Сценарий музыкальной гостиной «Играй, мой Баян. Сценарий музыкальной гостиной «Играй, мой Баян Сценарий сказитель баян на юбилее

Сценарий тематического концерта «В гостях у аккордеона»

Здравствуйте дорогие друзья.

Здравствуйте уважаемые родители, ребята.

Сегодня мы пригласили Вас на концерт, который называется «В гостях у аккордеона». Я думаю, что в зале собрались истинные любители и ценители народной и эстрадной музыки, исполняемой на аккордеоне.

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике.

Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник в сельском клубе, ни большой концерт, транслируемый по телевидению.

А ведь аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крым. татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

Концертные номера

Р.н.п «Камаринская» - исп. Пономаренко С.

Крымскотатарская народная мелодия «Кхалабалык»

Крымскотатарская народная шуточная песня «Кхалайлы казан» - исп. дуэт Эмурлаев Ахмет и его папа Энвер Серверович

Р.н.т. «Кардиль» - исп. Москаленко А.

Укр.н.п. «И шумит и гуде» - исп. Жданов Ж.

Р.н.п. «Во поле береза стояла» - исп. дуэт аккордеонистов Эмурлаев А. и Ускова К.

Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев.

Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках.

На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон.

Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон

Концертные номера

Эд. Калмановский «Алеша» - исп. Эмурлаев А.

В. Баснер «На безымянной высоте» - исп. Ускова К.

Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т.к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

«Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши,

и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил»

Концертные номера

Бетховен «Романс» - исп. Кузьмищев Р.

Афанасьев «Гляжу в озера синие» - исп. Ансамбль балалаек

Р.н.п. «Светит месяц» - исп. Гимаев Т.

Шуровский «Козак» - исп. Гимаев Т.

Сколько стихов, песен и шуточных и лирических посвящены аккордеону.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом. На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

Концертные номера

И.С. Бах «Ария» - исп. Москаленко А.

Циполи «Фугетта» - исп. Томилин Г.

В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения и включают в них элементы джазовой гармонии.

Концертные номера

Доренский «Марш силовых акробатов» - исп. Ускова К.

Доренский «Верхом на пони» - исп. Пивоваров М.

Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные.

А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов. И инструменты уже у них стоят более 20 тыс. евро.

Вот и наша школа названа в честь Г. Г. Шендерева, который и сам участвовал в конкурсах и много писал произведений для таких молодых талантливых исполнителей.

Концертные номера

Г. Шендерев «Русский танец» - исп. Томилин Г.

И еще немножко информации об аккордеоне.

На развитие образования большую позитивную роль аккордеонной школы оказала Прибалтика. Именно там были созданы не только первые школы игры, но и первые консерватории, где обучались аккордеонисты. Ведь консерваторское образование в России для аккордеонистов – исполнителей отсутствовало вплоть до 1970г. В 1975г. в Германии одним из победителей конкурса стал исполнитель на клавишном аккордеоне Ю. Дранга. Его сын П. Дранга продолжает покорять высокие олимпы на конкурсах аккордеонистов и в наше время.

В России (г. Москве) существует лучший в мире самый обширный Музей гармоники. Есть чуть меньше музей национальных гармошек в Германии, Италии, и музей аккордеона в Америке. Самые известные ведущие западные фирмы, которые производят аккордеоны это немецкие и итальянские.

Наши инструменты немного не дотягивают до западного уровня. Но кто знает, может и из наших ребят кто-то станет известным музыкантом, композитором, а может и создателем новых моделей аккордеона.

Концертные номера

Р.н.п. «Ах, улица широкая» обр. Суркова

Завальный «Лирический танец»

Н. Бажилин «Летний дождик»- исп. Ансамбль аккордеонистов

Эмурлаев А., Томилин Г., Пономаренко С., Москаленко А., Ускова К.

Из распахнутых навстречу окон

Все играет и поет аккордеон

Льются звуки удивительной красы

Подпевают в ход осипшие басы.

Торжествует и живет через века,

Разверну, как душу он свои меха

С черно-белых клавиш льется чистота

И звучит в его аккордах доброта

По басовым кнопкам пальчики снуют

То взлетают они вверх, вниз бегут

И скрипят устало старые ремни

Будто просят музыканта – отдохни.

Вот и наш концерт подошел к завершению. Будем рады снова увидеть Вас в нашем концертном зале на очередной встрече «В гостях у аккордеона»

(Сценарий фольклорного праздника)

(Звучит фонограмма деревни: лай собак…). Выходит парень с гармошкой. (Звучит «Вальс», на фоне музыки собираются девушки и парни, рассаживаются, слушают музыку).

