Образ Руси в поэме "Мертвые души" (кратко). «Вся Русь» в поэме Гоголя «Мертвые души

Была создана в середине 19 века. Все мы знаем, что этот период в истории Российской Империи ознаменовался окончанием эпохи крепостничества. Что ожидало дальше нашу страну в это время? На этот вопрос и постарался ответить в своей знаменитой поэме Николай Васильевич.

Произведение можно воспринимать неоднозначно: на первый взгляд Русь постает перед нами в некотором карикатурном образе на ту действительность, которая была присуща в государственной жизни. Но на самом деле, автор изобразил полноту поэтической насыщенности жизни на Руси.

Описание Живой руси в поэме

Гоголь описывает Русь как многострадальное, бедное государство, которое истощили все ранее пережитые препятствия и собственный алчный народ. Однако гоголевская Русь полна сил и энергии, которые еще теплятся в ее душе, она бессмертная и полна могущества.
С большим писательским мастерство в поэме изображен русский народ.

Мы знакомимся с обездоленными крестьянами, бесправными людьми, великими тружениками, которые вынуждены терпеть гнет таких помещиков, как Манилов, Собакевич и Плюшкин. Приумножая богатство помещиков, они живут в нужде и бедноте. Крестьяне - безграмотные и забитые - однако никак не «мертвые».

Обстоятельства заставили их приклонить свои головы, но не окончательно покориться. Гоголь описывает истинно русских людей - трудолюбивых, смелых, выносливых, которые долгие года, не смотря на утеснения, сохранили свою личность и продолжают лелеять жажду свободы. Русский народ в произведении является отображением своего государства. Он не мириться с рабским положением: некоторые крестьяне решаются на побеги от своих помещиков в Сибирскую глушь и на Поволжье.

В десятой и одиннадцатой главе Гоголь поднимает тему крестьянского бунта - группа заговорщиков убила помещика Дробяжкина. Никто из мужиков на судебном заседании не выдал убийцу - это говорило в первую очередь о том, что народу было свойственно понятие чести и достоинства.

Описание жизни крестьянства приносит нам понимание того, что Русь в поэме Гоголя - по-настоящему живая, полна внутренних сил! Писатель свято верит в то, что наступит момент когда святая и праведная Русь скинет из себя таких алчных гнилых личностей подобных Плюшкину, Собакевичу и другим, и засияет новыми огнями чести, справедливости и свободы.

Отношение Гоголя к России

В период создания поэмы "Мертвые души" , несмотря на отмену крепостного права, надежд на то, что Русь все же воскреснет в своем былом величии оставалось мало. Однако, огромный патриотизм, любовь к своему народу и непоколебимая вера в могущество Руси, позволили Гоголю реалистично описать ее великое будущее. В последних строках, Гоголь сравнивает Русь с трехглавой птицей, летящей навстречу своему счастью, которой уступают дороги все остальные народы и государства.

Образ Руси и крестьян в поэме - это единственные «живые» персонажи, которые находясь в заточении «мертвых душ» все же смогли устоять и продолжить свою борьбу за существование и за свободу. Торжество свободной Руси автор планировал более подробно описать во втором томе своего произведения, которому, к сожалению, так и не судилось увидеть мир.

Краткое содержание произведения вы, надеемся, помните. Предлагаем вам анализ этого образа, который дает ключ к пониманию всей поэмы.

Произведение является художественным исследованием общественной жизни, современной писателю, ее коренных проблем. Главное место в композиционном отношении занимает изображение двух миров - помещичьего и чиновничьего. Однако именно трагическая судьба народа является идейным стержнем произведения.

Писатель, беспощадно бичуя существовавший в стране общественный порядок, был твердо убежден в том, что русской земле уготовано славное будущее. Он верил в ее грядущий расцвет. У Николая Васильевича эта убежденность появилась из живого ощущения огромного творческого потенциала, который таится в недрах русского народа.

