Робин Гуд. Легенда Робин Гуда

Сергей Львов

Он провел свою жизнь в лесу. Его боялись бароны, епископы и аббаты. Его любили крестьяне и ремесленники, вдовы и бедняки. (Из старинных хроник.)

О его смерти рассказывают так. Однажды славный стрелок из лука почувствовал: в руках недостает силы, чтобы натянуть тетиву, а ногам трудно идти по привычной лесной тропинке. И тогда он понял: приблизилась старость...
Он отправился в монастырь, настоятельница которого слыла искусной врачевательницей, и попросил полечить его. Монахиня прикинулась, что обрадована его приходом, приветливо проводила пришельца в дальнюю келью, заботливо уложила его на постель, острым ножом вскрыла вену на могучей руке (кровопускание тогда считали хорошим средством от многих недугов). И, сказав, что тотчас вернется, ушла.
Время текло медленно. Кровь текла быстрее. Но монахиня все не возвращалась. Наступила ночь. За ночью пришел рассвет, и тогда стрелок понял, что стал жертвой предательства. Над изголовьем его ложа было окно в лес. Но сил, чтобы дотянуться до окна, у истекающего кровью уже недостало. В груди едва хватило дыхания, чтобы последний раз протрубить в изогнутый охотничий рог. Слабый, дрожащий звук, рога прозвучал над лесом. Верный друг услышал призывный сигнал. В тревоге он поспешил па помощь.
Поздно! Уже никто не смог бы спасти стрелка. Так враги, которые долгие годы не умели одолеть Робина Гула ни в жарком бою, ни в упорном поединке, извели его черным предательством.
Старинный историк называет год и день, когда это случилось: 18 ноября 1247 года.
Прошло несколько веков. Начинались и заканчивались войны. Самая короткая длилась несколько дней, самая длинная – сто лет. По городам и деревням Англии проносились опустошительные эпидемии. Вспыхивали восстания. На престоле сменялись короли. Люди рождались и умирали, поколения приходили на смену поколениям.
Однако бурная череда событий, как любили говорить в старинных книгах, не могла изгладить из памяти англичан имени Робина Гуда.
Однажды, это было лет двести пятьдесят тому назад, в маленький городок близ Лондона медленно въехала тяжелая карета. Карета была нарядной, пышной: только самые важные люди королевства разъезжали в таких. Действительно, в карете сидел важный господин: сам лондонский епископ! Он приехал в городок, чтобы прочитать горожанам проповедь. Покуда карета ехала от городских ворот к церковной площади, епископ успел заметить, что городок словно бы вымер. Епископ не удивился этому. Значит, слух о его приезде опередил карету, и горожане поспешили в церковь: им не часто доводится видеть и слышать его преосвященство. И он привычно представил себе, как выйдет из кареты, как медленно поднимется по ступеням храма сквозь почтительно расступающуюся толпу... Но церковная площадь была пуста. На церковных дверях висел тяжелый замок.
Долго стоял епископ на пустой площади, багровея от гнева и стараясь сохранить достойный вид, подобающий его сану и торжественным ризам, что было совсем нелегко перед запертой дверью.
Наконец какой-то прохожий, поспешая отнюдь не в церковь, бросил на ходу епископу:
– Сэр, вы ждете напрасно, мы празднуем сегодня день Робина Гуда, весь город в лесу, и в церкви никого не будет.
О дальнейшем рассказывают по-разному. Одни говорят, что епископ сел в карету и вернулся в Лондон, произнося мысленно такие слова, какие епископы обычно не произносят. Другие утверждают, что он отправился на городской луг, где горожане, нарядившись в зеленые кафтаны, изображали сцены из жизни Робина Гуда, и присоединился к зрителям.
Что же это была за жизнь? Почему память о ней сохраняют веками? Почему целый город мог много часов подряд вспоминать Робина Гуда и думать только о нем?
Что вам известно о Робине Гуде, кроме тех страниц романа Вальтера Скотта "Айвенго", где он выведен под именем храброго йомена, вольного крестьянина Локсли?
У Робина Гуда два жизнеописания. Одно – очень короткое. Ученые собрали его по крупицам в старинных хрониках. Из этого жизнеописания можно узнать, что Робин Гуд был разорен богатыми недругами и бежал от них в Шервудский лес, глухую и густую чашу, тянувшуюся на много десятков миль. К нему примкнули такие же, как он, беглецы. Он объединил их под своим началом в грозный отряд "лесных братьев" и вскоре стал настоящим властелином Шервудского леса. Робин Гуд и его стрелки числом более ста охотились на запретную королевскую дичь, враждовали с богатыми монастырями, грабили проезжих нормандских рыцарей, помогали преследуемые и беднякам.
За поимку Робина Гуда власти много раз объявляли награду. Но ни один крестьянин, в чью хижину он заходил, ни один из "лесных братьев" не соблазнился этими посулами.
Вот все или почти все, что известно историкам о Робине Гуде.
Второе жизнеописание Робина Гуда куда подробнее. Из него можно узнать, как он впервые столкнулся с королевскими лесничими и чем закончилась эта встреча; как он познакомился с беглым монахом – братом Туком – и Маленьким Джоном, которые стали его помощниками, и о том, как Робин Гуд побеждал па состязаниях из лука, как он враждовал с шерифом Ноттингема, притеснявшим крестьян, как отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Где же записано все это и многое другое о Робине Гуде? Не в исторических трудах, а в народных песнях – балладах, как называют их историки литературы.
