Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Пейзаж — поэтичная и музыкальная живопись — Гипермаркет знаний Пейзаж поэтическая и музыкальная живопись конспект

Билет №5 (2)

Незатейливая красота среднерусской полосы долгое время не привлекала внимания художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава... Что в этом поэтичного?

Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчи­вая, трогательная! Именно благодаря картинеАлексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувствовали пейзажность русской народной песни.

В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression- впе­чатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессионистаКлода Моне (1840-1926).

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Рассмотрите живописные пейзажи. Объясните, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах.

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Подберите живописные, литературные и музыкальные произведения, раскрывающие эмоциональное богатство мира, и подготовьте беседу с младшими школьниками о красоте и гармонии окружающей природы.

Посмотрите фильм - экранизацию одного из произведений русской классики. Какую роль в фильме играет пейзаж? Художественно-творческое задание

Напишите этюды (литературные или живописные), в которых вы изобразите природу в разных эмоциональных состояниях (в разное время суток или в разное время года).

Зримая музыка

Слушатели всего мира знают и любят шедевры музыкальной классики - «Времена года» - цикл концертов итальянского композитора XVIII в.Антонио Вивальди (1678-1741) и цикл фортепианных пьес русского композитора XIX в.Петра Ильича Чайковского (1840-1893). Оба сочинения относятся к программной музыке: имеют названия и сопровождаются поэтическими строками - сонетами самого композитора в концертах Вивальди и стихами русских поэтов к каждой из 12 пьес цикла Чайковского.

В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Вот какими словами описал свои впечатления от картины И. Левитана «Весна. Большая вода» знаток русской живописи М. Алпатов:

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно- жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели.

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это?

П. Чайковский

Обратите внимание на эпитеты в описании картины. Почему автор использовал именно музыкальные сравнения?

Что привлекает композиторов и художников в русской природе?

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П. Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка?

Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской?

Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Послушайте современные обработки классических произведений, рисующих природу. Что нового вносят современные исполнители в интерпретацию знакомых вам мелодий?

Художественно-творческое задание

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите в творческой тетради небольшой рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные литературные примеры.

8 класс.

Раздел 2. Искусство открывает новые грани мира

Урок 5

Тема: Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись. Зримая музыка.

Цель: сформировать представление о жанре пейзажа в живописи и музыке и выполнить живописную пейзажную композицию.

Задачи:

    Воспитание любви к природе и родному краю;

    Формирование представления о жанре пейзажа в живописи и музыке;

    Развитие навыков художественно практической деятельности в области изображения пейзажа.

Тип урока: урок изучения и закрепления знаний.

Методы и формы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический, художественно-педагогической драматургии;

Оборудование: ноутбук, телевизор, презентация по теме урока, альбом, краски, кисти, баночка с водой, палитра.

Ход урока.

1.Вступление. Организационный момент, приветствие.

2. Экспозиция. (слайд 1) Звучит «Лето» П.И.Чайковского. ( Вступительное слово учителя.) Ребята, урок сегодня я хочу начать строками из стихотворения Ивана Бунина.

Нет, не пейзаж влечет меня,

Любовь и радость бытия. И. Бунина

    Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Что мы узнаем? (Ответы учащихся)

Представление темы и целей урока. (слайд 2) Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства и выполним художественно-практическое задание.

3.Разработка.

    Что же такое пейзаж?

    Какие виды пейзажа в ИЗО вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.). (слайд 3)

(слайд 4) На предыдущем уроке мы говорили о том, что долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного? И только благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели» русские художники ощутили песенность русской природы. Появилась целая плеяда русских художников воспевших в своих работах красоту родной земли.

    Назовите картины и имена художников-передвижников, с произведениями которых мы познакомились на прошлом уроке.

(слайд 5-7) (Ответы учащихся: А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др.)

    Существует ли жанр пейзажа в других видах искусства кроме ИЗО?

(Ответы учащихся: в музыке и литературе)

    Назовите известного итальянского композитора 17 века, который написал цикл концертов под названием «Времена года».

(Ответы учащихся: Антонио Вивальди)

Ребята, вашим домашним заданием было подготовить групповое выступление и прочитать стихотворение-пейзаж, подобрав соответствующее музыкальное сопровождение. Предлагаю представить вам ваши выступления.

(слайд 8)

Выступление учащихся.

(слайд 9) В русских пейзажах-настроениях - стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

(слайд 10-11) В зарубежном изобразительном искусстве XX века появляется яркое направление для которого стало характерным фиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира. Этот стиль назвали «импрессионизм» от французского «впечатление». Основоположником стиля стал французский художник Клод Моне (1840-1926).

    Рассмотрите картины и сравните характерные черты стилей «реализм» и «импрессионизм».

(слайд 12) Сравнительный анализ стилей

(слайд 13-16) Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне. Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили, что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно, в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Художественно-практическая деятельность.

(слайд 17) Используя особенности цвета, колорита, ритма, композиции создайте различные образы родной природы живописными средствами. (Работа выполняется в сопровождение фортепианных пьес русского композитора П.И.Чайковского. В этом году отмечают 145 лет со дня рождения П.И.Чайковского)

4. Кульминация. Выставка, обсуждение и оценивание работ.

