Сочинение на тему "В дурном обществе": тема милосердия в рассказе В. Короленко. Сочинение на тему: милосердие — это… (в. г. «дети подземелья»)

В произведении «Дети подземелья» писатель Короленко поднимает важные вопросы. Автор размышляет о безразличии, бедности и душевной черствости. Но вместе с этим писатель указывает на положительные качества характера – милосердие, мужество, сострадание. Именно добром нужно искоренять зло из сердец людей.

Духовные ценности героев

Социальные проблемы возникают там, где наблюдается падение моральных ценностей. В произведении «Дети подземелья» мы видим большое полноценное общество, внутри которого прячется более мелкая группа людей. Они являются бродягами. Остальные успешные люди их отвергали и презирали.

К бродягам относится Валек и Маруся. Для выживания ребята ведут асоциальный образ жизни – воруют и просят милостыню. Бродяги на своем жизненном пути встретили Василия. Это совсем другой представитель общества. Он ведет спокойную и размеренную жизнь, не переживая о завтрашнем дне. Но мальчик вынужден был рано повзрослеть, так как потерял маму. Отец при этом замкнулся в себе и не уделял времени сыну. Он полностью лишит Васю своего внимания. Мальчик начинает бродяжничать и обретает новых друзей. Эта связь отлично демонстрирует, что истинное понимание не зависит от социальных классов. Разделение на слои не должно указывать человеку, с кем дружить и общаться.

В обществе бродяг Василий понимает ценность настоящих человеческих качеств. Он демонстрирует милосердие и доброту. Мальчик помогает своим новым знакомым. Он ничего не ждет взамен, делая все от чистого сердца. Вася был одинок в собственной семье, а тут он обретает верных и хороших товарищей, которые дарят ему необходимое душевное тепло.

Как решить социальные проблемы

Доброе сердце Василия толкает его на хорошие поступки. Он отдает Марусе куклу сестры, которую подарила мать перед смертью. Девочка тяжело болела, и сын судьи стремился облегчить ее муки. Этот поступок меняет семейные отношения между отцом и сыном. Судья замечает пропажу и выясняет, чем занимается его сын и в каких кругах вращается. Он видит в сыне свое отражение и полностью меняет мнение о нем. Отец видит доброту, смелость и милосердие в своем сыне. Он своевременно понял, что ошибался и исправляет ситуацию.

Писатель отлично показал, как внутренние проблемы общества отражаются на внешних. Пока люди лишены элементарных человеческих чувств, то общество обречено. Люди не должны забывать о доброте и милосердии. Они должны стараться искоренить нищету, ведь это национальная проблема.

Урок доброты и взаимопонимания

по повести В. Г. Короленко «Дети подземелья»

Цель: 1) совершенствовать навыки работы с текстом, анализа художественного произведения;

2) развивать монологическую речь учащихся;

3) воспитывать чувства понимания, сострадания, любви к ближнему.

Оборудование: портрет В. Г. Короленко, запись песни «Я начал жить в трущобах городских…», иллюстрации к произведению, рисунки учащихся.
Ход урока.


  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Знакомство с личностью писателя В. Г. Короленко.
Рассмотреть портрет В. Г. Короленко художника И. Е. Репина.

Давайте попробуем предположить, каким был изображённый на нём человек, какую жизнь он прожил.

(Обратить внимание на задумчивые, проницательные, чуть печальные глаза писателя, на морщины и седую бороду, на усталые руки, лежащие на подлокотниках. Наверное, жизнь его была не из лёгких, он, видимо, многое повидал на своём веку. Короленко кажется строгим, но справедливым, добрым.)

И в самом деле, жизненный путь писателя был нелёгким, но прекрасным: всю жизнь он заступался за униженных и оскорблённых, порой ценой собственного благополучия защищал справедливость, за что неоднократно подвергался арестам и ссылкам. Не было ни одного случая социальной несправедливости, на который бы он не откликнулся публичным критическим выступлением: об этом свидетельствуют более 700 статей, напечатанных в 50 газетах и журналах. Знал он и нужду: бедность не позволила ему получить законченное высшее образование. Его учителями стали русская литература и сама жизнь.


  1. Слушание записи песни П. Оливейро на слова Ю. Цейтлина из кинофильма «Генералы песчаных карьер» «Я начал жить в трущобах городских…») .
- Как вы думаете, почему разговор о повести Короленко «Дети подземелья» предваряет такая песня? О каких героях этого произведения вы вспомнили, слушая её? (О Тыбурции, выброшенном на улицу, Валеке и Марусе, живущих «среди серых камней»; об отверженных, о голодающих, об их вынужденном воровстве.)

Именно об этом повесть Короленко и об этом поётся в песне.


  1. Определение рода и доказательство жанра произведения.

  2. Анализ произведения.

