Колонна Марка Аврелия – история великой империи, застывшая в рельефе. Школьная энциклопедия Конная статуя императора марка аврелия описание

Подробности Категория: Шедевры древнего и средневекового изобразительного искусства и архитектуры Опубликовано 14.07.2016 13:11 Просмотров: 2969

Это единственная сохранившаяся до наших дней римская конная статуя.

Такие статуи воздвигались в честь императоров и военачальников. Хотя император изображён без оружия, выражение лица и поза его явно свидетельствуют о том, что всадник – победитель. Это подтверждают и непропорционально большие размеры всадника по сравнению с размерами коня.

Марк Аврелий

Марк Авре́лий Антони́н (121-180) – римский император из династии Антонинов, философ, последователь Эпиктета (древнегреческий философ; раб в Риме, потом вольноотпущенник; основал в Никополе философскую школу).
Марк Аврелий был последним из пяти хороших императоров. Пять хороших императоров – пять последовательно правивших римских императоров из династии Антонинов: Нерва, Траян, Адриан, Антонин Пий, Марк Аврелий. За время их правления, отличавшегося стабильностью и отсутствием репрессий, Римская империя достигла своего наивысшего расцвета.
Марк Аврелий получил прекрасное образование. В 25 лет он начал заниматься философией под руководством Квинта Юния Рустика. Имеются сведения и о других философах, вызванных для него в Рим.
Марк Аврелий многому научился у своего приёмного отца Антонина Пия, который всегда подчеркивал своё уважение к Сенату как учреждению и к сенаторам как членам этого учреждения.
Большое внимание Марк Аврелий уделял судопроизводству. В Афинах он учредил четыре кафедры философии для каждого из господствовавших в его время философских направлений: академического, перипатетического, стоического, эпикурейского. Профессорам было назначено государственное содержание. Так же, как и при его предшественниках, сохранялся институт поддержки детей малообеспеченных родителей и сирот через финансирование алиментарных учреждений.
Не обладавшему воинственным характером Аврелию приходилось участвовать в военных действиях.
В 178 г. Марк Аврелий возглавил успешный поход против германцев, но римские войска настигла эпидемия чумы. 17 марта 180 г. Марк Аврелий скончался от чумы в Виндобоне на Дунае (современная Вена).
После смерти Марк Аврелий был официально обожествлен. Время его правления считается в античной исторической традиции золотым веком. Марка Аврелия называют «философом на троне». Он исповедовал принципы стоицизма (твёрдость и мужество в жизненных испытаниях), и главное в его записках – этическое учение, оценка жизни с философско-нравственной стороны и советы, как к ней относиться.

Статуя Марка Аврелия

Бронзовая древнеримская статуя находится в Риме в Новом дворце Капитолийских музеев. Была создана в 160-180-е годы, а найдена в эпоху Возрождения.
Это единственная конная статуя, уцелевшая с античности. В Средние века считалось, что изображает она императора Константина I Великого, которого христианская церковь канонизировала как «святого равноапостольного». Именно это и спасло памятник, т.к. скульптуры дохристианских правителей считались языческими идолами и подлежали уничтожению.
Первоначально конная статуя Марка Аврелия была установлена на склоне Капитолия напротив Римского форума. Римский форум – площадь в центре Древнего Рима вместе с прилегающими зданиями. Первоначально на нём размещался рынок, позже он включил в себя комиций (место народных собраний), курию (место заседаний Сената) и приобрел дополнительно политические функции. Эта площадь служила центром общественной жизни.
В XII в. статуя была перенесена на площадь Латерана. В XV в. ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил изображения на монетах и распознал личность всадника – им был Марк Аврелий. В 1538 г. по распоряжению папы Павла III её поместили на Капитолии. Цоколь для статуи сделал Микеланджело – в этом же году под руководством великого Микеланджело Буонарроти началась реконструкция Капитолийской площади, длившаяся более 120 лет и превратившаяся в прекрасный архитектурный ансамбль, одну из главных достопримечательностей Рима.
Статуя проста по замыслу и композиции. Марк Аврелий изображён в солдатском плаще поверх туники, но без оружия. Правая рука с жестом оратора, обращающегося к войску, говорит о том, что это триумфальный памятник, воздвигнутый по случаю победы. Однако этот жест можно понимать как великодущие по отношению к побеждённым.
Одновременно Марк Аврелий изображен и как философ-мыслитель. На нем туника, короткий плащ, на обнаженных ногах сандалии. Лицо Марка Аврелия индивидуально, что было характерно для римской скульптуры того времени, хотя и несколько идеализировано. Густые вьющиеся волосы и довольно длинная борода выполнены глубоко врезанными, крупными завитками. Голова слегка наклонена вперед, губы плотно сжаты. Глаза, как и на других портретах, полуприкрыты.
Под поднятым копытом коня прежде находилась скульптура связанного варвара – символ поверженного врага.