На Руси никогда не умолкнут гармони,

ЗАНАВЕС ЗАКРЫТ. ПО НИЗУ ЗАНАВЕСА НАДПИСЬ:

«ЖИВА ГАРМОНЬ – ЖИВА РОССИЯ»

Звучит фонограмма пение птиц, трели соловьев, наигрыши на гармони. Занавес поднимается. На сцене с правой стороны – ансамбль народных

Играй, гармонь!

Играй, волнуя,

Про ширь степей и тишь

Про землю вольную,

Про славу дедов и отцов.

Играй, гармонь!

Чтоб было слышно

Сплясать и спеть от всей души.

В исполнении ансамбля звучит мелодия к песни «ОЙ, КАК ТЫ МНЕ НРАВИШЬСЯ». На сцене три танцевальные пары исполняют танец. По окончании они остаются на сцене, звучит песня___________________, хореографическая композиция.

(АНСАМБЛЬ, ТАНЦОРЫ И ИСПОЛНИТЕЛИ УХОДЯТ)

(ЗВУЧИТ ГАРМОННЫЙ НАИГРЫШ, НА ЕГО ФОНЕ ЧИТАЕТСЯ СТИХ)

Гармонь, вздохнула нежно, с переливом,

Как ручейком, мелодией журча,

Пронзая души трепетным надрывом,

И рубанув по-русски, да сплеча!

А ну, рвани тальяночку родную,

Отмой от горя русские сердца!

Пусть все плохое Родину минует

И тучи бед уйдут с ее лица!

Звенит капель над вешнею Россией,

С полей срывая снежные бинты,

Поет гармонь под небом ярко-синем

А, значит, долго будем я и ты

Встречать рассветы и закаты славить

За все Его, Творца благодаря!

Сумеет крылья отчий край расправить

И вознесется Родина моя!

Звучит песня «БАЛЛАДА О СОЛДАТЕ» в исполнении В. КАРМАНОВА.

Во время песни на заднем плане – хоровод. По окончании песни девушки выстраиваются на ступеньках.

И хочется, чтоб сердце грел

Какой зажег Геннадий

Заволокин

Повсюду, где пронес свою

А под гармошку пели и

плясали –

Любил двухрядку

труженик – народ:

Свои дела в частушке

А что ни песня – жизни

эпизод!....

1 ВЕД. Добрый день, дорогие друзья! Пятый раз на Татарской земле собрались гармонисты для того, чтобы себя показать и других посмотреть.

2 ВЕД. Пятый раз на этой сцене будут соревноваться в виртуозной игре на самом любимом народном инструменте представители практически всех районов области, а также, любители русской гармошки из Омской области, для того, чтобы назвать лучших из лучших.

1 ВЕД. Дорогие друзья! Встречайте участников пятого областного конкурса гармонистов.

(НА ФОНЕ МЕЛОДИИ)

2 ВЕД. Приветствуем гармонистов Баганского района;

Барабинский район;

Венгеровский район;

Здвинский район;

Искитимский район;

Представитель Карасукского района;

Коченевский район;

Краснозерский район;

Делегация Куйбышевского района;

Купинский район;

Ордынский район;

Встречаем гармонистов Северного района;

Татарский район;

Представительница Тогучинского района;

Убинский район;

Наши соседи Усть-Тарский район;

Чановский район;

Чистоозерный район;

(Ведущий знакомит с программой вечера и объявляет его начало).

ПРИГЛАШЕНИЕ: Не стесняйтесь, проходите

^ К ХОРОВОДУ:

В нашу горницу, друзья,

И улыбки захватите,

Ведь без них никак нельзя!

От души признаться надо,

Что давно вас в гости ждем,

Вы своим приходом радость

Принесли в наш светлый дом!

Здесь, без всякого сомненья,

Чай душистый всех вас ждет,

А пока до угощенья

Мы зовем вас в хоровод!

^ СТИХОТВОРНЫЕ ЗАСТАВКИ

Наши бабушки и деды,

Славной Вятки мастера!

Не умели жить без дела

Ни минуты, ни полдня!

Кружева плели в Кукарке,

Кузовки в Гонтбе плели,

Даже баню на телеге

Смастерить и то могли!

Ну, а коль коснется пляски,

Берегись тогда любой,

Виден в пляске, словно в сказке,

Весь характер огневой!