  1. О чём вас заставила задуматься эта повесть?
- Что в ней для вас было горше и печальнее всего? Почему?

(Ответ на вопросы с использованием рисунков детей: болезнь и смерть Маруси, одиночество Васи в родном доме, его тоска по близкой душе, потребность любить и быть любимым.)


  1. Работа с произведениями изобразительного искусства.
- Тема обездоленных и несчастных волновала не только писателей, но и многих русских художников, поэтому часто произведения литературы и изобразительного искусства перекликаются между собой, дополняя друг друга.

(Демонстрация картин русских художников XIXвека: В. Г. Перов «Нищие на проезжей дороге», «Нищий», «Спящие дети», «Савояр»; К. В. Лемох «Нищенка»; Н. В. Неврев «Дед Василий»; П. П. Чистяков «Нищие дети»; Ф. А. Бронников «Старик-нищий»; Ф. С. Журавлёв «Дети-нищие»; В. П. Якоби «Осень»)

- В чём созвучие полотен русских художников и повести Короленко?


  1. Работа с текстом повести.
Людей, подобных тем, которых мы видели на полотнах русских художников, в городе Княжье-Вено, где происходят события повести, называют «дурным обществом» и «тёмными личностями».

- Что же представляет собой это «дурное общество»? Кто принадлежит к нему? (Это «несчастные тёмные личности», «испуганные, жалкие», в лохмотьях, едва прикрывающих худые тела, оставшиеся без крова и без куска хлеба, - бродяги и воры, нищие и бездомные -, те, кому не нашлось места в маленьком пыльном городке, где тюрьма – «лучшее архитектурное украшение».

- Какое отношение вызывают эти люди у горожан?

(Горожане презирают и боятся этих бродяг, относятся к ним «с враждебной тревогой», по ночам они выходят на улицу и стучат палками по заборам, давая знать отверженным, что обыватели настороже и не позволят им ни украсть что-либо, ни спрятаться вблизи человеческого жилья: «Город знал, что по его улицам в ненастной тьме дождливой ночи бродят люди, которым голодно и холодно, которые дрожат и мокнут, понимая, что в сердцах этих людей должны рождаться жестокие чувства, город насторожился и навстречу этим чувствам посылал свои угрозы».)

- Где обитают эти «тёмные личности»? Почему?

(Пристанищем их стали заброшенный замок на острове и полуразвалившаяся часовня «среди истлевших могил», так как «несчастные изгнанники не нашли в городе своей колеи». Только здесь, среди развалин, и могли они найти приют, потому что лишь «старый замок радушно принимал и покрывал и временно обнищавшего писца, и сиротливых старушек, и безродных бродяг».)

- Найдите описание старого замка и часовни.

(О замке ходят «предания и рассказы один другого страшнее». Даже в ясные солнечные дни он вызывает у детей «припадки панического ужаса – так страшно глядели чёрные впадины давно выбитых окон; в пустых залах ходил таинственный шорох; камешки и штукатурка, отрываясь, падали вниз, будя гулкое эхо…».

«А в бурные осенние ночи, когда гиганты – тополи качались и гудели от налетевшего из-за прудов ветра, ужас разливался от старого замка и парил над всем городом».

У часовни же «кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни».)

- Какое чувство они вызывают? Опишите, как вы их себе представляете.

- Соответствуют ли иллюстрации художников В. Глуздова и В. Костицына вашему представлению о жилище членов «дурного общества»?


  1. Сообщения учащихся.
Иллюстрация Глуздова выдержана в скупых серо-зелёных тонах. Кажется, мы видим сумрачное осеннее небо, низко опустившееся над полуразрушенным замком, чувствуем на лице холодные моросящие капли. Сквозь кисею тумана проглядывает тусклое солнце, от которого исходит скорее ощущение болезненности, чем радости. Три огромные вороны, заполняющие унылое пространство, вносят в рисунок грусть, безысходность, тревогу.

Старый замок на иллюстрации Костицына будто выступает из темноты ночи. Мрачный, угрюмый, одинокий, он производит пугающее и таинственное впечатление одновременно. Именно такое сооружение и может быть местом обитания «тёмных личностей».

- Кто же называет это общество «дурным», а людей, представляющих его, «тёмными личностями»? С чьей точки зрения оно «дурное»?

(«Дурным» его называют горожане, так как оборванцы представляют угрозу их благополучию и спокойствию.)

- Есть ли в нём на самом деле что-нибудь дурное и как это проявляется?

(Эти бедняки занимались мелким воровством в городе и в окрестностях. Они воры, а брать чужое – грех, преступление.)

- Но что толкает на него бедняка? (Нужда, голод, отверженность, невозможность зарабатывать деньги честным трудом.)


