Патриотическое воспитание детей школьного возраста. Консультация для педагогов на тему:«Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников. Что такое патриотизм

В научной литературе существуют различные классификации патриотизма, выделяются его типы и формы.

Одним из оснований к выяснению типологий патриотизма мо­гут служить распространенные в народе понятия большой и малой Родины, соборности, духовности, служения Отечеству, защиты Родины и др. Под большой Родиной ранее имелась в виду Российская империя, позже - Советский Союз, Россия, Российская Федерация. Малая Родина - губерния (позже – область, край, национальная рес­публика) либо уезд (район), город, деревня, хутор и т.д. В соответст­вии с данным основанием к типам патриотизма относятся: государ­ственный, российский общенародный, национальный, гражданский, местный или региональный и т.д. Все эти типы патриотизма взаимо­связаны, однако каждый из них выявляет в нем (патриотизме) нечто свое, особенное.

Государственный патриотизм связан, прежде всего, с единой и высшей целью каждого человека, коллектива и общества в целом; ин­тересы государства и национальной безопасности являются приори­тетным началом в системе «личность - коллектив - общество - госу­дарство». Политическими регулятивами государственного патриотиз­ма является понятие государства, государственничества, а основным принципом, поддерживающим и развивающим отечественную куль­туру, защищающим национальную независимость и государственную территориальную целостность, является принцип державности. Нор­мативность патриотизма - это социальные нормы, регулирующие поведение человека в обществе, его отношение к другим людям, к обще­ству, государству и к самому себе. Их выполнение обеспечивается си­лой как общественного мнения, внутренним убеждением на основе принятых в данном обществе представлений о собственной безопас­ности и возможности воспроизводства, так и принуждением со сторо­ны государства, основанном на правовых регуляторах.

Государственный патриотизм предполагает наличие у россиян общего интереса в сплочении и развитии, всеобщей цели укрепления государства, уверенности в том, что в его пределах господствуют духовная солидарность и справедливость, чувство ответственности за судьбу Отечества. Для развития этого типа патриотизма важны знание истории Отечества, утверждение в правосознании народа идеи государства, своей Родины; общность интересов и общая ре­шимость защищать ее интересы; наличие налаженной системы кон­троля за соблюдением прав граждан и одновременно контроль за вы­полнением гражданами обязанностей перед обществом. Именно в связи с этим повышается и степень доверия общества к власти.

Российский общенародный патриотизм в большей степени связан с эмоциональным миром человека. Его духовно-нравственной основой являются понятия «Отечество» (отчий дом) и «Родина» (ло­но рождения). Они раскрывают духовную основу патриотизма, со­держание патриотического опыта народа, его ценности. В своей со­вокупности Отечество и Родина аккумулируют представления о на­роде как семье, проживающей в полиэтническом и едином политиче­ском пространстве. Российский патриотизм, отражая и защищая ин­тересы народа, общества и ориентируя индивидов в своем граждан­ском поведении на выполнение правовых норм, стимулирует их од­новременно на консолидацию через освоение патриотического опы­та, который закреплен в моральных нормах, обычаях, традициях, фольклоре, ценностях жизненного мира, выработанных народом, его культуре. Современная Россия нуждается в том, чтобы патриотиче­ские традиции и ценности были усвоены населением и стали инди­видуальными и групповыми поведенческими программами.

Российский патриот - это человек, который соединил свою судьбу с судьбой своего народа, с его вековыми традициями, кото­рый верит в Россию, связан с ней духовно, нравственно и эмоцио­нально, выстраивая свое поведение в соответствии с Россией, ее бу­дущим и настоящим.

Национальный (русский, татарский, башкирский и т.д.) пат­риотизм опирается на свою национальную культуру, т.е.

сохраняет духовное содержание прошлых социальных и политических форм. Он должен пробуждать чувство любви к Родине, национальную гор­дость, дух народа и способствовать развитию национальных чувств и национального характера, традиций, формировать чувство высокой нравственной ответственности.

Местный, региональный патриотизм проявляется в любви к окружающей природе, своей малой родине, хозяйственному труду, семье и близким, духовной культуре своего народа. Природные, ис­торические, кровные и бытовые связи должны стать предметом пат­риотической любви как элементы духа своих предков и своего наро­да. Понятия «Родина» (лоно рождения), «Отечество» (отчий дом) де­ти познают в раннем детстве через окружающий мир.

В условиях современной России, в период ее вхождения в про­цессы глобализации, особое место занимает гражданский патрио­тизм , в основе которого лежат любовь к Родине в ее государствен­ном масштабе, национальное и правовое самосознание, гражданская мораль: гордость за свою семью, дом, свой народ, двор, спортивный клуб, город, регион, страну.

Иван Ильин писал: «Для того чтобы найти свою родину и слиться с нею чувством, и волею, и жизнью, необходимо жить ду­хом и беречь его в себе; и, далее, необходимо осуществить в себе патриотическое самосознание или хотя бы верно «почувствовать» себя и свой народ в духе. Надо верно ощутить свою духовную жизнь и духовную жизнь своего народа и творчески утвердить се­бя в силах и средствах этой последней, т.е., например, принять русский язык, русскую историю, русское государство, русскую песню, русское правосознание, русское историческое миросозер­цание и т.д. как свои собственные. Это и значит установить между собою и своим народом подобие, общение, взаимодействие и общ­ность в духе; признать, что творцы и создания его духовной куль­туры суть мои вожди и мои достижения. Мой путь к духу есть путь моей родины; ее восхождение к духу и Богу есть мое восхо­ждение. Ибо я тождествен с нею и неотрывен от нее в духовной жизни».

В основу гражданского патриотизма положены подсознатель­ные стремления и импульсы, которые коренятся в духе народа, на­циональном инстинкте, стремлении к творчеству, к активной соци­альной деятельности.

Гражданский патриотизм отражает своеобразный механизм взаимодействия человека, коллектива, общества и государства; он синтезирует остальные разновидности патриотизма и связан именно с защитой своей национально-культурной идентичности. В настоя­щее время четко обозначилась потребность в патриотической ориентации образования, обучении молодежи цивилизованным нормам взаимоотношений в вопросах, затрагивающих интересы собственно человека, коллектива, общества, государства и требующих обяза­тельных для всех решений в пространстве институтов гражданского общества.

Патриотизм как социальный феномен имеет, помимо своего классического проявления, не только другие типы, но и формы. В своей работе «Понятие патриотизма: эссе по социологии знания» А.Н. Малинкин по основному сущностному признаку патриотизма (любовь к родине) выделяет следующие формы: аффективный пат­риотизм, патриотический индефферентизм, антипатриотизм, ложный антипатриотизм, псевдопатриотизм, патриотический нигилизм, контрпатриотизм.

Аффективный патриотизм - патриотизм как «социальная эмоция», проявление аффектов и страстей, образующее поверхност­ный, периферический слой индивидуального, группового и общест­венного сознания. Аффективный патриотизм - важная составная часть множества авторитарно ориентированных политических идео­логий, например, расистских, националистическо-экстремистских, религиозно-фундаменталистских и т.д. Большинство из них не оза­бочено поиском истины (она им «известна»).

Патриотический индифферентизм – безразличное, равно­душное отношение к родине или даже вообще отсутствие опреде­ленного отношения к ней, забвение родины - ее исчезновение из по­ля предметов возможного внимания.

Антипатриотизм - ненависть к родине, как правило, результат естественной протестной реакции человека, стремящегося вырваться из сложившегося жизненного мира, но временно не способного это сделать (например, путем изменения социально-экономических ус­ловий, миграции или эмиграции). Человек либо примиряется со сре­дой, воспринимаемой им как «порочный круг», «ловушка» и т.п., ли­бо продолжает с ней бороться, стремясь нейтрализовать влияние чу­ждого или враждебною социального окружения.

