Творческие задания по ИЗО учебно-методический материал по изобразительному искусству (изо) на тему. Практические задания по изобразительному искусству Формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Составитель программы:

Учитель ИЗО

Ускова Е. Б.

г. Владимир, 2013 г.

Пояснительная записка.

Направленность программы «По ступеням творчества» является программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации –1 год обучения.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.

Основная цель программы:

Приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач :

  • воспитательной – формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
  • художественно-творческой развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
  • технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).

В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы – ученики 5-9 кл.

Принцип построения программы:

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников:

I группа – 5-7 кл.,

II группа – 8-9 кл.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в первой группе дети выполняют творческие задания, в второй группе – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключается в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.

Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.

Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:

  • занятия в свободное время;
  • обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
  • обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия.

Формы занятий

Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.

Методы

Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:

  • · Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
  • · Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
  • · В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
  • · Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
  • · Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
  • · Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.

Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.

Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов, пленэры), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.

В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер — классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Ожидаемые результаты освоения программы:

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного искусства может каждый ребёнок.

Тематический план

«Сказочная страна рисования»

для 5-7 классов

Тема урока

Кол-во часов

Рисование осеннего пейзажа «Природа Родного края» Рассмотреть репродукции картин художников на осеннюю тему. Обратить внимание на композицию пейзажа, на осенний колорит. Учить рисовать разное состояние осенней природы; разные породы деревьев, кустарников.
Рисование животных (уголь) Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы углем. (штрихи, растушевки)
Рисование животных (гуашь)
Рисование композиции «Зимующие птицы» Рассмотреть иллюстрации разных пород птиц. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать разные породы птиц, передавать их среду обитания; использовать разные способы работы красками.
Рисование зимнего пейзажа Рассмотреть репродукции работ художников зимних пейзажей. Обратить внимание на композицию пейзажа, на зимний колорит. Учить рисовать разные породы деревьев зимой, передавать зимний колорит, используя холодные цвета; использовать разные способы работы красками.
Рассмотреть репродукции работ художников, рисующих зиму, зимнюю сказку, новогодние открытки. Обсудить композицию и сюжет темы. Учить рисовать сказочных героев, передавать сказочную атмосферу композиции. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Рассмотреть новогодние открытки. Обсудить композицию оформления и сюжет плаката, рисовать сказочных героев, делать праздничную надпись. Использовать в работе смешанную технику (акварель, гуашь, фломастеры, карандаши).
Декоративная работа из полос бумаги Рассмотреть узоры, составить узор в любой из геометрической форм. Учить выполнять декоративную работу из узких полос бумаги; наклеивать полосу на ребро.
Изготовление из бумаги карнавальных масок и их роспись Познакомиться с происхождением и изготовлением масок, с правилами их украшения. Учить изготавливать новогодние маски из бумаги и украшать их перьями, бусами, мишурой т.д.
Рисование животных в технике графика. Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать выразительные средства графики.
Рисование портрета Учиться рисовать портрет по памяти, соблюдая пропорции фигуры человека, передавать характерные черты лица, цвет волос, любимый наряд.
Рисование цветов Рассмотреть открытки и репродукции работ художников рисовавших цветы. Обратить внимание на их строение, форму, цветовую окраску. Учить рисовать и закрашивать цветы разными способами.
Рисование животных «Фауна владимирской области» Рассмотреть иллюстрации животных. Обратить внимание на их строение, пропорции, характерные особенности, окраску. Учить рисовать животных разными способами, передавать среду обитания; использовать разные способы работы красками.
Рисование фигуры человека Рассмотреть репродукции картин художников, рисующих портреты человека в полный рост; таблицу-схему пропорций фигуры человека. Учить рисование фигуры человека в полный рост с соблюдением пропорции
Рисование «Мой друг». Учить рисовать людей, соблюдая пропорции фигуры человека; передавать портретное сходство своего друга. Использовать выразительные средства живописи.
Рисование композиции «Страна восходящего солнца — Япония» Рассмотреть репродукции японского искусства. Учить рисовать фигуру человека в японской одежде, передавать окружение человека в японском стиле
Рисование композиции «Китай» Рассмотреть репродукции китайского искусства. Учить рисовать фигуру человека в китайской одежде, передавать окружение человека в китайском стиле
Итого часов

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

Тематический план

работы кружка по изобразительному искусству

«Мир рисунков»

для 8 — 9 классов

Тема урока

Количество часов

Рисование осеннего пейзажа.
Рисование осеннего натюрморта
Рисование животных (уголь)
Рисование животных (гуашь)
Рисование зимующих птиц
Рисование зимнего пейзажа
Рисование композиции «Новогодние фантазии»
Рисование новогоднего плаката
Рисование новогоднего натюрморта
Рисование животных (гуашь)
Портрет
Рисование цветов
Рисование животных жарких стран
Рисование весеннего пейзажа
Рисование плаката «День победы»
Искусство Японии
Искусство Китая
Итого часов

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

К концу обучения учащиеся должны знать:

— основные этапы развития русского и зарубеж­ного изобразительного искусства, национальные тра­диции в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, искусство и памятники культуры своего края;

— систему теоретических основ изобразительного искусства (законы и закономерности конструктивно­ го строения формы, перспективы, светотени, цветоведения, композиции).

— последовательность ведения работы по любому виду художественно-творческой деятельности - по рисунку, живописи, тематической или декоративной композиции;

— систему ведущих теоретических понятий по изобразительной грамоте (перспектива, конструктив­ное строение, светотень, цветоведение, композиция). Учащиеся должны уметь:

— самостоятельно проводить анализ художественных произведений, выделяя идейное содержание и особенности изобразительного языка, связь темы про­изведения художников с музыкальными и литератур­ными произведениями;

— самостоятельно выполнять различные учебные творческие рисунки и художественные поделки, используя основы изобразительной грамоты и добива­ясь художественно-образной выразительности;
— при выполнении рисунков применять различные средства художественной выразительности: оригинальное композиционное и цветовое решение, конт­расты, светотени, технические приемы работы карандашом, акварелью и др.;

— определять степень холодности и теплоты оттен­ков различных цветов, колорит, передавать в рисунках разное время года и дня и выражать свои впечатления от наблюдения заката, восхода солнца, яркой весенней зелени, порыва ветра и других состояний природы;

— в тематической композиции сознательно при­менять законы наблюдательной перспективы (выбирать высокий и низкий горизонт), формат и художественные материалы, наиболее подходящие для воп­лощения замысла.

— использовать изобразительные знания, умения и навыки на других учебных предметах.

ТЕМА: “Знакомство с графической техникой “Силуэт”

На занятиях по композиции ребята овладевают основами художественной грамоты, учатся умело использовать средства художественной выразительности (форму и пропорции, пространство, светотональность, цвет, линию, объем, фактуру материала, ритм, композицию) в своей творческой деятельности.

Возраст детей 11–15 лет.

Работы выполняются как коллективные (декорационно-конструкторские разработки или декоративное панно), так и индивидуальные.

В конце работы над темой идет обсуждение готовых композиций. Во время этих обсуждений формируется опыт творческого общения и чувство коллективизма. Итогом является выставка работ в классе или выставочном зале школы.

На уроках композиции формируется интерес учащихся к искусству и стремление к самостоятельному изучению его.

Принимая во внимание, что работа над каждой темой по композиции занимает от 9 до 18 часов учебного времени, на занятиях создаются условия для простора фантазии (просмотр слайдов и видеофильмов, выставки детских рисунков по теме, показ работ художников, чтение отрывков из литературных произведений, ролевые игры, прослушивание музыкальных произведений по теме).

