Музыкальный инструмент гусли. Что такое гусли? Описание, особенности инструмента и интересные факты

В статье мы разберем значение слова гусли, а также поговорим об особенностях данного инструмента. Термин имеет старославянские корни. Он связан со словом "гудеть". Речь идет о русском народном струнном щипковом музыкальном инструменте типа цитры. Название встречается уже в источниках XI века. Оно могло исторически относиться к разнообразным музыкальным инструментам.

Следует отдельно сказать о современном использовании данного термина. Ныне гусли - музыкальный инструмент, который является струнным, щипковым и имеет трапециевидную форму. Схож с цитрой. Музыкантов, играющих на таком музыкальном инструменте, называют гуслярами. Подробности далее.

История

Чтобы понять, что такое гусли, следует знать, что это музыкальный инструмент, к разновидностям которого относятся жетыген, псалтерий, лира, кифара, арфа. Также с ним имеют сходство иранский сантур и армянский канон. Музыкальные гусли использовали герои былинного русского эпоса: Соловей Будимирович, Добрыня Никитич, Садко.

Исследователи начала двадцатого века обратили внимание на удивительную деталь. Они отметили сходство марийских и чувашских гуслей с рисунками рассматриваемого нами инструмента на страницах средневековых русских рукописей. На указанных изображениях исполнители зацепляют струны пальцами. Сам инструмент они держат на коленях. Таким же образом играли в начале двадцатого века марийцы и чуваши.

Число струн было не всегда одинаковым. Псалтиревидные гусли, по мнению исследователей, в Россию были занесены греками. Марийцы и чуваши этот инструмент заимствовали от русских. Клавирообразные гусли встречались в начале двадцатого века главным образом среди русского духовенства.

Этот инструмент состоит из особого прямоугольного резонансового ящика, дополненного крышкой, который располагается на столике. На доске делается ряд круглых вырезов — голосников. К ней прикрепляется пара вогнутых деревянных брусков. В один из этих элементов ввинчиваются железные колки. На них наматываются металлические струны.

Другой брус служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй. При этом струны, которые соответствуют чёрным клавишам помещаются ниже тех, которые соответствуют белым.

Для клавирообразных гуслей создавались ноты. Также существовала школа, которая в начале двадцатого века была основана Фёдором Кушеновым-Дмитревским. Этот человек также является автором самоучителя, посвященного данному инструменту.

Крыловидные

Рассматривая вопрос, что такое гусли, следует отметить, что они бывают яровчатыми. Исторически этот вид музыкального инструмента является первым. Как правило, такие гусли аккомпанируют голосу певца или солируют. Имеют диатонический звукоряд.

Крыловидные гусли - инструмент, который был распространен в XIX—XX веках на северо-западных территориях России, граничащими с Финляндией, Карелией и Прибалтикой. Там встречаются родственные инструменты: каннель, кантеле, коклес, канклес. Наибольшее количество инструментов исследователями было встречено в Новгородской и Псковской областях.

Крыловидные гусли обладают разнообразной формой. Струны натянуты веерообразно и сужаются к «пятке». Можно выделить инструменты, которые имеют скошенный корпус. Он сужается, приближаясь к струнодержателю. Толщина инструмента варьируется в пределах 4-6 сантиметров, а длина не превышает 800 мм.

Особенной чертой здесь выступает тонкий открылок - около 6-11 мм. Во время игры его используют, чтобы поддержать левую руку. Ведь от нависания над струнами она быстро устаёт. Данный вид гуслей имеет 5-17 струн. Чаще их бывает от 6 до 9. Они настроены в соответствии со ступенями диатонической гаммы.

Верхние или нижние крайние струны могут быть настроены как бурдонные, которые постоянно звучащат во время игры. Существует около двенадцати различных методов настройки гуслей. На крыловидных инструментах, как правило, играют затрагивая разом все струны. Такой прием называется «бряцание». Ненужные струны глушат пальцами левой руки.