Ложный антипатриотизм - горячая и ревнивая любовь к ро­дине ("Люблю отчизну я, но странною любовью"), скрываемая чаще всего под национальным «самобичеванием».

Лжепатриотизм (или псевдопатриотизм) - ненависть и пре­зрение к родине.

Между двумя крайними формами патриотизма и антипатриотизма существует множество переходных форм.

Патриотический нигилизм - это отрицание позитивной цен­ности родины как таковой, то есть отрицание особого и незаменимого места родины в системе человеческих ценностей. Симптомы пат­риотического нигилизма свидетельствуют о необратимых изменени­ях в эмоциональной конституции и умонастроении человека, кото­рые в принципе исключают возрождение любви к родине. Патриоти­ческий нигилизм выражается в слепом поклонении всему иностран­ному, фанатической преданности какой-либо чужой или древней культуре и т.п. Основными проявлениями патриотического нигилиз­ма выступают гуманитаризм и космополитизм.

Гуманитаризм и космополитизм могут быть классифицирова­ны как социальные явления, сущностно-необходимо связанные с патриотизмом, но имеющим противоположный ценностный вектор.

Гуманитаризм - абстрактная любовь ко всему, что в глазах таким образом любящего имеет человеческое лицо (даже если это морда «друга человека» - собаки, кошки и т.д.). Гуманитаризм ин­дифферентен по отношению к расовой, национальной, этнической, культурной и прочей принадлежности человека, к конкретным груп­пам, так как в его основе лежит ограниченная и исторически себя изжившая идея равенства природы всех людей (разумная сущность человека), а также более чем двусмысленная идея «общечеловече­ских» ценностей.

Космополитизм – умонастроение индивидуально-эгоисти­ческой отчужденности от родины и циничного безразличия по отно­шению к ней.

У космополита любовь к отечеству либо ничтожно слаба, либо вообще атрофировалась. Космополит считает себя «гражданином мира», декларирует причастность к общности более высокого поряд­ка и значимости (ко всему миру, человечеству), но объективно более высокая ценность этой общности (самой по себе, конечно, не иллюзорной) для космополита не самоцель, не предмет любви и деятель­ного, жертвенного служения, а всего лишь средство - основание и повод для высокомерного, презрительного отношения к своему на­роду и родной стране.

Противоположным феномену космополитизма является понятие планетаризма как сверхнационального сознания принадлежности к человеческой общности на планете Земля, чувства любви ко всем живущим и всему живому на ней и солидарности с ними, го­товности деятельно и жертвенно им служить. В основе этого пози­тивного чувства и сознания необходимо лежит патриотизм, естест­венно перерастающий свои локальные и национальные границы.

Особой - политико-идеологической - разновидностью космо­политизма является интернационализм , в классическом марксист­ском виде рассматриваемый как социально-классовый интернацио­нализм - интернационализм капиталистов и рабочего класса. По­скольку пролетарский интернационализм ставит классовые интересы (то есть политико-экономические) выше интересов национальных (прежде всего национально-государственных), а стало быть, выше интересов отечества, постольку он отрицает патриотизм. Другое де­ло, что для большинства народов СССР, но особенно для русского народа, «реальный интернационализм» означал на деле восприятие представителей других государств, наций, рас, этносов как равных, уважение к их национальному достоинству, самобытной культуре; отсутствие национального шовинизма - великодержавного или осно­ванного на богоизбранности и особой миссии какого-то народа; жертвенную «интернациональную помощь» - военную, экономиче­скую и культурную (в области образования и науки), а также ряд других позитивных черт, идущих из глубин здорового национализма этих народов.

Национализм - понятие, получившее в советский период из­вращенную трактовку, фактически отождествлявшееся с проявле­ниями «национального шовинизма», «национального экстремизма» и другими отклонениями в национальном самосознании. В реально­сти национализм олицетворяет любовь к самобытному духу своего народа, развивающуюся в национальное самосознание, сохраняю­щую и творящую национальный уклад жизни. Учитывая создав­шиеся постсоветские реалии, дискредитацию в общественном соз­нании термина «национализм», следует признать отсутствие в на­шем словаре понятия, которое бы адекватно отражало позитивный потенциал патриотизма.

Контрпатриотизм - это любовь к идеальному (утопическому) образу родины, которая оборачивается ревностью или ненавистью при столкновении с родиной, данной в виде социальной реальности, не соответствующей идеальному (утопическому) образу. Для контрпат­риотизма характерно ясно осознанное различение между «родиной» (к ней сохраняется теплое чувство) и «теми, кто говорит и действует от ее имени» (к ним возникает стойкая неприязнь или ненависть).

Следует подчеркнуть, что различные направления извращенного патриотизма предлагают видеть в патриотизме то, что должно быть «преодолено» как нечто низменное (инстинктивная привязан­ность, восходящая к территориальному инстинкту животных), либо «изжито» как возрастное явление, либо «отвергнуто» как консерва­тивная изоляционистская тенденция, - это глубокое заблуждение. Любовь к отечеству как «вечный» социальный феномен и непреходящая человеческая ценность не изолирует от мира, а как раз откры­вает мир в подлинном свете: позволяет увидеть планету Земля не как внутренне индифферентное, а потому не способное к развитию, об­щечеловеческое единство, но как плодотворное единство многообра­зия, ориентированное на развитие.

Существующие классификации патриотизма на типы и формы, частично отраженные выше, позволяют объективно и разносто­ронне идентифицировать объективные проявления патриотизма на общественном и индивидуальном уровне, в системном виде отража­ют сложную картину функционирования патриотизма в пространстве общественного сознания.

Вопросы для контроля владения компетенциями:

1. Какие идеи И.А. Ильина можно развить применительно к современной России?

2. Обобщите в форме схемы основные направления понимания патриотизма в научной литературе, выявите их взаимосвязи.

3. Выделите качества человека, характеризующие его гражданско-патриотическую сферу и заполните таблицу:

4. Обоснуйте, какие типы патриотизма наиболее приемлемы для России в условиях глобализации.

5. Охарактеризуйте проявления государственного и личностного патриотизма в современной социальной практике.

6. Определите, в чем может заключаться патриотическая деятельность студента во время обучения в вузе.

Литература:

1. Ефимов В.Ф. Историософские аспекты российского патриотизма//СОТИС-социальные технологии, исследования. - 2008. - №4. - С. 33-42.

2. Запесоцкий А.С. Дмитрий Лихачев о нравственности, свободе и патриотизме//Дополнительное образование и воспитание. - 2008. - №6. - С.3-8.

3. Иванова С.Ю., Лутовинов В.И. Современный российский патриотизм. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008. - 320с.

4. Мальгин Е.Л. О соотношении понятий «духовность» и «патриотизм»//Прикладная психология и психоанализ. - 2007. - №1. - С. 7-12.

5. Российский патриотизм: истоки, содержание, воспитание в современных условиях. – Учебное пособие/под общ. ред. А.К. Быкова, В.И. Лутовинова. – М., 2010. – С. 121-122.

Интернет -ресурсы:

1. http://www.zpu-journal.ru/ «Демидова Е. И., Криворученко В. К. Патриотизм в своей идее неизменен. Электронный журнал "Знание. Понимание. Умение". – 2008. - №6. – История».

2. http://www.library.novouralsk.ru/ «Публичные библиотеки. Путь взаимодействия. Выпуск 12. Духовно-нравственное и героико-патриотическое воспитание читателей».