Тематика чередуется с целью развития изобразительной деятельности учащихся (станковая композиция, декоративной (коллаж, флористика и т.д.) и конструкторской (бумажная пластика, оригами, изготовление декораций, бутафорская практика).

Практикуется ряд форм внеаудиторной работы, которые дают дополнительные знания и впечатления, помогают развитию художественно – образного мышления. Среди них:

  • посещение выставок;
  • посещение театра;
  • поездки на пленэр;
  • просмотр кино и видеофильмов по изучаемой теме.

Данная методическая разработка по композиции может быть использована на уроках изобразительного искусства в 7-ом классе общеобразовательной школы.

Данные уроки являются составной частью программы по композиции для учащихся 2-ого курса театрально-декорационного отделения. Уроки объединены в блок, состоящий из 12 часов.

Основными целями блока являются:

  1. Образовательная.
  2. Использование учащимися на практике новой графической техники “Силуэт” применительно к пушкинской тематике, использование в своих работах основных правил построения композиции (закона равновесия, композиционного центра, закона исторической правдивости).

  3. Развивающая.
  4. Знакомство с историей появления новой техники “Силуэт”, знакомство с именами художников, работавших и работающими в этой технике (Ф. Толстой, Е. Круглякова, Г. Нарбут, Н. Ильин) и с их творчеством, понимание роли этой графической техники в изобразительном искусстве, формирование художественной грамотности и вкуса в работе над силуэтной композицией.

  5. Воспитательная.

Воспитание почтительного отношения к русской культуре на примере творчества А. С. Пушкина, её гениального представителя; формирование художественно – творческой активности учащихся; нравственно - эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве.

Вся работа над тематической композицией делится на 4 составляющие:

1. Вводное занятие, включающее в себя беседу учителя с учениками на заданную тему, объяснение нового материала, отгадывание кроссвордов, решение проблемных вопросов по составлению композиций в заданной технике силуэта. Здесь используются дифференцированный подход к изучаемой теме: учащиеся группы (14 человек) делятся на 2 группы по возрасту (старшая и младшая). Перед каждой подгруппой ставятся свои задачи по осмыслению новой темы. – 1 час.

2. Работа над эскизами.

  • Индивидуальная работа с каждым учеником в отдельности.
  • Обсуждение типичных ошибок, удачных приемов и находок в составлении эскизов.
  • Выбор из 2–3 сделанных эскизов наиболее удачного, увеличение его в размере и перенесение на чистовой лист.
  • Подготовка материалов и принадлежностей для работы над силуэтной композицией (подготовка рабочего листа для работы кистью и тушью). Размер работ 1/8, 1/4 ватмана.

    6 часов

3. Работа над чистовым вариантом (индивидуальная работа с каждым учеником)

  • заливка тушью больших силуэтных пятен (беличья кисть № 5,6,7), тушь черная;
  • детальная проработка “мелочевки” (беличья кисть № 1,2), тушь черная;
  • обобщение работы, устранение грязных пятен (белила гуашевые, кисть);

    Изготовление паспорта для силуэта (оформление работы)

4. Обсуждение работ учащихся, подготовка к выставке в выставочном зале школы искусств. – 1 час

Работа учеников над тематической композицией предшествовал период интенсивного погружения учащихся в тему:

  • ребятам было дано домашнее задание еще раз внимательно перечитать произведения А.С. Пушкина и выделить для себя наиболее понравившиеся фрагменты для их иллюстрации

Младшая группа (11-12 лет):

“Сказка о царе Салтане”, “Песнь о вещем Олеге”, биография Пушкина;

Старшая группа (14-15 лет)

“Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, “Медный всадник”, биография Пушкина

  • просмотр спектакля о Пушкине, подготовленного учащимися театрального отделения школы искусств. (Внеклассная работа с учащимися)
  • Просмотр в кинотеатре города нового фильма “Барышня-крестьянка” с целью изучения быта, нравов, костюмов пушкинской эпохи. После просмотра учащиеся делают небольшие зарисовки персонажей и костюмов в свои блокноты.

(Внеклассная работа с учащимися)

Примечание: на просмотр спектакля и кинофильма приглашаются родители.

План урока по теме “Но, тень мою любя, храните рукопись, о други, для себя!”

Цели, поставленные для всего блока уроков, остаются таковыми и для этого урока.

Оборудование:

  • посреди класса стоят два больших стола, вокруг которых расположились ребята. Они разделены на две подгруппы по возрасту: младшая и старшая. На столах лежат домашние заготовки – зарисовки фрагментов пушкинских произведений, чистые листы, карандаши, ластики.
  • магнитофон, кассеты с записями произведений: Г. Свиридов “Метель”,

П. Чайковский “Осень”, из цикла “Времена года”, стихи А.С. Пушкина.

(Используется на протяжении всех уроков как музыкальный фон)

Ход урока

Звучит музыка П.И. Чайковского (“Осень” из цикла “Времена года”)

Учащиеся сидят за двумя столами (старшая и младшая подгруппы).

1. Слова учителя о влиянии творчества А.С. Пушкина на развитие русской культуры и изобразительного искусства (использует выставку книг на стенде).

Вопрос учителя: Почему А.С. Пушкин в своем стихотворении “Андрей Шенье” пишет:

“Но, тень мою любя,
Храните рукопись, о други, для себя!”?

Что он хотел сказать своим потомкам?

Предполагаемый ответ: Пушкинское литературное наследие не умрет, так как его произведения - это учебник русской поэзии, истории, культуры. За свою короткую жизнь Пушкин успел сделать так много и постичь такую глубину русской души, что его творчество будет радовать, учить, понимать самого себя, свои чувства, наталкивать на раздумья о своем месте в жизни России.

Вопрос учителя: Ребята, почему творчество поэта особенно необходимо сегодня?

Предполагаемый ответ: Сейчас наша Родина переживает сложный период своей истории, когда происходит так называемая “переоценка ценностей”. Это время, когда многие молодые люди поддаются влиянию легкодоступной “поп - культуры”, живут сегодняшним днем, не задумываясь о будущем, не зная прошлого. Это “Иваны, не помнящие родства своего”. В наше время важно не загубить нашу культуру. Для этого нужны крепкие корни знаний, корни – это Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Толстой …. Мы обязаны их изучать.

Звучит запись стихотворения А.С. Пушкина “Я памятник себе воздвиг нерукотворный” в исполнении Качалова.

Учитель: Ребята, нам сегодня предстоит совершить путешествие в прошлое, примерно на 200 лет назад. Представьте – 1833 год. А.С. Пушкин со своей молодой красавицей – женой Натальей Николаевной приехали в свое имение Болдино. (Предположим!) на плечах Александра Сергеевича – плащ, на голове – цилиндр, на Наталье Николаевне платье с кружевами. Их встречают служанки – крестьянские девушки, одетые в сарафаны.

В класс входят ребята театрального отделения, одетые в костюмы героев. Учащиеся их внимательно рассматривают и делают зарисовки одного из героев (младшая группа – крестьянок, старшая – А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой).

Знакомство с новыми словами.

На доске:

Альмавина – мужской плащ – накидка

Блонды – кружева на платьях светских дам

Цилиндр – мужской головной убор

Сарафан – женская крестьянская одежда

Кокошник – женский крестьянский головной убор

(Актеры уходят)

Рассказ о новой технике.

На доске учитель записывает слово “Силуэт”.

Учитель: Силуэт – графическая техника, она двухцветная (подходит к стенду, где вывешены работы – силуэты)

Историческая справка (рассказ ученика)

Искусство силуэта было известно еще в глубокой древности. Греческая легенда рассказывает о том, что возникновением своим оно обязано дочери Дибатада, которая обвела на стене своего дома тень своего возлюбленного. Многие греческие вазы украшены черными профильными фигурами.

