Достоин ли регент пропитания? А певцы? Кто такой церковный регент

Регент (лат. Regens — правящий) — руководитель церковного хора. Профессия подходит тем, кого интересует пение, музыка и религия (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

В православных храмах церковные службы сопровождаются пением. Регент — это человек, который управляет церковным хором. Подбирает певчих, выбирает какие аранжировки песнопений исполняются хором.

Главная задача регента — гармоничное звучание певчих во время службы. Музыка помогает молиться в храме, настраивает и успокаивает. Во время службы регент задает тон песнопения, регулирует темп и помогает хору петь слаженно, красиво, в соответствии с моментом богослужения.

Особенности профессии.

Регент дирижирует и поет, у него хороший музыкальный слух, он знает построение службы и порядок исполнения музыкальных произведений. Обязательное условие — быть православным христианином. Для работы регент должен получить благословение настоятеля.

Важно настраивать певцов на молитвенное пение, поддерживать, ведь служба идет от нескольких минут до 8 часов. В задачи регента входит правильное распределение голосов, репетиции. Иногда в хоре складываются сложные отношения и тут пригодится способность вовремя заметить и погасить конфликты. Для развития хора нужно организовать обучение начинающих певцов.

Плюсы и минусы профессии.

Плюсы

Это востребованная профессия, регентов не хватает, особенно в районных центрах России. В каждом храме есть регент, иногда несколько, если службы идут постоянно.

Регент — уважаемый человек в храме.

В иерархии церковной службы занимает место после священнослужителей.

Служа Богу, добиваясь гармоничного пения, регент может испытывать очень сильные эмоции, радость и удовлетворение.

Минусы

У регента ненормированный рабочий день.

Зарплата может быть низкой.

Важные качества

У руководителя церковного хора 3 важных качества: крепкая нервная система, уверенность в себе и умение быстро реагировать на внешние раздражители. Богослужение идет в быстром темпе, задача регента сконцентрироваться на действиях священнослужителей. Православные службы могут идти от нескольких минут до нескольких часов, все это время регент должен быть предельно сконцентрирован.

Профессиональные навыки и знания

  • Музыкальное образование
  • Умение петь
  • Знание правил православных богослужений
  • Чтение на церковно-славянском языке
  • Управление хором
  • Подбор репертуара
  • Обучение начинающих певцов
  • Умение настроить коллектив на продуктивную работу.

Где учиться на регента

Для регентования мало музыкальных знаний и умения дирижировать. Требуется понимание православия, знание Священных Писаний и вовлеченность в церковную жизнь. Для поступления требуется музыкальное образование.

Обучение состоит из двух составляющих: духовной и музыкальной.

Духовная — изучение Библии и правил построения церковных служб, истории Церкви. Музыкальная — изучение мелодий православных песнопений, постановка рук, умение слышать звучание хора со стороны, задавать тон для разных голосов.

    Регент: Регент правитель, временно исполняющий полномочия монарха Регент секретарь канцелярии Великого княжества Литовского Регент руководитель церковного хора в Русской православной Церкви Регент известный алмаз … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Регент (значения). Регент (от лат. regens, род. п. regentis правящий) руководитель церковного хора. Содержание 1 История в России 2 … Википедия

    регент - РЕГЕНТ1, а, м Руководитель и дирижер церковного хора. Регент, любимец и баловень купечества, лысый, маленький и толстый мужчина, в длинном сюртуке, более широкий в заду, чем в плечах, тонким голосом, бережно, точно сообщая хору какую то нежную… … Толковый словарь русских существительных

    Регент (от лат. regens, родительный падеж лат. regentis правящий) в России руководитель церковного хора (обычно в Православной церкви). Ссылки Московская регентско певческая семинария Русской Православной церкви; Библиотечка регента (ноты и т.… … Википедия

    Руководитель церковного хора, регент правитель государства, уже у Петра I (Смирнов 254). Через нем. Regent или польск. regent из лат. regens, ntis правитель … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    - (от лат. regens, родительный падеж regentis правящий) руководитель русского церковного хора … Большая советская энциклопедия

    I м. Временный правитель монархического государства, назначаемый в случае вакантности престола или длительного отсутствия, болезни и несовершеннолетия монарха. II м. Руководитель церковного хора (в русской православной церкви). Толковый словарь… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Регент - (лат. управляющий) руководитель, дирижер церковного хора … Православный энциклопедический словарь

    - (лат., regens, tis, от regere царствовать). 1) правитель страны при несовершеннолетнем государе. 2) дирижер хора певчих. 3) название бриллианта чистейшей воды, купленного герцогом Орлеанским для Людовика XV, весом ок. 137 ми каратов. Словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

Книги

  • Великий русский регент В. С. Орлов , Е. Тугаринов. Работа посвящена выдающемуся регенту Василию Сергеевичу Орлову (1857-1907), жизнь которого была тесно связана с деятельностью Московского Синодального хора и училищацерковного пения. Вместе…
  • Апокалипсис в быту. Поэтика неостранения у Андрея Платонова , . Ольга Меерсон - филолог, профессор ведущего американского университета. В то же время она - православная матушка, музыкант, регент церковного хора, литургический богослов, переводчик стихов,…

Регент - руководитель церковного хора. В его обязанности входит подбирать певческий состав, обучать его, следить за ходом богослужения. Иногда церковный хор называют клиросом. Клирос - место в храме на возвышении или балконе, где располагается певческий состав. Как становятся регентами, что он должен уметь и где этому учат?

