Какие бывают жанры музыки? Особенности разных музыкальных жанров Виды и жанры музыкальных произведений

Музыкальные жанры

Блюз (англ. blues, от blue devils - меланхолия, грусть) - первоначально - сольная лирическая песня афроамериканцев, впоследствии - направление в музыке. Блюз появился во второй половине XIX в. в США. Для мелодики блюза характерны вопросно-ответная структура и использование блюзового лада. В лирических текстах множества блюзов нашла отражение тема социального и расового угнетения.

Вокальная музыка - это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella. Крупные жанры - музыкально-драматическое произведение, оратория, средние жанры - кантата, вокальный цикл, литургия, хоровой концерт, малые - вокальная миниатюра (песня, романс).

Госпел (англ. gospel music) - жанр духовной христианской музыки, развившийся в первой трети XX в. в США. Обычно различают негритянский госпел и белый госпел. Общим является то, что и тот и другой родились в среде методистских церквей американского Юга.

Джаз (англ. jazz) - форма музыкального искусства, возникшая в начале XX в. в США в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры - свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счет освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей.

Кантри (англ. country, второе название - кантри энд вестерн, англ. country and western) - наиболее распространенная разновидность американской фолк-музыки белых жителей (ковбоев) Юга и Юго-Запада США.

Классическая музыка - свободное от терминологической строгости понятие, употребляющееся, в зависимости от контекста, в трех значениях.

1. В значении качественной оценки: музыка прошлого, выдержавшая испытание временем и имеющая аудиторию в современном обществе. Уже сегодня в качестве классических воспринимаются не только вершины высокого музыкального искусства, но и лучшие образцы развлекательных жанров прошлого: например, вершины французской, венской и венгерской оперетты XIX - начала XX в., вальсы Иоганна Штрауса и т. п.

2. В узкоисторическом смысле: музыка второй половины XVII - начала XIX в. (этот период традиционно соотносят с классицизмом). Понятие классицизма по отношению к музыке не слишком широко применимо, так что в устойчивой характеристике Гайдна, Моцарта и Бетховена как венских классиков присутствует и немалая доля качественной оценки их творчества как фундамента для дальнейшего развития музыкальной композиции.

3. В типологическом смысле: так называемая академическая музыка, находящаяся в отношении преемственности прежде всего к сформировавшимся в Европе в XVII–XIX вв. музыкальным жанрам и формам (опера, симфония, соната и т. п.), мелодическим и гармоническим принципам и инструментальному составу.

Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) - музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат. Большое влияние на мюзикл оказали многие жанры: оперетта, комическая опера, водевиль, бурлеск. Как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался и до сих пор признается не всеми.

Народная песня - наиболее распространенный вид народной музыки, продукт коллективного устного творчества. Отражает характер каждого народа, обычаи, исторические события, отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Народная песня существует во множестве местных вариантов, постепенно видоизменяясь.

Опера (итал. opera, буквально - сочинение, от лат. opera - труд, изделие, произведение) - художественно-драматическая форма театральных представлений, в которой речь, соединенная с музыкой (пение и аккомпанемент), и сценическое действие имеют преобладающее значение. Первый оперный театр для публичных представлений был открыт в 1637 году в Венеции; ранее опера служила только для придворных развлечений. Первой большой оперой можно считать «Дафну» Пери, исполненную в 1597 году. Опера скоро распространилась по Италии, а затем и по остальным странам Европы.

Панк-рок (англ. punk rock) - жанр рок-музыки, возникший в середине 1970-х годов в США и Великобритании, в котором сочетались социальный протест и музыкальное неприятие тогдашних форм рока: культивировались нарочито примитивная игра и задорность раннего рок-н-ролла.

Поп-музыка (англ. pop music, от popular music) - вид современной развлекательной музыки. В целом этим термином, особенно в западных странах, определяют весь спектр эстрадной развлекательной музыки, исключая, как правило, джаз, блюз и кантри. Несмотря на то что, таким образом, составной частью этого термина оказывается рок-музыка, ее зачастую противопоставляют поп-музыке, видя в последней олицетворение сугубо легкой музыки, рассчитанной на массового слушателя.

Рок-н-ролл (англ. rock’n’roll, от rock and roll) - стиль популярной музыки, родившийся в 1950-х годах в США и явившийся ранней стадией развития рок-музыки. Также танец, исполняемый под музыку рок-н-ролла и музыкальная композиция в стиле рок-н-ролла. В англоязычных странах термин «рок-н-ролл» нередко применяют при общем обозначении рок-музыки. Считается, что термин «рок-н-ролл» в его современном понимании был введен в обиход Аланом Фридом, энергичным диск-жокеем из Кливленда, штат Огайо. Классическое звучание рок-н-ролла было сформировано в 1954–1955 годах, когда Билл Хейли, Элвис Пресли, Чак Берри, Литл Ричард и Фэтс Домино записывали песни, заложившие основу рок-н-ролла.

