Сухомлинский Василий Александрович — народный педагог

Василь Сухомлинський известен как советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Отслужив практически всю жизнь в сельской школе, преподаватель сумел сделать из неё научное учреждение, а также лабораторию педагогических методик.

Детство талантливого учителя

На свет великий педагог появился 28 сентября 1918 года, в селе Васильевка, Кировоградской области (Украина). Родился Василь Сухомлинський в бедной семье. Его отец вплоть до начала Октябрьской революции служил по найму в качестве плотника и столяра. А после политического события стал руководить колхозом, служил селькором и учил детей труду в школе.

Детские годы советского педагога пришлись на сложное время: революция, разруха, голод, ненависть. Уже в то время, будучи совсем ребёнком, Сухомлинский стал задумываться над тем, как можно сделать детство самым счастливым периодом в жизни детей.

Василий Сухомлинский: биография, книги

В возрасте 7 лет Василий отправился на учёбу в поселковую семиклассную школу, где о нем всегда отзывались, как о трудолюбивом и одарённом ребёнке. После школы Василий проходил подготовительные курсы при Кременчугском педагогическом институте, затем поступил на факультет языка и литературы. Однако из-за болезни, в 1935 году, был вынужден остановить обучение.

В 17-летнем возрасте будущему создателю народной педагогики пришлось начать вести учительскую деятельность. В течение трех лет Василий преподавал детям украинский язык и литературу в сельских школах Васильевки и Зыбково.

В 1936 году Василь Сухомлинський вернулся к учёбе. Своё обучение он продолжил в пединституте Полтавы на заочном отделении. Спустя два года талантливый педагог закончил вуз, получив специальность. После вручения диплома Сухомлинський Василь Олександрович - учитель украинского языка и литературы в школах на родной земле. Приблизительно в тот же отрезок времени Василий Александрович женился на своей коллеге-учительнице. Однако во время войны девушка осталась в оккупации и, будучи беременной, погибла.

Сухомлинский стал автором более 30 книг, 50 монографий, свыше 1500 сказок для ребят и около 500 статей, которые были посвящены воспитанию, а также обучению подростков. Своим основным достижением педагог считал книгу «Сердце отдаю детям», за которую был посмертно награждён Госпремией УССР в 1974 году.

Василий Александрович всю свою жизнь посвятил воспитанию детей и проявлению в них личности. Талантливый автор старался привить детям личное отношение к окружающей действительности, к пониманию собственного дела и чувства ответственности перед близкими людьми, а главное - перед своей совестью.

Начало Великой Отечественной войны

Когда началась война, Сухомлинський Василь Олександрович отправился на фронт добровольцем. Он шёл в бой в звании младшего политрука на Западном и Калининском фронте, принимал активное участие в Смоленском сражение и битве под Москвой.

В середине войны талантливого педагога серьёзно ранило осколком снаряда под самое сердце. С фронта отправили в уральский госпиталь. После выписки он стал директором поселковой школы Ува Удмуртской АССР.

Послевоенное время

В 1944 году, когда фашисты покинули украинские территории, талантливый учитель возвратился на родную землю, занял должность заведующего районного отдела народного образования в Онуфриевке.

В конце 40-х годов XX века Сухомлинский принял решение вернуться к педагогической практике, возглавив среднюю школу в родном районе. До конца своих дней великий педагогВасиль Сухомлинський служил на должности директора в посёлке Павлыш.

Биография и цитаты Василия Александровича Сухомлинского

Василий Александрович разделял идеи педагогики сотрудничества. Творчески переосмысляя труды таких великих деятелей, как Аристотель, Корчак, Сковорода, Ушинский и Коменский, педагог занимался развитием, углублением и исследованием. Он доходил до новых идей и мыслей, необходимых во время воспитания личности в ребёнке.

У Сухомлинского огромное количество цитат и афоризмов, дошедших до наших дней и не утративших былой актуальности. Его высказывания посвящены нормам жизни и поведения, воспитанию, формированию личности ребёнка и семейной жизни. И это далеко не весь перечень сохранившихся мудрых и так необходимых в наши дни мыслей великого учителя.

