Сочинение «Познавательные сказки Л. Толстого. Познавательные сказки Л. Н. Толстого Научно познавательные рассказы льва николаевича толстого 4

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой (1828–1910) очень любил детей, а еще больше он любил с ними разговаривать.

Он знал много басен, сказок, рассказов и историй, которые увлеченно рассказывал детям. Его с интересом слушали как родные внуки, так и крестьянские дети.

Открыв в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, Лев Николаевич сам преподавал в ней.

Он написал учебник для самых маленьких и назвал ее "Азбука". Труд автора, состоящий из четырех томов, был "красив, короток, прост и, главное, ясен" для понимания детям.


Лев и мышь

Лев спал. Мышь пробежала ему по телу. Он проснулся и поймал её. Мышь стала просить, чтобы он пустил её; она сказала:

Если ты меня пустишь, и я тебе добро сделаю.

Лев засмеялся, что мышь обещает ему добро сделать, и пустил её.

Потом охотники поймали льва и привязали верёвкой к дереву. Мышь услыхала львиный рёв, прибежала, перегрызла верёвку и сказала:

Помнишь, ты смеялся, не думал, чтобы я могла тебе добро сделать, а теперь видишь, - бывает и от мыши добро.

Как меня в лесу застала гроза

Когда я был маленький, меня послали в лес за грибами.

Я дошел до лесу, набрал грибов и хотел идти домой. Вдруг стало темно, пошел дождь и загремело.

Я испугался и сел под большой дуб. Блеснула молния такая светлая, что мне глазам больно стало, и я зажмурился.

Над моей головой что-то затрещало и загремело; потом что-то ударило меня в, голову.

Я упал и лежал до тех пор пока перестал дождь.

Когда я очнулся, по всему лесу капало с деревьев, пели птицы и играло солнышко. Большой дуб сломался, и из пня шел дым. Вокруг меня лежали секретки от дуба.

Платье на мне было все мокрое и липло к телу; на голове была шишка, и было немножко больно.

Я нашел свою шапку, взял грибы и побежал домой.

Дома никого не было, я достал в столе хлеба и влез на печку.

Когда я проснулся, я увидал с печки, что грибы мои изжарили, поставили на стол и уже хотят есть.

Я закричал: "Что вы без меня едите?" Они говорят: "Что ж ты спишь? Иди скорей, ешь".

Воробей и ласточки

Раз я стоял на дворе и смотрел на гнездо ласточек под крышей. Обе ласточки при мне улетели, и гнездо осталось пустое.

В то время, когда они были в отлучке, с крыши слетел воробей, прыгнул на гнездо, оглянулся, взмахнул крылышками и юркнул в гнездо; потом высунул оттуда свою головку и зачирикал.

Скоро после того прилетела к гнезду ласточка. Она сунулась в гнездо, но, как только увидала гостя, запищала, побилась крыльями на месте и улетела.

Воробей сидел и чирикал.

Вдруг прилетел табунок ласточек: все ласточки подлетали к гнезду - как будто для того, чтоб посмотреть на воробья, и опять улетали.

Воробей не робел, поворачивал голову и чирикал.

Ласточки опять подлетали к гнезду, что-то делали и опять улетали.

Ласточки недаром подлетали: они приносили каждая в клювике грязь и понемногу замазывали отверстие гнезда.

Опять улетали и опять прилетали ласточки, и все больше и больше замазывали гнездо, и отверстие становилось все теснее и теснее.

Сначала видна была шея воробья, потом уже одна головка, потом носик, а потом и ничего не стало видно; ласточки совсем замазали его в гнезде, улетели и со свистом стали кружиться вокруг дома.

Два товарища

Шли по лесу два товарища, и выскочил на них медведь.

Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать было ему нечего – он упал наземь и притворился мертвым.

Медведь подошел к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.

Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мертвый, и отошел.

Когда медведь ушел, тот слез с дерева и смеется.

Ну что, - говорит, - медведь тебе на ухо говорил?

А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

Лгун

Мальчик стерег овец и, будто увидал волка, стал звать:

Помогите, волк! Волк!

Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два и три раза, случилось – и вправду набежал волк. Мальчик стал кричать:

Сюда, сюда скорей, волк!

Мужики подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его. Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал все стадо.

Охотник и перепел

Попался перепел в сеть к охотнику и стал просить, чтобы охотник отпустил его.

Ты только отпусти меня, - говорит, - я тебе послужу. Я тебе других перепелов в сеть заманю.

Ну, перепел, - сказал охотник, - и так-то не пустил бы тебя, а теперь и подавно. Сверну голову за то, что своих выдавать хочешь.