Их сочиняли по всей Англии на протяжении многих веков. Автором этих песен был народ, а исполнителями – странствующие певцы. Песни о Робине Гуде обрастали разными подробностями, несколько маленьких песен сливались в одну или одна большая распадалась на несколько маленьких... Певцы, которые пели эти баллады, если умели писать, записывали слова песни и за плату давали их списать желающим. А когда в Англии появились первые типографии, песни о Робине Гуде стали печатать. Поначалу это были отдельные листы с оттисками песен. Их охотно раскупали жители городов и деревень, которые раз в год, летом, праздновали день Робина Гуда.
Вот в этих-то песнях постепенно и сложилось второе жизнеописание Робина Гуда. В нем он такой, каким его представлял себе народ. Если старинная латинская хроника утверждает, что Робин Гуд был дворянином, то народная песня решительно называет его сыном крестьянина. Простые люди Англии легендарную биографию Робина Гуда стали считать его настоящим жизнеописанием. В течение многих десятилетий и даже веков всему, что рассказывали о Робине Гуде в песнях, англичане верили как непреложному историческому факту.
Этому есть любопытное свидетельство. В одной из самых старых баллад рассказывается, как Робин Гуд пятнадцатилетним юношей отправился в город Ноттингем на состязание стрелков из лука. На полпути его остановили королевские лесничие и стали издеваться над ним. "Неужели этот мальчишка, который едва может согнуть собственный лук, осмелится появиться перед лицом короля на состязаниях!" – восклицали они. Робин Гуд побился с ними об заклад, что он на сто футов попадет в цель, и выиграл это пари. Но королевские лесничие не только не заплатили ему выигрыша, а пригрозили, что поколотят его, если он осмелится показаться на состязаниях.
Тогда Робин Гуд, как с восторгом сообщает баллада, перестрелял из своего лука всех насмешников. Народ не любил королевских лесничих, которые не давали бедняку ни собрать в лесу хворост, ни тем более поохотиться на лесную дичь или поудить рыбу в лесных ручьях и реках. Не любя королевских лесничих, народные певцы с восторгом распевали эту балладу.
И вот в апреле 1796 года, то есть спустя пять столетий после того, как жил Робин Гуд, в одном из английских журналов появилось сообщение. Вот оно: "Когда несколько дней назад рабочие копали землю в саду в местечке Кокслейн неподалеку от Ноттингема, они наткнулись на шесть человеческих скелетов, которые лежали вплотную друг к другу, аккуратным рядом. Предполагают, что это часть тех пятнадцати лесничих, которых убил в свое время Робин Гуд".
Можно представить себе, как издатель журнала спросил у автора заметки: "А вы уверены, что это те самые скелеты?". И автор ответил, как отвечают журналисты всех времен: "Ну, что же, впишем для осторожности слово "предполагают". Но ни автору, ни издателю не пришло в голову усомниться, что Робин Гуд действительно сражался с королевскими лесничими по дороге в славный город Ноттингем: ведь об этом поется в балладах!
Почему Робин Гуд стал любимым героем народных песен? Чтобы ответить на этот вопрос, придется, пожалуй, напомнить вам то, что вы учили на уроках истории: в 1066 году Англию захватили норманны с Вильгельмом Завоевателем во главе. У коренного населения Англии – саксов – они отнимали землю, дома и имущество, огнем и мечом навязывали им свои законы. Старинный историк называет Робина Гуда одним из тех, у кого отняли землю.
Вражда между старыми и новыми властителями сохранялась и два века спустя. Помните, какое место занимает в книге Вальтера Скотта "Айвенго" вражда саксонских и нормандских дворян? Однако саксонские дворяне скоро примирились с завоевателями. Но песни о Робине Гуде не забылись. Их распевали в отрядах крестьян, восставших под предводительством Уотта Тайлера. Народ сердцем чувствовал: борьба Робина Гуда, прославленная в песнях, – это не только борьба саксов против норманнов, но вообще борьба народа против угнетателей.
Я перелистываю старинную книгу, в которой собраны одна за другой баллады о Робине Гуде. Вот баллада про то, как Робин Гуд сражался с другим своим злейшим врагом – рыцарем Гаем Гайсбурном и как, победив его и переодевшись в его одеяние, – а надобно вам знать, что Гай Гайсбурн всегда носил поверх лат выделанную конскую шкуру, – он снова перехитрил ноттингемского шерифа. Вот баллада "Робин Гуд и епископ", в которой рассказывается, как выместил на епископе Робин Гуд свей гнев против церкви. Вот баллада про то, как Робин Гуд спас трех сыновей бедной вдовы, – и в каждой из этих баллад он всегда один и тот же: смелый в бою, верный в дружбе, шутник, весельчак, насмешник, не стареющий народный герой.
Я рассказал вам о Робине Гуде, каким его изображали народные баллады, и теперь вы сами сможете заметить, в чем изменил Вальтер Скотт этот образ, когда вывел его в "Айвенго".
У Вальтера Скотта йомен Локсли, имя, под которым выведен в романе Робин Год, становится верным помощником Ричарда. Робин Гуд, каким воспел его народ, отказался служить королю Ричарду Львиное Сердце.
Народ помнит Робина Гуда именно таким, каким он воспет в старинных народных песнях. И в этом и есть бессмертие Робина Гуда.

