Как внешность влияет на поведение. Как одежда, которую вы носите, влияет на вашу жизнь

----------------

Реферат по психологии на тему

Человек как объект восприятия: одежда

1. Введение

2. Стили одежды

3. Цвет одежды

4. Заключение

5. Список литературы

Введение

Одежда, как фактор, от которого зависит первое впечатление.

Одежда – вот первое, на что мы обращаем внимание, увидев человека первый раз. Одежда оказывает влияние на восприятие носящего ее человека на стадии первого впечатления. Особенно велика роль одежды при кратковременных контактах. С одежды начинается формирование первого впечатления, даже если через некоторое время мы забыли, во что человек был одет.

Манера одеваться в значительной мере определяется индивидуальными психологическими особенностями человека. Поэтому одежда человека должна отвечать его внутреннему содержанию.

Внешний вид может много сказать о человеке. Как показывают социологические исследования, в 85 случаях из 100 первые впечатления о людях создаются их внешним видом. Итак, даже умному порядочному человеку следует быть внимательным к своему виду, если он хочет иметь добрые отношения с окружением.

В прошлые времена одежда отображала принадлежности человека к определенной социальной группе, профессии. Во многих случаях форма одежды строго регламентировалась. Особенно суровые требования были при дворах.
В наше время требования к одежде не такие категоричные. Но и теперь в развитых демократических странах, руководители фирм, офисов придают большое значение внешнему виду своих работников. Практика показывает, что к аккуратно одетым людям оказывается более внимательное отношение окружающих.

Ныне модная одежда более демократическая. Каждый может одеваться, как он считает за нужное. Но именно это делает человека ответственным за свой внешний вид. Широкий выбор одежды позволяет каждому в полной мере проявить свой вкус, чувство прекрасного, в конце концов, чувства меры, а также подчеркнуть преимущества или припрятать недостатки своей фигуры. Однако многие ситуации современной жизни требуют определенном формы одежды.

При встрече с партнером или работодателем небрежность и раскованность в одежде может привести к нежелательным последствиям. «Жалкий внешний вид» – одна из первых причин отказа в приеме на работу по результатам собеседования. Наша внешность дана нам природой или родителями, и изменить ее не в наших силах. Но необходимо помнить, что в деловом общении на другого человека действует не столько прямые и универсальные признаки физической привлекательности, сколько косвенные: вкус в одежде и ухоженность тела, а так же признаки подготовленности к встрече.

Нередеки случаи, когда мужчин или женщин, которые приходили к послам по разным делам, но были одеты в потертые джинсы, шорты или мини-юбки, не допускали в посольство. Принято не пускать в рестораны посетителей в шортах, без галстука.

Повышенные требования к одежде людей, которые отправляются в театр, на концерты классической музыки и, конечно, на официальный прием. Строгим должна быть одежда для посещения мероприятий, которые объединяют в себе праздничный и официальный характер.

Стили одежды

Выбор стиля одежды воспринимается как свидетельство того, каков у человека образ «Я», точнее – каких эталонов-стереотипов он придерживается, что считает правильным, приличным, красивым. Человеку «автоматически» приписываются те качества, которые традиционно связываются с одеждой, в которой его видят. При восприятии человека в униформе ему автоматически приписывается определенная роль и ожидается соответствующее поведение. Облегчая приписывание роли (ожидаемое обществом), униформа ограничивает диапазон ожидаемых поступков и со стороны воспринимающего, и со стороны носящего (так, от человека в белом халате мы ожидает одного поведения, в военной форме – другого; женщина в халате и фартуке или женщина в бальном платье не только воспринимается, но и ведет себя по-разному).

Определенные виды одежды традиционно ассоциируются с определенным социальным положением, политической ориентацией, мерой консервативности взглядов на отношения между полами, степенью общительности и т.д. Хорошо известно влияние одежды на восприятие физической привлекательности и сексуальности человека. Доказана связь одежды с оценкой таких характеристик человека как: снобизм, робость застенчивость, отношение к противоположному полу, естественность или неестественность. Символизм в одежде связан с общим явлением переноса особенностей внешнего облика человека на его внутренний мир. Так, жесткость одежды символически ассоциируется с физической силой, «вертикальность» линий - с моральной чистотой и стойкостью; тесность, плотно прилегающая одежда может символизировать жесткий контроль человека над собой; свободность и неряшливость ассоциируются с аморальностью.

Замечено воздействие одежды на поведение носящего. Через особенности кроя и посадки изделия на фигуре одежда не только задает осанку, жесты, позы и другие особенности телодвижений человека, но и как бы диктует определенную манеру держать себя в обществе в более широком понимании этого термина; порождает, как говорили раньше, манеру поведения. Выбирая одежду, человек не просто оформляет свою внешность, но и определяет стиль своего поведения.

Не только люди, чья профессия предполагает ношение формы – военные, полиция, прокуроры и др. ограничены в выборе одежды. В настоящее время многие люди одеваются в соответствии с правилами социального или профессионального сообщества, придерживаются так называемого «дресс-кода». Согласитесь, прийти на серьезные переговоры в спортивном костюме – по меньшей мере нелепо, это вызовет настороженность и недоверие. Но также нелепо появиться в сообществе байкеров в строгом костюме с белой рубашкой и галстуком. Обращают также внимание на соответствие одежды возрасту и статусу человека. Одежда является неким «социальным сигналом», своего рода «визитной карточкой». Усвоение неписаных правил того, как надо одеваться, – это неотъемлемая часть искусства делать карьеру.

