На памятнике "Медный всадник" кто изображен? История создания памятника. Памятник Петру I (Медный всадник)

История памятника

Конная статуя Петра выполнена скульптором Этьеном Фальконе в - . Голову Петра лепила ученица Фальконе, Мари-Анна Колло. Змею по замыслу Фальконе вылепил Фёдор Гордеев. Отливка статуи под руководством мастера Емельяна Хайлова была закончена в 1778 году .

Для пьедестала памятника из окрестностей Лахты был доставлен гигантский гранитный валун, «Гром-ка́мень ». Камень весил 1600 тонн. Его транспортировка до берега Финского залива (около 8 вёрст) осуществлялась на бревенчатой платформе по двум специальным желобам, в которые были уложены 30 бронзовых пятидюймовых шаров. Платформа приводилась в движение несколькими воротами. Эта уникальная операция продолжалась с 15 ноября 1769 год по 27 марта 1770 года . Транспортировка камня по воде осуществлялось на специально построенном для этого судне по чертежу известного корабельного мастера Григория Корчебникова и началась только осенью. Гигантский «Гром-камень» при огромном стечении народа прибыл в Петербург на Сенатскую площадь 26 сентября 1770 года . В честь перевозки камня была выбита памятная медаль с надписью «Дерзновению подобно».

В 1778 году из-за резкого изменения отношения Екатерины II к Фальконе он был вынужден покинуть Россию. А работы по завершению памятника были поручены Ю. М. Фельтену . Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года . По иронии судьбы на его открытие Фальконе так и не был приглашён.

Это был первый конный памятник русскому царю. В условном одеянии, на вздыбленной лошади, Пётр изображается Фальконе прежде всего как законодатель: в иерархии классицизма законодатели находятся выше полководцев. Вот что писал по этому поводу сам Фальконе: «Монумент мой будет прост… Я ограничусь только статуей этого героя которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя законодателя…» Скульптор изобразил Петра в подчёркнуто динамическом состоянии, одел его в простую и легкую одежду, а богатое седло заменил звериной шкурой, чтобы всё это не бросалось в глаза и не отвлекало внимание от главного. Постамент в виде громадной скалы - символ преодоленных Петром I трудностей, а змея под ногами вздыбленного коня изображает враждебные силы. И только венок из лавра, венчающий голову, да меч, висящий у пояса, указывают на роль Петра как полководца-победителя.

В обсуждении концепции памятника принимали участие Екатерина II , Дидро и Вольтер . Памятник был должен изображать победу цивилизации, разума, человеческой воли над дикой природой. Постамент памятника призван был символизировать природу, варварство, и тот факт, что Фальконе обтесал грандиозный Гром-камень, отполировал его, вызвал возмущение и критику современников.

Надпись на постаменте гласит: «Петру Первому Екатерина вторая, лето 1782» с одной стороны, и «Petro primo Catharina secunda» - с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.

Памятник Петру I уже в конце XVIII века стал объектом городских легенд и анекдотов, а в начале XIX века - одной из самых популярных тем в русской поэзии.

Легенда о майоре Батурине

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А.С.Пушкина «Медный всадник» . Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Литература

  • Памятники архитектуры Ленинграда. - Ленинград, Стройиздат. 1975.
  • Кнабе Г. С. Воображение знака: Медный всадник Фальконе и Пушкина. М., 1993.
  • Топоров В. Н. О динамическом контексте трехмерных произведений изобразительного искусства (семиотический взгляд). Фальконетовский памятник Петру I // Лотмановский сборник. 1. М., 1995.
  • Проскурина В. Петербургский миф и политика монументов: Петр Первый Екатерине Второй // Новое литературное обозрение. 2005. № 72.

Сноски

Ссылки

  • История «Медного всадника». Фотографии, как добраться, что рядом
  • Медный всадник в Свадебной энциклопедии

Координаты : 59°56′11″ с. ш. 30°18′08″ в. д.  /  59.936389° с. ш. 30.302222° в. д. (G) 59.936389 , 30.302222


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Медный всадник (памятник)" в других словарях:

    «Медный всадник» - Памятник Петру I («Медный всадник»). Памятник Петру I («Медный всадник»). Санкт Петербург. «Медный всадник», поэтическое обозначение памятника Петру I, воспетого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833). Монументальная статуя всадника,… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    Медный всадник: Медный всадник памятник Петру I в Санкт Петербурге Медный всадник поэма А. С. Пушкина Медный всадник балет на музыку Р. М. Глиэра Медный всадник кинопремия … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Медный всадник (значения). Координаты: 59° с. ш. 30° в. д. / 59.9364° с. ш. 30.3022° в. д. … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Медный всадник (значения). Медный всадник … Википедия

    «Медный всадник» - МЕДНЫЙ ВСАДНИК пушкинское назв. памятника Петру I в СПб. После опубликования одноим. поэмы стало общераспространенным. Памятник первый конный монумент в России открыт в 1782. Его создатели скульпторы Э. Фальконе, М. А. Колло, Ф. Гордеев, арх. Ю.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Поэтическое обозначение памятника Петру I, воспетого А. С. Пушкиным в поэме «Медный всадник» (1833). Монументальная статуя всадника, властной рукой сжимающего поводья вздыбленного в стремительном порыве коня, олицетворяющая рост могущества… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - «МЕДНЫЙ ВСАДНИК», поэтическое обозначение памятника Петру I (см. ПЕТР I Великий) в Санкт Петербурге (Ленинграде), воспетого А. С. Пушкиным (см. ПУШКИН Александр Сергеевич) в поэме «Медный всадник» (1833). Бронзовая конная статуя Петра,… … Энциклопедический словарь

Памятник Медный всадник (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Медный всадник на Сенатской площади - не единственный памятник Петру I в Санкт-Петербурге, но, бесспорно, самый известный, давно ставший символом Северной столицы. Уже в конце 18 века с ним связывали множество городских легенд и анекдотов, а в веке 19-м Медный всадник любили упоминать в своих произведениях поэты того времени.