На Капитолийской площади стоит памятник Марку Аврелию -единственная сохранившаяся античная бронзовая конная статуя. Статуя уцелела только потому, что ее считали изображением императора Константина Великого, который покровительствовал христианам и был всегда глубоко почитаем ими. Марк Анний Катилий Север, вошедший в историю под именем Марка Аврелия, родился в Риме 26 апреля 121 года. В 139 году его усыновил император Антонин Пий, тогда он же стал именоваться Марк Элий Аврелий Вер Цезарь. Впоследствии как император носил официальное имя Цезарь Марк Аврелий Антонин Август (или Марк Антонин Август).

Аврелий получил прекрасное образование. С двенадцати лет он приступил к серьезному изучению философии и занимался ею всю жизнь. После его смерти осталось написанное им по-гречески философское сочинение "К самому себе". Благодаря этому произведению Аврелий вошел в историю как император-философ. С детских лет Марк усвоил принципы стоической философии и являл собой образец стоика: он был человеком нравственным, скромным и отличался исключительной стойкостью в перенесении превратностей жизни. "С самых юных лет обладал он таким спокойным характером, что ни радость, ни горе никак не отражались на выражении его лица". В сочинении "К самому себе" есть такие слова: "Всегда ревностно заботься о том, чтобы дело, которым ты в данный момент занят, исполнять так, как достойно римлянина и мужа, с полной и искренней сердечностью, с любовью к людям, со свободой и справедливостью; и о том также, чтобы отстранить от себя все другие представления. Это удастся тебе, если ты каждое дело будешь исполнять, как последнее в своей жизни, свободный от всякого безрассудства, от обусловленного страстями пренебрежения к велениям разума, от лицемерия и недовольства своей судьбой. Ты видишь, как немногочисленны требования, исполнив которые всякий сможет жить блаженной и божественной жизнью. Да и сами боги от того, кто исполняет эти требования, ничего больше не потребуют.

Время человеческой жизни - миг; ее сущность - вечное течение; ощущение - смутно; строение всего тела - бренно; душа - неустойчива; судьба - загадочна; слава - недостоверна. Одним словом, все, относящееся к телу, - подобно потоку, относящееся к душе - подобно сновидению и дыму. Жизнь - борьба и странствие по чужбине; посмертная слава - забвение.

Не поступай ни против своей воли, ни вразрез с общим благом, ни как человек опрометчивый или поддающийся влиянию какой-нибудь страсти, не облекай свою мысль в пышные формы, не увлекайся ни многоречивостью, ни многоделанием..."

Антонин Пий приобщил Марка Аврелия к управлению государством в 146 году, дав ему власть народного трибуна. Помимо Марка Аврелия Антонин Пий усыновил также Луция Вера, так что после его смерти власть перешла сразу к двум императорам, совместное правление которых продолжалось до кончины Луция Вера в 169 году. Но в период их совместного правления решающее слово всегда принадлежало Марку Аврелию.

