Белов писатель произведения. Василий белов - биография (кратко)

Сегодня литературные произведения русского писателя Василия Белова довольно широко известны. Они привлекают своей простотой, натуралистичностью и спокойствием. В школьную программу входит изучение нескольких книг, которые написал Василий Иванович Белов. Биография для детей включает основные факты из жизни писателя и события, которые имели определяющее значение для формирования его личности.

Ранние годы

Будущий писатель родился в 1932 году в деревне, которая называлась Тимонихой (Вологодская область). Его родителями были крестьяне, в 1943 году семья лишилась отца из-за военных событий.

Будучи еще совсем мальчишкой, Василий вынужден приступить к работе в колхозе. Он был старшим из пяти детей и стал хорошим помощником своей матери. Позже, вспоминая времена своего детства и юношества, он говорил о том, что они были наполнены ощущением постоянного голода и всепоглощающей любовью к чтению.

Учеба и первая работа

Белов Василий Иванович, биография которого включает семилетнее обучение в сельской школе и ее окончание в 1949 году, предпочел не оставаться в родной деревне. Желая получить полезную профессию, он отправился в город Сокол. Там находилась фабрично-заводская школа, в которой обучали различным рабочим профессиям, многие из них были чрезвычайно востребованы в послевоенное время.

Здесь и остался Белов Василий Иванович. Биография его содержит факты о получении специальности столяра и плотника. Затем будущий писатель сменил несколько занятий, среди которых столяр, моторист и электромонтер. Отслужив положенное время в армии, Василий устроился на завод в городе, который тогда назывался Молотов, а сейчас - Пермь.

Журналистская деятельность

В середине 50-х годов молодой человек приехал обратно на родину и был принят корреспондентом в районную газету «Коммунар». В это же время начинается его литературная деятельность. Уже имели место успешные попытки публикации коротких произведений, которые писал Белов Василий Иванович. Краткая биография для детей включает упоминание о выходе в нескольких газетах районного значения стихов, очерков и статей писателя. Земляк Василия посоветовал ему послать стихотворения в Литературный институт, что тот и сделал. К своему удивлению, Белов прошел творческий конкурс.

Творческий взлет и признание писателя

Через два года писателя избрали на пост первого секретаря Грязовецкого райкома комсомола. Однако политическая карьера его не прельщала, и Белов Василий Иванович, биография которого пополнилась еще одним местом работы, отбыл в столицу. Из ему пришел вызов на учебу, чему Василий был чрезвычайно рад. Пять лет писатель посвятил получению литературного образования, в этот период им был выпущен сборник стихотворений «Деревенькая моя лесная», а также написана и опубликована повесть: «Деревня бедняка».

В 1964 году, когда институт был окончен, поселился в родной Вологде Белов Василий Иванович. Биография писателя включает вступление в Союз писателей Советского Союза в 1963 году.

Дальнейшая литературная деятельность

60-е годы были ознаменованы для писателя выходом нескольких произведений: «Весна», «На Росстанном холме» и «За тремя волоками», а также повесть, принесшая ему популярность, - «Привычное дело». В течение следующего десятилетия из-под пера Василия Белова выходит несколько повестей, составивших цикл. Русский писатель Белов Василий Иванович назвал его «Воспитанием по доктору Споку». Основной идеей повестей стало бескомпромиссное противопоставление городского и деревенского жизненных укладов. Писатель занял позицию, с которой критиковал обычаи и нравы городской жизни, называя ее неестественной.

Тема крестьянского быта и деревенской жизни продолжается в книгах, которые выходят в свет в 80-х годах. В сборнике «Лад. Очерки о народной эстетике» каждое из коротких эссе повествует о жизни простых людей в деревнях. Биография и личность Василия Ивановича Белова теснейшим образом связанными с народом, ведь писатель воспел восприятие крестьянами перемен разных времен года, их повседневные занятия и обычаи, а также гармонию сельской жизни в целом.

Историческая ценность работ Белова

Немалую известность писатель приобрел в качестве автора этнографических очерков, многие из которых стали основой для написания его популярных трудов («Лад»).

