Рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе: интерпретации и особенности проведения занятий. Конспект занятия по рисованию "мы летим в космос"

Программные задачи:

Уточнить знания детей о космосе: планетах Солнечной системы, современные летательные аппараты, первом космонавте.

Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом.

Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль,

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Бутурлиновский детский сад № 10

Воспитатель Панченко Людмила Ивановна

Апрель 2016 г.

Занятие по рисованию: "Загадочный мир космоса"(старшая группа)

Программные задачи:

Уточнить знания детей о космосе: планетах Солнечной системы, современные летательные аппараты, первом космонавте.

Продолжать учить создавать многоплановую сюжетную композицию, рисовать сначала простым карандашом с последующим раскрашиванием красками, выделять главное размером и цветом.

Развивать фантазию, воображение детей. Развивать мелкую моторику.

Активизировать словарь детей: космонавты, космический корабль,

Оборудование: иллюстрации о космосе, простой карандаш, акварельные краски.

Музыкальный ряд: музыкальная композиция "Space".

Ход занятия:

В группе звучит космическая музыка. Воспитатель предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие).

Почему вы так думаете?

Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос.

Рассказ воспитателя: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.

Давайте и мы с вами вспомним сейчас все то, что мы знаем о космосе.

Вопросы к детям: Что такое космос? Что находится в космическом пространстве? Почему Земля - самая необычная планета? Как начинали исследовать космос? Кто был первым космонавтом? С помощью какого летательного аппарата исследовали поверхность Луны? Откуда стартуют космические корабли? Как одеты космонавты?

Воспитатель : Вот мы с вами немного попутешествовали, а сейчас я предлагаю вам зарисовать ваше путешествие. Тема рисования у всех одинаковая: «Загадочный мир космоса».

Дети приступают к выполнению работ.

По окончании работы дети устраивают выставку и рассказывают о своих путешествиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №29 «Солныш...

Вызвать у детей эмоциональное, радостное отношение к природе средствами художественного слова, произведений живописи, музыки....

Окружающий мир для дошкольников является средством познания и источником художественных образов, которые они с удовольствием воплощают на бумаге в процессе рисования. В старшей и подготовительной группе воспитанники детского сада знакомятся с неизведанным миром Вселенной. Он привлекает детское внимание, заставляет размышлять и фантазировать. Как результат ребята создают замечательные композиции на тему «Космос».

Особенности рисования по данной теме в старшем дошкольном возрасте

Чтобы осознать огромный неизведанный мир космоса, нужно максимально задействовать воображение. Дошкольники же с легкостью справляются с этой задачей - могут представить себя на борту космического корабля, пролетающего мимо неизвестных планет, или спасающими пришельца из черной дыры.

Космос - одна из тем, очень хорошо развивающих детскую фантазию. Акцент в таких рисунках ставится на три основных направления. Прежде всего, это создание космического пейзажа с множеством звезд, красивыми, не похожими друг на друга планетами, кометами, астероидами и пр. В некоторых работах дошкольников может четко выделяться передний план - детально прорисовывается ландшафт планеты или другого космического тела (например, Луны - спутника Земли).

Другое направление рисунков на данную тему - это изображение техники, предназначенной для освоения космоса: ракеты, спутники, космические корабли. Старшие дошкольники создают вполне реалистичные образы, уделяя внимание деталям. Наряду с такими аппаратами ребята очень любят рисовать средства передвижения вымышленных пришельцев, так называемые летающие тарелки.

И еще одна часть работы по созданию космических композиций - это изображение космонавтов в своем профессиональном снаряжении и фантастических антропоморфных существ - пришельцев. Последние могут выглядеть в детском представлении совершенно по-разному, быть милыми или же нарочито безобразными, иметь свой характер - добрый или агрессивный.

Воспитатель на занятии по рисованию космоса не дает старшим дошкольникам готовых шаблонов. Так, для создания космического пейзажа ребятам будет достаточно иметь перед глазами плакат с изображением Солнечной системы, чтобы иметь представление, как выглядят различные планеты.

Плакат для дошкольников

Рисование ракеты обычно не представляет для детей сложности - педагог лишь уточняет с ребятами ее составные элементы. Кроме того, рисованию обычно предшествует аппликация на данную тему.

Что касается создания образа космонавта, то изображение человека всегда сложная задача. Однако в данном случае работа упрощается наличием объемного скафандра, поэтому детальная передача черт лица или пропорций частей тела уже не будет столько актуальной.

Рисование инопланетян - исключительно творческий процесс, когда дети самостоятельно ищут способы создания фантастического образа. Однако воспитатель может предоставить дошкольникам картинку с различными видами этих существ (например, на основе мультфильма).

Плакат для дошкольников

В старшей и подготовительной группе важное значение имеет заключительная часть занятия - анализ готовых работ. Например, если ребята рисовали инопланетянина, то педагог организовывает обсуждение по поводу выразительности созданных образов. Дети рассказывают, какие цвета они использовали в работе, что лучше всего получилось изобразить. Кроме того, каждый ребенок может придумать имя своему пришельцу и рассказать о его характере, а также о планете, с которой он прилетел.

Наиболее уместные материалы и основа для работы

Рисование на космическую тему предполагает использование определенной основы. Если это будет рисунок красками, то лист бумаги, как правило, тонируется в темный цвет - черный, коричневый, темно-синий, темно-фиолетовый. Хотя отдельные рисунки замечательно смотрятся и на голубой основе. Также эффектно смотрится градиентный фон с красивыми цветовыми переходами.

Основа для рисования космического пейзажа

Форма основы может быть не только стандартной (формата А4). Интересное решение - предложить ребятам большие круги бумаги серого цвета (Луна), на которых они изобразят лунный ландшафт либо вымышленных обитателей этого космического объекта.

Основа рисунка - круг, вмещающийся в формат А4

Что касается краски, то гуашь в данном случае будет предпочтительнее акварели, так как позволяет создать яркие и насыщенные образы.

Космические композиции также создаются старшими дошкольниками цветными карандашами или восковыми мелками. Фон при этом закрашивается в процессе работы, и, в отличие от рисунка красками, он не бывает слишком темным.

Всегда необычно смотрится сочетание материалов. Например, на акварельном рисункЗае контур белой ракеты прорисовывается ярким фломастером.

За счет использования фломастера акварельный образ становится более ярким и контрастным

Поскольку при рисовании на тему «Космос» часто задействуются нетрадиционные техники, то воспитатель предоставляет детям соответствующие принадлежности - поролоновые губки, зубные щетки, ватные палочки, зубочистки для процарапывания рисунка, клей. Можно использовать даже такой неожиданный материал, как мыльные пузыри или пену для бритья.

