Соболев — сила

    • Притяжение Арктики Долгая полярная ночь сменяется коротким полярным днем. Царство холода и льда. Но именно этот суровый край притягивал людей. Именно сюда снаряжались экспедиции, чтобы исчезли последние белые пятна на карте мира. Именно здесь завершилась в начале ХХ века эпоха Великих географических открытий.
    • Отечественная война 1812 года В материалах, представленных в проекте «Отечественная война 1812 года» многое не совпадает с нашими прежними знаниями и представлениями. Заставляет задуматься, и несколько иначе взглянуть на далекие судьбоносные события.
    • 04/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА Космос - орбиты сотрудничества Олег Кораблев Тайна Первой планеты Научно-исследовательская миссия BepiColombo призвана ответить на многие вопросы, связанные с Меркурием. Игорь Митрофанов Летим на Марс? При подготовке экспедиции на Марс важно знать, каким воздействиям мы подвергнемся по дороге туда и что найдем на месте - там, где «примарсимся». Михаил Ревнивцев Два в одной, или Обсерватория «Спектр‑РГ» Вселенная - это огромный лабораторный корпус, в котором есть много разных лабораторий с разными условиями. Во многих из них реализованы условия, которые невозможно получить в лабораториях на Земле. Александр Волков От Европы до космоса О Европейском космическом агентстве. НОВОСТИ НАУКИ НАШИ ИНТЕРВЬЮ Леван Стажадзе «Дорогие космонавты, летайте спокойно!» «Без признаков жизни - вырвалось у меня. Эти слова потом и пошли «в эфир». БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ! ИСТОРИЯ НАУКИ В ЛИЦАХ Алексей Ренкель Царь почв Василий Васильевич Докучаев, основатель научного почвоведения, напоминал былинного богатыря - такой же высокий, крепкий, с окладистой бородой. РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Борис Жуков Геномное плацебо БЕСЕДЫ ОБ ЭКОНОМИКЕ Руслан Гринберг Потребности и ресурсы ВО ВСЕМ МИРЕ МУЗЕЙ  КАК ЛИЦО ЭПОХИ Наталья Рожкова «Что такое делается на нашем грешном свете…» Гоголь очень любил Москву, однако, никогда не имел здесь собственного жилья и даже наемной квартиры… ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ Андрей Тартаковский Неразгаданный Барклай ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ…
    • 03/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА После постмодерна. Новые горизонты Александр Марков Литература: новое культурное состояние Сейчас границы литературы сместились. При этом мы не сможем сразу ответить, почему, скажем, «Похвалу глупости» и «Разговоры запросто» Эразма Роттердамского мы относим к литературе, а не менее образно и гладко написанные его труды «Оружие христианского воина» или «Рассуждение о свободе воли» - нет. Почему «Утопия» Томаса Мора - литература, а «История Ричарда III» - историческое сочинение. Катерина Груздева Музыка - вечный дом Наверняка в умах уже бродила и высказывалась мысль, что раз архитектура - это застывшая музыка, то музыка, наоборот, - движущаяся архитектура. Катерина Груздева Время - главный архитектор Если отталкиваться от знаменитого тезиса «архитектура - застывшая музыка», то кажется обязательным, особенно в рамках темы «новое культурное состояние», рассматривать архитектурные вопросы «симфонически»… Михаил Эпштейн Наброски к теории всего Интерес к гуманитарным наукам, падавший на рубеже XX-XXI веков из-за гигантского успеха естественных наук и технологий, теперь начинает возрождаться, как ни парадоксально, именно благодаря этим успехам. НОВОСТИ НАУКИ ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Сергей Ястребов Рационализация индивидуального развития Проблема связи (как тогда говорили, параллелизма) между индивидуальным развитием живых организмов и их межвидовыми различиями стала совершенно очевидной в апреле 1825 года. РАЗМЫШЛЕНИЯ К ИНФОРМАЦИИ Борис Жуков Уроки страха КАК МАЛО…