Это достигается постановкой трех или четырех (реже) пальцев между струн. Такой подход позволяет с особой быстротой менять аккорды. Удар обычно идёт сверху вниз. Также тут можно добиться большей плавности звука. Для этого добавляются удары снизу вверх, равные по силе первым. Также на этом инструменте можно играть мелодии. Иногда используются приёмы выщипывания звуков пальцами левой руки. Как правило, это большой и безымянный.

Шлемовидные

Долгое время в историографии доминировала мысль о древнерусском происхождении данного инструмента. Позднее возникло предположение о заимствовании у народов Поволжья данной конструкции. Современные исследователи, которые задаются вопросом, что такое гусли, и в чем особенности именно этого вида, придерживаются более осторожного взгляда.

При этом они указывают на возможную взаимосвязь данного инструмента и западноевропейского псалтериума. Следует обратить внимание на точку зрения историка А. А. Новосельского. По его мнению, применяемые в музыке гусли такого типа, заимствованы у западноевропейских народов. На это указывает название и внешнее сходство с псалтериумом.

Шлемовидные гусли возникли на Руси в девятнадцатом веке. В Великом Новгороде было найдено пять изображений музыкальных инструментов. На всех изображён музыкант с инструментом, схожим с шлемовидными гуслями. Такого исполнителя называли гудцом.

Лирообразные

В музыке гусли такого типа называют также игровым окном. Они были распространены в Древней Руси, а также в Польше в XI-XIII веках. Самые ранние находки прибыли из Новгорода и польского города Ополе. Они датируется XI веком. Такие гусли в верхней части имеют проём. Этот признак роднит такие находки с другими лирообразными конструкциями.

Стационарные

Отвечая на вопрос, что такое гусли, следует отметить, что они бывают столообразные, прямоугольные и клавироподобные. Все они также называются стационарными. Имеют хроматический звукоряд. Инструмент разработан в XVI-XVII веках на основе шлемовидных и звончатых гуслей. Бытовал и в качестве переносного инструмента, который горизонтально возлагался на колени музыканта.

Щипковые

Такие гусли вместе с клавишными также могут называться концертными или академическими. Диапазон и строй здесь не имеет ярко выраженных особенностей. Он такой же, как у клавишных гуслей. При этом предполагается более сложная техника игры. Защипывание струн осуществляется обеими руками. Левая создаёт аккомпанемент, мелодия исполняется правой.

Клавишные

Такие гусли созданы в 1905 году Н. П. Фоминым на основе прямоугольных. Применяются оркестрами народных инструментов, главным образом, для игры аккордами, как аккомпанирующий инструмент. Исполнитель левой рукой нажимает на клавиши, правой защипывает струны с помощью кожаного медиатора, реже без него. Основным приёмом игры является арпеджиато - переход к верхнему звуку от нижнего.

Факты

Музыкальный инструмент гусли, в сущности, является чисто русским феноменом (если говорить о том виде, о котором мы говорили выше). У различных славянских народов есть инструменты, имеющие сходные названия. Это касается болгар, сербов, хорватов, словенов, поляков, чехов. Такие инструменты разнообразны. Они часто бывают смычковыми.

В 1980-1990 годы в ходе фронтальной работы фольклорными экспедициями Санкт-Петербургской государственной консерватории, руководителем которой был Анатолий Михайлович Мехнецов, выявлены остатки архаического типа гусельной игры в Псковской и Новгородской областях. Кстати, когда Библию переводили на русский язык, киннор называли гуслями.

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества

Гусли – уникальный инструмент русского музыкального народного творчества. Они имеют необычную форму и древнейшее происхождение. Упоминание о гуслях есть в старинных былинах, легендах, эпосах. Каждому из нас знаком этот инструмент из сказок, песен, поговорок.

