Икона возвратилась в Сербию, где и пребывала до 1944 года, когда, вместе с Архиерейским Синодом, выехала за границу, находилась в Мюнхене (Бавария), при митрополите Анастасии.
Время от времени св. Икона совершает путешествия по местам рассеяния русских беженцев в городах и весях всего мира. В1951 г. митрополит Анастасий из Мюнхена переехал в Америку. Там чудотворная икона нашла место в Новой Коренной Пустыни в Магопаке близ Нью-Йорка. С 1957 года она пребывает в посвященном ей главном храме Архиерейского Синода в Нью-Йорке.
Будем же верить, что наша Спутница в скитаниях по белу свету не останется навсегда в изгнании. Мы видели из истории сей св. Иконы, что она много путешествовала, но неуклонно возвращалась на свое место, куда бы ее ни вывозили. Если ее не возвращали добровольно, то она сама переносилась на свое место. Мы видели, что и все попытки уничтожить св. Икону вели лишь к большему ее прославлению. И разделяя с нами наше тяжкое изгнание и жизнь среди чуждых нам народов и вер, св. Икона, без сомнения, сохранит нас от уничтожения нашими врагами, возвратится опять на свое место - в Коренную обитель и Знаменский монастырь в г. Курске, когда наступят сроки определенные Господом Богом. Будем же твердо верить, что это произойдет; вся история святой Иконы нам в этом порукой. А вместе с собой она приведет на Родину и всех нас, которые с верой и любовью к ней припадаем и ждем и ищем Ея помощи и заступления.
Пресвятая Богородице, спаси нас!
Тропарь, глас 4:
Яко необоримую стену* и источник чудес,* стяжавше Тя раби Твои,
Богородице Пречистая,* сопротивных ополчения низлагаем.* темже
молим Тя,* мир отечеству нашему даруй* и душам нашим велию милость.
Кондак, глас 4:
Приидите вернии, светло да празднуем* всечестнаго образа
Богоматере чудное явление* и от того благодать почерпающе,*
первообразней умильно возопиим:* радуйся, Марие Богородице,
Мати Божия, Благословенная.

Из книги «Опыт постижения Америки»
По сложившейся многолетней традиции, всякий раз, посещая Нью-Йорк, мы первым делом направляем свои стопы в восточную часть Манхэттена, где на пересечении Парк Авеню и 93-й Стрит находится администрация Синода РПЦЗ и два храма: Синодальный в честь иконы Божией Матери «Знамение» Курско-Коренной и так называемый «нижний», во имя преподобного Сергия Радонежского.

Здание Синода РПЦЗ на Манхеттене.

Курская Коренная икона Божией Матери Знамение»

Расположенное в фешенебельной части города, здание Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей впечатляет своей респектабельностью.

Но влечет нас в этот ухоженный особняк совершенно иное: за полвека, прошедшие с тех пор, как сюда переехал Архиерейский Синод РПЦЗ, построенный в классическом стиле по проекту архитектора Уильяма Адамса Делано, особняк стал неотъмлемлемой частью русской культуры Нью-Йорка, домом сугубой молитвы, местом пребывания Одигитрии Русского рассеяния - чудотворной Курской Кореннной Иконы Божией Матери «Знамение» и других дорогих сердцу православного человека святынь.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» была обретена на месте, где впоследствии был воздвигнут монастырь Коренная пустынь. По преданию, в корнях дерева 8 сентября 1295 года икону нашел некий охотник. Когда он поднял ее, на этом месте забил родник.

С тех пор образ находился на курской земле, но в 1919 году был вывезен сначала в Новороссийск, а затем покинул Россию.

С 1957 года чудотворная икона находится в Знаменском Соборе Архиерейского Синода в Нью-Йорке.

Икона-путешественница

Икона часто путешествует не только по православным приходам Соединенных Штатов и Канады, но бывает и на других континентах: в Латинской Америке, Европе, Азии, Австралии, и везде ее ждут с нетерпением и упованием на чудо.
Поэтому застать ее в Нью-Йорке совсем непросто. Правда, о месте ее пребывания можно узнать заранее по расписанию на сайте Синода РПЦЗ, и, если позволяет возможность, приурочить посещение «города большого яблока» к тем дням, когда чудотворная икона находится в Знаменском храме. Однако это не всегда удается, поэтому икону-путешественницу на время ее отсутствия заменяет список, хранящийся в алтаре и тоже чудотворный.

Бывает Одигитрия русского рассеяния и на постсоветском пространстве.