Романс - вокальное сочинение, написанное на небольшое стихотворение лирического содержания, преимущественно любовного.

Ска (англ. ska) - музыкальный стиль, появившийся на Ямайке в конце 1950-х годов. Возникновение стиля связано с появлением звуковых установок (англ. sound systems), позволявших танцевать прямо на улице.

Спиричуэле (англ. spirituals, spiritual music) - один из самых ранних жанров афро-американской музыки. Традиционно песни спиричуэлс связаны с христианской религиозной тематикой. Как жанр спиричуэлс оформился в последней трети XIX в. в США в качестве модифицированных невольничих песен среди негров американского Юга.

Хип-хоп (англ. hip-hop) - молодежная субкультура, появившаяся в США в конце 1970-х в среде афроамериканцев. Для нее характерны своя музыка (также называемая «хип-хоп»), свой жаргон, своя мода, танцевальные стили (брейк-данс и др.), графическое искусство (граффити) и свой кинематограф. Музыка хип-хопа состоит из двух основных элементов: рэпа (ритмичного речитатива с четко обозначенными рифмами) и ритма, задаваемого ди-джеем; в то же время нередки композиции без вокала. В такой комбинации исполнители рэпа называют себя «эм-си» (англ. МС - Microphone Controller или Master of Ceremony).

Шансон (франц. chanson) - французские эстрадные песни конца XIX-

XX вв., исполненные в стилистике кабаре. Из кабаре данная модификация шансонов перешла во французскую эстрадную музыку XX в. (самыми известными шансонье были Морис Шевалье, Эдит Пиаф и др.). За пределами Франции к числу шансонье принято относить почти всех эстрадных исполнителей франкоязычных песен. Благодаря такому расширенному толкованию термина в эту категорию попадают П. Дюпон, Ив Монтан, Ж. Брассенс, Ш. Азнавур, М. Матье, Джо Дассен, П. Каас.

Из книги В начале было слово. Афоризмы автора Душенко Константин Васильевич

Прозаические жанры Роман Беллетристика – частная история народов. Оноре Бальзак (1799–1850), французский писатель История – это роман, в который верят, а роман – история, в которую не верят. Моисей Сафир (1795–1858), австрийский писатель История – это роман событий, роман –

Из книги Большая Советская Энциклопедия (МУ) автора БСЭ

Популярные жанры Все жанры хороши, кроме скучного. Вольтер (1694–1778), французский философ-просветитель …Но даже Вольтер не сказал: одинаково хороши. Александр Пушкин (1799–1837), поэт К развлекательной литературе относятся примерно так же, как к проституции: осуждают, но

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Из книги Как издать книгу. Советы литературного агента. (Пособие для начинающих писателей) автора Горюнова Ирина Стояновна

Из книги Всё о Нью-Йорке автора Чернецкий Юрий Александрович

Все жанры хороши, кроме скучного С французского: Tous les genres sont bons, hors le genre ennuyeux.Из предисловия к пьесе «Блудный сын» (1736) французского философа, писателя, деятеля эпохи Просвещения Вольтера (псевдоним Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778). Отмечая, что в его пьесе налицо «смешение

Из книги Как писать хорошо. Классическое руководство по созданию нехудожественных текстов автора Зинсер Уильям

3 Коммерческие и некоммерческие жанры в современной литератур Если вы не графоман, а писатель и пишете «вполне себе ничего», далеко не факт, что ваше произведение заинтересует издательство. Причин может быть несколько.Во-первых, стихи, драматургию, дневники, записки, эссе,

Из книги Краткий справочник необходимых знаний автора Чернявский Андрей Владимирович

Музыкальные представления Местам, где звучит очень хорошая музыка на любой вкус, в районе Манхаттан действительно нет числа. Поэтому назовем лишь подлинные жемчужины, самые драгоценные среди них.Что касается классической музыки, то начнем с Линкольновского центра

Из книги Как писать в XXI веке? автора Гарбер Наталья

Часть III ЖАНРЫ

Из книги Как стать писателем… в наше время автора Никитин Юрий

Жанры живописи Жанры живописи (франц. genre - род, вид) - исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.Батальный жанр (от франц. bataille - битва) - жанр изобразительного искусства, посвященный темам войны и военной

Из книги Как заработать, если умеешь писать автора Горюнова Ирина Стояновна

Жанры и виды кинематографа Боевик (экшен) - фильмы этого жанра зачастую не обладают сложным сюжетом. Главный герой обычно сталкивается со злом в самом очевидном его проявлении: преступление, коррупция, терроризм, убийство. Не находя иного выхода, главный герой решает

Из книги Написать свою книгу: то, чего никто за тебя не сделает автора Кротов Виктор Гаврилович