Патриотизм – это особенное эмоциональное переживание своей принадлежности к стране, гражданству, языку и традициям, родной земле и культуре. Подобное чувство предполагает гордость за свою страну и уверенность в том, что она всегда тебя защитит. Это главные критерии в определении, хотя имеются и другие трактовки.

Что такое «патриотизм»?

Слово «патриотизм» переводится с греческого как «отечество», это чувство, суть которого – в любви к своей стране и готовности пожертвовать ради нее всем. Кто такой патриот - личность, каковая гордится успехами и культурой своей державы, стремится сохранить особенности родного языка и традиций. Это – самый распространенный вариант обозначения сути термина «патриотизм», но имеются еще и другие трактовки:

  1. Нравственный показатель, который отличает великодушную личность от низкой.
  2. Гордость за свершения своего народа.
  3. Реальная оценка действий своего государства.
  4. Готовность принести в жертву индивидуальные интересы ради общих.

Бизнес-патриотизм - что это?

В 21 веке чувство патриотизма стало выходить на новый уровень, все громче начинают звучать призывы о формировании групп бизнес-патриотов. Речь не только о том, чтобы отдавать предпочтение отечественным товарам, свою стратегию предложила недавно российская Ассоциация предпринимателей по развитию бизнес-патриотизма. Главной задачей ее лидеры видят всестороннюю поддержку предпринимателей, поскольку доля того же малого бизнеса за границей больше отечественного в несколько раз. Нужны условия для роста в нескольких направлениях:

  1. Образование. Развитие молодежного предпринимательства, проведение мастер-классов.
  2. Поддержка в реализации планов и способствование росту коммерции.
  3. Бизнес-клуб. Место, где можно обмениваться опытом, контактами и наработками.

Национализм и патриотизм - разница

Многие путают понятия «национализм» и «патриотизм», даже в словарях отмечается, что патриотизм – это любовь к родине и своему народу. Опытные лингвисты указывают на такую ошибку в подмене понятий:

  1. Любовь к родине – это чувство к земле, природе, родному языку и государству. Это и есть и патриотизм – расширенное понятия любви к своему дому.
  2. Любовь к народу – широкое понятие любви к родным людям, которая возникает у человека раньше патриотизма. Это уже национализм, осознание приверженности к нации, что прививается от рождения.

Зачем нужен патриотизм?

Почему важен патриотизм? Специалисты считают, что это – естественное психическое состояние, которое выражается в готовности защищать свое от чужого, распознавать его под другой маской. Без патриотизма тяжело выжить, ведь у каждой личности должны быть главные ценности, ради которых реально преодолевать страх и даже идти на смерть. Только благодаря огромнейшему патриотизму, советские люди смогли выиграть Вторую мировую войну, остановить полчища врагов ценой миллионов жизней.

Патриот – это личность, для которого судьба государства – всегда на первом месте. Но подобное отношение появляется лишь, когда человек будет уверен: его страна защитит в тяжелую минуту, окажет помощь семье. Потому нельзя заставить быть патриотами тех, кто выживает в нищете, люди должны иметь, чем гордиться, и что конкретно защищать: свое благополучие, тыл, достижения.

Виды патриотизма

Каким бывает патриотизм? В разные годы этим чувством обозначали различные явления, часто подменяя понятие «любовь к родине» на «любовь к государству». Так появились другие виды патриотизма:

  1. Государственный . Когда интересы державы превыше всего.
  2. Российский, как феномен . В течение многих веков для славян, а потом – и для советских людей, главным было понятие «родина», ее сравнивали с невестой, матерью, которую надо защищать.
  3. Национальный . Основывается на истории и культурном наследии народа, формирование такой любви развивает чувство гордости, стремление преумножать существующие ценности.
  4. Местный . Проявляется в любви к своему селу, городу, улице, дому. Характерной особенностью советской идеологии было воспитание чувств от частного к общему, от верности своему краю до готовности отдать жизнь за свою страну.

Воспитание патриотизма

Развитие патриотизма во все времена было главной задачей идеологов любой страны. Разрабатывались мероприятия с акцентом на примеры героизма, сочинялись песни, корректировались события прошлого. Ребенок должен был расти с мыслью, что его страна – самая лучшая, потому что оберегает, обеспечивает веселое детство, поддерживает в выборе профессии в юности и защищает от невзгод в зрелом возрасте.

Потому большое значение уделяется изучению символики, правовой системы, знакомству с поступками выдающихся людей. Но в стране, где отдачи от государства нет, и личность не видит, что получает взамен на свою готовность жертвовать личным, проблема патриотизма становится особенно острой. Иногда проявляются попытки власть имущих вырастить его искусственно.

Церковь и патриотизм

С давних времен патриотизм и православие были неразрывно связаны, примером тому – благословение церковью на ратный бой защитников отечества. Эта традиция насчитывает тысячи лет, даже в годы Второй мировой войны, когда все советские люди были атеистами, служились особые молебны, а священники собирали средства на покупку танков и самолетов. Если же обратиться к официальным церковным документам, то понятие патриотизма излагается так:

  1. Христиане не должны забывать о своей земной родине.
  2. Быть патриотом – это любить не только родную землю, но и ближних, свой дом, оберегать их. Поскольку жертва за отечество приносится не только на поле брани, но и ради детей.
  3. Любить свой край, как место, где сохраняются вера и православная церковь.
  4. Любить другие народы, как исполнение заповеди любви к ближнему.

Патриотизм - книги

Примеров из жизни героев, которые проявляли настоящий патриотизм насчитывается в тысячи не только в советской литературе. О подобных проявлениях писали многие российские поэты и прозаики, их же излагали в былинах. Самые яркие произведения, посвященные патриотизму:

  1. А. Фадеев. «Молодая гвардия» . Роман о героях-подпольщиках Краснодона в годы Великой Отечественной войны, на нем выросло не одно поколение советских детей.
  2. «Слово о полку Игореве» . Древнее сказание, повествующее о защитниках родной земли во времена враждебных набегов.
  3. Л. Толстой. «Война и мир» . Важные исторические эпизоды 19 века - Отечественной войны 1812 года, с примерами героизма главных героев.
  4. Б. Полевой. «Повесть о настоящем человеке» . Роман о безногом летчике Маресьеве, который сумел вернуться в авиацию, чтобы снова бороться с гитлеровцами.
09Ноя

Что такое Патриотизм

Патриотизм – это термин, который применяется для описания чувства любви и преданности своему народу, нации, стране или сообществу. Сам по себе, термин патриотизм является весьма обширным и неоднозначным. Он включает в себя целую массу различных чувств, и аспектов о которых мы поговорим ниже.

Что такое Патриотизм простыми словами – краткое определение.

Простыми словами, патриотизм – это любовь к своей стране, своей нации и своей культуре. Как правило, патриотизм включает в себя такие основные аспекты как:

  • Особая привязанность к своей стране;
  • Чувство личной идентификации со страной;
  • Особая забота о благосостоянии страны;
  • Готовность жертвовать собой, чтобы способствовать благополучию страны.

В некотором отношении, патриотизм это определенный социальный и моральный принцип, который вызывает у человека чувство привязанности к своей стране. Он вызывает чувство гордости за свою нацию, страну или культуру.

Основа и суть Патриотизма.

Как уже стало понятно из самого определения, основой или сутью патриотизма служит самоотверженная любовь и привязанность к своей стране.

«Но, так ли это хорошо, и зачем собственно нужен патриотизм? »

Ответ на этот вопрос весьма сложный и неоднозначный. Дело в том, что, если полагаться на фундаментальные труды различных исследователей данного явления, можно обнаружить что они разделились на два лагеря.