Вместе с Макаренко, Василя Сухомлинского признали лучшим в области развития педагогики не только в родном государстве, на территории всего Советского Союза, а и во всем мире. Однако его учения не редко поддавались критике, по той простой причине, что они не полностью соответствовали идеологии советского времени (были пронизаны духом Христианства). Педагог был атеистом, но в природе видел начало Творца.

Создание народной педагогики

Новаторско-педагогическая система, которая была создана Василием Александровичем, основана на принципах гуманизма, на признании личности детей, как высшей ценности, на которую должен быть ориентирован процесс обучения и воспитания. Ключевая идея этого образования заключалась в том, что учитель должен верить в возможность и существование коммунистического идеала, обязан измерять свой труд мерой идеального.

Великий педагог старался строить процесс воспитания и обучения, как труд, который бы приносил радость.

Особое внимание Сухомлинский уделял развитию мировоззрения учеников, большую роль отводил слову педагога, художественному стилю изложения, придумыванию совместно с ребятами детских сказок и художественных произведений.

Также педагог-новатор создал комплекс эстетических программ под названием «Воспитание красотой». В педагогике того времени он разработал гуманистические традиции отечественной и мировой педагогической мысли. Его программа противодействовала авторитарному воспитанию и поддавалась критике в официальных педагогических кругах за «абстрактный гуманизм».

Смысл жизни Сухомлинского

Проекты и работа с ребятами были смыслом жизни великого педагога и его призванием. Без детских голосов и эмоций Василий Александрович не мог представить своей жизни. За годы, проведённые за работой, Сухомлинский привнёс много новых новаторских идей в методику воспитания детей.

Своё мировоззрение педагогики как науки, Василий Сухомлинский собрал в изданиях, которые выпускались в периодической печати. Помимо этого, талантливый педагог создал 48 отдельных научных работ, посвящённых правилам воспитания.

Его работа, педагогическая деятельность - это свидетельство новаторского подхода к возникновению и решению важных проблем современного воспитания. Самую важную ценность имеют разработки и идеи Василия Александровича, которые касаются вопросов формирования творческой индивидуальности детей.

Есть введения и новаторские методики талантливого учителя, которые китайцы и жители государств Европы и на данный момент используют в целях воспитания.

Достижения великого педагога

В 37-летнем возрасте Василий Александрович защитил кандидатскую диссертацию на тему «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса». А спустя три года заработал звание Заслуженного учителя УССР.

Василий Александрович разработал уникальную педагогическую систему, которая основывается на принципах гуманизма. В своей работе автор признал личность ребёнка высшей ценностью, на которую обязаны быть нацелены все процессы воспитания и образования.

На закате своей жизни талантливый педагог был награждён званиями Героя Социалистического Труда, Орденом Красной Звезды. Выбран членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР.

Не стало Сухомлинского в сентябре 1970 года.

Память о педагоге-новаторе

Василий Александрович многим обязан педагогическому институту, который находится в Полтаве. Именно в этом вузе его обучали педагогическим наукам, работе с ребятами, прививали культуру общения. В стенах родного института великий педагог останется навсегда. Одну из самых светлых и просторных аудиторий в старом корпусе, в котором в своё время проходил обучение молодой Василий, назвали в его честь. Также на территории вуза был открыт мемориальный музей, который освещает жизнь и деятельность педагога-новатора.

В начале 80-х годов XX столетия на здании института им. В. Г. Короленко была размещена памяти великого учителя. В память о Сухомлинском назвали национальный университет в городе Николаеве и педагогический колледж, который находиться в городе Александрия. На территории учебного заведения расположен памятник великому педагогу. Также аудиторию в честь Сухомлинского назвали в Национальном исследовательском университете «Высшая школа экономики» города Москвы.

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

В браке ни на минуту не прекращается взаимное воспитание и самовоспитание.

