Житие марии магдалины читать. Православный храм в честь святой. Величание равноапостольной Марии Магдалине, мироносице

Мария Магдалина в православии - это личность, почитаемая в качестве равноапостольной святой. Она являлась мироносицей, следовавшей за Христом до Его Распятия. Мария Магдалина стала той, перед которой впервые предстал воскресший Мессия. Она упоминается не только в православии, но и в католицизме и протестантизме. Святую считают покровительницей проповедников и учителей, а её образом восхищались мастера эпохи Ренессанса.

Роль Магдалины в христианстве

Описание её деятельности начертано лишь в нескольких фрагментах Почитание этой женщины различно в традициях католицизма и православия. Для последнего она предстает исключительно в качестве мироносицы, излеченной от бесовского наваждения. Католическая церковь говорит о Марии как о необыкновенной красавице и раскаявшейся блуднице, сестре воскресшего Лазаря. К тому же западная традиция прилагает к евангельским текстам колоссальный мифический материал.

Икона святой мироносицы Марии Магдалины

Равноапостольная святая родилась и выросла в городе под названием Магдала. Сегодня на его месте стоит маленький поселок Медждель. В Священных Писаниях нет повествования о юных годах Магдалины, но сказано, что Иисус Христос исцелил её от нашествия семи бесов. Этот коренной поворот в её судьбе стимулировал женщину последовать по стопам Великого Учителя и Спасителя.

  • Мария являлась неотлучной спутницей Божьего Сына в период, когда Он и выбранные Им апостолы проповедовали христианство в населенных пунктах Иудеи и Галилеи .
  • Вместе с Магдалиной Христу служили и другие благочестивые женщины: Иоанна, Сузанна, Соломия и др. Эти жены-мироносицы разделяли труды апостолов, разнося благие вести о пришествии Спасителя.
  • Мария Магдалина шла первой за Христом, когда Его вели на Голгофу. Лука утверждает, что жены-мироносицы рыдали, видя страдания Иисуса, но Он утешал их и напоминал о Царстве Божием. Мария находилась вместе Богородицей и Иоанном у Креста в момент Распятия Мессии.
  • Магдалина проявила верность Иисусу не только в период Его возвышения, но и в дни полнейшего уничижения. Она присутствовала на похоронах Божьего Сына и своими глазами видела, как Его тело вносили в гробницу. Далее, равноапостольная святая стала свидетельницей закрытия этой пещеры большим камнем.
  • Мария, верная Божьему закону, вместе с другими женами-мироносицами пребывала , совпавший с праздником Пасхи, в полном покое. В первый день недели верные ученицы планировали прийти к гробу и помазать тело Христа благовониями. Мироносицы добрались до места захоронения на восходе солнца, а Мария прибыла, когда еще царствовала темнота ночи.

Дополнительные статьи:

Равноапостольная святая увидела, что камень, закрывавший вход, отвален. В страхе она устремилась к апостолам Петру и Иоанну, которые жили ближе остальных. Прибыв на место, они удивились, увидев свернутую плащаницу и пелены. Апостолы покинули пещеру, ничего не сказав, а Магдалина осталась и плакала, тоскуя о Своем Господе.

Мария Магдалина и ангелы в гробе Господнем

Желая убедиться в том, что тела действительно нет, она подошла к гробу. Внезапно перед женщиной засиял божественный свет, и она увидела двух ангелов в белоснежных одеждах.

  • Когда она ответила на вопрос Небесных посланников о причине ее скорби и отвернулась в другую сторону, на входе грота предстал Воскресший Христос. Однако ученица не узнала Божьего Сына, пока Он не заговорил с ней. Этот голос изначально стал для Марии великим лучом света после исцеления от бесовской болезни. Она с колоссальной радостью произнесла: «Учитель!». В этом возгласе слились воедино уважение и любовь, грандиозное почтение, признание и нежность.
  • Магдалина бросилась к ногам Христа, чтобы омыть их слезами божественной радости, но Иисус не разрешил прикасаться к себе, ибо не «восшел еще Сын к Отцу».
  • После всего увиденного Мария отправилась к апостолам и сообщила весть, которую все с нетерпением ожидали. Так произошла первая проповедь о божественном Воскресении Спасителя.
  • Когда апостолы разошлись по миру, чтобы рассказать людям о великом учении Спасителя, вместе с ними отправилась отважная Мария Магдалина. Святая, в сердце которой не утихал огонь любви к Господу, держала путь в языческий Рим. Она возвестила о Воскресении, но малое количество людей принимали слова проповедницы за правду.
Интересно! Имя «Мария» имеет еврейское происхождение и несколько раз встречается в тексте Нового Завета. Прозвание «Магдалина» несет в себе географическую нагрузку и указывает на место, где святая была рождена. В связи с тем, что «башня» (Магдала) являлась рыцарским символом, в Средние века образу Марии придали аристократические черты. В Талмуде прозвание «Магдалина» часто расшифровывали как «завивающая волосы».

Хождения в Италии и кончина

Писание утверждает: первая ученица Христа явилась во дворец императора Тиберия и преподнесла ему красное яйцо - символ Воскресения. Она поведала историю невинно осужденного Христа, творившего чудеса и казненного по злому навету первосвященства.

Красное яйцо - символ Воскресения Иисуса Христа

Она напомнила, что спасение от мирской суеты приходит через кровь чистого Агнца, а не золотых или серебряных изделий.

