Техники рисования акварелью — советы и приемы. Light table — световой стол. Pressing — продавливание

В Древнем Египте рисовали отточенной палочкой с кусочком верблюжьей шерсти на конце красками из размельченной земли. Это и была первая техника акварели, которой уже около четырех тысяч лет. С тех пор акварельная живопись прочно вошла в употребление в Европе.

Само слово «акварель» имеет латинский корень “aqua” - вода. Поэтому главный принцип техники рисования акварелью - это степень увлажнения бумаги. Именно вода дает прозрачность красок, чистоту цвета и позволяет разглядеть фактуру бумаги.

Для художника имеется выбор из существующих техник рисунка акварелью:

  • aкварель по-сухому (итальянская акварель);
  • акварель по-мокрому (английская акварель);
  • комбинированная (смешанная) техника;
  • акварель по фрагментарно увлажненной бумаге.

Акварель по-сухому (Итальянская акварель)

Acquarello - это слово звучит музыкально для уха. Наносятся слои краски (один, если это однослойная акварель) или несколько (если это лессировка) на сухой лист бумаги.

«Акварель - это нежное обещание масла», и эта техника прямое тому подтверждение.

Тональность краски гуще, цвета ярче, мазки видны словно рисунок написан маслом. Основная трудность в том, что если масло все стерпит, работу можно подкорректировать, то в акварели ошибаться практически нельзя. У итальянцев даже есть термин “A la Prima”, то есть «в один прием» . Картина пишется без этапов. Чистыми, неразведенными цветами надо смело схватить суть, сделать зарисовку с натуры.

Шаги художника в технике акварель по-сухому:

  1. нанесение контурного рисунка, разработка теней;
  2. акварель в один слой, или лессировка;
  3. мазки непрозрачные, мозаичные, точные;
  4. избегать грязных наплывов, большая скорость работы.

У кого поучиться итальянской манере: Российская академическая живопись XIX века. Например, «Итальянский пейзаж» А.А.Иванова, хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Акварель по-мокрому (Английская акварель)

Французы называют эту технику «работать на воде» (travailler dans l’eau, фр.)

Лист бумаги обильно смачивается водой. В этой технике главная особенность - непредсказуемость результата. Даже если художник правильно рассчитал тон и цвет, рисунок до полного высыхания может еще не раз измениться, прежде чем принять окончательную форму. Контуры объектов в этой технике расплывчаты, линии плавно перетекают друг в друга и воздушны. Картину, выполненную в этой технике, додумывает и воображает зритель.

В своей книге «Как понять акварель» писатель Том Хоффманн сказал: «Картина акварелью - диалог между художником и зрителем, причем у каждого своя роль. Если говорить будет лишь один, второму станет скучно.»

Шаги художника в технике акварель по-мокрому:

  1. добавление воды в краски;
  2. смешивание краски, не имеет значения где, на палитре или на листе;
  3. обильно намочите лист, затем разгладьте так, чтобы не осталось неровностей;
  4. удалите излишки воды с листа кусочком ваты, чтобы он перестал блестеть;
  5. рисунок выполняйте, делая предельно точные мазки;
  6. просушивание рисунка от 2-х часов;
  7. проработка элементов переднего плана (если требуется).

У кого поучиться английской манере: у блистательного английского живописца Уильяма Тернера. По свидетелям современников, он создавал сразу по четыре рисунка в этой технике «с удивительной, чудовищной скоростью».

Из российских художников примером является рисунок Максимилиана Месмахера «Вид Кельнского собора».

Смешанная техника акварели

Многие художники сочетают несколько техник рисунка в одной работе.

Приемы комбинированной (смешанной) техники:

  1. на мокрый лист положить первый слой краски;
  2. проработка планов, создание требуемой степени размытости;
  3. просушивание рисунка;
  4. следующие слои краски выкладывать поэтапно;
  5. проработка среднего и ближнего планов.

Основное правило техники : бумага смачивается не вся, а в нужной области (резерваж); пигмент наносится на поверхность сверху вниз.

Бумага может смачиваться фрагментарно. Художник сам решает какой план проработать, создавая акварельные разводы. С помощью губки надо удалять излишки воды, чтобы вода не просочилась на те участки, которые должны остаться сухими по замыслу художника. Примеры комбинированной техники в работе художника Константина Куземы.

Следующим вопросом для художника является создание красочных слоев. Различают однослойную и многослойную техники (лессировку).

Однослойная техника акварели

Если перефразировать знаменитого сатирика, одно неосторожное движение, и в лучшем случае получится графика вместо акварели. Краска накладывается в один слой, корректировку производить нельзя. Однослойную технику можно применять сухим-по-сухому, и мокрым-по-сухому.

Особенности однослойной акварели «сухим по сухому»:

  • исполнение буквально в одно-два касания;
  • надо заранее намечать контуры рисунка;
  • выбрать используемые цвета, для скорости работы;
  • для колоризации применять оттенки только на влажном слое;
  • больше четкости и графичности, меньше переливов.

Особенности акварели в один слой «мокрым по сухому»:

  • больше переливов, меньше графичности и четкости;
  • мазки наносить быстро, до просыхания, один за другим;
  • для колоризации успевать добавлять краску, когда мазок еще не просох.

Плюсом в однослойной технике является создание живописных акварельных переливов. На сухом листе легче контролировать текучесть и очертания мазков. Современные художники часто проводят мастер-классы и выкладывают видео в Youtube. Технику однослойной акварели можно посмотреть, например, у акварелиста Игоря Юрченко.

Тем же, кто неустанно совершенствует технику акварели, стоит овладеть многослойной техникой (лессировкой), в которой работают известные мастера.

Многослойная техника акварели (лессировка)

Эта техника акварели может дать «зеленый свет» созданию картин в стиле реализма. Лессировка - многослойный прием, нанесение акварели прозрачными мазками от более светлых к более темным, один слой поверх другого.

Особенности многослойной техники акварели:

  • реалистичность изображения: картина в ярких, насыщенных тонах;
  • нижний слой светлых и прозрачных мазков должен успеть просохнуть перед следующим нанесением;
  • видны границы мазков;
  • краска не смешивается в разных слоях;
  • мазки делаются аккуратно, планы воздушны, живопись в мягком стиле;
  • можно разделить процесс на несколько сеансов, выполнить большое полотно.

Акварельные работы, исполненные лессировкой, становятся похожи на живопись маслом или гуашью. Чтобы работа не имела такой недостаток, надо уметь работать со светом, накладывать лессировки тонко и точно.