На изобразительном занятии по данной тематике ребятам также можно предложить трафареты с изображением, например, кометы, инопланетянина, космического корабля. При этом можно затонировать основу красивыми цветовыми переходами, а изображения трафаретных объектов сделать однотонными и контрастными.

Материалы для рисования

Техники и приемы изображения, используемые при рисовании на космическую тему

Создавая композиции на космическую тему, старшие дошкольники отрабатывают все освоенные ранее приемы рисования красками и карандашами. Совершенствуется техника работы с кистью (кончиком и всем ворсом). Дети регулируют силу нажима на карандаш, упражняются в закрашивании силуэта ритмичными однонаправленными движениями. Педагог следит, правильно ли воспитанники держат инструмент, делает замечания по мере необходимости (это актуально даже в подготовительной группе).

В старшей, а тем более в подготовительной группе ребята уже хорошо умеют смешивать краски, добиваясь интересных оттенков. Этот навык пригодится им при рисовании космических пейзажей.

Такая необычная и таинственная тема, как «Космос», открывает большой простор для раскрытия творческой фантазии дошкольников. В этом плане большие возможности предоставляют нетрадиционные техники изображения. Так, например, бескрайние просторы космоса, изображенные акварелью, можно эффектно дополнить с помощью набрызга зубной щеткой - таким способом мы изобразим многочисленные далекие звезды, мелкие астероиды и космическую пыль.

Рисунок с использованием нетрадиционной техники набрызга

Для создания образа загадочной Вселенной идеально подходит техника граттаж - процарапывание силуэтов на темном фоне. Предварительно основа закрашивается разноцветными восковыми мелками и покрывается густым слоем черной гуаши (дошкольники вполне могут сделать это самостоятельно накануне занятия.

Техника граттаж

Самое интересное - это непосредственно процесс процарапывания рисунка. В результате такой работы получается оригинальное изображение.

Рисунок в технике граттаж

Причудливые образы инопланетян хорошо получаются с помощью кляксографии - выдувание краски через коктейльную трубочку с последующим дополнением деталями.

Кляксография

Нарисовать лунный ландшафт с характерными кратерами поможет обыкновенный клей ПВА в пузырьке с узким горлышком. На поверхности Луны изображаются рельефные окружности, которые после высыхания покрываются серой краской.

Рисование при помощи клея ПВА

Интересное рельефное изображение также получается с помощью обыкновенной соли. Силуэт космического объекта вначале обозначается клеем, а затем посыпается крупной солью. Когда изображение подсохнет, оно покрывается краской.

Рисование солью с последующим закрашиванием

Рассмотрим и такой необычный прием, как рисование пеной для бритья. Пена смешивается с краской - в результате получается красивый мраморный эффект. Таким способом можно изобразить нашу родную планету Земля.

Рисование пеной для бритья

В детском саду также часто практикуется рисование восковыми мелками с последующим покрытием листа бумаги акварелью или гуашью. В данном случае используется свойство восковых мелков отталкивать воду. Вначале дошкольники рисуют космические объекты, ракеты, космонавтов и пр., а затем покрывают весь лист черной краской, используя кисть. С участков, покрытых воском, краска скатывается. В результате получается красивое контрастное изображение.

Рисунок акварелью и восковыми мелками

Дополнительные виды изобразительной деятельности, которые можно задействовать при создании работ, реализация индивидуального подхода на занятии

При рисовании на такую творческую тему, как «Космос», конечно же, нужно поощрять дошкольников использовать дополнительные виды деятельности. Таким образом, можно реализовывать индивидуальный подход на занятии. Например, яркую картину, изображающую далекую чужую планету с ее причудливыми обитателями, украсит аппликация в виде бумажных силуэтов диковинных деревьев.

Рисование с элементами аппликации

Композицию сделают более оригинальной и пластилиновые детали.

Сочетание рисования и пластилинографии

Варианты композиций для рисование на тему «Космос» в старшей и подготовительной группе

Занятие по рисованию на космическую тему с дошкольниками старшего звена логичнее всего проводить в начале апреля - накануне празднования Дня космонавтики. Перед такой продуктивной деятельностью желательно провести занятие по познанию окружающего мира на тему «Космос», чтобы потом ребята отразили свои познания и впечатления на рисунке.

В качестве конкретных тем для изобразительно деятельности можно предложить следующие:

  • «Космический пейзаж». Здесь основное внимание уделяется самому космическому пространству, летающим в нем кометам, метеоритам, космической пыли и пр.)
  • «Планеты Солнечной Системы». Ребята детально изображают Солнце и вращающиеся вокруг него планеты, отражая характерные внешние черты определенных космических объектов (красный цвет Марса, кольца Сатурна, зелено-голубая Земля, оранжевая Венера, очень маленький Меркурий, огромный Юпитер и пр.).
  • «Полет на Луну» (как вариант – «Полет на Марс»). Дошкольники изображают лунную поверхность, космический корабль на ней. Также можно включить в композицию образ космонавта. Другой вариант - Луна изображена издалека, а космический корабль подлетает к ней.
  • «Космонавты в космосе». Дети рисуют космонавтов в скафандре, парящих в невесомости в открытом космическом пространстве.
  • «Пришельцы в космосе» (как вариант – «Марсиане»). Это фантазийная работа, в которой дошкольники создают вымышленный образ инопланетянина, наделяя его самыми немыслимыми внешними чертами.
  • «Ракета в космосе», «Летящий спутник». Здесь акцент ставится на детальном изображении технических объектов, созданных человеком для освоения космоса.

Рисование на космическую тему при желании можно организовать и как коллективную работу. Для этого можно взять такую тему, как «Солнечная система» - каждый ребенок в подгруппе изображает определенную планету.

Организация мотивирующего начала непосредственно образовательной деятельности: сюрпризный момент, познавательная беседа, чтение сказки, стихотворения, рассматривание иллюстраций и прочее

Занятие по рисованию космоса должно проходить в творческой атмосфере, чтобы дошкольники соприкоснулись с таинственным и волшебным миром бескрайней Вселенной. Прежде всего, это поможет сделать продуманная игровая мотивация.

Например, воспитатель сообщает ребятам, что получила послание из космоса, в котором кто-то просит о помощи. Оказывается, это Незнайка, который улетел на Луну и не может вернуться обратно. Ему страшно одному в незнакомом месте. Незнайке обязательно нужно помочь - отправить на Луну спасательный отряд космонавтов. Но долететь туда можно только на ракете или космическом корабле, которые нужно нарисовать.

Письмо дошкольникам также могут прислать космонавты. К нему также прилагается посылка с подарком - шлемом. Космонавты, зная, что ребята хорошо рисуют, просят их прислать им картинки с изображением космического пейзажа.