Комедия, сатира и трагедия как жанры Восемьдесят восемь профессоров - Отечество, ты погибло! Сатирическое народное двустишие о германском Франкфуртском парламенте 1849 года В малых жанрах комедия первой напрашивается на перевод в драматургическую форму, потому что если

Из книги автора

Жанры, жанры, жанры, поджанры… Загляните в любую интернетовскую библиотеку, обычно там везде представлен один и тот же набор романов, разбитый на группы:ПрозаБоевики, триллеры, детективы (иногда в куче, иногда по отдельным группам),УжастикиЭротическаМелодрамаНаучная

Из книги автора

Деление на жанры Как известно, кроме таких слов, как «проза», «поэзия», «фантастика» и другие, встречаются и такие вроде бы понятные, как «комедия», «трагедия», «драма».Почему вроде бы? Разве с самого начала не понятно? Еще со школьной скамьи застряли между ушей эти

Из книги автора

Коммерческие и некоммерческие жанры в современной литературе Если вы не графоман, а писатель и пишете «вполне себе ничего», далеко не факт, что ваше произведение заинтересует издательство.Причин может быть несколько:? Во-первых, стихи, драматургию, дневники, записки,

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

Составитель:

Соломонова Н.А.

В музыковедческой литературе к разработке таких понятий, как стиль и жанр, ученые обращаются реже, чем, например, в литературоведении, на что неоднократно указывали многие исследователи. Именно это обстоятельство побудило нас обратиться к написанию данного конспекта.

Понятие стиля отражает диалектическую взаимосвязь содержания и формы произведения, общность исторических условий, мировоззрений художников, их творческого метода.

Понятие «стиль» возникло на этапе завершения эпохи Возрождения, в конце ХVI века, и включает оно в себя многие аспекты:

Индивидуальные особенности творчества того или иного композитора;

общие особенности письма группы композиторов (стиль школы);

особенности творчества композиторов одной страны (национальный стиль);

особенности произведений, входящих в какую-либо жанровую группу - стиль жанра (это понятие ввел А.Н.Сохор в работе «Эстетическая природа жанра в музыке»).

Широко применяется понятие «стиль» по отношению к исполнительскому аппарату (например, вокальный стиль Мусоргского, фортепианный стиль Шопена, оркестровый стиль Вагнера и т.д.). Музыканты, дирижеры также вносят свою неповторимую трактовку в стиль исполняемого произведения, и особо одаренных и ярких исполнителей мы также можем узнать по их неповторимой интерпретации, по характеру звучания произведения. Это такие великие музыканты, как Рихтер, Гилельс, Софроницкий, Ойстрах, Коган, Хейфец, дирижеры Мравинский, Светланов, Клемперер, Никиш, Кароян и др.

Среди наиболее известных исследований, посвященных проблемам музыкального стиля, в этом ключе следует назвать следующие работы: «Бетховен и три его стиля» А.Н.Серова, «Черты стиля Шостаковича» (сборник статей), «Стиль симфоний Прокофьева» М.Е.Тараканова, «К проблеме стиля И.Брамса» Е.М.Царевой, или «Художественные принципы музыкальных стилей» С.С.Скребкова, «Классический стиль в музыке ХУ111- начала Х1Хвеков; Самосознание эпохи и музыкальная практика» Л. В.Кириллиной, «Исследования о Шопене» Л.А.Мазеля, где он справедливо отмечает, что анализ конкретного произведения невозможен без учета общих исторически сложившихся закономерностей данного стиля, и раскрытие содержания произведения невозможно без ясного представления о выразительном значении тех или иных формальных приемов в этом стиле. Исчерпывающий анализ музыкального произведения, претендующий на научную безупречность, по мнению ученого, должен иметь предпосылкой глубокое и всестороннее знакомство с данным стилем, его историческим происхождением и значением, его содержанием и формальными приемами.



Ученые предлагают ряд дефиниций.

Музыкальный стиль – это возникающая на определенной социально-исторической почве система художественного мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения. (Л.А.Мазель)

Музыкальный стиль - термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.(Е.М.Царева)

Стиль – свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведение одного исторического периода … от другого (Б.В.Асафьев)

Стиль - это особенное свойство, или лучше сказать, качество музыкальных явлений. Им обладает произведение или его исполнение, редакция, звукорежиссерское решение или даже описание произведения, но лишь тогда, когда в том, другом, третьем и т.д. непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.

Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков. (Е.В.Назайкинский).

По мнению ученого, наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля.

И н д и в и д у а л ь н ы й с т и л ь творчества композитора, как правило, наиболее притягателен для исследователей. «Стиль в музыке, как и в других видах искусства, есть проявление характера творческой личности, создающей музыку или интерпретирующей ее» (Е.В.Назайкинский). Ученые обращают серьезное внимание на эволюцию композиторского стиля. В частности, выше было указано на привлекшие внимание Серова три стиля Бетховена. Исследователи тщательно изучают ранний, зрелый и поздний стиль Скрябина и т. д.