Стереотипы в восприятии одежды весьма устойчивы: представители деловых кругов и руководители высокого ранга предпочитают так называемый консервативный стиль одежды, причем как мужчины, так и женщины. Это касается не только костюма, но и всех деталей: определенной марки часов, сумок, зажигалок, галстуков и пр. Этим иногда успешно пользуются мошенники – человек, на котором хорошо сидит дорогой строгий деловой костюм воспринимается как надежный и заслуживающий доверия, у него неудобно спросить документы...

Молодежь и представители творческих профессий склонны одеждой еще раз подчеркнуть свою индивидуальность, нестандартность и независимость.Отклонения от этих стереотипов могут вызвать недоумение и недоверие, отношение к человеку как к «чужаку».

Сильно привлекает внимание степень опрятности одежды. Неряшливость и неопрятность быстро портят впечатление, если, конечно, это не специальный стиль хиппи. Бедно одетый человек может вызвать сочувствие и желание помочь, а крайне неряшливо – брезгливость.

Оформление внешности свидетельствует о том, как хочет выглядеть человек в глазах других, како впечатление желает производить, и связано с самооценкой, уровнем притязаний и эстетическим развитием личности.
С психологической точки зрения – это то, что позволяет человеку произвести впечатление на партнера. Чрезмерное внимание к оформлению внешности – признак невроза: работает механизм компенсации (здесь я первый!).

Одежда – это имидж предусмотренной для себя роли. Таким образом, общая цель – повысить ценность и значимость человека (приподнять себя в глазах окружающих – назначение одежды).

Одежда говорит:

О национальности;
- о профессии;
- о возрасте;
- о поле;
- об уровне материальной обеспеченности;
- об уровне эстетического развития;
- о личностных свойствах человека.

Виды стилей:

1. традиционный;
2. модный;
3. экстравагантный;
4. классический;
5. оригинальный;
6. разнообразный;
7. консервативный;
8. эксклюзивный;
9. сексуальный (раздражающий).

Характеристика стилей:

1. Дань традиции, профессиональная форма, традиционная национальная одежда говорит о принадлежности к какой-либо группе, членством в которой человек гордится и афиширует его посредством одежды.
2. Человек стремится быть современным, боится отстать от моды (конформизм).
3. Необычный, вычурный, человек производит шокирующее впечатление (глубокий вырез, яркий цвет, нетрадиционный фасон). Высокий уровень притязаний, тщеславие, честолюбие. Это жажда признания (или сознательное или бессознательное чувство ущемленности в признании, ощущение собственной незначимости, непризнанности порождает чрезмерные притязания на значимость).
4. Стиль противоположный 3 – просто, скромно (простота покроя, в расцветке, спокойные мягкие тона). Так одеваются люди, которые хотят выглядеть авторитетными и претендуют на престижную позицию, уверенные в том, сто достойны уважения (высокая самооценка). Это последовательное, но скрытое притязание на значимость.
5. Одежда сшита по собственному замыслу. Стремление к оригинальности, та одеваются восторженные люди, склонные к сильным эротическим переживаниям.
6. Если любит менять одежду, – это внутренняя пустота, но такой человек хочет произвести впечатление оригинальности, не терпит однообразия в жизни.
7. Отрицание мотовства, эротики, потребность в стабильности, защите, безопасности, уверенности.
8. Исключительный, единственный в своем роде, изысканный свидетельствует о тонком вкусе, эстетической потребности.
9. Обтягиваются обнажаются эрогенные зоны (джинсы узкие, обтягивающий свитер, вырезы, разрезы). Яркие расцветки, кричащие. Прорези в ткани, ее прозрачность. Непосредственный контакт заменяется визуальным, оптическим. Сфера интересов сконцентрирована в сексуальной области.

Цвет одежды

Не только стиль вашей одежды, а также и ее цвет может оказывать значительное влияние на восприятие вас другими людьми.

Однако в разных мировых культурах одни и те же цвета могут иметь различную символику: необходимо помнить об этом во время путешествий за границу и при ведении бизнеса с иностранцами.

Черный цвет

В западной культуре черный цвет прежде всего считается официальным, солидным и сдержанным, но это далеко не все связанные с ним ассоциации. Черное часто надевают на похороны; черная одежда - обязательный знак киношных злодеев и ведьм. Священники носят черное в знак своего смирения перед Богом, и, как утверждают некоторые эксперты моды, черная одежда на женщине означает ее покорность мужчине! Однако многие женщины предпочитают черный цвет в одежде полагая, что он делает фигуру зрительно более стройной. Как бы то ни было, это очень тяжелый, полностью поглощающий лучи цвет, эффект которого для полных людей оказывается абсолютно противоположным: черное делает их еще массивнее и тяжелее, отчего окружающие чувствуют себя в их компании весьма неуютно.

Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Это действительно так, но только в том случае, если он действительно идет. Мужчины в абсолютно черных, или черных в тонкую полоску, костюмах, в сочетании с белой сорочкой, выглядят действительно впечатляюще, однако такая одежда придает им чересчур начальственный вид.