Сухомлинский Василий Александрович

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Сухомлинского Василия Александровича

Сухомлинский Василий Александрович – советский педагог, писатель.

Семья

Василий родился в селе Васильевка (Кировоградская область) 28 сентября 1918 года. Его отец Александр Емельянович был плотником и столяром, активистом общественной жизни, сельским корреспондентом, заведующим колхозной избой-лабораторией, руководителем трудового обучения в школе. Мама Василия Оксана Авдеевна была домохозяйкой; подрабатывала портняжным ремеслом. Супруги Сухомлинские воспитали трех сыновей – Василий и его братьев Ивана и Сергея – и дочь Меланию.

Образование

В 1933 году Василий уехал в Кременчуг и поступил на рабочий факультет. После он стал студентом педагогического института. В 1935 году семнадцатилетний Сухомлинский стал учителем в заочной школе близ Васильевки. Вскоре молодой человек перевелся в Полтавский педагогический институт, который успешно окончил в 1938 году.

Педагогика, писательская деятельность и служба

После пединститута Сухомлинский поселился в Онуфриевском районе Кировоградской области и стал там преподавать литературу и украинский язык. В 1941 году Василий Александрович добровольно ушел на фронт – защищать родные места. В начале 1942 года он, политрук, во время боя за Москву был тяжело ранен разорвавшимся рядом с ним снарядом. Доктора не были уверены, что Сухомлинский выживет, однако ему все же удалось выздороветь. Правда, в его сердце навсегда остался кусочек того страшного события. И это не фигуральное выражение – в сердце Сухомлинского застрял кусок снаряда, который врачи не смогли вытащить.

Лечился Василий на Урале. После выписки из госпиталя он хотел вернуться на фронт, однако медкомиссия запретила ему. Сухомлинскому ничего не оставалось, кроме как сосредоточиться на педагогической деятельности.

На «гражданке» Сухомлинский стал директором школы в поселке Ува, что под Ижевском. В 1948 году Василий Александрович занял должность директора средней школы в поселке Павлыш (Кировоградская область) и оставался на этом посту до конца своих дней. Параллельно Сухомлинский писал – монографии и статьи, рассказы и сказки. Любопытно, что научную литературу он создавал на русском языке, а художественную – на украинском. Из-под пера Василия Александрович вышло более 600 научных работ и более 1000 – развлекательно-познавательных.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В области педагогики Василий Сухомлинский сделал настоящий переворот. Он создал уникальную систему воспитания и преподавания, которая основана на принципах гуманистического отношения к ребенку, на признании его личности высшей ценностью. Идеи Сухомлинского были пропитаны коммунистической идеологией – согласно его теории, учитель должен свято верить в реальность и достижимость коммунистического идеала, и только тогда его труды по воспитанию младшего поколения приведут к успешному результату. Процесс обучения Василий Александрович превратил из монотонного заучивания голых фактов в радостный и приятный труд. Особенное внимание Сухоминский уделял формированию мировоззрения детей и их культурному развитию.

Личная жизнь

В 1939 году Василий Сухомлинский взял в жены Веру Петровну, будущую учительницу. Когда началась война и Василий отправился на фронт, его беременная супруга осталась в оккупационной Полтаве с родителями. К огромному сожалению, когда Сухомлинский вернулся домой, ни его жены, ни сына уже не было в живых…

В 1943 году в школу в поселке Ува, где Сухомлинский был директором, приехала министерская проверка. Женщина, которая, собственно, и оценивала деятельность школы, понравилась Василию. А он понравился ей. Очень скоро влюбленные поженились. В 1944 году они переехали в Кировоградскую область. Супруга Василия стала преподавать в местной школе русскую словесность.

В 1945 году у пары появилась дочь Ольга. Чуть позднее в семье родился сын.

Награды и премии

Василий Сухомлинский – Герой социалистического труда, обладатель Ордена Красной звезды и Почетный гражданин Кировограда (посмертно).

Смерть

Василий Александрович умер 2 сентября 1970 года. Виной его ранней гибели (ему был всего 51 год) стал тот самый осколок от снаряда, сильно угнетающий здоровье педагога.

