Поместное дворянство в евгении онегине. Сочинение: Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина Евгении Онегин

Байтериков Александр

По роману, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина

«Евгений Онегин»

Номинация « Быт и культура пушкинского времени»

Байтериков Александр

Ученик 9 класса МБОУ «Поповская СОШ»

Руководитель

Царёва Людмила Александровна

Учитель русского языка и литературы

МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

  1. Введение.

«Евгений Онегин» - «энциклопедия русской жизни»

  1. Основная часть

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

  1. Заключение
  1. Литература

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

Великий Пушкин!
Как хорошо, что есть твое
богатство:
Твои стихи, поэмы и романы,
Твои сонеты, оды, эпиграммы –
Все, чем сильно твое искусство.

Т.В. Румянцева

Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет. За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г. Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни. В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского - и провинциального дворянства. Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.

Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи. В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи: - исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества; - рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века; - выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина - типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества. День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.

Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он. Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тетушки княжны Елены
Все тот же тюлевый чепец;
Все белится Лукерья Львовна,
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп…

Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной». Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно;
В бесплодной сухости речей,
Расспросов, сплетен и вестей
Не вспыхнет мысли в целы сутки…

Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».

Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных - эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам,
Сушила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь -
Все это мужа не спросясь.

Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой. Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает. И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:

Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,
О псарне, о своей родне,
Конечно, не блистал ни чувством,
Ни поэтическим огнем,
Ни остротою, ни умом...

В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом

Сидят чудовища кругом:

Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордый,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравлъ и полукот.

Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;

В гостиной встреча новых лиц,

Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шорканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.

Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ - полуживотных, полулюдей. Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея - воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища. Все это одна компания. Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” - пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” - безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” - сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные. Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства. Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

В романе «Евгений Онегин» А.С. Пушкин рисует картину жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы. В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре. На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство. Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении. Читатель узнает о том, как воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

«Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни. Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века. Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца. Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский. «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют и поступают в соответствии со своим характерами.

Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их. «Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа. Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев Творчество Пушкина -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

Дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.

Столичное и поместное дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгении Онегин»

Многие страницы романа «Евгений Онегин» посвящены изображению столичного и провинциального дворянства - образу жизни, нравам и вкусам.

Поэт был противником домашнего образования. Поверхностное обучение («чему-нибудь и как-нибудь») становится началом поверхностного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея... отличить»), причиной «тоскующей лени», неспособности к труду.

Описывая образ жизни столичного «повесы» (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

У автора вызывают презрение нравы, царящие в среде «светской черни»: распространенный в этой среде «хладнокровный разврат», отношение к любви как к «науке», показная добродетель и «модная спесь» светских дам:

Они, суровым поведеньем

Пугая робкую любовь,

Ее привлечь умели вновь...

В среде «светской черни» искажены и опошлены такие высокие понятия, как любовь и дружба. «Друзья» из числа светской черни лицемерны, а подчас и опасны.

Незаурядные, духовно свободные, мыслящие натуры плохо вписываются в ограничительные рамки светской лжеморали:

Пылких душ неосторожность

Самолюбивую ничтожность

Иль оскорбляет, иль смешит...

Светская среда отвергает независимые умы и приветствует посредственность. «Общество» одобряет тех,

Кто странным снам не предавался,

Кто черни светской не чуждался,

Кто в двадцать лет был франт иль хват,

Л в тридцать выгодно женат...

Однако к числу столичных дворян относятся также представители старинной знати, в среде которых ценятся образованность и ум, благородство манер, строгий вкус, неприятие пошлого и вульгарного - словом, все то, что принято связывать с понятием аристократизма. Став княгиней, Татьяна «твердо в роль свою вошла», стала подлинной аристократкой. Она научилась владеть собой, сдерживать свои чувства: «Как сильно ни была она / Удивлена, поражена... В ней сохранился тот же тон...» Повествуя о вечерах в доме князя N. Пушкин воссоздает особую атмосферу этих светских раутов, на которых присутствовал «цвет столицы». Автор любуется «порядком стройным олигархических бесед», описывает непринужденную беседу гостей, в которой нет «глупого жеманства», пошлых тем или «вечных истин».

Столичное дворянство - это среда, в которой много лет вращался Онегин. Здесь формировался его характер, отсюда он вынес жизненные привычки, надолго определившие его судьбу.