Вопреки своему прозванию, памятник не медный, а бронзовый. А популярное название памятник Петру получил благодаря одноименной поэме Пушкина.

По задумке Екатерины II, заказавшей скульптуру, и ее консультантов, Вольтера и Дидро, Петр должен был предстать в торжественном облике римского императора-победителя с жезлом и скипетром в руках. Однако французский скульптор Этьен Фальконе, приглашенный для работы над памятником, посмел спорить с венценосными особами и показал миру другого Петра, не умаляя при этом ни его полководческие таланты, ни его звание мудрого правителя.

После 16 лет работы 7 августа 1782 г. по старому стилю на огромном постаменте была торжественно установлена конная статуя молодого царя. Памятник стал первым, установленным на городской площади. Петр уверенно восседает на вздыбленном скакуне, укрытом медвежьей шкурой. Животное олицетворяет мятежный, невежественный народ, который покорился императору. Копытами коня раздавлена огромная змея, символизирующая противников реформ, а также служащая дополнительной опорой конструкции. Фигура самого царя выражает силу, стремление и непоколебимость. На гранитной глыбе по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

На гранитной глыбе, на которой установлен памятник, по приказу Екатерины Великой высечено посвящение на двух языках, русском и латинском: «Петру I Екатерина II лета 1782».

Интересная история связана с камнем, на который водружен монумент. Он был найден крестьянином Семеном Вишняковым на расстоянии около 9 км от площади. На место установки памятника Гром-камень доставили с помощью поистине уникального для той поры приспособления, работающего по принципу подшипника. Первоначально глыба весила около 1600 тонн. Затем по проекту Фальконе ее обтесали и придали форму волны, олицетворяющей мощь России как морской державы.

История создания памятника

А еще много историй и баек до сих пор ходит вокруг жеста императора. Правая рука Петра повелительно вытянута вперед, левой он крепко держит поводья. Некоторые говорят, что рука указывает вниз, на место, где «город будет заложен». Другие считают, что Петр смотрит в сторону Швеции - страны, с которой он так долго и упорно воевал. В 19 веке родилась одна из самых интересных версий. Она утверждает, что правая рука Петра на самом деле обращена в сторону Невы. Локтем левой он указующе тычет в сторону Сената, который в 19 веке выполнял функцию Верховного Суда. Истолкование жеста таково: лучше утопиться в Неве, чем судиться в Сенате. Уж очень коррумпированное это было в те времена заведение.

Адрес: Сенатская площадь, м. «Невский проспект», «Адмиралтейская».

· 15.02.2016

Медный всадник – это памятник Петру Первому (Великому) в Санкт-Петербурге, находится на Сенатской площади. Если спросить коренных петербуржцев, какое место они считают сердцем города, многие, не задумываясь, назовут именно эту достопримечательность Санкт-Петербурга. Памятник Петру Великому стоит в окружении зданий Синода и Сената, Адмиралтейства и Исаакиевского собора. Десятки тысяч приезжающих в город туристов считают своим долгом сфотографироваться на фоне этого памятника, поэтому здесь практически всегда многолюдно.

Памятник Петру Великому в Петербурге – история создания.

В начале шестидесятых годов XVIII столетия Екатерина II, желая подчеркнуть свою преданность петровским заветам, повелела воздвигнуть памятник великому реформатору Петру I. Для выполнения работы она, по совету своего друга Д. Дидро, пригласила французского скульптора Этьена Фальконе. В середине осени 1766 года он прибыл в Петербург, и работа закипела.

В самом начале проекта возникли разногласия в видении будущего монумента Петру Великому. Его внешний облик императрица обсуждала с великими философами и мыслителями того времени Вольтером и Дидро. У всех было разное представление о построении композиции. Но скульптор Этьен Фальконе сумел убедить могущественную правительницу и отстоял свою точку зрения. По замыслу скульптора Петр Первый будет символизировать не только великого стратега, одержавшего множество побед, но и величайшего творца, реформатора и законодателя.


Памятник Петру Первому Медный всадник – описание.

Скульптор Этьен Фальконе изобразил Петра Великого в виде всадника, облаченного в простые одеяния, характерные всем героям. Петр 1 восседает на вздыбленном коне, покрытом вместо седла медвежьей шкурой. Это символизирует победу России над дремучим варварством и становление ее как цивилизованного государства, а распростертая над ней ладонь указывает, под чьей защитой она находится. Постамент, изображающий скалу, на которую взбирается медный всадник, говорит о трудностях, которые пришлось преодолеть на этом пути. Змея, путающаяся под задними ногами коня, изображает врагов, пытающихся помешать двигаться вперед. Во время работы над макетом скульптору никак не удавалась голова Петра, с этой задачей блестяще справилась его ученица. Работу над змеей Фальконе поручил русскому скульптору Федору Гордееву.

Постамент для памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Для выполнения столь грандиозного замысла понадобился соответствующий постамент. Долгое время поиски подходящего для этой цели камня не приносили результата. Пришлось через газету «Санкт-Петербургские ведомости» обратиться к населению за помощью в поисках. Результат не заставил себя долго ждать. Неподалеку от деревни Конная Лахта, что всего в 13 километрах от Петербурга, крестьянин Семен Вишняков давно обнаружил такую глыбу и намеревался использовать для своих целей. Она называлась «Гром-камень» из-за того, что неоднократно подвергалась ударам молнии.

