Интерактивная технология обучения дошкольников. Интерактивное взаимодействие с дошкольниками в познавательной деятельности

Светлана Могилевец
Интерактивная технология обучения дошкольников

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу посмотреть притчу.

СЛАЙД № 2

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

СЛАЙД № 3

Пройдет немного времени, и наши дошколята станут первоклашками. В наших руках есть возможность помочь ребятам подготовиться к школе так, чтобы они не испытывали трудности в усвоении школьной программы. Школьная программа будет лучше усваиваться, если будет сформирована школьная готовность.

Слайд № 4

Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.

В свете введения ФГОС в образовании взгляды на образовательный процесс в школе и детском саду становятся одинаковы, и цель преследуется одна : развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе .

Если сказать другими славами, то мы сейчас стараемся реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Задачи образовательных областей должны решаться в процессе интегрированной деятельности детей и адекватной возрасту форме

Слайд № 5

Что касается готовности к школьному обучению , то она складывается из нескольких показателей.

Физическая,

Специальная (педагогическая,

И психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная , эмоционально – волевая, коммуникационная готовность.

Хочется сказать, что они все должны формироваться в совокупности и ни один из ее видов не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект . А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не будет развивать навыки коммуникации.

СЛАЙД № 6 - 7

Поэтому мы решили, что для нас, актуальна , которая способствует всестороннему развитию дошкольников и направлена на формирование у них новых качеств и умений.

Что же такое интерактивная технология обучения ?

Само определение связано с понятием «интерактивный » . Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение , которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Создаются комфортные условия обучения , при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным сам процесс обучения .

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Технология интерактивного обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

СЛАЙД № 8 - 9

Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация» , а именно :

Развивают свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивают все компоненты устной речи детей;

Способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Необходимо ребенка научить общаться : (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль; если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.)

Слайд № 10

Приемов интерактивного обучения , которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество.

При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Младшая группа – хоровод;

Средняя группа – хоровод, цепочка; интервью

Старшая группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках) ;

Подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику некоторым приемам.

«Хоровод»

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

Противоположности

«Цепочка»

прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Рассказать сказку

Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.

Называть слова на последний звук слова. «Города»

Назвать пословицы о дружбе.

Назвать сказки в которых есть сказочный герой волк

«Работа в парах»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

-«назови первый звук в слове»

Работа по мнематаблицам

«Работа в малых группах»

В режиме этого приема отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек . Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим .

Надо разделиться на две группы. Решить какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей» .

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение . И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода.

Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.

Следующий этап : нужно научить детей обсуждать

Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их

Рассказывание сказки по сюжетным картинкам

«Карусель»

Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и этостимулирует общение между детьми.

Он «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для того необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

Или еще игра «Живое- неживое»

«Интервью »

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью » .

Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок» , «ребёнок-ребёнок» .

На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует прием «Интервью » . Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.

«Большой круг»

Прием «Большой круг» - который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Воспитатель задает детям вопрос, например «Откуда взялась лужа?» и дети

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний» . Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре и вспомнить правила работы в парах.

Возьмите с «дерева знаний» большую карту, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь кто будет отвечать.

Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно , интересное , творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Инна Коваленко

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», - писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького : «В карете прошлого никуда не уедешь…»

С каждым годом современные интерактивные технологии все плотнее входят в нашу жизнь, так использование компьютера стало делом совершенно обычным, и нынешнее поколение детей с самого рождения попадает в очень насыщенную информационную среду. Первыми игрушками современных детей становятся пульты от телевизоров, DVD проигрывателей, CD и DVD диски, мобильные телефоны, а уже потом куклы, машинки и дидактические игры. В настоящее время уже в большинстве российских семей имеется домашний компьютер, а может и не один, и дети с рождения наблюдают, как их родители проводят за ним несколько часов в день. К тому же дети видят, что на мониторе можно наблюдать то, что их больше всего в этом возрасте привлекает : картинки с детьми и животными, мультфильмы, видеоклипы и др. Как показывает практика, запрещать детям подходить к технике бесполезно , всегда привлекает именно то, что находится под запретом. Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия : человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ,

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это , прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение , организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно -образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом :

предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес ;

несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

стимулирует познавательную активность детей;

предоставляет возможность индивидуализации обучения;

в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Можно сделать вывод, что при реализации воспитательно-образовательных задач и содержания образовательных областей сегодня просто необходимо внедрение интерактивных технологий при организации участников образовательного процесса.