В «преданьях старины глубокой» говорится, что ни одно событие, будь то свадьба или похороны, княжеские или бедняцкие застолья, семейные или общегородские мероприятия не обходились без сопровождения мелодичного звучания гуслей. Гусли – это символ Руси, национальная гордость и отражение русского характера, сильного и чувствительного, загадочного и открытого. Уникальный инструмент воспевали поэты, запечатлевали художники, даже современная кинематография не нашла ничего более подходящего для музыкального сопровождения, чем чарующие, щемящие звуки гуслей на фоне непередаваемых красот природы России.

Любослав - ""Помолюсь я за Россию""

Гусляры на Руси ценились и почитались, они умели извлекать из самобытного инструмента звуки, которые слушателей завораживали и опьяняли, заставляли пуститься в безудержный пляс или замирать от невыразимой грусти. Переливы нежные и мелодичные, как перезвон колокольчика или журчащий говорок ручейка несут в душу покой и умиротворение.

Музыкальная легенда есть в составе почти каждого современного оркестра. Интерес к старинному инструменту нисколько не угас, наоборот, стал гораздо выше. Гусляры, бережно хранящие традиции древнего песнопения, в общем музыкальном звучании выделяются неповторимой колоритной изюминкой и чудесной, завораживающей трелью.

Современные гусли значительно видоизменились по сравнению со старинным первоначальным строением. Теперь это не только щипковый инструмент, но иногда и клавишный. Разновидностей гуслей тоже стало больше: крылообразные, лировидные, шлемообразные, стационарные.

Александр Суботин - Поглажу ладошкой землю свою

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике


Немного истории

Гусли – что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился – не известно. Есть множество версий. Одна из них – гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был народный инструмент, довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла».

Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.гусли что такое В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение клену Явор. Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые»


Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям.

И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти. Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием


Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов: Шлемовидные. Название было дано по внешнему виду инструмента.

Таких находок у археологов мало. Большинство из них – Новгородские. Существование шлемовидных гуслей в старину подтверждается и изображениями в храмах. Но история этого инструмента была недолгой. Вскоре он претерпел внешние изменения и получил другое название. Такие гусли стали отдельной разновидностью музыкального инструмента. Иначе шлемовидные гусли назывались «псалтырь». Они были тесно связаны с духовенством, так как часто звучали в храмах.


Гусли без открылка.

Со временем в гуслях исчезло игровое окно. Такой вид инструмента сохранился и до наших дней. Такие гусли – отдельная разновидность. Иначе их называют кантеле.

Крыловидные гусли (фото их есть в данной статье).

Это инструмент с открылком (иначе кокле). Открылок – тонкая частица в корпусе, дополнительная «площадка», отражающая звук. Она выступает за колковый ряд. Такие гусли были распространены с 14-15 вв. и встречаются чаще, чем другие виды инструмента. А название «крыловидные» было дано гуслям из-за внешней формы. Они были популярны в районах, граничащих с Финляндией, Прибалтикой и Карелией.

Столовидные (щипковые).

Эти инструменты намного сложнее звончатых с металлическими струнами. Их на столовидных может быть натянуто от 55 до 66 штук. Сначала звукоряд был диатоническим, затем появились гусли хроматические. У них струны опущены немного ниже, чем на щипковых инструментах. Благодаря этому изменению стали доступны сложнейшие многоголосные произведения.


Гусли в современное время

Гусли – что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.


Игра на гуслях – настоящее мастерство.

У современных гуслей, имитирующих старинные, струны металлические, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево – широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли – музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.

========================================

Русские гусли звучат над Балтикой

Гусли – инструмент гармонизации Вселенной

Древние трехструнные крыловидные гусли, это предельно приближенный к идеальному музыкальный инструмент, божественный инструмент.

Гусляры из года в год, из века в век, из тысячелетия в тысячелетие, постоянно в процессе творческого озарения повторяли акт творения Вселенной. Они гудят, а значит из звука ГУ и движения ГУ, созидают третий компонент - видимый свет, творящий все проявленное во Вселенной, весь материальный, иллюзорный мир.


