Слесаренко Лариса Владимировна
Должность:
музыкальный руководитель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 20 "Алиса"
Населённый пункт:
г.Димитровград, Ульяновская область
Наименование материала:
статья
Тема:
"Музыкальные игры народов Поволжья, как форма ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной"
Дата публикации:
01.04.2018
Раздел:
дошкольное образование
Музыкальные игры народов Поволжья, как форма
ознакомления дошкольников с родным краем и малой Родиной
Справедливо
известное
изречение:
приглядитесь, как и во что играют его дети.
Народная игра способствует выработке нужных моральных качеств всегда в
соединении с качествами, относящимися к физической, умственной, трудовой и
другими сторонами культуры. Самые разнообразные игры могут быть использованы
для формирования культуры общения у детей дошкольного возраста. Таким образом,
включая народную игру в учебно-воспитательный процесс, педагог ненавязчиво,
целенаправленно вводит детей в мир народной культуры, обучая детей культуре
Особенность народной игры как воспитательного средства заключается в том,
что она входит в качестве ведущего компонента в народные традиции: семейные,
трудовые, семейные, празднично-игровые и прочие. Это позволяет взрослому
ненавязчиво, целенаправленно вводить детей в мир народной культуры, этики,
человеческих отношений. Неслучайно игровой опыт детей дошкольного возраста
непременно включает разнообразные народные прибаутки, игровые считалки,
народные подвижные, шуточные и другие игры со сверстниками и взрослыми.
Мы живём в Поволжье. Берега Волги населяют многочисленные народы: русские,
чуваши, татары, башкиры, мордва. Каждый из этих народов отличается не только
языком, кухней, традициями, но и подвижными играми. В них много юмора, шуток, они
часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами. И, конечно же, в играх
используются любимые детьми считалки, жеребьёвки, потешки, которые сохраняют
художественную
прелесть,
эстетическое
значение
составляют
ценнейший
неоспоримый игровой фольклор.
Народные подвижные игры я включаю в практическую деятельность с детьми.
Мною собран материал и оформлена картотека народных подвижных игр. В картотеке
представлены
популярные
мордовские,
татарские
чувашские
доступные детям разного возраста. Дети с удовольствием играли в русские народные
игры «Ручеёк», «Челнок», татарскую народную игру «Хлопушки», мордовскую народную
игру «Круговой», чувашскую игру «Хищник в море». В процессе игровой деятельности
дети проявили свою ловкость, сообразительность, смекалку.
Цели:
1. Приобщение детей к культуре народов Поволжья
Расширить знания детей о народах Поволжья.
Познакомить и разучить подвижные игры татарского, русского, башкирского,
удмуртского
чувашского
музыкальным
сопровождением,
музыкальными хороводами).
Воспитывать интерес, интернациональные чувства и дружелюбие к народам
других национальностей.
Задачи:
Влияние народных игр на развитие детей дошкольного возраста.
Внедрение народных игр в работу с детьми дошкольниками.
Организация
проведение
народных
подвижных
воспитателями
дошкольного учреждения.
В детском быту есть свои традиции. Одна из них - это заимствование игр детьми друг
от друга, младшим поколением от более старшего. Кто придумал эти игры («Гуси-
лебеди», «У медведя во бору», «Кошки – мышки» и т.д.)? Когда они возникли?
Вероятно, они созданы народом так же, как песни,
сказки, поговорки и т.п. По этому признаку они и
называются – народными.
Народная игра – игра, реализующаяся на
принципах
добровольности,
популярная и
распространенная
исторический
момент развития общества и отражающего его
особенности, претерпевающая изменения под
различными влияниями: социально-политическим,
экономическим, национальным. Народная игра,
являясь феноменом народной культуры, может служить одним из средств приобщения
детей к народным традициям, что, в свою очередь, представляет важнейший аспект
воспитания духовности, формирования системы общечеловеческих ценностей; в
современной ситуации общественного развития обращение к народным истокам, к
прошлому является весьма своевременным.
«Заря-заряница»-русская народная игра
Целый ряд детских игр основан на соединении
песни с движением. Это игры хороводные. В
подобных играх действие осуществляется в ритме,
словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о
чем поется в песне. Песня тесно связана с народной
Народная педагогика прекрасно определила
последовательность игр от младенческих лет до
зрелости.