  • Мария продолжала распространять благую весть в Италии. Её труды восхвалял апостол Павел в «Послании к Римлянам», признавая за ней необыкновенное мужество и беззаветную преданность Всевышнему. Писание гласит: Магдалина уже в преклонном возрасте отбыла из Рима после того, как над Павлом совершили первый суд. Равноапостольная святая отправилась в Эфес, чтобы помогать в проповедничестве апостолу Иоанну. Здесь же она тихо и мирно покинула бренный мир.
  • Её нетленные мощи в IX столетии перенесли из Эфеса в Константинополь. Некоторые исследователи предполагают, что останки во время крестовых походов транспортировали в Рим. Мощи разместили в храме Иоанна Латеранского, который вскоре переименовали и освятили в честь самой преподобной Марии Магдалины.
  • Часть останков находится во Франции, близ Марселя, а также монастырях Святой Афонской Горы и Иерусалима. Поклониться мощам преподобной приходит огромное количество благочестивых паломников.

Интересные статьи:

На заметку! Благодаря проповеднице во всем христианском мире прижился обычай дарить пасхальные яйца с восклицаниями: «Христос воскрес! Воистину Воскрес!». После апостольского периода в церквях читали молитвы на освящение яиц и сыра. Братия и прихожане слышали хвалебные песни во славу Магдалины, первой подавшей пример радостного жертвоприношения.

Православный храм в честь святой

Церковь расположена в местности под названием Гефсимания, что в Восточном Иерусалиме. Рядом находится гробница преподобной Девы Марии. Эта церковь воздвигалась православным обществом Палестины на средства императорской семьи и была освящена в 1888 г. С 1921 г. здесь хранятся останки великомучениц Елисаветы и Варвары.

Церковь Святой Марии Магдалины входит в комплекс Гефсиманского православного монастыря

  • Идея постройки и выбор местности на склоне Елеонского холма принадлежит архимандриту Антониону. Первый камень церкви Марии Магдалины заложили в 1885 г. В 1934 г. на территории организовали православную женскую общину, настоятельницей которой стала инокиня Мария, имевшая шотландское происхождение.
  • В монастыре хранится икона «Одигитрия», прославившаяся чудесами в 1554 г. Останки великомучениц Елисаветы и Варвары располагаются в отдельных раках. Здесь же прихожане поклоняются чудотворному изображению Марии Магдалины.
  • Семиглавый Иерусалимский храм возведен из белого камня и выполнен в стиле московской архитектуры. Колокольня имеет небольшие размеры, а иконостас создан из мрамора с бронзовым орнаментом.

Иконы и изображения Марии Магдалины

Образы равноапостольной святой демонстрируют перед верующими пример величайшей любви и преданности Всевышнему Отцу. Святые лики Магдалины указывает на истинный путь и требует от человека терпеливости и духовной стойкости.

  • Православная иконопись изображает Марию с пасхальным яйцом красного цвета, а также с сосудом, в котором сосредоточено миро.
  • Часто на полотнах она показана вместе с Богородицей и Иоанном Богословом рядом с распятием. Святую можно наблюдать на иконах с сюжетом, демонстрирующим положение Христа в гроб. В православной традиции её изображают в числе пришедших жен-мироносиц, которые увидели пустоту в пещере и благовестных ангелов.
  • Сцена явления Христа после Воскресения для отечественной церкви - редкое явление. Его можно видеть только в образцах поздних икон греческого стиля.
  • Перед святым ликом просят об обретении истинной веры и избавлении от вредоносных привычек, льстивых искушений. Молитвы перед образом избавляют от телесных и душевных недугов.

В католицизме Мария Магдалина предстает как «раскаявшаяся блудница», которая в конце жизненного пути удалилась в пустынную местность и предавалась суровой аскезе, сожалея о грехах. Её одеяние распалось от ветхости, и волосы покрывали все тело чудесным образом. После божественного исцеления она была вознесена ангелами в Царствие Небесное. Эта легенда оказала огромное влияние на западное искусство.

  • Множество произведений, где Магдалина выступает главным персонажем, выполнено в жанре «Vanitas» (Суета). Рядом с женщиной демонстрируется череп, символизирующий осознание бренности и понимание важности истинного пути. Дополнительными атрибутами выступают плеть и терновый венок. Место действия - пещера на территории Франции: здесь святая размышляет, читает Писание или кается, возведя взгляд в небеса.
  • В западноевропейской иконописи Магдалина изображается омывающей ноги Мессии и вытирающей их своими роскошными волосами.
  • В католической традиции жена-мироносица изображается с распущенными волосами и держащей сосуд с благоухающими маслами.
  • В других вариациях ее поддерживают над землей крылатые ангелы. Этот сюжет встречается в западном искусстве с XVI столетия.
  • Очень редко в католицизме и протестантизме изображается последнее причастие Марии и её смерть.
  • На некоторых полотнах она скорбно обнимает ногу Спасителя, распятого на кресте Голгофы. На иконах «оплакивания» она придерживает стопы Спасителя и скорбит об утере.
Интересно! Имя Магдалины сыграло важную роль в становлении гностицизма - богословско-религиозного направления, испытывающего влияние языческих воззрений и античных философов. Гностики говорили, что Мария является единственной и истинной получательницей откровения, любимейшей ученицей Спасителя. Это религиозно-богословское течение признали как ересь в III веке.

Эта женщина проявила божественную любовь к своему Учителю, осталась навсегда Ему преданной и несла благие вести наравне с апостолами. В православной традиции Мария Магдалина считается святой, излеченной Иисусом Христом от болезни «семи бесов», и последовавшей за Ним до самого Воскресения. В ортодоксальных текстах о ней сказано мало, но в католицизме приобрели популярность различные легенды с участием равноапостольной ученицы.

Видео о житии равноапостольной Марии Магдалины

В небольшом городе Магдале, на берегу Геннисаретского озера, когда-то родилась и выросла женщина, имя которой навеки вошло в евангельскую историю. Евангелие ничего не говорит нам о юных годах Марии, но Предание сообщает, что Мария из Магдалы была молода, красива и вела грешную жизнь.

В Евангелии говорится, что Господь изгнал из Марии семь бесов.