5. Реприза. (слайд 18) Ребята, урок я начала поэтическими строками. Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

6. Послесловие (слайд 19)

Обобщение и закрепление знаний

    Что такое пейзаж?

    Что «воспевает» пейзажный жанр?

    Что такое «импрессионизм», и каковы его особенности?

    Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.

    Какая взаимосвязь между живописью, музыкой и литературой?

(слайд 20) Домашнее задание. Повторите все, что вы знаете о жанре портрета.











Cлайд 1

Cлайд 2

А. Пушкин называл искусство «магическим кристаллом», сквозь грани которого по-новому видны окружающие нас люди, предметы и явления привычной жизни. Иван Шишкин На севере диком

Cлайд 3

Во все времена живописцы, композиторы и писатели воплощают в своих произведениях различные явления природы, волновавшие их. Борис Кустодиев. Осень. 1915 Камиль Писсаро Фруктовый сад в Понтуазе Иван Шишкин Лесные дали

Cлайд 4

Благодаря произведениям искусства - литературным, музыкальным, живописным - природа предстает перед читателями, слушателями, зрителями всегда разной: величественной, грустной, нежной, ликующей, скорбящей, трогательной. Иван Айвазовский Буря на Северном море. 1865 Борис Кустодиев Зима. 1916 Михаил Врубель Сирень. 1900

Cлайд 5

Все в тающей дымке: Холмы, перелески. Здесь краски не ярки И звуки не резки. Здесь медленны реки, Туманны озера, И все ускользает От беглого взора. Здесь мало увидеть, Здесь нужно всмотреться, Чтоб ясной любовью Наполнилось сердце. Здесь мало услышать, Здесь вслушаться нужно, Чтоб в душу созвучья Нахлынули дружно. Чтоб вдруг отразили Прозрачные воды Всю прелесть застенчивой Русской природы. Н. Рыленков Прочитайте вслух стихотворение. Найдите нужные интонации, темп, динамику голоса для передачи эмоционального состояния, отраженного в этом произведении.

Cлайд 6

А. Саврасов. Грачи прилетели. И. Левитан. Озеро. Русь Русские художники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие открыли красоту родной земли.

Cлайд 7

К. Моне. Вестминстерское аббатство К. Моне. Реймский собор на восходе солнца В XX в. в зарубежном изобразительном искусстве возникло направление, которое получило название «импрессионизм» (от франц. impression - впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Cлайд 8

Тонкие, как свечки, по-девичьи стройные березки выглядят, как те самые, которые искони воспевались в русских песнях. Отражение березок в прозрачной воде как бы составляет их продолжение, их отголосок, мелодическое эхо, они растворяются в воде своими корнями, их розовые ветви сливаются с голубизной неба. Контуры этих гнутых березок звучат подобно нежной и грустно жалобной свирели, из этого хора вырываются отдельные голоса более могучих стволов, всем им противопоставлен высокий ствол сосны и густая зелень ели. М. Алпатов о картине И. Левитана. Весна. Большая вода

Cлайд 9

Отчего простой русский пейзаж, отчего прогулка летом в России, в деревне, по полям, по лесу, вечером в степи, бывало, приводили меня в такое состояние, что я ложился на землю в каком-то изнеможении от наплыва любви к природе, тех неизъяснимо сладких и опьяняющих впечатлений, которые навевали на меня лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка, словом, всё, что составляло убогий русский родимый пейзаж? Отчего все это? П. Чайковский И. Левитан. Над вечным покоем.

Cлайд 10

Послушайте фрагменты программных произведений А. Вивальди и П.Чайковского. Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Найдите в них сходные и различные черты, выразительные средства, которыми передано отношение композиторов к природе. Что отличает русскую музыку от итальянской? Какие зрительные, литературные ассоциации появляются у вас под впечатлением от этих сочинений? Подберите стихи к прозвучавшей музыке.

Методическая разработка

Урок искусства в 8 классе

по программе «Искусство 8 – 9 класс» Г. П. Сергеевой Е. И. Э. Кашекова, Е.Д. Критской,

Раздел: Искусство открывает новые грани мира.

Тема: Искусство рассказывает о красоте земли.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 352 с углубленным изучением

немецкого языка Красносельского района

Методическая разработка

Урок искусства в 8 классе

по программе «Искусство 8 – 9 класс» Г. П. Сергеевой Е. И. Э. Кашекова, Е.Д. Критской,

Раздел: Искусство открывает новые грани мира.

Тема: Искусство рассказывает о красоте земли.

Пейзаж – поэтическая и музыкальная живопись.

учитель искусства

Санкт-петербур

Пейзаж – поэтичная и музыкальная живопись

8 класс

Цели:

1. Формирование у обучающихся представление о жанре пейзажа в живописи и музыке;

Развитие художественно – аналитических способностей, внимание, культурную зоркость, повышать уровень образовательной мотивации и познавательный интерес; умение вести диалог с произведениями искусства.

