Как составить план рассказа кто хозяин. Планирую литературное чтение

Пересказ тренирует память, мышление и речь ребенка. Учит детей грамотно, последовательно излагать свои мысли. Однако не всем детям пересказ дается легко. Причины, почему ребенок не умеет пересказывать самые разные:

  • трудности в запоминание текста
  • трудности в выделение главного и второстепенного в тексте
  • сложности в оформлении речевого высказывания (знаю, а сказать не могу)

К каждой из перечисленных проблем подходим индивидуально. Если у ребенка проблемы с запоминанием, то делаем упор на составление плана пересказа, который поможет ребенку вспомнить и произвести прочитанное. Так же необходимо тренировать общую память ребенка с помощью развивающий игр по типу Мемо.

Если ребенок не умеет выделять главное и второстепенно в тексте, путается с логикой повествования, то акцент следует делать на беседу по прочитанному произведению.

Если у ребенка есть сложности в формулировании мысли, необходимо общее развитие речи ребенка. Как можно чаще общайтесь с ребенком, придумывайте сказки, составляйте рассказы-описания.

А теперь давайте рассмотрим общий алгоритм обучения пересказу. Данная последовательность работы подходит детям всех возрастов.

1. Предварительная работа с текстом

Предварительная работа с текстом включает в себя объяснение непонятных ребенку слов, (терминов и словосочетаний), которые в дальнейшем будут встречаться в тексте для пересказа.

2. Чтение текста

Дошколятам читают родители, школьники же сами прочитывают текст. При чтении важна не скорость, а понимание. Убедиться, что ребенок правильно понимает смысл произведения можно с помощью уточняющих вопросов в конце каждого абзаца.

3. Беседа по прочитанному произведению

Пообщайтесь с ребенком. Выясните, что он понял из прочитанного, запомнил ли он всех героев? Понимает ли он мотивы и действия персонажей?

4. Повторное чтение

Повторное чтение проводится, если Вы видите, что ребенок не запомнил большее количество информации. Если текст короткий и простой, повторное чтение можно не делать.

5. Составление плана пересказа

Научить ребенка пересказывать текст помогает пошаговый план. План может быть словесным (используется для школьников) и иллюстративный (используется для детей дошкольного и школьного возраста).

Учить школьника пересказывать текст предпочтительнее с помощью письменного, а не иллюстративного плана. Т.к. полученные навыки составления письменного плана помогут вашему ребенку с изложениями и сочинениями на уроках русского языка. План может быть развернутый и сокращенный. Пример развернутого плана: «В первом абзаце автор рассказывает нам о том, как кошка решила съесть воробья». Данное предложение записывается в тетрадь и является опорой при пересказе. Сокращенный же план составляется по ключевым словам «Кошка, голодная, воробей».

Иллюстративный план – картинки, сюжетные или предметные, по которым ребенок восстанавливает происходящие события. Хороший пример сюжетных картинок: шпаргалки для мамы "Рассказы в картинках. 3 - 10лет"

Так же план для будущего пересказа ребенок может нарисовать сам или с помощью взрослого. Зарисовывать следует быстро и схематично. Не нужно рисовать дедушку целиком, достаточно просто наметить бороду или усы.

6. Непосредственный рассказ ребенка

Ваш малыш начал рассказ, не перебивайте, слушайте внимательно. При затруднении помогайте наводящими вопросами. Можно деликатно поправлять. Пересказывать станет интереснее, если включить элементы игры. Вырежете в листе картона окошечко и скажите, что сегодня он будет рассказывать «О кошке» по телевизору. Этот нехитрый прием поможет ребенку заниматься с удовольствием!

Чем старше ребенок, тем более сложные требования предъявляют учителя к пересказу. В средних и старших классах педагоги задают пересказы по биологии, истории и др. Помните, что лучше всего запоминается структурированная информация. Поработайте с текстом, выделите основные моменты, которые обязательно нужно включить в пересказ.