Станислав Попов

Регент Праздничного мужского хора Новоспасского ставропигиального монастыря, Москва

Я начал петь в детском саду - там готовились утренники и для этого разучивали с детьми песни, стихи. Я активно участвовал в этих мероприятиях - громко пел уже целенаправленно. После школы я закончил училище имени А. В. Свешникова при академии хорового искусства В. С. Попова, потом и саму академию сразу по двум специальностям: дирижер хора и сольный академический певец.
Мне всегда хотелось петь в мужском хоре - меня очень привлекает его звучание. Я решил попробовать свои силы в будничном хоре Данилова монастыря, и меня приняли. Это продолжалось недолго: я учился в 10 классе, и меня захлестнула с головой учеба, пришлось на два-три года оставить пение на клиросе.
В 1999 году в мужском хоре Новоспасского монастыря освободилось место. Моя супруга, узнав об этом, сказала: «Сходи, может тебя возьмут». Меня приняли в праздничный хор. Петь в таком коллективе - большая честь.
Регентом я стал после 15 лет пения в нашем хоре. Два года назад наместник Новоспасского монастыря епископ Вокресенский Савва увидел во мне потенциал и предоставил такую возможность.
Для меня регент - это профессия. Я не задумывался, должен ли нести в себе какую-нибудь миссию как руководитель хора. Да, мы должны петь красиво. Но красивое пение может быть пустым, а может быть обращено к Богу. Тогда люди, которыми ты руководишь, проникаются музыкой, богослужебным текстом, отходят от нот и просто смотрят тебе в глаза. В такие моменты у духовенства, хора и прихожан зарождается совместная молитва.
Хор объединяет молящихся, дает эмоциональный импульс. В такие моменты единения чувствуешь присутствие благодати.
Но регент не миссионер в классическом понимании - он помощник, связующее звено. Хор - своего рода усилитель, который помогает священству совершать службу, усиливает молитву.
Регент сочетает в себе множество качеств - это жесткость, требовательность (в первую очередь к самому себе) и мягкость по отношению к хору. Все, что он предлагает своим подчиненным, в первую очередь должен испытать на себе. Регенту необходимо очень тонкое чувство музыки - многие песнопения этого требуют.
Одного регентского образования недостаточно для профессионального управления церковным хором. Чтобы стать регентом, необходимо закончить любой профильный музыкальный вуз - там научат руководить хором и понимать его изнутри. Только после этого можно пойти на регентские курсы, чтобы разобраться в особенностях службы, выучить устав богослужения и распевы.
Иногда мне тяжело слушать критику - мы же уйму сил и времени тратим на подготовку к службам! Иногда наш протодьякон говорит: «Вы прекрасно спели “Великое славословие”! Я давно такого не слышал». А прихожане говорят, что нельзя молиться под эту музыку, нужно что-то менее «концертное», более мягкое, плавное. Я стараюсь постепенно воспитывать вкусы людей. В наш монастырь ходят прихожане с разным духовным опытом и музыкальным кругозором, поэтому мы используем на службах песнопения практически всех эпох и стилей: от древних распевов до авторской музыки XXI века.
Самое приятное в моей работе - чувствовать себя связующим звеном, частью богослужения и непосредственно в нем участвовать.
Вообще я не меломан. Когда-то я слушал все подряд: симфонии, хоровые опусы, мессы. Ну а потом я сам много пел в хоровом училище и академии. Когда каждый день поешь разные произведения, то уже не возникает желания что-то слушать. Зачем слушать, когда ты в этом участвуешь изнутри? Иногда могу включить какую-нибудь запись, чтобы профессионально ее оценить, а так специально, чтобы получить удовольствие, - нет. Удовольствие получаешь внутри этого исполнения, участвуя в нем.

