Триумфальная арка


^ IV. Работа с текстом «Триумфальная арка» (упр. 57).

1. Ответы на вопросы и выполнение заданий к тексту.

Комментарии учителя

Тема текста – история Триумфальной арки и ее описание. Заголовок соответствует теме. Тип речи – описание с элементами повествования. Цепной связью связаны следующие предложения последнего абзаца: 1 и 2, 2 и 3, 5 и 6. Средствами связи являются местоимения. «Галлы» − устаревшее название французов (от названия древних кельтских племен, населявших территорию современной Франции в VI - V веках до нашей эры). «Двунадесять языков» − двадцать языков, в данном случае означает «множество языков», то есть «множество народов, государств».

2. Словарная работа.

Выписать слова в рамках: апофеоз, горельеф, аллегория, монумент. Составить предложения с ними.

^ V. Пересказ текста по плану упр. 58.

Пересказ можно построить «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.

VI. Устное описание иллюстрации.

1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.

Триумфальная арка

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину ее украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка констатирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем ее пространстве.

2. Комментарий к сравнению описания с текстом упражнения.

Текст упражнения не только содержит описание Триумфальной арки, подробно рассказывает о ее истории, об авторах сооружения, передает впечатление, которое производит арка на зрителя.

^ Домашнее задание. Упр. 52.

Дата __________

У р о к 10. Строение и грамматическое значение словосочетаний

Цель урока: показать ученикам строение словосочетаний, научить выделять словосочетания в тексте, конструировать их, определять грамматическое значение, делать схемы.

Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, работа со словарями, конструирование словосочетаний, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка .

Задание: просклонять имена собственные: Анастасия, Василий.

(И. Анастасия, Василий

Р. Анастасии, Василия

Д. Анастасии, Василию

В. Анастасию, Василия

Т. Анастасией, Василием

П. об Анастасии, о Василии.)

Повторить особенности склонения существительных на -ий, -ия, -ие.

^ II. Проверка домашнего задания .

Взаимопроверка упр. 52, определение стиля текстов (публицистический).

III. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

(Можно использовать вступительную статью к разделу «Синтаксис и пунктуация».)

Тема «Синтаксис и пунктуация» рассчитана для изучения не только в 8-м, но и в 9-м классе. В этом году мы будем заниматься словосочетанием и простым предложением, в следующем – сложным предложением.

Начнем со словосочетаний – синтаксических единиц, из которых строится предложение. Словосочетание образуется в результате соединения двух или более слов, это наименьший контекст, в котором проявляется лексическое значение слова и его грамматические свойства.

Что значит «контекст»? Предположим, дано слово, написанное на доске (орган ). Прочитайте его. Вне контекста, то есть вне окружения неясно, что имеется в виду: смысл слова, во-первых, зависит от ударения (`орган и орг`ан – омографы, слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному). Кроме того, слово "орган многозначно. Образуем словосочетания, проясняющие лексическое значение слова, запишем их в тетради:

орган печати (газета), орган зрения (глаз), служить в органах (например, в милиции), органы здравоохранения, слушать орган.

Дома уточните происхождение и значения этих слов по толковому словарю, найдите однокоренные слова.

Примечание. Если есть время, можно сделать эту работу на уроке.

Интересно, что оба слова происходят от одного и того же греческого слова – orqanon – орудие, инструмент. Слово "орган имеет несколько значений: 1) часть организма, выполняющая определенную функцию: орган речи, органы кровообращения ; 2) учреждение, исполняющее определенные функции в обществе: органы опеки и попечительства, органы государственной власти ; 3) периодическое издание (обычно принадлежащее какому-либо общественному образованию и отражающее его взгляды и деятельность): орган демократической партии.

Орг`ан - духовой клавишный музыкальный инструмент больших размеров, состоящий из набора труб, в которые мехами нагнетается воздух.

Однокоренные слова к слову `орган организация, организовать, организованный, организаторский, организационный, организатор, организм,

организованно, организованность, органика, органический, органичный, оргстекло и т.д.

К слову орг"ан органист, органистка, органчик, органный .

Итак, мы видим, что лексическое значение слова проявляется в контексте, т.е. в окружении других слов, связанных с ним по смыслу и грамматически.

2. Определение словосочетания, его строение.

1) Попробуйте дать определение словосочетания. (^ Словосочетание –два или несколько самостоятельных слов, связанных по смыслу и грамматически .)

Словосочетание называет предметы, действия, признаки более конкретно. Оно состоит из главного и зависимого слова. Зависимое слово (слова) уточняет смысл главного. Например: хорошая погода, плохая погода в апреле . Главное слово (погода) уточняется зависимыми, к которым от главного ставится вопрос.

2) Упр. 60 - устно.

3. Признаки словосочетания.

1) Словосочетание могут составить только самостоятельные части речи. Тaк, «около дома» не является словосочетанием, это существительное: с предлогом, а предлог - служебная часть речи.

2) Одно из составляющих слов зависит от другого. Например, «летит и кружится» - два независимых слова, соединенных сочинительной связью, а не словосочетание.

3) Словосочетание имеет систему форм, образованную формами главного слова, а значит, и начальную форму. «Ветер стих» не является словосочетанием, это основа предложения, подлежащее и сказуемое.