Образ Руси в поэме "Мертвые души" представлен как олицетворение того великого, на что только способен народ, того важного исторического дела, которое, как верил автор, могут совершить его соотечественники. Образ России возвышается над всеми образами и картинами, нарисованными в произведении. Он овеян любовью автора, который посвятил свою жизнь, свое творчество служению родной стране.

Характеризуя образ Руси в поэме "Мертвые души" кратко, необходимо сказать пару слов и о "хозяевах жизни". Ведь Гоголь не случайно ввел их в свое произведение.

Обличение "хозяев жизни"

Гоголь страстно верил в то, что России уготовано лучшее будущее. Поэтому в своем произведении он обличает тех людей, которые сковали ржавыми цепями развитие творческого потенциала народа, нации. Николай Васильевич беспощадно развенчивает дворян, "хозяев жизни". Образы, созданные им, свидетельствуют о том, что подобные Чичикову, Плюшкину, Собакевичу, Манилову люди не способны создавать духовные ценности. Они являются потребителями, лишенными творческой энергии. Помещики, выключенные из сферы живой жизни, полезной деятельности, - носители косности и застоя. Чичиков, который развернул свою авантюру, не страдает инерцией. Тем не менее активность этого героя направлена не на благое дело, а на достижение корыстных целей. Он отчужден от интересов государства. Всем этим героям противопоставлен образ Руси в произведении "Мертвые души".

Утверждение прогресса

Формы жизни, которые утверждают все вышеперечисленные персонажи, резко противоречат нуждам и запросам исторического развития страны. Для иллюстрации этой мысли автор рисует величественный образ Руси в поэме "Мертвые души". Эта страна, как считает Гоголь, обладает громадной мощью. Образ Руси в романе "Мертвые души" является олицетворением основной идеи поэмы, которая заключается в отрицании общественного застоя, социального порабощения, в утверждении прогресса.

Мнение о поэме В. Г. Белинского

Известный критик В. Г. Белинский подчеркивал, что противоречие глубокого субстанциального начала русской жизни и ее общественных форм - вот основная идея "Мертвых душ". Критик понимал под словосочетанием "субстанциальное начало" богатую одаренность народа, его извечное стремление к свободе. Николай Васильевич твердо верил в то, что его родной стране предстоят большие исторические свершения. Устремленность в будущее, взлет жизненной энергии - все это воплощает образ Руси в поэме "Мертвые души". Страна мчится в необъятную даль, подобно птице-тройке. Другие государства и народы сторонятся ее, косясь, и дают ей дорогу.

Картины родной природы

Лирические высказывания Николая Васильевича Гоголя наполнены высокой патетикой. О Руси он говорит с восхищением. Гоголь одну за другой рисует картины родной природы, которые проносятся перед путешественником, на быстрых конях мчащимся по осенней дороге.

Застою помещиков автор не случайно противопоставляет образ Руси в поэме "Мертвые души". Глава 11 очень важна для понимания этого образа. В ней нарисована Русь, которая стремительно движется вперед. В этом выражается вера автора в будущее своей страны, своего народа.

Размышления о русском народе

К числу самых проникновенных страниц относятся лирические размышления Гоголя об энергичном, живом характере трудолюбивой нации. Они согреты пламенем патриотизма. Николай Васильевич хорошо осознавал то, что творческие таланты и изобретательный ум русского народа станут могучей силой лишь тогда, когда его соотечественники будут свободными.

Гоголь, рисуя разгул на пристани, поднимается до воспевания народной жизни. Живая сила русского народа подчеркнута также в стремлении крестьян избавиться от гнета. Бегство от помещиков, убийство заседателя Дробякина, ироническая издевка народа над "порядками" - проявления протеста, которые упоминаются в поэме хотя и бегло, но настойчиво. Воспевая национальный характер и русский народ, Николай Васильевич никогда не опускается до тщеславия.