С момента исцеления Мария начала новую жизнь. Она стала верной ученицей Спасителя.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина следовала за Господом, когда Он с апостолами проходил по городам и селениям Иудеи и Галилеи с проповедью Царствия Божия.

Вместе с благочестивыми женщинами - Иоанной, женой Хузы (домоправителя Иродова), Сусанной и другими она служила Ему от имений своих (Лк. 8, 1-3) и, несомненно, разделяла с апостолами благовестнические труды, в особенности среди женщин.

Очевидно, ее вместе с другими женщинами имеет в виду евангелист Лука, рассказывая, что в момент шествия Христа на Голгофу, когда после бичевания Он нес на Себе тяжелый Крест, изнемогая под его тяжестью, женщины шли за Ним, плача и рыдая, а Он утешал их.

Евангелие повествует, что Мария Магдалина находилась и на Голгофе в момент распятия Господа. Когда все ученики Спасителя разбежались, она бесстрашно оставалась у Креста вместе с Богородицей и апостолом Иоанном.

Евангелисты перечисляют среди стоявших у Креста еще и мать апостола Иакова Меньшего, и Саломию, и других женщин, следовавших за Господом от самой Галилеи, но все называют первой Марию Магдалину, а апостол Иоанн, кроме Богоматери, упоминает только ее и Марию Клеопову.

Это говорит о том, насколько выделялась она из среды всех женщин, окружавших Спасителя.

Она была верна Ему не только в дни Его славы, но и в момент Его крайнего уничижения и поругания. Она, как повествует евангелист Матфей, присутствовала и при погребении Господа.

На ее глазах Иосиф с Никодимом внесли в гробницу Его бездыханное тело.

На ее же глазах они завалили большим камнем вход в пещеру, куда зашло Солнце жизни...

Верная закону, в котором была воспитана, Мария вместе с другими женщинами пребыла весь последующий день в покое, ибо велик был день той субботы, совпадавший в тот год с праздником пасхи. Но все же пред наступлением дня покоя женщины успели запасти ароматы, чтобы в первый день недели прийти на рассвете к могиле Господа и Учителя и по обычаю иудеев помазать Его тело погребальными ароматами.

Надо полагать, что, сговорившись идти в первый день недели ко Гробу рано утром, святые женщины, не имели возможности встретиться друг с другом в день субботний, и как только забрезжил свет следующего дня, пошли к гробнице не совместно, а каждая из своего дома.

Евангелист Матфей пишет, что женщины пришли ко гробу на рассвете или, как выражается евангелист Марк, весьма рано, при восходе солнца; евангелист Иоанн, как бы дополняя их, говорит, что Мария пришла ко гробу настолько рано, что еще было темно. Видимо, она с нетерпением ждала окончания ночи, но, не дождавшись рассвета, побежала туда, где лежало тело Господа.

Итак, Мария пришла ко гробу одна. Увидев камень отваленным от пещеры, она в страхе поспешила туда, где жили самые близкие апостолы Христа - Петр и Иоанн. Услышав странную весть о том, что Господа унесли из гроба, оба Апостола побежали ко гробу и, увидев пелены и свернутый плат, изумились. Апостолы ушли и никому ничего не сказали, а Мария стояла около входа в мрачную пещеру и плакала. Здесь, в этом темном гробе, еще так недавно бездыханным лежал ее Господь.

Желая убедиться, что гроб действительно пуст, она подошла к нему - и здесь сильный свет внезапно осиял ее. Она увидела двух Ангелов в белых одеяниях, сидящих одного у главы, а другого у ног, где было положено тело Иисусово. Услышав вопрос: "Женщина, что ты плачешь?" - она ответила теми же словами, которые только что сказала Апостолам: "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его". Сказав это, она повернулась, и в этот момент увидела Иисуса Воскресшего, стоящего около гроба, но не узнала Его.

Затем, следуя повелению Господа, Мария Магдалина идет и возвещает ученикам Христовым о явлении ей Спасителя, и утешает их скорбь дивными словами: «Христос воскрес!» Вот поэтому, как первая, посланная от Самого Господа, благовестница Христова Воскресения, Мария Магдалина и именуется Церковью - «Равноапостольной».

В этом и заключается светлейшая черта всего дивного служения Марии Магдалины.

В утро Воскресения Христова, она была удостоена видеть воскресшего Господа первая (после Божией Матери) из всех учеников и учениц Его, и первая стала вестницей Его воскресения. Апостолы проповедали Воскресение Христово всему миру, а Мария Магдалина проповедала Воскресение Христово самим апостолам: таким образом, она как бы была апостолом для апостолов!

А затем, вместе с другими мироносицами, она переходила из дома в дом, от одних учеников Христовых к другим, и всем несла отрадное благовестие:

- «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

И из этого малого семени - преданной горсточки учеников и учениц Христовых - выросло огромное дерево Христовой Церкви, и по всей земле были пронесены торжественные слова первого благовестия Марии Магдалины: «Христос воскрес! Воистину воскрес!»

Святая равноапостольная мироносица Мария Магдалина самоотверженно исполнила первую и главную заповедь Христа Спасителя - возлюбила Господа всем сердцем своим, всей душою своей, всем разумением своим и всей крепостью своей, и в этом она служит образцом истинной всецелой любви каждого христианина к Богу Спасителю нашему.

После Вознесения Господня, святая Мария Магдалина сперва оставалась с Пресвятой Богородицей и апостолами, помогая им в распространении христианской веры в Иерусалиме, а затем отправилась по другим странам, всюду проповедуя свое благовестие. Посетив, между прочим, Италию, Мария Магдалина изыскала случай явиться к царствовавшему в то время императору Тиверию и поднесла ему яйцо, окрашенное в красный цвет, сказав при этом: «Христос воскрес!»