Гусляры подпитывают светом космос, не давая хаосу разрушить его, сохраняя наш мир и высший закон бытия. И не случайно о них, которых еще называли скоморохами («скомрат» на санскрите - вестник, посланец), говорили: ИДУЩИЕ СО СВЕТОМ ПО СВЕТУ.

В той борьбе за духовную власть, что шла на Руси в течение тысячелетия, судя по всему, гусляры остались непобежденными, коль скоро даже в конце XX века сохранилась в России архаическая форма живой гусельной традиции, которая была найдена экспедицией Ленинградской консерватории в Псковской, Новгородской и Кировской областях.

Вконтакте

Традиционно различают несколько видов щипковых гуслей, которые связанны между собой общим названием, при этом являются разными инструментами.

Музыкантов, играющих на гуслях, называют гуслярами.

Богданов-Бельский , CC BY-SA 3.0

История

Гусли - музыкальный инструмент, разновидностью которого является арфа, кифара, лира, псалтерий, жетыген. Также с гуслями имеют сходство древнегреческая кифара, армянский канон и иранский сантур. К ним относятся: гусли чувашские, гусли марийские (черемисские), гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским кокле и литовским канклес.


Бытовала гипотеза, что именно кифара является предком гуслей, на самом же деле это древнегреческая ветвь эволюции гуслей.

На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович.

Исследователи начала XX века отмечали поразительное сходство современных им чувашских и марийских (черемисских) гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях.


Arseni , CC BY-SA 3.0

Например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года. На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами.

Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и марийцы (черемисы). Струны их гуслей были кишечные. Число их не всегда было одинаково.


Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и марийцы (черемисы) заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX века преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей.

Виды

Крыловидные (звончатые)

Также называются яровчатыми (от слова (клён белый) - порода дерева, из которой изготавливается корпус гуслей, кроме еловой деки инструмента). Исторически самые первые виды гуслей. Как правило, являются солирующим или аккомпанирующим голосу певца инструментом. Имеют диатонический звукоряд.

Шлемовидные (гусли-псалтирь)

Также известны как шлемовидные . У русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. Псалтиревидные гусли имеют форму шлема или холма и от 10 до 26 струн такой же настройки, что и у крыловидных (пониженная седьмая ступень).


Лобачев Владимир , CC BY-SA 3.0

В Великом Новгороде на всех пяти находках с изображением музыкальных инструментов, имеется изображение музыканта (гудца) с инструментом типа шлемовидных гуслей.

Лирообразные

Так же их называют гусли с игровым окном. Имели распространение на территории Древней Руси и Польши в XI-XIII вв (Новгород, Старая Русса, Гданьск и Ополе). Самые ранние находки происходят из Новгорода и польского города Ополе, которые датируется XI веком.

Гусли с игровым окном имеют проём в верхней части инструмента (игровое окно). Этот признак роднит данный инструмент с другими лирообразными инструментами. Вероятно, в игровое окно помещалась левая рука музыканта и пальцами производилась манипуляция со струнами (глушились/подщипывались). Правой рукой музыкант ударял по струнам ближе к струнодержателю. Инструмент при игре держали вертикально, нижним концом упирая в колено или в пояс. При игре на ходу или стоя мог упираться в бедро.

Стационарные

Также клавироподобные, прямоугольные и столообразные . Имеют хроматический звукоряд. Инструмент создан в XVI-XVII вв. на основе гуслей звончатых и шлемовидных. Бытовал и как переносной инструмент, который возлагался горизонтально на колени гусляра. В основном же был распространён как неподвижный инструмент с количеством струн 55-66. Использовались такие гусли в русских домах зажиточных горожан, в том числе среди духовенства, отчего такие гусли также именовались поповскими .

Щипковые

Щипковые и клавишные гусли могут также называться академическими или концертными. Строй и диапазон звучания щипковых гуслей такой же, как и у клавишных гуслей, но техника игры более сложная. Защипывание струн производится обеими руками: левая создаёт аккомпанемент для мелодии, исполняемой правой рукой. Струны натянуты в двух плоскостях: в верхней располагается гамма Ля мажор , в нижней остальные звуки.