В начале XVIII века мода на силуэты, возникшая во Франции, в короткое время перекинулась во все стороны Европы, в том числе и в Россию.

Название свое силуэт получил в XVIII веке от фамилии Этьенна Силуэта – генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ.

Э. Силуэт, старясь поправить расстроенные в то время финансовые дела Франции, провел реформы и даже предположил сократить расходы короля. За что, он вынужден был уйти в отставку. Говорили, что единственным утешением для него осталось вырезать из бумаги черные фигурки, которые иронично стали называть силуэтами.

Сообщение учителя: в XIX веке популярностью в России пользовались силуэты Ф. Толстого (на стенде “Улица провинциального города”).

Черные фигурки привлекали и советских художников. Известны прекрасные работы Г.И. Нарбута (создал силуэтный жанр в иллюстрации), Е.С. Кругликовой (“Репин на выставке “мир искусства”), и Н.В. Ильина (“Зимний вечер”) – о Пушкине).

Многие художники – графики продолжают и в настоящее время с успехом применять силуэт при оформлении книг.

Закрепление пройденного материала.

  1. После рассказа учитель раздает каждому учащемуся листочки с кроссвордами. Младшая подгруппа разгадывает кроссворд № 1, а старшая кроссворд № 2 (разгадывание кроссвордов ведется коллективно, подгруппами, ребята советуются друг с другом). (Звучит музыка).
  2. Когда кроссворды отгаданы, учащиеся приступают к разработке эскизов.

а) Объяснение учителем особенностей силуэтной техники:

  • важная роль контуров предметов, изображаемых на рисунке (т.е. надо тщательно продумать все детали костюмов героев, пейзажа, архитектуры);
  • внутреннее пространство предметов закрашивается;

  • изображение может строиться по одной линии, например силуэт Н. Ильина “Зимний вечер”, или многопланово, как в работе Е. Кругликовой “Репин на выставке”.
  • работу можно выполнять в виде аппликации (бумага); тушью и кистью, шариковой ручкой.

б) работа над эскизами

(звучит музыка)

Младшая подгруппа

Иллюстрирует сказки Пушкина, используя облегченный вариант силуэта – построение сюжетного действия по горизонтальной линии, используя элементы узора (основа: иллюстрации И. Билибина). Использование зарисовок костюмов, стилизованного пейзажа, древнерусской архитектуры.

Старшая подгруппа

Иллюстрирует “Повести Белкина”, “Евгений Онегин”, биографию поэта. Предлагается использовать многоплановость в построении композиции (основа: работа Е. Кругликовой) Использование зарисовок, книг с иллюстрациями для создания образов эпохи (начала XIX чека).

Работы выполняются на бумаге для набросков карандашом или сразу кистью и тушью.

Итог урока

Просмотр и обсуждение выполненных эскизов.

Домашнее задание: продолжение работы над эскизами, подготовка материалов и инструментов для работы над композицией.

Примечание: вся работа на уроке ведется в форме беседы учителя с учениками (в работе важен диалог).

Кроссворд № 1 (закрепление в памяти учащихся новых терминов, названий, имен, касающихся новой изобразительной техники)

7. Г
5. И 1. Ф
2. И
3. С
4. Б

По горизонтали:

  1. Название страны, в которой в начале XIX века стало модным вырезать фигурки людей из бумаги.
  2. В какой области изобразительного искусства использовалась и используется новая техника.
  3. Фамилия генерального контролера финансов при дворе Людовика ХУ, который изобрел новое хобби.
  4. Название материала, из которого стало модным резать профили.
  5. По вертикали:

  6. Фамилия художника, автора картины “Зимний вечер”.
  7. Фамилия художницы, автора многих работ в технике “силуэт”.
  8. Вид искусства, к которому можно отнести “силуэт”.
  9. Название материала, который используется в работе над силуэтной композицией.

Кроссворд № 2 (закрепление в памяти учащихся названий новой одежды, которую носили во времена Пушкина)

По горизонтали:

  1. Название плаща без рукавов, в котором А.С. Пушкин часто прогуливался по набережной Невы.
  2. Название женского головного убора в виде короны (одевали крестьянки).
  3. Женская крестьянская одежда (платье без рукавов).
  4. По вертикали:

  5. Название мужского головного убора, в котором часто хаживал А.С. Пушкин.
  6. Название кружев, которые использовали светские дамы времен Н.Н. Гончаровой для украшения платьев и головных уборов.

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» КБР

конференция учащихся «Дорогами открытий» НОУ «Истоки»

МУДО ЦДТ

Художественные материалы

Проектно-исследовательская работа

по изобразительному искусству

Руководитель: Апухтина Н.Р .- педагог дополнительного образования МУДО ЦДТ

2018год г.о. Прохладный

Введение … ……………………………………………………………………3

Глава 1 Теоретическая часть …………………………………………….

1.1 Актуальность исследовательской работы.

Цель, гипотеза, задачи ………………………………………………..4

1.2 Методы исследования…………………………………………………….4

Глава 2 Практическая часть ……………………………………………

2.1 Цель практической части и методика исследования……………………5

2.2 Работа с литературой по данной проблеме ……………………….. …...5

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке в … . …………..

2.4 Материалы для выполнения рисунка. …………………………………..6

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы… …………………….8

2.6 Мой вернисаж………………………………………………………………8

2.7 Вывод по практической части …………………………………………….9

Заключение ……………………………………………………………… ……9

Список используемых сайтов и литературы ……………………………. ….9

Приложение……………………………………………………………….........10

ВВЕДЕНИЕ

Взрослые часто спрашивают, что любят делать дети. Мы, дети, любим играть, слушать сказки и, конечно, рисовать. Я люблю рисовать. А ещё больше люблю смешивать краски и экспериментировать с цветом. Так родилось увлечение рисованием.

Когда я занята творчеством, у меня улучшается настроение, я забываю обо всех неприятностях, ведь рисование - невероятно увлекательное занятие. Можно создать удивительный мир, полный необычных образов, персонажей, любимых героев. Изобразительное творчество развивает интуицию, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир прекрасен и удивителен для того, кто умеет смотреть. Посмотрите, какой разноцветный мир вас окружает! Цветом можно изобразить даже своё настроение, свои мечты и фантазии. Но не каждый, кто смотрит, умеет видеть. А художник умеет видеть мир по-особому. Художник настоящий волшебник. Только он умеет изобразить небо, землю, птиц и зверей. Самое главное для него – увидеть красоту природы, людей, животных и суметь передать её в своих произведениях, выразить своё к ней отношение.

Дорога в искусство начинается в твоей душе, в твоём сердце. Когда

появляется какой-то навык в рисовании, хочется научиться новому, мы на занятиях пробовали рисовать разными материалами и в разных техниках. Ведь изображать(рисовать) можно не только карандашами и красками. Увлекли меня нетрадиционные техники рисования.

Подробнее знакомясь с разными материалами, мне захотел узнать историю рисунка. А потом решила провести эксперимент - попробовать создать рисунок, используя разные материалы и техники рисования

Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Актуальность исследовательской работы. Цель, гипотеза, задачи.

В начальных классах дети любят рисовать. Рисование помогает в обучении. Рисование развивает интуицию, мышление, воображение, вызывает интерес к жизни через увлечение искусством, помогает видеть и слышать окружающий мир. Мир ребёнка - сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывает творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения.

Как помочь ребёнку открыть себя полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить работа с рисунком. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир образов. На занятиях изобразительного искусства мы выполняли рисунки кисточкой, карандашом, пальцем, использовали кляксографию, воскографию. Естественно возник вопрос, а чем ёщё можно рисовать. Так появился исследовательский проект.