Он был задуман как сборник новелл о быте и эстетике крестьян Севера. Основной темой повествования здесь становятся традиционная культура, народный фольклор, быт и художественные промыслы деревень России, которые расположены в северных областях.

На протяжении всей своей жизни писатель занимался сбором устных рассказов, бывальщин, песен, пословиц, предметов материальной культуры. Он долгие дни проводил в архивах, изучая находящиеся в них этнографические материалы. Большое количество информации Белов получил от своей матери.

Таким образом, написанные им очерки следует воспринимать, в первую очередь, как авторские исследования, и только потом - в качестве художественных произведений. Современная этнография, занимающаяся изучением русского Севера, многое обрела благодаря такому ценному источнику, как произведения писателя.

Литература для детей

Даже краткая биография Белова Василия Ивановича не может обойти его произведения, написанные для детей. Они стали широко известными и неоднократно издавались. Кроме традиционных рассказов, написанных прозой, писатель создал несколько пьес, которые были прекрасно восприняты публикой и шли во многих театрах по всей стране.

Темой этих произведений Василия Белова становится призыв к сохранению забывающихся народных традиций. Кроме того, в них нередко звучит сожаление о том, какие потери терпит современное писателю общество, отдаляясь от своих культурных корней.

Большое значение Василий Белов придавал тому, как поступают промышленники с природными богатствами. Он связывал их небрежность по отношению к природе с разрушением образа жизни в целом и нравственности в том числе.

Деятельность писателя в 90-е годы

На протяжении трех лет, от 1989 до 1992 года, Василий Белов занимал депутатский пост. В эти нелегкие для постсоветских стран времена он наконец в полной мере и со всей честностью может писать о своем отношении к коллективизации 30-х годов. В этот период публикуется трилогия писателя, ставшая своеобразной хроникой 1932 года. В этих книгах Белов последовательно и яростно осуждает проводившуюся политику.

90-е годы принесли писателю награждение несколькими литературными премиями и продолжение журналистской деятельности, но публикаций стало гораздо меньше. В 1997 году Белов стал Почетным гражданином Вологды. Звание было присуждено писателю в качестве признания того большого личного вклада, который он внес в процесс развития отечественной литературы, а также за то, как отражена в его произведениях самобытность русских северных традиций.

С течением лет взгляды Белова остались неизменными: горячо болея за сохранность литературного русского языка и природных богатств России, он является приверженцем традиционного российского уклада жизни. В последние годы жизни Василий Белов занимал довольно радикальную позицию.

Жизнь писателя оборвалась в 2012 году в результате длительной болезни. Писателя часто именуют великим художником деревенской прозы. В литературных кругах считается, что жанр «деревенской прозы» получил свое развитие именно благодаря той деятельности, которую вел Белов Василий Иванович. Краткая биография и наиболее значимые из его произведений стали частью школьной программы как средство воспитания в детях доброты, любви к людям и окружающей природе.

Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи.


Василий Иванович Белов, прозаик. Родился в вологодской деревне Тимонихе в семье крестьянина, в 1943 погибшего на войне. Рано, еще мальчишкой, начал работать в колхозе, помогая матери поднимать младших четверых детей.

Окончив сельскую семилетнюю школу, весной 1949 уехал в город Сокол, где в школе фабрично-заводского обучения получил специальность плотника и столяра. Потом освоил специальность моториста-дизелиста, а позже - и электромонтера. Во время службы в армии выучился на радиотелеграфиста.

Но очень скоро обнаружилось, что подлинным его призванием была литература, писательский труд. Он жил в Вологде, писал очерки, статьи, стал сотрудником районной газеты, но больше всего любил поэзию и писал стихи. По совету писателя-земляка А.Яшина посылает свои стихи в Литературный институт им. М.Горького, проходит творческий конкурс и поступает учиться. Поэтому Белов не стал, хотя его первой книгой, появившейся в 1961, был сборник стихов "Деревенька моя лесная". В том же году была опубликована повесть "Деревня Бердяйка", с которой начался известный всем прозаик Белов. Окончив институт, вернулся в Вологду, отдавая все силы и время литературному творчеству. В 1964 - 67 были написаны рассказы "На Росстанном холме", "Весна", "За тремя волоками", повесть "Привычное дело". В 1969 - "Бухтины вологодские".

