Смех сменяется грустью по комедии гоголя ревизор. Отчего в «Ревизоре» смех звучит сквозь слезы (Гоголь Н. В.). Он проповедует любовь Враждебным словом отрицанья… Н. А. Некрасов

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь «решился собрать в одну кучу все дурное в России…и за одним разом посмеяться над всем». В пьесе писатель рисует сатирические образы чиновников и комичные ситуации с их участием. Однако обличая пороки общества, Гоголь закладывает мысль об актуальности поставленной им проблемы, отчего смех и звучит в комедии «сквозь слезы».

Для более точного понимания образов героев читателем, Гоголь дает описание портрета, характера, манер речи и прочих деталей каждого персонажа в афише. Благодаря данному приему, еще до начала действия становится известно о взяточничестве городничего, о «чистосердечии и простоте» Хлестакова, об услужливости и суетливости Земляники, а также о других чертах жителей города N. Посредством точного описания каждого из героев, автор подчеркивает сатиричность образа каждого из них и помогает читателю узнать себя в каком-либо персонаже. Это необходимо для осуществления поставленной Н.В. Гоголем задачи: заставить общество задуматься об общечеловеческих пороках и искоренить их.

Стоит обратиться и к ситуациям, воссозданным писателем. Так, например, у судьи Ляпкина-Тяпкина в суде «сторожа завели домашних гусей с маленькими гусенками». Как бы комично не звучал данный факт, он говорит о безответственности человека, занимающего пост судьи. Хотя и к своим служебным обязанностям Ляпкин-Тяпкин относится несерьезно: "...Я вот уж пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну.”. Так же безответственен и смотритель богоугодных заведений Земляника. Герой давно махнул на все рукой: он знает о воровстве в больницах, но ему совсем нет до этого дела. О своих пациентах Земляника заявляет: “Умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”. Безалаберное отношение к службе проявляет и почтальон Шпекин: герой обожает читать чужие письма, а понравившиеся и вовсе оставляет себе на память. Рисуя быт жителей города N, Н.В. Гоголь дает читателю понять, что не так смеша его пьеса, как она печальна.

Отдельное внимание стоит уделить самому яркому персонажу комедии – Хлестакову. Он обычный канцелярский работник и заядлый игрок в «картишки», любить врать и сам легко верит своему вранью. Когда герой понимает, что его признали за ревизора, он быстро вживается в роль, о чем можно сделать вывод из монологов Хлестакова. Например, Хлестаков рассказывает, что с Пушкиным он «на дружеской ноге», да и вообще часто видит литераторов. Герой присвоил себе авторство многих известных произведений, а дом его известен на весь Петербург («Так уж и известен: дом Ивана Александровича.»). Столь актуальный характер, воплощенный Гоголем в комедии, породил понятие «Хлестаковщины», смысл которого заключается во вранье и притворстве, в умении примерять на себя «маски» и убедительно вживаться в роль. Образ Хлестакова как никакой другой доказывает печальность сатиры Н.В. Гоголя.

Таким образом, в комедии «Ревизор», Н.В. Гоголь сатирически обличил общечеловеческие пороки, заставив читателя задуматься о необходимости борьбы с ними.


Автор бессмертного «Ревизора» отмечал, что только смех являет собой положительного героя. Николай Васильевич Гоголь при работе над произведением ставил задачу «собрать в одну кучу все дурное в России» и высмеять царящие нравы.

Описанная Гоголем история - типична для его современности. Обличая пороки уездного чиновничества, автор саркастически показал эту печальную картину, поэтому смех в его произведении звучит «через слезы».

Образы действующих лиц представлены довольно детально и даже через «говорящие» фамилии. При этом у читателя есть возможность дополнять представление о них через комические ситуации, в которые автор постоянно ставит персонажей.

К примеру, ничтожный столичный чинуша Хлестаков хвастает перед супругой городничего знакомством с Пушкиным: он якобы с ним «на дружеской ноге» и сам является автором целого ряда общеизвестных произведений. Глупый мнимый ревизор не осознает, что несет полную чушь, но подавленные страхом окружающие даже и не мыслят ставить под сомнения невероятные истории Хлестакова.