Похоронили Сухомлинского во дворе Павлышской школы.


(28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя - 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР)


ru.wikipedia.org

Биография

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой. В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года - заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы - организатор учебно-воспитательного процесса».

Педагогическая деятельность




Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.




Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».



В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский - автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни - «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР - 1974, посмертно). Его жизнь - воспитание детей, личности. В условиях жёстокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

Награды

Герой Социалистического Труда (1968).
- Орден Красной Звезды.

Реферат на тему «Сухомлинский Василий Александрович»
Автор(ы): Дычко Светлана Скипина Дарья
Московский Городской Психолого - Педагогический Университет, Москва, 2005.

родился 28.9.1918 г., в с. Васильевка, ныне Онуфриевского р-на Кировоградской области, - 2.9.1970, пос. Павлыш того же р-на и области), советский педагог, заслуженный учитель школы УССР (1969), член-корреспондент АПН СССР (1968, АПН РСФСР с 1957), Герой Социалистического Труда (1968). Окончил Полтавский педагогический ин-т (1939 г). Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. С 1948 г. и до конца жизни работал директором Павлышской средней школы.



Создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, признании личности ребёнка высшей ценностью процессов воспитания и образования, творческой деятельности сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование "мыслящих личностей", а не послушных исполнителей партийных команд. Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание уделял формированию мировоззрения учащихся; важную роль в обучении отводил слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений и пр. ("Сердце отдаю детям", 1969). Разработал комплексную эстетическую программу "воспитания красотой". Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за "абстрактный гуманизм". В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в "Этюдах о коммунистическом воспитании" (1967) и др. произведениях.

Его идеи воплощены в практику мн. школ. Созданы Международная ассоциация В.А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975). Книга его жизни - "Сердце отдаю детям". Его жизнь - воспитание детей, личности, рождения гражданина. В условиях жестокого атеизма, тоталитарной системы и политической ксенофобии он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина. В 1935 году вышла в свет книга Антона Макаренко "Путевка в жизнь". В 1935 году Василий Сухомлинский начал свое служение народу на педагогической ниве. Он является воспитанником Полтавского педагогического университета им. Короленко, прожил яркую педагогическую жизнь, оставил богатое педагогическое наследие, дал путевку к жизни и успеху не только ученической молодежи, но и целой плеяде талантливых педагогов. Он изложил свое исследовательское наследие в книге "Сердце отдаю детям".



Исчерпаны ли его педагогические достижения? Они неисчерпаемы. Многие его идеи оказались чрезвычайно полезными для общества зернами, которые дали и будут давать плоды.

Сочинения:

Воспитание коллективизма у школьников, М., 1956;
- Формирование коммунистических убеждений молодого поколения, М., 1961;
- Сердце отдаю детям, 5 изд. К., 1974;
- Павлышская средняя школа, М. 1969;
- Рождение гражданина, 3 изд., Владивосток, 1974;
- О воспитании, 2 изд., М., 1975
- Разговор с молодым директором школы М., 1973;
- Мудрая власть коллектива, М. 1975.

Профессию учителя В.А.Сухомлинский называет человековедением, подчеркивая этим, что педагог должен постоянно проникать в сложный духовный мир ученика, открывать в нем что-то новое, восхищаться этим новым, видеть человека в процессе его становления.



В.А.Сухомлинский имел свои взгляды на роль и значение учителя в жизни ребенка. У педагога должно быть призвание. Беспредельная вера в человека, в силу воспитания.

Сухомлинский говорил: «Я вижу воспитательный смысл в том, чтобы ребенок видел, понимал, ощущал, переживал, постигал как большую тайну, приобщение к жизни в природе...". В книге "Сердце отдаю детям" Сухомлинский дает учителям совет: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми; исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. " Он отмечает, что "вывести детей на лужайку, побывать с ними в лесу, в парке -дело значительно более сложное, чем провести уроки. " . Так как на организацию экскурсии учителю надо уделять столько же времени и внимания как на организацию урока, а то и больше. Случается, что учителя проводят экскурсии "спустя рукава", не готовясь к ней вовсе. Но и при подготовке следует учитывать, что не обязательно все время экскурсии должно быть занято разговорами.