С 2009 года каждое лето ее привозят на место обретения - в Коренную пустынь, откуда святой образ переносится крестным ходом в Знаменский кафедральный собор Курска, а затем покидает стены собора на целый день - его несут туда, где нуждаются в благодатной помощи более всего: по лечебным учреждениям Курска. География триумфального шествия чудотворной иконы по Руси обширна, и это далеко не только Москва и другие крупные города, но и самая что ни на есть русская глубинка. И везде Одигитрия русского рассеяния дарит радость исцеления, вразумления, наставления на путь истинный.

Интересно, что несколько раз мы даже сподоблялись приложиться к ней в России и Украине. Особенно запомнилось ее первое посещение после долгих лет пребывания в зарубежье и те чудеса, которые происходили по пути ее следования.

Однажды, приехав в Нью-Йорк, мы узнали, что чудотворная икона в это время пребывает в дальней российской глубинке (в Нефтекамске, если быть точнее), и мы помолились к ее дивному списку, написанному легендарным «иконописцем всего зарубежья» - архимандритом Киприаном (Пыжовым), подарившим Православию в Америке множество замечательных росписей, а также чудотворному образу некогда обновившейся Харбинской Богородицы «Всех скорбящих Радосте», хранящемуся в нижнем храме, и другим святыням, о которых расскажем ниже.

Икона «Всех скорбящих Радосте»

Но мы нисколько не огорчались.
В конце концов, мы так часто бывали здесь, что делать трагедию из того, что икона путешествует, не стали, а, наоборот, искренне порадовались за тех, кто в это время там, в России, имел возможность помолиться перед этой прекрасной древней святыней. Ведь по опыту знали: она все слышит…

Чудотворная икона Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в Свято-Сергиевском храме здания Архиерейского Синода РПЦЗ в Нью-Йорке

Чудотворный образ Божией Матери «Всех скорбящих Радосте», находящейся в Свято-Сергиевском храме здания Архиерейского Синода в Нью-Йорке - одна из чудом обновившихся после Октябрьского переворота и Гражданской войны икон.

Феномен обновления икон впервые был отмечен в южной России и постепенно распространился на восток России - в Иркутск (1919) и Владивосток. В последнем икона, на которой были несколько изображений Божией Матери и святых, обновилась 3 февраля 1923 года в пятницу Недели Сыропустной. Образ настолько потемнел от времени, что изображений не было видно, но следы времени чудесно исчезли, и на иконе проявились скрытые многие годы образы.

Во время Великого поста и Пасхи 1923 года число случаев чудесного обновления умножилось, и это произвело сильное впечатление на народные массы, чья верность Святому Православию становилась все глубже. Агенты ОГПУ, узнавая о каждом новом случае обновления, спешили в храм и всячески старались скрыть очевидные факты. Они собирали людей, скоблили краску на иконах, пытаясь доказать, что обновление икон - это обман и шарлатанство, «проделки попов». Но количество благодатных обновлений увеличивалось.

Достигнув Тихоокеанского побережья, волна обновлений перекинулась в Маньчжурию. 8 ноября 1923 года в Харбине обновилась икона великомученика Георгия Победоносца и мученицы Александры.

Икона Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» - вторая по счету, обновившаяся в Харбине. Она хранилась в домовом храме «Дома милосердия», который построил епископ Камчатский Нестор, чтобы помочь хроническим больным, престарелым и сиротам. Храм был освящен в честь Божией Матери и в память Ее образа «Всех скорбящих Радосте». Одна из помощниц владыки - благочестивая женщина Екатерина Курмая, у которой была копия иконы, пожертвовала ее в храм.

Икона написана в традиционном русском стиле, но настолько потемнела от времени, что почти невозможно было разобрать ни ликов святых, ни надписей. Епископ Мефодий (Герасимов; позже митрополит) Харбинский и Маньчжурский (+1932) близко рассматривал икону до обновления и после. Он обратил внимание, что краска и позолота на иконе стали яркими и свежими. Сохранились также поновления и темные места, которые показывали следы времени. На их фоне чудесное обновление было особенно заметно. Молитва пред этой иконой также имеет большую благодатную силу

Общение с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви(РПЦЗ)

Несколько раз мы сподобились большой духовной радости: общения с Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви (РПЦЗ), Митрополитом Иларионом, застать которого также не всегда предоставляется возможным. Архипастырь внимательно выслушивал нас, благословлял на дальнейшую дорогу и дарил книги, иконки, буклеты. Особенно ценной представляется книга о Джорданвилльском монастыре. Я же в ответ на любезность архипастыря в свою очередь преподносила ему какую-нибудь очередную из своих монографий.

Вообще владыка очень прост и доступен, и, всякий раз, когда мы беседуем с ним, тепло его любвеобильного сердца надолго согревает нас, а архипастырское благословение очень помогает в нашем многотрудном паломничестве.