Иной персонаж – судья Ляпкин-Тяпкин «берет взятки борзыми щенками», это он считает естественным, но абсолютно ничего не смыслит в судебных делах по причине недостатка образования. Опекающий богоугодные заведения Земляника тоже отличается оригинальностью. Для него пациент «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». В больницах царит беспорядок, но больные якобы «как мухи выздоравливают». При этом в голову сразу приходит иной созвучный фразеологизм. А полицейские в городе NN право следить за порядком толкуют как вседозволенность. Они сами склонны к совершению бесчинств, что подтверждает Держиморда, говоря о том, что «фонари под глазами» они ставят и правым, и виноватым.

Таким образом, гротескное изображение властей определенного уездного городка вызывает естественный хохот. Но смех в комедии присутствует не ради забавы, ему автор отвел более важное значение – осмеяние реализма. Это доступный способ разоблачения развращенных нравов верхушки общества и преступной действительности, царящей на всей территории России

Обновлено: 2017-01-29

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме

Смех сквозь слёзы... Что присутствует в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? Конечно, это юмор, за которым прячется суть этой комедии. В небольшом городке отражается вся Россия, в которой творятся такие беспорядки, как казнокрадство, взяточничество, невежество и произвол. Все эти пороки мы наблюдаем по ходу комедии. В городе высшим руководителем является городничий. Он-то и виноват в большинстве совершенных ошибок, вызывавших у зрителей «смех сквозь слёзы…». После объявления о приезде ревизора городничий сразу отдаёт распоряжения своим подчиненным о принятии спешных мер в больнице, суде, школах.

Забавно слушать при этом глубокомысленное мнение самого "просвещенного и вольнодумного" человека в городе, Аммоса Федоровича Ляпкина-Тяпкина, который объясняет этот приезд политическими причинами, тем, что Россия хочет вести войну. Эта сцена даёт представление о положении дел в городе. Везде беспорядок и грязь. В суде сторож развёл гусей, конечно, это не допустимо в таком заведении, но это не значит, что судья может просто так пустить их на обед, не спросив сторожа. В этом мы видим одно из перечисленных пороков – произвол.

Вспомним, с какой готовностью воспринимает почтмейстер просьбу городничего "немножко распечатать и прочитать" каждое прибывающее в почтовую контору письмо. Много интересных и забавных моментов связано с Хлестаковым. Этот молодой человек по сути ничего собой не представляет, но поражает то, как он вдохновенно и артистично лжёт, а чиновники верят каждому его слову и не замечают прорех в этом вранье. Но лжёт не только Хлестаков, но и все герои комедии, пытаясь произвести впечатление на ревизора. Городничий утверждает, что к отвращению относится к карточным играм, по его мнению, уж лучше время потратить «на пользу государственную».

А поступает совершнно иначе. После мы наблюдаем ещё один порок – взяточничество. Все чиновники дают взятки ревизору, а Хлестаков охотно их принимает, с каждым разом запрашивая всё больше «денег нет у вас, взаймы рублей тысячу?». Жена и дочка городничего активно готовятся к приезду «столичной штучки», по его приезду они флиртуют с ним, а Хлестаков, не зная кого выбрать, мечется то к одной даме, то к другой. Уезжая, он обещает жениться на Марье Антоновне, и, конечно же, все поверили. А городничий и его жена уже вовсю фантазируют о жизни в Питере и о назначении городничего на должность генерала. Одним из пороков комедии помогает узнать правду о Хлестакове и ревизоре «Вижу письмо, а адрес на Почтамтскую улицу от ревизора. Я взял да и распечатал».

Хлестаков открывает всю правду о чиновников в этом письме. Но вместо того, чтобы понять и исправиться, чиновники злятся на него и горюют о своих деньгах. В конце приезжает настоящий ревизор, и можно сказать, что судьба всех справедливо рассудила.

Как в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» звучит авторский «смех сквозь слезы»?

Положительный идеал Н.В. Гоголя в комедии «Ревизор» звучит во всем пафосе повествования, в структуре и стиле ко­медии, в авторском отношении к описываемому. И сам автор писал: «Странно: мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благород­ное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ее. Это че­стное, благородное лицо был - смех».

Гоголь задумывал «общественную» комедию в духе Арис­тофана, где мы видим сочетание грубого комизма и полити­ческой сатиры. Одновременно писатель стремился создать на­циональную по духу комедию, передающую всю абсурдность реальной русской жизни. «Я хотел собрать в одну кучу все дур­ное в России и за одним разом… посмеяться надо всем», - пи­сал Гоголь.