Рисунки П. Бунина.

Истории о Робине Гуде знает каждый. Для одних это красивая легенда, для других — реально существующий персонаж. Истории о Робине Гуде овеяны налетом романтики и легенды.

Однако, можно с уверенностью заявить, что Робин Гуд существовал на самом деле. Впервые о нем вспомнили в 1377 году в балладе о лесном разбойнике — враге богатых и защитнике угнетенных. Около 1510 года был издан памфлет в котором рассказывалась история, и согласно ей Робин Гуд повстречался с королем. Он сделал вид, что не узнал своего суверена, а тот пригласил смельчака на службу короне. С тех пор стали появляться все новые и новые версии о подвигах народного защитника и каждый из авторов вкладывал в свои истории все новые и новые данные, не всегда считаясь с фактами.

И Робин Гуд в каждой новой версии повышает свой статус в обществе — от малоземельного крестьянина до графа Хантигтонского. Однако, все легенды сходятся в одном — благородный разбойник развернул активную деятельность, когда центральная власть боролась за полномочия с местной.

Звали человека, ставшего прототипом для народных легенд Робертом Гудом. Он являлся уроженцем Уэйкфилда в графстве Йоркшир и появился на свет около 1280 года. Имел жену Матильду, служил в королевской армии во время сражений с шотландцами и поддержал герцога Ланкастера в его войне с королем Эдуардом Вторым.

После проигранной его покровителем генеральной битвы приблизительно в 1322 году будущий герой легенд перешел на нелегальное положение. Он создал свой собственный партизанский отряд и продолил войну с королевской властью. И, конечно же, боролся с ноттингемским шерифом, не щадя при этом и духовенство.

И шериф, и его заклятый враг постоянно оказывались друг у друга в плену, но, как ни странно, расходились они мирно. Похоже, оба противника договаривались между собой о разделе полномочий между центром и местными властями. Вскоре к главе Шервудского леса прибыл сам король для переговоров. И лишь после этого Роберт Гуд согласился распустить свои войска, приняв предложенную его сувереном должность постельничего. Это был довольно высокий пост, открывающий доступ напрямую к королю.

Тем не менее, вскоре Гуд покинул Лондон и вернулся обратно в родные леса. Против него постоянно высылались карательные экспедиции. Несколько отрдов он сумел разгромить. Один из таких отрядов возглавил норманский рыцарь сэр Гай Гисборн. После победы Роберт Гуд отрезал этому рыцарю голову и насадил ее на кол. Та же участь постигла и ноттигемского шерифа.

После этого оставаться в Англии уже было нельзя, и лесной разбойник попытался уплыть. Но ему не везло — шторм вернул его на берег. После этого Робина Гуда приютил в своем замке один и враждебных королю баронов. Тем не менее, воевать с государством он не мог. После нескольких поражений от правительственных войск легендарный партизан тяжело заболел и отправился на лечение в женский монастырь в Кирклессе. Местная аббатиса приютила беглеца и взялась его лечить. В лечебных целях она пустила своему пациенту кровь, но остановить ее забыла.

После этого почившего разбойника похоронили недалеко от аббатства. Ходят слухи, что в девятнадцатом веке надгробный камень с могилы Гуда пустили на щербень для местной железной дороги.

