Культурно исторические памятники кубани мирового значения. Памятники Кубани. Памятники природы, истории Кубани. Достопримечательности, история Кубани. Декабристы на Кубани. Секрет мраморной вуали

Памятники Кубани

КУБАНЬ И ЧЕРНОМОРЬЕ В ПЕРИОД ПЕРВОБЫТНО-ОБЩИННОГО И РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО СТРОЯ III - II ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ НАШЕЙ ЭРЫ

Заселение Кавказа первобытным человеком шло с юга и было длительным и сложным. Древнейшие остатки жизни человека у нас в крае относятся ко времени за 700-600 тысяч лет назад. Установить это помогла одна случайная находка. На берегу р. Псекупса было найдено орудие первобытного человека - ручное рубило.

Фото природы Кубани

Климат края был тогда относительно теплый. Земли его отличались и прежде плодородием. Растительность была самой разнообразной. В степной части поражали разнотравье и продолжительность зеленого покрова. Сохранялись в, то время в большей мере такие растения, как самшит и тис. Изобиловали разнообразным животным миром горы и леса. Тут встречались олени и косули, зубры, медведи и барсы. Во¬ды края и омывающие его моря изобиловали рыбой. Человек бродил, собирая съедобные растения, корни, плоды и охотясь на животных. Следы пребывания этого древнейшего человека найдены не только на р. Псекупсе, но и по течению соседних речек Апчас, Марты, а также на р. Белой. С постепенным похолоданием климата, связанным с наступлением с севера ледника, жизнь человека изменялась. Охота па крупных животных становится одним из основных занятий человека. В качестве жилищ он использует пещеры, а там, где их не было, селится под скальными навесами, строит простые жилища, обтягивая их шкурами животных. Известно много пещерных стоянок. Это - Большая Воронцовская пещера, Хостинские, Навалишенская, Ацинская, Лхштырская.

Через горы к морю с легким рюкзаком. Маршрут 30 проходит через знаменитый Фишт – это один из самых грандиозных и значимых памятников природы России, самые близкие к Москве высокие горы. Туристы налегке проходят все ландшафтные и климатические зоны страны от предгорий до субтропиков, ночёвки в приютах.

В Кубани огромное количество самых разнообразных памятников. На сайте сайт представлены наиболее значимые и интересные памятники Кубани.

Городские объекты загружаются. Пожалуйста, подождите...

    0 м до центра города

    Как гласит миф Древней Греции, Прометея обрекли испытывать постоянные боли: к герою ежедневно подлетал орел и клевал его печень, которая, когда наступал новый рассвет, снова становилась прежней. Но данный рассказ не сходится с легендой местных жителей. Этот непокорный герой был под охраной бога Ахына, руководившего скотом и побережьем Черного моря. Данный бог жил на горе Ахун около Орлиных скал. Он тщательно следил, как исполняется наказание, но одну девушку с именем Агура это не оставило в стороне, и ежедневно тайком она стала приносить воду несчастному.

    0 м до центра города

    Этот памятник посвящен победе наших войск над турками во время войны 1828-1829 гг. 1912 год – год его установления, к 75-летию основания города Сочи и 300-летию царского дома Романовых. Инициатором его постройки был отставной адмирал Л.Ф. Долинский. Пушка из чугуна была сделана по образцу 1807 года. Якорь был с русского корвета, утонувшего рядом с мысом Вардане, когда произошел шторм. Он долго находился на морском побережье около села Якорная Щель, которое находится в Лазаревском районе.

    0 м до центра города

    Знаменитые советские комедии знает весь мир, их герои стали любимыми для многих поколений. А комедии Леонида Гайдая и вовсе стали классикой комедийного жанра. Известные Шурик и Лидочка из кинокомедии «Операция «Ы» стали символом современных студентов Краснодара - ведь именно им посвящен памятник у Кубанского технического университета, который, с момента своего открытия, стал одной из любимых достопримечательной города.

    0 м до центра города

    На набережной находится монумент-памятник «Неизвестному матросу». Его образ поражает своей силой и могущественностью. Этот памятник - символ стойкости, мужественности и отваги, благодаря которым он устоял и за которые город был удостоен звания города-героя. Фигура матроса, изображенного с автоматом на плече, также является неким символом безопасности, веры в защищенность от любых врагов. Его взгляд устремлен на Цемесскую бухту, он является неким защитником, следящим за тем, чтобы ни противник не смог атаковать город.

    0 м до центра города

    Памятник находится в центре г. Сочи на проспекте Курортном, на территории сквера. Этот памятник сделан в честь выдающегося советского писателя Н.А. Островского, начало его творчества происходило в Сочи. Разработкой проекта памятника занимались ленинградский архитектор В.Б. Бухаев со скульпторами: В.Э. Горевский и С.А. Кубасов. Его открытие состоялось в 1979 году. Островский Н.А. является знаменитым писателем Советского союза, он родился на Украине 29 сентября 1904 года в Волынской губернии. У него был нестандартный ум.

    0 м до центра города

    Название поселку дано в честь русского форта Лазаревского в 1839 году. Сам же форт был так назван, в честь русского немало известного адмирала Лазарева М.П. Он родился в 1788 году, а умер в 1851 году. Это был не только очень известный мореплаватель, а также почетный член географического общества. Кроме того он же являлся членом многих иностранных обществ. Им и его командой было совершено несколько кругосветных путешествий. Был он и одним из главных участником при открытии Антарктиды. Уметь командовать не каждому дано. Это не просто давать команды, нужно делать так, чтобы команда была единым целым, иначе не добиться поставленной цели.