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

Выходите в круг смелее,

Чтобы был огромный круг,

Выходите в русской пляске,

За собой ведя подруг!

Не стареют песни вроде,

Всюду песни узнаем!

Так давайте всем народом

Про «Коробушку» споем!

Так всегда у нас ведется

Так уж с исстари идет,

Весь народ мы приглашаем

На веселый хоровод!

Ах, гармошка, чудо-встряска!

Пальцы вверх и пальцы вниз.

Где гармошка, там и пляска,

А без пляски что за жизнь?

Зритель к сцене подойдет,

Выйдите, артисты,

Лучших гармонистов!

(Идет конкурс гармонистов).

Верю в Русь и в то, что Русь окрепнет,

Разве можно оборвать полет,

Коль поются под гармошку песни,

Значит птица крыльями взмахнет!

Нас не сломят бури и метели,

Как бы ни пугали, ни мели!

Нынче здесь мы потому запели,

Чтобы с нами и запели вы!

Наши песни на диво

Веселы и красивы,

Наши пляски – огонь,

Только тронь, только тронь!

Вот гармони заиграли,

Гармонисты вышли,

Мы не станем тихо петь,

Будет всюду слышно!

Гость доволен – значит, все в порядке,

Гармонь, название какое,

В ней молодость и старина.

А сколько песен под гармошку

Мы пели в годы той войны?

И гармонисты ловко-ловко

Играли нам в затишья дни!

3 часть . В ней принимают участие коллективы, солисты, исполняющие песни военных лет.

Шла гармонь в шинели серой

По дороге фронтовой,

Прижимаясь близко к телу,

Согревала как огонь!

За четыре страшных года

Сколько видела всего?

И в жару, в пургу, в морозы

Как солдату с ней легко!

Незаметно, шаг за шагом,

До Берлина довела.

Ах, гармонь, гармонь-услада,

Ах ты, русская душа!

4 часть . Выступают гармонисты – ветераны Великой Отечественной войны, хоры и ансамбли ветеранов.

Ой, частушка, ой, частушка, –

Разговорчики!

Ой, гармошка, ой, гармошка, –

Переборчики!

Без гармошки наша Русь –

Ты развей скорее грусть

На три стороны!

Ты бери скорей гармонь

Внучек, правнучек,

Ты рукою кнопки тронь,

Как там ладно ли?

5 часть . Выступление юных гармонистов, коллективов творчества.

Ах, гармонь, гармошка,

Развеселые басы,

А частушки без гармошки

Быть не может на Руси!

Где, в каких краях родилась,

Из каких краев пришла,

Сочинилась ли, приснилась,

И какой тогда была…

Кто там в первый день иль вечер

Спел ее под перестук,

На вечерке ли при встрече,

Средь друзей и средь подруг!

И живет частушка-шутка,

Вызывает пляской в круг,

Вы послушайте минутку

Как их вятские поют!

6 часть . Выступление частушечников, плясунов.

Мы найдем частушке место,

Их не спрячем про запас,

Никому не будет тесно

Здесь на празднике у нас!

Инструменты звук певучий,

Озорной, лихой мотив,

Словно вихрем нас закрутит,

Пляской быстрою пленит!

Покажи свою сноровку,

Выходи-ка, друг на круг!

Ты плясать умеешь ловко,

Может дроби бить каблук?

Не по чьей-нибудь указке,

Как ведется, от души,

Покажи себя нам в пляске,

Не стесняйся, покажи!

В определенный момент в центр сценической площадки выходит гармонист, он поет (перефразировка песни «Снова замерло все до рассвета»):

Много ездил по белому свету,

Но сегодня скажу, не тая,

Нету края роднее на свете,

Чем сторонка родная моя!

Лес да поле, тропинка у дома,

Наших песен волшебный мотив!

Я горжусь земляками своими,

Что живут по соседству со мной,

Для людей, что делами красивы,

Пой, гармонь, заливайся, гармонь!

ВЕДУЩИЙ : За 50 лет, которые отделяют нас от победной весны 45 года, на нашей вятской земле, в нашем г. Кирове обрели свое второе рождение многие предприятия, эвакуированные сюда в годы военного лихолетья, появились фабрики и заводы, на которых трудились ветераны ВОВ. А сегодня трудится новое поколение, рожденное после суровых военных лет.

С веселыми наигрышами, песнями, частушками к собравшимся выходят ансамбли гармонистов города, лучшие частушечники.

Звучат плясовые мелодии, участники творческих коллективов вовлекают всех присутствующих в пляски, хороводы, игры.