Реализуя в полной мере возможности русского языка, Белов ревностно относится к слову, потому так чист и выразителен его язык, богат смысловыми и эмоциональными оттенками.

В 1970-е публикует повести, составившие цикл "Воспитание по доктору Споку", "Плотницкие рассказы", в 1979 - 81 пишет книгу "Лад" - собрание очерков о северной русской деревне, поэма о русском человеке. В 1987 публикует два романа - "Кануны" и "Все впереди", затем - книгу "Такая война..." (1989), куда включил роман и рассказы. В 1989 - 91 пишет несколько произведений для детей - повесть "Старый да малый", сказку "Родничок". В 1996 вышла повесть "Медовый месяц".

В.Белов не оставляет публицистику, страстно выступая в своих статьях в защиту небольших русских деревень, ратует за сохранение величайшего национального достояния - русского языка.

По силе и яркости своего творчества В.И. Белов сегодня один из самых значительных русских писателей. Признанием его заслуг стало присуждение Государственной премии 1981 года и награждение орденом Трудового Красного Знамени в 1983 году и орденом Ленина в 1984 году. Также Василию Ивановичу присуждена литературная премия Союза писателей России имени Л.Н. Толстого в 1992 году и Всероссийская литературная премия имени Аксакова в 1996 году, учрежденная президентом Башкирии.

Широко известна благотворительность Белова. Близ своей деревни Тимонихи он восстановил разрушенную церковь Успения. Собственноручно настилал полы, сделал по всем канонам престол, иконостас. В течение трех лет вкладывал свои сбережения в восстановительные работы. И сейчас в церкви открыт приход.

Живет и работает Василий Белов в Вологде, но часто и подолгу бывает в родной Тимонихе.

Советская литература

Василий Иванович Белов

Биография

БЕЛОВ Василий Иванович (р. 1932), русский писатель. В романах «Кануны» (1972−87), «Год великого перелома» (1989−91) осмысление коллективизации как народной традегии. В повестях «Привычное дело» (1966), «Плотницкие рассказы» (1968) - поэзия и проза современной сельской жизни, история русской деревни, художественное исследование народного характера. Цикл юмористических миниатюр «Бухтины вологодские» (1969), «Лад. Очерки о народной эстетике» (отдельное издание в 1982). Публицистический роман «Все впереди» (1986). Государственная премия СССР (1981), Государственная премия РФ (2004).

БЕЛОВ Василий Иванович (р. 23 октября 1933, село Тимониха Вологодской области), русский писатель; лауреат Государственной премии СССР (1981). Народный депутат в 1989-1991.

Выходец из крестьянской среды русского Севера, учился в деревенской школе, окончив которую, сменил ряд профессий: сельскохозяйственный рабочий, строитель, плотник, столяр. В 1952-1955 служил в армии. После демобилизации начал пробовать себя на литературном поприще, выступал с рассказами, очерками, стихами в провинциальных газетах. В 1964 окончил Литературный институт им. Горького в Москве. С 1964 постоянно живет в Вологде, не порывая связь с «малой родиной» - Тимонихой, которая дает материал для его творчества, начиная с повести «Деревня Бердянка» и книги стихов «Деревенька моя лесная» (обе - 1961). Вслед за ними увидели свет книга рассказов «Знойное лето» (1963) и «Речные излуки» (1964). Публикация повести «Привычное дело» (1966) принесла Белову широкую известность, утвердила за ним репутацию одного из родоначальников и лидеров так называемой «деревенской прозы». Эта репутация была упрочена выходом повести «Плотницкие рассказы» (1968).

Герои Белова

Продолжая традиции русских прозаиков и публицистов, писавших о крестьянине и крестьянском труде, Белов переносит ударение с темы изнуряющей «власти земли» над человеком с изображения крестьянской жизни как «безрадостного круговорота пота и пищи» (Г. Успенский) на гармоническое устроение жизни человека на земле, дружественную связь земледельца и природы, на «лад» крестьянского «мира». Герой Белова - всегда «человек в пейзаже» и «человек в семейном кругу», чья жизнь глубоко укоренена в род, в опыт поколений. Обретая независимость от автора, он говорит и действует «от первого лица». Ориентация на живое народное слово, воссоздание ритма и интонации крестьянской речи особенно наглядны в «Бухтинах вологодских завиральных» (1969) - пестром собрании историй, рассказанных деревенским краснобаем старым печником Кузьмой Ивановичем Барахвостовым.