Многим исследователям не слишком понятно, почему РОбин Гуд пользуется такой популярностью. К примеру, надругательства над шерифом и сэром Гисборном выглядят не слишком привлекательно. К тому же выглядят нелогичными его постоянные конфликты с королем, когда Робин сам мог стать частью власти. Приводятся даже версии, что у него была нетрадиционная сексуальная ориентация, из-за чего возникли конфликты с церковью.

Вполне возможно, такая жесткая позиция Робина Гуда связана с усилившейся королевской властью. На местах эту самую власть представляли шерифы. Они возглавляли советы графств, распоряжались королевским имуществом, собирали подати и водили в походы армии. Конечно же, у шерифов были конфликты с местными лордами и йоменами.

В начале тринадцатого века под давлением баронов один из самых неудачливых королей Иоанн Безземельный был вынужден подписать Великую хартию вольностей. И Великой она была названа не только из-за своего исторического значения, но и из-за объема прав и свобод, которыми наделялись подданные. Согласно одному из пунктов, если король нарушал хартию, бароны имели право на восстание, которое не должно было заканчиваться смертью короля или членов его семьи.

Однако, почти сразу Иоанн Безземельный начал нарушать данные обещания, что привело к новому восстанию. При Эдуарде Первом были внесены правки в Великую хартию вольностей, запрещавшие центральной власти собирать налоги без согласия всего английского сообщества. Тем не менее, Эдуард Второй укреплял свою власть, ограничивая все вольности граждан. Это привело к волнениям и заставило уйти в леса Роберта Гуда.

Робин Гуд был не единственным, кто требовал от властей выполнять данные обещания, но именно его запомнили, как народного защитника.

Видео — Робин Гуд. Тайны истории



Ученые до сих пор не сошлись во мнении, существовал ли в действительности разбойник Робин Гуд. Есть версия, что легенды о благородном разбойнике — отзвуки древних языческих культов лесных существ. Сторонники этой гипотезы приводят в доказательство одно из прозвищ кельтского божка Пака, всегда разгуливавшего со свитой не очень добрых духов. Этого Пака называли Robin Goodfellow (Робин Славный Малый). Однако сегодня мифологическое происхождение Робина Гуда большинством историков не рассматривается всерьез. Полусотня дошедших до нас легенд и преданий о лесном разбойнике не содержит ничего фантастического. Образы Робина Гуда и его сподвижников предельно приземленные, они наделены множеством черт реальных людей.

Почти не вызывает споров период возникновения робингудовских легенд. Впервые упоминание о том, что народ распевает баллады о страшном разбойнике Робине Гуде встречается в поэме Уильяма Ленгленда, датированной 1377 годом. Так что возникли баллады о Робине, видимо, в XIV веке.

Как это ни покажется странным современному читателю, ни легендарный Робин Гуд, ни его возможный исторический прототип никак не могли встретиться с Ричардом Львиное Сердце и даже быть современниками знаменитого короля-крестоносца. Знакомство разбойника и монарха придумано в середине XVIII века, а популяризировал его Вальтер Скотт. Шотландский романист не очень заботился об исторической достоверности своих книг, но сила его таланта вот уже 200 лет заставляет читателей верить, что Робин Гуд жил в XII веке. «Зацементировали» это мнение многочисленные последователи сэра Скотта, заставлявшие Робина и Ричарда встречаться на страницах книг, киноэкранах и мониторах компьютеров.

Шайка Робина Гуда

На самом деле, Робин Гуд мог жить и разбойничать только спустя минимум век после царствования Ричарда. Лишь в XIII веке в Англии появились соревнования по стрельбе из лука — неизменная деталь баллад о Робине Гуде. Активный член шервудской банды, брат Тук в преданиях называется «фриаром», то есть членом нищенствующего монашеского ордена. Такие ордена появились в Англии только через несколько десятилетий после смерти Ричарда Львиное Сердце.

Получается, что если реальный Робин Гуд и существовал, то он мог жить между серединами XIII и XIV веков. Есть ли претенденты на звание прототипа шервудского разбойника, жившие в это время? Оказывается, есть, причем не один.

Чаще всего в качестве «настоящего» Робина Гуда называют некоего Роберта Хоуда. Некоторые русскоязычные сторонники этой версии, нарушая современные правила транскрибирования английских имён собственных, предпочитают писать фамилию Hode как «Гоуд» или даже «Гуд». Но фонетические уловки в качестве аргументов в историческом споре вряд ли выглядят убедительно. Ничто в биографии Роберта Хоуда не указывает на его увлечение разбоем.