Одни утверждают, что патриотизм — это очень положительное явление способное развивать и укреплять государство, поддерживать и сохранять его культурные традиции и обычаи. Другие утверждают, что подобная привязанность к своему государству и конкретно своей культуре способствует развитию излишне националистических и настроений, которые не особо вяжутся с .

О связи патриотизма и национализма мы поговорим позже, а сейчас продолжим развивать ответ на поставленный выше вопрос. Так вот, если абстрагироваться от уже сформированных точек зрения, можно сказать, что все заявления приверженцев, и противников патриотизма по-своему правы. Дело в том, что в самой идее любви к своей стране нет ничего плохого, но все должно быть в меру и идти, так сказать, от сердца. Но, история знает массу примеров, когда подобная любовь к отечеству мутировала в фанатизм под влиянием манипуляций с народным сознанием. Патриотизмом часто оправдывались многие военные и прочие преступления. Таким образом, можно сказать, что патриотизм помимо всего прочего это еще и отличный инструмент для управления массами. Так вот, отвечая на поставленный выше вопрос можно сказать, что патриотизм — это весьма положительное явление в разумных пределах, которое нужно для сохранения и развития отдельных государств наций и культур.

Патриотизм и национализм – в чем разница.

Действительно, помимо того, что эти два термина довольно часто используются вместе, а иногда и подменяют друг друга, между ними существует разница. Основные различия в данных понятиях заключаются в том, что национализм – это любовь именно к своей нации, своей культуре, и своим традициям, а патриотизм – это любовь к стране в целом, включая населяющие ее меньшинства со своими культурными особенностями.

Стоит отметить, что в реальной жизни эти понятия действительно довольно часто переплетаются, так как патриоты в большинстве случаев являются националистами, хотя это не является правилом.

Духовно-нравственное начало в человеке определяет его мысли, слова, поступки, определяет его выбор. Патриотизм в собственном смысле – ЭТО НРАВСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ. Способность пожертвовать собой ради ближних не рождается вне нравственного выбора.

Сокровищница нравственных ценностей России находится в опыте и традициях, хранимых и живущих, прежде всего, в Церкви. Попытки ориентироваться на западные принципы и модели жизнеустройства явили невозможность эффективного государственного строительства без принятия традиционных, проверенных веками оснований.

Итак, духовную составляющую следует признать первостепенной в воспитательном процессе. Тренировка физических возможностей и навыков, обретение начальных военных знаний, знание военной истории, конечно, должны нами поощряться. Но главную роль в этом играют военные и спортивные специалисты, а не духовенство и широкая общественность. Наша роль состоит в формировании духа защитника Отечества. А защищать Отечество приходится не только на поле брани. Интересы Отечества в истории многократно приходилось отстаивать в тяжёлом противоборстве и в дипломатической, и в общественно-политической, и в экономической, и в научно-технической, и во многих других сферах. Совершённые при этом подвиги всегда основывались на духе защитника Веры и Отечества. Тем более это проявляется в нынешнее время, когда возникли совершенно новые способы и методы воздействий на целые народы. И только духовная составляющая позволит нашему народу ориентироваться в происходящих вокруг процессах.
Именно поэтому сегодня самым яростным и существенным антипатриотическим и антироссийским проектом является деятельность врагов России по умалению, умалчиванию и искоренению из народного сознания подлинной исторической роли Русской Православной Церкви в героической истории нашей Родины.

Церковь породила, вдохновила, благословила и сделала возможными: само государственное строительство – собирание русских земель, формирование нации – единого и неповторимого народа, преодоление рабства и внешних угроз, бесчисленные победы над интервентами с запада и востока, создание высочайшей в мировом масштабе культуры. Вокруг Православной Церкви формировалось российское образование, которым мы гордились до недавнего времени. Лучшие военачальники опирались на нравственный авторитет Церкви и примеры её святых. Крепкая, здоровая и счастливая семья создавалась на образцах христианского благочестия. Прервать эту связь, подорвать эту основу, значит совершить преступление против русского народа.
Мы часто стыдливо молчим об этой роли Русской Православной Церкви в становлении и жизни народа. И этим молчанием льём воду на мельницу наших недругов.

Сегодня среди военно-патриотических организаций весомую долю представляют клубы и отряды, действующие при храмах или воскресных школах. Есть и те, кто базируется на абсолютно светской почве, но опирается на поддержку и духовную помощь священников, неравнодушных к проблемам и духовному состоянию живущих вокруг людей, к той нравственной среде, в которой находится их приход, в которой предстоит жить всем, кто оказался рядом.

Нам необходимо призывать этих добрых пастырей, которых немало по всей нашей земле, к более активной молитвенной, духовной и иной посильной поддержке общественных организаций и общественных инициатив, направленных на благо России.

Деятельность многих объединений, осуществляющих патриотическое воспитание молодежи, уже опирается на помощь духовенства. Об этом свидетельствуют их руководители, инструкторы и участники, считая священников кормчими, духовниками своих организаций. Но этого недостаточно – к защите духовных ценностей, которые вверил нам Господь, необходимо привлекать все больше активных мирян.
Время напоминает нам о необходимости активной позиции граждан России по вопросам самоидентификации, сохранения преемственности и национального облика. Это требование времени особенно усугубляется в свете последних молодежных столкновений, имеющих и национальную подоплеку. Только уважение к своим национальным корням позволит большинству в России сохранять твердость и национальное достоинство, а меньшинству – считаться с народом, даровавшим им свободу, мир и благополучие.

Должен добавить, что каждому из нас, священнослужителей, необходимо преодолеть теплохладность и формализм в отношении молодежной работы и, прежде всего, в деле патриотического воспитания, духовного окормления клубов и организаций. Святейший Патриарх Кирилл многократно выступал с обращениями о необходимости идти навстречу молодежи, активно проповедовать, использовать современные формы и методы работы с подрастающим поколением. Однако для многих это остается лишь призывом. Часто приходы относятся к такой деятельности формально, проводят мероприятия только для отчетности, предпочитают заниматься лишь с теми, кто уже пришел в Церковь и твердо стоит на ногах.

Если все мы не будем с сердечным горением участвовать в этой важнейшей работе, то на этом поле будут трудиться секты, безбожники, носители массовой культуры и прочие силы, способствующие разрушению общества.

Все здравомыслящие люди уже видят опасность, стоящую у порога нашей Земли, – опасность полного, всеобъемлющего разрушения, опасность многогранную и несомненную. Специалисты высочайшего уровня в самых разных областях (экономики, социологии, политики, истории, культуры, военного дела и т.д.) пребывают в шоке от того, насколько стремительными и фатальными оказались негативные изменения в жизни страны, за сколь короткий срок были порушены ключевые системы жизнеустройства страны. И нет иного ответа на вопрос о причинах случившегося, кроме одного: подорван духовно-нравственный фундамент всего здания.

Восстановление этого фундамента в его проверенной веками конфигурации, проектирование возрожденной реальности, базирующейся на этом твердом камне, – эта деятельность должна красной нитью проходить через всё служение делу патриотического воспитания подрастающего поколения.

Ключевой площадкой битвы добра и зла стала уже не сфера территориальных претензий, не борьба за природные ресурсы, а область содержательная, область духовного выбора. Сегодня главный удар наши недруги наносят по основам нашей веры, по нашему праву на духовный суверенитет, по нашим корням.

Формируются исторические мифы против правды о нашем прошлом, внедряются чужеродные идеологические парадигмы, подрывающие нашу волю и сознание. Взамен традиционных устоев предлагаются самые разные модели – исламизация России, подчинение новым глобальным псевдоценностям, полная деидеологизация, предлагается путь в пустоту, в тупик, путь к самоуничтожению.