Татьяна Щерба

Регент кафедрального собора cвятителя Николая, Вена, Австрия

Когда в конце 1980-х все ринулись ходить в храмы, я была резко против - не хотелось быть как все. Хоть я и была крещеная, дома у меня никто в храм не ходил, и тема эта вообще не поднималась. Для себя я так решила: пока Бог меня сам не позовет, не пойду. Наверное, была очень гордая.
Ну и однажды Он меня позвал. Случилось это так: моя подружка стеснялась сама зайти в храм и купить крестик, поэтому взяла меня с собой. Видимо, я задавала много вопросов, поэтому проходивший мимо батюшка заговорил со мной и пригласил прийти на службу, исповедаться, причаститься. Тут я вспомнила свое обещание «прийти, когда позовут» и вскоре уже стояла на службе. Это был храм как раз недалеко от Московской консерватории, где я училась.
В храме мне хотелось как-то поучаствовать в церковной жизни, помочь. Начала с простого - попросилась следить за подсвечниками, чистить их. Когда после службы в храме никого не было, я оставалась и пела. Меня услышали и поставили на клирос. Уставом и самой службой я начала интересоваться сразу - это же интригует, когда смотришь во все эти книги и ничего не понимаешь! Я купила «Богослужебный устав» В. Розанова, читала «Октоих» (богослужебная книга, содержит последование основных церковных служб. - Прим. ред.). Так и пошло мое обучение.
Регентовать я начала еще в Москве, потом регентовала в Германии во время учебы. Когда переехала в Вену просто пела в хоре, а потом появилась возможность организовать любительский коллектив при соборе, из которого впоследствии и вырос нынешний Соборный хор.
Каждый раз, когда я регентую, точно знаю, что Господь управляет службой. И ты можешь как угодно стараться, но, если у тебя не будет смирения, если ты не будешь понимать, что все в руках Божьих, - ничего не выйдет! И все, что ты можешь сделать, - это приложить максимум усилий, чтобы богослужение прошло чинно и на нем можно было молиться.
Тогда Господь поможет. Если будешь думать, что ты тут главный и руководишь всем: хором, песнопениями, продолжительностью службы, тебе «дадут по шапке» Сверху. Я это очень хорошо чувствую.
Меня всегда больно ранила фраза некоторых певчих: «Бесплатно только птички поют». Я это слышала, к сожалению, очень часто. Люди должны получать зарплату, если они трудятся, но я считаю, что в церковном хоре на первом месте должна быть другая мотивация. Это Господь, это вера, это община, храм, Церковь.
Мы не можем положить в основу церковного хора только материальную составляющую, потому что она губит дух.
Самое приятное в моем деле, когда приходят новые люди и говорят: «Мы услышали ваш хор и хотим научиться петь». Бывает, что из хора уходят певчие, и это больно, но если приходят новые люди и хотят учиться - это мотивирует лучшим образом. Особенно когда человек не музыкант, когда у него семья, работа с утра до ночи, но он записывает на диктофон песнопения и дома учит их только потому, что по-другому не может, – он хочет петь в хоре.
Моя цель как регента, по крайней мере в Вене, сделать так, чтобы как можно больше людей полюбили православное богослужение и стремились в нем участвовать: петь, читать, помогать в алтаре.
Чтобы руководить большим церковным хором, например, в кафедральном соборе, нужно как минимум закончить музыкальное училище. У меня за спиной лицей при Белорусской консерватории, Московская консерватория и аспирантура, Высшая школа музыки во Фрайбурге. В Австрии, в Вене, я закончила музыкальный университет по специальности «концертный органист».
В первую очередь регент должен быть хорошим певчим. Не обязательно лучшим, но надежным. Вообще лучшие регенты те, кто вырос из своего хора. Они знают возможности состава, знают характер друг друга. Взаимодействие таких регентов с коллективом гораздо лучше - они и есть этот коллектив. Для них нет внутренних противоречий: они могут сегодня регентовать, а завтра будут петь в хоре тем голосом, которым необходимо. И руководят такие люди не так авторитарно, и знают с кого что требовать. Но по отношению к хору регент в первую очередь должен быть руководителем, а потом уже другом. Вообще, быть начальником всегда тяжело.
Как-то я отдыхала в Белоруссии в сельской глубинке и пошла в храм на службу. Весь хор - это матушка и 3-4 старушки лет по 70. Я попросилась к ним попеть. Меня взяли, но я чувствую, как-то странно они на меня смотрят, подозрительно. И не могу понять почему. Так прошла половина службы. А поют они все без нот, на слух. Честно говоря, было трудно даже с моим музыкальным образованием понять логику: как дается тон, для каких голосов - выглядело это как полное народное творчество. Потом обстановка потеплела и допели мы службу на одном дыхании. После нее старушки удивленно спросили, откуда я знаю их распевы. Я ответила, что вообще с их творчеством не знакома и пела так, как показывали. И тут матушка сказала такую вещь, которую, как мне кажется, можно взять всем регентам на заметку: «Понимаете, к нам часто из города приезжают регенты или просто певчие, закончившие регентские школы. Они начинают с нами петь и говорят: вот здесь так, тут не то поете, а здесь вообще фальшивите. Это очень неприятно. Они приедут, скажут, что у нас все неправильно и плохо, побудут у нас две недели, внесут смуту и уедут. А мы-то остаемся. И получается, человек приехал, раскритиковал, как правильно петь не показал и уехал. А вы первый человек, который ни слова не сказал и пел с нами так, как будто здесь вырос. Поэтому мы удивились». Это было для меня самой большой похвалой.
Для меня регент - это не профессия, а служение. По профессии я концертный органист и музыковед, играю органные концерты, преподаю. Еще я руковожу детским хором, любительским хором, который поет литургии на немецком языке, веду кружок «Азы православия» и координирую молодежную деятельность в Соборе.

Александра Малярова

Регент молодежного хора в храме пророка Божия Илии (Крестовоздвижения) в Черкизове, Москва

Мое первое музыкальное учебное заведение - это семья. Папа и мама вокалисты, поэтому я с детства постоянно в этом деле крутилась, часто бывала за сценой и на сцене. Дома они часто пели дуэтом, и я невольно «подмяукивала». В результате меня в 5 лет отдали в подготовительную группу музыкальной школы. С этого и началось мое серьезное увлечение музыкой. В прошлом году я стала магистром в области музыкальной культуры и искусств по классу хорового дирижирования.
Желание петь в храме у меня появилось после поездки в Израиль ко Гробу Господню. До этого во мне началось какое-то борение, переходный возраст дал о себе знать - я начала бунтовать против походов в храм, заявила, что сама буду решать, куда и когда мне ходить. И тут я оказалась возле Гроба Господня и все стало на свои места. Мне было обидно, что я в какой-то момент и крестик сняла, и заявила, что не буду больше ходить в храм. После поездки пришло желание научиться церковному пению. Для этого я пошла в ближайший храм - там мне буквально на пальцах все показали, и уже через год я свободно ориентировалась в уставе и уверенно пела на клиросе. К тому моменту, когда я заканчивала дирижерско-хоровой колледж, моя педагог предложила стать руководителем молодежного хора в Черкизово. И я согласилась. Думала, что мне останется только взмахнуть рукой и все запоют. Прихожу - а там 15 девушек, из которых только одна попала в ноту. Все остальные вообще ничего не умели. Когда я начинала регентовать, думала, что я все умею только потому, что получила диплом. Пришлось горько разочароваться в своем заблуждении - началась та самая практика, которой нет ни в каких учебниках. Мы, наверное, где-то с месяц еще возились, пока не привыкли друг к другу и дело не пошло.
Иногда поешь на литургии и чувствуешь, что люди не молятся. Это сразу понятно. Значит, надо что-то менять в нашем пении: настрой певцов или тщательнее подбирать репертуар.
Самое сложное в моем деле - это работа с людьми, а не с музыкальным материалом. Бывает, приходит человек, которому сложно понять, что у него не получается - в нашем хоре поют непрофессиональные певцы. Начинаешь объяснять, в итоге мы не находим общего языка - и происходит конфликт. Но такое было за практику всего пару раз. Сначала сложно сообразить, как собрать из палитры людей, которые не умеют петь, какую-то музыкальную краску. Это тяжело, если нет опыта. Сейчас уже легче.
Регентом может стать и абсолютно светский человек, не церковный, но люди сразу будут это ощущать. Бывают регенты, которые воспринимают это как служение.
Лично я считаю, что это профессия. Я много шишек набила на том, чтобы регентовать, а не просто стоять и дирижировать. Но я не могу сказать, что воспринимаю это так: просто пришел, отработал службу и ушел. Для меня это процесс, который может сравниться с прыжком с парашютом или влюбленностью.
Суть профессии регента в том, чтобы прихожане с помощью хора почувствовали себя частью богослужения, даже если они не поют во время службы. Задача сделать так, чтобы у них пела душа, помочь человеку открыться, помолиться. Часто бывает, что мы приходим в какой-нибудь собор, и хор там замечательно поет, а человеку это совсем не близко. Я считаю, что на службе людям должно быть комфортно.
Быть регентом - это основная моя деятельность. Мне здесь хорошо. Сейчас еще работаю в детском саду музыкальным руководителем, до этого я была в Покровском женском монастыре певчим. Если у меня остается после всего на что-то время и силы, то занимаюсь спортом. Раньше бегом занималась, а теперь просто фитнес для здоровья и хорошего самочувствия. Мне кажется, что спорт, как и искусство, требует самодисциплины. Это очень важно для любого человека.