Предполагаемая могила Робина Гуда

Он родился в 1290 году в семье лесничего Адама Хоуда, жившего неподалеку от городка Уэйкфилд на севере Англии. В 1322 году граф Уоррен, хозяин Хоуда примкнул к восстанию герцога Ланкастера против короля Эдуарда. Мятеж потерпел поражение, его главарей казнили, а рядовых участников объявили вне закона. Дом Роберта Хоуда, где его жена Матильда уже растила нескольких детей, конфисковали власти. В 1323 году Эдуард II посетил с визитом Ноттингем, а несколько месяцев спустя имя Роберта Хоуда на пару лет появилось в списках королевских слуг. В ведомости от 22 ноября 1324 года говорится: «По повелению Его Величества короля выдать Роберту Хоуду, бывшему гвардейцу, 5 шиллингов ввиду того, что он более не служит во дворце». Умер Хоуд в 1346 году. Эта биография легко сочетается с одной из баллад, в которой Эдуард II, переодетый аббатом, гостит у Робина Гуда в Шервудском лесу, прощает всех разбойников и берет их на свою службу. Однако всё это может быть не более чем совпадением.

Про другого соискателя звания прототипа Робина Гуда известно еще меньше. Имя некоего Робина Хода встречается в 1226 году в судебных протоколах города Йорка. Там сказано, что имущество этого человека общей стоимостью 32 шиллинга и 6 пенсов было конфисковано, а его самого объявили вне закона. Дальнейшие следы Робина Хода теряются, причем вовсе необязательно, что в Шервудском лесу.

Наконец, третий претендент имеет дворянское происхождение. Звали его Роберт Фитзут граф Хантингтонский. Единственным поводом для назначения отпрыска древнего рода главарём разбойничьей шайки является могильный камень недалеко от аббатства Кирклис, где, по преданию, умер Робин Гуд. Знаменитый лучник завещал похоронить себя там, куда упадет последняя стрела, выпущенная им из лука. И вот в середине XVIII века грянула сенсация: найдена могила Робина Гуда. Некий Уильям Стукелей, врач, масон и историк-любитель, в своей книге «Paleographica Britannica» написал, что шервудский разбойник принадлежал к роду графов Хантингтонских. В качестве доказательства он приводил надпись на могиле возле аббатства Кирклис. Она гласила: «Здесь, под этим небольшим камнем, лежит Роберт, истинный граф Хантингтонский. Не было лучника искуснее его. И люди звали его Робин Гуд. Таких преступников, как он и его люди, Англия никогда не увидит вновь».


Робин Гуд и Малыш Джон

Камень этот увидеть можно и сегодня, хотя он и находится на территории частного владения. Правда, разглядеть надпись практически невозможно — она почти полностью стерлась. Подлинность её, да и самой могилы, уже в XIX веке вызывала большие сомнения: текст написан не на староанглийском, а на языке XVIII века, «состаренном» с помощью грубых ошибок. Еще большие подозрения вызвала дата смерти в конце надписи: «24 kal: Dekembris, 1247». Если использовать формат римского календаря, принятый в Англии XIII века, то получается «за 23 дня до декабря». Ни одной надписи с подобным написанием даты не известно. Современные ученые считают, что и надпись, и камень — подделка XVIII века.

Кстати, происхождение Робина Гуда из деревни Локсли, ставшее особо популярным после фильма «Робин Гуд: принц воров» никем всерьез не рассматривается. Это название не упоминается ни в балладах о Робине Гуде, ни в документах, связанных с его возможными прототипами. Впервые Локсли упомянул как место рождения графа Хантингтонского Джозеф Ристон в 1795 году, отстаивая теорию о дворянском происхождении лучника. Чем он при этом руководствовался, не понятно.


Шериф Ноттингемский

Вполне возможно, что у Робина Гуда и вовсе нет конкретного известного историкам прототипа. Может быть, жил в XIII веке в Шервудском лесу веселый и удачливый грабитель, каких в Англии того времени было множество. Он несколько раз помог знакомым крестьянам, и рассказы об этом, обрастая всё новыми подробностями и домыслами, превратились в народные предания. По крайней мере, несколько друзей и врагов Робина Гуда, известных по балладам, имеют явно легендарное происхождение.

Из всей шервудской шайки только Маленький Джон оставил некие материальные следы. Дербиширская деревня Хейзерсейдж с гордостью именует себя родиной ближайшего друга Робина Гуда. На местном кладбище вам с готовностью покажут его могилу, правда, уже с современной каменной плитой без указаний даты смерти. Когда в 1784 году это погребение вскрыли, то нашли скелет настоящего великана. Это убедило всех, что могила подлинная: ведь Джона прозвали Малышом в шутку, по легенде, он был семи футов росту (213 сантиметров). В судебных документах XIV века удалось также найти упоминание о некоем Джоне Ле Литтле, грабившем народ в окрестностях Уэйкфилда. Но это вряд ли можно считать ещё одним доказательством реальности существования Маленького Джона, ведь прозвище, даваемые по росту, не редкость.