Девочка и грибы

Две девочки шли домой с грибами.

Им надо было переходить через железную дорогу.

Они думали, что машина далеко, взлезли на насыпь и пошли через рельсы.

Вдруг зашумела машина. Старшая девочка побежала назад, а меньшая - перебежала через дорогу.

Старшая девочка закричала сестре: «Не ходи назад!»

Но машина была так близко и так громко шумела, что меньшая девочка не расслышала; она подумала, что ей велят бежать назад. Она побежала назад через рельсы, споткнулась, выронила грибы и стала подбирать их.

Машина уже была близко, и машинист свистел что было силы.

Старшая девочка кричала: «Брось грибы!», а маленькая девочка думала, что ей велят собрать грибы, и ползала по дороге.

Машинист не мог удержать машины. Она свистала изо всех сил и наехала на девочку.

Старшая девочка кричала и плакала. Все проезжающие смотрели из окон вагонов, а кондуктор побежал на конец поезда, чтобы видеть, что сделалось с девочкой.

Когда поезд прошел, все увидали, что девочка лежит между рельсами головой вниз и не шевелится.

Потом, когда поезд уже отъехал далеко, девочка подняла голову, вскочила на колени, собрала грибы и побежала к сестре.

Старый дед и внучек

(Басня)

Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И когда он ел, у него текло назад изо рта.

Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке. Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил.

Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке.

Старик только вздохнул и ничего не сказал.

Сидят раз муж с женой дома и смотрят - сынишка их на полу дощечками играет - что-то слаживает.

Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорив: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали.

Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним.

Маленькая мышка

Мышка вышла гулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.

Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый.

Мать спросила:

Скажи, какие это звери?

Мышка сказала:

Один страшный- ноги у него черные, хохол - красный, глаза на выкоте, а нос крючком.Когда я мимо шла- он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала куда уйти.

Это петух, сказала старая мышь,он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?

Другой лежал на солнышке и грелся.Шейка у него белая, ножки серые, гладкие.Сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.

Старая мышь сказала:

Дура, ты дура. Ведь это сам кот.

Два мужика

Ехали два мужика: один в город, другой из города.

Они задели санями друг за друга. Один кричит:

Дай дорогу, мне скорей в город надо.

А другой кричит:

Ты дай дорогу. Мне скорей домой надо.

А третий мужик видел и сказал:

Кому скорей надо - тот осади назад.

Бедняк и богач

В одном доме жили: наверху богач- барин, а внизу- бедный портной.

Портной за работой все пел песни и мешал барину спать.

Барин дал портному мешок денег, чтобы он не пел.

Портной стал богат и все стерег свои деньги, а петь уже не стал.

И стало ему скучно. Он взял деньги и снес их обратно барину и сказал:

Возьми свои деньги назад, а мне уж позволь песни петь. А то на меня напала тоска.

Методическая разработка

урока литературного чтения

на тему:

Художественные и научно – познавательные рассказы.

Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

Тема: Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы».

Цели:

1. Ввести понятия о рассказах научно – познавательных и художественных; Сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов.

2.Научить работать с научно – познавательным текстом (выделять факты и их описания);

3.Обогащать читательский опыт; расширять круг чтения путем включения в учебный процесс работы с книгами – справочниками, ресурсами Интернета;

4. Отрабатывать навык чтения вслух и про себя.

Учебные умения:

Различать научно – познавательные и художественные (описание) рассказы;

Работать с книгами – справочниками;

Характеризовать произведения Л.Н. Толстого из круга детского чтения.

Ход урока:

Этапы

Ход урока

I. Мобилизующий этап урока.

Покажите цветом, какое настроение у вас сейчас.

Для урока чтения нам понадобится учебник, тетрадь и ваше хорошее настроение.

2.Развитие речевого дыхания.

Набрали воздух. На медленном выдохе произносим:

Кто вечно хнычет и скучает, тот ничего не замечает

Кто ничего не замечает, тот ничего не изучает

кто ничего не изучает, тот вечно хнычет и скучает

Поднимите руки, кому уже хватает воздуха?

3. Артикуляционная гимнастика.

1. Трубочка. (играем на дудочке). Сложить губы в форме трубочки.

2. Хоботок. Сомкнутые губы вытянуть максимально вперед.

3.Вкусное варенье. Облизать сначала верхнюю, потом нижнюю губу по кругу.

4.Лошадка. имитировать звук, издаваемый копытами лошадки при помощи языка.

5. Улыбка. Губы растянуть в улыбке.