Клавишные

Созданы Н. П. Фоминым в 1905 году на основе прямоугольных гуслей. Используются в оркестрах народных инструментов в основном как аккомпанирующий инструмент для игры аккордами. Левой рукой исполнитель нажимает на клавиши, а правой защипывает струны при помощи кожаного медиатора, или, иногда, без него.


неизвестен , CC BY-SA 3.0

Техника игры

Звончатые гусли

На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол.


Andy1981 , GNU 1.2

Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни » и «под пляску », «под драку ». Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным «маршевым» ритмом. Репертуар для шлемовидных гуслей включал в себя прежде всего игру песенных мелодий, но не исключал игру под пляску и танцы.

Фотогалерея




Полезная информация

Гу́сли (др.-рус. гусли, ст.-слав. связанное с гудеть)

Что такое гусли

Различные по конструкции и происхождению струнные музыкальные инструменты, распространённые в России. Наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом являются гусли лирообразные. В древности гуслями могли называться все струнные музыкальные инструменты.

Гусли можно назвать чисто русским феноменом. Хотя музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов:

  • гусле - у сербов и болгар
  • gusle, guzla, gusli - у хорватов
  • gosle - у словенов,
  • guslić - у поляков,
  • housle ("скрипка") y чехов.

Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них - смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

На пятиструнных гуслях с игровым окном, найденных в Новгороде на Троицком раскопе в 1975 году в слоях середины XI века, имеется кириллическая надпись «Словиша».

Настройка

Гусли настраиваются диатонически с понижением 7-й ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до. В этнографических образцах известно несколько способов настройки включающих в себя бурдон - постоянно звучащие струны во время игры.

Настройка бурдонов:

  1. для 9-струнных гуслей (Псковская область) Соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  2. для 9-струнных гуслей (Новгородская, Псковская области) Си бемоль-до ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до;
  3. для 12-струнных гуслей (Новосибирская область) До-до-соль-до-ре-ми-фа-соль-ля-си бемоль-до-до;
  4. для 5-струнных гуслей (бельгийский музыковед д-р Гютри, 17 в.) (Ленинградская область) До-фа-соль-си бемоль-до;
  5. строй южнорусский (Воронежская, Курская, Орловская губернии) Соль-си бемоль-до-ре-ми.

Настройка гуслей академической школы (оркестры народных инструментов) - без понижения седьмой ступени: До-ре-ми-фа-соль-ля-си-до.

Устройство клавирообразных гуслей

Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов - голосников, - и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска.

В один из них ввинчивались железные колки, на которые наматывались металлические струны. Другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам на фортепианной клавиатуре.

Гусли - струнный музыкальный инструмент, наиболее распространен в России.

Гусли представляют собой плоский ящик-резонатор с натянутыми над ним струнами. Под разными названиями - каннель, канклес, кок-ле, кантеле, кюсле, кёсле - этот многострунный щипковый инструмент известен у народов Прибалтики и Поволжья.

На Руси гусли известны с XI в. По форме различались крыловидные гусли, называвшиеся также звончатыми или яровчатыми, и шлемовидные. И те и другие при игре держали на коленях, но на первых струны защипывали специальной тонкой пластинкой - плектром, а на вторых - пальцами обеих рук. В конце XVI - начале XVII в. в России были созданы прямоугольные гусли. Они имели столообразный корпус с крышкой, внутри него натягивалось до 66 струн. Играя, струны защипывали пальцами обеих рук, звуки получались громкие, долго незатухающие.

Сейчас распространены три разновидности гуслей: звончатые, щипковые и клавишные. Гусли звончатые - прямые наследники древних крыловидных гуслей. Они обычно имеют форму трапеции. При игре исполнитель держит их на коленях, извлекая звук несколькими способами: защипывает струны пальцами обеих рук либо только правой рукой, а левой приглушает струны; пользуется плектром, тогда звук становится особенно звонким. Играют на этих гуслях и бряцанием, как на балалайке. В начале XX в. музыкант-этнограф, дирижер Н. И. Привалов и гусляр О. У. Смоленский реконструировали этот тип гуслей: придали им треугольную форму, увеличили количество струн - с 5-9 до 13, создали ансамблевые гусли - пикколо, приму, альт и бас. В настоящее время используется преимущественно лишь прима. Советский исполнитель Д. Лок-шин сконструировал хроматические звончатые гусли, намного расширившие художественные возможности инструмента.