Император Тиверий не был удивлен бедностью Марииного подношения, т.к. он был знаком с древним восточным обычаем бедных людей подносить в дар разные плоды своей местности или яйца птиц в знак почета, но он удивился неслыханному приветствию. Возбудив любопытство императора, Мария Магдалина начала свою горячую проповедь о воскресении и учении Христа Спасителя. По преданию, Тиверий уверовал во Христа и царским указом пригрозил наказывать всякого, кто осмелился бы оскорблять христиан.

Христиане того времени, узнав о том впечатлении, которое произвело на Тиверия подношение красного яйца со словами «Христос воскрес!», начали подражать Марии Магдалине в этом и, при воспоминании Воскресения Христова, стали дарить красные яйца и говорить: «Христос воскрес!... Воистину воскрес!»...

Мало-по-малу этот обычай распространился повсюду и сделался всеобщим между христианами всего мира, а яйцо стало символом Воскресения Христова и общего воскресения мертвых, и нашего возрождения в жизнь будущую.

Мария Магдалина продолжала свое благовестие в Италии и в самом городе Риме.

Очевидно, именно ее имеет в виду апостол Павел в своем Послании к Римлянам (16, 6), где вместе с прочими подвижниками проповеди евангельской упоминает Марию (Мариам), которая, как он выражается, "много потрудилась для нас". Очевидно, они беззаветно служили Церкви и своими средствами, и своими трудами, подвергаясь опасностям, и разделяла с Апостолами труды проповедничества.

По Церковному же преданию, она пробыла в Риме до прибытия туда апостола Павла и еще два года спустя после отбытия его из Рима после первого суда над ним. Из Рима святая Мария Магдалина уже в преклонном возрасте переселилась в Ефес, где неустанно трудился святой апостол Иоанн, который с ее слов написал 20-ю главу своего Евангелия.

Там закончила святая земную жизнь и была погребена.

Ее святые мощи были в IХ веке перенесены в столицу Византийской империи - Константинополь и положены в храме монастыря во имя святого Лазаря. В эпоху крестовых походов они были перенесены в Италию и положены в Риме под алтарем Латеранского собора. Часть мощей Марии Магдалины находится во Франции близ Марселя, где над ними у подножия крутой горы воздвигнут в честь ее великолепный храм.

Православная Церковь свято чтит память святой Марии Магдалины - женщины, призванной Самим Господом от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу.

Погрязшая когда-то во грехе, она, получив исцеление, бесповоротно начала новую, чистую жизнь и никогда не колебалась на этом пути. Мария была верна Господу не только тогда, когда Он, изгнав из нее семь бесов, окруженный восторженным народом, проходил по городам и селениям Палестины, снискав Себе славу чудотворца, но и тогда, когда все ученики из страха покинули Его и Он, уничиженный и распятый, в муках висел на Кресте. Вот почему Господь, зная ее верность, именно ей первой явился, восстав от гроба, и именно ее сподобил быть первой же проповедницей Своего Воскресения.

Все мы слышали о Марии Магдалины, кто-то в некоторой степени больше, кто-то меньше. В данной статье я представлю краткий образ Магдалины, яркие события из её жизни и запоминающие моменты.

Мария Магдалина (с латинского Maria Magdalena) – это преданная последовательница Иисуса Христа, рожденная в Палестине, в близи города Капернаум, её признали святой и мироносицей, которая по евангельскому завету следовала за Иисусом Христом. Мария была рядом в день распятия Христа, видела всё кощунство со стороны солдат, которые не ведали что творили, а так же была одной из первых свидетельниц его воскрешения в знаменитый день Пасхи. И именно она, бывшая грешница имела честь первой увидеть воскрешенного Иисуса, и была удостоена Христом оповестить его учеников о его воскрешение, так же Мария Магдалина первая в истории воскликнула “Христос Воскрес!” держа в руке те самые пасхальные яйца.

Марию прозвали Магдалиной, и её прозвище расшифровывается как “рожденная в городе Мигдал-Эль”. Буквальное значение слова “Магдалина” – “башня”. Башня являлась рыцарским, феодальным символов в Средние века, и этот благородный смысл в дальнейшем был перенесен на личность Магдалины, и за счет этого ей были приданы аристократические черты.

В своей молодости, Мария очень сильно вела развратную жизнь, и в итоге за свои дела была порабощенной аж семью бесами. Из рабства её спас Иисус Христос, после чего она и стала его верной ученицей. Она разделяла проповеднические труды апостолов вместе с остальными благочестивыми женщинами, и умела совмещать в себе лучшие качества сестер Лазаря – Марфы и Марии.

По приданию, Мария Магдалина разносила благие вести не только в городе Иерусалим, но и за его пределами. В то время когда апостолы разошлись из Иерусалима в разные концы всего мира, Мария пошла за ними. Где бы она ни была, она везде вещала людям о Иисусе Христе и о его учениях, каждое слово спасителя было у неё на устах, она гласила о том, как видела Воскрешение Господне, а когда его говорили о своих сомнениях, она повторяла то же, что и в то утро “ Я видела Господа! Он говорил со мной”. С этой исповедью Мария обошла всю Италию.

В одном из приданий рассказывается об одном странствии Марии по Италии, когда она виделась с императором Тиверием, и рассказала ему о жизни Христа, и о том, как она видела его Воскресение, император в свою очередь усомнился в чуде Воскресения и попросил Марию доказать это. Тогда она взяла яйцо, и, подавая его императору в руки, сказала: «Христос Воскрес!», при этих словах яйцо, былое белым, в руках императора стало ярко-красным.

В православной церкви Мария почитается как равноапостольная святая , с опорой лишь на перечисленные больше евангельские свидетельства. В византийских рукописях ведется рассказ о том, как спустя некоторое время как распяли Христа, Магдалина направилась в город Эфес совместно с девой Марией к Иоанну Богослову где и оказала помощь ему в его трудах.