Робин Гуд и Дева Мэриан, 1866. Картина Томаса Фрэнка Хэфи

Следы остальных соратников Робина Гуда можно отыскать только в фольклоре. Некоторые из его друзей не фигурируют в ранних версиях легенд, они стали членами шайки уже в позднем Средневековье. Примерно тогда же у Робина Гуда появилась возлюбленная. Имя Мэриан не упоминается в народных балладах, зато этот персонаж традиционно присутствовал на народных майских праздниках в качестве Королевы мая. Где-то в XV веке героем этих гульбищ, обычно проводившихся на опушке леса, стал и Робин Гуд. Как было не составить чудесную парочку? Остальное — дело рук литераторов и кинематографистов.

Происхождение извечных противников Робина Гуда тоже довольно туманное. Шериф Ноттингема, конечно, существовал, но ни в одной из легенд не упоминается его имя. Так что острую личную неприязнь к шервудскому разбойнику могли испытывать сразу десяток королевских чиновников, сменявшихся на этом посту в течение нескольких веков. Жестокий рыцарь Гай Гизборн, носивший вместо плаща конскую шкуру, — фигура легендарная. В начале тысячелетия о нём существовали отдельные предания, а в конце XV века он всплыл в балладах о Робине Гуде.


Епископский дуб

Кем на самом деле были герои и антигерои Шервудского леса, сегодня доподлинно знает только огромный дуб, стоящий в чаще у перекрестка больших дорог. Ему больше тысячи лет, еще в XIX веке для огромных ветвей пришлось сделать специальные подпорки. По преданию, именно под этим исполином Робин Гуд заставил танцевать пойманного епископа. С тех пор дерево так и называют: Епископский дуб. Было это на самом деле или нет — загадка.

Робин Гуд ― один из самых знаменитых английских героев. Его девиз - грабить богатых и раздавать деньги бедным - покорил многих людей, он стал символом защиты обездоленных. Но до сих пор неясно, существовал ли такой человек на самом деле, или это всего лишь выдуманный персонаж. /сайт/

Если он на самом деле существовал, то кем он был? Различные версии усиливают ореол загадочности вокруг Робин Гуда.

Самые первые упоминания о нём встречаются в традиционных балладах, которые исполнялись под музыку. Их нельзя рассматривать как историческое доказательство существования Робин Гуда, потому что они не были написаны в эпоху, когда предположительно жил Робин Гуд. Вероятнее всего, изначально истории о Робин Гуде изустно передавались в народе.

Робин Гуд и сэр Гай, иллюстрация Луис Рид. Фото: Wikimedia Commons

По одной из версий, Робин Гуд ― мифологический герой, а истории о нём имеют символичный подтекст.

Некоторые считают, что зелёный цвет костюма Робин Гуда ― это традиционный цвет фей. Зелёный цвет также связывают с весной, которая упоминается в балладах, это символично связывает образ Робин Гуда с жизнью и ростом.

Робин Гуда иногда ассоциируют с тевтонским эльфом Ходекином, а также с Вотаном и Робином Славным Малым (Пэк), которые являются вымышленными фантастическими персонажами. Поэтому Робин Гуд также может быть вымышленным героем.

По другим версиям, Робин Гуд существовал на самом деле. В ранних балладах о Робин Гуде его имя связывают с реальным местом ― Шервудским лесом в Ноттингемшире.

Робин Гуд ― очень распространённое имя в средневековой Англии. В XIII веке Роберт было популярным именем, как и его уменьшительная форма Робин. Фамилия Гуд (Hood ― капюшон) также сравнительно распространена. Поэтому вполне возможно, что в средневековой Англии существовало несколько Робин Гудов, один из которых подходил под описание легендарного героя.

Есть несколько версий о том, кто был настоящий Робин Гуд. Один писатель утверждал, что Робин Гуд ― это граф Хаттингдон, который был похоронен в Кирлис Приоре, монастыре в западном Йоркшире. В пользу этой версии говорит могила с надписью, которая может свидетельствовать, что там похоронен настоящий Робин Гуд.

Согласно другим теориям, Робин Гуд не из Ноттингема, а из Йорка, а его база была расположена не в Шервудском лесу, а в Банрнсдэйлском лесу, на границе между Южным и Западным Йоркширом. Такую информацию можно обнаружить в одной из самых древних баллад о Робин Гуде «Подвиги Робин Гуда» XV века. В балладе также упоминается церковь, вероятнее всего, это церковь святой Марии Магдалены в Докастере, Западный Йоркшир, где Робин Гуд женился на деве Мэриан.