Найденный гранитный монолит, весящий около 1500 тонн привел скульптора Этьена Фальконе в восторг, но теперь перед ним встала трудная задача переместить камень в Санкт-Петербург. Пообещав награду за удачное решение, Фальконе получил массу проектов, из которых был выбран самый лучший. Были сооружены передвижные желобообразные рельсы, в которых находились шары из медного сплава. Именно по ним передвигалась гранитная глыба, погруженная на деревянную платформу. Примечательно, что в котловане, оставшемся после извлечения «Гром-камня» скопились почвенные воды, образовав водоем, сохранившийся до наших дней.

Дождавшись холодов, приступили к транспортировке будущего постамента. В середине осени 1769 года процессия двинулась вперед. Для выполнения поставленной задачи были привлечены сотни людей. Среди них были каменотесы, которые, не теряя времени, проводили обработку каменного блока. В конце марта 1770 года постамент был доставлен к месту погрузки на судно, и спустя полгода он прибыл в столицу.

Создание памятника «Медный всадник».

Задуманный скульптором Фальконе медный всадник, памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге, имел настолько грандиозные размеры, что от его отливки отказался приглашенный из Франции мастер Б. Эрсман. Трудность состояла в том, что скульптуру, имеющую всего три точки опоры, необходимо было отлить так, чтобы максимально облегчить переднюю часть. Для этого толщина бронзовых стенок не должна была превышать 10 мм. На помощь скульптору пришел русский литейщик Емельян Хайлов. Во время отливки произошло непредвиденное: лопнула труба, по которой раскаленная бронза поступала в форму. Несмотря на угрозу жизни, Емельян не бросил работу и спас большую часть статуи. Испорченной оказалась только верхняя часть памятника Петру Великому.

После трехлетней подготовки была проведена повторная отливка, оказавшаяся полностью удачной. В ознаменование успеха французский мастер оставил среди многочисленных складок плаща надпись, гласящую «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года». По неизвестным причинам отношения императрицы и мастера разладились, и он, не дожидаясь установки медного всадника, покинул Россию. Руководство принял на себя Федор Гордеев, участвовавший в создании скульптуры с самого начала, и 7 августа 1782 года памятник Петру Первому в городе Санкт-Петербурге был торжественно открыт. Высота монумента составила 10,4 метра.

Почему памятник Петру Великому в Санкт-Петербурге называется «Медный всадник»?

Памятник Петру Великому «Медный всадник» сразу же полюбился петербуржцам, обрастая легендами и смешными историями, становясь популярным объектом в литературе и поэзии. Одному из поэтических произведений он и обязан своим нынешним названием. Это был «Медный всадник» Александра Сергеевича Пушкина. Среди горожан бытует поверье, согласно которому одному майору во время войны с Наполеоном приснился сон, в котором к нему обратился Петр Первый и сказал, что пока памятник стоит на своем месте, никакие напасти Петербургу не грозят. Прислушавшись к этому сну, император Александр I отменил готовящуюся эвакуацию монумента. В тяжелые годы блокады памятник бережно укрывали от бомбежек.

За годы существования памятника «Медный всадник» в Петербурге неоднократно проводились реставрационные работы. Первый раз пришлось выпустить более тонны воды, скопившейся в животе лошади. Позже, чтобы не допустить подобное, были проделаны специальные дренажные отверстия. Уже в советское время проводилось устранение мелких дефектов и очистка постамента. Последние работы с привлечением научных специалистов были произведены в 1976 году. Изначально задуманная статуя не имела ограждения. Но возможно вскоре памятник Петру Великому «Медный всадник» придется ограждать от вандалов, оскверняющих его ради забавы.

Памятник «Тясячелетие России» установлен в центре Новгородского детинца (Кремля) напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест

Монумент был открыт 154 года назад, 21 сентября (по старому стилю - 8 сентября) 1862 года, когда Великий Новгород на несколько дней стал центром политической жизни государства, почти столицей: Россия отмечала 1000-летний юбилей своей истории, и на торжества в Великий Новгород по случаю открытия памятника прибыли император Александр II с наследником и члены Императорского дома.

Памятник «Тясячелетие России» в Новгородском детинце (Кремле)

«Лаборатория по возрождению патриотизма»

Считается, что идея открытия памятника принадлежала самому императору - Александру II. Однако, как следует из исторических документов, отпраздновать 1000-летний юбилей России именно в Великом Новгороде и ознаменовать эту дату открытием монумента, на котором был бы увековечен первый российский правитель, князь Рюрик, предложил министр внутренних дел Сергей Ланской. Его предложение, озвученное в 1857 году, поддержал молодой царь Александр II. Вскоре был объявлен конкурс, а средства на создание памятника решили собирать «всем миром». Циркуляр о сборе пожертвований был разослан по всем губерниям. «После Крымской трагедии работа над этим монументом превратилась в лабораторию по возрождению патриотризма», - отмечали к 150-летней дате со дня открытия памятника в журнале «Историк» авторы статьи «Царь-памятник» Арсений Замостьянов и Ирина Савинова.


Новгородский детинец

Еще до создания монумента было решено установить его в Великом Новгороде, а именно - в центре Новгородского детинца (Кремля). Правда, на кремлёвской площади между Софийским собором и зданием Присутственных мест уже стоял памятник - новгородским ополченцам. Но, следуя пожеланию императора, его решено было вынести за пределы Кремля, перенеся на Софийскую площадь, к зданию Дворянского собрания. Возражений не последовало.

