Методические рекомендации для организации самостоятельной работы студентов по литературе. Самостоятельная работа на уроках литературного чтения как средство развития познавательной деятельности

Самостоятельные работы по Литературе 11кл

Самостоятельная работа

Куприн А.И. “Олеся”

1 Тема и идея произведения.

2 Где происходит действие? Какое значение имеет действие рассказа?

3 Какую роль в повести играет пейзаж? Приведите примеры.

4 Опишите Олесю. С чем она сравнивается?

5 В чем особенность изображения героя-рассказчика? Опишите его.

6 Как построен сюжет повести? (пересказывать содержание не нужно)

7 Какой цвет сопровождает Олесю? (пример из текста)

8 Что нагадала герою старуха? (примеры)

9Что нагадала герою Олеся? (примеры)

10 Чары Олеси (колдовство) с примерами из текста.

11 Почему счастье героев было недолгим?

Самостоятельная работа

Куприн А.И. “Поединок”

1 Тема и идея произведения.

2 Как Вы понимаете слова А.И.Куприна: “Всеми силами моей души я ненавижу годы моего детства и юности, годы корпуса, юнкерского училища и службы в полку. Обо всём, что я испытал и видел, я должен написать. И своим романом я вызову на поединок царскую армию“?

Актуальна ли повесть в наши дни?

3 Главный герой повести Ромашов. Опишите его. Чем он отличается от остальных офицеров полка?

4Мнение Ромашова о войне? Что нужно для её устранения?

6Расскажите об офицере Осадчем. Как он относится к солдатам, к дуэли? (гл. VIII,XIV)

7Отношение к солдатам капитана Сливы? (гл. X)

8 Чем хвастается Бек-Агамалов? (пример), (гл. I)

9 Как изображены солдаты(Бондаренко, Архипов, Хлебников, Фокин (гл. XI))? В чем особенность изображения солдат в повести?

10 Какую роль сыграл Ромашов в жизни Хлебникова? (гл.X,XVI)

11 Почему повесть называется ‘’ Поединок“?

Эпизод Ромашов – Капитан (гл. I)

Эпизод Ромашов – унтер-офицер(гл. X)

Эпизод Ромашов - Бек-Агамалов (гл. XVIII)

12 Назовите виновников в смерти Ромашова.

13 Как могла бы сложиться жизнь Ромашова? На кого из героев он похож? Почему?

Самостоятельная работа А

1 Тема и идея произведения.

2 Опишите главную героиню, княгиню Веру Николаевну Шеину.

3 Мнение Веры о любви, какой она должна быть.

4 Кто такой Г.С.Ж.? Опишите его.

5 Какой подарок получила Вера от Желткова? В чем его ценность? Каково символическое звучание этого подарка?

6 Какую историю любви рассказывает генерал Аносов?

8 Как вы понимаете слова А.И.Куприна: “Не в силе, не в ловкости, не не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви! “?

10 Любили ли герои друг друга? Найдите ответ в тексте и запишите.

11 Музыка какого композитора звучит в произведении? Какая это музыка?

Самостоятельная работа В

Куприн А.И. “Гранатовый браслет”

1 В какое время года происходит действие рассказа?

2 Где происходят события произведения?

3 Кто подарил Вере браслет с гранатами? Найдите описание граната и запишите.

4 О ком писал А.И. Куприн: “…пошла в мать, красавицу англичанку, своей гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками, и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах...

5 Чей это портрет: “Она была на полголовы ниже, несколько широкая в плечах, живая и легкомысленная, насмешница. Лицо её сильно монгольского типас довольно заметными скулами, с узенькими глазками…пленяло какой-то неуловимой и непонятной прелестью“?

6 О ком пишет А.И. Куприн: “… очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посередине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти“?

7 Какая музыка звучит в произведении?

8 О ком пишет

9 Чей это портрет: “Тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки…У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно - величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах…какое свойственно мужественным и простым людям…“ ?

10 Кому принадлежат слова: “А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано – “сильна, как смерть“? ..., такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость. …Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные неудобства, расчеты и компромиссы не должны её касаться.” ?