Георгий Вивдич

Регент храма Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Патриаршем Черниговском подворье при общецерковной аспирантуре и докторантуре им. святых Кирилла и Мефодия, Москва

Я был крещен в 4 года, но моя семья - люди невоцерковленные. Осознанно пришел в храм и ощутил Христа в своей жизни, наверное, лет в 14. Тогда у меня был трудный период в жизни, и утешение я находил только в Боге.
Вначале я посещал храм только из музыкального интереса. Я стоял на клиросе, пел, но меня увлекала только музыка, больше ничего. Но со временем я приобщился к богослужению. В то время для меня идеалом стало пение Архиерейского хора в Вознесенском соборе Алма-Аты, откуда я родом. Будучи мальчишкой, я мечтал петь именно там.
Однажды я приехал в этот собор, когда не было службы. Я сидел, молился и услышал пение хора, который репетировал где-то в дальней комнате. И я начал молиться: «Господи, дай мне возможность хоть раз в жизни спеть в этом хоре, ощутить, что это такое». В это время мимо проходил священник, я с огромным волнением подошел к нему и сказал: «Отче, я хочу петь в хоре!». Он удивился и повел меня за собой прямо на репетицию! Могу сказать, что на тот момент мне было 16, я был учеником музыкальной школы, не более того. Мы зашли в комнату, он подозвал регента и сказал: «Вот, смотрите, нашел под лестницей». Я представился: «Георгий. Я бас-баритон». И вдруг все присутствующие начинают смеяться: оказывается, во время репетиции один из певцов возмущался тем, что в басовой партии не хватает людей и петь тяжело, на что регент с улыбкой посоветовала ему помолиться, чтобы кто-нибудь пришел. И через 10 минут захожу я… Этот случай серьезно укрепил мою веру во Христа.
Жизнь сильно изменилась с приходом на клирос: я стал воцерковленным человеком, познакомился с верующими людьми, многое узнал. Уже тогда, лет 6-7 назад, у меня родилась мечта стать регентом и иметь свой коллектив.
Спустя год я переехал в Москву и поступил в музыкальное училище при Консерватории им. П.И. Чайковского. По приезде я сразу пошел в храм иконы Всех скорбящих Радость на Большой Ордынке, о хоре которого много слышал. Меня, как музыканта и любителя церковного пения, поразило звучание Московского Синодального хора за богослужением. Я не сдержал своих эмоций, подошел к регенту Александру Пузакову и попросился петь у него в хоре. После прослушивания он сказал: «Сейчас мы Вас возьмем на ученическую ставку, а дальше будет видно». И это «дальше видно» длится уже 6 лет.
Со временем я стал иногда руководить хором, и главный регент обратил на меня внимание. Когда появилась идея создать филиал Синодального хора в храме при общецерковной аспирантуре, он предложил мне взяться за создание коллектива и стать его руководителем.
Сейчас я начинающий оперный певец, а регентство - это в некотором смысле хобби и способ самовыражения, а не просто работа.
На сегодняшний день почему-то считается, что если ты верующий человек, знаешь более или менее устав, находишься в хороших отношениях с настоятелем и чуть-чуть умеешь петь, то можешь стать регентом.
Это не так. Регент - это профессия, которая требует огромной подготовки в музыкальной сфере.
Суть профессии регента я вижу в создании молитвенной атмосферы в храме, дать возможность людям прочувствовать и понять смысл тех евангельских событий, о которых вспоминает в этот день Церковь.
Во время Литургии я пытаюсь донести людям через музыку все Тайное, что происходит во время Евхаристии.

Анастасия Тимофеева

Второй регент митрополичьего архиерейского хора при Свято-Духовом кафедральном соборе, Минск, Белоруссия