Пересказ полезен только в том случае, если ребенок понимает его содержание, иначе пересказ превращается в неинформативную зубрежку. В случае необходимости помогите ребенку разобраться в материале. Взрослым тоже бывает полезно освежить школьные знания!

Сегодняшняя тема, напрямую относится к тематике блога. А именно, — как работать с книгой.

Ведь не секрет, что довольно часто прочитал что-то, — тут же забываешь. Или сразу или чуть позже. Все попытки вспомнить – о чем читал, заканчиваются безрезультатно.

Почему же такое происходит?

Причин несколько:

бессистемность нашего чтения. Читаем все подряд, что попадается, не преследуя определенной цели. «Чтобы быть в курсе», «чтобы получить удовольствие от чтения», «чтобы……». Новой информации просто не за что зацепиться, нет информационного дерева, о чем я писал

— наша рассеянность и невнимательность. Читаем, а думаем о чем-то своем. О внимании я даже написал книгу .

— неправильное чтение. Это уже ближе к нашей теме. Ведь читать–то мы все умеем. Так мы думаем. На самом деле – это не совсем так.

Чаще мы умеем лишь складывать буквы в слова, слова в предложения. Хотя при чтении, например, художественного текста – более важным является умение создавать образы из прочитанных слов, предложений.

Кстати образы, которые мы видим с экрана ТВ – это уже готовые образы, которые мозг просто считывает, не проводя никакой работы. Поэтому пользы для умственного развития – мало. Мозг должен сам создавать образы, тогда он развивается, а это происходит именно при чтении.

Как бывает жалко, когда прочитав нечто увлекательное, уже через несколько дней забываешь – и имена героев и то, чем говорилось в книге.

Об одном методе избежать этого я писал в статье « ».

Сегодня – рассмотрим еще один способ. Он вполне применим к любой текстовой информации, в том числе и нехудожественной.

Что является важным при чтении нехудожественного текста?

Важно понять структуру прочитанного: отдельные блоки и центральную идею, объединяющую эти блоки.

Помочь в этом может составление плана. О нем и поговорим ниже.

Психология подсказывает, что записанное полнее и лучше усваивается, способствует запоминанию. Коэффициент усвоения будет выше, если прочитав 1 000 слов, затем это кратко изложить в 50 словах. Свертывание информации – необходимый навык, когда информации очень много.

Свернуть информацию можно в виде плана. Хотя существует множество других способов письменной фиксации, о чем я писал в своих статьях:

Самый простой способ – это составить план прочитанной книги. Этот прием поможет лучше понять и усвоить прочитанное.

Почему это происходит?

Потому что подключается мыслительная деятельность. Мы мысленно обрабатываем текст, пытаемся понять его структуру, чтобы затем изложить ее на бумаге. Мы думаем, напрягаемся и это сказывается на понимании и запоминании.

Что такое план книги или статьи?

Это перечень основных мыслей, расположенный в последовательности отражающей логику того о чем говорит автор.

План бывает простой и сложный.

Простой, состоит из главных пунктов.
I.
II.
III.

Сложный, включает еще и подпункты. Он более раскрывает содержание текста, когда одна мысль раскрывается через несколько других, выделенных в подпункты:
I.
1)
2)
II.
1)
2)

План помогает выработать умение сжато делать записи, излагать свои мысли, а также быстро восстанавливать в памяти прочитанное.

Для информации: скажу лишь, что помимо простого и сложного вида плана существуют и такие: вопросный, назывной, тезисный, план – опорная схема, комбинированный. Но мы остановимся на самых простых видах.

Как составить план?

Чтобы составить план, надо последовательно задавать себе в процессе чтения вопрос «о чем здесь говорится?». И затем с помощью этого вопроса выявлять главные мысли и записывать их в виде пунктов плана.

Общий подход:

1. Нужно прочесть текст.

2. Разделить текст на части и выделить в этих частях главные мысли.

3. Эти мысли послужат в качестве заголовков плана.

4. Проверить все ли главные мысли включены в план. Для этого еще раз пробежаться по тексту.

