Савелий богатырь святорусский счастье. Cочинение «Характеристика образа Савелия в поэме «Кому на Руси жить хорошо. Сочинение Савелий в поэме Кому на Руси жить хорошо

Одного из главных героев поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют "клейменым, каторжным". А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: "Клейменый, да не раб.

Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -

Подшутит: "Поглядите-тко

К нам сваты!" Незамужняя

Золовушка - к окну:

АН вместо сватов - нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу -

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного -

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

"Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти - муки адские

В ту-светной жизни ждут".

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.

При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.

Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили

Медведи... да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: "Мой лес!" - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.

Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал:

"Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!"

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину -

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.

Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину -

нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь"?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина... леса дремучие

Прошли по ней - сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.


С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет не стриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Дугой спина у дедушки.

Сначала все боялась я,

Как в низенькую горенку

Входил он: ну распрямится?

Пробьет дыру медведице

В светелке головой!

Да распрямиться дедушка

Не мог: ему уж стукнуло,

По сказкам, сто годов,

Дед жил в особой горнице,

Семейки недолюбливал,

В свой угол не пускал;

А та сердилась, лаялась,

Его «клейменым, каторжным»

Честил родной сынок.

Савелий не рассердится.

Уйдет в свою светелочку,

Читает святцы, крестится,

Да вдруг и скажет весело:

«Клейменый, да не раб!..»

А крепко досадят ему –

Подшутит: «Поглядите-тко,

К нам сваты!» Незамужняя

Золовушка – к окну:

Ан вместо сватов – нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу –

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного –

Побитый приплелся!

Сидят, молчат за ужином:

У свекра бровь рассечена,

У деда, словно радуга,

Усмешка на лице.

С весны до поздней осени

Дед брал грибы да ягоды,

Силочки становил

На глухарей, на рябчиков.

А зиму разговаривал

На печке сам с собой.

Имел слова любимые,

И выпускал их дедушка

По слову через час.

…………………………………

«Погибшие… пропащие…»

…………………………………

«Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать!»

…………………………………

«Недотерпеть – пропасть,

Перетерпеть – пропасть!..»

…………………………………

«Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут,

Раздумается временем

О смерти – муки адские

В ту-светной жизни ждут».

…………………………………

«Надумалась Корёжина ,

Наддай! наддай! наддай!..»

…………………………………

И много! да забыла я…

Как свекор развоюется,

Бежала я к нему.

Запремся. Я работаю,

А Дема, словно яблочко

В вершине старой яблони,

У деда на плече

Сидит румяный, свеженький…

Вот раз и говорю:

«За что тебя, Савельюшка,

Зовут клейменым, каторжным?»

– Я каторжником был. –

«Ты, дедушка?»

– Я, внученька!

Я в землю немца Фогеля

Христьяна Христианыча

Живого закопал…

«И полно! шутишь, дедушка!»

– Нет, не шучу. Послушай-ка! –

И все мне рассказал.

– Во времена досюльные

Мы были тоже барские,

Да только ни помещиков,

Ни немцев-управителей

Не знали мы тогда.

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

«Да как же так, Савельюшка?»

– А были благодатные

Такие времена.

Недаром есть пословица,

Что нашей-то сторонушки

Три года черт искал.

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие.

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Помещик наш Шалашников

Через тропы звериные

С полком своим – военный был –

К нам доступиться пробовал,

Да лыжи повернул!

К нам земская полиция

Не попадала по́ году, –

Вот были времена!

А ныне – барин под боком,

Дорога скатерть-скатертью…

Тьфу! прах ее возьми!..

Нас только и тревожили

Медведи… да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: «Мой лес!» – кричу.

Раз только испугался я,

Как наступил на сонную

Медведицу в лесу.

И то бежать не бросился,

А так всадил рогатину,

Что словно как на вертеле

Цыпленок – завертелася

И часу не жила!

Спина в то время хрустнула,

Побаливала изредка,

Покуда молод был,

А к старости согнулася.

Не правда ли, Матренушка,

На очеп я похож? –

«Ты начал, так досказывай!

– По времени Шалашников

Удумал штуку новую,

Приходит к нам приказ:

«Явиться!» Не явились мы,

Притихли, не шелохнемся

В болотине своей.

Была засу̒ха сильная,

Наехала полиция,

Мы дань ей – медом, рыбою!

Наехала опять,

Грозит с конвоем выправить,

Мы – шкурами звериными!