Непревзойденным мастером многослойной акварели считается Сергей Андрияка. Помимо творчества художник активно занимается преподавательской деятельностью, работы его и учеников постоянно выставляются.

«Масляная живопись - это словно езда на лимузине, а акварель - на «Феррари». Не та респектабельность и безопасность, но это правда круто» - остроумно заметил хорватский акварелист Джозеф Збуквич. Что же требуется для того, чтобы написать хорошую акварель, или «с ветерком проехаться на «Феррари» по мнению художника? Он же отвечает: «Следуй за акварелью, или просто рисуй».

Для рисования нужны кисти, краски, владение техникой и спецэффектами. Рисовать можно сухой (отжатой), полусухой и мокрой кистью (колонковой или беличьей).

Приемы в многослойной технике также разнообразны:

  1. Мазки надо делать по принципу «дело мастера боится», изобретать свою технику, делая точечные, линейные, размытые, фигурные, сплошны и прерывистые мазки.
  2. Заливка покрывает большую часть рисунка одним цветом, применяется для того, чтобы обеспечить плавные цветовые переходы.
  3. Отмывка - нанесение не более трех слоев краски, один на другой после высыхания для усиления полутонов, прописывания деталей и теней. Таким образом достигается общий тон.
  4. Градиентная растяжка - мазки плавно переходят друг в друга, каждый следующий светлее предыдущего. Это делается при радужном переходе цветов.
  5. Вытягивание краски - чистая сухая кисть делает тон мазка светлее, проходит по бумаге, собирая лишний пигмент.
  6. Резерваж - та часть листа, которую оставляют белой.

Виды резерважа:

  • «обходка » - название говорит само за себя, надо аккуратно обходить кистью нужные места. В мокрой акварели на резерваж надо оставлять побольше места из-за протеканий краски.
  • механическое воздействие : процарапывание, маскировка. Надо избегать повреждения бумаги острыми предметами и резких контрастов. Дополнительные материалы: бритва, восковые мелки и т.п.
  • вымывание краски сухой салфеткой или отжатой кистью. Возможно использование мастихина, если краска просохла.

Можно создавать акварели в технике гризайль (монохромные), дихромные (с охрой) и многоцветные рисунки.

Также можно совмещать красящие материалы и создавать спецэффекты:

  • Смешивание акварели с белилами, гуашью, акварельными карандашами, тушью, пастелью. Это уже не чистая техника, а смешанная. Что это дает? — ясность (карандаши), штрихование (пастель), отмывку (тушь), книжные иллюстрации (перо), резерваж (белила), линейные штрихи (акварельные карандаши).
  • Спецэффект «рисунок на смятой бумаге » дает удивительный эффект светотеней на сгибах бумаги.
  • Спецэффект с солью : на рисунок наносятся кристаллы соли, в результате трения с бумагой появляются фантастические разводы. Подходит для рисования звездного неба или заливного луга.
  • Спецэффект «разбрызгивание » - этот эффект знаком всем 1-2-летним карапузам. Оказывается, прием разбрызгивания существует в живописи, и за него не отругают. С помощью зубной щетки наносятся мельчайшие капли краски. Подходит для написания стихий, бурь, штормов.
  • Акварель с чаем : для эффекта «состаривания» бумаги, фактурой напоминающей пергамент. Лист тонируется чайной заваркой.
  • Спецэффект с пищевой пленкой: пленка, смоченная краской, резко отделяется от листа бумаги. Полученные разводы используются как фон.

И опять о принципе «дело мастера боится»: каждый художник может создавать свои, авторские приемы и техники. Делиться или нет с окружающими - его дело, но каждый художник отвечает за оригинальность своей работы. Как сказал уже упомянутый акварелист Джозеф Збуквич: «Акварель - босс. Я лишь ее юный помощник».

Аннотация: в статье выполняется краткий обзор основных способов работы в акварельной живописи, даётся краткая характеристика материалов, используемых в технике акварельной живописи.

Ключевые слова: изобразительное искусство, акварельная живопись, творческий потенциал, техника, материалы.

Акварельная живопись обладает большим потенциалом в развитии у детей художественно- творческих способностей, позволяет решать широкий круг образовательных задач в силу возможности использования в акварели большого количества техник и приёмов. «Акварель помогает овладеть пространством и формой предметного и воображаемого мира» . В то же время, акварель обладает множеством нюансов, которые следует учитывать при обучении, так как пренебрежение ими вызовет у детей трудности и впоследствии может вовсе оттолкнуть их от изучения техники акварельной живописи.

Все акварельные техники можно разделить на две основные группы: акварель «по-сухому» и акварель «по-сырому». В каждой из этих групп, в свою очередь, можно выделить несколько более мелких. В первую группу входит акварель, выполняемая как в 2-3 слоя, так и в более высоком количестве слоёв, т.е. в лессировочной технике. Вторая группа состоит из техники «а-ля прима» и самой техники «по-сырому». Их отличие заключается в том, что техника «а-ля прима» однослойная и выполняется за один сеанс, в то время как техника «по-сырому» позволяет дописывать мелкие детали уже по сухой поверхности.

В акварели можно выделить ещё одну группу техник – смешанную. Эта группа подразумевает творческое использование материалов «применение творческих методов в работе с акварелью делает урок интересным и увлекательным» . Она подразумевает введение в акварель дополнительных материалов. Чаще всего добавляют белила для обозначения бликов или прорисовки мелких светлых деталей на тёмном фоне. Помимо белил, с акварелью можно сочетать тушь, пастель, цветные карандаши. Необычных эффектов можно достигнуть, если ввести в акварель воск, соль, применить приём разбрызгивания. Например, соль, нанесённая на сырую работу, растворяясь, высветляет под собой бумагу, создавая текстуру листьев или капель, поэтому её с успехом можно применять на занятиях, посвящённых пейзажу. Сочетая в работе акварель, воск и чёрную гуашь или тушь, можно предложить детям поработать в технике «граттаж».

Смешанная техника у детей вызывает наибольший интерес. Это объясняется возможностью сочетать несколько материалов в одной работе, а также результатом, полученным от их применения. «Применение в работе такой техники, как монотипия, использование воска, соли учит экспериментировать в искусстве, активизирует художественно-творческие способности и образное мышление» .

В технике акварели к качеству используемых материалов выдвигаются повышенные требования, так как акварель не терпит частых исправлений.