Замечу, что план не передает фактического содержание текста, а лишь указывает на него. Но при понимании сути содержания этого бывает достаточно, чтобы восстановить отдельные детали по памяти.

Существенны два момента:

1. Анализ текста и выделение основных частей.
2. Выяснение основной мысли/идеи в каждой части.

Здесь полезны следующие навыки:
— навык выделять существенное и не путать с второстепенным.
— навык излагать мысли своими словами.

Написание плана рассказа - обязательный элемент школьного образования. Без хорошего плана трудно написать хороший рассказ, поэтому необходимо разобраться, как правильно составить план рассказа.

Составление плана рассказа

Если вы решили приступить к написанию собственного литературного произведения, то, прежде всего, вам необходимо упорядочить свои идеи. Не забывайте записывать всю информацию, относящуюся к вашей работе. В голове удержать много информации сложно, а не запутаться в ней еще сложнее.

  1. Определитесь с темой рассказа.
  2. Подумайте, какие подтемы вы хотите раскрыть в своем произведении.
  3. Составьте список действующих лиц: их имена, род занятий, особенности внешности и характера, взаимоотношения между собой. На каждого героя необходимо подготовить краткую характеристику. Перечень характеристик должен напоминать тот, который предшествует пьесам, например, Игорь Игнатьевич, помещик, 48 лет. Женат на Наталье Игоревне. Любит охоту. После пережитых на войне потрясений заикается.
  4. Отталкиваясь от основных подтем, напишите детальный план рассказа. Он должен включать не только основные пункты, но и подпункты второго и третьего уровней. Для облегчения работы, сразу записывайте ориентировочный объем каждой части. План должен быть гармоничный, его части связаны между собой в логической последовательности. Проработайте его тщательно, тогда дальнейшая работа пойдет легче, а результат будет качественнее. Хороший план должен сжато и точно передавать содержание рассказа.
  5. Постарайтесь во время написания рассказа не «растерять» своих героев и довести сюжетную линию каждого из них до логического завершения. Одним из главных залогов успеха написания рассказа являются удачные кульминация и развязка. Ведь именно они остаются в памяти читателя после завершения чтения произведения.
  6. После того, как работа над планом будет завершена, необходимо тщательно проверить ваш план (а в последствии и рассказ) на наличие различного рода ошибок.

План готового текста

Составления плана - обязательный компонент анализа уже написанного рассказа. Он помогает запомнить содержание произведения, структурировать его события в логической последовательности, определить взаимосвязь между отдельными частями.

  1. Для начала прочитайте рассказ, определите его основную тему, выделите имена главных героев.
  2. Разделите текст на четыре части:
    • завязку;
    • развитие сюжета;
    • кульминацию;
    • развязку.
  3. Эти пункты и будут костяком вашего плана. При необходимости, разделите каждую из этих частей на несколько более мелких, отмечая в уме или в тексте начало каждой из них.
  4. Перечитайте первую часть. Озаглавьте ее. Название должно быть лаконичным и емким. Постарайтесь одним предложением передать саму суть этого фрагмента рассказа.
  5. Проделайте эти же процедуры с другими частями.

Виды планов

Иногда в задании требуют составить план определенного типа. Для того, чтобы с этим справиться, необходимо ознакомиться с основными четырьмя видами планов:

  • вопросный. Каждый пункт плана представляет собой вопрос, ответ на который передает суть данного фрагмента (Куда пошел Тарас после школы?);
  • тезисный. Содержание пункта выражается через тезисы глагольного строя - краткая формулировка основного положения конкретной части, содержащая в себе глаголы (Тарас пошел на стадион);
  • назывной. План из тезисов, которые выражены именами существительными (Тарас на стадионе);
  • план-опорная схема. Данный план состоит из отрывков предложений, которые несут основную смысловую нагрузку (План Тараса - поход на стадион);
  • комбинированный. Такой план может содержать в себе нескольких разных видов планов.