Официанты носят черно-белую униформу в знак того, что наделены определенными полномочиями в пределах ресторана, а также для того, чтобы посетители могли сразу их увидеть. Строго и элегантно одетые официанты делают обстановку в ресторане степенно-аристократичной, придавая заведению солидность и респектабельность. Однако если женщина придет в черном костюме и белой блузке на собеседование, то у нее будет очень мало шансов получить работу. Почему?

Потому что сочетание белого и черного кажется слишком авторитарным, холодным и враждебным, а это может вызвать неприятие у человека, проводящего собеседование.

Красный

Красный цвет символизирует энергию и физическую силу. Это также цвет агрессии и опасности: не случайно, например, пожарные машины всегда красного цвета. Согласно статистике красные машины попадают в ДТП гораздо чаще, чем какие-либо другие. Тем не менее красные машины очень популярны. Почему? Потому что красный цвет также выступает символом могущества. Это очень яркий цвет, и вещи красного цвета помогают их обладателям чувствовать себя увереннее. Однако, стоит помнить, что красный цвет символизирует власть, поэтому красная одежда будет восприниматься коллегами-мужчинами как знак стремления этой женщины над ними доминировать. Если вы руководитель, то тут все в порядке, если же нет - вы можете выпасть из коллектива или вызвать к себе недоброжелательное отношение. Мужчины, как правило, не носят красные пиджаки, если только это не часть корпоративной униформы.

Для ведения переговоров или разрешения конфликтной ситуации красная одежда далеко не самая подходящая: красный цвет агрессивен, а поэтому неуместен тогда, когда от собеседника вам нужно добиться сотрудничества.

Розовый

Розовый - более спокойный, мягкий и женственный цвет. Все пастельные тона (розовый, голубой, сиреневый) символизируют умиротворенность и женственность. Поэтому, прежде чем одеваться в этот цвет, следует подумать, с кем вы встречаетесь, и какое впечатление хотите произвести. Какова цель встречи? Если вам необходимо показать свою солидность и энергичность, добиться повышения в должности или принятия на работу, одежда в постельных тонах вряд ли поможет вам в этом, поскольку в ней вы не сможете произвести впечатление уверенного в себе и очень напористого человека. Это относится также и мужчинам, которые любят сорочки и галстуки пастельных тонов.

Зеленый

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе, однако излишняя любовь к зеленому цвету в одежде может сказать о том, что вы ленивы и безвольны. Зеленый цвет не очень годится для самоутверждения - особенно это справедливо для грязно-зеленого (цвета хаки), который обычно ассоциируется со смертью. Зеленый цвет также может символизировать зависть, обиду и стяжательство. Некоторые люди вообще считают зеленый цвет несчастливым и поэтому не носят зеленой одежды и предпочитают не иметь дома ничего зеленого. В средние века английские невесты надевали зеленое как символ плодовитости и успешного чадородия.

Желтый

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и может ассоциироваться с трезво и ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако избыток желтого цвета в одежде действует подавляюще.

Желтый цвет способствует обретению уверенности в себе, повышает собранность и улучшает организаторские способности, но следует избегать использовать в одежде грязно- желтый цвет: он может ассоциироваться с желчностью.

Синий

Синий цвет олицетворяет рассудительность и ясность ума. Он также ассоциируется с творческим началом. Это цвет неба и океана. Он несет в себе безмятежность и спокойствие, но также может быть холодным и отчужденным.

Синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как этот цвет символизирует надежность и работоспособность. Как показывают некоторые исследования, в синем костюме штангисты способны поднять больший вес. Однако переизбыток темно-синего может действовать угнетающе.

Бирюзовый

Бирюзовый цвет воодушевляет и вселяет энергию, освежает и бодрит. Кроме этого он способствует общению, проявлению чувств и творчеству.

Коричневый

Коричневый цвет несет в себе ощущение основательности и надежности: это цвет земли, а значит - цвет стабильности. Однако он может также вызывать тоску и уныние и ассоциироваться с ограниченностью и замкнутостью. Коричневый цвет больше любят мужчины.

Серый

Серый цвет способен вызывать отрицательные ощущения, поскольку ассоциируется с плохой погодой, серыми тучами, мрачным небом, тяжестью и скукой. Серый цвет - не белый, не черный - цвет бегства от реальности, вызывающий чувство неуверенности и одиночества.

Что означают цветовые предпочтения в одежде?

Голубой: Люди, которые часто носят одежду светло-голубых оттенков, креативны, чувствительны и полны воображения. Им необходима атмосфера умиротворения.

Синий: Те, кто предпочитает темно-синюю одежду, слывут людьми независимыми и умными. У них сильно развито чувство ответственности. Эти люди стремятся к спокойствию и предпочитают быть окруженными вниманием и лаской.

Желтый: Предпочитающие желтую одежду - очень интересные личности. Среди них мало ведомых, в основном это ведущие. Им присущ активный образ жизни, они часто бросают вызов жизни. Эти люди ищут счастья.

Оранжевый: Те, кто часто одевает оранжевую одежду, являются людьми действия, они компетентны и сведущи во многих сферах. Но они часто нетерпеливы. Это независимые, хорошо организованные, целеустремленные люди. Это также креативные и практичные личности, у них много энергии и они не могут стоять на одном месте.