Когда мне было 6 лет, двоюродная сестра привела меня первый раз в храм - просто взяла с собой за компанию. До этого момента у нас в семье тема Церкви, Бога и духовенства была под запретом: у отца была «личная обида» на Бога из-за смерти его первой жены. Но крестили меня сразу после рождения, видимо, просто по традиции.
Музыкальную школу закончить у меня не получилось - через несколько занятий родители меня оттуда забрали. Они понимали, что я попросилась туда ходить для того, чтобы впоследствии петь на клиросе - я мечтала об этом с самого детства.
Когда я подросла, стала ездить за город в женский монастырь. Матушка-игуменья сама предложила мне пойти на хор, и я с радостью согласилась. Доставала всех там без конца и края: а это что, а это зачем, а что сейчас читают, а как книга называется? Так и научилась. По началу тихонько подпевала вторым альтом и боялась сфальшивить.
Время шло, я пела как умела. В 11 классе я захотела остаться в монастыре, но сестры, учитывая мой возраст, отговорили и предложили поступить в регентскую школу. В целом я была не против, но меня очень беспокоило отсутствия базового музыкального образования: я мало что понимала в нотах, кто может взять такого человека?
Здесь на помощь снова пришла моя сестра, которая тоже училась в этой регентской школе: она помогла достать старое разбитое фортепиано «Беларусь», которое заняло половину комнаты.
Отцу осталось только вздохнуть: «Все нормальные люди поступают в вуз, а ты в регентское училище».
Интересно, что я набрала самое большое количество баллов из всех поступивших. Даже преподаватель по фортепиано мне не верила, что у меня элементарного музыкального образования.
Первый раз я регентовала в домовом храме нашего епархиального управления.Как сейчас помню, это было отдание Рождества Богородицы. Я стою, рядом со мной наша преподавательница для подстраховки. Я ей говорю: «Матушка, у меня пол из-под ног уходит, это нормально?..» Думаю, это вполне можно сравнить с первой службой священника или дьякона, они тоже очень переживают.
Самое приятное даже не тогда, когда хвалят, а когда к тебе подойдут и скажут: «Сегодня очень хорошо было молиться, когда вы пели». А когда просто говорят: «Вы так замечательно пели», это вообще не показатель - мы всегда неплохо поем.
Самое сложное - это найти золотую середину в общении с хором. Все же люди разные, тем более у нас поет много профессионалов из оперного театра. Тяжело всем одновременно быть и другом, и начальником. А другом быть необходимо, но и повышать голос иногда приходится, без этого никак.
В идеале регент должен иметь хорошее образование, петь и отлично знать церковный устав вместе со всеми распевами. Терпение, любовь к своему делу и любознательность - основа всего. Это особенно важно, если у тебя ощутимый недостаток в знаниях.
Для меня регентство - это профессия-служение. Ты можешь развиваться как духовно, так и профессионально за счет постоянной практики и изучения литературы.
Бывает тяжело: кто-то отвлекся, кто-то ходит, кто-то в телефон уставился или пошел чаю заварить. Стоишь и понимаешь, что тон задавать просто некому. Приходится давать нагоняй хористам даже несмотря на то, что некоторые мне в отцы годятся и вообще давно поют в оперном театре.
Еще я регентую в минском епархиальном управлении и работаю в канцелярии Духовной академии. Дома люблю посидеть с книгой или просто повышивать крестиком, - занятие бесхитростное, зато отлично прочищает мозги. 16.11.2016

Дмитрий Васянович уже десять лет возглавляет архиерейский хор Красноярска. В преддверии Международного съезда регентов и певчих Русской Православной Церкви мы побеседовали с ним о нюансах именно регентского мастерства. Почти полностью исчезнувшее в советский период, сегодня оно возрождается по всей России, но появляются и новые опасности. Д. Васянович делится своими размышлениями о том, насколько это искусство сегодня востребовано в Красноярской епархии и почему не следует давать в храмах «духовные концерты».

В чем главная задача церковного хора – создание «молитвенной атмосферы» в храме, эстетическое оформление пространства во время богослужения?..

– Мне кажется, что задача – в соединении того и другого. Все же одного без другого не бывает. В храм приходят разные люди: те, у кого воспитан музыкальный слух, будут отвлекаться от молитвы в случае, если хор будет петь не слаженно, если же человек простой пришел, а хор выводит помпезные рулады, он может попросту растеряться. Задача хора – совместить эстетику и молитвенность.

И еще есть одна важная деталь – это помощь священнику в совершении Таинств. Например, хору приходится просчитывать длительность молитвословия для того, чтобы не создавать паузы, которые могут вызывать недоумения у молящихся. То есть мы находимся на соединении нескольких линий – священнодействия, музыкальной эстетики и молитвы каждого находящегося в храме.

Вы регент архиерейского хора. Служба, возглавляемая митрополитом Красноярским и Ачинским Пантелеимоном, отличается чем-то от обычных богослужений?

– Да, конечно. Владыка Пантелеимон любит простое пение, монастырские распевы, распевы Киево-Печерской или Троице-Сергиевой лавры. И поэтому во время богослужений архиерейским чином я зачастую отказываюсь от композиторских молитвословий в пользу распевов монастырских.



Некоторые люди говорят, что сложно молиться, когда хор начинает давать «оперу»… Как Вы относитесь к своевременным церковным композиторам?

– Да, я согласен с этим суждением. Хор действительно может отвлекать от молитвы чрезмерной эмоциональностью при исполнении песнопений. И ведь «по-оперному» можно петь не только современные сочинения.

Церковные композиторы разные, и пишут они разную музыку. К примеру, Владимир Ковальджи – современный композитор, регент, его церковные произведения не выходят за рамки простоты и молитвословия. У него молитвенные песнопения, без премудростей, я их очень люблю. Мы исполняем его музыку наряду с монастырскими распевами, церковным обиходом, и они гармонично вливаются в богослужение.

Но от сочинений некоторых композиторов мы отказываемся. Слишком пышные «духовные концерты», или попытка внести современные «терпкие» гармонии в церковную музыку, действительно, отвлекают и вызывают, как минимум, недоумение.

Кстати, был интересный случай. Один знакомый побывал в Енисейске, помолился в храме и поделился тем, как странно стоять на службе, когда одновременно звучат протяжный знаменный распев и торжественное партесное пение. Возникло ощущение, что пение его как бы «раздваивало», выбивало из молитвенной колеи. По отдельности и то, и другое может быть благодатно, а в соединении произвело вот такой эффект.

Я думаю, что нужно составлять богослужение в едином стиле, чтобы не вносить разлад в души прихожан. К выбору исполняемых песнопений следует подходить рационально и не превращать молитвословие в пышное песнопение ради показа голосов или красивых гармоний.

В кафедральном соборе и на выездных службах Вы все контролируете? Можете ли Вы повлиять на выбор регентов в других храмах, когда богослужение совершает владыка?