11 Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Найдите высказывание героя, князя Шеина, в котором он говорит об истинных отношениях Желткова к Вере и запишите их.

Самостоятельная работа

Маяковский В.В.

1 К какому литературному течению принадлежит Маяковский?

А) футуризм

Б) акмеизм

В) эгофутуризм

2 Какое стихотворение посвящено матросам и революции?

А) “Левый марш”

Б) “Прозаседавшиеся”

В) “Юбилейное”

3 Стихотворение о любви, “четыре крика четырех частей “

А) “Левый марш”

Б)”Прозаседавшиеся”

В) “Облако в штанах”

4 О назначении поэта и поэзии

А) “Письмо Татьяне Яковлевой”

В) “О дряне”

5 Перескажите содержание стихотворения “Товарищу Нетте – пароходу и человеку“ (о чём стих.?)

6 Выпишите из “Стихотворения о советском паспорте“авторскиенеологизмы.

2 класс Контрольная работа «Работа с текстом » В. 1

Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать с большой скоростью.

Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру.Гигантские, встречающиеся в Южной Америке достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.

_____________

В каком месте на земном шаре можно встретить колибри? ____________________________________________________________________

Какого размера достигают гигантские колибри _________________________

_____

_____________________________________________________________

Что обозначает число 81 в тексте?____________________________________

Колибри

Гигантские колибри

Красивая птичка

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

У растения баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные, появляются на дереве летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает много жидкости. Нужно защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в толщину, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину.

У баобаба очень редкие листья. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители готовят приправу под названием кускус.

_____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

Почему у баобаба толстая кора? ________________________________________________________

Почему у баобаба редкие листья?______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Кто такие крыланы?_________________________________________________

Что обозначает цифра 10 в тексте_________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Баобаб спасает животных.

Баобаб худеет.

Баобаб

3 класс

Контрольная работа «Работа с текстом » В. 1

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

Крошечные птички колибри — одни из самых удивительных созданий среди пернатых. Они обладают свойствами, совершенно не присущими другим птицам. Колибри способны совершать до восьмидесяти одного взмаха крыльями в секунду, одинаково легко летать вперед, назад, вверх и вниз, а также неподвижно, как вертолет, висеть в воздухе. Развитые грудные мышцы, большой объем легких, сильное сердце позволяют колибри чрезвычайно легко летать со скоростью, достигающей иногда восьмидесяти километров в час.

В настоящее время известно триста девятнадцать видов колибри.Различные виды колибри отличаются друг от друга по размеру.Гигантские, встречающиеся в Южной Америке, в районе гор Анд, достигают в длину двадцати трех сантиметров. Размер обычных колибри не превышает 114 миллиметров. Внешний вид птичек разнообразен, но оперение у всех необыкновенно яркое. Колибри, хрупкие на вид, отличаются чрезвычайно воинственным характером. Рассказывают о случаях, когда стая колибри наводила панику на орла и обращала его в бегство.

На Кубе водится самая маленькая колибри — колибри-муха. Длина ее, от кончика тонкого клюва и до окончания хвоста, лишь пятьдесят семь миллиметров. Самка немного крупнее самца, у которого головка и шейка искрящегося красного цвета. Снизу он голубоватого цвета, а сверху — серовато-белого. У самки спинка зеленоватая, а брюшко светлое.

Почему колибри считают удивительной птицей среди пернатых?

___________________________________________________________

В каком направлении умеют летать колибри?

__________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________

С какой скоростью может летать колибри?

___________________________________________________________

Какое строение организма позволяет птице летать с большой скоростью?

__________________________________________________________________________________________________________________________

Какое количество видов колибри известно ученым?

____________________________________________________________

В каком месте на земном шаре можно встретить колибри?_____________________________________________________

Какой размер обыкновенных колибри?____________________________

В каком районе Южной Америки живут гигантские колибри? ____________________________________________________________

Какого размера они достигают?_________________________________

Какова особенность оперения всех колибри? ____________________________________________________

Каким характером отличаются колибри? Приведи пример.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Чем отличаются различные виды колибри друг от друга?