Цель : выяснить различные способы выполнения рисунка.

Гипотеза: для чего человеку нужны рисунки?

Задачи:

    Познакомиться с историей рисунка

    Исследовать

    Изучить литературу по данной проблеме

    Организовать выставку своих работ

1.2 Методы исследования

    Анализ научной литературы

    Исследование разных приемов и техник рисования.

    Выполнение рисунков разными приёмами.

    Анализ полученных результатов.

Глава 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1 Цель практической части и методика исследования.

Цель практической части: изучить разные приёмы и техники рисования.

Для этого были поставлены следующие задачи:

    познакомиться с историей рисунка

    исследовать разные приемы и техники рисования

    изучить литературу по данной проблеме

Чтобы выполнить работу результативно, необходимо:

    выбрать любой приём и сделать свой рисунок

    самостоятельно подготовить сообщение о своём рисунке

    сделать вывод по практической части

    сделать заключение по работе

    организовать выставку своих работ

2.2 Работа с литературой по данной проблеме.

Согласно энциклопедии «рисунок» – это изображение, выполняемое от руки с помощью графических средств: контурной линии, штриха, пятна. Чем же он отличается от живописи?

Кисть и краски дают художнику богатый выбор выразительных средств и технических приемов. Можно, например, нанести на полотно несколько слоев краски, придавая живописи определенную фактуру.

Рисунок выполняется на бумаге (в античную эпоху на папирусе, в средние века – на пергаменте) карандашом, пастелью, углем или пером, а объем достигается сочетаниями линий, штрихов и пятен. Он может быть многоцветным, но главное в нем –линия, которую при желании можно растушевать. Художественная ценность рисунка определяется манерой нанесения штриха и твердостью руки художника.

Художественный рисунок лежит в основе всех видов художественного изображения (живопись, графика, скульптура).

2.3 История рисунка. Поиск информации о рисунке

Из истории известно, что рисунок появляется как средство общения

между людьми задолго до создания письменности. В древности многие народы любую информацию передавали с помощью рисунков. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют об этом. Как правило, наскальные рисунки наносились в пещерах. Материалом для красок служили органические красители (растения, уголь, сажа, кровь).

Первобытные художники стали основателями всех видов изобразительного искусства: графики, живописи, скульптуры, декоративно-

прикладного искусства.

2.4 Материалы для выполнения рисунка

Все изобразительные материалы делятся на графические и живописные .

Графические – это карандаши, разнообразные мелки, уголь, фломастеры, различные ручки, тушь и перо, вместо которого иногда применяют заострённую палочку или кисть.

Карандаш - самый обычный и распространённый, знакомый всем и необходимый в работе графический материал. Простые карандаши различаются своей твёрдостью.

Мелки (восковые ) предназначены для рисования по бумаге. Они изготовлены из натурального пчелиного воска с добавлением растительных красителей блёстками, оставляют блестящий след, легко смываются с поверхности тёплой водой с мылом. Я очень люблю работать этим материалом.

Тушь - чёрная краска. Служит для черчения, рисования. В древности изготовлялась из сажи, полученной при сжигании хвойной древесины, растительных масел и смол.

Фломастер – инструмент для письма и рисования при помощи краски, стекающей из резервуара. Фломастеры изобрели в 1960 году.

Уголь служит материалом для рисования. Его получают из тонких веток или заострённых палочек, предварительно высушенных и очищенных. При этом важно, из какой породы дерева сделан материал. В Греции для этих целей используют орех или иву, а итальянский уголь изготавливают из сливы, розмарина, липы или берёзы.

Живописные материалы - это краски, состоящие из мелко размолотого цветного порошка, смешанного с клеем или маслом. В зависимости от этого они называются масляными или клеевыми. Клеевые краски по составу клея и других веществ, которые в них добавляют, очень различны, но все они разводятся водой.

Акварель приготовляют на основе растительного клея, добываемого из коры вишнёвых и др. деревьев. Обязательный признак акварели - её прозрачность.

Пастель - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного

карандаша. Пастельные карандаши приготовляются из красочного вещества,

истёртого в тончайший порошок, с примесью связывающих веществ, к которым прибавляют небольшое количество сахара или овсяный отвар и молоко. Получается очень мягкий мелок.

Гуашь - краски, растёртые на воде с клеем и примесью белил. Употребляется для живописи по бумаге, шёлку. Гуашь даёт непрозрачный слой.

Масляные краски разводят не водой, а специальной жидкостью. Они

густые и непрозрачные. Такими красками работают в основном профессиональные художники.

На занятиях в детском объединении «Фантазеры» нам рассказывали о том, что такое техника рисунка.

Техника рисунка - это совокупность приёмов и средств, применяемых

художником. Художники включают в это понятие технику линии,

определённую манеру рисунка и письма, способ использования тех или иных

материалов (бумаги, холста, дерева, карандашей, угля, красок) в соответствии с их свойствами и изобразительными возможностями.

Я узнала о том, что техники бывают традиционными и нетрадиционными. Под традиционной техникой подразумеваются приёмы, используемые для развития воображения, творчества. Это использование в работе цветных карандашей, фломастеров, гуаши, акварели без внесения различных дополнительных средств и способов. К традиционным техникам относят и карандашный рисунок.

Нетрадиционные техники рисования - это когда, помимо обычных

инструментов (кисточка, карандаш), используются нетрадиционные: уголь, свеча, мелок, зубная щётка, крупа, листья деревьев, травы, целлофан, пористые губки, песок, жидкое тесто, пластилин. Нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, неуверенности в себе, в своих способностях. Ведь в такой работе не важен результат, важно экспериментаторство.

2.5 Выбор вида работы и презентация этой работы.

Для представления своей работы я выбрала самые интересные техники рисования.

Техника рисунка акварелью. В акварели существует множество приёмов: работа по сырой бумаге, по сухой бумаге, заливка, смывание, многослойная живопись и др. Прозрачность акварели даёт особый приятный и характерный вид красочным тонам, а наложение прозрачных слоёв краски одного на другой даёт способ составления новых тонов.

Гуашевая техника. Рисовать гуашью лучше на картоне хорошего качества, так как обычная бумага тонка для этого. Чтобы разводить гуашь или смешивать цвета краски, получая нужные оттенки, понадобится палитра. Если планируете наносить слой гуаши поверх другого - дождитесь, пока первый слой высохнет, а затем быстро нанесите второй слой, не давите при этом сильно на кисть.

Пластилин замечательно пластичен, он легко принимает любую

форму, раскатывается, разминается и ложится на поверхность любым слоем.

При создании творческой работы сначала наносится рисунок по контуру. Затем подбирается цвет пластилина. Отщипываются пальцами маленькие кусочки и размазываются пальчиками по поверхности рисунка. Вмазываются другие цвета пластилина, получается необыкновенный узор.

Рисунки гелевой ручкой(фломастером) обычно выполняются на гладкой бумаге.. В рисунке желательно как можно меньше делать исправлений и аккуратно использовать стиральную резинку, чтобы не оставить пятна, так рисунок будет выглядеть свежим и аккуратным. Для нанесения тона используется приём штриховки. Штрихи могут быть различными по направлению, длине, нажиму карандаша. Движения руки должны быть смелыми, энергичными.

Воскография или граттаж.

Необычность работы состоит в том, что рисунок процарапывается на листе. Рисунки в технике граттаж выполняются острым предметом (заостренной палочкой.) на подготовленном листе. Лист натирается воском и покрывается черной краской. Произведения, выполненные в технике граттажа, отличаются контрастом белых линий рисунка и чёрного фона

Монотипия очень необычная техника рисования . Краски наносятся на поверхность(бумагу, стекло, пластик). Сверху накладывается чистый лист и Делается отпечаток. Картины получаются всегда разными. Потом можно что - либо дорисовать или оставить такими.