Время правления династии Антонинов было едва ли не самым благополучным в истории Римской империи, когда не только город Рим, но и провинции пользовались благами мирного времени и переживали экономический подъем, причем для провинциалов широко распахнулись двери Рима. Элий Аристид, обращаясь к римлянам, писал: "При вас все для всех открыто. Всякий, кто достоин государственной должности или общественного доверия, перестает считаться чужеземцем. Имя римлянина перестало быть принадлежностью только города Рима, но стало достоянием всего культурного человечества. Вы установили такое управление миром, как будто он является единой семьей.

В наше время все города соперничают между собой в красоте и привлекательности. Везде множество площадей, водопроводов, торжественных порталов, храмов, ремесленных мастерских и школ. Города сияют блеском и красотой, и вся земля цветет, как сад".

О Марке Аврелии античные историки отзываются так: "От всех прочих наклонностей Марка Аврелия отвлекали философские занятия, которые сделали его серьезным и сосредоточенным. От этого, однако, не исчезла его приветливость, какую он проявлял, пpeжде всего, по отношению к своим родным, затем - к друзьям, а также и к менее знакомым людям. Он был честным без непреклонности, скромным без слабости, серьезным без угрюмости".

"К народу он обращался так, как это было принято в свободном государстве. Он проявлял исключительный такт во всех случаях, когда нужно было либо удержать людей от зла, либо побудить их к добру, богато наградить одних, оправдать, выказав снисходительность, других. Он делал дурных людей хорошими, а хороших - превосходными, спокойно перенося даже насмешки некоторых. Он никогда не проявлял пристрастия в пользу императорского казначейства, когда выступал судьей по таким делам, какие могли бы принести последнему выгоду. Отличаясь твердостью, он в то же время был совестлив".

Однако на долю римлян в правление Марка Аврелия выпало много бедствий. Жизнь заставила императора-философа стать отважным воином и осмотрительным правителем.

В 162 году римлянам пришлось начать военные действия против парфянских войск, которые вторглись в Армению и Сирию. В 163 году Рим одержал победу над Арменией, а в следующем году - над Парфией. Но ни Армения, ни Парфия не были превращены в римские провинции и сохранили фактическую независимость.

Победа римлян в значительной мере была сведена на нет тем обстоятельством, что в 165 году в римских войсках, находившихся на Востоке, началась чума. Эпидемия перебросилась в Малую Азию, в Египет, а затем в Италию и на Рейн. В 167 году чума захватила Рим.

В том же году мощные германские племена маркоманнов и квадов, а также сарматы вторглись в римские владения на Дунае. Еще не была закончена война с германцами и сарматами, как начались волнения в Северном Египте.

После подавления восстания в Египте и после окончания войны с германцами и сарматами в 175 году наместник Сирии Авидий Кассий, выдающийся полководец, провозгласил себя императором, и над Марком Аврелием нависла угроза потерять власть. Античные историки так пишут об этом событии: "Авидий Кассий, на Востоке провозгласивший себя императором, был убит воинами против воли Марка Аврелия и без его ведома. Узнав о восстании, Марк Аврелий не очень разгневался и не применил никаких суровых мер к детям и к родным Авидия Кассия. Сенат объявил его врагом и конфисковал его имущество. Марк Аврелий не пожелал, чтобы оно поступило в императорскую казну, и поэтому по указанию сената оно перешло в государственную казну. Марк Аврелий не приказывал, а лишь допустил, чтобы убили Авидия Кассия, так что для всех было ясно, что он пощадил бы его, если бы это от него зависело".

В 177 году Рим воевал с мавританцами и победил. В 178 году на римские владения снова двинулись маркоманны и другие племена. Марк Аврелий вместе со своим сыном Коммодом возглавил поход против германцев, и ему удалось достигнуть больших успехов, но снова началась чума в римских войсках.