    0 м до центра города

    Набережную Адлера украшает скульптура, которая называется «Повелительница морей». Она представляет собой фигуру молодой красивой женщины с решительным и волевым лицом, которая восседает на 2 морских конях. Общее настроение композиции – энергичное, устремленное на борьбу, покорение. Скульптура была перенесена из другой части города, где она являлась центром фонтана. Фигура символизирует победу человека над, казалось бы, неукротимой морской стихией. Бесстрашие, воля, стремление – вот те качества, благодаря которым возможно завоевание природы.

    0 м до центра города

    Памятник доктору Айболиту – это уникальное творение. Нечто подобное есть в только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей Анапы и туристов 23 июля 2011 года, и на его открытии присутствовал сам мэр. Автор бронзовой скульптуры – Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Во-первых, Айболит станет символов всех отдыхающих, которые приехали в Анапу в санатории, чтобы улучшить состояние здоровья. Во-вторых, это уникальное творение отлично вписалось в общий городской пейзаж и сразу же полюбилось туристами.

    0 м до центра города

    Невозможно оставить без внимания такой памятник, как «Бюст Одоевского и пушка». Он установлен был в 1954 году, в том месте, где когда-то были руины форта. Памятник поставлен в память об известном поэте-декабристе А. И. Одоевском. Работал над его созданием известный скульптор И. Я Гуслева. Выглядит скульптура следующим образом: на каменном монументе установлен бюст поэта. Снизу можно прочитать надпись «Из искры возгорится пламя». Одоевский – один из восставших декабристов. Когда происходило восстание на Сенатской площади, он был одним из участников и за это его отправили в Сибирь на тяжелые работы.

    0 м до центра города

    В парке «Чистяковская роща» находится памятник краснодарскому народу, пострадавшему от рук фашистских захватчиков. Гитлеровские войска вступили в город 9ого августа 1942 года, оборона города продолжалась долгие 12 дней, после чего советские войска покинули город. А фашисты начали постепенно истреблять мирных жителей: первыми были евреи, потом больные, а дети были закопаны живьем, в конце было подожжено здание гестапо.

    0 м до центра города

    Афганская война осталась в памяти всей нашей страны. В 1979 году исламские экстремисты начали войну против всего человечества, советские войска вступили на защиту не только своей земли, но и всего мира. 15 февраля 1989 года последний советский воин – генерал Громов, прославившийся на всю страну своими подвигами. В этот день закончилась целая эра в истории СССР и других стран, и бравые солдаты возвращались домой с чувством выполненного долга, но, к сожалению, не все могли вернуться на родину.

    0 м до центра города

    История Краснодара богата событиями и неразрывно связана с казачеством. Как дань уважения всем казакам в городе восстановлен обелиск, посвященный двухсотлетию Кубанского казачьего войска. Первое открытие памятника состоялось в конце XIX века, в годы советской власти он был уничтожен большевиками и заново восстановлен в 1999 году к 300-летию казачьего войска на Кубани.

    0 м до центра города

    Интересный памятник, мимо которого нельзя пройти во время прогулки по центру города, воссоздает сюжет одноименной картины И. Репина. Знаменитый художник в конце XIX века посетил Краснодар, тогда еще Екатеринодар, для поиска вдохновения для своей новой картины. В то время на Кубани проживало много казаков, бежавших сюда в результате гонений Екатерины II. И именно с них, героев крымской войны, художник сделал несколько зарисовок.

    0 м до центра города

    Краснодар может похвастаться необычными памятниками, среди которых есть памятник кошельку. Огромный кошелек лежит прямо на тротуаре у одного из деловых центров Краснодара и привлекает внимание всех прохожих. Открытие этого необычного памятника было приурочено в 215 юбилею Краснодара и стало одним из подарков властей города горожанам.

    0 м до центра города

    Величественная архитектурная постройка из колонн, лепного антаблемента и большой арки носит памятное назначение. Здесь на 16-ти мраморных плитах высечены имена 289 Героев Советского Союза, а также Героев Российской Федерации, которые родились на Кубанской земле. Арка была возведена в 60-е годы XX века по проекту знаменитого российского архитектора Р. Райлова. Место было выбрано неслучайно – это бывшая соборная площадь города, на которой стоял храм А. Невского.

    0 м до центра города

    Современная скульптура автора В. Пчелина изображает двух влюбленных собачек. По идее Валерия эти собаки встретились первый раз под зданием, находящимся на пересечении улиц Красная и Мира и отправились на прогулку по центральным улицам города. Герои памятника одеты совершено по-человечески – на ней элегантное платье с легкомысленным шарфиком и зонтиком, а на нем – статное пальто и шляпа.

Почти в каждом памятнике искусства есть двойное дно

Великий итальянский скульптор Микеланджело Буонаротти на вопрос, как создать гениальное творение, отвечал, что надо просто взять глыбу материала и отсечь от нее все лишнее. Практически в каждой из статуй есть загадка или тайная история, которую хочется раскрыть. Сегодня мы поможем вам сделать это на примере знаменитых памятников Краснодарского края, России и мира…

Чудеса Краснодара

Восстановленная императрица

Михаил Микешин, Борис Эдуардс, Александр Аполлонов, памятник Екатерине II, 1895 г., 2006 г.