Интересна мотивация с использованием игрушечного персонажа. В гости к детям приходит пришелец из космоса. Он говорит, что ему понравилась большая и красивая планета Земля. На ней живет много людей, а вот ему грустно и одиноко, потому что он на своей планете живет совсем один. Инопланетянин просит ребят порадовать его - нарисовать друзей.

Мягкая игрушка, которую можно использовать на занятии

Чтобы дети прониклись космической темой, воспитатель может предложить им превратиться в космонавтов. Для этого дошкольники надевают заранее приготовленные бумажные шлемы и под соответствующую музыку представляют себе полет. Ребята открывают глаза и видят плакат с изображением Солнечной системы.

Фотография с открытого занятия в детском саду

Рисование на тему космоса можно начать и со сказки. Замечательное современное произведение - сказка Ирис Ревю «Про находчивую девочку и щедрое Солнце». Там повествуется, что когда-то очень давно наша планета освещалась только днем, когда солнечные лучи освещали все живое. А вот ночью было так темно и страшно, что нельзя и описать. И вот одна маленькая девочка обратилась к Солнышку с просьбой, чтобы кто-нибудь светил и ночью, потому что она очень боится темноты. Солнце задумалось и решило совершить чудо - его лучики подарили свет Луне, чтобы она в свою очередь посылала его на Землю. Кроме того, Луне вызвались помогать и звезды. Теперь ночи не были столько темными, а маленькая девочка больше не боялась спать.

После прочтения этой красивой сказки воспитанникам старшей или подготовительной группы можно предложить нарисовать космический пейзаж, где яркая Луна и звезды будут освещать земной шар в темноте Вселенной.

Также можно порекомендовать «Сказку об одинокой звезде». Главная ее героиня - маленькая звездочка (хотя на самом деле она была больше нашего Солнца). Ей было очень одиноко, потому что другие звезды расположены далеко, а планеты не интересовались ее жизнью. Они лишь спорили друг с другом о том, чья траектория более правильная. И вот как-то ночью мимо звездочки пролетела комета. Героиня никогда не видела их раньше. Они разговорились. Комета рассказал, что она небесная путешественница - летает, где захочется. Она сделана изо льда, но есть еще другие кометы - из камней и металлов. Звездочка попросила комету не улетать пока, а погостить у нее и рассказать о чудесах, которые та видела во Вселенной. Комета согласилась, стала вращаться вокруг звезды вместе с планетами и ежедневно рассказывала удивительные истории. Из ее рассказов звездочка узнала, что есть очень много разновидностей звезд: молодые и старые, раскаленные и почти остывшие, маленькие и гигантские. А самое интересное - многие звезды, которые видны на небе, на самом деле давным-давно погасли, а свет от них еще идет и долгое время будет идти. Звездочка призналась комете, что ее сокровенное желание - поговорить с другими звездами. И новая подруга сообщила ей, что звезды общаются друг с другом своим мерцанием (вспыхнут то ярче, то почти погаснут) – это их язык.

Вскоре комета улетела. А звездочка все вглядывалась в небо, желая разгадать таинственный язык. И вдруг одной ночью, когда она любовалась на ярко-красную звезду, та стала мигать - три коротенькие вспышки, затем одна яркая. Затем то же самое сделала другая звезда. И тут маленькая звездочка поняла, что это было приветствие, и так же помигала далеким звездам. Теперь оставалось только ждать ответа, пусть он даже придет через тысячу лет.

Картинка, которой можно проиллюстрировать сказку

Сюжет этой замечательной сказки станет хорошей мотивацией для рисования космических объектов - звезд, планет и комет.

Педагог также может рассказать воспитанникам от первого лица такую сказочную историю:

«Однажды я была на звездном космическом балу. В центре, на высоком троне, без движения сидела царица бала - Полярная звезда. На ней было великолепное голубое платье, а голову украшала корона. Вокруг вальсе кружились разноцветные звезды, в разных масках плясала созвездия. Хрустальный звон колокольчиков сообщил о прибытии на бал госпожи Кометы. Ее хвост переливался всеми цветами радуги, наряд был неотразим. Комету называют космической вестницей. Быстрая, где только она не бывает!? Заглядывает в самые отдаленные уголки Вселенной. Первой узнает о рождении новых звезд и планет. Вот и сейчас она рассказала о том, где скоро выпадут метеориты и метеорные дожди. А еще она передала Полярной звезде признание в любви от моряков, летчиков и космонавтов с планеты Земля. Уж очень они любят ее за то, что она всегда указывает верное направление».

Интересна следующая сказка, в которой планеты Солнечно системы наделяются антропоморфными чертами.

«Живет во Вселенной дружная семейка - Солнечная система. Маму зовут Солнцем, а ее детей - планетами. Как цыплята вокруг курицы, кружатся планеты вокруг Солнца, и всех оно любит, согревает. Самого быстрого сыночка зовут Меркурий, самую красивую доченьку - Венерой, а самую добрую - Землей. Самый драчливый сын носит имя Марс. Самого большого и толстого зовут Юпитер, Уран и Нептун отличаются силой и спокойным характером. Сатурн считается весельчаком, и только маленький Плутон всегда плаксивый и мрачный. У планет есть друзья - спутники. Например, у Земли подружку зовут Луной. Никогда не разлучаются они, так и вертится Луна в желтом сарафанчике вокруг Земли, заглядывает ей в глаза. Нельзя в космос без дружбы!»

https://infourok.ru/fizika.html

Плакат, которым можно проиллюстрировать сказку

После прочтения этой необычной коротенькой сказки можно предложить ребятам изобразить планеты в неожиданном ракурсе - с человеческим лицом, при этом постараться каждую из них наделить своим характером.

На космическую тему также существует множество интересных стихотворений, по сюжету которых также можно выстраивать занятие по рисованию. Приведем некоторые примеры.

«В космосе так здорово!» О. Ахметова

В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Так чудесно в космосе!
Так волшебно в космосе!
В настоящем космосе
Побывал однажды!
В настоящем космосе!
В том, который видел сквозь,
В том, который видел сквозь
Телескоп бумажный!

«Десять лунатиков» (песня-игра, слова Усачёв А.А.)

Десять лунатиков жили на Луне.
Десять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне
И ДЕВЯТЬ лунатиков осталось на Луне.
Девять лунатиков жили на Луне.
Девять лунатиков ворочались во сне.
И вдруг один лунатик упал с Луны во сне.
И ВОСЕМЬ лунатиков осталось на Луне.
Восемь лунатиков жили на Луне.
Восемь лунатиков ворочались во сне…

Считай лунатиков до тех пор, пока:

И вдруг один лунатик упал с Луны во сне!
И больше лунатиков не стало на Луне!