– У каждого регента – свой взгляд на то, что должно звучать на богослужении. Мне кажется, многие допускают ошибку, когда думают, что раз к ним приехал архиерей, то надо блеснуть профессиональными навыками, изловчиться исполнить нечто помпезное. Я с этим не согласен, но другим регентам не могу указывать, все же это их «монастырь», и я туда со своим уставом не полезу. Если меня зовут руководить службой, я выполняю выбор исполняемых песнопений, другой регент выбирает то, что ближе именно ему. Вот владыка или настоятель вправе указать регенту всегда, что им нравится, а что – нет.

Как Вы относитесь к практике, которая сейчас все чаще встречается в наших храмах, когда всю литургию поют прихожане вместе с хором и духовенством. Или дело прихожан – вдумчиво молиться, а не следовать за хором?

– Я все же за то, чтобы прихожане пели определенные песнопения, несложные в музыкальном плане – «Отче наш», «Верую», «Честнейшую херувим…», «Тело Христово...». Конечно, если пение литургии прихожанами в традиции какого-то храма, где ведутся занятия, где это воспитывается – другое дело, я даже порадуюсь. Но это ведь не должно быть стихийно, неуправляемо, над этим действительно нужно работать.

Помню, когда я был в Псково-Печерском монастыре в праздник Крещения Господня, там вместо запричастного концерта в исполнении хора выходил иеромонах и вместе с народом разучивал тропарь Богоявления. Он повторял каждую строчку, объяснял значение, пропевал, и после уже всем приходом тропарь этот исполнялся многажды, пока в алтаре шла подготовка к Причастию.

Мне кажется, это тоже вопрос «ладности» и эстетики: люди, которые не имеют музыкального слуха и настойчиво поют вместе с хором все подряд, тоже отвлекают молящихся. Я это сравниваю с тем, как если бы человек подошел к иконе и посчитал, что он имеет право в ней что-то дорисовать. Я, приходя в другой храм, никогда не подпеваю хору. Нужно обладать большим самолюбием и самомнением, чтобы так поступать, думая, что ты украшаешь собой звучание клироса.

Бывает, священники приглашают в храм на клирос людей с музыкальным образованием, но не верующих. Как у вас с этим обстоит дело? Есть вообще такая проблема?

– Думаю, что каждый священник или регент сам принимает решение. Когда ко мне приходят новые певчие, я, конечно, разговариваю по душам, спрашиваю, крещеный ли, православный ли, согласен ли подходить ко Причастию, на помазание, участвовать в Таинствах Церкви. Я слежу за тем, чтобы мои певчие причащались.

Вспоминается ситуация, когда профессиональный музыкант захотел петь в нашем хоре, но назвал себя буддистом. Я сказал: «Извините, мы с Вами не сможем вместе трудиться, если Вы не предполагаете пересмотреть свои взгляды». Случалось даже готовить к Таинству Крещения человека, который пришел прослушиваться в хор. Ведь это просто нечестно – петь в храме и не быть причастным к происходящему в нем.

– Мы редко выступаем. Я не очень люблю концерты, для меня это исполнение духовного песнопения, лишенное места и смысла. В богослужении оно несет определенный смысл в определенном месте службы, а во время концерта молитва превращается в демонстрацию красивых созвучий и звучания голосов. Может, я не прав, но мне не очень близка концертная деятельность. Свое регентство я воспринимаю как служение. Надеюсь, что и мои хористы тоже воспринимают так свое пение на службе. Не могу за них отвечать, но мне кажется, что мы в этом единодушны.

А вообще возможно ли некое внутреннее совмещение и молитвы, и пения? У вашего хора, в частности, это гармонично происходит?

– В идеале – да, но на деле мы не всегда можем контролировать молитвенность своего состояния. Во время молитвы в храме случается поймать себя на том, что отвлекся.

И у регента такое случается, когда он собирается спеть песнопение и проследить при этом, чтобы оно легло на определенный ход священника. Это кажется чисто техническим процессом (рассчитать движения иерея и соотнести со звучанием молитвы), но я себя понуждаю и слежу за ребятами, чтобы они тоже находились в молитвенном состоянии. Меня очень радует, если мои певчие во время ектеньи крестятся, например.

Насколько мастерство регента востребовано в Красноярской епархии?

– Я точно знаю, что открывается много храмов, и туда требуются регенты. Очень часто ко мне обращаются священники с просьбой найти псаломщика или певчих, знающих службу. Я развожу руками: кадров пока дефицит. Мне кажется, можно открыть регентские курсы, и это было бы очень своевременно.

Беседовал Юрий ПАСХАЛЬСКИЙ

Материал предоставлен порталу «Приходы»
пресс-службой Красноярской епархии

Регент церковного хора это одновременно и должность, и профессия, и призвание. Достаточно ли одного желания петь, чтобы нести послушание на клиросе? Какую ответственность за богослужение несёт хор и как в Астрахани возрождают знаменное пение? Об этом мы поговорили с регентом Иоанно-Предтеченского мужского монастыря матушкой Еленой Назаренко.

Елена, расскажите, кто такой регент?

Официальное определение слова регент - это тот, кто руководит церковным хором. У кого-то первая ассоциация со словом «регент» - тот, кто правил государством, когда наследник престола был маленьким. Конечно, нельзя сказать однозначно, профессия это или нет. Здесь сталкиваются между собой много моментов. В нашей жизни есть три рода деятельности, о которых нельзя с полной уверенностью сказать, что это лишь профессия. Это врач, педагог и священнослужитель. Это призвание, образ жизни. Как говорят многие: «Я не работаю, я служу». Регентское занятие - это служение Богу. Когда ты поёшь на клиросе, твоя основная задача - совершение богослужения.

Как к этому призванию Вас вёл Господь?

С раннего детства я помню, что в нашей семье бабушка отвечала за религиозное воспитание. Она читала псалтырь по усопшим, ходила на дом в советские годы, несмотря на гонения. С детства мы были приучены, что есть мир видимый, есть невидимый, что нужно носить крестик. Часто я просила бабушку рассказать про Бога. Бабушка начинала: «Ну, Бог, Он везде». И я начинала плакать. Это было трогательно и одновременно жутко. Ты ощущал Его присутствие, но вроде бы ты ничего не видишь, а на самом деле Господь везде.