Выступления гармонистов комментируется ведущими.

Кто сложил для нас частушки,

Кто их, право, сочинил?

Ты пойди теперь, узнай-ка,

Где он был и как он жил?

Так живи, частушка, всяко,

Под гитару и струну,

Надо нам, друзья, однако,

Спеть частушку не одну!

Гармонист берет гармошку,

Тихо музыку ведет,

Потихоньку, понемножку

Собирается народ!

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ТЕКСТ

Как хорошо влюбляться и смеяться,

Как хорошо порою погрустить,

Как хорошо встречаться и прощаться

И просто хорошо на свете жить.

Как хорошо проснуться до рассвета,

Как хорошо, что ночью снятся сны,

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны.

Живем мы посреди большой России,

Работаем, растим своих детей,

Но есть у нас, когда бы не спросили,

Меч для врага, объятья для друзей.

Живем мы посреди зимы и лета,

И адрес наш с тобой довольно прост,

Живем в стране, свободной от наветов,

Среди больших и ласковых берез.

Ведущие объявляют об окончании концертной программы, приглашают всех принять участие в танцев, который состоится здесь же на площади.

В сценарии использованы советских поэтов

Редактор Г. Травицкая

"Играй, баян".

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались, чтобы познакомить вас двумя замечательными инструментами.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов. Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. О каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.
Давайте с ним мы и познакомимся.

Ансамбль учащихся народного отделения

- Две рождественские песни обр. С. Лихачева

- Г. Свиридов «Романс»

Родина гармони и баяна – город Тула. Здесь в 30-40 годах 19 века появилась гармонь. Позднее, усовершенствованная тульскими мастерами, она завоевала исключительную популярность.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Большинство любителей настолько неумело обращались с гармоникой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составило особого труда. Так возникла первая тульская гармоника.

Евсеева Варвара – Г. Шендерев «Песня»

- р.н.п. «Поставлю я ведерочки на лед»

В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили в начале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармонику возрастал. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась инструментом для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частности баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания.

Красавин Степан –

От гармони он родился,

С пианино подружился

Он и на баян похож

Как его ты назовешь? (Аккордеон)

У нас сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. Вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон впервые родился в России.

Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас. Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей.

Скрейдель Виктория – Иванов «Песня без слов»

- Р. Бажилин «Краковяк»

Голоса противников мало – помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян. В 1905 году Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Идея вдохновила мастера, и в 1907 году был построен инструмент. В честь легендарного древне - русского певца сказителя его назвали – Баяном. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным.

Лавры изобретателя баяна в равной степени принадлежат и музыканту и мастеру. Вдвоём они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор. В 2017 году баяну исполнится 110 лет!

Ганин Иван – муз. Е. Дербенко «Не кукуй, кукушечка»

Гармонь (баян) – неказистая штука,

Меха да ремень поясной,

Но мир удивительных звуков

Таится под планкой резной.

Александр Левенштейн – р.н.п. «Как под яблонькой» обр. Аз. Иванова

Разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Мы не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу можем назвать год рождения и имя мастера, создавшего замечательный инструмент аккордеон – это Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет... поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им . И вскоре, еще в год своего появления на свет, Демиана стал известным инструментом.

Кондауров Никита – Чешский та нец «Полька»

Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода идеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов

- Муз. Р. Бажилина «Петрушка»

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне и аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Ирина Силакова – Франк «Пьеса для фисгармонии»

Баянист играет песни

Песни родины моей

Ах, на свете нет чудесней

Песни русской, веселей.

- р.н.п. «Ах, Самара – городок» обр. Мотова

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Джабраил Гасанов – муз. Е. Дербенко «Подмосковная кадриль»

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена советских и российских исполнителей известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов.

Михаил Верченко – муз. П. Норбак «Дрожащие листья» обр. Ф. Липса

Несомненно, баян и аккордеон с любовью названы людьми - “душой русского народа”. Они пользуются большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знают “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, многообразие звучания – вот что так привлекает в баяне и аккордеоне исполнителей и слушателей.

Ансамбль преподавателей – «Любитель рыболов»

- И. Дунаевский «Школьный вальс»

Вот на этом самом месте

Выступлениям конец.

Как поэт сказал однажды

«А кто слушал – молодец!»

Мы желаем вам, ребята,

Вечно с музыкой дружить!

Всем спасибо за внимание.

Концерт окончен. До свидания!