Сухомлинский отмечает: "Детям не надо много говорить, не надо пичкать их рассказами, слово не забава, а словесное пресыщение - одно из самых вредных пресыщений. Ребенку нужно не только слушать слово воспитателя, но и молчать; в эти мгновения он думает, осмысливает услышанное и увиденное. Нельзя превращать детей в пассивный объект восприятия слов. А, среди природы ребенку надо дать возможность послушать, посмотреть,1 почувствовать. "

Отношение детей к объектам природы известный педагог тесно связывал с тем, что природа - это наш родной край, земля, которая нас вырастила и кормит, земля, преобразованная нашим трудом.



В. А. Сухомлинский неоднократно отмечал, что сама природа не воспитывает, воспитывает только активное воздействие в ней. "Меня1 поражало, - говорит Сухомлинский - что восхищение детей красотой переплеталось равнодушием к судьбе прекрасного. Любование красотой - это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращать в активное стремление к деятельности. " Сухомлинский предлагает для реального воплощения этого положения в действие создать живой уголок, где все дети примут участие в уходе за животными, организовать "птичьи" и "звериную" лечебницы, садить деревья. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать все эти чувства с раннего возраста. Сухомлинский пишет: "Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождается в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира". И в настоящее время вопросы экологического воспитания рассматриваются многими педагогами. Академик И. Д. Зверев пишет: "Острота современных проблем взаимодействия общества и природы поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, которые призваны подготовить молодое поколение, способное преодолеть последствия негативных воздействий человека на природу, бережно относиться к ней в будущем. Вполне очевидно, что дело нельзя ограничить "просвещением" школьников в области охраны природы. Весь комплекс экологических проблем современности потребовал нового философского осмысления, коренного полного и последовательного отражения многоаспектности экологии в школьном образовании". По мнению авторов, высокая культура воспитателей и владение разнообразными средствами общения - эффективный способ воздействия на воспитанников, на развитие их личности. В построении диалогического общения видели суть воспитания В.А. Сухомлинский и Я. Корчак, выделяя ряд следующих его характеристик. Во-первых, равенство позиций воспитателя и воспитуемого, которое выражается в том, что ученик является активным субъектом воспитания и самовоспитания, имеет возможность воздействия на воспитателя. Во-вторых, познание, изучение ребенка является основным стержнем, на котором строится все общение с ним. В-третьих, результаты общения не сводятся к оцениванию, подход к воспитаннику через усиление положительных личностных качеств и устремлений, сильных сторон на борьбу с собственными слабостями таким образом, чтобы ребенок, получая от воспитателя сведения о себе, учился давать себе оценки сам. В-четвертых, подчеркивается необходимость искренности и естественности в проявлении эмоций. Центральная роль в реализации принципа самовоспитания принадлежит воспитателю. Опыт работы В.А. Сухомлинского показывает, что общение-диалог развивает у воспитателя и воспитанников уверенность в собственных силах и критичность в отношении к себе, доверие и требовательность к окружающим людям, готовность к творческому решению встающих проблем и веру в возможность их решения.

В.А.Сухомлинский рассматривал диалог как средство «духовного общения, обмена духовными ценностями», пробуждения взаимного интереса педагога и учащегося.

Можно ещё раз подчеркнуть, что В.А.Сухомлинский - талантливый педагог и человек большой душевной щедрости, посвятивший свою жизнь детям и раздумьям об их воспитании. Его книги явились редким в 60-70-е гг. XX в. примером гуманной педагогики, нашедшей блестящее воплощение в практике работы его "Школы радости". Педагогические идеи Сухомлинского представляются актуальными и в наше время.

Большая любовь и уважение к украинскому просветителю живет в душах людей из разных уголков Земли.