    • 02/2019 ГЛАВНАЯ ТЕМА Гражданская война: где начало? Александр Горянин И пошел брат на брата… Назвать точную дату начала российской Гражданской войны (вот до этого дня включительно её не было, а с этого уже началась) невозможно. Сергей Храмков Начало Гражданской войны в России Два первых месяца большевистской власти, предшествующих разгону Учредительного собрания, уже ознаменовались беззаконием, преступлениями и вероломством. Зинаида Гиппиус Отрывки из «Петербургских дневников» С воцарением большевиков стал исчезать человек как единица. Ирина Селезнёва 1919 год в документах Богородского уездного революционного комитета Новый революционный порядок разрушил сложившиеся хозяйственные связи, тем самым определив последующую разруху в России. НОВОСТИ НАУКИ КОСМОС: РАЗГОВОРЫ С ПРОДОЛЖЕНИЕМ Дмитрий Вибе Рождение звезд В прошлом люди думали, что звёзды существуют вечно. Потом они стали считать, что все звезды зажглись одновременно и очень давно. НЕИЗВЕСТНОЕ ОБ ИЗВЕСТНОМ Борис Кантор Кварц с белой полосой Что за таинственная белая полоса пронизывает кристалл? Борис Жуков Теория эволюции и программа самоуничтожения За полтораста лет своего существования идея эволюции на основе естественного отбора превратилась из гениальной догадки в глубоко проработанную научную теорию. ВО ВСЕМ МИРЕ УЧИМСЯ ЧИТАТЬ Виктор Зайцев Мнимый Чехов Без попытки понять чеховский язык даже самый добросовестный читатель останется не с представлением о Чехове, а с представлением о собственном представлении, то есть с пресловутым «мнимым…
    • 01/2019 NOBEL PRIZE 2018 НОВОСТИ НАУКИ ГЛАВНАЯ ТЕМА Время - ты кто? Артем Гуларян Время в постнеклассической картине мира Каждый из нас хоть раз в жизни задумывался над проблемой времени, устрашаясь и восхищаясь его течением… Александр Крушанов Парадоксальное «время» современной науки Наше знание о феномене времени в существенной мере обязано XX веку. Именно тогда оно перешло на совершенно новую ступень, которая остается ведущей и поныне. Дмитрий Горбунов Первая секунда бытия Время с позиции космолога. Александр Винничук Время Роль феномена времени в современной научной картине мира. ВО ВСЕМ МИРЕ ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ Андрей Левандовский Дмитрий Милютин, военный министр Российской Империи В двадцать с небольшим лет он задумывается, а после тридцати пишет соответствующие записки. Уже в эти годы он отчетливо понимает, что Россия должна пережить комплекс реформ. ИСТОРИЯ ТЕХНОЛОГИЙ Алексей Ренкель Русский свет Павла Яблочкова ПОНЕМНОГУ О МНОГОМ ИСТОРИЯ НАУЧНОЙ МЫСЛИ Алексей Селезнев Слабое взаимодействие: от радиоактивности до Хиггса Его назвали слабым потому, что два других фундаментальных взаимодействия, которые важны на микроскопическом уровне - сильное и электромагнитное - намного интенсивнее. В ФОКУСЕ ОТКРЫТИЙ Юрий Ерошенко Дела поверхностные На поверхности твердых тел происходит много интересного. НАШИ ИНТЕРВЬЮ Лео Бокерия Ему не хочется покоя… Известный кардиохирург, академик Лео Антонович Бокерия рассказывает о себе и своей работе. ПРОБЛЕМЫ…
    • 12/2018 ИННОВАЦИОННЫЙ ИНЖЕНЕР - КЛЮЧЕВАЯ ФИГУРА НОВОЙ ЭКОНОМИКИ Одна из нобелевских премий этого года была присуждена одновременно за два исследования. Первое из них было посвящено, говоря коротко, воздействию на экономику климатических изменений, второе - влиянию на нее, экономику, инноваций. О вкладе деятельности человека в глобальное потепление до сих пор идут споры, а кое-кто этот вклад и вовсе отрицает. Но то, как сказываются рукотворные инновации на развитии и прогрессе передовых стран, какова их роль и значимость в современной жизни - очевидно уже не только нобелевскому комитету, ученым и экономистам, но и подавляющему большинству здравомыслящего человечества. Тем не менее, нам вновь и вновь приходится активизировать отечественную инновационную тематику, поскольку не раз ставившаяся задача «модернизационного прорыва» потому-то не раз и ставилась, что не удавалось воплотить в жизнь предыдущие решения. Казалось бы, все для их реализации есть: богатые недра, огромные ресурсы, в значительной степени сохранившаяся инфраструктура, постоянно «утекаемый», но, слава богу, до конца не растраченный творческий потенциал народа, однако… Вот последнее из перечисленного все нагляднее и обозначает ключевую проблему: прежде всего, неэффективное распоряжение тем, что мы называем «человеческим капиталом», для которого так и не создана плодотворная образовательная и предпринимательская среда. А это отнюдь не способствует высвобождение тех незаурядных креативных сил, какие только и могут сформировать…