Мы всегда носили крестик, даже в школе, в старших классах, когда с нами проводили беседу и вызывали в кабинеты и говорили о том, что нельзя верить в Бога и изучать одновременно физику, что это всё мракобесие. Но, тем не менее, бабушка зародила в нашей семье эти зёрна веры, которые проросли, и её молитвами Господь привёл меня в церковь.

Как было принято решение именно петь?

Инициатива исходила от моего старшего брата. Я была в том возрасте, когда не принимала решения, у меня не было чёткого убеждения, что мне надо петь на клиросе. Но брат проявил инициативу. Пошёл к нашему настоятелю храма в городе, где мы жили, и попросил, чтобы меня и мою подружку благословили петь. За компанию мы стали вместе ходить на правый хор. В нашем храме было чёткое разделение. Мы ощущали, что не совсем верно, когда на правом клиросе поют масштабные произведения и разговаривают, в то время, когда левый хор поёт самое основное: стихиры. Мы уже тогда это почувствовали. Но я знаю, что такое правый хор, изнутри.

Тогда я училась в шестом классе. Мне очень нравилось новое занятие. Я брала ноты и занималась отдельно, дома. У меня не было музыкального образования. Не хватало каких-то знаний, но хотелось углубленно изучать материал. Потом пришло время заканчивать учёбу в школе, встал вопрос, куда идти.

Было два варианта: исторический факультет, мне очень нравилась история, я писала работы, либо духовное училище в Ростове-на-Дону. Поразмыслив, я поняла, что в вуз поступить было сложно, нужны были деньги. Может быть, это тоже сыграло свою роль. Я решила поступать в регентский класс в духовное училище. На клиросе очень удивились, потому что ярко выраженных данных у меня не было. Надеясь на милость Божью, давая много обетов, что я не буду никогда списывать (смеётся), я молилась о том, чтобы поступить и поступила с Божьей помощью, сдав экзамены на все пятёрки.

Вспоминаю некоторые вопросы, иногда я просто надеялась на чудо. Был вопрос на вступительном экзамене, когда ректор, на тот момент духовного училища, протоиерей Олег Добринский задал вопрос уставного характера. Он спросил: «Как же будет совершаться богослужение, если праздник Пятидесятницы выпадет на пятницу?» - На что я сказала очень робко, что Пятидесятница бывает только по воскресеньям.

Были ещё и музыкальные прослушивания. Мне достался "Бог Господь" восьмого гласа и нужно было спеть тропарь Вознесения. Но так как я была воспитана на правом хоре, знала только нотный тропарь Дегтярёва. В итоге вся приёмная комиссия пела со мной тропарь Вознесения, и я поступила. Жадно познавала всю науку. Вместе со мной проходил обучение регент из монастыря в Ростове-на-Дону. Благодаря ей я попала на клирос в монастырь. Огромная разница в службах была очень явная. Устав во всей мере. В монастыре вникали в каждую букву закона, службы шли долго. Это был конец 90-х годов, много было неофитского. Тем не менее, благодаря моей жизни в монастыре, я поняла красоту уставного богослужения.

А бывает неуставное богослужение?

Есть такая фраза в Типиконе: "аще изволит настоятель". И вот этой фразой по нашим нуждам службы сокращаются. Конечно, канва устава есть везде и службы узнаваемы, но порой они сокращаются по немощи человеческой. И священноначалие иногда говорит, что не надо разводить в обычных храмах монастырские службы. Люди не могут стоять часами на богослужениях, у них есть свои нужды. А в монастыре живут те, кто посвятил свою жизнь Богу, и это норма.

Левый и правый хоры - что такое?

Если изучать историю богослужебного пения, можно вспомнить, что Игнатию Богоносцу было указано, как хоры ангелов пели попеременно, и он ввёл это антифонное пение. Если мы будем читать Устав, то там написано: «поёт правый, поёт левый лик». Но это были два равнозначных по составу и количеству хора. В дальнейшем наше русское богослужебное пение претерпевало ряд изменений: от строгого знаменного одноголосия к многоголосию. Песнопения становились сложнее, простые певцы не могли их исполнять. Появились партесные песнопения. Их могли исполнять не все певчие. Такие хоры стали называться правыми, а те, кто пели по-простому, стали называться "левый хор". Но в некоторых храмах это есть, где-то этого нет.

Знаменное пение - применяется ли оно сейчас?

Знаменное пение это огромный пласт нашего богослужебного пения, который когда-то был совершенно забыт и утерян, и благодаря старообрядцам оно сохранилось. Сейчас его возрождают, переводят в линейную нотациют, потому что песнопения записывались крюками. Их нужно расшифровывать, прежде чем его может понять современный человек.

В нашем храме благодаря игумену Петру к знаменному пению здоровый интерес. Им интересуются, его любят. Какое-то время Алексей Юрьевич Юрченко, когда был руководителем мужского хора, практиковал пение на службах знаменным распевом. Мужской хор «Скимен» позиционировал себя как коллектив, который является продолжателем знаменного пения. В настоящее время - Константин Прозоров - его воспитанник руководит хором. Сейчас он в армии, и мужской хор временно осиротел. Знаменное пение есть, но больше в строгом одноголосии или же в гармонизациях.

В чём отличие знаменного пения? Оно отличается читкой с листа, техникой?

Знаменным пением сложно петь в силу его забытости. Это другая техника. Им нужно мыслить. Чтобы петь знаменным пением, нужно жить духовной жизью. Знаменный распев это же целая философская система. Каждый крюк нёс в себе глубокую смысловую нагрузку. В древности певцы знали это, пользовались этим, пели более глубоко и осознанно. Сейчас мы поём по нотам и поём сухую мелодию, не вникая в смысл того, что заложил песнотворец. Раньше всё было взаимосвязано: и текст и музыка. Это переплеталось и вызывало ряд ассоциаций, глубокое осознание того, что ты поёшь.