Начнем с самой дорогой для кубанцев скульптуры. Памятник Екатерине Великой располагается в центральной части Екатерининского сквера, территория которого считается местом основания Краснодара. Это уже второй монумент, посвященный императрице. Первый возвели еще в 1907 году - в благодарность за подаренные казакам плодородные кубанские земли. Проект памятника был разработан знаменитым художником и скульптором Михаилом Микешиным в 1895 году - к празднованию Кубанским казачьим войском своего 200-летнего юбилея. Скоропостижная кончина не позволила Микешину завершить работу - ее продолжателем стал Борис Эдуардс. Однако в 1920 году скульптура была варварски разрушена большевиками. О том, что здесь когда-то стоял памятник императрице, забыли надолго. Лишь в 2000-х годах его решили восстановить по старым чертежам. Новый памятник - детище известного кубанского скульптора, члена Союза художников России Александра Аполлонова. Работа по восстановлению монумента длилась четыре года. Торжественное открытие памятника Екатерине II состоялось в 2006 году. Он сразу же стал символом кубанской столицы.

Казак… на коне или на лошади?

Александр Аполлонов, памятник «Казакам - основателям земли Кубанской», 2005 г.

7 апреля 2005 года, в один из самых почитаемых праздников Православной церкви - Благовещение, в краевом центре состоялось поистине историческое событие - торжественное открытие памятника кубанскому казачеству на площади перед зданием администрации Краснодарского края. В бронзовой фигуре воплощен собирательный образ казака-защитника, просветителя и первопроходца. Историческим прототипом стал войсковой судья Антон Головатый. Первоначально он был одет по образу запорожских казаков. Однако по распоряжению тогдашнего губернатора Александра Ткачева в окончательном варианте проекта использована форма казаков-черноморцев. Сам монумент представляет собой всадника на коне. Кстати, по поводу половой принадлежности животного разгорелись нешуточные страсти. Первоначально это была… лошадь. Но казачество возмутилось - ведь настоящий казак в те времена никогда не позволил бы себе скакать на кобыле. Поэтому скульптору пришлось приделать животному гендерное различие.

Богиня из троллейбуса

Иван Шмагун, Евгений Лашук, памятник «Аврора», 1967 г.

«Аврора» - несомненно, одна из главных достопримечательностей кубанской столицы, ее визитная карточка. Общая высота статуи, выполненной из кованого алюминия, составляет 14 метров, а вместе с постаментом - 16,8 метра. Установлена скульптура около одноименного городского кинотеатра в центре Краснодара. Она олицетворяет собой комсомольскую богиню-победительницу. Однако мало кто знает, что на самом деле «алюминиевую леди» зовут Таисия Гордиенко. Она - коренная краснодарка, родилась еще до Великой Отечественной войны. Богиней в буденновской шинели, с винтовкой за плечом и звездой в руке стала совершенно случайно. Как-то 20-летняя Тая спешила на свидание. Ехала в троллейбусе, и вдруг к ней подошли двое солидных мужчин. Они долго рассматривали девушку, переговаривались, а потом предложили стать моделью. Чтобы остановить преследование, Таисия пообещала мужчинам прийти в назначенный день. Скульптор Иван Шмагун и архитектор Евгений Лашук поверили, хотя ни имени, ни адреса девушки не знали. Слово Тая сдержала. Явилась - такая хрупкая и невысокая. Но именно в ней художники разглядели комсомольскую богиню: строптивый взгляд, широкие скулы, горделивый нос… Уже спустя восемь лет «Аврору» признали памятником искусства, а в 1981 году - архитектурным достоянием Краснодара.

Влюбленные собачки

Валерий Пчелин, скульптура «Влюбленные собаки», 2007 г.

Десять лет назад во время празднования Дня города Краснодар получил своеобразный подарок - памятник влюбленным собакам. В своей скульптуре автор Валерий Пчелин запечатлел двух братьев наших меньших, которые встретились на первом свидании под зданием с часами, на углу улиц Мира и Красной, и пошли гулять, взявшись за лапки. Вдохновило скульптора стихотворение Владимира Маяковского «Краснодар», написанное в столице Кубани, в котором город именуется не иначе как «собачкина столица». По мнению автора композиции, теперь молодой человек, ждущий опаздывающую девушку, не почувствует себя одиноким. Когда смотришь на эту скульптурную группу, сразу улучшается настроение и хочется улыбнуться. Кроме того, многие краснодарцы верят, что если потереть собакам лапки, загаданное желание сбудется…

Чудеса Кубани

Источник жизни

Гурген Наджарян, мемориальный комплекс «Долина смерти», 1974 г.

Мемориальный комплекс «Долина смерти» находится в поселке Мысхако города-героя Новороссийска. Он включает в себя несколько памятников, а также платан, лично высаженный генсеком ЦК КПСС Леонидом Брежневым 6 сентября 1974 года. Мемориал переносит нас в 1943 год, напоминая о героической обороне советскими воинами маленького плацдарма площадью 30 кв. километров, названного Малой Землей. 7 месяцев фашистские самолеты и пушки обстреливали этот небольшой кусок суши, на котором не осталось ни метра площади, куда бы не упал снаряд или бомба. Перед въездом в мемориальный комплекс стоит стела, надпись на которой гласит: «По этой долине осуществлялось обеспечение левого фланга войск Малой Земли боеприпасами, продовольствием и всем необходимым для жизни, ведения боя. Здесь находился единственный источник питьевой воды...» Этим источником был колодец в Мысхако, расположенный в неглубокой долине около Колдун-горы. Сейчас к нему ведут крупные каменные ступеньки. Во время войны бойцы называли его не иначе как «источник жизни в Долине смерти».