«Карусели»-мордовская игра
В то же время, народные игры очень гибки в
возрастном отношении. Например, в
«Жмурки», «Карусели» охотно играют дети
младшего, старшего дошкольного и школьного
возраста. В народных играх много юмора,
шуток, соревновательного задора; движения
точны и образны.
«Хищник в море»- чувашская игра
Они сохраняют
художественную
прелесть, эстетическое значение и составляют
ценнейший, неоспоримый игровой фольклор. Народные
подвижные игры влияют на воспитание воли,
нравственных чувств, развитие сообразительности,
быстроты реакции, физически укрепляют ребенка. Через
игру воспитывается чувство ответственности перед
коллективом, умение действовать в команде. Вместе с
тем, спонтанность игры, отсутствие дидактических задач делает эти игры
привлекательными «свежими» для детей. По-видимому, такое широкое применение
народных подвижных игр и обеспечивает их сохранность и передачу из поколения в
поколение.
«Узнай меня»- чувашская народная игра
В народных
играх много юмора, шуток,
соревновательного
задора; движения точны и
образны, часто
сопровождаются
неожиданными
веселыми моментами,
заманчивыми и
любимыми детьми
считалками,
жеребьевками, потешками.
Они сохраняют свою
художественную прелесть,
эстетическое значение
и составляют ценнейший,
неоспоримый игровой
фольклор.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь
дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение
обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Педагог, творчески используя игру как эмоционально-образное средство влияния на
детей, пробуждает интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых
действий. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами
представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой
личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое
совершенство.
Используя в работе народные игры, необходимо параллельно реализовывать
следующие задачи:
Знакомить с народными праздниками, входящими в русский народный
календарь; с историей их возникновения; воспитывать желание перенимать и
хранить народные традиции.
Развивать координацию движений, мышечный тонус, артистические умения.
Способствовать развитию инициативы, организаторских и творческих
способностей.
Россия – многонациональное государство, поэтому уже с дошкольного возраста
нужно приобщать детей не только к культуре своего народа, но и к уважительному,
доброму отношению к представителям других культур, к их обычаем, нравам.
Игра в любой форме является ведущим видом деятельности дошкольников и
поэтому через игру можно добиться многого. А больше всего дети любят,
конечно, подвижные игры и, предлагая им игры различных народов, мы тем самым и
развиваем интерес к людям разных национальностей.
Составила воспитатель Прохорова О.И.
Жизнь современного дошкольника трудно представить без компьютеров, планшетов, интернета. Можно бесконечно долго рассуждать о том, плохо это или хорошо. А можно использовать ИКТ как средство развития и воспитания подрастающего поколения. Рассмотрим применение ИКТ в целях социально - личностного, патриотического воспитания детей напримере модуля «Народы Поволжья».
Старая поговорка гласит: « Все новое - хорошо забытое старое». Своя культура всегда выделяется человеком как особенная, первая с которой он, как правило, свыкается, сживается, которую впитывает, как принято говорить, « с молоком матери». Вероятно, поэтому рано или поздно человек все равно начинает внимательно присматриваться к культуре прошлого. На сегодняшний день можно увидеть возрождение интереса к национальной культуре, к обрядам и обычаям наших предков, к их традициям. Значение культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности человека, если его знакомить с родной культурой с самого раннего детства. Ребенок нуждается в умном и тактичном помощнике, который поведет его в удивительную страну прошлого, расскажет о жизни предков - тех, кто перед нами был, научит понимать и удивляться. Педагоги ДОУ в своей работе с дошкольниками по приобщению к русской народной культуре и искусству ставят перед собой следующею цель: Формирование основы художественной культуры ребенка, через приобщение к истокам народной культуры, к народным традициям.
У каждой национальности есть свои обычаи, традиции, праздники. Как донести до них смысл этого праздника? В этом нам помогает ИКТ: фото и киноархивы, интернет, компьютерные презентации. Для детей можно создать компьютерные презентаций, которые помогают решить поставленные перед нами задачи.
Слайды № 1 -2
«Города Поволжья»
Слайды № 3-4
«Костюмы народов Поволжья»
Слайды № 5 - 6
«Национальные блюда»
Слайды № 7 - 8
«Национальные музыкальные инструменты»
Слайды № 9-10
«Национальные праздники»
При знакомстве дошкольников с народами Поволжья, с их историей родной страны, с памятными местами. И в этом также помогают ИКТ - с их помощью мы знакомим дошкольников с народами, городами, костюмами и т. д. Поволжья не выходя из ДОУ. Подбираем материал доступный по содержанию и качественного исполнения.