Беседы с владыкой всегда душеполезны

Владыка принимает посетителей в своих уютных покоях, где все просто и удобно.

Необходимо отметить, что здесь, даже несмотря на богатство интерьера храмов и архитектурную вычурность роскошного особняка, воистину всегда царит русский дух, а о человеке, тщанием которого он был передан Церкви, напоминает установленная а его фасаде памятная доска - «Мемориал Семененко». О том, как это произошло, мы напишем ниже.

История обретения здания Синода

Здание имеет свою историю. С конца XIX столетия на земле, на которой находится ныне здание Архиерейского Синода, стоял деревянный особняк, построенный в стиле Ренессанса. Одно время хозяином его был генерал-лейтенант Винфильд Скотт (1786-1866), главнокомандующий Объединенной Армии в период Гражданской войны 1861 года.

После кончины в 1866 году генерала Скотта в особняке расположился женский католический монастырь ордена урсулинок, сестры которого занимались образованием и воспитанием девочек. Строительство в районе Парк Авеню туннеля метро и связанная с этим суета вынудили урсулинок выставить особняк на продажу.
В 1913 году новой владелицей здания стала вдова одного из владельцев пароходной компании Нью-Йорка Роберта Б. Минтурна - Сюзанна (Шоу) Минтурн. Однако, спустя три года г-жа Минтурн, владевшая к тому же и другой недвижимостью в восточной части Верхнего Манхэттена, продала особняк известному финансисту и потомственному банкиру Фрэнсису Палмеру, основателю крупной брокерской компании на 40 Уолл-Стрит.

Заняться дизайном своего нового приобретения Палмер пригласил модного в те годы архитектора Уильяма А. Делано, выпускника Йелльского университета, одного из авторов импозантного монументального здания Нью-Йоркской публичной библиотеки. Знаменит архитектор был также и тем, что по отцовской линии приходился дальним родственником президенту США Франклину Делано Рузвельту, а по материнской был прямым потомком президента Джона Адамса.

Для своего очередного творения Делано выбрал классический стиль, который с успехом использовал при строительстве The Colony Club, The Union Club, The Knickerbocker Club.

Свято-Сергиевский храм

Здание Синода РПЦЗ

Возведение нового особняка на углу 75 Ист 93-й улицы и 1180 Парк Авеню началось в 1916 году и было завершено в 1918 году. Пятиэтажное здание квадратной формы было построено из красного кирпича с вкраплением белого орнамента, выполненного из тосканского мрамора. Над мансардой обустроена конусообразная крыша. Словом, все тщательно продумано и выдержано в едином стиле. Никаких излишеств.
Палмер умер в 1923 году, а спустя 3 года его вдова, Изабель, получив в наследство еще один особняк в городе, продала творение Делано Джорджу Ф. Бейкеру - младшему, единственному сыну и наследнику одного из самых могущественных, по мнению журнала «Таймс», людей США - банкира Джорджа Ф. Бейкера - старшего.

Одновременно с покупкой особняка под номером 75 по фешенебельной Ист 93-й улице Бейкер - младший приобрел еще 3 прилегающих к нему здания. Они были снесены, а на их месте было построено, также по проекту Уильяма Делано, продолжение дома с залом для балов и главным обеденным залом, выходящим на Парк Авеню. Реконструированы были и комнаты внутри особняка, в особенности те, где собиралась знатная публика.

В 1937 году Джордж Бейкер - младший скончался во время круиза на Гавайских островах, и особняк перешел к его жене Эдит Бейкер (в девичестве Кейн).

Сегодня это главный зал церковных собраний и банкетный зал, где по сей день находится перенесенный Бейкерами из своего родового дома камин. В воскресные и праздничные дни здесь вместе со священнослужителями и архиереями трапезничают прихожане храма.

В красивом и просторном помещении был освящен Знаменский собор, получивший свое название от чудотворной иконы Богородицы «Знамение» Курская Коренная. Здесь проходят воскресные и праздничные богослужения.

Бальный зал стал соборным храмом «Знамения» Божией Матери, бывшая главная столовая была переоборудована под храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где в настоящее время ежедневно совершаются богослужения, в том числе и ранние службы на английском языке для православных американцев. Кстати, во многих храмах и обителях во время богослужения звучит сакральный английский, и это совершенно нормально, тем более, что ход богослужения совершенно не изменяется и даже человеку, не владеющему английским, все понятно.

Знаменский собор

Храм во имя прп.. Сергия Радонежского

В главной гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, где заседает Архиерейский Синод.

В зале у камина очень уютно

«Когда в особняке разместился Синод Русской Зарубежной Церкви и сюда переехал Первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), мне было всего восемнадцать лет, - вспоминает первые годы староста собора князь Владимир Кириллович Голицын.
В главной гостиной бывших хозяев разместился Синодальный зал, где заседает Архиерейский Синод.