Поместное дворянство представлено в романе, прежде всего семьей Лариных, а также соседями Онегина (которых он избегал, опасаясь разговоров «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне»). На примере семьи Лариных автор рассказывает о быте поместных дворян, о круге их чтения, вкусах и привычках. Ларина-старшая вышла замуж против своей воли, по настоянию родителей. Вначале она «рвалась и плакала», оказавшись в деревне; верная девическим привычкам, она носила узкий корсет, писала чувствительные стихи, называла служанок на французский лад, но позднее привыкла к своей новой жизни и освоилась в роли хозяйки. Как многие провинциальные помещицы, Ларина «самодержавно» управляла своим супругом и деятельно занималась хозяйством:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

Патриархальный уклад жизни сближает помещиков с простым народом. Татьяна умывается снегом, как крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее - няня, простая крестьянка. Супруги Ларины соблюдают посты и празднуют масленицу, любят «круглые качели», хоровод и подблюдные песни. Их дом всегда открыт для гостей. Если Онегин, живя в Петербурге, питался исключительно блюдами французской или английской кухни, то в семье Лариных принята традиционная русская еда. Онегин по нескольку часов проводил перед зеркалом. Ларин «в халате ел и пил», его жена носила шлафрок и чепец. Описывая смерть Ларина, автор пишет не без иронии: «Он умер в час перед обедом...», подчеркивая характерную особенность поместной жизни: время всех событий (даже смерти) отсчитывают от времени еды. «Привычки милой старины» сохранились в семье Лариных, и после смерти отца. Ларина-старшая осталась такой же радушной хозяйкой.

Однако жизнь в провинции имеет и свои отрицательные стороны. Прежде всего, это оторванность от мира, культурное отставание от жизни столиц. На именины Татьяны автор приводит весь «цвет» провинциального дворянства - пустяковых, буяновых, скотининых, петушковых... Пушкин не случайно использует здесь «определяющие» фамилии, которые напоминают об угасшей литературной традиции XVIII века: на «пир огромный» явились персонажи минувшего века.

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.

Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Работа над романом длилась восемь лет, с 1823 по 1831 год, но события, происходящие в произведении, заключены в иные исторические рамки -с 1819 года до восстания декабристов. И не зря Белинский назвал «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни ». Действительно, в своём романе в стихах Пушкин смог изобразить почти все стороны русской жизни XIX века, все слои общества.
Одно из главных мест в произведении занимает описание дворянства. Первая глава посвящена описанию жизни Онегина в Петербурге. Здесь Пушкин показывает своего героя в среде петербургского дворянства, из которой он вышел. Впитав в себя все нормы своего окружения, Онегин ведёт праздный образ жизни: кутит ночами, разъезжает по балам, совершает прогулки по Невскому проспекту, посещает театры. Но вскоре «чувства остыли» в Онегине, «ему наскучил свет и шум», на него напала хандра - болезнь богатых молодых людей того времени и его круга, бесцельно прожигающих жизнь. И Онегин решил уехать в деревню.
Пушкин изображает жизнь дворянства ёмко и полно буквально несколькими штрихами и характерными деталями. Здесь вполне приемлемы франтовство, погоня за наследством, кутёж. Таким образом, жизнь дворянства показана праздной, полной развлечений, далёкой от народной простоты и поэтому пустой. Онегин, с одной стороны, показан полноправным представителем дворянского общества, а с другой, - человеком, уставшим от собственной среды. Истинные ценности он осознаёт лишь тогда, когда обретает простую, но настоящую человеческую любовь, корни которой не светские, а естественные, природные.
Представителями поместного дворянства в романе являются дядя Онегина и семья Лариных. Дядя Онегина вёл в деревне свойственную всем поместным дворянам жизнь: «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил», «вёл тетрадь расходов, пил яблочные наливки и, кроме календаря, в иные книги не глядел». Для Онегина, воспитанного на новых учениях, на книгах Адама Смита, такой образ жизни был неприемлем: он решил учредить в своём хозяйстве «новый порядок» - «барщину оброком заменил», чем вызвал недовольство своих соседей, которые решили, что он «опаснейший чудак». Здесь Пушкин проводит параллель между грибоедовским Чацким и Онегиным. Подобно тому, как Чацкого объявило сумасшедшим московское общество, мнение поместного дворянства насчёт Онегина было такое же: «сосед наш неуч, сумасбродит».
Особенно красочно Пушкин описывает быт и нрав поместного дворянства на примере семьи Лариных и их гостей на Татьяниных именинах. Жизнь Лариных привлекательна для автора своей простотой:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины.
По отношению же к другим дворянским семьям звучит явная ирония и даже некоторое пренебрежение:
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога.
Не лишены иронии и фамилии гостей: Пустяков, Петушков, Буянов, Флянов, Карликова. Пушкин изображает поместное дворянство неестественным, претендующим на светскость, с претенциозными замашками.
Среди гостей фигурируют мосье Трике - «истинный француз» из Тамбова, образ которого перекликается с грибоедовским «французиком из Бордо». Автор иронизирует над тем, как после «фальшивого пения» Трике в его адрес посыпались «крики, плески, приветствия». Тем самым Пушкин ещё раз подчеркивает нравственную пустоту, глупость и лицемерие гостей-помещиков. Таким образом, изображая привычки и нравы поместного дворянства, Пушкин в какой-то степени сравнивает его с петербургским дворянством.
Немного с иной точки зрения показано московское дворянство. Поэт подчёркивает консерватизм образа жизни московского дворянства: «Но в них не видно перемены...» -во многом сопоставляя его с Москвой Грибоедова. Однако Москва Пушкина добрее, хотя такая же бездуховная и прагматичная.
Действие романа в стихах «Евгений Онегин» заканчивается в Петербурге. В конце своего произведения Пушкин опять изображает петербургское дворянство, сопоставляя его с образом Петербурга, данным в начале романа. Но не столько изменился сам Петербург, сколько отношение к нему Онегина. Теперь главный герой романа смотрит на светские развлечения со стороны, теперь он уже чувствует не столько усталость, сколько чуждость этому обществу. Любовь к Татьяне помогла ему понять пустоту отношений между людьми в свете, фальшивость блеска и великолепия балов. Чтобы акцентировать на этом читательское внимание, Пушкин описывает петербургское дворянство не с лёгкой иронией, как в начале романа, а жёстко сатирически.
Таким образом, в своём романе в стихах Пушкин сумел показать все стороны дворянской жизни, неумеренность её нравов и пошлость устоев, будь то поместное дворянство или городское. В произведении неявно сквозит мысль, что именно среда, порочное окружение сгубило Онегина и прозрел он слишком поздно, за что понёс наказание, лишившись личного счастья.