А если ты не хочешь спать,
Начинай считать опять!

Н. Цветкова

Синее небо открыло
Жёлто-оранжевый глаз
Солнце - дневное светило
Ласково смотрит на нас.
Кружится плавно планета
В зыбком мерцанье огней.
В Космосе где-то комета
Следом стремится за ней.
Рвется с орбиты Меркурий,
Хочет Венеру обнять.
Этим магнитные бури
Может Меркурий поднять.
Дальние звёзды мигают,
Что-то сигналя Земле.
Чёрные дыры зияют
Вечной загадкой во мгле.
Братья по разуму. где вы?
Где дожидаетесь нас?
Может в созвездии Девы,
Может в созвездьи Пегас?

В. Татаринов «Космонавт».

Я ракету выстрою, в дальний путь уйду,

Самую лучистую выберу звезду.

И в пути, конечно, я вспомню милый дом

И пятиконечные звезды над Кремлем.

Где планеты кружатся, мой корабль пройдет.

Там со мной подружится солнечный народ.

И мальчишки местные встретятся со мной,

Я спою им песню о земле родной.

Еще больше заинтересовать детей темой космоса помогут физкульминутки и динамические паузы на данную тему:

Физкультминутка «Космонавт»

Физкультминутка «Костюм космонавта»

Физкультминутка «Идем на космодром»

Пальчиковая гимнастика «Космос»

  • В космос мы с тобой летали,
  • Инопланетян встречали,
  • И для пальчиков зарядку
  • Вместе с ними выполняли.
  • Познакомились сначала,
  • Раз, два, три, четыре, пять,
  • Подружились, обнялись,
  • А потом пошли смотреть,
  • В телескоп на звёздный путь!

Подвижная игра «Космонавты»:

  • Дети, взявшись за руки, ходят по кругу:
    Ждут нас быстрые ракеты
    Для прогулок по планетам
    На какую захотим,-
    На такую полетим!
    Но в игре один секрет:
    Опоздавшим - места нет!

Дети разбегаются и стараются занять места (в обручах). В одну ракету могут сесть только два космонавта.

Конспекты занятий

ФИО автора Название конспекта
Смирнова А.В. «Космический пейзаж»
(старшая группа)
Образовательные задачи : учить изображать Солнечную систему, получать разные оттенки красок путем смешивания.
Развивающие задачи : развивать композиционные умения, цветовосприятие.
Воспитательные задачи : воспитывать интерес к миру космоса.
Интеграция образовательных областей : «Художественное творчество», «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье».
Демонстрационный материал: иллюстрации космоса, Солнечной системы.
Раздаточный материал: листы бумаги формата А4, акварельные краски, масляная пастель, кисточки, стаканчики-непроливайки, салфетки
Ход занятия:
Воспитатель напоминает дошкольникам, что во время прогулки они рассматривали небо, и просит описать его. Оказывается, небо бывает разным: в солнечный день - ярко-голубым, в пасмурный - серым, на закате солнца - оранжевым. Ночью же небо кажется черным, на его фоне загораются тысячи звезд. Помимо нашей планеты, в космосе огромное число других планет, звезд, пыли, газов, астероидов.
Детям предлагается совершить увлекательное путешествие по Вселенной, представить, что они поднялись так высоко, что Земля кажется маленьким голубым шаром. Небо превратилось в космическое пространство, заполненное разными объектами. Ребята узнают, что наша галактика называется Млечный путь, а Солнечная система состоит из восьми планет.
Чтение стихотворения В.Шипуновой «На далёкой планете…»:
  • На далёкой, удивительной планете
    (Нам за десять лет не долететь)
    Солнце изумрудом ярко светит
    И живет оранжевый медведь.
    По шёлковой сиреневой траве
    Спокойно бродит розовый олень –
    Жемчужные рога на голове –
    Серебряным копытцем топчет тень.

Беседа на тему: что еще может быть на далекой удивительной планете.
Проводится музыкальная разминка «10 лунатиков» (на словл. А. Усачёва).
Вниманию детей представляется плакат с изображением Солнечной системы. Педагог кратно обозначает внешние отличительные признаки планет. Например, Меркурий имеет много кратеров, а Венеру и Землю называют «сестрами» за их одинаковый размер. Марс из космоса кажется красным, Земля - голубой, а Уран - зеленым. Сатурн окружен кольцами, состоящими из камня и льда.
Дошкольникам предлагается зарисовать свое путешествие с помощью акварельных красок и мелков масляной пастели. Космические объекты рисуются мелками, а воздушное пространство закрашивается акварелью.
Самостоятельная деятельность детей. Выставка работ.

Аляева О.А. «Мы летим в космос»
(старшая группа)

Загадка про Незнайку:

  • В шляпе с круглыми полями
    И в штанишках до колен
    Занят разными делами,
    Лишь учиться ему лень.
    Кто он, быстро угадай-ка,
    Как зовут его? (Незнайка)

Незнайка присылает послание из космоса, в котором просит о помощи - он
Улетел на Луну и не может вернуться. Ребята должны превратиться в космонавтов, чтобы слетать в космос и помочь персонажу. Но для этого им
понадобиться ракета, которую нужно нарисовать.
Рассматривается схема Солнечной системы.
Детям предлагается дидактическая игра «Расколдуй марсианина»: нужно назвать, из каких геометрических фигур составлены портреты инопланетян, и посчитать их.
Педагог сообщает ребятам, что они будут рисовать ракету и космические объекты в технике граттаж. Дошкольники рассматривают три образца работы в данной технике.
Проводится физкультминутка - под медленную музыку ребята имитируют движения космонавтов в невесомости.
Самостоятельная продуктивная деятельность. Анализ работ.

Гарифуллина В.В. «Пришельцы из космоса»
(подготовительная группа)

Воспитатель предлагает дошкольникам отправиться в виртуальное космическое путешествие - представить себя на борту космического корабля. Беседа о планетах Солнечной системы.
Педагог просит ребят пофантазировать о том, как могут выглядеть инопланетяне, будут ли они похожими на нас. Дети высказывают предположения, что пришельцы могут быть огромными, зеленого цвета, иметь третий глаз и пр.

Появляется игрушечный пришелец Чуча. Он прилетел с далекой планеты, но там он живет совсем один. Чуча просит ребят нарисовать ему друзей - разных инопланетян - и придумать им имена (мотивация).
Проводится пальчиковая гимнастика:

  • Познакомились сначала,
    В космос мы с тобой летали,
    Раз, два, три, четыре, пять,
    Инопланетян встречали,
    Подружились, обнялись,
    И для пальчиков зарядку
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Вместе с ними выполняли.
    А потом пошли смотреть,
    В телескоп на звёздный путь!