Основная нагрузка в акварельной живописи ложится на бумагу. В зависимости от задачи, которую ставит перед собой художник, будет сделан выбор в пользу бумаги с гладкой или с шероховатой фактурой.

Фактура бумаги зависит от способа прессовки: холодной или горячей. Холодная прессовка придаёт бумаге характерную шероховатость, в то время как горячая наоборот, делает бумагу гладкой. Бумагу с гладкой фактурой лучше применять при работе в смешанной технике, например с тушью или маркером, а также в работе, предполагающей наличие большого количества мелких деталей. Шероховатую бумагу лучше использовать для больших заливок цветом. Однако, вне зависимости от поверхности, акварельная бумага должна обладать достаточной плотностью для того, чтобы краска имела возможность впитаться в неё и закрепиться. На бумагу с одинаковой высокой плотностью, но с разной фактурой, краска ляжет одинаково хорошо. В то же время, при выборе между двумя видами бумаги, обладающими низкой плотностью, лучше остановиться на бумаге холодной прессовки, так как на ней краска лучше закрепится из-за шероховатой фактуры.

Низкоплотностную бумагу лучше не использовать для лессировочной техники, т.к. такая бумага не сможет глубоко впитать краску, и впоследствии верхние слои краски будут вымывать нижние. Данную бумагу лучше применять для коротких этюдов, техник «по-сырому» и «а-ля прима».

В классической акварельной технике белая краска не используется, её роль выполняет незакрашенная бумага. Однако не всегда имеется возможность оставить белые места белыми. Например, если перед художником стоит задача написать натюрморт со стеклянным графином в технике «а-ля прима», то блики на стекле оставить не тронутыми будет непросто. В подобной ситуации он может воспользоваться белилами, но тогда работа будет считаться выполненной в смешанной технике, или воспользоваться приёмом процарапывания. Последним приёмом пользовался ещё Томас Гёртин, один из основоположников английской акварельной живописи, в своей картине «Белый дом в Челси». Данный приём заключается в том, что белые места на картине получают путём аккуратного удаления верхнего слоя бумаги с краской с помощью какого-нибудь острого предмета. Этот способ имеет смысл применять для выявления бликов и других мелких деталей. С недавнего времени у акварелистов появился ещё один способ, позволяющий сохранять белые места на полотне – маскирующая жидкость. Она представляет собой раствор на основе латекса. После нанесения на бумагу она довольно быстро высыхает, образуя резиновую плёнку, защищая поверхность от попадания краски. По окончании работы она легко удаляется ластиком. Маскирующая жидкость позволяет намного облегчить работу акварелиста, даёт возможность работать сразу большими заливками, не боясь закрыть цветом не нужные места.

Большим успехом на занятиях акварельной живописью пользуется такая техника, как «граттаж». Далее предлагается методика проведения занятия в этой технике. Для выполнения задания лучше ограничиться тремя основными цветами: жёлтым, красным и синим с нанесением их на акварельную бумагу с высокой плотностью. В случае проведения занятия в общеобразовательной школе, можно использовать обычную акварельную бумагу. Выбор цветов обуславливается тем, что, во-первых, позволит закрепить навыки получения дополнительных цветов (оранжевого, фиолетового и зелёного, а также их оттенков), и, во- вторых, малое количество цветов поможет избежать появления грязи на рисунке.

Сначала лист акварельной бумаги увлажняется достаточным количеством воды. Важно, чтобы бумага была именно влажной, так как это позволит краскам лучше взаимодействовать между собой и впитываться в бумагу. Большое значение имеет то, что цвета должны смешиваться внутри структуры бумаги, а не на её поверхности. При избыточном количестве воды краска будет «плавать» и хуже смешиваться. В этом случае плавные цветовые переходы не получатся. Краски лучше наносить от светлой к тёмной в следующей последовательности: жёлтая, красная, синяя, в хаотичном порядке по всей площади листа. Цветовые пятна лучше располагать рядом, а не одно на другом. Нанося их подобным образом, дети смогут нагляднее проследить процесс смешения красок. Это постепенно приведёт к изучению особенностей колористического построения в живописи, так как «изучение колорита и его возможностей занимает центральное место в обучении живописи» . После нанесения красок нужно дождаться, чтобы бумага полностью высохла. Затем на просохшую работу нужно нанести слой воска. Для этого подойдёт как восковые мелки, так и обычная свечка. Слой должен быть достаточно плотным, чтобы на нём можно было легко работать. Подобное задание лучше не давать детям младше 3-4 класса, так как им тяжело покрыть воском лист бумаги равномерно. На последнем этапе на бумагу наносится чёрная гуашь или тушь. После высыхания туши, в зависимости от сложности композиции и уровня подготовки детей, наносится подготовительный рисунок. Его можно выполнять тупым мягким карандашом – в этом случае у детей появляется возможность исправлять ошибки. Итоговый рисунок, напротив, нужно делать хорошо отточенным карандашом или другим заострённым предметом.

Организация уроков, посвящённых акварельной живописи, требует от учителя большой подготовительной работы, так как содержит в себе много особенностей и нюансов. Правильно выстроенные систематические занятия акварелью на уроках изобразительного искусства позволят детям освоить интересную живописную технику, развить творческое мышление, а также получить удовольствие от проделанной работы.

Список литературы

1. Семенова М.А. Развитие творческих способностей на занятиях акварельной живописью./ – М.: Начальная школа плюс До и После/ № 09, 2009. – 24-28 с.

2. Семенова М.А. Творческое использование художественных материалов в акварельной живописи Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого- педагогический журнал № 9 – М.: ООО «Баласс», 2012 – С. 82-86.

3. Семенова М.А. Колорит в акварельной живописи. / М.А. Семенова // Начальная школа плюс До и После: ежемесячный научно-методический и психолого-педагогический журнал № 3/12 – М.: ООО «Баласс», 2012. – С. 91-94.

4. Семенова М.А. Практикум по работе водорастворимыми красками: учебно-методическое пособие / М.А. Семенова. – М.: МГПУ, 2013. – 52 с.

5. Фармаковский М.В. Акварель: ее техника, реставрация и консервация/ - М..

Красками

Акварель - это чувство. Таковы возможности и особенности этого материала – насыщенность и нежность цветов, энергия и плавность мазка, темп в работе. Они отвечают глубине чувства, оттенкам переживания.

Н. Петрашкевич

I. История акварели

Акварель широко применялась еще в древности и в Средние века, как для настенной живописи, так и для иллюстрации манускриптов. После изобретения масляных красок акварель стала второстепенной и старомодной техникой и использовалась для написания набросков, предназначенных для более масштабных работ, выполняющихся маслом.