2.6 Мой вернисаж. Организация выставки.

Используя изученные техники и материалы рисования, я нарисовала рисунки и устроила выставку.

Моя работа акварелью «У реки». Я изобразила летний день. На изумрудно- голубом небе светит яркое солнце. В далеке виден лес. По полянке журит речка, от которой веет прохладой и свежестью. На картине царит атмосфера тишины и покоя.

Следующая моя работа «Подводный мир» выполнена гуашью. Сначала я придумала рисунок. Потом в цвете изобразила море, морское дно. Морские обитатели очень яркие. Эта работа отличается красочностью и яркостью, все цвета насыщенные. В работе я использовала технику набрызг, кустарники выполнила в технике пальцеграфия, что придало работе оригинальность.

«Веселая семейка» так называется работа выполненная в пластилине.

Я изобразила семейство сов: маму, папу и сыночка. Использовала смешанную технику: небо – размазывала пластилин, дерево изобразила с помощью пластилиновых жгутиков, героев лепила по частям и использовала стеку для нанесения узоров. Старалась передать характер каждого героя. Мама сова- добрая, заботливая и немного строгая, папа – серьезный и деловой, а сыночек – немного испуганный

Работа выполненная в этой технике « Чудо - ананас». Простую форму ананаса я преобразила в необыкновенные узоры.

Работа «Золотая рыбка» техника граттаж. Цветной картон затонировала свечкой и закрасила черной краской. Потом выполнила линейный рисунок и стала процарапывать. Используя различные штрихи и линии, рисунок стал выразительным, контрастным.

Вот такая работа у меня получилась в технике монотипия « Таинственный пейзаж» и «Бабочка». В работе «Таинственный пейзаж» я сначала сделала оттиск. Потом изображала кустарники и деревья черной краской выдуванием из трубочки. В работе «Бабочка» узоры дорисовывала фломастером, подчеркивая оригинальные цветовые пятна полученные после отпечатка.

2.7 Вывод по практической части.

Я считаю, что поставленные задачи выполнены и цель достигнута.

Я познакомилась с историей рисунка, исследовала разные приёмы и техники рисования; изучила литературу по данной проблеме. Я поделилась с друзьями своими открытиями. Выяснила, что человек рисует для того, чтобы передать информацию, раскрыть красоту окружающего мира, выразить к нему своё отношение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Занимаясь этой исследовательской работой, я много узнала интересного о рисунках: люди рисуют для того, чтобы украшать свои жилища, одежду, передавать информацию и красоту окружающего мира. Узнала о разных приёмах и техниках рисования, о людях занимающихся живописью.

Сделала такой вывод:

исследовательская работа помогла мне стать трудолюбивой, активной, ответственной; научила любить и видеть красоту. Рисование помогает мне учиться, развивает творческие способности. Рисование улучшает настроение, помогает успокоиться.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Т. Емельянова «Большая книга рисования» Полиграфиздат.Москва 2010г.

2.Е.И.Коротаева «Искусство и ты» Москва «Просвещение» 2004г.

3.Б.М. Неменский «Искусство вокруг нас» Москва «Просвещение» 2007г.

4.О.В. Островская «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» Москва

5.Энциклопедия живописи. Редактор Кондратьев ; 2010 г.

6. Интернет-ресурсы.

Приложение


«У реки» «Подводный мир»


«Золотая рыбка»

«Бабочка»



« Веселая семейка» «Таинственный пейзаж»

«Чудо-ананас»

  • 5. Восприятие произведений искусства. Анализ произведений искусства. Значение искусства в жизни человека. Крупнейшие художественные музеи.
  • 6.Краткий обзор методов преподавания изобразительного искусства.Обучение рисованию в древности и в эпоху средневековья. Вклад художников Возрождения в методику преподавания изобразительного искусства.
  • 7. Обучение рисованию в учебных заведениях России в 18-19 веках.
  • 8. Совершенствование методов преподавания рисования в советской школе. Передовой педагогический опыт художников-педагогов и его роль в художественном воспитании детей.
  • 11. Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах.
  • 12.Сравнительный анализ программ по изобразительному искусству (авторы в.С. Кузин, б.М. Неменский, б.П. Юсов и др.), структура и основные разделы программы. Виды, содержание программ, тематизм.
  • 14. Принципы планирования занятий. Календарное тематическое, иллюстрированное планирование по изобразительному искусству в 1-4 классах
  • 15. Особенности планирования уроков изобразительного искусства в 1 классе.
  • 16. Планирование уроков изобразительного искусства во 2-ом классе.
  • 17. Планирование урока изобразительного искусства в 3 классе
  • 1. Объясните значение слова.
  • 2. Кроссворд “Угадай ключевое слово”.
  • 1. Игра-пантомима “Живые скульптуры”.
  • 2. Игра «Лучший экскурсовод».
  • 22. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству. Организация работы факультативов по изобразительному искусству. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.
  • 2. Организация работы факультативов по изобразительному искусству.
  • 3. Планирование занятий в кружке по изобразительному искусству.
  • 23. Диагностика индивидуальных психологических особенностей учащихся. Методика проведения изо – тестов и контрольных заданий.
  • 24. Развитие творческих способностей учащихся 1-4 классов. Дифференциация и индивидуализация обучения изобразительному искусству.
  • 25.Оборудование занятий по изобразительному искусству. Художественные техники и материалы, применяемые на уроках изобразительного искусства в начальных классах
  • 26. Психологические и возрастные особенности детского рисунка. Анализ и критерии оценки детских, учебных и творческих работ»
  • 27. Педагогический рисунок на уроках изобразительного искусства в 1 – 4 классах. "Альбом учителя".Технологии педагогического рисования. Методика педагогического рисования.
  • 28. Демонстрации, выполняемые учителем на уроках художественного труда. Методика показа.
  • 30. Термины и понятия по изобразительному искусству. Методика обучения учащихся 1-4 классов в системе терминов и понятий по изобразительному искусству на уроках и во внеклассной работе.
  • 1. Виды и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству.

    Внеклассные занятия привлекают разнообразием своих форм и видов все больше учащихся. Нередко выявляются художественно-одаренные дети.

    Виды внеклассной работы по ИЗО для учащихся начальных классов :

      рисование с натуры, по памяти и по представлению; выполнение тематических композиций на плоскости и в объеме из реальных и абстрактных форм; выполнение декоративных композиций (сюжетно-тематический натюрморт, орнамент); выполнение декоративных композиций-импровизаций; моделирование и художественное конструирование изделий из бумаги (бумагопластика); лепка;художественная роспись; аппликация; работа с тканью; -работа с природными материалами.

    Основными формами внеклассной работы по изобразительному искусству с детьми являются кружки, факультативные занятия, беседы, доклады, кинофильмы, домашнее рисование, рисование учащихся по ИЗО, выставки.

    Кружок – Наиболее распространенный вид внеклассной работе по изобразительному искусству. Занятия в кружках являются как бы продолжением классных занятий. Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов и т.д.

    Факультативные занятия дают широкие возможности для эстетического воспитания школьников. Эти занятия должны вызывать интерес учащихся к занятиям живописью, рисунком, гравюрой, керамикой, к изучению истории искусств. Факультативные занятия носят ярко выраженный проблемный характер. Они рассчитаны на активность и самостоятельность учащихся в восприятии материала, в выполнении заданий.

    Экскурсии углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками. Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

    Беседы. Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал.

    Лекции, доклады. Л екция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием. Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

    Кинофильмы. Тема кинофильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Кинофильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства.