Персонажи, представляющие Русь, достаточно разнообразны. Это и Пелагея, малолетняя девочка, и безымянные, беглые или умершие, работники Плюшкина и Собакевича, которые не действуют в поэме, а только упоминаются мимоходом. Перед читателем проходит целая галерея персонажей. Все они представляют многоцветный образ России.

Мастеровитость, природная смекалка, широкий размах души, чуткость к меткому, разящему слову, богатырская удаль - во всем этом, а также во многом другом у Николая Васильевича проявляется истинная душа русского народа. Острота и сила его ума сказались, по Гоголю, в меткости, бойкости русского слова. Об этом Николай Васильевич пишет в пятой главе. Цельность и глубина народного чувства вылились в задушевность русской песни, о чем автор упоминает в одиннадцатой главе. В главе седьмой Гоголь говорит о том, что щедрость и широта души сказались в безудержном веселье, с которым проходят народные праздники.

Оценка поэмы Герценом

Патриотический пафос "Мертвых душ" высоко оценил Герцен. Он с полным основанием отмечал, что это произведение - удивительная книга. Герцен писал, что это "горький упрек современной Руси", однако не безнадежный.

Противоречия, отразившиеся в поэме

Николай Васильевич Гоголь пламенно верил в то, что Россию ждет великое будущее. Тем не менее писатель ясно представлял себе путь, по которому страна идет к процветанию, славе и могуществу. Он спрашивает: "Русь, куда ж несешься ты?". Однако ответа нет. Николай Васильевич не видел путей преодоления противоречия, образовавшегося между расцветом России, взлетом ее национального гения и состоянием подавленности государства. Гоголь не может найти того, кто бы сумел направить Россию вперед, устремить в высокую жизнь. И в этом раскрываются противоречия, свойственные писателю.

Чем был обеспокоен В.Г. Белинский

Гоголь в своем обличении отражал протест народа против существовавшего в то время крепостнического строя. Его бичующая сатира вырастала именно на этой почве. Она была направлена против чиновных правителей, владетелей крепостных душ, "рыцарей" наживы. Тем не менее писатель, который возлагал большие надежды на просвещение, не пришел к выводу о целесообразности революционной борьбы. Кроме того, в произведении присутствуют высказывания о муже, который одарен божественными доблестями, а также о самоотверженной и великодушной русской девице. Иными словами, в нем возникает религиозный мотив. которого очень заинтересовал образ Руси в поэме Гоголя "Мертвые души", был серьезно обеспокоен этими местами произведения.

"Мертвые души" - революционное произведение

Второй том своего романа Николай Васильевич писал, переживая глубокий духовный кризис. В жизни России в этот период начали проявляться тенденции, свойственные буржуазному развитию. Писатель всей душой ненавидел так называемое царство мертвых душ. Однако Гоголь с ужасом всматривался и в облик буржуазного Запада. Капитализм страшил писателя. Он не смог воспринять идею социализма, выступал против революционной борьбы. Однако, обладая могучим даром, Николай Васильевич создал, по сути, революционное произведение.

Гоголь - патриот

Посвященные России, русскому народу лирические страницы являются, пожалуй, лучшими в "Мертвых душах". Чернышевский, говоря о высоком патриотизме Николая Васильевича, писал, что Гоголь считал себя человеком, который должен служить отечеству, а не искусству. Образ Руси в поэме "Мертвые души" свидетельствует о том, что будущее страны, действительно, волновало писателя. Безусловно, Николай Васильевич Гоголь является истинным патриотом.

1. Неоднозначная оценка поэмы критиками.
2. «Живая душа» России и ее составляющие — суть замысла поэмы «Мертвые души».
3. Образ птицы-тройки как символа удивительной жизнеспособности Руси.

Творенье чисто русское, национальное, выхваченное из тайников народной жизни...
В. Г. Белинский

Эти слова критика-демократа В. Г. Белинского о поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» являются следствием глубокого проникновения в суть замысла творца «Мертвых душ». Гоголь сам признавался в письме А. С. Пушкину, что в этом произведении он хотел показать «всю Русь», какая она есть на самом деле.