Биография



Искренняя любовь к детям, романтическая устремленность личности, страстность и убежденность отличали выдающегося педагога Василия Александровича Сухомлинского.

Замечательный педагог-новатор, страстный публицист, он продолжил и творчески развил лучшие традиции советских педагогов. Еще при жизни о Сухомлинском говорили: не человек, а целое научное учреждение. За два десятилетия – 35 книг, сотни научных статей и публицистических статей-раздумий. Творчество Сухомлинского сравнивают с вечнозеленым деревом, у которого гибкие корни, крепкий ствол и раскидистая крона, ветви которой из года в год дают новые побеги.



В.А. Сухомлинского заботили прежде всего проблемы индивидуального воспитания подростков, выработки у них четкой мировоззренческой позиции, привития им эмоциональной культуры. Он до последнего дня оставался директором Павлышской школы, обычной сельской школы, в которой учились обыкновенные деревенские ребята.

Литература

Книги

Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения: в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.
- Борисовский, А.М. В.А. Сухомлинский: кн. для учащихся / А.М. Борисовский. - М. : Просвещение, 1985. - 128 с. - (Люди науки).
- Павлышская средняя школа [Онуфриев. район] : обобщение опыта учеб.-воспит. работы в сел. сред. школе / Акад. пед. наук СССР, Сухомлинский В.А. - М. : Просвещение, 1969. - 398 с.
- Сухомлинский В.А. / сост. Г.Д. Глейзер. - М. : ИД Шалвы Амонашвили, 1997. – 224 с. - (Антология гуманной педагогики).
- Сухомлинский, В.А. Методика воспитания коллектива / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1981. - 192 с.
- Сухомлинский, В.А. Мудрая власть коллектива: методика воспитания коллектива: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол.гвардия, 1975. - 240 с.
- Сухомлинский, В.А. "Не только разумом, но и сердцем..." : сб. ст. и фрагм. из работ / В.А. Сухомлинский. - М. : Мол. гвардия, 1986. - 205 с. - (Для тех, кто работает с пионерами).
- Сухомлинский, В.А. Нравственный идеал молодого поколения / В.А. Сухомлинский. - М. : Акад. пед. наук РСФСР, 1963. - 152 с.
- Сухомлинский В.А. О воспитании: [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
- Сухомлинский, В.А. Павлышская средняя школа: обобщение опыта учеб.-воспитат. работы в сел. сред. школе / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1979. – 396 с.
- Сухомлинский, В.А. Письма к сыну: кн. для учащихся / В.А. Сухомлинский; предисл.
- Г. Медынского. - 2-е изд. - М. : Просвещение, 1987. - 120 с.
- Сухомлинский, В.А. Потребности человека в человеке / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Сов. Россия, 1981. - 96 с. - (Человек среди людей).
- Сухомлинский, В.А. Разговор с молодым директором школы / В.А. Сухомлинский. - М. : Просвещение, 1973. - 208 с.
- Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 1980. – 175 с. : ил.
- Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский. - М. : Знание, 1978. - 96 с.
- Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина: пер. с укр. / В.А. Сухомлинский. - 3-е изд. - М. : Мол. гвардия, 1979. - 335 с.
- Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. – Киев. : Рад. школа, 1972. - 244 с.
- Тартаковский, Б.С. Повесть об учителе Сухомлинском / Б.С. Тартаковский. – М. : Мол. Гвардия, 1972. – 271 с. : ил.