«Эффект стилевой определенности» (Е.Назайкинский) обеспечивают наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки, которые являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля. По ним слушатели узнают стилевую принадлежность того или иного произведения, почерк композитора, исполнительскую манеру того или иного интерпретатора. Например, характерный для Грига ладогармонический оборот – переход вводного тона не в тонику, а в пятую ступень лада (Концерт для фортепиано с оскестром – вступительные аккорды, знаменитая «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», или также часто используемый композитором нисходящий ход к пятой ступени через шестую повышенную ступень (Лирические пьесы, «Вальс» ля-минор), или знаменитая «рахманиновская гармония» - аккорд, образованный в миноре четвертой, шестой, седьмой повышенной и третьей ступенями с разрешением в тонику в мелодическом положении терции (начальные фразы его знаменитого романса «О, не грусти!» - примеров очень много, их можно продолжать бесконечно.

Весьма важной особенностью стиля является фиксация и выражение определенного с о д е р ж а н и я, на что указывали Е.В.Назайкинский, М.К.Михайлов, Л.П.Казанцева, А.Ю.Кудряшов.

Специфика н а ц и о н а л ь н о г о с т и л я прослеживается прежле всего в том, как соотносятся фольклорные истоки и профессиональное композиторское творчество в рамках национального стиля. Как справедливо отмечает Е.В.Назайкинский, - и фольклорный материал, и принципы народной музыки, и конкретные ее элементы могут служить источником своеобразия общего национального стиля. Мера и сам характер осознания принадлежности к той или иной нации, как и отражения этого в творчестве, в значительной степени зависят от взаимодействия родной культуры с инонациональными культурами и их элементами, от того, с какими иными нациями и культурами человек соприкасается. Даже самый сильный, яркий индивидуальный стиль в процессе своего становления и развития опосредуется стилями школы, эпохи, культуры, народа. Вспоминаются замечательные слова В. Г. Белинского, - «если процесс развития культуры одного народа проходит через заимствования у другого – он, тем не менее, происходит н а ц и о н а л ь н о, иначе нет прогресса».

Анализ музыкального языка того или иного произведения – особенностей мелодики, гармонии, ритма, формы, фактуры является предпосылкой для характеристики стиля.

В музыковедческой литературе сложилось множество теорий, описывающих отдельные исторические этапы формирования различных стилей – барокко, рококо, классицизма, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма и т. д. Содержание этих исследований выявляет ведущие, основополагающие принципы, которые объединяют в рамках одной исторической эпохи музыкальные произведения, созданные в разных странах, разных национальных школах и т.д. , что дает представление о эстетике определенного исторического этапа, музыкальном языке и самой эпохе в целом. В своей известной книге «Хроника моей жизни» И.Ф.Стравинский писал: «всякая доктрина требует для своего воплощения особого способа выражения, а следовательно, особой техники; нельзя же ведь себе представить в искусстве технику, которая бы не вытекала из определенной эстетической системы».

Для каждого стиля характерны свои особые черты. Так, для б а р о к к о свойственны монументальность форм, в том числе и крупномасштабные циклические формы, многоплановые контрасты, сопоставление полифонического и гомофонного принципов музыкального письма. Барочная сюита танцев, как отмечал А.Ю.Кудряшов, обобщенно представляла движение одновременно в двух ипостасях – в качестве воплощения четырех главных человеческих темпераментов и в качестве этапов течения человеческой мысли (меланхолическая аллеманда – «тезис», холерическая куранта - «развитие тезиса», флегматическая сарабанда – «анти-тезис», сангвинистическая жига – «опровержение тезиса». Поражать слушателя, зрителя, удивлять его, очаровывать стало целью искусства ХУ11 века.

Как отмечала О.Захарова, большую роль стало играть публичное выступление солистов, их выделение на первые, видные публике места, в то время, как хор и инструментальный ансамбль, находившиеся раньше непосредственно перед глазами слушателей, перемещаются на задний план.

В эпоху барокко получает бурное развитие оперный жанр, и как справедливо отмечает В.Мартынов, опера стала способом существования музыки, ее субстанцией… И когда барочные композиторы пишут мессы и мотеты, то их мессы и мотеты представляют собой те же оперы, или оперные фрагменты, с той лишь разницей, что в основе их лежат сакральные канонические тексты, которые и становятся объектом «музыкального представления».

Стержень музыки барокко – а ф ф е к т, понимаемый в ту эпоху как выражение чувства, содержащего в себе идею вечности. «Цель музыки – доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты» , - писал Р.Декарт в своем трактате «Компендиум музыки». Классификация аффектов была сделана А.Кирхером – любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость, затем – И.Вальтером - любовь, страдание, радость, гнев, сострадание, страх, бодрость, изумление.