В адрес писателя раздавалось много нелицеприятных слов со стороны критиков славянофильского толка, что в поэме собран один негатив. На первый взгляд, это действительно так. Показанные герои: помещики, жители губернского города, центральный персонаж Павел Иванович Чичиков, даже народ, — далеки от совершенства. Что мы видим глазами Чичикова — покосившиеся избы, бесхозяйственных мечтателей, пустозвонов и буянов, пустоту и продажность чиновников, бессмысленное скопидомство и утрату человеческого достоинства. Простой народ предстает безграмотным и забитым, живущим как придется и ничего не делающим для улучшения своего положения. Слуга Чичикова Петрушка, кучер Селифан, дядя Митяй и дядя Миняй, плюшкинские Прошка и Мавра, девочка Пелагея, не различающая «право и лево», нетрезвые два мужика у кабака, со спора которых, доедет или не доедет коляска до Москвы, начинается поэма — существуют в своем узком, недалеком мирке. Даже занимаясь чем-то, они либо не достигают результата, либо просто не понимают назначения этого занятия. Например, Петрушка, вроде бы читает, но следит не за содержанием и заложенном в нем смысле, а за тем, как буквы складываются в слова. Подобно ему дядя Митяй и дядя Миняй не могут развести лошадей, которые запутались в постромках.

Вместе с тем эта картина является важным, но не основным элементом поэмы. Суть ее в другом. Н. Г. Чернышевский очень точно сказал о Гоголе: «Ни в ком из наших великих писателей не выражалось так живо и ясно сознание своего патриотического значения, как в Гоголе. Он прямо себя считал человеком, призванным служить не искусству, а отечеству; он думал о себе: «Я не поэт, я гражданин». Можно поспорить с писателем-демократом в оценке художественного дара Гоголя, который, на мой взгляд, был и остается одним из непревзойденных мастеров слова в русской литературе. Но Чернышевский прав в другом — эта поэма явилась гражданским подвигом Гоголя-писателя.

Н. В. Гоголь говорил о том, что в его комедии «Ревизор» есть один положительный герой — смех. В первом томе «Мертвых душ» положительным героем является «живая душа» России. Только здесь к смеху писателя присоединяются боль, горечь и надежда. «Живая душа» России, по Гоголю, заключена в ее великой истории, ее безграничном просторе, ее величавости, таланте и мудрости ее народа.

«Мертвые души» — это поэма о России и для России. Автор показал неприглядность современного существования для того, чтобы пробудить в читателях чувство неприятия этой «омертвевшей» действительности, чтобы заставить задуматься над смыслом своего существования, о будущем страны. Понятие «мертвые души» — многопланово, оно постоянно меняет плоскость восприятия и толкования: это и умершие крепостные, и духовно омертвевшие помещики и чиновники. Причем первых нет на свете, но память о них, их делах, их труде жива, вторые, казалось бы, живут, но их интересы и образ жизни — мертвы. Их не будет, и о них не вспомнит никто, даже их потомки. Так на кого же опирается современная Русь, кто является источником ее настоящих и будущих устремлений?

Замысел «Мертвых душ» построен так, что описание России народной, России живой дано в гораздо меньших объемах, чем описание России помещичьей. Но по своему поэтическому напряжению и эмоциональному накалу место, которое занимает Россия живая в поэме, намного превосходит все остальное. В лирических отступлениях, раздумьях о судьбах народа слышится величайший гуманизм писателя. Как образно отмечали исследователи, его грустная, несущаяся «по всему лицу земли русской» песня. С особой теплотой и сердечностью автор описывает образы умерших и беглых, затерявшихся на бескрайних просторах Руси крестьян.