В час испытаний

После революции 1917 года часть духовенства, не принявшая советскую власть, выехала из страны. В 1920 году в Константинополе был создан административный орган Высшего Церковного управления.

В 1921 году король Александр и Сербский Патриарх Димитрий пригласили иерархов Зарубежной Церкви переехать в Сербию, в город Сремски Карловцы. Там Архиерейский Синод Зарубежной Церкви оставался до конца Второй мировой войны. С приближением советских войск к границам Сербии Синод временно выехал в Чехословакию, а затем в Мюнхен, находившийся в Американской зоне.

В конце 1940-х годов центр русской эмиграции переместился за океан, вследствие чего Первоиерарх и Синод решили, что разумнее было бы и церковной администрации переехать в США.

Исход русской эмиграции в США

В 1951 году Первоиерарх РПЦЗ, митрополит Анастасий (Грибаневский), прибыл в Америку.

Известный член русской общины и многолетний благотворитель Русской Зарубежной Церкви, князь Сергей Сергеевич Белосельский-Белозерский (1895-1978) предоставил для нужд Архиерейского Синода свое загородное поместье в местечке Магопак, находившееся на севере, недалеко от Нью-Йорка. Сюда была первоначально доставлена и чудотворная икона Курская Коренная.

Так выглядит Одигитрия русского рассеяния в праздник, посвященный Ее памяти

Икона в Джорданвилле

А вот такой мы ее встретили в Джорданвилле, куда она была перевезена из Нью-Йорка во время урагана Сэнди, вызвавшего в октябре 2012 года страшное наводнение на Восточном побережье Соединенных Штатов.

Однако вернемся к истории

Но Магопак был местом достаточно удаленным от большинства русских православных, которые по экономическим соображениям селились в пределах города Нью-Йорка и ближайших его пригородах.

Тогда князь передал Синоду дом на 77-й улице в западной части Манхэттена, куда и переехала церковная администрация РПЦЗ. Именно в этом доме с Первоиерархом, митрополитом Анастасием, встретился после долгого перерыва человек, с чьим именем связано нынешнее здание Архиерейского Синода РПЦЗ на Ист 93-й улице - Сергей Яковлевич Семененко.

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965

Митрополит Анастасий (Грибановский) (1873-1965) был известным иерархом еще в дореволюционной России. Несмотря на то, что среди московских архиереев в то время он был самым молодым, его ценили за благоговейность и смирение, ум и организаторские способности. Именно ему была поручена организация всех богослужений во дни празднования в 1913 году в Москве 300-летия династии Романовых. После восстановления Патриаршества на Всероссийском Соборе 1917-1918 гг. епископ Анастасий был назначен на Кишиневскую кафедру с возведением в сан архиепископа. Но епархией управлять пришлось недолго: с приходом к власти большевиков архиепископ Анастасий вынужденно покинул страну. Незадолго до эмиграции в Кишиневе владыка познакомился с семьей купца Якова Семененко, которому не только помог выехать из страны, но и оказал неоценимую помощь в Константинополе, куда Семененко попал вместе с другими беженцами.

Митрополит Анастасий (Грибановский)

Нашел владыка Анастасий и средства для того, чтобы сын Якова, Сергей, поступил на учебу в Гарвардский университет. Там Сергей Семененко окончил Школу управления бизнесом, основанную, по стечению обстоятельств, Джорджем Бейкером - старшим, и начал карьеру в финансовой сфере. Спустя несколько лет он стал президентом First Bank of Boston, а потом - Bank of New York.
Тем временем послушание архиепископа Анастасия в Русской Духовной Миссии в Иерусалиме завершилось, и в 1936 году он был избран вторым Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви.
В середине 1950-х годов Сергей Семененко, проживавший в элегантных апартаментах великолепного нью-йоркского отеля Pierre, узнал, что владыка Анастасий, которому он лично был обязан многим, также поселился в Нью-Йорке и находится в несколько стесненных обстоятельствах. Недостаточно респектабельный дом из коричневого кирпича на 77-й улице показался Семененко слишком скромным Для Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви, и в благодарность за оказанную в сложный период жизни помощь, он решил подыскать подходящий дом для митрополита и Синодальной администрации. В поисках Сергею Яковлевичу помог русский эмигрант Михаил Григорьевич Щербинин, вхожий в высшие круги нью-йоркского общества. В результате поисков лучшим вариантом оказался особняк Палмера-Бейкера, и тогда М.Г. Щербинин нашел возможность представить С.Я. Семененко его хозяйке, Эдит Бейкер. Соглашение о покупке было достигнуто. В 1958 году Архиерейский Синод переехал в восточную часть Нью-Йорка, в особняк №75 на Ист 93-й улице.
Новым хозяевам импозантного особняка предстояло в очередной раз внести в его внутреннюю планировку коррективы в соответствием с назначением здания.