От чумы 17 марта 180 года Марк Аврелий и скончался на Дунае в Виндобоне (современная Вена). На портретах Марк Аврелий предстает человеком, живущим внутренней жизнью. Все, что возникло уже при Адриане, в нем доводится до последней черты. Исчезают даже те холеность и внешний лоск, которые связывали Адриана с внешним окружением. Еще гуще и пушистее волосы, еще длиннее борода, еще ярче дробится светотень в прядях и локонах. Еще сильнее разработан рельеф лица, с глубоко западающими морщинами и складками. И еще выразительнее взгляд, переданный совершенно особым приемом: зрачки высверлены и подняты к тяжелым, полузакрывшимся векам. Взгляд и есть самое главное в портрете. Это новый взгляд- тихий, ушедший в себя, отрешенный от земной суеты. От почетных памятников Марка Аврелия сохранились триумфальная колонна в честь германских и сарматских походов и конная статуя. Триумфальная колонна была сооружена в 176 - 193 годы по образцу колонны Траяна. Колонна Марка Аврелия сложена из тридцати мраморных блоков со скульптурным рельефом, который поднимается спиралью и развертывает перед зрителем картины боев с сарматами и маркоманнами. Наверху стояла бронзовая статуя Марка Аврелия, впоследствии она была заменена статуей св. Павла. Внутри колонны лестница из 203 ступеней освещается 56 световыми отверстиями. Площадь, в центре которой стоит колонна Марка Аврелия, лаконично называется Пьяцца Колонна.

Монументальная бронзовая конная статуя Марка Аврелия создана около 170 года. В 16-м столетии статуя после долгого перерыва вновь была установлена по проекту Микеланджело на площади Капитолия в Риме на пьедестал строгой формы. Она рассчитана на рассмотрение с разных точек зрения, впечатляя великолепием пластических форм. Проживший жизнь в походах, Марк Аврелий изображен в тоге - одежде римлянина, без императорских отличий. Образ императора - воплощение гражданственного идеала и гуманности. Сосредоточенное лицо стоика исполнено сознания нравственного долга, спокойствия духа. Широким умиротворяющим жестом обращается он к народу. Это образ философа, автора "Размышлений наедине с собой", безразличного к славе и богатству. Складки одежды сливают его с могучим корпусом великолепно отлитого медленно идущего коня. Движение коня как бы вторит движению всадника, дополняя его образ. "Прекраснее и умнее головы коня Марка Аврелия, - писал немецкий историк Винкельман, - нельзя найти в природе".

В 160-180 годы нашей эры был создан знаменитый памятник Марку Аврелию. Этот человек правил государством тысячи лет назад, но люди и сейчас вспоминают его имя с уважением и почтением. Чем римский правитель заслужил такое отношение? Почему бронзовая конная статуя Марка Аврелия является главным монументом Рима?

За что помнят императора-философа?

"Государство будет процветать, когда править будут философы, а правители станут заниматься философией", - любимое высказывание Аврелия.

Прославился он своей величайшей мудростью, отличавшей его от предыдущих владык. Философ, занимавший престол, мог часами находиться один в комнате и разговаривать сам с собой. Это человек, который любил и почитал искусство философии, разбирался в науке жизни и человеческой душе.

На период правления выпало много бед: наводнения, войны, чума, предательство. Однако люди жили в те годы с твердой уверенностью в завтрашнем дне. Когда императору доложили о предательстве его лучшего полководца, философ лишь покачал головой и ответил: «Если ему суждено стать правителем, он обязательно добьется власти. Если ему суждено умереть, он придет к смерти и без нашей помощи. Не настолько плохо мы живем, чтобы он выиграл». Предсказание оказалось пророческим. Спустя 3 месяца сподвижники бунта сами отрубили голову генерала и отправили в подарок настоящему правителю. Он пощадил всех, за исключением некоторых важных персон.

Также истории известен ещё один случай, доказывающий мудрость императора-философа. В период тяжелой войны не хватало ни людей, ни золота. Для участия в военных действиях освобождались рабы и гладиаторы. Чтобы найти деньги, правитель начал распродавать свое собственное имущество. В течение двух месяцев длился аукцион, но средства все же были найдены. Уже после победы император предлагал вернуть золото взамен на вещи, но не принуждал тех, кто хотел оставить покупку себе.