По «Повести временных лет» тысячелетний юбилей государства Российского надлежало праздновать в 1862 году. Конкурс на лучший проект памятника был объявлен за три года до торжеств, в 1859-м, при этом на подготовку проектов скульпторам отводилось всего шесть месяцев: с апреля по ноябрь. Условия были такие: на монументе в скульптурных группах должны быть отражены шесть периодов российской истории, при этом высота памятника не должна превышать 18 метров. Конкурсный совет, созданный при Академии художеств, из 52 проектов отобрал три, но проект архитектора Антипова оказался несоразмерно большим для кремлёвской площади Новгорода, а проект академика Горностаева показался слишком аллегоричным. Задача же стояла в том, чтобы памятник был понятен как можно большему числу людей, ну и, конечно, чтобы производил впечатление.


Михаил Осипович Микешин. Русский художник и скульптор

Таковым оказался проект никому не известного 23-летнего недавнего выпускника Академии художеств Михаила Микешина - даже не скульптора, художника. Не имеющий опыта работы со скульптурой, Микешин попросил помочь с воплощением своей идеи ровесника, учащегося скульптурного класса Ивана Шрёдера. Тот вылепил уменьшенную модель памятника, а затем, всё еще посещая классы в Академии, создал и десять крупномасштабных статуй для самого монумента.

Держава на вечевом колоколе

Чем же привлек проект монумента, придуманный Михаилом Микешиным?


Монумент «Тясячелетие России» состоит из трех ярусов

Всеми, почти без исключения, было признано удачным общее решение памятника. Его силуэт представлял собой огромный шар-державу на постаменте в виде колокола. Он ассоциировался как с вечевым колоколом - символом новгородской истории, так и с атрибутами царской власти, напоминая собой и очертания шапки Мономаха. К тому же, визуально монумент делился на три уровня, что на языке скульптуры отражало формулу официальной доктрины того времени: «Православие, самодержавие, народность».

Вмещая 126 фигур, монумент при этом не получился громоздким: его высота, включая 3-метровый крест на державе, составила всего 15,7 метра. Решётка, фонари (всё это, как и все фигуры, отливалось в Санкт-Петербурге) и 100-тонный бронзовый памятник вписался в пейзаж Новгородского кремля даже с изяществом.


Группа из двух фигур - ангела с крестом в руке (олицетворение православия) и коленопреклоненной женщины (олицетворение России) - венчает композицию

Памятник тысячелетию России венчают две фигуры. Ангел с крестом в руке, олицетворяющий православие, благословляет коленопреклоненную женщину - Россию. Держава с рельефным орнаментом из крестов опоясана надписью: «Свершившемуся тысячел?тію государства Россійскаго въ благополучное царствованіе императора Александра ІІго л?та 1862».

Средний ярус монумента - 17 «колоссальных» фигур, более трёх метров каждая, сгруппированные в шесть скульптурных сюжетов. Они символизируют ключевые периоды истории страны, согласно официальной историографии того времени: призвание Рюрика, крещение Руси, Куликовскую битву, самодержавие Ивана III, начало династии Романовых и образование империи при Петре I. Историки отмечают, что на памятник мог войти и седьмой сюжет - о победном завершении Отечественной войны 1812 года, тем более, что в 1862 году как раз отмечалось 50-летие изгнание французов. Однако из политических соображений напоминание об этом триумфе сочли преждевременным и неуместным.

Самый плотный ярус памятника - нижний. Там расположены горельефы 109 фигур, которые также объединены в группы: государственные деятели, военные и герои, деятели культуры, просветители. Все фигуры одобрялись государем лично.


Скульптурная группа «Просветители» на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде (31 фигура)

Россия без Грозного

Ожидаемо, что утверждение столь значительного перечня заняло долгое время. Первоначальный «список Микешина», до сих пор хранящийся в Российском государственном историческом архиве, к финалу работы над памятником претерпел существенные изменения. Самый громкий скандал разразился в связи с изображением Ивана Грозного. Погром 1570 года забывать и прощать царю никто в Новгороде не собирался. Ведь тогда опричники Ивана IV уничтожили с применением различных пыток множество горожан, включая женщин и детей - точное число жертв назвать трудно, но оно могло достигать 15 тысяч человек при 30-тысячном населении Новгорода.

Зато в ряду военных людей и героев появилась жена новгородского посадника Борецкого - Марфа Посадница. Видимо, как дань уважения новгородцам и их вольнолюбию. На памятнике она склонила голову над разбитым вечевым колоколом.

Большие споры возникли и из-за фигуры поэта Тараса Шевченко. Первоначально его не было в списках по той простой причине, что памятники при жизни было ставить не принято, но 26 февраля 1861 года поэт скончался, и юный Микешин под воздействием одного из советников, историка Николая Костомарова решил, что Шевченко должен быть запечатлён на монументе. Но эта его поправка, как сказали бы сейчас, не прошла. Указание гласило, что «государь повелел изображение Гоголя, находящееся на Высочайше одобренном рисунке барельефа, сохранить, а Шевченки, допущенное произвольно, исключить».


Писатель Николай Васильевич Гоголь. Портрет кисти Фёдора Моллера. 1840-е

Из списков также были исключены поэты Алексей Кольцов (его то включали, то исключали) и Антиох Кантемир, флотоводец Фёдор Ушаков, актёр Иван Дмитриевский, нет на памятнике и знаменитых иконописцев - ни Андрея Рублева, ни Феофана Грека…

Тысячелетие в лицах

Кому же нашлось место на памятнике?