Добрый доктор

Василий Поляков, скульптура «Доктор Айболит», 2011 г.

Памятник доктору Айболиту в Анапе - это уникальное творение. Нечто подобное есть только в Вильнюсе. Такой подарок был сделан для жителей и гостей курорта 6 лет назад. Автор скульптуры Василий Поляков не зря выбрал для своей работы именно этого персонажа Корнея Чуковского. Доктор стал символом здоровья, за которым, собственно, и приезжают отдыхающие в Анапу. «Самого доброго врача» можно встретить в Центральном парке сидящим под деревом в окружении своих любимых пациентов - различных зверьков, также отлитых из бронзы. Несмотря на юный возраст композиции, с ней уже связана парочка городских легенд. К примеру, чтобы избавиться от всех недугов, необходимо потереть медицинский крест на самом Айболите. А если погладить по голове белочку, пройдут проблемы с суставами…

Чудеса России

Великая страна

Михаил Микешин, Иван Шредер, Виктор Гартман, монумент «Тысячелетие России», 1862 г.

Памятник, расположенный в Великом Новгороде, был возведен здесь в честь тысячелетия призвания варягов на территорию Руси. Этот монумент являет собой всю историю России вместе с ее многочисленными славными полководцами, государственными деятелями и представителями мира культуры. Многие патриотически настроенные россияне считают, что «Тысячелетие России» отражает в себе дух нашей великой страны. Сам памятник представляет собой шар-державу, который установлен на особом постаменте в виде колокола. Каждая часть этого тематического монумента символизирует отдельные периоды истории России, а весь он излучает гордость за страну и символизирует ее величие. Во время Великой Отечественной войны немецкий генерал фон Герцог приказал разобрать памятник и вывезти его в Германию. Зимой 1943-1944 гг. начались работы по его демонтажу, однако довести задуманное до логического завершения оккупантам так и не удалось. 20 января 1944 года Новгород был освобожден советскими войсками. После этого начались работы по восстановлению скульптуры в прежнем ее виде. Уже ко 2 ноября 1944 года состоялось второе торжественное открытие композиции «Тысячелетие России».

Мистический Медный всадник

Этьен Фальконе, памятник Петру I, 1768-1770 гг.

Медный всадник - памятник, окруженный таинственными историями. Одна из легенд, связанных с ним, гласит, что во время Отечественной войны 1812 года Александр I

приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства, в том числе памятник Петру I. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и рассказал, что его преследует один и тот же сон. Батурин видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со своей скалы и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I.

Всадник въезжает во двор Каменноостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел Россию? - говорит ему Петр Великий. - Но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкий галоп». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил решение об эвакуации памятника. Он остался на месте!

Колокол, который никогда

не звонил

Иван и Михаил Моторины, монумент «Царь-колокол», 1735 г.

Это настоящий памятник русского литейного искусства XVIII века. Высота с перемычкой составляет 6,24 м, диаметр - 6,6 м; масса - 202 тонны. Установлен в Московском Кремле возле колокольни «Иван Великий». Царь-колокол появился на свет с легкой руки императрицы Анны Иоанновны. Возможно, в этот памятник императрица пожелала уместить все свои амбиции, так как при объявлении желаемого размера иностранные мастера подумали, что императрица «изволила пошутить». Желание царственной особы восприняла всерьез только семья скульпторов Моториных. Отец с сыном натерпелись много неудач с созданием колокола, так как одно только утверждение проекта заняло целых три года. Первая отливка завершилась полным крахом, которого не выдержал старший Моторин. Его сын все-таки довел дело до конца, и теперь «Царь-колокол» гордо возвышается над брусчаткой Красной площади. Несмотря на огромное количество затраченных усилий, голоса колокола так никогда и не услышали…

Чудеса мира

Рогатый Моисей

Микеланджело Буонаротти, «Моисей», 1513-1515 гг.

В своей знаменитой скульптуре Микеланджело изобразил Моисея с рогами. Многие историки искусства объясняют это неправильным толкованием Библии. В Книге Исхода говорится, что, когда Моисей спустился с горы Синай со скрижалями, иудеям было трудно смотреть в его лицо. В этом месте в Библии употреблено слово, которое с иврита можно перевести и как «лучи», и как «рога». Однако по контексту однозначно можно сказать, что речь идет именно о лучах света - лицо Моисея сияло, а не было рогато…

Цветная Античность

Античная статуя «Август из Прима-Порта».

Долгое время считалось, что древнегреческие и древнеримские скульптуры из белого мрамора были изначально бесцветными. Однако недавние исследования ученых подтвердили гипотезу, что статуи раскрашивались в широкую гамму цветов, которые со временем исчезли под длительным воздействием света и воздуха.

Страдания Русалочки

Эдвард Эриксен, «Русалочка», 1913 г.

Статуя Русалочки в Копенгагене - одна из самых многострадальных в мире: именно ее больше всего любят портить вандалы. История существования скульптуры очень бурная. Ее ломали и распиливали на множество кусков. И сейчас можно обнаружить едва заметные «шрамы» на шее, которые появились от необходимости менять голову статуи. Русалочка была обезглавлена дважды: в 1964 и 1998 годах. В 1984 году ей отпилили правую руку, а в 2006-м горемыку забрызгали зеленой краской. И совсем недавно неизвестные активисты, возмущенные массовым забоем китов на Фарерских островах, облили Русалочку красной краской, а также оставили послание: «Дания, защити китов Фарерских островов!»