Гоголь восхищается их трудолюбием, выносливостью, физической силой, внутренней красотой. Экипажи каретника Михеева славились на всю округу своей необыкновенной прочностью и красотой. Плотник-богатырь Степан Пробка «все губернию исходил с топором за поясом и сапогами на плечах». Печник Милушкин мог поставить печь в любом доме. Талантливый сапожник Максим Телятников — «что шилом кольнет, то и сапоги». Еще в раннем своем творчестве Н. В. Гоголь с восхищением и любовью говорил о способностях народа, его смелости, красоте, удали, трудолюбии: т «Русский человек способен ко всему и привыкнет ко всякому климату. Пошли его жить на Камчатку, да дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу».

Вместе с тем есть у Гоголя и такая фраза: «...нет житья русскому человеку, все немцы мешают, да русские помещики шкуру дерут». Жажда свободы и угнетение толкают крестьян на бегство то в разбойники, то в бунтари, то в бурлаки, «таща лямку под одну бесконечную, как Русь, песню». Песни народа — особая тема у Гоголя: «Еще доселе загадка — этот необъятный разгул, который, слышится в наших песнях, несется куда-то мимо жизни и самой песни, как бы сгорая желанием лучшей отчизны, по которой тоскует со дня создания человек».

Тема крестьянских бунтов также представлена в поэме. Нерастраченная энергия, не находящая выхода внутренняя сила может привести к «разгулу широкой жизни». В этом состоит предупреждение и опасение писателя. Но в этом же и спасение России, путь к возрождению: «Русь! Русь! Вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросано и неприютно в тебе, открыто, пустынно и ровно все в тебе;... но какая же непостижимая... сила влечет к тебе? Почему слышится и раздается твоя тоскливая... песня? Что пророчит сей необъятный простор? Здесь ли, в тебе ли не родиться беспредельной мысли, когда ты сама без конца? Здесь ли не быть богатырю, когда есть места, где развернуться и пройтись ему?»

В лирических отступлениях Русь предстает в символическом образе птицы-тройки, олицетворяющей мощь и неисчерпаемость внутренних сил. Этот символ России оказался точным выражением ее пути, ее удивительной жизнеспособности и устремленности в будущее.

Сочинения по литературе: Образ руси в поэме Н. В. Гоголя Мертвые души. Работу над "Мертвыми душами" Гоголь начал еще в 1835 году по совету Пушкина и на сюжет, подсказанный им. Сам писатель неоднократно подчеркивал грандиозность и широту своего замысла: "...какой огромный, какой оригинальный сюжет! Какая разнообразная куча! Вся Русь явится в нем!" - сообщал он Жуковскому в 1836 году. В "Мертвых душах" Гоголь поставил самые острые и больные вопросы современной жизни. Он показал разложение крепостного строя, историческую обреченность его представителей. Вместе с тем Гоголь дал уничтожающую оценку тем проявлениям новых, буржуазных тенденций, стремлению к обогащению, носителем которых выступает Павел Иванович Чичиков.

Уже само название поэмы - "Мертвые души" - имело огромную разоблачающую силу, носило в себе, по словам Герцена, "что-то наводящее ужас", "иначе он не мог назвать; не ревизские - мертвые души, а все эти Ноздревы. Маниловы и все им подобные - вот мертвые души, и мы их встречаем на каждом шагу" "Уездный сентиментальный мечтатель", "размазня", по слову Белинского. Манилов, казалось бы, не только безобиден, но и приятен в своем обращении. Он услужлив, любезен, гостеприимен. Манилов мечтает о "благополучии дружеской жизни", строит фантастические планы будущих усовершенствований. Но это пустой фразер, "небокоптитель", у которого слова расходятся с делом. Коробочка - жадная накопительница, "дубиноголовая", как ее назвал Гоголь, лишенная всяких других чувств стяжательница. Крохоборство, скупость, мелочная алчность, подозрительность, полное отсутствие всяких интересов отличает эту провинциальную помещицу, одну "из тех матушек небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов".