Те, кто пел на клиросе, были более ответственны. Соприкасаясь с таким богатством, они выносили для себя много пользы. Мы далеки от всего этого, у нас «скудное» знаменное пение, нам нужно над собой работать.

Расскажите о монастырском хоре

Я в монастыре пою с 2002 года. Мой супруг астраханец, его мама - мать Тавифа (Назаренко) - работала в монастыре в свечной лавке. Обойдя все храмы Астрахани, мы решили, что ближе всего по духу нам монастырь. Здесь особые службы, свой ритм, свой стиль богослужения. Помню, что с трепетом ждала, благословят ли меня на клирос или нет. Тогда отец Нил сказал: «Тебя благословили, но только читать, а петь только в будние дни». Моему счастью не было предела!!! Но совсем скоро игумен Петр благословил и на праздничных службах петь, и на регентство. На клиросе тогда пели т. Люба, будущая м. Мария (Широбокова), и Оля Широбокова, будущая матушка Ольга Анищенко, а регентом была Галина Николаевна. Меня дружно приняли в свой коллектив. Состав был преимущественно женским. Редко приходил помогать петь о. Всеволод Гонцов. Это был, конечно, праздник! Мужские голоса были редкостью на нашем клиросе в тот период. Спустя какой-то срок, примерно через год или меньше в монастыре появился мужской хор. Таким образом, с 2003 года в монастыре на службе пели два хора: мужской и женский. Мужской хор стал петь воскресные Литургии, а в субботу вечером мы пели совместно, т.е. смешанным составом, или попеременно.

В настоящее время состав у нас преимущественно молодой. Отец Пётр поддерживает начинания молодёжи, всегда рад молодым людям и привлекает их. Все ребята любят певческое дело. Нет никого равнодушного, все приходят на службы или спевки, я уверена, с удовольствием.

Вы требовательный руководитель?

Иногда мне кажется, что я очень строгий регент, а иногда, что нет, можно и построже. Про себя со стороны сложно говорить. Элемент строгости должен быть. Я всегда говорю, что демократии на клиросе быть не может. Регент здесь - полновластный. Кого-то это обижает, кому-то это чуждо. Но мне кажется, эта форма организации самая верная. И если будет старшим регентом кто-то другой, а не я, то я так же буду работать над собой и подчиняться тому, кто руководит. Иерархия должна быть. Всё наше мироздание идёт по чинам: кто-то старше, а кто-то младше, кто-то даёт поручения, а кто-то выполняет.

А чувствуете ли Вы ответственность за богослужение?

Очень. Это ощущается в эмоциональной отдаче. Это можно прочувствовать, когда сам окажешься в этом положении. Тут ты не просто поёшь, ты за всё ещё и отвечаешь: за строй богослужения, за поведение на клиросе, за все моменты и разные ситуации, когда нужна реакция и необходимо моментально принять решение. Это большая эмоциональная нагрузка.

Музыка духовная - чем она отличается от обычной?

Эталоном церковной музыки является то, что в ней нет ничего личного, если говорить о композиторстве. Авторы богослужебной музыки не искали цели, чтобы их потом похвалили, часто не указывали своего авторства. Творческому человеку трудно творить, если его при этом не одобряют, не поддерживают. В этом основное различие духовной и светской музыки. Здесь нет эгоизма и собственного "я". Всё там во славу Творца: «не нам, но имени Твоему». Как иконописцы никогда не подписывали свои иконы, а считали, что ими водит рука Божья, также и в церковной музыке.

Но в нашей истории сложилось, что у нас есть авторская музыка. Когда её поёшь, то чувствуешь, что там есть много душевного, 1 где-то ты умиляешься, струнки души отвечают по-земному. Знаменный распев же напоминает о том, как хорошо может быть в Царствии Небесном.

Может ли музыка повлиять на молитву?

Конечно, может. Поэтому отец Пётр очень строго относится к нашему репертуару. Богослужебная музыка может помогать настраиваться на молитву, либо наоборот отвлекать какими-то ассоциациями. У нас в этом плане строго, хотя мы и поём авторские произведения. Все мы люди, и иногда хочется яркого и торжественного.

Вы даёте концерты духовной музыки?

У нас традиционно три концерта в год: Рождественский концерт, Постовой концерт и после Пасхи майский концерт. Последний охватывает и Пасху, и День Победы. Исходя из тематики каждого концерта мы поём и светские песни, и колядки, и, конечно, богослужебные песнопения. Например, Великопостный концерт - программа полностью состоит из богослужебных песнопений. Как правило, ведет концерт игумен Петр. Он рассказывая, о песнопении сейчас будет исполняться, более подробно раскрывает его смысл, помогает всем (и зрителям, и исполнителям) осознать, что мы поем. Одна из целей этого концерта - обучающая. Ведь даже те, кто поёт на клиросе, тоже могут что-то не знать.

Какие бы Вы дали советы тем, кто хочет петь на клиросе?

В первую очередь нужно взять благословение. Приходят люди и говорят: «Я хочу петь на клиросе!» Но это "я хочу". Это не совсем верный путь. Бывает избранничество, когда человек чувствует голос Божий, но элемент смирения должен быть. Надо подойти к священнику и спросить благословение. Человек должен быть готов учиться, трудиться. Петь на клиросе это ответственное дело. Почему-то многие относятся к этому очень просто. Некоторые думают, вот мы в караоке или за столом поём, вроде бы, получается, почему не попеть на клиросе? На самом деле клиросное послушание - это большой труд. Надо много над собой работать, многое выучить, прежде чем действительно стать грамотным певчим. Если батюшка благословит, надо приготовиться к трудностям: духовным и физическим.

Беседовала Татьяна Котова