Современный ребёнок растёт в эпоху развития и появления новых ИКТ, необходимо использовать все преимущества данных технологий в решении всех поставленных перед нами задач по воспитанию и обучению дошкольников.
В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).
УДК 373.24
ЭТНИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ НАРОДОВ ПОВОЛЖЬЯ
В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
О.И. Кошелева ,
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 46», воспитатель
Россия, 607232, Нижегородская обл., г. Арзамас, ул. Победы, д. 8
Аннотация. В статье рассматриваются возможности организация этнокультурного образовательного пространства в дошкольной образовательной организации и приобщения детей дошкольного возраста к этническим традициям народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар).
Ключевые слова: поликультурное образование, этнокультурное образовательное пространство, этнические традиции.
Мы - многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле… Именно с этих слов начинается Конституция Российской Федерации.
Исторически сложилось так, что Россия - родина разных народов, говорящих на разных языках, исповедующих разные религии, отличающихся самобытностью культур и менталитетов. Яркую и уникальную палитру культуры нашей Родины создают культуры более чем 180 народов, в том числе культуры народов Поволжья (мордвы, марийцев, удмуртов, чувашей, казанских или поволжских татар), имеющие много общего как в экономическом и историческом развитии, так и в происхождении, культуре, быте. Культуры этих народов взаимодействовали и взаимообогащали друг друга, в том числе и русскую культуру.
Исторически сложилось так, что край наш арзамасский издревле был частью мордовских земель, затем входил (с мордовским населением) в состав Казанского ханства в эпоху Золотой Орды, стал пограничной частью Нижегородского княжества, а строительство оборонительных сооружений и укрепление русских границ способствовало быстрому заселению арзамасских земель русскими. Совместные экономические и торговые связи, борьба против общих врагов укрепили дружбу двух народов-братьев, позволили мордовскому народу развить свою национальную культуру. Арзамасская земля привлекала и тюркские народы (татар, чувашей), склонных к торговле, ремеслу, сочетанию скотоводства с земледелием, своим выгодным для торговли географическим положением, природными условиями, благоприятными для скотоводства и земледелия . Поэтому и становление культурных аспектов арзамасского края проходило при коллективном участии многих народов, населяющих сегодня Приволжский федеральный округ.
Народная культура является глубинной основой всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. Её утрата влечёт за собой потерю нравственных устоев и норм поведения, ослабление чувства национального достоинства и долга по отношению к своей земле. Сегодня же многие из арзамасцев просто забыли или не знают, что они - потомки народа мордвы или, возможно, потомки тюркских народов. В связи с этим возникает необходимость трансляции этнокультурного наследия народов, которые соседствуют с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников дошкольной образовательной организации (мордвы, чувашей, казанских татар).
Дошкольная образовательная организация (ДОО) в условиях развития поликультурного образования выступает одним из социальных институтов трансляции этнокультурного наследия народов Поволжья. Её миссией является передача ребёнку культурного опыта, в том числе этнических традиций, отражающих культурные особенности населения родного края.
Дошкольное образование как начальная ступень поликультурного образования решает задачи содействия накоплению ребёнком первичных представлений об историко-культурных ценностях и наследии своего народа, развития у детей устойчивого интереса к познанию и принятию иных культурных национальных ценностей, формирования этнокультурной компетентности дошкольников. Общей основой поликультурного образования является духовно-нравственное развитие ребёнка с принятием моральных норм и национальных ценностей, становление его национально-культурной и гражданской идентичности.
Трансляция культурных традиций народов Поволжья (мордвы, чувашей, казанских татар) в ДОО даёт возможность приобщить подрастающее поколение к современным культурным ценностям, в систему которых, несомненно, входят и ценности традиционные, этнические.
Организация этнокультурного образовательного пространства в условиях ДОО предполагает создание развивающей предметно-пространственной среды и организацию совместной партнёрской деятельности взрослого с ребёнком.