Считается, что Мария Магдалина благовествовала в Риме, о чём свидетельствует обращение к ней в послании апостола Павла к римлянам. Не исключено, что в связи с этим её странствованием появлялась связанная с её именем пасхальная легенда, о которой было описано ранее. Мария Магдалина по христианским верованиям умерла в городе Эфес, от настигнувшей её болезни “Хворь”.

Мария Магдалина - одна из самых загадочных святых, с которой связано множество легенд и домыслов. Существует даже мнение, что она была тайной женой Иисуса Христа. Кто же она, эта женщина, прошедшая со Спасителем самые важные моменты его земной жизни?

Та, которой суждено было войти в Евангельский текст и стать одной из самых выделяющихся женщин после Пречистой Девы Марии , родилась в городе Магдала в Израиле. Город частично сохранился и до нашего времени.

О детских и юношеских годах Марии Магдалины известно мало. Евангелие умалчивает об этом периоде ее жизни. Отдельные моменты ее биографии до встречи со Спасителем отражены в Предании: там сказано, что Мария отличалась яркой красотой, горячим нравом и, увы, вела грешную жизнь.

Встреча Марии с Иисусом Христом

Согласно католической традиции, Мария была блудницей, и этим зарабатывала на жизнь. Увидев Спасителя, она отказалась от своего ремесла и приняла решение следовать за ним. Поворотным моментом ее вступления на праведный путь стало событие в Вифании: Магдалина пришла в дом, где находился Иисус. Встав на колени перед Спасителем, она с великим плачем омыла его ноги миром и отерла своими волосами.

Православная церковь не отождествляет Марию с образом блудницы: на Руси она всегда почиталась исключительно как женщина, одержимая бесами и исцеленная от этого страшного недуга Сыном Божьим. Получив избавление от одержимости, Мария воспылала великой преданностью к Иисусу. Она бросила все, последовала за ним и заботилась об Учителе с великой самоотверженностью и старанием.

Голгофа и встреча после Воскрешения

Мария Магдалина единственная не покинула Спасителя, когда его взяли под стражу. Даже Петр, самый преданный из учеников Иисуса, трижды отрекся от него, испытав страх перед наказанием. Мария же, любящее сердце которой победило страх, была рядом с Учителем во время его земных испытаний.

Женщина стояла под Крестом, на котором Спаситель претерпевал муки, рядом с Богородицей, разделяя ее великие материнские страдания. Сердце Марии отозвалось болью в тот момент, когда один из стражников приставил к уже затихшему сердцу Иисуса острое копье.

Мария сопровождала тело Спасителя, когда его несли к высеченному в скале гробу, и наблюдала его погребение. Через день она вернулась к пещере, желая проявить свою преданность Учителю и после смерти, умастив его тело благовониями и миром. Однако, подойдя к пещере, обнаружила, что тяжелый камень, закрывающий вход, отодвинут в сторону, а сама пещера пуста. В слезах женщина отправилась к Петру и Иоанну с вестью о том, что тело Господа исчезло из гроба. Они вместе последовали к месту погребения и убедились, что оно действительно пусто. В великой скорби ученики удалились из пещеры, а Магдалина осталась над гробом, рыдая и пытаясь понять причину исчезновения.

В какой-то момент Мария остановила плач, подняла голову и увидела, что в гробнице сидят два Ангела. На вопрос о причине ее слез женщина ответила, что ее мучает неизвестность. И тут произошло чудо: обернувшись, Мария увидела воскресшего Иисуса. И тот спросил ее о слезах, а она, приняв его за садовника, попросила указать ей на то место, куда перенесли тело учителя. Спаситель громко произнес ее имя, и она, наконец узнав так хорошо знакомый ей голос, в великой радости бросилась к его ногам. Иисус отправил Марию к другим ученикам с благой вестью, и она, сияя счастьем, сообщила апостолам: «Христос воскрес!»

Существует легенда, что Мария пришла к римскому императору с вестью о чуде Воскрешения. Тот не поверил ей и сказал, что это также невероятно, как если бы вдруг яйцо, которое он держит в руке, стало красным. Яйцо мгновенно покраснело. С этим преданием связана известная пасхальная традиция .

Образ Марии Магдалины в сознании людей

Мария Магдалина так значима для сознания женщины не только потому, что она является равноапостольной святой, благовестницей чуда Воскресения, но и потому, что она — подтверждение возможности изменить свою жизнь , отказаться от греха и пойти по праведному пути во имя любви. Она навсегда стала символом преданности: ее любовь к Учителю не пошатнули никакие трудности. Она прошла со Спасителем весь его земной путь до конца, была рядом в тот момент, когда он претерпевал муки, и первой сподобилась увидеть его после воскрешения. И эта безграничная преданность характеризует ее не только как святую, но и как земную женщину, играющую особую роль в жизни любого мужчины — даже если он является Божьим Сыном.

Помните о том, что жизнь всегда дает шанс измениться и обрести счастье . Чудесные события, о которых повествует Евангелие, — прямое тому подтверждение. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

07.10.2015 00:40

Из года в год верующие почитают память Спиридона Тримифунтского - святого, известного бесконечным милосердием и...

Христианские предания о Марии Магдалине, сохранившиеся во всех четырех новозаветных Евангелиях, рассказывают о ней как о верной последовательнице Иисуса Христа. Согласно писаниям, Иисус начал проповедовать в Галилее, где он собрал небольшую группу учеников из низших слоев населения. В районе Генисаретского озера располагались рыбачьи поселки, центром которых была Магдала. Из Магдалы и была родом Мария, известная как блудница.

"И, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале;
и, привалив большой камень к двери гроба, удалился" (Мф.27:59,60).

Она присутствовала и при распятии Иисуса, и при обнаружении могилы, опустевшей на следующее утро Воскресения. И все же Мария Магдалина остаётся наиболее не замечаемой и загадочной фигурой.