А в третий – мы ничем!

Обули лапти старые,

Надели шапки рваные,

Худые армяки –

И тронулась Корёжина!..

Пришли… (В губернском городе

Стоял с полком Шалашников.)

«Оброк!» – Оброку нет!

Хлеба не уродилися,

Снеточки не ловилися… –

«Оброк!» – Оброку нет! –

Не стал и разговаривать:

«Эй, перемена первая!» –

И начал нас пороть.

Туга мошна корёжская!

Да стоек и Шалашников:

Уж языки мешалися,

Мозги уж потрясалися

В головушках – дерет!

Укрепа богатырская,

Не розги!.. Делать нечего!

Кричим: постой, дай срок!

Онучи распороли мы

И барину «лобанчиков»

Полшапки поднесли.

Утих боец Шалашников!

Такого-то горчайшего

Поднес нам травнику,

Сам выпил с нами, чокнулся

С Корёгой покоренною:

«Ну, благо вы сдались!

А то – вот Бог! – решился я

Содрать с вас шкуру начисто…

На барабан напялил бы

И подарил полку!

Ха-ха! ха-ха! ха-ха! ха-ха!

(Хохочет – рад придумочке.)

Вот был бы барабан!»

Идем домой понурые…

Два старика кряжистые

Смеются… Ай, кряжи!

Бумажки сторублевые

Домой под подоплекою

Нетронуты несут!

Как уперлись: мы нищие –

Так тем и отбоярились!

Подумал я тогда:

«Ну, ладно ж! черти сивые,

Вперед не доведется вам

Смеяться надо мной!»

И прочим стало совестно,

На церковь побожилися:

«Вперед не посрамимся мы,

Под розгами умрем!»

Понравились помещику

Корёжские лобанчики,

Что год – зовет… дерет…

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие

Доходы получал:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал:

«Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!

Как примет дань Шалашников,

Уйдем – и за заставою

Поделим барыши:

«Что денег-то осталося!

Дурак же ты, Шалашников!»

И тешилась над барином

Корёга в свой черед!

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину –

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Зато купцами жили мы…

Подходит лето красное,

Ждем грамоты… Пришла…

А в ней уведомление,

Что господин Шалашников

Под Варною убит.

Жалеть не пожалели мы,

А пала дума на сердце:

«Приходит благоденствию

Крестьянскому конец!»

И точно: небывалое

Наследник средство выдумал:

К нам немца подослал.

Через леса дремучие,

Через болота топкие

Пешком пришел, шельмец!

Один как перст: фуражечка

Да тросточка, а в тросточке

Для уженья снаряд.

И был сначала тихонький:

«Платите сколько можете».

– Не можем ничего! –

«Я барина уведомлю».

– Уведомь!.. – Тем и кончилось.

Стал жить да поживать;

Питался больше рыбою;

Сидит на речке с удочкой

Да сам себя то по носу,

То по лбу – бац да бац!

Смеялись мы: – Не любишь ты

Корёжского комарика…

Не любишь, немчура?.. –

Катается по бережку,

Как в бане на полке…

С ребятами, с дево́чками

Сдружился, бродит по лесу…

Недаром он бродил!

«Коли платить не можете,

Работайте!» – А в чем твоя

Работа? – «Окопать

Канавками желательно

Болото…» Окопали мы…

«Теперь рубите лес…»

– Ну, хорошо! – Рубили мы,

А немчура показывал,

Где надобно рубить.

Глядим: выходит просека!

Как просеку прочистили,

К болоту поперечины

Велел по ней возить.

Ну, словом: спохватились мы,

Как уж дорогу сделали,

Что немец нас поймал!

Поехал в город парочкой!

Глядим, везет из города

Коробки, тюфяки;

Откудова ни взялися

У немца босоногого

Детишки и жена.

Повел хлеб-соль с исправником

И с прочей земской властию,

Гостишек полон двор!

И тут настала каторга

Корёжскому крестьянину –

До нитки разорил!

А драл… как сам Шалашников!

Да тот был прост; накинется

Со всей воинской силою,

Подумаешь: убьет!

А деньги сунь, отвалится,

Ни дать ни взять раздувшийся

В собачьем ухе клещ.

У немца – хватка мертвая:

Пока не пустит по миру,

Не отойдя сосет!

«Как вы терпели, дедушка?»

– А потому терпели мы,

Что мы – богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик – не богатырь?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою – а богатырь!