Семененко Сергей Яковлевич (1903-1980) - самый крупный жертвователь русского зарубежья

Родился 26 августа 1903 г. в г. Одесса Херсонской губернии в семье подрядчика по строительству портовых сооружений. Во время революции семья Семененко бежала в Турцию. Окончил в Константинополе колледж с отличием. В 1924 г. поступил в аспирантуру Гарвардского университета, по окончании которого начал работать клерком в банке First National. В 1967 г. ушел в отставку с должности вице-председателя совета директоров банка. Самый крупный жертвователь в пользу Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ). В 1958 г. пожертвовал 1 млн. долларов на приобретение одного из значительных зданий в Манхеттане для создания собора Знамения Божией Матери в юрисдикции РПЦЗ и храма св. Сергия Радонежского, с помещением для Синода, покоями митрополита и духовенства, зала для торжественных собраний и школьных помещений. На здании имеется памятная доска с надписью, посвященной С. Скончался 26 апреля 1980 г. Похоронен на кладбище Маунт-Оберн, в Кембридже (шт. Массачусетс).

Первоиерархи РПЦЗ

Митрополит Филарет (Вознесенский)

В Знаменском синодальном соборе проходило настолование четырех первоиерархов РПЦЗ: митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы) и Илариона (Капрала).
После блаженной кончины митрополита Анастасия архиереи долго не могли выбрать главу Церкви из двух предложенных кандидатов: архиепископа Иоанна Шанхайского, ныне прославленного в лике святых, и архиепископа Никона (Рклицкого). И тогда владыка Иоанн предложил на пост первоиерарха самого молодого из архиереев – архиепископа Филарета (Вознесенского), викарного епископа Австралийской епархии.

Митрополит Филарет (в миру Георгий Николаевич Вознесенский ; 22 марта (4 апреля) 1903, Курск - 8 (21) ноября 1985, Нью-Йорк) - епископ Русской Православной Церкви заграницей (РПЦЗ); с 27 мая 1964 года третий Первоиерарх Русской православной церкви за рубежом, митрополит Нью-Йоркский и Восточноамериканский.

Родился 22 марта 1903 года в Курске. Мать его, Лидия Васильевна, скончалась, когда юноше было 18 лет, а отец Николай Фёдорович, впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом.

Семья Вознесенских в 1909 году переехала в Благовещенск-на-Амуре, где Георгий в 1920 году окончил восьмиклассную гимназию. Переехав с семьёй в Харбин, поступил в Русско-Китайский Политехнический институт и закончил его со званием инженера-электромеханика в 1927 году.

В 1930 году рукоположён в сан диакона. В 1931 году он окончил Пастырско-богословские курсы при Институте св. князя Владимира. В 1931 году был пострижен в монашество с именем Филарет в честь святого Филарета Милостивого. В том же году рукоположён в иеромонаха. В 1933 году возведён в сан игумена, а в 1937 году - во архимандрита.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Русской православной церкви, архимандрит Филарет, перешёл в клир Московского патриархата, однако решительно отказался принять советский паспорт и поминать за богослужением атеистическую власть. Отец архимандрита Филарета в 1946 году вернулся в СССР, где вскоре скончался.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Архиерейский Синод Зарубежной Церкви долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу. Только к 1962 году Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он вскоре переехал в Брисбен.

29 марта 1962 года на заседани Синода РПЦЗ слушали письмо архимандрита Филарета (Вознесенского) на имя председателя Синода о его прибытии в Гонконг и раскаянии в том, что он с 1945 года состоял в ведении Московской Патриархии, а также подписанное им покаянное заявление по форме установленной Собором Епископов.

К тому времени в Австралии собралась значительная часть бывшей паствы архимандрита Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении его епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой (Раевским).

26 мая 1963 года архимандрит Филарет был рукоположён во епископа Брисбенского, викария Сиднейской епархии. Хиротонию совершили архиепископ Савва (Раевский) и епископ Антоний (Медведев) в присутствии епископа Константинопольской православной церкви Дионисия (Псиахаса).

14 (27) мая 1964 года, будучи викарием и самым младшим по хиротонии из иерархов РПЦЗ, был избран Собором епископов РПЦЗ и настолован в тот же день первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей.

В его первосвятительство, в сентябре 1974 года, был проведён третий Всезарубежный Собор; прославлен ряд святых, в частности Иоанн Кронштадтский (1964) и новомученики и исповедники Российские (1981).