Спекуляции вокруг её роли в становлении и развитии раннего христианства относятся уже к первым векам. Долгое время она является объектом обсуждения многих не похожих друг на друга теорий и мифов. Помимо поверий, навязанных народными преданиями, в Евангелиях нигде ни прямо, ни косвенно не говорится, что Мария Магдалина до личного знакомства с Иисусом была когда-то блудницей.

В повествовании о “кающейся грешнице”, которая отерла ноги Иисуса своими волосами, евангелист Лука (7:36-50) не называет её имени. Но это еще не означает, что “грешницей” была не Мария Магдалина. Так же не упоминается её имя в качестве женщины, уличенной в неверности и спасенной Иисусом от побития камнями до смерти (Иоанн 8:1-11). Тот же Лука, наконец, упоминает ее как одну из женщин, которых исцелил Иисус “от злых духов и болезней” и из Марии “вышли семь бесов” (8:2). Не раз предполагалось, что семь изгнанных демонов - это вообще-то символ грехов Магдалины, которая, исходя из этого, становилась грешницей. Поэтому греховность Марии, как пишет Рамон К. Хусино в работе “Мария Магдалина - автор Четвертого Евангелия?” (afield.org.ua/ist/magdalenа), допускает предположение ее греха сексуального, что обычно не делается в отношении тех мужчин, которых устанавливают как бывших грешников. 22 Гипотеза автора включает в себя утверждение, что до-каноническая версия Четвёртого Евангелия чётко называла Марию Магдалину тем самым любимым учеником, которым считается апостол Иоанн. Это объясняет идентификацию Марии Магдалины как любимого ученика в нескольких древних гностических источниках из собрания книг, известного как Библиотека Наг-Хаммади. 23

Имеется две версии жизни Марии Магдалины после вознесения Иисуса Христа - греческая и латинская.

В Православном календаре находим изложение греческих авторов VII века: “равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц” родилась в местечке Магдалы в Галилее, после драматического события на Голгофе благовествовала не только в Иерусалиме. В Риме встречалась с императором Тиверием (14-37), рассказала ему об Иисусе и поднесла кесарю красное яйцо со словами: “Христос воскрес!”

Затем она отправилась в Эфес (Малая Азия), где помогала апостолу и евангелисту Иоанну Богослову в его проповеди. Здесь же скончалась и была погребена. В 869 году по велению византийского императора Льва Философа ее нетленные мощи перенесли в Константинополь в церковь святого Лазаря, а во время крестовых походов, предположительно, увезли в Рим, где и покоились в храме во имя святого Иоанна Латеранского под алтарем. Папа Римский Гонорий III (1216-1227) освятил этот храм во имя святой равноапостольной Марии Магдалины. Часть ее мощей находится во Франции, в Проваже близ Марселя, где воздвигнут посвященный ей храм. Другие части хранятся в монастырях Святой Горы Афон и в Иерусалиме. (days.ru.)

Латинская версия ведет нас к путешествию Марии Магдалины в Галлию. И здесь мы погружаемся в сакральную тайну Святого Грааля, сказания о котором передавались из поколения в поколение.

Образ Грааля представлялся по-разному: то чаша, из которой причащались ученики Иисуса Христа на Тайной вечере, то драгоценный камень, символично отождествлявшийся с таинством знаний, которого были лишены избранные. Считается, что чаша-Грааль была наполнена Иосифом Аримафейским кровью распятого Иисуса и сохранена им. Он же отнес тело Христа с Голгофы в могилу-усыпальницу, приготовленную для себя.

Спасаясь от преследований, Мария Магдалина вместе с сестрой Марфой, братом Лазарем и Дионисием Ареопагитом высадились около Марселя. До своей смерти Мария Магдалина якобы прятала Грааль в пещере. Здесь она проповедовала христианство и умерла в 63 году. Похоронили ее в в аббатстве Сент-Максимин. При вскрытии в XIII веке гробницы Марии в ней был обнаружен алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в город Везеле и воздвигли собор в честь Марии Магдалины. Во времена Великой Французской революции они были уничтожены.

В “Золотой легенде” - житиях святых, собранных генуэзским архиепископом Джакопо де Вораджини, - происхождение Марии Магдалины относят к царственной династии колена Вениамина. Она якобы владела крепостью Магдала недалеко от Генисарета в Вифании близ Иерусалима, а отсюда-де и ее прозвание Магдалина. В легенде утверждается, что вместе с Марией Магдалиной на судне прибыл и Иосиф Аримафейский.

Согласно еще одной версии, Иосиф Аримафейский отвез чашу и копье римского легионера, проткнувшего пригвожденного Иисуса, в Гластонберри, Англию, где было основано Гластонберрийское аббатство. Эти реликвии исчезли без следа после пожара в старой церкви, в которой они размещались.

В средневековой Франции Мария Магдалина почиталась, как просветительница и в ее честь было возведено много храмов и часовен. “Особенно широкое распространение культ Марии Магдалины получил в городке Ренн-ле-Шато в провинции Лангедок, где построенный в ее честь большой храм был расписан замечательными фресками о житии святой.” 24

“Нетрадиционный” взгляд на Марию Магдалину мы находим в книге и блокбастере Дэна Брауна “Код да Винчи”. Мария Магдалина с ребенком покинула Святую землю и нашла прибежище в Галлии, где потомство Иисуса Христа пустило свои корни.

Теорий о Священном Граале и о Братстве Грааля создано много. Самим ранним вариантом из рассказов о Граале является “Персеваль или сказка о Граале” (“Conte de Graal”), созданным приблизительно в 1180 г. известным поэтом и трубадуром Кретьеном де Труа. Рассказ остался незаконченным. Это сочинение использовал Вольфрам фон Эшенбах в своей поэме о Парцифале, в которой Грааль - камень из рая, “камень света”, принесенный ангелами на землю. А Братство Грааля у него - это религиозный союз, отличающийся от католической церкви, некая община избранных. Чаша Грааля - волшебная. Вблизи Чаши исчезают болезни и смерть уже не всесильна. Затем появляются интерпретации этой темы, быстро нашедшие распространение по всей Европе. В первых вариантах работ о Граале применялись разные названия для одних и тех же символов: Sant Graal, San Graal, Sangraal.

