Самопожертвование в рассказе судьба человека. Направление «смелость и трусость

­Героизм и мужество

Рассказ «Судьба человека» был написан Михаилом Александровичем Шолоховым в 1956 году и в скором времени опубликован в газете «Правда». Это грустная история нелегкой жизни простого русского шофера Андрея Соколова .

Судьба этого человека по-настоящему трагична. Довольно рано герой остался сиротой, поскольку голод унес жизни его родителей и сестры. Самому Андрею, чтобы выжить, пришлось уехать на Кубань и начать «ишачить на кулаков».

Вернувшись оттуда, мужчина женился на «смирной», веселой и «угодливой» девушке Ирине и стал работать шофером, затем у молодой семьи появились дети. Казалось бы, жизнь начала налаживаться, но вдруг грянула война, и Андрей Соколов в числе первых отправился на фронт.

Несмотря на то что суровая военная жизнь, конечно, тяготила героя, он никогда не смел пожаловаться на это жене. Он считал, что «на то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала».

В дальнейшем сама жизнь словно стремится проверить это утверждение Андрея Соколова, и готовит ему новое страшное испытание: мужчина попадает в плен к немцам. Происходит это тогда, когда он, не задумываясь ни на миг, решается совершить настоящий подвиг: доставить снаряды батарее своих солдат, которая находится в горячей точке и вот-вот должна вступить в бой с врагом. О своем героическом поступке сам Андрей говорит очень просто: «Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?»

Действительно, за своих товарищей этот мужчина готов был отдать жизнь, впрочем, как и они за него. В произведении автор приводит немало примеров мужества русских солдат. Достаточно вспомнить военного доктора, который «в плену и в потемках» делал «свое великое дело»: ночью, когда немцы согнали всех русских пленных в церковь, он переходил от одного солдата к другому и старался помочь своим соотечественникам тем, чем мог.

Стоически переносят солдаты все испытания, которые выпадают на их долю в немецком плену: это и непосильно тяжелые каторжные работы, и постоянный голод, холод, побои, да и просто издевательства со стороны врагов. В таких тяжелых условиях эти люди не утрачивают способности шутить и смеяться, что многое говорит об их мужестве и силе духа.

Жизнь в постоянном страхе делает Андрея Соколова и его товарищей по-настоящему отважными. Достаточно вспомнить эпизод, где немцы хотят расстрелять главного героя (еще до того, как принимают решение взять его в плен). В этот момент он, будучи раненым, все равно поднимается на ноги и бесстрашно смотрит своему возможному убийце прямо в глаза. Далее солдат Соколов, несмотря на риск быть схваченным и убитым, решается мужественно бежать из плена, но, к сожалению, эта попытка оказывается неудачной.

В эпизоде, когда немецкое лагерное начальство вызывает Андрея Соколова в комендантскую, чтобы объявить пленнику приговор о расстреле, мужчина проявляет настоящий героизм. Зная, что идет на смерть, он готовится «глянуть в дырку пистолета бесстрашно».

В разговоре с комендантом Мюллером главный герой также проявляет невероятную храбрость и достоинство: он не соглашается пить водку «за победу немецкого оружия» и отказывается от закуски, демонстрируя противникам, что, несмотря на голод, не собирается «давиться ихней подачкой».

Впервые в русской военной литературе героизм солдата проявляется не только в подвигах, совершенных им на поле боя, но и в такой жизненной ситуации. Мужество Соколова восхищает противников настолько, что они решают не убивать своего пленника, а, наоборот, дают ему с собой еду и отпускают обратно в лагерь.

Вторая попытка выбраться из плена оказывается для Андрея удачной, и мужчина возвращается к своим. Но самое страшное известие, которое потребует от героя не меньшего, а, возможно, даже большего мужества, чем все военные испытания, ждет солдата Соколова впереди. Находясь в госпитале, из письма соседа Андрей узнает о гибели жены и дочерей, а далее, уже после окончания войны, ему сообщают, что в День Победы был убит его сын.

