Иван Ургант: женщина должна быть смешливой. ELLE Для веселых и ироничных людей. — Получается слушать вместе

Наверняка ты слышал историю о том, как американский спортсмен Гас Кенуорти привез из Сочи бездомных щенков. Может ли это стать традицией: кого спорт-смены привезут со следующей Олимпиады в Пхенчхане?
Очевидно, что у кого-то его поступок вызовет дикое желание перевезти собачек из корейской деревни, поскольку к ним в Корее отношение несколько другое, чем во всем остальном мире. Вообще, инициатива замечательная! В нашей стране, например, поддержка бездомных домашних животных может даже стать предвыборной кампанией для некоторых кандидатов в Госдуму. Я сам в Пхенчхане никогда не был, но, знаешь, сердобольный человек всегда найдет кого привезти. Может, кто-то жену привезет себе.

Появился новый тип мужчин. Спорносексуал — субъект, помешанный на спортивном теле и реакции на него окружающих(подчеркивает свою неотразимость одеждой, делает эротичные фитселфи). Кого из известных россиян можно назвать спорносексуалом, и приживется ли этот типаж в нашей стране?
Появился такой тип не только мужчин, но и женщин. И что удивительно при этом: национальная валюта опускается, а вместе с ней линия белья и брюк. Все ниже и ниже. Не знаю, что быстрее про-изойдет: обвалится рубль или трусы на очередном человеке, который себя фотографирует. Мы ходим, как пел Высоцкий, «по-над пропастью, по самому по краю». Мне кажется, в нашей стране много людей, которые находятся в хорошей физической форме. И они все как на подбор. Взять хотя бы группу« Чай вдвоем». Ребята никогда не имели ни грамма лишнего жира. Они яркий пример того, как мышцы рук помогают петь. Кровообращение хорошо воздействует на мышцы, которые отвечают за голос.

Кто больше проигрывает от запрета на кружевное белье: женщины или мужчины? Как и почему этот вопрос вообще мог возникнуть и приобрести масштаб всероссийской проблемы?
Проиграют те, кто любит кружевное белье. А его с превеликой радостью надевают женщины и снимают мужчины. Есть и мужчины, которые его любят, но против них законы были приняты чуть раньше. Я не знаю, вступил ли этот запрет в силу, но на всякий случай свое кружевное белье не выкидываю. У нас в стране очень часто проблемы, которые не стоят выеденного яйца, имеют обыкновение приобретать всероссийский масштаб, оттеняя те вещи, которые требуют немедленного решения. Но так уж мы устроены.

Существует интернет-мем — обнимающий дерево певец и актер Джаред Лето. Известно, что от деревьев можно набраться сил. Джаред — яблоня по гороскопу друидов. Но обнимает все время хвойные и выглядит довольно энергичным. Значит ли это — о ужас! — что гороскоп друидов нагло врет? Твое дерево — клен, а к каким деревьям тянет?
Ты вот рассказываешь про деревья, а я вспоминаю, что и меня Джаред Лето обнимал. И я тоже не хвойное. И я его обнимал. Он был несколько раз у меня на программе« Вечерний Ургант». Не могу понять, тянет ли меня к деревьям и, главное, — к каким. Но могу сказать одно: иногда я иду по улице, вижу свет в окнах на первом этаже, и у меня нет-нет да возникает желание постучать в стекло, приглашая всех на прогулку, как в строчках песни(«Старый клен стучит в стекло, приглашая нас с друзьями на прогулку». — Прим. ред.). Видимо, поэтому я клен.

Алексей Ольховой

Закончился сериал« Как я встретил вашу маму». Все ждали ее появления, а оказалось, она…
Не рассказывай! Стой! Молчи! Я еще не смотрел этот сериал, а ты сейчас можешь лишить меня счастливых 20 лет жизни. Остановись!

А вдруг не захочешь смотреть? Концовка-то грустная.
Может, это и неплохо. Когда-то« Друзья» тоже закончились лирично: все ушли из квартиры и оставили ключи на столике. И вот тут-то мне стало понятно, что седьмой герой — это и есть та самая квартира.

Почему так популярен сейчас хештег aftersex?
Ума не приложу! Как говорил герой одного фильма: «Я кушать не могу, думаю все время об этом». До сих пор не понимаю смысла хештегов и как это все происходит. Но все же две вещи, которые меня волнуют больше всего: что произойдет с бюджетом Российской Федерации в 2015 году и хештег aftersex.

Когда-нибудь использовал его?
Периодически ставлю, но, как мне потом говорят люди, которые разбираются, я ставлю хештеги совершенно не в том месте и не по тому поводу.

В этом году на экран вышли сразу два фильма про Ива Сен-Лорана. Один — с актером Пьером Нинэ, второй — с Гаспаром Ульелем, который был у тебя в гостях в «Вечернем Урганте». Чем ты объяснишь такой интерес к личности дизайнера именно в этом году?
Понятия не имею, но в моей жизни был один случай. Мы с женой гуляли по Парижу и вдруг увидели очередь, заинтересовались. Оказалось, в здании, около которого толпились люди, проходила выставка фотографий Эди Слимана(Фотограф и креативный директор Дома Saint Laurent Paris. — Прим. ред.). Но выяснилось, что стоят не на выставку, а в сам дом, потому что два дня в году есть возможность совершенно бесплатно зайти и пройти с экскурсией по тем комнатам, где творил мастер. Так я тоже совершенно случайно стал ближе к Иву Сену.

Понравилось что-то?
Очень интересная планировка.

Как относишься к вещам этого бренда?
Иногда я с удовольствием покупаю — когда разбиваю очередную глиняную свинью, в которую складываю свои сбережения.


Алексей Ольховой

С октября мы вроде бы окончательно живем по зимнему времени. Почему нельзя решить вопрос с переходами и антипереходами раз и навсегда, как с кружевными трусами?
Вот это вообще свойственно нашему государству. Мы почему-то не можем решать раз и навсегда. И готовы, даже спустя 30, 80 лет, возвращаться к тем или иным вопросам. С зимним временем, думаю, это не финальное решение.

На разработку растворяющейся втулки от туалетной бумаги Zewa была потрачена колоссальная сумма. Какова, на твой взгляд, ценность данной инновации? Может ли она, например, снизить число разводов?
В нашей стране я рекордсмен по желанию растворить втулку от туалетной бумаги или по крайней мере спустить ее в канализацию. Многократно сталкивался с этой проблемой, и наконец-то мои молитвы услышаны. Следующий этап — изобретение втулки, которую можно будет заваривать в чай.

Coca-Cola в этом году персонализировала этикетки на бутылках. Какая надпись, по-твоему, заставила бы смести продукт с прилавков?
В нашей стране надо просто ввести санкции против продажи этого напитка, тогда через секунду его не останется.

Себестоимость автомобиля« Лада Гранта» — 55 тысяч рублей. Как можно ездить на машине, которая стоит чуть дороже iPhone 6?
Мне сложно рассуждать о российском автопроме. Честно скажу, давно не садился за руль отечественной машины. Но в свое время, как очень многие, учился водить именно на наших. И очень рад этому обстоятельству. Как никто другой, понимаю разницу между усилием, которое прилагаешь, когда поворачиваешь руль ВАЗ 2106 и 2108. Это принципиально разные усилия. Думаю, что наш автопром ждет какой-то взлет.

Нас очень впечатлила реклама пива« Сибирская корона» с Дэвидом Духовны. Он там балетмейстер, космонавт, Овечкин, Кутиков, Сергей Бодров, географ, глобус пропивший, полярник, пиарщик из «Духlеssа». Кого из тех, кем мы гордимся, не хватает в этом видеоряде и мог бы сыграть Дэвид.
Вопрос, конечно, сложный. Я не всех угадал в этом ролике — не так внимательно смотрел, как ты. Но скажу, что говорит Дэвид с очень милым акцентом. Есть такая замечательная русская актриса Ингеборга Дапкунайте, которая тоже говорит с легким акцентом. Вот бы он ее еще сыграл!