Многие критики и исследователи отмечают период его правления как время процветания и благополучия. Историки утверждают, что это один из мудрейших правителей Рима, прославивший свое государство и свой народ.

Конная статуя Марка Аврелия

Давайте узнаем ее историю. Конная статуя Марка Аврелия в Риме была построена в 160-180 гг. н. э. На данный момент она является самой популярной достопримечательностью города и единственным уцелевшим памятником того времени.

В XII веке всадник с конем располагались перед Латеранским дворцом. В 1538 году их перенесли на Капитолийскую площадь, после чего Микеланджело Буонарроти приступил к реконструкции.

Почему памятник сохранился до наших времен?

В период уничтожения христианами всех скульптур времен дохристианских правителей произошла ошибка. Конную статую Марка Аврелия приняли не за изображение языческого императора, а за облик Константина Великого. Именно это спасло монумент от разрушения.

Древний миф

Если посмотреть на оригинальную версию скульптуры, то можно увидеть сову на голове лошади. Легенда гласит, что когда позолота сойдет с памятника, а сова запоет между ушей лошади, наступит конец света и все человечество погрузится во тьму. Вот такое печальное будущее ждало бы все население земного шара, если бы статую не реконструировали несколько раз.

Отношение к великому правителю в наши дни

В 1981 году конную статую Марка Аврелия сняли с площади и отправили на реставрацию. На тот момент на скульптуре практически не осталось позолоты.

12 апреля 1990 года завершился ремонт образа великого правителя, и его нужно было вернуть на свое законное место. Перевозка скульптуры особо не афишировалась и проводилась в сопровождении нескольких полицейских машин и мотоциклов.

Внезапно произошло чудо. Люди стали собираться со всех сторон, чтобы посмотреть на памятник. Толпа с радостными лицами кричала «Аве, император!», махала руками и аплодировала. Собралось огромное количество зрителей, которые с нетерпением ждали возвращения исторической достопримечательности на ее законное место. Тысячи жителей поднимали правую руку, с опущенной вниз ладонью, в знак почета и уважения к Марку Аврелию.

Машины приветственно сигналили, никого не волновала образовавшаяся пробка. Создавалось такое впечатление, что перед ними не статуя, а сам император, возвращавшийся домой после очередного сражения. Атмосфера того дня словно бы перенеслась в эпоху правления Марка Аврелия. За счет образовавшейся толпы, экипаж ехал со скоростью пешехода, но разгонять народ не спешили. Для Рима этот день стал настоящим праздником, многие жители запомнят эту дату на всю жизнь - день возвращения конной статуи Марка Аврелия домой.

Сейчас на Капитолийской площади находится копия монумента, а сам оригинал стоит в музее рядом.

Это был наглядный пример силы и значимости истории для народа. Статуя пронесла память о правителе сквозь столько веков. А реакция жителей доказывает, что любовь к великому Марку Аврелию не угасла. Люди помнят его мудрость и все, что он сделал для своего народа.

портрета. Конная статуя Марка

Аврелия. Позднеантичная живопись

(Помпеи, Геркуланум, Стабии)

Глиптотека (коллекция бюстов)/Римский скульптурный портрет - один из самых значительных периодов в развитии мирового портрета, охватывающий примерно пять веков (I в. до н. э. - IV в. н. э.), характеризуется необыкновенным реализмом и стремлением передать характер изображённого; в древнеримском изобразительном искусстве по своему качеству занимает одно из первых мест среди других жанров.