Одним из отрадных событий минувшего года стало написание иконы святых Покровителей Воинства российского. Инициаторами были: Центр «Национальное достояние», объединение организаций патриотического воспитания молодежи «Восточный фронт», ряд военно-патриотических клубов и общественных организаций. Образ освящен 19 августа, в день праздника Преображения Господня, в центре православной духовности нашего Отечества – Троице-Сергиевой Лавре, у мощей преподобного Сергия Радонежского, благословившего более шести столетий назад русских воинов перед Куликовской битвой.
Теперь Образ побывает во многих воинских частях России и в десятках военно-патриотических и военно-исторических объединений. Он хранится поочередно - в храме Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках и в Новомосковске Тульской области. Икона включает лики более сорока святых, почитаемых покровителями благочестивого православного воинства и ратного служения в нашем Отечестве.
Обращаясь к поддержке Церкви или призывая помощь святых, мы не пытаемся переложить на кого-то свою ответственность за будущее России, мы принимаем тысячелетний опыт осмысленной, целеустремленной жизни народа, приходим к убеждению, что нам предстоит многое сделать, чтобы изменить к лучшему себя и мир вокруг себя.

Будем же, подражая подвижникам прошлого, являть собою подлинную соборность – ту форму единения, которая неоднократно приводила Россию к победе над самыми страшными внешними и внутренними врагами, к новому расцвету, к преодолению всех кризисов и угроз. Соборность – это противоположность эгоизму, хаосу и раздроблению народа.

В нашей истории соборное единение всегда наступало или усиливалось перед лицом тяжелых угроз – татаро-монгольского ига или смутного времени, войн или разрухи. Церковь выступала всегда при этом объединяющей силой, наполняя общественную волю нравственной полнотой и высшим содержанием, позволяющим преодолеть распри, страх и нерешительность.

Очевидно, и сегодня есть условия для возрождения соборности – это и геополитические угрозы, это и беспощадная информационная война, ведущаяся против России, это и последствия десятилетий официального безбожия, а за тем – вседозволенности.

Игумен Иоанн (Ермаков),
руководитель Центра духовно-
нравственного, гражданского
и патриотического воспитания
молодежи «Национальное достояние»,
настоятель Патриаршего подворья
храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках

Тема патриотизма сегодня, как и в любые другие времена, если не актуальна в педагогическом плане, то для некоторых очень выигрышна и весьма прибыльна – в плане политическом. О патриотизме пишут курсовые и дипломные работы, диссертации, сочиняют романы, ставят пьесы, снимают художественные или документальные фильмы. На патриотизме делают сногсшибательную партийную карьеру, зарабатывают горы денег и становятся мультимиллионерами.

Под прикрытием патриотизма можно годами и десятилетиями беззастенчиво почивать на лаврах на хорошей административной должности и спокойно обворовывать свой народ. Наш русский писатель и вице-губернатор двух российских областей М.Е.Салтыков-Щедрин даже такую закономерность выявил: чем больше патриотов в чиновных кабинетах – тем выше и изощрённее уровень воровства. Помните его слова: «На патриотизм напирать стали, видать, проворовались».

Однажды товарищ пригласил меня на некое собрание патриотов, которое проходило в одном из известных московских театров. Пользуясь случаем, я попытался среди разношёрстной публики разыскать своего земляка по Белгородскому землячеству, а ныне заделавшегося русским патриотом.

Ещё в советский период я несколько раз проводил в его ведомстве проверки и что-то не замечал тогда за ним никаких патриотических грешков. Мне хотелось спросить у этого патриота, который в силу возраста ни в каких войнах, кроме войны с Советским Союзом на стороне Горбачёва, не участвовал, как он сумел устроить, что недалеко от знаменитого Прохоровского поля ему при жизни установили огромный бронзовый памятник.

Это помпезное сооружение красуется там сейчас, как раз напротив главного православного храма и музея славы этого священного для русского человека месте. И вот совершенно случайно я зашёл в одну из комнат театра.

Там, надо полагать, для членов президиума и других таких же видных патриотов были накрыты столы. Чего на них только не стояло: французские коньяки, испанские и прочие заморские вина, различные яства, как говорится, закусь, прикусь и кое для кого «накось-выкуси». Не исключалась и чёрная икра, которую нынче днём с огнём не сыщешь в связи с полным истреблением осетровых на Каспии и в других местах их нереста. И это – в тяжёлое время экономического кризиса. Видать, большую сумму спонсорских пожертвований на процветание родины и любовь к ней отбили пацаны. «Вот где — настоящий патриотизм!» — подумал я, — вот эти по-настоящему любят свою родину, как и она их».

Так что в названной мной субстанции, наряду с теми, кто действительно проливал кровь на полях сражений за свою страну, а их осталось единицы, существует много и такого вот зашоренного театральными занавесами забронзовевшего патриотического закулисья. В романе Валентина Пикуля «У последней черты» показан ряд подобных «патриотов» России, невероятным образом нажившихся на поставках в российскую армию в период Первой мировой войны.

А сегодня патриотическое закулисье демонстрирует нам примеры своей большой любви к Родине сплошь и рядом в Минобороны и в Минсельхозе, Минздраве и Минрегионе, на Дальнем Востоке и в Сочи, в Краснодарском крае и по всей Руси великой, начиная от Калининграда и заканчивая самым дальним островом Курильской гряды.

Цель настоящей лекции заключается не в попытке показать отличие одних патриотов от других, отделить, так сказать, зёрна от плевел. Сделать это силами одной лекции невозможно, нужен целый курс гуманитарных наук. Я ставлю задачу гораздо скромнее: раскрыть само понятие патриотизма и показать его неоднородную сущность, особенно в условиях современного развития нашего общества. Хочется также предостеречь от излишне частого употребления этого слова в воспитательных и политических целях, дабы не выхолащивать святое понятие и вложенные в него высокие чувства русского народа.

I. Понятие и исторические корни патриотизма

Понятие «патриоти́зм» и нравственная категория, которое это слово обозначает, происходит от греческого patriotes соотечественник, patris родина и обозначает нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, готовность подчинить его интересам свои частные интересы.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами народа, стремление защищать интересы Родины и своего народа. Любовь к своему отечеству, преданность своему народу, готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов своей родины.

Исторический источник патриотизма — веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формирующее привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии. Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям — патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт им положительную характеристику.

Также под патриотизмом имеют в виду особое эмоциональное переживание своей принадлежности к стране и своему гражданству, языку, традициям. Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей стране, Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине одни люди считают себя патриотами, а другие себя таковыми не считают.

Согласно Википедии, патриотизм проявляется в следующих формах :
1. полисный патриотизм — существовал в античных городах-государствах (полисах). Ныне эта категория трансформировалась в любовь к малой родине;
2. имперский патриотизм — поддерживал чувства лояльности к империи и её правительству;
3. этнический патриотизм — в основании имеет чувства любви к своему этносу;
4. государственный патриотизм — в основании лежат чувства любви к государству.
5. квасной, казённый патриотизм (ура-патриотизм) — в основании лежат гипертрофированные или показные, нарочито демонстрируемые чувства любви к государству и своему народу, а также хорошо инспирированная имитация этих чувств.

Как пишется в упомянутой энциклопедии, само понятие в разные века и в различных странах имело и различное наполнение, понималось по-разному. В античности термин patria («родина») применялся к родному городу-государству, но не к более широким общностям (таким, как «Эллада», «Италия»); таким образом, термин patriota означал приверженца своего города-государства, хотя, например, чувство общегреческого патриотизма существовало, по крайней мере, со времён греко-персидских войн, а в произведениях римских писателей эпохи ранней Империи можно видеть своеобразное чувство италийского патриотизма.