Капкейки, митболы, смузи — еда года. Чем капкейки отличаются от кексов, митболы — от тефтелей, а смузи — от бабушкиного компота?
Вот тут я убежден, что читательницы журнала засмеялись, потому что все прекрасно понимают разницу между смузи и бабушкиным компотом. Совершенно разные вещи! Бабушка, в какой бы энергичной фазе своей жизни она ни была, так перемолоть фрукты и овощи не сможет, даже если сильно замечтается о чем-либо. А вот митболы и фрикадельки — это одно и то же. А разница между капкейками и кексами в том, что если в слове« кекс» заменить одну букву, то получится слово« секс». А если заменить буквы в другом слове, то получится фамилия руководителя Департамента культуры города Москвы Сергея Капкова.

Какую тайну ты бы доверил популярному приложению Secret?
А-а-а! Это анонимные секреты. Есть у меня что поведать. Что-нибудь доброе, веселое про коллег. Не стал бы я рассказывать, что они спят друг с другом, пьяные вываливаются из окон отелей на кинофестивалях и воруют деньги из бюджета. Об этом и так все знают.

Логотип метро Москвы от Артемия Лебедева стоит 1 руб. Достойная цена за работу?
Кто как оценивает. Мне логотип понравился. Хороший, яркий, красивый. И что-то смутно напоминающий. Можно в очередной раз убедиться в многогранности таланта Артемия и пожелать ему новых творческих успехов.

Фото первого ведущего программы« Смак» Андрея Макаревича в студии заменили на портрет Пушкина. Затем музыканта вернули, а ты в «Твиттере» написал, что изображение музыканта тайно снял« впечатлительный рядовой сотрудник программы».
У тебя даже тембр голоса поменялся, когда ты этот вопрос задавала. Мимика на вопросе про Макаревича отличается от той, которая была на вопросе про капкейки…

Не так жизнерадостно? Кто еще может украсить интерьер в «Смаке» или« Вечернем Урганте»?
У нас в «Вечернем Урганте» украшение — люди живые, а в «Смаке» на заляпанных
маслом стенах могут появиться портреты любых выдающихся граждан России.

Курс доллара и цена на нефть стремительно приближаются друг к другу. Что будет, когда они встретятся? Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.

Как же мы устали от шуток Урганта в интервью.

Большая проблема всех интервью Ивана Урганта – их невозможно смотреть. Потому что везде и на всех площадках Иван шутит. Даже в YouTube где-то есть диалог с Ольгой Шелест, которое озаглавили «Ургант попытался дать серьезное интервью, но все равно шутил».

Если герой на любой вопрос отвечает несерьезно, то это уход от ответа и вообще-то его отсутствие. Но если посмотреть на юмор Ивана как на его естественную реакцию, то все становится на свои места – Ургант так и живет, так и существует. В интервью Басте он честно признался, что любит шутить – давайте разглядим в шутках ответ, а не уход от него.

На GazLive получилось даже ужаснее, чем могло бы быть. Иван расслабленно пришел на интервью к знакомому ему человеку. В ситуацию, в которой был сотни раз – поболтать в кадре как гость. И, похоже, был настроен на какую-то откровенность, прикрытую кучей острот.


Но Баста прикончил интервью на вопросе про переломный момент. И даже не уточнением про ТЭФИ у Бермана с Жандаревым, а предложением придумать этот момент, “чтобы разорвать сердца наших зрителей». Посмотрите на 19:25 и поймайте взгляд Урганта – он только что закончил личную историю, а ведущий требует от него травить анекдоты.

Конечно, рэпер получил какую-то ужасную байку про загоревшееся окно в Кремле. На нее наложили трогательную музыку и потом даже вынесли в описание в твиттере, чтобы люди покликали.


Разумеется, это формат, в котором не нужна искренность. У вопросов здесь нет связи, один не вытекает из другого. И не может быть иначе, если их присылают зрители.

Это сделано для интернета и для цитируемости. Смонтировано, чтобы люди раздирали выпуск на фрагменты, а журналисты нарвали оттуда слов для новостей и заголовков (почему, кстати, для этого не прописывают тайм-коды?). И все равно использовать гостя исключительно в качестве его образа – дико. Это то же самое, что звать на передачу Безрукова и общаться с ним как с Высоцким.

На этой же неделе на «Дожде» был Андрей Малахов, который в 80-минутном интервью раза три повторил: «Я не люблю, когда в интервью получается такой «Караван историй». У любой передачи должен быть повод». И потом слегка бессовестно напомнил ведущим о рекламе своего моноспектакля. Лучше бы Иван Ургант что-то пропиарил в этом выпуске, потому что его грустная судьба – это приходить в такие программы и давать залп из шуток, ведь ничего другого от него не ждут.


Поэтому Урганта и не будет во «вДуде», как того иногда требуют в комментах у Юрия. Иван пришел к Басте и увидел, что его хотят только в образе весельчака – так себе мотивация приходить к кому-то еще – и к Дудю в том числе.

Иван точно знал про Юру еще до миллионов просмотров , чуть не взял его на работу в «Вечерний Ургант» и позвал гостем, когда про нового крутого интервьюера говорили абсолютно все.

Так что у Дудя наверняка имелись варианты, чтобы пригласить телеведущего, но после GazLive непонятно, зачем это делать. Внутри будут обязательные вопросы о Путине, на которые Иван не отвечает, и о деньгах, про которые Иван не говорит – и какой тогда смысл? Конечно, Ургант спрячется в раковину из шуток и выдаст что-то похожее на интервью с Бастой. Легче позвать Большого Русского Босса – у него хотя бы понятно, где заканчивается образ и начинается обычный человек.

Имидж уже сыграл против конферансье с Первого – теперь даже если Ургант захочет высказаться, все равно аудитория погогочет с аллюзий про Исаака Бабеля в его речи. Иван сам себя загнал в такую ситуацию. Даже второе интервью Познеру (после абсолютно юмористического первого в 2009-м) вышло тухлым – у Ивана не получается не шутить. К этому нужно, но пока нельзя привыкнуть.

Превратить Урганта из шута хотя бы в грустного клоуна у Басты не вышло. Да и не было такой задачи.

ELLE Когда вы в последний раз дрались? Из-за чего/кого?

И.У. Достаточно давно. Это было за границей, я шел по улице и вдруг увидел, как какая-то женщина очень недобрым взглядом посмотрела в сторону российского посольства.

ELLE Отстояли честь Родины?

И.У. Почему отстоял? Я прыгнул за честь Родины и зарвавшуюся шведскую старуху приструнил.

ELLE Самый большой позор в вашей жизни?

И.У. Ответ на этот вопрос совпадает с ответом на предыдущий. Стыдно было, когда она все это рассказывала в прессе. Надо было прикончить ее.

ELLE Опишите себя в трех словах.

И.У. (пауза).

ELLE Можно глаголами.

И.У. Я сейчас как раз думаю, как избежать глаголов. Веселый карамельный снегопад.

Описать себя в трех словах? Веселый карамельный снегопад

ELLE Спасибо, это будет заголовок: «Иван Ургант - веселый карамельный снегопад». Существуют ли инопланетяне?

И.У. У вас следующий номер целиком посвящен Кирсану Илюмжинову, поэтому задайте ему этот вопрос.

ELLE Блондинки или брюнетки?

И.У. Брюнетки. Или крашеные брюнетки.

ELLE Крашенные в блондинок? Или блондинки, крашенные в брюнеток?

И.У. Сложно. Иногда так сложно докопаться до первоисточника. Перекиси не хватит.

ELLE Над чем вы смеялись в последний раз?

И.У. Ну, наверное… не знаю. Над какой-нибудь книжкой.

ELLE Я сейчас просто заплачу.

И.У. Если вы заплачете, я начну смеяться над вами.

ELLE Чем вы будете заниматься через 30 лет?

И.У. Любым занятием, которое позволит мне еще раз поучаствовать в опросе журнала ELLE.

ELLE Договорились. Я внесу эту встречу в свой календарь. К кому пойдете ночевать, если жена вас выгонит из дома?