Развивающая предметно-пространственная среда групп наполняется игровыми и учебно-методическими материалами этнического содержания. Например, широкие возможности для решения задач поликультурного образования предоставляет дидактический комплект «Многоликая Россия» (серия «Мир на ладошке. Россия»), позволяющий познакомить дошкольников с особенностями различных народов, проживающих на территории нашей страны, в том числе народов Поволжья (мордвы, чувашей, татар). Часть развивающей среды создаётся в совместной деятельности всех участников образовательных отношений (детей, педагогов, родителей): это и коллекции кукольных народных костюмов, и альбомы иллюстраций, и коллажи, отражающих этнокультурные традиции мордвы, чувашей, татар.
Культурное содержание, на котором осуществляется приобщение дошкольников к этническим традициям, составляет фольклор (пословицы, сказки, загадки, заклички), народные праздники и народные подвижные игры. Важно отметить, что, демонстрируя уникальность культурного наследия каждого из народов, необходимо акцентировать внимание детей на основах, объединяющих народные культуры мордвы, чувашей, татар.
Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Поэтому одним из способов приобщения детей к этнокультурному наследию выступает использование народных подвижных игр, которые играли большую роль в жизни любой национальности. Народные игры самобытны, они несут символическую информацию о прошлом, передают традиции, свойственные менталитету народа, соответствуют детской природе, удовлетворяя потребность ребёнка в познании и двигательной активности. Подвижные игры схожи у многих народов, не имеющих ничего общего между собой. В образовательном пространстве ДОО могут быть использованы игры народов Поволжья, похожие на знакомые детям русские народные подвижные игры: мордовские («В курочки», «В ворона», «Ключи от замка», «Волк»); чувашские («Хищник в море»); татарские («Займи место», «Хлопушки»).
При организации подвижных игр целесообразно использовать методический приём «Платочек»: воспитатель предлагает детям поиграть, но прежде отгадать, в игру какого народа будут играть дети. Воспитатель демонстрирует детям платочек с народным узором (мордовским, чувашским, татарским, русским) и спрашивает, какой это узор. Когда дети отгадают, воспитатель сообщает о том, в чью игру они будут играть (например: «Верно, узор на платочке мордовский. Значит, мы с вами будет играть в мордовскую игру «Ключи от замка»). Этот методический приём позволяет в увлекательной форме сформировать первичные представления детей об особенностях орнаментов народов Поволжья.
Народная мудрость, накопленная веками, отражена в пословицах - самом интересном и загадочном фольклорном жанре. В работе с детьми старшего дошкольного возраста могут успешно использоваться пословицы народов Поволжья, созвучные с русскими народными, например:
1) мордовские пословицы: «Красивей родины места не найти», «Человек без родины что птица без гнезда», «Дереву нужны корни, а человеку -друзья», «На чужой печке бок не согреешь», «Гость в дом - Бог в дом», «Зимой за малиной не ходят» и др.;
2) чувашские пословицы: «Натворил дел - не исправишь», «Родина - матушка родная - чужая сторона - мачеха»;
3) татарские пословицы: «Без родины милой будешь птицей бескрылой», «Добро потеряешь - опять наживешь, друга потеряешь - уже не вернешь», «Без труда и зайца не поймаешь».
Загадывание загадок - одно из любимых развлечений многих народов. Можно привести следующие варианты загадок народов Поволжья, используемых в этнокультурном образовательном процессе:
1) мордовские: «Старик в земле, а борода снаружи» (свёкла), «Белая словно снег, чёрная словно земля, ходит, только прыгая» (сорока) и др.;
2) чувашские: «Под низким небом снег идёт» (сеют муку), «Меня ждут - не дождутся, а как увидят - разбегутся» (дождь), «Зимой раздевается, а летом одевается» (лиственное дерево) и др.;
3) татарские: «Старик шутит, на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (мороз), «Полна печь ватрушек, в середине - один калач» (звезды и месяц) и др.
Усилению воспитательного эффекта в процессе поликультурного образования способствует разучивание с дошкольниками закличек, широко используемых на народных праздниках. Так, во время Святок можно использовать мордовские заклички, например:
«А дай Бог тому, кто в этом дому.
Ему рожь густа да ужимиста,
Из зерна ему коврига, из полузерна - пирог»;
«Коляд - коляда, весела да богата.
Сейся, родися, жито да пшеничка,
Ячмень, овёс, гречка, горох, чечевичка».