Статьи

Андреева, Е.К. От экологического воспитания к пониманию ноосферы: [к изучению пед. наследия В.А. Сухомлинского] // Сов. педагогика. - 1988. - № 9. - С. 23-28.
- Богуславский, М. Василий Александрович Сухомлинский: цели и смыслы воспитания // Народное образование. - 2008. - № 9. - С. 261-266.
- Богуславский, М. "Мир вступает в Человека": к 70-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского // Воспитание школьников. - 1988. - № 5. - С. 12-14.
- Быблюк, М. В.А. Сухомлинский и польские педагоги: к 70-летию со дня рождения [педагога] // Сов. педагогика. - 1988. - № 9. - С. 28-30.
- Валеева, Р.А. Корчак и Сухомлинский: как любить ребенка: [к 110-летию Я. Корчака и 80-летию В.А. Сухомлинского] // Педагогика. - 1998. - № 6. - С. 48-52.
- Волков, Б. Собор души твоей: к 70-летию В.А. Сухомлинского // Литература в школе. - 1988. - № 5. - С. 2-7.
- Волков, Г.Н. Мастер уникального эксперимента: к 70-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского // Сов. педагогика. - 1988. - № 9. - С. 17-23.
- Гартман, Э. Личность и общество, инициатива и активность: [изуч. пед. наследия В.А. Сухомлинского] // Сов. педагогика. - 1988. - № 12. - С. 89-91.
- К 75-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского // Народное образование. - 1993. - № 7/8. - С. 109-128. - Содерж. : Почему Сухомлинский? / М. Богуславский; В.А. Сухомлинский и борьба идей в советской педагогике 60-х годов / А. Довыдова; Феномен Сухомлинского / А. Резник.
- Лебедев, П.А. Думы павлышского педагога: к 70-летию В.А. Сухомлинского // Начальная школа. - 1988. - № 9. - С. 71-74.
- Маевский, Ю. В.А. Сухомлинский и музыка // Сов. музыка. - 1988. - № 9. - С. 97-98.
- Мазур, П. Предисловие: [к изуч. творч. наследия А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского] // Народное образование. - 1988. - № 1. - С. 86-87.
- Малинин, В.И. Сухомлинский о Макаренко: незавершенный труд // Сов. педагогика. - 1990. - № 3. - С. 85-93.
- Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании ума // Педагогика. - 1994. - № 1. – С. 96-100.
- Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о воспитании всестороннего развития личности // Сов. педагогика. - 1991. - № 9. - С. 104-110.
- Мухин, М.И. В.А. Сухомлинский о дифференцированном и индивидуальном подходе к ученику // Воспитание школьников. - 1991. - № 4. - С. 9-11.
- Плеханов, А.В. Радость труда - это красота бытия: к 70-летию со дня рождения В.А. Сухомлинского // Школа и производство. - 1988. - № 9. - С. 6-8.
- Равкин, З.И. Педагогика творчества и новаторства: [о пед. наследии В.А. Сухомлинского] // Сов. педагогика. - 1989. - № 9. - С. 103-109.
- Родчанин, Е.Г. Об истоках философско-педагогических воззрений В.А. Сухомлинского / Е.Г. Родчанин, И.А. Зязюн // Сов. педагогика. - 1988. - № 10. - С. 98-103.
- Сахаров, В.А. В.А. Сухомлинский и современность (К 85-летию со дня рождения педагога-гуманиста) // Начальная школа. - 2002. - N 9. - С. 20-22.
- Сермяжко, Е.И. Воспитание детей в семье: [к изуч. пед. наследия В.А. Сухомлинского] // Сов. педагогика. - 1988. - № 2. - С. 113-116.
- Соловков, И.А. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский // Начальная школа. - 1998. – № 9. - С. 3-8.
- Сухомлинская, О.В. Идеи и свершения Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970): к 70-летию со дня рождения // Сов. педагогика. - 1988. - № 9. - С. 11-17.
- Сухомлинский, В.А. В расчете на абстрактного ученика: [статья 1966 г.] // Воспитание школьников. - 1991. - № 4. - С. 11-12.
- Сухомлинский, В.А. Идти вперед! : [против формализма в пед. творчестве: публ. ст. 1967 г. / послесл. В. Кумарина] // Народное образование. - 1989. - № 8. - С. 70-81.
- Сухомлинский, В.А. К вопросу об организации школ-интернатов / публ. и примеч. О.А. Сухомлинской // Сов. педагогика. - 1988. - № 12. - С. 22-88.
- Сухомлинский, В.А. "Учитель - совесть народа..." : [публ. писем педагога, 1962-1970 гг.] / подгот. Л. Плесская и О. Володин // Народное образование. - 1988. - № 9. - С. 73-79.
- Сухомлинский, В.А. Мы продолжаем себя в детях: [публикация отрывка из статьи педагога] // Воспитание школьников. - 1990. - № 5. - С. 57-59.
- Турбовской, Я. Диалог через двадцать лет: [к изуч. теорет. наследия В.А. Сухомлинского: в связи с публ. ст. педагога "Идти вперед!"] // Народное образование. - 1989. - № 8. – С. 81-85.
- Ханбиков, Я. Родительская педагогика В.А. Сухомлинского / Я. Ханбиков, А. Попова // Народное образование. - 1988. - № 7. - С. 80-82.
- Шашло, Т. Воспитатель мужественного поколения: воспоминания о В.А. Сухомлинском // Народное образование. - 1988. - № 9. - С. 80-81.