И.У. (помощнице) Мы точно даем интервью журналу ELLE?

ELLE Показать документы?

И.У. Нет, не надо. Видел я ваши документы. Так! Куда я пойду ночевать? Я бы никогда не женился на женщине, которая способна выгнать из дома здоровенного детину. Здоровенного пьяного детину.

ELLE Кем вы хотели стать в детстве?

И.У. Химиком. Но не стал. Не хватило химикатов.

На последний ужин я бы заказал что-нибудь внутримышечное. Знаете, кусок бы в горло не полез с ощущением, что завтра - всё

ELLE А какое у вас в детстве было прозвище?

И.У. Турандот.

ELLE Вы встречались с несколькими девушками одновременно?

И.У. Вы имеете в виду, были ли у меня романтические отношения сразу с несколькими девушками? Нет.

ELLE Вы так отвечаете, потому что боитесь, что жена вас выгонит из дома?

И.У. Нет, благодаря этому я и получил прозвище Турандот.

ELLE Как вас можно соблазнить?

И.У. Тут все достаточно традиционно. Раздеться, встать посреди Манежной площади и крикнуть: «Турандот, выходи».

ELLE Милла Йовович , которой вы снимались в фильме «Выкрутасы», сказала, что вы «самый остроумный комедиант своего поколения», «один из тех невероятно прекрасных людей, появление которых подобно солнечному свету». А как бы вы оценили актерские способности Миллы?

ИВАН УРГАНТ То есть вы считаете, что нечего добавить к Миллиной фразе? Хотя, конечно, сложно найти более точное определение. Наверное, это попадание в десятку. Что касается Миллы, могу сказать, что она обладает замечательными качествами, среди которых - невероятная трудоспособность и умение прислушиваться к партнерам на площадке. И она, пожалуй, самый киногеничный человек, которого я видел в жизни. Милла - прекрасный товарищ и друг. А также человек, отдающийся работе полностью и не вспоминающий, что она - представитель замечательной плеяды голливудских киноартистов. Ощущение, что она буквально из Театра на Юго-Западе пришла. Такая простая и веселая девица.

ELLE Милла сказала, что ее любимое русское слово «закуски». Чем вы там на съемках занимались?

И.У. Просто несколько сцен мы снимали во время свадьбы, и стол был уставлен закусками. Но не обычными, а кинематографичными - это когда при помощи химии достигается эффект яркой, блестящей и аппетитной еды. Так что, если вы меня пытаетесь вывести на неожиданное признание, что артистка Йовович снималась пьяной в кинокартине «Выкрутасы», то нет, ничего такого не было!

Чтобы соблазнить меня, нужно раздеться, встать посреди Манежной площади и крикнуть: «Турандот, выходи!»

ELLE Надеюсь, наши следующие вопросы вас не испугают…

И.У. Что за вопросы? Если я не ошибаюсь, вы из журнала ELLE? Для кого вы пишете?

ELLE Для веселых и ироничных людей.

И.У. А как же новинки в области вечернего платья и демисезонного пальто?

ELLE Мы относимся и к жизни, и к моде с юмором. Итак. Что бы вы заказали на ваш последний ужин?

И.У. (долгая пауза) Что-нибудь внутримышечное. Вы знаете, кусок бы в горло не полез с ощущением, что завтра - все.

ELLE В каких ситуациях вы врете?

И.У. Когда руки связаны, кочерга занесена, а код банковской карты все равно не хочется произносить.

ELLE Чего вы больше всего боитесь?

И.У. Ядерного взрыва.

ELLE От него настанет конец света?

И.У. Нет. Журнал ELLE из продажи исчезнет. Это вызовет большие волнения. И пойдет резня. Помните, как тогда, когда вы один выпуск пропустили.

ELLE На каком фильме вы уснули/ушли из зала?

И.У. Это разные вещи. Дело в том, что, когда я засыпаю, я редко выхожу из зала.

ELLE Над чем плакали в последний раз?

И.У. Как обычно, над программой «Жди меня».

Я вру, когда руки связаны, кочерга занесена, а код банковской карты все равно не хочется произносить

ELLE Когда наступит конец света?

ELLE Какое облегчение: значит, наше запланированное интервью все же состоится.

И.У. А я как раз и рассчитываю дать интервью журналу ELLE в 62 года, а потом гори оно все огнем. Как говорил генеральный директор клуба «Дягилев».

Текст: Ольга Исламкина. Фото: Артур Тагиров.

«Вечерний Ургант». Избранное

Программа «Вечерний Ургант», наш ответ американским вечерним live-шоу, впервые вышла в эфир 16 апреля 2012 года, в день рождения ведущего, и с тех пор неизменно входит в топ самых рейтинговых передач отечественного ТВ.

Ваня, я с уважением отношусь к тебе и к тому, что ты делаешь. Но меня удивляет степень твоей закрытости. Я прочитал разные твои интервью и не узнал из них ничего, кроме того, что тебя зовут Иван и фамилия твоя Ургант.
Нет, ну подожди, не руби с плеча. Мне кажется, для тех, кто хочет меня узнать, мои интервью как раз являются наилучшим ключом для того, чтобы попасть в маленький ларчик моей души.

Маленький ларчик души… Но видимо, мой ключ проворачивается, его заело.
Вадим, я предлагаю просто начать, просто поговорить.

Давай поговорим. От тебя всегда ждут, что ты будешь шутить, веселить. А у тебя самого не бывает порой желания крикнуть: на самом деле я другой?!
Я стараюсь максимально заниматься тем, что мне нравится. Как нельзя остервенело шутить всё время как из пулемета, так нельзя бросаться в другие крайности. Мало есть примеров, когда люди, снискавшие известность в одном жанре, перепрыгивая в другой, приобретают, а не теряют. И мне кажется, тем, кто существует в жанре драмы, серьезного искусства, проще перепрыгнуть в жанр комедии, чем нам, веселым пустомелям, шагнуть в серьезный жанр.

А все-таки у тебя такое желание есть?
Оно меня время от времени посещает. Я очень люблю кино, люблю театр. Правда, в театре я бываю редко и в кино не так часто…
Ты волею судеб попал в хороший театр, тебя режиссер Роман Козак пригласил в Театр Пушкина играть в спектакле по пьесе Островского «Бешеные деньги». Сколько я думал, угадай.

Очень интересно, сколько же ты думал?
Ноль минут и ноль секунд, как пел Максим Леонидов в песне «Ленинградское время». Я сразу согласился.

Ты не спросил: Роман (или Роман Ефимович), почему вы позвали именно меня?
Тогда еще Роман Ефимович.

А потом он стал для тебя Романом?
Да, он даже хотел, чтобы я говорил ему «ты». Но кто я такой, чтобы его на ты называть? Я вообще очень люблю говорить людям «вы», и мне нравится, когда мне говорят «вы». Например, на съемках ко мне приходят гости и часто спрашивают: мы в кадре на вы или на ты? Я говорю: давай, конечно, на ты, а в кадре можно будет на вы.

Это питерское обращение или воспитание такое?
Да какое воспитание! Разве артисты могут воспитать детей чопорно? Да нет, конечно. Я не в академической традиции воспитан. И когда женщина заходит, продолжаю весело сидеть.

Ты из театральной семьи, у тебя актерский диплом. Но ты ушел в другую сферу. Ты что, некомфортно себя чувствовал в театральном институте?
Да нет, я же родился и рос в репертуарном театре. Я у мамы рос за кулисами, у бабушки за кулисами, у дедушки за кулисами я рос. У папы было немного кулис, но я тоже там где-то был. Поэтому для меня это было как вернуться в детство. Я до сих пор иногда хожу за кулисами, когда идут мои спектакли, а идут они редко, поскольку у меня времени, к сожалению, совсем мало на то, чтобы играть в театре. Вот я хожу за кулисами и вспоминаю.

А в каком театре мама работала?
Мама работала в Театре имени Веры Федоровны Комиссаржевской. Вот одно из самых первых моих детских ощущений: я маленький, мне два или три года, я стою где-то за кулисами, а мама моя играет на сцене в луче света. И Иван Иванович Краско, который в том театре работает до сих пор, стоит и меня караулит, пока мама на сцене. Но самое первое мое появление в театре было на руках у Андрея Краско, в спектакле «Братья и сестры», у Додина.