«Поцелуй» без поцелуя

Огюст Роден, «Поцелуй», 1882 г.

Известная статуя Родена «Поцелуй» изначально носила название «Франческа да Римини» - в честь изображенной на ней знатной итальянской дамы XIII века, чье имя обессмертила «Божественная комедия» Данте. Женщина полюбила Паоло - младшего брата своего мужа Джованни Малатеста. Когда они читали историю Ланселота и Гвиневры, их обнаружил, а затем убил муж. На скульптуре можно видеть, как Паоло держит в руке книгу. На самом деле любовники не касаются друг друга губами, как бы намекая на то, что они были убиты, не совершив греха. Переименование статуи в более отвлеченное - «Поцелуй» (Le Baiser) - было сделано критиками, впервые увидевшими ее в 1887 году.

Секрет мраморной вуали

Рафаэль Монти, «Мраморная вуаль», середина XIX в.

Когда смотришь на статуи, покрытые полупрозрачной мраморной вуалью, поневоле задумываешься о том, как такое вообще возможно сделать из камня. Все дело в особой структуре материала, использовавшегося для этих целей. Глыба, которой предстояло стать изваянием, должна была иметь два слоя - один прозрачный, другой более плотный. Такие природные камни сложно найти, но они есть. У мастера был сюжет в голове, он знал, какой именно мрамор ищет. Работал с ним специальным образом. В итоге остатки прозрачной части «просвечивали», что и давало эффект вуали.

Потерянные руки Венеры

«Венера Милосская», примерно 130-100 гг. до н. э.

Фигура Венеры занимает почетное место в парижском Лувре. Некий греческий крестьянин нашел ее в 1820 году на острове Милос. На момент обнаружения она была разломана на два больших фрагмента. В левой руке богиня держала яблоко, а правой придерживала падающее одеяние. Осознав историческую значимость этой древней скульптуры, офицеры французского военного флота распорядились увезти мраморное изваяние с острова. Когда Венеру тащили по скалам к ожидающему кораблю, обе руки откололись. Усталые матросы наотрез отказались вернуться и поискать оставшиеся части.

Совершенное

несовершенство

«Ника Самофракийская», II в. до н. э.

Статую Ники нашел на острове Самофракия в 1863 году Шарль Шампуазо, французский консул и археолог. Высеченная из золотистого парийского мрамора скульптура на острове венчала алтарь морских божеств. Исследователи считают, что неизвестный автор создал Нику во II веке до нашей эры в знак греческих морских побед. Руки и голова богини безвозвратно утрачены. Предполагают, что правая рука, поднятая вверх, держала кубок, венок или горн. Неоднократно предпринимались попытки восстановить изначальное положение рук. Однако все они портили шедевр. Эти неудачи заставляют признать: Ника прекрасна именно такой - совершенна в своем несовершенстве…

Кубань входит в число тех регионов России, где в годы Великой Отечественной войны шли наиболее ожесточенные бои. В военной истории нашего края огромное количество трагических и в то же время славных страниц, связанных с подвигами защитников Отечества. И очень отрадно, что они достойно увековечены в металле и камне. По данным управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края, у нас насчитывается почти полторы тысячи памятников военной истории, которые внесены в соответствующий государственный реестр и охраняются законом. В их числе братские могилы и одиночные захоронения, мемориальные комплексы и обелиски. А ведь есть еще значительное количество небольших памятных знаков местного значения, которые не входят в госреестр и не считаются объектами культурного наследия, но тоже помогают сохранять память.

Памятники войны в нашем крае создавались на протяжении нескольких десятилетий, но, возможно, самое значительное их количество было открыто к тридцатилетию Победы. Например, в 1975-м был торжественно открыт мемориал воинам-освободителям Краснодара, изображающий вооруженного солдата, наступающего на знамя Третьего Рейха. Многие памятники, по сути, создавались поэтапно на протяжении нескольких лет. Например, не в один момент свой нынешний облик приобрел знаменитый мемориальный комплекс «Сопка Героев» в Крымском районе. Часть памятников Победы появились на месте скромных знаков и обелисков, которые были установлены сразу после войны. В то же время кое-где в нашем крае практически в неизменном виде сохранились изваяния, установленные еще в сороковые годы.

Конечно же, и масштабные монументы, и небольшие обелиски одинаково важны. Все они нужны для того, чтобы мы не забывали о войне и павших защитниках Отечества. Но, как сама память не может сохраняться по «инерции» и требует освежения, так и изваяния нуждаются в регулярном уходе и поддержании. В этой работе есть свои нюансы.

– Подавляющее большинство наших памятников войны имеют статус регионального значения, – говорит ведущий консультант отдела памятников архитектуры управления государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края Вера Федюн.

– По закону бремя их содержания возложено на собственников, которыми являются сельские поселения и городские округа. Вместе с тем нужно отметить, что состояние таких объектов в нашем крае поддерживается совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления и общественников. Работы финансируются за счет краевого и муниципального бюджетов, средств спонсоров и шефствующих организаций.