В Римской империи патриотизм существовал в виде местного «полисного» патриотизма и имперского патриотизма. Полисный патриотизм поддерживался различными местными религиозными культами. Римские императоры в целях сплочения населения империи под руководством Рима предпринимали попытки формирования общеимперских культов, некоторые из них были основаны на обожествлении императора. Патриотически настроенные язычники видели в местных культах основу благополучия города.

Христианство своей проповедью подрывало основы местных религиозных культов и тем самым ослабляло позиции полисного патриотизма проповедью равенства всех народов перед Богом и порицало полисный патриотизм. Поэтому на уровне городов проповедь христианства наталкивалась на противодействие язычников. Яркий пример такого противостояния — реакция ефесян на проповедь апостола Павла. В этой проповеди они увидели угрозу местному культу богини Артемиды, который составлял основу материального благополучия города (Деян. 19:-24-28)

Имперский Рим, в свою очередь, видел в христианстве угрозу имперскому патриотизму. Несмотря на то, что христиане проповедовали послушание властям и возносили молитвы за благополучие империи, они отказывались принимать участие в имперских культах, которые, по мнению императоров, должны были способствовать росту имперского патриотизма.

Проповедь христианства о небесной отчизне и представления о христианской общности как особом «народе Божьем» вызывали сомнения в лояльности христиан земному отечеству. Но впоследствии в Римской империи произошло переосмысление политической роли христианства.
После принятия христианства Римская империия начала использовать его для укрепления единства империи, противодействуя полисному патриотизму, местному национализму и местному язычеству, формируя представления о христианской империи как о земной родине всех христиан.

В Средние века, когда лояльность гражданскому коллективу уступила место лояльности монарху, термин потерял актуальность и вновь приобрёл её в Новое время.

В эпоху американской и французской буржуазных революций понятие «патриотизм» было тождественно понятию «национализм», при политическом (неэтническом) понимании нации; по этой причине во Франции и Америке в тот период понятие «патриот» было синонимом понятия «революционер». Символами этого революционного патриотизма являются «Декларация независимости» и «Марсельеза».

С появлением понятия «национализм», патриотизм стали противопоставлять национализму, как приверженность стране (территории и государству) — приверженности человеческой общности (нации). Впрочем, нередко эти понятия выступают как синонимы или близкие по значению.

Особенно высокий потенциал патриотизма и чувство любви к своей земле и Отечеству отмечался у русских людей. Вся история войн и военного искусства, мирного строительства жизни и быта на Руси и особенно в Советском Союзе связаны с патриотизмом, преданностью русских людей своему роду, земле, на которой они жили и трудились. Эти их качества, конечно же, не означали того исключительно рабского поклонения холопов перед своими хозяевами, которое отмечалась в странах Азии и средневековой феодальной Европы. Их патриотизм опирался исключительно на сознательное повиновение воле посланника божия – царя, на подчинение себя во имя высшей цели в борьбе с иноземными захватчиками и другой вражьей силой.

В нынешней России подлинного патриотизма по отношению к эксплуататорскому государству и отечеству существовать не может в силу причин, которые описаны мною в ответе на третий вопрос настоящей лекции. Однако накопленный за сотни лет российской истории огромный патриотический потенциал народа ещё сохранился и может быть использован в благородных целях, например, в многочисленных протестных акциях против современной буржуазии, феодалов-латифундистов, менеджеров капитала, ущемляющих права людей на достойное человеческое существование.

Русский человек по своей природе более свободолюбив, анархичен и, как заметили некоторые русские философы, менее раболепен, а в душе не любит закон, поскольку закон применяется не ко всем одинаково: защищает сильных и карает слабых. Потому наравне с патриотическими чувствами у наиболее образованной части русского общества нередко возникали и многочисленные случаи критического отношения к действительности, также, как у остальных людей, проявлялось бунтарское начало (Пугачев, Разин, Болотников, раскольники, декабристы, Чаадаев, Герцен и Огарёв, разночинцы, демократы, нигилисты, революционеры, Вера Засулич, бомбисты-террористы и т.д.).

Некоторые теоретики и политические деятели считали несовместимым патриотизм и бунтарское начало в человеке, как и сам бунт против властей. Патриотизм и неповиновение власти, любовь к Родине и ненависть к эксплуататорам, по их мнению, явления взаимоисключающие и невозможные в реальной жизни. Между тем, такое понимание поверхностно и глубоко ошибочно. Вполне возможно ненавидеть власть и быть героем Отечества, защитником Родины, патриотом страны, беззаветно любить свой народ и отдавать жизнь во имя его благополучия и процветания. Ниже будут приведены некоторые примеры из русской истории такого удачного «совместительства» в одном лице.

Одновременно с нравственными корнями патриотизм имеет и корни, уходящие глубоко в право. А потому он является категорией и правовой, в чём некоторые учёные ему отказывают. Настоящая точка зрения в юридической науке мною излагается впервые . В связи с этим попробую «собрать воедино» понятия нравственность, право и государство и, оперируя ими, «проникнуть» в юридическую ткань патриотизма, несколько осветить его в концептуально-понятийном выражении, вобравшем в себя все три вышеназванные категории.

Если учесть, что ПРАВОВЫЕ КАТЕГОРИИ — это систематизированная форма выражения правового знания, своеобразные сгустки человеческой мысли или совокупность таких мыслей, вобравших в себя знания о государственно-правовых явлениях, их свойствах и признаках, то патриотизм также подпадает под такое определение. В некотором смысле правовые категории, если пренебречь методологической строгостью, можно представить как предельное правовое понятие.

В то же время от правовых понятий категории права существенно отличаются. Правовые категории выполняют роль своего рода системообразующих логических узлов, с помощью которых научное познание проникает в сущность и содержание государственно-правовых явлений. Правовые категории отличаются своей фундаментальностью, представляя собой логическую основу, вокруг которой выстраивается система понятий, их логический ряд («право», «государство», «действие права», «правовая система», «правовая среда», «правовая культура» и др.)

Наряду с названными правовыми категориями, имеются и такие формы выражения знаний и действий, которые одновременно могут быть отнесены к различным отраслям человеческой деятельности. Например, такие категории как «налог», «собственность» относятся одновременно и к экономике, и к праву; категория «средства массовой информации» — к политике и праву; «категории «деньги», бюджет» — к экономике, политике и праву.

Аналогичным образом и патриотизм является одновременно и нравственной, и правовой категорией, поскольку в его содержании переплетены нити отношений как Родины к своему гражданину, так и отношения сугубо индивидуальные, частного характера: любовь гражданина к Родине. Как правило, это отношение связано с внутренним миром, нравственностью человека.

Отношение человека к Отечеству нередко переносится на отношение к государству, ведь есть патриотизм и исключительно государственный. Как указано выше, в патриотизме проявляется и государственно-правовое отношение государства к человеку. Государство воспитывает патриотизм, навязывает патриотизм, принуждает к патриотизму, морально осуждает за космополитизм (правда, не сегодня), даже устанавливает уголовную ответственность за предательство и измену Родине, то есть за антипатриотизм.

Однако лекция моя посвящена не этим сугубо теоретическим и больше напоминающим схоластику вопросам, не имеющим ровным счётом никакого практического значения ни к самому понятию, ни к содержанию его смысла.

II. К вопросу о разном патриотизме

Итак, как показано выше, патриотизм по своему содержанию и объекту нравственного чувства бывает разным. Остановимся сначала на вопросе о патриотизме вообще. Здесь первое, что приходит на память, это афоризм, произнесенный Сэмюэлем Джонсоном в Литературном клубе 7 апреля 1775 г.:« Патриотизм — это последнее прибежище негодяя ». Как вы, уважаемые слушатели, относитесь к этому высказыванию? А ведь оно правильно, не задумывались?