Получается, ты начал свою творческую карьеру у выдающегося режиссера Льва Додина.
Я начал свою карьеру с театра Додина. Если бы кто-то меня тогда спросил, может быть, я сказал бы: к Додину не хочу, хочу к Корогодскому, в ТЮЗ. Но меня никто не спрашивал, и Андрей Краско вынес меня на сцену, потому что ребенок, который играл в спектакле, не смог участвовать. Так что в принципе я в этом смысле ничем не отличаюсь от Лизы Боярской: я тоже играл у Додина.

Многие актеры зациклены на себе, на профессии. Ты тоже был обделен вниманием родителей?
У меня нетипичные в этом смысле родители. У меня мама совершенно не зациклена на себе. И в этом смысле она абсолютно нетипичная актриса. Она посвятила свою жизнь семье, она посвятила свою жизнь театру и работает в театре долгие годы. Мама замечательная актриса. И говорю это не потому, что я мамин сын, а спросите у любого - все, кто маму знает, вам это скажут. Мама пришла в театр, когда еще мой дедушка там работал, он в этом театре проработал всю свою жизнь. Что касается бабушки, то, когда я родился, ей исполнилось 49 лет. Еще молодая женщина. И тут ей приносят… меня. Обычно актрисы не хотят быть бабушками. Они заняты собой.

Нина Ургант, твоя бабушка, в то время играла главные роли в Ленинградском Пушкинском театре.
Да, на полную катушку. И при этом она вдруг тоже оказалась нетипичной актрисой. Она вдруг стала совершенно невероятной бабушкой. Мне кажется, грань, которая отделяет меня от моего папы, для бабушки абсолютно стерлась. Поэтому она меня всю жизнь зовет Андрюша, я ее всю жизнь зову Нина. Я ее бабушкой не называю.

Мы заговорили про твое детство. Мне кажется, ты изначально был лидером.
Мне очень хотелось выделиться. Я плохо себя вел специально, чтобы выделиться. У меня даже такое прозвище было в школе - Выделение, потому что я всегда очень старался как-то себя проявить. Не в учебе. В десятом классе, например, я проколол нос.

Смотрю на тебя - следов не осталось.
На самом деле след есть. Моя жена лучше всех знает, где он, потому что она единственная из моих теперешних знакомых, кто видел меня с серьгой в носу. Ровно месяц я проходил так. Индустрия украшений для носа в 94-м году находилась в зачаточном состоянии. Поэтому я использовал самодельные украшения. Чего только я себе в нос не вставлял! Нос у меня ужасно болел. Но я так ходил, потому что мне очень хотелось выделиться.

Что же такое произошло, если через месяц ты сказал себе решительное «нет»?
Да я не знаю. Хотя нет, я знаю, что произошло. Резонанс как-то поутих. Да его, собственно, и не было. Просто все подумали: этот придурок себе еще и нос проколол - вот и всё. Через месяц я решил: да ну его - и стал ходить с сережкой в ухе. И долго ходил, наверное, года три.

А в театральный институт ты пошел по инерции?
Ну конечно же. Я себе так объяснял: я хочу получить это образование. А хочу ли я этим потом заниматься, потом и выяснится. Я стал работать…

Что значит «стал работать»? Параллельно с учебой?
Я учился в институте и параллельно работал в ночном клубе. Я там вытряхивал пепельницы и мыл стаканы в баре. Родители меня не баловали деньгами, а мне как-то хотелось соответствовать.

Соответствовать чему?
Соответствовать жизни. Невозможно жить на те деньги, которые тебе платят в качестве стипендии в театральном институте. И я пошел работать.

Сколько тебе было лет?
Восемнадцать.

Я так понимаю, ты и женился в восемнадцать лет, да?
Да.

А почему так необходимо было в 18 лет идти в загс?
Тут целый комплекс причин. Но это судьбоносное решение было принято. И в течение нескольких месяцев я гордо носил звание мужа и кольцо на пальце.

Представляю, с каким «восторгом» приняли твою раннюю женитьбу многочисленные актерские родственники!
После проколотого носа их было сложно удивить, я планку-то держал высоко. Я рад, что мои актерские родственники всегда оставляли мне возможность выбора. Мама вообще святая женщина, она мне говорила: что хочешь, то и делай. Помню, мне 14 лет, и я ухожу праздновать Новый год к друзьям. Мама, прощаясь, говорит мне: сынок, с наступающим Новым годом. Я говорю: мамочка, и тебя тоже. Беру рюкзак, а у меня там бутылки звенят. И мама смотрит на меня мудрыми грустными глазами и говорит: иди, сынок. И я ухожу. В этом, в общем-то, наша задача - говорить так своим детям. Папа, бабушка и дедушка тоже всегда давали мне возможность самостоятельно понять некоторую наивность собственных действий и ошибок, за что я им очень благодарен. И поэтому у нас сохранились совершенно замечательные отношения. Нет у меня к ним и у них ко мне никаких затаенных обид. Нет такого - ты мне жизнь испортил: кем я была и кем я стала. Нет этого.

Но все-таки это серьезный поступок - жениться. Или ты в 18 лет все воспринимал иначе?
Никогда нельзя жениться, если ты живешь в коммунальной квартире.

Неужели ты жил с юной женой в коммунальной квартире?
Ну конечно, в коммунальной квартире. Я знаю, что такое коммуналка, - коллективное приготовление пищи, воровство на кухне. Я один стал жить в 17 лет, когда еще в школе учился, в последнем классе. «Ваня, иди в школу!» - говорил я сам себе. Было желание родителей пожить со мной раздельно, и была такая возможность, потому что была комната в коммуналке. И я стал жить в этой комнате. В общем-то, я даже благодарен этой ситуации, потому что стал достаточно самостоятельным человеком. Хотя бы в каких-то бытовых вещах. Я не могу сказать, что я кашеварил с утра до вечера или у меня везде был порядок. Да, я был предоставлен самому себе и чудом избежал участи некоторых моих знакомых, которые, будучи предоставлены самим себе, оказались в сложных ситуациях. Мир-то полон соблазнов! А я всего лишь женился.

Понятно. Когда ты окончил театральный институт, ты хотел работать в театре или уже нет?
Нет, к этому моменту уже было совершенно очевидно, что я в театре работать не буду. Честно говоря, никто особо и не предлагал.

Нет, ну для того, чтобы предложили, надо прийти в театр, на показ.
А зачем? Я и так учился на курсе при БДТ.

На курсе при БДТ? А ты в спектаклях там играл?
Я там играл в массовках, меня два раза выгоняли из этих массовок, снимали со спектаклей. Я, находясь еще на уровне массовки, не проявлял желания в ней играть. Не знаю, как бы сложилась моя судьба, если бы мне сказали: вот тебе роль, давай выходи на сцену, играй. Ограничиваться второстепенными ролями мне не хотелось - и с точки зрения финансовой, что, я еще раз подчеркиваю, для меня было очень важно… В то, что студенты театрального института питались святым духом, росой, былинками и желудями из Летнего сада, я не верю. Это такая же профессия, как и другие, кстати, очень непростая и очень жестокая профессия.

И потом, я так понял, ты человек свободолюбивый. Коллектив - не твое.
Я не знаю. Другая проблема, из-за которой я не стал играть в театре и почему я работал в ночном клубе и вел ночные программы, - я сова, категорическая сова. Я сова из фильма про Гарри Поттера, мать сов. И конечно, когда в 11.30 мне надо было прийти на репетицию…

...и говорить «Кушать подано»?
Да неважно, что говорить, вообще просто прийти на репетицию! Хотя, Вадим, ты прав, в основном у меня были роли похожего содержания. Я категорически не мог проснуться. Звонил в театр и врал. А жил я, Вадим, совсем рядом. Вот твоя чашка, вот моя. Вот сколько от твоей чашки нужно идти к моей, ровно столько мне нужно было идти от моего подъезда до БДТ - клянусь. И я не мог себя заставить. Я просыпался, звонил Нине Георгиевне, святой женщине, помощнику режиссера БДТ, говорил: «Нина Георгиевна, вы извините, это Ургант, у меня почка опустилась ночью!» Нина Георгиевна вскрикивала. Я говорил: «Вы передайте, что я сейчас не могу, но ближе к премьере я вольюсь в спектакль». После этого засыпал счастливейшим сном.