_____________________________________________________________

Как называют самую маленькую птичку колибри?

_____________________________________________________________

Какой у нее размер туловища?

___________________________________________________________

Внеси в таблицу «Внешний вид колибри - мухи»» известные данные из текста:

Спинка

Брюшко

Самка

Самец

Что обозначают цифры в этом тексте, подпиши

319

1 2 3

Дай название каждой части:

  1. __________________________________________________________________________________________________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Колибри

Гигантские колибри

Удивительные существа среди пернатых

Колибри - муха

Красивая птичка

Контрольная работа «Работа с текстом» В. 2

Выполнял работу_________________________________________

ЗАДАНИЕ: ПРОЧИТАЙ ВНИМАТЕЛЬНО ТЕКСТ, ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ.

Громадный толстый баобаб — обитатель теплых районов Земного шара. Существует два вида этого растения. Родина одного из них — Австралия, а другой вид растет в Африке.

У баобаба есть одна удивительная особенность — это толстый ствол, достигающий десяти метров. В нем баобаб запасает воду. Плоды баобаба очень сочные и крупные, появляются на дереве в самое засушливое время - летом. Для того чтобы напоить плоды влагой и не погибнуть от засухи, дерево накапливает огромное количество жидкости.
В стволе баобаба может накапливаться до ста двадцати тысяч литров жидкости. Необходимо защищать воду от палящих солнечных лучей, поэтому у баобаба очень толстая, мягкая кора стального цвета. Вся внутренняя часть коры баобаба состоит из прочных волокон, которые по крепости не уступают металлическим струнам. С течением времени баобаб то становится больше в объеме, то, наоборот, уменьшается. Связано это с тем, что в засушливые годы дерево тратит запас влаги и «худеет». А в дождливые годы ствол увеличивает свою толщину. Но, несмотря на такую неравномерность роста, баобаб в среднем все же становится шире—в год примерно на 3 сантиметра.

При таких внушительных размерах ствола у баобаба очень редкая крона. Дело в том, что листья баобаба поедают крыланы — родственники летучих мышей. А местные жители из листьев варят своеобразные супы, готовят приправу под названием кускус. Водянистую древесину баобаба часто используют животные, страдающие от жажды.

Сколько видов баобабов существует на Земле?________________

Где растет каждый вид баобаба?

_____________________________________________________________

Какова основная особенность растения баобаб?

_____________________________________________________________

Для чего баобабу приходится накапливать влагу?

________________________________________________________________________________________________________________________

В какое время года у баобаба появляются плоды?

_____________________________________________________________

Опиши, какие они?____________________________________________

Сколько воды может накапливаться в стволах баобаба?

__________________________________________________________________

Почему у баобаба толстая кора?________________________________________________________

Какого цвета кора у баобаба?___________________________________

Почему ствол баобаба изменяется в размерах, то «худеет, то поправляется?»_____________________________________________________________________________________________________________

Почему у баобаба редкая крона?______________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________

Как используют баобаб местные жители?

_______________________________________________________________________________________________________________

Как называется приправа, которую изготавливают местные жители из кроны дерева?_________________________________________________

Как используют баобаб животные?

Внеси в таблицу «Как выглядит баобаб» известные данные из текста:

Ствол

Крона

Кора

Сколько частей в э том тексте. Подчеркни. 1 2 3

Дай название каждой части:

__________________________________________________________________________________________________________________________

Какой заголовок больше всего подходит ко всему тексту. Подчеркни.

Баобаб спасает животных.

Баобаб худеет.

Баобаб

Удивительное растение - баобаб.

Два вида баобаба.

Самостоятельная работа по роману И.А.Гончарова «Обломов»

Роман «Обломов» является одним из лучших произведений, написанных в стиле критического реализма. Автор умело изобразил кризис русского общества в XIX столетии. С начала романа читатель видит двух совершенно разных героев – Обломова и Штольца. У них совершенно разные характеры, различное восприятие мира. Говоря о главных героях, Гончаров подводит черту под целой эпохой в жизни страны. Не смотря на то, что крепостное право было отменено в 1861 году, уже в начале столетия было понятно, что этот период себя изжил, он завершен.