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие

Прошли по ней – сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит – катается

На колеснице огненной…

Все терпит богатырь!

И гнется, да не ломится,

Не ломится, не валится…

Ужли не богатырь?

«Ты шутишь шутки, дедушка! –

Сказала я. – Такого-то

Богатыря могучего,

Чай, мыши заедят!»

– Не знаю я, Матренушка.

Покамест тягу страшную

Поднять-то поднял он,

Да в землю сам ушел по грудь

С натуги! По лицу его

Не слезы – кровь течет!

Не знаю, не придумаю,

Что будет? Богу ведомо!

А про себя скажу:

Как выли вьюги зимние,

Как ныли кости старые,

Лежал я на печи;

Полеживал, подумывал:

Куда ты, сила, делася?

На что ты пригодилася? –

Под розгами, под палками

По мелочам ушла!

«А что же немец, дедушка?»

– А немец как ни властвовал,

Да наши топоры

Лежали – до поры!

Осьмнадцать лет терпели мы.

Застроил немец фабрику,

Велел колодец рыть.

Вдевятером копали мы,

До полдня проработали,

Позавтракать хотим.

Приходит немец: «Только-то?..»

И начал нас по-своему,

Не торопясь, пилить.

Стояли мы голодные,

А немец нас поругивал

Да в яму землю мокрую

Пошвыривал ногой.

Была уж яма добрая…

Случилось, я легонечко

Толкнул его плечом,

Потом другой толкнул его,

И третий… Мы посгрудились…

До ямы два шага…

Мы слова не промолвили,

Друг другу не глядели мы

В глаза… а всей гурьбой

Христьяна Христианыча

Поталкивали бережно

Всё к яме… всё на край…

И немец в яму бухнулся,

Кричит: «Веревку! лестницу!»

Мы девятью лопатами

Ответили ему.

«Наддай!» – я слово выронил, –

Под слово люди русские

Работают дружней.

«Наддай! наддай!» Так наддали,

Что ямы словно не было –

Сровнялася с землей!

Тут мы переглянулися…

Кабак… острог в Буй-городе.

Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно;

Не выдрали – помазали,

Плохое там дранье!

Потом… бежал я с каторги…

Поймали! не погладили

И тут по голове.

Заводские начальники

По всей Сибири славятся –

Собаку съели драть.

Да нас дирал Шалашников

Больней – я не поморщился

С заводского дранья.

Тот мастер был – умел пороть!

Он так мне шкуру выделал,

Что носится сто лет.

А жизнь была нелегкая.

Лет двадцать строгой каторги,

Лет двадцать поселения.

Я денег прикопил,

По манифесту царскому

Попал опять на родину,

Пристроил эту горенку

И здесь давно живу.

Покуда были денежки,

Любили деда, холили,

Теперь в глаза плюют!

Эх вы, Аники-воины!

Со стариками, с бабами

Вам только воевать…

Тут кончил речь Савельюшка…

«Ну, что ж? – сказали странники. –

Досказывай, хозяюшка,

Свое житье-бытье!»

– Невесело досказывать.

Одной беды Бог миловал:

Холерой умер Ситников, –

Другая подошла.

«Наддай!» – сказали странники

(Им слово полюбилося)

Сочинение по литературе. Савелий - богатырь святорусский

Одного из главных героев поэмы Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,

Чай, двадцать лет нестриженной,

С большущей бородой,

Дед на медведя смахивал,

Особенно, как из лесу,

Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют “клейменым, каторжным”. А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: “Клейменый, да не раб.

Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -

Подшутит: “Поглядите-тко

К нам сваты!” Незамужняя

Золовушка - к окну:

ан вместо сватов - нищие!

Из оловянной пуговки

Дед вылепил двугривенный,

Подбросил на полу -

Попался свекор-батюшка!

Не пьяный из питейного -

Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

“Эх, доля святорусского

Богатыря сермяжного!

Всю жизнь его дерут.

Раздумается временем

О смерти - муки адские

В ту-светной жизни ждут”.

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,

Оброков не платили мы,

А так, когда рассудится,

В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,

Кругом болота топкие,

Ни конному проехать к нам,

Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти.

При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью.

Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили

Медведи… да с медведями

Справлялись мы легко.

С ножищем да с рогатиной

Я сам страшней сохатого,

По заповедным тропочкам

Иду: “Мой лес!” - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес.

Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.

Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,

А не ахти великие Доходы получал:

Сдавались люди слабые,

А сильные за вотчину

Стояли хорошо.

Я тоже перетерпливал,

Помалчивал, подумывал:

“Как ни дери, собачий сын,

А всей души не вышибешь,

Оставишь что-нибудь!”

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!

А нынче дай затрещину -

Исправнику, помещику

Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью.

Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга

Корежскому крестьянину -

нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,

Что мы - богатыри.

В том богатырство русское.

Ты думаешь, Матренушка,

Мужик - не богатырь"?

И жизнь его не ратная,

И смерть ему не писана

В бою - а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,

Железом ноги кованы,

Спина… леса дремучие

Прошли по ней - сломалися.

А грудь? Илья-пророк

По ней гремит-катается

На колеснице огненной...

Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.

Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Буй-городе, Там я учился грамоте,

Пока решили нас.

Решенье вышло: каторга

И плети предварительно...

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.


Савелий, богатырь святорусский в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Изложил материал: Готовые Сочинения

Некрасов нашел оригинальный способ показать борьбу крестьян с крепостниками на новом этапе. Он поселяет крестьян в глухую деревню, отделенную от городов и сел «лесами дремучими», болотами труднопроходимыми. В Корежине помещичий гнет ярко не ощущался. Затем он выражался только в выколачивании Шалашниковым оброка. Когда же немцу Фогелю удалось обмануть крестьян и с их помощью проложить дорогу, все формы крепостного нрава проявились сразу и в полную меру. Благодаря такой сюжетной находке, автору удается на примере всего двух поколений раскрыть в концентрированном виде отношение мужиков и их лучших представителей к ужасам крепостного права. Указанный прием был найден писателем в процессе изучения реальной действительности. Некрасов хорошо знал костромской край. Современники поэта отмечали беспросветную глушь этого края.

Перенос места действия главных героев третьей части (а может быть, и всей поэмы) - Савелия и Матрены Тимофеевны - в глухую деревеньку Клин, Корежинской волости, Костромской губернии, имел не только психологический, но и огромный политический смысл. Когда Матрена Тимофеевна пришла в город Кострому, она увидела: «Стоит из меди кованный, точь-в-точь Савелий дедушка, мужика площади. - Чей памятник? - «Сусанина». Сравнение Савелия с Сусаниным имеет особое значение.

Как установлено исследователем А. Ф. Тарасовым, Иван Сусанин родился в тех же местах… Погиб он, судя по преданию, километрах в сорока от Буя, в болотах под селом Юсуповым, куда завел польских интервентов.

Патриотический поступок Ивана Сусанина был использован… для возвышения «дома Романовых», для доказательства поддержки этого «дома» народом… По требованию официальных кругов замечательная опера М. Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя». В 1351 году в Костроме был поставлен памятник Сусанину, на котором он представлен коленопреклоненным перед бюстом Михаила Романова, возвышающимся на шестиметровой колонне.

Поселив своего бунтарского героя Савелия в Костромскую «корежину», на родину Сусанина… исконную вотчину Романовых, отождествив… Савелия с Сусаниным, Некрасов показал, кого в действительности родит костромская «корежная» Русь, каковы в действительности Иваны Сусанины, каково вообще русское крестьянство, готовое на решительную битву за освобождение.

А. Ф. Тарасов обращает внимание и на такой факт. На костромском памятнике Сусанин стоит перед царем в неудобной позе - коленопреклоненным. Некрасов своего героя «выпрямил» - «стоит из меди кованный… мужик на площади», а фигуру царя даже не вспоминает. Так проявилась в создании образа Савелия политическая позиция писателя.

Савелий - богатырь святорусский. Некрасов раскрывает богатырство натуры на трех этапах развития характера. Сперва дед находится в числе крестьян - корежиицев (ветлужинцев), богатырство которых выражается в преоделении трудностей, связанных с дикой природой. Затем дед стойко выдерживает чудовищную порку, которой подвергал крестьян помещик Шалашников, требуя оброк. Рассказывая о порках, дед гордился больше всего выносливостью мужиков. Били сильно, били долго. И хотя у крестьян «языки мешалися, мозги уже потрясалися, в головушках - дерет», все же они уносили домой не мало, «не-выбитых» помещиком денег. Богатырство - в стойкости, и выносливости, в сопротивлении. «Цепями руки кручены, железом ноги кованы… все терпит богатырь».