И без зазрения совести.
И мне являлись единороги, феи, лесные духи. Я категорически не мог проснуться. А однажды Тимур Чхеидзе, режиссер, сказал громко, по трансляции: «Ургант зевает, освободите его, пожалуйста, от роли». Да, я зевал. У меня даже была в какой-то момент мысль доказать ему, что люди зевают не потому, что им не интересно, а что бывают другие причины. Хотя в тот момент, честно могу сказать, мне, с одной стороны, было совершенно не интересно, а с другой стороны, дико хотелось спать.

В общем, эта фраза Чхеидзе оказалась ключевой в твоей жизни, и ты повернул в другую сторону.
Да нет, я уже тогда работал, я уже тогда зарабатывал, у меня джинсы новые были, я на такси ездил. Помню самое главное событие в моей жизни: я перестал пользоваться общественным транспортом.

Сколько тебе было лет, когда у тебя машина своя появилась?
Мне было, наверное, года двадцать два -двадцать три.

Сам заработал на машину?
Бабушка помогла. У меня были какие-то деньги, я что-то откладывал. Но бабушка мне говорит: вот тебе деньги, купи машину. И я, в отличие от очень многих других внуков, не потратил эти деньги на развлечения, а потратил их на вишневый автомобиль 2109. Я тут же сел за руль и тут же врезался на этом автомобиле.

Да, грустная история. Иван, а насколько спонтанным было твое решение уехать в Москву?
Я познакомился с ребятами с MTV, там нужны были ведущие, и ребята посоветовали меня, я тогда на Ленинградском телевидении уже вел программу, которая называлась «Петербургский курьер». Я приехал в первый раз в Москву, пришел на кастинг, и меня начали пробовать. Посадили в кадр и устроили так, как будто в прямом эфире мне звонят зрители. По голосам я понял, что это ведущие Антон Комолов и Ольга Шелест. У них такое было развлечение. Когда привозили на кастинг ребят, они заходили в будку и изображали, что звонят зрители с улицы. Я понимал, что это будут не настоящие зрители, но что это будут сами ведущие, конечно, не знал. Мне ничего не дали сказать, я расстроился. Вернулся с этого кастинга и сказал: да ну эту Москву и ну его, этот кастинг! Зачем я вообще туда сунулся, ну их к чертовой матери! Было это в первую очередь потому, что я не был уверен в том, что я делал. В результате мне позвонили и сказали: а приезжайте-ка на второй кастинг. Я приехал и вот на втором кастинге уже показал всё, что я могу.

И после этого ты автоматически полюбил Москву?
Ну, тогда я еще не полюбил Москву, Москву я полюбил позже. Ну, в общем, она меня приняла, Москва, да и я Москву тоже… Я прошел кастинг, меня утвердили. И я ездил из Петербурга в Москву и обратно, снимал программы. А через два месяца окончательно переехал в Москву.

Через сколько лет ты оказался на Первом канале?
В результате я оказался на Первом канале в две тысячи… я лет семь работаю на канале или восемь. Я работал на MTV, потом я ушел на канал «Россия». На канале «Россия» я провел два сезона «Народного артиста», программу «Пирамида», «Голубые огоньки». И после того как я всё это провел, я какое-то время ничего не делал.

А почему ничего не делал?
Потому что мне ничего не предлагали.

Чем же ты занимал себя? Просыпался, а дальше?..
Вадим, дорогой, да столько дел! Ну, во-первых, я что-то вел все время. Я и сейчас всё время что-то веду. Мне это нравится. Концерты, презентации какие-то… Я не кривлю душой. Сейчас другое время, а тогда было так, что ты провел, например, проект «Народный артист» и понимаешь, что до следующего проекта будет несколько месяцев. Я появлялся в других телепрограммах в качестве гостя и, в общем, жил вполне себе интересной жизнью. А потом я пришел на Первый канал, мы с папой вели программу «Большая премьера».

А скажи, тебя жизнь на прочность испытывала?
Неоднократно.

Были какие-то жесткие ситуации?
Были конечно. У меня был переход с канала «Россия» на Первый канал, запуск шоу на Первом канале, это были такие нервы! Я так- же хорошо помню, как я приезжал на кастинг на канал НТВ, как я разговаривал с руководством канала и им говорил: я вот, знаете, ведущий, не хотели бы вы…

Сам себя предлагал? И это правильно.
А какая у меня была история, когда меня утвердили в программе «Фактор страха» на канале НТВ! Всё, договорились, гонорар обсудили, надо было на два месяца лететь в Аргентину. «На два месяца в Аргентину» - это же так здорово звучит! И я уже думал прямо: ой, всё, канал НТВ, «Фактор страха» - начинается большая, взрослая жизнь. Я договорился с каналом MTV, на котором тогда работал. Потом были сборы, какие-то пробы, и на пробах я что-то стал доказывать. Что-то мне не понравилось, и я стал спорить. Продюсеры повели себя странно. После того как я съездил в Ленинград, попрощался с мамой, с бабушкой, с папой, сказал им, что улетаю на два месяца в Аргентину… Я приехал в «Останкино», захожу в дирекцию развлекательных программ канала НТВ, там сидит руководитель этой дирекции и говорит мне: «Иван, вы знаете, мы приняли решение… В общем, вы не едете». Я ходил три дня потрясенный. Мне казалось это несправедливо, я думал: ну почему же? У меня даже виза есть в паспорте! Я никогда не был в Аргентине. Потом я выяснил, что в Аргентину вместо меня едет Володя Турчинский. И когда я потом посмотрел эту программу, я понял, что, конечно, Володя удачно в ней смотрится. А через некоторое время я познакомился с создателями программы «Народный артист» Сережей Кордо и Таней Дмитраковой и стал ведущим этой программы. И понял, что вот она, моя программа, которую я и должен вести. А что бы я делал там, на этом «Факторе страха»?

Ты говоришь, вот это моя программа. Что ты имеешь в виду прежде всего?
Что я могу в ней использовать тот нехитрый инструментарий, который у меня есть, и те нехитрые приемы, которыми я владею. В программе «Фактор страха» мне говорили: «Вань, тебе нужно серьезным голосом сказать женщине, что ей нужно сейчас есть овечьи глаза». А я понимал, что сказать об этом серьезно невозможно…

Я видел несколько раз твою жену Наташу в Доме актера. Красивая, обаятельная. У вас удивительная история. Вы ведь учились вместе в школе?
В одной школе, в одном классе. И вот такая история. Как это могло произойти, что мы встретились?! И не помешала даже Октябрьская железная дорога, которая разделяет два больших города… Вернее, города она как раз соединяет, но расстояние, которое нужно преодолеть, чтобы попасть из Москвы в Петербург… не помешало.

У вас были какие-то отношения в школьные годы или нет?
Никогда! Мы все дружили, все учились в одном классе. Поэтому я могу сказать, что это одно из удивительных событий, которое произошло в моей жизни.

Через сколько лет после окончания школы вы встретились с Наташей?
Мы встречались несколько раз. У нас не было общей компании, мы виделись пунктирно в течение девяти-десяти лет с момента окончания школы.

Что тебя вдруг зацепило в женщине, которую ты давно знал?
Я не знаю. И вот это «я не знаю» и есть для меня самый главный фактор во взаимоотношениях между людьми. Если я могу объяснить дружбу, могу объяснить родственные связи, то любовь объяснить невозможно. И это для меня самое главное. Чем старше я становлюсь, тем реже пытаюсь это анализировать. Это данность и счастье, вот что это для меня.