В скульптурной группе писателей и художников - 16 фигур. Этот ряд начинает Михаил Ломоносов, который вместе с Александром Кокориновым, Дмитрием Фонвизиным и Гавриилом Державиным слушают основателя русского драматического театра Фёдора Волкова. Завершает - композитор Дмитрий Бортнянский. Рядом с ним - художник Карл Брюллов и композитор Михаил Глинка.

Знаменитый баснописец Иван Крылов сидит рядом с Александром Грибоедовым, а над ними, склонившись, Николай Карамзин, Василий Жуковский и Николай Гнедич. Классики литературы Николай Гоголь, Михаил Лермонтов и Александр Пушкин на памятнике облачены в римские тоги: именно потому, что они - классики. При этом Пушкин кажется выше, чем стоящие с ним рядом Гоголь и Лермонтов, хотя в жизни он был ниже их ростом. Конечно, есть в этом и символический момент. Пушкин возвышается над их наклонёнными фигурами, как, по мнению публики второй половины XIX века, было значимей и творчество «нашего всего».


Кирилл и Мефодий. Современная икона

В ряду просветителей - 31 фигура. Он начинается с Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки, к которым каждый год, в Дни славянской письменности и культуры, новгородцы приносят цветы. При этом часто получается, что цветы возлагают не столько к святым братьям, сколько на купель, над которой возвышается фигура Владимира-крестителя - он рядом с княгиней Ольгой. В этом же ряду - основатель Киево-Печерского монастыря Феодосий Печерский и основатели других знаменитых обителей: Сергий Радонежский, Зосима Соловецкий. Митрополиты и епископы, патриарх Никон, Феофан Прокопович. И, конечно, Нестор Летописец, автор «Повести временных лет».

Государственные люди. Их на памятнике 26. Первыми стоят Ярослав Мудрый и Владимир Мономах, за группой литовских князей (Гедимин, Ольгерд, Витовт) - Иван III. Фигуры литовских князей на памятнике появились неспроста: все трое боролись на стороне России против Польши, а в эти годы там обострились антироссийские выступления националистов. Кроме того, наличие фигур литовских князей на памятнике о тысячелетней истории России должно было подчеркнуть исконную принадлежность Литвы к русским землям.


Кукша Печерский в скульптурной группе «Просветители» на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде

Ивана Грозного, как мы помним, на памятнике нет, но увековечена его первая жена, Анастасия Романова, а также его сподвижник Сильвестр. В группу деятелей эпохи правления Михаила и Алексея Романовых вошли патриархи Гермоген и Филарет, дипломаты Афанасий Ордин-Нащёкин и Артамон Матвеев. Петр Первый изображен с Яковом Долгоруким, а перед Екатериной II преклоняет колени Григорий Потёмкин. Рядом с императрицей и другие вельможи. За Александром I - Михаил Сперанский и Михаил Воронцов, а завершает этот ряд Николай I. Его фигуру отливали в самый последний момент, ведь и на счёт «предыдущего императора» не было однозначного мнения - не так много времени прошло с его кончины. Но окружение Александра II убедило его, что его батюшка на памятнике всё-таки должен быть.

Самый многочисленный ряд фигур на памятнике - «Военные люди и герои», 36 персонажей.

Это исторические деятели, великий князь Киевский Святослав, князья Мстистав Удалой, Даниил Галицкий, князь литовский и Псковский Довмонт. Здесь и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и покоритель Сибири Ермак Тимофеевич, и Минин с Пожарским. Здесь и уже названная нами Марфа Борецкая, склонившаяся над разбитым вечевым колоколом. Есть на памятнике и украинский гетман Богдан Хмельницкий, и народный герой Иван Сусанин. И целый ряд знаменитых полководцев и флотоводцев: Борис Шереметев, Михаил Голицын, Пётр Салтыков, Алексей Орлов, Пётр Румянцев, Александр Суворов, Бурхард Миних, Михаил Барклай-де-Толли, Михаил Кутузов, Дмитрий Сенявин, Матвей Платов, Пётр Багратион, Иван Дибич, Иван Паскевич, Михаил Лазарев, Владимир Корнилов и Павел Нахимов.

Картина

Создание памятника обошлось более чем в 500 тысяч рублей. Собранных народных средств, конечно, не хватило: почти 400 тысяч был добавлено из государственной казны. К церемонии открытия преобразился и сам провинциальный Новгород - он был отремонтирован и замощён заново.


Памятник «Тысячелетие России». 1862 го д

На трёхдневные торжества в город прибыло всё августейшее семейство, почти 12 тысяч солдат, а также просто зрители. Интересно, что императорская семья прибыла в Новгород по воде, ведь железнодорожное сообщение в те годы завершалось в Чудово, откуда добраться дальше было можно или по Волхову, или по почтовому тракту. Свидетели тех событий утверждают, что на три дня население Новгорода практически удвоилось.

Памятник Тысячелетию России открывали на второй день торжеств, 8 сентября. Эта дата была выбрана не случайно. Во-первых, это годовщина Куликовской битвы. Во-вторых, - православный праздник Рождества Богородицы. В-третьих, 8 сентября отмечал свой день рождения наследник престола царевич Николай.


Богдан Виллевальде. Открытие памятника 1000-летия России в Новгороде в 1862 году

Утром 8 сентября 1862 года император с императрицей отстояли литургию в Софийском соборе Новгородского кремля, откуда затем крестным ходом проследовали к монументу.