Генри Линкольн, один из создателей “Священной Крови и Священного Грааля” во введении книги пишет, как он в 1969 году ознакомился с “секретными досье”, захороненными в Ренн-ле-Шато, что, собственно говоря, и породило замысел для написания их исследования.

По мнению английских журналистов, если правильно разделить это слово, то получится “Sang Raal”, или “Sang Real”, а это на современном английском означает “Sang Royal”, т. е. “королевская кровь”, под которой подразумеваются наследники Иисуса Христа и Марии Магдалины, - франкская династия Меровингов, самым знаменитым из королей которой был внук Меровея, Хлодвиг I, царствовавший с 481 по 511 гг. “Все французские школьники знают это имя, ибо благодаря нему Франция приняла христианство, и римско-католическая Церковь завоевала в Западной Европе главенство, которое продлилось не меньше, чем тысячу лет.” 25 Верными хранителями Грааля как “королевской крови” были тамплиеры, прямо происходившие от тайного общества “Приорат Сиона”. С другой стороны, Грааль - это сосуд, принявший и сохранивший кровь Иисуса. А в широком смысле - это “грудь Марии Магдалины”, затем сама она, культ которой понемногу смешивается с культом Девы Марии.

Общество “Приорат Сиона”, основанное в 1099 г. в Иерусалиме французским королем Годфруа де Буйоном, ставило перед собой задачу якобы восстановления династии Меровингов. Военно-монашеский орден рыцарей Храма (тамплиеров) 26 оформился в 1128 году по инициативе писателя-мистика аббата Бернара Клервосского, который еще при жизни был канонизирован в святые. Членами ордена стали рыцари, принимавшие участие во втором крестовом походе и вернувшиеся из Палестины. В рядах Ордена состояли 15 тысяч рыцарей и 45 тысяч сержантов и ими правил Великий Магистр, формально подчинявшийся Римскому Папе. Однако в исторических документах фактов связи Ордена тамплиеров с легендой о “семье Иисуса” не отражено. В 1307 году король Франции Филипп Красивый обвинил тамплиеров в ереси, разгромил их резиденции и арестовал имущество. Согласно одному из протоколов допроса рыцарей, в ночь перед началом арестов тамплиеры успели вывезти и укрыть обозы с несметными ценностями Ордена. После разгрома Ордена вплоть до XIX века существовали многочисленные общества и организации, пронесшие сквозь века таинственные знания гностиков и тамплиеров о Святом Граале.

В начале прошлого века в Германии возникло оккультное общество “Туле”, поставившее вопрос о Граале. В 1930 году исследования возглавил Отто Ран, один из разработчиков теории существования нордической расы. Он посетил развалины Монсегюра - неприступной крепости альбигойцев, последователей еретического учения средних веков, которые хранили реликвию Грааля. Монсегюр пал в 1244 году. Вернувшись, Ран издал книгу “Крестовый поход против Грааля”, и после очередной поездки во Францию в 1937 г. он бесследно исчез. В 1943 году в Монсегюр вновь прибыла огромная экспедиция, организованная научным институтом “Аненербе”. Институт работал так успешно, что в январе 1939 года его включили в состав СС, и “к этому времени Аненербе располагал 50-ю научными институтами, деятельность которых координировал профессор Вурст, специалист по древним культовым текстам, возглавлявший кафедру санскрита Мюнхенского университета”. 27 Некоторые газетные статьи уже после войны сообщали, что Святой Грааль, привезенный Марией Магдалиной в южную Францию 1900 лет назад, был обнаружен фашистами, но достоверной информации о местонахождении святыни нет.

Митрополит Кирилл, которого мы цитировали выше, уместно поднял семейный вопрос в древнееврейской традиции: целибат в те времена там подвергался остракизму. Сам Иисус рисует картину семейной жизни здесь и в горнем мире так: “чада века сего женятся и выходят замуж, а сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят” (Лука 19:34-35). Отсюда фальсификаторы так называемой “семейной жизни” Христа делают свои заключения: “неженатый Иисус, обосабливающийся таким образом от своих современников и нарушающий закон предков, не преминул бы привлечь к себе внимание, и Евангелия говорили бы об этом, как об особенности, достойной того, чтобы ее отметить. Но нигде нет вопроса о возможном безбрачии Иисуса, и это молчание само по себе, по нашему мнению, составляет достаточно серьезный признак того, что он был женат”. 28 Ссылаются также на то, что учительский статус “равви” 29 указывающий на высокий уровень образованности Иисуса, по еврейскому закону, априори означал: “Неженатый человек не может претендовать на обучение других.” Усиленные поиски “жены Иисуса”, согласно сюжетной линии cherchez la femme (фр. - ищите женщину), привели авторов к евангельской “свадьбе в Кане”, которая чудесным образом и превращается в свадьбу… Иисуса и Марии Магдалины.

У Дэна Брауна были и более ранние предшественники. К примеру, до “Священной загадки” еще в 1970 г. появился роман члена французской Академии истории Робера Амбелена “Иисус, или Смертельный секрет тамплиеров”. В 60-е годы об ордене Храма писали Жерар де Сед (“Тамплиеры среди нас”) и Луи Шерпантье (“Тайны тамплиеров”).

Дальше своих товарищей по цеху пошел еще один англичанин Лоренс Гарднер, который, по словам Его Королевского Высочества принца Майкла Олбани, Главы королевского рода Стюартов в предисловии к его монографии “Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа” (М., 2000), проникнул “в самую суть всех доступных манускриптов и архивных документов” и проследил генеалогическую линию Иисуса Христа на протяжении веков среди правящих королевских домов Европы.