Игровые технологии успешно применяются в сфере образования. Раньше они преимущественно использовались в младших классах, теперь педагоги настаивают на необходимости регулярного применения инновационных игровых технологий в детском саду.

Интерактивность предполагает способность взаимодействия с людьми и техникой в режиме диалога, беседы. Это форма познавательной деятельности, которая полностью основана на психологии человеческих взаимодействий и взаимоотношений. Технология игрового обучения в детском саду помогает привлечь внимание детей, вызвать у них интерес к познанию окружающего мира.

Зачем использовать в детсадах интерактивные технологии?

Интерактивные технологии образования в дошкольных детских учреждениях необходимы для развития коммуникативных навыков дошколят. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.

Основные интерактивные технологии для ДОУ

Поскольку в детских садах занимаются маленькие дети, необходимо использовать не особо сложные технологии. Современные игровые технологии в детском саду включают в себя:

  • «Работу в парах». Эта форма позволяет детям вырабатывать навыки общения, сообща работать над заданиями, договариваться.
  • «Хоровод». В рамках этого упражнения воспитатель при помощи предмета учит детей по очереди справляться заданием. Такая технология необходима, чтобы научить малышей не перебивать товаришей, внимательно выслушивать ответы.
  • «Цепочка» предполагает последовательное решение каждым из участников одной задачи. Для достижения общей цели ребятам приходится общаться друг с другом и предлагать разные варианты решения заданий.
  • «Карусель» используется для организации работы в парах. Она помогает формировать навыки сотрудничества, взаимопомощь.
  • «Дерево знаний». В рамках этого упражнения воспитатель вывешивает на дерево листы с картинками, заданиями и схемами. Дети делятся на группы и выполняют задания. После этого один ребенок демонстрирует результаты работы группы, а остальные анализируют их и дают оценку.
  • «Большой круг». Цель этой технологии игрового обучения в детском саду – научить каждого ребенка высказываться, развивать коммуникационные навыки, делать выводы.

Влияние компьютеризации на систему интерактивного обучения

Инновационные игровые технологии в детском саду зачастую организовываются с использованием компьютерной техники . Технические средства помогают ускорить передачу социального опыта ребенку, повысить качество обучения, развить мотивацию детей к познавательной деятельности.

Только занятия с компьютером должны проводиться не чаще, чем 3 раза в неделю. Их продолжительность должна составлять не более одного раза в день. Иначе можно добиться противоположного эффекта, оказав отрицательное воздействие на здоровье деток.

Есть ли альтернатива компьютерам в ДОУ?

Последнее время компьютеры уступают современным игровым технологиям в детском саду. Все чаще используются интерактивные панели. Они очень удобны в использовании во время образовательного процесса. Панели работают без проекторов. В их основе используются большие LCD-мониторы. В результате гарантировано хорошее качество оборудования. Транслируемое им изображение великолепно. Изготавливаются интерактивные панели в двух модификациях, имеющих разный способ крепления. Монитор может крепиться к стене, а может иметь перекатную подставку, благодаря которой его можно легко транспортировать из одной группы в другую.

Интерактивная панель оснащена встроенным ПК, который помогает демонстрировать иллюстрационный материал детям, делать цифровые заметки. Для этого достаточно лишь коснуться пальцем панели. Инновационные игровые технологии в детском саду с установленной интерактивной панелью становятся более интересными и доступными. Специально для этого есть целая копилка интерактивных игр, позволяющих смоделировать ту или иную ситуацию реальной жизни. Использование интерактивных технологий такого уровня дает возможность детям быстрее социализироваться.

Стоит ли пользоваться современными игровыми технологиями в детском саду?

Интерактивные технологии незаменимы в современном детском дошкольном учреждении. Нынешние дети с малого возраста активно пользуются компьютерной техникой, играют в развивающие игры. Поэтому для них абсолютно неактуален объяснительно-иллюстративный метод, которым ранее активно пользовались в образовательных учреждениях любого типа.

Заинтересовать ребенка, привлечь его к процессу активного познания окружающего мира можно только с помощью технологии игрового обучения в детском саду. Это необходимо, чтобы развить у ребенка качества, необходимые для познавательной деятельности: внимательность, активность, умение работать в коллективе. Без этих свойств малышу будет тяжело при дальнейшем обучении в средней школе. Помочь осваивать новые знания может современная компьютерная техника, которая предусматривает активное воздействие ребенка и виртуальной реальности.