    Домашнее рисование учащихся. Особенно сложной формой внеклассного руководства является наблюдение за домашней работой учащихся. Педагогу необходимо регулярно просматривать, кроме домашних заданий, еще и рисунки учащихся, выполненные ими по собственной инициативе. Это даст ему возможность сохранить творческий подход школьников к работе, направлять ее и оберегать от влияния дурного вкуса, фотографичности, натурализма.

    Выставки. Участие в выставке, выступление с докладом на вечере искусства, право написать объявление о предстоящем конкурсе на лучший детский рисунок - все-это является эффективным средством поощрения детей, пробуждает интерес к искусству, художественным занятиям.

    ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

    учитель изобразительного искусства,

    ГУ «Средняя школа № 22

    отдела образования акимата г. Костаная», г. Костанай

    Помимо занятий в классе в учебные часы, ᴨȇдагогу часто приходится проводить занятия с учениками вне класса и вне школы. Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются такие мероприятия: беседы, лекции и доклады с показом репродукций, диапозитивов и диафильмов, организация и руководство изокружками по рисунку и живописи, проведение экскурсий в музеи, на выставки и в мастерские художников, организация различных выставок, выездов на пленэрные зарисовки, оформление помещения к праздникам, организация вечеров-концертов, проведения факультативных занятий.

    Внеклассная и внешкольная работа преследует в основном те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи шире и глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся, на их творческую инициативу.

    Руководящая роль ᴨȇдагога сохраняется и во внеклассных занятиях. Педагог следит за работой учащихся и их общим развитием, направляет эту работу. Как в классе, так и вне класса он проводит эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства.

    - это продолжение учебно-воспитательного процесса, начатого на уроке. Ее разнообразные формы и виды дополняют и углубляют знания учащихся, а также способствуют поддержанию устойчивого интереса к изучению предмета.


    Выявление склонностей, способностей и дарований;

    Расширение знаний и кругозора учащихся в ходе углубленного изучения программных вопросов, выходящих за рамки учебной программы , но доступных пониманию учащихся;

    Осуществление трудового, нравственного и эстетического воспитания учащихся;

    Развитие интереса к предмету, самостоятельности, творческой активности.

    Основные задачи внеклассной работы:

    1. Привитие интереса к изобразительной деятельности.

    2. Развитие и усовершенствование навыков художественного творчества.

    3. Развитие творческой активности, инициативы и самодеятельности учащихся.

    4. Подготовка учащихся к практической деятельности.

    5. Организация отдыха учащихся в сочетании с их эстетическим и нравственным воспитанием.

    Внеклассная работа по изобразительному творчеству - это особая организуемая форма занятий с учащимися, обладающая сильным эмоциональным воздействием. Она развивает кругозор и воображение учащихся, стимулирует их к самообразованию, пополнению своих знаний, способствует развитию изобретательности и творчества. Эта работа очень разнообразна по видам и содержанию, носит оттенок занимательности, формирует интерес к предмету. Она требует тщательной организации. У учителя изобразительного искусства имеются большие возможности для возбуждения интереса к предмету, развития познавательной активности учащихся, осуществления трудового воспитания в процессе изучения предмета. При планировании и проведении индивидуальной внеклассной работы учителю необходимо учитывать некоторые аспекты: психологические особенности учащихся средних и старших классов, возможность рациональной организации учебно-воспитательного процесса, обеспечение индивидуального подхода к учащимся и др. Внеурочная работа объединяет учащихся в дружные коллективы , связанные общими интересами и увлечениями. Внеклассные занятия, в большей степени, чем урок, приспособлены для развития у учащихся самостоятельности в работе, творческой самостоятельности и изобретательности. Они позволяют глубже и конкретнее познакомить учащихся со многими вопросами художественного творчества, установить более тесную связь изучаемого теоретического материала с практикой его использования, привить и развить многие ценные практические навыки и умения. Внеурочные занятия имеют отличные от урока формы организации, методы и содержание. Для такой работы учитель изобразительного искусства должен быть вооружен соответствующими знаниями. Следует подчеркнуть, что не может быть успешной внеклассной работы без ее начала на уроке. Принцип единства урочной и внеурочной работы – важнейший принцип организации учебно-воспитательного процесса.

    Формы внеклассной работы по изобразительному искусству

    Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Занятия изобразительным искусством в школьных кружках являются как бы продолжением классных занятий. Но кружковые занятия имеют свои особенности. Во-ᴨервых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то стеᴨȇни эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что ᴨȇдагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обесᴨȇчение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). Вот почему составляется несколько вариантов программ, предусматривающих различные установки и характер деятельности.

    Изокружки могут быть самые различные: рисунка и живописи, лепки, декоративно-прикладного искусства, оформительского дела, линогравюры, керамики, юных искусствоведов, мозаики и т. д.

    Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии . Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками.


    Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о сᴨȇцифике творческой работы художника.

    После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

    Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе ᴨȇдагога.

    В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый - шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы : она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием.

    В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия . Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует сᴨȇцифическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.

    Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе.

    Программа "Бумажные фантазии" 6 класс

    Программа построена с учетом особенностей познавательной деятельности детей с задержкой психического развития, среди которых - замедленный характер восприятия, нестойкость внимания, недостаточность всех видов памяти, словесно-логического мышления и речи.

    Развитие ребенка в школьном возрасте имеет большое значение, поскольку закладываются основы мышления, произвольности, самостоятельности и свободы поведения. Эти достижения школьника являются результатом построенного обучения. Ребенок учится ставить и достигать разные цели. Он сам может выбрать, чем ему заняться, и при этом самостоятельно определяет тему, материалы, способы действий. Все это по сути дела составляет основу творчества и служит фундаментом дальнейшего развития ребенка , успешности его обучения в целом. Особое значение для развития этих основ имеют специфические виды деятельности - игра, рисование, лепка… и, конечно же, конструирование.

    Бумажная пластика-это по сути дела художественное конструирование из бумаги, в котором новые художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно «послушного», пластичного и к тому же весьма доступного материала- бумаги.

    Цель программы «Бумажные фантазии», как средство развития творческих способностей у детей в работе с бумагой:

    · художественное образование и эстетическое воспитание,

    · формирование и развитие индивидуальных способностей ребенка,

    · развитие моторики рук, глазомера;

    · углубление и обогащение его эмоциональной жизни.

    Задачи программы «Бумажные фантазии»:

    · знакомство с видами декоративно – прикладного искусства;

    · получение навыков аппликации , оригами;

    · освоение технических навыков работы с разными видами бумаги;

    · обучение основам декоративно – прикладного творчества, формирование практических навыков работы в различных видах художественно-творческой деятельности (аппликация, оригами, коллаж и т. д.)

    Новизна и отличительная особенность техники заключается в интеграции оригами, как ведущей техники, с другими видами бумагопластики. (квиллингом, конструированием, аппликацией, мозаикой, сминанием бумаги).

    В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями детей, что предлагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий.

    Включение в навыки художественного конструирования различных видов деятельности позволяет сказать, что навыки художественного конструирования интегративны, так как в них включены все типы навыков двигательные, познавательные, интеллектуальные, теоретические.

    Заключение. Педагог, организуя художественно-творческую деятельность учащихся, создает оптимальные условия проживания ими трех творческих состояний: зрителя, художника, критика. Организуя учебно-воспитательную работу на уроке, ᴨȇдагог должен приложить максимум усилий, чтобы способствовать реализации в учебном процессе этих установок.

    Выражая свою точку зрения на проблему организации внеклассной работы по изобразительному искусству, писал: формирование мировоззрения маленького человека и его художественно-эстетического видения должно проходить параллельно с овладением техникой изобразительного искусства

    Итак, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых ᴨȇдагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.