Http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/522421
- http://maks-sokolov.narod.ru/ped_mas_suxomlinskogo_v_a.htm
- http://www.eunnet.net/sofia/05-2002/text/0518.html
- http://works.tarefer.ru/64/100274/index.html

Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918, с. Васильевка Александрийского уезда Херсонской губернии, Российская империя — 2 сентября 1970, пос. Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области, Украинская ССР) — педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР (1968), кандидат педагогических наук (1955), заслуженный учитель школы Украинской ССР (1958), Герой Социалистического Труда (1968).

Родился в семье деревенского плотника. После окончания школы крестьянской молодёжи поступил в Кременчугский медицинский техникум. В 1939 году с отличием окончил Полтавский педагогический институт. Работал учителем украинского языка и литературы в сельских школах Онуфриевского района Кировоградской области.

Участник Великой Отечественной войны. В июле 1941 года призван в Красную Армию. В звании младшего политрука воевал на Западном и Калининском фронтах, участвовал в Смоленском сражении и битве под Москвой.

В январе 1942 года был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил и после выписки из уральского госпиталя с 1942 по 1944 годы работал директором школы посёлка Ува Удмуртской АССР. Возвратившись на родину, узнал, что его жена, участвовавшая в партизанском подполье, с малолетним сыном были замучены фашистскими оккупантами.

С 1944 года — заведующий Онуфриевским районным отделом народного образования. С 1948 года до последнего дня своей жизни работал директором средней школы посёлка Павлыш Онуфриевского района Кировоградской области Украины. В 1955 году защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Директор школы — организатор учебно-воспитательного процесса».

Сухомлинский создал оригинальную педагогическую систему, основывающуюся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплоченного коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Коммунистическое воспитание Сухомлинский понимал как формирование «мыслящих личностей», а не послушных исполнителей партийных команд.

Сухомлинский строил процесс обучения как радостный труд; большое внимание он уделял формированию мировоззрения учащихся; важная роль в обучении отводилась слову учителя, художественному стилю изложения, сочинению вместе с детьми сказок, художественных произведений.

Сухомлинский разработал комплексную эстетическую программу «воспитания красотой». Его система противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась официальными педагогическими кругами за «абстрактный гуманизм».

В целостном виде взгляды Сухомлинского представлены в «Этюдах о коммунистическом воспитании» (1967) и других произведениях. Его идеи воплощены в практике многих школ. Были созданы Международная ассоциация В. А. Сухомлинского и Международное объединение исследователей Сухомлинского, педагогический музей Сухомлинского в Павлышской школе (1975).

Сухомлинский — автор около 30 книг и свыше 500 статей, посвящённых воспитанию и обучению молодёжи. Книга его жизни — «Сердце отдаю детям» (Государственной премии УССР — 1974, посмертно). Его жизнь — воспитание детей, личности. В условиях тоталитарной системы он воспитывал в детях чувство достоинства, воспитывал гражданина.

— Награды
* Герой Социалистического Труда (1968).
* Орден Красной Звезды.