В 1998 году останки почившего первоиерарха были перенесены из крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу собора Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Джорданвилле (США). Когда вскрыли гробницу, то мощи митрополита Филарета оказались нетленными.

Митрополит Виталий также запомнился нам как строгий монах, который, однако, любил, чтобы в храме было красиво, со вкусом; в алтаре не терпел беспорядка.

Родился 8 (20 ) августа 1873 года в местечке Глафировка Таганрогского округа в семье диакона . Семья жила очень бедно . В семь лет осиротел .

Митрополит Виталий (Максименко)

Окончил Мариупольское духовное училище . В 1895 году окончил Екатеринославскую духовную семинарию , поступил в Киевскую духовную академию .

За участие в студенческих беспорядках в 1896 году был отчислен со 2 -го курса академии без права восстановления и назначен сельским учителем: «Я привел школьное помещение в жилое состояние: повставлял стекла , достал дров и так занялся детьми с утра до вечера … На экзаменах моя школа , не имевшая несколько лет выпусков и считавшаяся последней , вышла первой …».

В это время о Василии узнает ректор Казанской Духовной Академии - Епископ Чебоксарский Антоний (Храповицкий ). Василий был принят на второй курс Казанской духовной академии благодаря поручительству Епископа Антония .

В 1899 году пострижен в монашество Антонием (Храповицким ), рукоположен им же в иеродиакона и иеромонаха . Приписан к Донскому монастырю в Москве .

В том же году окончил академию со степенью кандидата богословия . Назначен преподавателем Александровской миссионерской семинарии в селе Ардонское .

В начале 1903 году возведён в архимандрита и назначен проповедником в Почаевскую Лавру , по настоянию переведённого в Волынскую епархию архиепископа Антония (Храповицкого ).

Был председателем Почаевского отдела Союза русского народа . Сумел превратить печатный цех в Почаевском монастыре в одну из крупнейших церковных печатных мастерских в России .

К концу Первой мировой войны был назначен духовником в действующую армию и самоотверженно разъезжал по окопам вдохновляя солдат .

Узнав об отречении императора архимандрит Виталий прибыл в царскую ставку в Могилёв , с тем чтобы умолять государя взять своё отречение назад . Но к свиданию допущен не был .

После занятия Волыни поляками во время первой мировой войны был посажен в подводный каземат в Демблине . После освобождения эмигрировал в Югославию , затем в Чехословакию . Некоторое время служил настоятелем одного из приходов на Пряшевской Руси (Чехословакия ). Основал в селе Ладомирово на Пряшевской Руси монастырь святого Иова Почаевского и типографию при нём .

6 мая 1934 года в Белграде хиротонисан во епископа Детройтского , управляющего приходами Русской Зарубежной Церкви в Северной Америке , с местопребыванием в Свято -Троицком монастыре в Джорданвилле , штат Нью -Йорк ). Воссоздал в обители типографию .

3 сентября 1934 года возведён в сан архиепископа Североамериканского и Канадского . С 1948 года был настоятелем Свято -Троицкого монастыря . Основал при монастыре духовную семинарию .

С 1950 года - архиепископ Восточно -Американский и Джерзейситский .

Скончался 8 (21 ) марта 1960 года в Нью -Йорке . Похоронен на кладбище Свято -Троицкого монастыря в Джорданвилле .

Митрополит Лавр (Шкурла)

Митрополит Лавр (Шкурла)

Родился 1 января в Ладомирово (Владимирова (Чехословакия)). С 1939 г. (с 11 лет) жил при монастыре прп. Иова Почаевского во Владимировой. Эмигрировал в 1944 г. и стал послушником. В 1946 г. вместе с братией монастыря прп. Иова Почаевского прибыл в Свято-Троицкий монастырь в г. Джорданвилль (шт. Нью-Йорк, США). В 1947 г. принял постриг в рясофор, в 1948 г. был пострижен в мантию. Иеродьякон (1950). Иеромонах (1954). С 1954 по 2001 гг. преподавал догматическое богословие и каноническое право в Свято-Троицкой духовной семинарии. Инспектор семинарии (1958). Игумен (1959). Архимандрит (1966). Епископ Манхеттенский, викарий Восточно-Американской епархии (1967) и секретарь Архиерейского Синода (1967). Епископ Сиракузский и Троицкий (1976) и настоятель Свято-Троицкого монастыря. Ректор Свято-Троицкой семинарии (1976). Архиепископ Сиракузский и Троицкий (1981). В 1991 г. упомянут как секретарь Синода РПЦЗ (в сане архиепископа). Заместитель первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей (РПЗЦ) (2000). С 2001 г. митрополит, первоиерарх РПЗЦ. Активный сторонник установления канонического общения РПЦЗ с Московской Патриархией. Скончался 16 марта 2008 г. в скиту в Джорданвилле.