Произведение на примере главного героя Обломова изображает несостоятельность того строя и саму невозможность нормального развития человека в тот период. Обломов с самого детства был воспитан так, что ему доставалось все без усилий. При этом в нем не было развито ни одно стремления, которое руководило бы им в жизни. Обломов не понимал необходимости человеческой «пустой» суеты. Ему было не понятно назначение документов, с которыми он столкнулся на службе и он ушел в отставку. Он не мог понять, что ему даст образование, а потому не брал в руки книг. Обломов не видел смысла в приемах гостей и перестал выходить в свет. Ему только тридцать два года, но вся его жизнь проводится на диване. Он не участвует ни в каких делах и постоянно задается вопросом о том, как жить ему дальше.

Роман постигает психологию, глубокие изъяны, которые были нанесены нормальному с рождения человеку нравами общества и воспитанием. Гончаров ввел особый термин – «обломовщина». Это та самая болезнь, которая состоит из поощрения недостатков и пренебрежением достоинствами. Это явление довело Обломова до такого существования, которые мы видим с первых страниц повествования.

Автор неторопливо описывает всевозможные детали, рассказывает подробно и точно. Эта эпическая манера изложения прекрасно передает причины, по которым герой оказался в таком положении. То, что Обломов все дни проводит лежа на диване, символически отображает его духовную слабость. Раньше герой всерьез думал о том, чтобы делать что-то полезное для общества, но все оказалось не более чем рассуждениями. Более того, Обломов спокойно относится к такому неподвижному образу своей жизни, а диван становится символом остановки жизни героя произведения.

Илья Ильич Обломов любит мечтать, он апатичен и мягок. Никогда никого не стеснив, он и сам не считает необходимым оказывать кому либо помощь и даже заботиться о себе. Дела в его поместье пущены на самотек. Как противовес, подчеркивающий деградацию Обломова, выступает Штольц – очень активный человек, который видит смысл жизни в борьбе за свои ценности, идеалы и мечты. Он не равнодушен к проблемам окружающих, равно как и полон участия к своему другу Обломову.

Последним шансом освободиться из-под гнета «обломовщины» становится для героя Ольга Ильинская. Девушка полюбила героя и она отдает много сил и времени на то, чтобы преобразить его и вызвать в нем интерес к окружающему миру. Но Обломов не приспособлен к жизни и боится ее, он не способен принимать решения и действовать. «Обломовщина» побеждает.

Гончаров изобразил Обломова и «обломовщину» не для того, чтобы показать судьбу отдельного человека, а для того, чтобы указать на то, что, таких как его герой очень много. Автор судит само общество, которое губит хороших людей. Гончаров обличает лень и бездеятельность помещиков, и их деградацию в такой среде. Это наследие способно привести страну к разрухе, а потому автор поднимает вопрос обновления общества людьми, которые будут не просто мечтать об искоренении зла, а действовать в этом направлении.

Технологии и методики обучения литературе Филология Коллектив авторов --

4.3.1. Виды самостоятельной деятельности учащихся по литературе

1. Самостоятельная деятельность учащихся на уроках организуется с целью:

Диагностики и контроля степени освоения изученного на уроках материала в форме:

Письменных ответов на вопросы;

Сочинения;

Контрольной работы;

Формирования и углубления знаний учащихся посредством представления результатов внеаудиторной самостоятельной деятельности учащихся.