Композиция текста

При составлении плана рассказа следует придерживаться классической композиции:

  1. Вступление - в этом разделе необходимо ознакомить читателя с местом и временем действия, а также частью ключевых персонажей.
  2. Завязка - опишите событие, которое привело к дальнейшему развитию истории.
  3. Развитие действий - наибольшая по объему часть рассказа.
  4. Кульминация - наивысшая точка развития событий.
  5. Развязка - заключение, которое рассказывает, чем обернулись для героев их действия.

Как видите, умение грамотно составить план незаменимый навык при анализе и запоминании текстов. Написать хороший рассказ будет нелегким занятием, если его структура четко и логично не изложена в виде списка пунктов и подпунктов.

Когда план готов, можно приступить и к написанию рассказа, полезную информацию по написанию рассказа можно найти в статье .

Литературное чтение — боль. И учебник неплохой, и составлен хорошо. Но как представлю, ЧТО нужно знать к аттестации, становится плохо. И тут два варианта: первый — плюнуть на оценку и заниматься в своё удовольствие, второй — всё же подзубрить имена-отчества, соответствия текстов разделам и прочую не очень нужную в данном возрасте «мишуру», за которой настоящей литературы и не видно. А пока я взяла и изучила текст планирования к литературному чтению учителя начальной школы и сделала краткий конспект.

Учебник Л.Ф. Климановой

Цели изучения:

  • беглое выразительное чтение вслух, навык чтения про себя;
  • умение работать с разными видами информации;
  • навык активного слушания;
  • формирование нравственно-эстетического отношения к людям и миру, интереса к чтению;
  • умение самостоятельно отбирать книги для чтения;
  • развитие образного мышления и поэтического слуха;
  • расширение кругозора и умения связанно излагать свои мысли.
  • уметь различать тексты: описания, рассуждения, повествования;
  • уметь соотносить заглавие с содержанием текста, определять тему произведения, его главную мысль и дополнительную информацию;
  • уметь озаглавить текст, составить план текста;
  • знать: что такое сказка, рассказ, загадка, пословица, поговорка, считалка, прибаутка, стихотворение, сравнение, олицетворение, эпитет, метафора, ритмичность, музыкальность речи;
  • отличать художественные тексты от научно-познавательных;
  • уметь пересказывать выборочно, кратко (основная мысль) и полно (используя цитаты);
  • читать по ролям, писать изложение и сочинение.

В школе на литературное чтение в 3 классе отводится 136 часов, то есть — 4 часа в неделю. Дома, нам, наверное, придётся больше заниматься.

А вот интересно — цели , которые ставят перед собой учителя начальных классов, вернее, Минобрнауки России. Чему должны детей научить уроки лит. чтения? Оказывается, многому. И это «многое» для меня даже частично неожиданное. Судите сами:

  • сформировать чувство гордости за свою Родину и российский народ;
  • способствовать становлению ориентации на гуманистические и демократические ценности;
  • сформировать целостный взгляд на мир в единстве и разнообразии культур и религий;
  • воспитание художественного вкуса на основе заучивания наизусть произведений худ. литературы;
  • развитие этики, доброжелательности, понимания, сопереживания, толерантности;
  • начальная адаптация к школе (только в 3 классе!);
  • формирование социальной роли обучающегося, осознание смысла учёбы, нравственных норм общения;
  • сотрудничество со сверстниками и взрослыми, навык избегания конфликтов на основе прочитанных произведений;
  • мотивация к творчеству, установка на здоровый образ жизни.

Метапредметные навыки:

  • ставить цель и искать средства для её осуществления;
  • планирование, контроль и оценка учебных действий;
  • умение конструктивно действовать в ситуациях неудач и неуспеха;
  • умение находить информацию в справочниках, словарях, энциклопедиях и других источниках информации;
  • умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать;
  • умение слушать собеседника, принимать его точку зрения и отстаивать свою;
  • распределять роли в совместной деятельности;
  • разрешать конфликты.