Марина Хараман
Сценарий музыкального развлечения «Играй, гармонь» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели :

Формирование нравственных чувств : патриотизма, любви и уважения к Родине.

Воспитание творческого отношения к музыке в доступной для детей деятельности (передача образов в музыкальных играх и хороводах , исполнение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок).

Действующие лица : ведущий, дети в русских костюмах.

Оборудование : компьютер, видео, презентация о гармони , игрушка- гармошка .

Музыкальный репертуар : РНП «Светит месяц» , аудиозапись песни «Мужичок с гармошкой » , музыка и слова И . Николаева, РНП «Как под горкой, под горой» , РНП «Калинка» , «Кадриль» , слова Темникова Е., музыка Темнов В ., песня «Катюша» , слова М. Исаковского, музыка М . Блантера, частушки.

Ход развлечения.

Музыкальный руководитель играет на гармошке РНП «Светит месяц» и приглашает детей в группу .

Ведущий :

Гармонь моя поет , играет ,

Вас на праздник приглашает.

Проходите, не стесняйтесь,

Удобно все располагайтесь.

Посидим рядком,

Да поговорим ладком.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий :

Вы послушайте немножко, расскажу вам про гармошку . Появился этот инструмент на Руси очень давно.

На компьютере демонстрируются слайды, видео.

Ведущий :

Впервые ее привезли в Петербург Екатерине 2 как портативный переносной орган. Губную гармошку придумал в 1821году немецкий мастер Христиан Бушман. И главным его изобретением стала «ручная эолина» . Немецкую ручную гармошку Бушмана летом 1830 года привезли на знаменитую Нижегородскую ярмарку. Тульский оружейный мастер Иван Сизов, услышав, как какой-то цыган играет на диковинном инструменте. Не смог удержаться и вместо лошадей привез домой гармошку . Сначала он ее разобрал. Чтобы узнать, как она устроена. А потом снова собрал, но по- своему. И заиграла гармонь , запела красиво, с душой и по-русски.

Звучит аудиозапись песни «Мужичок с гармошкой » , музыка и слова И . Николаева.

Мальчик в русском костюме :

Песен на Руси не мало, все поют и стар , и млад.

А с гармошкой -говорушкой песни радостней звучат.

Девочка в русском костюме :

Ах, гармошка-говорушка ,

Всему свету госпожа!

Только кнопки заиграют ,

Запоет моя душа!

Ведущий :

С тех пор полюбилась русскому народу гармошка , многим пришелся по душе ее голос. И в каждой губернии нашлись мастера, которые старались сделать свою гармошку особенной . В Туле на инструмент вешали зеркала и пускали солнечных зайчиков, когда играли на гармошке . У всех окружающих поднималось настроение, и никто не оставался в стороне, если звучала русская плясовая.

А в городе Саратове на гармошку вешали колокольчики , и она не только играла , но и звенела.

Особым шиком считалось, когда шел гармонист по улице в солнечный день. Блестел на нем лаковый козырек, сияли сапоги, а от гармошки лучи в разные стороны!

Мальчик :

Не просто так поет гармошка , нас зовет она играть !

Мы сейчас ее по кругу будем всем передавать.

Девочка :

Вот гармошка у меня ,

Танцевать с ней буду я!

Проводится игра «Передай гармошку » .

Дети выстраиваются в круг, под мелодию РНП «Как под горкой, под горой» они передают гармошку друг другу и поют :

Без гармошки вот беда ,

Ходят ноги не туда.

А гармошечку почуют-

Сами ноженьки танцуют.

Тот, у кого гармошка окажется в руках , выходит в круг, танцует, под РНП «Калинка» , остальные хлопают.

Ведущий :

А в Череповце делали такие маленькие гармошки , что они помещались в кармане. Их прозвали черепашками. Раньше не было ни магнитофонов, ни телевизоров, ни музыкальных центров , зато в каждой деревне была гармонь . Человек, который умел играть на ней , был уважаемым. Гармониста всегда приглашали в гости на различные торжества. Не может русский человек без гармони . Ведь помощница она ему и в радости, и горе.

Огромную роль сыграла гармошка в годы Великой Отечественной войны. Она звучала всюду – на привалах, землянках и даже на полях сражений. Гармошка скрашивала суровое время, снимала усталость, придавала силы, вдохновляла на боевые подвиги во имя Родины.

Исполняется песня «Катюша» .

Ведущий :

Эх, ребята, вернуть бы нам то время, когда и селе, и в городе так часто звучала гармонь , а под ее аккомпанемент вылетала бойкая, задорная, крылатая частушка.