За последнее время многие памятники военной истории были приведены в порядок благодаря долгосрочной краевой целевой программе «Кубань и великие победы России». Например, в прошлом году завершился ремонт воинского мемориала в хуторе Бейсужек Выселковского района. Примерно тогда же проведен ремонт памятника на братской могиле в станице Восточной Усть-Лабинского района, на который была выделена субсидия в сто тысяч. В прошлом году в рамках этой же программы 600 тысяч рублей было выделено для обновления четырех памятников в Мостовском районе, еще 270 тысяч пошло на ремонт монумента на братской могиле в хуторе Беликов Славянского района.

Одно из непременных условий для получения таких субсидий – наличие у органа местного самоуправления прав собственности на памятник. Но, к сожалению, еще далеко не везде в крае они подобающе оформлены, из-за чего возникают проблемы. Например, по этой причине не были освоены почти три миллиона рублей, изначально предусмотренные на ремонт памятника в Нижнебаканском сельском поселении Крымского района. Этотобъект попросту исключили из программы «Кубань и великие победы России». Та же судьба постигла и один памятник в Ленинградском районе, на обновление которого планировалось направить 250 тысяч рублей. Само собой, такие последствия заставляют вести «наступление» на проблему бесхозности по всем фронтам. Часто дело даже доходит до судебных исков прокуратуры к местным властям – эта крайняя мера применяется к самым нерасторопным.

К слову, о проблемах. Еще совсем недавно остро стоял вопрос с установкой информационных табличек, которые по закону должны быть на всех объектах культурного наследия. Пару лет назад только к Белореченскому району в этом плане не было претензий. За последний год большинство муниципалитетов подтянулись, хотя аутсайдеры еще остались. Например, Краснодар сейчас только лишь согласовывает тексты информационных надписей с краевым управлением государственной охраны объектов культурного наследия.

Само собой, ремонт и реконструкция памятников продолжится, тем более что не за горами 70-летие Победы. Необходимость проведения соответствующих работ к юбилейной дате четко обозначена в концепции программы «Кубань и великие победы России» на 2013– 2016 годы. По информации управления в настоящее время запланирован ремонт нескольких объектов в Кущевском, Крыловском, Белоглинском и Славянском районах, самым известным из которых является памятник казакам 4-го гвардейского Кавалерийского казачьего корпуса в Кущевской. Кроме того, недавно губернатор Кубани Александр Ткачев объявил, что масштабная реконструкция ждет мемориал «Сопка Героев».

– Если подходить к оценке состояния памятников в соответствии с современными требованиями и критериями, то в капитальном ремонте нуждаются многие их них, – говорит Вера Федюн. – Он уже проведен на мемориальных комплексах практически во всех краевых центрах. В ухоженном состоянии находятся памятники в небольших населенных пунктах, но их капитальные ремонты не проводились. Проблемными являются памятники, расположенные на удаленных территориях например, на горе Лысая в Крымском районе.

Так или иначе, местные власти несут полную ответственность за содержание памятников, тем более что не всегда для их поддержания в достойном состоянии нужны большие деньги. Подчас многое зависит от наличия желания и инициативы, но, очевидно, что с этим случаются «перебои». Например, такой вывод следует из прошлогоднего постановления ЗСК, принятого по итогам выездных проверок. В нем было отмечено, что в ряде населенных пунктов недостаточно внимания уделяется вопросам благоустройства, озеленения территорий, проведения текущего ремонта и поддержания санитарного порядка объектов военной истории. К слову, особый акцент также был сделан на уже упомянутую проблему бесхозности. Но в то же время в постановлении было отмечено, что по сравнению с началом проведения таких проверок в 2010 году есть положительная динамика в работе многих органов местного самоуправления. В положительную сторону были отмечены Белоглинский, Белореченский, Брюховецкий, Динской, Кореновский, Крыловский, Крымский, Тимашевский и Туапсинский районы.

Как бы там ни было, самое главное, что запущенных памятников войны на Кубани сегодня нет. В таком мнении сходятся все специалисты.

– Я без малого тридцать лет занимаюсь памятниками и могу сравнивать, – говорит консультант краевого совета Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Людмила Селиванова. – В 90-е годы в этой сфере был провал, но теперь мы возвращаемся к тем ценностям, которые на какое-то время были утрачены. Пожалуй, сейчас все стало так же хорошо, как было когда-то. Я это вижу, в том числе, сравнивая старые и новые фотографии из нашей картотеки. Очень радует, что возобновляется шефство и активно привлекается молодежь. Дети, которые сделали уборку вокруг памятника, уже вандалами не будут.

Но как еще можно увековечить память о Победе, подвиге защитников Отечества и нужно ли вообще создавать что-то новое и масштабное? Например, по мнению Людмилы Селивановой, сейчас лучше сосредоточиться на сохранении и популяризации того, что есть. В то же время она считает, что нечто новое может понадобиться по мере раскрытия неизвестных страниц войны, которых еще немало. Но, в любом случае, небольшие памятники, то и дело появляются в разных уголках края благодаря стараниям неравнодушных людей. Например, в День Победы сотрудники отряда специального назначения «Акула» УФСИН России по Краснодарскому краю вместе с единомышленниками установили небольшой обелиск у подножья горы Пшау в Северском районе. Он посвящен бойцам Красной армии, сражавшимся в ожесточенных боях за освобождение Кубани.