Гарднер утверждает, что наследники Давидова рода, каковым и был евангельский Иисус, по закону обязывались жениться и произвести на свет не менее двух сыновей. Поскольку интимная близость допускалась в строго регламентированные сроки, то репродукция проводилась в два этапа: к сентябрю следовал так называемый “первый брак”, а уже в декабре позволялись плотские отношения. Все остальное время года супруги жили отдельно друг от друга. “В случае зачатия невесты, для придания брачному союзу законного статуса, в марте заключался “второй брак”” 30 . Весь этот период между “браками” “невеста” (вне зависимости от беременности) считалась молодой женщиной, “алмой”, или девственницей.

Два случая “помазания миром ног Иисуса” Марией Магдалиной (первый упоминался выше у Луки, второй у Иоанна 11:1-2) Гарднер называет исполнением древнего обряда, который представлял собой исключительную привилегию невесты мессианского рода при церемонии заключения “первого” и “второго брака”: “Только как законная супруга Иисуса и полноправная священнослужительница могла Мария помазать его голову и ноги освященным миром.” 31 (Отец Марии Магдалины, по Гарднеру, принадлежал к священническому роду Иаирову, так как самое первое упоминание о ней мы находим в истории о ее воскрешении из мертвых в качестве дочери Иаира. Родилась Мария в 3 году н. э., т. е. была младше Иисуса на девять лет.) Такая расточительность возмутила Иуду Искариота: “Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?” (Иоанн 12:4-5), и таким образом он якобы “подготовил почву для предательства Иисуса”. Свадьба в Канне Галилейской, на которую был приглашен Иисус с учениками и матерью, явилась-де не заключением брака Иисуса с Магдалиной, а лишь “освященной трапезой”, предшествовавшей их обручению.

В “первый брак” с Иисусом Мария вступила в 30 г. У нее было трое детей: забеременев в декабре 32 г., она в следующем году заключила “второй брак” и родила дочь Фамарь. Четыре года спустя, появился на свет Иисус-младший, а в 44 г. родился Иосиф. В это время она уже пребывала в Массилии (Марсель). С нею туда приехала ее сестра Марфа со служанкой Марцеллой. Там же были апостол Филипп, Мария Иаковлева, а также Елена-Саломия. Высадились они в небольшом портовом городке Ратис, позднее называвшемся Ла-Сен-сюр-Мер.

С 63 года прах Марии Магдалины покоился в городе Экс-ан-Прованс (во времена Римской империи Аква-Секстиа). Латинское “аква” (вода) в средние века было искажено в “акса” (“экса”). Поэтому в преданиях Лангедока Мария Магдалина называется “Владычицей вод” или “Марией на море”. Дети Марии и Иисуса, положившие впоследствии начало роду Меровингов, превратились соответственно в “семейство на водах” - династию Аксов.

Гарднер, как и трое англичан, тоже считает, что римская церковь в противоборстве с истинным и чистым преданием о “семье Христа” по понятным причинам решила дискредитировать Марию Магдалину и, воплощая этот замысел, представила в Евангелиях ее, незамужнюю, как “грешницу”, тогда как в действительности она была целомудренной женщиной, подвергавшейся в то время “проверке после помолвки”. Таким образом, с легкой руки епископов Магдалина-грешница превратилась в блудницу, что значит - распутницу.

Кто не знает, поинтересуйтесь, где место женщины в еврейской синагоге: оно не изменилось за тысячелетия. А у гностиков и назореев, по Гарднеру, женщина была и учительницей, и врачом, и проповедником и даже священнослужителем. Поэтому-то благопристойная Мария Магдалина почиталась в южной Франции как “матерь Грааля” истинного христианства Запада. И именно поэтому Тертуллиан порицал еретиков-бунтовщиков, принявших вероучение о равноправии, и, конечно же, их дерзких женщин: “Они осмеливаются учить, спорить, изгонять духов, обещать исцеление, а может, даже и крестить.” 32

Чтобы продолжить разговор на заданную тему, необходимо разобраться в серьезном вопросе, касающемся непосредственно личности Иисуса Христа и его отношения к семейной жизни.

22. Лишь в 1969 году Римско-Католическая церковь перестала изображать Марию Магдалину проституткой.
23. Библиотека Наг-Хаммади была найдена в 1945 г. в районе Наг-Хаммади в Египте.
24. Татьяна Фадеева. Бывшая блудница - хранительница Грааля. Таинственная фигура Марии Магдалины привлекала к себе внимание во все времена / Татьяна Фадеева // Независимая газета. 2006. - 5 апреля.
25. М Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн / М. Байджент, Р. Лей, Г. Линкольн. - СПб., 1993, с. 170-171.
26. Первые сведения об ордене Храма дает историк Гийом Тирский между 1169 г. и 1184 г. в своей книге “История заморских событий” (“Historia rerum in partibus transmarinis gestarum”). Орден основали в 1118 г. Гуго де Пейн и Годфруа де Сент-Омер, которые явились ко двору короля Иерусалима Балдуина II и попросили дозволения охранять паломника на пути от Яффы до Иерусалима. Король отдал в их распоряжение южное крыло дворца близ Храма Господня. Так, через десять лет будущий орден получил свое название - орден Храма.
27. Луи Повель, Жак Бержье. Утро магов / Луи Повель, Жак Бержье. - Киев, 1994, с. 337.
28. М. Байджент,.. Указ. соч., с. 231.
29. Раввин - служитель культа, духовный руководитель верующих в иудейской религиозной общине.
30. Гарднер Л. Чаша Грааля и потомки Иисуса Христа / Л. Гарднер. - М., 2000, с. 80.
31. Там же, с. 81.
32. Тертуллиан. Избранные сочинения / Тертуллиан. - М., 1994. С. 127.