Отличается значительным количеством дошедших до нас памятников, которые кроме художественной имеют значительную историческую ценность, так как дополняют письменные источники, демонстрируя нам лица участников важных исторических событий. По мнению исследователей, этот период заложил основы последующего развития европейского реалистического портрета. Подавляющее количество изображений выполнены в мраморе, встречаются и бронзовые изображения, дошедшие в меньшем количестве. Хотя многие римские портреты идентифицированы с конкретными личностями либо прямо имеют надпись, указывающую на то, кто послужил им моделью, ни одного имени римского портретиста не сохранилось.

Одним из корней реализма римского портрета стала его техника: как считают многие ученые, римский портрет развился из посмертных масок, которые было принято снимать с умерших и хранить у домашнего алтаря (lararium) вместе с фигурками лар и пенатов. Они изготавливались из воска и назывались imagines.

Политическая функция римского портрета

С наступлением времен Империи портрет императора и его семьи стал одним из мощнейших средств пропаганды.

Развитие древнеримского портрета было связано с усилением интереса к индивидуальному человеку, с расширением круга портретируемых. Риму свойственен нарождающийся интерес к конкретному человеку (в отличие от интереса к человеку вообще в искусстве Древней Греции). В основе художественной структуры многих древнеримского портрета - чёткая и скрупулёзная передача неповторимых черт модели при соблюдении единства индивидуального и типического. В отличие от древнегреческого портрета с его тягой к идеализации (греки считали, что хороший человек обязательно должен быть красивым - калокагатия), римский скульптурный портрет оказался максимально натуралистичным и до сих пор считается одним из наиболее реалистичных образцов жанра за всю историю искусства. Древние римляне обладали такой верой в себя, что считали личность человека достойной уважения в том виде, какая она есть, без всяких приукрас и идеализаций, со всеми морщинами, лысинами и избыточным весом (см. к примеру портрет императора Вителлия).

Римские портретисты впервые попытались разрешить задачу, которая в конечном счете стоит и перед современными художниками, - передать не только внешний индивидуальный облик определенного человека, но и отличительные особенности его характера.

Общие тенденции

Создавались не только римскими ремесленниками, но и рабами-мастерами, в том числе пленными греками. Тем не менее, общую пропорцию установить невозможно.

Большое число подделок в Новое время и ложных реконструкций

Опознание мраморных голов путем сравнения с профилями на монетах

Портрет императора (династические портреты) в большинстве случаев является наиболее репрезентативным для определения общего стиля эпохи, так как эти произведения выполняли наиболее умелые ремесленники и, вдобавок, остальные подданные, заказывая свои изображения, ориентировались на моду, заданную императором.

Произведения, создаваемые в столице, являлись эталонными. При этом провинциальный портрет по своей стилистике мог отставать от моды на десятилетия. Кроме того, в провинциальном портрете (в зависимости от региона) сильнее было влияние греческого портрета.

На земле сотни тысяч конных монументов, скульптур и памятников, посвященных великим людям, историческим событиям или просто установленным ради красоты. Но среди них есть самые-самые, о них и пойдет речь.

Самые древние конные монументы

Традиции увековечивать героев и события в конном монументе берут начало с античности. Древние греки (и особенно римляне) любили водрузить статую в память о ком-либо (о чем-либо) на видном месте. Однако до наших дней мало что уцелело, а то, что осталось, вписано в золотой фонд мировой культуры. Какие конные памятники на планете самые древние?

Квадрига Святого Марка

В Венеции (Италия) есть собор Святого Марка, построенный в незапамятном 829 году и ныне внесенный в список наследия ЮНЕСКО. В базилике собора (колоннаде, украшающей главный вход) стоит скульптурная группа - четыре лошади из позолоченной бронзы, знаменитая квадрига Святого Марка. Утверждают, что этих четырех коней из бронзы сделал знаменитый античный скульптор Лисипп в IV веке до нашей эры (то есть 2400 лет тому назад). Поначалу кони украшали ипподром в Константинополе. Однако во время IV крестового похода крестоносцы привезли из Константинополя много чего ценного, в том числе и квадригу. С тех пор (более 800 лет) квадрига украшает собор Святого Марка. Мастерством и изяществом исполнения бронзовые кони поражали еще средневековых ценителей. В 1364 году великий итальянский поэт Франческо Петрарка писал о ней: «…красуются четыре позолоченных коня из бронзы, которым древний художник придал такое сходство с живыми, что, кажется, ты слышишь их топот и ржание».