Дети природы, труженики, закаленные в битве с суровой природой и вольнолюбивые натуры - вот источник их богатырства. Не слепая покорность, а сознательная устойчивость, не рабское терпение, а настойчивая защита своих интересов. Понятно, почему с негодованием осуждает он тех, кому «… дай затрещину -исправнику, помещику тащат последний грош!».

Савелий явился зачинщиком убийства крестьянами немца Фогеля. Глубоко в тайниках вольнолюбивой натуры старика лежала ненависть к поработителю. Он не настраивал себя, не взвинчивал сознания теоретическими суждениями, не ожидал «толчка» от кого-нибудь. Произошло все само собою, по велению сердца.

«Наддай!» -я слово выронил,

Под слово люди русские

Работают дружней.

«Наддай! Наддай!»

Так наддали,

Что ямы словно не было.

Как видим, у мужиков не только «топоры лежали до поры!», но у них был неугасимый огонь ненависти. Приобретается слаженность действий, выделяются вожаки, установлены слова, с которыми «работается» дружней.

Образ богатыря святорусского имеет еще одну обаятель-ЕЬо черту. Благородная цель борьбы и мечта о светлой радости человеческого счастья сняли грубость этого «дикари», защитили его сердце от ожесточения. Старик назвал мальчика Дему богатырем. Значит, и детская непосредственность, нежность, искренность улыбки вносятся им в понятие «богатырь». Дед в ребенке увидел источник особой любви к жизни. Он перестал стрелять в белок, стал любить каждый цветок, спешил домой, чтобы посмеяться, поиграть с Демушкой. Вот отчего Матрена Тимофеевна не только увидела в образе Савелия патриота, борца (Сусанина), но и сердечного мудреца, способного понять многое лучше, чем ото удается государственным деятелям. Четкая, глубокая, правдивая мысль деда облекалась в «ладную» речь. Матрена Тимофеевна не находит примера для сравнения с тем, как умеет говорить Савелий («Случись купцы московские, вельможи государевы, сам царь случись: не надо бы ладнее говорить!»).

Условия жизни безжалостно испытывали богатырское сердце старика. Измученный в борьбе, истощенный страданиями, дед «недосмотрел» мальчика: свиньи загрызли любимца Демушку. Сердечная рана растравлялась жестоким обвинением «неправедных судей» в сожительстве деда с Матреной Тимофеевной и в преднамеренном убийстве. Мучительно переносил непоправимое горе дедушка, затем «шесть дней лежал безвыходно, потом ушел в леса, так пел, так плакал дедушка, что лес стонал! А осенью ушел на покаяние в Песочный монастырь».

Нашел ли бунтарь утешение за стенами монастыря? Нет, через три года он вновь пришел к страдальцам, в мир. Умирающий, ста семи лет, дед не отказывается от борьбы. Некрасов тщательно убирает из рукописи слова, фразы, не гармонирующие с бунтарским обликом Савелия. Богатырь святорусский не лишен религиозных представлений. Он молится на могиле Демушки, он советует Матрене Тимофеевие: «А с богом спорить нечего. Стань! Помолись за Демушку! Бог знает, что творит». Но молится он «… за Де-му бедного, за все страдное русское крестьянство».

Некрасов создает образ огромного обобщающего значения. Масштабность мысли, широта интересов Савелия - за все страдное русское крестьянство - делают этот образ величественным, символичным. Это представитель, образец определенной общественной среды. В нем находит свое отражение героическая, революционная сущность мужицкого характера.

В черновой рукописи Некрасов сначала написал, а затем вычеркнул: «Молюсь я тут, Матренушка, молюсь за нищих, любящих, за все священство русское и за царя молюсь». Конечно, царистские симпатии, вера в русское священство, свойственные патриархальному крестьянству, проявились у этого человека вместе с ненавистью к поработителям, т. е. к тому же царю, к его опоре - помещикам, к его духовным служителям - священникам. Не случайно Савелий в духе народной пословицы выразил свое критическое отношение словами: «Высоко бог, далеко царь». И в то же время умирающий Савелий оставляет прощальный завет воплощающий в себе противоречивую мудрость патриархального крестьянства. Одна часть его завещания дышит ненавистью, и он, рассказывает Матрена Тимофеев-па, путал нас: «Не паши, не сей крестьянин! Сгорбившись за пряжей за полотнами, крестьянка, не сиди!» Ясно, такая ненависть - итог деятельности борца и мстителя, вся героическая жизнь которого дала ему право сказать слова, достойные того, чтобы быть высеченными на «мраморной доске у входа в ад», созданный русским царизмом: «Мужчинам три дороженьки: кабак, острог да каторга, а бабам на Руси три петли».