У тебя был момент настороженности, что ты берешь в жены женщину с двумя детьми?
Ни одной секунды. Наташа, со свойственной ей деликатностью, больше переживала из-за этого. Не от того, что у нее есть дети, - она переживала, как это всё сложится.

У вас трехлетняя дочь, да?
Через месяц ей будет четыре года, Вадим, четыре!

Скажи, ты папа-праздник? Я имею в виду, ты поздно приходишь домой и редко видишь дочь?
Я папа - грустный праздник. Что тут говорить, времени мало, дети спать ложатся рано...

Вообще, у тебя бывают выходные?
Бывают. Но сейчас, в связи с тем что выходит новый проект, их нет почти. И пока никто не понимает, как это будет, и я не понимаю, как это будет, это невероятно интересно. У меня были моменты, когда я снимался в кино или выпускал спектакли, это тоже занимало много времени и места в моей жизни… Но в общем я бы сказал так: силы на это пока есть. И мне бы очень хотелось свою жизнь построить так, чтобы сначала у меня закончились силы, а потом закончились предложения, а не наоборот.

Но у тебя и так столько проектов на Первом канале.
На Первом канале у меня сейчас проектов как собак нерезаных.

И как ты будешь всё это разруливать?
Это будет полтора месяца испытаний. Может быть, что-то мы заморозим, от чего-то я на какое-то время откажусь, а может, и нет. Всё, чем я занимаюсь, я люблю. И «Прожекторперисхилтон», и «Большую разницу», и «Смак». И при этом очень хочется попробовать сделать Late Night Show «Вечерний Ургант», которое мы сейчас затеваем.

Это ежедневное вечернее шоу, да? Я знаю, что ты в Америку ездил стажироваться.
Да, ездили в Америку, но мы не стажировались - мы смотрели. Это будет наша собственная попытка ответить самим себе на вопрос: а можно ли такое вообще делать каждый день в прямом эфире? Потому что, на мой взгляд, этого очень не хватает на нашем телевидении. Вот я сижу перед экраном телевизора, и я хочу увидеть на экране человека, который живет тем же, чем живу сегодня я. На американском телевидении этого в избытке, у них огромное количество программ идет в прямом эфире. Я очень люблю прямой эфир. То, что мы готовим, будет не юмористическая программа. Хотя мы очень надеемся, что она будет веселая, смешная, что она будет развлекательная, потому что мы ее видим именно такой.

Вот ты снимаешься в кино, бывают главные роли. Извини, но мне кажется, что это такой вялотекущий процесс без особых взлетов, и ты чаще всего воспринимаешься как Иван Ургант в предлагаемых обстоятельствах. Это минусы медийности, но от этого никуда не денешься. А через это можно перепрыгнуть?
Я не знаю. Мне бы хотелось, честно могу тебе сказать, через это перепрыгнуть. А может быть, и не нужно?.. Вуди Аллен играет всю жизнь Вуди Аллена. И что? Зато он играет Вуди Аллена так, как никто другой. И более того, все артисты, которые у него играют, тоже играют Вуди Аллена.

А кстати, почему у тебя в кабинете висит портрет Вуди Аллена?
Ну, во-первых, у меня два портретика, я привез. Во-вторых, здесь моих вещей еще совсем мало, это мой первый в жизни кабинет.

Иван, хочу спросить. Ты с отцом всегда был дружен? Ведь ты рос с мамой.
У нас с папой был период, когда мы стали закадычными друзьями. Лет с 15 моих и до 18, пока я не начал жить один. Я все его капустники помню - в эту капусту меня засунули, и я в ней рос. А потом появились Игорь Золотовицкий, Денис Евстигнеев, Миша Ширвиндт. Люди, которых я горячо люблю и которых могу с абсолютно открытой душой назвать своими товарищами и друзьями. Они мне оказали большую честь - приняли в свою компанию, хотя они старше меня. Приезжает бабушка, смеется, говорит: вот странно, сидели мы тут, у нас была компания давным-давно: Ширвиндт, Гердт, Ургант, Евстигнеев…

А теперь внук повторяет этот путь.
Да, а теперь внук примазался. И мы прекрасно дружим и тоже смеемся.

В общем, всё как-то удалось, да?
Ну, так я говорить не хотел бы. Я люблю людей, вот так бы я хотел сказать. В целом люди прекрасны, одеты по моде, основная их масса живет на свободе, как писал один из поэтов в Ленинграде. Я могу сказать, что я люблю хороших людей.

А скажи Иван, щетина такая трехдневная у тебя с юности?
Я не люблю бриться, не люблю, когда я выбрит - выгляжу как какой-то байстрюк. Герой «Сказки о попе и о работнике его Балде». При помощи бороды, как выяснилось, можно всегда быть разным. Ну это, видимо, еще и возрастное. Стукнет мне 43, и мне скажут: дедушка, дайте ваше пенсионное удостоверение и не платите за молоко. И вот тут-то я, наверное, сбрею бороду и веселым красавцем вскочу на подножку трамвая, который увезет меня в зрелость. Я не из тех, кто в 43 или в 53 будет выглядеть, как Брэд Питт, на 36.

Почему? У тебя для этого есть все основания. Ты в тонусе, в хорошей форме. Скажи, ты занимаешься спортом?
Бывает. Я спорт вообще люблю, всякие игры. Пинг-понг обожаю, баскетбол очень люблю. Но в баскетбол я играть не могу, физическая кондиция не позволяет. Работа на ногах сделала свое дело, и лучше бы мне не скакать по залу. Я бадминтон люблю. Я один из тех, кто радостно воспринял решение руководства нашей страны о внедрении бадминтона.

Ты машину сам водишь или с водителем ездишь?
Если я с таким количеством мыслей в голове еще и сяду за руль, я буду представлять опасность для общества, а мне не хотелось бы никому навредить. И поэтому я использую возможность ездить с водителем. Водитель - это не излишество какое-то, типа «ой-ой-ой, вынесите мне шубу и бросьте ее в лужу, чтобы я на нее наступил».

А я вот сам за рулем, для меня это зона, где я один. Водитель всё равно посторонний человек…
Ну, я абстрагируюсь, а потом, у меня не такие большие расстояния. Когда надо ехать далеко или нет пробок, я сам сажусь за руль и, в общем, чувствую себя вполне комфортно.

В редакции он появился совсем не в том телевизионном образе весельчака и балагура, который в любое время суток, в любой ситуации и любой компании способен парой ироничных шуток мгновенно поднять настроение всем присутствующим. И это понятно: наша съемка пришлась на еще доснежное зимнее утро, хмурое и не особенно бодрое. Любимец страны, самый востребованный ведущий развлекательных телепрограмм, праздников и корпоративов, лучезарный и искрометный герой экрана, открытый и трогательный Ваня Ургант вышел из машины скорее суровым, под стать погоде, громовержцем двухметрового роста.

В нем нет ни пресловутой звездности, ни нарочитого желания «зажечь», обаять и рассмешить. Он вежлив, корректен и очень внимателен к словам - тем, что произносят его собеседники, и еще более - к тем, что каждый раз, отвечая, тщательно выбирает он сам. Шутки в сторону - на самом деле Иван Ургант в жизни способен разговаривать прямо, просто, серьезно. Почти не смущаясь - разве совсем чуть-чуть - собственной искренности, в разговоре непрерывно размышляя, проверяя и слушая себя. Может быть, в этом внимании, в этом внутреннем слухе и есть залог настоящего остроумия, такого желанного для всех и такого редкого дара острого слова?

«ПОШЛОСТЬ - ЭТО ПОПЫТКА ВЫДАТЬ ЧТО-ТО НЕНАСТОЯЩЕЕ ЗА НАСТОЯЩЕЕ. ДЛЯ МЕНЯ ОНА СТОИТ РЯДОМ СО СЛОВОМ «НЕПРАВДА».

Psychologies: Вы работаете в рискованном жанре, где грань между остроумием и пошлостью очень тонка. Что такое, по-вашему, пошлость и как вам удается ее избегать?