    • 11/2018 Злаковое человечество История людей - это история хлеба. Он - главный пищевой элемент, одна из важнейших сторон материальной и духовной культуры народов. Хлебные культуры легли в основу земледелия, приведшего, в конце концов, к возникновению самого феномена цивилизации как таковой. Возделывание злаковых стало «спусковым крючком» прогресса, без которого человеческое общество не могло бы развиваться в принципе. Поэтому днем рождения нашего мира с полным правом можно считать тот день, когда кому-то из вольных собирателей пришло в голову отказаться от поиска съедобных корешков и посадить в землю продолговатое зернышко дикой пшеницы. К X тысячелетию до новой эры рост численности людей на Земле привел к тому, что охота и собирательство уже не могли прокормить всех. Чтобы жить дальше, нужно было изыскать какой-то новый, более надежный способ добывания растительной пищи. Нашелся только один - водрузить на себя ярмо земледельца, труда тяжелого, но, как сказали бы сегодня, перспективного. Нашим предкам пришлось отказаться от бродячего образа жизни, перейти к оседлости, приобрести массу новых знаний и умений, придумать и изготовить новые специфические орудия труда, так как скребка, которым выкапывались раньше съедобные корешки из земли, явно было недостаточно. Следовало также научиться строить стационарное жилье, шить новую, более удобную одежду и ­обувь. Новые потребности, в свою очередь, стимулировали развитие техники строительства, ткацкой индустрии и животноводства, так как от животных требовалось теперь не только мясо, но и шерсть, шкура, волосы. Это привело к возникновению…
    • 10/2018 Вероятно, в нашей гигантской, может быть, даже бесконечно большой Вселенной существует множество цивилизаций. И многие из них, подобно нам, пытаются понять, как могут выглядеть «другие» разумные существа, как они мыслят и действуют. Поиск инопланетян давно перестал быть уделом лишь писателей-фантастов, во всех деталях живописующих Великий Контакт. В последние десятилетия астрономы настойчиво ищут планеты за пределами Солнечной системы, где могла бы существовать жизнь. И пусть имеющиеся пока у нас средства наблюдения вряд ли позволят заметить «вторую Землю» в окрестности звезд, напоминающих Солнце, нам всё чаще удается обнаруживать более крупные планеты - так называемые «суперземли». На этих планетах, как и на их спутниках, могут сложиться вполне подходящие условия для развития жизни, например, там могут существовать океаны жидкой воды. По мнению астрономов, теперь мы знаем в Космосе гораздо больше мест, где следовало бы искать жизнь, и даже - теоретически - способны заметить признаки присутствия высокоразвитых цивилизаций. Астробиологи уже давно обсуждают, как могут выглядеть животные, населяющие далекие планеты, и какими удивительными способностями могут быть наделены носители высшего разума из чуждых нам миров - инопланетяне. Социологи, психологи и даже богословы оживленно обсуждают последствия контакта с внеземными гостями. Философы гадают, каких моральных заповедей придерживаются космические визитеры и готовы ли мы сами к тому, чтобы стать членами…
    • 09/2018 Образование: традиции, шаблоны и новшества (пробьемся сквозь асфальт?) Ровно десять лет назад, к очередному учебному году, «Знание - сила» активно включился в обсуждение перемен, ожидающих отечественную систему образования. Участвовать в подобных прениях - традиционно для журнала, однако в том памятном году дискуссии приняли наиболее острый характер - в школу вводился Единый Государственный Экзамен. Вводился, как выяснилось, окончательно и бесповоротно, несмотря на беспрецедентную полемику, что, как и предсказывалось, и по прошествии десятилетия не сняло, а во многом и усугубило проблемы как средней, так и высшей школы. Это особенно проявилось сейчас, когда на самом высоком уровне поставлена задача совершить резкий скачок в развитии науки, технологий, инноваций, выстроить «цифровую экономику». В какой же степени образовательные реформы, задуманные много лет назад, отвечают новым вызовам? Такого рода преобразования - игра вдолгую. Предусмотреть в непрерывно меняющемся мире отдаленные последствия столь масштабной перестройки непросто. Но, по крайней мере, необходимо провести честный анализ сделанного и выяснить, насколько выросшее «поколение ЕГЭ» заточено на решение новых задач, в какой мере способно включиться в создание так требуемого стране инновационного продукта. И возможно ли это в принципе, если формирование будущего инноватора происходит в атмосфере шаблонных подходов, стандартов, единообразия - что в учебниках, что в методах преподавания, что в обюрокраченной работе учителя? Тем…