Но с другой стороны, этот же мудрец рекомендовал умирая, и рекомендовал не только своей любимой внученьке Матрене, но и всем: соратникам по борьбе: «Как вы не бейтесь, глупые, что на роду написано, того не миновать!» В Савелии все же сильнее пафос борьбы и ненависти, а не чувство покорности и примирения.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо» является итогом всего творчества Н.А. Некрасова. Она была задумана «о народе и для народа» и писалась с 1863 по 1876 год. Автор считал свое произведение «эпопеей современной крестьянской жизни». В ней Некрасов задался вопросом: принесла ли отмена крепостного права счастье крестьянству? Чтобы найти ответ, поэт отправляет семерых мужиков в долгое путешествие по России в поисках хотя бы одного счастливого.
На своем пути странники встречают множество лиц, героев, судеб. Одним из встреченных ими становится Савелий. Его Некрасов называет «богатырем святорусским». Путники видят перед собой старца, «большущей сивой гривою, …с большущей бородой», «ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов». Но, несмотря на возраст, в этом человеке чувствовалась огромная сила и мощь: «…ну распрямится? Пробьет дыру медведище В светелке головой!»
Эта сила и мощь, как позже узнали странники, проявилась не только во внешности Савелия. Они, прежде всего, в его характере, внутреннем стержне, нравственных качествах.
Сын часто называл Савелия каторжником и «клейменым». На что этот герой всегда отвечал: «Клейменый, да не раб!» Свободолюбие, стремление к внутренней независимости – вот что делало Савелия настоящим «святорусским» богатырем.
За что же этот герой попал на каторгу? В молодости он поднял бунт против немца-управляющего, присланного помещиком в их деревню. Фогель сделал так, чтобы «настала каторга Корежскому крестьянину - До нитки разорил!» Сначала вся деревня терпела. В этом Савелий видит богатырство русского мужика вообще. Но в чем заключается его богатырство? В терпении и выносливости – семнадцать лет терпели крестьяне иго Фогеля:
И гнется, да не ломится,
Не ломится, не валится...
Ужли не богатырь?
Но вскоре и мужицкому терпению пришел конец:
Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом,
Потом другой толкнул его,
И третий...
Народный гнев, получив толчок, подобно лавине, обрушился на изверга-управляющего. Мужики закопали его живьем в землю, в ту самую яму, которую он приказывал рыть крестьянам. Некрасов, таким образом, показывает здесь, что и терпению народному приходит конец. Более того, несмотря на то, что терпение - национальная черта характера, она должна иметь свои границы. Поэт призывает начать бороться за улучшение своей жизни, за свою судьбу.
За совершенное преступление Савелия и других крестьян сослали на каторгу. Но до этого держали в остроге, где герой выучился грамоте, пороли плетьми. Но Савелий это за наказание и не считает даже: «Не выдрали - помазали, Плохое там дранье!»
С каторги герой несколько раз сбегал, но его возвращали и наказывали. Двадцать лет провел Савелий на строгой каторге, двадцать лет – на поселениях. Возвратившись домой, построил свой дом. Казалось бы, теперь можно спокойно жить и работать. Но разве это возможно для русских крестьян? Некрасов показывает, что нет.
Уже дома с Савелием случилось, наверное, самое страшное событие, страшнее двадцати лет каторги. Старый герой не усмотрел за своим правнуком Демушкой, и мальчика сожрали свиньи. Этот грех Савелий не мог себе простить до конца жизни. Он чувствовал свою вину и перед матерью Демушки, и перед всеми людьми, и перед Богом.
После смерти мальчика герой почти поселился у него на могиле, а затем и вовсе ушел в монастырь замаливать свои грехи. Именно последней частью жизни Савелия и объясняется то определение, которое ему дает Некрасов, – «святорусский». Большую силу, непобедимость русского человека поэт видит именно в нравственности, внутреннем стержне простого мужика, во многом основанном на вере в Бога.
Но лучше самого Савелия никто, наверное, не скажет про его судьбу и участь. Вот как сам старик оценивает свою жизнь:
Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В ту-светной жизни ждут.
В образе Савелия, богатыря святорусского, воплощены огромные силы русского народа, его мощный потенциал. Это выражается и в физическом облике героя, и в его внутренней чистоте, свободолюбии, гордости. Однако стоит заметить, что Савелий еще не решается на полный бунт, на революцию. В гневе он закапывает Фогеля, но в его словах, особенно в конце жизни, звучит смирение. Причем Савелий верит, что муки и страдания его будут ждать не только в этой жизни, но и на том свете.
Именно поэтому Некрасов возлагает свои революционные надежды на Гришу Добросколонова, который должен понять потенциал таких вот савелиев и поднять их на революцию, повести к лучшей жизни.