Такие вещи порой ломают даже самых сильных и мужественных мужчин, ведь одной надеждой вернуться к родственникам на войне и в плену живут солдаты. Но трагические события открывают в Андрее Соколове новые резервы доброты и человечности, и потому он берет себе на воспитание малолетнего сироту Ваню . Этот благородный поступок, так же как и все отважные поступки, совершенные Соколовым на войне, по праву можно считать настоящим подвигом и проявлением героизма в нашей повседневной жизни.

О простом человеке на большой войне, который ценой потери близких, товарищей, своим мужеством, героизмом дал право на и свободу родине.Андрей Соколов - скромный труженик, отец большого семейства жил, работал и был счастлив, но грянула война. Соколов, как и тысячи других, ушел на фронт. И тут все беды нахлынули на него: был контужен и попал в плен, кочевал из одного концлагеря в другой, пытался бежать, но был пойман. Не раз смерть смотрела ему в глаза, но русская гордость и человеческое достоинство помогали находить в себе мужества и всегда оставаться человеком. Когда комендант лагеря вызвал Андрея к себе и грозил, лично расстрелять его, не потерял человеческое лицо Андрей, не стал пить за победу Германии, а сказал, что думал. И за это даже садист-комендант, лично бивший пленных каждое утро, уважал его и отпустил, наградив хлебом и салом.

Этот подарок был разделен поровну между всеми пленными. Позже Андрей все - таки находит возможность бежать, прихватив с собой инженера в чине майора, которого возил на машине.

Но Шолохов нам показывает героизм русского человека не только в борьбе с врагом. Страшное горе постигло Андрея Соколова еще до конца войны - от бомбы, попавшей в дом, погибли жена и две дочери, а сына подстрелил снайпер уже в Берлине в самый день Победы, 9 мая 1945г. Казалось, после всех испытаний, выпавших на долю одного человека, он мог озлобиться, сломаться, замкнуться в себе. Но этого не случилось: понимая, как тяжела утрата родных и безрадостно одиночество, он усыновляет мальчика Ванюшу 5 лет, у которого война отняла родителей. Андрей пригрел, осчастливил сиротскую душу, и благодаря теплу и благодарности ребенка, сам начал возвращаться к жизни. Соколов говорит: «Ночью - то погладишь его сонного, волосенки в вихрах понюхаешь, и сердце отходит, становиться легче, а то ведь оно у меня закаменело от горя

Всей логикой своего рассказа Шолохов доказал, что его герой не может быть сломлен жизнью, потому что в нем есть то, что сломать нельзя: человеческое достоинство, любовь к жизни, родине, к людям, доброта, помогающие жить, бороться, трудиться. Андрей Соколов прежде всего думает об обязанностях перед близкими, товарищами, Родиной, человечеством. Это для него не , а естественная потребность. И таких простых чудесных людей много. Именно они и выиграли , и восстановили разрушенную страну, чтобы жизнь продолжалась дальше и была лучше, счастливее. Поэтому Андрей Соколов близок, понятен и дорог нам всегда.

Впервые мы встречаем главного Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика. Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы. Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.

А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.

Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя. Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни. Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.

Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен. Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство - прекрасную душу. А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование. Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой. В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.

Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.

Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда. Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла. Эта потеря для него - страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким. И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.

Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было. Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается». И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство. Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.

Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил». Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться. В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что - бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах. Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел. Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.

Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека. Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм. Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек. Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.

В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Судьба русского воина на примере рассказе Шолохова «Судьба человека» . Литературные сочинения!

М.А. Шолохов написал рассказ о судьбе бывшего военнопленного, о трагедии и силе характера человека, на долю которого выпали тяжелейшие испытания. Во время и сразу после Великой Отечественной войны солдат, вернувшихся из плена, считали предателями, им не доверяли, и для выяснения обстоятельств проводилась тщательная проверка. Рассказ "Судьба человека" стал таким произведением, которое позволяет увидеть и понять жестокую правду войны.