Красный: Предпочитающие красный цвет в одежде - фигуры амбициозные, импульсивные, легко возбудимые и энергичные. Они часто бывают смелыми, их деятельность весьма продуктивна. Это экстраверты. Такие качества могут сформировать лидера.

Зеленый: Предпочитающие зеленый цвет в одежде - люди осторожные, им свойственно наблюдать, а не действовать. Но с другой стороны, это гуманисты, готовые прийти на помощь и оказать услугу. Они чувствительны. Часто замечают то, что скрыто от глаз других людей.

Фиолетовый: Людей, которые любят фиолетовый цвет в одежде, можно охарактеризовать как обладающих хорошей интуицией, милосердных и тонко чувствующих. Их чувственная природа может сделать их уязвимыми, поэтому часто цветотерапевты рекомендуют таким людям носить одежду цвета маджента - цвета, который помимо фиолетового содержит красный и может помочь им укрепить веру в себя.

Черный: Если вы носите одежду черного цвета от случая к случаю, то такой выбор означает, что вы хотите контролировать себя и создаете имидж авторитетного и дисциплинированного человека, у которого сильная воля и сложившееся мнение. Люди же, которые практически всегда носят черную одежду, часто являются противоречивыми натурами. Такой выбор может говорить о том, что человек хочет убежать от окружающих, закрыться.

Белый: Означает начало. Люди, предпочитающие белый в одежде, часто наделены чувством справедливости, они стремятся к согласию и миру с другими людьми. Часто хотят нравиться и даже очаровывать. Но если белого в одежде слишком много, можно говорить о чувстве превосходства, собственной неполноценности или о болезни.

Подводя итог вышесказанному можно сказать, что при выборе одежды следует:

отдавать предпочтение одежде тех цветов, которые, по мнению окружающих, идут вам и делают вас привлекательней;

выбирать цвета, в которых вы сами чувствуете себя комфортно и уверенно;

выбирать цвет одежды в зависимости от конкретной ситуации.

Известно, что цвет одежды влияет на нас, на наши эмоции и отношения. А Вы знаете, почему вам нравится какой-то определенный цвет? Ответ может Вас удивить...

Так почему же Вам нравится определенный цвет? Это связано с вашим опытом. Возможно, если у Вас в детстве была любимая игрушка розового цвета, или, когда у вашей мамы было хорошее настроение, она носила блузку розового цвета, то именно этот цвет является вашим любимым.

Большинство людей связывают краски с общепринятыми вещами - голубое небо, зеленый лес и т.д. именно поэтому восприятие цвета и реакция на него похожа у многих людей. И в результате одежда может влиять на эмоции и отношения людей.

КРАСНЫЙ

Красный наряд придаст уверенности в себе и привлечет внимание окружающих, т.к. он символизирует энергию. Будет ли это внимание таким, каким нужно, другой вопрос. У этого цвета огромный ряд ассоциаций. Красный цвет также выступает символом могущества и силы.

Выбирая платье в этом цвете, помните, что сочетание красного цвета с черным - это известная классика. А белый или бежевый уравновесят образ и сделают его более спокойным.

СИНИЙ

Как противоположность красного синий цвет имеет свои плюсы, например, он снижает кровяное давление. Если выдался тяжелый день или предстоит первое свидание, то смело примеряйте одежду синих оттенков. Так вам удастся создать отличное первое впечатление и расслабить собеседника. Также синяя одежда хорошо подходит для собеседования, так как символизирует надежность и работоспособность.
Если оттенок синего очень темный, то превосходный вариант - смягчить его пастельными или светлыми цветами.

ЗЕЛЕНЫЙ

Зеленый - цвет природы. Он действует успокаивающе и помогает сконцентрироваться. Цвет богат оттенками и подходит любому типу кожи. Если хочется сделать акцент на зеленом, подойдут нейтральные аксессуары.


ЖЕЛТЫЙ

Это яркий, солнечный, оптимистический цвет. Он ассоциируется с интеллектом и с ясно мыслящим, рассудительным и способным принимать решения человеком. Однако его, как и красный, необходимо правильно подобрать под тип кожи. Если Вы не уверенны, что оттенок подойдет, то можно скомбинировать образ с желтыми аксессуарами или юбкой, чтобы цвет не оказался у лица.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Если хочется произвести впечатление уверенного в себе человека, например, на собеседовании, надевайте одежду фиолетового цвета. Он способен придать молодому лицу более зрелый вид. Также этот цвет освежит даже самый будничный образ. Отлично сочетается с пастельными тонами.


ЧЕРНЫЙ

Цвет, который «стройнит» и подходит практически всем. Черный может вызвать две различные эмоции: грусть или то, что мы сегодня очень элегантны. Черный цвет также принято считать изысканным и шикарным. Чтобы черный цвет помогал чувствовать себя превосходно, достаточно одной оттеняющей детали или орнамента.


ФОТО Getty Images

«Одежда нужна лишь для того, чтобы прикрыть тело», «не одежда красит человека», «не ряса делает монаха» и так далее, и тому подобное. С этой точкой зрения соглашается итальянский психотерапевт Дженнаро Романьоли (Gennaro Romagnoli) 1 . Однако уточняет, что одежда все-таки является частью нас самих. «Все мы знаем, что так или иначе наш внешний вид, его уместность и сообразность ситуации могут помочь нам достичь своих целей. Правда, обычно считается, что это происходит благодаря впечатлению, которое мы сумели произвести на окружающих. Но некоторые исследователи вполне справедливо задаются вопросом о том, влияет ли одежда на поведение человека, который ее выбирает».