    • 08/2018 Ровно 70 лет назад, в августе 1948 года на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук имени В. И. Ленина (ВАСХНИЛ) были упразднены важнейшие разделы биологии. Главной жертвой стала генетика, но вместе с ней разгрому подверглись эволюционная биология, цитология и некоторые прикладные дисциплины. Вместо них отныне советским ученым вменялось развивать «мичуринскую агробиологию» - эклектический коктейль из натурфилософских рассуждений, обрывков устаревших концепций и невежественных фантазий доморощенных «теоретиков». Приговор наукам был вынесен высшим политическим руководством страны, но публичное оглашение его и приведение в исполнение было возложено на лидера «мичуринцев» Трофима Лысенко, ставшего живым символом расправы. Эти события и последовавшие за ними полтора десятилетия засилья шарлатанов давно получили заслуженную и однозначную оценку, как в истории науки, так и в глазах общества. Казалось бы, сегодня для разговора о них лучше всего подошел бы бесстрастно-академический тон исторического исследования - тем более, что многое в истории лысенковщины все еще остается почти неизученным. Но в последнее время в российском публичном пространстве все настойчивее звучат голоса защитников «оклеветанного самородка». Сегодня реабилитировать имя убийцы отечественной биологии пытаются не только анонимные блогеры и штатные авторы маргинальных изданий, но и люди с солидными научными регалиями и газеты, некогда воспринимавшиеся как эталон интеллигентной журналистики. В апреле этого года заместитель министра сельского хозяйства РФ Иван Лебедев на круглом столе думского комитета по науке и образованию назвал Лысенко «великим ученым», поставил его в один ряд с Николаем Вавиловым и объявил, что преклоняет перед ним…
    • 07/2018 Отечественное кораблестроение в прошлом и настоящем В 2017 году исполнилось 350 лет отечественному государственному судостроению. В середине XVII века Россия вела активную торговлю с народами прикаспийского бассейна, в первую очередь с Персией. Товары перемещали прежде всего караванами баркасов по Волге и Каспию. Однако, там купцов, как российских, так и иностранных, поджидали целые флотилии ушкуйников - русских пиратов и других разбойников. Государь Алексей Михайлович Указом от 19 июня 1667 года повелел повести с ними решительную борьбу, для чего начать строительство боевых кораблей для действия в низовьях Волги и на Каспии. Верфь для этого заложили в Дединове на Оке, где давно ловили рыбу для царского стола и где умели строить большие рыбацкие лодки. Общее руководство исполнением Указа было возложено на знаменитого сподвижника царя Афанасия Ордин-Нащокина. Флагманом будущего флота стал трехмачтовый боевой корабль «Орел». На нем впервые подняли государственный триколор - по тогдашней терминологии бело-лазорево-червчатый. Спуск корабля на воду состоялся 19 мая 1668 года. Мы напомним историю создания корабля «Орел» и расскажем о современном состоянии отечественного судостроения, о том новом, что происходит в этой сфере промышленности и связанной с ней науке. Содержание номера ЗАМЕТКИ ОБОЗРЕВАТЕЛЯ Александр Волков Большим кораблям - большое плавание! НОВОСТИ НАУКИ В рубрике: Найден источник загадочного гамма-излучения. Супервулканы и опасности для человечества. Тайна вытянутых черепов. ГЛАВНАЯ ТЕМА Отечественное государственное судостроение: от корабля «Орел» до атомных ледоколов-гигантов ГЛАВНАЯ ТЕМА Андрей Шаблин…