Слово «судьба» может быть истолковано как «история жизни» или использовано в значении «участь, доля, стечение обстоятельств». В рассказе Шолохова мы находим и то и другое, но только герой оказался не из тех, кто безропотно принимает предназначенную ему участь.

Автор показал, как достойно и мужественно вели себя русские в плену. Предателей, «трясущихся за свою шкуру», было немного. Они, кстати, в плен сдавались добровольно, при первом удобном случае. Герой рассказа «Судьба человека» во время боя был ранен, контужен и в беспомощном состоянии взят немцами в плен. В лагере для военнопленных Андрей Соколов вынес немало страданий: издевательства, избиение, голод, смерть товарищей, «нелюдские муки». Например, комендант Мюллер, обходя строй пленных, бил кулаком (а точнее, куском свинца, заложенного в перчатку) каждого второго в нос, «пускал кровь». Такой у него был способ выражения арийского превосходства, подчёркивающий ничтожность человеческой жизни представителей всех наций (в отличие от немцев).

Андрею Соколову довелось лично противостоять Мюллеру, и автор показал этот «поединок» в одном из кульминационных эпизодов рассказа.
Разговор пленного солдата с комендантом состоялся потому, что кто-то донёс немцам про сказанные Андреем накануне слова о порядках в концлагере. Едва живые пленники вручную долбили камень, и норма на человека была четыре кубометра в день. Однажды после работы, промокший, измученный, голодный, Соколов сказал: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». За эти слова он и должен был ответить коменданту.

В кабинете Мюллера за столом сидело всё лагерное начальство. Немцы отмечали очередную победу на фронте, пили шнапс, закусывали салом и консервами. И Соколова, когда вошёл, едва не вырвало (сказывалось постоянное голодание). Мюллер, уточнив слова, сказанные Соколовым накануне, пообещал, что окажет ему честь и сам лично расстреляет его. Кроме того, комендант решил проявить великодушие и предложил пленному солдату выпить перед смертью и закусить. Андрей уже взял стакан и закуску, но комендант добавил, что пить надо за победу немцев. Это очень задело Соколова: «Чтобы я, русский солдат, да стал пить за победу немецкого оружия?!» Андрей уже не боялся смерти, поэтому поставил стакан и сказал, что он непьющий. И Мюллер, улыбаясь, предложил: «Не хочешь пить за нашу победу, тогда выпей за свою погибель». Солдат, которому терять было нечего, смело заявил, что за избавление от мук он выпьет. Опрокинул залпом стакан, а закуску отложил, хотя есть хотелось смертельно.

Какова же сила воли была у этого человека! Он не только не унижался из-за крошки сала и кусочка хлеба, но и не терял своё достоинство, чувство юмора, и это давало ему ощущение превосходства над немцами. Он предложил Мюллеру идти во двор, где немец его и «распишет», то есть подпишет смертельный приговор, расстреляет. Мюллер позволил Соколову закусить, но солдат заявил, что после первой не закусывает. И после второго стакана объявил, что не закусывает. Сам он понимал: эту отвагу он проявляет не столько для удивления немцев, сколько для себя самого, чтобы перед смертью не трусом выглядеть. Своим поведением Соколов рассмешил немцев, и комендант налил ему третий стакан. Андрей закусил как бы нехотя; очень хотелось ему доказать, что есть у него гордость, «что в скотину фашисты его не превратили».

Гордость, смелость и юмор русского солдата немцы, на удивление, оценили, и Мюллер объявил ему, что уважает достойных противников, а потому не будет расстреливать. За смелость Соколову дали буханку хлеба и кусок сала. Солдат не очень поверил в великодушие фашистов, ждал выстрела в спину и жалел, что не донесёт голодным сокамерникам неожиданно свалившееся угощение. И опять не о себе думал солдат, а о тех, кто от голода умирал. Ему удалось принести эти «гостинцы» пленным, и они разделили всё поровну.