4. Грамматическая форма и грамматическое строение словосочетаний

Грамматическая форма словосочетания – это его строение, схема. Схема может быть условной, содержать только названия частей речи. Например: олимпийское движение - «прил. + сущ.», преодолеть препятствие - «глаг. + сущ.», увлекаться спортом - «глаг. + сущ.», слишком быстро - «нареч. + нареч.» и т.д. Более конкретная схема указывает на формы зависимого слова: уверенный в себе - «прил. + предлог + местоим. в дат. п.». Местоимение выражает зависимость от главного формой падежа, которая не изменяется при изменении главного слова: уверенного в себе, уверенному в себе и т.д.

По морфологической принадлежности словосочетания делятся на именные (главное слово – имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение), глагольные (главное слово – глагол или его формы) и наречные (главное слово – наречие).

^ IV. Закрепление изученного .

1. Виды словосочетаний по морфологическим признакам. Упр. 61 − разобрать устно.

2. Строение словосочетаний. Упр. 62: первую часть разобрать устно, записать на доске, вторую часть – письменно в тетрадях.

3. Конструирование словосочетаний. Упр. 63 − устно.

4. Работа над речевыми нормами. Упр. 64 – комментировать «по цепочке», выполнить в тетрадях. Сложные случаи записать на доске.

^ V. Словарная работа .

Выписать слова в рамках, составить с ними словосочетания, определить главное и зависимое слово: истинный, подлинный, талантливый, гениальный, директор, секретарь, традиция, идеал, стипендия, стипендиат.

Домашнее задание. §7 (с. 28-29), упр. 65, 67.

Дата ________

^ У р о к 11. Связь слов в словосочетании

Цель урока: научить определять способы связи в словосочетаниях: конструировать их, закрепить понятия о строении и значении словосочетаний, дать понятие о синонимичных словосочетаниях, закрепить умение делать схемы.

^ Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, конструирование словосочетаний, работа со схемами, словарная работа, работа над речевыми нормами.

Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка.

Осложненный словарный диктант. Придумать и записать словосочетания со словами, отметить главные слова: Ветеран, регулировать, олицетворять, ландшафт, колорит, композиция, архитектура, зодчество зодчий, орнамент, апофеоз, горельеф, аллегория.

^ II. Проверка домашнего задания.

1. Теоретические вопросы:

Что называется словосочетанием?

На какие общие типы делятся словосочетания по их

Морфологическим свойствам?

Что показывает схема словосочетания?

2. Упр. 65 и 67 проверяем устно, «по цепочке». В это время на доске несколько человек делают схемы словосочетаний (выборочно).

^ III. Практические задания на закрепление материала.

1. Выборочный диктант.

Выпишите только словосочетания (слова могут быть написаны на доске):

Возле леса, хвойный лес, лес шумит, лес да поле, в течение часа, настольные часы, часы приема, часы остановились, засушливое лето, от засухи и зноя, вследствие засухи, следствие закончено, виртуозно играть, играю на компьютере, во время игры. (Хвойный лес, настольные часы, часы приема, засушливое лето, виртуозно играть, играю на компьютере. )

2. Объяснить, почему не являются словосочетаниями остальные слова. (Существительные с предлогом: возле леса, в течение часа, вследствие засухи, во время игры . Главные члены (основа) предложения: лес шумит, часы остановились, следствие закончено . Нет зависимости между словами, кроме сочинительной связи: лес да поле, от засухи и зноя .)

3. Упр. 66 – разбираем устно.

^ IV. Объяснение учителя с элементами беседы.

1. Связь слов в словосочетании.

Самостоятельные части речи соединяются в составе словосочетания с помощью трех видов связи: согласования, управления, примыкания. Вид связи определяется грамматическими свойствами зависимых слов.

1) Если зависимое слово отвечает на вопросы какой? который? чей?, то вид связи – согласование. Зависимое слово согласуется с главным в роде, числе и падеже. (Запишем на доске вид связи и вопросы.)

Вопросы:

Какие части речи могут отвечать на эти вопросы? (Прилагательные, притяжательные местоимения, порядковые числительные, причастия.)

Приведите примеры согласования. (^ Ранняя осень – ранней осени, своя игра – свою игру, пятый элемент – пятым элементом, лечащий врач – лечащему врачу. )

2) Если в качестве зависимого слова выступает имя существительное

Или слова с признаками существительного, это управление. Главное слово управляет зависимым. При управлении форма зависимого слова не изменяется при изменении формы главного слова: учиться в школе – учусь в школе, товарищ по школе – товарища по школе, встретить вас – встретил вас, поддержать оступившегося – поддержали оступившегося .

3) Если зависимое слово – наречие, деепричастие или начальная форма глагола – это примыкание. Зависимое слово примыкает к главному по смыслу: быстро соображать; довольно быстро; макароны по-флотски; шел напевая; собираюсь уехать.

2. Значения словосочетаний.

В словосочетании выделяется три вида значений: определительное,

Обстоятельственное и дополнительное.

1) Определительное значение выражается в словосочетаниях, где зависимое слово означает признак предмета и отвечает на вопросы определений (какой? который? чей?): седьмая печать, мамины перчатки, девушка с голубыми глазами, мой друг.

2) Обстоятельственное значение выражается в словосочетаниях, где главное слово означает действие или признак, а зависимое – признак. Зависимое отвечает на вопросы обстоятельств (где? когда? как? почему? с какой целью? и т.д.): рыбачить на озере, встать рано, дрожащий от холода, призванный защищать и т.д.