Педагогам необходимо активно внедрять в процесс обучения современные интерактивные технологии образования, чтобы идти в ногу со временем.

Тема: «Использование интерактивных технологий в дошкольном образовании .

Создание мультфильмов с детьми старшего дошкольного возраста».

Старший воспитатель Смирнова Л.П., высшая кв. кат.

Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 2 Проблема активизации познавательной деятельности детей, развитие коммуникативных умений и навыков, самостоятельности и творчества дошкольников, их мотивационной готовности к межличностному взаимодействию - была и остается одной из актуальных задач педагогики. Известно, что дошкольный возраст - это сензитивный период для расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира, для формирования фонематического восприятия детей, для развития всех сторон речи. Сегодня наиболее эффективным подходом в работе с дошкольниками, мне кажется, является, - интерактивное обучение. Практика показывает, что интерактивное обучение влияет на структуру непосредственной образовательной деятельности с детьми, требует особой организации и особого выбора необходимых интерактивных методов и приемов обучения.

Слайд 3 Технология интерактивного обучения дает возможность одновременно реализовать познавательные, коммуникативно-развивающие и социально-ориентационные аспекты образовательного процесса. Это позволяет педагогу решать комплекс задач за более короткое время и с более высоким качеством.

Слайд 4 Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми, причем возможны следующие коммуникационные взаимодействия: «ребенок - ребенок» (работа в парах), «ребенок - группа детей» (работа в группах),«ребенок - аудитория» или «группа детей - аудитория» (презентация работы в группах) и т.д. При работе в малых группах дети учатся распределять роли, становятся соавторами, учитывают пожелания друг друга, формулируют общие выводы и заключения, защищают свой выбор перед товарищами.

Слайд 6. А, это те целевые ориентиры, которые определены ФГОС дошкольного образования как результат. Самое главное, что большая часть программного материала реализуется в ходе свободного общения с детьми через организацию творческой деятельности детей, в процессе речевых игр, продуктивной деятельности, ознакомление с компьютерной техникой, овладение навыками анимационных техники.

Слайд 7 Первый короткий мультфильм был снят спонтанно. В нашем детском саду долгие годы проводятся занятия по компьютерному творчеству с использованием программно-методического комплекса «Фантазёры» в том числе «Фантазёры. МУЛЬТИтворчество.» (компания Новый диск). Здесь есть возможность одновременной работы нескольких детей на одном экране. На экране интерактивной доски двое детей рисовали фрагмент сказки Пушкина А.С. «Сказка о рыбаке и рыбке». Я установила цифровую видеокамеру на штатив и сняла процесс, который происходил на экране, затем с помощью стандартной программы Movie Maker был смонтирован короткий 30 секундный ролик. Просмотр ролика вызвал у детей невероятное удивление! Привычные занятия с компьютером привели к столь необычному результату. Я думаю, что никто не будет спорить с утверждением, удивление, любопытство является мощнейшим стимулом к возникновению познавательного интереса у детей. Несомненно, что все дети любят мультфильмы. Можно ли научиться такому волшебству в детском саду? Да!
С пoявлением современных тeхнологий увлeкательный мир aнимации, кaзaвшийся рaнee нeдоступным и зaгaдoчным, стал доступным. Многие психологи подтверждают, что home-анимация - это отличный способ открыть у детей творческие задатки, развить коммуникативные способности и лидерские качества. Мультфильмы собственного производства обладают мощным эмоциональным потенциалом! Так возникла идея создать мультфильм. Воспитатель и дети рассказали о своих планах родителям. Был объявлен конкурс на название студии. Вариант «Мультстудия 118» всем очень понравился.
Слайд 8 Подготовительный этап. На данном этапе мы поговорили с детьми об их любимых мультфильмах. Затем мы побеседовали о тайнах мультипликации. Узнали название профессий этих людей: сценарист, режиссер-мультипликатор (аниматор, художник-декоратор, оператор, актер-кукловод). Затем мы приступили к выбору сюжета. На занятиях по театрализованной деятельности дети с младшего возраста ставили сказки по сюжетам русских народных сказок. В результате погружения в сказки путем их драматизации детьми была выбрана сказка «Теремок». На этапе создания нашего первого мультфильма для нас было важно научить детей работать вместе: вместе делать декорации, героев сказки.