В данном эпизоде Шолохов поднял простого человека на пьедестал героя, несмотря на то что это был военнопленный. Не было вины Соколова в его пленении, не собирался он сдаваться. И в плену не пресмыкался, не предавал своих, не менял убеждений. Он оставался преданным гражданином своей Родины и мечтал вернуться в строй, чтобы снова воевать против фашистов. Этот случай из жизни солдата оказался решающим в его судьбе: мог быть Соколов расстрелян, но сам спас себя, потому что смерти боялся меньше, чем позора. Вот и остался жив.

А «сверхчеловек» Мюллер вдруг увидел в русском солдате гордость, стремление сохранить человеческое достоинство, смелость и даже презрение к смерти, так как пленный не желал хвататься за жизнь ценой унижения и трусости. Это была одна из побед Андрея Соколова в тех обстоятельствах, какие преподносила судьба.

Каким же характером нужно обладать, чтобы не покоряться обстоятельствам? Привычки, ставшие чертами характера, были у Андрея самыми обычными для людей того времени: трудолюбие, великодушие, стойкость, мужество, умение любить людей и Родину, умение жалеть человека, сострадать ему. И был он доволен своей жизнью, потому что имел дом, работу, его дети росли и учились. Только жизнь и судьбу людей могут легко поломать политики и милитаристы, которым нужны власть, деньги, новые территории и доходы. Способен ли человек выжить в этой мясорубке? Оказывается, иногда это возможно.

Судьба была безжалостна к Соколову: в его дом в Воронеже попала бомба, погибли дочери и жена. Последнюю надежду на будущее (мечты о женитьбе сына и о внуках) он теряет в самом конце войны, когда узнаёт о гибели сына в Берлине.
Бесконечные удары судьбы не уничтожили этого человека. Он не озлобился, никого не возненавидел, понимая, что проклинать можно только фашистов, погубивших миллионы человеческих жизней по всей земле. Теперь враг побеждён, и надо жить дальше. Однако тяжёлыми были воспоминания, трудно думать о будущем. Боль долго не отпускала, и появлялось иногда желание забыться с помощью водки, но и с этим справился, переборол слабость.
Встреча Андрея Соколова с мальчишкой, сиротой бесприютным, многое изменила в его жизни. Сердце мужчины сжалось от боли, когда он увидел того, кому живётся ещё труднее и хуже, чем ему самому.

Писатель не просто показывает нам повороты судьбы, которые или ломают, или закаляют человека, Шолохов объясняет, почему его герой поступает таким образом, что может изменить свою жизнь. Андрей Соколов дарит тепло своего сердца тому, кто в этом нуждается, и тем самым выражает протест судьбе, приговорившей его к одиночеству. Возродились надежда и воля к жизни. Он может сказать себе: отбрось свои слабости, перестань жалеть себя, стань защитником и опорой более слабому. В этом особенность созданного М.А.Шолоховым образа человека с сильным характером. Его герой поспорил с судьбой, сумел перекроить жизнь, направив её в нужное русло.

Писатель Шолохов рассказал не только о жизни конкретной личности, гражданина Советского Союза Андрея Соколова. Он назвал своё произведение «Судьба человека», подчёркивая тем самым, что всякий человек, если он духовно богат и силён, как его герой, способен выдержать любые испытания, создать новую судьбу, новую жизнь, где у него будет достойная роль. Видимо, в этом и заключается смысл названия рассказа.
А в современной обострившейся обстановке мог бы М.А.Шолохов напомнить нынешним русофобам и нацистам, что Соколовы среди русских людей не перевелись.