План по изучению в соответствии с содержанием учебника

Первые книги — 5 часов

  • Иметь представление о первых печатных книгах.
  • Знать, как выглядели книги Древней Руси, имя первопечатника, при ком была напечатана первая книга.
    • Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Федоров.
    • Первая «Азбука». Наставления Библии.

Жизнь дана на добрые дела — 19 часов

  • Основные понятия раздела: поступок, честность, верность слову.
  • Объяснять смысл старинных пословиц. В.И. Даль – собиратель пословиц.
  • Пословицы разных народов о человеке и его делах.
  • Пословицы и поговорки русского народа.
  • Уметь объяснить изречения мудрых людей и соотносить их с современностью.
  • Уметь определять тему и название выставки книг. Группировать книги по подтемам. Представлять и обосновывать свой выбор книги.
  • Уметь читать про себя небольшой текст с последующим пересказом его содержания. Читать вслух бегло, осознанно, правильно в темпе чтения не менее 70 слов в минуту.
  • Уметь самостоятельно выбирать эпизоды, ситуации из произведения для ответа на вопросы и задания учебника.
  • Знать определения терминов «юмористический рассказ», «подробный пересказ», «выборочный пересказ».
  • Уметь устанавливать соответствие между автором и названием произведения.
  • Уметь составлять отзыв о прочитанном произведении, делить пословицы по смыслу на группы.
  • Давать эстетическую и нравственную оценку поступков героев произведения, обсуждать данные оценки.
  • Знать определение термина «притча».
    • Н. Носов. «Огурцы». Смысл поступка. Характеристика героя.
    • М. Зощенко. «Не надо врать». Смысл поступка. Характеристика героев. Пересказ.
    • Л. Каминский. «Сочинение».
    • М. Зощенко. «Через тридцать лет». Поступок героя.
    • Н. Носов. «Трудная задача».
    • Притча.
    • В. Драгунский. «Где это видано, где это слыхано». Инсценирование.

Волшебная сказка — 14 часов

  • Основные понятия раздела: народные сказки, присказка, сказочные предметы. Виды сказок.
  • Уметь относить сказки к одному из видов: сказки о животных, бытовые сказки, волшебные сказки.
  • Уметь объяснять основные понятия.
  • Волшебные сказки. Уметь определять отличительные особенности волшебной сказки. Знать структуру волшебной сказки. Уметь находить волшебные события, предметы, герои, чудеса, сказочные формулы начала и конца.
  • Уметь кратко пересказать содержание от лица одного из героев. Определить в чем волшебство сказки.
  • Давать характеристику персонажей сказки, подтверждать свой ответ примерами из текста.
  • Знать о художниках-иллюстраторах сказок.
    • Русская сказка. «Иван – царевич и Серый волк». Составление плана
    • В. Васнецов. «Иван-царевич и Серый волк». Рассказ по картине.
    • В художественном музее. Мини-сочинение
    • Русская сказка. «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки.
    • Русская сказка. «Морозко». Характеристика героев сказки.
    • Русская сказка. «Белая уточка». Смысл сказки.
    • Русские сказки. По щучьему веленью…