Живопись акварелью в современном ее представлении возникла сравнительно недавно, в конце XVIII - начале XIX века. К этому времени были выработаны методы и технические приемы, обеспечившие ее расцвет и широкое признание.

Акварельная живопись первой половины XIX века получает распространение как миниатюра на бумаге, сохраняя качества, присущие миниатюре на кости и эмали: тонкий рисунок, тщательную моделировку формы и деталей мелкими штрихами и точками, чистоту красок. В начале XIX века крупные мастера акварели работали в Англии. Это - У. Тернер, Р. Бонингтон, Дж. Констебл и другие. Во Франции акварелью писали О. Домье, Т. Жерико и Э. Делакруа. Великолепные образцы искусства акварели и в жанровой живописи и в портрете в тот период оставлены русскими художниками - , и другими.

В конце XIX века акварель приобретает новые качества в произведениях, . В работах этих мастеров техника исполнения становится более свободной и темпераментной.

Мастера советского искусства - , Кукрыниксы (,), и другие дали очень много интересных образцов акварельной живописи, особенно в области книжной иллюстрации и в пейзаже.

На примерах работ русских, советских и зарубежных художников мы можем видеть не только возможности, которые заключает в себе акварель как материал живописи, но и разнообразие применяемых художниками технических приемов.

В картине Брюллова «Семья итальянца» (ил. 31) раскрываются особенности художественной манеры, получившей наименование техники миниатюры. Здесь четкий классический рисунок, тщательная проработка деталей, тонкая моделировка фактуры предметов и тканей.

«Итальянский пейзаж» (ил. 32) выполнен более свободно. Художник достигает совершенства в передаче естественного освещения, воздушности, глубины пространства. Возможности акварели раскрыты в портрете, исполненном (ил. 33). Портрет отличается интенсивностью цвета и характерной для репинской живописи силой и материальностью. Пейзаж -Лебедевой «Пруд в Павловске» (ил. 34) написан в широкой манере, композиция построена крупными объемами, краски хотя и прозрачны, но взяты в глубоких, бархатистых тонах.

Черная акварель «Тамара и Демон», выполненная как иллюстрация к поэме «Демон» (ил. 35), показывает, что при умелом использовании даже одного цвета

можно достигнуть большой выразительно разов, богатства тона, многообразия в тр форм и фактуры предметов.

Как видно, возможности и средства техник использования акварели безграничны. 1 мастер, то свой художественный язык, свои ] они учат быть внимательным к передаче жизни, к точному рисунку, к материальны ствам предметов, условиям среды и характере освящения.

II. Методы работы с акварелью

Чистая акварельная живопись – это живопись прозрачными красками. Белила в акварельных красках не применяются.

Сравнивая технику акварели с другими техниками живописи, как темпера, гуашь, масло, прежде всего, следует отметить основные ее свойства: это прозрачность и легкость, одновременно чистота и интенсивность красок.

В акварели пользуются как методом лессировок, так и методом а-ля-прима.

Метод лессировок (от нем. lasserung - наносить тонкий, прозрачный слой краски) как метод многослойной живописи широко применялся в практике акварелистов XIX и начала XX века. Ими созданы замечательные произведения, покоряющие нас легкостью, воздушностью, общей тональной цельностью и цветовой гармонией. Этим методом с большей или меньшей последовательностью пользуются и теперь. Все прежние руководства по акварели, как правило, базируются на этом методе (У. Тернер в Англии, в России).

Метод лессировок основан на использовании прозрачности краски, ее свойстве изменять цвет при нанесении одного прозрачного слоя краски на другой прозрачный слой.

Красочный слой при всей его многослойности должен оставаться достаточно тонким и прозрачным, чтобы пропускать через себя отраженный свет.

Каждый новый слой краски наносится по просохшему слою.

Первые прописки выполняют прозрачными красками и по возможности сходными по своим свойствам. Особенности красок необходимо учитывать и при составлении красочных смесей.

Прописки начинают красками, обладающими большей цветовой насыщенностью, с тем чтобы и в слабых растворах цвет не был анемичным.

Использование корпусных, укрывистых красок более уместно в заключительной стадии работы для усиления материальной значимости, предметности отдельных частей этюда.

Техника лессировок более подходяща в длительных по выполнению работах : с неподвижной натуры, например в натюрморте, а также в работе по представлению, при создании законченных композиций, книжных иллюстраций, уместна и в прикладной графике при решении орнаментальных задач.

Метод а-ля-прима - живопись по сырому, написанная в один сеанс.

Эта техника означает писать сразу, без последующих капитальных изменений. По этому методу каждая деталь начинается и заканчивается в один прием, затем художник, имея в виду общее, переходит к следующей детали и так далее. Все цвета берутся сразу в нужную силу. Такой метод особенно уместен при исполнении пейзажных этюдов, когда изменчивые состояния погоды обязывают к быстрой технике исполнения. Этим, возможно, следует объяснять расцвет техники а-ля-прима в практике художников конца XIX и XX века, когда ставились задачи пленэра. Метод а-ля-прима, поскольку он не предполагает многократных прописок, позволяет сохранить, при наличии опыта, максимальную свежесть и сочность красочных звучаний, большую непосредственность и остроту выражения. В быстром по исполнению наброске с натуры, в эскизах этот метод незаменим.

Желающий овладеть техникой акварели должен приобрести навыки и в той и в другой манере письма, раздельно или сочетая их вместе.

Трудно сказать, который из методов сложнее и труднее для овладения - а-ля-прима или лессировки. Каждый из них предполагает необходимость чувствовать цвет, понимать форму, то есть уметь слагать форму цветом. Художник обязан, работая над частным, видеть общее, представлять себе задачу и конечную цель.

Поскольку, как мы сказали, при методе а-ля-прима цвет берется сразу же в нужную силу и должного тона, здесь более употребительны механические смеси - составление искомого цвета с помощью нескольких красок.

Метод а-ля-прима подразумевает живопись в один слой, т. е. красочные отношения берутся сразу в полную силу с учетом высветления тона и больше не переписываются. Этюд получается очень сочный и выразительный. При этом неудачные места можно смыть водой, а затем прописать заново. Этот метод работы требует определенных навыков и умения видеть целое, т. е. вести работу одновременно по всему листу. При этом мазки могут быть положены вплотную друг к другу, а могут перетекать один в другой, создавая ощущение плавного перехода одного цвета в другой. Зернистость же бумаги будет повышать сочность заливок. Paботать необходимо энергично, не давая подсохнуть предыдущему мазку. Перед работой по сырому лист смачивается губкой и бумаге дают «подвянуть». Чтобы замедлить высыхание красочных пятен в жару, в емкость с водой добавляют несколько капель глицерина. При работе по сырому фону краски замешиваются на меньшем количестве воды, чем при работе по сухой бумаге.