Сложно сказать... Эти критерии где-то внутри. Мне кажется, одно из проявлений пошлости - слишком серьезно об этом говорить. Скажем, бранное слово в общественном месте и в присутствии детей - это не пошлость, а просто грубость и невоспитанность. По-моему, пошлость в другом - в попытке выдать что-то ненастоящее за настоящее. В моем внутреннем словаре это слово стоит рядом со словом «неправда». Когда люди говорят неправду, особенно когда высокие, пронзительные мысли и чувства подменяются, вот это и есть, на мой взгляд, пошлость. Я не люблю и когда зашкаливает искренность. Это тоже может быть проявлением пошлости. Есть люди, которые разрывают грудную клетку, достают сердце и протягивают его зрителям, - и понимаешь, что ничего выше этого быть не может. А другой делает все то же, но, кроме ощущения невероятной бессмысленности и неискренности, это ничего не вызывает.

Иными словами, важна мера?

И. У.: Важно прислушиваться к себе, быть с собой в гармонии или хотя бы в согласии. Но я не могу сказать, что доверяю себе во всем. Я скорее человек сомневающийся, недоверчивый, ругающий себя.

Ваша дорога к успеху гладкой не была. Как вы справляетесь с ситуациями сложными, неприятными?

И. У.: Конечно, были моменты, когда мне требовалась поддержка... (Подбирает слова.) Когда измотанная юношеская душа страдала, например, от неразделенной любви или… от неразделенной еды, зарплаты! По-моему, лучший выход - отвлекаться от такого в каком-то деле. А самое плохое - когда замыкаешься в себе. Мир сужается до размеров той беды или проблемы, которая ввергает тебя в уныние, в замкнутое пространство собственных переживаний. И тут главное - напомнить себе, что выход рядом. Надо постараться. Стоит только сделать некоторое усилие над собой, и все будет совсем по-другому. Хотя в такой ситуации часто про это забываешь. Или сам себя не слышишь.

Вам не приходила мысль искать какие-то ответы в психотерапии?

И. У.: В нашей нелегкой действительности психотерапевтами являются наши близкие. А подчас и неблизкие люди. Такой степени доверия между людьми я не встречал ни в Западной Европе, ни в Северной Америке. Мы способны изливать душу постороннему человеку даже вне зависимости от того, хочет он этого или нет. Чаще всего такое происходит - как это было и в моей жизни - не от желания, чтобы тебя услышали, а чтобы просто выговориться. И действительно становится легче. К сожалению, не всегда рядом находятся люди, которые могут дать хороший совет. Отсюда колоссальное количество изданий с фотографиями женщин и мужчин, которые с радостью протянут руку... где уже лежит хрустальный шар, людям, которые нуждаются в том, чтобы перед кем-то выговориться. Лично я не пойду к какой-нибудь святой целительнице Аксинье. Вероятно, оттого, что в Бога верю… Лучше как-нибудь своими силами. Надо стараться.

И. У.: Достаточно рано. Мама воспитывала меня самостоятельным ребенком. Я уже с шести лет ходил один - сначала в детский сад, потом в школу. Меня оставляли сидеть с младшими сестрами, но я не воспринимал это как повинность. Мама много времени уделяла нашему воспитанию и не перекладывала все бремя ответственности на мои хрупкие плечи.

«МАКСИМАЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ БЫВАЕТ ЛИШЬ У БЕЗУМЦЕВ. МНЕ ХОЧЕТСЯ БЫТЬ ЗАВИСИМЫМ ОТ КОГО-ТО. И ЧТОБЫ ЭТОТ КТО-ТО ЗАВИСЕЛ ОТ МЕНЯ».

За что вы сегодня ей благодарны больше всего?

И. У.: За терпение. Я бы вот себя давно убил, а мама выдержала это непростое испытание - видеть рядом с собой громкого, злобного и наглого усатого мальчика в течение долгого времени. У меня терпения гораздо меньше. Я это точно знаю: мама сохранила уникальный документ - дневник, который она вела, пока я был маленький - с полугода лет до пяти. Такой краткий дневник, который поместился в две тетрадки. Когда мне исполнилось лет 18, мама мне их показала. Читать это было очень трогательно. Это та самая пронзительная трогательность, которой не коснулась никакая пошлость. Потому что мама писала в дневнике только то, что она чувствовала. А потом... Важно - это когда тебе предоставляют возможность принимать решения. Когда чувствуешь себя человеком, от которого что-то зависит. Я ощутил это очень рано, лет с восьми-девяти. Правда, не всегда мне хотелось такой свободы. Скорее хотелось быть ребенком, который просто окружен заботой и лишен необходимости самостоятельно что-то решать. Я много таких детей видел вокруг себя. А мне такую возможность мама не давала. Она настаивала, чтобы какие-то проблемы, неловкие ситуации, в какие попадают обычно все дети, я преодолевал сам. В чем-то она помогала, что-то советовала, но никогда не настаивала и не заставляла.

Сегодня вы тоже родитель. Чего вы больше всего желаете для своей дочери?

И. У.: Я не буду здесь оригинален. Чтобы моя дочь как можно скорее стала самостоятельным человеком и чтобы ей в жизни как можно меньше требовалась помощь окружающих. Чтобы у нее были силы ни от кого не зависеть. От родителей в том числе. Чтобы она была добрым человеком. И умным человеком.

Зависимость от чего-то для вас вообще неприемлема?

И. У.: Все мы в разной степени от чего-то зависим. Максимальная свобода - у безумцев. И не всем такая свобода нужна. Нет, мне хочется быть зависимым от кого-то. И чтобы этот кто-то зависел от меня.

Когда вы поняли, какую семью хотите создать для себя?

И. У.: В детстве у меня не было четкого ощущения семьи. Родители расстались, когда были слишком юны, а мне и год тогда едва исполнился. Поскольку лет до 13 я даже не представлял, как явился на свет, то мама и папа для меня воедино не связывались. Зато у меня были дедушка, бабушка, еще одна бабушка и прабабушка. Я мог поехать туда и сюда, в то время как мои приятели жили в своих квартирах с папой и мамой. И все. Мне это даже нравилось - быть в чем-то не таким, как все. Не вообще другим, а чуть-чуть. Наверное, желание выделяться стало для меня и двигателем в профессии, и в том, как моя жизнь устроена на данный момент.

«ЧУВСТВО ЮМОРА - ЭТО НЕ КОГДА ШУТИШЬ САМ, А КОГДА ТЫ СМЕЕШЬСЯ. И НАДО СТАРАТЬСЯ ЭТО В СЕБЕ КАК-ТО РАЗВИВАТЬ. ЭТО ПОМОГАЕТ!»

Но вы довольно рано захотели создать свою семью - традиционную, «как у всех»: один дом, муж, жена, ребенок…

И. У.: Знаете, я достаточно рано понял, что люблю детей. И что хочу иметь свой дом.

Каким вы его видите в будущем?

И. У.:

Я не люблю строить далекие планы. Мне странно представлять себя обвязанным пледом, сидящим у камина... не в состоянии двинуться. И внуков, которые играют моими ногами, отдельно стоящими рядом! Такого я себе не представляю. Но семья, дом - это, конечно, большой дом. Причем и в прямом смысле большой. Потому что я первую половину своей жизни прожил очень тесно. Единственное, что было большим в нашей квартире, - высота потолков. Да. Семья - это когда с детьми, с любящей и преданной женой. И с некоторым... разумным количеством аккуратных, чистоплотных, хорошо вымытых домашних животных ... которые точно знают, где находится их туалет. Очень важное условие! Это обязательно небольшое число преданных тебе друзей. И большое количество приятелей и знакомых. Которые приходят в гости и имеют возможность за большим круглым столом, обязательно под абажуром, в перерывах между вкусно приготовленными твоими руками блюдами обсуждать судьбы России…

Как точно вы это описываете!

И. У.: Как человек, который только вчера повесил абажур над круглым столом.

Остальное - талант, здоровье, молодость, успех, деньги - у вас уже есть. Вас это радует?