Мальчик :

Кто сказал, частушки вроде

В наши дни уже не в моде,

Да и разве дело в моде ,

Если любят их в народе.

Дети исполняют частушки :

Говорят, гармонь отходит , в моде электроника.

Знаю, не умрет в народе русская гармоника !

Про задорную гармошку вам частушки пропою ,

Про задорную гармошку все как есть , я расскажу.

Не могу я без частушек, не могу без песен,

Без гармошки заводной мир как будто тесен.

Я играю на гармошке , хоть гармонь моя с ладонь .

Когда вырасту немножко, подрастет моя гармонь .

Ведущий :

Вот и подходит к концу наш праздник русской гармони ! Русская гармонь сегодня нас объединила, подарила музыку , которую создал сам народ. Талантлив наш народ!

А закончить предлагаю задорной русской пляской, которую раньше исполняли под гармонь .

Мальчик :

Вставайте все на перепляс!

Кадриль исполним мы сейчас!

Исполняется танец «Кадриль» .

Девочка :

Радостно звучат оркестры, все танцуют и поют.

Стоит заиграть гармошке – все поклон ей отдают.

Дети кланяются в пояс под звучание гармони .

Используемая литература :

Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения , №10, 2014г., с. 57.

Публикации по теме:

«Прощай, Зима! Здравствуй, Весна!» сценарий музыкального фольклорного праздника для детей старшего дошкольного возраста «ПРОЩАЙ, ЗИМА! ЗДРАВСТВУЙ,ВЕСНА!» СЦЕНАРИЙ МУЗЫКАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРНОГО ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Цель: привить любовь.

Конспект музыкального развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Зеркало души» Музыкальное развлечение «Зеркало души» (по произведениям «Детского альбома» П. И. Чайковского) музыкальный руководитель Кравченко Ольга.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Мы защитники» Развлечение «Мы защитники» подготовительная группа «Семицветик» Цель: Формировать и расширять представления детей о русских защитниках.

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник молока» Задачи: Способствовать психологическому сближению детей.

ЗАДАЧИ: 1. Закрепить знания детей о празднике «Масленица», ее символами, традициями. 2. Знакомить с русскими народными играми; учить в.

Сценарий развлечения ко Дню космонавтики для детей старшего дошкольного возраста Цель: формирование у детей дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, освоении космоса людьми, о празднования в России.

Сценарий развлечения «Зимние забавы» для детей старшего дошкольного возраста Под музыку марша дети входят в зал и выстраиваются в две шеренги Ведущий. Ребята, мы сегодня собрались в этом зале для того, чтобы отметить.

Сценарий спортивно-музыкального праздника для детей старшего дошкольного возраста и родителей на 23 февраля Сценарий спортивно-музыкального развлечения ко Дню защитника Отечества для старшей и подготовительной групп и родителей «Мы бравые военные».

Классы: 5 , 6 , 7 , 8 , 9 , 10 , 11

Презентация к уроку







































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель проекта: концерт-презентация инструментального ансамбля выпускников как итог обучения в учреждении дополнительного образования.

Задачи проекта:

  • повышение исполнительского мастерства игры на различных музыкальных инструментах, как в сольной, так и в ансамблевой практике;
  • активизация творческой деятельности учащихся и повышение профессиональной компетенции преподавателей;
  • инициирование интереса преподавателей и учащихся к новым цифровым технологиям в интерпретации музыкально-художественного замысла;
  • расширение педагогического и исполнительского репертуара в учреждениях дополнительного образования детей.

Форма проекта: концерт-презентация.

Оборудование: афиша концерта (Приложение 1 ), музыкальные инструменты, три микрофона, экран и компьютерная презентация, содержащая детские фотографии участников ансамбля (Приложение 2 ).

Ведущие: Лиза, Дима, Артём, Елена Валерьевна.

Зал подготовлен к проведению мероприятия: на стене висит афиша, на сцене – музыкальные инструменты, микрофоны, возле сцены – экран и компьютер.

Лиза: Здравствуйте, дорогие друзья! Мы начинаем концертную программу инструментального ансамбля Детской музыкальной школы №1 им. М.П.Мусоргского города Великие Луки. Руководители ансамбля Елена Евгеньевна Богатырёва и Елена Валерьевна Демьяненко. Наш ансамбль совершенно уникален, так как он объединяет выпускников разных лет и разных отделов школы. В этом году инструментальный ансамбль стал Лауреатом международного конкурса – фестиваля «Волшебная феерия» в г. Санкт-Петербург.