Самостоятельная деятельность дошкольников. Анализ работ. Дети рассказывают о своем пришельце и планете, с которой он прилетел, называют его имя.
Рисунки ребята дарят Чуче и приглашают его прилететь к ним снова.

Деева Т.
(подготовительная группа)

Занятие начинается с загадок про ракету и космонавта:

    Чудо-птица - алый хвост
    Полетела в стаю звезд.
    Наш народ построил эту
    Межпланетную …
    (Ракету)
    Он не летчик, не пилот,
    Он ведет ни самолёт,
    А огромную ракету,
    Назовите, кто же это.
    (Космонавт)

Проводится подвижная игра «Космонавты».
Краткая беседа о Дне космонавтики. Чтение стихотворения В. Степанова: «Ю. Гагарин»:

  • В космической ракете
    С названием «Восток»
    Он первым на планете
    Подняться к звездам смог.
    Поет об этом песни
    Весенняя капель:
    Навеки будут вместе
    Гагарин и апрель.

Обсуждение профессии космонавта, необходимых для нее качеств. Педагог рассказывает об испытаниях, которым подвергаются космонавты на Земле. Дошкольники представляют, что они полетели в космос, рассматривают иллюстрации на космическую тему.
Проводится физкультминутка:

  • Раз, два - стоит ракета,
    (дети проверяют осанку)
    Три, четыре - самолет.
    (руки в сторону)
    Раз, два - хлопок в ладоши,
    (хлопки в ладоши над головой)
    А потом на каждый счет.
    (четыре хлопка перед собой)
    Раз, два, три, четыре
    (руки вверх, потянуться)
    Руки выше, плечи шире
    (руки в стороны, предплечья вверх)
    Раз, два, три, четыре
    И на месте походили.
    (ходьба на месте)
    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    (руки вверх, ладони соединить – «купол ракеты»)
    На носочки поднялись,
    (встать на носочки)
    Быстро, быстро руки вниз
    (правую руку вниз, левую руку вниз)
    Раз, два, три, четыре –
    Вот летит ракета ввысь!
    (потянуть голову вверх, плечи вниз)
    В ясном небе солнце светит,
    Космонавт летит в ракете.
    (потягивания - руки вверх)
    А внизу леса, поля-
    Расстилается земля.
    (низкий наклон вперед, руки развести в стороны)

Дошкольникам предлагается нарисовать ракету с помощью трафарета, дорисовав пальчиками окошки. Планеты будут изображаться крышечками от
бутылок (печатание). Белые и желтые звезды рисуются ватными палочками.
Продуктивная деятельность детей. Пока рисунки сохнут, ребята выкладывают на ковре ракету из счетных палочек.
Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Космонавт»:

  • Мне бы надо, очень надо
    Космонавтом смелым стать.
    Мне бы надо, очень надо
    К двум Медведицам слетать,
    У Медведиц погостить,
    Их коврижкой угостить.
    Уж такая там природа:
    Ни цветов, ни пчёл, ни мёда,
    А потом махнуть в ракете
    К самой северной планете…

Композиции дошкольников старшего звена с комментариями по выполнению работы

«Космический пейзаж, планеты Солнечной системы»

Воспитанники старшей и подготвоительной групп создают замечательные картины космоса. Всегда эффектны рисунки на темном фоне: планеты и звезды кажутся более яркими и контрастными. В этом плане отметим работы «Неизвестная планета», «Загадочный Сатурн», «Сатурн», «На просторах Вселенной».

Оригинальны композиции, в которых задействованы нетрадиционные способы рисования. Это работа «Неизведанный космос», выполненная в технике граттаж, рисунок «Наши соседи по космосу», где Марс и зеленые фрагменты Земли изображены с помощью соли. А композиция «Тишина и спокойствие в космосе» представляет собой целую комбинацию нестандартных техник - набрызг, рисование мыльными пузырями и губкой. Набрызг также применен в работе «Комета».

Дошкольники любят изображать строение Солнечной системы. Это коллективная работа «Наша Солнечная система», где каждый ребенок в подгруппе рисовал определенную планету. Интересна интерпретация этой темы в фантазийном рисунке «Солнечная система», где Солнце ребенок изобразил меньшего размера, чем Сатурн, а большинство планет окрасил в загадочный фиолетовый цвет.

Фотогалерея: работы дошкольников

Рисунок гуашью Рисунок гуашью с использованием соли Рисунок акварелью и карандашами (коллективная работа) Рисунок гуашью с применением техники набрызга Рисунок восковыми мелками Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок гуашью Рисунок акварелью и фломастерами Рисунок в нетрадиционной технике: набрызг, рисование губкой и мыльными пузырями

«Ракеты и космические корабли»

Старшие дошкольники очень реалистично изображают ракеты и другие виды космической техники. Это яркие работы «Космическиц полет», «Ракета», выполненные гуашью. Аккуратный рисунок на красивом голубом фоне - «Ракета в пути». Композиции «Вперед к неизведанным мирам» и «Ракета стартовала от Земли» интересны своей техникой (граттаж и карандашный рисунок с преобладанием оттенков черного цвета).

Представляют интерес образы космических кораблей. На рисунке «Неизвестная планета» техника осваивает поверхность в то время как космонавт устанавливает флаг России. А в композиции «Белка и Стрелка» из космического корабля выглядывают знаменитые на весь мир собачки.

Образы ракет и космических кораблей неизменно соседствуют с космическим пейзажем, включающим в себя звезды и планеты. Часто на рисунках мыв видим нашу Землю («Белка и Стрелка», «Ракета», «Ракета пролетает планеты»). На исунке «Путешествие в космосе» мы видим Сатурн с улыбающимся человеческим лицом.

Фотогалерея: рисунки детей с изображением космоса

Рисунок гуашью Рисунок в технике граттаж Рисунок карандашом Рисунок фломастерами Рисунок гуашью Рисунок карандашом Рисунок акварелью Рисунок гуашью Рисунок акварелью Рисунок акварелью

«Полет на луну»

В своих рисунках дошкольники детально изображают Луну - неизменную спутницу нашей планеты. В композиции «Полет на Луну» мы видим ракету, которая стартует с Земли, чтобы добраться до загадочного ночного светила. Луна здесь изображена в приглушенно желтом цвете на таинственном синем фоне.

А рисунок «Привет с Луны» имеет патриотическую направленность: ведь, именно русский космонавт установил на лунной поверхности флаг нашей страны.

Работа «Путешествие на Луну», выполненная в пастельных сине-голубых тонах, изображает космонавта, прогуливающегося по поверхности спутника.