Исследователи и критики отмечали оригинальность этого произведения - в нем отсутствовал любовный элемент, не было положительных героев. Но в пьесе этой видели острую социальную и моральную сатиру. И от этого она только выиг­рала. Какие же приемы использует писатель?

Один из них - использование алогизмов, основанных «на внешне абсурдных умозаключениях». И мы видим это уже в самой завязке. Бобчинский и Добчинский явились к Город­ничему со своим сообщением о том, что в гостинице уже две недели живет молодой человек, денег не платит, заглядывает в тарелки к посетителям, и подорожная прописана ему в Сара­тов. Из всех этих фактов чиновники и Городничий делают вывод, что перед ними - ревизор. Здесь как раз мы видим использование такого алогизма.

Сатира Гоголя проявляется и в его обрисовке образов го­родских чиновников. И здесь, действительно, воплощен ав­торский смех «сквозь слезы». В городе царят беспорядки, кру­гом - воровство и произвол. Городничий берет взятки с куп­цов, с родителей рекрутов, присваивает деньги, предназна­ченные на строительство церкви, подвергает розгам унтер-офицерскую вдову, не выдает продуктов арестантам. На ули­цах города - «кабак, нечистота». Судья, занимающий эту долж­ность в течение 15 лет, берет взятки «борзыми щенками». В бумагах его «сам Соломон не разрешит, что… правда и что неправда». Попечитель богоугодных заведений Земляника считает, что простой человек «если умрет, то и так умрет; если выздоровеет, то и так выздоровеет». Вместо овсяного супа он дает больным одну капусту. Почтмейстер Шнекин вскрывает чужие письма и оставляет их у себя. Словом, за каждым из чиновников водятся грехи, которые и порождают в душе у них чувство страха. Семейственность, кумовство, взяточничество, карьеризм, чинопочитание, формальное отношение к делу и неисполнение своих прямых обязанностей, невежество, не­высокий интеллектуальный и культурный уровень, пренебре­жительное отношение к народу - эти черты свойственны миру городских чиновников в комедии Гоголя.

Для создания этих образов писатель использует различ­ные художественные средства: авторские ремарки, письма (в письме Чмыхова очерчены некоторые личностные качества Городничего, в письме Хлестакова Тряпичкину дана уничи­жительная характеристика всех чиновников), комические ситуации (Антон Антонович вместо шляпы надевает бумаж­ный футляр). Речь героев индивидуализирована. Так, Город­ничий часто употребляет канцеляризмы, просторечия, бран­ные слова, идиоматические выражения. Язык Сквозник-Дму­хановского по-своему яркий, образный, в речи звучат порой иронические интонации («до сих пор… подбирались к другим городам», «добрался до Александра Македонского», «задам перцу», «какие пули отливает!»).

Исследователи отмечали, что внутренняя пружина, скреп­ляющая и развивающая отношения героев, - это желание ге­роев (Хлестакова и Городничего) стать выше. Сквозник-Дму­хановский прямо говорит зрителям о своей мечте, Хлестаков тоже хочет, по словам Гоголя, «сыграть роль чином выше сво­его собственного». И это единство Хлестакова и Городничего создает трагикомический гротеск пьесы, делает возможной исключительную ситуацию присутствия в городе лжеревизора. Показательна в этом плане сцена вранья Хлестакова. Мно­гие критики считают ее кульминационной, так как герой фак­тически подтвердил, что он - важный чиновник. Однако автор разоблачает своего персонажа одной маленькой ремаркой. За­метив то, что его «завтра же произведут в фельдмаршалы», Хле­стаков поскользнулся и «чуть-чуть не шлепнулся на пол». Так нам открывается авторская позиция: Н.В. Гоголь смеется над тем, что пустышку приняли за значительного человека.

Таким образом, авторская позиция проявляется в том, что в пьесе нет положительных героев. В комедии часто звучит смех, но критический, сатирический, обличительный пафос комедии - это грустный взгляд автора на российскую дей­ствительность, это смех «сквозь слезы».

Здесь искали:

  • сатирический пафос комедии ревизор
  • сочинение грусть сквозь смех в комедии гоголя ревизор
  • почему смех в ревезоре Гоголя звучит сквозь слезы?