    • 06/2018 Неожиданный Чехов: от Коломбо до Монте-Карло Музеи не только распахивают перед нами окна в эпоху, когда жил их главный герой, но и помогают обратить внимание на самого человека, которому посвящена экспозиция, рассмотреть его личность (она за известностью обыкновенно теряется, уступая место стереотипам. А уж если, не дай бог, писатель входит в школьную программу! - так и тем более). Именно музеи, с их, казалось бы, застывшими собраниями вещей, напоминают о том, что человек неисчерпаем. Задумаемся, бродя по залам музея А. П. Чехова: так ли уж хорошо мы его в свое время прочитали и вообще, укладывается ли живой Антон Павлович в шаблоны в наших головах? В Чехове еще есть что открывать - это становится ясным уже в первом из материалов Главной темы номера: рассказ Натальи Рожковой об исследователе Чехова Александре Чудакове и о написанной им для школьников (но читается и нами, взрослыми, - взахлеб) чеховской биографии. История одного из прототипов Чехова, разведанная Татьяной Соловьевой, отправляет нас на Сахалин чеховских времен. Но если сахалинская поездка писателя известна многим, то отношения его с Европой (а ведь он был страстным путешественником!) - куда меньше. Вена и Венеция, Рим и Неаполь, Ницца и Монте-Карло, Везувий и рулетка (игроком он был не менее страстным) - всё это мало вяжется с его обликом, верно? - Дмитрий Капустин и Сергей Жуков убедят нас в обратном. И, наконец, Эрнест Орлов (заместитель директора Государственного литературного музея имени В. И. Даля по научной работе, руководитель…
    • 04/2018 Космос: время активного освоения «Астрономия нам нужна так же, как нужны все, даже самые экзотические, ветви науки, искусства и ремесла… Я не рассчитываю, что нынешнее поколение генералов и политиков это поймет. Прицел следует брать на будущее поколение, которое сегодня ходит в школу». Так писал в августе 2002 года на страницах «Знание - сила» известный популяризатор астрономии Владимир Сурдин. Увы, именно тех учащихся вскоре этого предмета и лишили, изгнав его из школы. Похоже, время осознания ошибки наступило - сменившись, руководство нашего образования, видимо, помудрело, и решение о включении астрономии в школьную программу недавно принято. Уверены, что этому обнадеживающему нас событию способствовали усилия ученых, инженеров, педагогов и журналистов, для кого было очевидно, что пренебрежение к одной из важнейших естественнонаучных дисциплин чревато отставанием в технологическом развитии России, терявшей свои позиции в освоении космоса. Посильный вклад в поддержание интереса к астрономической тематике, надеемся, внесли и мы - все эти годы с наших страниц не сходила рубрика «Космос: разговоры с продолжением»; также «Знание - сила» совместно с Музеем космонавтики организовал лекторий, где можно было напрямую общаться с учеными и популяризаторами науки. Не раз их выступления становились основой для Главной темы журнала. Вот и сегодня в ней будет продолжаться начатая в прошлом номере переработанная для печати…
    • 03/2018 Музей непрочитанного классика В СССР он был наиболее издаваемым из советских писателей: с 1918 по 1986 годы общий тираж его изданий, числом 3556, составил более чем 242 миллиона экземпляров. (Где теперь все эти издания? Многие ли берут их в руки?) А если учитывать писателей и русских, дореволюционных, то даже и тут Горький уступит лишь Пушкину и Льву Толстому - вместе с которыми, да еще с Маяковским, его усатый профиль, символ всего официального, обязательного, навязанного (значит - ненастоящего, мертвого!) косился на нас со школьного фасада десять лет подряд. Смотрел он и с первой страницы «Литературной газеты», и со стен станций метро; не было, кажется, ни одного населенного пункта в Советском Союзе, в котором не оказалось бы улицы Горького. Верный, кажется, путь к тому, чтобы быть непрочитанным. Кстати сказать: несмотря на фантастические по нынешним временам тиражи, полного собрания его сочинений нет до сих пор). Ни советское время, когда Горький был явлением куда более идеологическим, чем литературным, ни последовавшее за ним время постсоветское с его вполне понятным отталкиванием от «буревестника революции» и желанием поскорее его забыть не способствовали адекватному и просто внимательному прочтению того, что он, собственно, написал. Кажется, теперь нас, наконец, отделяет от его времени расстояние, достаточно большое для того, чтобы посмотреть…