Благо, что создание дорогих монументов – это далеко не единственный способ увековечения памяти о событиях Великой Отечественной войны. В своеобразный памятник можно легко превратить и целый город, если присвоить ему соответствующее звание. На Кубани есть город-герой Новороссийск и город-госпиталь Сочи. Туапсе и Анапа – города воинской славы, а сейчас многие люди ратуют за то, чтобы такое же почетное звание получил и Краснодар. Хочется верить, что так и будет.

Человеческая память – довольно странная и тонкая вещь. Хорошо известно, что мы отлично запоминаем все приятное, но подчас напрочь забываем о тяжелых событиях. Но вот люди, пережившие Великую Отечественную войну, ее не забыли, хотя, возможно, и хотели бы. Мы, в отличие от них, такую возможность имеем, но не имеем на это права. Как ни крути, через какое-то время о войне будут напоминать только учебники истории да памятники, а потому забота о них является задачей особой важности.

Краснодар – крупный город, административный и культурный центр Краснодарского края. История и знаменательные события города отражены в памятниках. Символом Краснодара считается памятник Екатерине Второй. В честь покровительницы города, великомученицы Екатерины, стоит монумент на центральной улице. К историческим скульптурам принято относить памятник Суворову, кубанскому казачеству, Лавру Корнилову. В городе появляются новые и оригинальные композиции. Среди них «Собачкина столица», “Гость”, памятник кошельку.

Памятник Екатерине Второй

Относится к категории восстановленных монументов. Первоначальный памятник был открыт в 1907 году, но спустя тринадцать лет его разрушили большевики. Автор – Михаил Микешин. В 2006 году в Краснодаре появился новый памятник императрице, восстановленный со стопроцентной точностью (автор – Александр Аполлонов). Бронзовая Екатерина высотой 13,8 метров стоит на постаменте. В руках у нее скипетр и держава. В центре постамента – Жалованная грамота с текстом от 30 июня 1872 года. У ног императрицы стоит три первых атамана города и князь Потемкин-Таврический.

Памятник святой великомученице Екатерине

Монумент посвящен покровительнице города, Святой Екатерине. Был установлен в 2009 году. Восьмиметровая статуя Святой стоит на ротонде в виде колокола. Ротонда украшена фигурами ангелочков, в нее может войти любой желающий и почувствовать себя под покровительством. Памятник стоит на главной аллее города, освящен Митрополитом Исидором. Рядом с монументом разбиты фонтаны. Комплекс оборудован ночной подсветкой.

Памятник А. В. Суворову

Монумент, посвященный великому полководцу, был открыт в 2004 году. Событие приурочили к 275-летию Александра Васильевича. В конкурсе победил проект Алана Корнаева. Суворов сделал многое для присоединения Кубани к России и наведения порядка в этом регионе. В благодарность краснодарцы решили возвести ему памятник. Монумент представляет собой бронзового Суворова, стоящего на высоком постаменте.

Памятник кубанскому казачеству

Монумент был торжественно открыт в 2005 году, он расположен около здания Администрации Краснодарского края. Автор композиции – скульптор А. Аполлонов. Казак-первопроходец сидит верхом на боевом коне. Он одет в духе казаков-запорожцев 18 века. Скульптура находится на постаменте. Высота самой статуи – чуть более четырех метров. Высота памятника вместе с постаментом – 7,2 метра.

Монумент Аврора

Памятник Авроре был открыт в 1967 году. Авторы монумента – скульптор И. Шмагун и архитектор Е. Лашук. Скульптура сделана из кованого алюминия, ее высота – 14 метров, вместе с постаментом высота составляет чуть менее 17 метров. Советская Аврора – это комсомолка, она держит в руках высоко поднятую звезду. Считается символом веры в счастливое будущее страны.

Памятник И. Е. Репину

Бюст великому живописцу – Илье Репину был открыт в 1993 году. Автором проекта стала скульптор Ольга Яковлева. Илья Ефимович сыграл большую роль в жизни города, здесь он создавал эскизы и зарисовки к картине «Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану». Бюст выполнен по пояс и стоит на постаменте. В руках художник держит краски, а за его плечом – рама для картины.

Памятник А. С. Пушкину

Памятник русскому поэту был открыт в 1999 году, в честь 200-летия Александра Сергеевича. Авторы проекта – скульптор В. А. Жданов и архитектор В. И. Карпычев. Фигура Пушкина отлита из бронзы. Александр Сергеевич, одетый во фрак стоит на высоком постаменте. Руки Пушкина сомкнуты на груди, мечтательный взгляд устремлен вдаль. Памятник расположен на Пушкинской площади – излюбленном месте молодежи.

Памятник Г. Ф. Пономаренко

В сентябре 2002 года состоялось торжественное открытие памятника, посвященного композитору Григорию Федоровичу Пономаренко. Авторами композиции стали – скульптор О. Яковлева и архитектор Ю. Субботин. Композитор писал народную музыку, песни на которую пели Людмила Зыкина, Вероника Журавлева. Он 24 года жизни отдал Краснодару. Памятник представляет собой Григория Федоровича, который сидит на камне. Одной рукой композитор опирается на свой любимый инструмент.

Памятник Г. М. Седину

Бюст Глебу Митрофановичу Седину был установлен в 1981 году, на высоком постаменте. Скульптура создана Н. А. Бугаевым. Сегодня памятник располагается рядом со станкостроительным заводом имени Седина, на котором он некогда работал. Глеб Митрофанович был ярым большевиком и боролся за права рабочих завода и всего города. Был убит руководством белогвардейцев в 1918 году, во времена установления Советской власти.