Дима: Давно сданы экзамены и зачёты, получены свидетельства об окончании музыкальной школы, но нас уже несколько лет связывает настоящая дружба, любовь к музыке и творчеству. Время неумолимо движется вперёд, и нам уже совсем скоро станут открытыми новые дороги, связанные с выбором профессии, жизненным становлением.
Этот год совместного творчества последний. Но время, проведённое в музыкальной школе, не забудем никогда. Нашу концертную программу мы назвали очень символично – «Мой дальний берег детства, где звучит аккордеон».

Лиза:

Участники ансамбля после представления по очереди выходят на сцену и начинают играть на своем музыкальном инструменте. Исполняется произведение Т.Хейда «Чарльстон».

Елена Валерьевна: Представляем участников ансамбля: Артём Гусев – ударные, Кирилл Сафонов – бас-гитара, Елизавета Демьяненко – синтезатор, домра, Мария Сергеева – фортепиано, Анна Доценко – скрипка, Борис Бельков – баян, Дмитрий Станкевич – баян, Артемий Абрамцев – баян.

Участники ансамбля под аплодисменты зрителей спускаются в зал и садятся на первый ряд. После прочтения соответствующих их музыкальному номеру стихов, выходят на сцену и исполняют произведения без объявления (Приложение 3 ). Во время исполнения произведений на экране демонстрируются детские фотографии исполнителей.

Артём:

Он спит на сцене немотою скованный, как чёрный аист посреди пути.
За струнными решётками Бетховены трагически томятся взаперти.
Бессильны половодья клятв торжественных, угрозами наполненные рты.
Но десять слабых, десять пальцев женственных расковывают цепи немоты.
Они волшебны, пальчики точёные! Едва коснётся клавишей рука
И аист, поднимая крылья чёрные, нас, как детей, уносит в облака.

С. Рахманинов «Музыкальный момент» Des-dur (рояль).

Лиза:

Средь листьев, ветвей, под улыбкою солнца
В струящемся платье стояла Она.
Глаза под вуалью ресниц как оконца,
В которых пылает и плачет душа.
В красивых руках её спутница – скрипка,
Усталые пальцы сжимают смычок.
О чём ты грустишь, о, загадка – блондинка,
Что спрятала Ты за скрипичным ключом?

Г. Венявский «Романс» (скрипка, рояль).

Лиза:

Д.Палиев «Концертная пьеса для барабана» (малый барабан, рояль).

Дима:

И.Цветков «Романтическое интермеццо» (синтезатор).

Артём:

Что-то звучало, текло, бередило, ласкало,
Дух занимался – забыто и сладко-знакомо…
Дивная, давняя музыка к нам проникала
Через окно или щели панельного дома.

Р.Бажилин «Ветер перемен» (два баяна, синтезатор, бас-гитара).

Дима:

Р.Бажилин «Упрямая овечка» (баян, синтезатор).

Лиза:

О чем ты мне, музыка, пела?
Чего ты желала, куда ты звала?
Текла, растворяясь во мне без остатка,
Лилась благодатным питьем,
И было так больно, так трудно, так сладко
В счастливейшем детстве моем…

С.Медведев «Воскресный луна-парк» (баян, синтезатор).

Лиза:

Перекатился вечер в ночь довольно плавно.
Луна мерцала в невесомых облаках.
Ты мне тогда сказал о самом главном,
И мы с тобой болтали до утра...

Р.Бажилин «Лунный свет» (баян, синтезатор).

Дима:

Ты, смеясь, предложила станцевать вместе танго.
Мы взлетели на сцену средь бликов огней.
Два пружинистых тела в танце дико сплетались,
Вызывая огромный восторг у друзей.

Танго «Брызги шампанского». Транскрипция Т.Кривенцовой, Н.Петуховой (баян, рояль, ударные).

Артем:

Уставшие души – туман. Сладострастная нота!
И хочется слушать скользящие звуки фокстрота.
И думать не стоит… За столиком в старой кофейне
Прислушайтесь, – стонет фокстрот вне пространства и времени

А.Доренский «Фокстрот» (баян, синтезатор).

Дима:

Весь золотой, кофейный, лиловый по краям,
Аккордеон трофейный попал однажды к нам.
От края и до края прошла – дорог не счесть! –
Богатая, чужая, сверкающая вещь.
Ремни нежны и узки, весь в перламутре он.
Как плакал он по-русски, чужой аккордеон!

Р.Бажилин «Листок из песен военных лет» (баян, синтезатор).