Эксперимент, проведенный в 2012 году Северо-Западным университетом (Northwestern University), тому доказательство. Всем участникам выдали абсолютно одинаковое задание и абсолютно одинаковые белые халаты и разделили их на две группы: первой сказали, что это медицинская униформа, а второй – что это рабочая одежда художников. Те, кто были убеждены, что на них халат врача, подошли к выполнению задачи более осторожно и внимательно. А это значит, что наша одежда имеет значение – не только для окружающих, но и для нас самих. И что одеваться стоит не так, как вы себя чувствуете, а так, как вы бы хотели себя чувствовать. В чем вы чувствуете себя привлекательным? Соблазнительным? А убедительным? Выбранная вами одежда – это послание не только окружающим, но и самому себе. Этим надо пользоваться.

В том же году вышла книга клинического психолога Дженнифер Баумгартнер (Dr. Jennifer Baumgartner) «Ты – то, что ты носишь: что твоя одежда говорит о тебе» 2 , где она пишет, например, что распространенный дружеский совет устроить себе шопинг или просто приодеться в ответ на нашу жалобу на неудачный день, проваленное собеседование или разрыв с партнером совсем не лишен смысла: «Когда вы одеваетесь определенным образом, это способствует и внутренним переменам. Мы все замечаем нечто подобное, например, когда делаем макияж, и даже актеры признают, насколько костюм героя помогает им вжиться в образ. Все это работает и в повседневной жизни».

Если говорить о влиянии одежды не на взрослых людей, а на детей и подростков, то большинство исследований посвящены проблеме школьной и студенческой формы. Споров вокруг этой темы ведется много: одинаковая одежда – это хорошо или плохо? Помогает ли она создать некое равенство среди учеников? Или мешает самовыражению каждого из них? И правда ли, что форма способствует академическим успехам? Надо сказать, ученые во мнении пока не сошлись. Скажем, Дэвид Л. Брунсма (David L. Brunsma) и Керри А. Роккемор (Kerry A. Rockquemore), изучив данные 5000 американских второкурсников 2 , не увидели прямой связи между обязательным ношением формы и посещаемостью, успеваемостью и поведением учащихся. Более того, согласно их исследованиям, студенты, которые были не обязаны носить форму, справлялись со стандартизированными тестами лучше. А вот Вирджиния Драа (Virginia Draa) из Государственного университета Янгстаун (Youngstown State University) считает иначе: проанализировав данные 64 школ в штате Огайо с 1994 по 2002 год и пообщавшись с руководством этих учебных заведений, она пришла к выводу, что школьная форма положительно влияет на дисциплину и оценки.

Выбирая костюм, взрослые тоже все-таки думают об оценке со стороны других людей. Потому что одежда является еще и одним из индикаторов экономического и социального статуса. В качестве примера доктор Баумгартнер приводит американский телесериал «Реальные домохозяйки» («Real Housewives»): «Вы только посмотрите, как они помешаны на деньгах, на дизайнерах, на лейблах... Одежда и аксессуары – это их способ определить свое место в системе координат и их оружие против окружающих. Это их возможность доказать свое превосходство над другими».

Тем же, кто по тем или иным причинам не гонится за нарядами именитых кутюрье, но хочет выглядеть достойно, Дженнифер Баумгартнер рекомендует обратиться к беспроигрышному варианту – к классике. Туфли-лодочки, блейзер и, да, маленькое черное платье. «Тут уже всю работу за вас сделала история. За многие годы подобная одежда уже доказала свою состоятельность. Она выполняет множество функций и подходит людям всех возрастов и типов телосложения. Классика стала классикой именно потому, что этот стиль уже проверен временем и «работает» всегда – вне зависимости от того, кто вы».

1 В своем блоге www.psicologianeurolinguistica.net

2 «You Are What You Wear: What Your Clothes Reveal About You» (Da Capo Lifelong Books, 2012).

Есть поговорка, - встречают по одежке, провожают по уму. И если со второй ее частью можно не согласиться, то вряд ли найдется человек, не принимающий во внимание внешний вид нового знакомого. А основой образа служит одежда, - именно по ней мы можем определить положение человека в обществе и его социальную роль, его вероисповедание или национальность, профессиональный род деятельности. Невозможно составить полный список информации, которую передает одежда, ведь этот список индивидуален для конкретной личности. Но, так или иначе, по одежде мы формируем свое первое представление о характере человека.

Например, в ходе одного исследования была проверена способность солидно одетых людей влиять на поведение ничего не подозревающих прохожих, заставляя нарушать их правила движения. В эксперименте ученые обнаружили, что испытуемые охотно перебегали дорогу в неположенном месте, если это делал кто-то до них, и особенно часто нарушали правила, если это был солидно одетый человек. По его примеру следовало большинство испытуемых.

Вывод один: хорошо одетый человек способен вызвать больше доверия у незнакомых по сравнению с плохо одетыми. Кроме того, оказалось, внешний вид человека влияет не только на отношение к нему окружающих. То, во что одевается мужчина или женщина, влияет на его/ее самооценку, и даже настроение. Новый костюм или платье может вызвать чувство веселья и радости, испачканная одежда может заставить стесняться или расстраиваться.