Слайд 9 При создание персонажей и декораций вклад каждого ребенка в процесс был своим, уникальным. Дети сами сконструировали деревья, использовав технику бумагопластики, фон «Лес» ребята нарисовали на А3 формате обычными гуашевыми красками. Так как мы решили, что действие сказки будет происходить осенью, то макет украсили природным материалом сухим мохом. Мама одного из воспитанников сделала для макета имитацию изморози из эпоксидной смолы.

Слайд 10 Фигурки сказочных героев дети сделали на компьютере с использованием программы «Фантазёры. Волшебный конструктор». Если нет данной программы, то можно сконструировать куклы классическим способом на основе конуса из бумаги.

Слад 11 На следующем этапе мы приступили к съёмке. Выделили место в группе, установили декорации, макет. Объяснили детям как надо делать фотокадры (у детей подготовительной группы это не вызывает сложностей). Показали как выполнять некоторые операции на компьютере. Снимали два дня маленькими эпизодами. В роли оператора и актеров-кукловодов были все дети. В период съёмки шла работа с малыми подгруппами детей, при этом использовалась достаточно простая и доступная техника перекладки. При всей простоте этой техники детям необходимо было постоянно контролировать свои действия: переставлять фигурки животных на минимальное расстояние, убирать руки из кадра. Несмотря на хорошо известный сюжет сказки, дети столкнулись с новыми для них технологиями раскадровки. Использование этих технологий приучает ребенка к внимательной работе с текстом, закладывает основы аналитической работы и средствами художественной выразительности.

Слайд 12 Монтаж и озвучивание. С помощью учителя-логопеда поработали над текстом, над выразительностью речи. И в монтажной программе наложили текст на видеоряд с помощью программы записи звука.

Слайд 13 Существует несколько способов съёмки, в зависимости от того какими техническими средствами вы обладаете. Это может быть цифровой фотоаппарат (в среднем необходимо сделать 200-300 кадров (фотографий). Вебкамера или цифровая видеокамера, штатив (обязательно). Для нашего мультика мы использовали технику перекладки. Кроме всех позитивных моментов организации совместной творческой деятельности педагога с детьми в детской мультстудии, есть еще один - для того, чтобы создавать мультфильмы не требуется особых материальных затрат. Все необходимое программное обеспечение находится в комплектации ОС Windows .При поверхностном знакомстве анимация нам показалась простым занятием, но на самом деле это оказалось достаточно сложной работой, а её удачный исход, помимо всего прочего, зависит от четкого планирования и организации всех этапов работы.
Мультфильм из фотографий можно делать в любой программе для работы с видео. Можно снимать процесс перекладки целиком на видео и, затем, используя MACBOOK и программу Imovie и вебкамеры использовать стоп-кадр.

Слайд 14 Мультфильм может быть выполнен в различных техниках. Первые три техники наиболее подходящие для детей дошкольного возраста. Сыпучая анимация и пиксиляция лучше для школьников.
Итог: все воспитанники младших групп были приглашены на просмотр мультфильма «Теремок». Приглашаем и вас посмотреть нашу работу.Таким образом, в процессе работы над мультфильмом происходит формирование познавательного интереса. Очень активно в работу вовлекаются родители воспитанников, что позволяет решать педагогические задачи по воспитанию и развитию детей дошкольников совместными усилиями. Так осуществляется взаимодействие в работе дошкольного учреждения и семьи. И более быстрыми темпами происходит развитие универсальных способностей детей. Создание мультфильма это действенный метод, позволяющий использовать все плюсы интерактивного обучения. Такая деятельность запомнится детям надолго и будет способствовать развитию всех сторон личности ребёнка. Но требует очень четкого планирования и организации всех этапов работы и владение педагогами технических средств. Желаем удачи в работе.

Слайд 15 Спасибо за внимание

«Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Юлия Юрьевна Тришина

воспитатель

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение детский сад №49 «Веселые нотки», 4 корпус городского округа Тольятти

Тема: «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста»

Цель : Создать условия для формирования знаний у педагогов об интерактивной педагогической технологии. Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом.

Задачи :

    Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на использование в практике интерактивных педагогических технологий.