Возможны комбинации работы и по сухой, и по влажной бумаге. Например, в пейзаже, когда необходимо передать ощущение мягкости и плавности фактуры отдельных фрагментов (облака, вода), бумага смачивается и по мокрому прописываются только фрагменты, а остальные детали пишутся по сухому.

Метод «отмывки» чаще всего применяется архитекторами, дизайнерами для условного изображения здания, его экстерьера, организации цветового пространства внутри интерьера, отдельных элементов отделки мебели и т. д. Этот метод ведения работы многоэтапный, и каждый новый этап проводится при абсолютном высыхании предыдущего красочного слоя. Первый этап работы над акварелью способом «отмывки» заключается в прописке этюда сильно разбавленными водой красками, передающими основные цветовые соотношения.

Второй этап заключается в прописке всех деталей.

Пропиской усиливают цвет полутонов и в полную силу передают цвет теней и вводят детали. Каждый новый красочный слой наносят по просохшему предыдущему слою.

Освещенные выпуклости формы предметов при этом оставляют незаписанными до третьей прописки, после чего они слегка подсвечиваются в соответствии с оттенками бликов в натуре (блики всегда цветные).

При наложении одного слоя на другой надо учитывать влияние нижележащих слоев на цвет новой прописки. Края мазков необходимо смягчать влажной чистой кистью.

Кроме этих трех основных групп существует многообразие приемов и методов работы акварельными красками.

Метод «пуантилизма» (от франц. puantiller – писать точками). Это способ нанесения краски отдельными маленькими мазками концом кисти, таким образом, целое состоит из маленьких точек различных цветов. Эта техника была заимствована у художников-постимпрессионистов XIX в.

Техника «монотипия» также используется в акварели. Этот прием позволяет получить только один оттиск с поверхности стекала, на котором предварительно написан акварельными красками какой-нибудь сюжет. Порядок выполнения заключается в следующем: сначала наносится рисунок на бумагу, затем накладывается стекло и пишут на его поверхности более акварельными красками. Потом влажную бумагу накладывают на стекло и переводят, надавливая руками, данное изображение (при необходимости дорабатывается на полученном оттиске).

Техника с использованием восковых мелков или жировых карандашей была популярна в XX в. у акварелистов Прибалтики. Эта техника основана на том, что вода и масло не смешиваются и, следовательно, некоторые участки отталкивают краску. Таким образом, покрытые воском участки остаются незакрашенными, и эта простая идея дает уникальный результат.

Кроме этого, существует многообразие технических приемов: копии цвета, работа кистью, размытые и процарапанные блики (сырым по сырому), рисунок кистью, рисунок палочкой, работа сухой кистью, разбрызгивание, использование соли, соскабливание краски, печать и вдавливание линии и тонкий слой краски, предохранение бликов и многие другие.

СПИСОК

использованной литературы:

Иванова О., Аллахвердова Е. Акварель. Практические советы. М., 2001. Мэрлин Скотт. Акварель. Техники и сюжеты. Энциклопедия. М., 2009. Санмигель Давид. Полное руководство по рисованию. Белгород, 2008. Школа изобразительного искусства. Т. I. М., «Изобразительное искусство», 1986. Марков Павел. Об аквраели или живописи водяными красками. М., 2001. Фенвик Кейк. Курс акварельной живописи. М., 2009. Сокольникова Н. Основы живописи. М., «Титул», 2000. Мастера западно-европейской акварели XIV в. М., 2003. Юный художник. / Мастер и ученик. М., 2004.

Идей для творчества много не бывает, а если в творческом процессе участвуют и дети — согласитесь, он часто становится не только творческим, но и исследовательским. С простыми техниками использования акварели, которые с новой стороны покажут нам свойства некоторых обычных предметов, знакомит нас сегодня в Анастасия Борисова , автор блога English4.me — Английский для меня и моей семьи . Блог Анастасии не только о языке, но и о творчестве, так что сегодня мы идём на экскурсию в творческие кладовые и изучаем простые акварельные техники и приёмы.

Как много творческих и всесторонне развитых мам здесь, на ! И интересные находки поджидают нас на каждом шагу. Многие мамы, видя после каких-либо занятий невероятный результат работы своего 2-4 летнего ребёнка — пусть и не всегда такой, как задумывалось — восклицают: «Как оригинально и просто! Где этому учат?» Всем хочется cтать немножко волшебницей для своих детей.

Вот и я, пользуясь простейшими приемами, я за 15 минут нарисовала зимний ландшафт, который муж посчитал достойным выставить на продажу. 🙂

Лучшие детские книжки

Нестандартное использование материалов и разнообразие создаваемых эффектов дают ребенку ощущение «Я могу!», а маме, которая всю жизнь думала, что не умеет рисовать, позволяют преодолеть «Я не умею».

Акварель — штука текучая и непослушная. Мы будем использовать как раз эти её не всегда удобные свойства, создавая «шедевры» в основном «по-мокрому».

1. Crayon resistance effect — проявления воскового мелка

Это, пожалуй, самая распространенная техника. Восковым мелком или свечой наносится рисунок или надпись на лист бумаги, а сверху прокрашивается акварелью. Используя белый мелок или свечку, можно делать секретные записки или поздравления; жёлтый мелок создает эффект свечения; яркие голубые, зелёные и розовые под тёмной акварелью — неоновый эффект. Можно также совмещать эту технику с натиркой. Под лист кладем фактурную подложку (все, что найдётся дома) и сверху натираем плоской стороной мелка. Если делать это аккуратно, а подложить листики или какой-то рельефный объект, получаются отличные отпечатки.

2. Salt — соль по мокрой акварели

Посыпав на ещё влажный прокрашенный лист соль, можно добиться занятных эффектов. Средне-крупная соль при высыхании оставляет «снежинки» на синем. На зелёном фоне получится полупрозрачная листва. Мелкая соль-экстра засыхает практически намертво. Так можно добавить фактуры дороге, камню, создать галактику.