Одного из главных героев поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - Савелия - читатель узнает тогда, когда тот уже является стариком, прожившим долгую и трудную жизнь. Поэт рисует колоритный портрет этого удивительного старика:

С большущей сивой гривою,
Чай, двадцать лет нестриженной,
С большущей бородой,
Дед на медведя смахивал,
Особенно, как из лесу,
Согнувшись, выходил.

Жизнь Савелия оказалась очень непростой, судьба не баловала его. В старости Савелий жил в семье своего сына, свекра Матрены Тимофеевны. Примечательно, что дедушка Савелий недолюбливает свою семью. Очевидно, все домочадцы обладают далеко не самыми лучшими качествами, а честный и искренний старик это прекрасно чувствует. В своей родной семье Савелия называют «клейменым, каторжным». А он сам, ничуть не обижаясь на это, говорит: «Клейменый, да не раб. Интересно понаблюдать, как Савелий не прочь подшутить над членами своей семьи:

А крепко досадят ему -
Подшутит: «Поглядите-тко
К нам сваты!» Незамужняя
Золовушка - к окну:
ан вместо сватов - нищие!
Из оловянной пуговки
Дед вылепил двугривенный,
Подбросил на полу -
Попался свекор-батюшка!
Не пьяный из питейного -
Побитый приплелся!

О чем свидетельствует такое отношение между стариком и его семейством? Прежде всего в глаза бросается, что Савелий отличается как от своего сына, так и от всех родственников. Сын его не обладает никакими исключительными качествами, не гнушается пьянства, почти напрочь лишен доброты и благородства. А Савелий, наоборот, добр, умен, незауряден. Он сторонится своих домочадцев, по-видимому, ему претят мелочность, зависть, злоба, характерные для его родственников. Старик Савелий - единственный, кто в семье мужа был добр с Матреной. Старик не скрывает всех тягот, которые выпали на его долю:

«Эх, доля святорусского
Богатыря сермяжного!
Всю жизнь его дерут.
Раздумается временем
О смерти - муки адские
В тусветной жизни ждут».

Старик Савелий очень свободолюбив. В нем сочетаются такие качества, как сила физическая и душевная. Савелий - настоящий русский богатырь, не признающий над собой никакого давления. В молодости Савелий обладал недюжинной силой, никто не мог с ним соперничать. К тому же жизнь раньше была иной, крестьяне не были обременены тяжелейшей обязанностью платить оброки и отрабатывать барщину. Как говорит сам Савелий:

Не правили мы барщины,
Оброков не платили мы,
А так, когда рассудится,
В три года раз пошлем.

В таких обстоятельствах и закалился характер молодого Савелия. Никто не давил на нею, никто не заставлял чувствовать себя рабом. К тому же сама природа была на стороне крестьян:

Кругом леса дремучие,
Кругом болота топкие,
Ни конному проехать к нам,
Ни пешему пройти!

Сама природа защищала крестьян от вторжения барина, полиции и прочих нарушителей спокойствия. Поэтому крестьяне могли спокойно жить и работать, не чувствуя над собой чужой власти. При чтении этих строк вспоминаются сказочные мотивы, потому что в сказках и легендах люди были абсолютно свободными, сами распоряжались своей жизнью. Старик рассказывает о том, как справлялись крестьяне с медведями:

Нас только и тревожили
Медведи... да с медведями
Справлялись мы легко.
С ножищем да с рогатиной
Я сам страшней сохатого,
По заповедным тропочкам
Иду: «Мой лес!» - кричу.