«Бухтины вологодские» - своеобразный лексикон северного русского говора, любовно составленное собрание слов, острот, присловий, поговорок вологодских крестьян, свидетельствующее о меткости народной речи, живости и бойкости ума ее носителей.

Собирательская работа продолжена в книге «Лад» (1978−1981) на другом материале: «Лад» - «очерки о народной эстетике», как объявлено в подзаголовке книги, составленной из записей народных поверий и описании обычаев, занятий, ремесел, распределенных по календарному годовому циклу.

В романе-хронике «Кануны» (1972−1976), в котором изображена старая северная деревня, еще не затронутая губительной коллективизацией, Белов также отдается своей страсти к коллекционированию фактов и подробностей народной жизни, зиждущейся на идеале лада и красоты.

Сага о русском крестьянстве

Национально-почвенная природа таланта Белова очевиднее всего проявилась в повести «Привычное дело», которая единодушно была признана критикой вершиной его творчества. Герой повести Иван Африканович Дрынов стал своего рода символом русского крестьянства, подобно Матрене Солженицына («Матренин двор») или старухе Анны Распутина («Последний срок»). Но Белов создает не «житие» человека-праведника. Эстетика обыденности определяет строй повествования о жизни многодетной крестьянской семьи Дрыновых, о «круговерти» повседневных дел и забот, вписанных в круговорот времен года, в цикл сельскохозяйственных работ. Белов строит повествование в ракурсе восприятия Ивана Африкановича, трудолюбивого, совестливого и бесхитростного человека, чья жизнь растворена в «ладе» бытия, для которого все происходящее с ним и вокруг - «привычное дело». Лишь однажды Иван Дрынов подается в город, «на чужбину», но заканчивается эта измена заведенному порядку жизни трагически - смертью его жены Катерины. Повествование, начатое в спокойных, даже несколько идиллических тонах, здесь достигает трагического накала.

После перенесенной утраты обостряется самосознание героя. От повседневных дум и забот он переключается на размышления об общем порядке жизни и месте человека в мироздании. Но вывод, к которому приходит Иван Африканович, возвращает жизнь в привычное русло - русло бесконечного круговорота жизни. Последние страницы «Привычного дела» - напряженный диалог героя с самим собой.

Повесть «Плотницкие рассказы» (1968) - сплошной диалог длиной в целую жизнь, в котором звучат голоса односельчан - праведника Олеши Смолина и кляузника Авинера Козонкова, за которым тянется хвост старых и не очень старых грехов. Спор идет преимущественно об устройстве общественной жизни, вызывая «притихших духов» революции и коллективизации, но, по сути, выходит на уровень размышлений о природе человека. Символичен финал повести, в котором оба соседа, наспорившись до хрипоты, заводят общую песнь, а рассказчик - летописец их спора, отбившийся от сельской жизни, не может «им подтянуть»: «не знал я слов из этой песни».

Что впереди?

Этот вопрос писатели-«деревенщики» в 1980-1990-е гг. ставили с необыкновенной остротой. Свой ответ на него дает и Белов в романе «Все впереди» (1986), пытаясь обвести привычный традиционный уклад сельской жизни призрачным магическим кругом, за который нет ходу «чужакам» (из «писательской тетради» Белова «Дорога на Валаам», 1997, выясняется, что к «чужим» относятся едва ли не все горожане, в особенности москвичи). В пользу этой ксенофобской позиции Белов приводит все новые и новые аргументы. В романе «Час шестой» (1998) русская деревня предстает на самом крутом историческом переломе. «Хроника 1932 года» (подзаголовок романа) составлена из глав об отдельных человеческих судьбах, нередко трагических, воссозданных писателем со всем присущим ему мастерством. Белов пишет о последствиях политики, превращающей людей в «живую глину», о губительности для человека сделки с властью. Вместе с тем, Белов-публицист (в романе - немало публицистических отступлений) склонен объяснять происходящее с его героями - жителями вологодских деревень, узниками Беломорбалтлага, с Россией в целом заговором «инородцев» (и это неизбежно снижает художественный уровень его последних книг). Спор Белова - крупного русского писателя и Белова - пристрастного публициста продолжается. За трилогию «Час шестой» писателю была присуждена Государственная премия (2004).