  • Родился в 1928 году в Москве.

    График, сценограф, художник анимационных фильмов, режиссер театральных постановок, один из самых ярких представителей советского нонконформистского искусства шестидесятых годов и один из немногих преподавателей актуального искусства девяностых годов. В 1947-1953 годах учился в Московском полиграфическом институте. 1956-1960 годы – совместная работа с Ю. Соостером. В том числе, в 1958 году – основание художественного кафе Артистическое в Москве.

    В 1959-1966 годах к группе Соостер-Соболев примыкают художники В. Янкилевский, И. Кабаков, Э. Неизвестный. В 1960-1980 годах Соболев работает в качестве главного художника в издательстве Знание, а затем в журналах Декоративное искусство и Знание-сила. В 1967-1972 годах – художник-постановщик анимационных фильмов Стеклянная гармоника (совместно с Ю. Соостером) и Бабочка (режиссер А. Хржановский). 1975-1992 годы – режиссер слайд-фильмов и аудиовизуальных систем. В 1976-1978 годах – художник-постановщик кинофильмов. Тогда же принимал участие в восстановлении, совместно с Г. Александровым, фильма С. Эйзенштейна Да здравствует Мексика! (золотая медаль Московского кинофестиваля). С 1978 года – член горкома художников-гафиков. 1987 год – участник создания объединения Эрмитаж в Москве.

    В 1990 году вместе с М. Хусидом основывает Интерстудио – Международную мастерскую синтеза и анимации.

    Последние годы Юрий Соболев жил в Царском Селе и там вновь собрал вокруг себя молодых художников – организовал международную школу современного искусства "ИНТЕРСТУДИО ". Как и художники шестидесятых, многие её выпускники считают Юрия Соболева своим подлинным учителем.

    Персональные выставки:

    1985 Мальтийское посольство. Москва

    1988 Объединение Эрмитаж. Москва
    Галерея Ост-Вест. Цюрих, Швейцария

    1993 Галерея Гренахер. Цюрих, Швейцария
    Совместные проекты с Галиной Метеличенко:
    МИФОЛОГИЯ ЛИМОНА

    1990 Галерея А-16. Цюрих, Швейцария

    1991 Галерея У старой немецкой школы. Туун, Швейцария
    ДОН ЖУАН И ДРУГИЕ ИСТОРИИ

    1992 Галерея Заагер. Цюрих, Швейцария

    1993 – Международный фестиваль Кукарт. Пушкин (Санкт-Петербург)

    Групповые выставки:

    1962 Выставка произведений художников студии под руководством Э. Белютина (с участием Ю. Соостера, В. Янкилевского и др.) Б. Коммунистическая ул., Москва. Гостиница Юность. Москва.
    Центральный выставочный зал (Манеж). Москва

    1965 Актуальная альтернатива-2. Гастелло Спаньоло. Л"Акуила. Италия
    Девять русских художников. Гданьск, Польша

    1966 Шестнадцать московских художников. Познань, Польша
    Новая живопись в Москве. Лугано, Швейцария

    1967 Молодые московские художники. Кремона, Италия
    Пятнадцать молодых московских художников. Галерея Иль Сеньо. Рим, Италия

    1969 Новая московская школа. Галерия Пананти. Флоренция, Италия

    1970 Новые тенденции в Москве. Музей изобразительных искусств. Лугано, Швейцария

    1972 Фонд Миро. Барселона, Испания

    1974 Прогрессивные тенденции в Москве, 1957-1970. Бохум, Германия

    1977 Биеннале Нон-официальная перспектива. Венеция, Италия

    1979 20 лет неофициального советского искусства. Бохум, Германия

    1986 Московские художники. Выставочный зал на Малой Грузинской. Москва
    Выставка частной коллекции В. Тарасова. Государственный художественный музей. Вильнюс, Литва

    1987 30 лет неофициального искусства. Объединение Эрмитаж. Москва

    1988 Живу – вижу. Художественный музей. Берн, Швейцария

    1989 Русская магия (совместно с Э. Гороховским). Галерея Ост-Вест. Цюрих, Швейцария

    1990 Арт-месса. Базель, Швейцария
    Галерея Домбергер. Штутгардт, Германия
    Галерея Зельтц. Дюссельдорф, Германия

    1991 Другое искусство. Государственная Третьяковская галерея. Москва

    Работы находятся в Музее кино, Москва; Государственном музее, Штутгарт, Германия; Музее Бавьера, Цюрих, Швейцария; галерее У старой немецкой стены, Туун, Швейцария; галерее Зельтц, Дюссельдорф, Германия; галерее Московская палитра. Москва; в частных собраниях: В. Тарасова (Вильнюс, Литва); Н. Маньенана (Париж, Франция); П. Фазлера (Цюрих, Швейцария