3. Blotting — выбеливание краски.

Удаляя сухой салфеткой с листа излишек воды и слой краски, можно нарисовать зимние ели, покрытые снегом, или пену морскую. Бледная луна или солнце получатся, если обернуть бумажной салфеткой тубус от туалетной бумаги и промокнуть акварельное небо. Даже уже высохший рисунок можно подправить, сбрызнув его водой и аккуратно потерев нужное место.

Если скомкать салфетку, и приложить её к голубому небу, по получатся очень натуральные облака.

Смятая салфетка позволяет получить также интересную текстуру. Текстурные листы можно потом с успехом использовать при создании коллажей.

4. Pressing — продавливание

На рисунке выше видна четкая надпись тёмными буквами (I …). Она сделана на мокрой акварели кончиком кисти (краска как бы стекается в продавленные ложбинки). Таким образом можно подписывать рисунок или добавлять детали. По тому же принципу действует помещение листа мокрой акварели с фактурным объектом на ней под пресс. Лучше всего, конечно, листья так отпечатывать. Но даже из перьев и ветки елки выходит неплохая декоративная картинка.

5. Splatter and spray — разбрызгивание

Зубная щетка плюс акварель помогут сделать дождик, снег, листопад, изобразить ветер. Интересно просто брызгать разными красками на сухой лист. Увлажненный лист даст совсем другой эффект. Можно будет понаблюдать, как капельки расплываются, сливаясь друг с другом в причудливый орнамент.

Разбрызгивать можно вокруг трафарета, или наоборот внутри него. Обеспечен неизменно оригинальный результат. Только не забудьте застелить газетами рабочее пространство, краска разлетается далеко.

6. Masking tape — рисование с помощью малярного скотча

Я с удивлением обнаружила, что вышеупомянутый скотч отлично по нескольку раз отклеивается от бумаги, а значит его мы и используем как основу для трафарета. Его можно рвать руками на неровные полоски и рисовать лес.

Отлично получаются любые геометрические композиции. В толщину скотча можно даже вырезать что-то более детальное, как, например, домики на первом фото. Главное — этот трафарет не нужно дополнительно крепить и придерживать, и вероятность попадания под него краски не велика, если края хорошо пригладить.

7. Foam painting — рисование пеной

Весёлье и красивая текстура в одном флаконе. В ёмкости нужно смешать воду, немного жидкого мыла и много-много краски. Вручаем ребёнку трубочку и разрешаем выдувать пузыри. Как только вырастает высокая шапка, прикладываем к ней бумагу. Ребенка при этом лучше вовсе раздеть, чтобы потом проще отмыть было.

8. Alcohol and citric acid — алкоголь и лимонная кислота

Обе жидкости как бы «раздвигают» и «выедают» краску. Капля спирта дает эффект «рыбий глаз» (fish eye), при этом его летучесть может создать ещё дополнительные ареолы вокруг этого глаза, похожие на гало вокруг солнца. Очень необычно.

Лимонный сок хорошо расползается по свежей акварели, а на подсохшую уже никак не влияет. Он сам довольно сильно растекается, поэтому важно не переусердствовать. В идеальном варианте получаются вот такие «мохнатые» кляксы. Их после высыхания можно превратить в монстриков или еще кого-нибудь, добавив руки, ножки, глазки.

9. Stamping — штампование

На мой вкус, со штампами лучше работать красками погуще — гуашью, акрилом. Использовать можно всё, что под рукой, а также вырезать штампики из картошки, отпечатывать овощи на срезе и пр. Акварель хорошо подходит для создания текстур. Берем салфетку, окунаем в краску и оставляем следы, вполне похожие на камни, например.

10. Plastic cling wrap — пищевая пленка

Вы знали, что пленка тоже умеет рисовать? Достаточно постелить ее на мокрую акварель и подвигать. Получаются ледяные кристаллы или другого рода абстракции.

Если сделать одно большое ровное «окошко», обрамленное морщинками, то после высыхания краски вы увидите, скажем, озеро, или полынью. На фото даже как будто роза получилась.

11. Blowing — раздувание

Еще один прием рисования трубочкой. И снова нужно дуть, но теперь как можно сильнее, гоняя капельку краски по листу.В итоге у вас получатся замысловатые деревья или просто смешные чудики, или, возможно, волосы для предварительно нарисованного персонажа.

Если хотите, можно позволить краске самостоятельно течь, куда ей захочется. Просто переверните лист вертикально, а потом пофантазируйте с ребенком, на это это похоже.

12. Light table — световой стол

Или окно, проще говоря. 🙂 Эта техника не для малышей, зато мама сможет создать галерею детских портретов при желании. Все родственники будут на год вперед обеспечены подарками. В детстве все, думаю, «сводили» картинки, прикладывая оригинал с белым листом к окну. А если взять фото? В фото-редакторах нужно добиться того, чтобы осталось 2 цвета — чёрный и белый (функция posterize).

Дальше есть несколько вариантов действий. Можно закрасить все белые места восковым мелком или свечкой, а потом пройтись акварелью. Получается интересно, но не очень чисто, потому что отследить, где мелок прошёлся, довольно сложно.

Можно просто карандашом обвести все белые пятна, а потом аккуратно остальное залить краской. Это не так долго и не так сложно, как кажется. Просто чуточку терпения и аккуратности, и у вас за детский дневной сон 3-4 портрета.

Если решите ставить дело на поток, то в хобби-маркетах лучше приобрести резервирующую жидкость для акварельной бумаги. Её кистью наносим на белое, сверху проходимся акварелью, а потом снимаем резерв, как пленочку с листа. Быстро, чисто, оригинально.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №3 г. Курск

Методическая разработка на тему:

«Натюрморт в технике акварель ». по программе "Живопись" с нормативным сроком обучения 5 лет

Разработчик: .

г. Курск 2015 г.

Введение.

В задачу курса живописи входит развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии цветосветовых отношений. Пользуясь живописными средствами, научить лепить форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью.
В результате работы учащиеся должны научиться последовательно вести этюд, брать цветовые отношения, передавать световоздушную среду и материальность предметов. Программа предполагает последовательность в обучении живописи.
В процессе обучения важным моментом является воспитание у детей эмоционального восприятия цвета и понимание его выразительного образного содержания.
Большую часть работы по живописи представляет натюрморт. Все задания тесно связаны между собой и чередуются в логической последовательности. Натюрморт в учебной практике способствует росту творческого потенциала учащихся, совершенству вкуса, мастерства, композиционного мышления, техники, способности передавать свет, объем формы, материал.
Акварель незаменима в преподавании изобразительного искусства, ибо среди художественных материалов для школьников выделяется своей доступностью, не требует сложных специальных приспособлений, обладает живописной выразительностью.