  1. Драма в семье судьи.
Но вот рядом с этими людьми появляется сын судьи Вася, от имени которого ведётся повествование. Сколько лет герою произведения? Много это или мало?

(Васе семь лет. Это совсем немного, это период «золотого детства», когда мир кажется огромным, открытым, интересным, добрым, когда ум и время ребёнка заняты играми, через которые он познаёт окружающее. Он уже различает добро и зло, умеет сопереживать.)

- Почему же Вася потянулся к таким людям? Какое потрясение он пережил перед началом описанных в повести событий? (В шесть лет Вася лишился матери, и именно с этого момента начинаются его воспоминания о детстве.)

Вероятно, тогда восприятие происходящего стало обострённым и сознательным. Как он сам говорит об этом?

«Шатаясь по улицам, я всматривался детски-любопытными глазами в незатейливую жизнь городка с его лачугами, вслушивался в гул проволок на шоссе, стараясь уловить, какие вести несутся по ним из далёких больших городов, или в шелест колосьев, или в шёпот ветра на высоких гайдамацких могилах. Не раз мои глаза широко раскрывались, не раз останавливался я с болезненным испугом перед картинами жизни. Образ за образом, впечатление за впечатлением ложились на душу яркими пятнами; я узнал и увидел много такого, что не видели дети значительно старше меня».

Смерть, рано вторгшаяся в жизнь мальчика, отобрала у него не только мать, но и отца, потому что горе не сблизило родных людей, а, напротив, отдалило их друг от друга, воздвигло между ними стену.

- Как мальчик чувствовал себя в родном доме? Что же превратило его в «маленького зверька»? (Горе, которое разделило его с отцом, заставило почувствовать свою ненужность, одиночество. «С шести лет я испытывал ужас одиночества», - вспоминает рассказчик.)

Рассмотрите иллюстрации к повести художников В. Костицына и Г.Фитингофа. Как в них показана сложность взаимоотношений отца и сына, их внутренняя боль?

У Костицына герои изображены спиной друг к другу. Они рядом, но не видят и не слышат друг друга. Лицо мальчика грустно и обиженно, он явно не понимает, что происходит, ему очень тяжело. Отец занят какими-то бумагами и не замечает сына. Буйные заросли травы и цветов, разделяющие их, становятся символом отчуждённости между родными людьми.

На иллюстрации Фитингофа Вася и его отец расположены у письменного стола. Видимо, отец задал ему свой неизменный вопрос: «Ты помнишь матушку?» Мальчик опустил глаза и съёжился от отцовской суровости и угрюмости. А отец и не смотрит на ребёнка, будто отчаявшись получить от него какой-то отклик на своё собственное горе…

- Каким видится сын отцу? (Сын кажется отцу бездушным, плохим: «Он всё более убеждался, что я дурной, испорченный мальчишка, с чёрствым, эгоистическим сердцем».)

- А каким видится отец сыну? (Отец видится мальчику строгим, угрюмым, суровым, ему кажется, что он не любит его. «А меня отец не любит, - говорит Вася Валеку. – Он никогда не целовал меня… Он нехороший…»)

Как видим, горе и боль сделали слепыми и глухими родных людей, лишили их взаимопонимания. Но то, что легко по неопытности и незнанию простить маленькому ребёнку, недопустимо для взрослого, для отца. Он прежде всего виноват в том, что между ними выросла стена.

Стена возникла и между Соней и Васей, между братом и сестрой. А кто выстроил эту стену? (И здесь постарались взрослые: «установившийся взгляд» на Васю «как на отпетого маленького разбойника воздвиг» между детьми «высокую стену». Всякий раз, когда Вася пытался играть с Соней, нянька «быстро схватывала» девочку и «уносила к себе». Поэтому мальчику оставались только тайные ласки сестрёнки. «Если маленькая сестрёнка ещё не спала в своей качалке, - вспоминает он, - я подходил к ней, и мы тихо ласкали друг друга и играли, стараясь не разбудить ворчливую старую няньку».

Посмотрите на иллюстрацию Глуздова, где художник изображает один из таких моментов. Как он создаёт впечатление, что дети видятся украдкой, что над ними тень семейного горя?

Иллюстрация светом разделена на две части. В световом пятне, которое создаёт горящая лампа в нижнем правом углу, находятся любящие друг друга дети, осиротевшие и одинокие: они так крепко обнялись, что кажется, будто не виделись очень давно. И в то же время эти объятия торопливые, судорожные, тайные, потому что «ночные», когда дети уже давно должны спать. Над детьми в полумраке портрет матери с траурной лентой. Оттуда, из полумрака, глядит она на своих детей и печалится об их судьбе. Так входит в иллюстрацию ощущение семейного горя.
6. Дружба с Валеком и Марусей.

- Почему же Вася «начал бродяжничать»?