    24 апреля 2019 у Главного входа в парк «Сокольники» в честь празднования 140-й годовщины присоединения парка к территории Москвы состоится торжественная церемония открытия памятного знака Сергею Михайловичу Третьякову
  • 15.04.2019 С сенсационным утверждением об ошибочной атрибуции «Спасителя мира» выступил исследователь Бен Льюис - автор монографии «Последний Леонардо. Тайная жизнь самой дорогой картины в мире»
  • 11.04.2019 Классик концептуализма, один из самых дорогих из ныне живущих художников создал дизайн для этикеток белого и красного брюта специальной серии Victor Dravigny русского винного дома «Абрау-Дюрсо»
  • 08.04.2019 Министерство культуры предлагает внести изменения в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…», чтобы уравнять статус организаций культуры в части возможности продажи алкогольной продукции
  • 28.03.2019 «Портрет Доры Маар», ныне оцениваемый в $25 млн, нашли стараниями арт-детектива Артура Бранда, которого давно окрестили «Индианой Джонсом мира искусства»
    • 19.04.2019 В четверг, 25 апреля 2019 года, состоится очередной аукцион. Каталог составили 656 лотов: живопись, графика, религиозные предметы, серебро,ювелирные изделия, стекло, фарфор и пр.
    • 17.04.2019 18 апреля аукционный дом «Литфонд» проведет 151-й аукцион, в каталог которого вошли свыше 400 лотов редких книг, рукописей, автографов, фотографий, плакатов, исторических бумаг и открыток на общую сумму свыше 20 000 000 рублей
    • 17.04.2019 18 апреля 2019 года «Русская эмаль» проводит Аукцион антикварных открыток и филателии № 6. В каталоге - 225 лотов
    • 16.04.2019 В субботу, 20 апреля, «Антиквариум» проведет два очных аукциона. В 15:00 начнется аукцион «Литература и искусство Бронзового века» (№ 54), а сразу же после его завершения - «Не все по рублю» (№ 55)
    • 16.04.2019 Традиционные двадцать лотов AI Аукциона - это семь живописных работ, одиннадцать лотов оригинальной графики и две работы в смешанной технике
    • 12.03.2019 Такой вывод содержится в исследовании, опубликованном в марте 2019 года Бюро экономического анализа США (BEA) и Национальным эндаументом искусств (NEA)
    • 21.01.2019 Нужны ли коллекционеру документы на владение картиной? Новичкам хочется окончательной бумаги, фактической, брони. А что если украдут? А что если нужно будет продавать? Чем потом я докажу, что картина моя?
    • 16.01.2019 Работая над базой данных аукционных результатов, нам чаще всего удается вычислить повторные продажи. То есть зафиксировать, когда работа продавалась ранее и сколько на ней удалось заработать. Лучшие примеры 2018 года - в нашем обзоре
    • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
    • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 29.03.2019 Известный московский художник Татьяна Ян представит свой новый персональный проект Opus incertum в Антикварном центре на Садовом
  • 29.03.2019 Клад примерно из двух тысяч предметов планируют сделать доступным для широкой публики до конца этого года. Экспонировать его будут полностью - в том крыле дворца, где жил Николай I
  • Юрий Соболев-Нолев (1928-2002) принадлежит к многочисленному роду хорошо известных неизвестных русских художников. К его имени непременно надо прибавлять титулы "мэтр", "гуру" и "классик", щедро пожалованные ему художественным преданием, но чего конкретно он мэтр, гуру и классик — остается непроговоренным. Да, отдельные этапы биографии Юрия Соболева у всех на слуху. Был главным художником издательства "Знание" (позднее — журнала "Знание — сила") и прикормил в этом относительно либеральном заповеднике физиков-лириков весь цвет полуопального и подпольного художественного сообщества: Эрнста Неизвестного, Юло Соостера, Илью Кабакова, Владимира Янкилевского, Виктора Пивоварова и многих других. Работал с Андреем Хржановским над самыми эстетскими лентами, выпущенными "Союзмультфильмом" за всю его историю: "Стеклянной гармоникой" и "Бабочкой". Создал собственную школу современного искусства в Запасном дворце Царского Села (официально она считалась частью экспериментального филиала ЛГИТМиК, где учили синтетическому театру и паратеатральным формам) и был идеологом знаменитого в 1990-е царскосельского фестиваля "КукАрт". Выставка "Острова Юрия Соболева", подготовленная куратором Анной Романовой, проговаривает, как столь разные амплуа художника связаны друг с другом, открывая множество забытых или и вовсе не известных пластов его многослойного искусства или даже скорее художественного жизнетворчества. Ведь недаром про Соболева сразу вспоминают, что он был вдохновителем кафе "Артистическое", подражающего или, вернее, симулирующего парижскую интеллектуально-богемную жизнь.