Есть и другие выражения, характеризующие анализируемую нами нравственно-этическую категорию. «Патриотизм — добродетель порочного » (Оскар Уайльд) . «Душа и суть того, что обычно понимают под патриотизмом, есть и всегда была моральная трусость» (Марк Твен) . «Патриотизм — разрушительная, психопатическая форма идиотизма» (Бернард Шоу) . «Патриотизм испортил мировую историю» (Иоганн Вольфганг Гёте). «Патриотизм – готовность убивать и быть убитым ради заурядных причин» (Бертран Рассел) .

А вот как отзывался о патриотизме Альберт Эйнштейн : «Те, кто радостно маршируют в строю под музыку […] получили головной мозг по ошибке: для них и спинного было бы достаточно. Я настолько ненавижу героизм по команде, бессмысленную жестокость и весь отвратительный нонсенс того, что объединяется под словом «патриотизм», равно как презираю подлую войну, что скорее готов дать себя разорвать на куски, чем быть частью таких акций».

А теперь перенесёмся на нашу русскую почву. «Патриотизм в самом простом, ясном и несомненном значении своем есть не что иное для правителей, как орудие для достижения властолюбивых и корыстных целей, а для управляемых — отречение от человеческого достоинства, разума, совести и рабское подчинение себя тем, кто во власти. Так он и проповедуется везде, где проповедуется патриотизм. Патриотизм есть рабство». (Это — из книги Льва Николаевича Толстого «Христианство и патриотизм»).

Поэт Серебряного века Андрей Белый так выразил своё отношение к патриотизму и любви к Родине: «Роковая страна, ледяная, \ Проклятая железной судьбой — \ Мать Россия, о родина злая, \ Кто же так подшутил над тобой?

А вот слова об Отечестве и Родине ещё одного поэта: «Я, конечно, презираю отечество мое с головы до ног — но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство ». — Это из письма А.С.Пушкина П. А. Вяземскому от 27 мая 1826 г. Патриотизм Пушкина, конечно, находится вне каких-либо подозрений, и мы это хорошо знаем, хотя бы из его поэтического обращения к русскому философу Чаадаеву : «Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, Отчизне посвятим, души прекрасные порывы…». Но как бы там ни было, в письме к Вяземскому он выразил и иное своё отношение к России.
А такие слова, как вам:

Паситесь, мирные народы,
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их нужно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Да, патриотизмом здесь явно не пахнет, подумаете вы. А ведь это – тоже наш великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Но кто может его упрекнуть?

А был ли патриотом другой русский поэт — М.Ю.Лермонтов ? Кто же в этом сомневается. Но вспомним его язвительные стихи, обращённые к стране:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ.
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Быть может, за стеной Кавказа
Сокроюсь от твоих пашей,
От их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.

А Николай Алексеевич Некрасов :
Подъезжая к Кенигсбергу,
Я приблизился к стране,
Где не любят Гутенберга
И находят вкус в говне.

… или Чаадаев:
Печать рабства пронизывает всю историю России. У России нет истории, есть одна география.
… или Чернышевский:
Жалкая нация, нация рабов. Снизу доверху все рабы.
… или опять Некрасов :
Люди холопского звания — сущие псы иногда.
Чем тяжелей наказание, тем им милей господа.

А вот из нашего времени: «Патриотизм — это изумительное чувство, которого не существует у людей, которые вслух произносят это слово». (П ередача Дифирамб» с участием Игоря Губермана , на радиостанции «Эхо Москвы»). « Патриотизм» значит просто «убей иноверца» (Борис Гребенщиков) .

Другой наш современник, тоже незаурядная, глубоко нравственная и патриотичная личность, известный журналист, учитель одной из московских школ Дмитрий Быков в передаче «Гражданин поэт» вместе с артистом Михаилом Ефремовым спроецировал лермонтовскую мысль на сегодняшнюю нашу жизнь, иронично вложив её в уста нынешнего президента страны.
Ну что, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ!
Тебя пытался отскрести я,
Но кто ж такую отскребет?

Ты мне досталась не принцессой:
Полуразъятая страна,
Битком набита грязной прессой
И грязных выборов полна.

А сколько было грязных денег,
Гусинских, Господи прости!
И вот я взял чекистский веник
И принялся тебя мести.

Для упрежденья звучно гаркнув,
Я поднял Родину с колен.
Я выгнал грязных олигархов
И чистых вырастил взамен.

Я прессу заново отстроил,
Как тут водилось искони.
Я бабки грязные присвоил –
И стали чистыми они!

И ничего же не пропало,
И недовольства гул затих,
И грязных выборов не стало.
Не стало вовсе никаких.

Но грянул кризис несуразный
Системы штатовской жилой,
И вновь Россия стала разной,
И значит, грязной, Боже мой!

На этом диком, плоском блюде –
Как хочешь, так им и владей, --
Внезапно проступили люди.
Как чисто было без людей!

И выбор к будущему лету,
К восторгу лохов и растяп,
Пусть не из двух – из двух-то нету, --
Но из полутора хотя б!

Прощай, живучая зараза.
И я не тот, и ты не та.
Быть может, за хребтом Кавказа
Теперь возможна чистота?

Там чище всяких мойдодыров
Отмыл проблемный регион
Мой верный ставленник Кадыров –
Но кто там я, когда там он?

Уйду, непонят и не признан,
С угрюмым видом пацана.
Прощай, немытая Отчизна,
Неисправимая страна.
А вот слова моей землячки из Курска, внучки российских профессоров-экономистов, интеллигентной, образованной девочки, душой и сердцем глубоко переживающей за страну, Натальи Переверзевой на конкурсе «Мисс Земля – 2012 г:

«Я всегда гордилась страной, в которой живу. Я не могу представить себя без нее. Моя страна — это все, что у меня есть, люди, которых я люблю, это все, что мне дорого. Моя Россия — это красивая величественная девушка, полнокровная, румяная, в вышитом сарафане, с длинной и толстой косой, в которую вплетены разноцветные ленты… Сказочная девушка. Моя Россия — это корова с огромными глазами, смешными рожками и вечно что-то жующая, ах, какое сладкое молоко она дает!

Но моя Россия — это также бедная, огромная, страдающая страна, безжалостно растерзанная жадными, нечестными, неверующими людьми. Моя Россия — это большая артерия, из которой несколько «избранных» человек уводят ее богатства. Моя Россия — это нищий. Моя Россия не может помочь пожилым и детям-сиротам. Из нее, кровоточащей, как с тонущего корабля, бегут инженеры, врачи, учителя, потому что у них не на что жить.

Моя Россия — это бесконечная кавказская война. Эти озлобленные братские народы, которые прежде говорили на одном языке, который сейчас запрещают преподавать в школах. Моя Россия — это победитель, свергнувший фашизм, купив победу за счет жизней миллионов людей. Скажите мне, как и почему национализм процветает в этой стране?

Моя дорогая, бедная Россия. И ты до сих пор живешь, дышишь, ты дала миру своих красивых и талантливых детей — Есенина, Пушкина, Плисецкую. Список можно было бы продолжить на несколько страниц, каждый из этих людей — золото, подарок, чудо. Я счастлива быть твоим гражданином, Россия! Несмотря на все слезы, скорби, войны, нашествия, независимо от того, кто правит Россией, я до сих пор горжусь тем, что родилась в этой великой и прекрасной стране, которая дала так много миру. Я горжусь своей Родиной за милость, за героизм, за отвагу, за трудолюбие, за наследие, которое она оставляет в мире, за людей, которые могут жить для других. Я считаю, что каждый человек, живущий в России, должен быть таков. Только мы сами можем улучшить ситуацию. Когда мы всерьез начнем заботиться о нашей стране, она будет цвести и сиять ».