Установлено, что подростки, одевающие «модную» с точки зрения молодежи одежду, увереннее своих сверстников, одевающихся не так, даже если последние больше преуспевают в учебе или спорте. В общем, была проведена масса исследований, и результаты абсолютно понятные - одежда человека влияет как на отношение окружающих к нему, так и на его собственную самооценку.

Какие же практические советы в создании образа предлагают нам ученые?

Итак, совершенно ясно из всего вышесказанного, что людей привлекает богатство и солидность в одежде. Для работы подойдут деловые костюмы, или же, при отсутствии дресс кода, сдержанная, но при том красивая повседневная одежда. На торжественное мероприятие подойдет нарядный костюм для мужчин, и красивое вечернее платье для дам.

Что же касается цветов в образе, то их стоит подбирать, ориентируясь больше на свое настроение и цели, нежели на отношение к ним окружающих. Пастельные тона создадут чувство защищенности, умиротворенности и сосредоточенности, помогут успокоиться и расслабиться. Желтый цвет придает уверенность, улучшает настроение, усиливает концентрацию внимания, повышает жизненные силы, однако при изобилии может угнетать.

Красный, ярко розовый, малиновый и оранжевый стимулируют активную деятельность, придают бодрость, но при длительном ношении могут угнетать. Синий цвет успокаивает и расслабляет, дает чувство уверенности в себе.

Черный цвет психологически защищает, и даже способен привести к агрессии. Зеленый цвет дарит гармонию, в целом благоприятно воздействует на организм.

Кроме того, всевозможные компоновки цветов в одежде создают сложный и законченный образ, который, при правильном их подборе, может дать их обладателю все то, что ему необходимо.

Ведь, согласитесь, важно не то, во что мы одеты, а то, как мы в этом себя чувствуем. Как говорится, красивый человек красив во всем, при этом красота – это сочетание ваших внутренних качеств и внешней привлекательности, потому следить за своим видом очень важно.

Нэпп М., Холл Дж.

Функции одежды

Чтобы понять соотношение между стилем одежды и актом коммуникации, необходимо представлять себе разнообразные функции, которые может выполнять одежда. Она может украшать, защищать (и физически, и психологически), привлекать сексуального партнера, помогать самоутвердиться или, наоборот, свидетельствовать о самопожертвовании, может скрывать что-то, выдавать принадлежность к группе людей определенной национальности и вероисповедания, а также указывать на положение в обществе и социальную роль. Так как в любой культуре существуют общепризнанные правила относительно сочетания определенных цветов и стилей одежды, одежда также может показывать, что носящий ее знает об этих правилах.
Когда влюбленные носят одинаковую или сочетающуюся по цвету и стилю одежду, она воспринимаемся как зримое свидетельство их близости. Бесчисленные исследования посвящены одежде, указывающей на принадлежность к определенной национальности или на вероисповедание.
В ходе одного старого, но ставшего классическим исследования была проверена способность хорошо одетых людей влиять на ничего не подозревающих прохожих и заставлять их нарушать правила движения. Лефковиц, Блейк и Мутон (Lefkowitz, Blake & Mouton, 1995) обнаружили, что пешеходы гораздо чаще переходили дорогу около перекрестка на красный свет, если другой человек делал это до них, и особенно охотно они нарушали правила, если одежда этого человека указывала на его высокое положение в обществе.
Результаты других исследований показывают, что люди гораздо охотнее выполняют различные просьбы (разменивают купюру, берут распространяемые листовки, подробно объясняют дорогу, возвращают деньги, забытые в телефонной будке), если человек, просящий их об этом, одет в соответствии с ситуацией или же так, что его внешний вид свидетельствует о более высоком социальном статусе (Fortenberrv, MacLean, Morris & O"Connell, 1978; Levine, Bluni & Hochman, 1998). Например, в ходе исследования Бикмана (Bickman, 1974 а, 1974 b) четыре ассистента под различными предлогами остановили на улицах Бруклина 153 человека. Исследователи были одеты в костюмы служащего (спортивная куртка, галстук), молочника (форменная куртка, белые брюки, бутылки с молоком) и военного (форма, значок, ордена, без оружия). Исследователи просили прохожих подать им сумку, помочь кому-то другому опустить монету в счетчик на парковке или же встать на другом конце автобусной остановки. В каждом случае исследователям, одетым в военную форму, уступали гораздо охотнее - собственно говоря, 83% людей, которых попросили опустить монету в счетчик, повиновались, даже когда человек, одетый в военную форму, уходил с места действия. Вообще униформа действительно помотает другим людям определить род деятельности того, кто ее носит, и эта информация может повлиять на их мнение. В ходе акции общественного обслуживания одна и та же женщина, одетая в костюм медсестры и в обычный деловой костюм, просила людей сделать пожертвования в фонд борьбы с лейкемией. По мнению тех, к кому обращались с просьбой, медсестра была более компетентна в этом вопросе, и, следовательно, получала больше пожертвований (Lawrence & Watson, 1991). Полицейские, которые носят форму, предполагают, что она поможет им успешнее влиять на людей, однако это не всегда так, поскольку их работа предполагает различные цели. Но может ли одна и та же форма одновременно выражать дружелюбие и готовность помочь и властное требование соблюдать закон (Young, 1999)? Адвокатам давно известно, что стиль одежды клиентов может положительно воздействовать на мнение судьи или присяжных. Адвокаты иногда даже рекомендуют не состоящим в браке подзащитным надеть на палец обручальное кольцо, чтобы предотвратить возможное предубеждение против неженатого мужчины или незамужней женщины.