Тип урока: – урок изучения и первичного закрепления знаний.

Методы обучения: словесный, наглядный, частично-поисковый, аналитический.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, интернет

Зрительный ряд: DVD«Пейзаж», репродукции картин

Используемый цифровой ресурс http://palitra-ru.ru/ ; http://music.yandex.ru/#!/track/402710/album/220970 ); http://www.art-urok.ru/flomaster3.ht

Учебник: Г П.Сергеева, И.Э. Кашекова, Е Д Критская. Искусство, 8-9кл М: Просвещение, 2013

Ход урока.

1. Организационный.момент.

2. Вводная часть

Сегодня на уроке мы рассмотрим жанр пейзажа в разных видах искусства, проанализируем произведения живописного, музыкального, литературного характера и узнаем, какова роль пейзажа в произведениях различных видов искусств.

3. Объяснение нового материала

Давайте вспомним с вами что же такое пейзаж? (изображение природы).Как самостоятельный жанр пейзаж появился в в Китае в VI в.

Какие виды пейзажа вы помните? (городской, деревенский, марина, пейзаж в портрете и т.д.)

В европейском искусстве до XVI-XVII в. пейзаж служил фоном для портрета.

Просмотр презентации «Пейзаж»

Долгое время незатейливая красота среднерусской полосы не привлекала внимания русских художников. Скучные, однообразные равнинные пейзажи, серое небо, весенняя распутица или пожухлая от жары летняя трава… Что в этом поэтичного?

Русские художники – передвижники XIX в. А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и др. открыли красоту родной земли. Люди, словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным,и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она русская природа - нежная, задумчивая, трогательная!

Именно благодаря картине Алексея Кондратьевича Саврасова (1830-1897) «Грачи прилетели»

русские художники ощутили песенность русской природы, а русские композиторы почувcтвовали пейзажность русской народной песни.

Давайте с вами рассмотрим картины Саврасова «Грачи прилетели» и Левитана «Весна. Большая вода», «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Послушаем музыкальный фрагмент из сочинения Вивальди «Лето». (http://music.yandex.ru/#!/track/402710/album/220970 ) Какое лето вы себе представили? (ответы уч-ся). С помощью каких музыкальных средств автор изобразил лето (интонация, ритм, форма и т.д.). Сопоставим музыкальное произведение и картины Левитана «Над вечным покоем», «Озеро.Русь».

Какие средства художественной выразительности используют художники (цвет, ритм, светотень,
и т.д.)?

А теперь рассмотрим зарубежное изобразительное искусство XX века.:появление направления «импрессионизм»(впечатление). Художники-импрессионисты старались зафиксировать в своих картинах мимолетные впечатления от реально существующего мира.

Поучительная и даже забавная история произошла с живописной работой «Вестминстерское аббатство» французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926).(http://www.art-urok.ru/flomaster3.htm)

Привыкшие к туману лондонцы точно знали его цвет - серый. И как же они были изумлены и даже возмущены, когда на выставке увидели картину Моне. На ней они обнаружили,

что туман, размывающий очертания замка, имеет багровый оттенок! Когда же люди вышли на улицу, то, к своему удивлению, обнаружили, что туман на самом деле багровый! Действительно,

в зависимости от погоды, времени суток, преломления солнечных лучей туман может приобретать самую различную окраску. Но заметил и открыл для всех эту особенность именно художник.

Давайте рассмотрим пейзажи художников-импрессионистов. Скажите мне, как особенности цвета, колорита, ритма, композиции помогают создавать различные образы природы, запечатленные на этих полотнах. (ответы уч-ся).

Как вы понимаете слова русского поэта И. Бунина?

Нет, не пейзаж влечет меня,

Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

Посмотрев художественные произведения и послушав музыкальный фрагмент о лете, скажите в чем суть жанра пейзажа?(ответы уч-ся)

Практическая работа

По ходу изучения темы учащиеся заполняют таблицу

Обобщение и закрепление знаний

  • Что такое пейзаж?
  • Какую роль сыграли русские художники в поэтизации жанра пейзаж?
  • Что «воспевает» русский пейзажный жанр?
  • К какому времени относится первые пейзажи?
  • Что такое « импрессионизм », и каковы его особенности?
  • Назовите художников и их работы, о которых шла речь сегодня на уроке.
  • Каковы особенности современного портретного жанра?
  • Какая взаимосвязь между живописью и музыкой?

Итог урока : в русских пейзажах-настроениях -стихотворных, живописных и музыкальных - образы природы, благодаря удивительной песенности интонаций, мелодий, длящихся как бесконечная песнь, как напев жаворонка, передают лирическое стремление души человека к красоте, помогают людям глубже понять поэтичное содержание зарисовок природы.

Рефлексия:-

- что нового узнали на уроке?

Закончите фразу: «Русский родимый пейзаж составляет …:

Колорит красок

Мимолетное впечатление от реально-существующего мира

Лес, степь, речка, деревня вдали, скромная церквушка.

Художественно-творческое задание:

Подберите репродукции картин-пейзажей. Напишите рассказ об одной из картин, найдите к нему музыкальные и литературные примеры