Композиторы эпохи барокко большое внимание уделяли интонационному произнесению слова по законам р и т о р и к и. По Ю.Лотману, «для риторики барочного текста характерно столкновение в пределах целого участков, отмеченных разной мерой семиотичности. В столкновении языков один из них неизменно выступает как «естественный» (не язык), а другой в качестве подчеркнуто искусственного».

Приведем наиболее известные в искусстве барокко музыкально-риторические фигуры:

восходящее движение мелодии (как символ вознесения, воскресения);

нисходящее движение мелодии (как символ греховности или перехода в «нижний мир»);

кругообразное движение мелодии (как символ «адских вихрей» (Данте), или, напротив, божественного просветления);

гаммообразное восходящее или нисходящее движение мелодии в быстром темпе (как символ воодушевления, с одной стороны, или гнева – с другой);

движение мелодии по узким хроматическим интервалам (как символ ужаса, зла);

ход мелодии на широкий хроматический, увеличенный или уменьшенный интервал, или пауза во всех голосах (как символ смерти).

Для стиля р о к о к о характерен мир хрупких, грациозных или скерцозных образов галантного, салонного характера, а музыкальный язык изобилует дробностью мелодического рисунка, мелизмами, прозрачностью фактуры. Композиторы стремятся воплощать не устоявшиеся настроения, а их развитие, не спокойно изливающийся аффект, а чувство с резкими сменами напряжения и разрядок. Для них привычной становится речевая ясность выражения музыкальной мысли. Незыблемые, статичные образы уступают место изменчивости, покой – движению.

К л а с с и ц и з м – по словам академика Д.Лихачева, - один из возможных «больших стилей эпохи». В эстетическом аспекте классического стиля важно подчеркнуть тщательно выверенный баланс чувственно-непосредственного, рационально-логического и идейно-возвышенного, заложенный в произведении, классическое самосознание художника, преодолевающего «власть темных жизненных сил» и обращенное « свету, чувственной красоте» (Э.Курт), а потому созвучного классическим же образцам искусства прошлого, в первую очередь – античного, активизация интереса к которому является одним из показательных признаков формирования любого классицизма (А.Ю.Кудряшов). Особое значение в эпоху классицизма имеет становление четырехчастного сонатно-симфонического цикла. Как полагает М.Г.Арановский, он определяет семантику четырех главных ипостасей человеческой личности: Человек деятельный, Человек мыслящий, Человек играющий, Человек общественный. Четырехчастная структура выступает, как пишет Н.Жирмунская, в качестве универсальной модели мира – пространственной и временной, синтезирует макрокосм – вселенную – и микрокосм – человека. «Различные преломления этой модели объединяются эмблематическими и символическими связями, иногда переведенными на язык привычных мифологических образов и сюжетов: стихии символически отражают времена года, суток, периоды человеческий жизни, страны света (например: зима – ночь – старость - север – земля и т.п.)»

Появляется целая группа семантических фигур с масонским значением, которые выявила Е.Чигарева в творчестве Моцарта «Ме л о д и я: подъем на большую сексту – надежда, любовь, радость; задержания, пары слигованных нот – узы братства; группето – масонская радость; ритмика: пунктирный ритм,… акцентированные аккорды стаккато, сменяемые паузой – смелость и решительность; г а р м о н и я: параллельные терции, сексты и секстаккорды, - единство, любовь и гармония; «модальные» аккорды (побочные ступени – VI и др.) – торжественные и религиозные чувства; хроматизмы, уменьшенные септаккорды, диссонансы – мрак, суеверие, хло и раздор».

Центральный содержательный комплекс художественного мира Бетховена - красота и уравновешенность формы, строго организованный поток музыкально-риторического красноречия, высокая этическая идея, большая роль противоположностей – как на уровне музыкального синтаксиса, так и на уровне формы.

Р о м а н т и з м – стиль, господствующий в ХIХ столетии. Один из исследователей музыкального романтизма, Ю.Габай выявляет три способа истолкования романтизма Х1Х века: в противоположность классическому обозначает христианское искусство; во-вторых, связывается с романской языковой традицией, именно – старофранцузским стихотворным романом, в третьих, определяет подлинно поэтическое одушевление, то, что делает великую поэзию всегда живой (в последнем случае романтики, всматриваясь в историю как в зеркало своих идеалов, находили их и у Шекспира, и у Сервантеса, и у Данте, и у Гомера, и у Кальдерона).

В музыкальном языке исследователи отмечают возрастание экспрессивной и красочной роли гармонии, синтетический тип мелодики, использование свободных форм, стремление к сквозному развитию, новые типы фортепианной и оркестровой фактуры. Мысль Новалиса о романтической прозе, в высшей степени меняющейся, чудесной, с особенными оборотами, быстрыми скачками – можно экстраполировать и на музыку. Важнейшим способом музыкального выражения всеобщей для романтизма идеи становления и изменения становится повышенная распевность, песенность, кантиленность, присутствующая у Шуберта, Шопена, Брамса, Вагнера и др.