4. Проверка д/задания.

1. Дома вы нарисовали рисунок для были «Лев и собачка» и подготовили пересказ отрывка, подходящего к рисунку.

2. Работа с таблицей.

А.А.Фет (1820-1892)

Ф.И.Тютчев (1803 - 1873)

Л.Н.Толстой (1828-1910)

Назовите фамилию, отчество, имя писателей.

Подумайте, о ком из этих людей идет речь в следующем отрывке.

Родился в семье, где было 5 детей. Его воспитанием занималась тетушка, так как родители умерли.

Служил на Кавказе. Будучи военным, участвовал в Крымской войне (1817-1864), в обороне Севастополя.

Вернувшись в свое родное имение, он открыл школу для бедных крестьянских детей и написал для них учебники «Азбука» и «книги для чтения».

Почему Л.Толстой-граф, дворянин, вдруг решил открыть школу в Ясной поляне для крестьянских детей? (хотел научить грамоте, чтобы они стали лучше жить; дать счастье общения с книгой, ведь все можно было узнать только из книг).

О каких качествах личности это говорит? (очень добрый человек, широкой души).

3. Экзамен на прочность знаний. (Викторина по произведениям Л.Толстого)

Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. (Косточка-быль)

В одном селе жили два брата; землю пахали, хлеб сеяли. У старшего брата детей не было; у младшего брата было четверо маленьких детей. (Два брата-сказка).

● – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем. (Белка и волк-басня)

Давайте подытожим, каких жанров произведения писал Л.Толстой?

Посмотрите на слайд 1 , и подумайте, какой жанр нам еще не встречался? (рассказ).

Быль

Сказка

Рассказ

Басня

Исходя из предыдущих заданий, определите тему нашего урока.

(Рассказы Л.Толстого)

Верно, а теперь посмотрите на следующий слайд, и, угадав «лишнее» слово, определите тему рассказов, с которыми мы познакомимся.

5. Активизация познавательной деятельности.

Слайд 2.

Что изображено на картинке? (заяц, лебедь, кошка, лес)

Изображение какого рисунка «лишнее»? (кошка-домашнее животное)

Как эти рисунки назвать одним словом? Что их объединяет? (природа).

Так о чем будут произведения? (о природе).

Молодцы!

Сейчас постараемся угадать названия этих рассказов.

Два человека составят слово из карточек красного цвета, а другие два из карточек зеленого цвета.

(лебеди, зайцы).

Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте цель.

Слайд 3

6. Работа по теме урока.

а)Беседа о лебедях.

б) Чтение рассказа учителем.

в) Анализ произведения.

г) Чтение рассказа детьми.

д)Анализ рассказа

е)проверка усвоения нового материала.

Уч-ль: К сожалению, не все люди умеют рассмотреть прекрасное вокруг себя. Многие известные писатели старались помочь нам узнать о жизни живого мира, научить видеть красоту природы, чтобы люди полюбили ее, берегли ее богатства.

Сегодня мы коснемся мира прекрасного в произведениях Л.Толстого «Лебеди» и «Зайцы».

Кто из вас видел когда-либо лебедей? Что вы знаете о них? слайд 4

Лебеди

Со времен глубокой древности лебедь, одна из самых крупных и сильных птиц, служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица якобы поет перед своей гибелью. Бывает, что лебеди могут прожить в паре и 20, и 30 лет. Вот как сильно привязаны они друг к другу, а так же и к своему потомству. Благодаря этому они уже достойны уважения, могут служить примером для нас, людей.

После прочтения мною произведения, вы ответите на вопрос: какие мысли и чувства возникли у вас при слушании? (после прочтения-ответы детей)

Понравилось ли произведение? Что показалось интересным?

Какой жанр этого произведения? Докажите. (Здесь описывается один день из жизни главного героя).

Как описывается полет лебедей? Прочитайте.

Сколько дней птицам требуется для перелета. А откуда вы узнали, что они летят долго? Найдите эти места в учебнике. Прочитайте.

Какое слово повторяется в этом отрывке? Какое значение имеет это повторение?

Слово «летели» повторяется много раз. Это повторение указывает на дальность пути.

Что узнали о птицах в конце 2 абзаца?

(Ученик читает отрывок:... Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее»)

Молодые учатся у старых жизни, законам перелета.

Какое слово в этом отрывке вызывает тревогу?

Уморились.

Почему один молодой лебедь опустился на воду? Прочитайте.

Как море приняло птицу? Прочитайте.