    «Развитие творческих способностей учащихся на уроках ИЗО»

    учитель изобразительного искусства ГУ СШ № 8

    Творчество, его формирование и развитие – одна из интереснейших и таинственных проблем, привлекающая внимание исследователей разных специальностей.

    Творческая способность – способность человека находить особый взгляд на привычные и повседневные вещи - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам.

    Формирование творческих качеств личности необходимо начинать с детского возраста. Раннее развитие способности к творчеству – залог будущих успехов.

    У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарованья - это умное руководство со стороны взрослых.

    Освоение учащимися элементарной грамоты изобразительного искусства в школе на уроках - залог того, что со временем они сумеют по достоинству оценить глубину содержания художественной программы, сложность изобразительно-выразительных средств. Именно благодаря практическому рисованию, развиваются качества необходимые творческой личности.

    Активизировать творческую деятельность учащихся помогают современные технологии

    Та же электронная презентация намного шире и эмоциональнее передает содержание темы и мотивирует школьника, например, к знакомству с творчеством художников.

    На одном уроке можно использовать сразу несколько технологий. Одна и та же технология у разных исполнителей может каждый раз выглядеть по иному: здесь неизбежно присутствуют личностные компоненты мастера, особенности контингента учащихся, общего настроения и психологического климата в классе.

    Большая часть моих воспитанников – учащиеся начальной школы. В организации работы с младшими школьниками большую роль отвожу приёмам игровой технологии, так как свободная деятельность детей в ходе игры располагает к более доступному восприятию учебной информации.

    На занятиях по изучению жанров изобразительного искусства, при обсуждении выразительных художественных средств, при знакомстве с творчеством художников прибегаю к помощи «художника Мазуфелло», «всезнающего сэра Фломастера», «веселого Карандаша» и др. В игре «Проделки домовенка» даю задание срисовать рисунок, но образец переворачиваю «вверх ногами».

    На уроке, когда происходит знакомство с оттенками цветов, и настроением цвета, использую игру «Цвет и чувство».

    На доске пишу понятия: радость, счастье, печаль, грусть, озабоченность, испуг, зависть, удивление, таинственность и др. учащимся предлагается подобрать к каждому понятию свою гамму цветов.

    В обучении юных художников профессиональной грамоте стараюсь сохранить их творческую индивидуальность, особое восприятие мира. Кроме того, очень важно, чтобы полученные в школе знания оказались полезными в будущей деятельности. Поэтому меня и заинтересовала технология проектов.

    Моя методическая тема – «Развитие творческих способностей через метод проектов в урочной и во внеурочной деятельности »

    Цель: Совершенствовать качество современного урока, повышать его эффективность, применяя современные методы обучения

    Задачи:

    Формировать у учащихся потребность в художественно – творческой деятельности, формирование у учащихся проективных умений

    Развитие художественно – творческих способностей и склонностей учащихся, их фантазии, зрительно – образной памяти, эмоционально – эстетического отношения к предметам и явлениям действительности, формирование индивидуальности.

    Учебно-творческий проект - это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, обладающий определенной новизной, выполненный под контролем учителя. Чем шире и разнообразнее круг материалов, используемых учащимися в работе, тем богаче приобретенный ими опыт.

    В декоративно-прикладном искусстве это лепка, бумагопластика, декоративная роспись, аппликация, полуобъемные и объемные сувениры, батик - роспись по ткани, изготовление различных панно. Художественный характер скульптурного труда приучает детей мыслить и трудиться творчески, занятия лепкой развивают чувство материала и пластичность формы, совершенствуют глазомер и тренируют способность к тонкой ручной работе. Стимулом для творчества как раз и является конечный результат.

    Дается несколько тем, затем вместе с учащимися обсуждаются какие должны быть этапы в работе. Создание любого проекта немыслима без творчества - это всегда принятие нового, неповторимого решения. Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности , учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей только детскому воображению. Часто их проектные работы становятся частью оформления помещений в школе, таким образом приобретается живой общественный смысл.

    Мною разработаны программы по прикладному искусству «Город мастеров» и «Пластика»

    Эти программы включают в себя работы с различным материалом и проектной деятельностью охвачены различные виды декоративно-прикладного искусства.

    Замечено, что декоративно - прикладное искусство обогащает творческие стремления школьников преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.

    Рассматриваем образцы народных умельцев Казахстана (керамика Капчагая), России(народные промыслы), Украины(вышивка), Узбекистана(керамика)

    Учащиеся узнают о самобытности, своеобразии декоративного искусства (типичность мотивов, цветовое и композиционное решение); о связи содержания орнамента с окружающей природой; связи искусства с бытом и жизнью народов. Также дети учатся умению составлять узоры на различные мотивы,

    Включение ученика в разные виды художественной деятельности - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

    Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, а разнообразие форм проведения уроков, дают значимые результаты.

    План проведения мастер-класса: «Живопись натюрморта гуашью с применением черного контура».

    Преподаватель:

    Тема урока: «Живопись натюрморта гуашью с применением черного контура».

    Цель урока: Обучение выполнению работы в технике гуашь с применением черного контура;

    Тип и вид урока: Беседа, практическая работа .

    Оборудование и материалы: Картон А3, гуашь, тряпочка, баночка с водой, кисти щетина плоская, карандаш, наглядности.

    Ход урока:

    I. Организационный момент.

    II. Объяснение темы.

    Изобразив натюрморт карандашом и, обведя изображение черным цветом, переходим к его красочному исполнению.
    Первый этап. Создаем верную цветовую настроенность. Черный контур оставляем там, где необходим контраст между предметом и фоном или другим предметом, и перекрываем его цветом полностью или частично, где контраста нет.
    1. Вначале в картине прокладываются небольшие красочные пятна, передающие основной цвет каждого из предметов, цвет драпировок, то есть тканей, натюрморта.
    2. Начинается живописное исполнение картины с первого плана, с самого яркого предмета, который является цветовым центром всей композиции картины; постарайтесь на последнем этапе поподробнее прорисовать его.
    3. Блики в первых этапах работы цветом должны оставаться не прокрашенными.
    4. После прокладки самого яркого предмета первого плана пишите следующий за ним предмет, являющийся для него фоном. В цветовом отношении пишите окружение предмета первого плана таким, каким оно вам кажется, методом сравнения.

    Второй этап. Уточняются основные тональные и цветовые отношения, выявляется форма предметов.
    Этот этап работы над натюрмортом является наиболее продолжительным. Серьезное внимание в работе следует уделить установлению взаимного влияния цвета предметов друг на друга в зависимости от освещения. Нужно подвергнуть глубокому анализу цвет рефлексов и теней, которые должны быть противоположны холодному свету, т. е. должны быть в целом теплыми (при естественном освещении).
    1. Запомните, по сравнению с рисунком в живописи цветовому характеру света, падающего на предметы, противоположен цветовой тон тени этого предмета:
    если освещение естественное (из окна, на улице – без солнца),то свет на предметах будет холодный, а тени теплые,
    если освещение искусственное (лампа, костер), то свет на предметах будет теплый, а тени холодные.
    2. Необходимо усвоить, что тени предметов цветные. Другими словами, это цветовые тона, которые зависят от цвета и характера поверхности самого предмета, от цвета соседних предметов, рефлексирующих поверхностей и в значительной степени от характера освещения.

    Третий этап заключительный . Синтез – подведение итогов над работой.
    Этот этап направлен на окончательный анализ цветовых и тональных отношений, на приведение всего рисунка к целостному единству, которое во многом зависит от передачи освещенности на рисунке.