3) Дополнительное значение проявляется в словосочетаниях, где главное слово тоже означает действие или признак, а зависимое – предмет, по отношению к которому совершается это действие или проявляется этот признак. Зависимое отвечает на вопросы дополнений (вопросы косвенных падежей): прочитать главу, обнять бабушку, поговорить с тобой, поговорить о чем-нибудь, вдали от берега и т.д.

^ V. Закрепление темы .

1. Упр. 68 – разобрать устно.

Примечание к выводу: В качестве зависимых слов при согласовании могут употребляться имена прилагательные, имена числительные, местоимения, причастия; при управлении – имена существительные, имена прилагательные и причастия в роли существительных, имена числительные, местоимения; при примыкании – наречия, деепричастия и неопределенная форма глагола.

2. Упр. 71 – письменно, с комментированием «по цепочке». Комментарий учителя: первые два словосочетания (клетчатый шар и шарф в клетку ) близки по лексическому и грамматическому значениям. Такие словосочетания называются синонимичными.

3. Упр. 77 – устно (синонимичные словосочетания).

4. Самостоятельная работа: упр. 70 (конструирование словосочетаний).

5. Синтаксический разбор словосочетаний: 1) устно разобрать одно словосочетание из упр. 81 (по образцу на с. 39), 2) сделать письменный разбор 2-3 словосочетаний самостоятельно.

^ VI. Словарная работа .

Выписать слова в рамках, составить словосочетания с ними, сделать их схемы: преданность, митинг, кандидат, делегат, депутат, памятник, обелиск, диплом, свидетельство, аттестат.

Домашнее задание. §7 (с. 32-39), упр. 72, 74, 80.

Дата __________

^ У р о к 12. Строение и грамматическое значение предложений

Цель урока: закрепить изученное о словосочетании, расширить знания учеников о строении и грамматическом значении предложения, научить выделять грамматическую основу (трудные случаи), определять цель высказывания.

^ Методические приемы: повторение пройденного, объяснение учителя, беседа по вопросам, выполнение упражнений, словарная работа (синонимы).

Ход урока

^ I. Лингвистическая разминка.

Просклонять словосочетания с числительными:

Двести восемьдесят четыре рубля, четыреста девяносто шестой номер.

^ II. Проверка домашнего задания. Закрепление темы «Словосочетание».

1. Теоретические вопросы:

Расскажите о строении словосочетания.

Каковы основные признаки словосочетания?

Назовите типы словосочетаний по их морфологическим свойствам. Приведите примеры.

Какие словосочетания являются неделимыми? (^ Те, в которых главным по смыслу является грамматически зависимое слово .)

Комментарий учителя

Сравним прямое и переносное значение словосочетаний «дать сдачи». Первое называет действие и предмет (сдача, полученная в магазине). Значение действия во втором случае названо грамматически зависимым словом (дать сдачи – ответить на удар или оскорбление), которое выступает главным по смыслу. Таким образом, переносное значение этого словосочетания – неделимое. Подобные словосочетания являются одним членом предложения, а грамматическое значение в них не устанавливается.

Вычленить подобные словосочетания чаще всего удается лишь в контексте.

Примеры: ^ Анютины глазки – небольшие яркие цветы. (Неделимое словосочетание является подлежащим). Хочу поздравить вас от всей души . (Первое неделимое словосочетание – сказуемое, второе – обстоятельство.) Митинг собрал много людей . (Неделимое словосочетание – дополнение.) Много людей собралось на площади. (Неделимое словосочетание является подлежащим.)

2. Взаимопроверка упр. 72, 74. Устные ответы на вопросы этих упражнений.

3. Синтаксический разбор словосочетаний (упр. 80): выборочно выполняют на доске 3-4 человека.

III. Изучение темы «Предложение».

1. Беседа по вопросам:

Что отличает предложение от словосочетания?

На каком основании предложения делятся на простые и сложные?

Что такое грамматическая основа предложения?

По каким признакам можно выделить грамматическую основу, если в предложении отсутствует один из главных членов?

Комментарий учителя

Признаки выделения грамматической основы следующие:

1) в грамматическую основу обязательно входит глагол в каком-либо наклонении;

2) один из членов грамматической основы занимает независимую позицию: не зависит по своим формам от других членов предложения;

3) вспомогательный глагол или глагол-связка в форме какого-либо наклонения образуют с самостоятельным словом один член предложения.

Например: ^ Могу помочь тебе . Подлежащее отсутствует, но подразумевается (Я). Основа односоставная. Глагол в форме наклонения – могу . Этот глагол имеет вспомогательное, модальное (выражает значение возможности) значение, не зависит от других членов предложения. С ним связан по смыслу глагол в начальной форме помочь . С этим синтаксически самостоятельным словом глагол могу образует один член грамматической основы – сказуемое (могу помочь ).

Что делать, если в предложении отсутствует и глагол? Например: ^ Летом и ночью светло . Наречие светло не зависит от других членов предложения, значит, входит в грамматическую основу. Глагол-связка отсутствует, что показывает на настоящее время, но связка появляется в будущем или прошедшем времени: Летом и ночью будет светло . Летом и ночью было светло. То есть в нашем примере глагол-связка нулевая. Чтобы выявить ее, надо изменить время действия: Легко на сердце (было, будет ).

2. Выполнение упражнений.

1) Упр. 82 (классификация предложений по цели высказывания)–устно.

2) Упр. 83, 84 – устно (предварительно прочитать материал параграфа на с. 41).

3) Упр. 85 (I) – письменно, с комментированием каждого предложения «по цепочке» (роль глагола в предложении).

4) Упр. 85 (II) – устно (классификация предложений по цели высказывания).