Люби все живое — 20 часов

  • Основные понятия раздела: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы, автор – рассказчик, периодическая литература.
  • Сравнивание художественной и научно – познавательной литературы.
  • Сравнение текста художественного произведения и текста из энциклопедии.
  • Читать текст выразительно, передавая свое отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдать паузы между предложениями и частями текста.
  • Особенности юмористического произведения.
  • Анализировать стихотворение.
  • Искать в тексте слова, выражающие отношение автора.
  • Определять смысл названия произведения.
  • Знать произведения В.Бианки для детей. Находить в художественном тексте слова и выражения, с помощью которых изображены герои, события, природа; составлять план текста. Определять правду и вымысел в произведениях В. Бианки.
  • Создание текста по аналогии. «Как муравьишке бабочка помогла добраться домой».
  • Составлять текст по аналогии.
  • Задавать самостоятельно вопросы к тексту, план для составления текста.
  • Знать автобиографию автора, уметь кратко пересказывать главы из произведения.
  • Составлять краткий рассказ о герое произведения.
  • Сравнивать художественные и научно-популярные тексты.
  • Делить текст на части в соответствии с планом, пересказывать основные события рассказа в соответствии с планом.
  • Пересказывать содержание произведения подробно и выборочно.
  • Знать названия научно-познавательных журналов для детей.
  • Знать детскую периодическую печать.
  • Ориентироваться в содержании журнала.
  • Отзыв на книгу о природе.
    • К. Паустовский. «Барсучий нос». Особенности художественного текста.
    • Пересказ. Барсук (из энциклопедии).
    • В. Берестов. «Кошкин кот». Выразительное чтение.
    • Б. Заходер. «Вредный кот». Смысл названия стихотворения.
    • В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в произведениях.
    • О. Полонский. «Муравьиное царство». Особенности научно – популярного текста. Краткий пересказ.
    • Тим Собакин. «Песни бегемотов». Постановка вопросов к тексту.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Серая Шейка». Герой художественного текста. Его особенности.
    • Н. Носов. «Карасик». Смысл поступка героев.
    • М. Горький. «Воробьишко».

Картины русской природы — 12 часов

  • Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности.
  • Рассматривать картину, описывать объекты картины, рассказывать о картине.
  • Выразительно читать стихотворение.
  • Находить в тексте средства выразительности. Знать определения и уметь находить в тексте тропы: сравнение, олицетворение, эпитет, метафора.
  • Знать автобиографию автора. Знать алгоритм заучивания стихотворений.
  • Определять сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения.
    • И. Шишкин. «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине.
    • Н. Некрасов. «Славная осень». Средства художественной выразительности: сравнение.
    • М. Пришвин. «Осинкам холодно». Прием олицетворения как средство создания образа.
    • Ф. Тютчев. «Листья». Контраст как средство создания образа.
    • А. Фет. «Осень». Настроение стихотворения.
    • И. Бунин. «Первый снег». В. Поленов. «Ранний снег». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • К. Бальмонт. «Снежинка». Средства художественной выразительности для создания образа снежинки.
    • К. Паустовский. «В саду уже поселилась осень».
    • Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов. «Парк». А. Саврасов. «Зима».

Великие русские писатели — 30 часов

  • Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация.
  • Великие русские писатели. В. Берестов. А. С. Пушкин. Краткий пересказ.
  • Анализировать стихотворения.
  • Знать биографию И. Билибина.
  • Читать басни. Определять главную мысль, нравоучение, мораль. Знать несколько крылатых выражений. Объяснять смысл басен.
  • Знать биографию великих писателей.
  • Уметь представлять книгу.
  • Уметь инсценировать басню, передать игрой характер героя.
    • А. С. Пушкин «Зимнее утро».
    • И. Грабарь. «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи.
    • А. С. Пушкин. «Зимний вечер».
    • Ю. Клевер. Закат солнца зимой. Зимний пейзаж с избушкой. Сравнение произведения литературы и произведения живописи.
    • А. С. Пушкин. Опрятней модного паркета…
    • П. Брейгель. «Зимний пейзаж».
    • В. Суриков. «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине.
    • А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди». Сравнение с народной сказкой.
    • И.Я. Билибин – выдающийся иллюстратор.
    • И. А. Крылов. Басни. И. А. Крылов. «Слон и Моська». Особенности структуры басни.
    • И. А. Крылов. «Чиж и голубь». Особенности структуры басни.
    • Великие русские писатели. Л.Н. Толстой. Краткий пересказ статьи.
    • Л. Толстой. «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета.
    • Л.Н. Толстой. «Лебеди». Составление плана.
    • Л.Н. Толстой. «Акула». Смысл названия. Составление плана.
    • Л. Толстой. «Волга и Вазуза». Особенности жанра.
    • Л. Толстой. «Как гуси Рим спасали». Особенности жанра.
    • Наш театр. И. Крылов «Квартет».