Кроме того, лишь в нескольких ранних балладах упоминается лук Робин Гуда, шериф Ноттингема и только в балладе «Робин Гуд и монах» упоминается Ноттингем.

Шервудский лес, Ноттингем. Фото: Wikimedia Commons

Самые ранние упоминания о реальном человеке по имени Робин Гуд (Роберт Гуд) имеются в архивах криминального суда Йорка. Они датированы 1226 г. Согласно документам, состояние Роберта в размере 32 шиллингов и 6 пенсов, которые он задолжал, было конфисковано, а он сам был объявлен вне закона.

Роберт Гуд из Йорка ― единственный Робин Гуд, который имел проблемы с законом. Многие историки считают, что это и есть тот самый Робин Гуд из легенд.

Вне зависимости от того, существовал ли Робин Гуд на самом деле, его образ продолжает привлекать людей. За последние сто лет легенда о Робин Гуде многократно В итоге появились разные версии Робин Гуда: от саксонца, национального героя, боровшегося против норманнского господства (эта версия возникла в XIX веке), до лиса Робин Гуда в диснеевском мультфильме «Робин Гуд» (1973 г.). Недавно Робин Гуд появился в фантастическом сериале «Доктор Кто» вместе с роботами и космическим кораблём.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

О благородном разбойнике Робин Гуде написано множество стихов, повестей и баллад. Но вот был ли он реальной личностью, или всего лишь красивой легендой? По этому поводу давно идут исторические споры.

Кто был прототипом Робина Гуда?

Вероятно, самым ранним источником, повествующим о деяниях этого героя, является «Баллада о Робин Гуде», написанная в конце XIV столетия. Гордый, бесстрашный разбойник из Шервудского леса грабит богатых, помогает бедным, наказывает злых и жадных…
Позднее имя Робина Гуда начинает появляться и в других источниках. Например, в «Кентерберийских рассказах» Джеффри Чосера упоминается о «зарослях орешника, где гулял веселый Робин».
Современные исследователи считают, что прототипами Робина Гуда могли быть сразу несколько исторических личностей.
Так, в реестрах переписи населения за 1228 и 1230 годы встречается имя Роберта Гуда по прозвищу Домовой. Как сообщают источники, он вступал в конфликты с законом. Кроме того, приблизительно к тому же времени относится возникновение повстанческого движения во главе с сэром Робертом Твингом. Известно, что повстанцы грабили монастыри, забирали оттуда запасы зерна и раздавали беднякам.
Еще один кандидат на роль Робина Гуда - Роберт Фитцут. Легенда гласит, что Фитцут родился в аристократической семье, жил примерно с 1160 по 1247 год и устраивал мятежи, дабы завоевать якобы положенный ему по праву титул графа Хантингтонского. Во всяком случае, даты жизни Фитцута совпадают с датами жизни Робина Гуда, как они указаны в некоторых источниках. Однако в официальных архивах упоминаний о Роберте Фитцуте не найдено. Робина Гуда, однако скептики указывают на то, что современные записи не упоминают о мятежном дворянине по имени Робин Фитзут.

Кто был королем Робина Гуда?

Помимо проблем, связанных с временем происхождения историй о Робин Гуде, различные источники рассказывают нам о различных королях. Первый историк, Вальтер Боуэр уверенно поместил Робина Гуда в восстание 1265 года против короля Генриха Ш, которое возглавил его Симон де Монфор, зять короля. После его поражения во время битвы при Эвешеме большинство восставших остались в армии и вели примерно такую жизнь, которая описана в балладах о Робин Гуде. «В то время, - писал Вальтер Боуэр – известный разбойник Робин Гуд выступил среди тех, кто был лишен наследства и выслан за участие в восстание. Эти люди воспевали свои подвиги в романсах, представлениях и отрывках». Основной загвоздкой в рассуждениях Боуэра является наличие лука, который так часто встречается в балладах о Робин Гуде. Он еще не был изобретен во времена восстания Симона де Монфора.
Документ, датированный 1322 годом, рассказывает о «камне Робин Гуда» в Йоркшире. Предполагается, что баллады – не человек – были уже хорошо известны к этому времени. Те, кто разместил бы настоящего Робина Гуда именно в этом временном отрезке, предполагает, что Робин Гуд, владелец Уэйкфилда, принимавший участие в восстании графа Ланкастера, был прототипом мятежного героя. На следующий год, указыват они, король Эдуард II посетил Ноттингем и взял себе на службу придворным камердинером некоего Робина Гуда. Жалованье ему выплачивалось следующие 12 месяцев или до его увольнения, «поскольку он не мог больше работать». Это свидетельство прекрасно представлено в третьей истории «Маленького жеста Робина Гуда»
Упоминание о короле Эдуарде II поселяет героя разбойников в первой четверти 14 века. Но по другим версиям Робин Гуд появляется как сторонник короля Ричарда Львиное Сердце, который правил в последнем десятилетии 12 века, и противник брата Ричарда и его преемника Джона Безземельного – так он был назван за потерянные во Франции территории.