2. Внеклассная самостоятельная деятельность способствует созданию благоприятных условий для организации самостоятельного чтения и/или самостоятельного исследования, а также для углубления знаний учащихся, сформированных на уроке, и может быть реализована в рамках следующих форм и направлений:

Самостоятельное чтение;

Читательский дневник;

Реферат;

Конспект;

Интерпретационная деятельность:

Инсценировка художественного произведения;

Сценарий, основанный на биографическом материале и художественных произведениях;

Живописные и графические работы по мотивам художественного произведения;

Участие в научном мероприятии:

Научная статья;

Участие в дискуссии;

Проект, защита проекта;

Сочинение;

Письменные ответы на вопросы;

Исследование по интересующей ученика теме;

Электронная презентация;

Из книги Поэтика мифа автора Мелетинский Елеазар Моисеевич

Из книги Русские поэты второй половины XIX века автора Орлицкий Юрий Борисович

Задания для самостоятельной работы Перечислите всех известных вам русских поэтов второй половины XIX века. Попробуйте сгруппировать их по близости творческих принципов, по основной проблематике творчества, по политическим взглядам и предпочтениям.Существует два

Из книги Чехов в школе автора Громов Леонид Петрович

Воспитательное значение самостоятельной работы учащихся в связи с внеклассным чтением произведений А. П. Чехова Высоконравственный характер авторской позиции в произведениях А. П. Чехова оказывает благотворное влияние на учащихся. Опираясь на внеклассное чтение

Из книги Комментарий к роману "Евгений Онегин" автора Набоков Владимир

1. Виды просодии Излагаемые ниже соображения относительно русского и английского четырехстопного ямба лишь в общих чертах обозначат их сходство и различие. Среди русского поэтического наследия я избрал в качестве образца произведения нашего величайшего поэта Пушкина.

Из книги К теории театра автора Барбой Юрий

14. Виды театра Театральное сознание, как обыденное, так и ученое, включая сознание авторов энциклопедий, привычно делит театр на несколько видов (иногда их называют родами - в этом случае театр как таковой полагают «видом искусства»). Имеются простые перечни этих видов.

Из книги Календарь-2. Споры о бесспорном автора Быков Дмитрий Львович

Из книги Взаимосвязи отечественной и зарубежной литератур в школьном курсе автора Лекомцева Надежда Витальевна

1 Ознакомление учащихся с художественно-эстетическими направлениями в литературе XX века Обращение к отечественной и западной литературе в старших классах имеет свою специфику. Целью знакомства с образцами художественной классики становится не просто расширение

Из книги Технологии и методики обучения литературе автора Филология Коллектив авторов --

4.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по литературе Самостоятельная деятельность учащихся является одной из форм организации процесса литературного образования, осуществляемой как в рамках системы уроков по литературе, так и во внеучебное

Из книги Немецкоязычная литература: учебное пособие автора Глазкова Татьяна Юрьевна

4.3.2. Этапы и формы организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Этапы:1. Подготовительный этап осуществляется учителем и включает: постановку цели и задач; представление алгоритма выполнения работы; методические рекомендации к реализации

Из книги Все лучшее, что не купишь за деньги [Мир без политики, нищеты и войн] автора Фреско Жак

4.3.3. Модели организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Самостоятельная деятельность учащихся по литературе может носить разнообразный характер (читательская, поисковая, исследовательская и др.) и степень его проявления может быть

Из книги Искусство рассуждать о книгах, которых вы не читали автора Байяр Пьер

4.3.4. Информационные технологии в процессе организации самостоятельной деятельности учащихся по литературе Для успешной организации самостоятельной деятельности учащихся немалое значение имеют информационные технологии, которые могут быть использованы с

Из книги Современные писуны автора Ангелов Андрей

4.4. Формы диагностики, контроля и аттестации учащихся Диагностика, контроль и аттестация являются средствами продуктивной организации процесса литературного образования школьников, осуществляя измерение степени сформированно-сти у учащихся знаний, умений и навыков,

Из книги автора

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях и задания для самостоятельной работы Вопросы (семинар «Песнь о Нибелунгах») 1. Мифологические и реально-исторические черты эпоса.2. Особенности времени и пространства в «Песни о Нибелунгах».3. Соотношение христианства и

Из книги автора

Из книги автора

Виды непрочитанных книг

Из книги автора

§1. Виды писунов Писун – это тот сапиенс, что пишет прозу, – чаще всего, безудержно.Существует такая штука, как литературный талант – он либо дан, либо нет. Поэтому в данной книге нет ничего личного, ведь на