Цели уроков:

Развитие у учащегося способности мыслить объёмами в пространстве и видеть сложность мира через светоцветовое взаимодействие предметов

Овладение знаниями и навыками профессиональной грамотности в области живописи;

Формирование эстетически развитой и творческой личности.

Задачи уроков:

Развить зрительную память, цветоощущение;

Научить видеть цвет в зависимости от освещения, от предметов находящихся рядом, от «плановости».

Ознакомить учащихся с теоретическими основами живописи;

Раскрыть эстетическую сущность реалистической живописи;

Дать необходимые знания и практические умения методического характера.

Материалы исполнения:

карандаш, кисти, акварельные краски, палитра и бумага.

Оборудование:

Акварельная бумага, натянутая на планшет. Мольберт, баночка для воды.

Построение учебного процесса должно способствовать развитию интереса к творческой деятельности. Для реализации поставленных задач осваивается техника акварельной живописи.

Тема: « Натюрморт в технике акварель».

Цель:
образовательная: знакомство с правилами последовательной работы над натюрмортом;

развивающая: развивать умения и навыки работы с материалом и ведения последовательной работы над натюрмортом с соблюдением правил композиции, конструктивного построения и живописи;

воспитательная: воспитание эстетического и художественного вкуса, восприятия гармонии окружающего мира; воспитание аккуратности и внимательности при выполнении работ с применением акварели.

Техника акварельной живописи. Способы и приемы письма.

Техника акварельной живописи – это совокупность специальных навыков, способов и технических приемов письма, посредством которых выполняется художественное произведение. Также она рассматривает вопросы, связанные с наиболее рациональным и планомерным использованием художественных возможностей материалов в моделировке предметов, в лепке объемной формы, в передаче пространственных отношений и т. п.
Изобразительные и выразительные возможности акварельной живописи во многом зависят не только от знания материалов и инструментов и умении их применять во время работы, но также и от владения приемами и способами письма. В процессе изучения технических приемов и способов письма акварельными красками освоение техники должно опираться на глубокое исследование и использование творческого опыта мастеров живописи, лучших произведений классического и современного искусства.

В художественной практике акварельной живописи существуют различные технические приемы, которые распределены на три части по способам письма: способ работы по сухой бумаге, способ работы по сырой (увлажненной) бумаге, комбинированные и смешанные техники.

Работа по сухой бумаге

Этот способ письма широко используется в реалистической живописи и давно зарекомендовал себя как традиционный (классический). Простота и доступность этого способа письма позволяет широко использовать его в учебном процессе. Он основан на использовании естественных свойств и особенностей акварельных красок легко соединяться с поверхностью бумаги.

Способ работы по сухой бумаге дает возможность регулировать в процессе письма тонально-цветовой растяжкой от плотных мазков до легких заливок, использовать наложение прозрачных красочных слоев один на другой, позволяя тем самым создавать в изображении иллюзию объема и глубину пространства.

Прием заливки по сухой поверхности бумаги

Это один из наиболее распространенных технических приемов. Особенность этого приема заключается в том, что работа ведется по сухой бумаге с учетом светового и цветового тонов посредством заливок плоскостей.

Практически этот прием осуществляется следующим образом. В начале работы натянутый на планшет лист слегка смачивается водой с помощью широкой кисти или губки. Это необходимо для того, чтобы краска ложилась равномерно и хорошо впитывалась в поверхность бумаги. Пока бумага подсыхает, на палитре подбирается необходимый красочный раствор. Набрав кистью раствор краски, начинают прокладку с верхней горизонтальной заливки. При этом мазок должен быть сочным. Для этого нужно набирать на кисть такое количество краски, чтобы после каждого проведенного мазка получался небольшой затек раствора. Постепенно наполняя кисть краской, проводят мазки таким образом, чтобы они соприкасались с нижним краем предыдущего мазка. В результате наплыва краски получаются плавные переходы от одного оттенка цвета к другому, мягко моделирующие форму предметов.

Используя прием заливки по сухой поверхности бумаги, можно свободно варьировать световыми и цветовыми градациями, писать как в один прием, так и по стадиям, рассчитанным на продолжительное время.

Прием лессировочного письма

На первоначальном этапе обучения в процессе освоения технических приемов работы акварельными красками широко используется прием многослойного письма нанесения красочных слоев – лессировок (лессировка от немецкого Lassieurung – наносить тонкий прозрачный слой краски). Сущность этого приема письма заключается в последовательном нанесении прозрачных слоев краски один на другой, с тем, чтобы получить разнообразные цветовые оттенки при лепке объемной формы, обогатить колорит, добиться единства живописного произведения и его гармонии.

Прием лессировочного письма часто применяется в учебном процессе при длительной многослойной работе над этюдом натюрморта с детальной проработкой формы изображаемых предметов. Учебные задания по натюрморту требуют внимательного изучения натуры. Они пишутся несколько сеансов (работа рассчитана на стадии), и тогда приходится постепенно и последовательно накладывать один слой на другой, чтобы добиться необходимых результатов. Используя прием лессировочного письма заливки плоскостей, можно делать как большой кистью, так и малой (мозаичное письмо) с последующим широким перекрытием. Причем лессировки можно наносить одна на другую лишь ограниченное число раз, иначе появятся глухие, загрязненные места. Следует также помнить, что необходимый цветовой оттенок достигается в акварельной живописи не только с помощью технических приемов, но и главным образом смешением красок на палитре. Во избежание замутнения цветового тона не следует вводить в смесь более двух-трех красок. Лучше добиваться нужного тона посредством умелого и расчетливого наложения одного цветового слоя на другой.

Работа по сырой бумаге

Как техническая разновидность акварельной живописи в конце XVIII века получил широкое распространение способ письма по влажной поверхности бумаги. В техническом отношении этот способ письма дал новое представление о возможности передачи непосредственного эмоционального восприятия натуры, получения различной фактурной обработки живописного красочного слоя, также возможность завершения этюда в один сеанс.

Работа по сырой бумаге по отношению к способам письма по сухой поверхности бумаги отличается оперативностью, сравнительной простотой техники и доступностью. Она основана на принципе вливания одного красочного слоя в другой. При достаточно умелом владении этой техникой создаются очень эффектные и живописные заливки цветовых тонов.