    Юрий Соболев был художник-парадокс, художник-оксюморон. Чуть ли не буддистское мировоззрение сочеталось у него с едва ли не самым последовательным в стане неофициального искусства западничеством, влечение к стихии бессознательного — с жестко структурированным художественным мышлением, искусствоведческая эрудиция художника-книгочея — с требованием раскрыться, раскрепоститься и начинать ab ovo, рыцарская верность искусству Возрождения и маньеризма — с жаждой новизны. Историк искусства без зазрения совести может через предложение писать про него "первый" и "впервые".

    Он был первым, кто ввел новый принцип графического дизайна — модульную сетку — в советскую журнальную полиграфию, когда работал в "Декоративном искусстве". Он был первым, кто начал монтировать журнальные развороты "Знания — силы" как клипы (конечно, с оглядкой на Родченко и Эйзенштейна). Нам сейчас трудно оценить масштаб новаторства, но тогда поколениям, воспитанным в иной книжной системе, этот клиповый модульный мир должен был, вероятно, казаться пощечиной Фаворскому. Модульная сетка потом пришла и в соболевскую графику, структурируя полет мифологической, астрологической, космологической и эротической фантазии. А клиповый монтаж пригодился в работе над полиэкранными слайд-фильмами: самым грандиозным из них был тот, что Юрий Соболев совместно с режиссером Юрием Решетниковым готовил в 1975 году для московского конгресса "Международного совета обществ промышленного дизайна" (ICSID).

    Его должны были показать в киноконцертном зале "Россия": 18 проекторов Kodak Carousel были наставлены на 31 экран, складывавшийся в картину мира размером 9 на 9 метров, на которой в течение 40 с лишним минут под саунд-трек из музыки народов СССР мелькали образы новейшей западной техники и промтоваров вперемежку с фрагментами шедевров из всемирной истории искусства. В качестве композиционной основы картины мира был взят босховский "Сад земных наслаждений" — при желании это можно было истолковать как советскую критику капиталистического общества потребления. "Кояанискатси" Годфри Реджио с музыкой Филипа Гласса был снят чуть позднее — в 1983-м. Однако после того как о подготовке слайд-фильма рассказали по "Голосу Америки", истолковывать его в советском духе никто не стал: демонстрация полиэкрана была запрещена, слайды рассыпаны. Чудом сохранившаяся кинодокументация и три десятка случайных слайдов из полиэкрана ICSID, пофазовые эскизы, схемы расположения проекторов, сценарии, монтажные раскладки — вот и все, что осталось от первых опытов мультимедийного искусства в СССР, принадлежащих, получается, опять же Юрию Соболеву.

    Если собрать мозаику, на которую распалась эта странная и разнообразная жизнь в искусстве, свести воедино графику, журнальный дизайн, рабочие материалы к слайд-фильмам, анимацию, местами почти бойсовские декорации к спектаклям театров "Уральской зоны" и "Интерстудио", документацию перформансов его царскосельского "лицея", выйдет на удивление целостный образ. Образ романтика, верующего в победу солнца истинного искусства над обстоятельствами времени и места, что пытаются не позволить художнику попасть в такт музыке ноосфер, не признающей железных занавесов. Юрий Соболев ближе всех прочих сошелся с недавно вышедшим из лагеря Юло Соостером — единственным художником московской сцены, кто еще в пору учебы в тартуском "Палласе" успел воспринять традицию западного модернизма, точнее — сюрреализма, из первых рук. Эстония навсегда останется для него заповедной территорией несоветского искусства — он будет контрабандой протаскивать Вийральта и других мастеров старой эстонской школы на страницы ежегодника "Наука и человечество". А сюрреализм, с годами все больше тяготеющий к маньеризму, к гибридизации Рене Магритта и Джузеппе Арчимбольдо, Клее и картинок из алхимических трактатов, станет его образом мысли. От тухлятины советского сюрреализма сводит челюсти и выворачивает наизнанку, но соболевский сюрреализм не был советским — он был из той же оперы, что и колдовские картины Зигмара Польке или мистерии венских акционистов. Кажется, логическим завершением этой сюрреалистической эволюции стали фестивали "КукАрт": все, кому посчастливилось побывать тогда в Царском Селе, особенно на третьем, 1997 года, где праздновали пятидесятилетие музыканта-художника Владимира Тарасова, ощущали себя будто бы на бесконечном хеппенинге Флюксуса. Увы, атмосфера и аура — а самым ценным в искусстве Юрия Соболева, похоже, были не отдельные вещи, а создание атмосферы и излучение ауры — труднее всего поддаются архивированию и экспонированию.