5) Упр. 87 – разобрать устно, затем выполнить в тетрадях.

Триумфальная арка в Париже – самая величественная арка подобного рода в мире. Ее размеры и архитектурное изящество заметно выделяют ее среди других триумфальных сооружений мира.

Традиция возводить в честь своих побед сооружения в форме арки – чтобы под ними могли пройти войска победителя – восходит еще к временам Древнего Рима. Парижская Триумфальная Арка была построена по приказу Наполеона, который тогда находился в зените военной славы. Точнее, по приказу Бонапарта ее строительство лишь было начато. С 1806 по 1810 годы была воздвигнута основная постройка под руководством архитектора Шальгрена, а потом военная удача от Наполеона отвернулась и строительство пришлось продолжать уже после его смерти, и Арка была завершена к 1836 году, когда по указанию короля Луи Филиппа ее достраивал архитектор Абель Блуэ.

Триумфальная Арка была построена на Площади Звезды – одной из центральный парижских площадей, через которую проходил триумфальный путь глав Франции от Лувра до Версальского замка. На этом же маршруте за и перед Триумфальной Аркой стоят еще две арки – современница Наполеона Арка Карузель и модерновая Большая Арка в деловом квартале Дефанс, но Триумфальная превосходит их размерами. Они очень внушительны – высота почти 50 метров, ширина – 45 метров, а высота свода – 29 метров. На строительство этого памятника Наполеоновским амбициям ушло 10 миллионов франков, но покойный император мог бы быть доволен – в 1840 году под Триумфальной Аркой пронесли его прах, привезенный с острова Святой Елены, а скульптурные композиции на Арке напоминают о его победах. Со стороны Елисейских Полей на Арке вы можете увидеть композиции «Марсельеза» и «Триумф 1810 года», а со стороны авеню де ла Гранд-Арме – «Сопротивление» и «Мир». На Арке также нанесены названия всех 128 битв, в которых одержала победу армия Франции в период Республики и Империи, и имена 558 французских полководцев тех времен. О Наполеоне также напоминают 100 железных тумб, которые символизируют его диктатуру Ста Дней. Из этих скрепленных цепями тумб под Триумфальную Арку лучше всего попасть через подземный переход.

Когда вы окажетесь под Аркой, то можете посетить находящийся прямо внутри нее небольшой музей, посвященный ее истории и особенностям архитектуры. У вас также появится возможность подняться наверх, чтобы с 50-мтровой высоты обозреть панораму Парижа, которая особенно хороша на этой прямой как стрела линии Триумфального маршрута.

Под Триумфальной Аркой находится и еще одно важное памятное место – могила Неизвестного Солдата, посвященная павшим в Первую Мировую войну. Изначально место этого символического упокоения планировалось в Пантеоне, но потом было перенесено сюда – все-таки Франция победила в Первой Мировой, и так было более логично. Над могилой горит Вечный Огонь – именно с него пошла традиция зажигать огонь над могилами неизвестного солдата. Под Аркой также проходят погребальные процессии великих деятелей Франции – под ней шли траурные кортежи с телами Наполеона, Гюго, Тьера, а также генералов Первой Мировой Фоша и Жоффра.

Посетить Триумфальную Арка в Париже будет логичным шагом после знакомства с достопримечательностями других эпох. Средневековье отлично иллюстрирует Нотр-Дам, 16-17 века – Версаль и Лувр, а 19 век представлен двумя памятниками: его первая половина – Триумфальной Аркой, а вторая – Эйфелевой Башней. Так все эпохи развития Парижа пройдут у вас перед глазами.

Триумфальные врата впервые были построены в Древнем Риме и предназначались для торжественных церемоний по случаю въезда в город армии-победителя. Иностранный опыт первым в России перенял Пётр Великий , а позже арки возводились по случаю каждой крупной победы русского оружия или просто к знаменательной дате.

Триумфальные ворота в Москве

С идеей сооружения триумфальных ворот в Москве, посвящённых победе над армией Наполеона , выступил Николай I . Арка была создана по проекту одного из крупнейших архитекторов того времени Осипа Бове . Во время торжественной закладки ворот 30 августа 1829 года (по новому стилю) на Тверской заставе в фундамент легла бронзовая плита и горсть серебряных монет чеканки 1829 года, «на счастье». Строительство ворот велось довольно долго из-за недостатка денежных средств: открытие состоялось только 20 сентября 1834 года. Надпись на аттике была утверждена Николаем I и гласила: «Благословенной памяти Александра I , воздвигшаго из пепла и украсившаго многими памятниками отеческаго попечения первопрестольный град сей, во время нашествия галлов и с ними двадесяти языков, лета 1812 огню преданный, 1826».

В 1936 году, во время реализации сталинского Генплана, арка была разобрана. Часть скульптур передали в Музей архитектуры на территории бывшего Донского монастыря. Восстановлению ворот Москва во многом обязана Юрию Гагарину , который на VIII съезде ЦК ВЛКСМ 1965 года заявил: «В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжить перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много». На это ему ответил Никита Хрущёв : «Гагарин есть Гагарин. Поэтому первое, что мы сделаем, — это обязательно восстановим Триумфальную Арку». Арку восстановили в 1966- 1968 годах на Кутузовском проспекте, рядом с музеем «Бородинская битва». Текст на аттике был изменён: «Сии Триумфальные ворота заложены в знак воспоминания торжества российских воинов в 1814 году и возобновления сооружением великолепных памятников и зданий первопрестольного града Москвы, разрушенного в 1812 году нашествием галлов и с ними двунадесяти языков».