А во время Масленицы - мордовскую закличку следующего содержания:
«Солнышко выйди, выйди,
Получишь ложку каши.
Солнышко выйди, выйди
Получишь красного петушка».
Неотъемлемую часть народной культуры составляют праздничные обычаи и обряды.
Как и у русских, почитаемыми новогодними праздниками у мордвы были Рождество, Святки, Крещение. Период с праздника Рождества до Крещения повсеместно являлся временем отдыха, игр, развлечений, гуляний молодежи. В день Крещения мордовский народ славил Христа: люди ходили к друг другу в гости и дарили подарки. Большое участие в праздниках принимали дети: они наряжались в шкуры и маски зверей, ходили по дворам и колядовали. Считалось, что чем больше колядующих в доме с их добрыми пожеланиями, тем богаче будут хозяева в новом году.
Празднование Крещения (кашарни) у чувашей было схоже, но и отличалось от мордовского. Чувашская молодежь праздновала в течение недели: от Рождества до Крещения. За день до Крещения девушки собирались в одном из домов, варили напитки (пиво) и стряпали пироги. Вечером собиралась в дом вся деревня. Девушки сначала угощали стариков и родителей. Как и русские, и мордва, чувашская молодежь проводила вечер в увеселениях, девушки гадали на суженного. Во время празднования кашарни по деревне ходили ряженные: они разыгрывали сценки из жизни деревни.
Знакомство дошкольников с народными традициями празднования Крещения можно осуществить через организацию досуга (развлечения) «Раз в Крещенский вечерок» с активным участием родителей воспитанников группы. Во время досуга дети «идут в гости» сначала к Хозяюшке русской избы, затем к хозяюшкам других жилищ (мордовского, чувашского) и, через обрядовые действа, пословицы, заклички, получают представления об этнических обычаях, их сходстве.
Весенний цикл у народов Поволжья начинался с призыва тепла, солнца, прилёта птиц. Для этого выпекали из теста «Жаворонки» или «Ласточки», с которыми дети поднимались на крыши домов и пели заклички. Во время проводов зимы, на Масленицу, мордва, как и русские, всю неделю угощалась вкусными блинами, люди ходили по дворам, веселились, катались на санках с Масленичной горы. Поскольку блин у мордовского (как и у русского) народов считается символом солнца, в мордовских поселениях устраивалась карусель в виде солнца.
Зимний цикл также завершался праздником Саварни (масленицей) и у чувашских народов. Чтобы ускорить движения солнца и приход весны, на праздник было принято печь блины, кататься на санках вокруг деревни по ходу солнца. В завершении масленичной недели сжигали чучело «старухи саварни».
К сходным (у русских, мордвы, чувашей) этническими традициями проводов зимы и встречи весны детей старшего дошкольного возраста можно приобщать посредством фольклорного праздника «Широкая Масленица», проведение которого стало традиционным для многих современных ДОО.
С отличительными особенностями обычая встречи весны у татар детей можно познакомить во время познавательного вечера «Сейчас узнаем» или «Встречи с интересными людьми», когда гость группы рассказывает о народных традициях. «Смотреть лёд» («Боз карау, боз багу») - это праздник прихода весны, отмечаемый у татарских народов и связанный с ледоходом: смотреть ледоход на берег реки выходили все жители; молодежь шла наряженная с гармонями; на плывущих льдинах раскладывали и зажигали солому, что символизировало приход весны. Иногда из соломы изготавливали чучело, которое устанавливали на одну из последних льдин, поджигали и пускали вниз по течению; это символизировало утверждение весны и тепла.
Знакомство детей с традициями поволжских народов осуществляется и через сказки с полиэтническим содержанием. Подбор сказок целесообразно осуществлять в соответствии с народным календарём. Коммуникативное изучение сказки носит поликультурный характер: каждая национальная сказка изучается по одному общему алгоритму, пронизывается одними и теми же интеграционными связями, анализируется и сравнивается с содержанием других национальных сказок, а затем рассматривается в диаде со сказкой другого народа, построенной на схожем сюжете .
Знакомство дошкольников с этническими традициями народов Поволжья, соседствующих с Нижегородским регионом и представителями которых является часть семей воспитанников ДОО (мордвы, чувашей, казанских татар), позволяет комплексно решать задачи поликультурного образования и познавательного развития ребёнка, формируя первичные представления о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта дошкольного образования.