    Передача опыта путем прямого и комментированного показа интерактивных педагогических методов и приемов в воспитательно- образовательном процесс ДОУ

    Совместная отработка методических педагогических, психологических методов и приемов в воспитательно-образовательном процессе с детьми.

    Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы

    Рефлексия собственного опыта участниками мастер-класса .

Форма проведения : мастер-класс

Участники: воспитатели ДОУ

Результат: Освоение слушателями интерактивных педагогических технологий и внедрение их в работу с дошкольниками

1. Часть (теоретическая)

Добрый день, уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса «Интерактивная педагогическая технология в работе с детьми дошкольного возраста». ФГОС ДО реализует современные прогрессивные идеи развивающего обучения, которые направлены и познавательную активность дошкольника в целом и предъявляют высокие требования к выбору методов обучения. В современных условиях ребёнок выступает в роли не “объекта”, а в роли “субъекта” образования, ребёнок – Личность. Инновационный процесс развития общества касается и системы дошкольного образования, которая считается начальной ступенью в раскрытии потенциальных возможностей ребенка. Этот подход ставит высокие требования к системе дошкольного обучения и воспитания. Происходит поиск более эффективных современных технологий и психолого-педагогических подходов к данному процессу. И только при правильной педагогической организации деятельности воспитанников развитие ребенка как Личности может и должна стать устойчивой чертой характера дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. В своей практике я применяю разнообразные приёмы, позволяющие активизировать мыслительную деятельность детей на занятии, в том числе и основные методические инновации связаны с применением интерактивных педагогических технологий обучения, поэтому я выбрала тему мастер-класса «Интерактивные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Коллеги! Для начала давайте вспомним, что же такое “технология”, в чём её отличие от методики? (Ответы педагогов )

Верно. Технология – греч. слово – означает “мастерство, искусство” и “закон науки” - это наука о мастерстве, которая включает в себя комплекс методов, форм, средств и приёмов.

Отличия от методики в том, что технология не носит предметный характер, может реализовываться на любом предмете вне зависимости от содержания, быть реализована любым педагогом.

А что вы подразумеваете под педагогической технологие й? (Ответы педагогов)

Вы правы, педагогическая технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога и зафиксированные последовательные действия, гарантирующие получение заданного результата. Она содержит алгоритм решения поставленных задач, в основе её использования положена идея полной управляемости обучением и воспроизводимости образовательных циклов. ЮНЕСКО выражает педагогическую технологию – как системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности .

Кто может сказать какие есть модели обучения? (Ответы педагогов)

Молодцы! В педагогике различаются различают несколько моделей обучения:

1) пассивная – ребенок выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная – ребенок выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - взаимная работа ребенка и педагога.

Сегодня насчитывается больше сотни образовательных технологий, классифицируются по организационным формам, по предметам, авторские, по подходам к ребёнку и т.д.

Одной из основных методических инноваций являются интерактивные методы обучения

Коллеги, давайте будем разобраться, что же это такое «интерактивное обучение, интерактивные технологии». Кто хочет высказаться? (Ответы педагогов)

Прекрасно! Интерактивность inter – между active от act – действовать, действие Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, с компьютером) или кем-либо (человеком). Следовательно, интерактивное обучение – это обучение, построенное на взаимодействии обучающегося с предметно-развивающей средой, которая служит областью осваиваемого опыта, т.е «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой».

Основные задачи такого обучения и воспитания:

    Развитие детской инициативы, самостоятельности, познавательной мотивации;

    Формирование умения учиться и самостоятельно добывать информацию;

    Интегрированное содержание работы с детьми;

    Партнерские взаимоотношения детей и взрослых;

    Активное вовлечение ребенка в социум и др.

Цель интерактивного обучения - создание комфортных условий обучения, при которых ребенок чувствует свою успешность, свое интеллектуальное совершенство, что делает продуктивным сам воспитательно-образовательный процесс

Суть интерактивного обучения – диалоговое обучение, процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех воспитанников, ребенок и педагог являются равноправными субъектами обучения ; исключается доминирование одного участника учебного процесса над другим, одной мысли над другой; и спользование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Интерактивное обучение - диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка.

    При пассивном методе обучения информация поступает от педагога к воспитаннику.

    При активном методе обучения – взаимодействия педагога и воспитанника.

    В основе интерактивного обучения лежит взаимодействие в структуре «педагог-ребенок-ребенок».