Поражают они и наших современников. На сегодня это единственная сохранившаяся античная многофигурная конная скульптура в мире и одна из немногих конных скульптур, сохранившихся с античности до наших дней. По возрасту квадрига Святого Марка - самый древний конный памятник на планете.

Статуя Марка Аврелия

В Риме, в Капитолийском музее, хранится древнеримская бронзовая статуя, изображающая римского императора Марка Аврелия. Это единственная конная статуя, изображающая всадника на лошади, сохранившаяся с античности. Скульптура в два раза превышает натуральную величину. Ее создание датируют 160-180 годами до нашей эры, то есть около 2100-2200 лет назад. Первоначально эта конная статуя стояла на склоне Капитолийского холма, напротив Римского форума. В Средневековье, когда боролись с «язычеством», скульптура уцелела чудом, поскольку католики немного запутались, кто это, собственно, изображен. Долгое время считали, что статуя изображает другого императора - Константина I Великого, страстного католика. Только в XII веке ватиканский библиотекарь Бартоломео Платина сравнил древнеримские монеты и опознал бронзового всадника. Сама скульптура (как мы уже говорили) хранится в музее, а ее точная копия украшает площадь перед Капитолийскими дворцами.


Бамбергский всадник

Бамбергский кафедральный собор, что в небольшом баварском городке Бамберге, один из уникальных памятников средневековой архитектуры. Возраст собора - около 1000 лет. Самый знаменитый шедевр собора - статуя всадника на лошади, выполненная из песчаника. Всадник был создан около 1235 года (то есть почти 800 лет назад) немецким скульптором Фейтом Штоссом, и на сегодня это самая древняя конная скульптура в Европе со времен античности. Первоначально всадник был цветным - лошадь серо-белая, сбруя позолоченная, одежда раскрашена в желтые тона с примесью сусального золота. Примерно 200 лет назад по приказу баварского короля Людвига все цветные детали были зачем-то удалены. Теперь скульптура однотонная. Кого изображает всадник - историки не пришли пока к единому мнению.

Статуя Гаттамелаты

В 1453 году великий итальянский скульптор Донателло изваял из бронзы конную статую итальянского предводителя наемников (кондотьера) Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата (что в переводе означает «льстивая кошка»). Эразмо де Нарни не принадлежал к числу ярких полководцев, а памятник Донателло изготовил всего лишь по заказу вдовы и сына Гаттамелаты после его кончины - вполне коммерческая работа. Прошли века, люди порядком забыли про кондотьера, но его бронзовое изображение почти 600 лет украшает итальянский город Падую и сегодня является одним из самых старых (и самых знаменитых) конных изваяний Европы.

Памятник Петру I перед Инженерным замком

В России традиции возведения монументов, конных в том числе, не имеют столь глубоких корней. Собственно, они берут начало с Петра I, а точнее - с его изображения. «По обычаю римских императоров» создал памятник Петру I скульптор Растрелли. Петр и правда похож в этом монументе на римского - верхом на коне, в римских одеждах, с венком на голове и соответствующим выражением лица. Модель памятника была изготовлена Растрелли еще при жизни Петра I, сам монумент отлит из бронзы в 1745-1747 годах другим итальянским мастером Мартелли, после чего, как часто бывает в России, не понравился дочери Петра Елизавете и более 50 лет хранился на складах Канцелярии строений - о нем забыли. Монумент был установлен перед Инженерным (Михайлов-ским) замком только в 1800 году по велению Павла I (с надписью «Прадеду от правнука»). Хотя этот памятник установили на постоянное место на 18 лет позже открытия знаменитого Медного Всадника, именно это скульптурное изображение Петра I является первым конным монументом в России.