Программность как феномен музыкального мышления

романтической эпохи, влечет за собой и особые средства музыкальной выразительности. Следует иметь в виду сложные взаимоотношения программной и непрограммной музыки, так как, по признанию Шопена, «нет настоящей музыки без скрытого смысла». А Прелюдии Шопена – по высказываниям его учеников – это исповедь их творца. Соната си-бемоль минор с известным «похоронным маршем» по словам Шумана «не музыка, а нечто с присутствием ужасающего духа», по словам А.Рубинштейна – «ночное веяние ветра над гробами на кладбище»…

В музыке ХХ века мы наблюдаем особое многообразие техник музыкальной композиции: свободная атональность, звуковысотно недифференцированная сонористика, тембро-шумовые эффекты, алеаторика, а также двенадцатитоновая система, неомодальность, серийность, сериальность. Разомкнутость отдельных составляющих музыки ХХ века являются отличительной чертой современной культуры в целом, о чем справедливо говорил французский культуролог А.Моль: «современная культура мозаична, … является сложенной из многих соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью».

В музыке разрушается распевно-кантиленный тематизм, происходит раскрепощение и других средств музыкальной выразительности (Стравинский, Барток, Дебюсси, Шенберг, Мессиан,Веберн и др.) появляются и необычные исполнительские особенности, шокирующие современников, как, например, в пьесе Г.Кауэлла «Гармонические приключения» - использование кластеров (аккордов, состоящих из секунд), приемы извлечения на фортепиано кулаком, ладонью или всем предплечьем…

В музыке появляются новые модернистские тенденции, идущие от живописи и др. искусств. Так, у истоков такого явления, как б р ю и т и з м, или искусство шумов (от франц. слова брюит – шум) находился итальянский живописец Луиджи Руссоло, который в своем манифесте «Искусство шумов» писал, что «музыкальное искусство ищет амальгаму самых диссонирующих, самых странных и самых резких звуков… мы будем забавляться, оркеструя идеально скрипящие на блоках двери магазинов, гул толпы, различные шумы железнодорожных станций, кузниц, прядилен, типографий, электрических мастерских и подземных железных дорог… не следует забывать абсолютно новые шумы современной войны… , превратить их в музыку и регулировать гармонически и ритмически»

Еще одно модернистическое течение – д а д а и з м. Модернистическая сущность дадаизма прослеживается в высказываниях художника Г.Гросса: «Дадаизм был прорывом, который мы совершили, горланя, издеваясь и хохоча, чтобы вырваться из того замкнутого, чванного и чрезмерно ценимого нами круга, который парил над классами и был чужд чувству ответственности и участию в повседневной жизни. Деятельное участие в работе берлинского клуба «Дада» принимал композитор и художник, выходец из России Ефим Голышев, один из поборников двенадцатитоного метода композиции ХХ века. Среди его музыкально-сценических произведений – «Дадаистический танец с масками», «Задыхающийся маневр», «Каучук» для двух литавр, десяти трещеток, десяти дам и одного почтальона. Появляются урбанисчтические сочинения Онеггера («Пасифик-231»), Прокофьва (балет «Стальной скок»), Мосолова (Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета «Сталь»), Вареза («Ионизация» для сорока одного ударного инструмента и двух сирен) – далее эти тенденции преломились в направлениях послевоенного музыкального авангарда. Это конкретная и электронная музыка, ансамблевый хэппенинг и инструментальный театр, сонористика, мультимедиа-процессы (произведения П.Шеффера, К.Штокхаузена, М.Кагеля, С.Слонимского, А.Шнитке, С.Губайдуллиной, Дж. Кейджа и др.)

В конце Х1Х века сложились предпосылки для появления н е о к л а с -с и ц и з м а, который, по словам Л.Рабена, явился самой универсальной из новых систем музыки ХХ века.

Появляются и полистилистические тенденции в музыке. П о л и с т и –

л и с т и к а – сознательное соединение в одном произведении различных стилевых черт. «Под опрелелением полистилистики подразумевается намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений, стилистическая разнородность, возникающая в результате применения ряда технических приемов (один из частных случаев – коллаж)» - (Музыкальная энциклопедия, т.З, с.338). Один из интересных случаев использования вертикальной полистилистики находим в «Серенаде» для пяти инструментов А.Шнитке: в цифре партитуры 17 одновременно звучат мотив Скрипичного концерта Чайковского а начало главной партии его же Первого фортепианного концерта, а цифре 19 соединяются лейтмотив Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, вступительные аккорды Патетической сонаты Бетховена и пассажи из Чаконы Баха для скрипки соло.

Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с определенными функциями музыки, ее жизненным предназначением, условиями его исполнения и восприятия. Весьма объемную дефиницию дает Е.Назайкинский: «ж а н р ы – это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения. Жанр – это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое. Если слово стиль отсылает нас к источнику, к тому, кто породил творение, то слово жанр – к тому, по какой генетической схеме формировалось, рождалось, создавалось произведение. Жанр – это целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка».

В работах Т.В.Поповой в основе классификации жанров даны два критерия: условия бытования музыки и особенности исполнения. В.А.Цуккерман выделяет три основные жанровые группы: лирические жанры, повествовательные и эпические жанры и моторные жанры, связанные с движением. А.Н.Сохор в качестве основного критерия берет условия бытования, обстановку исполнения. Ученый выделяет четыре основные группы жанров: культовые или обрядовые жанры, массово-бытовые жанры, концертные жанры, театральные жанры. Систематизация жанров, сделанная О.В.Соколовым, основана на связи музыки с другими искусствами или внемузыкальными компонентами, а также ее функция. Это – чистая музыка, взаимодействующая музыка, прикладная музыка, прикладная взаимодействующая музыка.

Т.В.Попова систематизирует основные жанры классической музыки следующим образом:

Вокальные жанры (песня, гимн, хор, речитатив, романс, баллада, ария, ариэтта, ариозо, каватина, вокализ, ансамбль);

Танцевальная музыка. Старинная танцевальная сюита;

Жанры инструментальной музыки (прелюдия, инвенция, этюд, токката, экспромт, музыкальный момент, ноктюрн, баркарола, серенада, скерцо, ююмореска, каприччио, рапсодия, баллада, новелетта);

Симфоническая и камерная музыка;

Сонатно-симфонические циклы, Концерт, Симфоническая сюита Х1Х – ХХ веков;

Одночастные (не циклические) жанры Х1Х-ХХ века (увертюра, фантазия, симфоническая поэма, симфоническая картина, одночастная соната;

Музыкально-драматические произведения. Опера и балет

Кантата, оратория, реквием.

Литература

Основная

1. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структура тональной музыки:

в 2 ч. М.: Владос, 2003.

2. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001.

3. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций: Психологические и и семиотические аспекты //Аспекты теоретического музыкознания. Проблемы музыкознания. Вып2. Л., 1989. С.95-122.

4. Гусев В.Эстетика фольклора. Л.,1967.

5. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов. Астрахань, 2001.

6. Казанцева Л. П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». Казань, 1991.

7. Коловский О. П. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / О. П. Коловский [и др.]. Л.: Музыка, 1988.

8. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994.

9. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. М.: Музыка, 1967.

10. Музыкально-энциклопедический словарь. М., 1998.

11. Назайкинский Е. В. Стили и жанры в музыке: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.

12. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд. М., 1954.

13. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа: учеб. М.: Владос, 2001.

14. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 1998.

15. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2004.

16. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров //Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977.

17. Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма: учеб. пособие / Ю. Н. Тюлин [и др.]. Л.: Музыка, 1974.

18. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.

Дополнительная

1. Александрова Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск, 1996.

2. Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1995.

4. Казанцева Л. П. Анализ музыкального содержания: метод. пособие. Астрахань, 2002.

5. Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. Новосибирск, 2003.

6. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. М., 2006.

7. Мазель Л. Свободные формы Ф. Шопена. М.: Музыка, 1972.

8. Музыкальная энциклопедия. М., 1974–1979. Т. 1–6

9. Овсянкина Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 2003.

10. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма: учеб. для студ. музыковедч. отд. муз. вузов. М.: Музыка, 1987.

АДАЖИО - 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ - музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО - 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО - 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.
АНДАНТЕ - 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО - 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА - обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО - исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС - 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО - вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС - совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН - звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА - различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ - 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС - неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ - вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК - характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ - в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА - изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ - соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ - 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ - 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН - специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР - 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА - быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ - 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС - слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО - низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД - важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО - литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ - одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ - инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО - умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ - переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО - система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ - призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА - переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА - способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО - многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА - нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ - составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ - последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО - прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР (медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК - в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ - небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА - повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ - чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ - раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО - 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО - 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА - построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР - окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП - скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА - основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ - переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ - переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН - одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА - конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ - один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ - заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ - религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ - полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ - способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ - 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА - вид музыкального исполнительского искусства


В литературе, музыке и других искусствах за время их существования сложились различные виды произведений. В литературе это, например, роман, повесть, рассказ; в поэзии – поэма, баллада; в изобразительном искусстве – пейзаж, портрет, натюрморт; в музыке опера, симфония и так далее.