Не находя дома понимания, любви, ласки, тепла, он ищет их вне дома: «Всё моё существо трепетало тогда каким-то странным предчувствием жизни. Мне всё казалось, что где-то там, в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то…»

Вероятно, прежде всего Вася искал людей, которые бы дали ему то, чего не было в родном доме, - общение, понимание, любовь.

- Почему его привлекали «тёмные личности», жившие на горе? (Он чувствовал необъяснимую близость свою этим неизвестным людям.)

- А есть ли что-то, сближающее их? (И Вася, и Валек, и Маруся – отверженные. Только Вася отвержен в собственном доме, а Валек и Маруся отвержены обществом как презренные нищие и воришки.)

- Что тяжелее? И почему вы так считаете ? (Быть отверженным в любых смыслах страшно и больно. Но всё-таки более тяжёлая отверженность среди родных людей, потому что она более всего убивает человека, лишает его главной жизненной опоры.)

- Что разделяет Васю и детей подземелья? (Вася из состоятельной семьи, его отец – уважаемый в городе пан судья, он – «сын почтенных родителей». Валек и Маруся – «тёмные личности», они принадлежат к «дурному обществу», которое промышляет воровством.)

- Вспомните, как познакомились Вася, Валек и Маруся, как возникло расположение детей друг к другу? (Чтение в лицах эпизода знакомства.)

- Почему назревшая было между мальчиками драка не состоялась? Что обезоружило Васю, а что – Валека?

(Васю обезоружило неожиданное появление маленькой девочки, доверчиво прижавшейся к брату: «Это решило исход дела; стало совершенно ясно, что в таком положении мальчишка не мог драться, а я, конечно, был слишком великодушен, чтобы воспользоваться его неудобным положением».)

Для Валека же совершенно неожиданными были протянутые Васей яблоки и его приглашение приходить к нему в сад. Так между детьми протянулись первые нити взаимной симпатии.

- Рассмотрите иллюстрацию Глуздова, которая изображает этот момент. Какими он показывает детей? Какую роль играет в иллюстрации свет?

(Свет, тёплый и золотистый, исходит от яблок, протянутых Васей детям. Это свет добра, любви и милосердия. Он облагораживает сырые стены подземелья, делает их не такими страшными и угрюмыми. Лицо Васи открыто и приветливо. Валек и Маруся ещё немного насторожены, но уже готовы оттаять в тепле Васиного сердца.)

- Найдите в тексте описание этих детей. Что подчёркивает Короленко в облике Валека и Маруси?

(В обоих детях автор подчёркивает худобу: Валек «худощавый и тонкий, как тростинка», Маруся, «как былинка», « руки её были тонки и прозрачны». В них нет резвости, живости и весёлости: У Валека «чёрные задумчивые глаза», и Марусины «глаза смотрели так не по-детски грустно».)

- Почему Вася так привязался к этим детям? Что находит он в общении с Валеком и Марусей? (Вася нашёл в них любовь и понимание. Его ждали, беспокоились, когда он почему-то не приходил, ему радовались, с ним общались. )

- Почему Валек и Маруся полюбили Васю? (Своим появлением «сын почтенных родителей» Вася привнёс в жизнь детей подземелья радость преданной дружбы и чистой любви. Он искренне сочувствовал своим друзьям, беспокоился о них, приносил им яблоки и лакомства, играл с детьми.)

- Что помогли увидеть и понять друзья из подземелья ? (Благодаря «дурному обществу», он и на отца своего взглянул по-другому.)


  1. Чтение в лицах фрагмента IV главы со слов: «Тыбурций тебе не отец?»
- Каким увиделся отец сыну, благодаря словам Валека? (Справедливым, милосердным, защитником обиженных.)

Потом он и от Тыбурция услышал похвалы своему отцу, и в представлении семилетнего мальчика фигура отца облеклась ореолом силы и величия. Так незаметно для себя ребёнок сделал шаг навстречу отцу, хорошему человеку, которого уважают даже «тёмные личности».

- Докажите, что Вася – настоящий друг.

(Несмотря на то что Валек и Маруся принадлежат к «дурному обществу», Вася не отказался от дружбы с ними, он, как и обещал, никому не рассказал о месте их обитания. Когда Маруся тяжело заболела, он принёс ей Сонину куклу, чтобы хоть как-то развеселить девочку, а когда отец стал требовать у сына признания, куда он дел куклу, мальчик не открыл ему правды даже под страхом наказания.)

- Как раскрывается характер Васи в истории с куклой? (Это добрый, отзывчивый мальчик, способный к самопожертвованию, стойкий и мужественный человек, верный и преданный друг.)

- Рассмотрите иллюстрацию Маруси с куклой. (Чёрно-белая.)