Как свидетельствуют исторические хроники того дня, с памятника было снято покрывало, затем последовал салют из 62 пушек и военный парад. Эту церемонию спустя два года изобразил художник Богдан Виллевальде. Его картина под названием «Открытие памятника Тысячелетию России в Новгороде» сейчас - особый экспонат в собрании Новгородского музея-заповедника. Она находится в здании Музея изобразительных искусств в здании Дворянского собрания и при подготовке 1150-летия российской государственности в 2012 году стала излюбленным полотном новгородского истеблишмента. У картины устраивали тематические брифинги для прессы, копию картины дарили высоким гостям, на создание подобной картины, но 150 лет спустя, объявляли конкурсы… К юбилейным торжествам 2012 года изображение картины Виллевальде было отпечатано на миллионе почтовых конвертов и на специальной юбилейной марке.

«Памятник - наш!»

Фашистским оккупантам, вошедшим в Новгород после ожесточённых боёв в августе 1941 года, памятник понравился. Как свидетельствует новгородский историк Виктор Смирнов, немецкие солдаты на его фоне с удовольствием фотографировались (в его книге «Памятник Государства Российского: тысячелетие в бронзе» есть такие снимки), а затем решили вывезти в Германию в качестве военного трофея. Для транспортировки памятник разломали на части, а в Кремль проложили узкоколейку, чтобы вывезти массивные фигуры. Но успели увезти лишь бронзовую решётку и фонари - 20 января 1944 года Новгород был освобождён.


Кукрыниксы. Бегство фашистов из Новгорода. 1944 - 1946. На переднем плане фрагменты разбитой скульптуры

Вместо памятника освободителям предстало страшное зрелище: самого монумента уже практически не было, на пьедестале оставалась только нижняя половина шара-державы. Фигуры валялись в снегу на площади, многие при этом оказались испорченными. Некоторые небольшие детали (шпаги, мечи, посохи, щиты) пропали бесследно. Поруганное «Тысячелетие России» тут же взяли под круглосуточную охрану милиции, огородив колючей проволокой. Не дожидаясь указаний из Москвы, монумент решили восстанавливать немедленно. Не разрушенные коммуникации и сровненные с землёй дома, а памятник - символ России, ставший символом Новгорода. Недостающие бронзовые части монумента вновь отливали в северной столице, на ленинградских литейных заводах.

Памятник открыли во второй раз, не дожидаясь окончания войны, 2 ноября 1944 года. В фондах Новгородского музея-заповедника сохранились редкие кинокадры с этой скромной церемонии: на них вместилось почти всё население города, которое собралось у памятника в этот промозглый ноябрьский день. Очевидцы событий вспоминают, что электричества в городе ещё не было, памятник освещали светом автомобильных фар, а новгородские мальчишки восторженно кричали: «Памятник - наш!».


Памятник «Тясячелетие России» в Новгородском детинце
Иллюстрация: novgorodmuseum.ru

К 150-летию памятника и 1150-летию России в Великом Новгороде был объявлен конкурс по созданию «виртуального яруса» к знаменитому монументу.

Новгородцам предложили выбрать исторических деятелей, которые могли бы занять место на подобном памятнике спустя ещё полтора века. По итогам голосование первое место по числу упоминаний занял Юрий Гагарин, второе - Георгий Жуков, третье - Иосиф Сталин. Называли и Владимира Путина, и Сергея Мавроди, и Иосифа Бродского, и даже Д"Артаньяна, Алёшу Поповича и Андрея Аршавина. Словом, хорошо, что идея о виртуальном ярусе так и осталась виртуальной.

В 1782 году столетие вступления на российский престол Петра I было отмечено в Петербурге открытием памятника царю работы скульптора Этьена Мориса Фальконе. Памятник стали называть Медным всадником благодаря А.С.Пушкину.

Памятник Петру I («Медный всадник») расположен в центре Сенатской площади. Автор скульптуры — французский скульптор Этьен-Морис Фальконе.

Место расположения памятника Петру I выбрано не случайно. Рядом находятся основанное императором Адмиралтейство, здание главного законодательного органа царской России — Сената. Екатерина II настаивала на размещении памятника в центре Сенатской площади. Автор скульптуры, Этьен-Морис Фальконе, поступил по своему, установив «Медный всадник» ближе к Неве.

По приказу Екатерины II Фальконе пригласил в Санкт-Петербург князь Голицын. Советовали обратиться именно к этому мастеру профессора Парижской академии живописи Дидро и Вольтер, вкусу которых Екатерина II доверяла.

Фальконе было уже пятьдесят лет. Он работал на фарфоровом заводе, но мечтал о большом и монументальном искусстве. Когда поступило приглашение о возведении в России памятника, Фальконе не раздумывая 6 сентября 1766 года подписал контракт. Его условия определяли: памятник Петру должен состоять из «главным образом конной статуи колоссального размера». Гонорар скульптору предложили достаточно скромный (200 тысяч ливров), другие мастера просили в два раза больше.

В Санкт-Петербург Фальконе прибыл со своей семнадцатилетней помощницей Мари-Анн Колло.

Видение памятника Петру I автором скульптуры разительно отличалось от желания императрицы и большинства русской знати. Екатерина II ожидала увидеть Петра I с жезлом или скипетром в руке, восседающим на коне подобно римскому императору. Статский советник Штелин видел фигуру Петра в окружении аллегорий Благоразумия, Трудолюбия, Правосудия и Победы. И.И. Бецкой, руководивший работами по сооружению памятника, представлял его фигурой во весь рост, с удерживаемым в руке полководческим жезлом. Фальконе советовали направить правый глаз императора на Адмиралтейство, а левый — на здание Двенадцати коллегий. Посетивший в 1773 году Санкт-Петербург Дидро задумывал памятник в виде фонтана, украшенного аллегорическими фигурами.