Савелий, словно настоящий сказочный богатырь, предъявляет свои права на окружающий его лес. Именно лес - с его нехожеными тропами, могучими деревьями - является настоящей стихией богатыря Савелия. В лесу богатырь ничего не боится, он настоящий хозяин безмолвного царства вокруг себя. Именно поэтому в старости он оставляет семью и уходит в лес. Единство богатыря Савелия и окружающей его природы представляется несомненным. Природа помогает Савелию стать сильнее. Даже в старости, когда годы и невзгоды согнули спину старика, все равно в нем чувствуется недюжинная сила.
Савелий рассказывает, как в молодости его односельчанам удавалось обманывать барина, скрывать от него имеющиеся богатства. И пусть за это приходилось немало вытерпеть, зато никто не мог упрекнуть людей в трусости и безволии. Крестьяне смогли уверить помещиков в своей абсолютной бедности, поэтому им удавалось избегать полного разорения и порабощения.

Савелий - очень гордый человек. Это ощущается во всем: в его отношении к жизни, в его стойкости и мужестве, с которыми он отстаивает свое. Когда он рассказывает о своей молодости, то вспоминает, как сдавались барину только слабые духом люди. Конечно, он сам к таким людям не относился:

Отменно драл Шалашников,
А не ахти великие Доходы получал:
Сдавались люди слабые,
А сильные за вотчину
Стояли хорошо.
Я тоже перетерпливал,
Помалчивал, подумывал:
«Как ни дери, собачий сын,
А всей души не вышибешь,
Оставишь что-нибудь!»

Старик Савелий с горечью говорит о том, что теперь уже в людях практически не осталось самоуважения. Теперь преобладают трусость, животный страх за себя и свое благополучие и отсутствие желания бороться:

Вот были люди гордые!
А нынче дай затрещину -
Исправнику, помещику
Тащат последний грош!

Молодые годы Савелия прошли в атмосфере свободы. Но крестьянская свобода не была долгой. Барин умер, а его наследник прислал немца, который сначала вел себя тихо и незаметно. Немец постепенно сдружился со всем местным населением, понемногу наблюдал за крестьянской жизнью. Постепенно он втерся в доверие к крестьянам и велел им осушить болото, затем вырубить лес. Одним словом, крестьяне опомнились только тогда, когда появилась великолепная дорога, по которой до их богом забытого места можно было легко добраться.

И тут настала каторга
Корежскому крестьянину -
нитки разорил

Вольная жизнь кончилась, теперь крестьяне сполна ощутили все тяготы подневольного существования. Старик Савелий говорит о народном долготерпении, объясняя его мужеством и душевной силой людей. Только по-настоящему сильные и мужественные люди могут быть столь терпеливыми, чтобы вытерпеть над собой подобные издевательства, и столь великодушными, чтобы не прощать подобное отношение к себе.

А потому терпели мы,
Что мы - богатыри.
В том богатырство русское.
Ты думаешь, Матренушка,
Мужик - не богатырь"?
И жизнь его не ратная,
И смерть ему не писана
В бою - а богатырь!

Некрасов находит удивительные сравнения, говоря о народном долготерпении и мужестве. Он использует народный эпос, говоря о богатырях:

Цепями руки кручены,
Железом ноги кованы,
Спина... леса дремучие
Прошли по ней - сломалися.
А грудь? Илья-пророк
По ней гремит-катается
На колеснице огненной...
Все терпит богатырь!

Старик Савелий рассказываете том, как целых восемнадцать лет терпели крестьяне произвол немца-управляющего. Вся жизнь их теперь оказалась во власти этого жестокого человека. Людям приходилось работать не покладая рук. А управляющий всякий раз был недоволен результатами работы, требовал большего. Постоянные издевательства со стороны немца вызывают сильнейшее возмущение в душе крестьян. И однажды очередная порция издевательств заставила людей пойти на преступление. Они убивают немца-управляющего. При чтении этих строк приходит мысль о высшей справедливости. Крестьяне уже успели почувствовать себя абсолютно бесправными и безвольными. У них было отнято все, чем они дорожили. Но ведь над человеком нельзя издеваться совершенно безнаказанно. Рано или поздно придется расплачиваться за свои действия.
Но, разумеется, убийство управляющего не осталось безнаказанным:

Жизнь Савелия, богатыря святорусского, после каторги была очень нелегкой. Двадцать лет он провел в неволе, только уже ближе к старости оказался на свободе. Вся жизнь Савелия очень трагична, и в старости он оказывается невольным виновником гибели маленького внука. Этот случай еще раз доказывает, что, несмотря на всю свою силу, Савелий не может противостоять враждебным обстоятельствам. Он - всего лишь игрушка в руках судьбы.


Страница: [ 1 ]