- А какие вы знаете интерактивные технологии? (Ответы педагогов)

Хорошо! Интерактивные технологии рассматриваются в двух значениях:

    технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера –это Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ)

    организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. -это интерактивные педагогические технологии

Уважаемые коллеги! В последнее время с интерактивные педагогические технологии обретают большую значимость («интерактивные музеи мира») . Включать интерактивные технологии в дошкольное обучение можно практически во все образовательные области. В интерактивных моделях обучения меняется взаимодействие педагога с воспитанниками: активность педагога уступает место активности воспитанника, задача взрослого - создать условия для инициативы детей. В интерактивной педагогической технологии воспитанники выступают полноправными участниками, их опыт важен не менее чем опыт взрослого, который не столько дает готовые знания, сколько побуждает обучающихся к самостоятельному поиску, исследованию. Применение педагогического интерактивного обучения осуществляется путем использования фронтальных и кооперативных форм организации воспитательно- образовательной деятельности, интерактивных игр и методов, способствующих обучению умения дискутировать.

Коллеги, какие интерактивные педагогические технологии можете назвать вы? Назовите, пожалуйста! (Ответы педагогов)

Правильно! Все названные вами технологии относятся к той или иной форм организации воспитательно- образовательной деятельности, так:

При фронтальной форме работы следующие технологии: микрофон, «Мозговой штурм», «Незаконченное предложение»;

При кооперативной форме работы: работа в парах («Лицом к лицу», «Один - вдвоем - все вместе»), работа в малых группах, аквариум;

К интерактивные играм относятся: «Ролевая игра», «Драматизация», «Упрощенное судебное слушание»;

А к технологии обучения в дискуссии: «Выбери позицию».

Внедрение интерактивных педагогических технологий в работу с детьми дошкольного возраста осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Давайте рассмотрим каждую из них:

«Работа в парах»

Дети с помощью предмета выполнять задание по очереди взаимодействуют друг с другом, объединяясь в пары по желанию Воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, совершенствуются умение договариваться, последовательно, сообща выполнять р аботу. Выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения

«Хоровод»

Дети с помощью предмета выполняют задание по очереди, воспитываются у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга, формируются начальные навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста «Большой круг»

Позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Карусель»

Образуется два кольца: внутреннее и внешнее. Внутреннее кольцо-это стоящие неподвижно ученики, обращенные лицом к внешнему кругу, а внешнее – это ученики, перемещающиеся по кругу через каждые 30 секунд. Таким образом, они успевают проговорить за несколько минут несколько тем и постараться убедить в своей правоте собеседника. Внедряется для организации работы в парах, стимулирует общение между детьми, формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Работа в малых группах (тройках)»

Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим

«Аквариум»

Форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности», заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Дает возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль

«Цепочка»

Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания, формирует у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

«Дерево знаний»

Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

«Интервью»

Используют на этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы. Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

В своей работе я также применяю и другие интерактивные педагогические технологии такие как:

«Незаконченное предложение»

Я проговариваю детям незаконченное предложение и предлагаю продолжить его. Формирует логическое мышление, воображение, устную речь.

«Мозговой штурм»

Я применяю для обобщения опыта детей с целью решения проблемы и разработки идей. .

«Театр»

Я называю сюжет, а 2-3 ребенка разыгрывают мини-спектакль передавая соответствующее настроение, эмоцию, особенность характера, другие дети наблюдают и анализируют, высказывают свое мнение. Развивает эмоциональный фон детского коллектива, формирует творческое воображение.

«Групповой рассказ»

Я сама начинаю рассказ, а дети по очереди его продолжают. Формирует устную разговорную речь, воображение, мышление.

- В заключение практической хочется отметить, что использование интерактивной педагогической технологии –это интересное, творческое, перспективное направление педагогики. А использование ее в моей практике позволяет мне успешно многие воспитательно- образовательные задачи, что я попробую показать вам сейчас на практике

2 часть (практическая)

Уважаемые коллеги ! Сегодня я вам предлагаю испробовать на себе некоторые интерактивные педагогические технологии, которые я применяю в воспитательно-образовательном процессе и поработать в интерактиве. Сначала давайте поприветствуем друг друга и пожелаем что-нибудь хорошего с помощью мяча, который мы будем передавать друг-другу. Данная технология называется «Цепочка» . Например: Я начинаю «Татьяна Петровна я вам желаю хорошего настроения ( Участники выполняют действия)

Для следующей игры я вам предлагаю разделиться по квадратам, лежащим у меня на подносе, возьмите по квадрату и у кого будут квадраты одного цвета, те будут работать вместе. (Участники делятся по квадратикам на группы ).