В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости, если аристократ и чувствуют презрение или удивление, он этого не показывает, разговоры ведутся на высоко духовные тематики.

Поместное дворянство это часть людей, которые относятся к дворянскому роду, но не имеют должного образования, их манеры не излучают изысканности. Все поступки лицемерны, направлены на удовлетворение своих низменных потребностей. Обучение такие сливки общества зачастую получают дома.

Соответственно, все науки изучены поверхностно, нужных знаний не получено, поэтому и разговоры у таких дворян пустые, жеманные с излишней высокомерностью, которую они оправдывают своим отношением к знати.

В данном произведении поместное дворянство выражено в семье Лариных и их соседях, Онегин не ходил к ним в гости, чтобы постоянно не слышать, рассказов о крестьянах, о том, как засолить грибы или правильно кормить свиней.

Мать Татьяны была со знатной семьи, когда она вышла замуж и приехала жить в деревню, сначала долго сопротивлялась обстоятельствам, носила красивые наряды, говорила на французском языке. Но вскоре эта жизнь ее сломала, она привыкла к обществу крестьян, стала управлять хозяйством.

Пример того что Татьяна тоже сблизилась с крестьянами, она может умыться снегом, дружит со своей няней, уклад жизни приносит свои коррективы даже в самые изысканные и высоко духовные натуры. Онегин, чтобы выйти на обед переодевается, приводит себя в порядок, Ларины же могут садиться за стол в халатах, чепце и повседневной одежде.

Многие привычки поместного дворянства, это пережитки прошлого, но с другой стороны, это сохранение традиций наших предков. Сам Онегин представитель столичной аристократии, образован, культурен, но все свое время проводит на балах ресторанах. Много времени проводит в своем кабинете, где ухаживает за собой, то читает книги. Вот поэтому, это однообразие его ввело в депрессию, ему все надоело.

Сам он очень умен, ум всесторонне развит, взгляды на жизнь у него прогрессивные, он понимает и воспринимает все прекрасное в этом мире. А весь остальной круг аристократов, пуст, лицемерен, эгоистичен. Их видимая занятость и деятельность, на самом деле ничего не производит и не приносит никакой пользы. Только бесконечная трата времени, огромных сумм денег на балы и развлечения.

Онегин не находит себе места в столичных аристократических кругах, ему там скучно и не интересно. В то же время Татьяна в своем поместье в кругу то крестьян, то собравшихся в очередной день поужинать у соседей и поговорить о том, как прошел день.

Чтобы уйти от этого не приносящего удовлетворения общества, Онегин приехал в деревню, Татьяна стала читать романы. Татьяна развита духовно, она любит природу, воспитанная, умная и тонкая личность. Вскоре эта героиня станет настоящей светской дамой с необходимым уровнем образования. При этом она простая и искренняя, эти лучшие черты русского характера, автор дал нашей героине.