А вот грустно-шутливое стихотворение одного из российских блогеров, выступающих в Интернете под ником «Василий Алексеевич ». Не торопитесь, уважаемые слушатели, осуждать его за непатриотизм. Может быть лучше подумать над содержанием этого сочинения?
С чего начинается Родина? С плевка, что запущен в народ,
С чеченцев, лезгинку танцующих, у Боровицких ворот.
А может, она начинается с Беслана и взрывов в метро,
И то, что досрочно на выборах опять победило ЕдРо.
С чего начинается Родина? С жирующих жизнью столиц,
И с сытых улыбок, что видим мы, на мордах у всех первых лиц.
А может, она начинается с зарплаты в семь тысяч рублей?
С того, что в бюджете нет денег на ясли и учителей.
С чего начинается Родина? С рояля в Ледовом дворце,
С мигалок народ разгоняющих в Москве на Садовом кольце.
А может, она начинается с трубы, что качает наш газ?
Со Сколково с Олимпиадой, что «сильными» сделают нас.
С чего начинается Родина? С полиции и ФСБ,
И полчищ мигрантов, которые по-русски ни «Мэ» и не «Бэ».
А может, она начинается с понятий «не пойман — не вор»,
Где инфраструктуру подпольную крышует сам Генпрокурор?
С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре…
Пора б окунуться в действительность, ведь век уж не тот на дворе.
А может, она начинается с откатов бюджетных деньжат?
С тех средств, что теперь миллиардами в оффшорах на вкладах лежат.
С чего начинается Родина? С разврата и прочих утех,
С того, что добро и порядочность, теперь вызывают лишь смех.
А может, она начинается с той песни, что пела нам мать...?
Подумай еще раз, как следует, когда будешь голосовать.

И наконец, процитирую отрывок из письма современного русского писателя, сына советского офицера-подводникаМихаила Шишкина. В ответ на приглашение его представлять Россию на Международной книжной ярмарке он написал:

В одном из своих стихотворений, посвящённых русскому поэту Сергею Есенину, которого обвиняли в беспартийности (помните, была такая работа Ленина о партийной организации и партийной литературе?), Евгений Евтушенко сказал: «Он был партийней стольких подлецов, пытавшихся учить его партийности».

Так вот, применительно к сегодняшней теме можно сказать то же самое и о патриотизме тех, кого нынешние феодалы и буржуа обвиняют в клевете на государственный строй. Они, хоть и клеймят пороки нашего общества, любят свой народ и близко к сердцу воспринимают все его беды и страдания, при этом их чувства гораздо более искренние, чем у многих лжепатриотов и негодяев, сделавших патриотизм своим прикрытием и надёжным убежищем.

III . Патриотизм в условиях капиталистической формы жизни людей и при отсутствии реальной социальной и правовой системы государственного устройства.

Наряду с адвокатской деятельностью, я много лет преподаю в одном из московских вузов. И недостатка в общении с современной молодёжью не испытываю. Я вижу, каково отношение студентов к своей Родине, к России. У меня сложилось твёрдое убеждение, что 30% и даже больше хотят «слинять» из страны по окончании вуза или потом, как только подвернётся удобный случай.

Более 50% не верят в счастливое будущее страны и ни за какие коврижки не будут защищать её от врага, ибо враг и так уже давным-давно здесь всё оккупировал, присвоил народную собственность и продолжает нещадно грабить свой народ, выкачивая ресурсы страны и переправляя их на Запад, в оффшоры, в Америку. Желающих защищать интересы Абрамовичей, Дерипасок, Потаниных, Лисиных, Малкиных, Усмановых и прочих миллионеров и министров-капиталистов мало.

5-7% держатся настороженно и, боясь провокаций, на поставленные вопросы отвечают уклончиво, неопределённо, туманно, явно играя «под пиджачка». Есть такой тип людей-приспособленцев, «хамелеонами» называются. Однако и тут вряд ли подобная тактика свидетельствует об их патриотизме и любви к Родине.

Ну и чуть больше 10% составляют дети чиновников и бизнесменов, которые, как и их родители, давно уже определились в своём отношении к России: высасывать из неё всё, пока позволяет создавшаяся обстановка, законы и власть. Такая Россия, как сегодня, им нужна. Пока она что-либо даёт (нефть, газ, металлы, административный ресурс), они будут окучивать всё, что составляет для них личную пользу. Они и ныне уже приезжают на учёбу в крутых тачках, одеты от кутюр, по вечерам и ночам просаживают немалые суммы в элитных клубах.

Страну они покинут лишь тогда, когда от неё ничего не останется - ни копейки, ни кирпичика. Это – современная элита, будущие депутаты, лидеры политических партий, главы администраций, губернаторы, президенты, руководители филиалов и менеджеры капитала, различного рода управленцы и начальники. Некоторые уже сегодня возглавляют прокремлёвские молодёжные тусовки, собирают под свои знамёна так называемые «патриотические силы» из оболваненных либеральной пропагандой молодых людей, в общем, делают политическую карьеру или учатся делать таковую.

Приведённые цифры дают повод задуматься о цене проделанных рыночных реформ в экономике и либеральных преобразований в политике. Ведь итоговая цена их такая: рыночная система вместе с её российскими идеологами, проводниками, носителями и продолжателями стала бесчеловечным механизмом, не имеющим совести и освобождённым от любых моральных норм. Точь-в-точь как у авторов библии либеральной экономики К. Макконела и С. Брю.

Для стран Европы и Америки, развивавшихся в иных социо-культурных и экономических пространствах, может быть, эта система и приемлема. Но для России – это медленная смерть, это сокрушительный удар по системным основам психологии, менталитету, душе и физическому здоровью русского народа, сохранившего в своей природе совершенно иные, отличные от названных либералами духовные и нравственные ценности. Приведённая выше статистика говорит также о том, что русский народ, по выражению выдающегося современного мыслителя Игоря Фроянова, капитализм не принял, более того — решительно отверг его, чего не хотят понять нынешние апологеты капиталистической системы.

О чём ещё свидетельствует приведённая статистика, особенно первые цифры? О том, что, выходит, прав был Карл Маркс, который сказал, что рабочие не имеют отечества. Нельзя лишить их того, чего у них нет (См. К.Маркс, Ф.Энгельс. «Манифест Коммунистической партии» (1848), гл. 2 «Пролетарии и коммунисты»).

Давайте вслед за молодёжью и мы зададимся вопросом: а в чем оно, Отечество-то, заключается, если заводы, фабрики, недра, земля, леса, воды, города и сёла ныне принадлежат конкретным собственникам, то есть, буржуазии, феодалам — государственным и муниципальным служащим, а основная масса трудящихся, простые люди от своей земли и от всего того, что на ней находится, отлучены?
Достаточно посмотреть хотя бы на не скрываемые декларации нынешних властителей о численности у них земельных участков, квартир, денежных средств на счетах в банках, коммерческих структур и т.д., чтобы убедиться, что вся Россия уже растащена, поделена, распределена. А о скольких мы не знаем? Сколько ещё всего скрытого от глаз, сколько записано на деток? Ведь данные о собственности совершеннолетних детей чиновников учёту и публикации не подлежат. Публикуют декларации, касающиеся только пап и мам.

Да, формально представители власти не могут заниматься бизнесом и иметь счета в зарубежных банках. Хотя до сегодняшнего дня это пока дозволяется, поскольку запрещающий закон в Думе ещё не принят. Но даже если он и будет принят, это ровным счётом ничего в концепции капитализма в нашей стране не изменит. Ведь ранее принятые законы разрешали чиновникам всё на свете, а