Щипковые гусли - усовершенствованные прямоугольные гусли. Они состоят из металлической рамы на деревянных ножках с натянутыми над ней струнами. Их звукоряд хроматический, на них возможно исполнение аккордов и даже различных полифонических пьес. Многочисленные струны помещаются на двух уровнях: на верхнем располагаются струны, настроенные диатонически, на нижнем - струны, дающие недостающие хроматические звуки.

Клавишные гусли сконструировал ближайший соратник В. В. Андреева - Н. П. Фомин. Устройство, внешний вид и диапазон их схож со щипковыми гуслями, но все струны расположены в одной плоскости, а над струнами имеется ящик с системой глушителей - демпферов. Управляют всей этой системой при помощи 12 клавиш одной октавы фортепьянной клавиатуры, находящейся на краю демпферного ящика. При нажатии на клавишу поднимается связанный с ней демпфер и открывает соответствующие данному звуку струны сразу во всех октавах. Чаще всего на клавишных гуслях играют арпеджированные аккорды. Правой рукой исполнитель проводит медиатором (тонкой пластинкой с заостренным концом) по струнам, а левой нажимает на необходимые клавиши. С помощью педали, расположенной у клавиш, сразу поднимаются все демпфера. При нажатой педали клавишными гуслями можно пользоваться как щипковыми.

В современном русском народном оркестре используется именно этот тип гуслей; в профессиональных коллективах встречается дуэт щипковых и клавишных гуслей.

История гуслей

Гусли - музыкальный инструмент, под названием которого в России понимаются несколько разновидностей лежачих арф. Гусли псалтированные имеют сходство с греческим псалтирем и еврейским киннором; к ним относятся: гусли чувашские, гусли черемисские, гусли клавирообразные и гусли, имеющие сходство с финским кантеле, латышским куклес и литовским канклес.

Чувашские и черемисские гусли имеют поразительное сходство с изображениями этого инструмента, сохранившимися в памятниках нашей древности, например, в рукописном служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, в Макарьевской Четье-Минее 1542 г. и др.

На всех этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом играют на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей кишечные; число их не всегда одинаково. Псалтиревидные гусли занесены в Россию греками; чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских (см. также: марийская музыка).

Клавирообразные гусли, встречающиеся ещё до сих пор, преимущественно среди русского духовенства, - не что иное, как усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоит из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоится на столике. На резонансовой доске сделано несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплены два вогнутых деревянных бруска.

На одном из них ввинчены железные колки, на которые намотаны металлические струны; другой же брус играет роль приструнника, то есть служит для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имеют фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещены ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существуют ноты и школа, составленная Кушеновым-Дмитревским. Кроме псалтиревидных гуслей, существуют похожие на финский инструмент кантеле. Этот вид гуслей почти совершенно исчез. Весьма вероятно, что он заимствован русскими у финнов. Древнеславянское слово обозначает кифару, то есть выражало собой в начале средних веков вообще понятие о струнных инструментах.

От этого слова произошли современные названия: гусле - у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli - у хорватов, gosle - у словенов, guslic - у поляков, housle ("скрипка") y чехов и гусли у русских. Инструменты эти довольно разнообразные и многие из них - смычковые, напр. guzla, у которой только одна струна из конского волоса.

Музыкальный инструмент гусли - что такое? Он относится к струнным щипковым видам. Гусли - инструмент древний, знакомый многим по легендам. Но в современное время услышать его звуки можно в основном в оркестрах, ориентированных на воспроизведение народной славянской музыки. Хотя и до сих пор не перевелись отдельные талантливые мастера, умеющие извлекать музыку из этого древнего инструмента.