Московские Триумфальные ворота. Фото: РИА Новости / Сергей Гунеев

Красные ворота в Москве

Красные ворота. Фото: Commons.wikimedia.org

Красные ворота существовали в Москве с начала XVIII века до 3 июня 1927 года. Первая арка, которая появилась на этом месте в России, была создана в 1709 году, в честь победы Петра I над шведами, и позже многократно перестраивались. Так, Екатерина I перестроила их в 1724 голу в честь своей коронации, но спустя 8 лет это деревянное строение сгорело.

В 1742 году уже Елизавета Петровна построила на этом месте новые ворота, но через 6 лет они были вновь уничтожены огнём. Первая каменная арка была построена взамен сгоревших ворот в 1753 году архитектором Д. Ухтомским . Она была выполнена в стиле барокко, с красными стенами, белоснежным рельефом, золотыми капителями. 50 ярких рисунков олицетворяли «Величество Российской Империи», а венчала арку золотая фигура ангела. Арка была снесена вместе со стоящей неподалёку церковью Трёх Святителей в связи с расширением Садового кольца. Сегодня о ней напоминает только одноимённая площадь и открывшаяся в 1935 году станция метро.

Нарвские триумфальные врата в Санкт-Петербурге

Нарвские триумфальные ворота, как и московская триумфальная арка, были посвящены победе в войне 1812 года. Первоначально триумфальная арка была построена для встречи войск, которые возвращались домой из Европы в 1814 году, у Нарвской заставы. Эти врата были выполнены из алебастра и дерева за один месяц и быстро пришли в негодность. Николай повелел построить новые каменные врата на новом месте, рядом с рекой Таракановка. В целом новые врата сохранили облик первой арки, но были и особенности. Конструкция ворот была кирпичной, обшитой медными листами, а скульптуры римских воинов заменили медными русскими богатырями. На арке имеются надписи о местах решающих сражений. Свой привычный облик врата приняли позже, когда медь в суровых северных условиях стала ржаветь. Во время блокады Ленинграда ворота сильно пострадали от бомбёжек (они получили более двух тысяч бомб, были отбиты части декора, разрушен карниз). Именно через Нарвские врата части Ленинградского гарнизона отправлялись на фронт. После войны ворота были отреставрированы. Сейчас в помещениях ворот находится музей-памятник «Нарвские Триумфальные ворота».

Нарвские триумфальные ворота в Санкт-Петербурге. Фото: РИА Новости / Д. Чернов

Московские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге

Эти врата были сооружены в 1834- 1832 годах в честь победы русского оружия в русско-турецкой войне. Созданные по проекту В. Стасова , они были расположены на пересечении Московского и Лиговского проспектов, на одноимённой площади. В 1936 году ворота были разобраны в связи с планируемым переносом центра города. Однако власти не планировали разрушать памятник архитектуры: ими собирались украсить парк. Однако проект так и не был реализован, и в 1959- 1960 годах ворота восстановили на прежнем месте.

Московские Триумфальные ворота. 1834-1838 годы. Архитектор Василий Стасов. Фото: РИА Новости / Б.Манушин

Александровская триумфальная арка в Краснодаре

Памятник императрице Екатерине II и Александровская триумфальная арка в Краснодаре. Фото: РИА Новости / Михаил Мокрушин

Триумфальные арки сроили не только в Москве и Петербурге, но и в других городах, и посвящены они были не только военным победам. Александровская арка в Краснодаре были построена в честь приезда императора Александра III в столицу Кубани в 1888 году.

Простояв на пересечении улиц Седина и Мира полвека, она была снесена новыми властями в 1928 году. Восстановить арку было решено жителями Краснодара в 2006 году. Трудность восстановления арки заключалась в том, что чертежей оригинальной арки не сохранилось, и поэтому воссоздание затянулось на 2 года. Арка была установлена на новом месте, возле реконструированного фонтана на пересечении улиц Красной и Бабушкина. Рядом с аркой разбит сквер, а сама она вскоре стала новой достопримечательностью города.

Бранденбургские ворота в Калининграде

Первые деревянные врата в Калининграде (тогда — Кёнигсберге) на этом месте были построены в 1657 году, а через 100 лет по указанию Фридриха II были заменены каменными. Первоначально эти врата не были триумфальными, а несли практическую функцию: защищали город от вражеских набегов. За стенами всегда дежурил гарнизон караульных, были здесь и подсобные помещения. В середине века врата перестали носить фортификационную функцию. В 1843 году они были перестроены и украшены декоративными фронтонами, крестообразными цветами, листьями на навершиях, гербами и медальонами. Также на них были установлены портреты знаменитых прусских военных. Ворота были сохранены советской властью и дошли до наших дней. Сегодня они продолжают выполнять транспортную функцию, оставаясь проездными.

Бранденбургские ворота в Калининграде входили в систему обороны города и служили укрытием при въезде в него. Это единственные городские ворота Калининграда, до сих пор использующиеся по прямому назначению. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

Амурские ворота в Иркутске

Эти врата были выстроены для встречи генерал-губернатора Николая Муравьёва-Амурского , который подписал на Амуре договор с Китайской империей и возвращался в Иркутск. По этому договору Россия получала левый берег Амура и обширные территории. Кроме того, именно этим документом определялась граница между государствами. В 1891 году ворота реконструировали, но уже через 29 лет они вновь обветшали и были снесены. Во время празднования в 2009 году 350-летия Иркутска врата предлагалось восстановить, но работы так и не были начаты.