Митрополит Иларион (Капрал)-нынешний Первоиерарх РПЦЗ

Родился 6 января 1948 г. в г. Спирит-Ривер (Spirit River) (провинция Альберта, Канада). Он был младшим ребенком в семье Алексея Капрала и Ефросиньи (урожденной Касянюк). Родители Игоря были родом из деревни Обенижи в Волынской области на Украине и в 1929 году эмигрировали в Канаду. В 1967 году, в возрасте 19 лет, поступил вСвято-Троицкую духовную семинарию в г. Джорданвиль (США) и, окончив ее в 1972 г., поступил в Свято-Троицкий монастырь в Джорданвиле послушником. 2 декабря 1974 года был пострижен в рясофор с именем Иларион. 4 декабря 1975 года был рукоположен во иеродиаконы архиепископом Аверкием (Таушевым), при котором будущий владыка служил келейником. В 1976 году епископом Манхэттенским Лавром (Шкурлой) рукоположен во иеромонахи. В том же году отец Иларион закончил Сиракузский университет, где был удостоен звания магистра славянских наук и русской литературы. Будущий владыка был редактором английской версии журнала «Православная жизнь», работая одновременно наборщиком в монастырской типографии. Епископ Манхеттенский (1984). В 1991 г. упомянут как заместитель секретаря Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) (в сане епископа). Епископ Вашингтонский с местопребыванием в Нью-Йорке (1995). Архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский (1996). В 2003 году награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке. На Архиерейском Соборе РПЦЗ 15-19 мая 2006 года - определен первым заместителем председателя Архиерейского Синода РПЦЗ с местопребыванием в Нью-Йорке. После кончины митрополита Лавра (Шкурла) 16 марта 2008 года, как первый заместитель председателя Синода, стал временно управляющим РПЦЗ, а 12 мая 2008 г. был избран первоиерархом РПЦЗ с возведением в сан митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского.

Архиереи РПЦЗ

Первым старостой Знаменского собора стал князь Владимир Владимирович Голицын.

Князь Владимир Голицин

Воспоминания князя Владимира Голицына

«Когда в особняке разместился Синод Русской Зарубежной Церкви и сюда переехал Первоиерарх митрополит Анастасий (Грибановский), мне было всего восемнадцать лет, - вспоминает первые годы староста собора князь Владимир Кириллович Голицын. - Мы сразу занялись устроением храма и приспособлением помещений для церковных целей: делали рамы для картин, проводили электричество, мастерили вешалки для архиерейского облачения, а нередко и готовили трапезу для митрополита Анастасия и его гостей.

Мой дедушка - князь Владимир Владимирович Голицын, до революции возглавлявший Московское дворянское собрание, также поселился в Америке и, спустя некоторое время, принял монашество с именем Дионисий. Он жил в Монреале, а вскоре митрополит Анастасий благословил отца Дионисия стать его келейником и переехать в Нью-Йорк.

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение»

Знаменский собор был освящен в 1959 году. Иконы для храмового иконостаса написал известный иконописец архи-мандрит Киприан (Пыжов), как его называли - «иконописец всея зарубежья». По левую сторону от солеи в киоте под сенью пребывает чудотворная иконы «Знамения» Курско-Коренная.
Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном. Рядом - иконы Божией Матери «Казанской» и святителя Иоанна Шанхайского с частицей мощей.

Далее на стене - иконы Санкт-Петербургских святых: блаженной Ксении с хранящемся в ковчежце осколком камня из внутренней облицовки могилы святой; и праведного Иоанна Кронштадтского с его мантией. Рядом на аналое - медальон преподобного Серафима из Екатеринбургских икон Царской семьи и крест святого из его гроба. На стене в киоте - образ преподобного Анастасия Синайского, небесного покровителя второго Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Анастасия.

С С правой стороны от алтаря - образ святителя Николая Чудотворца в киоте и хранящаяся тут же мантия царя-страстотерпца Николая II.



Престольный праздник собора отмечается 10 декабря (по новому стилю) в день празднования иконы Божией Матери «Знамение».

Курская икона «Знамение» Божьей Матери – одна из замечательнейших и древнейших икон православной Руси. На иконе изображена Пресвятая Богородица, сидящая и молитвенно поднявшая Свои руки; на ее груди, на фоне круглого щита (или сферы) благословляющий Божественный Младенец – Спас-Эммануил. Такое изображение Богоматери относится к числу самых первых Ее иконописных образов.