А теперь закройте глаза и представьте картину ночного моря:синее небо, усыпанное звездами, синее море и одинокий белоснежный лебедь в лунном свете. Какие чувства вызывает эта картина?

Вызывает тревогу одинокий лебедь. Страшно за него, что его ждет впереди.

Что вызывает особую тревогу за судьбу лебедя?

Он еще слаб. / Лебедь одинок.

Что же произошло за ночь?

Лебедь отдохнул. / Он набрался сил. / Он хочет догнать остальных.

Скажите, тяжело ли сейчас лебедю?

Да, потому что он вздохнул, как человек. Значит, ему тяжело лететь одному.

Давайте построим схему-описание лебедя: (дети пользуются словарями качеств характера)

слайд 5

Царская птица

сильный

лебедь уставший

смелый

слайд 6

Прочитайте слова известного немецкого писателя И. Гете.

Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой.

И.Гете

Наша схема-описание помогает нам понять, что лебедь, имея такие черты характера, превозмогая усталость, боль одиночества, после отдыха из последних сил поднимаясь вновь в небо, ведет бой за жизнь.

Ребята, Именно такие черты характера помогут лебедю выжить.

Скажите еще раз, какой жанр этого произведения?

Художественный рассказ воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора.

Прочитаем об этом в учебнике с.113

физминутка (звучит музыка из телепередачи «В мире животных».)

Словарная работа. Слайд 6

Вам встретилось выражение на гумнах. Что оно означает?

На гумнах-на местах, где молотят сжатый хлеб.

Вернемся к доске, и прочитаем название следующего рассказа, с которым мы познакомимся. (Зайцы)

Понравился ли рассказ? Что из него интересного узнали? Прочитайте.

Почему зайца трудно обнаружить по следам? Прочитайте.

Кто враги зайца? (Люди, собаки, лисицы, вороны, орлы.)

Вызывает ли какие – то чувства, переживания этот рассказ?

Никаких чувств, переживаний этот рассказ не вызвал, так зачем он создан, написан?

(Сообщает сведения, факты, из жизни зайцев).

Ребята, такие рассказы называются научно-познавательными. Научный стиль - стиль научных сообщений. Основная его функция - сообщение информации, фактов.

Прочитаем об этом в учебнике с.114

Давайте еще раз сравним два рассказа, которые изучили сегодня.

Заполните таблицу «ДА – Нет» (у каждого на столе)

Рассказ

Вызывает чувства

Сообщает только факты

«Лебеди»

да

нет

«Зайцы»

нет

да

Вывод: художественный или научно – познавательный рассказ

Научно – познавательный рассказ – рассказ, в котором автор не передает свои чувства, переживания, а сообщает сведения, факты из жизни зайцев. У. с.114.

Художественный рассказ – рассказ, в котором автор передает свое отношение к судьбе героя, писатель вызывает у читателя сочувствие, переживание за судьбу героя (лебедя), желание поддержать его в беде. У. с. 113.

У доски построим модели обложки этих произведений.

Л.Н.Толстой Л.Н.Толстой

«Лебеди» «Зайцы»

Чем же отличаются эти произведения?

7. Итог урока.

Вернемся к целям урока, поставленным в начале нашей работы, и посмотрим, со всем ли мы справились.

Познакомиться… (с рассказами Л.Толстого)

Проанализировать… (два рассказа «Лебеди» и «Зайцы»)

7. Рефлексия.

Покажите цветом, какое настроение у вас в конце нашего урока?

8. Дом.задание.

С.113 Выучить наизусть последний абзац рассказа, с.113-114 выр.чит., ТПО




Мастер художественного слова Лев Николаевич Толстой писал свои книги для взрослых и детей. Для детей он создал «Азбуку», басни, рассказы, былины, сказки. Читая произведения Льва Толстого, обрати внимание, какие это произведения, как они построены, как писатель изображает своих героев, как к ним относится. Какие произведения Л. Н. Толстого ты уже читал?


Лев Николаевич Толстой () Л.Н.Толстой родился в 1828 году в Ясной Поляне Тульской губернии в семье графа. Он рано лишился родителей. В возрасте 13 лет он переехал в Казань, к одной из сестер отца, где прожил шесть лет. В 1844 году он поступил в Казанский университет, но, пробыв там три года, оставил университет и уехал в Ясную Поляну. Писательская деятельность Толстого началась в 1850 году в Москве, где он начал писать автобиографическую трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность». Работа над романами длилась шесть лет. В творчестве Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Он поступил в действующую армию, был сначала юнкером, затем получил младший офицерский чин. События Кавказской войны легли в основу его повести «Казаки» (1863). Когда началась Кавказская война, Толстой перевелся с Кавказа сначала в Дунайскую армию, а затем в Севастополь. Мужество и героизм защитников города писатель обессмертил в «Севастопольских рассказах».