Литературная сказка — 19 часов

  • Основные понятия раздела: сказки литературные и народные, предисловие, полный и краткий пересказ.
  • Соотносить пословицы с содержанием произведения, находить его главную мысль.
  • Переводная литература для детей.
  • Читать про себя и вслух небольшой текст с последующим пересказом его содержания.
  • Называть изученные произведения переводной литературы.
  • Выявлять особенности переводной литературы.
    • В. Даль «Девочка — Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. Особенности литературной сказки.
    • В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой «Морозко». Сравнение героев.
    • Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про Воробья Воробеича, Ерша Ершовича и веселого трубочиста Яшу». Герои произведения.
    • Б. Заходер. «Вини-Пух» (предисловие). Особенности переводной литературы.
    • Р. Киплинг. «Маугли». Особенности переводной литературы. Герои произведения.
    • Дж. Родари «Волшебный барабан».
    • Тим Собакин. «Лунная сказка».
    • Ю. Коваль. «Сказка о серебряном соколе».
    • С. Михалков «Упрямый козленок».

Картины родной природы — 18 часов

  • Основные понятия раздела: творчество, стихотворение, рассказ, настроение.
  • Знать автобиографию Есенина.
    • Б. Заходер. «Что такое стихи?»
    • И. Соколов-Микитов. «Март в лесу».
    • Устное сочинение на тему « Мелодии весеннего леса».
    • А. Майков. «Весна». Е. Волков. «В конце зимы». Е. Пурвит. «Последний снег». Прием контраста в изображении зимы и весны. Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «Сыплет черемуха…». В. Борисов-Мусатов. «Весна». Сравнение произведений живописи и литературы.
    • С. Есенин. «С добрым утром».
    • Ф. Тютчев. «Весенняя гроза». Прием звукописи, как средство создания образа.
    • А. Васнецов. «После дождя». И. Шишкин. «Дождь в дубовом лесу». Сравнение произведений искусства.
    • О. Высотская. «Одуванчик». З. Александрова. «Одуванчик». Сравнение образов.
    • М. Пришвин. «Золотой луг». Сравнение поэтического и прозаического текстов.
    • А. Толстой. «Колокольчики мои, цветики степные…». Авторское отношение к изображаемому.
    • Саша Черный. «Летом». А. Рылов. «Зеленый шум». Сравнение произведений.
    • Ф. Тютчев. «В небе тают облака». А. Саврасов. «Сосновый бор на берегу реки». Сравнение произведений искусства.
    • Г. Юдин. «Поэты».
    • Я. Аким. «Как я написал первое стихотворение».

Сканы страниц учебника:

Часть первая, фото первое

Часть первая, фото второе

Часть первая, фото третье

Часть вторая, фото первое

Часть вторая, фото второе

Часть вторая, фото третье

Как видите, объём информации просто огромный! Обращаю внимание на то, что название раздела не всегда соответствует его содержанию, не понимаю логики формирования тем и произведений для учебника. Но делать нечего — сдавать аттестацию будет нужно, даже две — после каждого полугодия.

Скорее всего, мы будем:

  • читать произведения и некоторые заучивать наизусть;
  • пересказывать стихи и рассказы;
  • расшифровывать термины;
  • отличать произведения по видам;
  • обращать внимания на авторов, заучивать их биографии (неужели – всех??? Надо уточнить у учительницы);
  • учить фамилии, имена и отчества писателей, поэтов и художников;
  • соотносить автора с произведением, а произведение – с разделом, в котором оно изучалось (точно надо?)
  • писать сочинения по картинам, изложения по произведениям и отзывы на книги.

В общем, литературное чтение будет идти ежедневно, кроме выходных…

Для чего составляют план произведения ? Например, для того, чтобы потом можно было с легкостью восстановить в памяти прочитанный роман, пьесу или стихотворение. А при составлении план а за основу обычно берется сюжетно-композиционная структура текста.

Инструкция

Прочитайте произведение.

В процессе чтения обращайте внимание на рубрикацию текста: части, главы, акты, строфы.

Во время чтения делайте необходимые выписки: название произведения , названия его частей (глав, актов), различные описания природы, лирические отступления, рассуждения автора.