Фотогалерея: рисунки по теме

Фотогалерея: рисунки по теме «Полет на луну»

Рисунок акварелью Рисунок акварелью Рисунок восковыми мелками

Конспект занятия. «День космонавтики…» (Рисование. Ст. гр.)

Цели: учить детей в рисунках отражать впечатление от праздника, продолжить знакомство с космосом, развивать художественное творчество, эстетическое восприятие.

Материал: альбомный лист, акварель, кисть, баночка-непроливайка, салфетки, картинки-фото на тему « Космос».

Ход занятия: Загадываю детям загадку: Распустила алый хвост,

Улетела в стаю звезд.

Наш народ построил эту

Межпланетную… (ракету).

Предлагаю детям поиграть. Игра «Космонавты»:

Дети, взявшись за руки, ходят по кругу:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам

На какую захотим,-

На такую полетим!

Но в игре один секрет:

Опоздавшим- места нет!

Дети разбегаются и стараются занять места (в обручах). В одну ракету могут сесть только 2 ребенка (космонавта).

Рассказываю, что 12 апреля 1961 года он первым побывал в космосе и теперь этот день принято считать Днем космонавтики. Отмечаю, что после Ю.Гагарина в космосе побывало много космонавтов. Среди них был А. Леонов- он первым вышел в открытый космос. Также среди космонавтов были и женщины.

Спрашиваю детей: Как вы думаете, почему человек решил полететь в космос?

Зачитываю детям стихотворение В. Степанова: « Ю. Гагарин»

В космической ракете

С названием «Восток»

Он первым на планете

Подняться к звездам смог.

Поет об этом песни

Весенняя капель:

Навеки будут вместе

Гагарин и апрель.

Предлагаю детям изобразить ракеты, летящие в космос.

Исп-ная литература: Д.Н. Колдина» Рисование с детьми 5-6 лет»

Т.Н.Вострухина «Знакомим с окр-м миром детей 5-7 лет»

Н.В.Алешине «Ознакомление дошкольников с окр-м миром и социальной действительностью»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательная область "Расширение кругозора". Конспект занятия "День космонавтики".

Используя в практике данное занятие Вы в игровой форме познакомите детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Сможете дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне....

Познавательная область "Расширение кругозора". Конспект занятия "День космонавтики".

Используя в практике данное занятие Вы в игровой форме познакомите детей с историей возникновения праздника День космонавтики.Сможете дать первоначальные сведения о планетах, Солнце, Луне....

Зал украшен к Дню космонавтики. На занавесках — звезды. На центральной стене — большой портрет Ю.А. Гагарина в ореоле небольших портретов космонавтов. Слева от портрета — рисунок ракеты «Восток», устремленной к звездам, и первого искусственного спутника, летящего по своей орбите вокруг Земли. Справа — вертикальный ряд больших фотографий, на которых изображены герб г. Королёва, памятник С.П. Королёву на проспекте, носящем его имя, международная космическая станция, знак «Наукоград Королёв».

Справа вдоль стены — накрытый голубым полотном ленточный стол, на котором расставлены следующие экспонаты: фрагмент лунной поверхности с астронавтом; макет космической гостиницы, значки по теме «Космос», вымпелы: «50 лет полету Гагарина в космос», «РКК "Энергия"», ракета «Р-7 (легендарная «семерка»), статуэтка человека, держащего в руках планету. У стола стоит макет «Лунохода». На левой стене размещена выставка детских работ на космическую тему.

Первая часть занятия

Под фонограмму песни «Четырнадцать минут до старта» (муз. О. Фельц- мана, сл. В. Войновича) дети входят в зал и рассаживаются перед большим экраном.

Ведущий. Ребята! Мы с вами собрались в нашем зале, который сегодня так необычно и празднично украшен. Знаете ли вы, какой праздник отмечает вся наша страна?

Дети . Сегодня День космонавтики.

Ведущий вовлекает детей в диалог следующими вопросами.

♦ Что такое космонавтика?

♦ Что такое космос?

♦ Кто такие космонавты?

♦ Почему город Королёв называют космической столицей России, столицей пилотируемой космонавтики?

♦ Где изобрели и собрали первую ракету?

♦ Кто первыми отправились в космос?

♦ Как звали первого космонавта Земли?

♦ Назовите имена космонавтов, которых вы знаете?

Ведущий (рассказывает стихотворение)

Мы все знаем, что в нашей Галактике

Звезд, планет и комет — миллион!

Королёв же — оплот космонавтики —

К этим звездам душой устремлен!

На большом экране под музыку Е. Волкова «Звездный город Королёв» демонстрируются старые и новые фотографии, на которых запечатлены эпохальные моменты истории города и всей страны, улицы г. Королёва, местные достопримечательности, горожане и т.п.

О нашей «столице пилотируемой космонавтики» королёвские поэты и композиторы написали множество стихов, песен и даже гимн. Вы его хорошо знаете. Давайте его споем вместе?

Звучит фонограмма гимна. Дошкольники, ведущий и гости праздника поют «Гимн городу Королёву» (сл. И. Яковлевой).

Дошкольники рассказывают про звезды, созвездия, «черные дыры», кометы, метеориты, планеты Солнечной системы, космические корабли, С.П. Королёва, о полетах первых космонавтов: Юрия Гагарина, Алексея Леонова, Валентины Терешковой и о тех, кто покоряет космос сегодня: Олеге Скрипочке и Дмитрии Кондратьеве.

А стихи про космос знаете?

Любите вы детский сад,

Маму, папу, всех ребят?

Звезды, солнце в небе синем,

Нашу родину Россию?

И про космос и про мир,

Про космический эфир...

Все стихи ребята знают,

Их немедля прочитают!

Ребята, я знаю, вам очень понравились работы наших выпускников, выставленные в музее детского сада. А недавно все воспитанники и взрослые побывали на выставке ваших работ, которые вы делали вместе со своими родителями. Эта выставка произвела на всех большое впечатление. Как много новых знаний о космосе вы отразили в своих работах, какими выразительными оказались ваши рисунки! Как умело вы подбираете цвет красок и их оттенки, передаете в рисунке особенности космических кораблей, планет, космонавтов, созвездий.

Сейчас вы пройдете в групповую комнату, где приготовлено все необходимое для ваших новых рисунков, которыми пополнится выставка в нашем музее. На прощанье я вам прочитаю стихотворение «Мечтатель».

Мечтатель

За окошком дождик, нам нельзя гулять.

В круг столы поставили — сели рисовать.

Вот палитра красок, лист альбома чист,

В баночке намокла новенькая кисть...

Вот сижу. Все думаю, что нарисовать?