Как вы уже догадались, кто-то будет работать вдвоем, а кто-то втроем. Технологии «Работа в паре» и «Работа в малой группе(тройке)». Вы будете собирать картинку на тему «Продукты питания», согласно нашему тематическому планированию в Учреждение. Можете приступать. (Участники собирают картинки)

Закончили? А теперь я каждую группу прошу немного подумать и обобщить свои знания о том, что изображено на картинке. Хочу заметить, об этой технологии я вам в теоретической части не говорила, называется она «Мозговой штурм» , используют ее для решения проблемы и разработки единого мнения. (Участники решают, обсуждают, высказываются)

Спасибо! Вот как много мы все узнали интересного об овощах и фруктах! А теперь я попрошу вас встать в большой круг и продолжить наше знакомство с интерактивными педагогическими технологиями. Каждому из вас я по очереди передавать мяч и называть что-то из продуктов питания, а вы в свою очередь отвечать полезное оно или нет и можете обосновать свой ответ. Данная технология называется « Хоровод». Начинаем! (Участники выполняют действия )

Применяя данную технологию мы с вами вспомнили о полезных и вредных продуктах. А сейчас я раздам вам картинки- пазлы и познакомлю вас с технологией «Карусель», но для этого я прошу вас еще сделать внутренний круг. (Участники делятся на два круга, внешний и внутренний).

- Участники внутреннего круга стоят неподвижно, обращенные лицом к внешнему кругу, а участники внешнего круга перемещаются по кругу, а по сигналу останавливаются и если пазлы подходят друг-другу по смыслу (Например: Яблоко и яблока в разрезе), то данная пара объясняет почему они подходят и выбывают из игры, а затем со стороны наблюдают за игрой и анализируют. Затем Участники, которые вне кругов выскажутся о том, как общаются остальные участники игры, как реагируют на чужую мысль и аргументируют свою мысль. В этой игре я применила еще одну технологию «Аквариум». (Игра проводится 2-3 раза. Участники выполняют действия )

Спасибо! Проходите на свои места. И в заключении своего выступления я применю технологию «Незаконченное предложение» . Мне бы хотелось, чтобы каждый из вас высказал свое мнение по теме моего мастер –класса, начиная со слов «Я бы использовала интерактивные педагогические технологии по тому, что….» (Участники высказываются)

И так, вывод нашей работы. Небольшой опыт нашей свами деятельности показал, что умелое использование интерактивной педагогической технологии придает большую эффективность, действенность и результативность в воспитательно- образовательном процессе , дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений. Современный педагог- это ИКТ педагог (интеллект, коммуникабельность и творчество). У нас есть цель - воспитание ребенка как Личности, но реализовать эту цель может только педагог, профессионально владеющий всеми современными инновационными педагогическими технологиями, уверенный в эффективности применениях их в практике своей работы, умеющий импровизировать, творить, обучать и воспитывать. И поэтому сам педагог должен быть заинтересован в постоянном поиске новых образовательных технологий, концепций, стратегий, проектов. Творите, повышайте свою квалификацию, делитесь опытом. Успехов вам в труде! Спасибо за внимание!

Литература:

    Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2311409-КХ

    Гузеев В.В. Лекции по педагогической технологии. М.. 1992

    Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции//Дошкольная педагогика. - 2007.-№6.

    Инновации и современные технологии в системе образования: материалы международной научно-практической конференции 20-21 февраля 2011 года. – Пенза – Ереван – Шадринск: Научно-издательский центр Социосфера, 2011.

    Интерактивная педагогика в детском саду. Методическое пособие/ Под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера, Библиотека журнала «Управление ДОУ» 2012.

    Калинина Т.В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008

    Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Педагогика. – 1997.

    Педагогические технологии в образовательном процессе ДОУ/ Под ред. И.В. Руденко. – Тольятти, 2006.

    Полат Е.С. Новые педагогические технологии6- М., 2000г.

    Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008

    Щуркова Н.Е. Педагогическая технология / М.: Пед. об-во России, 2005.