Определите, план какого типа вы будете использовать: тезисный, назывной, вопросный, план -схему.

Также определитесь с видом план а, он может быть: простой (сжатый), сложный (развернутый), цитатный.

Выявите экспозицию произведения (в драматургических произведения х это перечень действующих лиц и указание места действия).

Определите, есть ли в книге пролог и эпилог.

Найдите завязку произведения .

Установите основную часть романа (повести, рассказа и др), т.е. развитие действия.

Выявите кульминацию.

Определите развязку книги.

Сопоставьте сюжет и композицию произведения .

Решите, кто является главными персонажами, а кто - второстепенными.

Определите, как в развитии сюжета меняется отношение автора к героям, а для этого:
- выпишите из текста цитаты, раскрывающие речевые характеристики персонажей-
- Проанализируйте в тексте цитаты, раскрывающие языковые особенности авторского повествования-
- Определите, как в развитии сюжета меняется отношение главного героя к другим главным и второстепенным персонажам-
- Сопоставьте отношения между остальными главными и второстепенными персонажами, и то, как они меняются в развитии сюжета.

Придумайте заглавие к каждой части сюжета, руководствуясь авторской позицией в отношении персонажей, их речевой характеристикой, или в соответствии с рубрикацией произведения .

Составьте первоначальный вариант план а, оставив между его пунктами интервалы в несколько строк или широкие поля на странице.

Перечитайте план .

Внесите необходимые поправки на поля страницы или в оставленные между пунктами план а интервалы.

Перепишите план в соответствии с поправками.

Окончательный вариант план а используйте при анализе произведения или при его повторном прочтении, конспектировании и т.д.

Существует две ситуации, в которых нам нужно написать сочинение – домашняя спокойная и экзаменационная, где требуется максимальное сосредоточение. Однако алгоритм составления плана остается одинаковым в том и другом случае.

План сочинения является основной задачей сочинения. Он представляет собой цепочку, последовательность ваших мыслей, которые ведут в раскрытию темы. Любой темы. В любой области знаний - литература, история, обществознание или биология.

Если вы пишите сочинение дома, у вас будет достаточно времени на раздумье, возможность соотнести свое мнение с мнением авторитетных критиков или специалистов. Достаточно воспользоваться поисковиком интернета.

Если вы пишите экзаменационное сочинение, на которое отводится 100 минут, выделите на осмысление темы и составление плана 20 минут. И помните, четко составленный план – половина успеха!

Воспользуйтесь общепринятой схемой плана:
I Введение.
II Основная часть.
III Заключение.
Части плана обозначаются римскими цифрами. Сформулируйте основные мысли и озаглавите каждую часть плана. Например:
I Введение. Самые известные теории происхождения человека.

Сформулируйте и озаглавьте основную часть. Правильно этот шаг алгоритма выполняется так:
II Основная часть. Борьба креационистской и эволюционной теорий.
В конце формулировки ставится точка.

Разверните основную часть плана. Сформулируйте пункты плана. (Пункты основной части плана обозначаются арабскими цифрами). К примеру:
1. Теория Дарвина:
2. Креационизм:
Ставим двоеточие.

Сформулируйте подпункты плана. Подпункты основной части плана обозначаются буквами. Выглядит оформление подпункта следующим образом:
а) противоречия в теории Дарвина-
После каждого подпункта нужно ставить запятую или точку с запятой.

Важные моменты

Каждый ваш пункт или параграф должен содержать только одну мысль. Опишите мнение автора или сторонников теории, отметьте сильные и слабые стороны, выразите свою точку зрения.

В каждом пункте или параграфе плана необходимо соблюдать соответствие основной мысли всего сочинения. Не увлекайтесь сторонними идеями, особенно, если вы ограничены объемом и временем.

Введение и заключение не должны разниться, ведь, вы отстаиваете только одну главную идею. Во введении сформулируйте её максимально правильно, с вашей точки зрения. В заключении напишите то же самое, только другими словами.