Фальконе же задумал совсем иное. Он оказался упрям и настойчив. Скульптор писал:
«Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемую им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом,— это эмблема побеждённых им трудностей».

Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника Фальконе писал И.И. Бецкому:
«Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»

Споры возникали и вокруг одежды Петра I. Скульптор писал Дидро:
«Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».

Над моделью памятника в натуральную величину Фальконе работал три года. Работа над «Медным всадником» велась на участке бывшего временного Зимнего дворца Елизаветы Петровны. В 1769 году прохожие могли здесь наблюдать, как гвардейский офицер взлетал на лошади на деревянный помост и ставил её на дыбы. Так продолжалось по несколько часов в день. У окна перед помостом сидел Фальконе и внимательно зарисовывал увиденное. Кони для работы над памятником были взяты из императорских конюшен: скакуны Бриллиант и Каприз. Скульптор избрал для памятника русскую «орловскую» породу.

Ученица Фальконе Мари-Анн Колло вылепила голову «Медного всадника». Сам скульптор трижды брался за эту работу, но каждый раз Екатерина II советовала переделать модель. Мари сама предложила свой эскиз, который оказался принят императрицей. За свою работу девушка была принята в члены Российской Академии художеств, Екатерина II назначила ей пожизненную пенсию в 10000 ливров.

Змею под ногой коня изваял русский скульптор Ф.Г. Гордеев.

Подготовка гипсовой модели памятника в натуральную величину заняла целых двенадцать лет, она была готова к 1778 году. Модель была открыта для всеобщего обозрения в мастерской на углу Кирпичного переулка и Большой Морской улицы. Мнения высказывались самые разные. Обер прокурор Синода проект решительно не принял. Дидро увиденным оказался доволен. Екатерина II же оказалась равнодушной к модели памятника — ей не понравилось самовольство Фальконе в выборе облика монумента.

Долгое время никто не хотел браться за отливку статуи. Иностранные мастера требовали слишком большую сумму, а местных умельцев пугал её размер и сложность работы. По расчётам скульптора для сохранения равновесия монумента передние стенки памятника должны были быть выполнены очень тонкими — не более сантиметра. От такой работы отказался даже специально приглашённый литейщик из Франции. Он называл Фальконе сумасшедшим и говорил, что в мире не существует подобного примера отливки, что она не удастся.

Наконец нашёлся литейщик — пушечных дел мастер Емельян Хайлов. Вместе с ним Фальконе подбирал сплав, делал пробы. За три года скульптор в совершенстве овладел литьём. Начали отливать «Медного всадника» в 1774 году.

Технология была очень сложна. Толщина передних стенок обязательно должна была быть меньше толщины задних. При этом задняя часть становилась тяжелее, что придавало устойчивость статуе, опирающейся всего на три точки опоры.

Одной заливкой статуи дело не обошлось. Во время первой лопнула труба, по которой в форму поступала раскалённая бронза. Была испорчена верхняя часть скульптуры. Пришлось её срубить и ещё три года готовиться ко второй заливке. На этот раз работа удалась. В память о ней на одной из складок плаща Петра I скульптор оставил надпись «Лепил и отливал Этьен Фальконе парижанин 1778 года».

Об этих событиях Санкт-Петербургские ведомости писали:
«24 августа 1775 года Фальконе вылил здесь статую Петра Великого на коне. Литьё удалось кроме местах в двух фута на два вверху. Сия сожалительная неудача произошла через случай, который предвидеть, а значит, и предотвратить возможности вовсе не было. Вышеупомянутый случай казался столь страшен, что опасались, дабы всё здание не занялось пожаром, а, следовательно, всё бы дело не провалилось. Хайлов остался неподвижен и проводил расплавленный металл в форму, не теряя бодрости своей нимало при предоставляющейся ему опасности для жизни. Такой смелостью Фальконе тронутый по окончании дела бросился к нему и от всего сердца целовал и дарил его от себя деньгами».

По замыслу скульптора основанием памятника служит естественная скала в виде волны. Форма волны служит напоминанием о том, что именно Пётр I вывел Россию к морю. Поиском камня-монолита Академия художеств занялась когда ещё не была даже готова модель памятника. Нужен был камень, высота которого составила бы 11,2 метра.

Гранитный монолит был найден в районе Лахты, в двенадцати верстах от Санкт-Петербурга. Когда-то по местным преданиям в скалу попала молния, образовав в ней трещину. Среди местных жителей скалу называли «Гром-камень». Так и стали потом называть её, когда установили на берегу Невы под знаменитым памятником.

Первоначальный вес монолита — около 2000 тонн. Екатерина II объявила награду в 7000 рублей тому, кто придумает самый эффективный способ доставить скалу на Сенатскую площадь. Из множества проектов был выбран способ, предложенным некто Карбури. Ходили слухи, что этот проект им был перекуплен у какого-то русского купца.

От места нахождения камня до берега залива прорубили просеку, укрепили грунт. Скалу освободили от лишних наслоений, она сразу полегчала на 600 тонн. Гром-камень рычагами водрузили на деревянную платформу, опиравшуюся на медные шары. Эти шары передвигались по деревянным желобчатым рельсам, обитым медью. Просека была извилистой. Работы по перевозке скалы продолжались и в мороз и в жару. Работали сотни людей. На это действо приезжали смотреть многие петербуржцы. Некоторые из наблюдателей собирали осколки камня и заказывали себе из них набалдашники на трость или запонки. В честь необыкновенной транспортной операции Екатерина II повелела отчеканить медаль, на которой написано «Дерзновению подобно. Генваря, 20. 1770».