Ярким типом, сочетающим в себе наглость, лживость, назойливость, беспринципность и полную неразборчивость в средствах для достижения своих корыстных и низменных целей, является плут и негодяй Ноздрев. Помещик Собакевич как бы символизирует мрачный и тяжеловесный крепостной уклад. Это - заядлый и убежденный крепостник, цинично обнажающий свою грубую и человеконенавистническую натуру. Он враждебно относится ко всему новому, для него ненавистна сама мысль о "просвещении". Замыкает эту галерею Плюшкин - предел человеческого падения, страшная карикатура на собственника. Среди мировых образов скупца, созданных Шекспиром, Мольером, Пушкиным, Бальзаком. Плюшкин занимает особое место, выделяясь утратой всего человеческого. Скупость стала его болезнью, страстью. Это даже не столько комическая, сколько трагическая фигура.

Страшному в своей неподвижности и косности миру помещиков, цепляющихся за старое, живущих в сфере патриархально-крепостнических устоев, противостоит ловкий и предприимчивый аферист Павел Иванович Чичиков, на скупке которым "мертвых душ" - крепостных, еще числившихся в ревизских списках, основан сюжет поэмы. Чичиков - человек новой формации. Он делец, "приобретатель", "рыцарь копейки", в котором уже сказались отрицательные черты проникновения в Россию новых буржуазно-капиталистических веяний, растущего значения денежных отношений. Показное благополучие Чичикова - лишь маска, прикрывающая беспредельный эгоизм и душевную нечистоплотность. Сатира, "смех" Гоголя в "Мертвых душах" проникнуты горьким раздумьем, напряженным, скорбным чувством автора. Показывая все уродство и духовное убожество своих героев, он все время переживает утрату в них человеческого начала. Это "смех сквозь слезы", как определил писатель своеобразие своего творческого метода. Поэму восторженно приветствовал Белинский, увидевший в ней "творение чисто русское, национальное, выхваченное из тайника народной жизни, столько же истинное, сколько и патриотическое, беспощадно сдергивающее покров с действительности и дышащее страстною, кровною любовию к плодовитому зерну русской жизни: творение необъятно художественное...

Даже величайший гений недалеко бы ушел, если бы он захотел производить все из самого себя... Если есть в нас что-либо хорошее, так это сила и способность использовать средства внешнего мира и заставлять их служить нашим высшим целям.

Поэма "Мертвые души" - вершина творчества Н. В. Гоголя. В ней великий русский писатель правдиво изобразил жизнь России в 30-х годах XIX века. Но почему Гоголь называет свое произведение поэмой? Ведь обычно под поэмой понимается крупное стихотворное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом. Но перед нами прозаическое произведение, написанное в жанре романа-путешествия.

Все дело в том, что замысел писателя не нашел полного воплощения: вторая часть книги сохранилась частично, а третья так и не была написана. Законченное произведение должно было по замыслу автора соотноситься с “Божественной комедией” Данте. Три части “Мертвых душ” должны были соответствовать трем частям поэмы Данте: “Ад”, “Чистилище”, “Рай”. В первой части представлены круги российского ада, а других частях читатель должен был увидеть нравственное очищение Чичикова и других героев.

Гоголь надеялся, что своей поэмой он реально поможет “воскрешению” русского народа. Такая задача требовала особой формы выражения. И действительно, уже некоторые фрагменты первого тома наделены высоким эпическим содержанием. Так, тройка, в которой Чичиков покидает город NN, незаметно преображается в “птицу тройку”, а затем становится метафорой всей Руси. Автор вместе с читателем как бы взлетает высоко над землей и оттуда созерцает все происходящее. После затхлости закостеневшего жизненного уклада в поэме появляется движение, простор, ощущение воздуха.

Само движение при этом называется “Божьим чудом”, а мчащаяся Русь именуется как “вдохновенная Богом”. Сила движения все нарастает, и писатель восклицает: “Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке?.." Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.”

Теперь становится ясно, почему именно Чичиков выступает в роли “любителя быстрой езды”. Именно он по замыслу Гоголя должен был в следующей книге духовно возродиться, слиться с душой России. Вообще замысел "изъездить вместе с героем всю Русь и вывести множество самых разнообразных характеров" дал возможность писателю выстроить по-особенному композицию поэмы. Гоголь показывает все слои России: чиновников, крепостников и простой русский народ.