Памятник Кларе Лучко

Скульптура была открыта в 2008 году. Авторы – скульпторы из Москвы Д. Успенская и В. Шанов. Клара Лучко – актриса, сыгравшая казачку в фильме «Кубанские казаки». Лучко любила Краснодар, называя его своей второй родиной. Высота памятника – 3,5 метров, он стоит на постаменте. Монумент стал негласным символом женской красоты и счастья. После ЗАГСа молодожены зачастую подъезжают к памятнику, возлагая к нему цветы.

Памятник А. Покрышкину

В 2013 году на территории авиационного училища был открыт памятник Александру Покрышкину. Военный летчик-испытатель совершил более 650 боевых вылетов, выработал новые тактические приемы (кубанская этажерка и скоростные качели). Он уничтожил 59 вражеских военных самолетов. Фигура великого летчика выполнена в полный рост, стоит на высоком постаменте. Александр Покрышкин в военной летной форме гордо смотрит вперед, руки упираются в бока.

Памятник Е. Д. Бершанской

Монумент был торжественно открыт в 1988 году. Расположен рядом с краснодарским аэропортом. Он посвящен советским летчицам, воевавшим в годы Великой Отечественной войны. Евдокия Давыдовна Бершанская была командиром Таманского авиаполка. Фашисты прозвали полк Бершанской – ночными ведьмами. Бронзовая фигура летчицы стоит на невысоком постаменте.

Памятник генералу Лавру Корнилову

Памятник генералу Корнилову был открыт 13 апреля 2013 года, в годовщину гибели военачальника. Корнилов умер на Кубани в 1918 году. Авторы памятника – А. Корнаев и В. Пчелин. Монумент стоит рядом с небольшим домиком, в котором генерал доживал последние дни. Трехметровая фигура выполнена из бронзы. Генерал одет в офицерскую форму белой армии, на его плечи накинута шинель.

Монумент посвящен воинам, которые освобождали Краснодар и Кубань от фашистских захватчиков. Его открыли в 1965 году. Авторы – скульптор И. П. Шмагун и архитектор Е. Г. Лашук. На высоком постаменте стоит фигура солдата, освободителя города. Статуя выполнена из бетона, ее поверхность отчеканена. В руках воин держит оружие. По бокам памятника – две стелы, на одной изображен бой за город, на другой – встреча жителей с вернувшимися солдатами.

Памятник «Сынам Кубани, павшим в Афганистане»

Памятник был открыт в 1998 году. Авторы – скульптор А. Аполлонов и архитектор С. Галкин. Он посвящен молодым людям Кубани, погибшим в войне в Афганистане. За 10 лет Кубань отдала 263 человеческих жизни. На высокой стеле висит фигура погибшего солдата, а над ним фигура ангела. Основа монумента – символ черного тюльпана (так прозвали самолет, на котором везли домой тела погибших солдат).

Запорожцы пишут письмо турецкому султану

Скульптурная композиция воплощает одноименную картину Ильи Репина. Художник делал наброски, будучи на Кубани. Автор проекта – Валерий Пчелин. Памятник отлит из бронзы, в виде натуральной картины и обрамлен рамкой. На центральной части верхней перекладины расположен свиток с письмом от автора, на нем высечены основные даты данного исторического события.

Памятник Остапу Бендеру

Главный герой романа «12 стульев» любим в России и увековечен во многих городах. Краснодар не стал исключением. Фигура Остапа выполнена в натуральную величину, стоит на террасе кафе «Золотой теленок». У бронзового Бендера нос ярко желтого цвета. По примете, если потереть кончик носа, то человек разбогатеет. За плечом Остапа висит табличка: «Потри ему нос – будет бабос».

Памятник Собачкина столица

В 2006 году в городе была открыта небольшая и необычная скульптурная композиция. Автор – Валерий Пчелин. Маяковский прозвал Краснодар «Собачкиной столицей». Автор воплотил в скульптуру строки поэта. На главной улице города на задних лапах стоит парочка собак, одетых по последнему писку моды прошлого века. Пес несет в руках цилиндр, а его «подруга» – зонт. Народная примета гласит, что если потереть нос, то посетит удача в любви. А если лапку, то любое путешествие будет успешным.

Скульптура Пират

Это забавная композиция, выполненная в городском стиле. Располагается в городском парке. Пират изображен не в привычной, а в комедийной форме. У него большой нос картошкой, обвисшие усы и неаккуратная борода. Вместо ноги – деревяшка, также нет второй руки, вместо нее тоже крюк, на котором висит лампа. Рядом с пиратом стоит обветшалый сундук.

Памятник Гость

Городская скульптура, посвященная гостям города, была открыта в 2012 году. Авторы – скульптор Владимир Золотухин и его супруга Серафима. Композиция стоит рядом с автовокзалом. Молодой человек двадцати пяти лет сидит на чемодане и осматривает окрестности. В руках держит кубанское яблоко. Согласно примете, чтобы привлечь удачу на долгое время, желающим нужно потереть носок левого ботинка.

Памятник кошельку

Скульптура представляет собой точную копию «Кошелька» из Мельбурна. Был открыт в 2008 году. Иностранный аналог старше на 14 лет. Большой и набитый кошелек установили в одном из деловых центров города. Он выполнен из гранитной крошки, а застежка – из нержавеющей стали. Длина – два метра, ширина – один метр. Среди горожан распространена примета, если потереть о памятник свой бумажник, то он будет постоянно набит деньгами.