Обратите внимание на величину куклы: она ростом почти с Марусю. Это помогает нам почувствовать, как мала на самом деле девочка, а мала она потому, что «серые камни» не дают ей расти. Лицо куклы чем-то неуловимо напоминает Марусю. Только кукла весёлая и румяная, а Маруся печальная и бледная. Такое соседство даёт возможность ощутить контраст между нищетой и благополучием.

- Расскажите тот момент повести, когда девочка первый раз увидела куклу. (Пересказ.)

- Что же стало с нашими героями?

- А изменилась ли жизнь Васи в своей родной семье? Что разрушило стену непонимания между отцом и сыном? (Любовь и сострадание помогли его отцу очнуться от своего горя, увидеть горе других и вернуться к жизни, любя своих детей и дорожа ими.)

- Как заканчивается повесть и почему?

- Как вам кажется, какие обеты (обещания) могли произносить Соня и Вася на могиле Маруси?

Может быть, они клялись всегда помнить маленькую Марусю, никогда не проходить мимо чужого страдания, помогать всем, кто нуждается в помощи, не спешить осуждать людей, а пытаться понять причины их поступков и бороться против того, что порождает нищету и бродяжничество.

Можно не сомневаться, что повзрослевшие Вася и Соня станут настоящими людьми.


  1. Подведение итогов урока.
Каждому человеку в семье нужны взаимопонимание, ласка, доброта, дружеское участие во всех делах.

А в ваших семьях, при всём благополучии, бывали ли такие моменты, когда вы чувствовали себя одинокими?

Очень хорошо, что вам не приходится переживать, что пережили герои Короленко. Произведение написано в XIX веке. Но эта проблема остаётся всегда актуальной. И в наше время можно встретить детей с такой же трудной судьбой. Вы смотрите передачи по телевидению, читаете газеты и журналы, которые подтверждают это. Помните, что семья – это маленькая часть общества, откуда человек черпает силы для жизни. Будьте внимательны друг к другу. И если вам представится возможность помочь обездоленным, сделайте это!
Домашнее задание – письменная работа (по выбору):

а) Рассказ Тыбурция о Васе;

б) обеты Васи и Сони;

Сочинение

Милосердие - это когда ты понимаешь других, ког­да приходишь в нужную минуту им на помощь, когда го­тов пожертвовать своей выгодой ради блага других.

Именно таков главный герой рассказа Вася. Пере­живший в шесть лет страшную трагедию - потерю матери, лишенный отцовской ласки, предоставленный сам себе, мальчик, однако, не черствеет душой, а, на­оборот, становится очень чувствительным к чужому горю. Вася - сын известного в городе судьи. Но это не мешает ему дружить с нищими бездомными детьми подземелья. Более того, мальчик дорожит этой друж­бой. Вася не просто играет с детьми, он проникается их проблемами и старается, чем может, помочь обездо­ленным. Каждый раз, тайно приходя в заброшенную часовню, мальчик приносит друзьям яблоки из своего сада, а иногда и другие лакомства.

А эпизод с куклой - разве это не проявление мило­сердия в высшей степени. Зная, как дорожит куклой, по­даренной когда-то мамой, его младшая сестренка Соня, Вася все же упрашивает девочку одолжить на время иг­рушку больной, умирающей Марусе. Вася надеется, что игрушка немного развеселит грустную Маню.

Жалея бедную Марусю, мальчик готов вынести лю­бые наказания, только бы девочке стало лучше. Поэто­му-то он и не смог вовремя забрать куклу, хоть тучи над ним уже сгущались. На вопрос отца, где кукла, Ва­ся молчит. А ведь это молчание достается ему очень нелегко. Мальчику ни за что не хочется обманывать отца. Обман - это не в его правилах. Просто Вася бо­ится, что правда ухудшит и без того тяжелое положе­ние обездоленных людей и отнимет последнюю в жиз­ни радость у умирающей Маруси.

Милосердие проявляет и отец Васи по отношению к Тыбурцию. Как судья, отец Васи мог бы сообщить о Тыбурцие полиции. Но проникшись сочувствием к его судьбе, оценив благородное стремление бродяги засту­питься за Васю, судья не делает этого. Более того, он просит, чтобы Тыбурций взял у него деньги.

Два мира - мир богатых и бедных - это порой как огромная пропасть непонимания, осуждения, безразличия. Взрослые-то не могут разобраться в противоречиях общества, а тем более ребёнок, однажды вдруг столкнувшийся с несправедливостью, увидевший её впервые своими детскими глазам, пытающийся понять, почему у него есть всё, а у других детей нет даже пищи для пропитания.