Литература:
- Кондрашова Н. В. Народная педагогика в поликультурном воспитании и образовании дошкольников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - № 12 (декабрь). - С. 41-45. - [Электронный ресурс]. - URL: https://e-koncept.ru/2013/13249.htm
- Народы Поволжья: культура, обычаи, праздники, символика. - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://kitaphane.tatarstan.ru/peoples.htm (дата обращения 10.02.2015).
- Орлов А.М. Нижегородские татары: этнические корни и исторические судьбы. - [Электронный ресурс]. - URL: http://mishare.narod.ru/books/Ethnic_roots/6.htm (дата обращения 10.02.2015).
- Плаксина Е. С. Поликультурное образование детей дошкольного возраста [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы V междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). - 2014. - [Электронный ресурс]. - URL: http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/101/5207/
- Попова Е. «Разноликость» укладов народов Поволжья. - [Электронный ресурс]. - URL: http://tatar-history.narod.ru/uklad.htm ; http://www.niworld.ru/Statei/e_popova/e_popova_1.htm ; (дата обращения 10.02.2015).
- Рюмина Ю.Н. Организация поликультурного пространства ДОУ. - [Электронный ресурс]. - URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-23.pdf (дата обращения 14.12.2015).
- Филиппович С.А. О коренном населении края. - [Электронный ресурс].- URL: http://www.museum.arzamas.net/?action=sel&id=15&mode=articles (дата обращения 10.02.2015).
ETHNIC TRADISHIONS OF PEOPLE ON THE UPPER VOLGA
IN MULTICULTURAL EDUCATION
OF CHILDREN OF PRE-SCHOOL AGE
O.I. Kosheleva
Summary. The possibilities of arrangement of ethnocultural educational space in pre-school educational organization and accustom children to ethnic traditions of people of Upper Volga (Mordvinian, Chuvash, Tatar) is examined in the article.
Keywords: multicultural education, ethnocultural educational space, ethnic traditions.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 86
структурное подразделение Центр дополнительного образования «Радуга»
г.о. Тольятти
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ТЕМА « Народы Поволжья »
Тольятти - 2011
Народы Поволжья
(Занятие «открытия» нового знания)
Содержательная цель: воспитание гражданина и патриота своей страны через формирование интереса к культуре и традициям народов родного края. Деятельностная цель: формирование умений реализации универсальных учебных действий: регулятивные :постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
обработка информации;
извлечение необходимой информации из различных источников;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания;
мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания;
осознание ответственности за общее дело;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.
Ход занятия
Мотивация к учебной деятельности.
Учитель: Правильно, ребята. А еще мы с вами будем учиться находить нужную информацию из разных источников (как мы только что извлекли ее из песни); точно выражать свои мысли; уважительно относиться к мнению друзей; преодолевать трудности вместе; а также быть отзывчивыми и доброжелательными.
Актуализация знаний.
Изучение нового материала.
А за ним - Сто погонь. Загадка для второй группы:
Летом в шубе, зимой - голое.
Учитель: Молодцы, ребята! А теперь воспользуйтесь Интернетом и узнайте, как звучат эти слова на разных языках!
Работа ребят с Интернет-ресурсами. А зависит ли тепло солнца, которым оно нас одаривает от того, как это слово звучит? Ответы детей. Учитель: А еще у разных народов и обычаи разные! Так у марийского народа три священных дерева. Какие, догадайтесь по рисунку и ребусу. Ответы детей. Учитель: Правильно! Это: берёза, дуб и ольха. Их обязательно сажают при рождении детей, так вырастают сады и леса. А марийская пословица гласит: «Люди должны быть вместе, как разные породы деревьев в лесу». Что означают эти слова? Ответы детей. Учитель: У каждого народа есть свои любимые сказки, которые вводят читателей в мир волшебства, фантазии, богатства и многообразия родного края. Давайте посмотрим отрывок из калмыцкой сказки «Медвежьи истории». Просмотр мультфильма. Учитель: Какие выводы можно сделать из этой сказки? А если бы я не сказала, что это калмыцкая сказка, можно было бы ее назвать русской или украинской? Ответы детей. Учитель: А чему учат эти сказки? Ответы детей. (Быть добрыми, справедливыми, помогать друг другу, выручать из беды, уважать старших, не обижать младших, учат послушанию.) Учитель: В сказках добро всегда побеждает зло, независимо от того, какой народ сочинил их. И чтобы добро действительно побеждало зло, я предлагаю собрать каждой группе сердце доброты. Но получится оно у вас, только если вы будете работать в группе дружно и относиться друг другу доброжелательно! Дети в группах складывают “пазлы”, получаются два больших сердца. Учитель: Вспомните, пожалуйста, как выглядит наш Самарский край на карте Родины? Ответы детей. Учитель: Правильно, это единственная область на карте, чье очертание напоминает нам сердце. А в классе у нас теперь есть сердце доброты и не одно. Поместите и в свое сердце как можно больше добра, тогда вы всегда будете счастливы, потому что рядом с вами всегда будут верные и надежные друзья. Жить в своём доме всегда одномуСкучно и мне, и тебе, и ему!