Одежда как источник информации о человеке

Невозможно составить список информации, которую всегда передает одежда: такой список варьировал бы в зависимости от каждого отдельно взятого человека, этнической группы, к которой он принадлежит, периода времени (как времени суток или сезона, так и исторической эпохи), региона, в котором он живет, и т. д. Подобную задачу еще усложняет тот факт, что любой предмет одежды можно носить так, что он будет передавать различные оттенки значения. Фасон галстука может свидетельствовать об искушенности и положении в обществе, но способ, которым он завязан (туго или слабо), или то, как его носят (например, перекинутым через плечо), может передавать иную информацию.
К качествам, информацию о которых может передавать одежда, относятся пол, возраст, национальность, отношение к партнеру (например, одинаковые свитеры), социально-экономический статус, принадлежность к определенной группе людей, род деятельности и положение в обществе, настроение, личное обаяние, пристрастия, интересы и ценности. Одежда также определяет поведение, которого мы ожидаем от того, кто ее носит. Когда наше внимание направлено на человека, которого мы хорошо знаем, это знание повлияет на то, как мы воспримем его одежду. К примеру, резкую перемену в стиле его одежды мы можем объяснить временной сменой настроения, а не переменами характера. Очевидно, точность подобных суждений может существенно различаться: более конкретные характеристики, например пол, возраст и социально-экономический статус, можно установить с большей достоверностью, чем более абстрактные качества, например пристрастия, ценности и свойства характера. За последние годы футболка с надписью превратилась в средство передачи информации, которую было бы труднее воспринять иным способом.

Влияние одежды на человека

До этого момента мы утверждали, что стиль одежды может нести определенную смысловую нагрузку, и что люди, с которыми мы общаемся, будут по-разному реагировать на эту информацию. Но как влияет одежда на того, кто ее носит? По мнению некоторых исследователей, одежда помогает человеку почувствовать удовлетворение от своего внешнего вида, приблизиться к его собственному идеалу. Например, Гиббинс (Gibbins), работая с 15-16-летними девочками, обнаружил, что для них существовала взаимосвязь между одеждой, которая им нравилась, и идеальным, на их взгляд, внешним видом. Стиль одежды они воспринимали как способ передачи определенной информации, и понравившийся внешний облик «зависел от того, до какой степени эта передаваемая информации совпадала с идеальным представлением человека о себе» (Gibbins, 1969). Еще одно любопытное открытие показывает, что существует потенциальная взаимосвязь между одеждой, которую носит человек, и его самооценкой. Мальчики-старшеклассники, которые получали высокие баллы на экзаменах, но носили одежду, которую их сверстники считали «неподходящей», как выяснилось, получали более низкий итоговый балл, чем те, кто носил «подходящую» одежду (Hamilton & Warden, 1966). Последние также меньше конфликтовали с окружающими и чаще принимали участие в общешкольной деятельности. Следовательно, стиль одежды может диктовать или отвергать определенные правила поведения при общении. Новый костюм может вызвать чувство радости и веселья; человек может чувствовать себя неуверенно в тесной обуви; уверенность в себе может возникнуть, даже если одеться в «неподходящую» одежду, - это часто справедливо в отношении подростков, которые пытаются найти собственный стиль. Некоторые преподаватели-аспиранты надевают на занятия строгие костюмы, чтобы подчеркнуть дистанцию между собой и студентами, которые зачастую почти одного с ними возраста. Многие отмечают, что такая одежда помогает им почувствовать себя увереннее при общении со студентами, однако эта же одежда, похоже, относительно мало влияет на мнение студентов о преподавателе, в отличие от его поведения (Gorham, Cohen & Morris, 1999; Roach, 1997).
Результаты исследований, изучавших разные типы униформы команд Национальной хоккейной лиги и Национальной футбольной лиги, ясно показали, что одежда одновременно влияет и на человека, который ее носит, и на человека, который с ним общается. Выяснилось, что команды в черной спортивной форме оказались в своих лигах почти чемпионами по количеству полученных штрафных ударов, а команды, которые носили форму другого цвета и переменили ее на черную, стали после этого получать больше штрафных. Авторы предполагают, что игроки в черной форме кажутся себе более агрессивными, а это в сочетании с тем, что судьи воспринимают их точно так же, и ведет к большему количеству пенальти (Frank & Gilovich, 1988).
В последние годы очень много внимания уделяется вопросу о ношении школьной формы. Один из самых общепринятых аргументов в ее пользу гласит, что стиль одежды изменяет самооценку человека и, следовательно, влияет на его поведение. Подробное исследование, объектами которого стали ученики старших классов, не выявило никакой прямой связи между ношением школьной формы и употреблением наркотиков и алкоголя, посещаемостью и проблемами с поведением и продемонстрировало отрицательное влияние формы на успеваемость школьников (Brunsma & Rockquemore, 1998). На некоторых учеников школьная форма действительно действует как мера дисциплины и контроля и является символом единства школы, однако нельзя ожидать, что ношение формы уладит все проблемы поведения трудных подростков. Введение школьной формы само по себе, без стараний как самих учащихся, так и родителей, едва ли особенно повлияет на дисциплину.