Именно в такую ситуацию попал главный герой повести В.Г.Короленко «Дети подземелья» Вася. Его знакомство с семилетним Валеком и трёхлетней Марусей изменило его жизнь, сделало его взрослее, внимательнее, серьёзнее. У его «сжималось сердце», когда он видел, в каких условиях живут дети в подземелье старого замка, где «две струи света… лились сверху… каменные плиты пола… стены тоже были из камня… тонули совсем в темноте». Мальчик проявил искреннюю отзывчивость к судьбе детей. Он приносил им еду, даже выпросил для больной девочки у своей сестрёнки её любимую куклу. «Маленькая кукла сделала почти чудо» - девочка на время повеселела, даже стала ходить. Детская душа оказалась открытой другим людям, стремление помочь, облегчить, скрасить жизнь друзей толкало мальчика даже на ложь. Ведь он не мог рассказать отцу о своих отношениях с нищими ребятами. А отец понял Васю, стал ближе к нему, осознал, что слишком удалился от мальчика после смерти жены, а ребёнку так нужно его взаимопонимание, ведь он «рос, как дикое деревце в поле», без отцовской любви и ласки.

Добрыми, отзывчивыми людьми станут Вася и Соня. Они ухаживали за могилой Маруси, а когда покидали город навсегда, уже в юности, именно здесь они «произносили над маленькой могилкой свои обеты». Читатели понимают, в чём они клялись друг другу, в том, чтобы достойно прожить жизнь на земле, не быть равнодушными, не обходить стороной людей, которым нужна помощь и поддержка.

«Равнодушие и отзывчивость»

Тема равнодушия и отзывчивости как качеств человека – одна из основных в мировой литературе. Сложно найти произведение, в котором бы в той или иной мере, в той или иной форме не раскрывалась бы эта вечная нравственная проблема. Литераторы обращали внимание на равнодушное отношение к близким, родным людям и просто к тем, кто находится рядом, к жизни в целом, к своему профессиональному долгу. Писатели рассуждали о причинах возникновения такого качества.

Наряду с героями с черствой душой в литературе немало примеров самоотверженных, честных, добрых персонажей, способных жертвовать собой ради других.



Жизнь сложна и многогранна, и порой сложно дать однозначную оценку поступкам людей, непросто объяснить мотивы их поведения, понять, абсолютно ли равнодушен человек или способен быть отзывчивым и сострадательным. Над этими непростыми жизненными вопросами и предстоит поразмышлять выпускникам при написании сочинения.

В качестве опоры в своих рассуждениях можно обратиться к следующим произведениям.

Отношение к людям

М. Горький «Старуха Изергиль »

Данко и Ларра - два героя, сильные и смелые юноши, не ведающие, что такое страх. Между ними одно различие: Данко не может равнодушно смотреть на страдание людей, а Ларру заботят только собственные эгоистические желания. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания, он не знает, что такое отзывчивость, желает лишь быть свободным от людей. Стремясь к этому, герой часто проявляет жестокосердие. Данко же в критический момент не позволяет своему народу идти на поклон к завоевателям, а вместо этого предлагает следовать за ним. Герой посвящает свою короткую жизнь людям. О существовании Ларры напоминает лишь тень, бродящая по степи, а о Данко люди вспоминают перед грозой, когда степь озаряют искры.

А.И. Солженицын «Матренин двор »

В повести писатель создает уникальный образ простой русской женщины, прожившей тяжелую жизнь, но сумевшей не озлобиться, не стать равнодушной. Матрена Васильевна сохранила в своей душе бескорыстие и искренность по отношению к людям. Она с легким сердцем отзывалась на любой зов о помощи, не требуя ничего взамен: никакая пахота не обходилась без нее, она впрягалась в соху и тащила ее на себе. Ни одним родственникам не могла отказать Матрена в своей помощи, даже если приходилось жертвовать собственными интересами. Отсутствие всякой корысти и стремление сохранить «личное добро» приводит к тому, что Матрена безропотно отдает приемной дочери Кире и ее мужу горницу, отрезанную от старого дома. Героиня всю свою жизнь посвятила людям, а когда ей потребовалась помощь, никого не оказалось рядом.



М. Горький «На дне »

В драме писатель показывает, как абсолютно черствых, бездушных, бессердечных людей, которые делают жизнь близких невыносимой (Михаил Костылев, его жена Василиса), так и людей отзывчивых, добрых (Наташа, Анна, Настя, Актер). Достаточно вспомнить Василису Костылеву, хозяйку ночлежки, которая оскорбляет и унижает обиженных судьбой людей. Она бездушна не только к «обитателям дна», но и к собственной сестре, счастье которой готова загубить навсегда. Общий трагический пафос пьесы сглаживает появление странника Луки, который несет идею добра. В его душе есть место отзывчивости и состраданию. Он жалеет несчастных, дает им надежду, учит верить в человека. Однако не стоит забывать, что фигура странника и его философия – весьма спорны (вечный спор о горькой правде и лжи во спасение). Тем не менее с позиции неравнодушия и проявления сострадания к людям – он бесспорно положительный герой (вспомнить, например, диалог Луки и умирающей Анны).