Хранители Курской коренной иконы

Первым хранителем иконы считается епископ Курский Феофан (Гаврилов). Именно им икона была вывезена из России и через Турцию привезена в Грецию, где находилась непродолжительное время, после чего была перенесена в Сербию. Во время войны Митрополитом Анастасием (Грибановским) икона через Австрию была доставлена в Германию. В Мюнхене хранителем иконы стал архимандрит Аверкий (Таушев), посещавший с ней прихожан и беженцев. В штат Нью-Йорк икона попала в 1951 году вместе с архимандритом.

Через некоторое время последовало назначение хранителем иконы протоиерея Бориса Крицкого, путешествовавшего с нею по приходам Русской Зарубежной Церкви.

После его смерти в 1989 году тогдашний Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Виталий (Устинов) сам стал хранителем иконы, и разные священники получали от него назначения путешествовать с нею.

В декабре 2010 года хранителем Курско-Коренной иконы Божией Матери назначен диакон Николай Ольховский (ныне епископ).

Обретение иконы

По преданию, икона была найдена 8 сентября 1295 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, в лесу, в кроне огромного дерева, недалеко от сожжённого татарами Курска. На этом месте поставили часовню, а затем в 1618 году Знаменский монастырь, в котором икона хранилась ровно 301 год.


Знаменский монастырь в Курске.

Ежегодно икону переносили в Коренную пустынь. Крестные ходы с иконой собирали огромное количество верующих.

Возобновленную Курскую Коренную пустынь возглавил наш вселюбимый старец, схиархимандрит Исаия (см. нашу статью «Глубоко внутренний человек»)

Возрожденная Курская Коренная пустынь в наше время

Во время Гражданской войны, чтобы святыня не попала в руки красных командиров, икона была вывезена из монастыря, а осенью 1920 года надолго покинула Россию. Посетит свое отечество она только через 89 лет, в 2009 году. Здесь, в дальнем зарубежье, ее с любовью называют Одигитрией русского рассеяния. Правда, в соборе она бывает не всегда: путешествует по различным градам и весям, утешая страждущих… И хотя верующие понимают, что святыня принадлежит всем, возвращение ее всегда радостно и желанно.


Необходимо отметить, что в наше непростое время кризис, охвативший Америку, Больно ударил и по Церкви.Все труднее становится содержать столь большую площадь, платя налоги, просто непомерные из-за дороговизны недвижимости на Манхеттене, и Священноначалие задумывается над тем, чтобы сменить престижный район и просторное помещение на более скромные. Ежегодный дефицит Синода составляет 450-500 тыс. долларов.

Во время престольного праздника

По этому вопросу Синод РПЦЗ сделал специальное заявление. „Синодальная канцелярия осознает, что в случае, если продажа здания станет единственным выходом из положения, прихожане Знаменского собора в Нью-Йорке, располагающегося в здании Архиерейского Синода, лишатся церкви“, - отмечается в нем.
В РПЦЗ констатируют, что „серьезность положения оставляет мало времени на поиски решения“.
Силами прихожан храма и паломников, большинство из которых составляют не весьма обеспеченные эмигранты, решить проблему представляется делом очень непростым.
К сожалению, в трудном положении пребывают и многие другие храмы, некоторые из которых вообще закрываются. Нас очень огорчило известие о том, что один из любимых и посещаемых эмигрантами храмов во имя Богородицы Неупиваемая Чаша на Брайтоне, в который мы всенепременно заходили помолиться и пообщаться с настоятелем, отцом Вадимом Арефьевым, к нашему последнему приезду был уже закрыт под предлогом несоответствия пожарным нормам.


Там же находился Дом трудолюбия, где о. Вадим, не один год самоотверженно работавший в этом направлении, собирал спившихся бомжей и безработных, давая им приют и надежду на новую жизнь.

Кстати, многим это помогало выжить и не потерять себя, и мы знали некоторых из них. Все они сейчас остались без пристанища, и хотя организован сбор средств на строительство нового храма, их катастрофически не хватает.

Эх, Америка, Америка! Богатая и беспечальная, с необъятными просторами и разнообразными ландшафтами, где могли бы счастливо проживать миллионы людей, ты порой бываешь лютой мачехой для тех, кто не выдерживает твоего стремительного ритма и жесткого миропорядка, основанного на безоговорочном подчинении власти денег… В твоем плавильном котле безжалостно переплавляются человеческие судьбы, перемалываются жизни… Золотой телец прочно обосновался не только на Уолл-Стрит, но и в сознании людей. Скорбный глас Христа в их сердцах слышится все реже…
Очень не хочется завершать рассказ на такой грустной ноте. Мы все-таки очень надеемся, что Церковь сумеет преодолеть эти негативные тенденции, ибо, по словам Спасителя, „врата адовы не одолеют Ее“.