Белов Василий Иванович (род. 23 октября 1933 года, с. Тимониха Вологодской области – ум. 4 декабря 2012 года, г. Вологда) – советский, российский писатель, лауреат Государственных премий СССР (1981 год) и Российской Федерации (2004).

Белов Василий Иванович родился в крестьянской семье. Окончил деревенскую 7-летнюю школу, фабрично-заводское училище, получив профессию слесаря. Трудился рабочим, строителем, плотником, столяром. В 1952 году был призван в ряды Советской армии, демобилизовался в 1955 году. Еще в армии стал пробовать себя в качестве писателя, публикуя свои стихи в газете. После армии представлял свои рассказы и очерки в провинциальных изданиях. Вскоре после армии поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. По его окончании в 1964 году писатель перебрался в Вологду, где прожил всю оставшуюся жизнь.

В.И. Белов был последователем писателей и публицистов, ставивших в центр своего творчества крестьянские труд и жизнь. Однако, в его произведениях безрадостная и тяжелая участь крестьянина преобразуется в гармоничное сосуществование земледельца и природы, созидательный труд. Герой В.И.Белова всегда находится в центре пейзажа и своей семьи, в неразрывной связи с поколениями и традициями своего рода. Язык писателя – стремление повторить характерные черты крестьянской речи.

В.И. Белов постоянно обращается к малой родине – селу Тимонихе, которое представлено в его повести «Деревня Бердянка» (1961) и книге стихов «Деревенька моя лесная» (1961). Широкую известность В.И.Белов получил, когда была опубликована его повесть «Привычное дело» (1966), что позволило ему стать родоначальником так называемой «деревенской прозы». Его репутация в этом статусе упрочилась с публикацией повести «Плотницкие рассказы» (1968). Юмористические зарисовки «Бухтины вологодские завиральные» (1969) показывает ловкое владение крестьянской речью, северным говором, остротами, присловьями, поговорками вологодских жителей. Дилогия «Кануны» (1972-1987) и «Год великого перелома» (1989-1994) - это попытка осмысления опыта коллективизации советского сельского хозяйства. В 1978-1981 годах выходит книга «Лад», написанная на основе народный поверий, обычаев, описаний ремесел в соответствие с годовым циклом. Роман «Все впереди» (1986), несколько отличающийся от основного творчества писателя, затрагивает вопросы городской жизни.

Творчество В.И. Белова является значимой странице в формировании литературной жизни Советского союза и Российской Федерации.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Белов Василий Иванович

Писатель Василий Белов родился в семье крестьян 23 октября 1932 года в деревне Тимониха Вологодской области.

Отца Ивана Белова убили на фронте в 1943-м, и мать писателя Анфиса Ивановна в одиночку растила пятерых детей. . На фото: семья Беловых: брат Иван, брат Юрий, Василий Белов, сестра Лидия, мама Анфиса Ивановна, сестра Шура

Окончил деревенскую школу, получил специальности слесаря, моториста и электромонтера.

Красное Село. Служба в армии. Первые стихи Белова, называвшиеся "На страже Родины", опубликовала газета Ленинградского военного округа, где он служил в 1952–1955 годах.

После военной службы Василий Белов закончил Литературный институт имени Горького в Москве в 1964 году.

После окончания института стал постоянно жить в Вологде, но не забывал своей деревни. Работалось ему здесь легко и плодотворно.

На родине …

Василий Белов – один из основателей жанра «деревенская проза». Герои его книг – люди удивительные, добрые и по-народному мудрые. Произведения писателя написаны ярким языком, они полны описаний природы, проникнуты искренней любовью ко всему живому, к отчему дому.