Поэт Василий Рубин в этом же году написал:
Нерукотворная здесь Росская гора,
Вняв гласу Божию из уст Екатерины,
Прешла во град Петров чрез Невския пучины
И пала под стопы Великого Петра.

К моменту установки памятника Петру I отношения скульптора и императорского двора окончательно испортились. Дошло до того, что Фальконе стали приписывать только техническое отношение к памятнику. Оскорблённый мастер так и не дождался открытия монумента, в сентябре 1778 года вместе с Мари-Анн Колло уехал в Париж.

Установкой «Медного всадника» на постамент руководил архитектор Ф.Г. Гордеев.

Торжественное открытие памятника Петру I состоялось 7 августа 1782 года (по старому стилю). Скульптура была закрыта от глаз наблюдателей полотняной оградой с изображением горных пейзажей. С утра шёл дождь, но он не помешал собраться на Сенатской площади значительному количеству людей. К полудню облака рассеялись. На площадь вступила гвардия. Военным парадом управлял князь А.М. Голицын. В четвёртом часу на шлюпке прибыла сама императрица Екатерина II. Она поднялась на балкон здания Сената в короне и порфире и дала знак к открытию памятника. Ограда упала, под барабанную дробь полки двинулись по невской набережной.

По повелению Екатерины II на постаменте начертано: «Екатерина II Петру I». Таким образом, императрица подчеркнула приверженность петровским реформам.

Сразу после появления на Сенатской площади «Медного всадника» площадь была названа Петровской.

«Медным всадником» скульптуру в своей одноимённой поэме назвал А.С. Пушкин. Это выражение стало настолько популярным, что стало практически официальным. А сам памятник Петру I стал одним из символов Санкт-Петербурга.

Вес «Медного всадника» — 8 тонн, высота — более 5 метров.

Легенда о Медном всаднике

самого дня установки он стал предметом для множества мифов и легенд. Противники самого Петра и его реформ предупреждали, что памятник изображает "всадника Апокалипсиса", несущего городу и всей России смерть и страдания. Сторонники Петра говорили, что монумент символизирует собой величие и славу Российской империи, и что Россия останется таковой, пока всадник не сойдет со своего пьедестала.

Кстати, о пьедестале Медного всадника тоже ходят легенды. По замыслу скульптора Фальконе, он должен был быть выполнен в форме волны. Подходящий камень был найден неподалеку от поселка Лахта: якобы на камень указал местный юродивый. Некоторые историки находят возможным, что это - именно тот камень, на который не раз взбирался Петр в ходе Северной войны, дабы лучше видеть расположение войск.

Слава о Медном всаднике разносилась далеко за пределами Петербурга. В одном из отдаленных поселений возникла своя версия возникновения памятника. Версия заключалась в том, что однажды Петр Первый развлекался тем, что перепрыгивал на своем коне с одного берега Невы на другой. В первый раз он воскликнул: "Все Божье и мое!", и перепрыгнул через реку. Во второй раз повторил: "Все Божье и мое!", и снова прыжок оказался удачным. Однако в третий раз император перепутал слова, и сказал: "Все мое и Божье!" В этот момент его настигла Божья кара: он окаменел и навечно остался памятником самому себе.

Легенда о майоре Батурине

Во время Отечественной войны 1812 года в результате отступления русских войск возникла угроза захвата Санкт-Петербурга французскими войсками. Обеспокоенный такой перспективой, Александр I приказал вывезти из города особо ценные произведения искусства. В частности, статс-секретарю Молчанову было поручено вывезти в Вологодскую губернию памятник Петру I, и на это было отпущено несколько тысяч рублей. В это время некий майор Батурин добился свидания с личным другом царя князем Голицыным и передал ему, что его, Батурина преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы своей и направляется по петербургским улицам к Каменному острову, где жил тогда Александр I. Всадник въезжает во двор Каменоостровского дворца, из которого выходит к нему навстречу государь. «Молодой человек, до чего ты довел мою Россию, — говорит ему Петр Великий, — но покуда я на месте, моему городу нечего опасаться!» Затем всадник поворачивает назад, и снова раздается «тяжело-звонкое скаканье». Пораженный рассказом Батурина, князь Голицын передал сновидение государю. В результате Александр I отменил свое решение об эвакуации памятника. Памятник остался на месте.

Есть предположение, что легенда о майоре Батурине легла в основу сюжета поэмы А. С. Пушкина «Медный всадник». Есть также предположение, что легенда о майоре Батурине стала причиной того, что в годы Великой Отечественной войны памятник остался на месте и не был, подобно другим скульптурам, спрятан.

Во время блокады Ленинграда «Медный всадник» был укрыт мешками с землёй и песком, обшит брёвнами и досками.

Реставрации памятника проходили в 1909 и в 1976 годах. При последней из них проводили исследование скульптуры при помощи гамма-лучей. Для этого пространство вокруг памятника оградили мешками с песком и бетонными блоками. Управление кобальтовой пушкой осуществляли из находящегося рядом автобуса. Благодаря этому исследованию оказалось, что каркас памятника может служить ещё долгие годы. Внутрь фигуры была заложена капсула с запиской о реставрации и о её участниках, газету от 3 сентября 1976 года.

В настоящее время «Медный всадник» является популярным местом для молодожёнов.

Этьен-Морис Фальконе задумывал «Медный всадник» без ограды. Но она всё же была создана, до наших дней не сохранилась. «Благодаря» вандалам, оставляющим на гром-камне и самой скульптуре свои автографы, вскоре может быть реализована идея восстановления ограды.