И. У.: Я боюсь частых размышлений о том, что у меня есть, а чего нет. Потому что многих вещей мне когда-то не хватало... Знаете, очень важно, чтобы все в жизни появлялось вовремя. То есть тогда, когда тебе нужно именно это. Мне грех жаловаться на то, что есть в моей жизни. Но я стараюсь не думать об этом часто. Вдруг раз - и все это окажется неправдой! Я хорошо помню, как мне не хватало денег, - очень острое ощущение.

Что бы вы стали делать, если бы завтра у вас их не стало?

И. У.: Я буду искать все возможные способы, чтобы они хоть в какой-то мере, но опять появлялись в моей семье. Это составляющая комфорта, благополучия. Деньги нужны, чтобы о них не думать. Потому что, пока денег не было, я все время о них думал. Ждал: когда же они у меня появятся? Не то чтобы мечты какие-то хотелось реализовать - все было на уровне потребностей. А сейчас я понимаю, что от моих заработков зависит благополучие моей семьи, моих детей, родственников… Тут не до фантазий в стиле «оказаться бы мне на острове да под пальмой»!

То есть все, что вы делаете за деньги, делаете с удовольствием?

И. У.: Да, только степень удовольствия разная. Но пока еще не было такого, чтобы я что-то делал за деньги с явным неудовольствием. За исключением работы грузчиком в 11-м классе. Сегодня я отказываюсь от массы предложений. Но в том, от чего не отказываюсь, я стараюсь участвовать не только как исполнитель, но и как соавтор. Стараюсь, чтобы мне самому просмотр готового продукта хоть пару раз доставил радость. Или по крайней мере не вызвал чувства отторжения и горечи во рту.

Известно, что юмор мы часто используем как защиту от разных жизненных сложностей...

И. У.: Именно! Более того, я настаиваю: юмор и легкость, ирония и смех - это самая лучшая защита и лекарство. Не от всего защитишься иронией, но... надо стараться! Это помогает. Я сочувствую тем, кто не любит смеяться, не любит, когда шутят. Чувство юмора - это ведь не когда шутишь сам, а когда ты смеешься. И это надо стараться в себе как-то развивать. Вот посидите раза четыре с каменным лицом на концертах Жванецкого. Глядишь, на пятый начнете улыбаться - хотя бы в знакомых местах!

И. У.: Конечно! Я бы сказал, человеку любой профессии, а публичной особенно, нужно подтверждение того, что он делает что-то правильное. По крайней мере идет в верном направлении. И делает то, что приносит радость и удовольствие не только ему, но и еще кому-то.

Вам этой душевной отдачи - чувства благодарности и любви в ответ на вашу работу - хватает?

И. У.: Знаете, несколько раз в жизни мне говорили слова, которых я, на мой взгляд, до сих пор не заслуживаю. И мне это было очень приятно. Говорили люди, которых я уважаю и профессионализм которых у меня не вызывает никаких сомнений. Мне кажется, в этих словах есть некий аванс, хотелось бы им соответствовать.

В этом месяце тема нашего «Досье» -

И. У.: Ничего не меняется, не должно меняться! Мужчина сегодня и женщина сегодня - те же, что и вчера. Нельзя отсутствие мужских качеств списывать, скажем, на невероятное развитие каких-то технологий или пластической хирургии. Настоящих мужчин всегда было немного, мне кажется.

Чего же им не хватает?

И. У.: Степени искренности, честности - вот чего не хватает. Многие мужчины в наше время стали не только выглядеть и одеваться как женщины, но и вести себя подчас не по-мужски. Знаете, чтобы проверить, насколько храбрые мужчины живут в стране, совершенно не обязательно ввязываться в третью мировую войну. Мужчине не обязательно разбивать о свою голову кирпич или чинить на кухне водопроводный кран. Но в том, как он относится к женщине, детям, к своей семье, родителям, - в этом и проявляется мужчина. Идеального героя создал режиссер Владимир Меньшов в картине «Москва слезам не верит», а исполнил Алексей Баталов. В нашей стране это образ на все времена. Хотя, по-моему, таких людей не бывает. Интеллигентных мужчин, которые работают слесарями и следят за чистотой обуви. Готовы связать судьбу с женщиной с ребенком и при этом могут, если нужно, уйти в запой от чувств... перед этим пожарив шашлыки и защитив юного возлюбленного девушки от хулиганов. Таких нет! Но мне кажется, если каждый из нас будет хотя бы что-то одно из этого списка делать, то уже неплохо. (Вкрадчиво.) Например, уходить в запой.

Вы-то, похоже, ведете здоровый образ жизни...

И. У.: (С некоторой досадой.) Я не могу этого комментировать, потому что и пью, и курю, и ругаюсь матом. Но так незаметно, что у всех возникает ощущение, что я этого не делаю. Я считаю, что странно... и не стоит этого делать в раннем возрасте и в чрезмерных объемах. Но есть люди, которые так изысканно выпивают и так аппетитно курят, что немедленно хочется сделать то же самое! А виртуозное употребление матерных выражений порой окрашивает нашу жизнь в неповторимые тона. Теперь все это поместите в пространство накрытого круглого стола под абажуром - и вы поймете, о чем я говорю.

То есть вы стараетесь жить с аппетитом?

И. У.: Я пытаюсь в себе это культивировать - получать от жизни удовольствие. Не в излишествах дело. Можно получать удовольствие и в однокомнатной или коммунальной квартире. Выкурить на кухне сигарету без фильтра, запив ее дешевым красным вином, - но так, что и ты получишь удовольствие, и окружающие тебя... молдавские рабочие тоже!

Вы как-то сказали: надо стараться всегда быть готовым к тому, что подбросит тебе судьба. Чего бы вам хотелось, чтобы она еще подбросила?

И. У.: Зная, что службы, ответственные за то, что подбрасывает нам судьба, регулярно читают журнал Psychologies, я хотел бы обратиться к ним напрямую. Удивите меня! Я очень люблю приятные сюрпризы.

Личное дело

  • 1978 16 апреля родился в Ленинграде, в семье актера театра и кино Андрея Урганта и актрисы Театра комедии Валерии Киселевой. Родители вскоре расстались, Иван остался с матерью, позже у Валерии Ивановны в ее новом браке родились еще две дочери.
  • 1994 Поступает на актерский факультет Санкт-Петербургской академии театрального искусства; два года спустя женится на студентке Университета культуры Карине, их брак продлится полгода.
  • 1998 Дебют в кино - в картине «Жестокое время» Максима Пежемского.
  • 1999 Ведущий «Петербургского курьера» на Пятом канале и диджей на Superradio (Санкт-Петербург).
  • 2000 Выпустил альбом собственных песен (продюсер Максим Леонидов).
  • 2001-2002 Ведущий телепрограммы «Бодрое утро» на «MTV Россия», знакомится с журналисткой Татьяной Геворкян, их отношения продлятся около трех лет.
  • 2003 Ведущий шоу «Народный артист» на телеканале «Россия» (в паре с Феклой Толстой).
  • 2004 Ведущий телеигры «Пирамида» на канале «Россия».
  • 2005 «Большая премьера» на Первом канале, роль в фильме Александра Стриженова «От 180 и выше».
  • 2006 Ведет «Смак» на Первом канале; начинает встречаться с Натальей Кикнадзе, бывшей одноклассницей.
  • 2007 Роль в картине «Он, она и я» Константина Худякова; соведущий в программах «Стенка на стенку» и «Цирк со звездами» на Первом канале; лауреат национальной телепремии ТЭФИ.
  • 2008 Соведущий в программах «Большая разница» и «Прожекторперисхилтон» на Первом канале; документальный фильм «Одноэтажная Америка» на Первом канале (соведущий в паре с Владимиром Познером); роль в фильме Ивана Дыховичного «Европа–Азия» (премьера - февраль 2010-го). 15 мая у Ивана и Натальи родилась дочь Нина.
  • 2009 Участие в съемках фильма «Одноэтажная Франция» (вместе с Владимиром Познером).
  • 2010 Репетирует роль Василькова в спектакле Романа Козака «Бешеные деньги» (Театр им. Пушкина).