Может, передумать — книжку полистать?

Рассмотреть картинки звезд на небе синем,

И планеты, что вдали спрятались за ними.

Я листаю, я смотрю — любопытный парень...

Со страницы смотрит сам космонавт Гагарин.

Я горжусь, что он взлетел первым на планете,

Жил в России и взрослел, как другие дети.

И сумел стать космонавтом — летчиком военным.

Взрослым стану — полечу в космос непременно.

Тоже буду прославлять Родину родную —

На других планетах не найти такую.

Буду я в полете звезды изучать,

И научные отчеты ЦУПу посылать...

Я слетаю в космос и вернусь назад,

Будет мной гордиться весь наш детский сад!..

На картинку я смотрю, глаз не отрывая:

На меня глядит с портрета Терешкова Валя...

Называет так ее прадедушка мой, Саша,

Говорит, что «космонавтка» эта — гордость наша!

«Хватит!» — я сказал себе. Рисовать пошел...

Потому что для рисунка тему я нашел!

Я подумал и решил — ни на миг не загрущу —

Я еще один «Восток» на орбиту запущу.

Нарисую Землю, звезды — через них «Восток» летит...

А Вселенная безмолвно тайну вечную хранит...

Вот о родной Галактике Гагарин песню спел,

Он сказал: «Поехали!» — и Землю облетел...

А здесь моя ракета летит к родной планете,

Ее встречают радостно и взрослые и дети...

Мой рисунок так хорош! За себя я рад.

Что ж, пока моя орбита — это детский сад.

Время быстро пролетит: школа, институт...

И в отряд космический с гордостью пойду.

Я в открытый космос выйду через 20 лет,

Детский садик мой любимый, шлю тебе привет —

Помашу рукой в скафандре, и в корабль скорей...

Мой рисунок воспитатель отнесет в музей.

Вторая часть занятия

Цель: учить творчески применять знания и навыки рисования.

Задачи:

— закреплять навыки работы с кистью и гуашью;

— учить планировать свою работу в сотворчестве с другими детьми (учитывая размер предмета, изображаемого на рисунке, его цвет и расположение на бумаге); передавать в рисунке характерные особенности изображаемого предмета или объекта;

— закреплять коммуникативные навыки: договариваться, сообща придумывать идею и композицию рисунка, советоваться друг с другом;

— приучать к аккуратности и неторопливости в работе.

Оборудование : бумага, гуашь, кисти, ножницы и все необходимое для творчества (соответственно требованиям программы), карта звездного неба, магнитная доска с размещенными на ней картинками планет Солнечной системы, Солнца, международной космической станции, взлета ракеты, парада планет.

Перед началом работы создается творческая обстановка: стена слева оформлена фотографиями из музея детского сада, на подоконниках расставлены макеты «Лунохода», ракеты, космической гостиницы. Звучит негромкая музыка, подобранная для усиления детского самовыражения, к примеру, А. Рыбникова: «Свет звезд», «Голубая планета», «Млечный путь», «Тема мечты» из популярных кинофильмов. Воспитатель заранее вместе с детьми для общей работы затонировал лист в темно-синий цвет (космическое пространство).

Ведущий . Дорогие ребята! Мне было очень приятно, что вы продемонстрировали столько знаний о космосе, замечательно спели песню, прочитали стихи. Ваша выставка рисунков и поделок понравилась всем. Сейчас мне бы хотелось, чтобы все эти знания, ваши мысли, мечты и фантазии вы воплотили в своих рисунках, которые дополнят общую тему коллективной работы вместе с другими рисунками детей. Это «Космические просторы», а значит, рисовать можно все что угодно: планеты и ракеты, звезды и кометы с метеоритами, космические станции и спутники.

1 этап . Дети изображают то, что им нравится, что впечатлило их больше всего. Взрослый по необходимости помогает дошкольникам, подсказывает им, как лучше всего воплотить на бумаге задуманное.

2 этап. Пока сохнут работы детей, проводится небольшая физкультминутка.

Ведущий (рассказывает стихотворение)

На огромных скоростях

Вдаль летят ракеты.

Скоро будем мы в гостях

На других планетах.

Приготовиться к старту!

Дети. К старту готовы! (Прикладывают руку к голове.)

Ведущий . Пристегнуть ремни!

Дети. Есть пристегнуть ремни! (Имитируют пристегивание ремней на поясе.)

Ведущий. Включить зажигание!

Дети . Есть включить зажигание! (Имитируют включение тумблера.)

Ведущий . Начинаем обратный отсчет!

Дети. Пять, четыре, три, два, один — пуск! (Большим пальцем имитируют нажатие кнопки вперед. Из положения сидя в прыжке вытягивают руки вверх, изображая нос ракеты.)

Ведущий . Как проходит полет?

Дети. Земля, полет проходит нормально!

Ведущий . Как самочувствие?

Дети. Самочувствие отличное!

Ведущий

Сообщаю вам известие:

Держать вам нужно равновесие.

Ведь в состоянии невесомости

Все дело в этом, а не в скорости...

Дети, хаотично перемещаясь, выполняют различные упражнения, имитируя движения человека в состоянии невесомости.

3 этап. Вырезание. На сдвинутых столах раскладывается большой лист ватмана, заранее затонированный под космическое пространство. Дети рассаживаются на места и приступают к вырезанию своего рисунка. Воспитатель напоминает, что не нужно торопиться, а вырезать аккуратно, оставляя ровные края и не отрезая лишнего от нарисованного предмета. Каждый ребенок может подойти к листу ватмана и приложить свою работу, примерить ее к общему фону.

Взрослый косвенно контролирует процесс творчества и по необходимости направляет деятельность дошкольников наводящими вопросами (к примеру, Солнце находится в центре Солнечной системы или нет, какие вокруг него движутся планеты, какая из них расположена ближе всех к Солнцу, какая соответственно дальше, куда направляется ракета и т.п.).

Когда все рисунки вырезаны и разложены на большом листе ватмана, взрослый предлагает детям приступить к решающему этапу работы.

4 этап. Наклеивание вырезанного предмета. Сначала взрослый приглашает подойти к столу детей, у которых их вырезанные рисунки разложены на правой стороне листа ватмана. Дошкольники подходят к столу, наносят на свои рисунки небольшое количество клея и, слегка прижав (для этого дети используют сухую ветошь), приклеивают их к листу, затонированному под космическое пространство. Аналогичная работа проводится дошкольниками, чьи рисунки находятся на левой стороне ватмана. По ходу работы взрослый напоминает детям об аккуратности в своих действиях.

Пока подсыхает клей, взрослый проводит с дошкольниками небольшую беседу.