Прием заливки по сырой поверхности бумаги

Этот прием письма представляет собой переходную стадию от техники письма по сухой бумаге к работе «по-сырому». Он призван оказать помощь начинающему акварелисту в развитии цветовосприятия и широкого цельного видения. Особенность этого приема состоит в том, что живописные заливки делаются в один слой с учетом цветовых и тональных отношений. Это – широкое письмо, которое выполняется без стадий по увлажненной бумаге большой кистью и подготовленными растворами красок. Живописный процесс не разделяется, подобно многослойной живописи, на самостоятельные этапы, которые выполняются через определенные промежутки времени. Используя прием заливки по сырой поверхности бумаги этюд в целом и каждый предмет в отдельности доводится сразу до нужного живописно-пластического решения. Такой прием работы позволяет получить в изображении легкие, прозрачные цветовые оттенки с мягкими переходами.

Перед началом работы лицевая поверхность бумаги смачивается водой. Начинать писать «по-сырому» надо после того, как бумага равномерно пропитается влагой и на ее поверхности не будет излишка воды. Степень влажности бумаги и различный наклон планшета позволяют регулировать и ограничивать до необходимых пределов растекание краски, получать нужные цветовые сочетания, добиваться их чистоты и прозрачности. Также влажность бумаги смягчает границы между отдельными цветовыми тонами.

Работу лучше начинать сверху, предварительно определив основные отношения натурной постановки по тону и цвету. Пока наложенный цвет заливки не высох, рядом с ним накладывается другой, частично захватывающий соседний. Если надо внести какие-нибудь уточнения, то они вносятся еще в сырой красочный слой.

Прием письма а-ля прима

В процессе работы с использованием этого приема в акварели достигается хорошее колористическое решение. Особенность этого технического приема состоит в том, что этюд или эскиз выполняется по влажной бумаге в полную силу света и цвета, без предварительных прописок, без перерыва, по частям и в один сеанс. Прием а-ля прима незаменим в работе с натуры над небольшими этюдами кратковременного характера, который позволяет передать тонкость и мягкость цветовых отношений.

Для передачи в работе крупных цветовых планов и силуэтов художник вынужден складывать изображение по частям, сохраняя лишь в воображении образ законченного и целого этюда. Работа завершается, как правило, за один сеанс, без длительного перерыва. Прием а-ля прима требует точности рисунка, знания свойств красок, продуманности и системы в работе, а также умение вести этюд от начала до его завершения. Начинающим художникам, имеющим привычку переписывать, можно порекомендовать начинать работу с точно проработанного рисунка. Такой подход к ведению живописного процесса позволит начинающему акварелисту целостно видеть натуру и грамотно написать этюд.

Особенности этого приема обязывают также безошибочно полагаться на интуицию, непосредственные чувства от восприятия натуры. А эти качества художника развиваются в процессе учебной и творческой работы и приходят с опытом.

Ход работы.

1.Выполнение эскизов – поиск удачной композиции натюрморта
Практическая работа над учебным натюрмортом начинается с выполнения предварительных эскизов В них заключен поиск лучшего композиционного решения, тональных отношений.

Вот что высказывал о роли предварительных эскизов в живописи А. Матисс: «По состоянию вдохновенного творчества мы приходим только через сознательную работу».

Выбрав наиболее удачный из эскизов, можно приступить непосредственно к рисованию.

2. Композиционное размещение предметов на плоскости листа

Если вопросы композиции предварительно уже были решены в эскизах, то наиболее удачная найденная композиция может быть повторена и перенесена на выбранный формат листа. При этом определяют наибольшую ширину и высоту всей изображаемой постановки, а также приблизительную глубину, т. е. заход предметов одного за другой. Затем определяют большие пропорциональные соотношения между предметами, найдя каждому их место на плоскости стола и одновременно наметив их общую форму.

3. Определение основных пропорций и конструктивное построение с предварительным уточнением расположения предметов

Все построения ведут линиями без нажима, и предметы рисуют как бы прозрачными («сквозными»), уточняя их конструктивные особенности.

4. Нахождение отношений основных цветовых пятен
Нахождение отношений основных цветовых пятен с учетом общего тонового и цветового состояния освещенности очень важно. Например, следует найти цвет в горизонтальной поверхности фона и основного предмета, а затем уже и остальных предметов. При этом не покрывать всю поверхность цветом а лишь, пробовать для начала на отдельных небольших участках, граничащих между собой. Цвет стараться подбирать предельно близко к натуре. Замеченные недостатки тут же необходимо корректировать. Все пространство картинной плоскости заполняются постепенно.

5. Выявление объёмной формы предметов и полная цветовая проработка формы.
Для выявления объёмных форм предметов тоном необходимо определить самые светлые и самые тёмные места на предметах. Затем обозначить границы света и теней на формах предмета, найти положение собственных и падающих теней. Накладывая полутона, усиливать тон в теневых участках: собственные и падающее тени, а также их границы с учетом окраски предметов. Таким
образом, постепенно усиливая тона, переходить к детальной проработке форм.

Проработка деталей - наиболее ответственный этап в работе с натуры. Занимаясь подробной проработкой формы не надо забывать об общем тоне и каждый цвет, каждый мазок надо подчинять большой форме. Моделируя форму предметов, очень важно правильно работать тоновыми отношениями, начиная от самого светлого до самого темного. Самым светлым местом на предмете будет блик и его окружение, а самым темным - собственная и падающая тень.

6. Обобщающий этап работы над натюрмортом.
Выявление главного и второстепенного в цветовом строе; подчинение всех частей изображения целому. Установление целостности изображения, которое достигается, с одной стороны, обобщением как второстепенных деталей, так и предметов, находящихся на заднем плане, с другой - конкретизацией предметов первого плана. Если отдельные красочные пятна выпадают из цветового строя, «вырываются» вперед или «проваливаются» в глубину, то их слегка перекрывают недостающим по силе цветом. Усиление или ослабление общего цветового тона в акварельной живописи требует особой осторожности в прокладке завершающих красочных слоев.

Заключение

Натюрморт акварелью развивает у учащихся колористическое восприятие окружающего мира. Цветом можно выразить определенное настроение и передать его зрителю. Постепенно на уроках живописи идет совершенствование цветового и тонального ощущения. Важно научить ребенка грамотно передавать свое виденье постановки на бумаге.

Список литературы

Кулаков. М., 2010.

Пучков работы над натюрмортом. М., 1982.

Ревякин акварельной живописи. М., 1959.

Шитов изобразительного искусства. Живопись. М., 1995.

http://www. ulsu. ru/com/chairs/pas/Metod_ukaz/

Приложение