    В ходе работы по уточнению формы изображаемых предметов возникает много вопросов такого порядка, какие места целесообразнее оставить, какое место дополнить и каким именно цветом или его оттенками. Чтобы предмет получил желаемую светосилу, цветовой оттенок, нужно уточнить и даже изменить цветовой тон соседних предметов или утолщать черный контур. Это нужно делать осторожно, чтобы вместе с вновь полученными цветовыми пятнами они создавали правильную передачу цветовых отношений натуры.

    Работа на завершающем этапе ведется в основном в основном небольшими мазками. На предметах переднего плана мазки должны быть в более определенных контурах и красках - черный контур звучит в полную силу. Контуры дольних предметов как бы сливаются с фоном - черный контур почти не виден. В результате появиться воздушность и прозрачность удаленных предметов.

    3. Практическая работа.

    4. Подведение итогов урока.

    Мастер класс

    Преподавателя

    1. Общие сведения:

    Присутствует 15 учащихся, обучающихся в ДХШ. Выбранная тема на мастер класс «Этюды деревьев на сырой и мятой бумаге» ведут занятие учащиеся Калимова Камила и Бекмурзиева Танзила. Выбранная тема расширит знания в технике акварели. Для освоения материала в технике на сырой и мятой бумаге предпочтительно обладать знаниями и умениями по приемам живописи акварельными красками.

    Ожидаемые результаты:

    Учащийся расширит знания технике акварели и приемы акварели.

    Учащийся будет уметь создавать этюды в технике по сырой и мятой бумаге.

    Оборудование учебного занятия: наглядные пособия, бумага, акварельные краски, кисти, вода

    2.Тема учебного занятия:

    Тема «Этюды деревьев на сырой и мятой бумаге»

    3. Обоснованием цели занятия являются:

    Цель:

    1. Учащиеся должны самостоятельно составить учебный процесс

    2. Наглядно показать прием этюда по сырой и мятой бумаге

    Задачи:

    1. Выявления наиболее характерных индивидуальных качеств натуры.

    2. Характеристика формы, цветовой окраски, освящения, колористического состояния.

    3. Композиционное решение формата.

    4. Научится работать, акварелью пользуясь техникой по сырой и мятой бумаге

    4. План урока:

    1. Организационная часть – 2-3 мин.

    2. Сообщения новый занятий – 8-10 мин.

    3. Практическая работа учащихся – 25-30 мин.

    4. Сообщение задания на дом – 3-5 мин.

    5. Завершения урока – 2-3 мин.

    5. Ход урока:

    1.Установить должную дисциплину в классе. отменить отсутствующих. сообщить цели и задачи нового занятия.

    2.Изложения учебного материала.

    Прежде всего, обратить внимания учащихся на характер и особенность техники по мятой сырой бумаге. Тут же объяснить строения дерева и цветовое решения упражнения по сырой мятой бумаге.

    Смачивает бумагу с обеих сторон, что бы бумага стала мягкой и подвижной. Затем мнем бумагу и сворачиваем в клубочек. Осторожно разворачиваем, чтобы, чтобы не повредить структуру бумаги и разглаживаем на поверхности стола.

    Составляем колера осенней палитры. Осеннюю палитру составляют краски с теплым тоном. Очень эффектно выглядят композиции на контрастах: синего и оранжевого, желтого и фиолетового, красного и желтого. Наносим задуманную учащимся палитру цветов на мокрую бумагу. Особое значение для достижения выразительности приобретает цветовой и тоновой контраст. Выбираем для графического изображения дерево контрастный фон.

    Язык графики и главное его выразительное средство – линия, штрих, контур, пятно, тон. Добиться выразительности рисунка можно при использовании только черного цвета. Однако это не исключает применять в графике цвета.

    Художественно – выразительные достоинства заключаются в его лаконизме, емкости образов, концентрации и строгом отборе графических средств. Некоторая недосказанность, условное обозначения предмета, как бы намек на него, составляют особую ценность графического изображения.

    Наносим графический рисунок дерева на сырую и мятую бумагу. Живописный и графический эффект мятой бумаге подчеркнет декоративность графики.

    Даем рисунку подсохнуть и поглаживаем горячим утюгом.

    Самостоятельные работы учащихся:

    1. Нанесение фона на формат влажной бумаги;

    2. Нанесение графичного рисунка дерева;

    3. Детализация форм, фактуры деревьев;

    4. Просушивание и проглаживание работ

    Подведение итогов

    6.Тип учебного занятия:

    Мастер класс

    Учащиеся проводят урок самостоятельно

    7. Структура учебного занятия:

    Организация рабочего места;

    Сообщение темы, цели и задачи занятия;

    Сообщение учебного материала;

    Практическая часть;

    Итог занятия.

    8. Методы обучения:

    Словесный;

    Наглядный;

    Метод эмоционального воздействия.

    9. Основные критерии оценки достигнутых результатов:

    Умение учащихся преподнести теоретический и практический материал;

    Умение показать наглядно одного из приемов живописи по сырой и мятой бумаге;

    Оценка работ производится в форме их коллективного просмотра с обсуждением достоинств и недостатков.

    1. Иогансон художникам о живописи. М., Академия Художеств СССР. 1959г.

    2. Искусство батика. Е. Борисова. М.., АСТ 2000г.

    3. Грейнер основы композиции промышленных изделий. – Л., 1970г.

    4. Сомов в технике. – М., 1972г.

    План

    Проведения городского мастер – класса учителей ИЗО

    Дата провидения: 03 ноября 2014 года.

    Тема: Приемы работы графики (рисунок без нанесения контура).

    Цели: Ознакомление с приемами техники графика.

    Задачи:

    1. Образовательная. Познакомить с приемами рисования углем без нанесения контура;

    2. Развивающая. Формирование творческого мышления;

    3. Воспитательная. Воспитание профессиональных качеств;

    Тип занятия: мастер класс

    Вид занятия: беседа, практическая работа.

    Методы обучения: Словесный, наглядный, самостоятельная работа.

    Межпредметная связь: трудовое обучение.

    Оборудование: бумага, уголь, растушовка.

    Наглядные материалы : таблица с последовательность работы углем;

    Материалы для работы : бумага формат А-4, уголь;

    Ожидаемый результат:

    1. Получение знаний о приемах работы мягким материалом.

    2. Приобщение к работе мягким материалом.

    3. Воспитания настойчивости и любви к этому виду искусству.

    Ход занятий:

    1. Организационный момент (5 мин);

    2. Обьяснение нового материала (10мин):

    3. Практическая работа(40 мин) ;

    4. Рефлексия. Подведение итогов занятия(5 мин)

    Ход занятия

    1. Организационный момент: Приветствие. Психологический настрой.

    2. Сообщения темы, цели и задач занятия.

    3. Обьяснение нового материала :

    а) Техника рисунка углем без нанесения контура, высоко ценилась старинными мастерами, ею широко пользуются и современные художники. Набросок углем без особого труда стирается тряпкой. Окончательный рисунок необходимо закрепить на бумаге. Работа с углем требует сноровки и умения правильно сочетать светлые и темные участки, иначе можно так «перечернить» работу, что это приведет к плачевным результатам.

    б) Показать выставки работ учащихся выполненных различными приемами углем.

    в) Беседа о последовательности выполнения работы углем без нанесения контура.

    4.Практическая работа:

    а) Беседа о последовательности работы углем без нанесения контура.

    б) Наглядный показ последовательности выполнения углем без нанесения контура.

    в) Самостоятельное выполнения работ углем.

    5.Итог занятия:

    а) Краткая презентация работ.

    б) Просмотр и анализ работ участников мастер-класса совместно с преподавателем.

    в) Обратная связь (рефлексия).

    · Что нового узнали на занятии.

    · Какие навыки приобрели

    г) Обсуждения вопросов, возникших в процесс занятия.