Рецензии

М. Шолохов - Великий русский писатель, слов нет! "Судьба человека" - яркий тому пример. Просто рассказ, о простом русском мужике, но, как написан! И фильм С. Бондарчука по этому произведению тоже великолепен! Как он сыграл Соколова! Эта сцена, когда он гранёными стаканами пьёт водку, просто бесподобна! И встреча с мальчишкой-беспризорником вернула его к жизни, когда, казалось, и смысла жить дальше просто нет... Спасибо, Зоя! Р.Р.








Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Предмет: чтение и развитие речи

Класс: 9 "В".

Цель: дать представление о понятии мужества в разных его проявлениях.

Задачи:

Образовательные:

Формировать знания, что Великая отечественная война была справедливой войной народа за свободу и независимость своей Родины, опираясь на содержание рассказа М. Шолохова. Вспомнить реальные факты из истории войны, сопоставлять примеры мужества и героизма советских людей. Уметь читать отрывок по ролям, соблюдая правильную интонацию, пересказывать прочитанное.

Коррекционные.

Развивать у учащихся способность анализировать и сопоставлять реальные факты и события, описанные в художественном произведении. Учить слушать одноклассников и учителя, дополнять ответы товарищей. Развивать интонационную выразительность речи.

Воспитательные:

Воспитывать у учащихся чувство национальной гордости за свою страну, за мужество и героизм защитников Отечества в годы великой Отечественной войны, желание быть похожими на них. Воспитывать умение поддерживать на уроке доброжелательную атмосферу, умение работать в коллективе.

Межпредметные связи: история, русский язык.

Предварительная работа: ознакомительное чтение рассказа "Судьба человека", беседы о великой отечественной войне, чтение художественной литературы о событиях и героях великой Отечественной войны.

Оборудование: учебник "Чтение" 9 класс для специальных (коррекционных) классов 8 вида, А.К.Аксенова, Москва "Просвещение", 2006г.; слайдовая презентация к уроку, аудиозапись песни "Священная война", видеозапись фильма "Судьба человека", карточки с тестовыми заданиями, школьный толковый словарь под ред. М.С. Лапатухина, словарь русского языка С.И. Ожегова.

Ход урока

Структурный элемент урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Организационный момент. Настрой детей на работу на уроке:

Быть активными,

Выполнять задание быстро, но внимательно,

Слышать учителя с первого раза,

Не грубить друг другу, не обижать товарищей,

Быть сдержанным, не перебивать учителя во время объяснения, одноклассников - во время их ответа, уметь дослушать до конца и дополнить, если нужно.

Готовятся к уроку, слушают инструкцию учителя по организации работы на уроке
II. Вводная часть:

1. Дид.упр. "Найди слово"

2. Прослушивание песни "Священная война"

Дает задание: в буквенном ряду прочитать слово:

АВРОВОЙНАСТУЫЩ (война)

ССБОЭМУЖЕСТВОООЫЦЧ (мужество)

Подумайте, как связаны эти слова?

Прослушайте аудиозапись песни и скажите, какой войне посвящена эта песня? Что вы знаете об этой войне?

Выполняют задание фронтально по слайду 2. (Презентация 1.ppt)

Объясняют связь слов война и мужество.

Слушают аудиозапись, отвечают на вопросы

III. Актуализация знаний.

1. Дид.упр. "Кто лишний"

Вы видите на слайде (Презентация 1.ppt)

фамилии героев Великой Отечественной войны. Кто из этих людей не является героем литературного произведения? (На слайде 3 написаны фамилии: Василий Теркин, майор Гаврилов, Андрей Соколов, Егор Дремов).

(Правильный ответ - майор Гаврилов).

Кто может рассказать об этом человеке? (Заслушивает ответы учащихся).

Почему немецкий генерал приказал своим солдатам отдать честь русскому офицеру?

Давайте вспомним изученные о войне произведения и соотнесем фамилии героев произведений с иллюстрациями.