Амурские ворота на открытке XIX века. Фото: Commons.wikimedia.org

Московские триумфальные ворота в Иркутске

Есть в Иркутске и другие триумфальные врата, сооружённые в 1813 году в честь восшествия на престол императора Александра I. Арка была расположена на выезде из Иркутска в сторону европейской части России, на Московский тракт, и поэтому она и получила такое название. В арке располагались несколько помещений, которые занимали смотрители московской заставы и станция общества спасения на водах. В 1890 году здесь разместился архив. Обветшавшие ворота были снесены в 1928 году, но перед этим была проведена масштабная работа по фотографированию и обмеру памятника. Это и позволило восстановить арку в первозданном виде. Воссоздание велось на частные средства и было завершено в 2011 году. После восстановления Московских ворот планируется создать музей, посвящённый истории этого памятника архитектуры.

Сергей Петров и Татьяна Ермакова около Московских Триумфальных ворот в Иркутске во время эстафеты Олимпийского огня. 2013 год. Фото: РИА Новости / Рамиль Ситдиков

Николаевские триумфальные врата во Владивостоке

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая. Фото: Commons.wikimedia.org / Russian.dissident

Николаевские Триумфальные ворота во Владивостоке построили в честь прибытия Цесаревича Николая (позже коронованного как Николай II) в 1891 году, во время его путешествия на Дальний Восток.

Строительство велось на частные средства: в нём участвовали промышленники, купцы и другие богатые жители города.

Простояла арка недолго: с приходом советской власти она была снесена. Восстановить её было решено в год 135-летия со дня рождения и 85-летия со дня гибели последнего российского императора. В мае 2003 года состоялось её торжественное открытие.

Эта арка также посвящена посещению цесаревича Николая и построена в тот же год, что и во Владивостоке.

20-метровую каменную арку украшали двуглавые орлы и иконы. В 1936 году она была уничтожена наводнением. Реконструкция арки началась в 2003 году на средства предпринимателей, епархии и простых жителей Благовещенска. Открыта арка была в 2005 году.

Триумфальная арка в Благовещенске. Фото: Commons.wikimedia.org / Студент АмГУ

Триумфальная арка «Курская дуга» в Курске, Россия

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. Фото: Commons.wikimedia.org / Георгий Долгопский

В Курске триумфальная арка была построена в 2000 году, в честь победы советских войск на Курской дуге. В самые короткие сроки был разработан и утверждён проект. Работы начались в 1998 году и длились два года. У северного фасада арки возвели памятник советскому полководцу Георгию Жукову . Арку украсила скульптурная композиция Георгия Победоносца, разящего копьём дракона.

Триумфальная арка «Грозный»

Ещё одними триумфальными вратами, построенными совсем недавно, стала арка «Грозный» в Чечне. Это сооружение было открыто 5 октября 2006 года на Ханкальской улице Грозного и посвящено 30-летнему юбилею главы Чечни Рамзана Кадырова . Арка расположена над автомагистралью и украшена по боками чеченскими боевыми башнями семнадцатиметровой высоты, а также двумя портретами — президента РФ Владимира Путина и первого президента Чеченской республики Ахмата Кадырова . Арка является главными вратами в город Грозный.

Со времен Петра Великого самые яркие победы русского народа отмечаются каким-либо величественным построением, которое будет напоминать о подвиге страны. Именно таким памятником и является Триумфальная арка или московские триумфальные ворота, воздвигнутые в начале тридцатых годов XIX века в честь победы 1812 года над Наполеоном Бонапартом.

История возникновения памятника

История памятника уходит своими корнями в первую половину XIX века на далекую Тверскую заставу, где он и был первоначально воздвигнут, но не из камня, а из деревянных материалов. Венчала архитектурное сооружение колесница славы, карниз возвышался на монументальных колоннах, которые и представляли собой величественные ворота, украшенные статуями освободителей, и изображениями ухода войск неприятеля. Но, так как памятник быстро ветшал и приходил в негодность, в скором времени решили заменить деревянную арку на каменную, чтобы сохранить ее на более долгий срок.

Николай I и Триумфальная арка

Изначально идея создания Триумфальной арки принадлежала русскому императору Николаю I, который воодушевился проектами, возводимыми в то время в Петербурге, и пожелал выстроить подобное и в Москве. Проект был поручен известнейшему на тот момент Осипу Ивановичу Бове. Но нехватка финансов и отсутствие помощи властей были многовековым бичом России, поэтому строительство было растянуто на несколько лет.

Более века легендарный памятник великой победы Отечества просуществовал на Тверской заставе, и лишь в 1936 году, в связи с реконструкцией и расширением московских улиц и площадей, было принято решение о переносе знаменитых ворот.

Перенос Триумфальной арки

Тверская Застава и Триумфальные ворота в 1920-е. На заднем плане - Белорусский вокзал

Арка была аккуратно разобрана, архитекторы музея произвели тщательные замеры для последующих восстановительных работ, а детали поместили на хранение в музей. Восстановили ее не сразу, а лишь тридцать лет спустя. Можно только представить, насколько сложная и кропотливая работа выпала на долю архитекторов и инженеров того времени.

По оставшимся чертежам, рисункам и старым фотографиям нужно было восстановить памятник в начальном образе, восполнив те детали, которые безвозвратно исчезли. На одном только карнизе арки, необходимо было разместить более тысячи самостоятельных деталей!