Артем:

Е.Баев «На ранчо» (домра, баян, синтезатор, бас-гитара).

Артём:

То «в поле звенят бубенцы»,
То «слышится песнь ямщика»…
Поют о России певцы
Те песни, которым века.
Как сладок мотив горевой,
Как горьки простые слова!
Плывёт над твоей головой
Российских небес синева!

Русская народная песня в обработке В.Дителя «Ах вы, сени, мои сени» (домра, баян, синтезатор, бас-гитара).

Лиза:

Дышала ночь магнолией в цвету,
Звезду поймал ты в руки на лету
И протянул, смеясь,
А я вдруг обожглась об эту неземную красоту.
Нас аромат магнолий опьянял,
Ты со звездою сравнивал меня.
И, ночью изумлён, звучал баян,
Даря нам танго, полное огня.

А.Пьяццолла «Либертанго» (скрипка, рояль, три баяна, бас-гитара, ударные).

Артем:

Сыграй, Музыкант! Не жалей чудо-струны,
Поведай о странствиях давних своих,
О том, где бывал, да и прибыл откуда,
О том, как жилось тебе в странах других.
Ты спой о тяжелых скитаниях дальних,
Как юность наивностью горы брала,
О том, как мечталось в рассветах тех ранних.
О чести и дружбе, что крылья дала.
Да спой о грядущем! Пусть будет манящим,
Пьянящим, зовущим в чудесный рассвет,
В котором прекраснее, чем в настоящем,
Где следом за верой – надежда во след.

Кубанская строевая песня в обработке Е.Быкова «Распрягайте, хлопцы, коней» (скрипка, рояль, три баяна, бас-гитара, ударные).

Лиза: Дорогие друзья! Наш концерт подходит к концу. И я ещё раз хочу сказать, что годы, проведённые в музыкальной школе, - это, несмотря ни на что, лучшие годы нашего детства.

Дима: Мы научились играть на разных музыкальных инструментах. Научились дружить, хотя порой ссорились, мирились, обижались друг на друга, на преподавателей. Мы, как и все, не всегда удачно сдавали экзамены... Но мы были здесь СЧАСТЛИВЫ, счастливы тем, что нас всегда выслушают, помогут, поддержат, похвалят, что в нас верят, нас любят и свято хранят для нас чувство волшебной светлой сказки.....

Лиза:

Муз. Д. Тухманова, сл.А.Фадеева «Чистые пруды» (вокал, баян, синтезатор). На последнем припеве песни все участники ансамбля выстраиваются для поклона.

Список литературы:

  1. Альбом для юношества /Сост. В.М.Евдокимова. – М.:Музыка, 1989. – Вып.4
  2. Бажилин. Р.Н. Концертные пьесы для аккордеона в стиле популярной музыки. – Ростов-на-Дону, 1998.
  3. Бажилин. Р.Н. Композиции для аккордеона с фонограммой: учебное пособие. – М., 2009.
  4. Бажилин Р.Н. Самоучитель игры на баяне (аккордеоне). – М., 2005.
  5. Вечер лирики /Сост. А.Кафанов. – М., 1965.
  6. Венявский Г. Избранные романсы. – М., 1998.
  7. Доренский А.Т . Эстрадно-джазовые сюиты для баяна или аккордеона. 3-5 классы ДМШ: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону, 2009.
  8. За околицей села. Популярная музыка для баяна или аккордеона /Сост. И.П.Лунин. – М., 1991. – Вып.10
  9. Интернет-ресурсы.
  10. Композиции из репертуара Даугавпилсского трио аккордеонистов /Сост. В.А.Ушаков. – Спб., 2001.
  11. Медведев С. Браво, маэстро! Пьесы для аккордеона. – Спб., 2002.
  12. Мелодии, которые всегда с тобой. Транскрипции для аккордеона/баяна (дуэтов аккордеонов/баянов) и фортепиано /Сост. Т.В.Кривенцова, Н.И.Петухова. – Спб., 2003.
  13. Рахманинов С. Музыкальные моменты. – М.:Музыка, 1998.
  14. Рядченко И. Сладкая соль. – М.:Правда, 1967.
  15. Учусь аранжировке. Пьесы для синтезатора. Старшие классы /Сост. И.М.Красильников, В.П.Чудина. – М.:Классика – XXI, 2008.
  16. Хрестоматия домриста. Трёхструнная домра. Старшие классы ДМШ /Сост. Н.М.Бурдыкина. – М.:Музыка, 2003. – Ч.1.