Самые большие каменные кони

Насколько большой конный монумент построить человек? О самым больших конных скульптурах читайте дальше.

Конная статуя Чингисхана

Рекордсмен по размерам в мире - конная статуя Чингисхана в местечке Цонжин-Болдоге в 54 км от столицы Монголии Улан-Батора. Чингисхан - чрезвычайно почитаемая в Монголии историческая персона, ему возведено множество разных памятников. Но творение монгольских мастеров - скульптора Д.Эрдэнэбилэг и архитектора Ж.Энхжаргала - превзошло все ранее построенные. Монумент возведен недавно, его открытие состоялось в сентябре 2008 года. Высота статуи 40 метров плюс 10-метровый постамент. Для изготовления скульптуры понадобилось только нержавеющей стали 250 тонн плюс огромное количество других материалов. В постаменте расположен конференц-зал, ресторан, развлекательный центр и сувенирный магазин. На голове лошади - смотровая площадка. Конная статуя Чингисхана в Цонжин-Болдоге внесена в Книгу Рекордов Гиннеса как самая большая конная скульптура в мире.


Памятник трем генералам в Атланте

На каменной скале в национальном парке Стоун-Маунтейн, неподалеку от Атланты (штат Джорджия, США), возведен поистине уникальный памятник-барельеф трем генералам, героям Гражданской войны Севера и Юга - статуи Джефферсона Дэвиса, генералов Роберта Эдварда Ли и Томаса Джексона. Три военачальника, возглавлявшие побежденную Конфедерацию. В Атланте до сих почитают конфедератов, и идея создания памятника родилась в начале ХХ века. Проект был готов в 1917 году, но работы начались намного позже. Претворить планы в жизнь сумел скульптор Рой Фолкнер, который потратил на создание грандиозной скульптурной группы 8 лет и 174 дня (с 12 сентября 1963 года по 3 марта 1972 года). Памятник вырублен в скале Стоун-Маунтейн, занимает площадь в половину гектара (5000 квадратных метров). Начинается скульптора на высоте 137 метров над землей, высота всадников около 30 метров. Существует байка о том, что по окончании строительства на плече одного из всадников был устроен банкет. Композиция является самой большой каменной скульптурой в мире и внесена в Книгу Рекордов Гиннеса.


Памятник Салавату Юлаеву

Самая большая конная статуя на территории России установлена в Уфе. Это памятник Салавату Юлаеву, национальному башкирскому герою. Салават Юлаев прославился тем, что примкнул к войскам Пугачева и таким образом боролся за свободу и независимость. Монумент установили в 1967 году, когда герои, боровшиеся против царского режима в любые времена, были особенно популярны. Памятник получился весьма колоритным. Создал его местный скульптор Сосланбек Тавасиев - на разработку проекта у него ушло целых 30 лет. Воплотили в жизнь его проект на одном из ленинградских заводов. Монумент отлит из бронзированного чугуна, весит более 40 тонн, его высота 9 метров (вместе с постаментом - 22 метра).


Бронзовая скульптура Яна Жижки

Бронзовое изваяние Яна Жижки - самая большая конная статуя в Европе. Всадник Ян Жижка - так ее называют в Чехии - стоит на холме Витков в Праге. Ян Жижка - национальный герой Чехии, который в Средние Века боролся за свободу чехов против крестоносцев. И, судя по всему, победил. Теперь конная фигура одноглазого полководца украшает чешскую столицу. Ян Жижка, конечно, намного меньше Чингисхана (так уж получилось!), но его размеры впечатляют - высота конной статуи вместе с постаментом 22 метра, вес 16,5 тонн. Строительство монумента затянулось на долгие годы. Чешский скульптор Богумил Кафка начал работу над памятником накануне Второй мировой войны. Отлить в бронзе его удалось только в 1946 году, а торжественное открытие состоялось четыре года спустя, в 1950-м. Печально, но создатель памятника Богумил Кафка до его открытия не дожил.