В. Железников «Чучело »

В повести автор рассказывает о жестокости в мире подростков, обращает внимание на то, как беспощадны порой бывают дети по отношению тем, кто чем-то отличается. Главная героиня Лена Бессольцева является объектом жестоких насмешек в классе. Она, добродушный, отзывчивый человек с открытой душой, берет на себя ответственность за чужой некрасивый поступок, стараясь защитить мальчика, который ей нравится. Одноклассники устраивают ей бойкот, а затем совершают и вовсе страшное деяние: сжигают на костре чучело, изображавшее девочку. Самое страшное, что человек, который в действительности совершил этот поступок (одноклассник Лены Дима Сомов), никак не мог найти в себе силы признаться, а ещё двое одноклассников, Шмакова и Попов, случайно узнавшие правду, решили не вмешиваться и посмотреть, чем закончится дело для Лены Бессольцевой. Здесь можно смело утверждать, что их равнодушие даже страшнее трусости Димы Сомова. Жестокость этих ещё очень невзрослых людей по-настоящему огромна. Она приносит Лене невыразимые страдания: девочка – изгой в классе, её презирают, ненавидят, всячески демонстрируя своё отношение к ней. А ведь для подростка, да вообще для любого человека, нет ничего тяжелее изгнания. Особое внимание обращает на себя поведение взрослых людей, казалось бы, обязанных понимать, что Лена не должна нести ответственность за аскетизм своего дедушки, но они никак не реагировали, а даже в некоторых случаях поддерживали жестокое поведение одноклассников девочки, способствуя тем самым формированию в сердцах юных героев равнодушия.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание »

В своем знаменитом романе Федор Михайлович создает яркий образ человека, в сердце которого нет места равнодушию, душа которого полна сострадания к ближнему. Автор считает, что именно сострадание определяет человечность каждого из нас. Сонечке Мармеладовой приходится торговать своим телом ради благополучия своей семьи, так она проявляет сострадание. А когда героиня встречает Раскольникова, то мы видим, как девушка разделяет его душевную боль, проявляет доброту к молодому человеку, чем спасает его душу. Говоря о романе Достоевского, стоит отметить, что практически каждый герой проходит испытание этим великим чувством сострадания к ближнему. Так, даже убийца Раскольников не может равнодушно пройти мимо пьяной девочки, отдает последние гроши семье умершего Мармеладова. Значит, в его душе есть место и состраданию, его сердце отзывается болью на муки других.

Аргументы к написанию сочинения ЕГЭ 11 класс

1 проблема веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям: Дж. Олдридж «Последний дюйм» Десятилетний Дэви не растерялся в тяжёлые минуты, когда его отец после нападения акул чудом остался в живых. Мальчик, преодолевая страх и ужас, сумел перевязать раны отца и вести самолёт по его указке. Так они благополучно добрались до аэродрома в Каире, и врачи сумели спасти Бену жизнь. Трудности, совместно преодолённые испытания сплачивают и объединяют людей, даже если между ними лежит целая пропасть. Рассказ Олдриджа – это ещё один яркий пример веры в безграничные возможности человека, в его способность противостоять любым жизненным трудностям, если рядом есть товарищ, на которого можно положиться.

2 Проблема подлинных и мнимых ценностей: И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» Безымянный герой из Сан-Франциско умирает в ресторане первоклассного отеля на побережье тёплого моря. А те люди, которые ещё недавно стремились ублажить любую прихоть господина, стремятся избавиться от тела как можно быстрее и во что бы то ни стало. Назад господин едет уже не пассажиром первого класса, а обременяющим грузом, небрежно брошенным в чёрном трюме. Могущество господина из Сан-Франциско, как утверждал А.Т. Твардовский, оказывается эфемерным перед лицом одинакового для всех смертного итога.

3 Проблема милосердия, сострадания, отзывчивости, бескорыстия, взаимопомощи: «Юшка» Безответностью и миролюбием обладал и герой рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, позволял вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, чтобы она не направлялась на других. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на проживание и обучение. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, насколько Юшка им необходим, только после его смерти.

Вася, главный герой произведения В. Короленко «В дурном обществе», изменился после встречи с «детьми подземелья». Эти изменения повернули его к людям, превратили в доброго и сострадательного человека. Дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям, доброте, вернула добрые отношения с отцом. История, рассказанная В.Г. Короленко, - урок милосердия и любви к людям.