Когда были созданы гусли?

С детства все слышали про гусли. Что такое они собой представляют? Это необычный старинный музыкальный инструмент. В прежние времена звуки его часто были слышны в деревенских избах. Об этом инструменте существует много легенд и народных присказок. В первый раз гусли упоминаются в 591 году. Но более точной даты создания этого музыкального инструмента нет ни в одном источнике.

Немного истории

Гусли - что такое? Это музыкальный старинный щипковый инструмент. Но когда он появился - не известно. Есть множество версий. Одна из них - гусли образованы от старинного музыкального лука. Это был довольно примитивный и известный почти во всех странах. В подтверждение этой версии можно добавить, что струна такого музыкального лука называлась «гусла». Но, как и сказано выше, это лишь одна из множества гипотез.

В девятом веке игрой на гуслях славяне удивляли византийских царей. В то время инструмент делался из сухих досок клена или ели. Названия гуслей иногда происходили и от поделочного материала. Например, мастера отдавали предпочтение Но когда начали натягиваться струны из металла, гусли (фото их есть в данной статье) стали называться «звончатые».

Непростая и интересная судьба музыкального инструмента

Судьба и история «роста» гуслей тесно связана с эпической и народной традицией. Секрет изготовления музыкального инструмента передавался столетиями. Песни и наигрыши на гуслях любили все: как простолюдины, так и цари. Но через некоторое время гусляры (или гуслисты) начали подвергаться гонениям. И не последнюю роль сыграли нелестные песни о существовавшей тогда власти.

Со временем менялись корпус и конструкция гуслей, претерпели изменения технология обработки материала и нанесения лака. Изменилась и декоративная отделка. И в результате гусли из грубого народного инструмента превратились в настоящее произведение искусства с уникальным и богатым звучанием.

Описание гуслей

Археологи до сих пор находят старинные русские гусли, которые датируются 11-13 вв. Инструменты были найдены в Польше и России. Все гусли имеют общие детали: струны, колковый ряд, корпус, резонатор и струнодержатель. Но форма и расположение могут быть разными.

Виды гуслей

Кроме трех видов щипковых инструментов, появились современные клавишные, на которых установлена механика. При нажатии открываются струны, и можно быстро подобрать нужный аккорд. Игра на гуслях стала значительно проще. А все старинные инструменты разделены на несколько видов:


Гусли в современное время

Гусли - что такое? Это древний легендарный музыкальный инструмент. В современное время он находится почти в каждом оркестре. Голос гуслей придает общему звучанию неповторимый колорит и изюминку. Интерес к этому музыкальному инструменту в последнее время значительно возрос. Появились современные гусляры, стремящиеся возродить древние традиции и песнопения.

Как играли на гуслях?

Гусли звучали громко, но очень мягко. Это обеспечивали жильные струны. На гуслях музыканты играли, сидя на чем-нибудь твердом. Инструмент укладывался на колени под небольшим наклоном. Вершина опиралась на грудь музыканта. Часто гусляры играли стоя. Некоторые мастера умудрялись даже приплясывать во время извлечения звуков из инструмента.

Игра на гуслях - настоящее мастерство. У современных гуслей, имитирующих старинные, от пяти до девяти по количеству. Расположены последние раздельно. Музыканты играют сидя, прижимая гусли к животу. Вправо обращена узкая сторона инструмента, а влево - широкая. В пальцах правой руки находятся щепка, медиатор, перо или косточка. Ими и извлекают звук из струн. Причем затрагиваются все одновременно. А пальцы на левой руке приглушают слишком громкое звучание.

Мастерские и фабрики

Гусли - музыкальный инструмент, для изготовления которого больших фабрик практически нет. Существуют только маленькие мастерские, которые создаются в деревнях истинными любителями старины. Поэтому каждый экземпляр гуслей по старинному типу становится практически уникальным и неповторимым творческим образцом.