(Представлены иллюстрации к произведениям "Василий Теркин", "Русский характер", "Судьба человека".) (Презентация 1.ppt, слайды 4 - 7)

По слайду 3 (Презентация 1.ppt) определяют, кто не является героем литературного произведения, рассказывают о нем

Отвечают на вопрос.

Соотносят иллюстрации к произведениями с фамилиями героев этих произведений (работают в парах). Объясняют свой выбор.

Отвечают на вопрос

IV. Проверка домашнего задания. Учащимся предлагается тест для самостоятельного выполнения по содержанию рассказа.

Имя главного героя рассказа:

А) Андрей Соколов

Б) майор Гаврилов

2. Герой рассказа в начале повествования находился:

А) в госпитале

Б) в плену у фашистов

3. Андрея Соколова вызвали к лагерфюреру:

А) чтобы вручить награду

Б) чтобы расстрелять

4. Что задумал Андрей Соколов, когда его определили работать шофером?

5. Как принял Андрея Соколова командир дивизии?

А) обещал представить к награде

Б) ругал за внешний вид.

Выполняют тестовые задания индивидуально, выбирая один из двух ответов.
V. Основная часть.

1. Просмотр отрывка из кинофильма "Судьба человека".

2. Беседа по содержанию отрывка.

3. Работа со словарем.

4. Выразительное чтение отрывка по ролям.

5.Дид.упр. "Буквенный лабиринт"

Предлагает посмотреть отрывок из кинофильма "Судьба человека". (Приложение 2)

Почему был вызван Андрей Соколов к коменданту? Как он вел себя в разговоре с фашистом? Было ли опасным такое поведение? Кто выиграл в этом противостоянии: лагерфюрер или Андрей Соколов? Какие черты характера Андрея помогли ему выстоять и вызвать уважение даже у врагов? Можем ли мы в этом случае говорить о мужестве? Как вы понимаете значение слова мужество?

Давайте найдем это слово в толковом словаре и прочитаем его значение.

Задание носит индивидуально-дифференцированный характер: кто-то выполняет задание самостоятельно, кому-то называет страницу учитель, у более слабых - есть закладки в словарях.

Таким образом, мы с вами узнали, что мужество проявляется по-разному. Оно не только в героическом поступке, но и в стойкости духа.

Давайте подумаем, как мы можем передать интонацией при чтении разговора выдержку Андрея Соколова и наглость и самоуверенность лагерфюрера.

Найти на слайде 8 (Презентация 1.ppt) среди букв слова, раскрывающие черты характера Андрея Соколова.

Смотрят отрывок

Отвечают на вопросы

Находят и зачитывают значения слова "мужество":

1) храбрость, присутствие духа в опасности;

2) стойкость, храбрость, присутствие духа в опасности, в беде.

Слушают выводы и цели дальнейшей работы на уроке.

Предлагают варианты интонации.

Читают отрывок по ролям. Слушают и анализируют чтение товарищей

Выполняют задание.

VI. Итог урока. Давайте повторим, почему Андрея Соколова можно назвать мужественным человеком? Как вы понимаете, что такое мужество? Почему мы можем сказать, что мужество советских людей и их любовь к Родине помогли победить врага? Какие примеры мужества советских людей вы знаете? Почему М.Шолохов назвал свой рассказ "Судьба человека", а не "Судьба Андрея Соколова". Какой вывод вы сделали для себя из этого урока? Захотелось ли вам узнать больше о жизни Андрея Соколова? Тогда постарайтесь посмотреть фильм, а лучше прочитайте до конца книгу "Судьба человека". Участвуют в беседе, высказывают свое мнение
VII. Домашнее задание. Расспросите дома об участии в Великой Отечественной войне своих родных (деда, прадеда) и попробуйте составить рассказ "Судьба моего деда (прадеда).

Если захотите можете сделать рисунки к рассказу. Они будут оцениваться отдельно. Можете получить дополнительную оценку.

Записывают домашнее задание, уточняют, если непонятно.