Многие современники А.П. Чехова в своих воспоминаниях отмечали такие черты натуры писателя, как сострадание, милосердие. Проявлялись они в том, что Антон Павлович делал подарки людям, которые в чём-либо нуждались. И делал он это тайно, чаще всего посылая их в виде сюрпризов по почте. А буквально на смертном одре Чехов хлопотал о переводе какого-то студента, сына дьякона, из одного университета в другой. Пожалуй, это единственная просьба, оставшаяся невыполненной, да и то по причине вполне уважительной: Чехов умер.

Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."

О человеческом бездушии, равнодушии к чужой беде с необыкновенной открытостью и силой трагического переживания книга Валентина Распутина «Деньги для Марии». Недостача в 1000 рублей становится бедой для семьи Марии и Кузьмы. Всех персонажей произведения можно сгруппировать по признаку их отношения к беде Кузьмы и Марии: люди, готовые оказать помочь и и люди завистливые, корыстные, жадные. Таким образом, повестью «Деньги для Марии» В.Г. Распутин воспитывает в нас, своих читателях, нравственные чувства. Как он писал в одной из своих статей, что « еще Аристотель говорил: «Если мы идем вперед в знании, но уступаем в нравственности, мы идем назад, а не вперед». Идеал человека – доброта. Плюс желание помочь друг другу. Пусть это звучит банально, но если избу вашего друга заносит снегом, а вы не поможете ее откопать. Мне не о чем с вами разговаривать»

4 проблема нравственного выбора: В финале драмы Ф. Шиллера «Разбойники» Карла Моора охватывают тяжёлые сомнения. Он задаётся вопросом: правильный ли путь он выбрал? Карл. Понимает, что ошибся. За свой благородный разбой ему приходится платить смертью отца и Амалии. Крл понимает, что высокой мести и благородного убийства не существует. Наконец он видит, что разбойники корыстолюбивы и жестоки. Карл Моор желает добровольно сдаться властям. Автор изобразил противостояние двух братьев, столкновение Карла с законом, задавшись вопросом: если против насилия бороться насилием, то не станет ли благородный мститель благородным преступником? Драматург приходит к выводу, что расплата неизбежна для каждого, кто нарушит неписаные нравственные законы и мотивы преступления не имеют никакого значения.

5 Проблема (запоздавшего)раскаяния человека: В рассказе «Цифры» И.А. Бунин выступает замечательным психологом, повествуя о человеке, которого много лет мучит воспоминание и стыд за свою ошибку. С горечью говорит дядя о своей гордости, раздражении, которые погасили радость маленького мальчика, беспощадно анализирует своё поведение, не пытаясь прикрыться словами о воспитании, о том, что детей нельзя баловать. Грустная и поучительная история, ведь большинство взрослых даже не задумываются, как много боли они мимоходом причиняют детям, как мало настоящей любви и желания понять другого в их отношениях.

6 проблема выбора жизненной позиции, призыв к гражданской активности:

Ф. Кривин «Два камня» Осуждение пассивности мы находим в сказке Салтыкова-Щедрина «Примудрый пискарь», главный герой которой – «умеренно-либеральный пискарь» - всю жизнь просидел в своей норе, не сделав ничего полезного. В этой сказке, как и в произведении Ф. Кривина, следует видеть не только политический подтекст, но и общечеловеческий смысл.

В «Премудром пискаре» М.Е. Салтыкова-Щедрина столетний пескарь, проживший свою жизнь в одиночестве, никому не доверявший, боявшийся всех и вся, так и не решился хотя бы раз совершить какой-либо стоящий поступок, он, больной и умирающий, без друзей и родных, бессмысленно проживший жизнь, исчезает неизвестно куда. А жил ли вообще когда-нибудь этот пискарь? Никто с ним не общался, не видел его, советы «премудрого» никому не нужны. Его жизнь прошла серо и уныло, и прожить сто лет, зарывшись в собственной норе, никому не интересно. Пусть жизнь протечёт бурно, ярко, интересно, но лучше погибнуть в зубах щуки, зная, что о тебе кто-нибудь вздохнёт или заплачет.

А. П. Чехов «Ионыч» гибнет в Ионычечеловек , призванный служить народу, помогать страдальцам: он утрачивает прежде всего человеколюбие. И в этом основа его нравственного падения. Деньги, а не облегчение человеческих страданий, стали целью его деятельности. Грубость, раздражительность, бесцеремонность Ионыча, как и его ожирение, собственные дома, его тонкий и резкий голос, его тупая, бессмысленная речь – все это внешние проявления омертвевшей души, лишенной человечности и сострадания. Теперь он вполне свой среди «мертвых душ». Теперь он, несмотря на свою нелюдимость, раздражительность, тяжелый характер, уже не пугает обывателей. И его перестали звать «поляк надутый», а зовут по-родственному – «Ионыч».

Рассказ учит вырабатыванию в себе силы сопротивления обстоятельствам, наглядно показывает, что может стать с человеком, поддавшимся губительному влиянию уродливой среды.