Огромный коллектив трудился над воссозданием утраченных фрагментов: по гипсовым слепкам отливали заново формы деталей воинских доспехов и гербов старинных городов. Очень помогла в этом процессе панорама «Бородинской битвы», с картин которой также были использованы некоторые композиции.

По выбору места расположения тоже было очень много споров. Несомненно, когда изначально в XIX веке арку воздвигали, она выглядела величественно в любой точке Москвы, так как близлежащие дома не отличались своей высотой, а по истечении века столица изменилась до неузнаваемости, и трудно было сохранить среди высоток и автострад первоначальную задумку архитектора.

Установили Арку на Кутузовском проспекте недалеко от парка победы, где она прекрасно вписалась в суету московской жизни, напоминая людям о великом подвиге русского народа, которые испокон веков стоит на страже Отечества.

Триумфальная арка – это один из самых значимых памятников Отечественной войны 1812 года, который безмолвно напоминает о тех великих событиях, воспетых многими писателями прошлых лет.

На фото: процесс переноса арки с Тверской заставы, 1939 г.
1974 Кутузовский проспект

Урок развития речи в 8 классе.
Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.
Цель: совершенствовать навыки устной речи; расширение словарного запаса учеников, обучение описанию памятника архитектуры.

Ход урока.

  1. Работа со словосочетаниями. Прочитайте. Определите значение выделенных слов. Где можно использовать данные словосочетания?


Русская архитектура, возводить храм, автор скульптур , замысловатые детали, памятник старины, современный памятник, колесница славы, бронзовый горельеф, затейливый орнамент, великий зодчий , древнерусское зодчество .

  1. Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова


Архитектура – искусство строительства, возведения зданий.

Возводить – строить, сооружать.

Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму.

Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный.

Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение.

Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов.

Зодчий – архитектор, строитель.

Зодчество – искусство архитектуры, строительства.

Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо.

Аллегория – иносказание.

Монумент – большой памятник.

Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью.

Постамент – основа памятника, колонны, статуи.

Пьедестал – подножие статуи.

Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств.

Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела.

Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

С 2-3 слова составить и записать предложения.

  1. Работа с текстом «Триумфальная арка». Прочитайте. Определите тему текста и соответствие между темой и заголовком . (упр.57)

Определите тип речи в этом тексте. Какие предложения последнего абзаца связаны цепной связью? Выпишите их. Какие средства связи использованы в этих предложениях? Объясните значение слов галл, «двунадесять языков».

Галлы - народность арийского происхождения; они населяли издавна Галлию, Британию, Дунайские страны.

Отеч.война 1812г.
Триумфальная арка .

Кончается ряд высоких домов на Кутузовском проспекте, за поворотом неожиданно появляется широкая площадь, а в центре площади – Триумфальная арка…

Эта торжественно-величавая арка высотой в 28 метров была сооружена по проекту известного русского архитектора Осипа Бове в 1827-1834 годах в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Авторы скульптур – Иван Витали и Иван Тимофеев.

Создавая проект Триумфальных арок, Бове мечтал установить их у Поклонной горы, откуда Наполеон глядел на раскинувшийся перед ним город. Тогда император ещё не знал, что взятие Москвы – не апофеоз его славы, а начало полного разгрома его многотысячной армии…

Но «отцы города» решили установить арку не на старой Смоленской дороге, а у Тверской заставы, и там она простояла почти сто лет, все больше мешая уличному движению.

И вот в 1968 году прекрасное творение Осипа Бове было восстановлено и перенесено на Кутузовский проспект, на словно специально для него созданную площадь Победы, где была уже построена панорама «Бородинская битва».

Триумфальная арка открывается вашему взору неожиданно. На её вершине – чугунная колесница Славы, в которой гордо стоит богиня Победы. Фасады арки облицованы белым камнем, на его фоне эффектно выделяются 12-метровые чугунные колонны. По периметру карниза находятся 48 гербов российских губерний, население которых воевало с наполеоновской армией. Монумент украшают бронзовые горельефы «Изгнание галлов из Москвы», «Побитие «двунадесяти языков», «Освобожденная Москва». Между ними размещены фигуры суровых воинов в доспехах, аллегорические женские фигуры, символизирующие твёрдость, храбрость и славу. (По Я. Билецкому).

  1. Пересказ текста по плану, «по цепочке»: каждый ученик рассказывает по одному пункту плана.


План подробного пересказа.

  1. В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка?
  2. Кто её автор?
  3. В честь какого события она была сооружена?
  4. Где планировал разместить свое произведение автор и почему?
  5. Где первоначально была установлена арка?
  6. Что изображено на её вершине?
  7. Чем ещё украшен памятник?
  1. Устное описание иллюстрации.
  1. Пример описания Триумфальной арки по иллюстрации.


Триумфальная арка.

Триумфальная арка выглядит величественным сооружением, возвышающимся на площади Победы. Обширное пространство площади выделяет монумент, подчеркивает его грандиозность и величие. Арка производит впечатление торжественности и мощи. Вершину её украшает чугунная колесница Славы, в которую запряжена шестерка лошадей. Управляет колесницей богиня Победы, держащая на вытянутой руке лавровый венок, символизирующий победу. Белая каменная облицовка контрастирует с черными чугунными колоннами, находящимися в нишах скульптурами воинов и горельефами. Карниз украшен сорока восемью гербами российских губерний. Аллегорические женские фигуры символизируют мощь, силу, храбрость, славу русского оружия.