Образ простого русского народа неразрывно связан в поэме с образом Родины. Русские крестьяне находятся на положении рабов. Господа мо гут продать, обменять их; как простой товар оценивается русский мужик. Помещики не видят в крепостных людей. Коробочка говорит Чичикову: "Пожалуй, я тебе дам девчонку, она у меня знает дорогу, только ты смотри! не завези ее, у меня уже одну завезли купцы". Хозяйка боится потерять часть своего хозяйства, совершенно не думая о человеческой душе. Даже мертвый крестьянин становится предметом купли-продажи, средством наживы. Русский народ умирает от голода, эпидемий, произвола помещиков.

Писатель образно говорит о забитости народа: "Капитан-исправник, хоть сам и не езди, а пошли только на место себя один картуз свой, то один этот картуз погонит крестьян до самого места их жительства". В поэме можно встретить дядю Митяя и дядю Миняя, которые не в состоянии развести лошадей на дороге. Дворовая Пелагея не знает, где правая сторона, где левая. Но чему могла научиться эта несчастная девочка у своей "дубинноголовой" хозяйки?! Ведь для чиновников и помещиков крестьяне - это пьяницы, бестолковые, не способные ни к чему люди. Поэтому некоторые крепостные бегут от своих хозяев, не выдержав такой жизни, предпочитают тюрьму возвращению домой, как крестьянин Попов из имения Плюшкина. Но Гоголь рисует не только ужасные картины народной доли.

Великий писатель показывает, насколько русский человек талантлив и богат душою. Образы замечательных мастеровых, народных умельцев встают перед глазами читателя. С какой гордостью Собакевич говорит о своих умерших крестьянах! Каретник Михеев делал отличные экипажи и работу свою выполнял на совесть. "А Пробка Степан, плотник? я голову прозакладую, если вы где сыщете такого мужика", - убеждает Чичикова Собакевич, рассказывая об этом богатырского сложения человеке. Кирпичник Милушкин "мог поставить печь в каком угодно доме", Максим Телятников шил прекрасные сапоги, и "хоть бы в рот хмельного". Не был пьяницей русский мужик, говорит Гоголь. Эти люди привыкли хорошо работать, знали свое ремесло.

Смекалка и оборотистость подчеркивается в образе Еремея Сорокоплехина, который "в Москве торговал, одного оброку приносил по пятисот рублей". Работоспособность простых крестьян признают и сами господа: "Пошли его хоть в Камчатку, дай только теплые рукавицы, он похлопает руками, топор в руки, и пошел рубить себе новую избу". Любовь к народу-труженику, мужику-кормильцу слышится в каждом авторском слове. Гоголь с огромной нежностью пишет о "расторопном ярославском мужике", собравшем русскую тройку, о "бойком народе", "бойком русском уме".

Замечательно умеет русский человек использовать богатство народного языка. "Выражается сильно российский народ!" - восклицает Гоголь, говоря о том, что нет слова в других языках, "которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово".

Но все таланты и достоинства простого народа еще сильнее оттеняют его- тяжелое положение. "Эх, русский народец! Не любит умирать своей смертью!" - рассуждает Чичиков, просматривая бесконечные списки умерших крестьян. Безрадостное, но правдивое настоящее нарисовал Гоголь в своей поэме.

Однако у великого писателя-реалиста была светлая уверенность в том, что жизнь в России изменится. Н. А. Некрасов писал о Гоголе: “Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья.”

Истинный патриот своей страны, страстно желавший увидеть счастливым русский народ, Николай Васильевич Гоголь бичевал уничтожающим смехом современную ему Россию. Отрицая крепостническую Русь с ее "мертвыми душами", писатель выражал в поэме надежду на то, что будущее Родины не за помещиками или “рыцарями копейки", а за великим русским народом, хранящим в себе небывалые возможности.