Василий белов – автор многих произведений: рассказов, очерков, пьес, повестей, романов. Признанием заслуг В.Белова стало присуждение ему, автору и общественному деятелю, государственных премий и орденов. Орден Трудового Красного Знамени Орден Ленина Государственная премия СССР за выдающиеся достижения в области литературы Орден «За заслуги перед Отечеством» Орден Почёта

Василий Иванович Белов ушёл из жизни на 81-м году. 23.10.1932 - 04.12.2012

1.Государственная премия СССР (1981) - за произведения последних лет из книги «Повести и рассказы» 2.Государственная премия Российской Федерации (2003) 3.орден Трудового Красного Знамени (1982) 4.орден Ленина (1984) 5.орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (17 марта 2003) - за большие заслуги в развитии отечественной литературы 6. Орден Почёта (17 ноября 2008) - за большой вклад в развитие отечественной литературы и многолетнюю творческую деятельность Наибольшую популярность Белову принесла повесть "Привычное дело" (1966, экранизирована в 1970 году). А повесть Белова "Плотницкие рассказы", вышедшая в свет в 1968 году, укрепила репутацию писателя как одного из основателей и лидеров жанра "деревенская проза". Также Василий Иванович написал романы "Кануны" (1972-1987), "Все впереди" (1986, экранизирован в 1990 году) и "Год великого перелома" (1989-1991), а также ряд пьес и рассказов.

Василий Белов по праву считается одним из основоположников «деревенской прозы». Через все творчество писателя проходит красной нитью тема Малой Родины, из которой рождается, растает и обретает величие наша необъятная Родина - Великая Россия.
“Здесь и начинается для нас большая Родина. Да, человек счастлив, пока у него есть Родина. Как бы ни сурова, ни ласкова была она со своим сыном, нам никогда от нее не отречься”- говорил писатель устами одного из своих героев повести “Привычное дело”. Именно эта повесть принесла широчайшую известность Белову после публикации её в петрозаводском журнале “Север” (1966).
Вырос Василий в одной из вологодских деревень, после окончания деревенской школы освоил несколько профессий, работая в родном колхозе. Первые шаги на литературном поприще начал делать после возвращения из армии, печатаясь в местных газетах. Окончив в 1864 году Московский Литературный институт им. А. М. Горького, вернулся в родной край. Здесь и раскрылся богатейший писательский талант Василия Белова.
Повесть «Привычное дело» вызвала единодушное восхищение критиков и читателей чудесным языком писателя, строгими повествовательными формами, а так же тонкой передачей крестьянской психологии и философии жизни. Подобную оценку получили и «Плотницкие рассказы» (1968).
Вызывают интерес и драматургические работы писателя. Одна из них пьеса «Над светлой водой» (1973), которая поднимает проблему исчезновения старых деревень и разрушения крестьянских хозяйств. Эта тема так актуальна в наше время, когда появилось стремление возрождать отмирающие хозяйства и заинтересовывать молодежь работой на селе.
Очень важную историко-художественную ценность несет книга “Лад. Очерки о народной эстетике” (1982), которая описывает особенности быта крестьян на Севере России. С тонким пониманием и любовью раскрывает писатель красоту традиций быта и труда народа, существующих в гармонии с природой. Год публикации книги совпал с присуждением Белову Государственной премии СССР.
На протяжении жизни Белов открыто отстаивал свои патриотические взгляды и активно участвовал в общественной деятельности. Так в СССР (1989-91) он избирался народным депутатом, а на родине, в деревне Тимонихе восстановил собственными усилиями старую разрушенную церковь. Круг общения писателя был очень широк: художники, композиторы, поэты и писатели, многие из которых стали стали впоследствии его друзьями и единомышленниками. Так давняя дружба, ещё с институтской скамьи, связывала Белова с Василием Шукшиным. Друзья часто общались, как в столице, так и на Вологодчине. В дружеских беседах Шукшин не раз получал от писателя выговор, что растрачивает свой талант литератора в киноискусстве.
Сейчас Василий Белов живет в городе Вологде. Он является членом Союза писателей России, а так же долгое время активно печатался в журнале «Наш современник».