Триумфальная арка, несмотря на то что площадь Победы окаймляют высокие здания, не теряет своей величественности и доминирует в окружающем её пространстве.

  1. Образцы описаний памятников архитектуры. Упр.108.
  1. Памятник А.С.Пушкину в Москве. Автор М. К. Аникушин.
    Прочитайте и устно ответьте на вопросы: 1) Где и когда был установлен памятник А.С.Пушкину в городе на Неве? 2) Кто его автор? 3) Как изображен поэт? 4) К какому стилю относится этот текст?

В 1935г. Великий город на Неве торжественно отмечал своё 250-летие. В канун праздника на площади искусств состоялось открытие памятника А.С.Пушкину.

Автор этого замечательного произведения известный русский архитектор М.К. Аникушин. Художник показал Пушкина увлечённо и страстно читающим свои стихи.Мы видим живой острый взгляд, высокий лоб, ясно очерченную линию губ. Стройность линий фигуры, слегка приподнятая голова, особенно жест правой руки, поворот кисти, пальцы - всё подчёркивает вдохновение поэта.

Скульптура установлена на постаменте из красного гранита. Памятник стоит в зелени, вокруг него расположены величественные здания пушкинской эпохи: Русский музей, Музей этнографии, Малый оперный театр, филармония.

(По Л. Симоненко.)

Упр.111

  1. Храм- памятник Василия Блаженного в Москве. Прочитайте текст. Озаглавьте текст. Определите стиль и тип речи текста. Составьте план, отражая в каждом пункте микротемы.

В октябре 1552 года Москва стала свидетельницей невиданного до того всенародного торжества. Из-под стен взятой штурмом Казани вернулись войска во главе с Иваном Грозным. В ознаменовании этой великой победы царь решил построить в Москве храм-памятник. Через два года началось сооружение каменного собора Покрова. Позднее он был назван храмом Василия Блаженного, по имени погребённого у его стен юродивого.

Это удивительное сооружение поражает своей оригинальностью. Необыкновенный цветок его причудливых форм, объединённых центральным шатром, не только напоминает многоглавую группу кремлёвских соборов, но и парит над широко раскинувшимся простором площади. Собор состоит из девяти столпов, окружающих девятый. Столпы-храмы стоят на широком подклете сложного звёздчатого очертания. Это невиданно нарядное, праздничное сооружение похоже на гигантское растение или цветущий куст.

Центральный храм увенчан шатром, приделы, расположенные по сторонам света, башнеобразной формы, несколько напоминают колокольню Ивана Великого. При обходе храма перед зрителем то вырастает стройная грандиозная пирамида храма, увенчанная шатром, по граням которого бегут ввысь золочёные спирали, то отчётливее становятся его растущие вверх башнеобразные объёмы. Замысловатые детали придают храму нарядный и сказочный вид. Несомненно, в этом храме воплощены народные представления о великой поэтической красоте архитектуры.

Имена создателей Василия Блаженного со временем забылись, и только в конце 19 века были обнаружены старинные рукописи с рассказом о многих подробностях сооружения храма, в том числе о его строителях – Барме и Постнике, талантливых русских зодчих. Легенда гласит, что после окончания строительства Иван Грозный спросил зодчих, смогут ли они построить ещё один точно такой храм. Те ответили, что смогут. И тогда царь приказал ослепить их, чтобы не могло возникнуть соперника его храму.

Упр.112

  1. Прочитайте фрагмент стихотворения Д. Кедрина «Зодчие». Сравните два текста описания одного и того же памятника. Найдите в тексте слова, которые являются архитектурными терминами. Назовите синонимы к слову зодчий.
  1. Письменная работа. Описание памятника архитектуры родного села.
  1. Опирайтесь в его описании на следующие вопросы:
  1. По какому поводу был воздвигнут памятник?
  2. Где он расположен?
  3. Когда он был создан?
  4. Кто его автор?
  5. Что в нем особенного? Чем привлекает?
  6. Какие впечатления он производит на смотрящего? Нравится ли вам этот памятник?


Д.з. : упр.114

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры. Учитель: Агафонова Е.Ю. С.Дивеево

Словарная работа. Прочитайте размещенные ниже слова Архитектура – искусство строительства, возведения зданий. Возводить – строить, сооружать. Скульптура – вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объемную, трехмерную форму. Замысловатый – сложный, затейливый, оригинальный. Горельеф – скульптурное изображение, выступающее над плоскостью фона более чем на половину своего объема, выпуклое настенное скульптурное изображение. Орнамент – узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов. Зодчий – архитектор, строитель. Зодчество – искусство архитектуры, строительства. Апофеоз – прославление, возвеличивание кого- или чего – либо. Аллегория – иносказание. Монумент – большой памятник. Монументальный – величественный, производящий впечатление величиной, мощностью. Постамент – основа памятника, колонны, статуи. Пьедестал – подножие статуи. Достопримечательность – место или предмет, заслуживающие особого внимания в силу каких-нибудь своих качеств. Искусство – 1. творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах; 2. Умение, мастерство, знание дела. Искусный – умелый, хорошо знающий свое дело.

План подробного пересказа. 1.В каком районе Москвы стоит Триумфальная арка? 2.Кто её автор? 3.В честь какого события она была сооружена? 4.Где планировал разместить свое произведение автор и почему? 5.Где первоначально была установлена арка? 6.Что изображено на её вершине? 7.Чем ещё украшен памятник?

Домашнее задание: Упр.114 (в тетрадях по развитию речи)