Ведь сколько на свете хороших друзей!
Сколько на свете хороших затей. А музыка у народов Поволжья тоже очень разная. Давайте с вами послушаем татарскую зажигательную плясовую и даже станцуем! Физминутка. Учитель: Устали, наверное, немного. А какой народ не любит отдохнуть после тяжёлого труда. Из поколения в поколение передавались народные игры, забавы и развлечения. «Делу время – потехе час!» Вот и наступило время, когда мы можем отдохнуть и поиграть в русскую народную игру «Король». Правила игры. Кто-то из играющих по желанию становится «королем». Остальные считаются работниками. «Король» садится на определенное место, а «работники» отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься к королю.
Сговорившись, подходят к «королю».
Работники. Здравствуй, король!
Король. Здравствуйте!
Работники. Нужны ли вам работники?
Король . Нужны. Работники. Какие?
Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщик, лесоруб, пахарь, землекоп, швея, повар, прачка и др.). «Король» должен сказать, что делает каждый.
Итог урока.
Мы вместе, в этом наша сила!». И песню заключительную тоже споем вместе! Под фонограмму все исполняют песню «Песня о дружбе ».
Ознакомление детей старшей группы с культурой и традициями народов Поволжья.
Хасанова Гузель Рифовна МБДОУ №11 «Антошка» воспитатель первой квалификационной категории
Россия всегда являлась многонациональным государством, а регион Поволжья, где на протяжении веков сосуществовали народы разных языковых групп и традиций, можно считать уникальной лабораторией поиска путей развития личности через взаимодействие культур. С раннего детства ребенок живет в родной национальной среде, «впитывая с молоком матери» культуру, ценности и нравственные ориентиры, заложенные в культуре народа. Взрослея, он сам становится представителем своего народа, хранителем и продолжателем традиций.
Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога. В нашем регионе живут русские, татары, чуваши, мордва, удмурты, башкиры, марийцы.
Дети должны иметь представление о культуре, быте, жизни другого народа, доступное их возрасту.
Наша цель: познакомить детей старшего дошкольного возраста с традициями и культурой народов Поволжья.
Какие задачи ставит педагог для достижении цели:
1. Вызвать у детей интерес к знакомству с традициями народов Поволжья.
2. Сформировать у детей знания и представления об образе жизни людей, населяющих Поволжье, их обычаях, традициях, фольклора и национальных костюмах.
3. Сформировать у детей умение применять полученные знания, представления о народах Поволжья в самостоятельной деятельности (продуктивной, игровой).
4 Заинтересовать родителей в совместной деятельности с детьми и педагогами по теме ознакомления старших дошкольников с народами Поволжья.
5 Повысить компетентность родителей в приобщении детей к обычаям, традициям, фольклору и национальным костюмам народов Поволжья.
6 Способствовать активному участию родителей в организации экскурсий и досуговых мероприятий, способствующих ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с культурой и традициями народов Поволжья.
В разделе «Игры и забавы народов Поволжья» Это и есть народные подвижные игры, танцы нередко воспроизводят движения птиц и зверей, имитируют повадки животных, то есть носят подражательный характер. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; часто сопровождаются считалками, жеребьевками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неповторимый игровой фольклор.
Народные подвижные игры дают возможность детям окунуться в атмосферу общей радости и веселья, заманивают к участию в городских праздниках: Масленица, Рождество, Пасха, Науруз, Курбан байрам, Сабантуй.