Род произведений в пределах какого-то искусства называют французским словом жанр (gеnre) – род, вид.
Не все музыкальные жанры возникли в одно время. Опера, например, родилась в Италии в конце XIX века, а симфоническую поэму создал в середине XIX века Ференц Лист.
За время своего существования различные жанры сильно изменились, но все сохранили при этом свои основные признаки. Так, опера – это произведение для музыкального театра, которое имеет сюжет, ставится в декорациях и исполняется артистами певцами и оркестром. Ее не спутаешь с балетом и симфонией. Но ведь и оперы бывают разные: исторические, героические, комические, лирические. Все они имеют свои характерные черты, хотя принадлежат к одному и тому же оперному жанру. И тогда, когда нам надо уточнить, о каком именно виде оперы идет речь, мы снова, но в более узком значении слова, употребляем термин «жанр».
Мы говорим: жанр лирической оперы, жанр музыкальной драмы, жанр эпической оперы... Внутри общего понятия (жанра) вокальной музыки мы различаем жанры романса, песни и т.д.
Есть у этого термина еще одно значение. Может быть, вам приходилось слышать, как о художнике говорят: он жанрист. Это значит, что художник создает картины на бытовые сюжеты. Такие картины писал, например, В. Петров. Из живописи слово жанр в таком значении перешло в другие искусства, в том числе и в музыку. Если мы говорим о каком-нибудь произведении: в нем есть жанровые эпизоды это значит, что композитор ввел в него песню, танец или марш. Симфония

Симфония на греческом языке означает созвучие. Оно употребляется не только применительно к оркестру, к музыке. Например, русский поэт Бальмонт в осенней красоте природы видел «симфонию красок и шелестов». Симфония в музыке это большое произведение, написанное для симфонического оркестра. Слушая симфонию, мы не знаем, о чем грустит композитор, мы грустим о своем. Мы не знаем точно, какие картины природы вставали перед его глазами. При звуках музыки оживает то, что мы сами видим.
Симфония имеет несколько частей (Прослушивание симфонии N6 П.И.Чайковского). Композиторы писали концерты для симфонического оркестра и какого-нибудь инструмента. Опера

Опера – это спектакль, в котором действующие лица не говорят, а поют. Опера, как и пьеса, один из видов театрального искусства.
Музыка – главное в опере.
Чтобы сказка могла идти на сцене, ее переделывают в «оперную пьесу» – пишут либретто.
Все свои мысли действующие лица передают пением. Когда на сцене поет один из героев, мы это называем арией или ариозо. Если поют двое – это дуэт, трое – трио, четверо – квартет.
Иногда раскрыть более полно содержание произведения помогают танцевальные эпизоды. Тогда в опере появляются балетные сцены.
С помощью музыки композитор создает в опере не только портреты действующих лиц, но целые картины.
Большинство опер начинаются с увертюры. Слово «увертюра» французское и означает открытие. Ее исполняет оркестр до открытия занавеса. В увертюре заложены ведущие мелодии оперы. Перед 1 и 2 действием звучат «антракты» (музыкальные вступления).
Итак, главное в опере – музыка, звучание оркестра и голосов. Но опера – это и драма, и танец, и живопись, слитые воедино. Именно поэтому опера производит особенно сильное впечатление на слушателей, является самой понятной формой серьезной музыки. Балет

Балет – это вид сценического искусства; спектакль, содержание которого воплощается в музыкально-хореографических образах. На основе общего драматургического плана (сценария) балет соединяет музыку, хореографию (танец и пантомима) и изобразительное искусство (декорация, костюм, освещение и др.) Разные эпохи рождали различные творческие содружества композитора и хореографа, свои виды взаимодействия музыки и хореографии. Иногда музыка в балете является лишь аккомпанементом, в других случаях хореография стремится раскрыть глубокое содержание музыки.
Современный европейский балет возник в эпоху Возрождения. Появилось слово «Балет», которое тогда обозначало композицию, передававшую в танце не сюжет, а свойство или состояние характера. Искусство зрело внутри других форм: шествий, маскарадов, конных турниров, торжественных трапез. К концу XV века балет входил в зрелища, созданные известными поэтами и художниками.
К XVI веку – в Англии получил развитие жанр маски.
В XVIII веке балет как спектакль начал утверждаться в театрах Вены, где на основе сценария и музыки развивалось чисто хореографическое действие.
Балет существовал в Германии, Швеции, Голландии. Формы балета, заимствованные у итальянцев и французов обогащались национальными колоритами.
К середине XIX века стабилизировалась форма многоактного спектакля и формы балетной музыки (общие танцы, завершающие акт или спектакль, шествия-ярмарки, вальсы, польки, галопы), а также структура танцев солистов.
К началу ХХ века эстетика балетного академизма достигла вершины в произведениях великих русских мастеров (А.А. Горский, М.М. Фокин), на творчество которых влияло искусство А. Дункан, американской танцовщицы, сторонницы свободного танца.
К концу 1950 года балет получает широкое распространение во всех странах мира.