Лев Николаевич Толстой () В 1856 году Толстой возвращается в Ясную Поляну. Он очень много работает. Семь лет напряженного сосредоточенного труда Толстой посвятил созданию романа-эпопеи «Война и мир» (). Пять лет он трудился над романом «Анна Каренина» (). В 1899 году Толстой закончил роман «Воскресенье», над которым работал около десяти лет. В последнее десятилетие жизни писатель занимался, как всегда, напряженным творческим трудом. Очень много произведений он написал для детей: сказки «Белка и волк», «Уж», «Три медведя»; басни «Муравей и голубка», «Осёл и лошадь», «Лгун», «Бедняк и богач», «Два товарища», «Учёный сын»; художественные рассказы «Лебеди», «Акула», «Прыжок»; научно-познавательные рассказы «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?», «Деревья дышат»; были «Косточка», «Котёнок», «Филиппок», «Птичка», «Лев и собачка»; и былины «Как боролся русский богатырь». Умер Л. Н. Толстой в 1910 году. Для миллионов читателей Л. Н. Толстой – гениальный художник слова.


С творчеством Л. Н. Толстого начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором мастера художественного слова Если ты, читая произведение, начинаешь чувствовать, представлять, переживать вместе с автором, то ты читаешь произведение мастера художественного слова!




Художественный рассказ «Лебеди» 1. Прочти рассказ «Лебеди»: с. 111 учебника 2. Ответь на вопросы: Какую историю рассказал Л.Н. Толстой? Как описывается полёт лебедей? Подумай, зачем автор вводит повторение слов. Какие слова повторяются? Как море приняло уставшего лебедя? Как писатель относится к лебедю? 3. Прочитай выразительно: Полёт стаи лебедей над морем. Уставший молодой лебедь опустился в море. Отдохнувший лебедь продолжает свой путь.


«Зайцы» 1. Прочти произведение «Зайцы»: с. 112 учебника Найди в тексте сведения о зайцах. 2. Ответь на вопросы: Какие бывают зайцы? Чем они питаются? Какие следы оставляют ночью? Почему зайца трудно обнаружить по следам? Почему он путает следы? Вызвал ли этот рассказ у тебя какие-либо чувства? Заставил ли тебя переживать? Объясни почему. 3. Прочти и запомни, что такое научно-познавательный рассказ или статья: с. 112 учебника Рассказ «Зайцы» сообщает, какие бывают зайцы, чем кормятся, как спасаются от врагов. Это научно-познавательный рассказ (статья). В нём автор не передаёт свои чувства, переживания, а сообщает сведения (информацию). Что передает автор в научно-познавательном рассказе?


«Лев и собачка» 1. Быль «Лев и собачка»: с учебника 2. Ответь на вопросы: Что поразило тебя в этой истории? Как автор относится к животным? Как вела себя собачка при встрече со львом? 3. Опиши дружбу льва с собачкой. Расскажи о переживаниях льва после смерти собачки. К какому жанру творчества Л.Н. Толстого относится это произведение?


Басни, сказки, стихотворения КАРТОЧКА 1. Соедини линиями группы признаков и жанры художественных произведений, которым они соответствуют. КАРТОЧКА 2. Соедини линиями отрывки из художественных произведений и названия жанров, к которым они относятся. КАРТОЧКА 3. Приведи по два примера произведений каждого из перечисленных жанров.




Пробуем перо сами! В каждом из нас от рождения зало- жен определенный талант, кото- рый мы ещё не знаем. Возможно, в ком-то из вас заложен талант мастера художественно- го слова? Я предлагаю попробовать своё перо. То есть к следующему уроку попробуйте написать своё небольшое произведение: сказку, художественный рассказ или просто статью. Если в ком-то заложен такой талант, то он продолжит писать свои маленькие произведения. И первые его произведения мы сможем услышать уже на следующем уроке! Пробуйте! Это интересное занятие наблюдать и описы- вать события. Только у мастера слова это получается захватывающе!


Задание на дом: Прочитать рассказы, с Выполнить задание в рабочей тетради к произведениям «Лебеди», «Зайцы», «Лев и собачка». 1-я группа: Пересказ рассказов «Зайцы», «Лев и собачка». 2-я группа: Выразительное чтение рассказа «Лебеди». Наизусть один из абзацев выразительного чтения. 3-я группа: Пересказ по желанию.