Одежда и свойства характера

Розенфельд и Плекс (Rosenfeld & Plax, 1977) поставили своей целью определить, соответствует ли отношение человека к определенным стилям одежды каким-либо свойствам характера. В ходе исследования был опрошен 371 человек. Мужчинам и женщинам было предложено заполнить опросник, содержавший вопросы об их отношении к одежде, а также пройти большое количество тестов, определяющих свойства характера. Затем результаты этих тестов были соотнесены с четырьмя вариантами отношения человека к одежде из предложенного испытуемым опросника. Эти результаты приведены ниже в следующем порядке: от мужчин к женщинам, и от высокого количества набранных баллов по каждому из вариантов к низкому.

1. Сознательный выбор одежды. («Мои знакомые всегда замечают, что на мне надето».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, обладали уравновешенным характером, были сдержанны, с уважением относились к авторитетам, обычаям и традициям. Они невысоко оценивали красоту, внешний облик и дружбу и считали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, но при этом беспокойны, преклонялись перед авторитетом, по натуре были добры, сострадательны, преданы друзьям.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, были агрессивны, независимы по натуре и полагали, что людьми трудно управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, обладали сильным и независимым характером и ясным мышлением, стремились доминировать и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения и управлять другими людьми.

2. Эксгибиционизм. («Мне нравятся купальники без верха и узкие плавки, и я не возражаю против того, чтобы такое надеть».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были агрессивны, уверены в себе, общительны, безжалостны, не способны на сильную привязанность; им была свойственна переменчивость настроения и импульсивность, и они редко воспринимали себя как семейных людей.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были решительны и независимы от окружающих, а также были высокого мнения о собственной значительности и морально-этических ценностях.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, остерегались выдать свои подлинные чувства, редко воспринимали себя как семейных людей и полагали, что людьми легко управлять.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре застенчивы, искренни, расположены к другим людям, терпеливы и не стремились вступать в гетеросексуальные отношения, Им также была свойственна независимость.

3. Практичность. («Когда я покупаю одежду, я больше думаю о практичности, чем об элегантности».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были сдержанны, предусмотрительны, непокорны по натуре, не чувствовали удовлетворенности собственной жизнью, не стремились заводить друзей, поддерживать отношения с окружающими и получать одобрение и признание со стороны авторитетов.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были умны, уверенны в себе, способны увлекаться и общительны, а также остерегались выдать свои подлинные чувства. Им было свойственно чувство превосходства, однако они не стремились занимать главенствующее положение.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, стремились добиться успеха, были серьезны, обладали сложившимся и сильным характером; им был свойственен аналитический склад мышления, и они старались предугадать, как поведут себя другие люди в различных ситуациях.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были эгоцентричны и независимы от других людей.

4. «Модельер». («Мне бы хотелось стать модельером».)

Мужчины, набравшие высокое количество баллов, были добры и открыты по натуре, стремились помочь окружающим, обладали импульсивным характером, могли быть раздражительными и требовательными, но и уступчивыми. Они беспокоились относительно того, как воспринимают их поведение окружающие люди.
. Женщины, набравшие высокое количество баллов, были нелогичны, не способны к критике, обладали стереотипным мышлением, были порывисты, эмоциональны и полны энтузиазма.
. Мужчины, набравшие низкое количество баллов, обладали авантюрными наклонностями и беспокойным нравом, были эгоцентричны и недовольны жизнью. Им было свойственно чувство превосходства над другими людьми, и они не стремились иметь друзей.
. Женщины, набравшие низкое количество баллов, были по натуре деятельны, находчивы и настойчивы, обладали ясным мышлением, но легко терялись при давлении со стороны окружающих. Они полагали, что людьми легко управлять, и пессимистично воспринимали собственное будущее в отношении работы и карьеры.

Украшения и способы украсить тело

Люди часто украшают себя различными способами: при помощи знаков, татуировок, масок, серег и драгоценностей. При обсуждении стилей одежды следует принимать во внимание эти украшения, поскольку они также потенциально способны нести определенную информацию. Кольцо, которое носится на определенном пальце, значки студенческой или какой-либо иной организации, приколотые в определенной последовательности, или серьга, которая носится в правом или левом ухе, все это может передавать определенную информацию о характере отношений человека с другими людьми и о том, как сам он себя воспринимает.
Известно, что во всем мире люди украшают свое тело и изменяют его самыми разными способами. Иногда на тело наносятся шрамы или краска, а иногда его специально деформируют. Если бинтовать ноги ребенка, изменится строение костей. В нашем обществе многим мальчикам делают обрезание, а в последние годы среди молодежи все более популярным становится пирсинг разных частей тела. Широко используются также татуировки (Sanders, 1989).
Кроме того, нам известно, что иногда окружающие бурно реагируют на какой-либо предмет одежды или украшение, например на очки или помаду. Однако, хотя первоначально такие элементы могут сильно бросаться в глаза, другие детали внешности и речевое поведение вскоре помогут сформировать общее впечатление, таким образом, уменьшая эффект какой-либо одной черты.

Нэпп М., Холл Дж. Невербальное общение. СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. С. 128-131.