Просто же живущие в глубинке дворяне невоспитанные, имеют привычки крестьян, но сохранили обычаи предков. В итоге в каждом из данных обществ есть, что-то положительное и отрицательное, это две неразделимые части общества.

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества. Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте. Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина - утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука. В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина. В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется. Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все. Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека. Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства. Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

Несколько интересных сочинений

  • Басня собственного сочинения с моралью

    Муравьи каждый день отправлялись на промысел по одной дороге. И каждый день они их колону пересекал Скарабей. Жук был больше в десять раз и не считал нужным церемонится с муравьями. Он бесцеремонно расталкивал мелких насекомых

  • Образ и характеристика Еремеевны в комедии Недоросль Фонвизина сочинение

    Еремеевна – второстепенная героиня в пьесе Фонвизина Дениса Ивановича «Недоросль». Она приходилась кормилицей и нянькой для Митрофана

  • Внешность Пьера Безухова описание

    Пьер изображается в повествовании на разных жизненных этапах, имея при этом изменения не только судьбоносные и характерные, но и внешние.

  • Музыка в моей жизни - сочинение 4, 9 класс

    Во все времена музыка являлась вдохновением для многих великих людей. Она наполняла душу человека прекрасными образами, которые всплывали в сознании под звуки лучших мелодий. Это величайшее достижение в области искусства.

  • Это означает, что он должен быть смелым, отважным, отзывчивым, неравнодушным и т.д. Таких людей сразу можно выделить из толпы, они чем – то отличаются от остальных людей и притягивают к себе.

В. Г. Белинский назвал роман «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни», в нем «поэтически воспроизведена картина русской жизни», Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов XIX ве­ка, причем детально показал как жизнь провинциального дворянства, так и столичного общества.

Основной мотив, сопутствующий описанию петербургского обще­ства - суета («везде немудрено поспеть»), мишурность. На примере распорядка дня Онегина, читатель может судить о времяпрепровожде­нии светского человека. Для светского льва день начинался после по­лудня («бывало, он еще в постеле: / К нему записочки несут») - это черта аристократизма. Типичное место прогулок дворянства Невский проспект, Английская набережная, Адмиралтейский бульвар. Как толь­ко «недремлющий брегет» отобьет обед, денди мчится в самый модный ресторан, к Talon. Послеобеденное время - театр, и кульминация дня - бал. Считалось хорошим тоном приезжать заполночь, а утром, когда просыпался рабочий Петербург, ехать домой спать.

При описании светского общества присутствует мотив маскарадности: основная черта петербургской жизни - скука (в театре Онегин зевает («Все видел: лицами, убором / Ужасно недоволен он»). Автор, описывая нравы общества, использует иронию, иногда сатиру:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы.

Огромное значение в Петербурге имеет мода: «Онегин по последней моде, / Как денди лондонский одет»; модны дендизм как образ жизни и, конечно, хандра как байроническая маска светского челове­ка и, как следствие, особенный тип поведения («Но дико светская вражда / Боится ложного стыда»).

Жизнь в Москве медленна, статична, неизменна. В романе много реминисценций «Горе от ума». Здесь царит дух семейственности - это основной мотив в изображении московского общества - патри­архальность, все называют друг друга по имени отчеству: Пелагея Николаевна, Лукерья Львовна, Любовь Петровна; гостеприимство:

Родне, прибывшей издалеча,

Повсюду ласковая встреча,

И восклицанья, и хлеб-соль.

Московские сплетни, в отличие от петербургских, выглядят по-домашнему, как разговоры друг о друге в большой семье, где извест­им все тайны:

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

В изображении жизни провинциального дворянства Пушкин сле­дует за Фонвизиным: дает представление о персонажах с помощью фамилий фонвизинских героев. Здесь царствует «век минувший» и минувшая литературная традиция с ее «говорящими» фамилиями:

...толстый Пустяков.

Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Скотинины, чета седая,

С детьми всех возрастов.

От тридцати до двух годов.

Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине («Они хранили в жизни мирной / Привычки милой старины»), во взаимоотношениях за столом сохранились черты екате­рининской эпохи («И за столом у них гостям / Носили блюда по чи­нам»). Деревенские развлечения - охота, гости и особое место занима­ет бал, где господствуют еще старинные веяния («еще мазурка сохранила / Первоначальные красы»). Сельские жители - одна боль­шая семья, они любят посудачить друг о друге, посплетничать:

Все стали толковать украдкой,

Шутить, судить не без греха,

Татьяне прочить жениха...

Традиционна судьба провинциальных дворян (судьба матери Татьяны, предполагаемая судьба Ленского). Провинциальное дворян­ство предстает в романе карикатурой на высший свет, но в то же вре­мя именно в провинции возможно появление Татьяны.