Ведущий . Ребята, сейчас вы выполнили очень сложную работу: нарисовали, раскрасили, вырезали и наклеили свою «космическую фантазию». Расскажите дома про ваш сегодняшний день и когда ваши родители придут за вами в детский садик, не забудьте показать им на звездном пространстве ватманского листа свой рисунок.

Рассматривание общей готовой работы: это сравнительный анализ работы товарища и, в первую очередь, самоанализ. Если ребенок не очень доволен результатами своего труда, нужно корректно поддержать его и выразить надежду, что в следующий раз он непременно справится с заданием.

А теперь послушайте несколько стихотворений о космосе. (Читает стихи.)

Планета Земля

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелетных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивленно...

Береги свою планету —

Ведь другой, похожей, нету!

Я. Аким

Хочу на Луну

Если очень постараться,

Если очень захотеть,

Можно на небо подняться

И до Солнца долететь.

И всерьез, не понарошку

Познакомиться с Луной,

Погулять по ней немножко

И вернуться вновь домой.

С. Баруздин

Космический телескоп

Это было бы вовсе не дурно:

Наблюдать за орбитой Сатурна,

Любоваться созвездием Лиры,

Обнаруживать черные дыры

И трактат сочинить непременно:

«Изучайте глубины Вселенной»

Конспект НОД по нетрадиционному рисованию по теме "Путешествие в космос" для детей старшей дошкольной группы

Салова Елена Викторовна, воспитатель, МБДОУ - детский сад №7, г. Екатеринбург
Описание: данный конспект НОД по нетрадиционному рисованию предназначен для воспитанников старших дошкольных групп. Будет интересен для воспитателей,педагогов дополнительного образования и родителей.
Цель – создание условий для развития творческих способностей детей средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
Обучающие задачи:

– познакомить с нетрадиционным рисованием – рисованием салфетками;
– закрепить знания о космосе.
Развивающие задачи:
– сформировать умение работать с нетрадиционными инструментами;
– развивать творческие способности детей.
Воспитательные задачи:
– воспитать эстетическое отношение к планете Земля и космосу в целом;
– воспитать чуткость к восприятию красоты окружающего мира.
Планируемый результат:
– уметь применить усвоенные знания;
– уметь внимательно слушать и отвечать на вопросы;
– уметь выполнять поставленные задачи.
Форма совместной деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: коллективная.
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Учебно-методический комплект:
Средства:

наглядные – иллюстрации Солнечной системы, вида Солнца и Земли из космоса;
оборудование – магнитная доска;
материалы и инструменты – гуашь, бумажные салфетки, альбомные листы.

Ход занятия

Актуализация знаний детей

Воспитатель привлекает внимание детей.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправляемся с вами в путешествие! Но не в простое, а в космическое! А что нам нужно с собой взять?
Ответы детей.
Воспитатель. Отлично! Мы собрали свои вещи, теперь нужно одеться. Что одевают космонавты?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, нужно одеть скафандр. Он будет защищать нас, а также давать нам воздух, потому что в космосе нет воздуха, а человек без него жить не может. Теперь мы должны сесть на велосипед и полететь. Правильно? /нет/ А почему мы не можем на велосипеде доехать до космоса?
Ответы детей.
Воспитатель. Конечно, велосипед не умеет летать. А добраться до космоса можно только на специальном транспорте. Как он называется? /ракета/ Мы садимся в ракету! Наше путешествие начинается!

Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5 (Дети по очереди загибают пальцы одной руки, начиная с мизинца, помогая указательным пальцем другой руки).
Будем в космосе летать (Дети вращают кистью, которая сжата в кулак) .
1 – комета.
2 – планета.
3 – луноход.
4 – звездолет.
5 – земля (Дети по очереди разгибают пальцы, начиная с большого) .
До свидания друзья! (Дети машут кистью руки, как бы прощаясь) .
То же с другой рукой.

Коммуникативная деятельность

Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы уже летим в космосе! Ой, а наш иллюминатор запылился космической пылью, давайте его протрем.
Дети делают круговые движения рукой. Воспитатель на доске размещает иллюстрацию Солнечной системы.

Воспитатель. Ребята, посмотрите, как мы далеко с вами улетели. Что же мы видим?
Ответы детей.
Воспитатель. Правильно, это Солнечная система. В ее центре находится звезда Солнце, а вокруг нее вращаются планеты. А кто знает, какие планеты есть в солнечной системе?
Ответы детей. Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель. А давайте немного поближе подлетим к нашему Солнцу?
Воспитатель на доске размещает иллюстрацию Солнца – вид в космосе.


Воспитатель. Посмотрите, какое красивое и интересное Солнце, когда смотришь на него из космоса! Как бы вы описали его?
Ответы детей.
Воспитатель. Отлично, но мы с вами далеко улетели от Земли, боюсь, нам не хватит топлива, давайте подлетим немного поближе к Земле и посмотрим на нее.
Воспитатель на доске размещает иллюстрацию Земли – вид из космоса.


Воспитатель. Ребята, а это планета Земля! Вам нравится этот вид? Какая Земля, как бы вы ее описали?
Ответы детей.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель. Очень красивая наша Земля! Давайте сфотографируем ее и покажем нашим родителям, что мы видели сегодня! Ой, а кто взял фотоаппарат? Что же нам делать? Как мы запечатлеем такую красоту?
Предположения детей.
Воспитатель. Правильно, ребята! Можно нарисовать Землю и показать родителям! Отлично, но сначала мы немного разомнем свои ножки и ручки.

Двигательная деятельность

Дети становятся в круг и бегут друг за другом.
Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:(Дети садятся на корточки)
Опоздавшим места нет!
Повторяют несколько раз.

Изобразительная деятельность

Воспитатель. Молодцы, ребята! Только у нас опять небольшая проблема! Краски я взяла в наше путешествие, а вот про кисточки забыла! Но у меня есть одна идея! Мы с вами будем рисовать салфетками! Космос у нас необыкновенный и наши рисунки будут тоже необыкновенными!
Воспитатель объясняет ход выполнения работы.
Воспитатель. Перед вами лежит альбомный лист с контуром Земли, палитра и салфетки.




Воспитатель. Возьмем один кусочек салфетки и сомнем его в комочек. Обмакнем в голубую краску и пропечатаем океан, только самое главное – не размазывать, а печатать.


Воспитатель. Далее берем другую салфетку, ее также сминаем, обмакиваем в коричневую краску – это горы и суша.


Воспитатель. Далее зеленой краской пропечатываем луга, леса и поля.


Воспитатель. Земля готова. Теперь будем рисовать космос фиолетовой краской.


Воспитатель. Последний штрих – рисуем далекие звезды и планеты желтой краской.