Вымышленные истории.

Что наиболее очевидно в Робин Гуде –это развитие легенды о нем. В ранних балладах нет упоминания о Мэриан, любимой девушке героя. Она впервые появляется в конце 15 столетия, когда фольклорные песни и танцы становятся популярными в майские праздники. Огромный малыш Джон вместе с Робином Гудом в самом начале, но отец Тук появляется в последней балладе, когда он окунает Робина в бурный поток. Настоящий Робин гуд простой йомен, позднее он превращается в мятежного дворянина.
Существует так много противоречивых дополнений к легенде о Робине Гуде, что маловероятно, что когда-нибудь будет найден настоящий герой. Большинство ученых в настоящее время согласны с тем, что он представляет собой тип – герой разбойник – который был описан в балладах, передаваемых из поколения в поколение с 1300-х годов. Рассказчики вплетают в свои рассказы разнообразные противоречивые истории и реальных людей и превращают все это в историю о человеке, который, возможно, никогда не существовал. Как писал один профессор: «Робин Гуд – это порождение музы», изобретение неизвестных поэтов, которые хотели прославить обычного человека, который искал справедливости против давления знати и богатства. Именно это прославило его и сделало героем баллад:
Он был добрым разбойником
И делал много добра беднякам
И за это Господь пощадил его душу.

Существует также версия о том, что Робин Гуд был одним из воинов короля Ричарда Львиное Сердце. Тот правил Англией в последнем десятилетии XII века. Однако упомянутый монарх почти не бывал в своей державе, проводя время в заграничных военных походах. А похождения Робина Гуда разворачиваются именно в Англии.
Прототипом Робина Гуда мог стать и некий арендатор из Уэйкфилда, в 1322 году принявший участие в восстании графа Ланкастера. Данная версия подтверждается документальными сведениями о том, что в 1323 году английский король Эдуард II, побывав в Ноттингеме, принял к себе на службу камердинером человека по имени Роберт Гуд. В «Балладе о Робин Гуде» приведены похожие факты.
Историки считают, что если Робин Гуд действительно существовал, то свои подвиги он совершал в первой четверти XIV века. Это как раз совпадало с эпохой правления Эдуарда II.

Человек в капюшоне

Большинство исследователей все же склонны считать, что Гуд – это прозвище, а не фамилия. Hood (Гуд) в переводе с английского означает «капюшон». Это традиционный элемент одежды всех средневековых разбойников. Кстати, это слово могло обозначать сразу несколько головных уборов: капюшон, чепец, башлык, клобук, шлем - главное, чтоб он защищал всю голову… А еще у термина есть переносное значение: «скрывать». Отсюда и выражение «hoodlum» – «головорез», «хулиган» (ведь честным людям не требуется закрывать лицо и голову, если они не воины). Таким образом, под Робином Гудом понимался человек скрытный и с хулиганскими замашками…
Итак, вероятнее всего, образ Робина Гуда является собирательным. Притесняемая властями и богачами беднота мечтала о народном герое, который сражался бы за справедливость, защищая права самых обездоленных.

Могила разбойника

Как ни странно, у мифического персонажа есть своя могила, рядом с которой даже установлен памятник Робин Гуду. Находится она близ аббатства Кирклесс в Западном Йоркшире.
Как гласит легенда, больной Робин Гуд приехал к аббатисе монастыря, прослышав, что она весьма сведуща в лекарском ремесле. Но та оказалась лояльной к преследовавшим разбойника властям и решила, напротив, ускорить его кончину. Женщина пошла на хитрость: сделала так, что Робин потерял слишком много крови, а чтобы пациент этого не заметил, пропускала кровь через кувшин с дыркой.
Поняв, что конец близок, Робин Гуд завещал похоронить себя там, где упадет выпущенная им стрела. Стрела упала примерно в 650 метрах от монастырской сторожки, где, по преданиям, разбойника настигла смерть. Там и устроили мемориал.
Между тем исследователь Ричард Рутерфорд-Мур сомневается в том, что Робина Гуда могли похоронить именно в этом месте. Поэкспериментировав с луком и стрелами средневекового образца, он заключил, что стрела, пущенная из окна сторожки, могла отлететь от него самое большее на 5 метров. А архивы свидетельствуют о том, что в XVIII веке в процессе прокладки труб рядом с пресловутой сторожкой обнаружили останки неизвестного мужчины. Может, это и были кости Робина Гуда? Но где они теперь – никому неведомо.